Перед лицом смерти.

Для христианина смерть - это главное событие в жизни, к которому мы готовимся, начиная с Крещения. Смерть - это переход души человека из мира материального в духовную вселенную, это окончательное осуществление свободы выбора, это день начала Суда над человеком. Как говорит сохраненное Священным Преданием слово Господа:

В чем застану, в том и сужу.

После смерти нет покаяния, и потому у православных разработана практика подготовки к этому важнейшему моменту. Помня о том, что смерть может прийти внезапно, по русской поговорке: «Смерть у человека не за горами, а за плечами», мы стараемся всегда готовиться к смерти, даже когда ничто не предвещает ее приближения. Но особенно внимательными мы должны стать, когда узнаем, что у нас смертельная болезнь (а скрывать это - тяжелейший грех для врачей и родственников). Умирающий должен не впадать в отчаяние, как это делают безбожники, а тотчас начать последнюю «подгонку» своей жизни. Он прекращает все ненужные дела (карьера, забота о завтрашнем дне своем и детей) и греховные связи. Например, курильщик бросает табак, блудник разрывает постыдную связь, пьяница перестает пить, должник расплачивается по долгам, вор отдает украденное. Надо вспомнить, нет ли человека, с которым еще не примирился, и обязательно попросить у него прощения, как и сказал Господь: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» (Мф.5,25–26).

Также и обиженному надо помириться с умирающим, чтобы гнев Бога не обрушился на него. Был случай, когда два друга, живших в Киево-Печерской Лавре поссорились. Один из них, иеромонах Тит, смертельно заболел и решил попросить прощения у своего бывшего товарища, иеродиакона Евагрия. Тот не хотел простить. Тогда его насильно притащили к постели умирающего. Тит сполз с кровати и, упав на колени, просил прощения. Но гордый диакон воскликнул:

Не прощу его ни в этой жизни, ни в будущей!

И вдруг упал мертвым, а Тит встал с пола здоровым. Все удивились, и Тит рассказал им, что он увидел грозного Ангела, который стоял рядом с ним и угрожал наказать за обиду. Но когда Тит попросил прощения, а Евагрий не простил его, то Ангел пронзил жестокосердого огненным копьем, а Тита исцелил прикосновением.

Предсмертную болезнь надо терпеть с молитвой и благодарностью, помня, что страдание, переносимое с терпением, очищает человека от грехов. В это время надо чаще причащаться, посещать храмы и святыни, быть более внимательным к близким. В Древней Руси было принято в это время принимать монашеский постриг. Это время для исследования Священного Писания и святоотеческой литературы.

Когда состояние умирающего не даст ему возможности посещать храм, то молиться надо и дома. При нападении помыслов уныния и отчаяния надо читать Евангелие и Псалтирь. При этом надо чаще причащаться и на дому. Очень полезно принять Таинство Соборования, дающее дар безболезненной кончины.

Вот, приближается день кончины. Обычно к христианину собираются родные и близкие люди, чтобы поддержать его молитвой и утешением в его последний час. Но, главное, приглашают духовника или просто ближайшего священника, который напутствует умирающего. Сначала человек искренно исповедуется во всех грехах своих за всю жизнь и принимает Тело и Кровь Христа. По правилам Церкви, умирающий причащается, даже если он и вкушал пищу и не читал правила. В Троице-Сергиевой Лавре был случай, когда дьякон умер сразу после Литургии. Позже он явился одному своему другу и на вопрос, как миновал он заставы князя тьмы, ответил так: «Как молния пронесся я мимо них, ради благодати святого Причастия».

Но приобщаться можно только тогда, когда умирающий пребывает в сознании. Во время коматозного состояния недопустимо преподавать никакие Таинства, кроме Крещения (и то при условии, если человек желал креститься, но не успел).

Если прежде во время болезни он не соборовался, то его соборуют. И после этого священник читает «Канон при разлучении души от тела». В нем он от лица умирающего просит Христа и Богородицу помочь ему пройти воздушную область, где царствует дьявол, и явиться оправданным пред Престолом Бога. А после канона священник читает молитву на исход души, с просьбой очистить ее от всякого зла и уйти в мире.

Если умирание сопровождается тяжелой агонией, то священник совершает «Чин, на разлучение души от тела, когда человек долго страждет».

Если священника нет рядом, а человек умирает и подвергается нападкам бесов, то необходимо родным читать Евангелие и кропить умирающего святой водой. Но все же самую действенную помощь может оказать святое Причастие, ради которого, по правилам Церкви, священник даже обязан прервать службу (кроме евхаристического канона). Не надо стесняться тревожить иерея в любое время суток, если больной может умереть. Ведь на родных, которые не помогли напутствовать умирающего, ляжет тяжкий грех.

Автору известен случай, когда священника пригласили к умирающей. Когда он пришел, то увидел страшное зрелище - больная лежала с выпученными глазами и пыталась руками отбиваться от нападающих на нее со всех сторон невидимых существ.

Боюсь, боюсь! - кричала она, и никто не мог ей помочь. Священник спросил ее, желает ли она причаститься, и она ответила: «Да!» После этого она потеряла речь и лишь с ужасом смотрела на стоящих вокруг страшных истязателей. Но как только она причастилась, то тотчас улыбка появилась у нее на устах, на лице появилось выражение покоя, и спустя несколько минут она в мире скончалась. Так что нельзя ни в коем случае затягивать с напутствием. Необходимо спрашивать об этом - желает ли человек причаститься (а некрещеный - креститься) - у любого, вне зависимости от того, верил ли он раньше или нет. Ведь при подходе к смертному рубежу у многих открываются духовные глаза, и они начинают видеть ту реальность, которую прежде отвергали.

Смерть близкого человека – одно из самых тяжелых и серьезных испытаний, которые только могут произойти в жизни. Если вам пришлось столкнуться с этим несчастьем, то глупо советовать «взять себя в руки». Первое время будет непросто принять потерю, но у вас есть возможность не погружаться в свое состояние все глубже, и попытаться справиться со стрессом. Как показывает практика, невозможно в полной мере подготовиться к кончине дорогого человека, даже если он был болен, и такой исход уже был определен врачами. Подобная утрата обычно оборачивается серьезной эмоциональной встряской и депрессией. После этого скорбящий человек и сам может как бы «выпасть из жизни» на длительный срок.К сожалению, не существует быстрого способа выйти из подавленного состояния, спровоцированного смертью близкого человека, однако необходимо предпринять меры для того, чтобы это несчастье не вылилось для вас в тяжелейшую форму депрессии. Как правило, после смерти близкого родственника или друга, люди начинают испытывать вину, чувствуя, что не сделали для умершего все то хорошее, чего он заслуживал. В голове прокручивается множество мыслей, связанных с умершим человеком, что вызывает общую подавленность.

4 стадии горя

1. Шок и потрясение. У некоторых этот этап может продлиться несколько минут, а кто-то погружается в подобное состояние на долгие дни. Человек не может до конца осознать произошедшее, он будто в «замороженном» состоянии. Со стороны даже может показаться, что трагическое происшествие не произвело на него особого влияния, но на самом деле он просто находится в глубочайшем шоке.2. Непринятие и полное отрицание, депрессия. Человек не желает принимать случившееся и думать о том, что будет дальше. Осознание того, что жизнь больше никогда не станет прежней, кажется ему ужасным, и он всячески старается забыться, только бы не думать о том, что случилось. Со стороны может показаться, что человек будто оцепенел. Все разговоры об утрате он либо избегает, либо не поддерживает. Впрочем, бывает другая крайность – повышенная суетливость. Во втором случае скорбящий активно начинает заниматься какими-либо делами – перебиранием вещей скончавшегося, выяснением всех обстоятельств трагедии, организацией похорон и прочим. В итоге рано или поздно приходит понимание того, что жизнь кардинально изменилась, что приводит к стрессу, а потом – и к депрессии.3. Осознание потери. В полной мере приходит осознание того, что произошло. Это может случиться совершенно внезапно. Например, человек непроизвольно тянется за телефоном, чтобы позвонить родственнику или другу, и вдруг понимает, почему это больше невозможно. Также осознание может прийти и постепенно. Миновав стадию отрицания, человек начинает прокручивать в голове множество событий, связанных с усопшим.Эта стадия может сопровождаться вспышками гнева и обиды. Происходящее кажется несправедливым и кошмарным, и осознание непоправимости положения злит и тревожит. Обдумываются многие варианты, при которых исход мог оказаться иным. Человек начинает злиться на себя же, считая, что в его силах было не допустить несчастья. Также он отталкивает других людей, становясь раздражительным и подавленным. 4. Принятие и оплакивание. Обычно эта стадия наступает через несколько месяцев. В особо сложных случаях ситуация может затянуться. Пройдя самые острые стадии горя, человек начинает смиряться с тем, что случилось. Его жизнь некоторое время уже течет по другому направлению, и он начинает привыкать к этому, понемногу «перестроившись». Воспоминания об умершем вызывают у него грусть, и периодически он оплакивает дорогого человека.

