Куликовская битва (1380 г.). День воинской славы россии

Страшные бедствия принесло татаро-монгольское иго на русскую землю.

Но во второй половине XIV в. начался распад Золотой орды, где фактическим правителем становится один из старших эмиров - Мамай.

В то же время на Руси шел процесс образования сильного централизованного государства путем объединения русских земель под властью Московского княжества.

Усиление Московского княжества встревожило Мамая. В 1378 г. он послал на Русь сильное войско под командованием мурзы Бегича.

Войско князя Московского Дмитрия Ивановича встретило ордынцев на реке Воже и наголову разбило их.

Мамай, узнав о поражении Бегича, стал готовиться к большому походу на Русь. Он вступил в союз с великим князем литовским Ягайло и рязанским князем Олегом. Летом 1380 г. Мамай начал поход.

Недалеко от места впадения реки Воронеж в Дон ордынцы разбили свои станы, и, кочуя, ожидали вестей от Ягайло и Олега.

Князь Дмитрий решил разгромить полчища Мамая до подхода к ним войска Ягайло, чтобы не допустить вторжения врага в глубь русской земли.

Утром 8 (21) сентября, после поединка русского воина инока А. Пересвета с монгольским богатырем Челубеем, которые замертво рухнули с коней пронзенные копьями, разгорелась ожесточенная битва. Лично Дмитрий Иванович сражался в первых рядах своих войск.

В течение трех часов войско Мамая (свыше 90 - 100 тыс. человек) безуспешно пыталось прорвать центр и правое крыло русской рати (50 - 70 тыс. человек), которая отразила натиск врага. Тогда он всеми силами обрушился на левый фланг и начал теснить русских воинов. Мамай ввел в намечавшийся прорыв весь свой резерв. И в этот момент в тыл прорвавшейся конницы противника ударил Засадный полк. Враг не выдержал неожиданного удара и стал отходить, а затем пустился в бегство.

Дружины русских преследовали его на протяжении 30 - 40 км. Войско Мамая было полностью разгромлено. Отряды Ягайло, узнав о победе русских, скорым маршем вернулись в Литву.

Битва на Куликовом поле серьезно подорвала военное могущество Золотой Орды и ускорила ее последующий распад. Она способствовала дальнейшему росту и укреплению русского единого государства, подняла роль Москвы как центра объединения.

Видеоматериалы по теме

Куликовская битва

Учебная фильмотека СССР

Битва на Куликовом поле

«Битва на Куликовом поле» - «Школфильм» 1982г. (00:05:00 черно-белый). Режиссер монтажа – С. Загоскина.

Фильм построен на статичном документальном материале, русских летописях. Форма изложения - своеобразный рассказ летописца, который несколько раз появляется на экране. В конце фильма показано Куликово поле с вертолёта: общий вид и изображение памятника Дмитрию Донскому.

Фрагмент смонтирован по материалам фильма: «На поле Куликовом» (ЦСДФ). Видео: 49,5 МВ, 1269 кбит/сек. Аудио: 101 кбит/сек.

Икона Дмитрия Донского

Великого благоверного князя Дмитрия Ивановича Донского канонизировали в лике Святых в 1988 году - в честь тысячелетней годовщины крещения Руси его великим предком, Святым Владимиром Крестителем. Святой Дмитрий Донской в историю России вошёл как успешный продолжатель объединения земель и княжеств вокруг Московского княжества. Кроме того, в истории Российского государства навсегда останется память о Куликовской битве, где Святой Дмитрий Донской и его войска дали отпор войскам Золотой Орды, положив тем самым начало освобождения Руси от татаро-монгольского ига. На иконе благоверного князя Дмитрия Донского Святой изображается в богатом княжеском одеянии, с мечом в одной руке и смиренно поднятой другой рукой, застывшей в жесте "ладонь праведника". Тем самым раскрывается характер Святого Дмитрия - он почитал Христа и был великим воином.

