Экологические игры для детей среднего и старшего дошкольного возраcта. Конкурсная программа для детей на тему: природа – «Лес – наш друг»

Сценарий игры – викторины по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему "Здравствуй, лес, здравствуй, матушка природа".

Ботякова Татьяна Александровна, воспитатель МБДОУ Красноборский д/с «Колосок» с. Красный Бор, Нижегородская обл.

Описание материала: материал будет полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений при проведении экологических проектов, акций, развлечений. Данное мероприятие рекомендуется проводить с детьми старшей группы.

Цель: формирование экологических знаний, нравственно – ценностного отношения к природе.

Задачи:
Образовательные: расширять представления о лесе и его обитателях.
Развивающие: развивать познавательный интерес, любознательность, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, понимание необходимости сохранения его целостности, умение вести себя в лесу.

Предварительная работа:
экскурсия в лес, просмотр иллюстраций с изображением различных видов деревьев, просмотр альбомов "Дикие животные", "Птицы", "Насекомые", конкурс рисунков о природе, чтение произведений русских писателей и поэтов о природе.

Оборудование: круги зеленого и красного цвета, картинки с изображением животных, насекомых, птиц, грибов, цветов, "шапочки" ягод, цветы, вырезанные из картона по количеству детей, листья деревьев (клена, дуба, березы, осины), карточки с изображением следов животных, жетоны, корзинка с природным материалом.

Участники: ведущий, дети, Лесовичок, лиса.

Ход викторины.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Летний теплый ветерок принес в детский сад кленовый листок. На нем написано приглашение от старичка Лесовичка. Он приглашает нас в лес за загадками.

Хоровод: "В лес пошли мы гулять"("Лес поет" О. Фельцмана)
Ведущий: Вот и пришли мы на цветочную поляну. Правда, здесь очень красиво? Деревья стоят зеленые, на поляне цветы...Ах, как хорошо дышится!

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре?
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится:
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты ведь знаешь - мы свои! (С. Погореловский)

(Появляется Лесовичок)


Лесовичок: Добрый день, ребята! Вы меня узнали? Я - Лесовичок, хозяин леса. Я рад, что вы пожаловали на лесную полянку. знаете ли вы, что лес - это ваш большой и настоящий друг? Лес - живой. И как всему живому, ему необходимо солнце, которое дарит тепло и свет, вода и почва для роста растений и жизни животных, чистый воздух, а еще покой и тишина. Люди часто не задумываются о том, как легко могут нанести вред лесу и его обитателям. А как вы себя ведете в лесу. Прежде чем отправиться по лесу искать загадки, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Дидактическая игра: "Экологический светофор"
(Лесовичок перечисляет, что можно делать в лесу, а чего нельзя. Дети в соответствии с этим поднимают зеленый или красный кружок)
- Можно (нельзя) ломать ветки;
- оставлять после себя мусор;
- разорять гнезда и муравейники;
- кувыркаться в траве;
- собирать ягоды;
- уничтожать ядовитые грибы;
- разжигать костры;
- отдыхать на пне и т. д.
Лесовичок: Правильно. И запомните еще несколько правил:

Отправляясь в лес гулять,
Попрошу не забывать
Правила лесные,
Незатейливые, простые.

Деревья, ветки не ломай,
Мусора в лесу не оставляй,
Зря костров не разводи,
Очень громко не кричи.
Бабочек ты не лови,
Не для этого они.

Ты в лесу лишь гость,
Главные там дуб и лось.
Берегите зеленый лес
И он откроет много тайн и чудес!

Лесовичок: Итак, первая моя загадка будет о наших пернатых друзьях. Кого мы называем пернатыми?
Дети: Птиц.
(На мольберте дети выбирают из нескольких соответствующую картинку)
- Каких птиц вы знаете? (Ответы детей).
- Какие птицы зимуют в наших краях? (Ворона, воробей, сорока, дятел и т. д.)
- Какая птица подбрасывает своих птенцов в чужие гнезда? (Кукушка)
- Какая птица весь день стучит по дереву? (Дятел)


- Какая птица селится на крышах домов и, по преданию, приносит счастье в дом? (Аист)
- У какой птицы очень длинная шея и ноги? (Журавль)
- Какая птица охотится ночью? (Сова)


Подвижная игра «Совушка»
Обозначается «гнездо совы». В гнезде помещается водящий совушка. Остальные дети изображают птиц, бабочек, жуков - разлетаются по поляне.
На слова воспитателя: «Ночь наступает, все засыпает» - дети замирают в тех позах, в которых их застала ночь. Совушка в это время тихо вылетает на охоту - ходит, медленно размахивая руками, и забирает мотыльков и жучков, которые пошевелились. Отводит их в своё гнездо. Совушка ловит до тех пор, пока воспитатель не скажет: «День». Тогда она возвращается к гнезду, а мотыльки и жучки снова начинают летать. Совушка выходит на охоту два-три раза. Потом выбирают нового ведущего, и игра начинается сначала.

