Оон история создания и структура. Создание оон

Как ООН. Членами ее являются почти все страны мира, но мало кто знает, какие именно функциями она выполняет.

Структура ООН включает в себя 6 основных подразделений, работники которых занимаются теми или иными вопросами. Главная цель этой организации - поддержание безопасности и мира на нашей планете. Кроме этого, ООН способствует утверждению дружеских отношений между разными странами, благоприятствует развитию всестороннего сотрудничества (социального, экономического, гуманитарного, культурного). Возникшая в 1945г. система ООН работает для помощи людям Земли в самых разных областях и вопросах.

Главным учредительным документом этой организации является ее Устав. В нем перечисляются обязанности и права ее членов, позволяющие достигать общих целей.
Структура ООН предназначена для достижения повсеместного соблюдения всех прав народов и человека. Для осуществления деятельности организации каждая страна-участница отчисляет обязательные взносы. Основным принципом является то, что чем богаче страна, тем больше отчислений в бюджет ООН она производит. Так, по последним подсчетам, более 82% оплачивают 16 богатейших стран Земли. Эти деньги направляются в каждое подразделение ООН для осуществления им своих обязанностей и полномочий.

Структура ООН включает в себя такие основные органы, как Совет безопасности, Секретариат, Генеральную Ассамблею, Совет по опеке, Экономический и Социальный совет, Международный суд. Каждый из перечисленных органов занимается широким спектром вопросов, поэтому они имеют множество вспомогательных и консультативных органов.

Структура ООН настолько сложна, что список всех ее подразделений займет не одну страницу. Ниже приведены ведущие подразделения ее основных органов:

1. Совету безопасности подчиняются следующие вспомогательные органы:
- Комитет по санкциям;
- Компенсационная комиссия;
- Международные трибуналы;
- Военно-штабной комитет;
- Комитет по поддержанию мира;
- Контртеррористический комитет;
- Постоянные комитеты;
- Комитет 1540;
- Рабочие группы по вопросам детей и вооруженным конфликтам.

В Совете есть 5 постоянных (Китай, Россия, Великобритания, США, Франция) и 10 избираемых каждые 2 года членов. Он функционирует непрерывно. Каждый его член председательствует 1 месяц. Этот орган обладает широкими полномочиями в вопросах сохранения безопасности и мира. Резолюции Совета являются для всех стран обязательными. Заседания проводятся регулярно, а в случае необходимости созываются внеочередные.

2. включает в себя специализированные учреждения и органы:
- Почтовый союз;
- Группу Всемирного банка;
- метеорологии, интеллектуальной собственности, туризма);
- Международные организации (морская, гражданской авиации, валютного фонда, союза электросвязи, сельскохозяйственного развития);
- Организации по образованию, науке, культуре и промышленному развитию;
- Всемирная торговая, сельскохозяйственная и продовольственная организация;
- Международное агентство по вопросам атомной энергетики;
- Организации по запрещению химоружия и ядерных испытаний;
- Конвенции по правам инвалидов, по борьбе с опустыниванием, по изменениям климата;
- Фонды демократии и международного партнерства.

Глава Секретариата - Генеральный секретарь, которого избирают на 5 лет по рекомендациям Совета безопасности.

3. Генеральная Ассамблея включает следующие органы:
- Комитеты;
- Советы;
- Комиссии;
- Агентства;
- Рабочие группы.

На Генеральной Ассамблее страны-участницы представлены 1 голосом. Этот орган проводит ежегодные регулярные сессии и ведет работу со сложной структурой своих вспомогательных органов. На чрезвычайные сессии Ассамблея собирается за 24 часа.

4. В Совете по опеке состоят 5 членов. Он осуществляет надзор над несамоуправляющимися территориями.

5. Экономический и социальный Совет имеет такие комиссии:

По развитию и народонаселению;
- по наркотическим средствам;
- по положению женщин;
- по науке и технике;
- по устойчивому развитию;
- по преступности и правосудию;
- по социальному развитию;
- статистике.

В состав этого Совета входят и региональные экономические комиссии:

По Европе;
- по Азии и Тихому океану;
- по Западной Азии;
- по Латинской Америке;
- по Африке.

В состав этого Совета также входят различные комитеты, специальные и экспертные органы.
6. Международный суд состоит из избираемых на 9 лет 15 судей - представителей разных стран. Его полномочия обеспечивает Совет безопасности.

Структура ООН включает в себя и другие различные специализированные учреждения. В ее состав входят и Миротворческие силы.

История ООН в фактах и легендах


"Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе”

С этих слов начинается Устав Организации Объединенных Наций - структуры, создание которой называют одним из главных итогов Второй мировой войны.

Изначально именно предотвращение глобальных международных конфликтов является основной задачей ООН. Ее штаб-квартира не раз становилась ареной самых ожесточенных словесных баталий и скандальных поступков ради сохранения мира и спасения человеческих жизней.

История ООН в фактах и легендах, рассказанных дипломатами, – в спецпроекте ТАСС.

ДЕСЯТЬ ФАКТОВ ПРО ООН

Рожденная войной

Идея создания ООН возникла еще в самом начале Второй мировой войны. 14 августа 1941 года на борту военного корабля в Атлантическом океане близ о. Ньюфаундленд (Канада) президент США Франклин Рузвельт и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль подписали Атлантическую хартию - документ, декларирующий цели двух стран в войне против нацистской Германии и ее союзников, а также их видение послевоенного устройства мира. 24 сентября 1941 года к этой декларации присоединился СССР.

1">

1">

1 января 1942 года представители 26 союзных государств, воевавших против стран гитлеровской коалиции, заявили о поддержке Атлантической хартии, подписав Декларацию Объединенных Наций. В этом документе впервые было официально использовано название "Объединенные Нации", предложенное президентом Рузвельтом.

Идею образования новой организации поддерживали все, но имелись разногласия по вопросам ее структуры, задач и полномочий.

В итоге на Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании (Вячеслава Молотова, Корделла Хэлла и Энтони Идена) в конце октября 1943 года был подписан первый документ о создании международной организации в возможно короткие сроки. Во встрече также участвовал посол Китая в Москве Фу Бин-чан.

Чтобы попасть на конференцию, государственный секретарь США Корделл Хэлл совершил первый полет в своей жизни, а по возвращении из Москвы прямо в аэропорту его лично встречал президент Рузвельт.

Декларация от 1 января 1942 года, в которой впервые упоминается название "Объединенные Нации", предложенное президентом США Франклином Рузвельтом


Устав ООН и подозрительный Трумэн

Окончательная договоренность о создании ООН была достигнута в 1945 году в Ялте в ходе встречи руководителей трех стран антигитлеровской коалиции - Иосифа Сталина, Франклина Рузвельта и Уинстона Черчилля.

Было условлено, что в основу деятельности ООН будет положен принцип единогласия великих держав - постоянных членов Совета Безопасности, имеющих право вето.

Однако проблемы и разногласия между державами, задумавшими ООН, начались еще до принятия Устава организации. Позиция США претерпела серьезные изменения после смерти президента Рузвельта. Сменивший его Гарри Трумэн относился к СССР с большой подозрительностью.

Трумэну не нравились достигнутые в Ялте договоренности о принципе единогласия великих держав в Совете Безопасности, а также возможность использовать право вето. Согласно раскладу сил, который сформировался на тот момент в будущей международной организации, США обладали абсолютным большинством голосов в Совете Безопасности и Генеральной ассамблее. Мешало одно - право вето, которое получала Москва вместе с остальными членами СБ ООН. Трумэн надеялся изменить ситуацию на конференции в Сан-Франциско, где должен был обсуждаться Устав ООН.

Масла в огонь неприязни к коммунистическому режиму подливала информация от американского посла в Москве Аверелла Гарримана.

Из депеши Аверелла Гарримана

Более миллиона "голубых касок"

Деятельность ООН по поддержанию мира началась в 1948 году с учреждения органа по наблюдению за выполнением условий перемирия на Ближнем Востоке.

