Организация по стандартизации iso. Международные организации по стандартизации и их сущность

Международная организация по стандартизации , ИСО (International Organization for Standardization , ISO ) - международная организация , занимающаяся выпуском стандартов .

Международная организация по стандартизации создана в 1947 году двадцатью пятью национальными организациями по стандартизации, на основе двух организаций: ISA (International Federation of the National Standardizing Associations), учреждённой в Нью-Йорке в 1926 году (расформирована в 1942) и UNSCC (United Nations Standards Coordinating Committee), учреждённой в 1944 году . Фактически её работа началась с 1947 года . СССР был одним из основателей организации, постоянным членом руководящих органов, дважды представитель Госстандарта избирался председателем организации. Россия стала членом ИСО как правопреемник СССР. 23 сентября 2005 года Россия вошла в Совет ИСО.

При создании организации и выборе её названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово ισος - равный, вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название «исо».

Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК, IEC). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации, ИСО занимается проблемами сертификации.

ИСО определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.

Официальными языками являются: английский , французский и русский .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Процедура разработки и принятия стандартов Международной организации по стандартизации ISO

    ✪ Качество SkyWay процесс внедрения стандартов ISO 9001

    ✪ Вебинар "Новый стандарт ISO 9001 и Модель Совершенства EFQM"

    Субтитры

Состав ИСО

На сегодняшний день в состав ИСО входит 165 стран своими национальными организациями по стандартизации. Россию представляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в качестве комитета - члена ИСО. Всего в составе ИСО более 100 комитетов-членов. Кроме комитетов-членов, членство в ИСО может иметь статус членов-корреспондентов, которыми являются организации по стандартизации развивающихся государств. Категория член-абонент введена для развивающихся стран. Комитеты-члены имеют право принимать участие в работе любого технического комитета ИСО, голосовать по проектам стандартов, избираться в состав Совета ИСО и быть представленными на заседаниях Генеральной ассамблеи. Члены-корреспонденты (их 42) не ведут активной работы в ИСО, но имеют право на получение информации о разрабатываемых стандартах. Члены-абоненты уплачивают льготные взносы, имеют возможность быть в курсе международной стандартизации.

Организационная структура

Организационно в ИСО входят руководящие и рабочие органы. Руководящие органы: Генеральная ассамблея (высший орган), Совет, Техническое руководящее бюро. Рабочие органы - технические Комитеты (ТК), подкомитеты, технические консультативные группы (ТКГ).

Генеральная ассамблея

Генеральная ассамблея - это собрание должностных лиц и делегатов, назначенных комитетами-членами. Каждый комитет-член имеет право представить не более трех делегатов, но их могут сопровождать наблюдатели. Члены-корреспонденты и члены-абоненты участвуют как наблюдатели. Генеральная ассамблея 2013 года прошла в Санкт-Петербурге.

Совет руководит работой ИСО в перерывах между сессиями Генеральной ассамблеи. Совет имеет право, не созывая Генеральной ассамблеи, направить в комитеты-члены вопросы для консультации или поручить комитетам-членам их решение. На заседаниях Совета решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании комитетов-членов Совета. В период между заседаниями и при необходимости Совет может принимать решения путём переписки.

Совету ИСО подчиняется семь комитетов: ПЛАКО (техническое бюро), ПРОФКО (методическая и информационная помощь); КАСКО (комитет по оценке соответствия); ИНФКО (комитет по научно-технической информации); ДЕВКО (комитет по оказанию помощи развивающимся странам); КОПОЛКО (комитет по защите интересов потребителей); РЕМКО (комитет по стандартным образцам).

ПЛАКО

ПЛАКО (PLACO - Planning Committee) подготавливает предложения по планированию работы ИСО, по организации и координации технических сторон работы. В сферу работы ПЛАКО входят рассмотрение предложений по созданию и роспуску технических комитетов, определение области стандартизации, которой должны заниматься комитеты.

КАСКО

КАСКО (CASCO - Committee on conformity assessment) занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг процессов и систем качества требованиям стандартов, изучая практику этой деятельности и анализируя информацию. Комитет разрабатывает руководства по испытаниям и оценке соответствия (сертификации) продукции, услуг, систем качества, подтверждению компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации. Важная область работы КАСКО - содействие взаимному признанию и принятию национальных и региональных систем сертификации, а также использованию международных стандартов в области испытаний и подтверждения соответствия. КАСКО совместно с МЭК подготовлен целый ряд руководств по различным аспектам сертификации, которые широко используются в странах-членах ИСО и МЭК: принципы, изложенные в этих документах, учтены в национальных системах сертификации, а также служат основой для соглашений по оценке соответствия взаимопоставляемой продукции в торгово-экономических связях стран разных регионов. КАСКО также занимается вопросами создания общих требований к аудиторам по аккредитации испытательных лабораторий и оценке качества работы аккредитующих органов; взаимного признания сертификатов соответствия продукции и систем.

ДЕВКО

ДЕВКО (DEVCO - Committee on developing country matters) изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области. Главные функции ДЕВКО: организация обсуждения в широких масштабах всех аспектов стандартизации в развивающихся странах, создание условий для обмена опытом с развитыми странами; подготовка специалистов по стандартизации на базе различных обучающих центров в развитых странах; содействие ознакомительным поездкам специалистов организаций, занимающихся стандартизацией в развивающихся странах; подготовка учебных пособий по стандартизации для развивающихся стран; стимулирование развития двустороннего сотрудничества промышленно развитых и развивающихся государств в области стандартизации и метрологии. В этих направлениях ДЕВКО сотрудничает с ООН . Одним из результатов совместных усилий стало создание и функционирование международных центров обучения.

КОПОЛКО

В марте 2008 года изменённая спецификация была принята как будущий стандарт ISO/IEC 29500. В частности, в Норвегии при этом были отмечены нарушения процесса стандартизации. Позже оказалось, что файлы, сохраняемые Microsoft Office 2007, не проходят тестов на соответствие стандарту, что нарушает правила принятия стандарта через процедуру Fast-Tracking , требующие, чтобы существовали реализации стандарта.

Публикация ISO/IEC DIS 29500 была отложена на период рассмотрения апелляций (30 дней).

В июле руководители ISO и IEC порекомендовали Technical Management Board отклонить апелляции, указав в качестве причины то, что проект стандарта был принят голосованием в соответствии с директивами ISO/IEC JTC 1 .

В августе ISO отклонила апелляции стран, выступающих против принятия OOXML как стандарта, так как они не смогли получить поддержку необходимого числа участников ISO для приостановления принятия стандарта .

В конце августа государственные IT‐организации Бразилии, ЮАР, Венесуэлы, Эквадора , Кубы и Парагвая опубликовали заявление о сомнениях в нейтральности ISO.

В Норвегии, где из 21 голоса «против» и двух голосов «за» получилось «за», 29 сентября 2008 года 13 членов технической комиссии в знак протеста вышли из состава Standard Norge (норв. ) .

По данным собрания ISO/IEC JTC1/SC34, подкомиссии ISO/IEC JTC1 , в начале октября SC34 отправила OASIS неопубликованный запрос на передачу ей контроля над стандартом ISO/IEC 26300 (ODF), обосновывая это стремлением к лучшей совместимости между стандартами. В Groklaw также обратили внимание на то, что 9 из 20 присутствовавших на собрании в июле являлись сотрудниками или консультантами Microsoft, либо членами ECMA TC45. В результате появились подозрения в попытке захвата Microsoft контроля над ODF .

См. также

Примечания

  1. The 3 official full names of ISO can be found at the beginning of the foreword sections of the PDF document: ISO/IEC Guide 2:2004 Standardization and related activities - General vocabulary
  2. The ISO Story - founding (англ.) . ISO. Проверено 13 декабря 2011. Архивировано 2 февраля 2012 года.
  3. Как пользоваться каталогом ИСО (неопр.) . ISO (2010). Проверено 13 ноября 2011. Архивировано 2 февраля 2012 года.
  4. ISO - ISO members
  5. Vote closes on draft ISO/IEC DIS 29500 standard (англ.) . ISO (4 September 2007). Проверено 4 сентября 2007. Архивировано 23 февраля 2012 года.

При разработке отечественных стандартов учитываются рекомендации международных организаций по стандартизации. Головной международной организацией в области стандартизации является ИСО.

Международная организация по стандартизации, ИСО

Международная организация по стандартизации, ИСО (International Organization for Standardization, ISO) -- международная организация, занимающаяся выпуском стандартов.