Лесовичок: Итак, следующая загадка.
Растет в траве Аленка
В красной рубашонке,
Кто не пройдет,
Всяк поклон отдает. (Ягода)
(Дети выбирают картинку с изображением ягод)


Земляника:
Ягодку сорвать легко -
Ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка -
Там созрела... (земляника)


Ежевика:
Вкус ягоды хорош,
Но сорви ее пойди - ка:
Куст в колючках будто еж -
Вот и назван.... (ежевика)

Клюква:
Я красна, я кисла,
На болте я росла,
А дозрею под снежком,
Ну - ка, кто со мной знаком?

Черника:
Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки,
То, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот.

Малина:
Бусы красные висят,
Из кустов на вас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.


Хоровод: "По малину в сад пойдем".

Лесовичок: Следующую загадку вам предстоит отыскать самим. Для этого вам нужно повернуться вправо, сделать три шага вперед и найти дубовый листок. На нем и будут написаны загадки.
(Дети выполняют задание, среди листьев разных деревьев находят лист дуба, на котором написаны загадки про насекомых) .

1.От цветка к цветку порхает,
а присядет, отдыхает. (Бабочка)

2.На ромашку у ворот
Опустился вертолет -
Золотистые глаза.
Кто же это?... (Стрекоза)

3.Я работаю в артели
У корней мохнатой ели,
По буграм тащу бревно -
Больше плотника оно. (Муравей)

4.По цветам летает,
Мед собирает. (Пчела)

5.Прыгает пружинка -
Зеленая спинка -
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (Кузнечик)


6.Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упусти,
Сядет и укусит. (Комар)

Игра малой подвижности: "Поймай комара".
Дети стоят в кругу. В центре круга- водящий. У водящего в руке палка с привязанной к ней веревочкой. На конце веревки - комар вырезанный из бумаги. Водящий крутит веревку с комаром над головами детей. Те в свою очередь стараются поймать руками комара.

Лесовичок: Слушайте внимательно и ищите следующую загадку.

Из нарядной яркой чашки
Угощаются букашки.
(Цветок)

Цветочные загадки
1.Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)

2.Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдёшь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василёк)

3.Стоят в лугах сестрички -
Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)

4.Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (Колокольчики)


5.Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок -
Остался стебелёк. (Одуванчик)

Танцевальный конкурс.
Детям кладут на голову картонные цветы и по сигналу ведущего они начинают танцевать под музыку, не касаясь цветов руками. Побеждает тот, кто протанцует дольше всех, не уронив цветка.

Лесовичок: Следующая загадка от старичка Лесовичка. (Показывает картинки с изображением следов животных) Как вы думаете, что это такое?
Дети: Следы животных.

Игра: «Чьи следы?»
Дети по очереди из «Волшебного мешочка» вытягивают карточки с изображением следов и отвечают, кому они принадлежат. За правильные ответы начисляются жетоны.(Ответы детей: лось, кабан, лиса, заяц и др.)

Загадки о животных
1.Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)


2.Когда я голодный меня не встречай,
Щелкну зубами, съем невзначай.(Волк)

3.Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

4.Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (Ёж)


5. Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала. (Лиса)

Лесовичок: А вот и жительница леса - Лисонька. (Выходит ребенок в костюме лисы)
Лисонька, ты не серчай,
Вместе с нами поиграй.

Подвижная игра: "Хитрая лиса"
Играющие стоят в кругу. В стороне, вне круга, обозначается дом лисы. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а педагог обходит их с внешней стороны круга и дотрагивается до одного из играющих, который становится водящим - хитрой лисой. Затем дети открывают глаза, хором три раза спрашивают: "Хитрая лиса, где ты?" После третьего вопроса хитрая лиса выбегает на середину круга, поднимает руки вверх и говорит"Я здесь!" Все играющие разбегаются, а лиса их ловит.

Лесовичок:
В лесу под елкой крошка,
Шапка да ножка. (Гриб).
(Дети выбирают соответствующую картинку)
Лесовичок: Молодцы, ребята, хорошо загадки ищете. Слушайте загадки грибные.

