Основные угрозы международной безопасности в современном мире. Новые» угрозы международной безопасности

Понятие «угрозы». Внешние и внутренние угрозы.

Безопасность – это состояние защищенности от угроз ключевым ценностям, в особенности тех, которые могут привести к угрозе выживания объекта.

Угроза безопасности – потенциальное нарушение безопасности; действие или событитие, которое может привести к нанесению значительного ущерба или утрате ключевой ценности.

Кен бус: безопасность = «выживание+»

Угрозы могут быть различными в зависимости от видов безопасности: военные, политические, экономические и другие (см. вопрос №3).

Доклад группы высокого уровня (ООН), категории угроз:

1) Экономические и социальные, вкл.бедность, инфекции, экология

2) Межгос. конфликт,

3) Внутригос. конфликт, вкл. геноцид, гражданские войны…

4) Оружие массового уничтожения

5) Терроризм

6) Транснациональная преступность.

Академ.. дебаты: делать упор на угрозы ключевым ценностям или сосредоточиться на проблематике вооруженных конфликтов и использования воор.силы.

По источнику угрозы подразделяются на внешние и внутренние.

В международных отношения основной субъект безопасности – гос-ва.

Внешние – те, что исходят извне рассматриваемого субъекта. То есть, если речь идет о безопасности государства, это такие угрозы, которые исходят из-за рубежа: недружественная политика других стран, деятельность международных преступных группировок, итд.

Внутренние – те, что исходят изнутри субъекта. Оставаясь в рамках категории гос.безопасности: «внутренние» экстремистские группировки, экономические явления, создающие угрозу безопасности (беднось, соц.неравенство).

На современном этапе в силу того, что происходит неолиберальная глобализация (мать её…), границы размываются и грань между внутренними и внешними угрозами также может оказаться более размытой. Пример – теракт 9/11 готовился во многом на территории самих США (обучение в лётных школах, итд), и вообще деятельность лиц, связанных с иностранными преступными организациями, внутри данной страны.

Трансграничные угрозы. (потоки беженцев из соседней страны, где идёт внутренний конфликт)

Внутригосударственные конфликты создают угрозу соседям, в ряде случаев – угроза попадания ОМУ не в те руки.

Еще пример – экологические угрозы. Для природы гос. границ не существует, поэтому они могут быть и внутренними, и внешними.

Традиционные и новые угрозы, соотношение

Традиционными угрозами безопасности являются угрозы военно-политического характера. К примеру, понятие «международная безопасность» традиционно понималось как отсутствие войн между государствами. Обеспечение безопасности сводилось к тому, чтобы на нас никто не напал, а если бы и напал, то потерпел бы поражение. Средства – обеспечение баланса сил при помощи заключения союзов, укрепление армии и военного флота.


Новые угрозы – это те, которые стали актуальными в последние десятилетия. Ранее они не рассматривались в виду того, что соответствующие сферы не имели такой важности, какая присуща им сейчас (экономика), либо попросту отсутствовал реальный базис этих угроз (распространение ОМУ)

Классификация по Кулагину:

Новые угрозы:

Терроризм

Распространение ОМУ

Внутренние вооруженные конфликты

Эти угрозы все равно тесно связаны с военной безопасностью. Также Кулагин выделяет угрозы «второго ряда»:

Наркотраффик

Пиратство

Незаконная миграция

Транснациональная орг.преступность

Угрозы информационной и кибер-безопасности.

Эти угрозы отличаются от трёх других новых тем, что для борьбы с ними используются не военные, а полицейские, антинаркотические и подобные службы. Хотя в отдельных случаях они тоже очень серьезны (афганская наркота для России, стратегия кибербезопасности США)

Так же есть и невоенные угрозы: экономика, энергетика, экология, безопасность общества…

Изменившийся характер экономической структуры делает бессмысленным захват политического контроля над территорией.

НОВЫЕ УГРОЗЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ВВЕДЕНИЕ. 2

1. Понятие международной безопасности.. 4

2. Угроза термоядерной катастрофы и новых мировых войн 7

2. Терроризм как угроза в системе международной безопасности 9

3. Киберпреступность как новая угроза международной безопасности.. 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 19

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы обеспечения национальной и международной безопасности стояли перед человечеством во все времена. Они приобрела особое звучание в начале XX века в связи с реальностью угрозы возникновения мировой войны, поэтому на первых порах разработки теории и политики безопасности они отождествлялись с вопросами предотвращения войн. После первой мировой войны они получили официальное признание. Одним из шагов практической политики в этом направлении стало создание Лиги Наций. Но решить вопросы предотвращения войны не удалось: разразилась вторая мировая война а после нее «холодная война». Окончание последней не ознаменовалось прекращением войн и вооруженных конфликтов. Более того, обеспечение национальной и международной безопасности в современных условиях потребовало расширить это понятие за рамки предотвращения войн и вооруженных конфликтов.

Проблемы безопасности приобрели принципиально новые черты в современном мире который многолик, динамичен и долой острых противоречий. Нынешняя жизнь характеризуется втягиванием всего человечества в мировые процессы, чей ход ускоряется небывалым научно-техническим прогрессом, обострением социальных, экономических, сырьевых и других проблем приобретающих глобальный характер, до 90х годов в научной литературе у нас и за рубежом в основном разрабатывались вопросы международной безопасности государства. Это объяснялось возрастанием взаимозависимости различных государств и народов мира, интернационализацией их экономик, появлением глобального оружия массового уничтожения. Возросла и всемирная угроза человечеству от производственной деятельности

Многие современные угрозы имеют глобальный, трансграничный масштаб и ставят под угрозу систему обеспечения безопасности, которая раньше была в первую очередь ориентирована на отдельные государства.

Все вышеперечисленные факторы и обусловили актуальность нашего исследования.

Цель работы - рассмотреть и проанализировать новые угрозы международной безопасности

В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи :

Дать понятие и характеристику международной безопасности;

Рассмотреть угрозу термоядерной катастрофы и новых мировых войн;

Изучить проблему международного терроризма;

Рассмотреть киберпреступность как новую угрозу международной безопасности

Методы исследования:

Обработка, анализ научных источников;

Анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.

Объект исследования – международная безопасность

Предмет исследования – новые угрозы международной безопасности

1. Понятие международной безопасности

Неизбежное пересечение интересов государств в различных областях международных отношений , являющееся источником кризисов и конфликтов, лежит в основе блокирования государств, имеющих совпадающие либо сходные интересы.

Высшие интересы международного сообщества, а именно выживания человеческой цивилизации, диктуют необходимость формирования систем международной безопасности (глобальной и региональных), отвечающих чаяниям всех субъектов военно-политических отношений.

Формы систем поддержания международной безопасности могут быть самыми различными, что обусловливается различной широтой их геополитического охвата, уровнем развития стран-участниц, ориентацией (политической, военной, экономической и т. д.) и проч. Роль международных (региональных) систем безопасности , их влияния на решение международных проблем может быть также самой различной и зависеть от «удельного веса» стран-участниц, их внутренней структуры и наличия механизмов контроля за соблюдением выработанного участниками курса.

В настоящее время системой глобальной международной безопасности является ООН - всемирная организация суверенных государств, учрежденная на основе их добровольного объединения с целью поддержания мира и безопасности практически во всех аспектах. ООН относится к организациям, обладающим внутренней жесткой, утвержденной в международно-правовом плане структурой, требующей исполнения и контролирующей выполнение любой своей резолюции (даже путем применения военных и прочих силовых санкций).

Все остальные системы международной безопасности с некоторыми оговорками можно отнести к региональным. Здесь основное место в военном и политическом планах принадлежит блокам (союзам) государств, объединяемых относительной общностью интересов и угроз, предусматривающих жесткую координацию политической, экономической и военной деятельности. К региональным системам безопасности можно отнести различного рода организации государств, основанные на этнокультурной близости, общности экономических и экологических интересов и т. д. Эти системы поддержания международной безопасности весьма мозаичны в плане своей внутренней структуры и международно-правового оформления.

Наиболее весомую роль в обеспечении международной безопасности играют межгосударственные системы с внутренней жесткой структурой, органами координации и контроля, явно выраженной политикой в военно-политическом и экономическом планах. Большую роль здесь также играет удельный политический, экономический и военный вес ее участников. В настоящее время к этим организациям в Европе можно отнести НАТО, ЗЕС и, с некоторыми оговорками, ЕС.