Международная организация ISO начала функционировать 23 февраля 1947 г. как добровольная, неправительственная организация. Она была учреждена на основе достигнутого на совещании в Лондоне в 1946 г. соглашения между представителями 25-ти индустриально развитых стран о создании организации, обладающей полномочиями координировать на международном уровне разработку различных промышленных стандартов и осуществлять процедуру принятия их в качестве международных стандартов.

При создании организации и выборе ее названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово isos -- равный, вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название ISO (ИСО).

Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации ИСО занимается и проблемами сертификации.

Цель ИСО -- содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности.

ИСО определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.

Основные объекты стандартизации и количество стандартов (в % от общего числа) характеризуют обширный диапазон интересов организации:

В последние годы ИСО уделяет много внимания стандартизации систем обеспечения качества. Практическим результатом усилий в этих направлениях являются разработка и издание международных стандартов. При их разработке ИСО учитывает ожидания всех заинтересованных сторон--производителей продукции (услуг), потребителей, правительственных кругов, научно-технических и общественных организаций.

На сегодняшний день в состав ИСО входят 120 стран своими национальными организациями по стандартизации. Россию представляет Госстандарт РФ в качестве комитета -- члена ИСО. Всего в составе ИСО более 80 комитетов-членов. Кроме комитетов-членов членство в ИСО может иметь статус членов-корреспондентов, которыми являются организации по стандартизации развивающихся государств. Категория член-абонент введена для развивающихся стран. Комитеты-члены имеют право принимать участие в работе любого технического комитета ИСО, голосовать по проектам стандартов, избираться в состав Совета ИСО и быть представленными на заседаниях Генеральной ассамблеи. Члены-корреспонденты (их 22) не ведут активной работы в ИСО, но имеют право на получение информации о разрабатываемых стандартах. Члены-абоненты уплачивают льготные взносы, имеют возможность быть в курсе международной стандартизации.

Сильные национальные организации в странах-членах ИСО являются опорой для ее функционирования. Поэтому комитетами-членами признаются только те организации, которые наилучшим образом отражают положение своей страны в области стандартизации и имеют значительный опыт и компетентность, что требуется для эффективной деятельности по международной стандартизации.

Национальные организации -- это проводники всех достижений ИСО в свои страны, а также выразители национальной точки зрения в соответствующих технических комитетах организации.

Организационная структура. Организационно в ИСО входят руководящие и рабочие органы (рис. 11.1). Руководящие органы: Генеральная ассамблея (высший орган), Совет, Техническое руководящее бюро. Рабочие органы -- технические комитеты (ТК), подкомитеты, технические консультативные группы (ТКГ).

Генеральная ассамблея -- это собрание должностных лиц и делегатов, назначенных комитетами-членами. Каждый комитет-член имеет право представить не более трех делегатов, но их могут сопровождать наблюдатели. Члены-корреспонденты и члены-абоненты участвуют как наблюдатели.

Совет руководит работой ИСО в перерывах между сессиями Генеральной ассамблеи. Совет имеет право, не созывая Генеральной ассамблеи, направить в комитеты-члены вопросы для консультации или поручить комитетам-членам их решение. На заседаниях Совета решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании комитетов-членов Совета. В период между заседаниями и при необходимости Совет может принимать решения путем переписки.

Совету ИСО подчиняется семь комитетов: ПЛАКО (техническое бюро), СТАКО (комитет по изучению научных принципов стандартизации); КАСКО (комитет по оценке соответствия); ИНФКО (комитет по научно-технической информации); ДЕВКО (комитет по оказанию помощи развивающимся странам); КОПОЛКО (комитет по защите интересов потребителей); РЕМКО (комитет по стандартным образцам).

ПЛАКО подготавливает предложения по планированию работы ИСО, по организации и координации технических сторон работы. В сферу работы ПЛАКО входят рассмотрение предложений по созданию и роспуску технических комитетов, определение области стандартизации, которой должны заниматься комитеты.

СТАКО обязан оказывать методическую и информационную помощь Совету ИСО по принципам и методике разработки международных стандартов. Силами комитета проводятся изучение основополагающих принципов стандартизации и подготовка рекомендаций по достижению оптимальных результатов в данной области. СТАКО занимается также терминологией и организацией семинаров по применению международных стандартов для развития торговли.

КАСКО занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг, процессов и систем качества требованиям стандартов, изучая практику этой деятельности и анализируя информацию. Комитет разрабатывает руководства по испытаниям и оценке соответствия (сертификации) продукции, услуг, систем качества, подтверждению компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации. Важная область работы КАСКО -- содействие взаимному признанию и принятию национальных и региональных систем сертификации, а также использованию международных стандартов в области испытаний и подтверждения соответствия. КАСКО совместно с МЭК подготовлен целый ряд руководств по различным аспектам сертификации, которые широко используются в странах--членах ИСО и МЭК: принципы, изложенные в этих документах, учтены в национальных системах сертификации, а также служат основой для соглашений по оценке соответствия взаимопоставляемой продукции в торгово-экономических связях стран разных регионов. КАСКО также занимается вопросами создания общих требований к аудиторам по аккредитации испытательных лабораторий и оценке качества работы аккредитующих органов; взаимного признания сертификатов соответствия продукции и систем качества и др.

О работе ИНФКО -- см. гл. 3 "Информационное обеспечение работ по стандартизации".

ДЕВКО изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области. Главные функции ДЕВКО: организация обсуждения в широких масштабах всех аспектов стандартизации в развивающихся странах, создание условий для обмена опытом с развитыми странами; подготовка специалистов по стандартизации на базе различных обучающих центров в развитых странах; содействие ознакомительным поездкам специалистов организаций, занимающихся стандартизацией в развивающихся странах; подготовка учебных пособий по стандартизации для развивающихся стран; стимулирование развития двустороннего сотрудничества промышленно развитых и развивающихся государств в области стандартизации и метрологии. В этих направлениях ДЕВКО сотрудничает с ООН. Одним из результатов совместных усилий стало создание и функционирование международных центров обучения.

КОПОЛКО изучает вопросы обеспечения интересов потребителей и возможности содействия этому через стандартизацию; обобщает опыт участия потребителей в создании стандартов и составляет программы по обучению потребителей в области стандартизации и доведению до них необходимой информации о международных стандартах. Этому способствует периодическое издание Перечня международных и национальных стандартов, а также полезных для потребителей руководств: "Сравнительные испытания потребительских товаров", "Информация о товарах для потребителей", "Разработка стандартных методов измерения эксплуатационных характеристик потребительских товаров" и др. КОПОЛКО участвовал в разработке руководства ИСО/МЭК по подготовке стандартов безопасности.

РЕМКО оказывает методическую помощь ИСО путем разработки соответствующих руководств по вопросам, касающимся стандартных образцов (эталонов). Так, подготовлен справочник по стандартным образцам и несколько руководств: "Ссылка на стандартные образцы в международных стандартах", "Аттестация стандартных образцов. Общие и статистическое принципы" и др. Кроме того, РЕМКО -- координатор деятельности ИСО по стандартным образцам с международными метрологическими организациями, в частности, с МОЗМ -- Международной организацией законодательной метрологии.

Порядок разработки международных стандартов. Непосредственную работу по созданию международных стандартов ведут технические комитеты (ТК); подкомитеты (ПК, которые могут учреждать ТК) и рабочие группы (РГ) по конкретным направлениям деятельности.

По данным на 1996 г. международная стандартизация в рамках ИСО проводится 2832 рабочими органами, в том числе 185 ТК, 636 ПК, 1975 РГ и 36 целевыми группами.

Ведение всех секретариатов ТК и ПК обеспечивают 35 комитетов-членов, в том числе за Россией закреплено 10 ТК, 31 ПК и 10 РГ.

Кроме ведения секретариатов заинтересованные комитеты-члены могут быть активными членами любого ТК или ПК, а также наблюдателями. Для первого случая в ИСО существует статус члена Р, а для второго -- статус члена О. Россия -- активный член -- в 145 ТК, а наблюдатель в -- 16 ТК.

Официальные языки ИСО -- английский, французский, русский. На русский язык переведено около 70% всего массива международных стандартов ИСО.

Схема разработки международного стандарта сводится к следующему: заинтересованная сторона в лице комитета-члена, технического комитета, комитета Генеральной ассамблеи (либо организации, не являющейся членом ИСО) направляет в ИСО заявку на разработку стандарта. Генеральный секретарь по согласованию с комитетами-членами представляет предложение в Техническое руководящее бюро о создании соответствующего ТК. Последний будет создан при условиях: если большинство комитетов-членов голосуют "за" и не менее пяти из них намерены стать членами? в этом ТК, а Техническое руководящее бюро убеждено в международной значимости будущего стандарта. Все вопросы в процессе работы обычно решаются на основе консенсуса комитетов-членов, активно участвующих в деятельности ТК.