Бывают грибы съедобные, а бывают - ... (Несъедобные).
- Грибы, имеющие особый рыжеватый цвет. (Рыжики).
- Соседи березы. (Подберезовики).
- Чаще всего они растут под осиной, но встречаются под березами и дубами. (Подосиновики).
- Смертельно ядовитые грибы, «родственники» мухомора. (Бледные поганки).
- Быстро спасут от голода в лесу. (Сыроежки).
- Съедобные грибы, которые выращивают круглый год. (Шампиньоны) .
- Самые красивые ядовитые грибы. (Мухоморы).

В лесу или парке - что может быть лучше для ребенка, чем активное времяпрепровождения на свежем воздухе ? Предлагаем вашему внимание детские игры, которые помогут малышу ближе познакомиться с живой природой и приятно провести время.

Активные игры для детей на свежем воздухе помогают развивать ловкость, скорость реакции, гибкость, координацию движения. Кроме того, командные игры развивают в детях здоровый коллективизм, готовность приходить на помощь другим и подчинять при необходимости свои желания общим интересам.

Знамя

В игре участвуют все желающие, чем больше, тем лучше. Дети разбиваются на две команды. После делят территорию леса на две части, определяя границы. Между половинами находится так называемая «свободная зона», не принадлежащая ни одной из команд (если возможно, тропинка, чтоб хорошо было заметно). Каждая команда на своей половине прячет знамя определенного цвета (лучше выбирать яркие, чтоб в лесу было хорошо видно). Знамя можно прятать куда угодно, но только так, чтоб хотя бы его часть было видно. Каждая команда делиться на нападающих и защитников. Задача нападающих - найти и принести на свою территорию знамя противника. Задача защитников - защитить знамя своей команды. Если вы увидели на своей территории противника, вы можете его «заморозить» прикосновением, чтоб он не смог никуда пройти. Но его может «разморозить» прикосновением член его команды. Перепрятывать и забирать из рук нападающего знамя защитники не должны (даже если он заморожен)! Выигрывает команда, первая доставившая на свою половину знамя противника.

Десятка

В этой игре также участвуют все желающие. Перед игрой нужно собрать в лесу 10 предметов, но все они должны быть исконно лесными (например шишки, желуди, листочки). Их раскладывают на земле, и дети пытаются запомнить их все. Потом предметы накрывают, а ребят отправляют на их поиски. Они должны найти как можно больше таких же предметов, каких увидели. Кто принесет больше - тот и победитель.

Фото на память

Играют двое. Один исполняет роль камеры, другой - оператора. Камера закрывает глаза, и оператор ведет ее к какому-либо интересному месту. Камера «включается» (открывает глаза, когда оператор ее касается) и в течение 3-5 секунд «делает снимок» (запоминает), после чего «выключается» (закрывает глаза). Можно сделать несколько снимков, а после отправляться «проявлять» фотографии - рисовать все, что запомнилось. Потом оператор и камера могут поменяться ролями.

Знакомство с лесом

В этой игре лучше, чтоб участников было не более 6. Нужно выбрать ведущего. Все остальные участники выстраиваются в цепочку и кладут руки на плечи впередистоящего. Им завязывают глаза. Ведущий становится первым. Он ведет детей по лесу, обращая внимание ребят на окружающие звуки, запахи, шорохи, перемены местности. Игроки должны как можно точнее запомнить местность посредством осязания, обоняния и слуха. После «путешествия» их просят нарисовать местность, по которой они путешествовали. Важно, чтобы никто не отвлекал играющих. Путь лучше всего прокладывать по богатой переменами местности с интересными пунктами: переменами солнечного света, подъемами и понижениями местности, возможно с пересечением небольшого ручейка и т.д.

Звуки леса

Играют все желающие. Участники игры садятся, закрывают глаза и в течение 3 - 5 минут слушают все лесные звуки и шорохи вокруг себя. Потом обсуждают, что они слышали. Можно попросить их нарисовать тех, кому эти звуки принадлежат.

Точка зрения

Играют все желающие. Каждый участник игры выбирает себе часть полянки. Он маркирует его каким-нибудь природным материалом, например веткой. После этого он получает лупу, с помощью которой он, ползая по траве, наблюдает травы, жуков, пауков, росинки и многое другое. Так дети могут исследовать мир с точки зрения гусеницы или муравья. Это достаточно интересно для детей дошкольного возраста. В конце игры просят детей нарисовать, что же они исследовали. Дополнительно можно подробнее рассказать ребятам об этих растениях и насекомых.

