Будьте готовы сделать немалое количество кадров, чтобы получить один-единственный удачный портрет. Фотопортрет

Хорошая портретная фотография передает сущность человека, будь то ребенок, сосед или знаменитость.

Людям испокон веков хотелось получить свои парадные портреты, на которых они были бы изображены красивыми и представительными. Неважно, что на таких портретах они весьма отдаленно походили на самих себя: парадный костюм, особая прическа. Встретишь на улице - не узнаешь.

За это были готовы платить деньги. Портреты писались долго. Услуги именитых художников предполагали серьезные гонорары. До изобретения фотографии портрет был привилегией только очень богатых людей.

Вряд ли сейчас можно представить себе, как на самом деле выглядел Наполеон. Художники, как правило, льстили заказчику. Придворный художник всегда подстраивался под правителя. То же самое было и с фотографией в момент ее изобретения. Фотограф создавал образ, и этому образу верили. Вспомним портреты известных политических деятелей: Ленина с добрым прищуром, Сталина с доверительным взглядом, Горбачева с заретушированным родимым пятном на голове. Повторяя один и тот же образ на многочисленных фотографиях, можно создать имидж человека. Соответственно, портреты могут по-разному интерпретироваться. Один и тот же человек может быть снят мужественным, добрым, застывшим правителем, живым человеком.

Ко мне как-то обратился психолог, клиентуру которого составляли стареющие жены новых русских. Попросил снять его более взрослым, с доброй улыбкой человека, которому можно довериться. Перед этим его снимали в студии - и сняли героическим мачо. Этот образ совершенно не соответствовал тому, что ему было нужно. Наша с ним фотосессия началась сразу по окончании рабочего дня. Ко мне он вышел усталый, с пустым взглядом. Ему очень хотелось, чтобы я побыстрее все отсняла. А мне хотелось по-честному отработать свои деньги. Мы начали разговаривать. Я усадила его, стала выставлять свет, одновременно с этим задавала вопросы, рассказывала про себя. И между делом нажимала на кнопку. Через час мы закончили.

Он выглядел отдохнувшим. Глаза сияли.

«Знаете, что вы со мной сделали? - спросил он. - Вы провели сеанс психотерапии. Уже неважно, что получится, - продолжал он, - вам нужно продавать атмосферу, которая царит на съемке». Потом, когда он рассматривал свои снимки, интересовался, что я говорила ему в тот момент и почему у него такие добрые глаза отличного парня.

Когда мы снимаем портреты, то зачастую снимаем реакцию фотографируемого человека на себя, снимающего. И тут уж смотря какая перед вами стоит задача… Чаще всего хочется получить психологический портрет, хочется поймать ту самую эмоцию, которая лучше всего отражает то, что внутри, то, что называется душой.

Бывает, что на съемке, как только направляешь объектив на человека, он выдает тебе заученную улыбку со словами: «Снимайте быстрее, у меня мало времени». Эта заученная улыбка свойственна людям-знаменитостям, тем, кто привык к частым фотосессиям в гламурных журналах и всегда готов к дежурной сияющей улыбке, так, чтобы было видно максимальное количество зубов. В результате получается технически безупречная фотография - при условии, что вы умеете работать со светом, - но совершенно неинтересная с точки зрения эмоций.

Хорошо, когда тебе удается добиться того, чтобы человек при тебе вел себя естественно, как он ведет себя в кругу друзей. Большинство людей при виде объектива напрягается. Ваша задача - стать фотографом-невидимкой или тем самым, которому доверяют.

В кадре одного фотографа человек выглядит раскованным и веселым, в кадре другого у него напряженный, серьезный вид. В третьем случае он может показаться гламурным, пафосным. В четвертом - человек вписан в фотографию как арт-объект, и фотография рассматривается как набор символов.