После достижения консенсуса в отношении проекта стандарта ТК передает его в Центральный секретариат для регистрации и рассылки всем комитетам-членам на голосование. Если проект одобряется 75% голосовавших, он публикуется в качества международного стандарта.

В технической работе ИСО участвуют свыше 30 тыс. экспертов из разных стран мира. ИСО пользуется мировым авторитетом как честная и беспристрастная организация и имеет высокий статус среди крупнейших международных организаций.

Стандарты ИСО -- наиболее широко используемые во всем мире, их более 10 тыс., причем ежегодно пересматривается и принимается вновь 500-600 стандартов. Стандарты ИСО представляют собой тщательно отработанный вариант технических требований к продукции (услугам), что значительно облегчает обмен товарами, услугами и идеями между всеми странами мира. Во многом это объясняется ответственным отношением технических комитетов к достижению консенсуса по техническим вопросам, за что несут личную ответственность председатели ТК. Кроме принципа консенсуса при голосовании по проекту международного стандарта ИСО впредь намерена обеспечивать еще и обязательную прозрачность правил разработки стандартов, понятных для всех заинтересованных сторон.

Весьма широки деловые контакты ИСО: с ней поддерживают связь около 500 международных организаций, в том числе все специализированные агентства ООН, работающие в смежных направлениях.

ИСО поддерживает постоянные рабочие отношения с региональными организациями по стандартизации. Практически члены таких организаций одновременно являются членами ИСО. Поэтому при разработке региональных стандартов за основу принимается стандарт ИСО нередко еще на стадии проекта. Наиболее тесное сотрудничество поддерживается между ИСО и Европейским комитетом по стандартизации (СЕН).

Крупнейший партнер ИСО -- Международная электротехническая комиссия (МЭК). В целом эти три организации охватывают международной стандартизацией все области техники. Кроме того, они стабильно взаимодействуют в области информационных технологий и телекоммуникации.

Международные стандарты ИСО не имеют статуса обязательных для всех стран-участниц. Любая страна мира вправе применять или не применять их. Решение вопроса о применении международного стандарта ИСО связано в основном со степенью участия страны в международном разделении труда и состоянием ее внешней торговли. Стандрат ИСО в случае его использования вводится в национальную систему стандартизации в тех формах, которые описаны выше, а также может применяться в двух- и многосторонних торговых отношениях. В российской системе стандартизации нашли применение около половины международных стандартов ИСО.

Разработка проекта стандарта в технических органах ИСО всегда связана с необходимостью преодоления определенного давления представителей отдельных стран (нередко это крупнейшие производители и экспортеры товаров) по техническим требованиям и нормам, которые должны включаться в содержание будущего международного стандарта. Высшим достижением для национального комитета-члена является принятие национального стандарта в качестве международного. Однако следует учесть, что при планировании работ в ИСО для включения в программу стандартизации учитываются следующие критерии: влияние стандарта на расширение международной торговли, обеспечение безопасности людей, защита окружающей среды. На основе этих положений должно быть представлено веское обоснование предложения.

По своему содержанию стандарты ИСО отличаются тем, что лишь около 20% из них включают требования к конкретной продукции. Основная же масса нормативных документов касается требований безопасности, взаимозаменяемости, технической совместимости, методов испытаний продукции, а также других общих и методических вопросов. Таким образом, использование большинства международных стандартов ИСО предполагает, что конкретные технические требования к товару устанавливаются в договорных отношениях.

Перспективные задачи ИСО. ИСО определила свои задачи до конца столетия, выделив наиболее актуальные стратегические направления работ:

* установление более тесных связей деятельности организации с рынком, что прежде всего должно отражаться на выборе приоритетных разработок;

* снижение общих и временных затрат в результате повышения эффективности работы административного аппарата, лучшего использования человеческих ресурсов, оптимизации рабочего процесса, развития информационных технологий и телекоммуникаций;

* оказание эффективного содействия Всемирной торговой организации путем внедрения программы, ориентированной на постепенную переработку технических условий на поставку товаров в стандарты ИСО;

* стимулирование "сомоподдерживающих" элементов указанной выше программы: поощрение создания новых стандартов для промышленности, развитие взаимоотношений с ВТО на условиях оказания необходимой технической помощи. В частности, предполагается всячески способствовать включению требований к поставляемой продукции со стороны государств в международные стандарты ИСО, что должно положительно сказаться на признании оценки соответствия;

* забота о повышении качества деятельности по национальной стандартизации в развивающихся странах, где главное внимание уделяется выравниванию уровней стандартизации.

В дальнейшем ИСО планирует расширить сферу предоставляемых технических услуг. Ею определены три приоритетные возможности: содействие принятию широко используемых промышленных стандартов, разработанных за рамками ИСО, в качестве международных нормативных документов; выявление первоочередных потребностей в стандартизации, касающейся специальных областей; повышение гибкости планирования работ по созданию стандартов в ответ на изменяющиеся условия рынка и государств.

Кроме того, довольно быстро растущей областью международной стандартизации по прежнему остаются услуги, где все шире будут применяться стандарты ИСО серии 9000.

Правительства ряда крупных стран передают ответственность за разработку и внедрение стандартов, применяемых для правительственных закупок (особенно оборонными ведомствами), в частный сектор. В этой связи ИСО изучает возможности международной стандартизации в неправительственном секторе.

В перспективе будет возрастать значение сотрудничества ИСО, МЭК и СЕН, которое дополняет деятельность этих организаций и способствует осуществлению эффективных программ стандартизации в области информационных технологий и телекоммуникаций. Потребители рассматривают это сотрудничество как позитивное, способствующее эффективной работе трех главных организаций по международной стандартизации и в следующем столетии.

Углубление и расширение международного сотрудничества во всех областях человеческой деятельности обеспечило перевод работ по международной стандартизации на более высокий уровень. При этом качественно новый этап в области стандартизации на многосторонней основе характеризуется заметным количественным, структурным и функциональным ростом. Сегодня из 4,5 тысячи всех международных организаций рассмотрением вопросов, связанных со стандартизацией, занимаются более 400.

Начало международного сотрудничества в области стандартизации относится к 1921 г. В 1946 г. под эгидой ООН была создана Международная организация по стандартизации (ИСО) (International Standards Organization — ISO) — неправительственная организация, осуществляющая разработку международных стандартов и международное сотрудничество в области стандартизации со штаб-квартирой в Лондоне. В работе ИСО участвует более 120 стран. Главная цель ИСО — содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для упрощения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в сфере интеллектуальной, научно-технической и экономической деятельности. При этом в круг компетенции ИСО входят:

Принятие мер, направленных на упрощение, совершенствование методов согласования стандартов во всех областях их применения в мировом масштабе;

Разработка, принятие международных стандартов, их информационное обеспечение;

Организация внутренних информационных потоков;

Налаживание сотрудничества с другими международ-ными организациями для совместного решения смежных вопросов.

Высшим органом ИСО является Генеральная ассамблея. В период между сессиями Генеральной ассамблеи деятельностью организации руководит Совет во главе с президентом ИСО. Рассмотрением и подготовкой решений по конкретным вопросам занимаются постоянные и временные комитеты Совета. При Совете создано дополнительное бюро, которое руководит техническими комитетами ИСО. Проекты международных стандартов разрабатываются непосредственно рабочими группами, действующими в рамках технических комитетов.

Технические комитеты (ТК) подразделяются на общетехнические и комитеты, работающие в конкретных областях техники. Общетехнические ТК (в ИСО их насчитывается 26) решают общетехнические и межотраслевые задачи. К ним, например, относятся: ТК 12 «Единицы измерений», ТК 19 «Предпочтительные числа», ТК 37 «Терминология». Остальные ТК (около 140) действуют в конкретных областях техники (ТК 22 «Автомобили», ТК 39 «Станки» и др.). Технические комитеты, деятельность которых охватывает целую отрасль (химия, авиационная и космическая техника и др.), организуют подкомитеты (ПК) и рабочие группы (РГ).

В зависимости от степени заинтересованности каждый член ИСО определяет статус своего участия в работе каждого ТК. Членство может быть активным и в качестве наблюдателей. Проект международного стандарта (МС) считается принятым, если он одобрен большинством (75%) активных членов ТК.

