Первые орудия труда и механизмы.

Предметное окружение человека берет свое начало на заре человечества, в каменном веке, когда первобытный человек изготовил первые орудия для труда, защиты и добычи пищи: руч­ное рубило, скребло, позднее - каменный то­пор, лук и стрелы. Орудия первобытного че­ловека были далеки от совершенства, но с их помощью человек встал на путь своего разви­тия, путь открытий и изобретений, который привел к созданию более совершенных ору­дий труда, предметов обихода, украшений, а в итоге к тому, что именуется сегодня словом "дизайн". История дизайна неразрывно связа­на с эволюцией предметного окружения чело­века, в особенности с историей развития тех­ники и технологий.

Первые орудия труда человека. Первые понятия об удобстве. Возраст древнейших орудий труда, как показывают архе­ологические раскопки, - 2,9 млн. лет . Свои первые орудия труда - ручные рубила первобытный человек изготавливал из камня, вулканического стекла, кости, де рева. Ими можно было растирать и размельчать расти­тельную пищу, соскабливать и очищать кожуру и кору раздроблять орех. Рубило представляло из себя универ­сальный инструмент со множеством функций. Оно по праву считается первым изобретением человека является первым объектом, который человек стремила сделать удобным в обращении, или, говоря современны» языком, "эргономичным".

Изобретение лука и стрел. Гениальным изобретением человечества стали лук, тетива и стрелы, явившиеся, по сути, первыми технически сложными орудиями. Создание лука требовало значительных умственных способностей, острой наблюдательности большого технического опыта. С помощью лука стало возможным передавать и преобразовывать движение: выпущенная стрела, сверлильное приспособление, музыкальный инструмент.

Формы лука, как и других составных орудий, подвергались на протяжении тысячелетий многократным модернизациям, связанным с открытием новых материа­лов и технологий, получением новых знаний в области эр­гономики.

Первые предметы быта из керамики. В конце каменного века (5-3 тыс. лет до н.э.) человек со­здает первые искусственные материалы. Это текстиль и керамика. Занимаясь земледелием, человек познакомился с глиной, которую употреблял сначала для обмазки плетеных стен жилища, а затем и плетеной посуды. Обжиг глиняной посуды, придавший глиняной массе камневидность, водонепроницаемость и огнестойкость, стал важным изобретением. Появилось гончарное искусство, а вместе с ним и первые предметы быта из керамики. Как и все ремесла, техника керамики прошла долгий и слож­ный путь своего развития. Тысячелетия ушли на изучение достоинств и недостатков разнообразных глин. Из множе­ства их видов древние мастера научились выбирать те, которые отличались наибольшей пластичностью, связан­ностью и влагоемкостью. В глиняную массу стали приме­шивать различные добавки, улучшающие качество изде­лий.


С изобретением глиняных сосудов человек получил новые возможности для приготовления и хранения пищи, что было особенно важным на последующих этапах развития обще­ства.

Литье металла. Первое массовое производство. Гончарная печь в процессе ее постепенного усовершен­ствования позволила освоить температуры свыше 500° и открыла людям металлы; сначала бронзу, затем железо. Являясь сплавом меди с оловом, бронза при этом имеет более низкую температуру плавления (700-900°), более высокие литейные качества, а при охлаждении обладает отпуск самой сложной техники с максимальной идентичнос­тью всех экземпляров. По такому принципу сегодня работают конвейеры на всех предприятиях мира.

Идеи дизайна в эпоху промышленных революций. Н овые открытия, технические достижения, индустриальное производство требовали и новых технических решений, новых принципов формообразования. Чтобы решить возникающую угрозу конфликта между машинным производством и эстетическими воззрениями общества, предотвратить вандализм рабочих по отношению! к новой технике, в Англии стали создавать специальные комитеты поощрения связи искусства, повседневной жизни и техники. В 1836 г. был основан с этой целью комитет Эверта, а существовавшее Английское общество искусств было преобразовано в Общество поощрения искусств, ма­нуфактуры и коммерции. Все больше статей и книг стало посвящаться влиянию культуры на развитие техники.

