Что такое светосила объектива и на что она влияет.

Что написано на объективе?

Посмотрите, пожалуйста на этот объектив - что обозначают цифры на оправе объектива?

Светосила объектива, это значение диафрагмы объектива, когда она полностью открыта

Для объектива на фотографии чуть выше светосила объектива равна 2,6. И чем цифра меньше, тем светосила объектива больше . Парадокc?

Нет здесь никакого парадокса... когда мы говорим МАКСИМАЛЬНАЯ ДИАФРАГМА - это значит, что полностью открыта и мы имеем ввиду размер отверстия диафрагмы, а не её обозначение цифрой. А цифра, обозначающая диафрагму при её максимальном открытии будет минимальной потому, что в реальности это знаменатель натуральной дроби (если вы заметили, на оправе объектива написано 1: 2,8 - эти две точки - математический знак деления, часто на оправе так мало места, что знак деления и единицу просто не пишут

Почему при выборе фотоаппарата важно знать светосилу объектива?

При выборе фотоаппарата со съёмным (=сменным) объективом вы можете купить светосильный объектив и заменить уже имеющийся. Но если вы собираетесь покупать фотоаппарат с несъёмным объективом (например компактную фотокамеру) очень важно найти подходяую модель фотоаппарата со светосильным объективом - со светосилой не хуже 2,8. Потому, что чем больше открывается диафрагма объектива, тем больше у вас будет свободы тем свободней вы будете себя чувствовать в нестандартных условиях освещения.

Кроме того, от диафрагмы объектива зависит глубина резкости. В свою очередь, от зависит на ваших фотографиях.

Многие компактные фотоаппараты имеют очень ограниченный выбор диафрагмы, и как следствие большую глубину резкости. Более того, некоторые супер-компактные модели цифровых фотоаппаратов и почти все фотокамеры смартфонов и телефонов не имеют - в таких фотокамерах вместо классической диафрагмы (регулируемого отверстия в перегородке между линзами объектива) применяется специальный фильтр, прозрачность которого регулируется электроникой фотоаппарата. С такой фотокамерой вообще невозможно влиять на глубину резкости. Сказать, что это хорошо или плохо не берусь. Всё зависит от того,

Если вы не хотите "заморачиваться" с настройками фотоаппарата и вам нравится просто навести фотоаппарат на объект съёмки и нажать кнопку спуска затвора - вы даже не заметите разницы. Если же вы любите много экспериментировать, снимая в разных, часто не идеальных условиях освещения – 2 или 3 доступных значения диафрагмы могут сильно ограничить ваши возможности.

Все желают получать красивые светлые снимки, когда фотографируют. Однако очень часто выходит так, что при виде интересного момента вы успеваете его заснять, но фото получается каким-то темным. В этом может оказаться виноватым объектив со слабой светосилой. Именно поэтому так важно знать, что означает Давайте в этом разберемся.

Светосила объектива представляет собой еще один весьма показательный его параметр. Он так же важен, как и угол зрения и прочие. Данный параметр характеризует яркость изображения, построенного на матрице объектива. Чем более светосильный объектив, тем более яркое изображение им создается. А при меньшем показателе оно будет более темным.

Светосила характеризуется относительным значением величины отверстия, а обозначается в форме дроби. Например, надпись ¼ означает, что у объектива с относительным размером отверстия ¼ диаметр отверстия вчетверо меньше параметра фокусного расстояния. Важно отметить, что размер действующего реально объективного отверстия скорее является виртуальной величиной. Данный диаметр обычно не совпадает ни с диаметром диафрагмы, ни с передней

Вполне реально рассчитать размер действующего объективного отверстия, однако его невозможно измерить. Традиционно относительные значения находятся в зависимости от размеров поля изображения, на которое прибор рассчитан. Можно сказать, что объективы с неизменным фокусным расстоянием обладают весьма высокой светосилой, к примеру, f/1,4-f/1,8, в отличие от тех, у которых фокусное расстояние является переменным. Обычно у оптики с изменчивым фокусным расстоянием и параметр светосилы тоже является переменным, так как их конструкция намного более простая.