Пытаясь помочь ближнему легче перенести утрату, многие пытаются найти способ полностью его отвлечь от случившегося, избегая разговоров на эту тему. Но это не всегда правильно. Ознакомьтесь с общими рекомендациями относительно помощи в таких ситуациях.Не игнорируйте разговоры об усопшем Если с момента трагедии прошло менее полугода, то вы должны понимать, что мысли вашего друга или родственника чаще всего крутятся именно вокруг нее. Иногда ему очень важно выговориться, а порою – и выплакаться. Не отгораживайтесь от этих эмоций, не заставляйте человека подавлять их в себе, оставаясь наедине с переживаниями. Конечно, если прошло уже очень много времени, а все разговоры сводятся к умершему, то тогда их следует дозировать.Отвлеките скорбящего от его горя Первое время скорбящего ничем не заинтересовать – ему будет нужна от вас лишь моральная поддержка. Однако по прошествии нескольких недель стоит периодически придавать мыслям человека другое направление. Настойчиво приглашайте его в интересные места, записывайтесь вместе на увлекательные курсы и тому подобное.Переключите внимание страдающего Зачастую люди в некоторой мере отвлекаются от произошедших событий, осознав, что их помощь нужна кому-то еще. Покажите скорбящему, что нуждаетесь в нем в той или иной ситуации. Также значительно ускорить процесс выхода из депрессии может забота о домашнем питомце. Если вы видите, что у человека много свободного времени, следствием чего становится погруженность в свои переживания, то подарите ему щенка или котенка, или просто отдайте «временно» на передержку, сказав, что его пока некуда пристроить. Со временем он и сам не захочет отказываться от нового друга.

1. Не отказывайтесь от помощи близких Не отталкивайте людей, которые стремятся поддержать вас в вашем горе. Делитесь с ними своими переживаниями, интересуйтесь их жизнью – общение поможет вам не терять связь с внешним миром и не погружаться в свое состояние.

2. Ухаживайте и заботьтесь о себе Многие люди, переживающие боль утраты, махают рукой на свой внешний вид и в целом – на какую либо заботу о себе. И все же, это тот необходимый минимум, о котором вам не следует забывать – помывка головы, купание, чистка зубов, стирка вещей. Это же относится к приему пищи. Понятно, что вам сейчас ничего этого не нужно, и все ваши мысли заняты другим, но все же не игнорируйте свои потребности.3. Напишите письмо ушедшему из жизни человеку Наверняка, вы полагаете, что многого не успели сказать близкому человеку, во многом не признались. Выплесните все несказанное на бумагу. Напишите, как вам не хватает этого человека, что бы вы сделали, если бы он был рядом, о чем жалеете и прочее.4. Не подавляйте эмоции Возможно, вам кажется, что если вы всячески будет подавлять внешние проявления горя, то таким образом быстрее справитесь с навалившимся несчастьем. Тем не менее, вы просто «запираете» свои эмоции и переживания, не даете им вырваться на свободу. Лучше выплачьте свое горе – так вам будет легче.5. Попытайтесь отвлечься Конечно, сейчас для вас не существует ничего важнее вашей утраты, однако не забывайте, что ваша жизнь продолжается, как и жизни тех, кто вам дорог. Несомненно, многие из них тоже переживают не лучшие времена и нуждаются в вашей поддержке. Общайтесь с родными людьми, вместе вам будет легче пережить эту боль.6. Помощь психолога Некоторым очень сложно смириться с новым положением самостоятельно. Если вы понимаете, что ситуация ухудшается и ваша депрессия затянулась, запишитесь на прием к психологу – он посоветует вам, как справиться с горечью утраты.

Как принять уход родственника в мир иной

1. Примите неизбежность происходящего. Конечно, вы понимаете, что довольно мало животных отличаются сроком жизни, соизмеримым с человеческим. Если ваш кот, пес или иное домашнее животное тяжело болеет или пребывают в преклонном возрасте, непременно посоветуйтесь с врачом, который вам расскажет, как можно, улучшить жизнь питомца. Также поинтересуйтесь, страдает ваш четвероногий друг и как ему можно помочь в его положении.2. Делайте фото на память. Первое время после смерти кота или собаки, вам будет нелегко рассматривать это фото, но пройдет какое-то время, и изображение любимого питомца, а также воспоминания о нем смогут вызвать улыбку на вашем лице. 3. Чаще будьте рядом. Балуйте животное, позволяйте ему шалости, кормите любимыми продуктами, заботьтесь о нем, чаще гладьте. Сделайте так, чтобы он был счастлив и находился в максимально комфортных для себя ситуациях. Расскажите другим членам семьи о том, что вскоре может произойти – подготовьте их, и дайте им аналогичную возможность насладиться «общением» с питомцем.4. После смерти. Неважно, какой была смерть – предсказуемой или внезапной – справиться с этим одинаково непросто.
    Не держите в себе эмоции и давайте волю эмоциям так часто, как вам того требуется. Это естественная реакция человека на трату связи с дорогим существом. Поделитесь своими переживаниями с близкими людьми – наверняка, они захотят подержать вас.Это большое испытание для всех членов семьи – возможно, кто-то из них нуждается в вашей поддержке.Многие хозяева испытывают чувство вины после смерти питомца, если она произошла преждевременно. Не корите себя или близкого человека в случившемся.Расскажите о своих переживаниях людям, которые вам дороги. Наверняка, им захочется поддержать вас, и так вы легче перенесете утрату.Помогите другим страждущим животным. Несомненно, в вашем городе имеется не единственный приют, да и в целом на улицах немало зверья, нуждающегося в защите. Не исключено, что в итоге вы привяжитесь к одному из них и захотите привести в свой дом. Несомненно, он никогда не заменит вам вашего любимого четвероногого друга, однако вы сможете спасти животное от невзгод и обрести еще одного товарища среди «братьев наших меньших».

Справиться со смертью никогда не бывает легко, и неважно, сколько вы готовились, это всегда очень эмоциональный и печальный период. Чтобы помочь вам подготовиться к утрате, вот несколько советов.

Шаги

Часть 1

Поговорите с другими людьми

    Убедитесь, что все в семье знают, что этот близкий человек скоро умрет. Это позволит всем членам семьи и близким друзьям попрощаться с ним.

    Позвольте детям посетить близкого человека. Объясните им, что скоро должно произойти. Говорите с детьми ясно и уважайте их достоинство. Существует тенденция скрывать реальность ситуации, хотя дети способны понять и принять больше, чем думают взрослые. На самом же деле именно у ребенка часто бывают мысли, которые успокаивают или утешают взрослого. Вот о чем стоит помнить:

    • Не говорите ребенку, что близкий человек ушел/всего лишь спит. Эта ложь во благо может вызвать у ребенка/детей страх перед сном, или же они могут подумать, что человек пошел на прогулку/уехал в отпуск, хотя это не так. Если вы будете скрывать реальность, это может вызвать у ребенка возмущение и недоверие к вам.
    • Будь честны с ребенком/детьми, но используйте подходящие для их возраста ответы. Например, ваш ребенок очень мал и спрашивает "Как умер дедушка?". Вы можете сказать, что у дедушки была бяка в голове, ему было очень плохо, его состояние не улучшалось, его тело перестало работать, он умер и отдыхает в очень особенном месте. Когда ваш ребенок подрастет, вы можете сказать, что бяка в его голове – это опухоль мозга, как называется место, где он отдыхает (вы можете сказать вашему ребенку/детям, где находится могила), и что дедушка очень вас любил.
    • Для ребенка это нормально, – они от природы любопытны. Отвечайте фактами, а не эмоциями (хуже всего – обвинять ребенка в том, что он ведет себя гадко). Если ребенок спрашивает, что происходит, когда человек умирает, будьте честны и скажите, что захороненное тело проходит через стадию разложения, тело гниет, а затем становится просто скелетом. Если он спросит, что такое кремация, скажите, что тело сжигают особым образом при очень высокой температуре так, что оно становится пеплом.
  1. Осведомите дальних родственников о здоровье вашего близкого. Общайтесь посредством e-mail, телефона или социальных сетей.

