Мораль и этика: основные понятия. Понятие и соотношение этики, морали и нравственности

Этика является одной из древнейших и увлекательнейших областей человеческого знания. Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «этос» (ethos), означавшего действия и поступки человека, подвластные ему самому, имеющие различные степени совершенства и предполагающие моральный выбор индивида. Первоначально, еще во времена Гомера, этос - жилище, постоянное местопребывание. Аристотель интерпретировал этос как добродетели человеческого характера (в отличие от добродетелей ума). Отсюда производное от этоса - этосный (ethicos - относящийся к нраву, темпераменту) и этика - наука, изучающая добродетели человеческого характера (мужество, умеренность, мудрость, справедливость). И поныне термином «этос» пользуются, когда необходимо выделить общечеловеческие нравственные устои, которые проявляются в исторических ситуациях, угрожающих существованию самой мировой цивилизации. И вместе с тем издревле этос (этос первоэлементов у Эмпедокла, этос человека у Гераклита) выражал то важное наблюдение, что обычаи и характеры людей возникают в процессе их совместного проживания.

В древнеримской культуре словом «мораль» обозначался широкий круг явлений и свойств человеческой жизни: нрав, обычай, характер, поведение, закон, предписание моды и т. д. Впоследствии от этого слова было образовано другое - moralis (букв. относящийся к характеру, обычаям) и позднее (уже в IV в. н. э.) термин moralitas (мораль). Следовательно, по этимологическому содержанию древнегреческое ethica и латинское moralitas совпадают.

В настоящее время слово «этика», сохранив свой первоначальный смысл, обозначает философскую науку, а под моралью понимаются те реальные явления и свойства человека, которые изучаются этой наукой. Так, основными сферами морали выступают культура поведения, семейно-бытовая мораль, трудовая нравственность. В свою очередь, структура этики как науки выражает исторически закрепившиеся за ней функции: определение границ нравственности в системе человеческой деятельности, теоретическое обоснование нравственности (ее генезиса, сущности, социальной роли), а также критически-ценностная оценка нравов (нормативная этика).

Русской первоосновой моральной тематики является слово «нрав» (характер, страсть, воля, расположение к чему-нибудь доброму или порочному). Впервые «нравственность» упоминается в «Словаре Академии Российской» как «сообразность свободных деяний с законом». Здесь же дается толкование нравоучению «часть любомудрия (философии. - И. К.), содержащая наставления, правила, руководствующие к добродетельной жизни, к обузданию страстей и к выполнению обязанностей и должностей человека».

Среди множества определений морали следует выделить то, которое имеет непосредственное отношение к рассматриваемому вопросу, а именно: мораль принадлежит миру культуры, входит в природу человека (изменчивую, самосозидаемую) и является общественным (неприродным) отношением между индивидами.

Итак, этика есть наука о морали (нравственности). Но поскольку мораль социально-исторически обусловлена, то следует говорить об исторических изменениях предмета этики. Сама этика зарождалась в процессе перехода от первобытного общества к ранним цивилизациям. Следовательно, этические знания являлись не продуктом человеческой цивилизации, а порождением еще более древних, первобытнообщинных отношений. В данном случае имеется в виду, скорее, нормативная этика, а не этика как философская наука. В рассматриваемый период мораль стала обособляться в качестве особой, относительно самостоятельной формы общественного сознания. Индивидуальное моральное сознание выражало рефлексию моральных норм, противостоящих реальным нравам древнегреческого общества. Можно привести некоторые из этих норм, приписываемые семи мудрецам: «Почитай старших» (Хилон), «Спеши угодить родителям» (Фалес), «Предпочитай старые законы, но свежую еду» (Периандр), «Мера - это лучшее» (Клеобул), «Своеволие следует тушить скорее, чем пожар» (Гераклит) и т. д. Этика зарождается по мере того, как конкретно-историческим ценностным установкам (применительно к той или иной исторической эпохе) придается абстрактная, всеобщая форма, которая выражает потребности функционирования раннеклассовых цивилизаций.

Следует отметить, что мораль изучает не только этика, но и педагогика, психология, социология, ряд других наук. Однако лишь для этики мораль оказывается единственным объектом исследования, придавая ей мировоззренческую интерпретацию и нормативные ориентиры. Вопросы о том, в чем заключается источник морали (в природе человека, космосе или социальных отношениях) и достижим ли нравственный идеал, трансформируются в третий, пожалуй, основной для этики вопрос: как и ради чего жить, к чему стремиться, что делать?

В истории этики эволюция объекта исследования прослеживается следующим образом. Античная этика характеризуется как учение о добродетелях, добродетельной (совершенной) личности. Здесь добродетель идентифицируется с каким-либо конкретным ее носителем (тем же героем мифов) и связывается, прежде всего, с такими нравственными качествами, как мужество, умеренность, мудрость, справедливость, щедрость и т. д.

Гуманисты итальянского Возрождения дополнили эти добродетели еще одной, в которой были объединены традиции античной и средневековой культуры, - добродетелью человеколюбия. К. Салютати (1331-1406) назвал эту добродетель humanitas; в ней сочетается идущее от Цицерона и Авла Геллия толкование humanitas как образованности, наставления в благородных искусствах и отношение к humanitas как к совокупности природных свойств человека в средние века. Humanitas, по Салютати, - это та добродетель, «которую также имеется обыкновение называть благожелательностью». Глава Флорентийской академии М. Фичино (1433-1499) определял humanitas в качестве главного морального свойства. Под влиянием humanitas как добродетели человеколюбия, полагал он, людям становится присуще стремление к единству. Чем больше человек любит равных себе, тем более он выражает сущность рода и доказывает, что он человек. И наоборот, если человек жесток, если он отстраняется от сущности рода и от общения с себе подобными, то он человек только по названию.

Христианская этика средневековья основное внимание уделяла изучению морали как объективного, внеличностного явления. За пределы личности были вынесены критерии различения добра и зла. С точки зрения христианской этики абсолютным источником нравственности является Бог. В нем человек находит причину, основание и цель своего бытия. Нормы морали возводятся в мировой закон, следуя которому человек, богоподобный по своей сущности, но в социально-природном измерении безнадежно греховный, способен преодолеть разрыв между своим назначением (быть подобным Богу) и повседневным бытием. К названным выше добродетелям христианская этика добавляет еще три новых - веру (в Бога), надежду (на его милость) и любовь (к Богу).

В этике нового времени новое звучание получило одно из древнейших нормативных требований, выражающее общечеловеческое содержание нравственности. В конце XVIII в. это требование получило название «золотого правила», которое формируется следующим образом: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». И. Кант дал более строгое выражение этого правила, представив его в виде так называемого категорического императива. Причем здесь следует обратить внимание на то, что тем самым Кант задает нравственности важную гуманистическую доминанту: «Поступай так, - пишет он в "Критике практического разума", - чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». Согласно Канту, категорический императив является всеобщим общеобязательным принципом, которым должны руководствоваться все люди независимо от их происхождения, положения и т.д.

Проследив эволюцию объекта этики, необходимо указать три функции этики: она описывает мораль, объясняет мораль и учит морали. Соответственно этим трем функциям этика подразделяется на эмпирически-описательную, философски-теоретическую и нормативную части.

Здесь необходимо отметить некоторые отличия нравственности от морали, хотя на уровне обыденного сознания эти понятия признают синонимами. По этому поводу имеется несколько точек зрения, не исключающих, а, наоборот, дополняющих друг друга, выявляющих некоторые нюансы. Если мораль понимается как форма общественного сознания, то к нравственности относятся практические поступки человека, обычаи, нравы. В несколько ином плане мораль выступает регулятором поведения человека посредством строго фиксированных норм, внешнего психологического воздействия и контроля, либо общественного мнения. Если соотнести нравственность с таким образом понимаемой моралью, она представляет собой сферу нравственной свободы личности, когда общечеловеческие и социальные императивы совпадают с внутренними мотивами. Нравственность оказывается областью самодеятельности и творчества человека, внутренней установкой творить добро.

Следует указать еще на одно толкование морали и нравственности. Первое - это выражение человечности (гуманности) в идеальной, завершенной форме, второе фиксирует исторически конкретную меру морали. В русском языке нравственное, отмечал В. И. Даль, есть то, что противоположно телесному, плотскому. Нравственный - относящийся к одной половине духовного быта; противоположное умственному, но составляющее общее с ним духовное начало. К умственному В. И. Даль относит истину и ложь, а к нравственному - добро и зло. Нравственный человек - это добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина. В.Г. Белинский возводил в ранг «основного закона нравственности» стремление человека к совершенству и достижение блаженства сообразно долгу.

