Икона одигитрия значение. Смоленская икона Божией Матери "Одигитрия": история, значение

Божья Матерь Одигитрия

Одигитрия. Тихвинская икона Божьей Матери, XV - XVI вв., Тихвинский монастырь

Одигитрия, что в переводе с греческого языка означает «Путеводительница», представляет наиболее распространенный в христианском мире тип изображения Богородицы. Многие из известных и чтимых православных икон, включая Казанскую, Иверскую, Смоленскую, Тихвинскую, Страстную, Споручницу грешных и Троеручицу, относятся к этой группе. Первой же одигитрией, как считается, была старинная Влахернская икона, написанная, по преданию, евангелистом Лукой и дошедшая до наших дней во множестве списков.

Догматический смысл одигитрии — пришествие великого судии и царя на землю — определяет композиционное решение иконы. Младенец Христос, сидящий на руках Богоматери, пишется в образе Вседержителя, одетого в царственные одеяния пурпурного и золотого цветов и, зачастую, в корону. В левой руке Иисус держит свиток как символ Учения, а правой благословляет зрителя. При этом, в отличие от похожего в целом и также распространенного типа изображения «Елиуса» (Умиление), Богородица не прижимается к Иисусу, а указывает на него рукой, представляя царственного Младенца миру.

Любой иконописный тип и, в частности, одигитрия — это не свод безусловных правил, которые обязательны для исполнения, но направление мысли и цель, к достижению которой стремится иконописец. Поэтому каждый образ Путеводительницы уникален, хотя и достаточно узнаваем в своем догматическом содержании и художественном решении.

Помимо поясных икон, которые наиболее распространены, существуют высокие «ростовые» одигитрии, которые, в массе своей, относятся к поздневизантийскому периоду. Встречается также укороченный огрудный вариант изображения, известный, прежде всего, по иконе Божьей Матери Казанской. Богородица и младенец Христос могут смотреть на зрителя или же друг на друга, как будто ведя беседу. Свиток в руках Иисуса может отсутствовать, кроме того в композицию одигитрии могут быть включены дополнительные элементы: изображения ангелов, скипетр и держава («Призри на смирении») или, например, рука («Троеручица»).

История данного иконописного типа тесно переплетается с историей христианской культуры в целом. Древнейшие одигитрии, Тихвинская и Влахернская, были написаны, по преданию, евангелистом Лукой, став образцами для многих иконописцев в последующие времена. Влахернская икона прославилась многими чудесами, включая исцеление двух слепых путников в Антиохии, что, как считается, определило ее название «Одигитрия», которое распространилось впоследствии и на другие иконы. На протяжении многих лет образ хранился во Влахернском соборе Константинополя (по другим сведениям — в монастыре Одигон) и не единожды выставлялся на крепостные стены, охраняя столицу Восточной империи от нападения врагов.

На Руси одигитрия стала в числе наиболее распространенных типов изображения Богородицы. Многие из известных и чтимых сегодня икон Божьей Матери были созданы именно в иконографии одигитрии. Среди них — чудотворная Казанская икона, обретенная на пепелище в Казани в 1579 году и Смоленская икона, приписываемая руке знаменитого мастера Дионисия.

Всем предстательствуеши, Благая,
прибегающим с верою в державный Твой покров…

Стихира на стиховне


Самая известная из икон Божией Матери, именуемых Одигитрией (Путеводительницей), - Смоленская - это и одна из древнейших святынь Русской Православной Церкви: первый список её появился на Руси уже в середине XI в. Византийский император Константин IX Мономах благословил иконой Богородицы Одигитрии свою дочь, когда она стала супругой киевского князя Всеволода Ярославича. Большинство описаний Смоленской иконы называет принцессу Анной , но здесь произошло смешение исторических реалий: князь Всеволод был женат на дочери Константина Мономаха, но звали её, как считает большинство исследователей, Марией либо Анастасией. Анной звали другую византийскую принцессу - супругу равноапостольного князя Владимира, она была дочерью византийского императора Константина, но не Мономаха, а Багрянородного .

Предание церковное говорит, что первая икона Божией Матери, получившая позднее наименование Одигитрия, или Путеводительница, была написана святым апостолом и евангелистом Лукой. Хотя ни одна из икон, написанных апостолом, до нашего времени не дошла, но те списки, которые по времени создания восходят к раннехристианским временам, позволяют говорить о том, что уже тогда была крепка вера в заступничество Пресвятой Девы. «Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати, недостойнии. Аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед? Кто же бы сохранил до ныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе, Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых» (здесь и далее приводятся цитаты из службы Одигитрии Смоленской, 28 июля) . По этой вере подавалась благодатная помощь от списков с древних икон Божией Матери, и, прославленные многими чудотворениями, они в Церкви равно почитались с иконами первоначальными, написанными апостолом. Слова богородична по полиелеи: «Пречистая Твоя икона, Богородице Дево, врачевство всего мира духовное, к нейже прибегаем, Тебе покланяющеся, почитаем и лобызаем ю, исцелений благодать почерпающее от нея…» нельзя отнести к конкретному образу - это молитвенное обращение к любой иконе Богородицы.

Здесь уместно вспомнить слова Н. П. Кондакова о том, что благочестивый обычай старины позволял считать список оригиналом, если оригинал находился далеко или бывал утрачен .

В нашей заметке пойдет речь о том, как на основе древнего иконографического типа Одигитрии произросло целое древо различных икон Богородицы, оставивших свой след в истории Церкви.