В последнее время во всех развитых странах концентрируются усилия по разработке и внедрению на предприятиях современных систем качества. В ряде стран Западной Европы и в США введены национальные стандарты, определяющие параметры этих систем. В 1979 г. создан ТК 176 «Системы обеспечения качества», в задачи которого входят стандартизация и гармонизация основополагающих принципов систем обеспечения качества. В 1987 г. была опубликована первая версия четырех стандартов ИСО серии 9000, направленных на единообразный подход к решению вопросов качества продукции на предприятиях. Стандарты ИСО серии 9000 приняты в качестве национальных в различных модификациях в более чем 100 странах мира. Например, в США они известны с обозначением ANST/ASQC 090, в Японии - JIS 9000, в Англии — BS 5750, в Дании - DS/EN 29000, в Германии - DIN/ISO 9000, во Франции — NF X50.121. Во всех случаях содержание стандартов почти аналогично, и все они включают требования к системе качества компании как основное условие для достижения стабильного качества выпускаемой продукции.

Другими органами Совета ИСО являются Техническое бюро и шесть комитетов. Кратко рассмотрим деятельность Комитета по оценке соответствия продукции стандартам (КАСКО) и Комитета по вопросам потребления (КОПОЛКО).

В начале 1970-х гг. в связи с бурным развитием сертификации во всех странах мира создан КАСКО. Этому органу поручена выработка международных рекомендаций для стран по всем аспектам сертификации (организация испытательных центров в странах, требования, предъявляемые к ним, маркировка сертифицируемой продукции, требования к органам, осуществляющим руководство системами сертификации, и др.).

В задачи КОПОЛКО входит:

изучение путей содействия потребителям в получении максимального эффекта от стандартизации продукции, а также установление мер, которые необходимо предпринять для более широкого участия потребителей в национальной и международной стандартизации;

обобщение опыта участия потребителей в работах по стандартизации, применению стандартов на потребитель-скиетовары, по другим вопросам стандартизации, представляющим интерес для потребителей.

Работа ИСО в настоящее время осуществляется в рамках 185 ТК, 636 ПК, 1975 РГ. На начало 1995 г. за Российской Федерацией было закреплено ведение секретариатов 10 ТК, 31 ПК и 10 РГ В целом представительство России в рабочих органах ИСО значительно меньше Германии, Великобритании, США и Франции. Это обстоятельство не может не отражаться на лидерстве страны в разработке международных стандартов. К сожалению, в последние годы наблюдается резкое снижение роли России в деятельности ИСО и других международных организациях по стандартизации.

стандарты в области электротехники, радиоэлектроники, связи. Она была создана в 1906 г., т.е. задолго до образования ИСО. Разновременность образования и разная направленность МЭК и ИСО определили факт параллельного существования двух крупных международных организаций. С учетом общности задач ИСО и МЭК, а также возможности дублирования деятельности отдельных технических органов между этими организациями заключено соглашение по разграничению и координации сферы деятельности.

Наша страна является членом МЭК с 1922 г. Высший руководящий орган МЭК — Совет, в котором представлены все национальные комитеты. Бюджет МЭК, как и бюджет ИСО, складывается из взносов стран — членов этой организации и поступлений от продажи международных стандартов. Структура технических органов МЭК такая же, как и ИСО: технические комитеты, подкомитеты и рабочие группы. В МЭК функционируют 80 ТК, часть которых (как и в ИСО) разрабатывает МС общетехнического и межотраслевого характера, а другая — МС на конкретные виды продукции (бытовая радиоэлектронная аппаратура, трансформаторы, изделия электронной техники).

В работах по международной стандартизации участвуют другие организации. Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) широко известна своей деятельностью в области стандартизации требований безопасности механических транспортных средств. Правила ЕЭК ООН (их более 80) имеют статус международных стандартов и являются нормативной базой международной и отечественной систем обязательной сертификации автомобилей. ЕЭК ООН совместно с ИСО разработаны МС на универсальные правила по электронному обмену данными в управлении, торговле и на транспорте.

Международной торговой палатой проделана работа по унификации торговой документации. «Настольной книгой» специалистов внешней торговли являлся сборник «ИНКО-ТЕРМС» — Международные правила толкования торговых терминов.

В рамках Объединенного комитета экспертов действует Комиссия «Кодекс алиментариус». Этой комиссией разработано свыше 300 МС на пищевые продукты и несколько десятков сводов гигиенических правил. Европейское отделение комиссии определяет возможность использования пищевых добавок в пищевых продуктах (которые нам знакомы по обозначениям на упаковке — Е 103, Е 210 и т.д., где буква Е происходит от сокращения слова «Europe»).

В пределах своей компетенции в работах по стандартизации участвуют и другие международные организации — ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и пр.

К международным стандартам можно условно отнести стандарты международных профессиональных объединений производителей отдельных видов продукции (их свыше 40), например шерсти, текстиля, мяса и пр. Известна (с 1937 г.) деятельность Международного секретариата шерсти на базе компании «Вулмарк». Она выдает лицензии на применение знака «Вулмарк» тем изготовителям шерсти и изделий из нее, которые смогли подтвердить соответствие качества продукции нормативным требованиям Международного секретариата шерсти. При разработке национальных стандартов учитывают требования таких организаций, как Международная организация виноградарства и виноделия. Международная ассоциация производителей бутилированной воды и т.д.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28 февраля 2006 г. № 266-р принята Концепция развития национальной системы стандартизации до 2010 г. Документ предусматривает развитие в восьми направлениях в соответствии с общим принципом: стандартизация в условиях реформирования должна быть адекватной происходящим переменам и соответствовать международной практике.

Согласно положениям Концепции стандартизация носит рыночный характер, т.е. подчиняется основным рыночным законам и выходит на рынок со своим товаром — национальным стандартом. Разноплановые интересы участников системы предлагается свести в неправительственной организации

по стандартизации. Ее основная цель — обслуживание процесса разработки стандартов, причем предоставляемые услуги должны удовлетворять всех участников процесса, давая им равные шансы быть услышанными. Государство является одним из участников рынка и может при передаче функций по организации национальной системы стандартизации национальному органу оговорить свои интересы через соответствующее соглашение.

Важно, что Концепция четко позиционирует стандарты в общей схеме технического регулирования. На стадии разработки она была согласована с 27 министерствами, состоялось также ее публичное обсуждение. Все это говорит о том, что и государственные органы, и бизнес-сообщество признают значимость стандартов для экономики и социальной политики нашего государства.

Приоритетным направлением развития стандартизации сегодня является применение международных стандартов с целью устранения технических барьеров в торговле и обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции. Важнейшая задача здесь — гармонизация национальных стандартов с международными. Речь идет обо всем фонде государственных стандартов, который составляет более 25 тысяч документов. По уровню гармонизации стандартов мы сравнялись с Евросоюзом — это немногим более 40%. По отдельным видам продукции данный показатель варьируется: от 72—75% на автомототехнику до 20% по стандартам на различные виды продуктов питания. В этом смысле особое значение имеет задача сближения нормативно-правовой базы России с законодательством государств — членов ЕС, поскольку Россия готовится вступить во Всемирную торговую организацию. Вся работа по приведению отечественной законодательной базы и практики в соответствие с Соглашением с ВТО по техническим барьерам в торговле и санитарным и фитосанитарным мерам ведется согласно положениям Межведомственной программы мер по обеспечению выполнения требований указанных Соглашений. И Закон о техническом регулировании предусматривает необходимые для этого действия.

Национальный орган по стандартизации в соответствии с Законом о техническом регулировании представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

Основными задачами международного сотрудничества в области стандартизации являются:

— гармонизация системы стандартизации в Российской Федерации с международными, региональными, прогрессивными национальными системами стандартизации других стран;

— совершенствование фонда документов в области стандартизации, используемых в Российской Федерации, на основе применения международных, региональных и национальных стандартов других стран и максимального использования достижений научно-технического прогресса;

— гармонизация национальных стандартов РФ с международными, региональными стандартами и национальными стандартами других стран, в особенности с применяемыми для целей сертификации;

— повышение качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке;

— разработка международных и региональных стандартов на основе национальных стандартов РФ на новые конкурентоспособные виды продукции и технологии, в том числе созданные в результате двустороннего и многостороннего сотрудничества;

— улучшение нормативного обеспечения торгово-экономического и научно-технического сотрудничества Российской Федерации с другими странами и участие Российской Федерации в международном разделении труда;

— обеспечение защиты национальных интересов Российской Федерации при разработке международных и региональных стандартов;

— обеспечение единства измерений при взаимодействии с другими странами.

Международное сотрудничество Российской Федерации по линии международных организаций по стандартизации включает в себя непосредственное участие в работе этих организаций, в первую очередь в разработке международных и региональных стандартов, а также обеспечение их применения в национальной экономике и договорно-правовых отноше-ниях со странами-партнерами. Двустороннее или многостороннее сотрудничество по стандартизации включает работы по гармонизации с национальными стандартами, совместную разработку стандартов, проведение совместных научных исследований, обмен опытом и информацией, взаимные консультации, обучение кадров и др.