Исторический период в жизни человечества - XV и XVI вв. называют эпохой Возрождения,временем новых идей и свершений. Именно тогда получают применение важнейшие изобретения: порох, компас, очки и книгопечатание . Очки подготовили изобретение подзорной трубы, микроскопа и привели к созданию теоретических основ оптики. Компас, подзорная труба и парусные корабли, вооруженные пушками, помогли осуществить великие географические открытия.Книгопечатание сыграло решающую роль в развитии науки, техники, культуры.

Машинному размножению текстов и иллюстраций путем прижимания бумаги к покрытой краской печатной форме предшествовало изобретение самой бумаги. Человек позаимствовал ее технологию изготовления из древесины у... ос. Рабочие осы весною сгрызают молодые зеленые побеги деревьев, пережевывают их и при этом отделяют волокна-клетчатку. В слюне ос есть клей, и таким образом получается клейкая масса для строительства гнезда, состав которой тот же, что и у бумаги.

Это обнаружили при химическом исследовании осиных гнезд - их материал оказался сходным до мелочей с мягкими, шелковистыми сортами бумаги, производимыми в Китае и Японии с древних времен. Китайские летописи сообщают, что бумагу изобрел около II в. н. Идея Иоганна Гутенберга, как все гениальное, была проста до чрезвычайности. Он додумался получать произвольное число идентичных оттисков текста с формы, составленной - вот оно, озарение! - из подвижных и заменяемых элементов, литер. Творческий шаг Гутенберга - прежде всего механизация производства шрифта, т.е. создание словолитного инструмента.

Основные этапы развития орудий труда определены К. Марксом: "Простые орудия, накопление орудий, сложные орудия; приведение в действие сложного орудия одним двигателем - руками человека, приведение этих инструментов в действие силами природы; машина; система машин, имеющая один двигатель; система машин, имеющая автоматически действующий двигатель,- вот ход развития машин" * .

* (К. Маркс и Ф. Энгельс , Сочинения, изд. 2, т. 4, стр. 156. )

Первые четыре этапа приведенной периодизации получили свое становление в первобытнообщинный период.

Простое орудие , не имеющее составных частей, возникло за много тысячелетий до нашей эры, в ранний период каменного века (палеолит) в виде ударника - куска кремня, которому путем скалывания придавалась форма, удобная для охвата пальцами рук. Позднее из того же кремня путем откола изготовлялось более совершенное оружие с режущими кромками и остриями: наконечники стрел и копий, кремневые ножи и скребки (рис. 1-1).

Кроме кремня, материалом для орудий служило дерево, кость, из которой изготавливались иглы, наконечники дротиков (рис. 1-2), топоры (рис. 1-3). Топоры были уже составными орудиями (рис. 1-4), дающими возможность аккумулировать большее количество механической энергии за счет увеличения высоты подъема орудия и поэтому сделавшими удар настолько эффективным, что человек смог вступать в единоборство с крупными представителями животного мира. В земледелии составные орудия (мотыга, лопата) значительно увеличили производительность труда при переходе к ним от простой заостренной палки.

В более поздний период каменного века (неолит) кремневые орудия заменяются каменными шлифованными (рис. 1-5), причем в отдельных случаях шлифованные изделия поражают изяществом форм и тщательностью отделки (рис. 1-6).