В каноне Пресвятой Богородице Одигитрии Смоленской, написанном в середине IX в. монахом Игнатием - служителем Софии Константинопольской, впоследствии митрополитом Никейским , почти нет упоминаний о тех благодатных видах помощи, которые послужили основанием для наименования Её собственно Одигитрией, т.е. Путеводительницей. Вот немногие примеры:

«Радуйся, Богородице Одигитрие, всех и всегда наставляющи верных шествовати ко всякому пути спасительному… Радуйся, кораблем, Одигитрие, нуждно плавающим, избавляющи верных…» (тропари 7-й песни канона) .

В литературе можно встретить такое толкование названия иконы Одигитрия - Путеводительница: оно закрепилось за ней якобы из-за того, что эта святыня сопровождала царевну Анну в нелегком путешествии из Константинополя в Чернигов . Но поскольку название иконы встречается за столетия до Крещения Руси, правильнее предположить, что император выбрал для своей дочери из немалого количества Константинопольских святынь именно ту, которая была бы Путеводительницей ко спасению и для нее, и для её будущего потомства. Не только Путеводительницей, но той постоянной во всем Хранительницей, о которой вдохновенно говорит в Акафисте преподобный Роман Сладкопевец. Вошедшие в Акафист эпитеты Богоматери - не только удачные богословски осмысленные поэтические образы, навеянные ветхозаветными пророчествами. Нередко они имели и вполне определенное происхождение, связанное с чудесным заступлением Богоматери .

Как иконографический тип Одигитрия является одной из самых распространенных икон. Существует множество изводов этого типа, общими чертами которых являются следующие: Богомладенец Христос свободно сидит на левой руке Пресвятой Богородицы, лики их не соприкасаются. В левой руке Христа свиток, правая сложена в именословном благословении. Изображение Богоматери обычно поясное, Её правая рука поднята к Сыну в жесте моления (адорации). И Богоматерь, и Христос изображены почти фронтально. Н.П. Кондаков считал, что иконографический тип Одигитрии сложился в Палестине или в Египте ранее VI в., а затем распространился по всему православному Востоку .

Одно из объяснений происхождения названия Одигитрия связано с местом пребывания чтимого образа Богородицы - Влахернским монастырем Одегон, или Одигон (ʹΟδηγοʹς - проводник, поводырь), стоявшим на берегу Мраморного моря. В монастыре был чудотворный источник, исцелявший слепоту. Возможно, с этим обстоятельством связано и название монастыря: слепых приводили сюда поводыри. Храм, и, вероятно, монастырь, был основан св. благоверной императрицей Пульхерией (+ 453), которая поместила здесь чтимый образ Богоматери, по преданию, написанный евангелистом Лукой. Икона вместе с другими реликвиями была принесена в начале V в. из Иерусалима императрицей Евдоксией. Возможно, наименование иконе («Проводница ко всякому благу») было дано св. Пульхерией, которая установила в Константинополе еженедельные крестные ходы с образом Одигитрии, собиравшие множество людей. По свидетельствам паломников, икона Одигитрии была квадратной формы и имела две рукояти для несения её на крестных ходах. Икона была украшена серебряной ризой с большим количеством драгоценных камней. В паломнических описаниях есть интересное наблюдение: церковнослужитель, носивший икону, передвигался необычным образом: словно не он нес икону, а она вела его за собой; существовало целое братство служителей иконы Одигитрии.

Здесь хочется сделать небольшое отступление: в запаснике Третьяковской галереи хранится Иверская икона Божией Матери, происходящая из Иверской часовни на Красной площади, - запасная, которую выносили во время крестных ходов, возили для совершения молебнов и исцеления страждущих. Медные рукояти для перенесения этой иконы, видимо, были сделаны по тому же принципу, что и у древней Одигитрии Влахернской. Иверская икона является одной из разновидностей Одигитрии.

Участие древней Влахернской Путеводительницы в разного рода процессиях, крестных ходах и общенародных молениях в годину стихийных бедствий или вражеских нашествий находит множество свидетельств в византийских хрониках. «Повесть о храме Богородицы, именуемом Одигон» рассказывает об истории Одигитрии, а также о многих чудесных исцелениях, которые произошли от нее. Каждую неделю во вторник икону в сопровождении большой процессии, с молебным пением проносили по городу «из квартала в квартал», тем самым освящая площади и улицы столицы .

Обратим внимание на тропарь, в котором об иконе Одигитрии говорится как о хранительнице града, где она пребывала: «Радуйся, Одигитрие, радуйся: Тобою нерушим наш град сохраняется…» (песнь 4-я). Что это за город? Без сомнения, Константинополь - город, о котором в Слове на Положение Ризы Пресвятой Богородицы (VII в., приписывается Феодору Синкеллу) говорится: «Сей царственный и богохранимый град, который должно называть „Градом Богородицы“, украшен многими божественными храмами, в которых часто восхваляется всечистое имя Девы Богоматери, и оно считается стеной и забралом спасения» . Но не только Константинополь, но и любой христианский город, где находились чтимые святыни Божией Матери, защищала Она Своим покровом. Таким городом после принесения в него чтимого образа Одигитрии стал Смоленск, а затем и Москва.

Одно из ранних засвидетельствованных чудес заступничества Одигитрии за Смоленск произошло при нашествии татар в 1238 г. Повесть о Меркурии Смоленском начала XVI в., использовавшаяся в качестве синаксарного чтения под 28 июля, озаглавлена «Воспоминание великого чудеси, бывшее от иконы Заступницы нашея Пречистыя Богородицы Смоленския». Список XVII в., хранящийся в ГИМе, рассказывает о том, что во время молитвы в смоленском Печерском монастыре Богоматерь явилась Меркурию. Дева Мария восседала на престоле с Младенцем, сидящим пред Её чревом.

