Государства участники организации варшавского договора. Красное нато

военно-политическая организация. Создана 14 мая 1955 г. представителям 8 европейских социалистических государств, подписавших Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Создание военного блока закрепила геополитический раскол Европы и противостояние с НАТО. 1 июля 1991 г. в Праге подписан протокол о прекращении деятельности ОВД.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОРГАНИЗАЦИЯ ВАРШАВСКОГО ДОГОВОРА (ОВД)

создана на основе Варшавского договора 1955 г. о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, который был подписан 14 мая в Варшаве Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР, Чехословакией и Албанией (с 1962 г. Албания не участвовала в работе созданной на основе договора Организации, а в сентябре 1968 г. вышла из Организации). Заключение договора было вызвано агрессивной деятельностью блока НАТО для его нейтрализации, обеспечения безопасности государств-участниц и поддержания мира в Европе.

Участниками ОВД было заявлено, что договор открыт для присоединения других государств независимо от их общественного и государственного строя. Государства-участники ОВД обязались воздерживаться от угрозы силой или ее применения, а в случае вооруженного нападения на кого-либо из них оказать жертве агрессии немедленную помощь всеми необходимыми средствами, включая применение вооруженной силы. Члены ОВД в соответствии с его условиями и Уставом ООН обязались действовать в духе дружбы и сотрудничества для укрепления экономических и культурных связей, следуя принципам взаимного уважения независимости, суверенитета и невмешательства во внутренние дела друг друга и других государств. Отличное определение

Неполное определение ↓

В первое послевоенное десятилетие в мире утвердилась двухсторонняя система международных взаимоотношений. Это время, когда было начато глобальное противостояние двух сверхдержав – Соединенных Штатов Америки и Советского Союза, а также противостояние двух военно-политических организаций – Североатлантического альянса и Организации Варшавского договора.


В странах Восточной Европы был подписан Варшавский договор. Случилось это в 1955 году. Основная задача его состояла в осуществлении контроля над этим государствами, а также в обеспечении безопасности и мира в Европе. Согласно Договору, предполагалось оказание помощи странам-участницам в случае военной угрозы, проведение взаимоконсультаций в кризисных ситуациях и формирование Объединенного командования вооруженными силами.

Варшавский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи подписали Албания, Венгрия, Болгария, Польша, ГДР, Румыния, Чехословакия и СССР через 6 лет после образования НАТО. Необходимо отметить, что сотрудничество этих государств существовало задолго до подписания документа. Дело в том, что в большинстве из них после окончания войны установилась коммунистическая система управления государством, чему в немалой степени способствовали советские войска, оставшиеся на территории Восточной Европы. И до момента подписания договора все отношения между ними осуществлялись на основе договоров о дружбе и сотрудничестве. В 1949 году был сформирован Совет экономической взаимопомощи, в состав которой вошли первоначально Болгария, Советский Союз, Венгрия, Румыния, Польша и Чехословакия, а позже и другие страны.

Вместе с тем, после 1953 года в некоторых из стран Восточной Европы наметились признаки массового недовольства, вызванные неоднозначной политикой СССР. Так, в Чехословакии и Венгрии прошли массовые демонстрации и забастовки. А в ГДР они были настолько многочисленными, что советское руководство вынуждено было ввести танки для подавления выступлений рабочих, недовольных ухудшением уровня жизни. Когда в 1953 году умер И.Сталин и к власти пришли новые лидеры, ими был предпринят ряд поездок в страны социалистического лагеря. Результатом их и стало подписание Варшавского договора. В него вошли практически все восточноевропейские государства, за исключением Югославии, которая придерживалась нейтралитета. Подписание данного документа было вызвано в первую очередь возникновением военных угроз в результате ратификации Парижских соглашений 1954 года, которые предполагали создание Западноевропейского союза и присоединение Западной Германии к Североатлантическому альянсу.

Подписание вышеуказанного документа оформило создание Организации варшавского договора – военно-политической организации социалистических европейских государств. Ее создание стало своеобразной ответной мерой на формирование НАТО, которое было нацелено против социалистического лагеря.

Цели Варшавского договора предполагали обеспечение безопасности стран-участниц. Он состоял из преамбулы и одиннадцати статей. Согласно его условиям и Уставу Организации Объединенных Наций, все подписавшие документ государства обязаны были отказаться или воздержаться в международной политике от угроз или прямого применения силы, а в случае вооруженного конфликта – оказать помощь всеми доступными средствами.

Также страны-участницы были обязаны действовать в целях укрепления сотрудничества и дружеских отношений для дальнейшего развития культурных и экономических взаимосвязей, при этом уважая национальный суверенитет, и не вмешиваясь во внутреннюю политику друг друга. Но при этом необходимо также отметить, что членство в Организации не всегда было добровольным, а редкие попытки выйти из нее жестко пресекались (тому примеры Венгрии, Чехословакии и Польши).

Был создан и высший орган Организации Варшавского Договора – Политический консультативный комитет, в основные задачи которого входило проведение консультаций по спорным вопросам, которые возникали в рамках осуществления Договора.