  • - Многие думают, что фотографии на обложках российских журналов - яркие примеры современного портрета. Посмотрев историю мировой фотографии, мы поймем, что это нафталин двадцатилетней давности. А что же сейчас востребовано в мире? Каков современный фотопортрет? Разберемся в этом вместе
  • - Известно, что для многих фотографов, общение с клиентами или моделью на съемке видится непреступной крепостью. Мастер-класс поможет Вам решить эту проблему навсегда, и покажет, как легко найти ключ к любому человеку на съемке
  • - Мы знаем, что у многих не только начинающих фотографов, все фотографии похожи друг на друга или все люди на фотографиях похожи друг на друга. На мастер-классе Вы узнаете, как находить индивидуальность в каждом человеке и индивидуальность в себе как фотографе, научитесь новым выразительным средствам, которые помогут Вам эту индивидуальность передать на фотографии
  • - Многие начинающие фотографы пугаются снимать в студии, потому что много оборудования и не понятно. На мастер-классе Вы поймете, что для хорошего портрета не нужно все это устрашающее многообразие и отработаете на практике основные схемы для женских, мужских, детских и семейных портретов
  • - У нас есть "Пятьдесят способов улучшить портреты" и мы хотим поделиться с Вами этими наработками, чтобы Вы сделали качественных скачок в своей фотографической практике
  • - Мы хотим, чтобы Вы увидели, что снимать людей - это легко и интересно. Вы сможете в этом убедиться на мастер-классе

2. Главные вопросы мастер-класса

  • - Как снимать современный портрет?
  • - Как отличаться от других фотографов?
  • - Как улучшить свои фотографии с людьми?
  • - Как находить контакт с моделью?
  • - Как разрушить психологический барьер?
  • - Как передать суть человека?
  • - Как делать хорошие портреты без фотошопа?
  • - Как быстро научиться снимать в студии?

3. Для кого этот мастер-класс?

Этот мастер-класс для профессиональных фотографов, снимающих людей — для свадебных, семейных, детских, жанровых, глянцевых и коммерческих фотографов, а также для начинающих фотографов и любителей, желающих снимать естественные, живые, настоящие портреты.

4. Вы научитесь

5. Программа мастер-класса

Первая часть. Теория современного психологического портрета

  • - Современный психологический портрет. История, тенденции, цели и задачи
  • - Средства выразительности в современном психологическом портрете
  • - Как найти контакт с незнакомым человеком. Психология работы с моделью на съемке. Десять советов как расположить к себе людей
  • - Просмотр фотографий. Обсуждение
  • - Ответы на вопросы

Также в этот день мы поговорим с Вами на темы, которые помогут по-новому взглянуть на Ваш «путь фотографа»

  • - Фотограф как художник. Высказывание художника через искусство.
  • - Открытье новое как цель любого вида искусства
  • - Творческий путь современного фотографа как художника. Внутренняя свобода. Как соединить работу на заказчика и собственный внутренний рост
  • - Многоуровневое восприятие зрителем произведения искусства
  • - Цвет и ч/б в фотографии. Два разных подхода к фотографии

Вторая часть. Практика фотосъемки и портфолио-ревью

6. Фишка мастер-класса

Вы сможете не только поснимать и посмотреть, как работает на съемке Алексей, но и самим побыть моделью и получить фотографии от Алексея Никишина! А еще в конце второго дня Вас ждет портфолито-ревью, на котором Вы сможете показать свои работы, обсудить их с Алексеем и задать все интересующие вопросы.

25 и 26 февраля 2014 г. (во вторник и среду) состоится открытый бесплатный двухдневный семинар Инструктора Курса Нью-Йоркского Института фотографии Алексея Никишина «Современный психологический портрет».
Для участия нужно лишь зайти 25 февраля на страницу www.disted.ru/seminar и присоединиться к трансляции. Вы сможете лично задать Мастеру свой вопрос, предложить для обсуждения собственные снимки.

(Всего 9 фото)

План открытого и бесплатного семинара :
Первый день:
- Что такое современный психологический портрет?
- Выразительные средства в психологическом портрете.
- Анализ портрета как художественного произведения.
- Просмотр работ студентов.
- Ответы на вопросы.

Второй день:
- Как улучшить свои фотографии с людьми?
- Как находить контакт с моделью и разрушить психологический барьер?
- Просмотр работ студентов.
- Ответы на вопросы.