«Вшед богомудрый во святую церковь и виде Пречистую Богородицу, на злате престоле седящу, Христа в недрех имущу, обстоиму ангельскими вои». Богородица пророчески извещает св. Меркурия, что тело его будет положено в Успенском соборе Смоленска: «И прииди во свой град, и тамо приимеши кончину, и положено будет твое тело в Моей церкви». В завершающем эпизоде Повести рассказывается, как Смоленский архиепископ видит Богоматерь, выходящую из Успенского собора в сопровождении двух архангелов: «Се же видит ясно в велицей светлости, аки в солнечной зари исшедши из церкви Пречистая Богородица со архистратиги Господни Михаилом и Гавриилом» . Заметим, что видение удивительно перекликается с одним из древних образов Богоматери - кипрской Пангии Ангелоктиссы.

В Константинополе местом средоточия святынь, связанных с Пречистой Девой Марией, была Влахернская церковь, по своим размерам и количеству клира уступавшая лишь Софийском собору. Здесь пребывали все чтимые иконы Божией Матери, очевидно, и те самые ранние, что были написаны апостолом Лукой. Здесь находилась и Риза Богоматери, о которой святитель Фотий в связи с нападением на город русских в 860 году писал: «Когда мы воодушевлялись надеждами на Матерь Слова и Бога нашего, к Её покрову прибегали как к стене нерушимой, то эта пречистая Риза кругом обтекала стены… ограждала город, облекала его» .

Из чудотворных икон Богородицы, находившихся во Влахернской церкви, император мог выбрать в благословение для своей дочери любую - вероятно, был выбран один из чтимых списков древней Одигитрии. Кроме Одигитрии во Влахернской церкви находились иконы Умиление, Оранта, Знамение; как и Одигитрия, списки с древних чудотворных святынь также попали на Русь. Все эти иконы имели наименование «Влахернских» - не как особый иконографический тип, а по месту их пребывания.

Но на Руси наименование Влахернской лишь закрепилось за одной - Одигитрией, подаренной в 1654 г. царю Алексею Михайловичу; празднование ей совершается 7/20 июля. Ещё одна чтимая копия Одигитрии Влахернской, попавшая на Русь через шесть веков после Одигитрии Смоленской, по-видимому, является в настоящее время самой древней (VII в.!) иконой Пресвятой Богородицы на русской земле.

Эта рельефная икона, сделанная из воскомастики, хранится в Государственной Третьяковской галерее (о ней см.: МЕВ 2006, № 9–10). Но лепная икона из воскомастики - техника весьма редкая, таких икон известны считаные единицы, в то время как чудотворных списков Влахернской Одигитрии - немало. «Милости и щедрот неисчерпаемое море», как говорится об этой иконе в стихире на стиховне, не есть преувеличение (Ил. 1).

Наша первая икона Смоленская Одигитрия являлась весьма точным списком Одигитрии Влахернской. Н.П. Кондаков в этой связи пишет: «Поразительное сходство древнейших резных образков Одигитрии (ХIV-ХV вв.) именно с типом нашей Смоленской иконы заставляет нас видеть именно в ней точный список с византийской Одигитрии, заменившей в ХIII в., после латинского завоевания, древнейшую икону, которая, может быть, тогда погибла. Смоленская икона Божией Матери представляет второй тип погрудной иконы Одигитрии и дает, несомненно, список, выполненный ещё в древности с греческого оригинала» .

Бытование Одигитрии Смоленской и множества её списков на Руси - предмет отдельного обстоятельного исследования. Обратим внимание на те древнейшие памятники, которые являются редкими списками Влахернской Одигитрии или генетически связаны с этой первоначальной святыней. Приведем несколько наиболее известных икон Божией Матери Одигитрии, с оговоркой, что все эти изображения восходят к древнейшему иконографическому типу Одигитрии, но имеют некоторые особенности.

С иконографическим типом Одигитрии связана энкаустическая икона второй половины VI в. из собрания Ханенко (Киевский музей западного и восточного искусства);

это - одна из немногих дошедших до нас икон доиконоборческого времени.

Другая древнейшая икона Богородицы (первой половины VII в.), которую можно отнести к типу Одигитрии, - мозаичная, находится на Кипре в апсиде церкви Пангии Ангелоктиссы («Честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим»).

Богоматерь с Младенцем Христом представлена в рост между архангелами Михаилом и Гавриилом. Архангелы - в развевающихся одеждах, они изображены широко и энергично шагающими. Сама Богоматерь - также в движении, которое подчеркивает расходящийся книзу плащ .

Из дошедших до нашего времени русских икон Богоматери Одигитрии следует отметить псковскую икону конца XIII в., находящуюся в Третьяковской галерее.

Иконам Одигитрии подобного вида в литературе усвоено наименование Перивлепта («Преславная», «Прекрасная»).

С псковской иконой интересно сопоставить близкую ей по времени Кипрскую икону Одигитрии (XIII в.), из церкви св. Луки в Никосии.

Исследователи видят в ней следы влияния западной живописи эпохи Возрождения.

Находящаяся в ГТГ икона Богоматери Одигитрии, датируемая 1397 г., принадлежала преподобному Кириллу Белозерскому и находилась в его келье в московском Старом Симоновом монастыре).

Основав новую обитель, преподобный Кирилл поставил эту, почитавшуюся чудотворной, икону в местном ряду Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. После закрытия монастыря с иконы был удален оклад, и вся она оказалась покрытой расходящимися трещинами и следами от гвоздей «экспроприированного» оклада. В ходе реставрации (реставратор Е.А. Погребняк) было заделано более четырехсот дырочек от гвоздей. Это также Богоматерь Перивлепта .