Отцом Дмитрия был Иван Второй Красный Рюрикович, правнук великого воина, мудрого дипломата и успешного правителя - государственника Александра Невского. Иван Красный умер когда Дмитрию Донскому было девять лет. На маленького мальчика свалилась огромная ответственность - ему предстояло управлять Московским княжеством, набиравшим силу и ставившего себе целью подмять под себя все другие княжества. Как показывают исторические хроники, на Дмитрия Ивановича Донского и принимаемые им решения с самых первых дней воцарения на княжеском престоле сильно влияли Святой чудотворец Киевский митрополит Алексий и честолюбивые московские бояре. В это время внутри Золотой Орды, которой княжества Руси платили дань, началась так называемая "великая замятня" - междоусобная борьба между наследниками и родственниками за ханство, начавшаяся со смертью Бердибека, вылившаяся в частую смену правителей. В результате неявки представителей умершего Ивана Красного за получением ярлыка на княжение в Сарай - Бату, столице Золотой Орды, московское княжение получил Дмитрий Константиновичу, суздальского князя. Но влиятельнейшие московские бояре не желали сдавать свои главенствующие позиции, и в возрасте 11 лет Дмитрий Донской отправился вместе с ними за ярлыком на княжение. В тот момент ханская власть разделилась между сарайским ханом Мурадом и любимцем грозного Мамая Абдуллой. Воспользовавшись неразберихой в разграничении полномочий между двумя правителями, Дмитрий Донской и москвичи смогли получить княжеский ярлык на юного князя от первого из них, хана Мурада. Так Дмитрий Иванович стал московским князем. Через два года после получения ярлыка Дмитрий, его родной брат Иван и их двоюродный брат Владимир встали во главе войска, идущего войной на Владимир, где великокняжеский престол занял Дмитрий Суздальский. Оценив силу и численность московского воинства, суздальский князь уступил престол, практически не оказав никакого сопротивления. Мамай, не желая сдавать великокняжеский престол неподконтрольному ему Дмитрию Донскому, направил с послами ещё один ярлык на княжение для суздальского князя Дмитрия Константиновичу. Но тот смог продержаться всего лишь 12 дней, чуть меньше двух недель. Великокняжеский престол всё равно остался за Святым Дмитрием. Этот конфликт между Мамаем и Дмитрием Донским впоследствии обернулся тяжёлыми кровопролитными боями, усилением междоусобицы и разорением множества земель русских. Но для Руси, как свободного единого государства, дальнейшая история показала необходимость воцарения Дмитрия на великокняжеском престоле, пусть даже и путём усиления вражды с Золотой Ордой.

Когда Дмитрию исполнилось пятнадцать лет, он женился на дочери своего недавнего соперника Дмитрия Константиновича князя Суздальского, желавшего загасить конфликт между Москвой и Суздалем. Его жене, Евдокия Дмитриевна (известная в православии как преподобная Святая Евфросинья Московская), на момент венчания в Коломенской Воскресенской церкви, было всего лишь тринадцать лет. Несмотря на юный возраст обоих, брак был счастливым и плодотворным: У Дмитрия Ивановича и Евдокии родилось 12 детей. Крестником двух его детей стал преподобный Святой подвижник Сергий Радонежский, друживший с Киевским Патриархом Алексием. И Сергий и Алексий всю жизнь Дмитрия Донского сопровождали его, давая тому неоценимые советы и благославляя на судьбоносные поступки.

Все последующие годы Дмитрий Иванович, князь Московский, Суздальский и Владимирский провёл в делах единения Руси, подчинив за время своего княжения Новгородского, Нижегородского, Рязанского, Тверского, Галичского, Костромского, Стародубского князей. Помимо этого Святой Дмитрий выиграл несколько важных стычек у волжских булгар, остановил у Рязанской реки Вожа войска татаро-монгольского мурзы Бегича и выиграл самое важное сражение, навсегда вошедшее в историю России - Куликовскую битву.

К Куликовской битве Мамай, теневой правитель Орды, готовился два года. Предыдущий поход его мурзы Бегича закончился поражением татаро-монгол, необходима была передышка и пополнение войска. Отдых от завоеваний длился два года, за это время Мамай с помощью своих послов собрал в свои войска огромное число наёмников из кочевых племён Азии. Кроме того, Мамай договорился с литовским князем Владиславом Ягайло и Рязанским князем Олегом о встрече с их войсками на южном берегу Оки, откуда и планировалось всем скопом напасть на войска Святого Дмитрия.

Дмитрий Иванович, оповещённый разведчиками, собрал войска со всех подчинённых ему княжеств. На удивление, забыв о междоусобных распрях, все князья, кроме Олега Рязанского, объединились вокруг Дмитрия. Был составлен план: в Москве оставалась лишь небольшая часть воинства, резерв основных войск. Остальные войска перешли через Оку, и обойдя рязанские земли с запада, двинулись к Дону. Желая застать неприятеля врасплох, Дмитрий Иванович и его соратники форсировали Дон, выбравшись на другую сторону этой великой реки. Перед отправлением Святого Дмитрия и его воинство благословил преподобный Сергий Радонежский, напророчив победу. Вместе с войском отправились и два монаха - богатыря, Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Непосредственно перед битвой стоявшему в дозоре воину было видение: Святые страстотерпцы Борис и Глеб, вооружённые мечами и освещая себе путь зажжёнными свечами, напали на татаро-монгольских воинов, порубив их все до единого. В это же время во Владимире, пономарю церкви, где хранилась гробница Александра Невского было видение: два старца подняли из гроба великого полководца, чтобы помочь своему потомку в будущем кровопролитном сражении. Выйдя во двор, фигуры растворились в воздухе.

8 сентября 1380 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, в устье рек Дон и Непрядва, состоялась великая Куликовская битва. Наверняка каждый из Вас помнит картину Михаила Авилова к этой битве - "Битва Пересвета с Челубеем". Пересвет победил в этом одиночном поединке, выбив Челубея из седла. Но в итоге оба воина всё равно погибли, уже во время основного сражения. Судьба двух великих воинов стала иллюстрацией исхода Куликовской битвы - Русь победила, но ценой огромных потерь: из 150 000 человек в живых осталось только 40 000. Предания гласят, что Силы Небесные помогали русскому воинству в этой сече, ангелы, возглавляемые архистратигом архангелом Михаилом, вместе с княжескими богатырями разили огненными стрелами и мечами неприятелей. Сам Дмитрий, переодевшись в доспехи простого воина, в первых рядах сражался с врагом. После окончания битвы благоверного князя нашли оглушённого, лежащим под деревом. Доспехи на нём были разбиты, но сам он был цел. По случаю победы, донские казаки подарили Дмитрию образ Богоматери, позже названную Донской иконой Божией Матери. Самого великого князя с этого дня стали называть Донским - в честь реки, рядом с которой он выиграл столь важное сражение.