Нравственная культура личности - это характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношениях с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию. Личность аккумулирует в своем сознании и поведении достижения нравственной культуры общества. Задача формирования нравственной культуры личности заключается в достижении оптимального сочетания традиций и новаций, в соединении конкретного опыта личности и всего богатства общественной морали. Элементами нравственной культуры личности являются культура этического мышления («способность морального суждения», умение пользоваться этическим знанием и различать добро и зло), культура чувств (доброжелательное отношение к людям, заинтересованное и искреннее сопереживание их горестей и радостей), культура поведения и этикет.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

В первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» - разные слова, но один термин. Со временем ситуация меняется. В процессе развития культуры, в частности, по мере выявления своеобразия этики как области знания за разными словами начинает закрепляться разный смысл: под этикой главным образом подразумевается соответствующая ветвь знания, наука, а под моралью (нравственностью) - изучаемый ею предмет. Существуют также различные попытки разведения понятий морали и нравственности.

Этической наукой исследуется происхождение морали и нравственности, определяется и обосновывается их роль в жизни общества, дается критический анализ существующих нравов и моральных регуляторов межличностных отношений.

Этика не только описывает реально существующие отношения между людьми, но и стремится создать идеал этих отношений, т.е. не только анализирует сущее, но и намечает очертания должного. Этика стремится к рациональному обоснованию моральных ценностей, хотя их рационализация неизбежно сталкивается с трудностями, поскольку эти ценности сопряжены не только с рассудком человека, но и с его чувствами, убеждениями, нравственной верой.

Мораль - важнейшая составляющая культуры, один из основных способов регуляции поведения человека. Она рассматривает те нравственные проблемы, которые неизбежно встают перед каждым человеком: в чем смысл жизни и смерти; в чем сущность добра и зла и каковы критерии их разграничения; как относиться к страданиям; как оценивать поступки людей - по намерениям или по результатам; каковы критерии справедливости; каково место любви в жизни человека; почему альтруизм предпочтительнее эгоизма; совместимы ли добро и польза и т.д.

1. Исследование понятий «этика» и «мораль»

1.1 Этика

Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер; так, в одном из фрагментов Гераклита говорится, что этос человека есть его божество. Такое изменение смысла поучительно: оно выражает связь между кругом общения человека и его характером. Отталкиваясь от слова «этос» в значении характера, Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера, темперамента человека, их также называют душевными качествами. Они отличаются, с одной стороны, от аффектов как свойств тела и, с другой стороны, от дианоэтических добродетелей как свойств ума. К примеру, страх - природный аффект, память - свойство ума, а умеренность, мужество, щедрость - свойства характера. Для обозначения совокупности этических добродетелей как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания как особой науки Аристотель ввел термин «этика».

Роль этики как науки в настоящее время очень велика: она должна проанализировать нравственное состояние общества, казать причины, вызвавшие это состояние, предложить решения, которые помогли бы обновить моральные ориентиры современного общества.

Этика - одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль. Этика возникает в период становления рабовладельческого строя, выделяясь из стихийно-обыденного морального сознания общества как одна из основных составных частей философии, как «практическая» наук о том, как должно поступать, в отличии от чисто теоретическом знании о сущем.

Нравственность, мораль - одна из важнейших форм регуляции поведения человека, межчеловеческих отношений. Иными словами, она является одной из форм общественной воли.

этика мораль нравственность темперамент

1.2 Мораль

Интересно, что понятие «мораль» является калькой понятия «этика». Латинское слово «мос» (mos) - смысловой аналог слова «этос». Во множественном числе «мос» звучит как «морэ» (mores).

Для точного перевода аристотелевского понятия этического с греческого языка на латинский Цицерон сконструировал термин «moralis» (моральный).

Мораль - самая древняя форма человеческого сознания, ее зачатки можно видеть уже в первобытном строе. Формировалась мораль в процессе труда, который всегда был явлением коллективным. Вся жизнь человека в первобытном обществе протекала на виду у коллектива. И каждый вид его деятельности оправдывался или осуждался коллективом, реакция которого на поведение каждого имела реальный характер, ибо власть большинства над отдельным человеком была безграничной.

Мораль первобытного общества, естественно, находилась на низком уровне развития, она оправдывала каннибализм (людоедство) и убийство стариков, кровную месть и, жестокие наказания.

С развитием общества и изменением его экономической и социальной культуры меняется и мораль. Коренную ломку нравственные отношения претерпели с переходом к классовому обществу. Если при первобытном строе нормы морали были одинаковы для всех членов общества, то с возникновением классов они стали выражать интересы того или, иного класса. Известно, что классы живут в разных условиях, занимают разное место в системе производства и распределения материальных благ, что порождает у них разные интересы и взгляды на окружающую действительность, на человеческое поведение. Каждый класс создаёт свою систему морали, ив обществе может быть одновременно столько моральных систем, сколько имеется в нем классов.

Мораль имеет и общечеловеческие элементы - требования, необходимые любому классу. Это так называемые «элементарные» нормы и правила человеческого общежития (вежливость, уважение к старшим, гостеприимство и др.). Совершенствуя эти нормы и правила, человечество передает их от поколения к поколению; от эпохи к эпохе.

Основными специфическими чертами морали являются:

1) императивность (или долженствовательность) (от лат. imperativ - повелевать) - свойство морали требовать определенного поведения, это указание на то, каким оно должно быть.

2) универсальность морального требования: мораль не дает человеку конкретных рекомендаций, как поступать ему в каждом конкретном случае, а формулирует свои требования универсально («делай добро», «возлюби ближнего своего как самого себя» и т.д.), т.е., сохраняя свою основу (форму), моральные требования проявляются всякий раз по-разному (содержание меняется) в зависимости от обстоятельств.

3) незаинтересованность морального мотива (непрагматичность моральной цели): моральным можно считать только такой поступок, который совершается бескорыстно, не требуя никакого материального вознаграждения (когда добро делается не ради пользы, а ради него самого). Это свойство морали создает человеку перспективу духовного развития, поднимая его в своих собственных глазах.

4) свободная причинность (детерминированность): выступая причиной человеческих поступков и ограничивая этим его свободу, мораль требует от человека свободного поведения (если поступок совершен не свободно, его нельзя признать моральным). Поэтому в морали человек подчинен только свободно избранному закону (в конечном счете, он сам себе закон). Свободно избранное добро, являющееся главной причиной поступка, освобождает человека от корысти, от страха, от условностей, от догм.

2. Соотношение понятий «этика» и «мораль»

Хорошо известно, что слова «этика» и «мораль» близки по смыслу, взаимозаменяемы и нередко взаимодополняемы. Другое дело - специализированный философский и научный контекст: надобность в ясном разграничении этики и морали обусловлена здесь не только общей установкой теоретического сознания на придание ключевым терминам по возможности более точного и индивидуального (не пересекающегося с другими терминами) значения, но еще и тем, что размытость смысловых границ между этими терминами скрывает за собой ряд нерешенных (а иногда и просто не выявленных) методологических проблем, накладывающих в конечном счете печать на всю конкретную проблематику соответствующей области исследований. Поэтому в данном случае уточнение терминов, т.е. некоторое упорядочение исследовательского инструментария, сопряжено также с формулированием и обоснованием определенного подхода к решению проблем более общего плана (знание - ценность, структура этики, специфика морали и др.).

Термин «этика» происходит от греч. etos (характер, темперамент, нрав), которое Аристотель использовал для обозначения особого класса человеческих качеств (этических добродетелей), изучением которых занимается специальная наука - этика.

Термин «мораль» по истории возникновения и по содержанию является латинским аналогом термина «этика»: произошел от лат. moralis (характер, нрав) и служил для обозначения моральных качеств человека, изучением которых, по мнению римского мыслителя Цицерона (IV в. н.э.), должна заниматься наука под названием «моральная философия».

Этимология понятий «этика» и «мораль» однотипна, что объясняет их взаимозаменяемость в обыденной речи. В ходе развития культуры они приобрели различные смысловые значения: этикой называют науку, предметом изучения которой является мораль.