Две замечательные иконы Одигитрии середины XV века находятся в Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Икона Одигитрии из Македонии, напоминающая более древние образцы, имеет ряд особенностей, относящихся к поствизантийскому периоду (сглаженная манера письма, «письмо светом», создающее впечатление точеной округлости формы). Другая икона - из Успенского собора города Дмитрова.

Её уникальность заключается в особенностях изображения одеяний, не встречающихся в русской иконописи XV-XVI вв.: это широкие рукава хитона Богомладенца, необычная драпировка Его гиматия с петлеобразной складкой у колен; мафорий Богоматери приспущен на лоб .

Конечно, не только «светом и цветом», не только техникой письма отличаются представленные в нашем кратком обзоре иконы Путеводительницы. За каждым образом - молитвы многих поколений православных христиан, молитвы услышанные, те молитвы, о которых в стихире по 50-м псалме говорится, что Богородица их полезными сотворяет.

В иконографии Божией Матери Одигитрии, на протяжении столетий сохранившей черты того Первообраза, который запечатлен был святым апостолом Лукой, можно видеть тот живой отклик на благодатную помощь Пресвятой Девы, который очень точно отражает и гимнография праздника Одигитрии: «Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати, недостойнии. Аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед? Кто же бы сохранил до ныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе…»

Источники и литература:
Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI - начала XVIII вв. (Гос. Третьяковская галерея). Т. 1–2. М., 1963.
Древнерусское искусство Х - начала XV века. Каталог собрания ГТГ. Том. 1. М., 1995.
Иконы XIII - XVI веков в собрании Музея имени Андрея Рублева. М., 2007.
Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Т. 1–2. Пг., 1914–1915.
Кондаков Н.П. Русская икона. Т. III. Часть 1. Прага, 1931.
Лазарев В.Н. История византийской живописи. Т. 1–2. М., 1986.
Минея июль. Ч. 3. М., 2002.
Орловский И.И. Достопамятности Смоленска. Смоленск, 1906.
Райс Д.Т. Искусство Византии. М., 2002.
Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи. М., 2007.
Соколова И.М. Влахернская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. Т. IX. М., 2005.
Сокровища Кипра. Каталог выставки. М., 1970.
Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский. Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой Церкви. СПб., 1902.
Этингоф О.Е. Византийские иконы VI - первой половины XIII века в России. М., 2005.
Этингоф О.Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI–XIII веков. М., 2000.


Обзор памятников иконографии. Образ Божией Матери "Одигитрия"
Автор: Епископ Николай Погребняк
Из краткого обзора некоторых памятников иконописи видно, насколько разнообразна была иконография Богоматери - Путеводительницы и Хранительницы Святой Руси. Живая молитвенная связь православного народа с Царицей Небесной Одигитрией выразилась не только в почитании древнего образа, но и в появлении многочисленных новых иконографических композиций, в основу которых был положен образ, вошедший в историю как Одигитрия Смоленская



Автор: епископ Балашихинский Николай
Способность путешествовать является одним из определяющих и универсальных свойств человеческого бытия. Задача нашей заметки - показать, какое отражение нашли паломничества - т.е. путешествия в святые места - в памятниках иконографии.



Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Чудотворная икона Пресвятой Божьей Матери, именуемая «Одигитрия» Смоленская, известна на Руси с древнейших времен. «Одигитрия», в переводе с греческого языка, значит «Путеводительница». Есть несколько версий происхождения этого названия, но то, что Пресвятая Богородица для всех православных христиан является путеводительницей к вечному спасению, неоспоримая истина.

По Церковному преданию, Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы по просьбе правителя Антиохии Феофила, для которого он написал сочинение о земной жизни Христа, известное как Евангелие от Луки. Когда Феофила не стало, образ был возвращен в Иерусалим, а в V веке благоверная императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала Одигитрию в Константинополь сестре императора царице Пульхерии, которая поставила святую икону во Влахернском храме.

На Русь образ попал в 1046 году . Греческий император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы . С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская .

Успенский собор (Смоленск)

История Смоленской иконы Божией Матери

В 1238 году к Смоленску подступила рать хана Батыя. В той рати находился воин-великан, который, по легенде, один стоил чуть ли не целой рати. Все смоляне вышли на молитву перед образом Смоленской Одигитрии-Путеводительницы. Татары уже подошли почти вплотную к городу, до него по нынешним меркам оставалось не более 30 с лишним километров, когда некий пономарь в Печерском монастыре за пределами города в видении увидел Богородицу, которая повелела ему привести к Ней воина по имени Меркурий. Войдя в Печерскую церковь, Меркурий воочию увидел Богоматерь, сидящую на золотом престоле с Младенцем на руках и окруженную ангелами. Богородица сказала, что Меркурий должен спасти Ее собственный удел от поругания, чем еще раз указала на особое Ее покровительство над Смоленской землей. Также Она поведала ему и о скорой мученической смерти его, и о том, что Она Сама не покинет его, а будет с ним до конца.

Следуя повелению Богородицы, самоотверженный православный воин Меркурий поднял всех горожан, готовя их к осаде, а сам ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Затем в неравном бою с захватчиками он сложил голову на поле брани. Его останки были погребены в Смоленском соборе. Вскоре Меркурия причислили к лику местночтимых святых (память 24 ноября), местночтимой была объявлена и Смоленская икона Божьей Матери, а о подвиге его сложили легенду «Слово о Меркурии Смоленском», которая датируется примерно XV – XVI веками. Причем в легенде сказано, что после погребения Меркурий явился тому же пономарю и велел повесить на место его упокоения щит и копье, принадлежавшие ему при жизни.