Первые чрезвычайные вооруженные силы ООН в составе 10 стран были созданы в 1956 году для наблюдения за отводом иностранных войск из зоны Суэцкого канала (Египет). Тогда же впервые были использованы голубые береты и каски, ставшие символом миротворцев.

С 1948 года ООН инициировала 71 операцию по поддержанию мира. В рядах несли службу более миллиона военных, полицейских и гражданских сотрудников. Более 3,3 тыс. миротворцев погибли.

Люди не ценят тех вещей, которые ООН достигла. Возможность межгосударственного конфликта сильно снизилась за 70 лет существования ООН. Да, у нас есть войны и очень отвратительные события. Была Корейская война, конфликт во Вьетнаме, противостояние между Индией и Пакистаном, были войны в 70-х годах в Южной Азии, войны в Африке. Но большой войны не случилось, и мы должны признать, что часть этой заслуги лежит на ООН

Сэр Джереми Гринсток, бывший постпред Великобритании при ООН (1998-2003), глава Ассоциации ООН в Соединенном Королевстве


Шесть "Нобелей" ООН

В 2001 году ООН получила Нобелевскую премию мира, хотя до этого отдельные направления ее деятельности отмечались такой наградой, и даже не один раз.

Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев было удостоено премии дважды - в 1954 и 1981 годах.

Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) - в 1965 году.

Международные силы ООН по поддержанию мира - в 1988 году.

В 1961 году Нобелевской премией мира был посмертно награжден генеральный секретарь ООН Даг Хаммершельд (Швеция).

РЕКОРДЫ, СКАНДАЛЫ И ЛЕГЕНДЫ


Трибуна ООН - а более высокой трибуны в мире пока нет - давала государствам возможность излагать свою точку зрения на события в международной жизни и тем самым ослаблять напряженность в их отношениях. Это позволяло общественному мнению в различных странах сопоставлять позиции основных противоборствующих сторон. В результате такого сопоставления та или иная держава подвергалась определенному международному давлению, с которым она не могла не считаться. Так было во время войны во Вьетнаме, так было во время войны в Афганистане, так было и в некоторых других случаях. И наконец, были все же международные конфликты, пусть не самые острые, которые удавалось решать непосредственно в ООН

Олег Трояновский, постпред СССР в ООН (1976-1986)

Сессии Генассамблеи ООН, открывающиеся ежегодно в конце сентября, всегда являются самым насыщенным и ярким дипломатическим событием года. В рамках форума проходят сотни встреч и выступлений. Интерес приковывают те из них, в которых участниками являются "закадычные враги" - как они поведут себя, находясь в одном помещении и слушая своих оппонентов. Выступления лидеров стран и высокопоставленных дипломатов нередко сопровождаются скандалами и экстравагантными поступками.

Рекордсменом среди глав государств по продолжительности речи с трибуны Генассамблеи до сих пор является кубинский лидер Фидель Кастро. В 1960 году он говорил 4 часа 29 минут, что стало поводом для попадания в Книгу рекордов Гиннесса.

Иногда политикам, выступавшим с трибуны ООН, становилось плохо. А ливийский лидер Муаммар Каддафи в ходе своей последней речи в ООН в сентябре 2009 года довел до обморока переводчика.

Он говорил почти два часа вместо отведенных регламентом 15 минут. В столь длительном выступлении ливийский лидер успел затронуть многие мировые проблемы, в том числе раскритиковал ООН. В частности, он заявил о необходимости перенести штаб-квартиру организации из США в другую страну.

Муаммар Каддафи, глава Ливии

Зачем вы едете в Америку, где вы все страдаете от перемены времени? Посмотрите на себя - вы все устали от долгого перелета через Атлантику. Необходимо найти для штаб-квартиры ООН другую страну, где, приехав на Генассамблею ООН, люди не будут такими уставшими... Зачем вы стремитесь в Америку? Это что - Ватикан, Иерусалим или Мекка?

Муаммар Каддафи, глава Ливии

1">

1">

{{$index + 1}}/{{countSlides}}

{{currentSlide + 1}}/{{countSlides}}

Одним из самых загадочных моментов, произошедших в ходе сессий Генассамблеи, является история с ботинком Никиты Хрущева. По одной из версий, ботинок соскочил с ноги Хрущева в толпе по дороге на заседание, и его принесли ему уже после начала выступлений. Кто-то утверждает, что Хрущев держал ботинок в руке в ходе заседания, кто-то отмечает, что ботинок лежал рядом на столе. Но так или иначе, в ходе выступления филиппинского делегата, который рассуждал об угрозе советского империализма, Хрущев вскочил с места и стал размахивать руками, чтобы привлечь внимание председателя сессии, а также стучал по столу в знак протеста. Ботинок просто оказался под рукой. Поговаривают, что за эту недипломатическую выходку советская делегация якобы была оштрафована ООН на 2 тысячи долларов, но штрафа так никогда и не выплатила, поскольку все документы, связанные с этим инцидентом, таинственным образом исчезли из ооновских файлов.

Был еще и другой эпизод, когда во время выступления на 15-й сессии Генассамблеи ООН Хрущев употребил известное выражение "кузькина мать", которое переводчик перевел буквально как "kusma"s mother", чем привел делегации в замешательство. Смысл фразы был совершенно непонятен, и от этого угроза приобрела зловещий характер. В дальнейшем "kusma"s mother" переводчики заменили на другую часто используемую Хрущевым в отношении Запада угрозу: "Мы вас похороним" ("we"ll bury you").


"Лучше красный, чем мертвый"

Одна из самых популярных историй, пересказываемая буквально всеми дипломатами, работавшими в ООН, связана с Олегом Трояновским.

Олег Трояновский, постпред СССР в ООН (1976-1986)

В зале Совета Безопасности два экстремиста, принадлежавших к какой-то маоистской группировке, перед началом заседания облили меня и заместителя постоянного представителя США Ван ден Хювеля красной краской. Когда я, переодевшись, появился перед ожидавшими меня журналистами, то, отвечая на их вопросы, сказал: "Better red than dead" ("Лучше быть красным, чем мертвым"). Эта фраза имела большой успех, так как в то время крайне правые в США провозгласили своим лозунгом слова "Better dead than red", то есть "Лучше быть мертвым, чем красным"

Олег Трояновский, постпред СССР в ООН (1976-1986)

На следующий день эта история попала во многие газеты и журналы как цитата дня. Также рассказывают, что руководство Секретариата ООН, пытаясь "сгладить" оплошность своей службы безопасности, оплатила советскому и американскому дипломатам покупку новых костюмов, рубашек, ботинок и т. д.

Тайная комната, или почему не расширяется СБ ООН

Рядом с залом заседаний Совбеза находится небольшая комната для совещаний. Там очень мало места, максимум там могут находиться три человека от каждой страны - постоянного члена СБ ООН. Планировался ремонт, и членов Совета Безопасности спросили, не хотят ли они расширить помещение за счет примыкающих к нему комнат.

Сергей Лавров, глава МИД РФ

Не хочу никого выдавать, но один из постоянных членов Совета Безопасности, посол (не мы) сказал: "Нет, ребята, давайте не будем сейчас эту стену передвигать, потому что как только мы ее передвинем, сразу появится искушение активнее продавливать расширение в Совете Безопасности. Потому что будет куда расширяться..."

Сергей Лавров, глава МИД РФ


Как спецслужбы проглядели ракету в саду ООН

"На территории штаб-квартиры ООН есть два архитектурных подарка Советского Союза – скульптура "Перекуем мечи на орала" Евгения Вучетича, установленная в 1959 году, и монумент Зураба Церетели "Добро побеждает зло", подаренный в 1990 году. Отлитый из бронзы, он изображает Георгия Победоносца, пронзающего копьем межконтинентальные ракеты: советскую СС-20 и американскую "Першинг", которые стали символом окончания холодной войны", - рассказал заместитель министра иностранных дел РФ Геннадий Гатилов, работавший в ООН в качестве первого заместителя постпреда РФ и старшего советника канцелярии генсека.