На этих ранних видах орудий можно проследить, как их конструктивная форма определяется познанными закономерностями природы, диктующими единство конструктивной формы с технологическим процессом ее использования. Процесс использования кремневого ударника, как и современного молотка, заключается в аккумулировании энергии в поднимаемом орудии за счет эквивалентной затраты энергии работником. В процессе резания кремневой пластинкой, как современным ножом, необходима концентрация громадного давления на малой поверхности лезвия. В основе обоих процессов лежат, очевидно, закономерности природы, исследуемые механикой. Первобытный человек еще не знал законов механики как сложившейся науки. Однако он находил отдельные закономерности путем опыта, подсказывавшего ему, что ударник должен быть тяжелым, а кремневый нож - острым, что именно эти конструктивные особенности наилучшим образом соответствуют предъявляемым к орудиям требованиям: раздробить кость, отрезать кусок мяса. Так, единство конструктивной формы орудия с технологическим процессом его использования, определяемое закономерностями объективного мира, познавалось в трудовой деятельности, которая накапливала материал для последующих обобщений, для раскрытия за внешними проявлениями наблюдаемых в опыте взаимосвязей их внутренней, более общей, более глубокой связи, для становления науки как системы знаний.

В процессе трудовой деятельности складывались первые предпосылки для последующего возникновения науки о природе.

Ранним сложным орудием, значительно расширившим возможности человека в области присвоения, был лук со стрелами. По определению Ф. Энгельса "Лук, тетива и стрела составляют уже очень сложное оружие, изобретение которого предполагает долго накапливаемый опыт и изощренные умственные силы, следовательно, и одновременное знакомство со множеством других изобретений" * . Этими другими изобретениями, раскрытыми археологическими изысканиями, явился комплекс простейших машин, осуществлявших такие технологические приемы, как шлифование, пиление, сверление и комбинацию отдельных приемов. Новая технология позволила изготавливать шлифованные топоры и молоты, наконечники стрел и копий, кинжалы и ножи, рыболовные крючки, бумеранги, челноки из цельных стволов деревьев и весла к ним.

* (Ф. Энгельс , Происхождение семьи, частной собственности и государства Госполитиздат, 1953, стр. 21-22. )

В процессе изготовления сложных орудий человек освоил новый технологический процесс - сверление, осуществляемое путем применения вращательного движения, которое несвойственно рукам человека. Такое движение было осуществлено в первых сверлильных устройствах, представлявших уже достаточно сложное сооружение, перерастающее в машину (рис. 1-7).

В приведенном выше перечне орудий некоторые названия присущи и современным орудиям: топоры, молоты, ножа . Это значит, что за многие тысячелетия до нашей эры были найдены конструктивные формы и осуществляемые с их помощью технологические процессы, сохранившиеся до нашего времени. Действительно, современный молот или топор отличается от первобытного только материалом, из которого он изготовлен. Стабильность молота, топора и других орудий, изобретенных в глубокой древности, не случайна. Она вытекает из двух причин. Первая состоит в том, что в древнейших орудиях опытным путем были открыты закономерности природы, применение которых (таких, как свойство клина, режущей кромки и др.) остается целесообразным и в наше время. Вторая причина состоит в том, что перечисленные орудия сейчас, как и в далекие времена, применяются в качестве ручных орудий. А поэтому их вес и размеры, определяемые возможностями руки человека, сохранились настолько, насколько сохранилась рука и ее возможности.

ПЕРВЫЕ ОРУДИЯ ТРУДА

Австралопитеки, пользуясь камнями, замечали, что лучше всего подбирать у ручья не гладкую гальку, а острые каменные осколки. Ведь заостренными краями можно было резать ветки, дробить прочные черепашьи панцири, выкапывать корни. Если нападал хищник, каменным остроконечником его ранили.

Поэтому австралопитеки искали у ручья раздробленную гальку. Но ручьи выбрасывали мало таки
х удобных каменных лезвий. И австралопитеки сами учились добывать острые осколки - ударяли камнем о камень. Так появлялись первые орудия труда.


Изготовление орудий из гальки. Рисунки современного ученого

Запомните: орудиями труда называются вещи, которые люди делают специально, чтобы потом ими трудиться.

