Инженерные войска дата празднования. Инженерные войска РФ: интересные факты

21 января свой профессиональный праздник отмечают военнослужащие и служащие инженерных войск. Инженерные войска – это род войск (специальные войска) ВС РФ, которые предназначены для инженерного обеспечения: оборудования территории военных (боевых) действий, сопровождения войск в наступлении, инженерной разведки и других задач. В состав инженерных войск входят органы управления, предприятия, учреждения, инженерно-саперные, понтонные, инженерно-дорожные и другие соединения, воинские части и подразделения. Совсем скоро ряды инженерных войск пополнятся и «ударными» подразделениями.

День инженерных войск был установлен на основании приказа президента Российской Федерации Бориса Николаевича Ельцина от 18 сентября 1996 года. Данная памятная дата была установлена с учетом того вклада в развитие оборонного потенциала России, который внесли инженерные войска, а также как дань историческим традициям. Военно-инженерное дело и военное зодчество существовали еще во времена Древней Руси, но планомерное развитие инженерные войска получили только после формирования регулярной армии во времена царствования Петра I.


Уже в 1692 и 1694 годах под руководством Петра I в стране прошли, скорее всего, первые инженерные учебные маневры, во время которых прорабатывалась постройка различных оборонительных сооружений. Известно, что в то время при разработке инженерных мероприятий император использовал работы наиболее известного на тот момент времени инженера – маршала Франции Вобана. Формируя в России регулярные вооруженные силы, Пётр I старался уделять особое внимание развитию артиллерии и инженерных войск. Первым законодательным актом, речь в котором велась непосредственно о военно-инженерном деле, стал указ Петра I от 21 января 1701 года об открытии Школы Пушкарского приказа. Школа Пушкарского приказа стала первым в нашей стране артиллерийским, инженерным и морским училищем, исторической предтечей всей современной системы инженерно-технического образования в России. А день 21 января отмечается сегодня, как День инженерных войск.

Флаг инженерных войск России (c 2005 года)


В 1712 году Петр I приказал отделить инженерную школу от школы пушкарского приказа и расширить ее. В 1719 году по императорскому указу была сформирована Санкт-Петербургская инженерная школа, к которой спустя 4 года присоединилась и Московская школа. В объединенном виде они стала готовить унтер- и обер-офицеров для инженерных войск. В дальнейшем инженерные войска принимали участие во всех значимых войнах, которые вела Россия. Они стояли на страже нашей страны. Мужество, отвага и накопленные знания военных инженеров в немалой степени способствовали успешному ведению боевых действий в Отечественной войне 1812 года. Военные инженеры играли большую роль при обороне Севастополя (1854-1855) и в годы русско-японской войны (1904-1905), а также двух мировых войн.

Особенно отличились бойцы и командиры инженерных войск в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. За подвиги, совершенные на полях сражений, более 100 тысяч военнослужащих инженерных войск были представлены к орденам и медалям, порядка 700 из них были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, 294 военных инженера стали полными кавалерами ордена Славы.

Сегодня инженерные войска – это специальные войска, предназначенные для решения наиболее сложных задач инженерного обеспечения общевойсковых операций (в том числе боевых действий), которые требуют специальной подготовки личного состава и использования различных средств инженерного вооружения, а также нанесения потерь противнику с помощью применения инженерных боеприпасов. Организационно инженерные войска России состоят из частей, соединений и подразделений разного назначения: инженерно-саперных, инженерно-разведывательных, инженерно-дорожных, инженерно-технических, инженерно-маскировочных, понтонно-мостовых (понтонных), переправочно-десантных, полевого водоснабжения, штурмовых и других.


При подготовке и ведении общевойсковых операций (боевых действий) на инженерные войска возлагается выполнение ряда основных задач:
- проведение инженерной разведки местности, объектов и противника;
- возведение различных фортификационных сооружений (траншей, окопов и ходов сообщений, укрытий, убежищ, блиндажей и других объектов), устройство полевых сооружений, предназначенных для размещения войск (хозяйственных, жилых, медицинских);
- создание инженерных заграждений, в том числе установка минных полей, оборудование на местности невзрывных заграждений (эскарпов, контрэскарпов, противотанковых рвов, надолбов и т.п.), производство взрывных работ;
- проведение разминирования местности и объектов;
- подготовка и содержание путей передвижения своих войск;
- обустройство и содержание переправ на различных водных преградах, в том числе постройка мостов;
- добыча и очистка воды в полевых условиях.

И это не все задачи, которые приходится решать сегодня инженерным войскам. Также они принимают участие в противодействии системам разведки и наведения противника (маскировка), имитации на местности скоплений войск и объектов, в обеспечении дезинформации и демонстративных действий, направленных на обман противника. Помимо всего прочего, инженерные части должны принимать участие в ликвидации последствий применения противником оружия массового поражения.


В мирное время Инженерные войска ВС РФ также выполняют ряд очень важных общественно-значимых задач. Они применяются для очистки местности от всевозможных взрывоопасных предметов, принимают участие в ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных аварий и катастроф, предупреждают разрушение различных гидротехнических сооружений и мостов во время ледоходов и решают множество других не менее важных задач.