Это открытый семинар для профессиональных фотографов, снимающих людей - для свадебных, семейных, детских, жанровых, глянцевых и коммерческих фотографов, а также для начинающих фотографов и любителей, желающих снимать естественные, живые, настоящие портреты.

Для посещения просто перейдите по адресу www.disted.ru/seminar 25 и 26 февраля (во вторник и среду) в 20-00 по московскому времени и присоединитесь к трансляции.
Поставьте себе напоминание в мобильный телефон прямо сейчас!

На снимке Алексей Никишин от имени Нью-Йоркского Института фотографии вручает награды лауреатам конкурса «The Best of Russia».
Алексей Никишин — российский мастер современной портретной арт-фотографии. Снимает актеров и музыкантов первой величины. Преподает в МГУ им. М.В.Ломоносова авторский курс лекций «Современная фотография», выступает с лекциями по России и за рубежом. Является Инструктором курса Нью-Йоркского Института фотографии.

Организатором данного открытого семинара является компания «Дистанционное Обучение», эксклюзивный провайдер курса New York Institute of Photography на русском языке.

Следующий открытый двухдневный семинар проведет Дмитрий Федотов, международный свадебный фотограф, входящий в WORLD TOP 20 INTERNATIONAL BY WEDDING PHOTOGRAPHY.

Подробности о предстоящих бесплатный семинарах от NYIP — на сайте

02:04 am - Психологический портрет на практике

"Когда я говорю, что хочу сфотографировать кого-то, это значит, что я хочу узнать его."
 Аnnie Leibovit