    Часть 2

    Совместное времяпровождение
    1. Присядьте и говорите с вашим близким как можно больше. Если вы о чем-то сожалеете, или вам нужно рассказать ему/ей о том, что вы хранили в секрете годами, используйте это, чтобы поговорить с ними. Тем не менее, помните, что если это что-то серьезное (вы изменяли ему 15 лет), то, может быть, лучше воздержаться. Вы не хотите подвергать его/ее еще большему стрессу.

      Поговорите с вашим близким о смерти. Спросите, напуган ли он/она. Вам может быть спокойнее, когда его не станет, если вы будете знать, что он не боялся уйти. А если ваш любимый человек напуган, помогите ему или ей справиться их страхами.

      Скажите вашему любимому человеку, что вы будете скучать по нему, и часто говорите "Я тебя люблю". Нет ничего важнее этих трех слов.

      Скажите вашему любимому человеку, если вы напуганы, сбиты с толку или расстроены. Он может сказать вам то, что расслабит вас, и поможет с этим процессом.

      Примите напутствие от вашего близкого человека. Некоторые захотят поговорить о смерти, планах похорон и т.д., а другие – нет. Не думайте, что вы знаете, что он хочет, или что ему нужно. Сейчас не время играть в догадки!

      • Если ваш любимый человек притворяется, что он не умирает, и все будет в порядке, поймите, что это защитный механизм, и он заменяет надежду. Хотя важно быть чувствительным к подходу близкого вам человека к смерти, не позволяйте этой фантазии вызывать напряжение и проблемы у вас и других членов семьи. Это может быть именно тот случай, когда важно не ходить вокруг да около, а показать самым добрым и заботливым образом, что у вашего близкого человека смертельная болезнь, и что это влияет и на других людей. Ничего не будет хорошо, и вы потратите много времени впустую, если будете притворяться, хотя вы должны потратить его на воспоминания, исполнение желаний любимого человека и качественное совместное времяпровождение.
    2. Соберите членов вашей семьи в комнате и поговорите о былых временах. У каждого останется воспоминание о том, как ваш любимый человек улыбался и был счастлив или слышал, вспоминая все эти моменты. Это будет также и приятным воспоминанием: он или она была окружена семьей, которая очень любила этого человека, а что может быть лучше, чем быть рядом с семьей, когда их поддержка нужна вам больше всего?

      Убедитесь, что вы сказали все, что хотели сказать. Когда этого человека не станет, то вы не сможете вернуть ничего назад.

      Часть 3

      Практические аспекты ситуации

      Часть 4

      Подготовка
      1. Будьте готовы ко множеству эмоций, которые захлестнут вас. Некоторые эмоции могут возникнуть раз, другие же могут возвращаться снова и снова. К типичным мыслям и эмоциям относятся: гнев, страх, тревога, чувство несправедливости, возмущение, истощение, надежда, радость от моментов, проведенных вместе, принятие желаемого за действительное, облегчение, грусть, отчаяние и многие другие. Нет правильных или неправильных чувств или мыслей, и вы можете обнаружить, что некоторые эмоции мешают вашей способности ясно мыслить.

        Позволить себе испытывать скорбь. Плач – это нормально, и лучше выпустить все наружу, чем подавлять эмоции. Когда на глазах навернутся слезы – не сдерживайте их.

        • Плачьте с вашим ребенком/детьми и говорите о мертвом человеке. Это покажет вашему ребенку/детям, что вы никогда не забываете о этом человеке и что нормально плакать, показывать злость и выражать чувства и скорбь. Помните, что люди скорбят по-разному.
        • Если вы чувствуете, что другие люди настаивают на том, чтобы вы заполнили ваших близких людей с помощью ритуалов, подходов и конкретных поступков, которые не совпадают с тем, как вы хотите запомнить вашего любимого человека, поблагодарите их за предложения, но напомните им, что у каждого есть свой способ запомнить других, и что вы будете пользоваться своим способом.
        • Вам может быть легче, если вы уберете все подальше с глаз сразу же после смерти вашего любимого человека. Пара шлепанцев, галстук, даже его/ее любимую ручку… Верните их на место, когда вы почувствуете, что вы можете справиться с этим, воспоминание о них всегда будет рядом.
      2. Проводите время вне дома сейчас и потом. Вам понадобится ваша энергия и фокус, чтобы остаться на плаву. Иногда это значит, что нужно убежать от того, что кажется слишком реальным, и того, что происходит. Делайте небольшие перерывы, чтобы отдохнуть от эмоциональной глубины, которая приходит с процессом умирания.

        • Озвучьте ваши тревоги, грусть и чувства питомцу или близкому другу.
        • Сходите в парк или на ужин или просто погуляйте с парой друзей и родственников и расслабьтесь на какое-то время.
      3. Начните посещать терапевта в процессе ухода. Посещение консультаций до того, как ваш любимый человек умрет, поможет подготовить вас. Это также важный мост между присутствием этого человека и его отсутствием в вашей жизни. Продолжайте посещать терапевта после того, как человек умрет. Если вы будете говорить свободно и открыто, то это поможет вам открыть ваши чувства; он не будет осуждать вас, так как его работа – помочь вам.

      • Уважайте желания младших так же, как и всех остальных. Это выбор ребенка/детей, посещать ли похороны/могилу или нет. Не обижайтесь, не отговаривайте и не заставляйте их делать это, если они отказываются и/или им некомфортно это делать. У всех есть право выбора. Ваша реакция имеет значение и может оставить у ребенка глубокие позитивные или негативные воспоминания.
      • Уважайте скорбь, которую испытывают остальные. Другие люди, которые были также близки, проходят через то же, что и вы. Найдите время, чтобы провести его с друзьями и семьей, и выслушайте их истории. Выслушайте остальных, когда они озвучивают вам свои проблемы. У вас есть право излить душу; особенно во время такого эмоционального кризиса, как процесс смерти.
      • Вы можете создать книгу воспоминаний о вашем любимом человеке. Это может быть особенно полезно для маленьких детей, которые не будут помнить об этом человеке, когда подрастут. В этой книге храните такие вещи, как фотографии, записи из дневника, сувениры, фразы, которые этот человек всегда повторял, особые рецепты и т.д. Такой документ навсегда сохранит память о них, даже когда сменится несколько поколений.
      • Знайте, что в этом нет вашей вины.
      • Присядьте с вашим любимым человеком и сделайте альбом воспоминаний, по которому вы его запомните. Используйте его любимый цвет, стихотворение, полученное от супруга и т.д., все мелочи, которыми вы наслаждались с вашим любимым человеком.
      • Если вы планируете высадить сад или дерево в вашем дворе как память о любимом человеке, скажите об этом до того, как он или она умрет.

      Предупреждения

      • Не пытайтесь превратить смерть в пустяк; не пытайтесь развеселить людей, подшучивая над ними. Тем не менее, помните, что вы будете часто слышать черный юмор, который используется как защитный механизм, так что не стесняйтесь и не ругайте других, если это будет происходить время от времени. Смотрите на это так, как есть – это способ справиться с горем, чтобы потом вернуться к вежливому отношению.
      • Не говорите слишком много. Попробуйте прислушиваться к нуждам окружающих. Иногда умирающий человек не захочет говорить или даже слушать разговоры других, так что поддержите их молчанием. Это может быть очень одухотворенным времяпровождением.
      • Не критикуйте плач, скорбь по любимым или по тем, кто болен; это неуважительно. Потеря любимого – это священный момент. Проявите уважение. И даже если вы чувствуете нетерпение или облегчение, не выплескивайте это на окружающих во время смерти; такие эмоции вызывают неловкость и выражают неуважение.

Как подготовиться к смерти?

Говорите себе с утра: Сегодня я умру, каждый день. Вот и подготовитесь. Не создавайте долгов, приготовьте средства на похороны. Чаще совершайте религиозные ритуалы подготовки к смерти.

Никак не нужно к ней готовиться - вс равно, вероятнее всего, она придт неожиданно (а это, может быть, даже и лучше, чем когда у вас остатся пара минут/секунд на осознание того, что вот оно - именно сейчас вы умрте), но можно жить так, чтобы в каждое мгновение вашей жизни, если вдруг придт смерть, вы понимали, что вы счастливы и ни о чм не жалеете. Всего нам не успеть в любом случае, и смерти никак не избежать. Так зачем беспокоиться о проблеме, если она не разрешима? Эти мысли только напрасно расходуют ваше время, которое и так бесценно, ведь неизвестно, сколько ещ его у вас осталось. Нужно просто стараться проживать каждую минуту с осознанием счастья. Я не имею ввиду бесконечное веселье, балдж, кайф и прочее. Я говорю о том чувстве, когда вы понимаете, что довольны своей жизнью и рады тому, что имеете. Когда вы не озабочены постоянно гонкой за чем-то лучшим, а просто спокойно движетесь вперд, наслаждаясь каждым днм. Когда на душе у вас - гармония и покой. Лично мне бы хотелось умереть счастливой.