Инженерные войска, как и все вооруженные силы Российской Федерации не стоят на месте, они стараются отвечать вызовам времени и постоянно развиваются. К концу 2018 года в российской армии появятся «ударные» подразделения саперов. Они будут созданы во всех полках и бригадах инженерных войск ВС РФ. Об этом журналистам в пятницу, 19 января, рассказал начальник инженерных войск генерал-лейтенант Юрий Ставицкий. В интервью газете « » он отметил, что в настоящее время инженерно-штурмовые, инженерно-разведывательные подразделения и подразделения специального минирования готовятся к применению. Генерал-лейтенант отметил, что по расчетам к концу 2018 года в бригадах и полках будет по одному «ударному» подразделению.

По словам Ставицкого, с появлением подобных подразделений «кардинального пересмотра тактики применения войск не случится, однако изменится качество инженерного обеспечения, а также вырастет скорость выполнения таких задач, что очень важно в условиях современных войн». По словам генерала, одним из самых важных качеств инженерно-штурмовых подразделений можно назвать их универсальность – от специфических инженерных задач, разминирования объектов и местности до непосредственного огневого подавления сопротивления противника в любой даже укрепленной огневой точке.

Робототехнический комплекс разминирования «Уран-6»


За период с 2012 по 2017 год в России было сформировано 19 соединений частей и организаций инженерного профиля. Помимо этого, переподчинены начальнику инженерных войск ВС РФ четыре воинских части, образованы два федеральных бюджетных учреждения. Продолжается, начатое еще в 2013 году формирование в российской армии армейских инженерно-саперных полков. Закончить процесс их формирования планируется к 2021 году. При этом в состав 2-й общевойсковой армии Центрального военного округа в 2017 году вошел вновь сформированный инженерно-саперный полк. Полк был сформирован в Удмуртии в поселке Кизнер, ранее здесь располагалась войсковая часть по безопасному хранению и утилизации химического оружия. В конце сентября 2017 года программа по ликвидации химического оружия была официально завершена.

Также ряды ВС РФ пополнил сформированный в 2017 году инженерно-маскировочный полк центрального подчинения, основное предназначение которого – это повышение возможностей скрытия и имитации важных объектов и районов. Через два месяца после своего создания новый полк уже принимал участие в специальных учениях инженерных войск, которые состоялись в рамках больших учений «Запад-2017», получив при этом высокую оценку за свои действия.

Невозможно представить современные инженерные войска и без новой техники, часто роботизированной. По словам Юрия Ставицкого, в 2017 году на вооружение и снабжение инженерных войск было принято 18 современных средств. В частности, организована разработка перспективных средств инженерного вооружения: многофункционального робототехнического комплекса разминирования противотанковых мин, индукционного миноискателя, конденсаторного взрывного прибора, групповых и индивидуальных источников электроэнергии и иных средств, которые призваны повысить эффективность выполнения специальных задач.


Уже в 2018 году на вооружение инженерных войск планируется принять робота-сапера «Уран-6», а также управляемые комплексы «Сфера» и «Скарабей», которые были испытаны в боевых условиях во время операции в Сирии. Полученный в Сирии опыт был учтен, он будет использоваться в дальнейшем для подготовки офицеров инженерных войск, отметил генерал. Пополняются инженерные войска и новыми боевыми машинами, к примеру, техникой для преодоления и разрушения препятствий.

Части пополняются инженерными машинами разграждения, колесной техникой различного назначения, бронированными бульдозерами, тяжелыми механизированными мостами, современными средствами преодоления водных преград. Важными новинками являются высокотехнологичные современные средства полевого водообеспечения войск, инженерные части пополняются передвижными буровыми установками, комплексами консервации воды и станциями комплексной очистки. Поступают и новые средства механизации земляных работ: войсковые экскаваторы и фронтовые погрузчики и много другой специальной техники, без которой невозможна работа военных инженеров.

В День инженерных войск коллектив «Военного обозрения» поздравляет всех действующих солдат и офицеров Инженерных войск Вооруженных сил Российской Федерации, а также ветеранов и всех граждан, причастных к этому роду войск, с их профессиональным праздником.

Армия каждого государства имеет в своем составе род войск, который называется инженерный. Он выступает впереди армии и решает вопросы следующего обеспечения:

  • строительство переправ;
  • прокладка путей;
  • организация плацдарма для продвижения войск;
  • разминирование
  • инженерная разведка и др.

Несмотря на то, что сейчас мирное время, государство помнит о заслугах этих войск в различные периоды военных действий. Поэтому учрежден праздник для чествования сотрудников данных подразделений.

Подобие такого вида войск появилось давно, с рождением вооруженных сил. Первые упоминание о строительстве специальных военных сооружений относятся к армии Египта. В Карфагене, Древней Греции и Риме подобное строительство вели рабы. Тысяча лет до нашей эры в войске ассирийцев появились первые отряды землекопов. Их задачей являлось:

  • строительство переправ;
  • сооружение дорог;
  • возведение лагерей;
  • создание насыпей и пр.

Для преодоления рек создавались плоты и плавучие бурдюки. Военные лагеря защищались земляными валами и глубоким рвом.

Уже во втором веке нашей эры по границе завоеванных земель появились, так называемые, «римские валы».

Первые инженерные сооружения на Руси

Расцвет военного зодчества приходится на девятый век. В это время русские мастера умело возводили крепостные стены вокруг городов, создавали глубокие рвы для отражения противника.

Благодаря своим знаниям и строительству оборонительных сооружений с учетом местности, русские войны достигли победы на Чудском озере. Особое мастерство было применено и при осаде Казани.
Первые упоминания о военном строительстве на Руси появились в 1016 году. «Мостовики» и «городовики» именно так называли себя мастера, находящиеся на военной службе.