Истощённые войска Мамая вернулись домой, но место правителя уже занял потомок Чингизидов Тохтамыш. Мамаю пришлось скрываться у своих союзников генуэзцев в Восточном Крыму, где он и погиб от руки предателя. Новый хан потребовал от Дмитрия Донского платить дань, но великий князь, окрылённый победой на Куликовом поле, ответил отказом. Тохтамыш, собрав войска. двинулся на Москву. Войско Дмитрия было сильно истощено, поэтому совет князей принял решение сдать город. Тохтамыш сжёг Москву; её жителей, из числа тех, кто остался в живых, его воины увели в рабство. Оценив ситуацию, Святой Дмитрий направил к Тохтамышу "покаянное посольство", итогом которого стало установление нового размера дани Золотой Орды и закрепление наследственного Великокняжества за московскими князьями. Как и Святой Александр Невский, прапрадед Дмитрия Донского, благоверный князь оказался искуснейшим дипломатом.

К сожалению, повреждения, полученные Великим благоверным князем в ходе Куликовской битвы сказались на его здоровье. Он долго болел, и в 1389 году скончался, передав наследственную власть своему сыну Василию.

Иконе Святого Дмитрия Донского молятся с просьбой сохранить единство, отвести угрозы от семьи, оградить от нападения врагов, с просьбой укрепить веру. Дмитрий Донской, как и его знаменитый предок Александ Невский, покровитель людей военных профессий.

21 сентября отмечается День воинской славы России - День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве в 1380 году.

Куликовская битва – битва русских полков во главе с великим князем московским и владимирским Дмитрием Ивановичем и ордынским войском под началом хана Мамая 8 сентября 1380 на Куликовом поле (на правом берегу Дона, в районе впадения в него реки Непрядва), поворотный пункт в борьбе русского народа с игом Золотой Орды.

После поражения золотоордынских войск на реке Воже в 1378, ордынский тёмник (военачальник, командовавший «тьмою», то есть 10 000 войска), выбранный ханом, по имени Мамай решил сломить русских князей и усилить их зависимость от Орды. Летом 1380 он собрал войско, насчитывавшее ок. 100–150 тыс. воинов. Помимо татар и монголов, в нем имелись отряды осетин, армян, живших в Крыму генуэзцев, черкесов, и ряда других народов. Союзником Мамая согласился быть великий князь литовский Ягайло, войско которого должно было поддержать ордынцев, двигаясь по Оке. Другим союзником Мамая – по сообщению ряда летописей – был рязанский князь Олег Иванович. По данным других летописей, Олег Иванович лишь на словах выразил готовность союзничать, обещав Мамаю воевать на стороне татар, сам же немедленно предупредил русское воинство о грозящем соединении Мамая и Ягайло.

В конце июля 1380, узнав о намерениях ордынцев и литовцев воевать с Русью, московский князь Дмитрий Иванович обратился с призывом о сборе русских военных сил в столице и Коломне, и вскоре собрал рать, немногим меньшую войска Мамая. В основном в ней были москвичи и воины из земель, признавших власть московского князя, хотя ряд лояльных Москве земель – Новогорода, Смоленска, Нижнего Новгорода – не выразили готовности поддержать Дмитрия. Не дал своих «воев» и главный соперник князя московского – князь тверской. Проведенная Дмитрием военная реформа, укрепив ядро русского войска за счет княжеских конниц, дала доступ в число ратников многочисленным ремесленникам и горожанам, составившим «тяжелую пехоту». Пешие ратники, по распоряжению полководца, были вооружены копьями с узколистными наконечниками треугольной формы, плотно насаженными на длинные крепкие древки, либо метальными копьями с кинжаловидными наконечниками. Против пеших ордынцев (коих было немного) русские воины имели сабли, а для дальнего боя – обеспечены луками, шлемами-шишаками, металлическими наушиями и кольчужными бармицами (воротниками-оплечьями), грудь воина была прикрыта чешуйчатой, пластинчатой или наборной броней, комбинированной с кольчугой. Старые миндалевидные щиты были заменены круглыми, треугольными, прямоугольными и сердцевидными.

План похода Дмитрия состоял в том, чтобы, не дать хану Мамаю соединиться с союзником или союзниками, вынудить его переправиться через Оку или сделать это самим, неожиданно выйдя навстречу противнику. Благословение на исполнение замысла Дмитрий получил у игумена Сергия из Радонежского монастыря. Сергий предрек князю победу и, согласно легенде, послал с ним «на брань» двух иноков своей обители – Пересвета и Ослябю.