Если говорить об этом, базируясь на каком-то примере, то можно сказать, что если на оптике имеется маркировка 20-80/3,4-4,7, это будет означать, что при фокусном расстоянии в 20 миллиметров относительный размер отверстия будет составлять f/3,4, а если фокусное расстояние станет 80 мм, то отверстие изменится и станет f/4,7. Однако, чем выше светосила объектива, тем дороже сам прибор.

Идеально было бы иметь в своем арсенале набор с разным показателем данного параметра, однако для простых людей такой вариант не подходит, так как траты на них несоизмеримы ни с чем. Смысл приобретать настолько дорогую технику есть только в том случае, если фото будут печататься в журналах или еще где-то, а иначе нет.

При отсутствии такой цели вполне достаточно приобрести обычный фотоаппарат. Не стоит брать камеры, обладающие малым показателем светосилы, так как очень скоро вы сами ощутите, что фотографии получаются недостаточно красивыми и светлыми, а этот дефект не получится убрать. Однако современные аппараты, даже наиболее простые, обладают весьма качественной встроенной автоматикой.

По своей сути светосила объектива - это свойство, которое демонстрирует количество света, проходящее сквозь этот прибор. Если исходить из данного положения, то наименьшей светосилой обладают объективы, допускающие лишь малую диафрагму. Линзы могут быть медленными или быстрыми, то есть обладающие большей или меньшей светосилой в зависимости от значения размера диафрагмы, обычно по нему и сопоставляются разные камеры, чье фокусное расстояние одно и то же.

По такому параметру, как светосила объектива, чаще всего сопоставляют разные виды фототехники. Считается, что при максимальном значении данного показателя получаются наилучшие снимки при различной степени освещенности. Если используется то у вас появляются возможности не только изменять фокусное расстояние, но и получать разный показатель светосилы.

Светосила объектива, что это такое? Это способность пропускать через себя свет, чем больше света он пропустит, тем ярче получится изображение, тем больше в нем будет света. Существует понятие геометрической светосилы, опустим формулы и вычисления, отметим только, что соотношение диаметра максимально открытой диафрагмы объектива фокусному расстоянию и есть светосила.

Полученные цифры производители отмечают на своих устройствах. Выглядит это так: f/3.5-5.6, тут светосила переменная. Есть модели с постоянным значением, в них же фокусное расстояние также постоянное.

Значения того или иного объектива варьируются от 0,7 до 16 (на основании известных существующих в мире), где 0,7 — это самый светосильный объектив в мире, ограниченной серии, выпущенный специально для съемки темной стороны луны NASA. При этом в указанной линейке, следующая величина уменьшит или увеличит количество света, который будет пропускать в 2 раза.

Китовая оптика в большинстве своем имеет значение 3.5-5.6, что также влияет на ее не дорогую стоимость. Чем выше значение, соответственно тем дороже оптика. Самая высокая стоимость у с большим переменным фокусным расстоянием, поскольку технически они самые сложные.

Однако покупать особо светосильный со значением 1.2 без должной необходимости не имеет никакого смысла, особенно, если вы в основном снимаете на улице при хорошем освещении, вы редко будете пользоваться данной опцией и совершенно бессмысленно потратите деньги. Светосила дает возможности получения качественных снимков в условиях плохой освещенности.

Для чего нужен светосильный объектив?

Если вы фотографируете на улице при хорошем дневном свете или в хорошо освещенной студии, при этом максимально открываете диафрагму в f/1.2 или 1.4, высока вероятность попросту испортить кадр. В данном случае объект, который вы снимаете, не попадет в фокус, а изображение потеряет в глубине резкости очень сильно.

Еще раз напомним, что максимально открывать диафрагму следует только для того, чтобы захватить больше света, которого не хватает. Как правило, в студии, а тем более при съемке в дневном свете, его более чем достаточно.

Выбирая для себя , подумайте над задачами, которые вы перед ним поставите. Для новичка, а иногда и для более продвинутых, главное не попасться на удочку принципа «хомячка», когда и того, и другого, и можно без хлеба.