Сандалии святого мученника Меркурия — одна из святынь кафедрального собора Смоленска

В 1395 году Смоленское княжество попало под протекторат Литвы. В 1398 году, чтобы избежать кровопролития в Москве и смягчить острые отношения между польско-литовскими правителями и Москвой дочь литовского князя Витовта Софья была выдана замуж за сына Дмитрия Донского великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). Смоленская Одигитрия стала ее приданым и была перенесена теперь уже в Москву и установлена в Благовещенском соборе Кремля по правую сторону от алтаря.

Благовещенский собор (Московский Кремль)

В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск. 28 июня по старому стилю у монастыря Саввы Освященного на Девичьем поле в Москве при большом стечении народа икону торжественно препроводили до излучины Москвы-реки, откуда начинался путь до Смоленска. Был отслужен молебен. Спустя полвека в 1514 году Смоленск был возвращен Руси (штурм города русскими войсками начался 29 июля – на следующий день после празднования Смоленской иконы).

В 1524 году в память об этом событии великий князь Василий III заложил на том месте, откуда провожали смоленский первообраз Одигитрии, Богородице-Смоленский монастырь, который мы знаем больше как Новодевичий монастырь . Монастырь был освящен и начал действовать в 1525 году. С этого периода началось общероссийское прославление иконы, официально установленное Церковью.

Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь на Девичьем поле в Москве

Однако и москвичи не остались без святыни – в Москве остались две копии чудотвоной иконы. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая — «мера в меру» — в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 — каменная.

Смоленский чудотворный образ вновь явил свое заступничество во время Отечественной войны 1812 года . 5 августа 1812 года, когда русские войска оставляли Смоленск, икону вывезли в Москву, и накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу.

Молебен перед Бородинским сражением

26 августа, в день сражения в Бородино, три образа Богородицы – древний образ Смоленской Одигитрии вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери крестным ходом обнесли вокруг столицы, а затем отправили к больным и раненым солдатам в Лефортовский дворец, чтобы те могли поклониться святыням, поблагодарить перед ними Матерь Божью за заступничество и попросить о выздоровлении. Перед оставлением Москвы икона была перевезена в Ярославль.

После победы над неприятелем, 5 ноября 1812 года, по распоряжению Кутузова, икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск в родной Успенский собор.

В 1929 году Успенский собор был закрыт, но осквернению и разорению, как многие другие храмы и церкви в тот период, не был подвержен. Сведения , которые можно считать достоверными, о Смоленской иконе Божьей Матери – первообразе других, последующих списков обрываются в 1941 году, после взятия немецкими войсками Смоленска . Тогда, в начале августа 1941 года, в ставку немецкого командования поступило сообщение, что список иконы, приписываемой по историческим сведениям кисти евангелиста Луки, находится на прежнем месте, в неплохом состоянии, икона считается чудотворной и место ее нахождения – место поклонения и паломничества. Больше о той иконе ничего неизвестно.

Сейчас на месте пропавшей иконы находится список середины XVI века, который не уступает своей предшественнице в количестве чудес и в народном почитании, но Одигитрию апостольского письма все еще ждут в Смоленске, все еще верят, что придет время, и она явит себя из какого-нибудь тайника, где чудесным образом сохранялась все эти годы, как уже это когда-то было.

Икона Божией Матери Одигитрия Смоленская Надвратная, список со знаменитой Смоленской Иконы. Когда-то она висела над вратами Смоленского Кремля, сейчас она хранится в соборе на месте утерянной в 1941 году смоленской иконы.

Списки с иконы

Существует много чтимых списков с чудотворной Смоленской Одигитрии. Многие списки с той, первоначальной, но утраченной иконы стали чудотворными (всего более 30) — Игрецкая Песочинская, Югская, Сергиевская в Троице-Сергиевой лавре, Костромская, Кирилло-Белозерская, Святогорская, Соловецкая и др.. Все эти образа в разное время и в разной мере явили свои чудотворные свойства.

Иконография

Об иконографических особенностях образа осталось сведений немного, так как икона, как известно, была утрачена в 1941 году, и никто поэтому ее изучением не занимался. Известно лишь было, что иконная доска была очень тяжелой, грунт приготовлен из мела на клею, как это делалось в древности, и обтянута холстом.

Богородица держит на левой руке Младенца, правая рука Господа поднята в благословляющем жесте, в левой руке Его – «свиток учения». На оборотной стороне были написаны вид Иерусалима, Распятие и надпись на греческом – «Царь распят». В 1666 году икону поновляли, и у Распятия появились более поздние изображения Пречистой и Иоанна Богослова.

Иконографический образ Смоленской иконы очень схож с ИВЕРСКОЙ иконой Божией Матери, но отличается строгостью расположения фигур и выражения лиц Богородицы и Богомладенца.

Значение иконы

Святая икона Божией Матери Одигитрии — одна из главных святынь Русской Церкви (наряду с Владимирской и Казанской).

Со Смоленской иконой Божьей Матери связан удивительный исторический материал, который через пути ее странствования по западным русским землям отмечает все самые важные события в истории России вплоть до прошлого века. Можно сказать, что ни одно событие, где требовалось заступничество Той, что на ней изображена, не обходилось без Ее вмешательства. Одигитрия-Путеводительница указывала и защищала наш запад от захватнических интересов сопредельных государств, стремившихся установить свое влияние в российском государстве и военным, и политическим способами. Но даже отступления, которые сопровождались переносом чудотворной святыни из ее главного удела – Успенского собора в Смоленске, были лишь стратегической необходимостью, а никак не согласием с присутствием и правлением иноземцев и довлеющей латинской верой на нашей земле. Соборные молитвы перед ней смолян, москвичей приносили свои чудесные плоды – рано или поздно враг был изгнан, и Смоленская Одигитрия возвращалась домой, в Смоленск.

Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: «Ты верным людям — Всеблагая Одигитрия, Ты — Смоленская Похвала и всея земли Российския — утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!»

Празднование

Празднование Смоленской иконы Божьей Матери совершается трижды в год – 28 июля/10 августа , установлено в 1525 году, когда чудотворный образ был перенесен из Благовещенского собора Московского Кремля в Богородице-Смоленский (Новодевичий) монастырь, основанный Василием III в благодарность Богородице за возвращение Смоленска Руси в годы Русско-литовской войны. Празднество установлено в память о прибытии Смоленской иконы Божьей Матери на Русь в 1046 году.

Второй раз празднование совершается 5/18 ноября в честь победы России в Отечественной войне 1812 года.

24 ноября/7 декабря празднуем Смоленскую икону Божьей Матери, памятуя о победе жителей Смоленска над войсками Золотой Орды по общей молитве народа перед иконой Ее – Смоленской Одигитрией.

Смоленская Божья Матерь помогает всем, обращающимся к ней с молитвами об исцелении от неизлечимых болезней, в поисках семейного мира и в других сложных и неразрешимых ситуациях, как первая заступница за нас перед Богом.

Тропарь, глас 4
К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак, глас 6
Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари яко благая на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих тя.

Ин Кондак, глас 6
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице: Ты нам помози, на Тебя надеемся и Тобою хвалимся: Твои бы есмы раби, да не постыдимся.

Молитва
О Пречудная н Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас грешных и недостойных в час сей молящихся и припадающих к Твоему Пречистому Образу со слезами и умиленно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, изба-ви нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях, и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего Христа Бога нашего, да удостоит нас Царствия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасения нашего, и превозносим святое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимого и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая
К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Госпоже Владычице Богородице, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, о Пренепорочная, Надеждо христиан и Прибежище грешным? Приклони, о Пречистая Владычице, ушеса Твоя к молению моему, Мати Бога моего, не призри мя, требующа Твоея помощи, услыши стенание мое и вопль сердца моего внуши, о Госпоже Богородице Царице. И подаждь ми радость душевную, подкрепи мя нетерпеливаго, унылаго и нерадиваго к Твоему хвалению. Вразуми и научи мя, како Тебе молитися подобает, и не отступи от мене, Мати Бога моего, за роптание и нетерпение мое, но буди ми покров и заступление в жизни моей и приведи мя к тихому пристанищу блаженнаго онаго покоя, и сопричти мя к лику избраннаго Твоего стада и тамо удостой мя воспевати и славити Тя во веки. Аминь.

Документальный фильм «Искатели. СЛЕД ОДИГИТРИИ» (2014)

Успенский собор — одно из самых внушительных зданий Смоленска. Именно здесь со дня постройки храма хранилась знаменитая икона Смоленской Божией Матери — древняя Одигитрия. Она, по преданию не раз спасавшая город и считавшаяся чудотворной, пропала в годы второй мировой войны. Существует достаточно много версий относительно судьбы Одигитрии. Многие исследователи склоняются к тому, что легендарный образ до сих пор существует, а, значит, имеет смысл его искать!

Древнейшие образы Божией Матери, согласно преданию, принадлежат кисти евангелиста Луки, создавшего их еще при жизни Пресвятой Богородицы. К ним относится и Смоленская икона Божией Матери. Она прибыла на Русь в качестве свадебного подарка императора Византии Константина IX Порфирородного его дочери Анне, сочетавшейся браком с черниговским князем Всеволодом, сыном Ярослава Мудрого.

Смоленская икона представляет собой список с иконы Богоматери «Одигитрия Влахернская»

Из истории иконы

Наименование «Одигитрия», то есть Путеводительница, связано с чудом, явленным самой Богоматерью, которая однажды привела сама двух слепцов во Влахернский храм, где они по Ее воле прозрели.

Путеводительницей Смоленская икона Пресвятой Богородицы была и во время путешествия Анны из Византии на Русь. После смерти супругов их сын, князь Владимир Мономах перенес икону в Смоленск, в честь чего она получила название «Смоленской».

История Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» связана со многими чудесными избавлениями

Так, благодаря горячей молитве жителей Смоленска их город в 1239 году был избавлен от Батыева нашествия. Известны случаи, когда молитвы перед иконой ограждали от ужасных эпидемий, от нападения врагов и вражеского завоевания. Для православных Смоленская икона «Одигитрия» действительно всегда была Путеводительницей, указующей верный путь.

Икона пользовалась таким почитанием, что в ее честь возводились храмы. Так, была построена церковь Смоленской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге, Арзамасе, Шуе и других городах. Особенно прославилась Шуйская Смоленская икона Божией Матери.

В 1665 году Шую охватила эпидемия моровой язвы, и напуганные жители решили, что нужно написать список со Смоленской иконы. Благочестивый иконописец сделал эскиз, однако на следующий день обнаружил, что поза Младенца Иисуса изменилась: Его правая ножка была поставлена на колено левой. Решив, что это его ошибка, он исправил икону, однако и на следующий день поза Младенца опять стала прежней.

Иконописец счел это Божьим знамением и больше не вносил исправлений. Когда же готовую икону принесли в храм, она воссияла необыкновенным светом, и после молебна моровая язва закончилась. После этого к иконе началось настоящее паломничество, произошло более ста чудес, и царь Алексей Михайлович даже прислал в Шую специальную комиссию, чтобы удостоверить чудотворную силу Шуйской (Смоленской) иконы, что и было сделано.