Из Коломны, где собралась многотысячная рать Дмитрия, он в конце августа дал приказ двигаться на юг. Стремительный марш русских войск (около 200 км. за 11 дней) не позволил силам противника соединиться.

В ночь с 7 на 8 августа, перейдя реку Дон с левого на правый берег по наплывным мостам из бревен и уничтожив переправу, русские вышли к Куликову полю. Тыл русских был прикрыт рекой – тактический маневр, открывший новую страницу в русской военной тактике. Князь Дмитрий довольно рискованно отрезал себе пути возможного отступления, но одновременно прикрыл с флангов свое войско реками и глубокими оврагами, затруднив осуществление обходных маневров конницы ордынцев. Диктуя Мамаю свои условия боя, князь расположил русские войска эшелонировано: впереди стоял Передовой полк (под командование князей всеволжских Дмитрия и Владимира), за ним – Большой из пеших ратей (командир – Тимофей Вельяминов), правый и левый фланги прикрывали конные полки «правой руки» (командир – коломенский тысяцкий Микула Вельяминова, брат Тимофея) и «левой руки» (командир – литовский князь Андрей Ольгердович). За этим основным войском встал резерв – легкая конница (командир – брат Андрея, Дмитрий Ольгердович). Она должна была встретить ордынцев стрелами. В густой дубраве Дмитрий приказал расположиться резервному Засадному полу под командованием двоюродного брата Дмитрия, серпуховского князя Владимира Андреевича, после битвы получившего прозвище Храбрый, а также опытного воинского воеводы боярина Дмитрия Михайловича Боброка-Волынского. Московский князь старался вынудить ордынцев, в первой линии которых всегда стояла конница, а в второй – пехота, к фронтальной атаке.

Битва началась утром 8 сентября (21 сентября по новому стилю) поединком богатырей. С русской стороны на поединок был выставлен Александр Пересвет – монах Троице-Сергиева монастыря, до пострижения – брянский (по др. версии, любечский) боярин. Его противником оказался татарский богатырь Темир-мурза (Челубей). Воины одновременно вонзили друг в друга копья: это предвещало большое кровопролитие и долгую битву. Едва Челубей упал из седла, ордынская конница двинулась в бой и быстро смяла Передовой полк. Дальнейший натиск монголо-татар в центре был задержан вводом в действие русского резерва. Мамай перенес главный удар на левый фланг и начал там теснить русские полки. Положение спас, вышедший из дубравы, Засадный полк серпуховского князя Владимира Андеевича, ударил в тыл и фланг ордынской коннице и решил исход битвы.

Предполагают, что мамаева рать была разгромлена за четыре часа (если сражение продолжалась с одиннадцати до двух часов дня). Русские воины преследовали ее остатки до реки Красивая Меча (50 км выше Куликова поля); там же была захвачена Ставка ордынцев. Мамай успел бежать; Ягайло, узнав о его поражении, также спешно повернул обратно.

Потери обеих сторон в Куликовской битве были огромными. Убитых (и русских, и ордынцев) хоронили 8 дней. В сражении пали 12 русских князей, 483 боярина (60% командного состава русского войска.). Князь Дмитрий Иванович, который участвовал в битве на передовой в составе Большого полка был ранен в ходе сражения, но выжил и получил в дальнейшем прозвище «Донской».

Куликовская битва вселила уверенность в возможности победы над ордынцами. Поражение на Куликовом поле ускорило процесс политического дробления Золотой Орды на улусы. Два года после победы на Куликовом поле Русь не платила ордынцам дани, что положило начало освобождению русского народа от ордынского ига, росту его самосознания и самосознания других народов, находившихся под игом ордынцев, укрепило роль Москвы как центра объединения русских земель в единое государство.

Память о Куликовской битве сохранилась в исторических песнях, былинах, повестях Задонщина, Сказание о Мамаевом побоище и др.). Созданное в 90-е 14 – первой половине 15 в. вслед за летописными повестями Сказание о Мамаевом побоище являет собой самое полное освещение событий сентября 1380. Известно более 100 списков Сказания, начиная с 16 и по 19 в., которые дошли в 4-х основных редакциях (Основная, Распространенная, Летописная и Киприановская). Распространенная содержит подробное изложение событий Куликовской битвы, каких нет в других памятниках, начиная с предыстории (посольство Захария Тютчева в Орду с дарами с целью предотвратить кровавые события) и о самой битве (участие в ней Новгородских полков и др.). Только в Сказании сохранились сведения о численности войск Мамая, описания приготовления к походу («упряжения») русских полков, подробности их маршрута на Куликово поле, особенности дислокации русских войск, перечисление князей и воевод, принимавших участие в сражении.

Киприановскя редакция выдвигает на первый план роль митрополита Киприана, в ней союзником Мамая назван (как это и было на самом деле) литовской князь Ягайло. В Сказании много из дидактической церковной литературы: и в рассказе о поездке Дмитрия и его брата Владимира к преподобному Сергею Родонежскому за благословением, и о молитвах жены Дмитрия Евдокии, которыми «были спасены» сам князь и их дети, и то, что в уста воеводы Дмитрия Боброка – Волынца вложены слова, что «крест есть главное оружие», и то, что московский князь «выполняет благое дело», которыми руководит Бог, а Мамай – тьму и зло, за которыми стоит дьявол. Этот мотив проходит через все списки Сказания, в котором князь Дмитрий наделен множеством положительных характеристик (мудрость, смелость, мужество, полководческий талант, отвага и т.д.).