Но деятельность ОВД была весьма противоречивой и не всегда успешной. Важно напомнить, что в ее противостоянии с НАТО было два больших кризиса, которые чуть не стали причиной Третьей мировой войны: это Берлинский и Карибский кризисы.

Причиной Берлинского кризиса 1959-1962 годов стало массовой переселение жителей Восточной Германии в Западный Берлин. Для того чтобы положить конец несанкционированному переселению, за одну ночь была выстроена знаменитая Берлинская стена, где были установлены контрольно-пропускные пункты. Но подобные действия вызвали еще большее недовольство населения, возле КПП собирались огромные толпы тех, кто хотел покинуть пределы советского Берлина. Это привело к тому, что возле Бранденбургских ворот и основных пропускных пунктов были сконцентрированы советские и американские танки. В итоге противостояние двух государств закончилось тем, что советские власти вынуждены были отвести свои танки с этих позиций.

Еще одна кризисная ситуация возникла в 1962 году в зоне Карибского бассейна, поставив мир под угрозу начала ядерной войны. А началось все с того, что американцы разместили свою ракетную базу на территории Турции. Советский Союз не мог оставить это без ответа, поэтому тайно разместили свои ракеты на острове Куба. Когда в Соединенных Штатах Америки стало об этом известно, там началась настоящая паника, поскольку действия советского руководства были восприняты как начало подготовки к войне. К счастью, закончилось все не так уж и плохо: советские войска вывели свои ракеты с Кубы, американцы – ликвидировали свою базу в Турции и дали обязательство не предпринимать каких-либо действий против Кубы.

Помимо этих конфликтов, внутри самой Организации было немало других кризисных ситуаций. Основной причиной их было стремление некоторых стран к лучшей жизни и желания освободиться от влияния Советского Союза. К таким кризисам можно отнести восстание в Венгрии, которое произошло в 1956 году (операция «Вихрь»), попытки проведения реформ в Чехословакии в 1968 году («Пражская весна», операция «Дунай»). Все они решались с помощью советских танков.

Не стоит забывать и про войну в Афганистане 1979-1989 годов. В 1979 году там, вследствие военного переворота к власти пришло новое руководство, которое имело намерение построить модель социалистического государства, за образец взяв СССР. Такая политика вызвала недовольство населения, в результате чего президент Афганистана Амин был вынужден обратиться к Советскому Союзу за помощью. Что было дальше – всем известно. Введение на афганскую территорию советского ограниченного контингента, который должен был только держать ситуацию под контролем. В итоге – 10-летняя война и международная изоляция Советского Союза.

В 1985 году, в связи с истечением срока действия Варшавского Договора, он был продлен на 20 лет.

Когда в СССР началась перестройка, изменения произошли во всей внешнеполитической деятельности страны. Советское руководство не препятствовало проведению «бархатных» революций в восточноевропейских государствах 1989-1990 годов. В 1989 году пала Берлинская стена, а год спустя две Германии были объединены в единое государство. Для Союза это означало потерю верного союзника.

Толчком для начала распада военной советской империи стало подписание Будапештского договора 1991 года тремя странам – Польшей, Венгрией и Восточной Германией. Этот документ подвел черту под существованием Организации Варшавского Договора.

Сам Варшавский Договор вызывает много вопросов. Так, к примеру, что же приобрел непосредственно Советский Союз с его подписанием? В последнее время многие историки склоняются к мысли, что это был хорошо продуманный политический ход Н.Хрущева, который стремился к созданию некой совместной организации для обеспечения коллективной безопасности. Советское руководство начало понимать тот факт, что НАТО начинает угрожать военной мощи СССР и его преимуществу на европейской территории.

Однако если говорить о реально существовавшем на то время превосходстве Запада, то оно заключалось только в методах устрашения с помощью ядерного . Что же касается обычного вооружения и техники, то неоспоримое преимущество было на стороне как раз Советского Союза. Более того, это, по мнению многих экспертов стало причиной появления Североатлантического альянса.

Америка со своими союзниками сразу по окончании войны приступили к разоружению и массовому увольнению военнослужащих, а вот СССР с этим не спешил. Да и чувствовать себя в безопасности американцы могли только до 1957 года, когда был запущен первый советский искусственный спутник и, таким образом, возникла угроза вывода ядерного оружия на орбиту.

Как бы там ни было, Варшавский Договор прекратил свое существование, впрочем, точно так же, как и СССР. Но негласное противостояние между США и Россией по-прежнему сохраняется.

Варшавский договор 1955г. О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписан Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией 14 мая 1955 на Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе. Вступил в силу 5 июня 1955г.

