Открытый урок "Озеро Байкал- жемчужина Сибири". методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Тема: Проблемы озера Байкал (8-й класс)

Технология: интегрированного обучения (широкое применение межпредметных связей), личностно-ориентированного, модульного обучения.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Форма урока: урок-экспедиция.

Форма работы: групповая.

Оборудование: физическая карта России, карта озера Байкал, фотографии озера, два видеофрагмента, четыре пакета заданий для команд, таблички с названиями команд, флажки красного и зелёного цвета, заготовленные таблички с указанием проблем озера.

Цели урока:

1. Расширить знания учащихся об озере Байкал как своеобразном ПК, показать значение Байкала для России.

2. Продолжить формирование навыков обработки географической информации, умения делать выводы из полученных результатов.

3. Продолжить формирование экологической культуры личности, вызвать чувство сопричастности к решению экологических проблем своей страны.

4. Проанализировать изменения, произошедшие в ПК Байкала и выявить их причины; составить прогноз состояния природы озера и предложить меры по сохранению.

5. Формировать навыки коллективной работы, и умение выступать перед аудиторией.

Эпиграф к уроку: Чудо природы во всех отношениях

Л. С. Берг

Ход урока: (вступительное слово учителя)

Ребята, сегодня мы поговорим с вами об одном из прекраснейших уголков нашей страны, жемчужине Сибири - озере Байкал. «Как он под стать самой Сибири, величественный, открытый и непокорный», писал А. Твардовский. «Чудо природы во всех отношениях» - говорил Л.С. Берг. Он красив в любое время года. Сейчас весна, просыпается природа, просыпается Байкал, освобождаясь от зимнего ледяного покрывала. Давайте посмотрим, как это происходит (видеофрагмент).

(На фоне видеофрагмента - речь учителя):

Байкал… - «святое море», «святое озеро», «святая вода» - так называли Байкал с незапамятных времен и коренные жители и русские, пришедшие на его берега уже в 17 веке и путешествующие иноземцы, все преклонялись перед его величественной, неземной красотой.

Не стану уверять, что прекраснее Байкала нет места на Земле. Мы с рождения, впитываем в себя картины нашей Родины, они во многом влияют на наш характер и определяют нашу человеческую суть. И все-таки у природы есть свои любимцы, которые она при создании отделывает с особы м тщанием и наделяет особой властью. Байкал, казалось бы, должен подавлять человека своим величием. Он же наоборот возвышает его. Редкое чувство приподнятости и одухотворенности испытываешь на Байкале, точно и тебя коснулась тайная печать вечности и совершенства. Байкал создан как венец и тайна природы не для производственных нужд и потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него воду, - главное и бесценное его богатство. Не зря в переводе с бурятского «Бай-Гал» означает «богатое озеро». А богатства этого в Байкале 23000 км 3 50 лет можно поить все человечество, 80% пресной воды России содержит озеро и 20% пресной воды мира.

Ну а остальные цифры может быть прокомментируете вы? 1637 м, 40 м, L=637 км, S=37,5 тыс.км 2 , Ш=29-80 км, 70% животных - эндемики (новое слово). (Данные предварительно записаны на доске).

Озеро Байкал включено в список всемирного и культурного наследия ЮНЕСКО (56 объектов из 105 стран). Несмотря на это озеро в опасности, говорит Гринпис России. Под угрозой экологической катастрофы находится уникальная экосистема священного сибирского моря.

Людям уже известна судьба Великих американских озер, которые были настолько загрязнены, что на берегах стояли предупреждающие таблички «Купаться запрещено!». Но американцы сумели изменить ситуацию. Теперь озера чисты. Мы тоже можем многое изменить, но для этого нужно знать проблемы и причины их вызывающие, чтобы сохранить ПК.

Выяснить почему Байкал назван чудом природы, каковы проблемы озера и в чем их причины - это задачи нашего урока, ведь от того как мы научимся решать эти проблемы во многом зависит наше будущее.

Для этого давайте вместе пройдем путь исследования и изучения проблем озера, отправившись в экспедицию на четырех кораблях.

1. Для изучения истории формирования озера и происходящих изменений отправляются ученые корабля «Рифт» (новое слово).

2. Для изучения уникально чистой воды Байкала отправляются исследователи корабля «Кристалл».

3. Причины уникальности животного мира и проблемы этого компонента ПК выяснят ученые корабля «Биолог».

4. Изучение хозяйственной деятельности на Байкале будут заниматься участники экспедиции «Прогресс».