У этих терминов - единые или, вернее, тесно переплетенные греко-латинские корни: латинское слово moralis является калькой с греческого прилагательного «этический». Тем не менее за формальной идентичностью рассматриваемых терминов уже с самого начала можно заметить некоторое - весьма существенное - различие в содержании и способе употребления рассматриваемых терминов. Это различие выражалось в том, что «этика» и «мораль» фактически использовались для отображения разных сторон той широкой и многоплановой области человеческого бытия, которая у греков и латинян именовалась соответственно «ethos» и «mos» («mores») и которая в русском языке ближе всего передается словами «нравы», «обычаи», «характеры» и т.п. Под «этикой» с момента ее появления (если брать за точку отсчета Аристотелевы «Этики») понималась особая специализированная, рационально-рефлексивная, мыслительная деятельность внутри (и по поводу) наличного «этоса», причем деятельность не просто познавательная (т.е. описывающая и объясняющая реальные нравы), но и критически-поучительная, - или ценностно-ориентированная, если использовать позднейшую терминологию; при этом использовались оценочные дихотомии типа «хорошее - дурное», «добродетельное - порочное», «справедливое - несправедливое» и пр. Собственно, и «мораль» изначально ассоциировалась с нормами, оценками, принципами, максимами, выражаемыми в указанных понятиях; однако если для «морали» эти специфические нормы, идеалы и пр., сформировавшиеся в структуре этоса и регулирующие в определенной мере человеческое поведение, составляли само ее тело, то «этика» сложилась именно как особая философская дисциплина, как практическая философия, она оперировала нормами и идеалами, выстраивала из них системы или кодексы, основанные на немногих общих принципах или источниках, и провозглашала эти системы в качестве различных, конкурирующих друг с другом жизненных программ.

Таким образом, первое (по времени и по существу) размежевание понятий этики и морали было связано с различением, с одной стороны, доктринально и (или) дисциплинарно оформленных жизнеучений (получивших имя этики), а с другой - совокупности особых регулятивных норм и принципов, составляющих содержание этических учений и (или) стихийно сложившихся и функционирующих в реальных социумах (т.е. всего того, что чаще всего и обозначается словом «мораль»).

Рассматривая соотношение этики и морали, необходимо предварительно уточнить понятие этики, так как одна часть того конгломерата, который принято называть этим словом, входит в состав самой морали, другая же составляющая есть знание (или наука) о феномене морали. То обстоятельство, что исторически сложившаяся этика включает в себя указанные две части, находит выражение в современных определениях этики, фиксирующих ее двойственный статус в качестве «практической философии» и «науки о морали».

Имеются и другие теоретические ракурсы, в которых могут быть сопоставлены этика и мораль. Так, в англо-американской однотомной энциклопедии по этике в специальной статье, посвященной рассматриваемому вопросу, различие между этикой и моралью усматривается в том, что первая включает в себя всеобщие, фундаментальные, неизменные принципы, выражающие важнейшие ценности и убеждения личности и общества, тогда как вторая содержит более специфические и изменчивые правила, через которые реализуются эти общие принципы.

Более глубокая трактовка соотношения этики и морали дана в другой англоязычной энциклопедии, где также помещена статья на эту тему. В статье утверждается, что «этика является более широким понятием» по сравнению с моралью и «включает многое из того, чего нет в морали». В этом смысле «этика (особенно античная) образует альтернативу по отношению к морали: у нее отсутствуют характерные узкие признаки морали, хотя она все же затрагивает моральную проблематику, а именно - как мы должны жить и что должны делать».

Смысл данного утверждения состоит в том, что исторические пути этики и морали со временем разошлись: под «этикой» (если оставить в стороне ее упомянутые выше дополнительные функции описания и объяснения морального феномена) по-прежнему понимается практическая философия, жизнеучение, т.е. проповедь и защита определенных позитивных ценностей, обозначаемых словами «добро», «долг», «счастье», «любовь» и пр.; понятие же морали сузилось и специфицировалось, так что отнюдь не все «доброе» и «должное» имеет статус морально доброго и должного.

Иными словами, то или иное этическое учение по своей ценностной направленности может и не быть моральным, в нем могут быть декларированы какие-либо внеморальные ценности, в том числе и те, которые противоречат общепринятым моральным нормам.

Сохранившаяся в современном языке философии и науки чрезмерная содержательная близость понятий «этика» и «мораль», проявляющаяся, в частности, в том, что «этика» почти всегда определяется через «мораль», приводит, с одной стороны, к неоправданному сужению предмета этики, а с другой - к столь же неоправданной расширительной трактовке морали, к размыванию ее специфики.

Заключение

В заключении контрольной работы, можно отметить, что этика представляет собой одну из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль.

Этика возникла в период становления рабовладельческого строя, выделяясь из стихийно-обыденного морального сознания общества как одна из основных составных частей философии, как «практическая» наук о том, как должно поступать, в отличии от чисто теоретическом знании о сущем.

Мораль представляет собой совокупность норм, ценностей, идеалов, установок, которые регулируют человеческое поведение и являются важнейшими составляющими культуры.

С развитием общества и изменением его экономической и социальной культуры меняется и мораль. Коренную ломку нравственные отношения претерпели с переходом к классовому обществу. Если при первобытном строе нормы морали были одинаковы для всех членов общества, то с возникновением классов они стали выражать интересы того или, иного класса.

В вопросе о соотношении понятий «этика» и «мораль» можно отметить следующие: этика и мораль близки по смыслу, взаимозаменяемы и нередко взаимодополняемы; имеют тесно переплетенные греко-латинские корни.

Но за формальной идентичностью данных терминов можно заметить весьма существенное различие, выражаемое в том, что «этика» и «мораль» фактически использовались для отображения разных сторон области человеческого бытия.

Исторические пути этики и морали со временем разошлись: под «этикой» понимается проповедь и защита определенных позитивных ценностей, обозначаемых словами «добро», «долг», «счастье», «любовь» и т.д., а понятие морали сузилось, так что не все «доброе» и «должное» имеет статус морально доброго и должного.

Список литературы

1) Апресян Р.Г., Гусейнов А.А. Этика: Учебник. - М.: Гардарика, 1998. - 472 с.

2) Гусейнов А.А., Дубко Е.Л. Этика: Учебник. - М.: Гардарики, 1999. - 496 с.

3) Кругляницо Т.Ф. Этика. Экспериментальное учебное пособие. - М.: Издательский центр АЗ, 1997. - 96 с.

4) Кузьменко Г.Н. Этика: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, Изд-во «Весь мир», 2002. - 144 с.

5) Максимов Л.В. Этика и мораль: соотношение понятий // Этическая мысль. Вып. 4. М.: ИФРАН, 2003.

6) Стрежнева Т.В. Учебно-методическое пособие по курсу «Этика». - Мн.: МИТСО, 2003. - 80 с.

7) Фролов И. Т, Философский словарь. - 5-е изд. - М.: Политиздат, 1987. - 590 с.

Подобные документы

    Этика - наука, изучающая нравственность и мораль – понятия близкие по значению, однако не являющиеся синонимами и имеющие различные значения, функции и выполняют отличные друг от друга задачи. Соотношение понятий "этика", "мораль", "нравственность".

    реферат , добавлен 20.05.2008

    Предмет изучения этики. Происхождение и содержание понятий "этика", "мораль", "нравственность". Структура этического знания. Взаимосвязь этики с другими науками, изучающими мораль. Этические идеи Древнего мира. История этической мысли в Украине.

    шпаргалка , добавлен 06.12.2009

    Особенности происхождения и соотношения понятий этики, морали, нравственности. Предмет и особенности этики как науки. Сущность и структура морали, ее происхождение. Исторические типы нравственности. Основные функции морали. Понятие морального подсознания.

    презентация , добавлен 03.07.2014

    Этика, мораль и нравственность. Моральное измерение личности и общества. Особенности функционирования морали. Ненасилие как категорический моральный запрет. Единство морали и многообразие нравов. Парадокс моральной оценки и морального поведения.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2008

    Этика и мораль в мире. Общественное мнение и на уровне сознания. Классическая этика и свидетельства морального сознания. Переход от преимущественной апологии морали к ее преимущественной критике. Абсолютизм и антинормативизм в их современных вариантах.

    реферат , добавлен 06.05.2009

    Сущность таких фундаментальных понятий как "этика","мораль", "нравственность". Норма-элементарная клеточка нравственности. Моральные принципы и их роль в руководстве нравственным поведением человека. Идеалы и ценности: верхний ярус морального сознания.

    контрольная работа , добавлен 20.12.2007

    Этика как философская наука, объектом изучения которой является мораль. Три категории наук по Аристотелю. Углубление и изменение представлений о нравственном идеале человека. Нравственность как субъективное состояние.

    контрольная работа , добавлен 13.06.2007

    Происхождение терминов "этика", "мораль", "нравственность". Особенности этических учений античной эпохи. Мораль как сфера общественной жизни. Развитие норм человеческого поведения в процессе развития общества. Духовная и практическая стороны морали.

    реферат , добавлен 07.12.2009

    Профессиональная этика как прикладная, специализированная часть этики. Соотношение понятий "этики", "мораль", "нравственность". Роль и место профессиональной этики в формировании мировоззрения и ценностных установок сотрудников правоохранительных органов.

    контрольная работа , добавлен 28.08.2009

    Этика как учением о морали, о нравственном освоении человеком действительности. Нравственность как особый духовно-практический, ценностный способ освоения мира. Ее основные функции и свойства. Система категорий этики, отражающие элементы нравственности.

1. Понятия «этика», «мораль», «нравственность».