Ну не удастся вам купить оптику, одновременно отвечающую на все ваши хотелки! Чтобы сразу и длиннофокусная, и широкоугольная, и портретник отличный, и чтобы еще макро- и микро- в отличном качестве, и светосила всех спектров, и пожалуйста, недорогой. Так не бывает, необходимо определяться и ставить конкретные задачи.

Для портретной съемки отлично подойдет вариант с постоянным фокусным расстоянием и светосилой, какой-нибудь полтинник для этих целей – самое оно. Для съемок на природе, красивых и сложных пейзажей, спортивных состязаний лучшим помощником станет длиннофокусный телеобъектив.

Они бывают с разными значениями, стоит подобрать именно тот, который ответит вашим требованиям, и это не обязательно со значением 1.2, ведь при дневном свете, используя диафрагму в раскрытом положении, вы, повторюсь, просто испортите кадр.

Разобравшись для себя, какая вам нужна светосила объектива, что это такое и как эффективно использовать возможности имеющегося у вас объектива, можно отправляться за новым, более мощным, а может и наоборот. Главное помнить, что требуется именно вам для получения максимально качественных снимков.

Где применяется в оптике?

Надеюсь, вам стало понятнее, как используется светосила объектива, что это такое? Теперь можно поговорить о том, где вообще в оптике она применяется и с какой целью. Теперь вы и сами можете легко ответить на этот вопрос.

Все применяемые человечеством объективы имеют свою светосилу, будь то профессиональные или любительские фотокамеры, или домашние телескопы, равно как и . В телескопах для самостоятельных наблюдений за небесными телами светосила не так важна.

А вот для съемок в условиях космоса, она имеет большое значение, как и в фотокамере, качество изображения будет зависеть от того, сколько света оберёт оптическая система космического путешественника.

Говоря простым языком, диафрагма фотоаппарата – это устройство, через которое свет попадает на матрицу фотоаппарата. Диафрагма состоит из так называемых «лепестков», количество которых может варьироваться от трех до двадцати штук. В зависимости от интенсивности освещения лепестки уменьшают или увеличивают диаметр светопропускающего отверстия. Принцип их действия аналогичен зрачку: при тусклом свете он расширяется, при ярком – сужается.

Чтобы лучше понять принципы расчета характеристики объектива (в том числе, и значения диафрагмы), необходимо знать, что такое фокусное расстояние объектива.

Фокусное расстояние объектива

Фокусное расстояние – это расстояние между матрицей фотоаппарата и главной оптической плоскостью объектива при условии его фокусировки в бесконечность. Этим показателем определяется угол обзора, достигаемый тем или иным объективом. Чем фокусное расстояние больше, тем угол обзора меньше. В характеристиках обычно указываются минимальное и максимальное фокусное расстояние, которые обеспечивает объектив. Измерять его принято в миллиметрах.

Отношение фокусного расстояния к размеру отверстия диафрагмы называется f-числом. Именно оно и определяет значение диафрагмы. Чем меньше этот показатель, тем больше отверстие, и тем больше света проникает на матрицу фотоаппарата. Стоит учесть, что значение диафрагмы часто указывается в виде знаменателя дроби, без уточнения фокусного расстояния.


Возможные значения f-чисел описываются специальной шкалой диафрагм, представляющей собой последовательность чисел:

1 – 1,4 – 2 – 2,8 – 4 – 5,6 – 8 – 11 – 16 – 22 и так далее.

Суть шкалы в том, что сужение отверстия объектива в два раза приводит к уменьшению количества света, попадающего на матрицу, в четыре раза. Аналогичное действие оказывает и двойное увеличение фокусного расстояния. Диафрагменная шкала нередко наносится на оправу объектива для удобства фотографа.

Максимальное количество света пропускают объективы с наименьшими f-числами (f/1,2 – f/1,8). Называются такие объективы светосильными.


Светосила объектива

Светосила – это степень ослабления объективом фотоаппарата светового потока, или, другими словами, способность объектива передавать реальную яркость объекта. Чем больше светосила, тем качественнее получаются снимки, сделанные в условиях плохого освещения без использования штатива и вспышки. Кроме того, светосильные объективы позволяют фотографировать с максимально короткой выдержкой.