Фольклорная основа Сказания усиливает впечатление от описания битвы, представляя эпизод единоборства перед началом битвы Пересвета с Челубеем, картину переодевания Дмитрия в одежду простого воина с передачей своих доспехов воеводе Михаилу Бренку, а также подвиги воевод, бояр, простых воинов (Юрка-сапожник и др.). В Сказании присутствует и поэтика: сравнение русских воинов с соколами и кречетами, описание картин природы, эпизоды прощания уходивших из Москвы к месту битвы воинов с женами.

В 1807 Сказание использовал русский драматург В.А.Озеров при написании трагедии Дмитрий Донской.

Первым памятником героям Куликовской биты стала церковь на Куликовом поле, собранная вскоре после битвы из дубов Зеленой дубравы, где был спрятан а засаде полк князя Владимира Андреевича. В Москве в честь событий 1380 были возведены церковь Всех Святых на Куличиках (ныне находится рядом с современной станцией метро «Китай-город»), а также Богородице-Рождественский монастырь, в те времена давший приют вдовам и сиротам ратников, полегших в Куликовской битве. На Красном холме Куликова поля в 1848 была сооружена 28-метровая чугунная колонна – памятник в честь победы Дмитрия Донского над Золотой Ордой (архитектор А.П.Брюллов, брат живописца). В 1913–1918 на Куликовом поле был выстроен храм во имя преп. Сергея Радонежского.

Куликовская битва нашла отражение и в картинах О.Кипренского – "Князь Донской после Куликовской битвы", "Утро на Куликовом поле", М.Авилова – "Поединок Пересвета и Челубея" и др. Тема славы русского оружия в 14 в. представлена кантатой Ю.Шапорина "Нa поле Куликовом". Широко отмечалось 600-летие Куликовской битвы. В 2002 учрежден Орден «За Служение Отечеству» в память св. в. кн. Дмитрия Донского и преподобного игумена Сергия Радонежского. Попытки препятствовать объявлению дня Куликовской битвы днем славы русского оружия, исходившие в 1990-е от группы татарских историков, мотивировавших свои действия желанием предотвратить формирование тем самым «образа врага», были категорически отвергнуты президентом Татарстана М.Шаймиевым, подчеркнувшим, что русские и татары давно «собраны в едином Отечестве и они должны взаимно уважительно относится к страницам истории боевой славы народов».

В русской церковной истории победа на Куликовом поле стала со временем чествоваться одновременно с праздником Рождества Пресвятой Богородицы, отмечаемом ежегодно 21 сентября (8 сентября по старому стилю).

Победа русских полков в Куликовской битве – поворотный момент в борьбе русского народа против иноплеменного нашествия, длившегося не одну сотню лет и названного историками татаро-монгольским игом. Историческое значение победы на Куликовом поле невозможно переоценить. Именно эта победа положила начало подлинному политическому, экономическому и духовному объединению русских княжеств, всего народа, которое стало залогом появления единого русского государства и его дальнейшему утверждению в качестве одной из ключевых европейских, а затем и мировых держав.

Узнав о движении неприятельского войска во главе с Мамаем к Москве, князь Димитрий Иванович обратился к другим русским князьям с призывом объединить усилия для отпора ордынцам. Сбор русских полков был назначен в Коломне, в состав объединённого войска вошли представители абсолютного большинства уделов тогдашней Руси. На битву с врагом войско благословил преподобный Сергий Радонежский и дал князю Димитрию в подкрепление двух своих иноков – Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю), облачённых не в доспехи и латы, а в обычные монашеские схимы с изображённым на них крестом. В «Сказании о мамаевом побоище» об этом историческом эпизоде сказано так: «И дал им Сергий вместо тленного нетленное – Крест Христов, нашитый на схимах, и велел вместо золоченых шлемов возложить на себя».

Сражение состоялось 8 (21) сентября 1380 года на поле, называемом в народе Куликовым, что в районе места слияния маленькой речки Непрядвы и Дона, начавшись поединком одного из монахов-схимников Александра (Пересвета) с одним из сильнейших монгольских бойцов Челубеем, с ног до головы защищённого доспехами. Вопреки изначально неравному положению воинов их поединок окончился ничьей – погибли оба богатыря, что воодушевило русские полки, явив духовную силу благословения преподобного Сергия.

Битва длилась много часов и была крайне жестокой. По описанию летописцев, поле боя было буквально усыпано трупами, настолько, что кони едва ли могли ступать по земле. Инициатива полностью перешла к русским благодаря действиям засадного полка, который, перейдя в наступление, преследовал врагов 50 вёрст, до берегов реки Красивая Меча, как пишет летопись, «избив их бесчисленное множество». Ордынское войско было полностью разгромлено. Русское войско также понесло немалые потери.