Легенда гласит, что Церетели с большим трудом удалось получить фрагменты советской СС-20, поскольку соответствующие ведомства отказывались пойти ему в этом навстречу, ссылаясь на секретность. Однако, когда положительное решение все же было принято, военные отдали скульптору не просто корпус, а чуть ли не оснащенную ракету. Когда памятник, ставший подарком ООН от правительства СССР, установили в ооновском саду, выяснилось, что в его основании лежат части ракеты с элементами секретной начинки. С большими трудностями удалось их демонтировать. В таком виде Георгий Победоносец до сих пор стоит в ооновском саду

Геннадий Гатилов, замминистра иностранных дел РФ


Гид по спальным местам в ООН

"Во второй половине девяностых годов послом Франции при ООН был известный дипломат Алан Дежами (Alain Dejammet). - рассказал бывший постпред Таджикистана при ООН, а ныне посол в КНР Рашид Алимов. - Он имел репутацию неразговорчивого, взвешенного дипломата, без ярко выраженного чувства юмора. Поэтому большим сюрпризом для многих стало появление в штаб-квартире ООН написанной им брошюры под интригующим названием Sleeping in the United Nations - о лучших местах в ООН, где можно поспать.

Автор "гида по спальным местам ООН" разделил места для сладкого сна во время длительных заседаний на пять категорий и присвоил им соответствующее число звезд: не рекомендующиеся, приемлемые, приятные, очень хорошие и исключительно хорошие. Со свойственной исследователю педантичностью он определил самые уютные, в основном темные, уголки и описал их комфортность, освещенность, отсутствие внешних раздражителей и шума, а также частоту использования. Все, кто познакомился с гидом, отдали должное объективности и остроумию Дежами: самым лучшим местом для спокойного сна он назвал скрытый от посторонних глаз частный офис Французской делегации в Секретариате ООН, а второе место по популярности отдал Библиотеке периодических изданий ООН, которая, по его словам, ”производит впечатление покинутого монастыря”.

Кто-то из моих коллег тогда заметил, что скорее всего французский посол за четыре года работы в ООН почерпнул эти знания и опыт, проводя "изнурительные сонные эксперименты" на себе. Справедливости ради стоит сказать, что ежегодно в ООН проходит до 7 тысяч заседаний, причем многие из них затягиваются до полуночи и выдержать столь изнурительный марафон дано не каждому

Рашид Алимов, посол Таджикистана в КНР

1">

1">

{{$index + 1}}/{{countSlides}}

{{currentSlide + 1}}/{{countSlides}}

БУДУЩЕЕ ООН

Помимо миротворческой деятельности, среди приоритетов деятельности ООН - работа по содействию соблюдения прав человека, охране окружающей среды; развитие Африки; борьба с болезнями и нищетой, наркоманией, терроризмом; охрана прав интеллектуальной собственности, оказание помощи беженцам, уничтожение ядерного, химического и обычного оружия.

; к этому дню Устав ООН был ратифицирован большинством подписавших его государств и вступил в силу.

Организация Объединенных Наций (ООН) - международная организация государств, созданная в целях поддержания и укрепления международного мира, безопасности, развития сотрудничества между странами.

Название Объединенные Нации, предложенное президентом Соединенных Штатов Франклином Рузвельтом, было впервые использовано в Декларации Объединенных Наций 1 января 1942 года, когда во время Второй мировой войны представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать совместную борьбу против стран нацистского блока.

Первые контуры ООН были очерчены на конференции в Вашингтоне в особняке "Думбартон‑Оукс". На двух сериях заседаний, проходивших с 21 сентября по 7 октября 1944 года, США, Великобритания, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях всемирной организации .

11 февраля 1945 года после встреч в Ялте лидеры США, Великобритании и СССР Франклин Рузвельт, Уинстон Черчилль и Иосиф Сталин заявили о своей решимости учредить "всеобщую международную организацию для поддержания мира и безопасности".

25 апреля 1945 года представители 50 стран собрались в Сан‑Франциско (США) на Конференции Объединенных Наций по созданию международной организации, чтобы разработать Устав ООН.

В Сан‑Франциско собрались делегаты стран, представляющих свыше 80% населения земного шара.

В Конференции участвовали 850 делегатов, а вместе с их советниками, штатом делегаций и секретариатом Конференции общее число лиц, принимавших участие в работе Конференции, достигало 3500. Кроме того, было свыше 2500 представителей прессы, радио и кинохроник, а также наблюдателей от различных обществ и организаций. Конференция в Сан‑Франциско была не только одним из самых важных в истории, но, по всей вероятности, и самым многочисленным из всех международных собраний, когда‑либо имевших место.

На повестке дня Конференции стояли предложения, выработанные представителями Китая, Советского Союза, Великобритании и Соединенных Штатов в "Думбартон‑Оуксе", на основе которых делегаты должны были выработать Устав, приемлемый для всех государств.

25 июня 1945 года Устав из 111 статей был единогласно принят. Он был подписан 26 июня 1945 года представителями 50 стран . Польша, не представленная на Конференции, подписала его позднее и стала 51‑м государством‑основателем.

В преамбуле Устава говорится о решимости народов Объединенных Наций "избавить грядущие поколения от бедствий войны".

В июле 2011 года 193‑м полноправным членом ООН .

Главные органы ООН :

Генеральная ассамблея ООН (ГА ООН) - главный совещательный орган, состоит из представителей всех государств‑членов ООН (каждое из них имеет 1 голос).

Совет Безопасности ООН действует постоянно. Согласно Уставу, несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Совет Безопасности играет ведущую роль в определении наличия угрозы миру или акта агрессии. Он призывает стороны в споре урегулировать его мирным путем, и рекомендует методы урегулирования или условия урегулирования. В некоторых случаях Совет Безопасности может прибегать к санкциям или даже санкционировать применение силы в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

Совет Безопасности состоит из пятнадцати членов Организации: пять постоянных членов с правом вето (Китай, Россия, Великобритания, США и Франция) и 10 непостоянных членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей на двухлетний срок.

Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) - учрежден Уставом ООН в качестве главного органа, отвечающего за координацию экономической, социальной и другой соответствующей деятельности ООН, а также специализированных учреждений и организаций.

Международный суд - главный судебный орган ООН, образованный в 1945 году, разрешает правовые споры между государствами с их согласия и дает консультативные заключения по правовым вопросам.

Секретариат ООН создан для обеспечения надлежащих условий деятельности организации.

Секретариат возглавляет главное административное должностное лицо ООН - генеральный секретарь ООН.

Генеральный секретарь назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Нынешним, восьмым по счету, генеральным секретарем является Пан Ги Мун, который приступил к исполнению своих обязанностей 1 января 2007 года.

ООН имеет ряд собственных специализированных учреждений - международных межправительственных организаций по экономическим, социальным и гуманитарным вопросам, связанных с ООН через ЭКОСОС международными соглашениями: Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Международный валютный фонд (МВФ), Международная организация труда (МОТ), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) и др.

Большинство членов ООН - участники специализированных учреждений ООН.

В общую систему ООН входят также автономные организации, такие как Всемирная торговая организация (ВТО) и Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).

Официальные языки ООН и ее организаций - английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский.

Штаб‑квартира ООН находится в Нью‑Йорке.

За более чем 60‑летнюю историю Организация Объединенных Наций, ее специализированные учреждения и персонал удостаивались Нобелевской премии мира десять раз. Одному из учреждений, Управлению Верховного комиссара ООН по делам беженцев, эта премия присуждалась дважды (1954, 1981). Норвежский комитет по присуждению нобелевских премий дважды удостаивал этой чести генеральных секретарей ООН - Дага Хаммаршельда (1961) и Кофи Аннана (2001). В 2001 году премия "За вклад в создание более организованного мира и укрепление мира во всем мире" присуждена совместно организации и ее генеральному секретарю.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Организация Объединенных Наций является центром решения проблем, с которыми сталкивается все человечество. Эта деятельность осуществляется совместными усилиями более 30 связанных с ней организаций, составляющих систему Организации Объединенных Наций. Изо дня в день Организация Объединенных Наций и другие организации ее системы ведут работу по содействию соблюдению прав человека, охране окружающей среды, борьбе с болезнями и сокращению масштабов нищеты.