К особой, чисто европейской форме международных систем безопасности относится СБСЕ, Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое представляет собой систему консультаций, процессов обсуждений, проводящихся на различном уровне по различным аспектам международной безопасности. СБСЕ, несмотря на попытки международно-правового оформления, наличие постоянных комиссий и комитетов и т. п. органов, пока не может быть отнесено к системам жесткими контролирующими и принуждающими структурами. Однако наметилась тенденция превратить СБСЕ в более структурированный и дееспособный орган европейской безопасности, причем уже в настоящее время Совещание нельзя назвать системой «мягкой» и аморфной.

Необходимо отметить, что системы международной безопасности образованы в различных регионах мира. К ним относятся: ОАГ и ОЦАГ (в Северной, Южной и Центральной Америке, соответственно); ОАЕ (Африка); ЛАГ - лига арабских государств; СААРК (Южная Азия); АСЕАН (Юго-Восточная Азия) и др. На роль важных элементов в обеспечении по крайней мере региональной безопасности претендуют и все еще существующие в отдельных районах мира (вне Европы) военно-политические блоки (например, АНЗЮС), а также двусторонние договоры и соглашения о взаимопомощи и союзе в военной области (например, между США и Японией, США и Южной Кореей). Эти организации, договоры, несмотря на свой декларированный международно-правовой статус и претензии, с точки зрения безопасности регионов не играют роли, адекватной роли европейских систем международной безопасности, являясь системами «мягкого» типа.

Международный характер терроризма предполагает такой же международный глобальный ответ на его проявления. С учетом того, что террористические группировки обладают разветвлённой сетью и координируют свои действия, террористические акты в 90% случаев стали достигать своих целей. Эти цели рассчитаны не только на причинение непосредственного ущерба жертве или жертвам, они имеют также и определённый устрашающий эффект: посеять страх, создать угрозу широкому кругу лиц и вызвать чувство растерянности, беспомощности и т. д.

Так по данным специалистов количество террористических актов постоянно увеличивается, они становятся всё более жестокими и их объектом всё чаще становятся люди. В 70-х годах 80% терактов были направлены против собственности и только 20%-против людей. В 80-х годах – соответственно 50% на 50%. В 90-х годах уже 30% и 70%. В 21 –м веке 10% и 90%. Таким образом, терроризм – это акции, сопряжённые с применением насилия или угрозой насилия, как правило, сопровождаемые выдвижением конкретных требований. Насилие направлено в основном против гражданских объектов и лиц. Мотивы чаще имеют политический или иной характер. Исполнители, обычно, малочисленны, оторваны от населения, являются членами организованных групп и в отличие от других преступников берут на себя ответственность за совершаемые акции. Акции совершаются так, чтобы привлечь максимум общественного внимания и оказать воздействие на власть или определённые группы населения, выходя за рамки причинения непосредственного физического ущерба.

Борьба с терроризмом является не только наиболее сложной и запутанной, но и долгосрочной задачей. Поэтому сегодня особенно актуальной становится проблема создания мировых, региональных и национальных систем коллективной безопасности. Возникла политическая необходимость и экономическая целесообразность формирования жизнестойкой, международной, коллективной системы, способной противостоять любой внутренней и внешней военной экспансии и терроризму. Трагические события последних лет, многочисленные теракты в разных государствах мира показали явную угрозу политической, экономической, социальной жизни развитых и развивающихся государств, с разным уровнем демократии и разных конфессиональных направлений.

Кровавые действия международного терроризма в России и США, Испании и Турции, Индонезии и Израиле, Марокко и Египте, Пакистане, Афганистане и Ираке показывают, что терроризм становится неотъемлемым и, к сожалению, привычным фактором мирового процесса.

Несомненно, трагические события 11 сентября 2001 г. в США обострили задачи борьбы против терроризма и выдвинули на первый план проблемы безопасности. То, что нападению была подвергнута самая экипированная с точки зрения безопасности, отлично охраняемая страна повергло в шок всё мировое сообщество, каждый человек ощутил хрупкую грань между жизнью и смертью. Мировое сообщество было вынуждено по-другому, по-новому, взглянуть на вопросы безопасности. Учитывая современные реалии, государства-члены Совета Евроатлантического партнёрства, Европы, России и Азии обнародовали заявление, в котором отразили общее мнение: теракты были направлены не только на США, но и на общечеловеческие ценности.

Страны-партнёры по созданной антитеррористической коалиции предпринимали и предпринимают необходимые меры для борьбы с терроризмом. Они прекрасно осознают, что борьба будет носить трудный и затяжной характер и потребует привлечения всех имеющихся средств и методов: политических, экономических, дипломатических и военных.

Зависит это в первую очередь от современного и адекватного понимания возможностей терроризма. Так как обладание новейшими вооружениями, технологиями и огромными финансовыми средствами повышает последствия террористической деятельности.

Существует серьёзная опасность попадания в руки различных террористических организаций оружия массового поражения, биологического, химического оружия и даже радиологических бомб. Многосторонние меры и межгосударственные соглашения пока не имеют эффективных рычагов и механизмов противодействия терроризму в полной мере. Хотя, работа в этом направлении ведётся постоянно. Вне всякого сомнения, что для борьбы с таким явлением как международный терроризм необходим коллективный разум, коллективный орган, способный оперативно и без ущерба для невиновных, разить и уничтожать террористов по всей планете.

Терроризм становится неотъемлемым и, к сожалению, привычным фактором мирового процесса. В рассмотрении международного терроризма как феномена социально-политической ситуации в контексте различных процессов на первый план выдвигаются проблемы международной безопасности.

Формирование эффективной системы международной безопасности сталкивается с проблемой отсутствия реального механизма для адекватного, юридически оправданного реагирования на террористические выпады, многовариантное объяснение самого явления, сложность и многоликость термина «терроризм» не позволяют решить эту проблему. Особенно опасен терроризм тем, что его идеология очень часто прикрывается религиозными, национально-освободительными, революционными факторами.

Для успешного противодействия международному терроризму во избежание двойных стандартов в проведении всеобщей антитеррористической борьбы неоднократно предпринимались попытки выработать и законодательно оформить документ, в котором терроризм получил бы однозначное юридическое определение без всяких интерпретаций.

Международная антитеррористическая система должна создаваться под эгидой ООН на прочной законодательной базе. Основные пути борьбы с международным терроризмом предполагают в первую очередь, информационное взаимодействие и координацию спецслужб разных стран.

Во-вторых, и об этом неоднократно заявляли главы государств и правительств, следует внести изменения в международно-правовые антитеррористические документы.

Необходимо отказаться от практики предоставления политического убежища террористам, их спонсорам и пособникам.

Важную роль в связи с этим приобретает борьба с торговлей и изготовлением наркотиков во всём мире, как основных международного терроризма, особенно это, касается Афганистана.

Новые угрозы безопасности имеют более широкий понятийный смысл и включают в себя не только терроризм как таковой, но и явления коррупции, организованной преступности, незаконного оборота наркотиков, нанесение ущерба компьютерным системам, общую криминализацию общества.

Страны, входящие в определённые военно-политические, региональные, межгосударственные, а так же трансатлантические блоки имеют возможность эффективно укреплять свою безопасность. Это должно происходить, и происходит за счет объединения их ресурсов в экономической и военной областях. Что касается важности политического взаимодействия, то оно должно строится на основе «прозрачности», координации, толерантности и доверия стран друг к другу.

Особое значение в этом направлении на современном этапе приобретают уже созданные международные институты – ООН, НАТО, ОБСЕ, ОДКБ, АТЦ повышается их роль. Меняется их стиль и методы. Создаются новые коалиционные силы для совместных действий. В связи с событиями в Афганистане была создана Антитеррористическая Коалиция. При центральном командовании Вооруженных Сил США в штате Флорида действует Единый Коалиционный Координационный Центр, в котором работают представители различных государств, в том числе и стран СНГ. В рамках проведения контртеррористической операции в Афганистане ведётся активное сотрудничество с Центрально-азиатскими республиками. Так, силы коалиции имеют военные подразделения на территории Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана. Активизировалась военная и гуманитарная помощь этим республикам.

Опыт показал, что для оперативного и эффективного реагирования на вызовы международного терроризма следует найти интеграционный механизм противодействия преступной деятельности. Основной компонент силовой, но он не должен преобладать, прежде всего, следует ликвидировать финансовые и идеологические ресурсы, которыми питаются террористические организации. Отлично экипированной и разветвлённой террористической организации может противостоять только хорошо отлаженная наднациональная система, объединяющая антитеррористические силы, состоящие из информационно-аналитической, разведывательной, контрольно-финансовой, силовой структуры.