Оживление

Участвуют все желающие. Участники игры делятся на две группы. До начала игры каждая группа ограничивает с помощью веток или веревки небольшой участок. Дети мастерят фантастических животных из природных материалов и расставляют их на своем участке так, чтобы они сливались с окружающей средой. Во время игры ребята ищут этих зверей на участках друг друга, потом дают им имена и придумывают, как они живут, таким образом их «оживляя».

Радуга

Найди свое

Играют два человека. Повяжите на глаза ребенка повязку и подведите его к любому понравившемуся вам дереву в зоне видимости с места где вы находитесь. Вести ребенка к дереву можно любыми путями, чтобы запутать игрока. Помогите «слепому» игроку исследовать дерево. Спросите: «Это дерево живое? Ты можешь обхватить его? Оно старше тебя? Можешь ли ты найти то, что растет на этом дереве? Признаки присутствия животных? Лишайники? Насекомых?». Когда ваш партнер закончит исследование, отведите его на то место, откуда вы начали путешествие, но другим путем. Затем снимите повязку и дайте игроку найти СВОЕ дерево с открытыми глазами. Ребенок обнаружит неожиданно для себя, что теперь перед ним не лес, а множество совершенно разных деревьев.

Найди пару

Играют все желающие. Детям раздается по листку цветущих растений и через определенное время (5 или 10 минут) нужно отыскать цветок. В лесу можно раздать всем одинаковые листья какого-нибудь редкого для этих мест дерева и дать задание найти его. Естественно, кто первый - тот и победитель.

Подготовила Анна Суслова

Просмотр содержимого документа
«Лексико-грамматические игры по теме "Лес. Деревья"»

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ЛЕС, ДЕРЕВЬЯ».

1Лексико-грамматические игры:

    Рассмотреть во время прогулки деревья: березу, тополь, рябину, сосну, ель, осину. Обратить внимание на разные стволы деревьев, разную форму листьев. Рассказать о строении дерева: корни, ствол, ветви, которые образуют крону, листья. Помочь ребенку запомнить информацию. Обратить внимание, что сейчас, осенью, листья деревьев разноцветные, а поздней осенью и зимой деревья сбрасывают листву. Собрать и засушить листья деревьев. Объяснить значение слова "гербарий".

    «Один - много» (образование существительных множественного числа родительного падежа). Образец: дерево – много деревьев. Слова: куст, волк, лист, лиса, ёж, шишка.

    «Детки с чьей ветки?» (образование относительных прилагательных):

Это лист рябины – рябиновый лист, лист берёзы -…, лист осины -…, лист тополя -…,

лист дуба -…, лист липы -… .

    «Четвёртый лишний»:

Тополь, берёза, сосна, рябина.

Берёза, осина, подберёзовик, ива.

Дуб, рябина, осень, осина.

Одуванчик, ель, тополь, липа.

    «Сосчитай от 1 до 10» (согласование существительных с числительными) Образец: один лист, два листа…десять листьев. Слова для счёта: шишка, дерево, ягода, корзина, гриб, ветка.

    « Незнайка в лесу» (Закреплять правильное употребление предлогов). Однажды Незнайка идёт по лесу и рассказывает:

    «Листья растут в дереве. Птичка села из куста. Муравей вылез в муравейник. Сова сидит на дупле. Дятел стучит к дереву. Заяц убегает к лисе. Стрекоза летает под землёй. Гусеница ползёт над веточкой. Цветы растут над деревом».

    Дети должны исправить ошибки Незнайки.

    2. Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков

    • Раз, два, три, четыре, пять,

      Будем листья собирать.

      (сжимать и разжимать кулачки)

      Листья березы, листья рябины,
      Листики тополя, листья осины,
      Листики дуба мы соберем,

      (загибать пальцы, начиная с большого пальца)

      Маме осенний букет отнесем.

    3. Развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение.

    Листья.


    Какое время года наступило?

    Где гуляют дети?

    3) Зачем дети собирают листья?
    Творческие задания.

    1) Подобрать определения к словам: осень (какая?) солнечная, золотая, дождливая, холодная, щедрая, урожайная; листья (какие?) разноцветные, красивые, вырезные и т.д.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой.

Играя, дети учатся: любить, познавать, беречь и множить.

Предлагаемые игры содержат интересные факты о жизни животных и растений, головоломки и замысловатые вопросы о природе и способствуют развитию любознательности.

Игра с мячом «Я знаю…»

Цель : Формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида.

Развивать умение объединять предметы по общему признаку.

Игровые действия:

Дети становятся в круг, в центре – ведущий с мячом. Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов» и перечисляет (например, ромашка, василёк, одуванчик, клевер, кашка) и возвращает мяч ведущему. Второму ребёнку ведущий бросает мяч и говорит: «Птицы» и так далее.