В соответствии с Законом о техническом регулировании, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации по стандартизации, то I применяются правила международного договора.

Региональное сотрудничество. Правительства государств — участников СНГ, отмечая международный характер стандартизации, метрологии и сертификации и признавая целесообразность проведения согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, оформили соглашение о проведении согласованной политики. При этом оговорено, что, обладая полной самостоятельностью в вопросах формирования и реализации систем стандартизации, метрологии и сертификации и организации работ в этой области признают действующие стандарты ГОСТ в качестве межгосударственных и сохраняют аббревиатуру ГОСТ за вновь вводимыми межгосударственными стандартами, предусматривая гармонизацию их требований с международными, региональными и передовыми национальными стандартами.

Стороны договорились проводить согласованную политику в области стандартизации, метрологии и сертификации по следующим направлениям:

Принятие общих правил проведения работ по стандартизации, метрологии и сертификации, представляющих межгосударственный интерес;

Установление единых обязательных требований к продукции и услугам, обеспечивающих их безопасность для жизни и здоровья человека, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость, а также единых методов испытаний;

Стандартизация общетехнических требований, представляющих межгосударственный интерес;

Информация и системы кодирования;

Установление единиц физических величин, допускаемых к применению в государствах — участниках Соглашения;

Ведение межгосударственной службы времени и частот, информационных фондов средств измерений, стандартных образцов и стандартных справочных данных;

Ведение и развитие эталонной базы и системы передачи размеров единиц физических величин;

Формирование, хранение и ведение фонда межгосударственных стандартов, международных, региональных и национальных стандартов других стран и обеспечение участников Соглашения этими стандартами. Ведение и хранение действующих отраслевых стандартов на важнейшие группы продукции, представляющих межгосударственный интерес;

Взаимное признание результатов государственных испытаний, метрологической аттестации, проверки и калибровки средств измерений;

Взаимное признание аккредитованных испытательных, поверочных, калибровочных и измерительных лабораторий (центров), органов по сертификации, сертификатов на продукцию и системы обеспечения качества;

Издание, переиздание, тиражирование и распространение межгосударственных стандартов, международных и региональных стандартов, других нормативных документов по стандартизации, метрологии и сертификации, представляющих межгосударственный интерес;

Координация программ подготовки и повышения квалификации кадров в области стандартизации, метрологии и сертификации;

Международное сотрудничество в области стандартизации, метрологии, сертификации и качества.

Стороны осуществляют финансирование общих программ и технических проектов в области стандартизации, метрологии и сертификации целевым направлением средств каждым участником программы или технического проекта.

Основанная в 1946 г., ИСО является международной федерацией национальных органов по стандартизации. В настоящее время организация включает около 150 членов, по одному от каждой страны. Миссия ИСО состоит в том, чтобы содействовать развитию стандартизации в мире, облегчить международный обмен товарами и услугами, достичь взаимного дружеского соглашения между государствами в интеллектуальной, научной, технической и экономической областях. Работа касается всех сфер стандартизации, кроме электрических и электронных технических стандартов, которые разрабатываются Международной электротехнической комиссией (МЭК). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. В последние годы ИСО уделяет много внимания стандартизации систем обеспечения качества. Кроме стандартизации, ИСО занимается проблемами сертификации.

Стандарты на пищевые продукты разрабатывает технический комитет TC 34. Сфера деятельности комитета — стандарты на пищевые продукты для человека и корма для животных, материалы растительного и животного происхождения. Стандарты относятся к терминологии, методам отбора проб, испытаний и анализа, спецификациям на продукты и требованиям к упаковке, хранению и транспортировке. Общее количество стандартов, опубликованных комитетом, превышает 600.

Рабочие органы в составе комитета специализируются на отдельных направлениях:

Генетически измененные организмы и продукция из них;

Системы управления безопасностью пищевых продуктов;

Система отслеживания в цепи поставки сельскохозяйственных продуктов;

Масличные семена и плоды;

Продукты из овощей и фруктов;

Хлебные злаки;

Молоко и молочная продукция;

Мясо, домашняя птица, рыба, яйца и продукция из них;

Пряности и приправы;

Микробиология;

Корма для животных;

Животные и растительные жиры и масла;

Сенсорный анализ;

Свежие, сухие и высушенные фрукты и овощи;

Производители в странах Европы все чаще обращаются в органы по стандартизации с просьбой принять добровольные стандарты безопасности, которые отвечали бы растущим требованиям потребителей. По инициативе Датской ассоциации стандартов в 2004 г. разработан новый международный стандарт ИСО 22000 «Системы менеджмента безопасности пищевых продуктов». Стандарт ИСО 22000 рассматривает аспекты безопасности и ориентирует изготовителей на разработку и внедрение системы менеджмента безопасности. Ранее техническим комитетом № 34 ИСО был разработан стандарт ИСО 15161 «Руководящие указания по применению стандарта ИСО 9001:2000 в пищевой промышленности и производстве напитков». Стандарт охватывает все аспекты качества и дает рекомендации, как интегрировать систему XACCП в систему менеджмента качества.

Основными задачами развития международных связей в области стандартизации являются повышение качества и конкурентоспособности отечественной продукции, обеспечение сотрудничества, с другими странами, участие в международном разделении труда.

Сотрудничество по международной стандартизации осуществляется по линии Международной организации по стандартизации (ИСО), Международной электротехнической комиссии (МЭК), Европейского комитета по стандартизации, (СЕН) и комитета по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК), а также других международных и региональных организаций.

Многие стандарты ИСО и МЭК (более половины) применяют в нашей стране без переработки, с полным или частичным учетом требований международных стандартов.

Международная организация по стандартизации (ИСО) была образована в 1946 г. на заседании ООН. Цель создания ИСО – содействие развитию стандартизации в странах для облегчения международной торговли, взаимопомощи, для расширения сотрудничества в интеллектуальной, научной, технической и экономической отраслях. Сегодня в работе ИСО участвуют около 90 стран, включая Россию.

Высшим органом ИСО является Генеральная ассамблея, а между сессиями ассамблеи работой руководит Совет ИСО, куда входят представители национальных организаций по стандартизации. В число органов ИСО входят также Техническое бюро с комитетами, технические комитеты и Центральный секретариат.

Техническое бюро разрабатывает рекомендации совету ИСО по вопросам организации технической деятельности ИСО и рассматривает предложения по созданию и роспуску технические комитетов. Последние подразделяются на общетехнические: например, «Единицы измерения», «Терминология», «Допуски и посадки» и др., и для конкретных областей технически: например, «Станки», «Автомобили» и др.

Комитеты Технического бюро: Комитет по оценке Соответствия (КАСКО) курирует вопросы сертификации (рекомендации по организации испытательных центров, маркировки продукции, системам сертификации и др.), Комитет по защите прав потребителей (КАПОЛКО), Комитет научно-технической информации (ИНФКО), Комитет по оказанию помощи развивающимися странам (ДЕВКО), Комитет по изучению научных принципов стандартизации (СТАКО).

Проекты международных стандартов разрабатываются рабочими группами на базе технических комитетов. Проект международного стандарта считается принятым, если за него проголосовало 75% так называемых, «активных» членов ИСО в техническом комитете.

Международная электротехническая комиссия (МЭК) создана в 1906 г. Задачи МЭК: разработка стандартов в области электротехники, связи, радиоэлектроники.

Высший орган МЭК – Совет, в котором представлены национальные комитеты стран (42 страны). Органы МЭК: технические комитеты, подкомитеты, рабочие группы.

Европейская организация по качеству (ЕОК). Создана в 1957 г. Цель ЕОК – разработка и пропаганда применения практических методов и теоретических принципов управления качеством продукции, процессов, услуг. Основная форма работы – конференции, семинары. Постоянные органы ЕОК – технические секции. Россия ведет два технических комитета: по стандартизации и управлению качеством и метрологическому обеспечению контроля качества.

Международная организация по стандартизации (далее – ИСО) была создана в 1946 году на заседании Комитета ООН по координации стандартов. В том же году на заседании Генеральной ассамблеи был принят Устав ИСО, который определил статус организации, ее структуру, функции основных органов и методы работы.

Генеральная ассамблея ИСО, состоявшаяся 14 октября 1946 года, приняла решение о том, что организация официально начнет свою деятельность после ратификации Устава и Правил процедур 15 национальными организациями по стандартизации. С 1970 года эта дата – 14 октября – отмечается как Всемирный день стандартов. Пятнадцатая ратификация поступила от Дании 23 февраля 1947 года (Международные и региональные организации по стандартизации и качеству продукции. – М.: Издательство стандартов, 1990). Эта дата считается днем основания ИСО. В 1997 году мировая общественность отметила полувековой юбилей ИСО.