3. Киберпреступность как новая угроза международной безопасности

Национальная инфраструктура любого государства уже сегодня тесно связана с использованием современных компьютерных технологий. Ежедневная деятельность банковских и энергетических систем, управления воздушным движением, транспортная сеть, даже скорая медицинская помощь находятся в полной зависимости от надежной и безопасной работы автоматизированных электронно-вычислительных систем.

Преступность в сфере использования компьютерных технологий («киберпреступность») - это явление международного значения, уровень которого непосредственно зависит от уровня развития и внедрения современных компьютерных технологий, сетей их общего пользования и доступа к ним. Таким образом, стремительное развитие информатизации в мире несет в себе потенциальную возможность использования компьютерных технологий из корыстных и других мотивов, что в известной мере ставит под угрозу национальную безопасность государства.

Основной целью киберпреступника является компьютерная система, которая управляет разнообразными процессами, та информация, что циркулирует в них. В отличие от обычного преступника, что действует в реальном мире, киберпреступник не использует традиционное оружие - нож и пистолет. Его арсенал - информационное оружие, все инструменты, которые используются для проникновения у сети, взлома и модификации программного обеспечения , несанкционированного получения информации или блокировки работы компьютерных систем. К оружию киберпреступника можно прибавить: компьютерные вирусы , программные закладки, разнообразные виды атак, которые делают возможным несанкционированный доступ к компьютерной системе. В арсенале современных компьютерных преступников есть не только традиционные средства, но и самое современное информационное оружие и оборудование; эта проблема уже давно пересекла границы государств и получила международное значение.

Уже сегодня кибертеррорист может нанести больший вред, используя в преступном арсенале клавиатуру и мышь, нежели взрывное устройство, например, - бомбу. Трудности в определении понятия кибертерроризма ещё связаны с тем, что порой очень сложно отделить сам кибертерроризм от акций информационной войны и информационного оружия и информационного криминала или преступлений в сфере компьютерной информации. Дополнительные трудности могут возникнуть при попытке выявить специфику данной формы терроризма. Так, например, психологический и экономический аспекты кибертерроризма тесно переплетены, и невозможно однозначно определить, какой из них имеет большее значение. Эта неопределенность говорит о новизне явления.

Преступление, совершенное в киберпространстве – это виновное противоправное вмешательство в работу компьютеров, компьютерных программ, компьютерных сетей, несанкционированная модификация компьютерных данных, а также иные противоправные общественно опасные действия, совершенные с помощью или посредством компьютеров, компьютерных сетей и программ.

Информационный терроризм («кибертерроризм» отличается от указанных форм воздействия на киберпространство прежде всего своими целями, которые остаются свойственными политическому терроризму вообще. Средства осуществления информационно-террористических действий могут варьироваться в широких пределах и включать все виды современного информационного оружия. В то же время тактика и приемы его применения существенно отличаются от тактики информационной войны и приемов информационного криминала.

Главное в тактике информационного терроризма состоит в том, чтобы террористический акт имел опасные последствия, стал широко известен населению и получил большой общественный резонанс. Как правило требования сопровождаются угрозой повторения акта без указания конкретного объекта.

Основной формой кибертерроризма является информационная атака на компьютерную информацию, вычислительные системы, аппаратуру передачи данных, иные составляющие информационной инфраструктуры, совершаемую группировками или отдельными лицами. Такая атака позволяет проникать в атакуемую систему, перехватывать управление или подавлять средства сетевого информационного обмена , осуществлять иные деструктивные воздействия.

Кибертерроризм ориентируется на использование различных форм и методов вывода из строя информационной инфраструктуры государства или на использовании информационной инфраструктуры для создания обстановки приводящей к катастрофическим последствиям для общества и государства. Мало того, количество преступлений, совершаемых в киберпространстве, растет пропорционально числу пользователей компьютерных сетей, и, по оценкам Интерпола, темпы роста преступности, например, в глобальной сети Интернет, являются самыми быстрыми на планете, в числе которых и кибертерроризм.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, под международной безопасностью подразумевается такое состояние системы, при котором гарантируется внешняя составляющая национальной безопасности каждой страны, а также практически исключается угроза войн и военных конфликтов в процессе разрешения международных и региональных противоречий.

Угроза термоядерной катастрофы, сегодня приняли глобальный, т. е. общепланетарный, характер, вышли за рамки государственных границ и материков и представляют общечеловеческую задачу.

Три технических аспекта термоядерного оружия сделали термоядерную войну угрозой самому существованию цивилизации. Это - огромная разрушительная сила термоядерного взрыва, относительная дешевизна ракетно-термоядерного оружия и практическая невозможность эффективной защиты от массированного ракетно-ядерного нападения.

В сфере международных отношений терроризм представляет прежде всего острую угрозу для международной безопасности, поскольку он подвергает опасности стабильность и мирный характер во взаимоотношениях между отдельными государствами, а также целыми группами государств, провоцирует напряженность в отношениях между ними, нередко способствует разжиганию опасных международных конфликтов, препятствует их разрешению. Терроризм на международной сцене выступает также как инструмент вмешательства во внутренние дела государств, дезорганизует международные связи, грубо нарушает права человека, международный право порядок. Вот почему следует проблему терроризма рассматривать на международном уровне, как прямую угрозу международной безопасности.

Современный международный терроризм, являясь самым опасным социально-политическим явлением, оказывает колоссальное влияние на политические процессы в мире.

Преступность в сфере использования компьютерных технологий («киберпреступность») - это явление международного значения, уровень которого непосредственно зависит от уровня развития и внедрения современных компьютерных технологий, сетей их общего пользования и доступа к ним.

Основной целью киберпреступника является компьютерная система, которая управляет разнообразными процессами, та информация, что циркулирует в них.

Основной формой кибертерроризма является информационная атака на компьютерную информацию, вычислительные системы, аппаратуру передачи данных, иные составляющие информационной инфраструктуры, совершаемую группировками или отдельными лицами. Такая атака позволяет проникать в атакуемую систему, перехватывать управление или подавлять средства сетевого информационного обмена, осуществлять иные деструктивные воздействия.

Опасность кибертерроризма в том, что он не имеет национальных границ и террористические акции могут осуществляться из любой точки мира. Как правило, обнаружить террориста в информационном пространстве очень сложно, так как он действует через один или несколько подставных компьютеров, что затрудняет его идентификацию и определение местонахождения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2. Безопасность и конфликты. Предотвращение вооруженных конфликтов. М., 1996.

3. Деятельность Организации Объединенных наций по поддержанию мира. – М., 1997.

4. Карапетян -национальные конфликты и политико-правовые основы их разрешения. - Социально - политический журнал, №6, 1996.

5. Косов терроризм как глобальная проблема // Сборник «Перспективы человека в глобализирующемся мире». – 2005, № 5.

6. Лебедева процессы. В кн.: Международные отношения: социологические подходы. М., 1998.

7. Литовка О. Л., Межевич и регионализм - тенденции мирового развития и фактор социально-экономического развития России. СПб.: Культ-информ-пресс, 2002. С.6

8. Ломакин экономика. – М.: 2004.

10. Спиридонов экономика. – М.: 2003.

11. Халевинская экономика. – М.: 2004

Авдокушин экономические отношения. М. 2004

Ломакин экономика. – М.: 2004.

Любецкий экономика Учебный курс. – М.: Феникс, 2006

Спиридонов экономика. – М.: 2003.

Косов терроризм как глобальная проблема // Сборник «Перспективы человека в глобализирующемся мире». – 2005, № 5.

Халевинская экономика. – М.: 2004

Деятельность Организации Объединенных наций по поддержанию мира. – М., 1997.

Авдокушин экономические отношения. М. 2004

Любецкий экономика Учебный курс. – М.: Феникс, 2006

В начале XXI в. оформился качественно новый набор приоритетных угроз международной безопасности. «Старые» угрозы, проистекавшие из прямого соперничества, в первую очередь между наиболее мощными в военном плане государствами и их союзами, начали отодвигаться на второй план. Можно утверждать, что большинство «старых» угроз сегодня находится в «дремлющем» состоянии. К «новым» угрозам сегодня относят триаду, включающую международный терроризм, распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки, а также внутренние вооруженные конфликты.

Близко к ним примыкает феномен «международных вооруженных вмешательств», который в определенных случаях может играть роль нейтрализатора возникающих угроз, но и сам становится угрозой - в других случаях. Эти угрозы существовали и раньше. Но в то время они были в тени «старых» угроз. Существенное повышение их приоритетности в последние годы объясняется развитием внутреннего потенциала и опасности каждой из этих угроз и их совокупности.