Все мы разные. Каждый по своему видит фотографию и подходит к ней. Но есть и то, что нас объединяет, это стремление отразить настоящую жизнь на "фотоплёнке", и тут уже не важно, свою или чужую. Психологический портрет, одно из самых интересных и загадочных направлений в современной фотографии. И это именно тот жанр, который предполагает 100% отражение жизни портретируемого через наши глаза. Во большинстве своём, мы в творчестве самавыражаемся, отображая исключительно свой внутренний мир и восприятие окружающего. Но снимая портрет первой нашей задачей стоит, выразить внутренний мир модели, а не свой. Возможно привнеся в него что то и от себя, но не больше. И тут нам не помогут просто технические, возможно даже виртуозные, знания искусства фотографии. Ведь каждый фотограф, имеющий отношения к людям, просто обязан быть на 50% психологом. Всему можно научиться, и даже разобраться, в лабиринтах человеческого сознания с точки зрения фотографии. С чего же стоит начать, если очень хочется, но никогда не пробовал?
Портрет (фр. portrait, от старофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна — от лат. persona — «личность; особа») То есть само по себе определение портрета, это отображение личности черта в черту.
Психологический портрет — направление в фотоискусстве, разновидность портретного жанра. Подобный портрет призван показать глубину внутреннего мира и переживаний человека, отразить полноту его личности, запечатлеть в мгновении бесконечное движение человеческих чувств и действий. Истоки психологического портрета в фотографии лежат в изобразительном исскустве где важнейшим условием портретности является не только внешнее индивидуальное сходство изображения с портретируемым, но и глубокое, правдивое раскрытие духовного мира и характера конкретного человека. Для фотографа психологический портрет — достаточно сложная задача. Большинство людей, позируя, испытывают дескомфорт. Расположить к себе портретируемого, помочь ему расслабиться и раскрыть свои характерные черты - талант. Фотохудожнику приходится в совершенстве владеть не только профессиональными знаниями в области фотографии, но также и даром интересного собеседника. Именно благодаря творчеству таких фотографов и были сформированы принципы, на которых базируется современный психологический портрет. Читая биографию и статьи многих из них, можно проследить общую черту, все они говорят об умении заставить модель забыть о фотокамере. Как-то, говоря о своем старшем коллеге Ричарде Аведоне, Энни Лейбовиц заметила, что он был очень коммуникабелен, подолгу беседовал со своими моделями, выявляя их сущность, заставляя забыть о позировании и фотоаппарате. "В моих фотографиях вы можете увидеть, что я не боюсь влюбиться в тех, кого фотографирую." - говорила она. И это можно услышать ещё от многих и многих, и их работы в совершенстве отображают такой подход.
Попробуем разобрать на практике принципы данного жанра. Как работать с моделью, если вашей целью стоит снять именно психологический портрет. На что стоит обратить внимание, а что отодвинуть на второй план. Сразу разграничьте две составляющие процесса, техническую и психологическую, то есть творческую. Снимая, ну скажем, бутылку вина на рекламный плакат, наибольшее внимание мы уделяем именно технической стороне вопроса. Как поставить свет, какие насадки использовать, приёмы и оптику. И наименьшее внимание творческой части вопроса. В портрете всё иначе, а тем более снимая характер и внутренний мир, нужно сосредоточиться именно на этом. Поэтому начнём со сложного.
Наблюдайте. Старайтесь уловить настроение человека ещё до съёмки. Проследите за его движениями и позами, которые он принимает, это облегчит вам дальнейший процесс. Понимайте настроение человека заранее. Зная его вы не будете навязывать модели то, что в данный момент совсем не соответствует её состоянию. Ведь мы снимаем не просто лицо, мы снимаем "внутренний мир" и настроение, а соответственно чувства. Чувство - это внутреннее отношение человека к чему-то, особое эмоциональное состояние. Эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и тому подобного. То есть всё то, что мы общаясь с человеком во время съёмки пытаемся поймать. Мы пытаемся снять правду, а это не просто.
И у, человека, и у животных поза может выражать эмоции. Поза - это определенное положение частей тела человека, а также движения, которые изменяют это положение или влияют на него. В любом изобразительном искусстве, поза передаёт не только гармонию человека, его телесную красоту, но также и его внутреннее состояние, стремления и мечты. Таков знаменитый "Мыслитель" Франсуа Родена. Скульптура стала одной из самых узнаваемых в массовом сознании, Символом силы человеческого разума,В фотографии эмоции тоже передаются через позу. Почти у каждого человека есть своя излюбленная поза, поэтому не всегда легко понять, является ли она выражением состояния человека в данный момент, или это всего лишь дань привычке. Однако предпочтение той или иной, может отражать подверженность человека соответствующему состоянию. Таким образом, с помощью позы которую примет человек, можно передать его эмоции и внутреннее содержание.
Общение и налаживание контакта, поиск темы для беседы и место проведения съёмки тоже имеют очень важное значение. У каждого человека есть личное пространство, которое стоит соблюдать, дабы не испортить тот минимальный контакт который вы уже установили перед съёмкой. Следите за этим очень внимательно. Считается, что пространство вокруг каждого человека делиться на 4 зоны: Интимную (от непосредственного контакта до 46 см), личную (от 46 см до 1,2 м), социальную (от 1,2 м до 3,6 м) и общественную (более 3,6 м). Основной зоной, подходящей для беседы с моделью, является личная зона. Проникновение в интимную зону может восприниматься как нарушение границ личного пространства. Если конечно у вас заранее не нарушена граница этой зоны.
Построение беседы во время съёмки, является не настолько сложным как кажется на первый взгляд. Нужно только знать некоторые приёмы используемые фотографами в данном процессе. Попросите человека не смотреть в камеру, пусть смотрит куда ему самому захочется. Снимая, посадите его именно в ту позу которая ему удобна на данный момент, и пусть он сам меняет её по мере того как будет открывать вам себя в общении. Объект должен жить в кадре, а не позировать.
Беседу начните с общих вопросов, заставьте человека думать над чем либо. Что ему нравиться? От чего он приходит уныние? Или что его удивляет. Направляйте беседу, попробуйте погрузить портретируемого в его личные воспоминания. Воспоминания всегда порождают настоящие эмоции, а какие зависит уже от их характера. Поэтому заранее подумайте, каким вы хотите видеть объект на фотографии. И это уже зависит от сугубо вашего восприятия данного человека.
Ну и наконец, свет. Он тоже играет важную роль в портрете, пусть и не первостепенную. Свет должен помогать, работать на вас, а не мешать. Он не должен нагружать и напрягать человека. Используйте один, максимум два источника света. Этот жанр лучше всего снимать при естественном освещении, в привычных для модели условиях. Если вы снимаете в студии, то используйте постоянные источники света. Старайтесь избегать вспышек, это раздражает и закрывает вашу модель. Делает процесс съёмки заметным.
Внутренний мир, мысли, чувства, эмоции, были всегда величайшей загадкой человечества. Эту загадку никогда не устаёшь разгадывать и это всегда интересно. Весь вопрос в том насколько вам важен объект, который вы снимаете.
"Фотограф начинает чувствовать себя большим и раздутым, таким большим, что не может пройти в одну из этих дверей, потому что он получает хорошие заголовки, отзывы со всего мира и так далее. Но по настоящему важны люди на фотографиях. Они делают фотографа."