По свидетельствам летописцев, убитых хоронили около недели. Впоследствии на братской могиле была воздвигнута церковь, до наших дней не сохранившаяся. В память о славной победе на Куликовом поле князь Димитрий Иванович, лично сражавшийся в авангарде как простой воин, получил прозвище Донской. Прославленный в лике святых, князь Димитрий Донской вошёл в отечественную

21 сентября в нашей стране отмечается День воинской славы России - День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год). Он учрежден Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России».

Страшные бедствия принесло татаро-монгольское иго на русскую землю. Но во второй половине 14 века начался распад Золотой Орды, где фактическим правителем стал один из старших эмиров - Мамай. В то же время на Руси шел процесс образования сильного централизованного государства путем объединения русских земель под властью Московского княжества.

Усиление Московского княжества встревожило Мамая. В 1378 году он послал на Русь сильное войско под командованием мурзы Бегича. Войско князя Московского Дмитрия Ивановича встретило ордынцев на реке Воже и наголову разбило их.

Мамай, узнав о поражении Бегича, стал готовиться к большому походу на Русь. Он вступил в союз с великим князем литовским Ягайло и рязанским князем Олегом. Летом 1380 года Мамай начал поход. (8) 16 сентября 1380 года недалеко от места впадения реки Непрядва в Дон разгорелась ожесточенная битва.

Лично Дмитрий Иванович сражался в первых рядах своих войск. Враг не выдержал неожиданного удара и стал отходить, а затем пустился в бегство. Войско Мамая было полностью разгромлено. Отряды Ягайло, узнав о победе русских, скорым маршем вернулись в Литву.

Согласно летописям, битва на Куликовом поле произошла в день Рождества Пресвятой Богородицы (8 сентября по старому стилю). Князь Дмитрий возлагал большие надежды на помощь Богородицы и вознес ей свои молитвы.

В храме Рождественского монастыря города Владимира, где покоилось тело князя Александра Невского, в ночь на Рождество Богородицы (с 7 на 8 сентября по старому стилю) молились служители, прося Александра оказать помощь Дмитрию. И тут произошло чудо - возле гроба князя зажглись свечи, князь Александр поднялся над гробом, посмотрел на монахов и сделался невидимым.

Матерь Божия не отвергла молитв православных христиан и поддержала их дух и силы в нелегком бою. С тех лет Русская Православная Церковь в день Рождества Пресвятой Богородицы празднует и победу над Мамаем.

Битва на Куликовом поле серьезно подорвала военное могущество Золотой Орды и ускорила ее последующий распад. Она способствовала дальнейшему росту и укреплению Руси как единого государства, подняла роль Москвы как центра объединения русских земель.

В середине 19 века на месте, которое считалось Куликовым полем, был установлен и торжественно открыт памятник, изготовленный по проекту архитектора А.П. Брюллова. В 1996 году Постановлением Правительства РФ на месте битвы был создан Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле». И сегодня здесь ежегодно проходит международный военно-исторический фестиваль «Поле Куликово».

Здесь надо сказать, что хотя само событие произошло в 1380 году 8 сентября по старому стилю, то есть 16 сентября - по новому, но официально праздник - День воинской славы - отмечается 21 сентября. Это издержки перевода дат со старого стиля на новый.

Поскольку, при назначении даты не было учтено правило: при переводе дат 14 века к старому стилю прибавляется 8 дней, а прибавили по правилам Русской Православной церкви 13 дней (по церковному летоисчислению при переводе дат со старого стиля на новый век всегда прибавляется 13 дней, вне зависимости от века, когда оно произошло).

Из-за этих несоответствий в календарях и получается, что верная календарная годовщина битвы приходится на 16 сентября, а государственное и православное празднование остается 21 сентября.

Международный день мира

По решению Генеральной Ассамблеи ООН (резолюция от 30 ноября 1981 года) Международный день мира отмечался в третий вторник сентября - день открытия очередной сессии ГА ООН. В резолюции от 7 сентября 2001 года Генеральная Ассамблея постановила, что начиная с 2002 года Международный день мира будет ежегодно отмечаться 21 сентября. Ассамблея заявила, что этот день будет отмечаться как день глобального прекращения огня и отказа от насилия, и предложила всем государствам и народам соблюдать прекращение военных действий в течение этого дня. Ассамблея призвала все государства-члены, организации системы Организации Объединенных Наций, региональные и неправительственные организации и отдельных лиц соответствующим образом отмечать Международный день мира, в том числе путем просвещения и информирования общественности, и сотрудничать с ООН в обеспечении прекращения огня во всем мире. В июне 1954 года Организации Объединенных Наций Японией был преподнесен «Колокол мира». Он отлит из монет, собранных детьми из 60 стран мира, и укреплен под сводом типично японского сооружения из кипарисового дерева, напоминающего синтоистский храм. В колокол, находящийся в центральном учреждении ООН, принято звонить два раза в год: в первый день весны - день весеннего равноденствия, и 21 сентября, в Международный день мира. Надпись на колоколе гласит: «Да здравствует всеобщий мир во всем мире». Ежегодно в Международный день мира люди во всем мире собираются для того, чтобы вновь подтвердить эту мысль, помянуть жертв конфликтов и заявить о своей готовности посвятить себя построению более безопасного и более справедливого мира.