2. Предмет этики и ее основные проблемы.

3. Этика - практическая философия, ее социокультурная значимость.

Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище. В последующем оно стало обозначать устойчивую природу какого-либо явления, нрав, характер. Отталкиваясь от слова «этос», древнегреческий философ Аристотель в IV в. до н.э. образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств – справедливость, мужество, честность, умеренность, мудрость и др., названных им этическими добродетелями. Философское учение, науку об этических добродетелях, Аристотель назвал этикой.

Для точного перевода аристотелевского понятия «этический»

с греческого языка на латинский древнеримский философ Цицерон (106-43 до н.э) сконструировал термин «moralis» (моральный) Он образовал его от слова «mos» (mores – множественное. число) – латинского аналога греческого «этос». Цицерон, в частности, говорил о моральной философии, понимая под ней ту же область знания, которую Аристотель называл этикой. В IV веке н.э. в латинском языке появляется термин «moralitas» (мораль), являющийся прямым аналогом греческого термина «этика».

Оба эти слова входят в новоевропейские языки. Наряду с ними

в ряде языков возникают свои собственные слова, обозначающие ту же самую реальность, которая обобщается в терминах «этика» и «мораль». В русском языке возникает понятие «нравственность». От слова «нрав» образуется прилагательное «нравственный » и от него - новое существительное - «нравственный» .

В первоначальном значении разные слова: «этика», «мораль»,

«нравственность» - имели одно и тоже содержание. Со временем ситуация меняется. В процессе развития культуры по мере выявления своеобразия этики как области знания за разными словами начинает закрепляться разный смысл: под этикой понимается соответствующая ветвь знания, учения, а под моралью (нравственностью) – изучаемый ею предмет. В повседневном словоупотреблении эту разницу в значении не всегда учитывают. В частности, говоря об этике учителя, врача, инженера, экономиста и т.д., имеют в виду специфику их морали. Одной из причин этого - психологическая склонность людей отождествлять то, что представлено в их сознании, с реальным, а не представленное - с несуществующим. Но философия утверждает, что познаваемое (в данном случае - мораль) принципиально отличается от знания о нем (этика) по способу бытия. Познаваемое существует объективно, а знание о нем - субъективно, то есть в сознании. Кроме того, познаваемое имеет бесконечное количество свойств, а его теоретическая модель отражает только некоторые из них, в лучшем случае - общие и существенные. Вместе с тем самое совершенное знание о морали, то есть самая глубокая этическая теория не может заменить человеку саму мораль.

Иллюзия тождества морали и этики возникает также и в связи с тем, что этика использует те же понятия, что и мораль. Но если в суждениях морали понятия, например, «добро», «зло» выполняют роль логических предикатов, то есть известного, то в этике они являются логическими субъектами, то есть неизвестным. Пример моральных суждений: «Правда есть добро», «Обман есть зло». Пример этических суждений: «Добро - категория этики, которая…», «Зло - категория этики, которая…». Таким образом, суждения этики часто есть суждениями-определениями. То, что в системе морали считают известным и благодаря чему любой поступок человека приобретает определенность, в системе этики рассматривается как неизвестное, что требует соответствующего исследования.

Мораль и нравственность определяют значения этического в единичном и особенном. Это сфера психологического, чувственно – эмоционального восприятия этических норм, область свободного нравственного выбора, практических поступков людей.

Этика область философского знания, исследующая универсальные предпосылки и формы нравственных отношений людей в системе их духовно-практической деятельности.

Предметом этики является мораль. Мораль - это совокупность исторически определенных норм, представлений, правил поведения людей, реализующихся в их нравственных действиях и поступках.

Все этические учения прошлого и настоящего имеют своей целью рациональное обоснование морали, выявления ее общего, сущностного значения, выраженного в системе норм, законов, ценностей, принципов, категорий. В этом смысле, этика в теоретической форме выступает как выражение высших моральных ценностей. Она формирует идеальные представления о нравственно должном. Мораль говорит не о том, что есть, а, основываясь на обобщении практики поведения людей, она говорит о том, что должно быть.

Мораль замкнута на человека. Она – атрибут его существования, показатель его социальности. Она связывает людей воедино во всех их прочих связях. Это единственно возможное условие взаимного существования людей, то пространство, в рамках которого человеческое бытие разворачивается именно как человеческое. Уже самые ранние этические учения рассматривают человека в качестве единственного и высшего критерия морали. Именно мораль служит универсальным способом и средством самопознания и самосовершенствования личности. Она обеспечивает высшую общественную и личную целесообразность, поддержание гармонии человека и общества, устойчивости всех звеньев общественного бытия.

Мораль выступает особым способом нормативной регуляции общественных отношений. В этих значениях мораль представлена в системе нравственных кодексов, моральных заповедях, научных и литературных произведениях, в обычаях и традициях людей. Она вплетена в живую ткань духовного бытия человечества и каждого отдельного человека. Наряду с наукой, политикой, правом, религией, искусством, философией – мораль определяет целостность исторических процессов, их преемственность, развитие духовной культуры человечества, служит необходимым условием воспроизводства общественной жизни. Духовная заданность морали не сводима к традиционно понимаемым формам общественного сознания. Это связано с тем, что:

Во-первых, все известные формы духовной жизни возникают во времени как результат исторического развития. Политические, правовые, религиозные, эстетические отношения формируются с необходимостью на основе объективных факторов - усложнения структуры потребностей, разделения труда, необходимости упорядочивания социальных связей, творческого отражения действительности и самовыражения личности. Мораль по своей сущности как бы предназначена человеку в качестве единственно возможного универсального способа личностной и общественной самоорганизации и развития.

Во-вторых, все виды духовной деятельности взаимосвязаны, но каждый из них имеет четко выраженные параметры своей социальной значимости. Существуют государства, научные учреждения, религиозные организации, олицетворяющие собой определенные сферы духовно-практической деятельности людей. Мораль не имеет таких границ и своих институтов. Она органично входит в систему духовной культуры человечества, составляя ее ядро, характеризуя наиболее существенное в идеальном бытии. Высшие побудительные мотивы общественного развития всегда содержат в себе нравственное значение, так как целью его является достижение общественного, группового, или индивидуального блага. В силу своих общечеловеческих ориентаций, мораль определяет перспективы исторического процесса.

В-третьих, все имеют определенное представление о политике. То же можно сказать и по поводу права, искусства, религии, науки. Мораль в этом ряду - исключение. Никому и никогда еще не удавалось дать содержательно полное определение любви, счастья, справедливости и других нравственных ценностей. Эти значения определяются по-разному в различных этических теориях. Приделы моральной истины ничем не ограничены в значениях самих моральных ценностей.

Мораль - уникальное социально-культурное и историческое явление, не имеющее аналогов ни в одной из сфер человеческой духовной деятельности. Любой элемент духовной жизни со стороны ее идеальных форм, предметно-деятельностного воплощения, социальных носителей, опосредован моралью и подчинен ей. В системе взаимодействия морали с другими формами духовно-практической жизни нравственные ценности доминируют. Наиболее полно эта тенденция прослеживается в области политических, правовых и религиозных отношений. Они, включая в себя мораль, выполняют роль наиболее важных социальных регуляторов жизни людей, служат необходимым фактором организации и упорядочения общественных отношений.

Этика возникает в лоне философии, поэтому она органически связана со всеми основными ее разделами: онтологией (учением о бытии), гносеологией (теорией познания), аксиологией (учением о ценностях), праксеологией (учением о бытийной практике человека). Выясняя смысл жизни, этика должна выйти на основополагающие проблемы бытия человека как личности. Этику как науку нормативную, определяющую поведение человека в тех или иных ситуациях, интересует, прежде всего, потенциальное бытие, мир должного. Однако, она учитывает и реальные моральные отношения людей, то есть их моральность.

Связь этики с гносеологией обусловлена необходимостью осмысления природы, сущности, структуры и функций морали, возвышения моральных представлений обыденного сознания до уровня их рационально-теоретического понимания. С аксиологией этику роднит анализ природы и сущности абсолютных, безусловных ценностей, к которым принадлежит в первую очередь добро. Рассматривает этика и праксеологические проблемы, в частности, создает образцовые практические модели человеческих отношений и способы их реализации, дает определенные рекомендации на основе философского решения проблем возможностей, способов и границ практической деятельности людей в условиях диалектической взаимосвязи свободы и необходимости. Этику интересует прежде всего реализация человеком свободы своей воли, то есть деятельности, в которой человек руководствуется не практически-утилитарными, политическими и другими локальными мотивами, а мотивами, ориентированными на безусловные, абсолютные общечеловеческие ценности, которые осмысливаются и переживаются как «добро».