«Птицы, рыбы, звери»

Цель: Упражнять детей в умении называть предмет определённой группы предметов.

Игровые действия:

Ведущий бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

«Угадай, что в руке»

Цель: Различать на ощупь овощи, фрукты и ягоды.

Игровые действия:

Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи овощей, ягод и фруктов. Дети должны отгадать. Воспитатель показывает, например, грушу и просит определить, у кого такой же предмет объекта (фрукт, овощ, ягода).

«Угадай, какая птица поёт?»

Цель: Умение определять по звуковой записи голоса птиц.

Определять, какая птица поёт и как поёт (тонко, звучно, мелодично, крикливо, тихо, протяжно и так далее).

Воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам.

Игровые действия:

Педагог предлагает послушать запись голосов птиц. Надо определить, какая птица поёт. Как можно определить по голосу какая птица поёт и как. Предложить детям поупражняться в произнесении звуков песенок птиц. В игре используется диск с записью голосов птиц.

«Растения леса, сада, огорода»

Цель: Расширять знания детей о растениях леса, сада и огорода.

Игровые действия: аналогично игры «Я знаю...»

«Сад - огород»

Цель: Закреплять знания детей о том, что растёт в саду или в огороде.

Развивать у детей память, внимание.

Игровые действия:

Воспитатель приносит корзину с овощами и фруктами.

Дети, я нечаянно перепутала овощи и фрукты. Помогите мне, пожалуйста. В процессе игры дети обобщают предметы одним словом, определяют место произрастания овощей и фруктов.

«Что это такое?»

Цель: Упражнять детей в умении отгадывать предметы живой или неживой природы.

Рассказывать признаки предметов.

Игровые действия:

Воспитатель или ведущий загадывает живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки, а дети должны отгадать заданный предмет.

«Замысловатые вопросы»

Цель: Развивать сообразительность и находчивость.

Игровые действия:

Воспитатель читает загадку-задачку:

Росли четыре берёзы.

На каждой берёзе –

По четыре больших ветки,

На каждой большой ветке –

По четыре маленьких ветки,

На каждой маленькой ветке –

По четыре яблока.

Сколько всего яблок?

«Летает, плавает, бегает»

Цель: Изображать способ передвижения объекта.

Игровые действия:

Ведущий называет или показывает детям объект живой природы и предлагает детям изобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове «медведь» дети начинают подражать ходьбе как медведь; «сорока» дети начинают махать руками и так далее.

«Перелёт птиц»

Цель: Узнавать и называть зимующих и перелётных птиц.

Закреплять понятие «зимующие», «перелётные».

Игровые действия:

На столе разложены предметные картинки птиц. Каждый участник игры берёт картинку и «превращается» в определённую птицу. Ребёнок говорит: «Я – ворона!», «Я – воробей!», «Я – журавль!», «Я – кукушка!» и так далее. По сигналу ведущего: «Раз, два, три на своё место лети!», дети, у которых картинки с изображением зимующих птиц бегут к условному изображению (зимний пейзаж), другие дети, у которых картинки с изображением перелётных птиц, бегут к другому условному знаку (весенний пейзаж). Играть можно несколько раз, дети должны брать разные картинки.

«Похожи - не похожи»

Цель: Развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы,

Сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.

Игровые действия:

В игре используется игровой экран с тремя «окнами – прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств; ленты – полоски с обозначениями свойств предметов. В первое и третье «окно» вставляются полоски с изображением предметов, во второе – полоска с обозначением свойств.

Варианты могут быть разные:

1 вариант : Ребёнку предлагается установить «экран» так, чтобы в первом и третьем окне разместились предметы, обладающие свойством, указанным во втором «окне».

На начальном этапе освоения игры освоения игры свойство задаётся взрослым, затем дети самостоятельно могут устанавливать понравившийся признак. Например, первое «окно» - яблоко, второе «окно» - круг, третье «окно» - мяч.

2 вариант: Один ребёнок устанавливает первое «окно», второй – выбирает и устанавливает свойство, которым данные обладает, третий – должен подобрать предмет, подходящий к первому и второму «окну». За каждый верный выбор дети получают фишку. После первого тура дети меняются местами.

3 вариант: используется на заключительных этапах освоения. Играть можно с большой группой детей. Ребёнок загадывает «загадку» - выстраивает в первом и в третьем «окне» изображения обладающие общим свойством, при этом второе «окно» скрыто. Остальные дети догадываются, чем изображённые предметы похожи. Ребёнок, верно назвавший общее свойство, получают право открыть второе «окно» или загадать новую «загадку».