Заключение Варшавского договора было вызвано угрозой миру в Европе, созданной ратификацией западными государствами Парижских соглашений 1954г., предусматривающих образование Западноевропейского союза, ремилитаризацию Западной Германии и включение её в НАТО. Варшавский договор носит строго оборонительный характер. Он имеет целью принятие необходимых мер для обеспечения безопасности стран - его участниц и поддержания мира в Европе. Договор состоит из преамбулы и 11 статей. В соответствии с его условиями и Уставом ООН государства – участники Варшавского договора обязались воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или её применения, а в случае вооружённого нападения на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению государствам немедленную помощь всеми средствами, какие представятся им необходимыми, включая применение вооруженные силы. Члены Организации Варшавского договора обязались действовать в духе дружбы и сотрудничества в целях дальнейшего развития и укрепления экономических и культурных связей между собой, следуя принципам взаимного уважения независимости, суверенитета и невмешательства во внутренние дела друг друга и других государств. Предусмотрены взаимные консультации участников Варшавского договора по всем важным международным вопросам затрагивающим их общие интересы. Для проведения консультаций и рассмотрения вопросов, возникающих в связи с осуществлением Варшавского договора, создан Политический консультативный комитет (ПКК). На практике сложилось, что в ПКК представлены все государства – участники Варшавского договора на самом высоком уровне. Срок действия Варшавского договора – 20 лет с автоматическим продлением его на 10 лет для тех государств, которые за год до истечения срока не передадут правительству Польши заявление о денонсации Варшавского договора. Он открыт для присоединения других государств, независимо от их общественного и государственного строя. Варшавский договор утратит силу в случае создания в Европе системы коллективной безопасности и заключения с этой целью общеевропейского договора.

Для обеспечения эффективной защиты от возможной агрессии участники Варшавского договора приняли решение о создании Объединённого командования вооружёнными силами ОВС.

Объединённое командование и штаб ОВС обеспечивают взаимодействие вооружённых сил и укрепления обороноспособности стран – участниц Варшавского договора. В этих целях они проводят совместные командно-штабные и войсковые учения, и маневры на территории этих стран. Совместные учения и маневры союзных армий проводились на территории всех входящих в него стран. К числу наиболее крупных относятся учения под кодовыми названиями: «Октябрьский штурм» (1965), «Днепр» (1967) «Север» (1968) … «Братство по оружию» (1970) и др.

На совещаниях ПКК и др. совещаниях стран – участниц Варшавского договора их представители обсуждали важнейшие вопросы международных отношений и совершенствования организации Варшавского договора, а также неоднократно выступали с инициативами по разрядке международной напряжённости. Был создан также Военный совет Объединенных вооружённых сил. Неоднократно созывались в рамках Варшавского договора совещания министров иностранных дел, министров обороны и их заместителей.

Уже на первом (Пражском) заседании ПКК (1956г) государства – участники Варшавского договора выступили с предложениями, предусматривавшими замену существующих в Европе военных группировок системой коллективной безопасности, установление зон ограничения и контроля над вооружениями и т.д.

На Московском заседании ПКК (1958г.) была принята Декларация, в которой предлагалось заключить пакт о ненападении между государствами – участниками Варшавского договора и членами НАТО.

В принятой на заседании ПКК в Москве (1960) Декларации союзные государства одобрили решение Советского правительства в одностороннем порядке отказаться от ядерных испытаний при условии, что западные державы также не возобновят ядерных взрывов, и призвали создать благоприятные условия для завершения выработки договора о прекращении испытаний ядерного оружия.

На Варшавском совещании ПКК (1965г.) обсуждалось положение, сложившееся в связи с планами создания многосторонних ядерных сил НАТО, а также рассмотрены защитные меры на случай осуществления этих планов.

Наиболее полно миролюбивая программа государств – участников Варшавского договора была сформулирована в Декларации об укреплении мира и безопасности в Европе, принятой на совещании ПКК в Бухаресте (1966г.). Развёрнутая в Декларации программа достижения европейской безопасности предусматривала, в частности, наряду с решением других важных вопросов, развитие добрососедских отношений между всеми европейскими государствами на основе принципов мирного сосуществования государств с различным общественным строем; частичные меры по военной разрядке на европейском континенте; исключение возможности допуска ФРГ к ядерному оружию в какой бы то ни было форме; признание реально существующих границ в Европе и т.д. Для обсуждения вопросов обеспечения безопасности в Европе и налаживания общеевропейского сотрудничества государства – участники Варшавского договора предложили созвать общеевропейское совещание.

Участники Бухарестского совещания, а также совещания ПКК в Софии (1968г.) решительно осудили вооружённую интервенцию американского империализма во Вьетнаме и подтвердили свою поддержку освободительной борьбы вьетнамского народа. На Софийском совещании состоялся также обмен мнениями по проблеме нераспространения ядерного оружия.

Будапештское совещание ПКК, наряду с рассмотрением вопросов по укреплению и совершенствованию военной организации Варшавского договора, уделило большое внимание вопросам европейской безопасности и приняло Обращение ко всем европейским странам относительно подготовки и проведения общеевропейского совещания с целью найти пути и средства, ведущие к ликвидации раскола Европы на военные группировки и осуществлению мирного сотрудничества между европейскими государствами и народами, к созданию прочной системы коллективной безопасности.