Именно эта деятельность и процесс интериоризации личностью морального требования в самотребование (моральный долг), который предшествует этой деятельности, и составляет эпицентр этических учений. Этот сложный, противоречивый, длительный и нередко болезненный процесс можно описать только при помощи системы категорий этики.

Структура предмета этики включает в себя две основные части. Одна из них связана с изучением и теоретическим обоснованием происхождения и исторического развития морали, а также с осмыслением различных форм и направлений этических учений. Другая – охватывает спектр проблем, составляющих содержание этики как общей теории морали. Это систематизированное понятие морали, законов ее функционирования и развития, роли в жизни человека и общества.

Представляя собой определенную нравственную позицию и обосновывая соответствующие ей ценности и требования, этика должна ответить на целый ряд вопросов, образующих круг ее проблем. Таких как: вопросы о происхождении и природе морали; об источнике и содержании нравственного долженствования; о содержании и критерии добра и зла, долга и других нравственных ценностей; о природе и сущности человеческих добродетелей; о моральной свободе в мире всеобщего детерминизма и господства причинно-следственных связей и отношений; о моральном выборе, его эффективности и целесообразности, соотношения в нем целей, средств и результатов; о критериях и факторах моральной оценки явлений человеческой жизни; о сущности моральных конфликтов и способов их разрешения и предупреждения.

Первые исторически известные этические учения формируются в рамках древневосточных философских традиций и в эпоху Античности. Они носят характер практических нравоучений, философских дискуссий о благе и добродетели, о сравнительной ценности слов и дел, намерений и поступков, природе добра и зла. Целью этики, по словам Аристотеля, являются не знания вообще, а содержание и оценка поступков.

Этика как философское учение призвана решать триединую задачу: описать мораль, объяснить мораль, научить морали. Моральные явления несколько расплывчаты, неуловимы, не всегда легко фиксированные. Поэтому задача этики, вычленить моральную составляющую из разнообразия человеческой деятельности, определить и описать реальные привычки, нравы, мотивы поведения людей. Описание морали - сложная исследовательская задача, так как мораль не есть результатом человеческого своеволия, она объективно детерминирована и выступает необходимым условием самоорганизации общественных индивидов, моральное поведение которых имеет свою четкую логику. Задача этики в том, чтобы изучить реальные моральные процессы, ввести в исследовательский процесс факты, требующие объяснения, дать им теоретическую интерпретацию. Описательная функция этики реализуется в основном в разделе об этапах исторического развития морали или об исторической типологии морали.

Философско-мировоззренческие ориентации этики не есть морально нейтральными, они имеют ценностное значение, характеризуются моральной определенностью. Этика обобщает моральные процессы и задает ценностные нормативные перспективы. Она не создает новых форм морали, а дает им законченные формулировки, ориентируя на то, что должно быть. Это сложная аналитическая работа. Для того, чтобы из существующего многообразия моральных ценностей выделить те, которые наиболее точно выражают глубинные интересы общества и имеют историческое будущее, их необходимо подвергнуть научному анализу. Такая исследовательская задача имеет важное ориентационное значение для практики нравственного воспитания.

Этика призвана производить этические знания, связанные в первую очередь с объяснением происхождения и сущности морали, обоснованием моральных ценностей, принципов, норм, идеалов, оценок конкретно-исторического типа общества. Этика создает научные знания о морали, преобразуя эмпирические моральные факты на рационально-теоретические системы.

Этика, объясняя основания и устройство морального мира, имеет дело с объектом, хорошо знакомым всем. Апеллируя к очевидностям жизненного опыта, этика «учит» человека, предлагая ему определенные нормативные установки. Любое этическое учение стремится выразить не отвлеченное, а практическое знание, специфика которого в том, что оно побуждает к действию. Близость к жизни, обращенность к практике человеческих отношений настолько очевидны, что этика получила у Аристотеля название «практической философии».

На примерах Сократа, Конфуция, Эпикура можно увидеть, что их «практическая философия» - это жизненная миссия, где главным доказательством служат поступки, а не теоретические схемы.

Задача этики и в том, чтобы обосновать нравственные идеалы, образцовых моделей человеческих отношений и способов их реализации. Формализованные значения этих идеалов в виде системы нравственных норм, принципов, заповедей, традиций, моральных кодексов служат условием и инструментом нравственного воспитания, нормативной основой моральной регуляции отношений людей в обществе, оценки их поступков.

Задача этики также в том, чтобы сформировать сознательное отношение к жизни, передать моральные ценности, выработанные человечеством, новым поколениям. Выработать новой тип морали, соответствующий постиндустриальному обществу, дать критический анализ имеющихся этических систем, обосновать современную мораль как идеала нравственного поведения людей.

Этические знания являются важным фактором формирования духовной культуры общества и нравственного миропонимания личности. Без этических знаний нравственная позиция личности оказывается либо несовершенной, либо уязвимой.

Осмысление начал этики, рефлексия над природой морального закона, укорененного в человеческом бытии как части мироздания, очень важно в становлении человеческой личности. Ни один человек не стремится совершать зло ради самого зла. Обычно каждый добивается получения некоего блага, которое может в действительности оказаться фиктивным (искаженным) добром, а попытки его достижения ведут к отрицательным последствиям. Задача этики не в том, чтобы обосновать превосходство добра над злом, блага над отсутствием блага. Ее задача состоит в том, чтобы помочь человеку понять, что есть истинное благо, и найти свой путь к его достижению.

Этика изучает не происходящее, а должное. Она устанавливает логическую связь между моральными оценками, выявляет законы, в соответствии с которыми вырабатываются суждения, призванные руководить поступками людей. Это не значит, что этика вырабатывает конкретные рекомендации, как поступать в том или ином случае. Она формулирует общие принципы, на которых могут быть построены конкретные оценки и рекомендации, служащие ориентирами поступков, нравственных оценок, с помощью которых проверяются на соответствие высшим нравственным ценностям, нравственно-идеальному порядку, отношения и поведение людей. Этика фактически исследует логику действий человека в мире, где существуют ценности, и в том числе ценности абсолютные, не зависящие от конкретных обстоятельств, то есть моральные.

Мораль можно определить как совокупность правил и норм поведения, которыми люди руководствуются в своей жизни. Эти нормы выражают отношения людей друг к другу, социальной группе, обществу. При этом важнейшую черту морального отношения составляет оценка общественных явлений и человеческого поведения с точки зрения добра и зла, справедливости или несправедливости. С помощью нравственных оценок эти отношения и поведение людей как бы проверяются на их соответствие высшим нравственным ценностям, нравственному идеальному порядку.

К сфере морали относят отношения и нормы поведения людей, получившие устойчивый общеобязательный характер и образующие общественные нравы. Не менее важно для морали и наличие у человека качеств и склонностей, делающих его способным к нравственной жизни - «добродетелей». Это такие устойчивые черты характера и ценностные установки, которые отражают наличие у человека потребностей в духовных ценностях, внутреннее уважение им нравственного миропорядка, умения вести себя культурно и ответственно; способности жить по совести.

Можно сказать, что к сфере морали относятся: правила и нормы поведения, оценки и ценности, идеалы, свойства и способности человеческого характера, само поведение людей. Перед этикой, которая не ограничивается описанием и изложением правил поведения и нравственного миропорядка, а стремится обосновать его, встает проблема нахождения общего основания всего многообразия проявления морали, выявления сущности нравственного освоения действительности.

Что есть «добро», «человечность», «жизненная правда», в чем состоит назначение человека и его нравственный долг, что делает жизнь человека осмысленной и счастливой? В зависимости от того, как решаются эти важнейшие вопросы человеческого бытия, люди строят свою жизнь в других сферах жизни – в политике, экономике, повседневном быту.

Оставаясь в рамках собственного морального сознания, невозможно ответить на вопросы о том, откуда возникают представления людей о добре и зле, чести и совести, откуда берутся нормы, принципы, идеалы, что определяет их содержание? От чего так трудно взаимопонимание в сфере моральных оценок? Чем определяется различие и даже противоречивость нравственных позиций людей и имеется ли надежный критерий для их сравнения и оценки? На что должны опираться моральные оценки, чтобы быть справедливыми?

Ответы на эти и многие другие вопросы из области практической нравственности вытекают из общего понимания природы морали, ее специфики, места и роли в процессе исторического развития общества и человека. Поэтому здесь необходимы научные знания о нравственности, которые призвана давать этика.

Кризисные явления, связанные с развитием существующей цивилизации, глобальные проблемы, во весь голос заявившие о себе человечеству (экологические, демографические, проблемы войны и мира, голода, культуры и т.д.) могут быть решены людьми с гуманистическими ориентирами, которые бы стремились строить мир на общечеловеческих моральных ценностях. При таких условиях возрастает роль морального фактора во всех сферах жизнедеятельности общества и человека. В прошлом, да и сегодня существовало и существует немало факторов, ограничивающих действие морали, это, в частности, сферы политики, права, экономики. Данное явление не обошло и Украину. Украинское общество, которое постепенно трансформируется, должно морально возродиться. Поэтому сегодня этические знания становятся важным условием развития духовной культуры общества и морального миропонимания личности, а к этике предъявляются новые требования.