Организация Объединенных Наций была создана 24 октября 1945 года пятьдесят одной страной, которые были преисполнены решимости сохранить мир посредством развития международного сотрудничества и обеспечения коллективной безопасности. На сегодняшний день членами Организации Объединенных Наций являются 191 страна, то есть почти все страны мира. Когда государства становятся членами Организации Объединенных Наций, они принимают на себя обязательства, изложенные в Уставе Организации Объединенных Наций, представляющем собой международный договор, в котором отражены основные принципы международных отношений.

Согласно Уставу, в своей деятельности Организация Объединенных Наций преследует четыре цели: поддерживать международный мир и безопасность, развивать дружественные отношения между нациями, осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем и в поощрении уважения к правам человека, а также быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

История Организации объединенных наций

Появление ООН было обусловлено целым рядом объективных факторов военно-стратегического, политического, экономического развития человеческого общества конца второго тысячелетия. Создание ООН явилось воплощением извечной мечты человечества о таком устройстве и организации международного общежития, которые избавили бы человечество от бесконечности череды войн и обеспечили бы мирные условия жизни народов, их поступательное продвижение по пути социально-экономического прогресса, процветания и развития, свободного от страха за будущее.

Начало обсуждению и разработке проблемы всеобщей организации труда и безопасности положили Атлантическая партия, подписанная Президентом США Ф.Д.Рузвельтом и премьер-министром Великобритании Гергелем 14 августа 1941г., и Декларация правительства СССР на межсоюзной конференции в Лондоне 24 сентября 1941г., в которой в первые была сформулирована чрезвычайно важная задача, стоявшая перед миролюбивыми государствами, а именно “определить пути и средства для организации международных отношений и послевоенного устройства мира”.

Первым межправительственным документом, принятым в годы Второй мировой войны, в котором выдвигалась идея создания новой международной организации безопасности, была Декларация Правительства Советского Союза и Правительство Польской Республики о дружбе и взаимопомощи, подписанная в Москве 4 декабря 1941г. В ней указывалось, что обеспечение может прочного и справедливого мире может быть достигнуто только новой организацией международных отношений, основанной не объединением демократических стран в прочный союз. При создании такой организации решающим моментом должно быть “уважение к международному праву, поддержанному коллективной вооруженной силой всех Союзных государств”.

1 января 1942г. В Вашингтоне была подписана Декларация Объединенных Нации 26 государств - участников антигитлеровской коалиции, в том числе СССР, о совместных усилиях в борьбе с гитлеровской Германией, фашисткой Италией и милитаристской Японией. Позднее название “объединенные нации” было предложено для новой организации Президентом США Р.Д. Рузвельтом и было официально использовано для Устава ООН.

По предложению правительства США в августе - сентябрь 1944 в Думбартон-Оксе, на окраине Вашингтона, состоялась конференция четырех держав - СССР, Великобритании, США и Китая, на которой был подписан согласованный текст итогового документа: “Предложение относительно создания Всеобщей международной организации безопасности”. Эти предложения послужили основой для выработки Устава ООН.

В ходе работы Конференции в Сан-Франциско 25 апреля 1945г. Был подготовлен текст Устава ООН, который был подписан 26 июня 1945г. Со дня вступления в силу Устава ООН 24 октября 1945г., когда на хранение Правительству США была сдана последняя 29-я ратификационная грамота СССР, официально отсчитывается начало существования ООН. По решению Генеральной Ассамблеи, принятому в 1947г. День вступления в силу Устава ООН был официально объявлен ”Днем Объединенных Наций”, который торжественно отмечается ежегодно в странах - членах ООН.

Устав ООН воплощает в себе демократические идеалы, что находит свое выражение, в частности, в том, что он утверждает веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправии мужчин и женщин, закрепляет равенство больших и малых народов. Устав ООН устанавливает в качестве своих основных целей поддержание международного мира и безопасности, улаживание мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, международных споров и ситуаций. Он определяет, что ООн основана на принципе суверенного равенства всех ее членов, что все члены добросовестно выполняют обязательства по Уставу, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из членства в Организации, что все члены должны разрешать путем и воздерживаться от угрозы силой или ее применения и что ООН имеет права на вмешательства в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства. В Уставе ООН подчеркивается открытый характер Организации, членами которой могут быть все миролюбивые государства.

Как функционирует ООН

Организация Объединенных Наций не является всемирным правительством и не принимает законов. Однако она предоставляет средства, которые помогают урегулировать международные конфликты и разрабатывать политику в вопросах, которые затрагивают всех нас. В Организации Объединенных Наций все государства-члены - большие и малые, богатые и бедные, придерживающиеся различных политических взглядов и социальных систем, - имеют право выразить свое мнение и принять участие в голосовании в рамках этого процесса.

В Организации Объединенных Наций имеется шесть главных органов. Пять из них - Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке и Секретариат - расположены в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. Шестой орган - Международный Суд - находится в Гааге, Нидерланды.

Генеральная Ассамблея ООН

Это орган, в котором представлены все государства - члены ООН. Генеральная Ассамблея наделена рядом весьма важных функций: полномочием рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие вооружений, а также обсуждать широкий круг проблем сотрудничества государств в политической, экономической, социальной, экологической, научно-технической и иных областях и выносить рекомендации по ним.

Генеральная Ассамблея проводит ежегодные регулярные сессии, которые в декабре каждого года лишь прерываются и продолжаются до начала следующей сессии. Пленарные заседания открываются во вторник после второго понедельника сентября. Созываются такие специальные (с1946 по 2000г. их было 24) и чрезвычайные специальные(с 1946 по 1999г. их было 10) сессии. Предварительная повестка дня очередной сессии составляется Генеральным секретарем и сообщается членам ООН не менее чем за 60 дней до открытия сессии.

Характерной особенностью деятельности Генеральной Ассамблеи в последние годы является то, что все большие значения в ее работе, да и работе всех органов ООН приобретает впервые примененный в 1964г. в Совете Безопасности и широко используемый в Генеральной Ассамблеи метод выработки и принятия резолюций на основе принципа согласования (консенсуса), т.е. достижения общего согласия без проведения голосования по соответствующему решению.

Резолюции Генеральной Ассамблеи не являются юридически обязательным для государств, но и не могут квалифицироваться как простые призывы или пожелания. Государства должны тщательно и добросовестно рассматривать резолюции Генеральной Ассамблеи.

Резолюции и декларации Генеральной Ассамблеи являются важнейшим эталоном формирования международного права. В ООН сложилось следующая практика разработки международно-правовых документов. Вначале принимается декларация по какому-либо вопросу (например, Всеобщая декларация прав человека), а затем на основе таких деклараций вырабатывались международные договоры и конвенции (два Международных акта о правах человека, Договор о нераспространении ядерного оружия и др.).

Генеральная Ассамблея является подлинно демократическим представительным органом суверенных государств. Каждый член Генеральной Ассамблеи независимо от размеров территории, численности населения, экономической и военной мощи имеет один голос. Решение Генеральной Ассамблеи по важным вопросам принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи.

В работе Генеральной Ассамблеи могут принимать участие государства - не члены ООН, имеющие постоянных наблюдателей при ООН (Ватикан, Швейцария) и не имеющие их. Кроме того, получили право участвовать в качестве наблюдателей Палестины и представители ряда международных организаций (специализированных учреждений ООН, ОАГ, ЛАГ, ОАЕ, ЕС, СНГ и др.).

Совет Безопасности состоит из 15 членов: пять членов Совета - постоянные (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), остальные десять членов (по терминологии Устава - “не постоянные”) избираются в Совет в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом.

Решение по процедурным вопросам в Совете Безопасности считаются принятыми, если за них поданы голоса не менее девяти любых членов Совета. Основной формой принимаемых Советом Безопасности рекомендаций является резолюция. Их принято за более чем полвека более 1300.