«Кто где живёт?»

Цель: Определять место среды обитания животного, правильно определять место «дома» объекта.

Игровые действия:

У воспитателя картинки с изображениями животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, дупло, берлога, река, гнездо и так далее).

«Времена года»

Цель: Формировать у детей понятия о временах года и о зависимости жизни живой природы от сезонных изменений, происходящих в неживой природе.

Игровые действия:

Воспитатель рассказывает детям о том, что времена года постоянно сменяются. Дети называют последовательно времена года и характерные признаки.

Воспитатель показывает картинки с изображением времени года и картинки объектов, у которых происходят различные изменения, например, заяц белый – зима; распустившийся подснежник – весна, созрела земляника – лето и так далее. Дети должны объяснять содержание картинки.

«Вопрос – ответ»

Цель: Развивать умения отвечать на поставленные вопросы.

Проявлять находчивость, сообразительность.

Игровые действия:

Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают

Вопросы:

1.Почему человек назад оглядывается? (потому что у него на затылке глаз нет).

2.От чего кошка бегает? (не умеет летать).

3.Каким гребнем голову не причешешь? (петушиным).

4.Сколько яиц можно съесть натощак? (одно: после первого уже не будет натощак).

5.От чего гусь плавает? (от берега).

6.Чем до неба докинешь? (взглядом).

7.По чему собака бегает? (по земле).

8.Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон).

9.Без чего хлеб не испечёшь? (без корки).

10. За чем во рту язык? (за зубами)

11. У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (у гриба).

«Цветы» (подвижная игра)

Цель: Называть и различать цветы.

Воспитывать любовь и умение любоваться их красотой.

Игровые действия:

Дети вспоминают садовые и лесные цветы, сравнивают их.

Каждый участник игры выбирает для себя эмблему цветка. У каждого ребёнка своя картинка. Одно и тоже название не может быть у нескольких детей.

По жребию выбранный цветок, например, василёк, начинает игру.

Он называет какой-нибудь цветок, например мак или роза. Мак бежит, а василёк догоняет его. Когда маку грозит опасность быть пойманным, он называет какой-нибудь другой цветок, участвующий в игре. Убегает названный цветок.

Пойманный цветок меняет своё название и снова включается в игру. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.

«Головоломки»

Цель: Расширять знания детей о животном и растительном мире.

Способствовать умению размышлять, делать умозаключения.

Воспитывать доброжелательное отношение к животным и растениям.

Игровые действия:

Воспитатель или подготовленный ребёнок загадывает задачки – головоломки:

1.На грядке сидит шесть воробьёв, к ним прилетели ещё пять. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько осталось воробьёв?

2.Пара лошадей пробежала 40 км. По скольку километров пробежала каждая лошадь?

3.На поляне росли садовые цветы: ромашки, васильки, розы, клевер, фиалка. Таня сорвала все 1 розу, 2 клевера, 3 ромашки. Сколько у Тани цветов в букете? (определить садовые и лесные цветы, сосчитать только лесные цветы).

4.В вазе лежат фрукты: бананы, апельсин, яблоки, помидор, огурец, лимоны. Сколько всего фруктов лежит в вазе?

5.На грядке выросли сочные, вкусные яблоки и мандарины, спелая вишня и баклажан. Сколько овощей выросло на грядке?

«Узнай по объявлениям»

Цель: Продолжать знакомить с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания)

Развивать логическое мышление.

Игровые действия:

Педагог предлагает детям поиграть. Объясняет правила в игре, надо внимательно послушать объявление и отгадать о ком идёт речь (животное или птица) говорится в объявлении. Тот, кто угадал, получает фишку и в конце игры подводится итог.

1.Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.

2.Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.

3.Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?

4.Помогу всем, у кого сломался будильник?

5.Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом.

6.Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья.

7.Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию?

8.Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый!

9.Уже 150 лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один - медлительность.

10. Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне.

11. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью.

12. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. Ку-ку!

13. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая всё это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству. Патрикеевной больше не называть!

«Где что зреет?»

Цель: Упражнять в умении использовать знания о растениях, сравнивать плод дерева с его листьями.

Игровые действия:

На фланелеграф выкладываются две ветки: на одной – плод и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья растений. (Например, листья крыжовника, а плоды груши). Ведущий задаёт вопрос: «Какие плоды созревают, а какие нет?». Дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

«Почтальон принёс письмо»

Цель: Развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию.

Игровые действия:

Воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что почтальон принёс посылку. В посылке разные овощи и фрукты. Дети достают пакеты из коробки, заглядывают в них и описывают то, что им принёс почтальон. Остальные дети отгадывают.