Рождество Пресвятой Богородицы

День Рождества Пресвятой Богородицы считается первым в цикле великих двунадесятых праздников. Согласно церковному преданию, благочестивые родители девы Марии - Иоаким, происходивший из рода царя Давида, и Анна из рода первосвященника Аарона, долгое время ждавшие детей, дали обет родившуюся по их молитвам девочку посвятить Богу. Уже в преклонные годы они родили дочь Марию, что было предсказано ангелом, который возвестил им о ее рождении. Об этом событии ничего не сказано в Писании. Неизвестно также и время установления праздника. Упоминания о нем есть у святителя Иоанна Златоуста, святителей Прокла, Епифания и блаженного Августина. В V веке о празднике говорит служебник Геласия. Песнопения на этот день, которые поются в церкви и поныне, начали составлять с VI века, имена авторов - Стефан Святоградский и Андрей Критский, Иоанн Дамаскин и Иосиф Студит. Святой Андрей, архиепископ Критский, в «Слове на Рождество Пресвятой Богородицы» писал: «Настоящий праздник есть для нас начало праздников... Светлое и явное нисхождение Божие к людям должно иметь радостное начало, вводящее к нам великий дар спасения. Таков и есть настоящий праздник, имеющий началом Рождество Богородицы, а концом - соединение Слова с плотию; это славнейшее из всех чудес, непрестанно возвещаемое, необъемлемое и всегда непостижимое».

Торжественно славословит в этот день святая православная церковь: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе ко возсия Солнце правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный». Народ называет этот праздник Малой Пречистою (Большой Пречистою называют Успение Богоматери), или Госпожинками. Нередко день этот звали в разных регионах России Аспожка, или Спасовым, Аспасовым днем, Осенинами. В древней, еще языческой Руси возносили хвалу Осенине - покровительнице плодородия, любви и брака. Ходили к берегам рек, озер и прудов встречать матушку Осенину. Старшая молодица стояла с овсяным караваем, а молодые пели возле нее обрядовые песни. Потом хлеб разламывали и раздавали присутствующим. Позже, с тех пор как Россия стала православной, у крестьянок и женщин других сословий появился обычай обращаться у воды к Богородице. В этот день приговаривали: «Богородица Пречистая! Избави от маеты, Надсады от души отведи, Мое житье-бытье освети!».

В сельскохозяйственной практике это был день, когда убирали на зиму пчелиные улья, собирали лук, к этому времени заканчивалась уборка хлеба, а праздник в целом знаменовал окончание главных летних полевых работ и начало осенних приготовлений. Земледельцы благодарили Богородицу - небесную покровительницу земледелия, подательницу урожая, спорительницу хлебов за собранный урожай и просили ее помощи на год будущий. Народные поговорки гласят: «На Пречисту в поле чисто», «Придет Пречиста, будет чисто-чисто».

День воинской славы России - день победы русских полков во главе с Великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год);в честь победы в Куликовской битве (1380)

Страшные бедствия принесло татаро-монгольское иго на русскую землю. Но во второй половине XIV века начался распад Золотой Орды, где фактическим правителем стал один из старших эмиров - Мамай. В то же время на Руси шел процесс образования сильного централизованного государства путем объединения русских земель под властью Московского княжества. Усиление Московского княжества встревожило Мамая. В 1378 году он послал на Русь сильное войско под командованием мурзы Бегича. Войско князя Московского Дмитрия Ивановича встретило ордынцев на реке Воже и наголову разбило их. Мамай, узнав о поражении Бегича, стал готовиться к большому походу на Русь. Он вступил в союз с великим князем литовским Ягайло и рязанским князем Олегом. Летом 1380 года Мамай начал поход. 21 сентября недалеко от места впадения реки Воронеж в Дон, после поединка русского воина инока Пересвета с монгольским богатырем Челубеем, которые замертво рухнули с коней, пронзенные копьями, разгорелась ожесточенная битва. Лично князь Дмитрий Иванович сражался в первых рядах своих войск. Враг не выдержал неожиданного удара и стал отходить, а затем пустился в бегство. Войско Мамая было полностью разгромлено. Отряды Ягайло, узнав о победе русских, скорым маршем вернулись в Литву. Битва на Куликовом поле серьезно подорвала военное могущество Золотой Орды и ускорила ее последующий распад. Она способствовала дальнейшему росту и укреплению русского единого государства, подняла роль Москвы как центра объединения.