В ходе многолетней деятельности Совета Безопасности сложились вполне определенные методы и формы его реагирования и воздействия на те или иные события в мире. Одним из таких методов является осуждение Советом того или иного государства за совершенные им противоправные действия в нарушение целей и принципов Устава ООН. Например, Совет неоднократно осуждал в своих решениях ЮАР за проведение преступной политики апартеида. Нередко Совет Безопасности прибегал к такому методу, как констатация политического факта, того или иного сложившегося положения. Именно так определялась в многочисленных резолюциях Совета Безопасности обстановка на Юге Африки, созданная агрессивными действиями Претории против “прифронтовых ” африканских государств.

Наиболее часто используемым приемом - призывом к государствам, является способ улаживание конфликтов Советом Безопасности. Он неоднократно обращался с призывом прекратить военные действия, соблюдать прекращение огня, вывести войска и т.д. В ходе рассмотрения комплекса проблем югославского урегулирования, ирано-иракского конфликта, положение в Анголе, Грузии, в Таджикистане и вдоль Таджикско-афганской границы.

Совет Безопасности нередко исполнял и функции примирения сторон в спорах и конфликтах. С этой целью Совет назначал посредников, особенно часто поручал Генеральному секретарю или его представителю выполнить функции оказания добрых услуг, посредничества и примирения сторон. Эти функции использовались Советом при рассмотрении палестинского, кашмирского вопросов, положения в бывшей Югославии и др.

С 1948г. Совет Безопасности стал прибегать к такому методу, как направление групп военных наблюдателей и миссий наблюдения за выполнением требований о прекращении огня, условий соглашений Ио перемирии, политическом урегулировании и т.д. До 1973 г. военные наблюдатели комплектовались почти исключительно из числа граждан западных стран. Впервые в 1973г. советские офицеры - наблюдатели были включены в состав Органа по наблюдению за выполнением условий перемирия в Палестине (ОНВУП), который до сих пор осуществляет полезные функции на Ближнем Востоке. Мисси по наблюдению направлялись, кроме того, в Ливан (ЮНОГИЛ), Индию и Пакистан (ГВНООНИП), Уганду и Руанду (МНООНУР), Сальвадор (МНООС), Таджикистан (МНООНТ) и др.

Важной сферой деятельности Совета Безопасности является его взаимодействие с региональными организациями. Такое сотрудничество осуществляется в различных формах, в том числе путем проведения регулярных консультаций, оказания дипломатической поддержки, посредством которой та или иная региональная организация может принимать участие в миротворческой деятельности ООН (например, ОВСЕ в Албании), путем параллельного оперативного развертывания миротворческих миссий (например, миссия наблюдения ООН в Либерии (МНООНЛ) была развернута совместно с группой наблюдения (ЭКОМОГ) экологического сообщества западно-африканского государств(ЭКОВАС) в Либерии, а миссия ООН по наблюдению в Грузии (МООННГ) действует в сотрудничестве с миротворческими силами СНГ в Грузии) и путем совместных операций (например, Международная гражданская миссия ООН и ОАГ в Гаити (МГМГ).

Совет Безопасности играет важную роль в сфере раннего обнаружения и выявления зарождающихся конфликтов. В последние годы возникла насущная потребность в создании систем раннего предупреждения о возникновение очагов напряженности, опасности ядерной аварии, об экологических угрозах, массовых передвижениях населения, стихийных бедствиях, угроза голода и распространения болезней и эпидемий. Такого рода информацию можно было использовать для того, чтобы оценить, существует ли угроза миру, и проанализировать, какие действия могут быть предприняты Организацией Объединенных Наций для ее уменьшения и какие превентивные действия и меры могут быть приняты Советом Безопасности и другими органами ООН.

Одним из наиболее часто используемых Советом Безопасности инструментов является превентивная дипломатия. Превентивная дипломатия - это действие политического, дипломатического, международного, правового и иного характера, направленные на предупреждение возникновения споров и разногласий между сторонами, недопущения их перерастания в конфликты и ограничение масштабов конфликтов после их возникновения. Сотрудничая с Генеральным секретарем, Совет активно использовал средства превентивной дипломатии, обеспечивал условия для примирения, посредничества, добрых услуг, установлением и других превентивных действий.

Наиболее часто используемым инструментом, особенно в последнее время, являются операции по поддержанию мира (ОПМ), которых только по линии ООН было проведено с 1948г. свыше 50. Операция по поддержанию мира - совокупность предпринимаемых с согласия конфликтующих сторон взаимосвязанных по целям, задачам, месту и времени действий с участием беспристрастного военного, полицейского и гражданского персонала в поддержку усилий по стабилизации обстановки в районах потенциальных или существующих конфликтов, проводимых в соответствие с мандатом Совета Безопасности или региональных организаций и направленных на создание условий, способствующих политическому урегулированию конфликта, и поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

Совет Безопасности весьма часто, особенно в последние годы, использовал такой инструмент, как санкции - экономические, политические, дипломатические, финансовые и иные принудительные меры, не связанные с использованием вооруженных сил, осуществленные по решению Совета Безопасности С целью побудить соответствующее государство прекратить или воздержаться от действий. Представляющих собой угроз миру, нарушение мира или акт агрессии.

Для контроля за осуществлением санкций Советом был создан ряд вспомогательных органов, например Совет управляющих Компенсационной комиссии и Специальная комиссия по ситуации в отношениях между Ираком и Кувейтом, Комитеты по санкциям в отношении Югославии, Ливии, Сомали, Анголы, Гаити, Руанды, Либерии, Судана, Сьерра-Леоне и др. Результаты применения Советом против них санкций являются далеко не однозначным. Так, принятые Советом против расистского режима Южной Родезии экономические санкции содействовали в известной мере ликвидации расистского режима, достижению народом Зимбабве своей независимости, вступлению этой страны в 1980г. в члены ООН. Ценность санкций как средства урегулирования конфликтов наглядно проявилась и при урегулировании других конфликтов, например, в Анголе, Гаити, Южной Африке. Вместе с тем нельзя не признать, что в большинстве случаев применение санкций было сопряжено с целым рядом негативных последствий для населения и экономики стран - объектов санкций и оборачивалось огромным материальным и финансовым ущербом для соседних и третьих государств, соблюдающих решения Совета по санкциям.

Согласно Уставу ООН, Совет Безопасности должен функционировать непрерывно и осуществлять “быстрые и эффективные” действия от имени членов ООН. С этой целью каждый член Совета Безопасности должен всегда быть представлен в месте пребывания ООН. Согласно правилам процедуры, промежуток между заседанием Совета Безопасности не должен превышать 14 дней, хотя на практике это правило не всегда соблюдалось. В среднем Совет Безопасности проводили 77 официальных заседаний в год.

Экономический и Социальный Совет действует под общим руководством Генеральной Ассамблеи и координирует деятельность Организации Объединенных Наций и учреждений ее системы в экономической и социальной областях. Будучи главным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем и выработки рекомендаций в отношении политики в этих областях, Совет играет важную роль в укреплении международного сотрудничества в целях развития. Он также консультируется с неправительственными организациями (НПО), поддерживая тем самым жизненно важную связь между Организацией Объединенных Наций и гражданским обществом.

В состав Совета входят 54 члена, избираемых Генеральной Ассамблеей на три года. В течение года Совет периодически проводит заседания, собираясь в июле на свою основную сессию, в ходе которой на заседании высокого уровня обсуждаются важнейшие экономические, социальные и гуманитарные вопросы.

Вспомогательные органы Совета регулярно проводят свои заседания и отчитываются перед ним. Например, Комиссия по правам человека осуществляет контроль за соблюдением прав человека во всех странах мира. Другие органы занимаются вопросами социального развития, положения женщин, предупреждения преступности, борьбы с наркоманией и устойчивого развития. Пять региональных комиссий содействуют экономическому развитию и сотрудничеству в своих регионах.