Сегодня интерес к изучению морали проявляют социологи, политологи, правоведы, что порождает необходимость дальнейшего развития этикой философско-мировоззренческих основ изучения морали. Этические теории, выполняя методологическую роль по отношению к социальным и гуманитарным наукам в их изучении современной морали, вместе с тем призваны координировать эти исследования. На данном этапе главной задачей этики есть обоснование и понимание морали как явления общечеловеческого в противоположность классовому, национальному, корпоративному, как общеродовой базисной основы всех форм жизни.

Итак, мораль представляет собой сложную сферу духовной жизни человека и общества, сферу духовной культуры и является предметом изучения этики. Этика же является учением о морали, о нравственном освоении человеком действительности.

В справочной литературе по данной теме смотрите статьи:

Новая философская энциклопедия. В 4-х т. - М., 2001. Ст.:

«Мораль», «Этика».

Філософський енциклопедичний словник. - К., 2002. Ст.:

«Моральна свідомість», «Моральний вібір», «Етика».

Этика – это философская дисциплина, объектом изучения которой является мораль.

Мораль (лат. moralitas, от moralis) – относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; mores – нравы, обычаи, мода, поведение. Латинское слово «мораль» этимологически совпадает с греческим «этика» и было образовано по аналогии с ним.

В обычном общении люди часто не делают различия между понятиями «этика » и «мораль », но в философской, специальной и профессиональной литературе под ними понимаются разные вещи. Мораль – это то, что изучает этика , то, что она описывает и предписывает, это формы сознания людей (индивидуальная, групповая, общественная, корпоративная), способы мироощущения, переживания и восприятия, которые являются ценными, уникальными и неповторимыми для каждого отдельного человека и доступны для понимания и обозрения только ему самому (любовь, дружба, братство, отношения с Богом, милосердие ); это вид отношений в обществе и между людьми, а также отношения между общественными институтами и структурами и пр.

Термин «мораль» употребляется также для характеристики:

Тех форм поведения и деятельности, которые считаются правильными или неправильными;

Правил и стандартов, которыми руководствуются при осуществлении деятельности;

Ценностей, которые существуют в сознании, внедряются в сознание и могут реализовываться в определенных формах поведения.

Для описания сложного мира моральных явлений за свою долгую, более чем 2500-летнюю историю существования этика выработала особый язык, знание которого позволяет людям выделять, опознавать (идентифицировать), анализировать моральные переживания, чувства, проблемы, принципы, ценности, нормы, идеалы, а также конструировать кодексы, правила, разрешать проблемы, принимать решения, разрабатывать принципы, транслировать ценности и идеалы. Если вы не знакомы с этим языком, мир морали останется для вас недоступным.

2.Виды этического знания. Основные направления этических исследований.

Профессиональное этическое знание существует в трех основных формах (традициях) :

1. Теоретическая философская этика , объясняющая (и, соответственно, оправдывающая) мораль и пытающаяся дать определение морали;

2. Описательная , или дескриптивная этика (иногда ее называют феноменологической), которая описывает явления морального сознания, поведения, речи;

3. Нормативная этика , предписывающа я и обосновывающая определенные моральные стандарты, принципы, нормы, кодексы.

Этические исследования ведутся по трем основным направлениям, представляющим собой три различных способа мыслительного поведения:

объяснение , при котором «прожектор» нашего сознания направляется внутрь – попытайтесь объяснить кому-нибудь, что такое справедливость, любовь или честь;

описание – «прожектор» сознания направляется вовне – во внешний мир – попытайтесь описать себе или кому-либо особенности проявления справедливости, любви или чести у какой-то группы людей или отдельного человека;

предписание – «прожектор» сознания направлен в зону фантазии – попытайтесь потребовать от кого-либо, чтобы он (или она) был справедливым или следовал бы какому-нибудь определенному образцу любви или кодексу чести.

Философско-этическое (теоретическое) направление в основном разрабатывается профессиональными философами и писателями-моралистами и «живет» в текстах их сочинений. За долгую историю этики создано множество концепций, объясняющих мораль. Это и светские этические концепции Платона, Аристотеля, Эпикура, Канта, Гегеля, Фейербаха, Швейцера, Э. Фромма, и концепции религиозной этики христианства, ислама, буддизма. Более того, для объяснения и решения этических проблем люди часто вынуждены обращаться к смежным областям знаний: психологии, экономике, истории, антропологии, социологии, биологии и пр.

В рамках теоретической философской этики выделяют два основных направления в способах объяснения морали:

1. Э тика абсолютизма – в рамках которой источником моральных требований считаются вечные неизменные начала: законы Вселенной, Божественные заповеди, абсолютные, существующие до всякого опыта (априорные) идеи (Сократ, Платон, Кант, Спенсер, христианская этика).

2. Относительная этика – или этический релятивизм. Его сторонники считают, что нравственные принципы, понятия добра и зла носят не абсолютный, а относительный, условный характер, зависят от общественных условий, связаны с интересами, убеждениями, склонностями людей, временем и местом (софисты, Гоббс, Мандевиль, эмотивисты).

Описательная, или дескриптивная (позитивная), этика сосредоточивает свои усилия на конкретно-социологическом и историческом анализе морали того или иного общества, группы, слоя, профессии, изучает и описывает реальные нравственные явления – феномены: обычаи, нравы, традиции, структуру морального сознания. Дескриптивная этика занимается также исследованием и описанием существующих этических норм, принятых на производстве, в рамках профессии, в различных культурах, сопоставлением различных моральных систем, индивидуальных и групповых стереотипов в различных культурах. Данный метод научного исследования используется при проведении социологических опросов.

Нормативная, или прескриптивная (увещевательная), этика обосновывает и предписывает определенные моральные принципы и нормы. Назначение моральных принципов состоит в руководстве поведением, и именно это делает этику достойной изучения: вопрос «Что я должен делать?» чрезвычайно важен для каждого человека. Функции морального языка – влиять на выбор, давать рекомендации, советы, команды. Язык морали – это язык команд, предписаний, это один из видов прескриптивного языка.

Профессиональная этика в большей степени является именно нормативной, язык профессиональных этических кодексов – это язык прескрипций, предписаний.

3.Прикладная этика и ее подходы к анализу моральных проблем и принятию решений (деонтологический и утилитаристский). 1. Подход с точки зрения долга (деонтологический) имеет две разновидности:

1)Подход с позиции моральных прав (прав человека) .

Типичный подход с точки зрения долга получил свое выражение в трудах немецкого философа И. Канта. Для человека, осознанно или неосознанно (что встречается довольно часто) разделяющего взгляды Канта на мораль, быть нравственным означает то же самое, что быть разумным. Человека никто не может заставить быть разумным, точно так же как быть нравственным. Основу нравственности надо искать в человеческом разуме. Для того чтобы представить себе, какие требования предъявляет нам мораль и что значит быть нравственным, необходимо уяснить, что значит быть разумным и каковы важные свойства разума.

Таких важных свойств три:

а) Первое свойство – это присущая разуму логическая последовательность. Нравственные поступки поэтому не должны быть внутренне противоречивы и не должны вступать в противоречие друг с другом.

б) Второе свойство – универсальность разума, его всеобщность: разум един для всех, поэтому то, что разумно для меня, разумно для всякого другого, и наоборот.

в) Третье свойство – разум не зависит от опыта, его истинность не основывается на опыте, он, как говорят философы, априорен, поэтому нравственность действия не зависит от его последствий. Для того чтобы быть нравственным, действие должно обладать тремя формальными признаками: оно должно быть универсализуемо (действие является правильным с точки зрения морали только в том случае, если вы хотите, чтобы все люди в подобной ситуации поступали так же); оно должно быть основано на автономии и должно уважать автономию разумных существ (должно быть основано на уважении разумных существ как самоценных личностей, имеющих цель в самих себе); люди могут с помощью разума контролировать свои чувства, инстинкты и представлять себе свои действия до того, как их выполнят (воля каждого разумного существа – это воля, устанавливающая всеобщие законы).

2)Подход с точки зрения справедливости .

Регламентация естественного чувства справедливости-несправедливости также является одной из важных задач профессиональной этики юриста. Понятие «юстиция» означает справедливость (от лат. justitia ), юрист, таким образом, выступает «представителем справедливости» и справедливость для него «есть нераздельный нравственный и служебный долг». С деятельностью юриста связана проблема соотношения законности и справедливости, которая возникает каждый раз, когда принимается решение, либо формально соответствующее букве закона, но при этом оценивающееся как несправедливое, либо кажущееся справедливым, но не согласующееся с требованиями закона (оценка может следовать со стороны общественного мнения, участников судебного процесса, международного сообщества и др.). Прежде чем принять решение, юрист должен взвесить все «за» и «против», прислушаться к голосу своей совести, «голосу справедливости».