1708 - родился Антиох Дмитриевич Кантемир, писатель-сатирик, поэт, философ-просветитель, дипломат

Антиох Кантемир родился 21 сентября 1708 года в Молдавии, в семье ученого-энциклопедиста, молдавского князя Дмитрия Кантемира. В 1711 году семья Кантемира покинула Молдавию после захвата ее турками и переместилась в Россию, где Дмитрий Кантемир был пожалован в князья. Антиох Кантемир получил блестящее для своего времени образование. Изучал историю, древнегреческий, латинский, итальянский, старославянский, русский языки. Некоторое время учился в Славяно-греко-латинской академии. В 1723 году вместе с отцом участвовал в Персидском походе Петра I. В 1724-1726 годах слушал лекции по физике, математике, истории, философии в Академическом университете в Санкт-Петербурге. Занимался литературной деятельностью: перевел с французского «Некое итальянское письмо, содержащие описание Парижа и французов» (1726), а также философский труд «Таблица Кевика - философа» (1729). Горячо приветствовал петровские реформы. Входил в кружок богослова Феофана Прокоповича, так называемую ученую дружину. Настроения кружка нашли выражение в сатирах Кантемира. В первой из них - «На хулящих учение» («К уму своему», 1729) - выступил против представителей церковных и светских кругов, пытавшихся после смерти Петра I вернуть Россию к дореформенным порядкам.

Борьба за сохранение прогрессивных, по мнению Кантемира, достижений была продолжена во второй сатире - «На зависть и гордость дворян злонравных» («Филарет и Евгений», 1730), посвященной защите петровской Табели о рангах, идее «физического» равенства людей и внесословной ценности человека. В 1730 году, при вступлении на престол Анны Иоанновны, Кантемир принял деятельное участие в борьбе против «верховников» (членов Верховного тайного совета), пытавшихся ограничить самодержавие. В 1730 году перевел трактат Фонтенеля «Разговор о множестве миров» (опубликован в 1740 году), где в популярной форме отстаивалась гелиоцентрическая система мира. Перевод книги и примечания к ней (1742), многие из которых вошли в письма «О природе и человеке», сыграли значительную роль в разработке русской научной терминологии (Кантемиром введены такие термины, как начало (принцип), понятие (идея), наблюдение, плотность, вихри и др.). В 1756 году перевод трактата был конфискован Синодом как «богопротивный», «полный сатанического коварства» (переиздан в 1761 и 1802 годах).

В начале 1730-х годов Кантемир работал над поэмой «Петрида, или Описание кончины Петра Великого» (не окончена) и двумя новыми сатирами. В сатире «О опасности сатирических сочинений» («К музе своей», 1730) изложены основные этические взгляды Кантемира. Однако правительство Анны Иоанновны, недовольное чрезмерной политической и литературной активностью Кантемира, сочло за лучшее назначить его в 1731 году русским послом в Лондоне. За границей он много пишет, переводит Горация, Анакреонта и безуспешно пытается добиться публикации своих стихов в Петербурге. Одновременно Кантемир выполнял в Лондоне поручения Санкт-Петербургской Академии наук (покупка книг, математических и астрономических приборов, привлечение к работе в академии европейских ученых и др.) и частных лиц. В сентябре 1738 года Кантемир был переведен полномочным министром в Париж (с декабря того же года - чрезвычайный посол). В Париже Кантемир познакомился с Монтескье (перевел на русский язык его «Персидские письма»; перевод не сохранился), Вольтером, поддерживал тесные связи с многими учеными.

По своим политическим убеждениям Кантемир был защитником господства дворянства, «просвещенного абсолютизма», воплощением своих идеалов считал правление императора Петра I. По своим философским воззрениям являлся сторонником естественного права, разделял идеалы просветителей. Отстаивал идею равенства людей перед законом и судом. Считая, что все люди рождаются равными (сатира «Филарет и Евгений»), доказывал, что характер человека не зависит от природы, его формирует воспитание («О воспитании, или К князю Никите Юрьевичу Трубецкому»). Осуждал крайности крепостного состояния, предлагал помещикам облегчить положение крестьян, уменьшить подати. Умер Антиох Дмитриевич Кантемир в Париже 11 апреля 1744 года. Творчество Кантемира сыграло значительную роль в развитии русского литературного языка и стихосложения; он первым ввел жанр стихотворной сатиры.

1868 - родилась Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, актриса, народная артистка СССР

Имя Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой неразрывно связано с двумя важнейшими явлениями русской культуры: Московским Художественным театром и Антоном Павловичем Чеховым. Художественному театру она отдала почти всю свою долгую жизнь, с момента основания театра и практически до самой смерти. С Чеховым были связаны только шесть лет - но она называла их «самым светлым временем» своей жизни. Это были последние годы Чехова, умершего у нее на руках. Родилась Ольга Леонардовна 21 сентября 1868 года году в Вятской губернии (ныне - в составе Нижегородской области). Окончила музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, училась в классе Владимира Немировича-Данченко, который сразу оценил талант будущей актрисы. Одна из первых актрис МХТ (с 1898 года). Дебютировала в роли царицы Ирины («Царь Федор Иоаннович» Алексея Толстого). Характерные черты искусства актрисы - благородство сценической манеры, глубина чувств и сдержанность их выражения, психологическая тонкость и строгость - раскрылись прежде всего в чеховских пьесах, где она была первой исполнительницей ролей Аркадиной, Елены Андреевны, Маши, Раневской («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад»). Среди лучших ролей также Анна Маар («Одинокие» Гауптмана), Наталья Петровна («Месяц в деревне» Тургенева). Ольга Книппер-Чехова прожила очень долгую, насыщенную жизнь. Скончалась 22 марта 1959 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище. На доме, где в 1938-1959 годах жила Книппер-Чехова - мемориальная доска.