Значение светосилы определяется значением максимально открытой диафрагмы. Вместе с фокусным расстоянием его обычно указывают на ободе объектива. Так, например, надпись 7-21/2,0-2,8 означает, что при фокусном расстоянии в 7 миллиметров светосила равна 2,0. Соответственно, при фокусном расстоянии в 21 миллиметр – 2,8.

При выборе объектива стоит учитывать, что максимально открытая диафрагма используется очень редко. При этом цена светосильных объективов ощутимо выше. Для большинства покупателей нет никакого смысла переплачивать за показатель 1:1.2, вполне достаточно купить более бюджетный вариант со светосилой 1:1.8.

Относительное отверстие

Величину, обратную диафрагменному числу, называют относительным отверстием . Величина относительного отверстия определяет, во сколько раз фокусное расстояние объектива превышает диаметр его отверстия. На оправе объектива этот показатель обычно имеет вид дроби типа 1:2. Такие цифры означают, что диаметр отверстия вдвое меньше фокусного расстояния.

В разных источниках понятия значения светосилы, величины относительного отверстия и непосредственно диафрагмы часто описаны научным, малопонятным языком. Чтобы не ошибиться при выборе фотоаппарата и не запутаться в характеристиках объектива, стоит запомнить зависимости, существующие между ними.

Так, светосила – это постоянное свойство оптики, которое невозможно изменить или настроить. Следует помнить, что светосила не имеет отношения к текущему значению диафрагмы. Как уже упоминалось выше, ее значение равно значению диафрагмы в максимально открытом положении.

Относительное отверстие, в отличие от светосилы, величина изменяемая. Отрегулировать ее можно при помощи диафрагмы.

При выборе объектива для своей цифровой камеры фотографы часто сталкиваются с тем, что при одном и том же фокусном расстоянии или диапазоне фокусных расстояний (если речь идет о зум-объективах) оптика может иметь различную светосилу. При этом продавцы часто советуют приобретать более дорогостоящую оптику, ссылаясь именно на высокий параметр светосилы, как будто он способен решить все проблемы при съемке. Но так ли это на самом деле, и какие светосильные объективы сегодня может предложить нам рынок фотографического оборудования?

Преимущества и недостатки светосильной оптики

Под светосилой понимают пропускную способность объектива, то есть то максимально возможное количество света, которое будет проходить через оптику и попадать на матрицу фотокамеры. Соответственно, чем более высокую светосилу имеет объектив, тем больше света через него будет проходить. Что это дает на практике?

Во-первых, в различных условиях освещения, при съемке с рук или фотографировании движущихся объектов Вы можете использовать более короткую выдержку. Во-вторых, светосильная оптика позволяет снимать на более низких значениях светочувствительности ISO, благодаря чему минимизируется количество цифрового шума. В-третьих, светосильные объективы обеспечивают более быструю автофокусировку, что особенно важно, например, в репортажной фотографии. В-четвертых, широкая максимальная диафрагма позволяет фотографу ограничивать глубину резкости изображаемого пространства. В-пятых, благодаря высокой светосиле, обеспечивающей высокую яркость картинки в видоискателе, фотограф может с уверенностью контролировать резкость и композицию снимка. Наконец, при фотографировании на диафрагмах, близких к максимальным, можно получать приятный, красиво размытый фон.

Таким образом, преимуществ у светосильной оптики достаточно. Но есть и недостатки. В первую очередь, это более серьезные габаритные размеры, поскольку для обеспечения большой максимальной диафрагмы требуется использование линз большего диаметра и дополнительных оптических элементов, призванных способствовать устранению хроматических аберраций и искажений. В результате, конструкция светосильного объектива в сравнении с не светосильной оптикой при одинаковом фокусном расстоянии усложняется.

Светосильные объективы с внутренней фокусировкой отличаются несколько меньшей длиной. В таком случае в процессе фокусировки небольшие оптические элементы смещаются внутри объектива, в то время как передние элементы, обладающие более серьезными размерами, остаются неподвижными. При внутренней фокусировке объектива фактически отсутствует вращение переднего элемента оптики. Плюс к этому, увеличивается скорость работы автофокуса, а баланс конструкции светосильного объектива, в целом, улучшается.