Так как сокращенное название организации в разных языках могло образовывать разные аббревиатуры, было решено использовать во всех странах аббревиатуру ISO .

СССР был одним из основателей ИСО, активно участвовал в ее работе, являлся постоянным членом руководящих органов ИСО. Дважды (в 1961 – 1964 и в 1976 – 1979 годах) представитель Госстандарта СССР избирался Президентом ИСО. Правопреемником СССР (после его распада) в ИСО является Российская Федерация.

В соответствии с Уставом основными целями ИСО являются:

  • содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире (с целью облегчения международного обмена товарами и услугами);
  • развитие сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической деятельности.

Для достижения этих целей ИСО может:

  • принимать меры для облегчения гармонизации во всемирном масштабе стандартов и связанных с ними областей;
  • разрабатывать и публиковать международные стандарты;
  • организовывать обмен информацией о работе своих комитетов-членов и технических комитетов;
  • сотрудничать с другими международными организациями, заинтересованными в смежных вопросах.

Вопросы информационной технологии, микропроцессорной техники и другие являются объектами совместных разработок ИСО и Международной электротехнической комиссии (МЭК). ИСО много внимания уделяет стандартизации систем качества.

ИСО при публикации МС учитывает интересы заинтересованных сторон: производителей продукции (услуг), потребителей, правительственных кругов, научно-технических и общественных организаций.

Президент ИСО господин Mario Gilberio Corpopassi (Бразилия) в послании, произнесенном на церемонии инаугурации (1 января 2001 года) отметил:

"Значительные секторы мировой экономики, следуя за стремительным развитием мировой торговли, превратились в "глобальные", а электронная торговля в темпах своего распространения ничуть не отступает от темпов развития информационной технологии. Поскольку эти тенденции влияют на торговый баланс, на уровень жизни и благосостояние населения растущего числа стран, потребность в технических стандартах ощущается больше, чем когда-либо ранее, так как они облегчают обмен для всех, кто избрал для себя глобальный рынок со всеми его возможностями и проблемами. Границы между торговыми, культурными и техническими взаимными обменами все больше стираются, а потому страна, не способная пользоваться универсальным языком международных стандартов, не может рассчитывать на успех в будущем.

Признанное качество по конкурентной цене стало сегодня целью экономики. Поставщики товаров и услуг не могут вступить на новые рынки, привлечь и удержать потребителей, если они не рассматривают качество и производительность как стратегическую необходимость. Стандартизация, метрология, испытание, подтверждение соответствия стандартам и сертификация изделий входят в число ключевых инструментов, пользуясь которыми они могут добиваться своих целей… И здесь также основой для признанных во всем мире процедур соответствия и сертификации могут послужить действительно международные нормы. Конечной же целью является, безусловно, разработка единого стандарта, единой процедуры подтверждения соответствия и единой сертификации, признаваемой всеми. Работая в тесном сотрудничестве с другими международными организациями, в том числе с теми, которые принимают участие в Форуме "Деятельность в области стандартов в условиях глобального рынка" (SGM Forum), ИСО сможет играть свою роль на глобальном рынке и содействовать тому, чтобы процветание наступило во всех странах." (Послание нового президента ИСО.// Стандарты и качество. – 2001, № 2).

С 1970 года, как уже отмечалось, мировая общественность ежегодно 14 октября отмечает Всемирный день стандартов. Девиз каждого такого Дня, предлагаемый ИСО, направлен на то, чтобы привлечь внимание научно-технической общественности и национальных органов по стандартизации к глобальным проблемам мирового сообщества. В числе этих проблем – защита окружающей среды, обеспечение безопасности труда, развитие рынков как источников эффективных торговых отношений и повышения уровня жизни, управление информацией, использование стандартов изготовителями и потребителями, развитие сферы услуг, передвижение товаров, энергии и информации, а также устранение торговых барьеров в свободном передвижении товаров, работ и финансов.

По состоянию на 1 июля 2001 года в ИСО входит 140 стран-членов, из них 92 постоянных члена, 37 членов-корреспондентов и 11 членов-подписчиков (абонентов).

В работе ИСО принимают участие 187 технических комитетов, 552 подкомитета, 2100 рабочих групп и 19 специальных консультативных групп по изучению конкретных проблем.

Постоянными членами ИСО являются национальные органы по стандартизации, наиболее экономически развитых стран. Для этого вида членства установлена шкала ежегодных взносов в бюджет ИСО, которая составляется в зависимости от удельного веса каждой отдельной страны в мировой торговле и в производстве промышленной продукции. Постоянные члены имеют право участвовать в работе любого технического комитета ИСО, голосовать по проектам стандартов, быть избранными в состав Совета и участвовать на заседаниях Генеральной ассамблеи с правом голоса. Российскую Федерацию в качестве постоянного члена ИСО представляет Госстандарт России.

Члены-корреспонденты в счет уплаты незначительного взноса в бюджет ИСО имеют право получения комплекта всех издаваемых международных стандартов, а также других информационных изданий. Членами-корреспондентами являются национальные органы, занимающиеся стандартизацией, где нет комитетов-членов. На заседания ТК их представители направляются только в качестве наблюдателей.

Денежные фонды ИСО составляются из взносов стран-членов, от продажи стандартов и других изданий, а также из пожертвований.

Организационная структура ИСО приведена на рисунке.

Организационно в ИСО входят руководящие и рабочие технические органы.

Руководящие органы ИСО: Генеральная ассамблея (высший орган), Совет, Техническое руководящее бюро, Центральный секретариат.

Должностными лицами ИСО являются президент, два вице-президента, возглавляющие работу по вопросам политики и технического управления, казначей и генеральный секретарь Центрального секретариата ИСО.

Право голоса на Генеральной ассамблее ИСО предоставлено должностным лицам ИСО и представителям национальных организаций по стандартизации – постоянным членам ИСО. Каждый постоянный член имеет право представить не более трех делегатов. В качестве делегатов-наблюдателей на Генеральной Ассамблеи ИСО присутствуют представители организаций членов-корреспондентов и членов-подписчиков.

На Ассамблее заслушивается ежегодный отчет о деятельности организации, обсуждаются перспективные стратегические задачи, принимается ежегодный отчет о финансовой деятельности ИСО.

Генеральная ассамблея собирается один раз год. На ее сессиях выбирается президент ИСО.

В ходе проведения Генеральной ассамблеи организуется с участием ведущих специалистов промышленности обсуждение важнейших проблем и тенденций в международной стандартизации. Помимо регулярных сессий Генеральная ассамблея может собираться дополнительно по распоряжению президента или по просьбе девяти членов Совета или одной четверти всех постоянных членов ИСО.

Председателем Генеральной ассамблеи является президент ИСО.

В период между сессиями Генеральной ассамблеи руководство ИСО осуществляет Совет, во главе которого состоит президент или (по согласованию с президентом) вице-президент по вопросам политики.

Совет состоит из высших должностных лиц ИСО и 18 представителей постоянных членов, назначаемых или избираемых в соответствии с Правилами процедуры ИСО.

Совет собирается на свои заседания не реже одного раза в год. Совет решает вопросы деятельности ИСО, в частности, вопросы структуры технических органов, публикации международных стандартов. Совет назначает казначея, двенадцать членов Технического руководящего бюро и председателей консультативных комитетов (или комитетов стратегического развития). Рассматривает бюджет Центрального секретариата. В 2001 году истекает срок полномочий Госстандарта России в качестве члена Совета ИСО.

Генеральная Ассамблея может создавать консультативные комитеты, называемые комитетами стратегического развития. Они открыты для всех организаций, сотрудничающих с ИСО.

Совету подчиняются три консультативных комитета (комитета стратегического развития) ИСО:

  • КАСКО – Комитет по оценке соответствия (CASCO – Committee on conformity assessment);
  • КОПОЛКО – Комитет по защите интересов потребителей (COPOLCO – Committee on consumer policy);
  • ДЕВКО – Комитет по оказанию помощи развивающимся странам (DEVCO – Committee on developing country matters);

КАСКО – это Комитет по оценке соответствия.