В первой декаде семнадцатого века появился первый устав, который обобщил знания «воинской науки». Его создал боярин Анисим Михайлов.

Впервые в России инженерные маневры были проведены в 1692 году. Подготовка инженерных мероприятий велась в то время с учетом знаний французского маршала Вобана.

История праздника, когда празднуется, какого числа

Праздник военных инженеров отмечается в 2019 году 21 января. Эта дата не случайна, ведь именно в этот день Петр Первый в далеком 1701 г. издал указ об основании школы инженеров-саперов. Она была создана в 1708 г в Москве. Этого оказалось недостаточно и в 1719 г. создается новое учреждение «пушкарского дела», но уже в столице. В каждой из школ готовилось до 300 специалистов. С каждой очередной военной компанией, количество военных инженеров увеличивалось. Так была создана основа инженерных войск под руководством прадеда Пушкина — А. Ганнибала.

Выпускники этой организации направлялись на русско-японскую и русско-турецкую войны. Их заслуга в обороне Севастополя неоценима.

К «пушкарскому приказу» имели отношения не только саперы и инженеры артиллерии, но и:

  • изготовители сабель;
  • мастера оружейного дела;
  • кузнецы;
  • специалисты пушечного литья.

Осуществить свой указ император доверил Ю. Долгорукову, который сыграл колоссальную роль в построении армии. Именно под его руководством были построены первые крепостные сооружения, пороховые заводы. Его творения сохранились и сейчас.

Крупнейшими представителями инженерного строительства являются:

  • П. Багратион;
  • А. Суворов;
  • М. Кутузов.

В 18 веке продолжается увеличение численного состава инженерных войск. Первый пионерский полк был организован в 1797 г. К 1812 г. количество минерных рот насчитывало 10 единиц, 14 пионерных рот находилось в крепостях. Очень скоро общее количество инженерных рот выросло до сорока.

  • В 1819 г. было организовано 3 пионерные бригады.
  • В период Крымской войны количество саперных батальонов было уже девять, не считая два конных дивизиона и двух резервных батальона.
  • Также было построено 8 крепостей и различных укреплений.
  • В первой четверти девятнадцатого века ИВ России насчитывали 21 тыс. человек.
  • В двадцатом веке бурное развитие ИВ продолжилось.
  • В 1917 г. численность военных инженеров равнялась 6% армии.

Этот вид войск был также неотъемлемой частью армии в советское время. Создание ИВ началось с возникновением Красной Армии. Командные кадры готовились в военной академии, в 3-х школах и 8 курсах. В 1921 году военные инженеры составляла 2.8% от численности Красной Армии. Особую роль они оказывали в поддержке и обеспечении наших войск во время советско-финляндской и Отечественной войн. Их заслуга в прорыве обороны немецкой армии и дальнейшей победе неоценима.

После войны инженерные войска участвовали в различных «горячих точках». Умелое инженерное сопровождение помогало решать нашей армии самые тяжелые задачи и в Афганистане.

Огромную роль в преодолении последствий Чернобыльской катастрофы также сыграли инженерные войска.

Сегодня подразделения ИВ есть в структурах Министерства обороны, пограничной службе, в МВД.

Чествование инженерных войск 2019

Датой учреждения дня ИВ является – 18.09.96. Заслуги этого рода войск признаны, как народом, так и высшим руководством церкви. В 2002 г. Патриарх России объявил военачальника Даниила Московского покровителем ИВ. Князь был канонизирован русской церковью в 1791 г. Его прах сейчас находится в Кремле.

Праздник военных инженеров широко отмечается российским обществом. Представители этого доблестного рода войск удостаиваются различных почетных званий, включая самого главного — Героя России. В этот день поздравления получают:

  • минеры;
  • саперы;
  • инженеры;
  • водолазы;
  • строители.

Профессия военных инженеров очень важна. В случае войны, они обеспечивают беспрепятственное продвижение сухопутных войск. В их задачу входит:

  • строительство оборонительных сооружений;
  • минирование, разминирование;
  • возведение различных переправ и мостов;
  • очистка и добыча воды;
  • инженерная разведка;
  • постройка укрытий для военной техники;
  • маскировка территории.

В мирное время сотрудники ИВ участвуют в ликвидации различных аварий и других чрезвычайных ситуаций.

В эпоху возросшей опасности мирового терроризма целью инженерных войск является и противодействие минному террору.

Первые летописные упоминания о военных строителях: 1016 год
Создание первых инженерных войск: 17 век (Франция)
Создание инженерного ведомства в России: 1802 год
Создание советских инженерных войск: 1918 год
Учреждение должности Начальник ИВ: 1941 год

День инженерных войск 2020 отмечается в России 21 января. В праздничных мероприятиях участвуют военнослужащие и работники этого рода войск: инженеры, саперы, минеры, водолазы и другие. К торжествам присоединяются бывшие служащие, курсанты профильных специальностей ВУЗов Министерства обороны.

История праздника

День инженерных войск учредил Президент России Б. Ельцин Указом от 18 сентября 1996 г. № 1370. Указ Президента России В. Путина от 31 мая 2006 г. № 549 «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в ВС РФ» провозгласил эту дату памятным днем.

