Кто такой антрополог и чем он занимается.

Антропология (от греч. человек и слово, учение) наука о человеке. Изучая столь сложное явление природы, как человек, антропология содержит в себе множество аспектов и граней, определяемых целью исследования.
Сначала антропология как естественная наука уделяла внимание биологической природе человека. Антропологи возникает как биологическая наука.
Впервые понятие «антропология» было связано с появлением в 1596 году научного трактата Освальда Гасмана «Антропология». Рассвет данной науки происходит в 19-ом веке. Антропология изучает происхождение человека, а так же специфику его строения и эволюции. Бурно развиваться эта наука стала во второй половине девятнадцатого века, когда Дарвин создал свою теорию происхождения человека. Антропология – это такая область научного знания, которая всесторонне изучает человека с точки зрения триединства – биологического, духовного, социального.
Существуют философская антропология, религиозная, культурная, физическая и другие ее направления. И хотя само это понятие появилось еще на заре европейской культуры в трудах древнегреческого ученого Аристотеля, смысл и значение антропологии непрерывно пересматриваются и уточняются вплоть до нашего времени.
Долгое время человек был предметом глубоких, но преимущественно умозрительных мифологических и религиозных размышлений, а также художественно-поэтических произведений. О возможности создания научной антропологии всерьез заговорили лишь в XVIII в. философы-просветители (Д. Юм в Англии и Ж. Д’Аламбер во Франции и др.). Однако только с появлением трудов великого английского естествоиспытателя Ч. Дарвина идея создания научной антропологии стала приобретать реальные очертания. К этому времени сформировались такие социально-гуманитарные науки, как лингвистика, социология, этнография, психология и др. Формирование научной антропологии шло по двум, долгое время не пересекавшимся между собой направлениям:
1) создание антропологии как биологической науки, занимающейся изучением происхождения человека как биологического вида, его развитием и популяцией (в пространстве и времени),
2) создание антропологии как науки гуманитарной, которая бы исследовала духовную жизнь человека в прошлом и настоящем в составе различных социальных групп и этнических образований. (В последнее время это направление стали обозначать термином «культурная антропология».)
Во второй половине XX в. вновь возрос интерес к проблеме человека, и наметился процесс дифференциации исследований в этой области. Появились популяционная, социальная, политическая и даже поэтическая антропология. Сложились предпосылки для создания антропологии как единой комплексной науки о человеке. «Антропология ставит перед собой цель познать человека вообще, охватывает этот вопрос во всей его исторической и географической полноте. Она стремится к познаниям, применимым ко всей совокупности эпохи эволюции человека, скажем, от гоминид до современных рас. Она тяготеет к положительным и отрицательным обобщениям, справедливым для всех человеческих обществ от большого современного города до самого маленького меланезийского племени», писал французский социолог и этнограф К. Леви-Строс.
В нашей стране аналогичную задачу разрабатывал в своих трудах академик И. Т. Фролов. Созданный по его инициативе Институт человека в качестве одной из основных задач занялся разработкой проблем человеческого потенциала. Это понятие включает не только телесное здоровье человека, но и способность к семейной жизни, профессиональному труду, культурно-ценностные ориентации, возможность адаптироваться к окружающему миру.
Человек, как биологический вид, занимает определенное положение в животном мире. Общий план строения и характерные признаки позволяют отнести человека к типу хордовых. Это такие признаки как наличие в эмбриональном развитии хорды, нервной трубки и жаберной щели.
К классу млекопитающих человека относят по следующим признаками: – внутриутробное развитие,
- молочные и потовые железы,
- четырехкамерное сердце,
- хорошо развитая кора головного мозга,
- диафрагма, дифференциация зубов,
- теплокровность,
- волосяной покров,
- строение органа слуха и ушные раковины,
- определенное подобие, в строении внутренних органов.