В 1970 году 8-я сессия Генеральной ассамблеи ИСО приняла резолюцию о переходе на разработку международных стандартов вместо рекомендаций. Это способствовало коренному изменению отношения постоянных членов ИСО к международной стандартизации и расширению применения международных стандартов в национальной и внешнеторговой практике. Одновременно сессия приняла решение о создании Комитета по сертификации соответствия продукции международным стандартам (СЕРТИКО), с 1985 года переименованного в Комитет по оценке соответствия (КАСКО). Именно в этот период создаются национальные системы сертификации, сети независимых испытательных лабораторий (центров). С целью выработки единого подхода к решению вопросов сертификации с тем, чтобы различия в национальных системах сертификации не становились преградой на пути расширения торговли между странами, было решено поручить этому органу выработку международных рекомендаций для стран по всем аспектам сертификации. К этим аспектам относятся: организация испытательных центров в странах; требования, предъявляемые к ним; маркировка сертификационной продукции; требования, предъявляемые к органам, осуществляющим руководство системами сертификации, и др.

В работе комитета принимают участие представители 67 постоянных членов ИСО и 20 представителей членов-корреспондентов.

КАСКО:
  • занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг, процессов и систем качества требованиям стандартов;
  • разрабатывает руководства по испытаниям и оценке соответствия (сертификации) продукции, услуг, систем качества, подтверждению компетенции испытательных лабораторий и органов по сертификации;
  • содействует взаимному признанию и принятию национальных и региональных систем сертификации (подтверждения соответствия), а также использованию МС в области испытаний и подтверждения соответствия;
  • занимается вопросами создания общих требований к аудиторам по аккредитации испытательных лабораторий и оценке качества работы аккредитующих органов; взаимного признания сертификатов соответствия продукции и систем качества и другими.

КАСКО проводит работу по созданию руководящих документов ИСО в области гармонизации национальных систем сертификации по взаимному признанию результатов испытаний на двусторонней и многосторонней основе, созданию методологической базы для разработки и аккредитации национальных систем сертификации.

КАСКО совместно с Международной электротехнической комиссией (МЭК) подготовлены руководства по основным аспектам сертификации. Эти документы нашли широкое признание в странах – членах ИСО и МЭК. В ряде стран они положены в основу национальных систем сертификации, а на уровне регионального торгово-экономического сотрудничества используются в качестве базы для разработки соглашений по оценке соответствия взаимопоставляемой продукции.

В последнее время деятельность ИСО по оценке соответствия приобретает особую значимость.

Под воздействием деятельности Всемирной торговой организации оценка соответствия приобрела большую значимость и заслуженное признание. Это потребовало от КАСКО фундаментально предусмотреть направления будущей деятельности. Важным событием для КАСКО стало принятое Генеральной Ассамблеей ИСО решение о предоставлении этому комитету права на выпуск международных стандартов. Опираясь на новый статус, КАСКО активизировал свою деятельность.

КОПОЛКО (Комитет по защите интересов потребителей)

создан в 1978 году с целью стандартизации в области информации потребителей, т.е. обеспечения связи между ИСО и международными организациями потребителей и другими международными организациями, занимающимися вопросами, которые интересуют потребителей. В работе комитета принимают участие 38 представителей постоянных членов ИСО и 38 представителей членов-корреспондентов.

В задачи КОПОЛКО входят:

  • изучение вопросов содействия потребителям в получении максимального эффекта от стандартизации продукции, а также установление мер, которые необходимо предпринять для более широкого участия потребителей в рамках национальной и международной стандартизации;
  • разработка с позиции стандартизации рекомендаций, направленных на обеспечение информацией потребителей, защиту их интересов, а также разработка программ обучения потребителей вопросам стандартизации;
  • обобщение опыта участия потребителей в работах по стандартизации, применению стандартов на потребительские товары, по другим вопросам национальной и международной стандартизации, представляющим интерес для потребителей;
  • поддержание связей с различными органами ИСО, деятельность которых затрагивает интересы потребителей;
  • поддержание связей с экспертами по делам потребителей из других международных и национальных организаций, прежде всего из Международной организации потребительских союзов;
  • разработка политики в сфере личного потребления;
  • определение приоритетов международной стандартизации в интересах потребителей.

КОПОЛКО подготовил ряд документов по вопросам потребительских товаров, качеству товаров для потребителей, стандартным методам измерения эксплуатационных характеристик потребительских товаров.

В связи с созданием Генерального соглашения о торговле в сфере услуг ВТО особую актуальность в КОПОЛКО получила стандартизация в сфере услуг.

Одним из важнейших направлений в деятельности КОПОЛКО является разработка стандартов в области электронной торговли, поскольку глобальная торговля требует глобальной кооперации.

ДЕВКО (Комитет по оказанию помощи развивающимся странам)

создан в 1961 году. Его целью является организация и совершенствование деятельности национальных органов по стандартизации. В работе комитета принимают участие 71 представитель постоянных членов ИСО и 30 представителей стран-корреспондентов.

В основные функции ДЕВКО входят:

  • выявление потребностей и оказание помощи развивающимся странам по вопросам стандартизации и смежным областям (например, метрология, сертификация);
  • создание условий для широкого обсуждения всех аспектов стандартизации и деятельности в смежных областях в развивающихся странах и для обмена опытом между промышленно развитыми и развивающимися странами. Эта работа проводится в тесном сотрудничестве со специализированными агентствами ООН, другими международными организациями.

Главные направления работы ДЕВКО :

  • организация обсуждения вопросов стандартизации в развивающихся странах, создание условий для обмена опытом с развитыми странами;
  • подготовка специалистов по стандартизации на базе обучающих центров в развитых странах;
  • подготовка учебной литературы по стандартизации для развивающихся стран;
  • стимулирование развития двустороннего сотрудничества промышленно развитых и развивающихся стран в области стандартизации и метрологии.

Совет ИСО контролирует работу двух постоянных комиссий по финансовым и стратегическим вопросам.

Постоянная комиссия по финансам состоит из казначея и представителей шести постоянных членов, назначаемых Советом для двухлетнего срока полномочий. Комиссию возглавляет председатель, избираемый из членов комитета. Председатель Госстандарта России Г.П.Воронин является членом этого комитета с 2000 года.

В компетенцию комиссии входит уведомлять Генерального секретаря и Совет о финансовой деятельности организации, о решении вопросов, связанных с оценкой стоимости услуг, предоставляемых ИСО.

Постоянная комиссия по стратегическим вопросам состоит из представителей шести постоянных членов и председателей консультативных комитетов (комитетов стратегического развития), назначаемых Советом для двухлетнего срока полномочий. Комиссию возглавляет вице-президент по стратегическому развитию.

В компетенцию комиссии входит консультировать Совет по вопросам стратегического развития, пересматривать долгосрочные (трехлетние) стратегические планы, один раз в год отчитываться перед Советом о своей деятельности.

Для решения стратегических вопросов развития ИСО Президент с согласия Совета может учреждать специальные консультативные группы, состоящие, в частности, из представителей организаций по стандартизации, заинтересованных в решении той или иной проблемы. Члены таких групп приглашаются Президентом ИСО, как правило, скорее как личности, чем представители той организации. Рекомендации специальных консультативных групп докладываются Совету и носят рекомендательный характер.

Центральный секретариат ИСО действует как фактический секретариат Генеральной ассамблеи, Совета, консультативных комитетов стратегического развития и их вспомогательных органов, технического руководящего бюро и комитета по стандартным образцам (РЕМКО). В состав центрального секретариата входят: Генеральный секретарь, помощник генерального секретаря по административным и финансовым вопросам, помощник генерального секретаря по вопросам стратегического управления, руководители служб стандартизации, информационного центра ИСО/МЭК, руководитель программы для оказания помощи развивающимся странам, руководитель службы обработки информации (внутренняя служба ИСО), руководитель службы маркетинга и услуг.

Техническое руководящее бюро возглавляет вице-президент ИСО по технической политике, оно представлено двенадцатью представителями постоянных членов ИСО.

Техническое руководящее бюро отчитывается перед Советом по вопросам относительно организации, координации и стратегического планирования работ; исследует предложения о новых областях деятельности; занимается вопросами организации или роспуска технических комитетов и подкомитетов, назначает их председателей; контролирует взаимоотношения ИСО с МЭК, координирует работу с международными и региональными организациями по стандартизации и др.

Техническому руководящему бюро подчиняется РЕМКО – Комитет по стандартным образцам (REMCO – Committee on reference materials).

В работе РЕМКО принимают участие представители 28 постоянных членов ИСО и 34 представителя членов-корреспондентов.

Результатом работы РЕМКО является подготовка руководств для технических комитетов ИСО, которые в международных стандартах используют ссылки на стандартные образцы.

  • Руководство ИСО/МЭК 6 "Ссылки на стандартные образцы в международных стандартах";
  • Руководство ИСО/МЭК 30 "Термины и определения, относящиеся к стандартным образцам";
  • Руководство ИСО/МЭК 31 "Содержание свидетельств на стандартные образцы";
  • Руководство ИСО/МЭК 35 "Аттестация стандартных образцов. Общие и статистические принципы".