Сон является подготовкой к смерти, так как это бессознательное состояние тело, как и во время смерти!

Очень хороший, и главное, актуальный вопрос. Если вы христианка, то должны знать, что жизнь нам дана, как раз для того, чтобы подготовиться к тому, что после смерти, то есть, к вечности. По скольку нам не дано знать когда мы умрем, то готовым нужно быть всегда. Что для этого нужно? - любить Бога, и не делать другим, что не желаешь себе.

Зачем говорить о смерти? Ведь жизнь так прекрасна! С ее удачами и неудачами. С крутыми поворотами. А ведь смерть это тоже крутой поворот в жизни. И к такому повороту как ни готовся, готов никогда не будешь.

Да вот и вс, собственно. Подготовка к переправе через Стикс успешно завершена. Вот только вся Ваша жизнь после этого превратится в жизнь заключнного, ожидающего в своей камере исполнения вынесенного ему смертного приговора. Оно Вам надо? Если надо - вперд и с песней. Правда, перед этим (без обид) сходите на прим к психиатру: вс-таки, в норме человеку свойственно чаще думать о жизни. Ежечасное ожидание смерти - это уже проблема.

пройти буддийский курс практики осознанного умирания Пхова тогда вы автоматически перерождаетесь в Чистой стране будды Амитабы вне Сансары даже если смерть застала вас врасплох

Смерть это неотъемлемая часть жизни. Интересно то, что готовься к ней, или не готовься она придет, иногда даже не предупредив. Если ее бояться и не брать в голову ну и так можно. Однако мне лично нравятся люди, которые думают о смерти и к ней готовятся. Подготовка к смерти является частью духовного пути почти любой религии. Например у мусульман, человек совершивший паломничество (хадж) должен носить на голове чалму, которая является саваном, то есть он в любой момент готов к тому, чтобы умереть и саван всегда с собой. Частью кодекса самурая считается если он стоит перед выбором жить или умереть, то он выбирает умереть. Джордж Харисон однажды спросил у Далай Ламы: Как вы узнате, что медитация была хорошая? - Умру узнаю.,- ответил Далай Лама. Но не стоит слишком заморачиваться, на духовных путях. Мысль о смерти, освобожденная от истерик и страха (зачем бояться неотвратимого?) заставит человека, делать как можно меньше долгов, ценить каждый миг отпущенной жизни, не откладывать ничего на потом, не ранить понапрасну ни словом ни делом ни себя, ни близких тебе людей, успевать доделывать дела и общения до конца. Прощаться каждый раз на всегда и встречаться с благодарностью за отпущенный шанс увидеться еще раз. Мне кажется вс это не плохие привычки, которые делают человека собранным, мудрым и ответственным.

Во первых какого вероисповедания не был бы человек, нужно положить начало покаянию. Как сказал Султан Сулейман из Великолепного века - другие двери могут быть то открытыми, то закрытыми - дверь покаяния открыта всегда.

Для этого нужно внимательно по возможности отслеживать свою реакцию на происходящие в течении дня, свои поступки и свои помыслы. Вечером нужно мысленно все проанализировать и покаяться, в случае необходимости.

Соблюдать посты; которые помогают увидеть свое несовершенство и понять причину его. Вот причина и есть то за что нужно каяться и просить Господа убрать это из вашей жизни.

Можно писать много, но суть такова - смирение, воздержание и упование на Господа- вот то, что может подготовить нас к встречи с Творцом.

Приведу такой пример - во время Второй Мировой в Вырецке, что под Ленинградом жил старец Серафим Вырецкий, кстати сказать который повторил подвиг преподобного Серафима Саровскогоночей молился о нашей победе на камне. На этот камень его тащили так он был болен, и Милостью Божией он стоял на камне больными ногами всю ночь и молился. Так вот приходит к нему молодая женщина и со слезами говорит, мол батюшка помолитесь, что бы муж мой хоть какой, хоть без рук, без ног, но только бы пришел с войны живой! На что отец Серафим строго настрого не велел ей ТАК молится, говоря - Ты что? выполнит Бог твою просьбу и вернет тебе мужа без рук и ног! Проси Господа, что бы вернулся целый и невредимый!

Это к тому, что молится нужно о своем душевном и физическом здоровье! А если больны - молиться, что бы Господь простил грехи и продлил Ваши дни.

А теперь главное - человек созревает для жизни 9 месяцев и созревает для смерти тоже 9 месяцев, даже для внезапной смерти, поэтому внимательный увидит приближение е и покаянием и молитвой может Господь отодвинуть е.

Подготовка к смерти – это подготовка к Жизни вечной

- Болезнь может подойти к такой стадии, когда человек волей неволей задумывается о смерти. Нужно ли гнать от себя эти мысли? Если человек уже принял, что он умирает, и его близкие уже приняли то, что он умирает, не получается ли, что он перестает бороться?

Я считаю, что не нужно и не полезно гнать мысли о смерти - ни при здоровье, ни при болезни. Во-первых, когда человек принимает факт, что он стоит перед смертью (а все люди смертны…) - он будет жить не поверхностно, и оценивать то время, которое у него осталось, следовательно отношения с близкими могут стать искренними, без лжи. Во-вторых, когда человек принимает факт смерти, этим снижается тревога и до определенной степени страх смерти. Своим отношением к смерти он берет на себя ответственность, и этим он выбирает путь свободы, а не жертвы.

Сейчас он в состоянии готовиться душевно и духовно к своему переходу в вечность. Он может спокойно управлять завершением своих земных дел и внутренне развязать все узлы, которые мешают ему обрести душевный мир. Если человек сумеет таким образом работать над собой и смотреть в глаза предстоящей смерти, его физическое, душевное и духовное состояние улучшается. Когда человек принял этот факт, тем самым отношение с родственниками и близкими становятся настоящими, без всякой фальши. Они вместе могут жить в настоящем и радоваться тому, что время еще дано.

- Почему помнить о смерти полезно?

Потому что если мы не помним о смерти, мы будем жить поверхностно и в постоянном страхе. Для верующего, благодаря тому что Сам Христос умер на кресте и Воскрес, смерть является не концом, а успением и рождением в Жизнь. Ведь апостол Павел говорит о том, что если мы не верим в наше воскресение - тогда мы хуже всех.

Отец Иоанн Крестьянкин говорил про смерть: «Смерть - это сон, переход в другую жизнь. А житейские невзгоды - это экзамен на духовную зрелость. А то, что мы с момента рождения каждый день приближаемся к своему концу - это факт неоспоримый. Смерть же - это переход в тот мир, в который мы родились крещением».

У Владыки Антония Сурожского можно прочесть о том, что страдание, болезнь, или просто боль в жизни могут быть средствами приближения к Богу, ко Христу. Мы можем стремиться достичь того, о чем он говорил: «Станем же чистыми духом и душой, так, чтобы всякая душевная боль или страдание тела были плодом не смерти в нас, а нашим единством со Христом». Здесь, в России, так часто говорят про последний суд, что есть карающий Бог, который ждет тебя, и который будет тебя карать. Владыка Антоний Сурожский об этом никогда не говорил. Однажды я его спросила: «А почему Вы об этом не говорите?» Он просто ответил: «Такого Бога я не знаю». Он не говорил, что это не так, но «такого Бога я не знаю». И он где-то пишет, что после смерти будет встреча с нашим Спасителем, встреча с неизмеримой Любовью, и что Он нас встретит с болью о том, что мы целую жизнь прожили так бесплодно. Взгляд Христа на нас будет выражать только жалость и сострадание. И в этом, по мнению Владыки Антония Сурожского, и заключается ад. Именно в том, что мы сгорим от стыда за то, что мы знали Его любовь, что Он по любви умер за каждого из нас, и что так мало мы принесли плодов.

- Как и зачем готовиться к смерти?

Подготовка к смерти - это не подготовка к концу, это подготовка к Жизни, ко встрече с Христом, к переходу в вечность. Но болеть телом - всегда тяжело, и подготовиться к смерти - нелегкая задача.