Подобие человека и животных подтверждается существованием у него рудиментов и появлением атавизмов. Среди них можно отметить такие рудименты, как аппендикс - рудимент слепой кишки, развитой у травоядных животных, рудимент третьего века во внутреннем углу глаза, хорошо развитый у птиц, рептилий. Так же у человека имеются рудиментарные ушные мышцы, которые играют важную роль у других млекопитающих, когда они прислушиваются. Копчик - рудимент, представленный сросшимися между собой позвонками. Рудиментная мышца в основе волосяной сумки, которая служит для поднятия волос у млекопитающих. Зубы мудрости, часто недоразвитые или отсутствующие.
К атавизмам относят появление хвоста, дополнительных сосков, образования сплошного волосяного покрова.
Человека по некоторым признаками относят к ряду Приматов. Он имеет признаки отличия и подобия с человекообразными мартышками. К похожим можно отнести следующие признаки: конечности хватающего типа, одна пара сосков, наличие ногтей, на пальцах, хорошо развитые ключицы, рождения, как правило, одного детеныша, замена молочных зубов на постоянных, четыре группы крови, строение кожи, хромосомный набор.
Отличительными признаками, являются прямохождение, изгибы позвоночника, плоская грудная клетка, широкий таз, хорошо развитый большой палец руки, которая противопоставляется, отсутствие в черепе сплошных надбровных дуг, слабые челюсти, маленькие клыки, подбородное выступление на нижней челюсти, хорошо развитая мозговая часть.
Таким образом, можно подытожить, что антропология (или антропологическая наука) в широком понимании представляет собой ту область знания, предметом исследования которой является человек

Главный предмет антропологии - это человек во всех его проявлениях. Именно из-за этого существует сразу несколько внутренних дисциплин этой науки. Антропология подразделяется на философскую, культурную, физическую, социальную и т. д. Все они под разным углом изучают человеческую природу.

Происхождение термина

Слово «антропология» имеет греческие корни. В античную эпоху этот термин был популярен у эллинских философов и ученых. Считается, что слово ввел в обиход Аристотель, живший в IV веке до н. э. При этом философ подразумевал антропологию как науку, изучающую именно духовную сторону человеческого бытия.

С этим подтекстом термин употреблялся самыми разными знаменитыми мыслителями. Например, среди них был Кант, которого очень интересовала антропология. Что такое каково место людей в мире - все эти и многие другие вопросы поднимались немецким философом и его единомышленниками. Тем не менее в современной гуманитарной науке главенствующей является точка зрения, что термин «философская антропология» применим к школе, возникшей в XX веке. И только во второстепенном смысле это понятие охватывает работы мыслителей предыдущих эпох.

Философская антропология

Основополагающими для философской антропологии являются классические публикации немецкого философа и мыслителя Это «Положение человека в космосе», «О вечном и человеке» и т. д.

Книги Шелера были написаны в начале XX века, и они объединили в себе многосторонний научный опыт предыдущего века. Немецкий исследователь пытался ответить на вопрос, что такое человеческий дух. Философская антропология среди прочего апеллирует и к религии. Основой человека, согласно Шелеру, является дух в широком смысле этого слова. Он состоит из инстинктов, жизненных сил и различных идей.

Шелер повлиял на многих мыслителей XX века, которые так или иначе работали в области философской антропологии. Были среди них и русские гуманитарии: Андрей Белый, Николай Бердяев, Лев Карсавин и т. д. Эти исследователи изучали проблемы антропологии, опираясь на смежные дисциплины: социологию, этологию, биологию и психологию. Объектом их исследований был человек. Философская антропология сегодня имеет множество теоретических школ, основанных на их трудах.

Физическая антропология

В более привычном для обывателя смысле слово «антропология» подразумевает физическую антропологию. Эта наука изучает человека с точки зрения биологического вида: его строение, взаимосвязь с природой, особенности организма.

В России физическая антропология зародилась в XVIII веке благодаря Петру I. Русский царь создал первый в стране музей - Кунсткамеру, где было много экспозиций, посвященных анатомии. Петр увлекся этой наукой после того, как посетил Европу во время «великого посольства». Государь инкогнито побывал на лекциях голландских анатомов и антропологов.

В России было много материала для развития науки о человеке. В XVIII веке активно исследовалась и колонизировалась Сибирь. На ее просторах жили представители малых и уникальных этносов. Руководители экспедиций составляли подробные антропологические отчеты об их жизни, которые потом отправлялись в Санкт-Петербург и европейские университеты. Среди таких исследователей были Степан Крашенников, Петер Паллас и т. д. Многие из них являлись иностранцами, которых активно нанимали Романовы из-за нехватки собственных специалистов.