Региональная безопасность

Глобальные проблемы международной безопасности все больше находят свое отражение в комплексах региональной безопасности. Но их проявление в различных регионах не одинаково. На региональные процессы оказывает влияние проецируемая извне политика ведущих держав. Но в том или ином регионе особое значение имеют локальные проблемы, присущие главным образом или исключительно конкретному региону.

Региональная безопасность - составная часть международной безопасности, характеризующая состояние международных отношений в конкретном регионе мирового сообщества как свободное от военных угроз, экономических опасностей и т. п., а также от вторжений и вмешательств извне, связанных с нанесением ущерба, посягательств на суверенитет и независимость государств региона.

Региональная безопасность имеет общие черты с безопасностью международной, в то же время отличается множественностью форм проявления, учитывающих особенности конкретных регионов современного мира, конфигурации баланса сил в них, их исторические, культурные, религиозные традиции и т. п. международный государство безопасность

Отличается она, во-первых, тем, что процесс поддержания региональной безопасности могут обеспечивать как специально созданные для этого организации (в частности, в Европе Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе - ОБСЕ), так и объединения государств более универсального характера (Организация американских государств - ОАГ, Организация африканского единства - ОАЕ, и др.). Например, ОБСЕ провозгласила в качестве своих основных целей следующие: «Содействие улучшению взаимных отношений, а также создание условий по обеспечению длительного мира, поддержка разрядки международной напряженности, признание неделимости европейской безопасности, а также взаимной заинтересованности в развитии сотрудничества между государствами-членами, признание тесной взаимосвязанности мира и безопасности в Европе и во всем мире». Во-вторых, отличием в обеспечении безопасности в различных регионах мира является неодинаковая степень вовлеченности великих держав в обеспечение региональной безопасности. Согласно Уставу ООН допускается создание региональных соглашений и институтов, если они не противоречат целям и принципам ООН. Объединение стран в региональные группы осуществляется, как правило, на добровольной основе, преследуют мирные цели. Необходимость и вытекающая отсюда специфика региональной безопасности заключена в культурно-историческом, экономическом и политическом многообразии современного мира, несмотря на его целостность и взаимозависимость. Геополитические различия и международной разделение труда рождает региональную общность военных, политических и экономических интересов стран, что закрепляется созданием их военно-политических и политико-экономических союзов, блоков, организаций. Помимо этого данная общность выражается в межгосударственных договорах (к примеру, договоры о создании безъядерных зон). В современном мире действует ряд традиционных систем региональной безопасности - к примеру, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организация Африканского единства (ОАЕ), ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и др. Современные системы региональной безопасности корректируются в соответствии с глобальными переменами в международной политике после распада СССР и окончания «холодной войны».

Проблемы обеспечения национальной и международной безопасности стояли перед человечеством во все времена. Они приобрела особое звучание в начале XX века в связи с реальностью угрозы возникновения мировой войны, поэтому на первых порах разработки теории и политики безопасности они отождествлялись с вопросами предотвращения войн. После первой мировой войны они получили официальное признание. Одним из шагов практической политики в этом направлении стало создание Лиги Наций. Но решить вопросы предотвращения войны не удалось: разразилась вторая мировая война а после нее «холодная война». Окончание последней не ознаменовалось прекращением войн и вооруженных конфликтов. Более того, обеспечение национальной и международной безопасности в современных условиях потребовало расширить это понятие за рамки предотвращения войн и вооруженных конфликтов.

Проблемы безопасности приобрели принципиально новые черты в современном мире который многолик, динамичен и долой острых противоречий. Нынешняя жизнь характеризуется втягиванием всего человечества в мировые процессы, чей ход ускоряется небывалым научно-техническим прогрессом, обострением социальных, экономических, сырьевых и других проблем приобретающих глобальный характер, до 90х годов в научной литературе у нас и за рубежом в основном разрабатывались вопросы международной безопасности государства. Это объяснялось возрастанием взаимозависимости различных государств и народов мира, интернационализацией их экономик, появлением глобального оружия массового уничтожения. Возросла и всемирная угроза человечеству от производственной деятельности

Многие современные угрозы имеют глобальный, трансграничный масштаб и ставят под угрозу систему обеспечения безопасности, которая раньше была в первую очередь ориентирована на отдельные государства.

Все вышеперечисленные факторы и обусловили актуальность нашего исследования.

Цель работы - рассмотреть и проанализировать новые угрозы международной безопасности

В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи :

Дать понятие и характеристику международной безопасности;

Рассмотреть угрозу термоядерной катастрофы и новых мировых войн;

Изучить проблему международного терроризма;

Рассмотреть киберпреступность как новую угрозу международной безопасности

Методы исследования:

Обработка, анализ научных источников;

Анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.

Объект исследования – международная безопасность

Предмет исследования – новые угрозы международной безопасности

1. Понятие международной безопасности

Неизбежное пересечение интересов государств в различных областях международных отношений, являющееся источником кризисов и конфликтов, лежит в основе блокирования государств, имеющих совпадающие либо сходные интересы.

Высшие интересы международного сообщества, а именно выживания человеческой цивилизации, диктуют необходимость формирования систем международной безопасности (глобальной и региональных), отвечающих чаяниям всех субъектов военно-политических отношений.

Формы систем поддержания международной безопасности могут быть самыми различными, что обусловливается различной широтой их геополитического охвата, уровнем развития стран-участниц, ориентацией (политической, военной, экономической и т.д.) и проч. Роль международных (региональных) систем безопасности, их влияния на решение международных проблем может быть также самой различной и зависеть от «удельного веса» стран-участниц, их внутренней структуры и наличия механизмов контроля за соблюдением выработанного участниками курса .

В настоящее время системой глобальной международной безопасности является ООН - всемирная организация суверенных государств, учрежденная на основе их добровольного объединения с целью поддержания мира и безопасности практически во всех аспектах. ООН относится к организациям, обладающим внутренней жесткой, утвержденной в международно-правовом плане структурой, требующей исполнения и контролирующей выполнение любой своей резолюции (даже путем применения военных и прочих силовых санкций).

Все остальные системы международной безопасности с некоторыми оговорками можно отнести к региональным. Здесь основное место в военном и политическом планах принадлежит блокам (союзам) государств, объединяемых относительной общностью интересов и угроз, предусматривающих жесткую координацию политической, экономической и военной деятельности. К региональным системам безопасности можно отнести различного рода организации государств, основанные на этнокультурной близости, общности экономических и экологических интересов и т.д. Эти системы поддержания международной безопасности весьма мозаичны в плане своей внутренней структуры и международно-правового оформления.

Наиболее весомую роль в обеспечении международной безопасности играют межгосударственные системы с внутренней жесткой структурой, органами координации и контроля, явно выраженной политикой в военно-политическом и экономическом планах. Большую роль здесь также играет удельный политический, экономический и военный вес ее участников. В настоящее время к этим организациям в Европе можно отнести НАТО, ЗЕС и, с некоторыми оговорками, ЕС .

К особой, чисто европейской форме международных систем безопасности относится СБСЕ, Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое представляет собой систему консультаций, процессов обсуждений, проводящихся на различном уровне по различным аспектам международной безопасности. СБСЕ, несмотря на попытки международно-правового оформления, наличие постоянных комиссий и комитетов и т.п. органов, пока не может быть отнесено к системам жесткими контролирующими и принуждающими структурами. Однако наметилась тенденция превратить СБСЕ в более структурированный и дееспособный орган европейской безопасности, причем уже в настоящее время Совещание нельзя назвать системой «мягкой» и аморфной .

Необходимо отметить, что системы международной безопасности образованы в различных регионах мира. К ним относятся: ОАГ и ОЦАГ (в Северной, Южной и Центральной Америке, соответственно); ОАЕ (Африка); ЛАГ - лига арабских государств; СААРК (Южная Азия); АСЕАН (Юго-Восточная Азия) и др. На роль важных элементов в обеспечении по крайней мере региональной безопасности претендуют и все еще существующие в отдельных районах мира (вне Европы) военно-политические блоки (например, АНЗЮС), а также двусторонние договоры и соглашения о взаимопомощи и союзе в военной области (например, между США и Японией, США и Южной Кореей). Эти организации, договоры, несмотря на свой декларированный международно-правовой статус и претензии, с точки зрения безопасности регионов не играют роли, адекватной роли европейских систем международной безопасности, являясь системами «мягкого» типа.