Gordon Parks

Творческих вам успехов, вдумчивые вы мои.

Если вы хотите по-настоящему передать характер человека на снимке, учтите, что модель не должна испытывать никакого дискомфорта. В этом вам помогут несколько приемов. Во-первых, поговорите с человеком о чем-то, что представляет для вас обоих взаимный интерес, так вы снимете нервозность. Через несколько минут после начала беседы люди забывают о камере, так что вам останется лишь схватывать интересные выражения их лиц каждый раз, как они появятся. Во-вторых, никогда не просите натурщика улыбнуться или сказать «cheese».

Настоящая улыбка идет изнутри, и единственный способ заставить человека улыбнуться - дать ему для этого повод: рассказать анекдот, заговорить о чем-то веселом. Разумеется, вы не всегда будете искать улыбки. Если вы посмотрите на творения успешных портретных фотографов, вы часто увидите, что на лицах их моделей заметно более задумчивое, серьезное выражение, благодаря которому характер человека становится более явным. Возможно, человек, которого вы хотите сфотографировать, может похвастаться самостоятельным взглядом на политические проблемы, или, может быть, он в свое время пережил какие-либо невзгоды. Чем больше вы знаете о человеке, тем больше вы сможете контролировать ситуацию, предвидя, какого типа портрет у вас получится.

Старайтесь всегда произвести соответствующее впечатление: вы «уверены в себе и контролируете ситуацию», даже если в действительности вы нервничаете так же, как и ваша модель. Если люди почувствуют, что вы не знаете, что делать, они никогда не смогут доверять вам. Самые интересные выражения появляются и исчезают в долю секунды, а потому всегда следите и будьте готовы «схватить» их. В-третьих, планируйте все заранее, так чтобы ваша съемка проходила быстро и легко. Определите место, сформулируйте несколько идей и установите оборудование, чтобы можно было приступать к работе. Позирование для портретов быстро утомляет людей, так что, если в первые полчаса вы не сможете сделать несколько удачных кадров, скорее всего, сегодня у вас ничего не получится.

Если вы работаете в помещении, в обстановке фотостудии, следите за освещением, чтобы оно не осложняло определение экспозиции. Одна вспышка, оснащенная софтбоксом, идеально подходит для мужских портретов, и, если вы расположите ее на 45-90 градусов от модели, это поможет вам создать освещение, способное подчеркнуть скульптурные черты лица и текстуру кожи. Если же вы будете фотографировать женщину или девушку, используйте мягкий свет, скорее подсветку, лишенную резких теней Две вспышки и два софтбокса, расположенные по обе стороны от камеры, создадут идеальные условия, В качестве альтернативы вы можете усадить модель возле окна, используя проникающий в помещение свет.

При работе на открытом воздухе мягкий свет ясного, чуть облачного дня идеально подходит для портретной съемки, поскольку контрастность будет низкой, резкие тени и яркие блики не будут представлять для вас проблем. Если вы вынуждены работать при ярком солнечном свете, располагайте свою модель в тени, там, где освещение обладает мягкостью и лишено теней, либо следите, чтобы солнце находилось позади человека, и используйте отражатель, чтобы подсветить лицо. Чаще всего самые успешные портреты бывают самыми простыми, поэтому, чем меньше техники окажется у вас под руками, тем больше вы сконцентрируетесь на самом человеке. Запомните это, и вы не ошибетесь.

Будьте готовы сделать немалое количество кадров, чтобы получить один-единственный удачный портрет.