Удобнее ли клювы птиц, клыки и зубы зверей, чем орудия труда людей? Нет! Ни одно животное, ни одна птица не могут менять свои когти или клювы, с которыми они родились на другие, получше. А наши предки постоянно пытались сменить орудие труда на другое, более удобное. Они
замечали: чем длиннее и острее каменное лезвие, тем оно лучше. Наши предки заостряли края гальки, откалывая небольшие кусочки. Только одну сторону гальки оставляли необбитой, чтобы не повреждать ладонь.


Орудия труда из гальки. Находки археологов

Первые каменные орудия труда достигали 20 см. в длину и весили до 100 г. Их постоянно носили с собой. Но галечные орудия были не единственными. Из ветвей изготовляли тяжелые дубины и заостренные палки. Из расколотых костей получались крепкие остроконечники.

Люди умелые. Кадры из научного фильма "Прогулки с пещерным человеком"(Великобритания).


Вожак. Рисунок современного художника

За многие десятки тысяч лет самые развитые потомки австралопитеков привыкли делать орудия труда и постоянно пользоваться ими. Камень был прочнее и острее любых клыков, когтей, а
дубина - тяжелее лапы самого сильного зверя.

Человек умелый. Рисунки современного художника

Хотя первые орудия труда были грубыми и несо-вершенными, они сделали великое дело. Два с половиной миллиона лет назад труд окон- чательно превратил потомков австралопитеков в п ервых людей . Ученые решили присвоить этим нашим далеким предкам научное название "людей умелых" .

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТАДО

Конечно, первые люди никак не могли жить в одиночку. Их истребили бы хищники. Но жить большими группами тоже было невозможно - не хватало пищи. Обычно собирались 25-30 человек и бродили с места на место по берегам озер и рек. В удобных и безопасных местах люди умелые устраивали стоянки, изготавливали орудия труда, отдыхали, питались.

Черепа людей умелых. Находки археологов

Люди умелые жили в Африке и, быть может, в Южной Азии, где было тепло. Там можно было обойтись без одежды, обуви, прочного жилья. От жаркого солнца и ливней люди прятались в пещерах, шалашах из веток. Группу людей возглавляли вожаки. Вожаками были самые опытные, внимательные и смелые.

Люди умелые еще не могли говорить, но уже издавали отдельные глухие звуки, которыми передавали свои чувства: боль, страх, удовольствие. Звуками они предупреждали об опасности, созывали всех вместе.

Среди людей иногда вспыхивали ссоры, но до драк не доходили. Ведь теперь все были вооружены, поединок мог окончиться гибелью человека. А смерть одного ослабляла всю группу. Поэтому люди решали споры между собой не силой, как звери, а уступая друг другу.

ТРУД ЛЮДЕЙ УМЕЛЫХ


Древнейшие люди редко доживали до 30 лет, большинство погибало от голода, болезней, нападений хищников. В суровой борьбе с природой многие группы людей умелых вымирали. Другие группы выживали, увеличивались, разделялись на части и расходились, как это делают стаи животных. Запомните: бродячие коллективы древнейших людей, во многом похожие на стаи животных, ученые назвали человеческими стадами . Самое главное, чем отличалось человеческое стадо от звериной стаи - это, конечно, труд при помощи орудий.


Придумайте название к рисунку современного художника

Что такое труд? Трудятся ли животные? Когда волки догоняют оленя, их лапы работают, действуют их зрение, слух и нюх. Когда бобры строят на реках свои плотины и домик, они тратят много сил. Но это не труд!

Работа животных отличается от труда людей тем, что звери не ставят перед собой никакой цели. Они вовсе не собираются переделывать природу с пользой для себя. Стая волков зависит от того, есть ли в лесу дичь. А если добычи не хватает, волки просто переселяются в соседний лес. Бобры зависят от того, есть ли рядом подходящие для них деревья. Если деревьев нет, бобры не строят плотин и домиков из бревен, а поселяются в вырытых норах.