Как правило, любая система коллективной (международной) безопасности имеет своего лидера (их может быть несколько), который обеспечивает свое первенство в определении коллективной политики органа безопасности, главным образом, за счет своей военно-политической или экономической мощи. А так как страна-участница международной организации стремится через это участие к достижению прежде всего собственной национальной безопасности, то направленность политики международного союза во всех областях международной и национальной безопасности отвечает прежде всего национальным интересам своего лидера.

2. Угроза термоядерной катастрофы и новых мировых войн

Комплекс глобальных проблем современности покоится на теории глобальных балансов, согласно которой стабильность процессов (устойчивость их состояния) в природе и обществе зависит от степени их сбалансированности. Насчитывается до двух десятков глобальных балансов, начиная с общепризнанных, типа топливно-энергетического, материально-сырьевого, межотраслевого, продовольственного, транспортного, торгового, экологического, демографического и др. и кончая более или менее дискуссионными типа баланса вооружений, сил охраны и нарушения общественного порядка, убыли и подготовки кадров общественного производства, сноса и застройки зданий, заболеваемости и выздоравливаемости, наркотизации и денаркотизации общества (потребление никотина, алкоголя и более сильных наркотиков), разрушения и созидания культурных ценностей, различных балансов в международных отношениях, в системах информации и др.

Около двух десятков лет назад ключевой глобальной проблемой современности являлась гонка вооружений, поглощавшая львиную долю совокупного валового продукта почти всех стран мира, да к тому же грозившая новой мировой войной. Собственно, как теперь стало ясно, она и представляла собой по сути главное поле сражений Третьей мировой войны 1946-1991 гг., вошедшей в историю под псевлонимом «Холодной». Самой настоящей войны с десятками миллионов убитых, раненых, инвалидов, беженцев, сирот, чудовищных разрушений и опустошений. Войны, в которой одна сторона («мировая социалистическая система» во главе с СССР) потерпела поражение, капитулировала и распалась, потому что вчетверо уступала противнику (НАТО во главе с США) экономически и на целый порядок - технологически.

В 90-х годах ключевой глобальной проблемой, вместо гонки вооружений, получившей качественно иной характер изобретения и производства принципиально нового оружия, сделалось противостояние так называемого Третьего и Первого мира, т.е. развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки и развитых стран Северной Америки, Западной Европы, плюс Японии и ряда других. Это противостояние безысходно во многих отношениях, потому что Третий мир пока что идет по пути развития Первого мира, а путь этот в общемировых масштабах бесперспективен: его «перекрывают» ограничения мировой энергетики, экологии и культуры.

Угроза термоядерной катастрофы, сегодня приняли глобальный, т.е. общепланетарный, характер, вышли за рамки государственных границ и материков и представляют общечеловеческую задачу. В настоящее время особое значение имеет взаимодействие культур Запада и Востока, поскольку именно в этом большинство ученых усматривают залог прогресса человечества, преодоление глобальных проблем. Постепенно вызревала идея о том, что культуры и цивилизации Запада и Востока являются взаимодополняющими и представляют собой определенную целостность, а рационализм Запада и интуитивизм Востока, технологический подход и гуманистические ценности должны сочетаться в рамках новой общепланетарной цивилизации .

Однако в руки авантюристов буквально плывет оружие массового поражения - химическое, бактериологическое и, возможно, ядерное. Как только они более или менее освоятся с ним - неизбежно повторение «Бури в пустыне», но на сей раз при гораздо более неблагоприятном для Запада соотношении сил. Ситуация все более напоминает последние годы Римской империи. Как решить эту проблему в существующих условиях, не знает никто.

2. Терроризм как угроза в системе международной безопасности

Борьба с терроризмом выходит на первый план во внутренней и внешней политике всего мирового сообщества. После начала контртеррористической операции в Афганистане, она вытеснила на второй план вопросы, связанные с развитием демократии в новых независимых государствах, вопросы, касающиеся прав человека, решения задач по борьбе с бедностью, нищетой, безработицей.

Международный характер терроризма предполагает такой же международный глобальный ответ на его проявления. С учетом того, что террористические группировки обладают разветвлённой сетью и координируют свои действия, террористические акты в 90% случаев стали достигать своих целей. Эти цели рассчитаны не только на причинение непосредственного ущерба жертве или жертвам, они имеют также и определённый устрашающий эффект: посеять страх, создать угрозу широкому кругу лиц и вызвать чувство растерянности, беспомощности и т.д.

Так по данным специалистов количество террористических актов постоянно увеличивается, они становятся всё более жестокими и их объектом всё чаще становятся люди. В 70-х годах 80% терактов были направлены против собственности и только 20%-против людей. В 80-х годах – соответственно 50% на 50%. В 90-х годах уже 30% и 70%. В 21 –м веке 10% и 90%. Таким образом, терроризм – это акции, сопряжённые с применением насилия или угрозой насилия, как правило, сопровождаемые выдвижением конкретных требований. Насилие направлено в основном против гражданских объектов и лиц. Мотивы чаще имеют политический или иной характер. Исполнители, обычно, малочисленны, оторваны от населения, являются членами организованных групп и в отличие от других преступников берут на себя ответственность за совершаемые акции. Акции совершаются так, чтобы привлечь максимум общественного внимания и оказать воздействие на власть или определённые группы населения, выходя за рамки причинения непосредственного физического ущерба .

Борьба с терроризмом является не только наиболее сложной и запутанной, но и долгосрочной задачей. Поэтому сегодня особенно актуальной становится проблема создания мировых, региональных и национальных систем коллективной безопасности. Возникла политическая необходимость и экономическая целесообразность формирования жизнестойкой, международной, коллективной системы, способной противостоять любой внутренней и внешней военной экспансии и терроризму. Трагические события последних лет, многочисленные теракты в разных государствах мира показали явную угрозу политической, экономической, социальной жизни развитых и развивающихся государств, с разным уровнем демократии и разных конфессиональных направлений.

Кровавые действия международного терроризма в России и США, Испании и Турции, Индонезии и Израиле, Марокко и Египте, Пакистане, Афганистане и Ираке показывают, что терроризм становится неотъемлемым и, к сожалению, привычным фактором мирового процесса.

Несомненно, трагические события 11 сентября 2001 г. в США обострили задачи борьбы против терроризма и выдвинули на первый план проблемы безопасности. То, что нападению была подвергнута самая экипированная с точки зрения безопасности, отлично охраняемая страна повергло в шок всё мировое сообщество, каждый человек ощутил хрупкую грань между жизнью и смертью. Мировое сообщество было вынуждено по-другому, по-новому, взглянуть на вопросы безопасности. Учитывая современные реалии, государства-члены Совета Евроатлантического партнёрства, Европы, России и Азии обнародовали заявление, в котором отразили общее мнение: теракты были направлены не только на США, но и на общечеловеческие ценности.

Страны-партнёры по созданной антитеррористической коалиции предпринимали и предпринимают необходимые меры для борьбы с терроризмом. Они прекрасно осознают, что борьба будет носить трудный и затяжной характер и потребует привлечения всех имеющихся средств и методов: политических, экономических, дипломатических и военных.

Зависит это в первую очередь от современного и адекватного понимания возможностей терроризма. Так как обладание новейшими вооружениями, технологиями и огромными финансовыми средствами повышает последствия террористической деятельности.

Существует серьёзная опасность попадания в руки различных террористических организаций оружия массового поражения, биологического, химического оружия и даже радиологических бомб. Многосторонние меры и межгосударственные соглашения пока не имеют эффективных рычагов и механизмов противодействия терроризму в полной мере. Хотя, работа в этом направлении ведётся постоянно. Вне всякого сомнения, что для борьбы с таким явлением как международный терроризм необходим коллективный разум, коллективный орган, способный оперативно и без ущерба для невиновных, разить и уничтожать террористов по всей планете .

Терроризм становится неотъемлемым и, к сожалению, привычным фактором мирового процесса. В рассмотрении международного терроризма как феномена социально-политической ситуации в контексте различных процессов на первый план выдвигаются проблемы международной безопасности.

Формирование эффективной системы международной безопасности сталкивается с проблемой отсутствия реального механизма для адекватного, юридически оправданного реагирования на террористические выпады, многовариантное объяснение самого явления, сложность и многоликость термина «терроризм» не позволяют решить эту проблему. Особенно опасен терроризм тем, что его идеология очень часто прикрывается религиозными, национально-освободительными, революционными факторами.

Для успешного противодействия международному терроризму во избежание двойных стандартов в проведении всеобщей антитеррористической борьбы неоднократно предпринимались попытки выработать и законодательно оформить документ, в котором терроризм получил бы однозначное юридическое определение без всяких интерпретаций.