Владыка Антоний считает, что надо начать готовить к смерти рано, раньше, чем когда человек уже стоит перед смертью, потому что, когда тело болеет, когда все трудно, когда сознание находится под влиянием лекарств, тогда сложнее готовиться к смерти. Принять смерть как неизбежный факт жизни, принять неизбежность нашего ухода крайне важно, потому что без этого мы не сможем прожить полноценно остаток своей жизни (и вообще жизнь), сколько бы нам ни оставалось - несколько десятилетий или дней.

- Можете привести примеры людей, которые правильно подготовились к смерти?

Я могу дать пример из жизни моей семьи. Сестра моя умерла от рака, неожиданно. Она жила в Голландии, была психиатром, была всегда здоровой. И вдруг обнаружилось, что температура повышена и не снижается. Оказалось, что рак кишечника, и уже метастазы в печени. Тогда врачи сказали, что ей осталось три месяца жить.

Она не была особенно верующим человеком, жила, как все живем. Тоска по Богу была, но глубоко в душе. Когда она узнала свой диагноз, она поняла, что это тоже связано с ее внутренними переживаниями и отрицательными эмоциями. Что меня поразило - ее решимость. Она мужественно, каждый день, закрывалась в своей комнате и три часа никому не была доступна. Просто молилась, или обдумывала, не знаю, что она точно делала, но она оставалась наедине с собой и как-то прорабатывала свою жизнь и то, что ей предстоит. И она до самой смерти так поступала, хотя боли были уже сильные.

Редко встречаешь человека, который принимает на себя ответственность за то, что происходит с ним. И в этом, конечно, заключается и покаяние. Она всегда мне говорила: «Я не раковая больная, я та, которая всегда была». Она отказалась быть жертвой, отказалась раствориться в своей болезни. Это крайне важно, потому что люди просто тонут в своей болезни вместо того, чтобы признать: «Да, есть серьезная проблема, да, есть неизлечимая болезнь, но я больше своей болезни». Она серьезно и сознательно готовилась к переходу, но жила полной жизнью в рамках своей болезни.

Перед смертью она крестилась в Православии. Когда она умирала (дома), я находилась в России (мне не дали визу, так что я не была рядом с ней). Я спросила у ее близких друзей, которые были рядом с ней: «как она умирала?». Они ответили: «Она сидела в кресле, потому что больно было, до трех-четырех утра, а потом стала очень мирной. И когда она умерла, мы все поразились, какая она была светлая. Когда выносили ее тело, то человек, который этим занимался, остановился и сказал: «Вот это да! Я никогда в жизни не видел умершего человека, который бы находился в таком покое и мире».

Я уверена, что молитва за нее тоже сыграла свою роль, конечно, но еще на то, как она уходила, влиял тот факт, что она имела мужество честно всмотреться в свою прошедшую жизнь, то есть проанализировать, что происходило, что было в ее душе было отрицательного, на кого она гневалась, какие остались в душе обиды, с той целью, чтобы пережив их до конца, быть в состоянии их сбросить и таким образом стяжать душевный мир. Когда мы в последний раз говорили с ней по телефону, она мне сказала: «Знаешь, когда стоишь перед лицом смерти, все меняется, и то, что было трудно принимать от близких, это все отпадает»…

Еще пример. Владимир много раз лежал у нас, он передвигался на коляске, у него был рак мочевого пузыря, и он никогда не мог лечь, потому что больно было. Но, передвигаясь в коляске, он познакомился со всем медперсоналом. В нем было много цинизма, но постепенно он стал более открытым. Он часто говорил мне: «Я так хотел бы, Фредерика, чтобы вы познакомились с моей женой, она такая хорошая». Я просила: «Ну, расскажите мне про свою жену». - «Она такая, она начальница школы, она часто не может здесь бывать, ведь она работает, но она ТАКАЯ хорошая», - говорил он. И я ответила: «Ну, когда-нибудь мы встретимся»…

Мы встретились с ней, когда он уже был при смерти. Он лежал в этот раз в постели, и его жена сидела рядом с ним. Он уже был почти без сознания. Он почувствовал ее боль оттого, что он уходит. У нее было глубокое чувство вины, потому что она так редко его навещала из-за занятости на работе. Она об этом говорила, и поэтому не сумела его отпустить. Я увидела, что он из небытия почти поднимался, чтобы утешить ее, потому что она - его любовь. Он не мог умереть, пока она не успокоилась. Тогда я ей сказала: «Вы знаете, бывает, когда люди не умеют отпустить своих близких, цепляясь за них, что они мешают им спокойно перейти в вечность.» Я сказала ей об этом перед тем, как уйти домой. Он умер рано утром на следующий день. Когда я с ней встретилась на похоронах, она мне сказала: «Вы знаете, Фредерика, когда вы мне об этом говорили, я сначала ничего не поняла, а потом ночью я поняла, что я его не отпускаю. И как только я могла от всего сердца сказать «Володя, я тебя отпускаю», - он закрыл глаза, боли стали меньше, и он вскоре после этого умер».

Мне кажется, это такое величие духа, когда человек, стоящий перед смертью, испытывая такие боли, так заботится о своей жене. Об этом можно прочесть у Виктора Франкла, который пишет из своего опыта в концлагере, что важно не думать о том, «зачем стоит жить», а наоборот - «что я могу ДАТЬ жизни, а не что я могу ВЗЯТЬ»?

7. ИСКУССТВО УМИРАТЬ

ПОДГОТОВКА К СМЕРТИ

Мы подошли к третьему основному вопросу: как подготовиться к смерти? Замечательным способом укрепить ум и сердце в преддверии этого испытания является медитация. Но сам момент смерти может быть по-настоящему жутким. Давайте остановимся на этом подробнее и обратимся к аналогии с плаванием по бурной реке. Чтобы преодолеть самые опасные речные пороги, профессионалы настойчиво тренируются, дабы не растеряться среди скал, потоков и водопадов.

Я был таким как ты, прохожий,

Но ты умрёшь однажды тоже.

Знай: это будет и с тобой.

Готовься следовать за мной.

Согласно широко распространённому заблуждению, подготовка к смерти ухудшает качество нашей жизни. На самом деле это не так. Во время работы с умирающими я неоднократно убеждался, что, сидя у чьего-то смертного одра, я чувствовал себя особенно живым. Когда Марселя Пруста, великого знатока человеческой комедии, газетный репортёр спросил, как людям следует вести себя в угрожающих неотвратимой смертью мировых катастрофах, он сказал об этом же:

Нужно не только разобраться в своих отношениях с другими людьми, но и привести в порядок свои дела - в юридическом, медицинском и финансовом смысле. Если вы не желаете, чтобы медики любой ценой поддерживали жизнь в вашем теле или если хотите предоставить жизнеспособные органы своего мёртвого тела в распоряжение врачей (для пересадки или исследований), подпишите «Завещание о жизни» . В завещании следует указать, какой способ обращения с вашим мёртвым телом вы предпочитаете: погребение или кремацию. При этом желательно обсудить эти детали с теми, кто будет исполнять ваши пожелания.

Важно также решить, где бы нам хотелось умереть. Это одно из самых важных решений, и его желательно принять до наступления кризиса. Хотим ли мы умереть в больнице, где всё внимание сосредоточено на медицинской помощи, - или дома? Как наполнить помещение, в котором мы умираем, духовной атмосферой, чтобы она помогла нам оставаться сознательными и облегчила наш уход? Например, в японском буддизме «чистой земли» принято помещать у кровати умирающего изображение небесной обители, чтобы именно на нём человек мог сосредоточиться в момент ухода.

Знаешь, Рич, думаю, я умираю.

Бесплатная юридическая консультация:


Я тоже так думаю, - ответил я. Она спросила:

На что, по-твоему, похожа смерть?

Она сказала, что чувствует так же. Мы совместно находились в этом психологическом пространстве ровно столько, сколько нужно было, чтобы понять эту истину, - всего мгновение, - но такое единение весьма утешило нас.

Не хотелось бы бросать тень на врачей и больницы. Труд профессиональных медиков, большинство которых посвятили жизнь глубоко духовной (хотя сами они, возможно, и не склонны употреблять слово «духовный») идее облегчения страданий, трудно переоценить. Более того, многие больницы смягчают свои правила, предоставляя пациенту больше свободы.