Дата события имеет символическое значение. 21 января 1701 года Петр Великий учредил в Москве «Школу пушкарского приказа» по подготовке военных инженеров. Ее выпускниками стали укомплектовывать минерные подразделения армии. В 1712 году царь приказал отделить от нее инженерную школу и увеличить ее. В 1719 году аналогичное учебное заведение открылось в Санкт-Петербурге. В 1723 году эти два учреждения объединились в одно - Санкт-Петербургскую инженерную школу. В 1722 году Петр I издал Табель о рангах, в которой офицеры инженерных войск были поставлены выше ранга офицеров кавалерии и пехоты.

Традиции праздника

В этот день президент РФ благодарит солдат, офицеров и ветеранов инженерных войск за мужество, верность долгу и добросовестную службу. Лучшие специалисты получают внеочередные звания, награды, ордена, звание Героя России. Проводятся показательные выступления. Устраиваются праздничные концерты. В эфире телевидения и радио транслируются передачи о подвигах служащих этого рода войск. Ветераны делятся историями из своей службы.

О профессии служащих инженерных войск

Военнослужащие инженерных войск идут одновременно или вперед мотострелковых и танковых формирований. Они возводят оборонительные сооружения, постройки для укрытого применения орудий, устраивают понтонные переправы, строят мосты, минируют, разминируют и маскируют территории и объекты, осуществляют инженерную разведку врага. В мирное время уничтожают оставшиеся с великих воин боеприпасы, участвуют в ликвидации ЧС, последствий аварий и катастроф, оказывают помощь населению.

Военнослужащих инженерных войск в XVIII-XIX веках именовали Пионерами.

665 служащих этих формирований удостоены звания Героя Советского Союза.

М. Кутузов начинал службу в инженерных войсках.

Небесный покровитель инженерных войск России - святой благоверный князь Даниил Московский.

Указ «Об установлении дня инженерных войск» был подписан Президентом РФ 18 сентября 1996 года. Приказом министра обороны РФ от 23 сентября 1996 года предписано ежегодно 21 января отмечать «».

Свою историю инженерные войска ведут со времени Указа Петра Первого от 21 января 1701 года о создании в Москве «Школы пушкарского приказа». В этой школе готовили офицеров артиллерии и военных инженеров. Выпускниками «Школы пушкарского приказа» с 1702 года стали комплектоваться первые минерные подразделения регулярной российской армии.

История инженерных войск

Инженерные войска прошли долгий и славный путь служения Отечеству. Первая инженерная школа, которая готовила военных инженеров для российской армии, была учреждена по указу Петра I от 21 января 1701 года. Указом Президента Российской Федерации от 18 сентября 1996 года №1370 установлен День инженерных войск, который ежегодно отмечается в Вооруженных Силах 21 января, что является свидетельством признания боевых заслуг всех поколений военных инженеров с «петровских времен» до наших дней.

Не было ни одного сражения, в котором бы не участвовали инженерные войска. Они верно служили России в Полтавской битве и при взятии неприступной крепости Измаил, на Бородинском поле и при обороне Севастополя в Крымской войне 1853 - 1856 годов, под Порт-Артуром и на полях первой мировой войны.

Родина всегда высоко оценивала вклад инженерных войск в славные победы Русского Оружия. Так, в XIX - начале XX веков 125 воинов инженерных войск за героизм, проявленный в боевых действиях, стали Георгиевскими кавалерами.

Видную роль в развитии инженерных войск сыграли выдающиеся полководцы того времени Петр I, Александр Васильевич Суворов, Михаил Илларионович Кутузов.

Петру I принадлежит заслуга в создании регулярных инженерных войск в 1712 году, в применении переправочных средств, полевых укреплений для обеспечения боевых действий, в дальнейшем развитии способов укрепления государственных границ.

Венцом достижений русского военно-инженерного искусства XVIII века явилось взятие русскими войсками под руководством А.В. Суворова крупнейшей турецкой крепости Измаил. Существенное влияние на достижение поставленных целей оказали:

Маскировка районов сосредоточения войск, введение противника в заблуждение путем демонстрации подготовки к длительной осаде, строительство ложных батарей, а также заблаговременная подготовка инженерных средств обеспечения штурма (лестницы, фашины), организация рабочих (саперных) команд, их тренировка в устройстве переходов через рвы и штурме крепостных стен. Инженерные сооружения, оборудованные на реке Дунай, препятствовали проходу кораблей турецкого флота и лишали осажденных в крепости возможности получения помощи от своих войск.

Возрастание роли военно-инженерного искусства и инженерных войск еще более ярко проявилось в Отечественной войне 1812 года. Великий русский полководец фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов в письме императору Александру I отмечал, что занимаемую под Бородино позицию он намеревается усилить искусством. Это искусство нашло выражение в возведении на Бородинском поле знаменитых бастионов русской славы - Багратионовых флешей, батареи Раевского и других укреплений, на которых в дальнейшем французская армия была обескровлена и оказалась не в состоянии продолжать сражение. Попытки Наполеона сокрушить Россию в одном генеральном сражении провалилась.

Во время Севастопольской обороны 1854 - 1855 годах зародилась новая система укреплений войсковых позиций. Вместо узкой линии бастионов и связывающих их куртин (крепостных стен) впервые была применена укреплённая полоса глубиной 1000 - 1500 м, создавались защищённые позиции для артиллерии, впервые использован электрический способ взрывания. В конце IXX - начале XX веков ведётся разработка теории инженерной подготовки территории страны к войне, чему посвящены труды военного инженера Константина Ивановича Величко «Инженерная оборона государств и устройство крепостей».