Перед отплытием выберите руководителей. В их обязанности входит следить за выполнением заданий экспедиции и заполнив алгоритм отчета рапортовать об ее окончании выбросив зеленый флажок. Я как руководитель во время экспедиции буду курсировать по акватории озера и в случае затруднения, вы можете обратиться ко мне за помощью, выбросив красный флажок. Корабль, первый справившийся с заданием получает премию.

Итак, работать вы будете самостоятельно. В пакете у вас карточки задания каждому участнику и материал, который поможет в работе: графики, таблицы, фотографии, дополнительная литература, газетные статьи.

Задача каждого участника: выполнить свое задание и доложить о результатах руководителю. На основе чего он заполняет алгоритм отчета и выступает, оценивая после работу участников.

Итак, выберите из предложенных вопросов те, которыми бы вы хотели заниматься. И в путь! Удачи вам.

После выполнения работы - обсуждение результатов. В ходе обсуждения на доске учитель прикрепляет таблички изменений в ПК.

Ожидаемый результат:

Но мы не можем, ребята, остановиться просто на перечислении проблем и причин, их вызывающих.

Озеро в опасности. Что делать, какие же меры принимать?

Необходим жесткий контроль:

1) за стоками;

2) очистные сооружения;

3) перепрофилировать;

4) создание заповедников и национальных парков;

5) борьба с браконьерами.

Над Байкалом нависла еще одна проблема: строительство нефтепровода «Россия-Китай», который будет проложен через бассейн Байкала. Почему это опасно? Какие природные явления характерны для района озера? Какие связи между компонентами природы существуют?

Совершенно верно. Что делать?

В 2002 году экологи России проводили акцию против нефтепровода «Россия-Китай» компанией Юкос. Они обратились ко всем людям, неравнодушным к проблемам нашей страны писать обращения и письма. Они уверяют, что это не бесполезно. Предлагаю вам принять в этой акции участие.

«Моу Старо – Матакская сош»

Алькеевского района Республики Татарстан

Уникальность озера Байкал как «жемчужины» Сибири.

Урок географии в 8 классе.

Учителя географии и биологии,

высшей квалификационной категории Тихоновой Надежды Михайловны.

20.03.2009

Тема урока : Уникальность озера Байкал как «жемчужины» Сибири

Тип урока : урок – исследование, изучение нового материала.

Цели:

Образовательные: углубить знания о физико – географических закономерностях на примере Байкала.

Воспитательные: формирование экологического сознания школьников на примере экологических проблем Байкала и их причин.

Развивающие: развитие навыков работы с различными справочными и публицистическими материалами.

Средства обучения : презентация в виде Power Point , настенные карты «Физическая карта России», « Экономическую карта Средней и Северо-Восточной Сибири», атласы, аудиозапись «Звуки природы», справочники, интерактивная доска.

Опорные знания и умения : тектонический разлом, эндемик, тайга, озерная котловина.

Методы и приемы работы : образный рассказ учителя, беседа, сообщения учащихся, практическая работа, активизация опорных знаний в ходе беседы.

Номенклатура: Баргузинский заповедник, о-в Ольхон, залив Провал.

Эпиграф

«Чудо природы во всех отношениях»

Л. С. Берг

Ход урока

    Организационный момент.

Подготовка обучающихся к восприятию новой темы (включение аудиозаписи звуки природы «Шум воды»).

Проверка подготовки учащихся к уроку. Приветствие учителя

    Актуализация знаний

— Что вы знаете о Байкале?

    Сообщение темы и цели урока (слайды 1,2,3,4)

Заполнение первой колонки таблицы 1 (слайд 5)

    Изучение нового материала

    Практическая работа учащихся.

— Используя физическую карту, определите географическое положение озера Байкал и докажите, что оно является «жемчужиной» Сибири.

    Рельеф, тектоническое строение (слайды 6, 7)

Озеро Байкал находится на юге Восточной Сибири. В форме рождающегося полумесяца оно вытянулось с юго-запада на северо-восток. Байкал занимает 8 место в мире среди озер и приблизительно равен площади Бельгии. Глубже Байкала нет озер на материках нашей планеты — 1637 м к востоку от острова Ольхон показал эхолот в 1974 г. Дно Байкальской впадины находится на 1200 м ниже уровня океана — это самое низкое место на всей суше земного шара.

    Климат, особенность природы воды.

В мире не сохранилось открытых водоемов с пресной водой, пригодной для разлива питьевой воды, кроме него. Воды Байкала обладают исключительно высокими вкусовыми качествами. Климат озера и его побережья имеет черты морского.