Выделяют несколько категорий справедливости:

а) распределительная дистрибутивная справедливость . Блага и тяготы могут распределяться в обществе различными способами: по принципу равенства, в зависимости от потребностей, от затраченных усилий, от заслуг, от вклада;

б) ретрибутивная (карательная) справедливость – фокусируется на ответственности или наказании за неправильные поступки. Главные проблемы ретрибутивной справедливости – это определение условий, делающих наказание справедливым, и природы самого наказания;

в) компенсаторная справедливость – сосредоточивается на возмещении убытков потерпевшей стороне в той мере, в какой ущерб поддается справедливой оценке. Компенсаторная справедливость заключается в компенсации кому-либо за совершенную по отношению к нему в прошлом несправедливость или в возмещении причиненного ему в прошлом ущерба.

г) процедурно-правовая справедливость – термин, употребляемый для обозначения честно разработанных процедур, методов практической деятельности или честно достигнутых соглашений;

д) коммутативная (обменная) справедливость – относится к справедливости и честности сделок. 2. Подход с точки зрения пользы (утилитаристский) .

Теория утилитаризма разработана в XIX в. английскими философами Иеремией Бентамом (1748–1832) и Джоном Стюартом Миллем (1806–1873) и в настоящее время широко используется при принятии и обосновании решений в социальной жизни.

Все мы судим о справедливости или несправедливости того или иного действия, поступка, высказывания, вынося моральные суждения. Мы говорим. «Этот человек справедлив» или «Он несправедлив». Вам могут задать вопрос: «Почему вы считаете, что он справедлив?». Если вы ответите следующим образом: «Он справедлив, потому что последствия его действий были благоприятными для людей», – то это будет означать, что вы в данном случае стоите на позициях утилитаризма. Согласно этой теории суждение о справедливости или несправедливости того или иного действия должно оцениваться по предполагаемому или реально существующему результату.

Выбор человеком того или иного действия зависит не только от его воли – выбирая, он должен исходить также из объективных обстоятельств: конкретной ситуации, сложившейся на данный момент практики, существующего законодательства, намерений партнеров, собственного благосостояния и т. д. В основе теории утилитаризма лежит принцип пользы.

Утилитаризм помогает человеку, имеющему возможность выбора, решить, какое из действий он должен осуществить. Утилитаризм помогает давать более объективную, непредвзятую оценку последствий каких-либо действий, формулировать моральные оценки. Он стремится установить гармонию личного и общественного интересов и помочь найти путь к реализации «наибольшего счастья для наибольшего количества людей».

Позицию классического утилитаризма можно сформулировать в трех основных положениях:

а) действие считается правильным или неправильным не само по себе, а лишь по своим последствиям;

б) благо или зло последствий измеряется счастьем или несчастьем, к которому ведет данное действие, правильные действия ведут к наибольшему счастью;

в) для человека его личный интерес в такой же степени важен, как и интерес других людей, поэтому правильными всегда будут те действия, которые ведут к наибольшему счастью наибольшего числа людей (и вообще чувствующих существ).

Мотивы, которыми руководствовался человек при совершении тех или иных поступков, сами по себе лишены морального характера, но могут влиять на увеличение или уменьшение числа полезных поступков. Утилитаристы считают, что большая часть хороших поступков совершается нами вовсе не из стремления к всеобщей пользе, а из стремлений к индивидуальной выгоде. Суть поступка не меняется от того, совершил ли его хороший или плохой человек, потому что собственные моральные качества этого человека в свою очередь определяются по ряду совершенных им поступков.

В рамках современного утилитаризма существуют два варианта решения этических проблем:

а) Утилитаризм правила говорит: при определении правильности действий нужно принимать во внимание долгосрочные перспективы и оценивать последствия целого ряда действий в течение определенного периода времени. Под действием здесь, таким образом, понимается не конкретный поступок, а определенный вид действий. Само правило оценивается (в сравнении с другими правилами) в зависимости от того результата, к которому действие приведет.

б) Утилитаризм поступка оценивает данное действие в конкретной ситуации по тем непосредственным последствиям, хорошим (полезным) или плохим, к которым оно ведет. Утилитаризм поступка говорит: надо принимать во внимание все реальные последствия (краткосрочные) одного конкретного действия в категориях совокупной пользы для всех заинтересованных сторон.

4.Категории этики. Категории этики – это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали. При всем разнообразии подходов к определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом отношении категории : – добро и зло; – благо; – справедливость; – долг; – совесть; – ответственность; – достоинство и честь. 1. Добро и зло – наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное. Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу. Зло категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств. 2. Благо – это все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, является средством для достижения определенных целей. Это и природные блага, и духовные (познание, образование, предметы культурного потребления). В этическом смысле понятие блага часто употребляется как синоним добра. 3. Справедливость – в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость – категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием. Аристотель впервые разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства ) и распределительную (справедливость пропорциональности ). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях. 4. Долг категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях. Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации. Долг может быть социальным : патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг может быть личным: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр. Успешно выполнять свои функции работники судов и прокуратуры могут только тогда, когда они глубоко осознали социальное значение своей деятельности и обладают высоким чувством долга, готовы до конца, вопреки всем трудностям и препятствиям, его выполнить. Судья, прокурор, следователь не может мириться с нарушениями законов, прав человека, интересов общества и государства. 5. Совесть – самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей. Совесть – категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения. Совесть – субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность перед самим собой. Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность – люди нередко апеллируют к собственной совести и к совести других, дают оценку себе и другим, используя понятия "чистая совесть", "нечистая совесть", "уснувшая совесть", "совестливый человек", "бессовестный", "угрызения совести" т. п. Роль совести особенно важна, когда человек находится перед моральным выбором, а внешний контроль со стороны общественного мнения или исключается, или затруднен. Юрист, ведя производство по делу или выполняя другие функции, действует в сфере, затрагивающей жизненно важные блага людей, сталкивается со многими коллизиями, оказывается перед необходимостью принимать ответственные решения, нередко в сложных моральных ситуациях. И только работники с развитым чувством совести, способные правильно, самокритично и принципиально судить свои побуждения и поступки, могут эффективно выполнять свою высокую миссию и поддерживать престиж своей профессии и личности. 6. Ответственность категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности. Решая вопрос о нравственной ответственности, необходимо учитывать ряд факторов, в том числе: способен ли человек выполнять предписанные ему нравственные обязанности; правильно ли он их понял; должен ли он отвечать за последствия своих действий, на которые влияют внешние обстоятельства; может ли человек эти последствия предвидеть. Ответственность – обязанность и необходимость давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия. Ответственность – в целом философско-социологическое понятие. Ответственность в этике и ответственность в праве тесно связаны. Достаточно, к примеру, напомнить теоретические обоснования уголовной ответственности, принципа личной и виновной ответственности. 7. Достоинство и честь . Достоинство категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности. Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля. Человек не совершает определенного поступка, считая, что это ниже его достоинства. Достоинство – выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности. Достоинство обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности. В то же время достоинство личности требует от других уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей и обосновывает высокую требовательность к нему со стороны окружающих. В этом отношении достоинство зависит от положения человека в обществе, состояния общества, способности его обеспечить практическое утверждение неотчуждаемых прав человека, признание самоценности личности. Понятие достоинства личности опирается на принцип равенства всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, запрет унижать его достоинство, независимо от того, какое социальное положение он занимает. Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя и т.д.). Честь и достоинство тесно связаны. Однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцированно.

5.Принцип гуманизма. Гуманизм (от латинского humanus – человечный) – принцип мировоззрения, в том числе нравственности, означающий признание человека высшей ценностью, веру в человека, его способность к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идею о праве человека на счастье, о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества. Сторонники гуманизма провозглашают человека центром мироздания, венцом природы. Его стремление к счастью, наслаждению со времен глубокой древности объявлялось основой нравственности. Философ И. Кант, обосновывая свою теорию нравственности, в которой мораль рассматривалась как область должного, сформулировал гуманистическое в своей сущности требование, названное категорическим императивом. Категорический императив (безусловное повеление) Канта в одной из формулировок гласит: "поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относись к нему только как к средству". Категорический императив провозглашает важнейшее гуманное положение, означающее, что всякий человек заслуживает отношения к нему как к личности, достоин быть в центре внимания других, что никто не вправе использовать человека как орудие, средство для достижения личных или социальных целей, относиться к нему как к своего рода материалу. Идею категорического императива Канта поддерживали многие мыслители, в том числе в России. Однако ее реализация в жизни, что отмечал и сам Кант, в полном объеме неосуществима. Гуманистическое начало содержит древнейшее нормативное нравственное требование, получившее название "Золотое правило". Этические категории и принципы пронизывают всю жизнь людей, даже и тех, кто не имеет представления о их научной трактовке. Они определяют содержание права, присутствуют в законодательных актах, в том числе регулирующих конкретную деятельность юриста. Знакомство с их сущностью необходимо юристу как для изучения и понимания права, так и для практической деятельности по его применению.