В семидесятые годы, спустя десять лет после смерти моей матери, я посещал больную Деби Матесен, жену Питера Матесена. Деби умирала от рака в одном из корпусов нью-йоркской больницы «Маунтин Синай». В Нью-Йорке она посещала дзэнский центр, и монахи стали приходить к ней в палату - медитировать и помогать подготовиться к моменту ухода. В одном из углов они устроили небольшой алтарь, и, когда они начинали петь, больничная палата превращалась в маленький храм. Как-то, когда у Деби были монахи, к ней во время обхода заглянули врачи - со своими папками, стетоскопами, профессиональной бодростью и вопросом: «Ну, как у нас дела?» Но духовная атмосфера в палате была столь сильна, что врачи остановились как вкопанные, проглотив конец фразы, и быстренько ретировались в смятении! Для ухода из тела Деби смогла подготовить столь сакральное пространство, над которым оказались не властны даже накрахмаленные белые халаты.

Не получается ли так, что врачи, не обращающие внимания на необходимость встречать смерть с открытыми глазами, создают своими усилиями, направленными на избавление пациента от боли, другой вид страдания? Как сторонник сознательного старения и умирания, я склонен дать на этот вопрос утвердительный ответ. Служители медицины, базирующейся на материалистических представлениях, сосредоточиваются на том, что можно видеть, ощущать и измерять. Считая, что со смертью тела существование пациента заканчивается, врачи уделяют мало внимания смерти и умиранию как таковому - как феномену, сказывающемуся на будущем воплощении. Поэтому мы как мудрые старцы, старающиеся смотреть на себя с точки зрения души, не можем вверить своё сознание врачам в последний час.

Последние исследования, в ходе которых роженицам позволили самостоятельно принимать обезболивающее, показали, что эти женщины принимали примерно половину обычно назначаемой дозы. Тому нашли два объяснения: во-первых, рожающие могли регулировать дозу в соответствии со своими потребностями, а во-вторых, они значительно меньше боялись боли, так как знали, что могут её контролировать. Я не сомневаюсь, что, если бы такое же исследование провели среди умирающих, тоже было бы зарегистрировано уменьшение дозы лекарств.

Не менее важным является вопрос о том, имеем ли мы право самостоятельно выбирать момент своей смерти. В настоящее время у нас такого права нет. Если мы захотим уйти из жизни, то нам придётся обратиться к доктору Кеворкяну или мы будем стараться получить от своего врача побольше снотворных пилюль. И тот, и другой выход нельзя признать удовлетворительным. Не намереваясь обидеть доктора Кеворкяна, должен всё же заметить, что развернувшаяся вокруг его работы дискуссия выносит на публику то, что должно быть личным делом человека, и привлекает внимание к родственникам больного в самый неподходящий для них момент. Не то чтобы я недооценивал сложность этических проблем, связанных с дебатами о праве на смерть, но мне кажется, что в них игнорируется самое главное: мудрость умирающего и его способность делать сознательный выбор. В своей работе я убедился, что умирающие вполне трезво оценивают состояние своего тела и ума (за исключением тех случаев, когда человек слишком слаб, чтобы чётко мыслить, или когда он теряет сознание от боли).

В отличие от нашего общества, в таких культурах, как тибетская, право человека самому определять время своего ухода никогда не ставилось под сомнение. По традиции, когда в Тибете старые ламы чувствуют, что их время пришло, они приглашают людей на свой уход из тела. В назначенный час лама, погрузившись в медитацию, останавливает сердце и перестаёт дышать. И что, это суицид? Аморальный поступок? Или просто знание сроков ухода? Здесь решать конкретному человеку, а не государству.

Следует без обиняков спросить себя: действительно ли продление жизни любой ценой всегда является самым мудрым решением? В старости Томас Джефферсон писал приятелю, которому тоже было за семьдесят: «Приходит время, когда нам, с учётом своего состояния и с оглядкой на окружающих, было бы разумно уйти, освободив место для новой поросли. Мы прожили свой век и не должны претендовать на ещё один».

Тем не менее, как сообщает Шервин Наленд, в нашей стране нельзя умереть от старости: в свидетельстве о смерти в качестве причины должна быть указана какая-то болезнь. Как странно, что в философии нашей культуры, требующей поддерживать жизнь старого тела любой ценой, по-прежнему сохраняется это неявное отрицание смерти. Если учесть факт быстрого роста народонаселения Земли и связанного с ним истощения природных ресурсов (не говоря уже о финансовых проблемах и острой нехватке органов для трансплантации), у нас возникают большие сомнения в правильности пути продления жизни за пределы разумного возраста и хорошего самочувствия.

Читайте еще:

8. Предрасположенность к зависимостиВовсе нет. Не будем верить исследованиям, в ходе которых была якобы выявлена связь между генетикой и зависимостью. Исследования способны подтвердить что угодно, но это вовсе не значит, что среди них нет ошибочных.

Раздел III. Агрессия и деструктивностьЯ не хочу здесь вдаваться дальше в проблемы диагностики, ибо это мало чем может нам помочь. Во всяком случае, не исключено, что у лиц, страдающих хронической, некомпенсированной скукой, речь идет о смешанном синдроме, состоящем из элементов депрессии и шизофрении; причем у разных пациентов они.

Подведем итогиОдна из пятидесяти будет тебе хорошей, полноценной, замечательной женой. Поэтому идешь по улице, отсчитываешь пятьдесят женщин репродуктивного возраста и… для начала находишь наложницу.

Постельная наукаПродолжаем затягивать мужчину в наши сексуальные сети. Делая массаж руками, сядь на его ягодицы и потрись о них внутренней стороной бедер, промежностью. Выгибайся как змея, скользи вверх и вниз, кусайся и царапайся. Начинай с легких, порхающих движений рук, постепенно переходя к более сильным.

Часть V. К делу!Может быть, совсем недавно она сильно страдала из-за отношений с каким-то мужчиной, и не хочет вновь попадать в неприятную ситуацию.

Выкуриваем проблемыМожно также избавиться от ненужной работы - для этого достаточно появиться на работе, источая запах указанных духов.

В управлении здравоохранения сообщиличто мальчик после окончания учебного года имеет право на отдых, пусть даже и такого плана, отмечают «Новые Известия», которые пишут, что ребенку было не 14, а 12 лет.

Интертипные отношения«Счастье - это когда тебя понимают», - сказано про эти отношения. Часто в них наблюдается полная синхронность реакций, так как отношения тождества характеризуются очень похожим восприятием информации. В них заложена способность к точному пониманию смысла слов, причин и целей поступков партнера.

ПОДГОТОВКА К СМЕРТИ

Мы подошли к третьему основному вопросу: как подготовиться к смерти? Замечательным способом укрепить ум и сердце в преддверии этого испытания является медитация. Но сам момент смерти может быть по-настоящему жутким.

Одно дело представить себе смерть, и совсем другое - остаться спокойным в момент ухода из этой жизни. Чтобы не потерять голову при встрече с таким порогом, нужно научиться чувствовать воду, или, как советовал учитель Карлоса Кастанеды, дон Хуан, всегда «чувствовать смерть за своим плечом». Напоминание о необходимости готовиться к смерти и постоянно думать о ней может быть аллегорическим (например, об этом напоминают падающие осенние листья) или совершенно недвусмысленным, как увиденная мною в Новой Англии надпись на надгробии:

Я был таким как ты, прохожий, Но ты умрёшь однажды тоже. Знай: это будет и с тобой. Готовься следовать за мной.

Согласно широко распространённому заблуждению, подготовка к смерти ухудшает качество нашей жизни. На самом деле это не так. Во время работы с умирающими я неоднократно убеждался, что, сидя у чьего-то смертного одра, я чувствовал себя особенно живым. Когда Марселя Пруста1, великого знатока человеческой комедии, газетный репортёр спросил, как людям следует вести себя в угрожающих неотвратимой смертью мировых катастрофах, он сказал об этом же:

1 Марсель Пруст () - французский писатель, автор цикла романов «В поисках утраченного времени», в которых внутренняя жизнь человека

Мне кажется, что, если нам будет грозить смерть, жизнь вдруг покажется чудесной. Подумайте, сколько проектов, путешествий, романов, уроков прошло мимо нас из-за того, что мы лениво откладывали всё на потом, будучи уверены в безопасном будущем.

Но, если бы все эти угрозы исчезли навсегда, как было бы замечательно! О! Если не произойдёт никакого катаклизма, мы не пропустим открытие новой экспозиции в Лувре, припадём к ногам мисс X, съездим в Индию.

Катаклизм не случается, и мы ничего этого не делаем, возвращаясь к нормальной жизни, небрежность которой лишает желания аромата. И всё же, чтобы любить жизнь сегодня, нам не нужны катастрофы. Достаточно помнить о том, что мы люди и что смерть может прийти к нам сегодня вечером.

Пруст имеет в виду, что отсутствие осознания своей смертности не даёт нам воспринимать жизнь так полно, как мы ощущаем её перед лицом близкой смерти. Смерть, как и любовь, разрушает грань между нами и Тайной, в результате чего хватка эго слабеет и проявляется сознание души.