Огромные водные массы Байкала в жаркий летний период прогреваются до глубины 200-250 метров, но из-за сильных ветров вода в нем постоянно перемешивается, и верхние слои ее не успевают прогреваться. Поэтому даже в июле температура воды в озере — около +10°С.(слайд 8)

Котловина озера вмещает пятую часть всей пресной воды на Земле (23000 куб. км). Чтобы вынести ее в море, всем рекам планеты пришлось бы трудиться восемь месяцев! По объему воды Байкал почти в 100 раз превосходит Азовское море. К тому же, Байкал — самое чистое на Земле естественное хранилище пресной питьевой воды. (слайд 9)

Сообщения учащихся (слайд 10)

Огромное озеро заметно влияет на окружающую местность: летом здесь на 5-6 градусов прохладнее, а зимой — градусов на 10 теплее, чем, например, в Иркутске. Поэтому озеро покрывается льдом лишь в конце декабря, а единственная вытекающая из него река — быстрая и широкая Ангара — на протяжении первых тридцати километров вообще не замерзает. Байкалом называют не только озеро, но и территорию вокруг озера, включающую в себя Иркутскую область и несколько районов республики Бурятия.

(слайд 11)

    Своеобразие органического мира (показ кинофильма (слайд 12)).

Сообщение учащихся о эндемиках Байкала (слайд 13,14).

    Современные исследования на Байкале (слайд 15).

Ученые завершили первый этап исследовательских работ в рамках научной экспедиции по изучению Байкала — самого глубокого пресноводного озера планеты, в ходе которого глубоководные обитаемые аппараты «Мир-1» и «Мир-2» совершили 52 погружения, сообщил РИА Новости вице-президент Фонда содействия сохранению озера Байкал Михаил Борзин.

Самая глубокая точка Байкала, которой достигли «Миры», составляет 1,608 тысячи метров от поверхности озера. Научная экспедиция на Байкале рассчитана на два года. В ходе ее второго этапа, запланированного на 2009 год, планируется около 100 погружений аппаратов «Мир-1» и

«Мир-2».

    Охрана озера и его использование человеком. Выполнение задания (слайд 16)

    Как используются ресурсы озера и его бассейна?

    Назовите охраняемые объекты на побережьях озера (заповедники, национальные парки и др.).

    Назовите типичных животных для каждого из заповедников.

    Какая река приносит наибольшее количество воды в озеро?

    С каким государством необходимо международное соглашение по сохранению чистоты ее вод?

    Перечислите природные ресурсы озера. Какой из них имеет наибольшее значение?

    Закрепление (слайды 17-2).

Объясните значение следующих слов: Уникальность, 15-20 млн. лет, Ангара, прозрачность, эндемики, нерпа, сарма, Ольхон, тревога, голомянка.

— Пользуясь текстом учебника, дополнительным материалом и картами атласа, запишите по 5 слов в каждую колонку таблицы 2.

Узнай меня

    Она поднимается от подножья до высоты 600-800 м над уровнем озера. А выше идут густые заросли кедрового стланика, заканчивающегося каменными россыпями. Она состоит из кедра, сосны, лиственницы и кустарникова подлеска. В густых ветвях стройных кедров то и дело мелькают пышнохвостые белки. Редко-редко медведь, лось или какой-либо другой зверь пробирается через эту чащобу. О чем идет речь?

    Его древесина не только прочна, но и легка. Плоды богаты маслами. Они заменяют здесь семена подсолнуха. Высота его 30-40 м, он мягкий, темно-голубоватого цвета. Чем ближе к воде озера, тем больше влаги, а потому величественны, раскидисты его кроны. Назовите его.

    Он здесь самый большой. Безлесен. Объясняется это постоянными сильными ветрами, мешающими деревьям заселить его. На нем есть рыболовецкий поселок с собственной электростанцией, школой и другими культурными и хозяйственными учреждениями. Назовите его.

    Это животное очень древнего происхождения. Нигде, кроме Байкала, оно не встречалось, а вопрос, как оно сюда попало, до сих пор остается спорным. Вес его от 50 до 100 кг. Окраска спины у него буровато-серая с легким оливково-сизоватым оттенком. Брюхо более светлое, чуть желтоватое. Беспомощен на суше и ловок, стремителен, пластичен в воде. Кто он?

    Это эндемик Байкала. Нежно-розовое, почти прозрачное тело ее не имеет чешуи. Отсутствуют у нее брюшные плавники и плавательный пузырь. В воде ее поддерживает большое количество жира, составляющего почти треть веса ее тела. О ком идет речь?

— Используя экономическую карту Средней и Северо-Восточной Сибири, выскажите свои предположения об возможных экологических проблемах озера Байкал

    Подведение итогов (слайд 21, 22) самооценка .

Заполнение таблицы данной в начале урока.

— Определите своё место на пьедестале почёта по результатам своей работы на уроке.

    Результаты работы

Опорный конспект урока (по итогам презентации и по результатам самостоятельной работы в классе с учебником и картами атласа).