6.Золотое правило этики. « Золотое правило этики» гласит – «поступайте с другими так, как хотите, чтобы поступали с вами». В разные эпохи этот принцип нашел свое отражение в религиозно-философских учениях, таких как христианство, иудаизм, буддизм, ислам. По своей сути, это золотое правило является итогом, венчающим нравственные законы, определенные для человека, живущего в обществе. «Золотое правило » носит общечеловеческий характер и составляет нравственную основу формирования всех остальных качеств человека. Из этого правила вытекают все повеления, касаемые, как любви человека к человеку, так и человека к Всевышнему. По сути, библейские заповеди любви исходят из этого правила. «Золотое правило » в ранние исторические времена развития человечества определялось философскими и этическими предпосылками, до наших дней оно продолжает дополняться, анализироваться и уточняться. В раннем детстве человек начинает понимать свое «Я», но через него он начинает понимать чувства и желания другого человека: стоит ущипнуть себя, как становиться понятно, как больно другому человеку. В жизни личности начинает действовать «Золотое правило », которое у разных народов закреплено пословицами и поговорками. «Не рой другому яму – сам в не попадешь», «как аукнется, так и откликнется». «Золотое правило » в разных религиях является учением, данным человеку Богом. Только в реализации этого правила, он видит путь гармонизации отношений между людьми, отличающимися своими нравственными качествами, жизненными установками, способностями, культурным уровнем. «Золотое правило » составляет общечеловеческую мировую ценность, без которой оно обречено на вымирание. Это подтверждает вся история развития человеческого общества, когда падали империи, попиравшие это правило. Его формирование, как нравственной ценности и идеала каждой личности является основной задачей этического воспитания.

7.Начала этики у Платона. Платон как этик вырастает из Сократа, иллюстрацией и доказательством этого является диалог "Горгии", относимый исследователями обычно к переходному периоду творчества философа. В нем воспроизводятся еще идеи Сократа и одновременно формулируется новое, уже сугубо платоновское положение: лучше терпеть несправедливость, чем совершать ее, хотя и то и другое плохо. Платон вслед за Сократом самым серьезным образом относится к логике морального сознания, только ее считая действительной; только через нее, по его мнению, все прочее приобретает ценность для человека. Платон считает, что "не казаться хорошим должно человеку, но быть хорошим..." Здесь же, в "Горгии", Платон фиксирует противоречие между ростом внешнего благополучия и падением нравов: те, кто считаются благодетелями Афин, - Фемистокл, Кимон, Перикл - на самом деле принесли ему бедствия; они "набили город гаванями, верфями, стенами, податными взносами и прочим вздором, забыв о воздержности и справедливости". Платон переворачивает все вверх дном, он хочет реформировать реальную действительность межчеловеческих отношений в соответствии с моральным долженствованием. Он руководствуется логикой: от идеи к действительности, от должного к сущему. Но чтобы такое переворачивание выглядело правдоподобно, как если бы уже перевернутый мир приводился вновь в нормальное положение, а предлагаемая им перестройка человеческого общежития выглядела законным, он постулирует существование другого мира - мира идей, первообразов наших моральных понятий. Этическая направленность идеализма Платона выражается также в том, что верховное место в мире идей занимает благо; оно подобно солнцу, составляет подлинный творческий и организующий принцип. В сочинениях Платона блага в самом общем виде разделяются на два класса: душевные и земные, или божественные и человеческие. Земные блага расчленяются на телесные и имущественные. Мир идей выступает у Платона в качестве идеального мира, становится целевой установкой земного бытия. Индивидуальная этика Платона, которая является этикой самосовершенствования, самовозвышения личности, дополняется у него социальной этикой, в основе которой лежит принцип безусловного подчинения граждан интересам государства. У Платона социальная этика является продолжением, дополнением и конкретизацией этики личности, хотя на первый взгляд они явно противоречат друг другу. Государство представляет собой, согласно Платону, иерархически организованное, четко очерченное единство трех функций: законодательства, или управления, защиты от врагов, заботы о единичном (материального обеспечения). Соответственно этому в нем должны быть три класса граждан: правители, воины, земледельцы и ремесленники. Каждому классу или сословию присуща своя добродетель. Правителям свойственна мудрость, позволяющая им думать и управлять государством как целым, подчинять его благу интересы всех отдельных частей. Они не лишены также мужества, но это уже специфическое качество следующего, второго по рангу, сословия стражей в собственном смысле слова, т. е. воинов. Они должны прежде всего обладать правильным мнением о том, чего следует бояться, а чего нет. Рассудительность, умеренность - это главная добродетель третьего, низшего сословия. Кроме названных трех добродетелей есть еще одна, самая важная, которая свойственна государству в целом и делает возможным само его существование. Это - справедливость, суть которой состоит в том, что довольствоваться своим четко обозначенным в общей иерархии местом, не выходя за пределы отведенной ему сферы деятельности.

Мораль - это область из ряда этических ценностей, ко­торая признается всеми адекватными членами общества. Под моралью понимают ценности и нормы, регулирующие поведение людей. Размеры и содержание этой сферы меняются с течением времени и различны у разных слоев населения.

Этика - учение о нравственности, морали. Термин впервые употреблен Аристотелем как обозначение особой об­ласти исследования практической философии. Этика учит оценивать всякую ситуацию, чтобы сделать возможным этические (нравственные), правильные поступки. Этика исследует, что в жизни и в мире обладает ценностью. Эти ценности необходимо искать во всех ситуациях и в лично­сти. Этика способствует пробуждению оценивающего соз­нания. В современной жизни этическое рассмотрение и убеждение занимает все меньше места. Этические ценности, значение которых раскрывается благодаря воспитанию или этическому чувству, располагаются в иерархическую лест­ницу, базис которой образуют бессознательно осуществ­ляемые жизненные ценности (воля к жизни, потребность в пище, половая потребность и др.), ее завершает высшая мыслимая ценность. У каждого человека есть собственная «пирамида» ценностей. Основой этой пирамиды является принадлежность к какому-нибудь народу (общность языка и мышления). Группа объединенных ценностей создает нра­вы, господстввующую мораль. Осуществление ценностей состоит в том, чтобы следовать требованию, исходящему от ценностей, и подчинять этому требованию повседневную жизнь. Этика предполагает, что человек имеет возможность выбора, т.е. ее свободу. Согласно этике человек поступает правильно в том случае, если он осуществляет ту ценность, которая требует от него большей нравственной силы. В со­временной философии преобладают три основных типа этических систем: этика ценностей, социальная и христиан­ская этики. Последняя основывается на положении о неиз­менной сущности и целесообразности всего существующего и признает божественную заповедь.

С античных времен мораль понималась, как умение че­ловека управлять самим собой, как показатель ответственности личности за свои поступки, или господство разума над аффектами. Основной проблемой морали считается оп­ределение что «прилично», что делает возможным совмест­ную жизнь людей, в которой каждый отказывается от пол­ного осуществления жизненных интересов в пользу осуще­ствления социальных задач. Мораль заключается в добро­вольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством всего общества в целом. В этом случае мораль характеризует че­ловека с точки зрения его способности жить в обществе. Она придает человеческому общежитию изначально самоценный смысл.


Разумное поведение считается морально совершенным тогда, когда оно преследует цель, ставящую задачу дости­жения высшего блага. Люди по-разному принимают высшее благо: наслаждение, любовь к Богу, достижение успеха в обществе и др. Нацеленность разума на высшее благо обна­руживается в доброй воле - это воля, чистая от соображе­ний выгоды, меркантильности, житейского благоразумия.

Основными выражениями форм объективной морали являются добродетели (совершенные личные качества), на­пример правдивость, доброта, честность и нормы, содержа­щие общественно поощряемые действия, например, не лги, не укради и т.д.

Мораль оценивает как личность, так и общество.

Характерной особенностью морали является единство свободы воли и всеобщности. Мораль существует только при допущении свободы воли, она является автономией воли.

Личность сама выбирает законы своего существования, осуществляя выбор между природной необходимостью и моральным законом. Мораль является всеобщим законом, т.к. она идеальна, не имеет ограничений и не является все­общей реальностью. Мораль является значимым фактом, определяющим для личности картину мира.