В конце XIX - начале XX веков инженерные войска рассматривались как технический род войск и, в отличие от боевых (пехоты, артиллерии и кавалерии), имели на вооружении технические средства, применяемые для обеспечения вооруженной борьбы. В разное время в их состав входили железнодорожные и электротехнические батальоны, телеграфные роты, воздухоплавательные отделения, автомобильные отряды и подразделения броневых сил, которые в последующем выделились в самостоятельные войска.

Инженерные войска во время Великой Отечественной Войны

В начальный период Великой Отечественной войны военные инженеры содействовали боевым объединениям, соединениям и частям в подготовке и ведении оборонительных боев, устраивали заграждения и оборудовали многочисленные оборонительные рубежи на пути врага. Вместе со всей армией они сдерживали наступление немецко-фашистских полчищ и изматывали их силы. В ходе наступательных действий Красной Армии инженерные войска обеспечивали штурм и прорыв сильно укрепленных оборонительных рубежей противника.

В летних боях 1941 года остатки инженерных подразделений Западного фронта сражались и в качестве пехоты. Так 57-й отдельный саперный батальон 8-й стрелковой дивизии 10-й армии сдерживал атаки немцев на укрепрайон 22 июня вплоть до 23 часов.

На Северном и Северо-Западном фронтах инженерные подразделения активно использовались как подвижные отряды заграждений. Прикрывая отход войск, они выставляли на путях движения немцев минные поля, группы мин, разрушали мосты, создавали зоны сплошных разрушений и заграждений. На Кольском полуострове действия инженерных войск смогли вообще остановить наступление немцев и финнов. Красная Армия с незначительным количеством пехоты и артиллерии, при почти полном отсутствии танков, используя естественные препятствия в сочетании с создаваемыми взрывными и невзрывными заграждениями, смогла создать столь несокрушимую оборону, что Гитлер пришел к выводу о нецелесообразности наступательных действий на севере.

Вопросы инженерного обеспечения боевых действий войск и способы применения инженерных сил и средств всегда были в центре внимания руководства Вооруженных Сил. С самого начала Великой Отечественной войны они находились в поле зрения Ставки ВГК, которая своим приказом № 0450 от 28 ноября 1941 года "О недооценке инженерной службы и неправильном использовании инженерных войск и средств" определила значение инженерного обеспечения боевых действий войск, как важного элемента, оказывающего большое влияние на ход и исход военных действий.

Этим приказом была введена должность начальника инженерных войск Красной Армии с правом непосредственного доклада Верховному Главнокомандующему. Начальники инженерных войск фронтов и армий получили статус заместителей командующих с повышением воинских званий до генерал-полковника и генерал-майора соответственно. Была изменена структура инженерных органов центрального управления, управлений фронтов и армий с созданием штабов инженерных войск, как их основы. Комплекс перечисленных мероприятий в значительной степени повысил эффективность управления, авторитет инженерных начальников и инженерных войск в целом.

Забота Верховного Главнокомандования о целесообразном применении инженерных сил и средств способствовала быстрому улучшению инженерной подготовки войск, повышению эффективности выполнения задач инженерного обеспечения боевых действий.

При подготовке обороны Москвы из числа слушателей Военно-инженерной академии и Московского военно-инженерного училища было сформировано десять подвижных отрядов заграждения по 50 человек в каждом. В ходе боев, неся тяжелые потери, они непосредственно перед наступающими танками выставляли группы мин, подрывали дорожные сооружения. На этих минах подорвалось около 200 танков и 120-150 автомобилей противника.

Задачи инженерных войск несколько изменились с переходом наших войск в наступление. Наряду с решением задачи проделывания проходов в минных полях противника, восстановления мостов и переправ зимой 1941 - 1942 годов инженерные войска прокладывали колонные пути в глубоком снежном покрове. Эта задача была успешно решена. Недооценка немецким командованием природных условий (результат пренебрежения изучением театра военных действий в инженерном отношении) привела к огромным потерям немцев в технике, застрявшей в снегу.

В ходе зимнего контрнаступления 1941 - 1942 годах инженерные войска регулярно забрасывали в тыл противника команды разведчиков-подрывников. Только в феврале 1942 года саперы-подрывники одного батальона подорвали 7 мостов, установили 721 мину. За январь-март 1942 года инженерные войска Западного фронта оборудовали 58 переправ по льду, проложили 5387 километров колонных путей, навели 118 низководных мостов, сняли 21644 мины противника.

В апреле 1942 года было сформировано несколько инженерных бригад специального назначения. Эти бригады предназначались для развертывания минной войны. Каждая бригада состояла из пяти-семи батальонов инженерных заграждений, одного-двух электротехнических батальонов (создание электрилизуемых проволочных заграждений), батальона спецминирования (радиоуправляемые мины и фугасы).

При подходе немцев летом 1942 года к Сталинграду инженерные войска возвели 1200 километров оборонительных рубежей. Особое значение в степных условиях пробрела задача водоснабжения, которую решили рота полевого водоснабжения и три гидротехнические роты. При обороне Сталинграда в полосе обороны 64-й армии саперы установили 140 тыс. мин, 80 фугасов, подорвали 19 мостов. На минных полях 64-й армии противник потерял за месяц 65 танков.

В июне 1943 года началось формирование инженерно-танковых полков, на вооружении которых стояли танки Т-34, оборудованные минными тралами ПТ-3. Это была новинка, потрясшая немецкие войска. После первого применения этих тралов в Берлин было доложено о применении русскими новых танков, нечувствительных к минам.