Характеристика озера Байкал.

    Домашнее задание

§ 39, задание 2-4 стр. 250.

Творческое задание: создание проекта решения экологических проблем озера Байкал

Алгоритм создания проекта

Определение темы проекта и её актуальности

Постановка цели и задач проекта

Выбор форм и методов достижения цели

Описание собственной деятельности

Результаты работы

Выводы

Практическое применение

Используемые материалы.
Интернет-ресурсы:

    ru.wikipedia.org/wiki/

Озеро Байкал – жемчужина Сибири
Цели и задачи урока:

Раскрыть уникальность природы озера Байкал и причины уникальности. Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал. Рассмотреть экологические проблемы озера и пути их решения.


Оборудование:

Физическая карта России, физическая карта горы юга Сибири, фотографии озера (можно из Интернета).


Ход урока.

2) Прозрачность воды.

3) Химический состав воды.

4) Реки, впадающие в озеро.

5) Реки, вытекающие из озера.

6) Ледовый режим, температура воды.

7) Движение воды.

8) Наука, изучающая природу озер.
3 карточка – историкам .

1) Как называют Байкал буряты – коренное население побережья озера?

2) Когда впервые на берегах озера появились русские?

3) Что такое «Житие протопопа Аввакума»?

4) Какое отношение к озеру имеет Курбат Иванов?

5) Кто из ученых занимался изучением Байкала?

6) Какой статус имеет озеро Байкал в настоящее время ?

4 карточка – зоологам и ботаникам .

1) В чем уникальность фауны озера Байкал?

2) Какую роль играет планктон озера?

3) Чем уникальна рыбка голомянка?

4) Назовите представителей фауны озера.

5) Какие животные имеют промысловое значение?

6) Что такое эндемики ? Назовите эндемиков Байкала.

7) Каков тип растительности Прибайкалья?


5 карточка – экологам .

1) В чем значение озера Байкал для человека и для природы?

2) Какие экологические проблемы возникли и требуют срочного решения?

3) В чем причины изменения природы озера Байкал?

Каковы пути решения проблем Байкала ?
6 карточка – климатологам .

1) Каков климат Прибайкалья? Назовите климатический пояс, тип климата, средние температуры воздуха зимой и летом.

2) Какие местные ветры возникают на озере? В чем их различие (баргузин, верховик, сарма, култук)?
К карточкам предлагается как источник информации: учебник, хрестоматии, справочники, карты и другая имеющаяся информация.

На обсуждение группам дается 10-15 минут. Главный консультант или бригадир в течение этого времени распределяет вопросы между членами группы и координирует работу группы. Через 8-10 минут внутри групп начинается по подведению итогов задания, т.е. готовится отчет по изучаемым вопросам. Если по какому-то вопросу ученик, или ученики не нашли ответа, им помогает консультант или он просит помощи учителя.

После заслушивания отчетов в тетрадях у учащихся должен быть краткий план- конспект урока.


4. Домашнее задание .

Выучить параграф учебника по Байкалу.


Дополнительный материал к уроку.
Байкал.

Лесистых гор полуовалы,

Касанье голубых лекал,

И скалы, срезанные валом,

И небо, павшее в Байкал,

И сам он – величав и вечен,

В гранитной раме вырезной,

И весь – до донышка - просвечен,

И весь – до капельки – родной.

И Ангары полет строптивый,

И ветра крик, и гул турбин,

И птицы – сосны над обрывом,

И дикий ветер баргузин –

В этом, без чего не в силах

Быть далью даль и ширью ширь,

И ты немыслима Россия,

И ты немыслима Сибирь.

М. Сергеев.


Сибирь.

Край, где несметный клад заложен,

Под слоем – слой мощней вдвойне.

Иной еще не потревожен,

Как донный лед на глубине.

А. Твардовский.


ВАРИАНТ 2.
Я думаю, что на одном уроке ребята не успеют выполнить все вышеперечисленное, поэтому предлагаю провести данный урок несколько по-иному.

1. Дать ребятам задание заранее, предварительно разбив их на группы специалистов, начинают готовиться к уроку за неделю. Таким образом, мы экономим время на уроке, и у ребят есть возможность неторопливо посмотреть различные источники и подобрать более интересный материал.

2. Предложить подготовить не только текстовый материал, но и подобрать к нему иллюстрации, создать слайд-шоу, презентации. Урок станет наглядным и интересным, а, следовательно, более запоминающимся. У ребят появится интерес при его подготовке. Сейчас в Интернете очень много материала по данной теме, поэтому, подготовить такой урок будет несложно.

Содержание

Главная страница

© Кузнецова С.В.