Международная антитеррористическая система должна создаваться под эгидой ООН на прочной законодательной базе. Основные пути борьбы с международным терроризмом предполагают в первую очередь, информационное взаимодействие и координацию спецслужб разных стран .

Во-вторых, и об этом неоднократно заявляли главы государств и правительств, следует внести изменения в международно-правовые антитеррористические документы.

Необходимо отказаться от практики предоставления политического убежища террористам, их спонсорам и пособникам.

Важную роль в связи с этим приобретает борьба с торговлей и изготовлением наркотиков во всём мире, как основных источников финансирования международного терроризма, особенно это, касается Афганистана.

Новые угрозы безопасности имеют более широкий понятийный смысл и включают в себя не только терроризм как таковой, но и явления коррупции, организованной преступности, незаконного оборота наркотиков, нанесение ущерба компьютерным системам, общую криминализацию общества.

Страны, входящие в определённые военно-политические, региональные, межгосударственные, а так же трансатлантические блоки имеют возможность эффективно укреплять свою безопасность. Это должно происходить, и происходит за счет объединения их ресурсов в экономической и военной областях. Что касается важности политического взаимодействия, то оно должно строится на основе «прозрачности», координации, толерантности и доверия стран друг к другу.

Особое значение в этом направлении на современном этапе приобретают уже созданные международные институты – ООН, НАТО, ОБСЕ, ОДКБ, АТЦ повышается их роль. Меняется их стиль и методы. Создаются новые коалиционные силы для совместных действий. В связи с событиями в Афганистане была создана Антитеррористическая Коалиция. При центральном командовании Вооруженных Сил США в штате Флорида действует Единый Коалиционный Координационный Центр, в котором работают представители различных государств, в том числе и стран СНГ. В рамках проведения контртеррористической операции в Афганистане ведётся активное сотрудничество с Центрально-азиатскими республиками. Так, силы коалиции имеют военные подразделения на территории Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана. Активизировалась военная и гуманитарная помощь этим республикам.

Опыт показал, что для оперативного и эффективного реагирования на вызовы международного терроризма следует найти интеграционный механизм противодействия преступной деятельности. Основной компонент силовой, но он не должен преобладать, прежде всего, следует ликвидировать финансовые и идеологические ресурсы, которыми питаются террористические организации. Отлично экипированной и разветвлённой террористической организации может противостоять только хорошо отлаженная наднациональная система, объединяющая антитеррористические силы, состоящие из информационно-аналитической, разведывательной, контрольно-финансовой, силовой структуры.

3. Киберпреступность как новая угроза международной безопасности

Национальная инфраструктура любого государства уже сегодня тесно связана с использованием современных компьютерных технологий. Ежедневная деятельность банковских и энергетических систем, управления воздушным движением, транспортная сеть, даже скорая медицинская помощь находятся в полной зависимости от надежной и безопасной работы автоматизированных электронно-вычислительных систем.

Преступность в сфере использования компьютерных технологий («киберпреступность») - это явление международного значения, уровень которого непосредственно зависит от уровня развития и внедрения современных компьютерных технологий, сетей их общего пользования и доступа к ним. Таким образом, стремительное развитие информатизации в мире несет в себе потенциальную возможность использования компьютерных технологий из корыстных и других мотивов, что в известной мере ставит под угрозу национальную безопасность государства .

Основной целью киберпреступника является компьютерная система, которая управляет разнообразными процессами, та информация, что циркулирует в них. В отличие от обычного преступника, что действует в реальном мире, киберпреступник не использует традиционное оружие - нож и пистолет. Его арсенал - информационное оружие, все инструменты, которые используются для проникновения у сети, взлома и модификации программного обеспечения, несанкционированного получения информации или блокировки работы компьютерных систем. К оружию киберпреступника можно прибавить: компьютерные вирусы, программные закладки, разнообразные виды атак, которые делают возможным несанкционированный доступ к компьютерной системе. В арсенале современных компьютерных преступников есть не только традиционные средства, но и самое современное информационное оружие и оборудование; эта проблема уже давно пересекла границы государств и получила международное значение.

Уже сегодня кибертеррорист может нанести больший вред, используя в преступном арсенале клавиатуру и мышь, нежели взрывное устройство, например, - бомбу. Трудности в определении понятия кибертерроризма ещё связаны с тем, что порой очень сложно отделить сам кибертерроризм от акций информационной войны и информационного оружия и информационного криминала или преступлений в сфере компьютерной информации. Дополнительные трудности могут возникнуть при попытке выявить специфику данной формы терроризма. Так, например, психологический и экономический аспекты кибертерроризма тесно переплетены, и невозможно однозначно определить, какой из них имеет большее значение. Эта неопределенность говорит о новизне явления.

Преступление, совершенное в киберпространстве – это виновное противоправное вмешательство в работу компьютеров, компьютерных программ, компьютерных сетей, несанкционированная модификация компьютерных данных, а также иные противоправные общественно опасные действия, совершенные с помощью или посредством компьютеров, компьютерных сетей и программ.

Информационный терроризм («кибертерроризм» отличается от указанных форм воздействия на киберпространство прежде всего своими целями, которые остаются свойственными политическому терроризму вообще. Средства осуществления информационно-террористических действий могут варьироваться в широких пределах и включать все виды современного информационного оружия. В то же время тактика и приемы его применения существенно отличаются от тактики информационной войны и приемов информационного криминала .

Главное в тактике информационного терроризма состоит в том, чтобы террористический акт имел опасные последствия, стал широко известен населению и получил большой общественный резонанс. Как правило требования сопровождаются угрозой повторения акта без указания конкретного объекта.

Кибертерроризм ориентируется на использование различных форм и методов вывода из строя информационной инфраструктуры государства или на использовании информационной инфраструктуры для создания обстановки приводящей к катастрофическим последствиям для общества и государства. Мало того, количество преступлений, совершаемых в киберпространстве, растет пропорционально числу пользователей компьютерных сетей, и, по оценкам Интерпола, темпы роста преступности, например, в глобальной сети Интернет, являются самыми быстрыми на планете, в числе которых и кибертерроризм.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, под международной безопасностью подразумевается такое состояние системы, при котором гарантируется внешняя составляющая национальной безопасности каждой страны, а также практически исключается угроза войн и военных конфликтов в процессе разрешения международных и региональных противоречий.

Угроза термоядерной катастрофы, сегодня приняли глобальный, т.е. общепланетарный, характер, вышли за рамки государственных границ и материков и представляют общечеловеческую задачу.

Три технических аспекта термоядерного оружия сделали термоядерную войну угрозой самому существованию цивилизации. Это - огромная разрушительная сила термоядерного взрыва, относительная дешевизна ракетно-термоядерного оружия и практическая невозможность эффективной защиты от массированного ракетно-ядерного нападения.

В сфере международных отношений терроризм представляет прежде всего острую угрозу для международной безопасности, поскольку он подвергает опасности стабильность и мирный характер во взаимоотношениях между отдельными государствами, а также целыми группами государств, провоцирует напряженность в отношениях между ними, нередко способствует разжиганию опасных международных конфликтов, препятствует их разрешению. Терроризм на международной сцене выступает также как инструмент вмешательства во внутренние дела государств, дезорганизует международные связи, грубо нарушает права человека, международный правопорядок. Вот почему следует проблему терроризма рассматривать на международном уровне, как прямую угрозу международной безопасности.

Современный международный терроризм, являясь самым опасным социально-политическим явлением, оказывает колоссальное влияние на политические процессы в мире.

Преступность в сфере использования компьютерных технологий («киберпреступность») - это явление международного значения, уровень которого непосредственно зависит от уровня развития и внедрения современных компьютерных технологий, сетей их общего пользования и доступа к ним.

Основной целью киберпреступника является компьютерная система, которая управляет разнообразными процессами, та информация, что циркулирует в них.

Основной формой кибертерроризма является информационная атака на компьютерную информацию, вычислительные системы, аппаратуру передачи данных, иные составляющие информационной инфраструктуры, совершаемую группировками или отдельными лицами. Такая атака позволяет проникать в атакуемую систему, перехватывать управление или подавлять средства сетевого информационного обмена, осуществлять иные деструктивные воздействия.

Опасность кибертерроризма в том, что он не имеет национальных границ и террористические акции могут осуществляться из любой точки мира. Как правило, обнаружить террориста в информационном пространстве очень сложно, так как он действует через один или несколько подставных компьютеров, что затрудняет его идентификацию и определение местонахождения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М. 2004

2. Безопасность и конфликты. Предотвращение вооруженных конфликтов. М., 1996.