«Птичка»

Цель: Различать деревья по листьям.

Воспитывать правильно вести себя в игре: не подсказывать друг другу, не перебивать сверстников.

Игровые действия:

Перед началом игры дети вспоминают различные деревья, сравнивают их по форме и величине листьев.

Дети должны перед игрой подобрать для себя фант – любую мелкую вещь, игрушку. Игроки усаживаются и выбирают собирателя фантов. Он садится в середину круга и остальным игрокам даёт названия деревьев (дуб, клён, липа и так далее) и дети берут и одевают веночек из листьев. Каждый должен запомнить своё название. Собиратель фантов говорит: «Прилетела птичка и села на дуб». Дуб должен ответить: «На дубу не была, улетела на ёлку». Ёлка называет другое дерево и так далее. Кто прозевает – отдаёт фант. В конце игры фанты выкупаются.

«Снежный ком»

Цель: Расширять знания детей о перелётных птицах».

Развивать внимание и наблюдательность.

Игровые действия:

Ведущий показывает картинку, на которой изображена перелётная птица.

Дети смотрят на картинку и рассказывают о ней по очереди: первый ребёнок – первое предложение, второй ребёнок – предыдущее предложение и своё, третий ребёнок - повторяет два предыдущих и добавляет своё. Например: «Грач – перелётная птица». – «Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный». – «Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный. Место их обитания называется грачевник» и так далее.

«Кого чем угостим?»

Цель: Знать, чем питаются животные и птицы.

Игровые действия:

Ведущий перебрасывает мяч детям и называет объект (животное, птица), а дети отвечают и возвращают мяч ведущему. Например, воробей – крошки и семечки; синица - сало; корова – сено; кролик – морковка; кошка – мышка, молоко; белка – шишка, ягоды и так далее.

Игра «Хорошо – плохо»

Цель: Совершенствовать знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях.

Игровые действия:

Воспитатель или педагог предлагает детям разные ситуации, а дети делают умозаключения, например: «Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?», «В лесу пропали все волки – это хорошо или плохо?», «Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?», «Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?», «Много цветов в нашем саду – это плохо или хорошо?», «У бабушки в деревне есть корова – это хорошо или плохо?», «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и так далее.

«Кто за кем?»

Цель: Показать детям, что в природе всё связано между собой.

Продолжать воспитывать у детей бережное отношение ко всем животным.

Игровые действия:

Воспитатель предлагает вызванному ребёнку соединить ленточкой всех животных, которые охотятся друг за другом. Другие дети тоже помогают найти правильные картинки с животными. Можно предложить начинать игру с растения, лягушки или комара.

«Каждому своё место»

Цель: Формировать у детей умение пользоваться схематическими изображениями обобщающих понятий.

Воспитывать самостоятельность, умение логически мыслить.

Игровые действия:

Педагог раздаёт по одной карточке каждому ребёнку (одного типа). Затем раздаёт каждому ребёнку поочерёдно по одной картинке. Дети, получив картинку, должны поместить её под схематическим изображением понятия, к которому подходит изображение на этой картинке. Когда все картинки разобраны, дети проверяют правильность своих действий и действий своих сверстников.

Дети должны самостоятельно проверить правильность выполнения задания и объяснить почему выполнили именно так.

«Сокол и лиса» (подвижная игра)

Цель: Расширять знания детей о диком животном и хищной птице.

Умение быстро действовать по сигналу ведущего.

Игровые действия:

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Сокол и лиса». Показывает картинку сокола и рассказывает о том, где живёт эта птица, как ведёт себя.

Вспомнить повадки лисы.

Выбрать «сокола» и лисы по желанию детей или использовать считалки.

Остальные дети – «соколята». Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками летательные движения. Стайка соколят бежит за соколом и точно повторяет его движения. В это время вдруг выскакивает из норы лиса.

Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.

Появление лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит тех, кто не успел присесть.

«Что будет, если …?»

Цель: Знать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу.

Развивать умения делать выводы и умозаключения.

Игровые действия:

Воспитатель задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, из которой дети приходят к выводу, что необходимо соблюдать чувство меры и беречь природу. Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под «колы»? А два? А три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку подснежников? Две семьи? Пять? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города? Что будет, если в лесу один человек включит магнитофон на полную мощность? Группа туристов? Все отдыхающие в лесу? (Аналогично – о костре, о сломанной ветке, о пойманной бабочке, о разорённом гнезде и так далее).

Литература

1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003.

2. Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М.: «Вако», 2007.

3. Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей, 2004.

4. Маханёва М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Аркти, 2004.

Игры для летнего отдыха с детьми. Игры для детей от 8 до 13 лет. Игры для летнего лагеря. Эстафеты и состязания в лесу и на лесной поляне.

ЭСТАФЕТА ЛЕСНЫХ СЮРПРИЗОВ

Коробка с секретом . Ведущий выносит коробку с различными предметами летней тематики. Игроки по наводящим фразам стараются угадать, что лежит в коробке. Угадавший получает приз. Другой вариант: из коробки достают предмет и проводят аукцион. Например, если это баночка с вареньем, участники должны по очереди, не повторяясь, называть разные ягоды, назвавший последним получает приз; если это сувенирный пряник-«грибок», следует назвать съедобные грибы, и т. д.

Загадочная полянка. На лесной поляне спрячьте карточки с загадками. Кто найдет больше карточек и разгадает больше загадок за отведенное время, тот получает специальные призы, остальные — по конфете.

Кто я? Заранее приготовьте тантаморески с изображениями обитателей леса. Участник игры подходит к тантамореске, вставляет голову в вырезанное окошко и пытается отгадать, кто изображен на рисунке, задавая 3-5 вопросов. Ответом на них может быть только «да» или «нет».

Лесная эстрада . Организуйте концерт, в котором ребята выступят от имени различных обитателей леса.

Шишкин день. В программу дня включите следующие конкурсы: мастерская самоделок из шишек «Шишкофантазия»; «Шишкине многоборье» — шишка-дартс (метание в цель), шишкоброс (кто дальше кинет шишку), шишка-банка (шишка на веревке, веревка привязана к талии игрока как хвост, игрок должен попасть шишкой в трехлитровую банку); «Шишколюб» (кто больше унесет шишек в руках); «Шишкосбор» (конкурс сборщиков шишек на время);

«Шишкобижутерия» (конкурс на самое оригинальное украшение из шишек или самые длинные бусы из шишек и пр.). Награды: кедровые, шоколадные шишки.

СОСТЯЗАНИЯ НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНЕ

Ведущий: Дорогие друзья! Сегодня мы проводим веселые спортивные состязания. Поприветствуйте команды!

Под музыку входят команды с капитанами во главе, в каждой команде по 8-10 человек.

Ведущий : А теперь разрешите представить вам наше жюри!

Уважаемые зрители! Чтобы вы могли лучше познакомиться с участниками состязаний, предоставляем им слово.

Представление команд. Каждая команда показывает инсценировку песни в соответствии со своим названием, например, «Утята» и «Умки».

Команды, на старт!

Меткий стрелок

Каждому члену команды дается по две шишки. На земле проводится черта, за ней на определенном расстоянии устанавливаются два ведра. Добежав до черты, участник должен попасть шишками в ведро своей команды. При подсчете баллов учитывается количество, шишек в ведре и скорость.

Бег в брюках

Каждой команде выдается пара брюк. Участвуют одновременно по два человека от команды. Один игрок просовывает ногу в одну штанину, другой — во вторую. Задача — обежать вокруг пенька (дерева), вернуться на старт и передать брюки следующей паре.

Найди пару

Ведущие собирают у участников обувь с одной ноги и складывают в мешки. Мешки кладут на поляне на расстоянии от команд. Задача участников — по очереди как можно быстрей добежать до мешка своей команды, найти там свою пару обуви, обуться, вернуться назад и передать эстафету следующему игроку.

Пронеси мяч

Задача — пронести мяч на ракетке, огибая установленные по прямой линии кегли.

Кенгуру

Командам выдается по баскетбольному мячу Участники по очереди прыгают, зажав мяч коленями, огибают пеньки (деревья), возвращаются на старт.

Помоги белочке набрать грибов

На дальнем конце поляны устанавливаются две переносных доски с листами бумаги, кладутся фломастеры. Участники игры по очереди, добежав до листа бумаги, рисуют один гриб, возвращаются к команде и передают фломастер, как эстафетную палочку. Победит команда, быстрее справившаяся с заданием.

Музыкальная пауза

Ведущий : Вы нарисовали такие замечательные грибочки, что они ожили.

Подготовившиеся заранее ребята в костюмах исполняют танец грибов.

Сорви шишку

На ветвях деревьев подвешены шишки. Задача — забраться на дерево, сорвать одну шишку, вернуться к команде и передать эстафету следующему игроку.

Загаси огонь

Командам раздаются пластиковые баночки по числу участников.

Ведущий : Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин дом! Бежит курица с ведром заливать кошкин дом.