Описание иконы

По иконографическому типу Смоленская икона Божией Матери относится к одному из древнейших изводов, характерных для византийского письма

Это поясное изображение Богородицы с Младенцем Иисусом. Пресвятая Дева облачена в одежды багряного (на современных списках часто красного) цвета, что подчеркивает Ее статус как Царицы Небесной. На левой руке Она держит Младенца Иисуса, а правой как бы указывает на Него. Значение этого жеста заключается в том, что Путеводительница указывает путь к спасению через Иисуса Христа.

Иисус также в царственном одеянии золотого цвета, то есть в образе Вседержителя. В Его левой руке находится свиток, символизирующий Его учение, правая рука поднята с перстами, сложенными в жесте благословения. От иконы словно исходит аура веры и надежды на то, что путь к спасению действительно существует, и Одигитрия указует его.

В чем помогает Смоленская икона Божьей Матери

Этой иконой явлено столько чудес, что ее значение не нуждается в объяснениях – она и сегодня остается для православных одним из наиболее чтимых образов Богородицы, покровительницы и защитницы Русского государства. Именно поэтому к ней обращаются с молитвами о защите Родины от вражеских нашествий и войн; о сохранении жизни и здоровья военнослужащих, особенно в горячих точках; об избавлении от эпидемий.

Помогает Смоленская Богоматерь и в семейных делах: защищает семейный очаг от завистников и недоброжелателей; укрепляет стойкость в вере и помогает противостоять искушениям и заблуждениям; помогает исцелиться от тяжких недугов и разрешить сложные жизненные ситуации.

Молитва Смоленской Божьей Матери

О Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас грешных и недостойных в час сей молящихся и припадающих к Твоему Пречистому Образу со слезами и умиленно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях, и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего Христа Бога нашего, да удостоит нас Царствия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасения нашего, и превозносим святое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимого и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Смоленская икона Божией Матери принадлежит к иконографическому типу «Одигитрия». Название можно перевести с греческого языка как «Путеводительница».

Это один из наиболее распространенных в византийском и русском искусстве образов.

Смоленская икона Божией Матери: композиционные особенности

Композиция иконографии «Одигитрия» такова: Богоматерь и Младенец Христос изображаются почти фронтально, их обращенные к молящемуся лики не соприкасаются. Глава Богородицы может быть немного наклонена к Сыну, рука поднята в молитвенном жесте на уровне груди. Богомладенец восседает на руках Матери; правой рукой Он благословляет, левой - держит свиток, реже - книгу. Богоматерь чаще всего представлена в поясном изображении, но существуют и ростовые и оплечные варианты, например, Казанская икона. Младенец может располагаться как справа так и слева от Богородицы, чаще Он изображается сидящим на левой руке Пресвятой Девы.

Мозаическая икона. 1-ая половина XIII в. Национальня галерея, Палермо, Италия

Идея образа Одигитрии

Определяющая богословская идея этого образа - пришествие в мир Сына Божия, воплощение Бога ради спасения человечества. Хрупкий Младенец - это Небесный Царь и Грядущий Судия. Жест правой руки Богоматери может трактоваться не только как молитвенный, выражающий Ее личное моление Богу. Этим жестом Богородица как бы указывает верующим на Того, к Кому должны быть обращены их помыслы и молитвы.

Исследовавший иконографию Богородицы Н.П.Кондаков полагал, что образ Одигитрии один из самых древних. Он сложился в Палестине или Египте еще до VI века. Начиная же с VI века он широко распространяется по всему православному Востоку и Византии.

Мозаическая икона. Византия. XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай, Египет

Согласно Церковному Преданию первую подобную икону Богородицы с Младенцем написал апостол и евангелист Лука. В середине V века этот образ вместе с другими святынями был привезен из Святой Земли в Константинополь императрицей Евдокией, супругой императора Феодосия Младшего. Некоторые источники сообщают, что икону поместили в храме женского монастыря Одигон, но на Страстную седмицу икона из обители переносилась в императорский дворец. Рядом с монастырем был источник, исцелявший незрячих. Монахини заботились о приходивших к источнику. Местность получила название «место проводников» или «место вождей», а монастырь стал именоваться Одигон - «Проводник», «Путеводитель». По названию монастыря главная святыня - икона Богоматери - стала именоваться Одигитрией. Первоначально данное как топографическое название наделялось и глубоким смыслом: Богоматерь - путеводительница верующих, наставляющая на истинный пусть и ограждающая от врага. Икона была одной из самых почитаемых святынь Константинополя, считалась палладиумом города. Во время нападения врагов образ поднимали на городские стены.

Императрица Евдокия. Мраморная икона с инкрустацией. Из церкви монастыря Липса. X в. Археологический музей, Стамбул

Исследователи полагают, что, именно с иконой монастыря Одигон по вторникам совершался крестный ход по всему Константинополю. Во время этой молебной процессии регулярно происходило чудо, которое описал русский паломник Стефан Новгородец, посетивший столицу Византии в 1348 или 1349 году. Тяжелую большую икону переносил по площади всего один человек. «Ту икону в каждый вторник выносят. Удивительное это зрелище: тогда сходится весь народ, и из других городов приходят. Икона же эта очень большая, искусно окованная, и певцы, идущие перед нею, красиво поют, а весь народ с плачем восклицает: «Господи, помилуй!» … Дивное зрелище: семь человек или восемь поставят икону на плечи одному человеку, а он, изволением Божиим, ходит, будто ничем не нагруженный» - сообщает Стефан. Перед иконой происходили многочисленные чудеса, исцеления.

Богоматерь Одигитрия. Византия. 1-ая четверть XV в.