Идея Будапештского совещания ПКК о созыве общеевропейского совещания получила дальнейшее развитие на совещании министров иностранных дел стран – участниц Варшавского договора. Министры иностранных дел предложили провести совещание в Хельсинки. В повестку дня совещания они рекомендовали два вопроса: об обеспечении европейской безопасности и об отказе от применения силы или угрозы её применения во взаимных отношениях между государствами в Европе; о расширении торговых, экономических и научно – технических связей на равноправных началах, направленных на развитие политического сотрудничества между европейскими государствами.

Позиция стран – участниц Варшавского договора, направленная на укрепление безопасности и развития мирного сотрудничества в Европе, была вновь подтверждена на Берлинском совещании. Участники Берлинского совещания отметили огромное значение для судеб европейского мира признания существующего положения в Европе, сложившегося в итоге 2 – й мировой войны, указали на важность заключения договора между СССР и ФРГ.

Участники совещания подтвердили свою готовность оказывать и впредь решительную поддержку подвергшимся агрессии народам Индокитая и арабским народам, в том числе арабскому народу Палестины, и вновь указали на необходимость политического урегулирования в Индокитае и на Ближнем Востоке.

В связи с агрессией колонизаторов против Гвинейской Республики участники Берлинского совещания потребовали положить конец империалистическим провокациям против независимых народов Африки.

Предложения, выдвинутые государствами – участниками Варшавского договора, находятся в центре внимания всех европейских народов. Эти предложения, как и вся деятельность Организации Варшавского договора, свидетельствуют о подлинном миролюбии её участников и их заботе о поддержании мира и безопасности в Европе.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

2 сентября 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии, и Вторая Мировая война окончательно завершилась. Однако мир на земле не наступил…

Союзники по антигитлеровской коалиции представляли собой трехстороннюю коалицию, в которой каждый участник вносил свою лепту в общее дело, однако являлся самостоятельной фигурой со своими амбициями, намерениями, принципами. С падением общего врага на первый план вышли личные представления о послевоенном мире и своей роли в нем. Британия оказалась слишком ослаблена для проведения полностью самостоятельной политики и была вынуждена в значительной мере идти в кильватере политики американской. Таким образом послевоенное устройство определялось волей двух гигантов – СССР и США.

Встреча на Эльбе. До начала Холодной Войны меньше года…

Соединенные Штаты видели себя безусловным лидером и первой державой мира. Надо сказать, они имели к тому все основания – пожалуй единственная из всех участников, Америка вышла из войны, обеспечив себе пресловутый «мир лучше довоенного». Около половины мировой экономики контролировалось США напрямую, а также с помощью займов, инвестиций, долговых обязательств. Америка не намеревалась никому уступать и тем более ни с кем делиться. Однако советские лидеры совершенно не собирались признавать чье-либо верховенство и становиться ведомым. Они полагали, что Советский Союз заплатил слишком высокую цену за войну, развязанную не им, а потому не может и не должен становиться второй скрипкой в чужом оркестре.

Этот конфликт интересов носил принципиальный характер и, с учетом естественных проблем взаимного недоверия и коммуникации, вероятно не имел приемлемого для обеих сторон решения. Менее чем через год после завершения войны (22 февраля 1946) советник посольства США в СССР Джордж Фрост Кеннан отправил на родину так называемую «Длинную телеграмму», где в восьми тысячах слов обосновывал необходимость жесткой «ястребиной» политики в отношении СССР. Телеграмма обрела масштабный резонанс и получила очень широкое распространение.

И наконец, о неизбежном конфликте было заявлено открыто персоной, чье слово имело настоящий вес.


Уинстон Черчилль и Гарри Трумэн. Фултон, 5 марта 1946г.

За исключением Британского Содружества и Соединенных Штатов, где коммунизм находится в стадии младенчества, коммунистические партии, или пятые колонны, представляют собой все возрастающий вызов и опасность для христианской цивилизации. Все это тягостные факты, о которых приходится говорить сразу же после победы, одержанной столь великолепным товариществом по оружию во имя мира и демократии. Но было бы в высшей степени неразумно не видеть их, пока еще осталось время.

Формально на тот момент английский политик не занимал сколь-нибудь существенных постов, он был лидером оппозиции, посетившим Штаты как сугубо частная персона. Однако речи деятелей такого уровня не произносятся всуе, и заинтересованные люди по обе стороны Атлантики поняли ее смысл совершенно правильно. Ответ Сталина не заставил себя ждать, он был столь же неофициален по форме, но также однозначен.


Сталин и Черчилль, еще союзники

Вопрос. Как Вы расцениваете последнюю речь господина Черчилля, произнесенную им в Соединенных Штатах Америки?

Ответ. Я расцениваю ее как опасный акт, рассчитанный на то, чтобы посеять семена раздора между союзными государствами и затруднить их сотрудничество.

Ответ. Безусловно, да. По сути дела, господин Черчилль стоит теперь на позиции поджигателей войны. И господин Черчилль здесь не одинок, - у него имеются друзья не только в Англии, но и в Соединенных Штатах Америки.

Интервью И.В. Сталина газете «Правда» о речи Черчилля в Фултоне, 14 марта 1946г.