Антропология в России

Также в России история антропологии включает в себя труды разных отечественных мыслителей. больше всего известный благодаря очерку «Путешествие из Петербурга в Москву», также занимался изучением людской природы. В Илимской ссылке он написал важный трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии», где объединил тезисы философской и физической антропологии.

Социалист и утопист Николай Чернышевский не мог обойти стороной вопрос о людском месте в мире. Он активно пропагандировал такую философскую школу, как материализм. В ней нашла отражение и расовая антропология. Что такое народ, этнос - все это будоражило умы исследователей XIX века. Социалисты, как Чернышевский, считали, что все отличия в судьбе разных наций имели место из-за цепи исторических событий, а не расовых природных отличий.

Культурная и социальная антропология

Еще одна дисциплина (культурная, или социальная антропология) в первую очередь изучает обычаи и традиции разных народов. В России огромный вклад в эту науку внес Николай Миклухо-Маклай, исследовавший различные восточные страны. Ему удалось добраться даже до далеких народов Океании в то время, когда еще никто всерьез не интересовался их бытом. Его очерки стали столпами для исследователей разного профиля.

Тем не менее культурная (или социальная) антропология возникла несколько позже Миклухо-Маклая. В начале XX века эта наука зародилась благодаря книгам Лео Фробениуса, Рута Бенедикта, Франца Боаса, Марселя Мосса и т. д. Если в США популярен термин «культурная антропология», то в Великобритании - «социальная антропология». Что такое Она основана на биологических знаниях о человеке и в то же время исследует идеи и ценности, принятые в разных культурах.

Схожесть с этнологией

Культурная антропология является смежной наукой с этнологией, которая несколько шире в поставленных перед собой вопросах. В разных странах это сходство принимается или отвергается по-своему. Интересно, что в России благодаря советскому наследию сохранилась традиция называть эту науку этнографией. В то же время в англоязычной науке практически не используется термин «этнология», а, наоборот, популярна «культурная антропология». Что такое изучение человека для западных исследователей? Благодаря глобализации и открытости мира сегодня современные ученые объединяют в своих трудах самые разные знания, сформировавшиеся в непохожих культурах, что помогает по-новому взглянуть на людскую природу.

«Антрополог? Значит, черепами занимаешься?» – такой в девяти случаях из десяти бывает реакция далеких от науки людей на термин «антропология». Нельзя сказать, что такое представление совсем уж неверно, но оно отражает лишь небольшую часть истины.

Слово «антропология» переводится с греческого языка как наука о человеке». Человек является предметом изучения многих наук – это и анатомия, и физиология, и социология, и психология, и история – и это еще далеко не полный перечень. Антропология одновременно и шире, и уже всех этих наук вместе взятых или каждой из них в отдельности. Дело в том, что каждая из упомянутых научных дисциплин рассматривает определенный аспект человеческого бытия, антропология же претендует на некоторую целостность.

Одним из первых целостное описание человека попытался дать немецкий ученый К.Ф.Бурдах. Его книга, изданная в 1837 г., называлась «Антропология, или Рассмотрение человеческой природы с разных сторон». Первые две главы посвящены строению человеческого тела, третья – психике и ее проявлениям в искусстве, науке и религии, четвертая – развитию человека от внутриутробной жизни и рождения до старости и смерти, пятая – различным расам, их расселению и первобытной истории. В заключении автор говорит о будущем человечества, которое представляется ученому счастливым – благодаря улучшению человеческой природы посредством просвещения и религии.

Вот по этому пути, намеченному К.Ф.Бурдахом, и шло развитие антропологии. В XIX веке наука о человеке тесно соприкасалось с вопросом о происхождении видов, точнее, с частным его случаем – происхождением человека. Не меньший интерес вызывало положение нашего вида среди других живых существ. Знаковым событием стало создание Антропологического общества в Париже. Ценный вклад в развитие антропологии внес исследователь П.Брока, принесший в эту науку метрический метод – измерение частей человеческого тела и сопоставление таких данных по разным расам. Впоследствии антропометрия разделилась на сосбтвенно антропометрию (измерение живых людей), краниометрию (измерение черепов) и остеометрию (измерение других костей).