Особую роль сыграли инженерные войска при подготовке обороны на Курской дуге. Замысел сражения состоял в том, чтобы упорной стратегической обороной измотать немецкие войска, нанести им большие потери и перейти в контрнаступление. Важную роль в подготовке оборонительных рубежей должны были сыграть инженерные войска.

С апреля по июль было подготовлено восемь оборонительных полос на глубину 250-300 км. Протяженность отрытых траншей и ходов сообщения достигала 8 километров на километр фронта. Было построено, отремонтировано 250 мостов общей длиной 6.5 км. и 3000 км. дорог. Только в полосе обороны Центрального фронта (300км.) было установлено 237 тыс. противотанковых, 162 тыс. противопехотных мин, 146 объектных мин, 63 радиофугаса, 305 километров проволочных заграждений.

Инженерные войска провели громадную работу по маскировке позиций и объектов, только на ложные аэродромы в полосе Воронежского фронта противник сбросил 140 тонн авиабомб.

На позиции 81 гвардейской стрелковой дивизии наступала 19 танковая дивизия немцев. С 5 по 18 июля только на минах дивизия потеряла 100 танков и 1000 солдат. Удачное сочетание минных полей с огнем истребительно-противотанковой артиллерии привело к тому, что до 80% подорвавшихся танков составили безвозвратные потери. Ставкой ВГК было приказано впредь обязательно сочетать огонь артиллерии и минные поля.

Умелое сочетание фортификационных оборонительных сооружений, минно-взрывных заграждений и огня всех видов оружия позволило нашим войскам устоять в обороне впервые за войну.

С началом контрнаступления под Курском изменились задачи инженерных войск. Теперь предстояло не только устанавливать мины, а и снимать их, не разрушать мосты, а восстанавливать. Так с началом контрнаступления только в полосе наступления 11 гв.армии в ночь перед атакой наши саперы сняли 30 тыс. противотанковых и 12 тыс. противопехотных мин.

В ходе наступления впервые были успешно опробовано прикрытие обнажающихся флангов, наступающих соединений минами. Эти мины на путях фланговых контрударов немцев выставляли подвижные отряды заграждений. Эти действия саперов позволяли не отвлекать наступающие части на защиту флангов, не бояться отсечения и окружения. После ряда безуспешных попыток выйти в тыл наступающим советским танкам и пехоте немцам пришлось отказаться от этого тактического приема, который они очень успешно применяли в 1941 - 1942 годах.

Накопленный за 1941 - 1943 годы опыт применения инженерных войск позволил успешно использовать их во всех последующих боях за освобождение страны и европейских стран в 1944-45 годах.

Одной из наиболее сложных и важных задач, возлагавшихся на инженерные войска в наступательных операциях Великой Отечественной войны являлось инженерное обеспечение форсирования водных преград. При форсировании Днепра, Южного Буга, Одера и многих других рек воинами-саперами были проявлены мужество, отвага и массовый героизм.

Осенью 1943 года при форсировании Днепра инженерные войска применили новинку - подводные мосты. Мост строился таким образом, что его проезжая часть была ниже поверхности воды на 30-40см. Мост с воздуха не наблюдался. Не смотря на трудность наведения подобного типа переправ, новинка себя оправдала. Ни один из таких мостов не был разрушен ни авиацией, ни артиллерией противника.

Значимость инженерных войск в достижении победы над врагом была подчеркнута Сталиным введением осенью 1943 года званий "Маршал инженерных войск" и "Главный маршал инженерных войск". Этим актом подчеркивалось, что инженерные войска играют ту же роль в разгроме врага, что и авиация, артиллерия и танкисты.

Впереди наступающих частей активно действовали группы специального назначения. Они вели инженерную разведку местности предстоящих боевых действий, взрывали мосты, железнодорожные сооружения. Главный штаб партизанского движения нацелил партизанские отряды на тесное взаимодействие с группами инженерного спецназа. Во взаимодействии с Инженерным управлением он разработал и осуществил летом-осенью 1943 года план "рельсовой войны".

Сосредоточив силы на наиболее вероятных направлениях движения советских войск, немцы не предполагали продвижения танков и тяжелой артиллерии через болота. Но советские инженерные войска справились с труднейшей задачей устройства дорог через болота и смогли вывести танки и пехоту в тыл обороняющихся немцев.

Штурмовые инженерные бригады в ряде случаев кроме выполнения задач инженерного обеспечения штурма и прорыва укрепленных позиций противника выполняли и задачи общеармейские. Так в боях за Вильно в июне 1944 года 4-я штурмовая инженерно-саперная бригада прорвалась в центр города, уничтожив 2092 солдата противника, взяв в плен 3116 солдат и освободив концлагерь с 2800 заключенными.

За подвиги и воинский труд во славу Родины в годы Великой Отечественной Войны 100 тыс. воинов инженерных войск награждено орденами и медалями, 655 из них присвоено звание Героя Советского Союза, 294 стали полными кавалерами ордена Славы. В годы войны 196 инженерных соединений, частей и подразделений удостоены звания гвардейских. Многим из них присвоены почетные наименования, отражавшие славный боевой путь Советских Вооруженных Сил. Подвиг инженерных войск в годы Великой Отечественной войны будет жить в веках.

После окончания войны инженерные войска широко привлекались к разминированию местности, обезвреживанию громадного количества неразорвавшихся снарядов и бомб, восстановлению мостов, дорог, железнодорожного транспорта, расчистке русел судоходных рек, обеспечению населенных пунктов и промпредприятий электроэнергией и водой. Много инженерных частей было передано в систему военно-строительных отрядов. Это и породило ошибочное мнение, что инженерные войска и строители, это одно и то же.