Совет по Опеке был создан для обеспечения международного наблюдения за 11 подопечными территориями, находившимися под управлением семи государств-членов, а также для обеспечения того, чтобы их правительства предпринимали необходимые усилия для подготовки этих территорий к самоуправлению или независимости. К 1994 году все подопечные территории перешли к самоуправлению или стали независимыми либо в качестве самостоятельных государств, либо присоединившись к соседним независимым государствам. Последней перешла к самоуправлению подопечная территория Тихоокеанские острова (Палау), находившаяся под управлением Соединенных Штатов и ставшая 185-м государством - членом Организации Объединенных Наций.

Поскольку работа Совета по Опеке завершена, в его состав в настоящее время входят пять постоянных членов Совета Безопасности. В его правила процедуры были внесены соответствующие изменения, с тем чтобы он мог проводить свои заседания лишь в тех случаях, когда того могут потребовать обстоятельства.

Международный Суд

Международный Суд - известный так же, как Всемирный Суд - является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Его 15 судей избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности, которые проводят голосование независимо и одновременно. Международный Суд занимается урегулированием споров между государствами на основе добровольного участия заинтересованных государств. Если государство соглашается принять участие в судебном разбирательстве, то оно обязано подчиняться решению Суда. Суд также занимается подготовкой консультативных заключений для Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений.

Секретариат

Секретариат проводит оперативную и административную работу Организации Объединенных Наций в соответствии с указаниями Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности и других органов. Его возглавляет Генеральный секретарь, который обеспечивает общее административное руководство.

Секретариат состоит из департаментов и управлений, где работает около 7500 человек, должности которых финансируются за счет регулярного бюджета и которые представляют 170 стран мира. Помимо Центральных учреждений Организац ии Объединенных Наций, расположенных в Нью-Йорке, существуют отделения Организации Объединенных Наций в Женеве, Вене и Найроби и другие места службы.

Система Организации Объединенных Наций

Международный валютный фонд, Всемирный банк и 13 других независимых организаций, называемых «специализированными учреждениями», связаны с Организацией Объединенных Наций посредством соответствующих соглашений о сотрудничестве. Эти учреждения, включая Всемирную организацию здравоохранения и Международную организацию гражданской авиации, являются самостоятельными органами, созданными на основе межправительственных соглашений. На них возложен широкий диапазон международных функций в экономической, социальной и культурной областях, а также в сфере образования, здравоохранения и других. Некоторые из них, например Международная организация труда и Всемирный почтовый союз, старше самой Организации Объединенных Наций.

Кроме того, целый ряд управлений, программ и фондов Организации Объединенных Наций - таких, как Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ), Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) и Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), - занимается улучшением социального и экономического положения людей во всех регионах мира. Они подотчетны Генеральной Ассамблее или Экономическому и Социальному Совету.

Все эти организации имеют свои собственные руководящие органы, бюджеты и секретариаты. Вместе с Организацией Объединенных Наций они составляют единую семью, или систему Организации Объединенных Наций. Совместными усилиями они оказывают техническое содействие и предоставляют практическую помощь в иных формах практически во всех экономических и социальных областях.

Организация Объединенных Наций (ООН) - крупнейшая международная межправительственная организация универсального характера, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

История создания ООН

Впервые идея о том, чтобы организационно закрепить коллективные усилия союзных государств, направленные на обеспечение прочного и длительного мира, была выдвинута (в общем виде) в Декларации Правительства Советского Союза и Правительства Польской Республики о дружбе и взаимопомощи от 4 декабря 1941 г.

Московская конференция министров иностранных дел СССР, США и Великобритании приняла 30 октября 1943 г. Декларацию четырех государств (она была подписана также представителем Китая) по вопросу о всеобщей безопасности, в которой содержалось решение о создании новой международной организации. Это решение было подтверждено 1 декабря 1943 г. на Тегеранской конференции руководителей трех союзных держав — СССР, США и Великобритании.

На Конференции экспертов, состоявшейся в августе-сентябре 1944 года в Думбартон-Оксе (США), представителями СССР, США и Великобритании был выработан в основном проект устава будущей организации в виде «Предварительных предложений относительно создания всеобщей международной организации по поддержанию мира и безопасности». Позднее проект был одобрен и Китаем. На Конференции, однако, ряд вопросов (о порядке голосования в Совете Безопасности, судьбе подмандатных территорий, содержании Статута Международного Суда и др.) остался неурегулированным. Эти вопросы были решены на Крымской (Ялтинской) конференции руководителей трех союзных держав в феврале 1945 года.

На Конференции в Сан-Франциско, состоявшейся в апреле-июне 1945 года, Устав Организации был окончательно выработан и подписан 26 июня 1945 г. 50 государствами — первоначальными членами Организации. Польше, не участвовавшей в работе Конференции, было оставлено место (в алфавитном порядке) среди подписей первоначальных членов. Организация получила название Организации Объединенных Наций (ООН). Сам термин «Объединенные Нации» появился в период формирования антигитлеровской коалиции государств и нашел свое закрепление в Декларации Объединенных Наций (26 государств), подписанной в Вашингтоне 1 января 1942 г.

24 октября 1945 г. Устав ООН вступил в силу, и этот день стал ежегодно отмечаться как День Объединенных Наций.

Цели и принципы ООН

Согласно статье 1 Устава ООН, целями организации являются:

(i) поддерживать международный мир и безопасность и для этого принимать коллективные меры против нарушителей мира;

(ii) развивать дружественные отношения между всеми нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;

(iii) осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера;

(iv) быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

Для претворения указанных целей ООН действует в соответствии со следующими принципами:

(i) суверенного равенства членов ООН;

(ii) добросовестного выполнения ими обязательств по Уставу ООН;

(iii) разрешения международных споров мирными средствами; отказа от угрозы силой или ее применения в любых случаях, не совместимых с Уставом ООН;

(iv) невмешательства ООН во внутренние дела государств;

(v) оказания всемерной помощи ООН каждым ее членом в действиях, соответствующих Уставу ООН, и воздержания от помощи государствам, против которых ООН принимает превентивные или принудительные меры;

(vi) обеспечения Организацией такого положения, чтобы государства, не являющиеся ее членами, в случае необходимости действовали в соответствии с ее Уставом (ст. 2).

Членство в Организации

Членами ООН могут быть миролюбивые государства, которые примут на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, и которые, по мнению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять (ст. 4).

Прием новых членов ООН производится Генеральной Ассамблеей большинством в 2/3 голосов по рекомендации Совета Безопасности, с соблюдением принципа единогласия его постоянных членов. Поскольку ООН основана на принципе универсальности, так как цели и предмет ее деятельности представляют всеобщий интерес, любое миролюбивое государство независимо от его общественно-экономического строя может быть членом ООН.

В ст. 6 Устава предусматривается возможность исключения из ООН государств, систематически нарушающих этот акт, в ст. 5 — приостановление осуществления прав и привилегий члена ООН в отношении государств, против которых Советом Безопасности приняты меры превентивного или принудительного характера. Положения этих статей пока не применялись.

В связи с успехами национально-освободительного движения и возникновением на международной арене значительного числа суверенных государств резко возросло число членов ООН. Ныне в ООН входит 192 государства.

Органы Организации

Организационная структура ООН имеет свою специфику, которая заключается в том, что органы Организации делятся на два вида: главные и вспомогательные. Уставом предусмотрено шесть главных органов. Около 300 вспомогательных органов создано главными органами за время существования ООН.

Главные органы:

  • Генеральная Ассамблея,
  • Совет Безопасности,
  • Экономический и Социальный Совет,
  • Совет по Опеке,
  • Международный Суд,
  • Секретариат.

Хотя все эти органы относятся к одной категории — главных органов, они различны по своему значению и правовому положению.

Наиболее важны Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности.

Экономический и Социальный Совет и Совет по Опеке работают под руководством Генеральной Ассамблеи, представляя результаты своей деятельности на окончательное ее утверждение, однако это обстоятельство не меняет их статуса как главных органов.

Генеральная Ассамблея является единственным органом, в котором представлены все государства-члены. Каждое из них имеет равноправное положение независимо от его величины, мощи и значения. Генеральная Ассамблея обладает широкой компетенцией. Согласно ст. 10 Устава ООН, она может обсуждать любые вопросы, за исключением тех, которые находятся на рассмотрении Совета Безопасности.