Что же представляет собой антропология в наше время?

Она подразделяется на несколько направлений, каждое из которых тоже не представляет единого целого. Одно из них – физическая антропология, с изучающая биологические видовые черты человека, сопоставляющая его с другими близкими видами. Важное место в физической антропологии занимает изучение эволюции человека, и тут не обойтись без исследования ископаемых останков – этим занимаются палеоантропологии (именно о них чаще всего вспоминают при упоминании об антропологии). Другая прикладная отрасль – судебная антропология. При расследовании преступлений и несчастных случаев у судебного антрополога немало работы: определить, какого пола, возраста и роста был потерпевший, как он умер, восстановить его внешний облик для опознания – это все нелегко сделать, если от человека остались только обгоревшие или полуистлевшие кости. Официально судебный антрополог не устанавливает причину смерти (это делает патологоанатом), но эксперты обязательно учитывают результаты его работы.

Если физическая антропология изучает человека в большей степени как животное, то социально-культурная антропология сосредотачивается на собственно человеческих проявлениях – поведении, деятельности и иее результатах, каковыми являются культурнее объекты, начиная с самых примитивных орудий труда.

Наконец, существует философская антропология – раздел философии, рассматривающий сущность человека, его существование как особую форму бытия. Учение о человеке, его месте в мироздании в той или иной форме присутствует трудах любого философа, начиная с самых древних, так что философскую антропологию можно считать самой древней.

Особняком стоит религиозная антропология – направление в богословии, раскрывающий взгляд той или иной религии на человека, его взаимоотношения с Богом и место в мире.

Сегодня существует множество наук, которые занимаются изучением людей и их взаимоотношений в обществе. Наука антропология наряду с социологией, обществоведением и другими подобными науками относится именно к такому виду знаний. Причем ее нужно рассматривать как в широком, так и узком понимании.

Это означает, что на вопрос - “Антропология, что такое?” - сложно дать однозначный ответ. В широком значении это область знаний, которая занимается изучением человека, причем основываясь на знаниях многих гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, а в узком понимании это наука о биологическом разнообразии человека.

История антропологии

Конечно же, человеком, его особенностями стали интересоваться еще ученые древности. Так, например, древние греки благодаря своим наблюдениям и идеям внесли много интересного в науку о человеке.

Гиппократ в своих медицинских трактатах указывал на влияние климатических и природных условий на здоровье и физические особенности проживающих на той или иной территории людей. Если помните, у великого медика было учение о соках в организме человека, которые были взаимосвязаны с 4 темпераментами.

Несмотря на то что в те далекие времена практически никому не был известен термин "антропология", что такое она собой представляет, именно греческие путешественники, изучая особенности людей, проживающих в странах, по которым они странствовали, делились своими наблюдениями, делали сравнительный анализ и приходили к очень интересным выводам.

Именно эти знания вошли в основу антропологии. Аристотель же построил «лестницу живых существ», на ступенях которой расположил животных по степени сложности их организации. Предпоследнюю ступень он предоставил обезьяне, а затем расположил над ней человека, как высшее существо на планете.

Отечественная антропология

В России эта наука, можно сказать, зародилась в первой половине XVIII века. Именно тогда императором Петром Первым была основана "Кунсткамера" - первый в России музей антропологии, в котором еще в те далекие времена нашли место анатомические препараты, образцы различных уродств.

В этот период в стране стала развиваться анатомия, и в этом деле принимали активное участие такие ученые, как А. Протасов, С. Забелин, А. Шумлянский и др.

Экспедиции

В эту эпоху также была организована Северная экспедиция, которая длилась ровно 10 лет. Ее члены разработали антропологическую программу. Были собраны ценные сведения о сибирских и дальневосточных народах, а в XIX веке участники кругосветной экспедиции, руководителем которой был П.П. Паллас, внесли богатый вклад атропологических и этнографических знаний в науку.