Афганская война

Особая страница истории инженерных войск Советской Армии - афганская война. Противник очень быстро оценил, что в условиях подавляющего превосходства русских в авиации, артиллерии, бронетехники едва ли не единственным средством лишить советские войска возможности использовать свои преимущества является минная война.

Разрешение войскам на применение мин для защиты блок-постов, перекрытия путей душманских караванов, установку минных полей дистанционным способом на путях движения бандформирований, быстро привело к значительному снижению их активности.

В ходе войны инженерные войска кроме минной и противоминной войны решали задачи восстановления дорог и мостов, добычи и очистки воды, оперативной и тактической маскировки. Однако нерешительность тогдашнего руководства страны, половинчатость принимаемых мер, попытки сэкономить средства и деньги за счет перенапряжения сил войск не позволяли в полной мере решать, в том числе и задачи инженерного обеспечения боя (операции).

Последней задачей инженерного обеспечения, которую пришлось решать саперам в Афганистане было обеспечение отвода войск с занимаемых позиций и обеспечение марша через перевал Саланг на територию СССР. Несмотря на обещания душманов "устроить русским кровавую баню" они так и не решились приблизиться к советским колоннам, настолько плотно были закрыты минно-взрывными заграждениями все подступы к основным маршрутам движения советских войск.

За мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи в республике Афганистан, воины-саперы сержанты Н.П. Чепик, В.П. Синицкий, Н.И. Кремениш и А.И. Исрафилов были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, а полковник Г.К. Лошкарев стал первым в Сухопутных войсках полным кавалером ордена «За службу Родине в Вооруженных силах СССР».

Военные конфликты в наши дни

Воины-саперы принимали активное участие в вооруженных конфликтах в Таджикистане, Приднестровье, Северной Осетии, Абхазии, Боснии и Герцеговине, Косово, обеспечивали группировку федеральных сил в Чеченской Республике, проявив при этом мужество, профессионализм и высокое чувство воинского долга.

За успешное обеспечение действий федеральных сил в Чеченской Республике более 700 воинов-саперов награждены государственными наградами. Ярким свидетельством преданности Родине и военной присяге явилось присвоение звания Героя России десяти представителям инженерных войск. Их имена золотыми буквами вписаны в героическую летопись России. Это: генерал-майор Красников Александр Алексеевич; полковник Ростовщиков Валерий Александрович; подполковник Крюков Олег Васильевич; старший лейтенант Берсенев Роман Генрихович (посмертно); капитан Журавлев Александр Юрьевич (посмертно); подполковник Жуйков Сергей Васильевич (посмертно); старший лейтенант Колгатин Александр Михайлович (посмертно); майор Кобин Александр Иванович (посмертно); старший лейтенант Мариенко Виталий Леонидович (посмертно); младший сержант Борисов Евгений Германович.

Небесный покровитель инженерных войск

17 марта 2002 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II объявил Небесным покровителем инженерных войск России святого благоверного князя Даниила Московского - это понимание и признание заслуг инженерных войск Русской православной церковью.

Служба в инженерных войсках

В инженерных войсках проходили службу прославленные ученые, изобретатели и композиторы, выдающиеся полководцы и военачальники. В их числе фельдмаршал М.И.Кутузов, начальник Генерального штаба Маршал Советского Союза Н.В.Огарков, заместитель Министра обороны по строительству и расквартированию войск маршал инженерных войск Н.Ф. Шестопалов, а также маршалы инженерных войск М.П. Воробьев, А.И. Прошляков, В.К. Харченко, С.Х. Аганов, и многие другие.

По количеству Героев России в пересчете на тысячу человек в Вооруженных Силах РФ инженерные войска имеют один из самых высоких показателей, что подтверждает их приверженность славным традициям и героике военных инженеров .

ИНЖЕНЕРНЫЕ ВОЙСКА - специальные вой-ска, пред-на-зна-чен-ные для ин-же-нер-но-го обес-пе-че-ния опе-ра-ций во-ен-ных и бое-вых дей-ст-вий.

Име-ют-ся в воо-ружённых си-лах (ВС) боль-шин-ст-ва го-су-дарств. Ве-дут инженерную раз-вед-ку; вы-пол-ня-ют фор-ти-фи-кационное обо-ру-до-ва-ние ме-ст-но-сти, пунк-тов управ-ле-ния, рай-онов, ру-бе-жей, вклю-чая воз-ве-де-ние ук-ры-тий и ог-не-вых со-ору-же-ний; уст-раи-ва-ют различные инженерные за-гра-ж-де-ния (в пер-вую оче-редь мин-ные по-ля), про-де-лы-ва-ют и со-дер-жат про-хо-ды в них, про-из-во-дят различные раз-ру-ше-ния (мос-тов, до-рог и другого), раз-ми-ни-ру-ют ме-ст-ность и объ-ек-ты; под-го-тав-ли-ва-ют пу-ти дви-же-ния и ма-нёв-ра войск; обо-ру-ду-ют и со-дер-жат ши-ро-кий спектр пе-ре-прав че-рез вод-ные пре-гра-ды; про-ти-во-дей-ст-ву-ют сис-те-мам раз-вед-ки и на-ве-де-ния ору-жия про-тив-ни-ка, вы-пол-ня-ют за-да-чи по мас-ки-ров-ке, ими-та-ции войск и объ-ек-тов; уча-ст-ву-ют в ли-к-ви-да-ции по-след-ст-вий уда-ров про-тив-ни-ка и опас-ных фак-то-ров при-род-но-го и тех-но-ген-но-го ха-рак-те-ра. Кро-ме то-го, обо-ру-ду-ют и со-дер-жат взлёт-но-по-са-доч-ные по-ло-сы аэ-ро-дро-мов, пор-то-вые морские со-ору-же-ния, обес-пе-чи-ва-ют по-ле-вое рас-по-ло-же-ние войск и другое.