Однако между словами и делами есть определенная разница. Фактическим завершением эпохи шаткого примирения можно считать Блокаду Западного Берлина 1948–49гг. Попутно 11 июня 1948 года США приняли так называемую «Резолюцию Ванденберга» - официальный отказ США от практики неприсоединения к военно-политическим блокам за границами Западного полушария в мирное время. 14 января 1949 г. представители госдепартамента США открыто заявили о том, что ранее все же скорее читалось между строк или просачивалось из закрытых источников - о существовании угрозы для безопасности Западной Европы. Стало очевидно, что бывшие союзники стали в полном смысле «бывшими». Так, совсем недавно завершив Вторую мировую, мир двинулся к третьей.


27 октября 1951 знаменитый американский журнал Collier’s в специальном выпуске на 132 страницах расписал план третьей мировой войны и последующей оккупации СССР «силами демократии», прежде всего США - с точным указанием дат, поводов, событий, даже настроений людей на бывших советских территориях.

Технически блок НАТО был создан 4 апреля 1949 года, с весьма жесткими формулировками, особенно в статье пятой, согласно которой страны-участницы должны были оказывать друг другу военную помощь незамедлительно и так, как если бы нападению подверглись они сами. Практически же вначале он представлял собой скорее декларацию, и даже привычное название обрел лишь в сентябре 1951 года. Союз начинался как своего рода фикция, глобальная декларация о намерениях. Однако через два года после основания Тhе North Atlantic Treaty Organisation в ее распоряжении уже имелась развитая администрация, объединенное командование и контингенты различных родов войск, проводились работы по стандартизации вооружения, организации учений и т.д. Политико-правовой фантом очень быстро обрастал плотью.

Естественно, СССР и его союзники не могли проигнорировать изменение баланса сил и возникновения новой угрозы. Тем более, что несмотря на абстрактность определения будущего врага, основатели НАТО не делали секрета – против кого направлен новый военный союз. Видимо последней каплей стали события октября-декабря 1954, когда на сессиях совета НАТО было принято и юридически оформлено разрешение на ремилитаризацию ФРГ. Призрак вооруженной Германии снова вставал посреди Европы.


Подписание Варшавского договора, 1955г.

Ответ последовал 14 мая 1955 г. на Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе. Руководители СССР, ГДР, Польши, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Румынии и Албании подписали «Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи», сроком на 30 лет (в 1985 году договор был продлен еще на 20 лет). Договор вступил в силу 4 июня 1955 года, и рождение нового военно-политического блока состоялось. Формулировка Варшавского Договора относительно взаимной защиты была не столь жесткой, как в основополагающих документах Североатлантического Альянса, однако суть от этого не менялась. Теперь вооруженные силы НАТО были уравновешены адекватной мощью Организации Варшавского Договора с восточной стороны железного занавеса. Во всяком случае – формально уравновешены, потому что исход гипотетического столкновения двух титанов так и остается неразрешимой загадкой.

Опорным стержнем ОВД безусловно являлся СССР. Языком командования был русский язык. Вся основная документация ОВД также велась на русском. Из пяти Главнокомандующих Объединёнными вооружёнными силами стран-участниц Варшавского договора четверо были маршалами Советского Союза (и один генерал армии); из шести начальников штаба Объединённых вооружённых сил все – генералы армии СССР.

Иван Степанович Конев, первый командующий объединёнными вооружёнными силами стран ОВД

Алексей Иннокентьевич Антонов, первый начальник штаба объединённых вооружённых сил стран ОВД

Формально в структуру организации входили также органы, не связанные напрямую с планированием и ведением военных действий. Например, Политический консультативный комитет, объединявший партийных руководителей и министров с целью выработки общей стратегии и отношения к мировым событиям/угрозам. Однако также, как и западный противник, Организация Варшавского договора была в первую и главную очередь орудием войны. Возможной войны.

НАТО и ОВД

Объединённые Вооружённые Силы комплектовались и снабжались из состава ВС отдельных стран-участниц ОВД. Этот процесс был упорядочен и согласовывался двусторонними договорами между правительством СССР и правительствами остальных стран-участников. Здесь, как и в советской экономике, действовали «пятилетки» - договоры обновлялись обычно раз в пять лет, сообразно с планами (опять же пятилетними) развития ВС отдельных стран. Поскольку предполагалось, что возможные военные действия не начнутся «сразу вдруг», в мирное время Объединённые Вооружённые Силы содержали только наиболее подготовленные воинские части. Например, в Войске Польском это были Войска ПВО страны и части 1-го оперативного эшелона в полном составе. В случае же начала войны (согласно протоколам от 1955 года) Польше надлежало «выставить» Польский Фронт из трёх общевойсковых армий и одной воздушной армии, который ориентировался на прикрытие правого фланга главной ударной группировки Советской Армии, а также прикрытия морского побережья от возможных десантов НАТО.

От вооруженных сил СССР в мирное время выделялись четыре Группы войск, располагавшиеся на территории ГДР, Чехословакии, Венгрии, Польши. В середине 80-х годов общая численность этих группировок составляла более полумиллиона служащих Советской Армии.