В своей жизни следует приложить усилия для сознательного приятия дара смерти. Нужно тренировать ум и сердце, чтобы отождествиться со светочем истины, и оттачивать внимание, чтобы оно не рассеивалось даже в момент величайшей сумятицы. Чтобы легче пересечь границу жизни, надо много чего выбросить за борт. Необходимо уладить свои отношения с ныне здравствующими и ушедшими. Не обязательно физически обращаться к тому человеку, с которым мы связаны; скорее, нужно развязать узлы на нитях наших связей в своём сердце. Задайте себе важный вопрос: «Хочется ли мне умереть с этим пятном на своём сознании?» Почти всегда вы ответите «Нет». Смерть предоставляет уникальную возможность увидеть драмы эго в их истинном свете. Мало какие проблемы стоят того, чтобы забирать их с собой на тот свет. Проведя строгую инвентаризацию своих ненужных привязанностей, мы готовимся к спокойному уходу.

Нужно не только разобраться в своих отношениях с другими людьми,

изображена как поток сознания.

но и привести в порядок свои дела - в юридическом, медицинском и финансовом смысле. Если вы не желаете, чтобы медики любой ценой поддерживали жизнь в вашем теле или если хотите предоставить жизнеспособные органы своего мёртвого тела в распоряжение врачей (для пересадки или исследований), подпишите «Завещание о жизни» 1. В завещании следует указать, какой способ обращения с вашим мёртвым телом вы предпочитаете: погребение или кремацию. При этом желательно обсудить эти детали с теми, кто будет исполнять ваши пожелания.

Необходимость такой консультации мне наглядно продемонстрировала смерть тетки. Младшая сестра моего отца была своенравной женщиной с бунтарской натурой. Когда в шестьдесят с чем-то у неё обнаружили опухоль головного мозга, она потребовала, чтобы её, вопреки законам иудаизма, кремировали. Она умерла, её желание было исполнено, и семья хотела захоронить её прах рядом с другими усопшими родственниками, но кладбищенская администрация воспротивилась - это было еврейское кладбище. Возникла серьёзная проблема, которая была решена следующим образом: глубокой ночью мои дядя и тетя, с фонарём, лопатой и урной, перелезли через забор кладбища, выкопали на семейном участке небольшую ямку, поместили туда прах, замели следы и убежали. Их не поймали, но, в принципе, у них могли быть серьёзные неприятности.

Некоторым людям трудно составить завещание. Есть суеверное представление о том, что человек не умрёт до тех пор, пока не выразит свою последнюю волю. Такой способ мышления способен создать проблемы тем, кого мы оставляем. Мой отец был юристом, и я часто слышал от него о семьях и друзьях, которые рассорились из-за судебных тяжб. Программа сознательного старения требует от нас, чтобы мы постарались никому не навредить своим умиранием и смертью. Нам нужно проявить максимальную заботу о тех, кто продолжит жить после нашего ухода. Такое внимание к материальным делам является частью нашей духовной практики и символизирует окончательный отказ от мирской власти.

Важно также решить, где бы нам хотелось умереть. Это одно из самых

1 «Завещание о жизни» - документ, указывающий, какое медицинское обслуживание его составитель хотел бы (или не хотел бы) получать в случае серьезной болезни или недееспособности.

важных решений, и его желательно принять до наступления кризиса. Хотим ли мы умереть в больнице, где всё внимание сосредоточено на медицинской помощи, - или дома? Как наполнить помещение, в котором мы умираем, духовной атмосферой, чтобы она помогла нам оставаться сознательными и облегчила наш уход? Например, в японском буддизме «чистой земли» 1 принято помещать у кровати умирающего изображение небесной обители, чтобы именно на нём человек мог сосредоточиться в момент ухода.

Знаешь, Рич, думаю, я умираю.

Я тоже так думаю, - ответил я. Она спросила:

На что, по-твоему, похожа смерть?

Мы немного поговорили об этом, и я сказал:

Ты мне кажешься кем-то, кто находится в доме, который рушится. Но наша связь, похоже, не зависит от дома. Ты продолжишь существовать, даже когда твоего тела уже не будет. И наша связь тоже сохранится.

Она сказала, что чувствует так же. Мы совместно находились в этом

1 «Чистая земля» (дзёдо) и «истинно чистая земля» (дзёдо-син), или амидаизм, - возникшее в XII в. течение в японском буддизме, заключающееся в поклонении владыке обетованной «чистой земли» (мира божеств и праведников) Будде Амиде (санскр. Амитабха) и непрестанном повторении его имени.

психологическом пространстве ровно столько, сколько нужно было, чтобы понять эту истину, - всего мгновение, - но такое единение весьма утешило нас.

Мать просила врачей позволить ей вернуться из больницы домой. Ей хотелось вновь оказаться в своей комнате. В конце концов они неохотно согласились, и машина скорой помощи привезла маму домой. Было вполне очевидно, что после десяти лет борьбы с болезнью она теперь умирает. Последний раз я видел её перед тем, как улететь в Калифорнию, где должен был в воскресенье читать лекцию в гражданском центре Санта-Моники. Хотя я не надеялся вновь увидеть свою мать, но тогда обязательства перед устроителями лекции казались мне более важными, чем пребывание у одра умирающей. Сегодня я принял бы другое решение, но я был молод и честолюбив, и теперь мне приходится жить с памятью о том своём поступке.

Дома мать пробыла всего один день, после чего врачи решили, что она слишком слаба, и, несмотря на её просьбы, перевезли свою пациентку обратно в больницу. Мой отец, которому было очень нелегко принять смерть, положился на мнение профессионалов: «Врачи лучше знают». Я знал, что это неправильно, что надо дать маме возможность умереть там, где она чувствует себя более свободно, но чувствовал давление тех ценностей, которые не разделял, и боялся остаться в меньшинстве. Поэтому я промолчал. Маму опять привезли в больницу, и следующей ночью она в одиночестве умерла в заставленной механизмами реанимационной палате, оторванная от внуков (которым не позволили туда зайти) и от любимого дома.

За годы, прошедшие после смерти моей матери, в нашей стране оформилось движение хосписов. Для тех, чья болезнь или одиночество не позволяют им умирать дома, хоспис является хорошей альтернативой больнице. В основе идеи хосписов лежит более просвещённый взгляд на смерть как на естественный процесс, в который не следует вмешиваться определёнными медицинскими методами. Для тех из нас, кто хочет подойти к смерти сознательно, хоспис, персонал которого свободен от установки на поддержание жизни тела любой ценой, может быть замечательным местом.

В работе хосписов участвует много людей, которые глубоко понимают значение процесса умирания и стараются одухотворить его.

Не хотелось бы бросать тень на врачей и больницы. Труд

профессиональных медиков, большинство которых посвятили жизнь глубоко духовной (хотя сами они, возможно, и не склонны употреблять слово «духовный») идее облегчения страданий, трудно переоценить.

В семидесятые годы, спустя десять лет после смерти моей матери, я посещал больную Деби Матесен, жену Питера Матесена1. Деби умирала от рака в одном из корпусов нью-йоркской больницы «Маунтин Синай». В Нью-Йорке она посещала дзэнский центр, и монахи стали приходить к ней в палату - медитировать и помогать подготовиться к моменту ухода. В одном из углов они устроили небольшой алтарь, и, когда они начинали петь, больничная палата превращалась в маленький храм. Как-то, когда у Деби были монахи, к ней во время обхода заглянули врачи - со своими папками, стетоскопами, профессиональной бодростью и вопросом: «Ну, как у нас дела?» Но духовная атмосфера в палате была столь сильна, что врачи остановились как вкопанные, проглотив конец фразы, и быстренько ретировались в смятении! Для ухода из тела Деби смогла подготовить столь сакральное пространство, над которым оказались не властны даже накрахмаленные белые халаты.

Хотя умирать дома, в привычном окружении, намного спокойнее, иногда такая обстановка затрудняет уход. Присутствие любимых людей и предметов может влиять на умирание. Не желая травмировать близких, человек хочет оставаться с ними, несмотря на то, что природа требует иного. Из-за этого в сердце умирающего может происходить мучительная внутренняя борьба: душа стремится уйти, а эго цепляется за жизнь. Нужно помнить об этом, когда умирают наши близкие и когда настанет наш черёд.