Известный писатель и этнограф А.Н. Радищев написал трактат «О человеке, о смертности и его бессмертии», а К. М. Бэром была создана теория моногенетического происхождения четырех рас, которая привела к усовершенствованию методики измерения человеческих черепов.

Развитие науки: предмет антропологии

До великих географических открытий люди еще не знали, что представляет собой антропология, что такое расы и то, что получается в результате их смешения. Однако после них многое встало на свои места. Люди получили знания о народах Юго-Восточной Азии, Америки, Африки, Сибири.

Наиболее важными по значению для антропологии было путешествие Магеллана, так как оно подтвердило существование антиподов. В XVII веке Э. Тайсоном были описаны анатомические признаки антропоморфных обезьян, а веком позже были совершены попытки построить научно-обоснованные гипотезы о происхождении людей.

Огромное значение для антропологии имели труды шведского натуралиста Карла Линнея, в особенности его работа «Система природы». Именно он выделил отряд приматов среди млекопитающих, подразделив его на 4 рода: человека, обезьян, лемуров и летучих мышей.

Расовость

Наверняка каждому известен термин Homo sapiens - “Человек разумный”. Это также является заслугой шведского ученого. То же самое касается разделения человечества на четыре расы, которые он назвал в соответствии с названиями материков, хорошо известных в те времена. Итак, “человек разумный” по своим внешним признакам может быть европейским, африканским, азиатским и американский.

После этого попытки классифицировать расы пробовали Ф. Бернье, Ж. Бюффон, И. Кант, И. Блуменбах и др. К тому же к этому времени появились знания о народностях Австралии и Океании. Одним словом, постепенно зарождалась антропология. Книги, написанные большинством авторов этого времени, были об аборигенах, населяющих далекие острова в Тихом и Индийском океанах.

Несколько подходов к антропологии, задачи

В США и странах Западной Европы на вопрос: "Антропология, что такое это?" - учеными дается вот такой ответ: это гуманитарная наука о человеке в социальном, культурном и физическом измерениях. Она также включает этнологию, считая ее важнейшим элементом.

А вот в советской науке антропологией считается биологическая наука о физической организации, происхождении и эволюции людей и человеческих рас.

Среди западного подхода отдельной линией выделяется французский подход, согласно которому антропология не включает физические и материальные аспекты человеческого бытия. Она является частью социологии. А вот согласно англосаксонской школе, эта наука является полидисциплинарной и состоит из 4 разделов: антропобиология, культурная и социальная антропология, этнолингвистика и доисторическая археология. Согласно некоторым теориям, есть также философская антропология.

Физическая

Эта разновидность антропологической науки изучает процессы, внутривидовые вариации и этапы становления человека как вида. Физические антропологи интересуются генетикой человека, т. е. его наследственными характеристиками, а также вопросами морфологии, то есть параметрами человеческого тела.

Ученые, изучающие физическую сторону антропологии, занимаются анализом физических характеристик человека, а также его адаптационными связями с культурой и природной средой. Физическая антропология изучает корреляцию между типом личности и строением тел, а также этологией приматов.

С этой целью было совершено объединение таких специалистов, как антропологи, психологи и зоологи, которые совместными усилиями изучают эволюцию скелета человека и многообразие функций тканей и систем органов. В центре их исследований лежит обнаружение взаимосвязи между принадлежностью к той или иной расе и восприимчивостью к болезням, а также степень выживаемости в тех или иных условиях.

Философский подход к антропологии

Давайте рассмотрим этимологию данного термина. Он происходит из двух греческих слов, которые переводятся как "человек" и "знание". То есть философская антропология - это философский подход к изучению человека в широком смысле, а в узком - философская немецкая и западноевропейская школа философии, которая возникла в ХХ веке и исходит из тех идей, которые заложены в учение Дителя “Философии жизни”, в феноменологию Гуссерля и др.

Все они стремятся к созданию структурированного целостного учения о людях, посредством использования данных большинства наук о человеке и человеческом обществе: психологии, этологии, биологии, социологии и даже религии.

Философская антропология зародилась в 1928 году с работ Х. Плеснера “Человек и ступени органического” и Макса Шелера «Положение человека в космосе». В этих работах ученые рассматривают специфические отличия между способами существования животных и человека.