Согласно одному из вариантов предания, написанная апостолом Лукой и принесенная из Святой Земли икона попала во Влахернский храм, где тоже был целебный источник и где хранились другие святыни: риза и часть пояса Богородицы. Возможно, во Влахернской церкви был поставлен один из списков, сделанный с первоначальной иконы кисти апостола. Известно, что с оригинального образа было сделано несколько списков, которые прославились чудесами. В любом случае, во Влахернском храме находилась особо чтимая икона Богородицы Одигитрии.

Влахернская икона. Воскомастика. XIII – XIV в. Успенский собор Московского Кремля

Многочисленные списки чудотворного образа Богоматери Одигитрии отправлялись во все концы империи и за ее пределы. Из Византии иконографический тип Одигитрии попадает на Русь, где по месту создания, пребывания или чудесного обретения подобные иконы получали названия: Торопецкая, Смоленская, Тихвинская, Иверская, Седмиезерная, Казанская.

Богоматерь Одигитрия. Псков. Конец XIII – начало XIV в. ГТГ, Москва

История Смоленской иконы Божией Матери “Одигитрия”

Икона Богоматери Одигитрии, получившая название «Смоленская», прибыла на Русь в середине XI века. В 1046 году византийский император Константин IX Мономах благословил этой иконой свою дочь Анну на брак с князем Всеволодом, сыном Ярослава Мудрого. После смерти Всеволода его сын, Владимир Мономах, перенес икону в Смоленск, где был заложен храм Успения Богородицы, в котором впоследствии и разместили святыню.

Согласно преданию, когда в 1239 году к Смоленску подошли полчища хана Батыя, город был избавлен от разорения по заступничеству Богоматери. Воин по имени Меркурий, молясь перед иконой, получил указание Богородицы сразиться со стоящим у стен врагом. Монголы видели, что Меркурию помогают в бою молниеносные мужи и лучезарная Жена. Охваченные ужасом, бросая оружие, враги бежали, гонимые неведомой силой. Меркурий принял в бою мученическую кончину и был причислен Церковью к лику святых.

Богоматерь Одигитрия. Византия. Середина XV в. Частное собрание.

В конце XIV или начале XV века икона Богоматери Одигитрии была принесена из Смоленска, захваченного Великим княжеством Литовским, в Москву, где как особо чтимая святыня поставлена в Благовещенском соборе, по правую сторону от царских врат. Есть три версии того, при каких обстоятельствах икона оказалась в Москве. Один из возможных вариантов перенесения иконы связан с династическим браком. Может быть, эту икону дал великий князь литовский Витовт своей дочери Софье, супруге великого князя Московского Василия Дмитриевича, когда она была в Смоленске в 1398 году для свидания с отцом и получила от него много икон греческого письма. По другой версии последний из Смоленских князей Юрий Святославович, изгнанный в 1404 году Витовтом, прибыл в Москву и привез с собой икону Одигитрии вместе с другими иконами. Третья версия, изложенная в «Русском временнике» гласит, что некто Юрга, пан Свилколдович, когда уехал от Свидригайла, литовского князя, к великому московскому князю Василию Васильевичу, дорогой разграбил Смоленск, вместе с другими вещами взял икону Одигитрии и привез ее в дар московскому великому князю.

В 1456 году в Москву прибыл епископ Смоленский Мисаил в сопровождении наместника города и знатных горожан. Смоляне просили московского великого князя Василия Васильевича Темного вернуть икону в Смоленск. Князь, видя в этом шаге залог будущего воссоединения Смоленска с Москвой, решил вернуть святыню. С иконы сделали точный, «мера в меру» список, который остался в Москве, в Благовещенском соборе. Крестным ходом икону вынесли из Кремля, прошли до Девичьего поля, что у въезда на Старую Смоленскую дорогу, и после молебна отпустили икону в Смоленск. На иконе-списке свиток в руке Младенца изображен в вертикальном положении. Исследователи предполагают, что эта особенность была и на образце - Смоленской иконе Богоматери Одигитрии, присланной из Константинополя.

Список Смоленской иконы Одигитрии. Москва. 1456 г. Запись XIX в. Оружейная палата, музеи Московского Кремля

В 1514 году войсками Великого князя Московского Василия III Ивановича Смоленск отвоеван у Литвы. В память этого события в 1523 году князь недалеко от того места, где москвичи простились с иконой, основал Новодевичий монастырь. 28 июля 1525 года из Кремля в монастырскую церковь, освященную во имя Смоленской иконы Одигитрии, был торжественно перенесен тот список иконы, который хранился в Благовещенском соборе. В 1927 году эту икону, благодаря ее богатому золотому окладу времени Бориса Годунова и жемчужной ризе, передали в Оружейную палату.

В 1602 году в Смоленске с чудотворной иконы был написан точный список, который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена церковь. В 1666 году древняя Смоленская икона была вторично в Москве: ее привозил сюда для поновления потемневшей от времени живописи архиепископ Смоленский Варсонофий.

В 1812 году, во время нашествия французов, икона была вынесена из Смоленска епископом Иринеем (Фальковским) и доставлена в Москву, где жители могли помолиться перед ней в Успенском соборе. В день Бородинской битвы, 26 августа, москвичи крестным ходом со Смоленской, Иверской и Владимирской иконами обходили вокруг Белого города, Китай-города и Кремлевских стен. Перед занятием Москвы французами, Смоленская икона была отправлена в Ярославль, где она оставалась до самого окончания Отечественной войны, а затем вернулась в Смоленск. Находившаяся до 1941 года в Успенском соборе Смоленска икона почиталась как первоначальная, привезенная из Константинополя. Во время Великой Отечественной войны древняя икона бесследно исчезла.