Придумайте название к рисунку современного художника

У людей же все происходит иначе. Запомните: когда появились первые каменные орудия труда, люди перестали приспосабливаться, к природе, как это делают животные. Наоборот, при помощи орудий труда люди начали изменять природу и приспосабливать ее для себя.

Главным занятием людей было собирательство . Они искали съедобные травы, ягоды, корни, орехи. Это была основная пища. Иногда люди доставали яйца птиц и черепах. Собирательством занимались с утра до вечера.


Распределение добычи людьми умелыми. Рисунки современных ученых

Охота стала вторым занятием. Вначале люди убивали небольших зверьков, которые не могли убегать или защищаться. Подбивали птиц, ящериц. Потом научились окружать больных или раненых антилоп и обезьян и забрасывать камнями. Мясной пищи было гораздо меньше, чем растительной, но она была намного полезнее, давала больше сил. При питании мясом в мозг поступает больше полезных веществ и он работает лучше. Кроме того, охота объединяла человеческое стадо и заставляла людей быть дружнее. Люди умелые медленно развивались сами и развивали свои орудия труда.

1. 2.

1 .Распределение добычи людьми умелыми. Рисунок современного ученого 2. Распределение пищи. Современный художник нарочно допустил грубейшую ошибку. Найдите ее!

Орудия производства и орудия труда

Орудия производства и орудия труда, по существу, являются тем, что расширяло возможности человеческих органов: с помощью камня - возможности кулаков или зубов; с помощью палки - возможности руки; с помощью мешка или корзины - возможности руки или рта; или новый, появившийся позднее, тип расширения возможностей - бросание, как, например, целенаправленное бросание камня. Общественный контроль, уже необходимый для простого отбора и использования орудий производства, становится еще более необходимым, когда такие естественные орудия производства стали специально обрабатывать для своих целей. Таким образом, каждый вид приспособления становится общественно-определенным в своем употреблении, форме и способе изготовления.

О непрерывности традиций в жизни первобытного общества свидетельствуют подлинные предметы, сделанные самим первобытным человеком в наиболее ранние известные археологам времена. Если бы мы даже ничего не знали о том, как они используются ныне в обществах, находящихся на первобытной стадии развития, эти предметы все же свидетельствовали бы об их социальном происхождении. Орудия производства каждого типа при том уровне культуры в различных местах практически были одинаковыми и в действительности мало отличаются друг от друга, хотя и относятся к разным периодам и найдены на обширных территориях. В то время обработка даже самого простого каменного ручного топора была тщательно разработанным процессом обтесывания, обучиться которому цивилизованный человек смог бы далеко не сразу. То, что эта обработка сохраняется, свидетельствует о чрезвычайной устойчивости технической традиции. Другими словами, действительная обработка кремневых орудий сама по себе является установившейся культурной деятельностью, которая для обеспечения определенной степени наблюдаемого нами единообразия требовала крайне тщательного изучения и выполнения.

Однако это единообразие не является абсолютным. Орудия производства неизбежно изменяются, улучшаются, перенимаются и комбинируются, и их поэтапное развитие привело к современному состоянию техники. Но важно то, что благодаря социальной обусловленности этого процесса человек на каждом этапе развития культуры получает возможность иметь в своем распоряжении воспроизводимый практически стандартный комплект орудий производства. Каждая племенная группа, сообразно тому, каким способом она добывала себе пищу, имела свой комплект орудий, но многие из них были одинаковы у племен, населявших огромные территории. Привычка образования таких стандартных комплектов, сложившаяся еще на ранних ступенях развития первобытного человека, является важнейшим фактором в сохранении абсолютной непрерывности в развитии технической культуры вплоть до нашего времени.

Кроме того, наличие стандартизированных орудий производства предполагает присутствие идеи орудия в уме делающего его до того, как он решил его сделать. Больше того, несколько частично обработанных кремней свидетельствует об определенной подготовке материала до начала основной работы. Позднее этот опыт сознательного предвидения должен стать опытом составления чертежа и плана и, значит, характерным для науки опытом - экспериментальным методом. Он возникает скорее при пробе различных методов изготовления предмета в моделях или в чертежах, чем при проведении широких опытов и допущении ошибок.