Второй недостаток светосильной оптики тесно переплетается с первым. Поскольку в конструкции таких объективов используются более крупные оптические элементы, производить и корректировать такую оптику специалистам гораздо сложнее. Вследствие этого растет стоимость оптики. Высокая цена – это, пожалуй, главный недостаток светосильной оптики с точки зрения любого любителя фотографии или фотографа-энтузиаста.

С другой стороны, как правило, светосильные объективы создаются с использованием самых современных технических решений и наиболее качественных материалов, а значит, заплатив за оптику более серьезную цену, фотограф получает нечто большее, чем просто более высокую светосилу. При правильном подходе светосильный объектив может обеспечить существенный выигрыш в качестве снимков, что приобретает особую важность, в частности, для профессиональных фотографов.

Выбор светосильной оптики

Нужно отметить, что само понятие высокая светосила, в целом, является довольно относительным. Например, разницу в объективах с максимальной диафрагмой f/1.2, 1.4 или 1.8 на практике зачастую ощутить бывает тяжело. Кстати, известно, что один из самых светосильных объективов был разработан в середине 60-х годов для космической программы NASA, чтобы с его помощью сфотографировать темную сторону Луны. Это был CarlZeissPlanar 50mm со светосилой f/0.7.

Новички часто гонятся за объективом с самой высокой светосилой и, конечно, продавцы с радостью продают им такую оптику, ведь она стоит в разы дороже. Но стоит ли переплачивать за объектив со светосилой f/1.4 или f/1.2, если Вы не очень часто снимаете с максимальной диафрагмой? Это первый вопрос, который Вы должны себе задать при выборе светосильной оптики. Сегодня на рынке фотографического оборудования можно найти достаточно широкий спектр светосильных объективов – как оптику с фиксированным фокусным расстоянием, так и зум-объективы. Можно выделить несколько интересных моделей.

Sigma 30 mm f /1.4 EX DC HSM

Этот объектив с высоким значением светосилы f/1.4 предназначен для кропнутых зеркальных фотокамер с форматом сенсора APS-C. Он имеет прочный корпус, угол зрения в 45 градусов и традиционную оптическую схему, состоящую из семи элементов в семи группах. В конструкции используется два оптических элемента из низкодисперсионного стекла (SpecialLowDispersion), что обеспечивает устранение хроматических аберраций.

Объектив Sigma 30mm f/1.4 EX DC HSM оснащен восьми лепестковой диафрагмой и ультразвуковым мотором (HSM) для обеспечения более скоростной и практически бесшумной фокусировки. К достоинствам данного объектива можно отнести хорошую цветопередачу и приятный, необычный рисунок. В то же время он требует точной настройки фокуса в камере и характеризуется падением резкости в углах кадра.

Светосильный объектив с фокусным расстоянием 50 мм, с учетом кроп-фактора его можно использовать в различных съемочных ситуациях – в портретной, пейзажной или жанровой фотографии. Благодаря круглой девяти лепестковой диафрагме объектив Sigma 50mm f/1.4 EX DG HSM может красиво размывать области, располагающиеся вне зоны фокуса. Оптическая схема включает в себя восемь элементов в шести группах, в том числе здесь используется литая асферическая линза, которая эффективно подавляет хроматическую аберрацию.

Вероятность возникновения бликов сведена к минимуму за счет применения многослойного просветления оптических элементов. Оно также способствует обеспечению более высокого контраста фотоизображений. Минимальная дистанция фокусировки составляет всего 45 см. В оснащение оптики входит и ультразвуковой привод автофокуса HSM. Примечательно, что светосильный объектив Sigma 50mm f/1.4 EX DG HSM можно использовать как с цифровыми зеркалками, так и с пленочными фотоаппаратами.

В линейке Canon можно отметить фикс-объектив EF 50mm f/1.4 USM со стандартным углом обзора 46 градусов и ультразвуковым приводом фокусировки (USM) с постоянной ручной корректировкой фокуса. Данный объектив отличается универсальностью в использовании и компактными габаритами. В конструкции оптики, состоящей из семи элементов в шести группах, используются элементы с высоким светопреломлением, что обеспечивает возможность создания резких, детализированных кадров даже при полностью открытой диафрагме. Восьми лепестковая диафрагма с практически круглым отверстием создает ровное, гладкое размытие тех областей изображения, которые находятся вне фокуса. Светосильный объектив Canon EF 50mm f/1.4 USM подойдет любителям съемки пейзажей и портретов, а также тем, кто занимается репортажной фотографией.