Бойцы ННА ГДР и СА СССР. 1960-е годы

Что касается доктрины и в целом практических планов ОВС ОВД на случай глобального конфликта, то здесь мы, к сожалению, сталкиваемся с одной большой неизвестностью… Эти данные в массе своей продолжают оставаться засекреченными. В целом можно сказать, что первоначально вооруженные силы ОВД ориентировались на стратегическую оборону. Учитывая понесенный в ходе предыдущей войны ущерб, а также отставание в ядерном потенциале, иного ждать не приходилось. Кроме того, первые 4–5 лет Варшавский Договор, как и НАТО в начале существования, представлял собой скорее политическую декларацию, а военные структуры создавались уже по ходу дела.

Однако в 60-х и далее, по мере наращивания возможностей и ядерных арсеналов, акценты начинают меняться. Сначала (на примере Чехословакии) задачи по жестким наступательным действиям «обкатываются» на учениях. Уже в 1960-м ЧНА «ведет» стратегическое наступление на Запад с задачей к четвертому дню достигнуть рубежа Штутгарт - Дахау. А в следующем году на учениях уже отрабатывается выход к Франции, на линию Дижон – Лион. И в 1964-м оперативное планирование ЧНА приводится в соответствие с отрабатываемыми на учениях задачами.


«Молодая поросль» ОВД

Учитывая немногочисленные сведения, находящиеся в открытом (или относительно открытом) доступе, например, рассекреченные польские материалы, а также приведенный выше чехословацкий опыт, можно заключить, что ВС ОВД совершенно не комплексовали относительно масштаба и размаха возможных военных действий. Цели предполагалось достигать масштабными фронтовыми операциями, стратегическим наступлением на территорию противника. Применение ЯО постулировалось только как ответная мера или упреждающий прием в случае явственной угрозы вражеского нападения (впоследствии был декларирован отказ от упреждающего применения, ЯО объявлялось только средством ответного удара).

Но в целом тема практических военных планов ОВД еще ждет своего исследователя…


Материалы учений «Гранит-74», начальный период войны над ГДР. Первый удар НАТО. Реальный полет самолетов для обозначения «противника» показан стрелами из воздушного пространства ПНР.


Гранит-74. Советская схема реальных полетов самолетов, обозначавших «противника»

История Варшавского договора выдалась не очень длинной и (наверное, к счастью) скудной на яркие события. По иронии судьбы структура, которая должна была сразиться с мировым империализмом, известна главным образом «полицейской» операцией по усмирению мятежа внутри социалистической коалиции. Впрочем, события в Чехословакии 1968 года – это тема для совершенно отельной и очень любопытной беседы…

По мере того, как снижался накал противоборства двух непримиримых титанов, советское руководство видело все меньше смысла в содержании громоздкой милитаризованной структуры. Объединенные вооруженные силы все более казались пережитком уходящих времен и бесполезной нагрузкой на армию и экономику. А после падения Берлинской стены и быстрого – на грани бегства - вывода советских войск из Германии, существование организации окончательно утратило всякий смысл.

1 июля 1991 года был подписан Протокол о прекращении действия Договора. История ОВД закончилась вместе с историей СССР.


Последняя встреча руководителей военных структур Варшавского договора, 1991г.

Однако Россия продолжила свое существование. И мир остался прежним – в нем все также хватает вызовов, противников, и возможных союзников. Увидим ли мы РФ во главе или по крайней мере в составе нового военно-политического объединения, сравнимого по масштабу с ОВД? Возможно… Будущее покажет.

14 мая 1955 г. в Варшаве на совещании глав правительств Бол­гарии, Венгрии, Германской Демократической Республики (ГДР), Польши, Румынии, СССР, Чехословакии и Албании1 был подпи­сан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, во­шедший в историю как Варшавский Договор. Он был рассчитан на 20 лет, а для тех участников, которые за год до истечения срока не заявят о его денонсации, Договор оставался в силе еще на 10 лет. В 1985 г. высшие государственные деятели стран - участ­ниц Варшавского Договора подписали в Варшаве протокол о про­длении срока действия Договора еще на 20 лет с возможностью со­хранить его силу и на последующие 10 лет.

Целью Варшавского Договора явилось принятие мер по обес­печению своей безопасности и поддержанию мира в Европе. В со­ответствии с Уставом ООН договаривающиеся стороны обязыва­лись воздерживаться от угрозы применения силы и разрешать международные споры мирными средствами.

Высшим политическим органом Организации Варшавского Договора (ОВД) стал Политический Консультативный Комитет (ПКК). Он рассматривал общие вопросы, относящиеся к укрепле­нию обороноспособности и к организации Объединенных воору­женных сил (ОВС), которые составляли основу военной организа­ции ОВД.

В Объединенное командование входили Главнокомандующий ОВС, начальник Штаба ОВС, заместители Главнокомандующего. Первым Главнокомандующим ОВС стал Маршал Советского Со­юза И. С. Конев (1955-1960).

Контингента войск и сил, выделяемых каждой страной в со­став ОВС, в мирное время оставались в подчинении своих нацио­нальных командований, а их деятельность регламентировалась со­ответствующими законами, положениями и воинскими уставами своих стран. При начале агрессии выделенные войска и силы предназначались для ведения совместных действий в составе коа­лиционных группировок.