Годами позже Арнольд Гелен в своих трудах более досконально представил, что представляет собой антропология. Книги «Человек и его природа, положение в мире», изданная им в 1940 году, а также «Первобытные люди и поздняя культура» 1956 года рассматривают человека на разных периодах его развития.

Культурная антропология

Данная область науки о человеке изучает его поведенческие особенности и результаты жизнедеятельности. В некоторых интерпретациях культура является частью окружающей среды, которая создана самим человеком. Культурная антропология тесно взаимосвязана с лингвистикой и доисторической археологией.

Этнолингвистика

Чтобы понять культуру, надо ее рассматривать, как систему символов. Это и есть ключи ее понимания. Как мы знаем, наиболее распространенной системой символов является язык - средство вербального и письменного общения. Ученые-антропологи занимаются изучением историй возникновения языков мира, их классификации, связи между ними, чтобы найти исторические отношения между народами.

Доисторическая археология

Что изучает эта научная дисциплина? Предметом ее является антропогенез, происхождение человека разумного - homo sapiens. Она также занимается изучением развития людей, чтобы дать объяснение историческим отличиям в образе жизни разных народов.

Эта наука взаимодействует с такими дисциплинами, как физика, биология, химия, что позволяет изучить, датировать, определять предназначение найденных артефактов. Все это делается для того, чтобы воссоздать образ жизни древних народов.

Культурная антропология

В некоторых странах данный раздел называется социальной антропологией. Она изучает семейную, политическую, социальную организацию человеческого бытия. В США антропологи считают, что изучение «социальных институтов» является недостаточным. Для этого необходимо также рассматривать такие элементы, как интеллект, ценности, техника и т. д.

Единство антропологии

Среди ученых часто возникает вопрос о том, является ли антропология человека целостной наукой. Исходя из того, что говорилось выше, мы видим, насколько разнообразны интересы, которые объединены под общим наименованием. Однако надо понимать, что человек сам по себе является очень сложной системой. Вот почему предметы изучения науки о человеке так разнообразны.

Антропология - захватывающая наука, позволяющая человеку заглянуть в собственное прошлое и представить этапы эволюции, а также узнать об истории развития разных народов и этносов. Поэтому ведущие специалисты нередко могут быть не очень известны, но при этом весьма достойны внимания. Ознакомимся с некоторыми из них.

Карлос Кастанеда

Пожалуй, это самый известный американский антрополог. Карлос Кастанеда - не просто ученый, но и талантливый писатель, создавший хронику учения индейского шамана. Его работы невозможно отнести к определенному жанру - это оригинальный синтез литературы, психологии, этнографии и мистики. Некоторые из определений Кастанеды используют теперь не только антропологи - это, к примеру, понятия «места силы» или «точки сборки». Сам Карлос вдохновлялся трудами Олдоса Хаксли, а также образами местных целителей в Лиме, где какое-то время жила его семья. Кроме того, в его кругу ходило активное обсуждение идей о том, что существует возможность программирования снов. В 1959 г. Кастанеда окончил колледж, получив диплом психолога, а в 1960 г. поступил в университет со специализацией по антропологии, где еще глубже занялся изучением интересующих его народностей. Много ездил в Мексику и Аризону. Главной темой научных работ Кастанеды стало использование галлюциногенных растений для шаманских ритуалов индейцев.

Эжен Дюбуа

Ученые-антропологи нередко оказывались специалистами и в медицине. Так, голландец Эжен Дюбуа, ставший первооткрывателем питекантропа, был военным врачом. Именно он обнаружил черепа, фрагменты лицевого скелета и бедренных костей вида, который впоследствии будет изучен как один из предков человека. Поиски питекантропов шли на и в Триниле, повторные раскопки с похожими результатами проводились и в Лейдене, где археологам тоже удалось найти скелеты. Интересно, что изыскания Дюбуа не принимали окружавшие его антропологи. Это казалось слишком необычным и спорным решением. Палеоантропология лишь зарождалась, и происхождение человека было недостаточно изучено. Еще один необычный факт - Дюбуа показывал череп французскому специалисту, но после ужина забыл свой саквояж с находками в ресторане. К счастью, ему его вернули - иначе важнейший экспонат мог бы быть утерян.