Генеральная Ассамблея является высшим органом ООН в обеспечении международного сотрудничества государств в экономической, социальной, культурной и гуманитарной областях. Она поощряет прогрессивное развитие международного нрава и его кодификацию (ст. 13). Генеральная Ассамблея имеет ряд полномочий, связанных с внутренней жизнью ООН: избирает непостоянных членов Совета Безопасности, членов Экономического и Социального Совета, назначает Генерального секретаря (по рекомендации Совета Безопасности), избирает вместе с Советом Безопасности членов Международного Суда, утверждает бюджет ООН и контролирует финансовую деятельность Организации и др.

Что же касается полномочий Генеральной Ассамблеи по вопросам международного мира и безопасности, то они существенно ограничены в пользу Совета Безопасности. Генеральная Ассамблея рассматривает, прежде всего, общие принципы сотрудничества в поддержании международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений. Но любой вопрос, по которому необходимо предпринять действие военного или невоенного характера, передается Генеральной Ассамблеей Совету Безопасности (ст. 11).

У Генеральной Ассамблеи сессионный порядок работы. Она может проводить регулярные, специальные и чрезвычайные специальные сессии.

Ежегодная очередная сессия Ассамблеи открывается в третий вторник сентября и работает под руководством Председателя Генеральной Ассамблеи (или одного из его 21 заместителя) на пленарных заседаниях и в главных комитетах до полного исчерпания повестки дня.

По требованию Совета Безопасности или большинства членов Организации могут быть созваны специальные или чрезвычайные специальные сессии.

Каждый член ООН может направить на сессию делегацию, состоящую не более чем из пяти делегатов и пяти заместителей, а также необходимого числа советников, экспертов и т.д. Каждое государство имеет один голос.

Официальными и рабочими языками Генеральной Ассамблеи являются: английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский.

Работа каждой сессии Генеральной Ассамблеи проходит в форме пленарных заседаний и заседаний комитетов. Существует шесть главных комитетов:

  • Комитет по вопросам разоружения и международной безопасности (Первый комитет)
  • Комитет по экономическим и финансовым вопросам (Второй комитет)
  • Комитет по социальным, гуманитарным вопросам и вопросам культуры (Третий комитет)
  • Комитет по специальным политическим вопросам и проблемам деколонизации (Четвертый комитет)
  • Комитет по административным и бюджетным вопросам (Пятый комитет)
  • Комитет по правовым вопросам (Шестой комитет).

В главных комитетах представлены все члены ООН.

Также имеется Генеральный комитет и Комитет по проверке полномочий.

В состав Генерального комитета входят Председатель Генеральной Ассамблеи; заместители Председателя, председатели главных комитетов, которые избираются с учетом принципа справедливого географического представительства пяти регионов (районов): Азии, Африки, Латинской Америки, Западной Европы (включая Канаду, Австралию и Новую Зеландию) и Восточной Европы. Генеральный комитет — выносит рекомендации Ассамблее относительно утверждения повестки дня, распределения пунктов повестки дня и организации работы. Комитет по проверке полномочий представляет Ассамблее доклады о полномочиях представителей государств.

Решения Генеральной Ассамблеи по важным вопросам принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи. Эти вопросы включают рекомендации в отношении поддержания международного мира и безопасности, бюджетные вопросы, прием новых членов в Организацию и пр. Решения по другим вопросам принимаются простым большинством присутствующих и участвующих в голосовании (ст. 18 Устава).

Решения Генеральной Ассамблеи носят характер рекомендаций.

Решения, касающиеся организационных, административных и бюджетных вопросов, являются обязательными. В практике ООН эти постановления называются резолюциями.

Генеральная Ассамблея имеет ряд вспомогательных органов: Комиссию международного права, Комиссию по разоружению, Комитет по использованию космического пространства в мирных целях и др.

Совет Безопасности — важнейший орган ООН, состоящий из 15 членов: 5 из них постоянные члены — Россия, Великобритания, КНР, США и Франция и 10 — непостоянные, избираемые Генеральной Ассамблеей на двухгодичный срок (5 членов ежегодно) с учетом степени участия членов Организации в поддержании международного мира и безопасности и в достижении других целей Организации, а также в соответствии с принципом справедливого географического распределения. Установлю следующий план распределения десяти мест непостоянных членов между географическими районами мира: пять — от государств Африки и Азии, два — от государств Латинской Америки и района Карибского моря, два — от государств Западной Европы и других государств (имеются в виду Канада, Австралия и Новая Зеландия), одно - от государств Восточной Европы.

В последнее время активно обсуждается вопрос о реорганизации Совета Безопасности, в частности предлагается увеличить число членов Совета Безопасности, число постоянных его членов, изменить процедуру принятия решений.

На Совет Безопасности возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности (ст. 24 Устава). Он может принимать решения, обязательные для государств-членов (ст. 25).

Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и дает рекомендации или ре-шает, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности (ст. 39). Совет Безопасности, имеет право принимать решения о принудительных мерах в отношении государства, нарушившего мир или совершившего акт агрессии. Это меры как не связанные с использованием вооруженных сил (полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых телеграфных, радио или других средств сообщения, разрыв дипломатических отношений — ст. 41), так и связанные с использованием вооруженных сил, т.е. такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Эти действия могут включать демонстрации, блокаду и другие военные операции (ст. 42).

Применение принудительных мер — исключительная компетенция Совета Безопасности. Для применения принудительных мер с использова-нием вооруженных сил государства-члены обязуются предоставлять в распоряжение Совета Безопасности вооруженные силы (ст. 43). Уставом ООН для осуществления стратегического руководства вооруженными силами предусмотрено создание специального вспомогательного органа — Военно-штабного комитета, который должен состоять из начальников штабов постоянных членов Совета Безопасности (был образован в 1946).

На практике положения Устава, касающиеся формирования и использования вооруженных сил, долгое время, как правило, не соблюдались. Серьезные нарушения Устава ООН были допущены и при использовании вооруженных сил ООН в Корее в 1950 году, на Ближнем Востоке в 1956 году и в Конго в 1960 году.

Положение изменилось в 1990 году, когда в связи с агрессией Ирака против Кувейта пять постоянных членов Совета Безопасности проявили единство в отношении действий Совета против агрессора. Совет Безопасности принял резолюцию № 661 (1990) о введении экономических и финансовых санкций против Ирака, резолюцию № 670 (1990), предусматривающую дополнительные санкции, а также резолюцию № 678 (1990) об использовании всех необходимых средств для восстановления мира и безопасности в Персидском заливе.

В настоящее время вооруженные силы ООН находятся, в частности, на Кипре, на Ближнем Востоке, в Косово; группа военных наблюдателей — в Индии и Пакистане.

Помимо применения принудительных мер, в обязанности Совета Безопасности входит мирное разрешение межгосударственных споров. Согласно гл. VI Устава ООН, стороны, участвующие в споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего сами стараться разрешить этот спор с помощью соответствующих мирных средств (ст. 33), а в случае недостижения соглашения передать его в Совет Безопасности (ст. 37).

В соответствии со ст. 27 Устава ООН решения Совета Безопасности по вопросам процедуры считаются принятыми, когда за них поданы голоса любых девяти членов Совета Безопасности. Для принятия решений по вопросам существа необходимо большинство в девять голосов, включая пять голосов постоянных членов Совета (принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности). Поэтому если хотя бы один из пяти постоянных членов голосует против того или иного предложения по вопросу непроцедурного характера, предложение не может быть принято. Это так называемое «право вето». Воздержание от голосования одного или нескольких постоянных членов Совета Безопасности не препятствует принятию решения.

При принятии Советом Безопасности решений по вопросам мирного урегулирования споров по гл. VI Устава ООН необходимо девять голосов, включая голоса постоянных членов Совета Безопасности, но при этом государство, участвующее в споре, если оно входит в состав Совета, обязано воздержаться от голосования.

Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) осуществляет конкретные задачи в области международного экономического и социального сотрудничества и работает под руководством Генеральной Ассамблеи. ЭКОСОС предпринимает исследования по вопросам экономического и социального сотрудничества, составляет доклады о результатах исследований и дает по указанным вопросам рекомендации Генеральной Ассамблее и специализированным учреждениям. Он уполномочен также подготавливать проекты международных конвенций для представления их на утверждение Генеральной Ассамблее, созывать международные конференции по вопросам, входящим в его компетенцию, координировать деятельность специализированных учреждений, заключая с ними соглашения о сотрудничестве.

ЭКОСОС состоит из 54 членов, которыми являются государства, избираемые Генеральной Ассамблеей на три года с обновлением ежегодно одной трети. Выбывающий член Совета может быть переизбран на новый срок немедленно.

По традиции постоянные члены Совета Безопасности избираются в ЭКОСОС на каждый очередной срок. Выборы в Совет производятся в соответствии с принципом справедливого географического представительства: от Африки — 14 государств, от Азии — 11, от Латинской Америки — 10, от Западной Европы и других государств — 13, от Восточной Европы — 6.

Очередные сессии Совета проводятся два раза в год. Возможен созыв специальных сессий. Решения в Совете принимаются простым большинством голосов присутствующих и участвующих в голосовании членов.

Советом за время его деятельности было создано значительное число вспомогательных органов: сессионные комитеты (экономический, социальный и координационный); постоянные комитеты (Комитет по программе и координации, Комитет по неправительственным организациям и др.); функциональные комиссии и подкомиссии (статистическая, по народонаселению и развитию, по наркотическим средствам, по правам человека, по положению женщин, по предупреждению преступности и уголовному правосудию и др.). Особое место в системе Совета принадлежит региональным экономическим комиссиям.

Совет по Опеке под руководством Генеральной Ассамблеи должен был контролировать исполнение обязанностей, которые имели управляющие власти (государства) в отношении территорий, находившихся под опекой. Главные цели системы опеки заключались в содействии улучшению положения населения подопечных территорий и их прогрессивному развитию в направлении к самоуправлению или независимости.

Совет по Опеке состоит из пяти постоянных членов Совета Безопасности — Китая, Российской Федерации, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов и Франции. Цели системы опеки были достигнуты, когда все подопечные территории достигли самоуправления или независимости либо в качестве самостоятельных государств, либо посредством объединения с соседними независимыми странами.

Совет по опеке приостановил свою работу 1 ноября 1994 года после того, как последняя оставшаяся подопечная территория ООН, Палау, обрела 1 октября 1994 года независимость.

Посредством резолюции, принятой 25 мая 1994 года, Совет внес в свои правила процедуры поправки, предусматривающие отмену обязательства о проведении ежегодных заседаний, и согласился собираться по мере необходимости по своему решению или решению своего Председателя, или по просьбе большинства своих членов или Генеральной Ассамблеи, или Совета Безопасности.

Международный Суд — главный судебный орган ООН. Суд состоит из 15 постоянных независимых судей, избираемых Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей, действующих в личном качестве и не являющихся представителями государства. Суд выполняет две функции:

  1. рассматривает споры между государствами и
  2. дает консультативные заключения по юридическим вопросам органам ООН и ее специализированным учреждениям.

Секретариат состоит из Генерального секретаря и необходимого числа персонала.

Генеральный секретарь назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на пять лет с возможностью назначения на новый срок в том же порядке. Генеральный секретарь является главным административным должностным лицом Организации, осуществляющим руководство работой персонала Секретариата по обслуживанию органов ООН.

Функции Генерального секретаря весьма многообразны и имеют большое значение для деятельности ООН. Ежегодно Генеральный секретарь представляет Генеральной Ассамблее доклад о работе Организации. В качестве представителя ООН он участвует в работе международных конференций, созываемых под эгидой ООН.

Секретариат осуществляет техническое обеспечение работы сессий всех органов, опубликование и рассылку отчетов, хранение архивов, издание официальных документов Организации и информационных материалов. Он регистрирует и опубликовывает международные договоры, заключаемые членами ООН.

Персонал Секретариата делится на три категории:

  1. высшие административные должностные лица (Генеральный секретарь и его заместители);
  2. международные должностные лица класса специалистов;
  3. технический персонал (секретари, машинистки, курьеры).

Прием на службу производится на договорных началах, предусмотренных системой постоянных и срочных контрактов. Персонал подбирается Генеральным секретарем, согласно правилам, устанавливаемым Генеральной Ассамблеей. При подборе должен быть обеспечен высокий уровень работоспособности, компетентности и добросовестности сотрудников Секретариата. Подбор осуществляется на возможно более широкой географической основе. Обязанности Секретариата и его персонала носят международный характер.

Это означает, что ни Генеральный секретарь, ни другой сотрудник Секретариата не вправе запрашивать или получать указания от какого бы то ни было правительства или власти, посторонней для Организации. Международные должностные лица обладают привилегиями и иммунитетами функционального характера.

Штаб-квартира ООН расположена в Нью-Йорке. В Женеве находятся отделения Секретариата ООН.

Основные направления деятельности ООН

Можно выделить четыре основных направления деятельности ООН:

  1. поддержание международного мира и безопасности;
  2. развитие международного сотрудничества в социально-экономической области и в области защиты прав человека;
  3. борьба с колониализмом, расизмом и апартеидом;
  4. кодификация и прогрессивное развитие международно-го права.

Несмотря на то что период после Второй мировой войны до середины 80-х годов XX века был в основном периодом «холодной войны» и конфронтации государств двух социально-экономических систем, ООН удалось внести полезный вклад во всех указанных направлениях ее деятельности.

Исходя из того, что разоружение является важнейшим средством обеспечения международного мира и безопасности, ООН уделяет этим вопросам значительное внимание. Так, в 1978, 1982, 1988 годах по вопросам разоружения были проведены три специальные сессии Генеральной Ассамблеи. В соответствии с решением XXXI ее сессии в 1977 году была открыта для подписания Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду.

За 60-летний период своего существования ООН сыграла определенную положительную роль в решении целого ряда проблем международного экономического и социального сотрудничества. В этой области появилось много новых органов и расширилась их компетенция. Были образованы такие вспомогательные органы Генеральной Ассамблеи, имеющие структуру международных организаций, как ЮНКТАД, Программа развития

ООН (ПРООН), которые непосредственно связаны с экономическими потребностями и интересами развивающихся стран. В 1974 году состоялась 6-я специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН, посвященная вопросам перестройки международных экономических отношений. Эти же вопросы рассматривались и на XXIX очередной сессии Генеральной Ассамблеи. На сессиях были приняты два важных документа: Декларация об установлении нового международного экономического порядка и Хартия экономических прав и обязанностей государств.

Принятие 14 декабря 1960 г. по инициативе Советского Союза Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам стимулировало деятельность ООН в области деколонизации. Был учрежден новый орган — Специальный комитет по вопросам о ходе осуществления Декларации 1960 года, резко повысился удельный вес вопросов, связанных с ликвидацией колоний. Советом Безопасности были приняты решения о применении санкций в отношении колониальных и расистских режимов Юга Африки. В 1980 году в связи с 20-летием Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам отмечалось, что за этот период 59 подопечных и несамоуправляющихся территорий с населением 140 млн. человек обрели независимость.

Деятельность ООН в области кодификации и прогрессивного развития международного права осуществляется прежде всего с помощью вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи — Комиссии международного права, в задачу которой и входят кодификация и прогрессивное развитие международного права. Кроме того, в указанной нормативной деятельности участвует ряд других вспомогательных органов, например Совет по правам человека, Комитет по космосу, Комиссия по правам женщин, в том числе временные вспомогательные органы. Разработанные вспомогательными органами проекты международных договоров принимаются либо самой Генеральной Ассамблеей, либо созываемыми по ее решению конференциями.

Большой созидательный потенциал ООН, заложенный в ее Уставе, может быть использован в новом тысячелетии на благо всех народов, если в политике государств будут приобретать все большее влияние общечеловеческие ценности и интересы и если будет усиливаться стремление государств к поддержанию международного мира и безопасности.