Штаб ОВС был образован в мае 1955 г. Он первоначально со­стоял только из советских генералов и офицеров и до 1969 г. со­ставлял структурное подразделение Генерального штаба ВС СССР. Первым начальником Штаба ОВС являлся генерал армии А. И. Антонов (1955-1962). В 1969 г. был создан самостоятель­ный Штаб ОВС, ставший рабочим органом Комитета минист­ров обороны (КМО) ОВД.

С согласия правительств государств-участников ОВД в союз­ные армии были направлены представители Главнокомандующего ОВС. На эти должности назначались видные советские военачаль­ники, которые оказывали национальным командованиям помощь в подготовке войск (сил), выделенных в состав ОВС, и являлись связующим звеном между Объединенным и национальными командованиям и.

Структура органов ОВД и ОВС с расширением и углублением сотрудничества союзных стран постоянно совершенствовалась. 17 марта 1969 г. в Будапеште на совещании ПКК были утверждены Положение о Комитете министров обороны, новое Положение об Объединенных вооруженных силах и Объединенном командова­нии, а также Положение о Военном совете, соглашение об орга­низации единой системы ПВО и другие документы.

В состав КМО вошли министры обороны союзных государств, Главнокомандующий и начальник Штаба ОВС. Это был консуль­тативный орган, который вырабатывал рекомендации и предложе­ния по военным вопросам общего характера и вносил их на рас­смотрение ПКК или правительств союзных стран.

В новом Положении об Объединенных вооруженных силах на­шли отражение политические и военные обязательства союзных го­сударств, основные права и обязанности национальных командова­ний в отношении своих войск (сил), выделенных в состав ОВС, а также основы планирования оперативного использования войск.

В связи с этим значительно возросли роль и состав Штаба ОВС, расширился и круг решаемых им задач. Штаб ОВС стал ком­плектоваться за счет генералов, адмиралов и офицеров союзных армий по принципу пропорционального представительства, что в большей степени соответствовало новым требованиям.

Для организации и руководства системой противовоздушной обороны государств-участников ОВД был назначен заместитель Главнокомандующего ОВС по ПВО - командующий Единой сис­темой ПВО стран Варшавского Договора Маршал Советского Со­юза П. Ф. Батицкий (1969-1978).

Начал действовать Технический комитет ОВС, предназначенный для решения задач, связанных с развитием и совершенствованием вооружения и военной техники, их стандартизацией и унификацией. Комитет комплектовался из представителей всех союзных армий. Его возглавил заместитель Главнокомандующего ОВС по вооруже­нию генерал-лейтенант И. В. Степанюк (1969-1975).

Для обеспечения более широкого участия руководящего соста­ва министерств обороны государств-участников ОВД в коллек­тивном обсуждении принципиальных вопросов развития ОВС был учрежден Военный совет в составе: Главнокомандующий ОВС, начальник Штаба ОВС и заместители Главнокомандующего ОВС от союзных армий, командующий Единой системой ПВО, начальник Технического комитета и секретарь Военного совета.

В дальнейшем структура руководящих органов ОВС существен­но не менялась и лишь решением ПКК от 23 ноября 1978 г. были введены должности заместителей Главнокомандующего ОВС: по ВВС - генерал-полковник авиации А. Н. Катрич (1978-1986), по ВМФ - адмирал В. В. Михайлин (1978-1983). Таким образом, ОВС стали в себя включать не только сухопутные войска и войска противовоздушной обороны, но и военно-воздушные силы, воен­но-морские флоты.

Восточноевропейские страны, союзные СССР, располагали ар­миями, которые имели как общие черты, так и своеобразие, обу­словленное спецификой национального военного строительства.

Болгарская народная армия. Строительство Болгар­ской народной армии (БНА) осуществлялось в соответствии с по­ложениями национальной военной доктрины. В состав БНА вхо­дили: сухопутные войска; войска ПВО и ВВС; ВМФ. В Болгарии также имелись пограничные, строительные и железнодорожные войска.

Комплектование БНА осуществлялось в соответствии с законом о всеобщей воинской службе, согласно которому все граждане страны, достигшие 18 лет и годные по состоянию здоровья, призы­вались на действительную военную службу сроком на 2 года.

Офицерские кадры для БНА готовились в военно-учебных за­ведениях. Младший командный состав для всех видов ВС и родов войск готовили сержантские средние училища, а офицеров запа­са - специальная школа.

Венгерская народная армия (Венгерские оборо­нительные силы). Венгерская народная армия (ВНА) состоя­ла из Сухопутных войск, ВВС и Войск ПВО страны. Воинская обязанность распространялась на всех граждан Венгерской На­родной Республики мужского пола в возрасте от 18 до 55 лет. Срок действительной срочной военной службы составлял 18 месяцев. Срок военной службы офицеров и генералов - до 60 лет.