Рудольф Вирхов

Антропология - это наука о происхождении человека, основывающаяся на раскопках и анализе найденных частей скелетов и костей. Каждое мнение, по сути, представляет собой лишь догадку, поэтому результаты могут быть непредсказуемыми. Так, прославился тем, что отрицал возможность существования питекантропов и неандертальцев, дискредитируя результаты, полученные другими учеными. Это заметно повлияло на развитие науки, хоть и в негативном смысле. Известные антропологи всегда прислушивались к мнению коллег, и высказывания Вирхова не могли остаться незамеченными. Он предполагал, что кости из Неандерталя - останки рахитичного и умственно отсталого человека. Находки, связанные с питекантропами, он счел скелетом гиббона. В целом он считал, что ископаемые люди вполне возможны, но судить чем-либо по найденным костям нельзя из-за возрастных и патологических изменений. Оставил свой след Вирхов и в археологии. Найденную де Саутуолой пещеру с палеолитической живописью он назвал умышленной подделкой, что затормозило изучение древнейшего памятника искусства в Испании на долгие годы.

Густав Кенигсвальд

Удивительно узнавать о том, какой мелочи иногда может быть достаточно для того, чтобы с ее помощью сделали серьезное открытие антропологи. Это может быть осколок кости или просто зубы. Именно последние стали основой немецкого ученого Густава Кенигсвальда. По зубам из китайских лавок аптекарей и находкам археологов на Яве он описал Мегантропа и Питекантропа. Своими изысканиями он углубил исследования Эжена Дюбуа. По зубам из аптекарских лавок Гонконга ему удалось установить существование нового неизвестного ученым раньше. Помимо всего прочего, он описывал гоминидов из Нгандонга, вел активные работы на Яве и в Южном Китае. Помимо людей, изучил также ископаемого орангутанга.

Семейство Лики

Иногда антропология человека увлекает не одного ученого, а целую династию специалистов. Братья Лики, а также супруга одного из них, дети и внуки - семейство антропологов, изучивших кенийские ископаемые, останки обезьян и гоминид Восточной Африки. Луис и Мэри работали в Олдувайском ущелье, а Ричард занимался изучением озера Туркана. На счету семейства Лики описание множества видов как человеческих предков, так и ископаемых приматов. Главным открытием стало обнаружение австралопитеков в Восточной Африке, а также находка «людей умелых». Они стали связующим звеном между архантропами и Paranthropus boisei, пополнив эволюционную цепочку.

Михаил Герасимов

Антрополог, скульптор и археолог из России сделал серьезный вклад в развитие науки. Его методика восстановления внешности человека по его останкам широко используется и сейчас. Уже в тринадцать лет Михаил работал при а в 18 написал свою научную статью о палеолитических раскопках. За годы своей деятельности Герасимов создал более двухсот исторических портретов-реконструкций. Безусловно, антропология - это наука о происхождении человека в целом, но и конкретные личности и их особенности входят в круг ее интересов. Поэтому реконструкция внешности Ивана Грозного, Ярослава Мудрого или Фридриха Шиллера так ценна. Кроме того, методика позволяет создать образы древних людей - австралопитеков, питекантропов, неандертальцев. Начало работы предполагало сбор фактического материала. Герасимовым была доказана прямая связь костной структуры и мягких тканей, на основе которой и создавались реконструкции. Интересно, что коллеги однажды решили испытать Герасимова и дали ему череп, не указывая, кому он принадлежит. Ему удалось с точностью установить внешность папуаса, которая была практически идентична фотографии - череп был привезен во время экспедиции Миклухо-Маклая.

Сергей Горбенко

Как уже упоминалось выше, нередко антропологи - это врачи, и названный российский специалист - не исключение. Горбенко стажировался в лаборатории института Миклухо-Маклая, где обучают методике реконструкции Герасимова. Защитил кандидатскую диссертацию, посвященную реконструкции облика Основными достижениями стали исполнения многочисленных портретов французских рыцарей Средневековья, короля Людовика Одиннадцатого и других известных героев истории того периода. На данный момент занимается антропологическим исследованием черепов из Клери-Сан-Андрэ.