Мне рассказывали о двадцативосьмилетней женщине по имени Мишель, которая умирала от рака в той самой больнице, где работала медсестрой её мать. Мать изо всех сил старалась сохранить жизнь своего единственного ребёнка, спала на соседней койке и оставляла дочь, только чтобы сходить в туалет. В один из таких моментов Мишель прошептала нянечке: «Пожалуйста, скажите маме, пусть даст мне уйти». Но это было невозможно, и Мишель умерла, лишь когда однажды вечером её мать вышла поужинать.

1 Питер Матесен (род. 1924) - американский писатель, автор новелл и книг о путешествиях.

Нужно не только определиться с тем, где нам хотелось бы умереть, но и решить, насколько сознательными мы хотим быть в момент смерти. Конечно, смерть приносит так много неожиданностей, что трудно предсказать, как именно она будет происходить, но можно по крайней мере заявить о своих предпочтениях. Это непростая тема. Хотя в последние годы наука об обезболивании сделала огромный шаг вперёд, здесь остаётся масса подводных камней. Так как врачи в своём большинстве интересуются исключительно телом и уделяют мало внимания качеству сознания умирающего человека, нам самим придётся определять меру страданий, которые мы готовы вынести на смертном одре, чтобы оставаться в полном, не одурманенном наркотическими препаратами сознании.

Не получается ли так, что врачи, не обращающие внимания на необходимость встречать смерть с открытыми глазами, создают своими усилиями, направленными на избавление пациента от боли, другой вид страдания? Как сторонник сознательного старения и умирания, я склонен дать на этот вопрос утвердительный ответ. Служители медицины, базирующейся на материалистических представлениях, сосредоточиваются на том, что можно видеть, ощущать и измерять. Считая, что со смертью тела существование пациента заканчивается, врачи уделяют мало внимания смерти и умиранию как таковому - как феномену, сказывающемуся на будущем воплощении. Поэтому мы как мудрые старцы, старающиеся смотреть на себя с точки зрения души, не можем вверить своё сознание врачам в последний час.

Самым мудрым решением было бы самостоятельное принятие обезболивающего. Проведённые эксперименты свидетельствуют, что пациенты, которым предоставили возможность самим принимать лекарства от боли, потребляют их меньше, но при этом сообщают об уменьшении страданий.

Последние исследования, в ходе которых роженицам позволили самостоятельно принимать обезболивающее, показали, что эти женщины принимали примерно половину обычно назначаемой дозы. Тому нашли два объяснения: во-первых, рожающие могли регулировать дозу в соответствии со своими потребностями, а во-вторых, они значительно меньше боялись боли, так как знали, что могут её контролировать. Я не

сомневаюсь, что, если бы такое же исследование провели среди умирающих, тоже было бы зарегистрировано уменьшение дозы лекарств.

Так как между появлением боли и получением обезболивающего проходит значительное время, то многие умирающие, которых я знал, предвосхищали наступление боли и переоценивали её интенсивность - ведь им самим не было дано контролировать её. В некоторых английских больницах пациентам позволяют принимать обезболивающие средства по собственному усмотрению, и нам должно хватить разума требовать для себя в этой сфере максимально возможной автономии. Передать в процессе умирания власть над своим сознанием другому человеку - особенно такому, чьи философские ценности могут быть совершенно отличными от наших, - пугающая перспектива.

Не менее важным является вопрос о том, имеем ли мы право самостоятельно выбирать момент своей смерти. В настоящее время у нас такого права нет. Если мы захотим уйти из жизни, то нам придётся обратиться к доктору Кеворкяну1 или мы будем стараться получить от своего врача побольше снотворных пилюль. И тот, и другой выход нельзя признать удовлетворительным. Не намереваясь обидеть доктора Кеворкяна, должен всё же заметить, что развернувшаяся вокруг его работы дискуссия выносит на публику то, что должно быть личным делом человека, и привлекает внимание к родственникам больного в самый неподходящий для них момент. Не то чтобы я недооценивал сложность этических проблем, связанных с дебатами о праве на смерть, но мне кажется, что в них игнорируется самое главное: мудрость умирающего и его способность делать сознательный выбор. В своей работе я убедился, что умирающие вполне трезво оценивают состояние своего тела и ума (за исключением тех случаев, когда человек слишком слаб, чтобы чётко мыслить, или когда он теряет сознание от боли).

1 Джек Кеворкян (род. 1928) - американский врач-патолог, получивший еще в 1956 г. прозвище «доктор Смерть» за статью «Глазное дно и определение смерти», в которой шла речь о фотографировании глаз умирающих пациентов. В 1989 году Дж. Кеворкян сконструировал «суицидную машинку», а в последующие десять лет помог более чем сотне неизлечимо больных добровольно уйти из жизни. Пытался основать «клинику суицида». Его деятельность вызвала широкий общественный резонанс и стала предметом многочисленных судебных разбирательств.

Лишить их права умирать так, как они хотят и когда хотят, - значит отрицать их мудрость или считать её неуместной. С материалистической точки зрения такой запрет вполне обоснован, но в духовной перспективе он выглядит совершенно неверным.

Жизнь чудесна и драгоценна, и, если меня спросят, я, конечно же, буду призывать каждого, у кого есть хоть немного сознания, жить как можно дольше. Но, если внутренняя мудрость требует другого, к этому голосу нужно прислушаться. Чем больше мы пропалываем свою глубинную мудрость, удаляя из неё сорняки голоса эго, тем лучше мы будем подготовлены к принятию такого решения, если нам когда-нибудь придётся его принимать.

В отличие от нашего общества, в таких культурах, как тибетская, право человека самому определять время своего ухода никогда не ставилось под сомнение. По традиции, когда в Тибете старые ламы чувствуют, что их время пришло, они приглашают людей на свой уход из тела. В назначенный час лама, погрузившись в медитацию, останавливает сердце и перестаёт дышать. И что, это суицид? Аморальный поступок? Или просто знание сроков ухода? Здесь решать конкретному человеку, а не государству.

Следует без обиняков спросить себя: действительно ли продление жизни любой ценой всегда является самым мудрым решением? В старости Томас Джефферсон1 писал приятелю, которому тоже было за семьдесят: «Приходит время, когда нам, с учётом своего состояния и с оглядкой на окружающих, было бы разумно уйти, освободив место для новой поросли. Мы прожили свой век и не должны претендовать на ещё один».

Тем не менее, как сообщает Шервин Наленд, в нашей стране нельзя умереть от старости: в свидетельстве о смерти в качестве причины должна быть указана какая-то болезнь. Как странно, что в философии нашей культуры, требующей поддерживать жизнь старого тела любой ценой, по-прежнему сохраняется это неявное отрицание смерти. Если учесть факт быстрого роста народонаселения Земли и связанного с ним истощения природных ресурсов (не говоря уже о финансовых проблемах

1 Томас Джефферсон () - американский просветитель, идеолог демократического направления в период Войны за независимость в Северной Америке годов, автор проекта Декларации независимости, 3-й президент США ().

и острой нехватке органов для трансплантации), у нас возникают большие сомнения в правильности пути продления жизни за пределы разумного возраста и хорошего самочувствия.

До своего инсульта я каждое утро беседовал по телефону с сорокапятилетним пациентом госпиталя ветеранов в Лос-Анджелесе, с которым был знаком лишь заочно. У него был рак кожи, давший метастазы по всему телу, и однажды мне позвонила его жена и сказала, что её муж хочет со мной поговорить. Она описала его состояние: он лежал в кровати, будучи неспособным двигаться; он так распух, что медсестры регулярно втыкали ему в живот иглу для откачки жидкости; все части его тела неимоверно раздулись: его яички увеличились настолько, что он не мог сесть на унитаз. Он спросил меня: «Рам Дасс, если я решусь покончить со всем этим, будет ли это ужасной кармической ошибкой?»

Что я мог ему ответить? В такие моменты философия, сталкиваясь с реальностью великого страдания, оказывается беспомощной. Следовало ли мне говорить этому человеку об эволюции, о том, что душе важно оставаться в теле как можно дольше? Может, мне надо было спрятаться за историями таких святых, как Рамана Махарши, который ради обожавших его учеников стоически переносил страдания, пока его жизни не положил конец рак горла? У этого пациента была любящая жена, и я мог бы сказать, что ему нужно жить ради неё, - так я бы избежал ответственности за поощрение его мыслей о смерти. Или мне, знающему, что все дела, не завершённые в этой жизни, переносятся на следующую, всё же нужно было порекомендовать ему оставить тело? Всё, что бы я ни сказал, было бы неуместным вмешательством в чужую жизнь, но этому человеку нужен был ответ. Я сказал, чтобы он обратился к своему сердцу. Какое решение он принял, мне неизвестно.