Личный состав ВНА подразделялся на рядовых, сержантов, под-офицеров, прапорщиков, офицеров и генералов. Сержанты, как правило, готовились из лиц срочной службы в учебных подразде­лениях частей, и по окончании службы им предоставлялось право заключать договор на сверхсрочную службу. Подофицерский со­став комплектовался из лиц, избравших военную службу своей профессией и прошедших специальную подготовку на учебных базах видов и родов войск. Офицерский корпус готовился в вы­сших общевойсковом, инженерном и авиационном училищах. Свои знания офицеры всех родов войск повышали в Военной ака­демии имени Миклоша Зриньи.

Национальная народная армия Германской Де­мократической Республики. В состав Национальной на­родной армии (ННА) входили 3 вида вооруженных сил: сухопут­ные войска, ВВС и войска ПВО, народный ВМФ. Они в свою очередь подразделялись на рода войск, специальные войска и службы.

Всеобщая воинская обязанность распространялась на всех граждан республики - мужчин в возрасте от 18 до 50 лет. При мо­билизации и в военное время на службу могли быть призваны и женщины в возрасте от 18 до 50 лет.

Военнослужащие ННА подразделялись на категории: военно­служащие срочной военной службы; солдаты, унтер-офицеры сверхсрочной службы и офицеры, служившие в армии по контрак­ту; кадровые унтер-офицеры, прапорщики и офицеры.

Будущие офицеры получали образование в высших военных училищах. Главным военно-учебным заведением ГДР являлась Военная академия имени Фридриха Энгельса в Дрездене. Значи­тельная часть офицеров ННА обучалась в советских военно-учеб­ных заведениях.

Войско Польское. В своем составе Войско Польское име­ло: сухопутные войска; войска ВВС и ПВО страны; ВМФ. Терри­тория страны была разделена на 3 военных округа: Поморский, Сленский и Варшавский.

Согласно закону о всеобщей обязанности по обороне 1967 г. граждане Польши, достигшие 19-летнего возраста, призывались на 2 года. Войско Польское располагало высококвалифицирован­ными военными кадрами.

К числу кадрового состава армии относились: сержанты (под-офицеры); хорунжие (прапорщики); офицеры; генералы. Кадро­вый состав ВМФ подразделялся на младших и старших подофице-ров, хорунжих ВМФ, офицеров ВМФ и адмиралов.

Офицерский состав Войска Польского готовился в 4 военных академиях, 8 высших офицерских училищах с 4-летним курсом обучения и центрах подготовки и совершенствования военных кадров, а подофицерский состав - в профессиональных подофи-церских училищах по видам ВС и родам войск. Часть офицеров Войска Польского проходила подготовку в военных учебных заве­дениях Советского Союза, ГДР, ЧССР и ВНР.

Армия Румынии. ВС Румынии являлись основой национа­льной системы обороны государства. В подчинении министерства национальной обороны находились: сухопутные войска; войска ПВО страны; ВВС; ВМФ.

Личный состав армии подразделялся на военнослужащих срочной службы; военнослужащих с сокращенным сроком службы; постоян­ные кадры, которые включали: корпуса офицеров, военных мастеров, подофицеров, а также служащих армии, курсантов военных училищ.

Чехословацкая народная армия (ЧНА). В ее состав входили сухопутные войска, ВВС и войска ПВО страны. Террито­рия страны в военно-административном отношении делилась на 2 военных округа - Западный и Восточный.

ЧНА комплектовалась в соответствии с принятым в стране за­коном о всеобщей воинской обязанности. Порядок прохождения службы в основном был таким же, как и в других армиях стран ОВД. Студенты вузов призывались на срочную службу после окончания учебы.

Офицерские кадры для командных, технических и тыловых должностей готовились в военных академиях и высших военных школах. Корпус прапорщиков комплектовался военнослужащи­ми, окончившими средние военные школы или специальные кур­сы, а также сверхсрочниками и военнообязанными запаса с об­щим средним образованием.

В рамках ОВД осуществлялось скоординированное планирова­ние развития ВС стран-участниц, проводились совместные уче­ния и маневры. Военное содружество социалистических стран было не беспроблемным. В 1956 г. советские войска, размещен­ные в Венгрии и введенные из приграничных военных округов, участвовали в подавлении в Будапеште и других городах страны вооруженного восстания прозападных групп населения, недовольных политикой правящей Венгерской партии трудящих­ся. В 1968 г. разразился политический кризис в Чехословакии, для преодоления которого в страну были введены войска других стран-участниц Варшавского Договора (СССР, Болгарии, Венг­рии, ГДР и Польши).

В связи с происходившими на рубеже 90-х гг. XX в. глубокими переменами в СССР и Восточной Европе государства-участники Варшавского Договора в ходе московского совещания ПКК 7 июня 1990 г. решили упразднить военные органы и структуры ОВД к 31 марта 1991 г. В Будапеште 25 февраля 1991 г. состоялось внеочередное и последнее совещание ПКК ОВД, на котором еди­ногласно был принят и подписан Протокол о прекращении дейст­вия военных соглашений, заключенных в рамках ОВД, и упразд­нении его военных структур с 31 марта 1991 г.