Если орудие, такое, как подобранный и брошенный камень, является началом технического прогресса человечества, то этот прогресс становится неограниченным с появлением орудий труда. Орудие труда - орудие для изготовления орудий производства - создает возможности для производства более разнообразных типов орудий, чем можно было бы просто отобрать или же взять в природе. Процесс изготовления орудий труда был следующим: вначале их выделывали из камня, после научились оттачивать и, наконец, ковали и отливали их из металла, что лежит в основе всей нашей современной техники, физически имеющей дело с материальными объектами. Первое каменное ручное орудие труда изготовлялось простыми ударами камня, позднее люди научились откалывать, резать, обтесывать и сверлить. Благодаря практическому изготовлению и использованию орудий труда человек изучил механические свойства многих продуктов природы и тем самым заложил основы физики. Орудия труда использовались не только для более эффективной охоты, они также обеспечивали средства обработки и подготовки более легких материалов - дерева, кости и шкуры. В то же самое время люди, скорее всего женщины, начали соединять предметы воедино: прокалывать, сшивать, скреплять, скручивать, сплетать и ткать. Таким образом, появились сосуды для пищи, воды и других переносимых предметов.

Одежда

Частично из-за необходимости носить предметы, в начале только пищу и орудия, появился обычай прикреплять предметы к телу на более или менее длительный срок, всюду, где удобно держать их, а именно: в волосах, вокруг шеи, талии, запястья и лодыжек. То, что прикреплялось к телу, старались выделить и украсить. К этим предметам добавлялись перья, кости, шкуры. Затем было сделано выдающееся открытие того, что меховые шкуры помогают людям сохранять тепло в холодные ночи и зимой. Отсюда возникли одежды, вначале в виде отдельных накидок из шкур и юбки, а затем - сшитых и надеваемых одежд, полностью закрывавших тело, таких, какие эскимосы делают в наше время. Одежда и обувь из шкур чрезвычайно расширили возможности расселе­ния первобытного человека, хотя и не в такой степени, в какой расширило его появление оседлого земледелия; этому способствовало появление изгородей для защиты от ветра, шалашей из ветвей и листьев, которые потом должны были превратиться в хижины и дома.

  1. Вспомни, какие вещи называются орудиями труда. Что такое средства труда?
  2. Что называют трудом?
  3. Что побуждало человека к совершенствованию орудий труда?
  4. Приведи примеры известных тебе орудий и средств труда. Объясни их назначение.

Орудия и средства труда человек развивал на протяжении длительного времени. Постоянная работа с камнем, костью, деревом требовала изготовления все более совершенных вещей. Первые орудия труда, по мнению ученых-археологов, появились ориентировочно 5,5–3 млн лет тому назад. В это время, которое называют каменным веком, человек изготовил первую одежду, посуду, построил жилье (рис. 155).

Рис. 155. Человек каменного века

Рис. 156. Первые орудия труда: а – каменные; б – металлические

После того как человек научился добывать огонь и выплавлять металл, на смену каменным орудиям и средствам труда пришли металлические (рис. 156). Изготовление орудий труда и постоянное стремление человека к их усовершенствованию, в частности, способствовало развитию и самого человека. Именно этот процесс, который называется эволюцией, дал человекообразному существу возможность отдалиться от животного мира и трансформироваться в человека разумного (рис. 157). Совершенствуя орудия труда, наши предки изобрели первый механизм для сверления отверстий в каменных изделиях, то есть сконструировали первобытный сверлильный станок, изобрели колесо, приспособление для добывания огня, охотничьи орудия и т.п. (рис. 158).