Инженерные войска. со-вре-мен-ных ВС со-сто-ят из со-еди-не-ний, час-тей и под-раз-де-ле-ний различного на-зна-че-ния: инженерной раз-вед-ки, инженерно-са-пёр-ных, инженерных за-гра-ж-де-ний, раз-гра-ж-де-ния и раз-ми-ни-ро-ва-ния, инженерно-до-рож-ных, пон-тон-но-мос-то-вых (пон-тон-ных), пе-ре-пра-воч-но-де-сант-ных, инженерно-по-зиционных, инженерно-тех-нических, инженерно-мас-ки-ро-воч-ных, по-ле-во-го во-до-обес-пе-че-ния, энер-ге-тического и элек-тро-тех-нического обес-пе-че-ния и другого. В со-став инженерных войск вхо-дят так-же во-енно-инженерные учеб-ные за-ве-де-ния и другие ор-га-ни-за-ции.

Не-об-хо-ди-мость в инженерных войсках воз-ник-ла ещё в древ-но-сти для обо-ру-до-ва-ния по-ле-вых ук-ре-п-ле-ний, кре-по-стей, пе-ре-прав че-рез вод-ные пре-гра-ды. Ор-га-ни-за-ци-он-но оформ-лен-ные инженерные войска впер-вые поя-ви-лись во Фран-ции в XVII веке и позд-нее ста-ли при-над-леж-но-стью ар-мий поч-ти всех ев-ропейских го-су-дарств. Про-цесс за-ро-ж-де-ния инженерных войск в Рос-сии свя-зан с дея-тель-но-стью Пет-ра I . По его ука-зу в Мо-ск-ве бы-ла ос-но-ва-на инженерная шко-ла (1701 год), в ко-то-рой осу-ще-ст-в-ля-лась под-го-тов-ка во-енных ин-же-не-ров. В со-от-вет-ст-вии с Ука-зом Пре-зи-ден-та РФ от 31 мая 2006 года день под-пи-са-ния ука-за об от-кры-тии этой шко-лы - 21 ян-ва-ря был объ-яв-лен Днём ин-же-нер-ных войск Рос-сии. Основной ор-га-ни-зационной струк-ту-рой инженерных войск в Рос-сии до 1816 года бы-ла рот-ная, а с 1816 года - ба-таль-он-ная. В 1819 году инженерные ба-таль-о-ны сво-дят в бри-га-ды. К началу 1870-х годов в российской ар-мии на-ме-ти-лась тен-ден-ция объ-е-ди-не-ния всех тех-нических средств в рам-ках инженерных войск. Это при-ве-ло к то-му, что в раз-ное вре-мя в их со-став вхо-ди-ли железнодорожные и элек-тро-тех-нические ба-таль-о-ны, те-ле-граф-ные ро-ты, воз-ду-хо-пла-ва-тель-ные от-де-ле-ния, ав-то-мо-биль-ные от-ря-ды и под-раз-де-ле-ния бро-не-вых сил, ко-то-рые в по-сле-дую-щем вы-де-ли-лись в са-мо-сто-ятельные ви-ды и ро-да войск. В хо-де Первойми-ро-вой вой-ны к ле-ту 1916 года в российской ар-мии са-пёр-ные ба-таль-о-ны ар-мей-ских кор-пу-сов бы-ли раз-вёр-ну-ты в са-пёр-ные пол-ки, а об-щая чис-лен-ность нженерных войск в ар-мей-ском кор-пу-се за го-ды вой-ны уве-ли-чи-лась бо-лее чем вдвое и со-став-ля-ла 5% бое-во-го со-ста-ва.

Иллюстрации:

Во-ен-но-слу-жа-щие ин-же-нер-ных войск рос-сий-ской им-пе-ра-тор-ской ар-мии: 1 - пио-нер (1780-е - нач. 1790-х гг.); 2 - обер-офи-цер (1797); 3 - ря-до-вой пио-нер-но-го пол-ка (1812); 4 - обер-офи-цер лейб-гвар-дии Кон-но-пио-нер-но-го ди-ви-зио-на (1855); 5 - обер-офи-цер лейб-гвар-дии Са-пёр-но-го ба-таль-о-на (1911). Архив БРЭ;

Раз-ми-ни-ро-ва-ние ме-ст-но-сти. 1943. Архив БРЭ;

Во-ен-но-слу-жа-щие ин-же-нер-ных войск РККА: 1 - ком-бриг (1935-49); 2 - крас-но-ар-ме-ец (1935-40); 3 - ав-то-мат-чик са-пёр-но-штур-мо-вых ча-стейв сталь-ном на-груд-ни-ке (1943-45). Архив БРЭ;

Бы-ст-ро-ход-ная тран-шей-ная ма-ши-на БТМ-4М «Тун-д-ра». 1988. Архив БРЭ.