Это профессиональный объектив, ориентированный на портретную съемку. Он имеет самую широкую диафрагму в линейке объективов Canon EF, позволяя полностью контролировать глубину резкости и снимать в условиях слабого освещения без использования вспышки или длительных выдержек. Широкая диафрагма с круглой апертурой дает возможность равномерно размывать области, находящиеся не в фокусе, и концентрировать внимание зрителя на переднем плане. Ультразвуковой мотор кольцевого типа (USM) обеспечивает быструю и бесшумную фокусировку на объекте. Здесь также предусмотрена возможность электронной ручной фокусировки.

Конструкция этого объектива состоит из восьми элементов в семи группах, причем для обеспечения более высокой четкости и контрастности участков изображения, находящихся в фокусе, применяются большая асферическая линза с изменяющейся кривизной и подвижный элемент. Объектив EF 85mm f/1.2L II USM способен передавать информацию о расстоянии до снимаемого объекта системе вспышки E-TTL II для более точного замера экспозиции.

Еще один светосильный объектив Canon из профессиональной серии L с большой диафрагмой, фокусным расстоянием 35 мм и широким углом обзора в 63 градуса. Данная оптика отличается внутренним механизмом плавающего фокусирования и прочной, надежной конструкцией с защитой от влаги и пыли. Объектив EF 35mm f/1.4L USM имеет восьми лепестковую диафрагму и ультразвуковой привод фокусировки для молниеносной наводки на резкость. Оптическая схема включает в себя одиннадцать элементов в девяти группах, в том числе большой асферический элемент для получения изображения с коррекцией рассеивания и обеспечения резкости по всему полю кадра. Минимальная дистанция фокусировки составляет всего 30 сантиметров. .

AF-S N ikkor 35mm f /1.4G

AF-SNikkor 35mmf/1.4G — профессиональный широкоугольный объектив с фокусным расстоянием 35 мм и высокой светосилой из фирменной линейки Nikon.Он разрабатывался специально для использования вместе с цифровыми зеркальными фотоаппаратами японской компании формата FX. Конструкция объектива состоит из десяти элементов в семи группах, в том числе тут применяется один асферический элемент для обеспечения более высокой резкости и контрастности изображения. Благодаря специальному покрытию NanoCrystal устраняются неприятные блики и ореолы. С помощью девяти лепестковой диафрагмы объектив создает приятное, мягкое боке. Оптика AF-S Nikkor 35mm f/1.4G хороша тем, что имеет прочный, влагозащищенный корпус из магниевого сплава и высокое качество сборки, что позволяет использовать ее в самых жестких условиях эксплуатации.

Sony 50 mmf /1.4

Светосильный объектив Sony для фирменных цифровых зеркальных камер c байонетом A. Это отличный портретный объектив с превосходным разрешением по всей площади кадра и высокой четкостью картинки. Его конструкция состоит из семи элементов в шести группах. Фокусное расстояние 50 мм в сочетании с широкой диафрагмой позволяет использовать данный объектив для портретной съемки и фотографирования в условиях недостаточного освещения. Круговая лепестковая диафрагма предоставляет возможность получать красиво размытый фон. Объектив Sony 50mm f/1.4 отличается компактными габаритами и относительно небольшим весом (220 грамм).

Светосильная оптика – это, конечно, замечательно, но не забывайте о том, что качественные объективы с широкой диафрагмой стоят недешево. Высокая светосила позволяет снимать на более коротких выдержках и на более низких значениях ISO в различных условиях освещения. Однако выбирая объектив, задумайтесь над тем, как часто Вам действительно будет требоваться максимально открытая диафрагма во время съемки. Если Вы не часто используете широкие диафрагмы, то, возможно, не стоит гнаться за высокой светосилой, а лучше обратить внимание на другие параметры объектива.