Рис. 157. Эволюция человека

Рис. 158. Первые орудия труда: а – устройство для добывания огня; б – тележка; в – капкан; г – ловушка для волков

Однако даже такие сложные как для того времени устройства требовали значительных усилий при выполнении работ, к тому же они были ненадежными, слишком примитивными и несовершенными, что приводило к травмированию и затрате значительного времени на выполнение определенных работ. Это побуждало человека к их усовершенствованию, созданию новых, более эффективных. Так появляются более совершенные устройства, которые приводятся в движение мускульной силой человека (рис. 159). Позднее появились еще более совершенные орудия, которые частично заменяли физический труд человека машинным. Они приводились в действие за счет энергии ветра, воды, пара и т.п. (рис. 160).

С изобретением способов выработки электрической энергии начинается конструирование машин, которые выполняют различные технологические операции, а человек лишь руководит. Называются они промышленными автоматами. Об особенностях их работы ты узнаешь в дальнейшем на уроках трудового обучения. Совокупность последовательных действий человека, направленных на достижение поставленной цели, изготовление определенной продукции или выполнение другой полезной работы, называется трудовым процессом.

Рис. 159. Ручные орудия труда: а – гончарный круг; б – токарный станок; в – прядка; г – рало; д – ткацкий станок

Рис. 160. Механизированные орудия труда: а – жернова; б – ветровая мельница; в – водяная мельница

Тебе уже известно, что основным элементом трудового процесса является технологическая операция. Это законченная часть трудового процесса. Например: размечание заготовки и ее изготовление – это две отдельные технологические операции. Первая выполняется карандашом и линейкой, вторая – пилой. Для выполнения определенных технологических операций надо иметь необходимую оснастку: линейку, карандаш, пилу, молоток и т.п. Вещи, которые человек использует для изготовления изделий с целью удовлетворения своих потребностей, называются орудиями труда. В школьных мастерских ты будешь пользоваться разнообразными орудиями труда. Некоторые из них ты уже использовал при изготовлении изделий.

Рассмотри таблицу 5. Ознакомься с названиями и назначением орудий труда, размещенных в соответствующих колонках этой таблицы. Подумай, какими технологическими операциями, присущими соответствующим орудиям, можно дополнить третью колонку таблицы. Ответ обоснуй.

Таблица 5. Орудия труда


Из таблицы 5 понятно, что каждое орудие имеет свое назначение. Поэтому их классифицируют по виду выполняемых ими технологических операций. Каждое орудие труда предназначено для работы с определенным конструкционным материалом, или предметом труда. Например, ножницы, которые предназначены для резания бумаги, нельзя использовать для резания металла, а молоток для работы с древесными материалами – для обработки металлических заготовок и т.п. То есть каждое орудие труда необходимо использовать лишь по его прямому назначению. Нарушение этого требования приводит к выходу инструмента из строя и невозможности его дальнейшего использования.

Применение на производстве орудий труда, представленных в таблице 5, является малопроизводительным. Вместо ручных отверток, ножниц, дрелей, лобзиков и т.п. по большей части используют уже известные тебе соответствующие электрифицированные инструменты. Это значительно повышает производительность труда, качество работы и уменьшает расходы физических усилий на выполнение работы. Более детально с работой, строением и назначением таких инструментов ты ознакомишься в дальнейшем на уроках трудового обучения.

Новые термины

    трудовой процесс, предмет труда, технологическая операция, трудовой прием, технологическая карта.

Основные понятия

  • Эпоха – большой период времени с примечательными событиями, явлениями или процессами в природе, обществе, науке, технике и т.п.
  • Быт – повседневная жизнь.

Закрепление материала

  1. Какие обстоятельства способствовали совершенствованию орудий труда?
  2. Что общего и в чем отличие между трудовым процессом и трудовой деятельностью?
  3. Какой вид деятельности называется технологической операцией? Приведи примеры.
  4. Назови ручные инструменты, объясни их назначение и сущность технологических операций, выполняемых ими.