РЕМКО координирует деятельность ИСО по стандартным образцам с другими международными организациями, в том числе с МОЗМ – Международной организацией законодательной метрологии (OIML – International Organization of Legal Metrology , www . oiml . org).

Для решения вопросов координации, планирования и необходимости открытия новых направлений в основной, секторной и межсекторной деятельности Техническим руководящим бюро создаются технические консультативные группы (TAG – Technical advisory groups). В настоящее время это: TAG 1 – новые технологии в здравоохранении, TAG 4 – метрология, TAG 8 – строительство.

Техническая работа ИСО ведется в рамках технических комитетов (ТК). Решение о создании каждого ТК принимает Техническое руководящее бюро. Оно устанавливает область деятельности ТК, назначает его председателя. Программу работ в пределах своей компетенции определяет сам ТК.

ТК могут создавать подкомитеты (ПК), а также рабочие группы (РГ) и специальные группы по отдельным направлениям работ и изучению конкретных проблем.

Общее руководство техническими комитетами и подкомитетами ИСО осуществляет Техническое руководящее бюро.

При каждом ТК или ПК существует секретариат, закрепленный за одним из постоянных членов ИСО. Секретариат ТК назначается Техническим руководящим бюро, а секретариаты ПК и руководители РГ и специальных групп – соответствующим техническим комитетом.

Помимо этого, заинтересованные постоянные члены могут быть активными членами любого ТК (ПК) и наблюдателями. В первом случае они имеют статус члена "Р" (participating - участвующий), а во втором случае – статус члена "О" (observer - наблюдатель). В ИСО имеются ТК, решающие общетехнические и межотраслевые задачи (ТК 12 "Единицы измерений", ТК 19 "Предпочтительные числа", ТК 37 "Терминология" и другие) и ТК , работающие в конкретных областях техники (ТК 22 "Автомобили", ТК 39 "Станки" и др.). ТК, деятельность которых охватывает целую отрасль (химия, авиационная и космическая техника и др.), организуют подкомитеты (ПК).

Международные стандарты ИСО являются результатом соглашений между постоянными членами: если не менее 75 % проголосовавших постоянных членов одобрили присланный им на рассмотрение проект разработанного документа, он принимается к публикации в качестве МС – международного стандарта. До принятия к публикации стандарт проходит несколько стадий разработки: рабочий проект (WD), проект комитета (CD), проект (ПМС – DIS) и окончательный проект международного стандарта (ОПМС – FDIS). На 31 декабря 2002 года в ИСО было зарегистрировано 13700 международных стандартов.

Около 20 % МС включают требования к конкретной продукции.

Основная часть МС устанавливает требования безопасности продукции для жизни и здоровья людей, окружающей среды, требования взаимозаменяемости, технической совместимости, методы испытаний продукции, а также другие требования.

Важнейшими международными документами ИСО в области стандартизации являются разработки ТК 176 "Общее руководство качеством и обеспечение качества" – международные стандарты серии 9000. Они были впервые опубликованы в 1987 году, пересмотрены в 1994 году (второе издание). Стандарты серии 9000 находятся в постоянном развитии, в декабре 2000 года были опубликованы первые три стандарта третьего издания этой серии.

Эта серия стандартов превратилась в международный эталон требований к качеству для коммерческой деятельности и составляет основу 350 тыс. систем качества, сертифицированных в организациях государственного и частного сектора более 150 стран.

Более 20 технических комитетов ИСО разрабатывают стандарты, связанные с природой и климатом, а именно: стандарты систем экологического управления (ИСО серии 14000), стандарты, устанавливающие уровень качества воды и воздуха, уровень содержания выхлопных газов, а также методы их анализа. В стандартах серии 14000, разрабатываемых ИСО/ТК 207 "Управление окружающей средой", представлена модель сертификации системы управления окружающей средой; включение экологических аспектов в стандарты на продукцию; экологический аудит; экологические знаки и декларации; оценка характеристик экологичности и др.

Стандарты ИСО серий 9000 и 14000 приняты в 102 странах в качестве национальных стандартов.

Значительными достижениями ИСО являются: разработка Международной системы единиц измерения, принятие метрической системы резьбы, системы стандартных размеров и конструкции контейнеров для перевозки грузов всеми видами транспорта и другие.

Рабочие контакты с ИСО поддерживают более 500 международных организаций. Среди них все специализированные агентства ООН, работающие в тех же областях. Партнером ИСО в области международной стандартизации является МЭК – Международная электротехническая комиссия (IEC – International Electrotechnical Commission). Сферы деятельности этих организаций взаимно дополняют друг друга. ИСО и МЭК активно сотрудничают с МСЭ – Международным союзом электросвязи (ITU – International Telecommunication Union) по вопросам стандартизации в области информационных технологий и телекоммуникаций.

ИСО поддерживает деловые связи с региональными объединениями органов по стандартизации. Члены таких объединений являются и членами ИСО, поэтому общепринятой практикой является принятие стандартов ИСО за основу при разработке стандартов, отвечающих специфическим требованиям региона.

Официальные языки ИСО: английский, французский и русский.

Госстандарт России, как постоянный член ИСО, получает все вновь опубликованные стандарты. Полный массив этих стандартов на языке оригинала хранится в Федеральном фонде стандартов (Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Госстандарта России). Информация о новых поступлениях стандартов ИСО публикуется в информационном указателе "Государственные стандарты. Информационный указатель (ИУС) ".

С целью координации и создания каналов движения информации по стандартизации, как на международном, так и на национальном уровнях в рамках ИСО была создана единая информационная система – ИСОНЕТ (ISONET).

В ИСОНЕТ входят 85 национальных органов по стандартизации и 7 международных и региональных организаций, в т.ч. Информационный центр ИСО/МЭК, СЕН – Европейский комитет по стандартизации (CEN – European Committee for Standardization), КОПАНТ – Пан-американская комиссия по стандартам (COPANT – Pan American Standards Commission) и другие.

Каждый член ИСОНЕТ отвечает за распространение информации на своей территории или в пределах своей компетенции, являясь одновременно справочной службой для других членов ИСОНЕТ. Связи между информационными центрами ИСОНЕТ могут осуществляться с использованием различных средств связи (почта, телефон и т.п.), обмена данными на магнитных или оптических носителях, с использованием международных сетей передачи информации.

Осуществляется практика безвозмездного обмена каталогами и национальными стандартами между членами ИСОНЕТ. Это позволило сформировать в России значительную часть Федерального фонда стандартов общим объемом 300 тысяч иностранных документов.

Большой заслугой ИСОНЕТ явилось создание Международной классификации стандартов, которая направлена на достижение гармонизации представления информации. МКС – Международный классификатор стандартов (ICS – International classification for standards) предназначен для использования при построении каталогов, указателей, выборочных перечней, библиографических материалов, формировании баз данных по международным, региональным и национальным стандартам и другим нормативным документам по стандартизации, обеспечивая, таким образом, распространение этих документов на национальном, региональным и международном уровнях. Объектами классификации МКС являются стандарты и другие нормативные и технические документы по стандартизации.

На 1999 год 26 стран строили свои указатели стандартов на основе МКС и 28 стран применяли ее в указателях стандартов в качестве дополнительного средства поиска. В России на основе МКС в 1993 году принят Общероссийский классификатор стандартов (ОКС).

Одним из самых масштабных проектов ИСО явилось создание Международной сети служб стандартов (WSSN – World Standards Services Network , www . wssn . net). WSSN представляет собой Web -сервер, который виртуально объединил информационные ресурсы национальных, региональных и международных организаций по стандартизации, а также родственных по задачам организаций.

Проект создания WSSN , был подготовлен и реализован комитетом ИСО по информационным системам и услугам – ИНФКО (INFCO – ISO Committee on information systems and services). ИНФКО, созданный в 1967 году, занимался представлением Совету ИСО рекомендаций о методах сбора и распространения информации и формах пропаганды стандартизации, а также организации работы национальных фондов стандартов (Международные и региональные организации по стандартизации и качеству продукции. – М.:Издательство стандартов, 1990). С 2001 года ИНФКО прекратил свою деятельность. Вопросы, входящие в компетенцию ИНФКО, переданы в Центральный секретариат ИСО.

В настоящее время WSSN объединяет информационные ресурсы ИСО; МЭК; МСЭ; национальных организаций по стандартизации – членов ИСО, МЭК; региональных органов по стандартизации, сотрудничающих с ИСО, МЭК и МСЭ; международных и региональных организаций, сотрудничающих в области стандартизации, всего 134 организации.