3. Деятельность Организации Объединенных наций по поддержанию мира. – М., 1997.

4. Карапетян Л.М. Государственно-национальные конфликты и политико-правовые основы их разрешения. - Социально - политический журнал, №6, 1996.

5. Косов Ю.В. Международный терроризм как глобальная проблема // Сборник «Перспективы человека в глобализирующемся мире». – 2005, № 5.

6. Лебедева М.М. Международные процессы. В кн.: Международные отношения: социологические подходы. М., 1998.

7. Литовка О.Л., Межевич Н.М. Глобализм и регионализм - тенденции мирового развития и фактор социально-экономического развития России. СПб.: Культ-информ-пресс, 2002. С.6

8. Ломакин В.К. Мировая экономика. – М.: 2004.

9. Любецкий В.В. Мировая экономика Учебный курс. – М.: Феникс, 2006

10. Спиридонов И.А. Мировая экономика. – М.: 2003.

11. Халевинская Е.Д. Мировая экономика. – М.: 2004


Ломакин В.К. Мировая экономика. – М.: 2004.

Спиридонов И.А. Мировая экономика. – М.: 2003.

Косов Ю.В. Международный терроризм как глобальная проблема // Сборник «Перспективы человека в глобализирующемся мире». – 2005, № 5.

Халевинская Е.Д. Мировая экономика. – М.: 2004

Деятельность Организации Объединенных наций по поддержанию мира. – М., 1997.

Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М. 2004

Любецкий В.В. Мировая экономика Учебный курс. – М.: Феникс, 2006

Разделяем обеспокоенность мирового сообщества эволюционирующей террористической угрозой. Перед цивилизованным миром по-прежнему стоят задачи организации коллективного отпора терроризму при центральной координирующей роли ООН, на основе международного права, без политизации, скрытых повесток дня и «двойных стандартов».

На международных площадках Россия традиционно выступает с различного рода предложениями и инициативами, направленными на противодействие подпитке терроризма ‑ идеологической, кадровой и материальной, особенно - оружием.

Последовательно отстаиваем линию на строгое соблюдение государствами соответствующих принципов и норм международного права, включая Устав ООН, при принятии мер по борьбе с терроризмом, неукоснительное выполнение резолюций Совета Безопасности ООН, прежде всего 1373, 1624, 2178, 2199, 2253, 2354, 2396, нацеленных, в том числе, на укрепление мер выявления и пресечения каналов подпитки терорганизаций, а также резолюций СБ ООН, устанавливающих санкционные режимы в отношении ИГИЛ, «Аль-Каиды» и Движения талибов. Настроены на повышение санкционного давления на эти террористические организации и связанные с ними группировки и лица по линии комитетов СБ ООН 1267/1989/2253 и 1988.

Россия энергично поддерживает усилия Контртеррористического комитета СБ ООН и Контртеррористического исполнительного директората по мониторингу выполнения государствами упомянутой базовой резолюции СБ ООН 1373.

Придаем важное значение всеобъемлющей реализации всех четырех основных направлений Глобальной контртеррористической стратегии ООН.

Выступаем за согласование проекта Всеобъемлющей конвенции о международном терроризме, которая содержала бы общепризнанное определение терроризма. Исходим из необходимости найти такое решение, которое было бы приемлемым для всех государств-членов ООН. Только тогда данная конвенция сможет реально стать всеобъемлющей и послужит эффективным инструментом мирового сообщества в борьбе с терроризмом.

В целях повышения эффективности международного сотрудничества в приоритетной для Российской Федерации области противодействия международному терроризму в 2017 г. в рамках запущенного процесса реформирования ООН и перестройки ее контртеррористической архитектуры активно содействовали созданию в Секретариате ООН Управления по контртерроризму (УКТ; учреждено 15 июня 2017 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 71/291), которое возглавил заместитель Генерального секретаря ООН россиянин В.И.Воронков. Россия оказывает необходимое финансовое и экспертное содействие УКТ в его работе, прежде всего по линии предоставления профильного техсодействия странам Центральной Азии.

Перед мировым сообществом остро стоит проблема иностранных террористов-боевиков (ИТБ), которые после военного поражения ИГИЛ в Сирии и Ираке массово возвращаются в страны происхождения или проживания либо перемещаются в третьи страны – особенно в те, где им легче избежать наказания за свои преступления. Считаем, что добросовестный обмен информацией об ИТБ является одним из наиболее востребованных инструментов в борьбе с этим феноменом. В этой связи призываем иностранных партнеров подключиться к созданному НАК России Международному банку данных по противодействию терроризму.

За последние несколько лет удалось постепенно разморозить взаимодействие по антитеррору с рядом западноевропейских партнеров. В сентябре 2017 г. после долгого перерыва восстановлена работа подгруппы по противодействию терроризму, незаконному обороту наркотиков и оргпреступности российско-германской Рабочей группы высокого уровня по вопросам политики безопасности. Возобновлена деятельность соответствующих рабочих групп и с другими странами. В частности, последние заседания в таком формате под сопредседательством заместителя министра иностранных дел Российской Федерации О.В.Сыромолотова состоялись с Италией – в декабре 2017 г. в Москве, с Турцией – в июне 2018 г. в Анкаре, с Испанией – в июле 2018 г. в Мадриде.

На регулярной основе осуществляются контакты по антитеррору со швейцарскими и сербскими партнерами.

Удовлетворены результатами соответствующих контактов с США.

Поддерживаются двусторонние контакты по различным аспектам антитеррора со странами Африки, в том числе в формате рабочих групп с Египтом и Мали.

Международное антиэкстремистское сотрудничество

Наша страна обладает уникальным ресурсом противодействия экстремизму и радикализации, состоящем в способности эффективно подключать элементы гражданского общества (традиционные конфессии, образовательные, научные и деловые круги) к антиэкстремистским задачам в формате государственно-частного партнерства.

Сохраняем сдержанное отношение к инициативам, которые не учитывают данные принципы. Речь идет об активно продвигаемой с 2015 г. концепции «противодействия насильственному экстремизму» (ПНЭ), создающей условия и предпосылки для вмешательства во внутренние дела государств, дестабилизации «неугодных режимов» за счет оправдания действий террористов и «насильственных экстремистов», смягчения уголовно-правовой ответственности в отношении данной категории преступников. Понятие «насильственный экстремизм» нигде в международных документах не определено и «размывает» традиционные задачи антитеррора, в том числе на площадке ООН.

Важно совместно вырабатывать и продвигать оптимальные стандарты эффективного сотрудничества в области борьбы с экстремизмом. Хорошим примером в этом смысле является одобренная в июне 2017 г. государствами-участниками Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) Конвенции ШОС по противодействию экстремизму, которая в отличие от концепции ПНЭ отражает выверенные коллективные подходы России и ее единомышленников к борьбе с терроризмом и питающим его экстремизмом.

Эффективная борьба с экстремизмом невозможна без создания в обществе атмосферы отторжения насилия, что предполагает объединение усилий компетентных органов и гражданских структур, а также СМИ. Поддерживаем идеи, направленные на закрепление в международно- правовом понятийном аппарате концепции «добровольных контртеррористических ограничений СМИ и официальных лиц», подразумевающей воздержание от нагнетания медийного контекста, способного поддержать, а то и спровоцировать ведущую к терроризму радикализацию общественных и политических настроений.

Противодействие провокационной и дезинформационной деятельности организации «Белые каски» в Сирии

Подчеркиваем недопустимость «двойных стандартов» в области антитеррора, проявляющихся, в частности, в финансировании рядом государств деятельности псевдогуманитарной организации «Белые каски» (БК) в Сирии.

Поддерживаем инициативы представителей гражданского общества, независимых экспертов по изобличению устойчивых связей «белокасочников» с террористическими структурами, осуществлявшихся членами БК грабежей и мародерств, захватов школ, детских садов и поликлиник с прекращением их работы, а также пожарных станций, магазинов и частных домов. Обращаем внимание мировой общественности на факты участия псевдогуманитарщиков в инсценировках химических атак, артиллерийских и авиаударов, убийствах гражданских лиц, в том числе детей, в целях незаконного изъятия органов. Отдельно акцентируем тот факт, что БК содействовали расширению вербовочной деятельности террористических организаций.

Соответствующую информацию, в том числе полученную из открытых источников, представляем на международных площадках, в частности в ООН, привлекаем внимание мирового сообщества к проблеме, которое, к сожалению, в отношении БК продолжает пребывать в совершенно необоснованных иллюзиях.

Международное сотрудничество в решении мировой проблемы наркотиков

Россия традиционно играет одну из ключевых ролей в решении мировой проблемы наркотиков, является Стороной трех профильных антинаркотических конвенций в сфере контроля над наркотиками – Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г., Конвенции о психотропных веществах 1971 г. и Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., является членом Комиссии ООН по наркотическим средствам.

Основной целью внешнеполитической усилий России на антинаркотическом треке является значительное сокращение производства и потребления опиатов, кокаина, каннабиса, а также синтетических наркотиков и новых психоактивных веществ с долгосрочной перспективой по созданию общества, свободного от наркотиков. Решение этих задач должно основываться на принципах общей и совместной ответственности всех государств в решении мировой проблемы наркотиков, а также комплексного и сбалансированного подхода к стратегиям и мерам по сокращению спроса и предложения на наркотики, включая недопустимость легализации употребления любых видов наркотиков в немедицинских целях.

В условиях ухудшения ситуации с незаконным производством наркотиков в Афганистане и их контрабандой по «северному маршруту» приоритетом Российской Федерации является активизация комплексных международных усилий, направленных на борьбу с афганской наркоугрозой, которая квалифицирована в ряде документов ООН в качестве угрозы международному миру и стабильности. Россия совместно с Францией стали инициаторами инициативы Парижского пакта – уникального международного механизма с участием более 50 государств и международных организаций, нацеленного на борьбу с опиатами афганского происхождения. Осуществляется регулярное взаимодействие со странами-членами ОДКБ и ШОС по антинаркотической повестке дня. С 2007 года «под эгидой» Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН) реализуется проект по подготовке антинаркотических кадров Афганистана, Пакистана и стран Центральной Азии.

Российская Федерации придает важное значение принятой на саммите ШОС в Циндао Антинаркотической стратегии на период 2018-2023 гг. и Плана действий по ее реализации, а также Концепции по реабилитации наркозависимых лиц.

Правительство Российской Федерации ежегодно выделяет 2 млн. долл. США в качестве добровольного взноса в Фонд УНП ООН, которые идут на поддержку около 20 антинаркотических проектов Управления, в том числе по формированию кинологической службы МВД России в Афганистане, содействию в укреплении потенциала Службы по борьбе с наркотиками МВД Киргизии, а также по развитию альтернативного сельского хозяйства в афганской провинции Бадахшан.

Борьба с транснациональной организованной преступностью

Российская Федерация последовательно выступает в поддержку центральной координирующей роли ООН в консолидации международных усилий в борьбе с глобальными вызовами и угрозами, прежде всего, с транснациональной организованной преступностью.

Наиболее важными документами, которые представляют основу для антикриминального сотрудничества государств, являются Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (2000) и протоколы к ней. Российская Федерация приняла активное участие в разработке и запуске механизма обзора указанных международных договоров.

Помимо прочего, на антикриминальном направлении немаловажной является работа по формированию договорно-правовой базы сотрудничества правоохранительных органов. К настоящему времени заключено около 20 двусторонних соглашений о сотрудничестве в области борьбы с преступностью (Чехия, Дания, Абхазия, Южная Осетия, ОАЭ, Болгария, Италия, Франция, Словения, Греция, Португалия, Испания, ФРГ, Норвегия, Великобритания, Египет, Венгрия, Узбекистан, Финляндия, ЮАР). Прорабатываются проекты двусторонних соглашений о сотрудничестве в области борьбы с транснациональной организованной преступностью с другими странами.

На сегодня остается определенная угроза для российского торгового флота со стороны пиратских группировок, базирующихся на побережье Африканского Рога, Гвинейского залива, Малаккского, Сингапурского проливов, Южно-Китайского моря, а также морей Сулу и Сулавеси. За последние 6-7 лет имели место случаи захвата «пиратами XXI века» российских граждан в заложники (как правило, членов экипажей иностранных судов). Россия принимает немалые усилия для их освобождения и благополучного возвращения на Родину.

Международная информационная безопасность

В третьем тысячелетии информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) превратились в один из основных вызовов глобального развития. Виртуальное пространство все чаще используется в военно-политических, криминальных и террористических целях. Мишенью компьютерных атак становятся государства и частные компании, а зачастую и рядовые граждане. Интернет активно «осваивают» террористы и преступники. Не отстают от них отдельные страны, которые открыто наращивают военный потенциал в цифровой сфере, создают системы массовой электронной слежки.

Россия традиционно рассматривает данную проблематику как единую «триаду» угроз военно-политического, террористического и криминального характера. Исходим из того, что в сложившихся условиях необходимо сосредоточить международные усилия на предотвращении конфликтов в информационном пространстве, не допустить противоправного применения ИКТ, гарантировать соблюдение прав человека в цифровой сфере.

Наиболее эффективной формой международного сотрудничества в области противодействия всему комплексу угроз в сфере МИБ, на наш взгляд, станет принятие универсальных правил ответственного поведения государств в информационном пространстве. Такие правила должны закрепить в цифровой сфере принципы неприменения силы, уважения государственного суверенитета, невмешательства во внутренние дела других государств, уважения основных прав и свобод человека, а также равные права для всех государств на участие в управлении сетью Интернет.

Россия совместно с государствами-членами ШОС, партнерами по БРИКС и СНГ активно продвигает на международной арене соответствующие миротворческие инициативы. Именно страны ШОС инициировали предметное обсуждение правил поведения государств в информационном пространстве. Так, в 2011 г. ими был подготовлен и распространен в ООН проект «Правил поведения в области обеспечения международной информационной безопасности». Его обновленная с учетом поступивших комментариев версия вновь внесена в ООН 2015 г.

В ходе 73-й сессии Генеральной Ассамблеей ООН подавляющим большинством голосов принят проект российской резолюции «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности». В результате впервые в истории международным сообществом одобрен выдвинутый по инициативе России кодекс поведения государств в информационном пространстве и восстановлен на новом качественном уровне переговорный процесс по МИБ под эгидой ООН.

Меры укрепления доверия являются важным условием предотвращения потенциально конфликтных ситуаций в сфере использования ИКТ. Большая работа в этом направлении проделана в рамках ОБСЕ. В декабре 2013 г. Постоянный совет ОБСЕ утвердил «Первоначальный перечень мер укрепления доверия в рамках ОБСЕ с целью снижения рисков возникновения конфликтов в результате использования ИКТ», что впервые создало региональный механизм взаимодействия государств в целях противодействия угрозам в сфере МИБ и дало старт формированию «страховочной сетки» в информационной сфере на пространстве от Ванкувера до Владивостока.

Одной из наиболее актуальных тем, связанных с МИБ, является т.н. «наращивание потенциала». Нет сомнения в том, что потребности развивающихся стран в информационно-коммуникационной сфере должны быть учтены, однако практическое наполнение данной тематики требует конкретизации. В этой связи важно гарантировать, чтобы программы «наращивания потенциала» не использовались в качестве прикрытия для вмешательства во внутренние дела государств-получателей, а переданные технологии не применялись впоследствии в целях, несовместимых с задачами обеспечения международной стабильности и безопасности.

Возрастает актуальность криминальной составляющей «триады» угроз МИБ. Борьба с преступностью в глобальном информационном пространстве осложняется отсутствием полноценной международно-правовой базы сотрудничества государств. В связи с этим Российская Федерация последовательно выступает с инициативой разработки под эгидой ООН универсальной конвенции по противодействию информационной преступности.

В ходе 73-й сессии Генеральной Ассамблеей ООН большинством голосов был принят проект российской резолюции «Противодействие использованию ИКТ в преступных целях». В результате впервые в практике ООН принята отдельная резолюция по данной проблематике, нацеленная на запуск широкой политической дискуссии по вопросам противодействия информационной преступности на площадке ГА ООН.

В вопросах использования Интернет мы исходим из стратегической задачи интернационализации управления данной сетью и повышения в этом контексте роли Международного союза электросвязи. Необходимо обеспечить равные права для всех государств на участие в управлении сетью Интернет и суверенное право государств на регулирование и обеспечение безопасности ее национального сегмента.

Проблематика МИБ находит свое отражение и в деятельности ряда организаций и площадок. Так, на высшем уровне приняты полномасштабные политические документы в рамках БРИКС и ШОС, диалогового партнерства Россия – АСЕАН, Восточно-азиатского саммита.

В отсутствие универсальных договоренностей в этой сфере в многостороннем формате активно развивается двустороннее сотрудничество России с государствами из разных регионов мира. На данный момент Российской Федерацией подписаны соглашения о сотрудничестве в области обеспечения МИБ с 7 странами. На очереди еще целый ряд заинтересованных сторон, число которых продолжает неуклонно расти.