Что такое нирвана определение в философии. Как достичь нирваны

«…люди стремятся к нирване, не зная, что это такое. О блаженстве знает только блаженный. В нашем случае - только Будда , ибо он один и есть истинно блаженный. Остальные могут принимать нирвану как осуществлённое блаженство на основе его свидетельств. Человек знает, что отсечение рук - очень тяжко, хотя ему лично их и не отсекали, он знает это по рассказам тех, кому это делали. Точно так же «тот, кто не обретает покой, знает о том, что покой - это счастье» от Будды. Тем самым вера в Будду становится необходимым мотивом нравственного поведения.

Логический парадокс - чтобы достичь нирваны, надо знать, что она такое, но чтобы знать, что такое нирвана, надо достичь её - создает в нравственной мотивации трещину, которую приходится залатывать верой.

Можно предположить, что сама позитивная концепция нирваны, которая неизбежно деградирует в парадокс, стала создаваться для обоснования культа Будды, поклонения ему. Во всяком случае, практической необходимости в такой концепции не существует. Ведь когда человек стремится к нирване, он не просто стремится к чему-то определённо хорошему. Он прежде всего уходит от того плохого, что он имеет. Он убегает от страданий, пронизывающих всё его бытие. Страдания сами по себе содержат достаточные основания для человеческой активности, направленной на их преодоление. Поэтому позиция Будды, ограничивавшегося негативной характеристикой нирваны, была логически более последовательной и этически более продуктивной, чем позиция его последователей, пытавшихся создать позитивную концепцию нирваны.

Четвёртая благородная истина - о пути, который ведёт к нирване. О верной срединной дороге.

«А вот, монахи, какова верная дорога,
что приводит к пресечению тягот,
Это - арийская восьмизвенная стезя,
А именно:
истинное воззрение, истинное намерение, истинная речь,
истинные поступки, истинный образ жизни, истинное усилие,
истинное памятование, истинное сосредоточение.
И это - арийская истина».

Здесь изложена методически продуманная, психологически обоснованная нормативная программа, охватывающая восемь ступеней духовного возвышения. Обозначим кратко содержание каждой ступени. Истинное воззрение (или, в другом переводе, праведная вера): усвоение четырёх кардинальных истин Будды. Истинное намерение: принятие этих истин как личной жизненной программы и отрешение от привязанности к миру. Истинная речь: воздержание от лжи, блокирование слов, вербальных ориентиров, не относящихся к обозначенной выше нравственной цели, которая состоит в отрешении от мира. Истинные поступки: ненасилие (ahimsa), ненанесение вреда живому. Истинный образ жизни: развертывание истинных поступков в линию поведения. Истинное усилие: постоянное бодрствование и бдительность, так как дурные мысли имеют свойство возвращаться. Истинное памятование (праведная мысль): постоянно помнить о том, что все преходяще. Истинное сосредоточение: духовное самопогружение отрешившегося от мира человека; оно, в свою очередь, проходит четыре трудно поддающиеся описанию стадии: экстаз (чистая радость), вызванный уединением и ограничением отношения к миру чисто созерцательным, исследовательским отношением к нему; радость внутреннего спокойствия, вызванная освобождением от созерцательного интереса; освобождение от радости (экстаза), связанное с осознанием освобождения от всех ощущений телесности и душевных волнений; совершенная невозмутимость, состоящая в безразличии и к освобождению, и к его осознанию.

Восемь ступеней верной срединной дороги Будды могут быть осмыслены как универсальная схема действий нравственно совершенствующейся личности. Исходным пунктом является определённое понимание смысла жизни. Затем это понимание становится внутренне значимым мотивом. Далее мотив переходит в определенное решение. Это решение реализуется в поступках. Поступки образуют единую цепь, определяя сознательно заданную линию поведения. Далее, осуществляется вторичная рефлексия осуществлённых поступков под углом зрения того, насколько они соответствуют собственным решениям и свободны от дурных мыслей. Наконец, нравственное поведение включается в контекст исходного смысла жизни. Последнее звено - выход за границы самой морали как свидетельство осуществлённости смысла жизни. На первый взгляд кажется, что последнее сверхэтическое звено, понятное в рамках учения Будды, не может быть элементом универсальной схемы. В действительности это не так. Если понимать мораль как путь, который ведёт человека от несовершенства к совершенству, то достижение совершенства не может не быть выходом за границы морали, неким возвышением над моралью. Другой вопрос - можно ли достичь такого состояния или нет. Но если помыслить себе такое состояние достижимым, а идеал осуществлённым, то необходимо признать, что это как раз означает преодолённость морали. […]

В учении Будды есть два ряда утверждений, которые очевидным образом противоречат друг другу. С одной стороны, буддийский идеал предполагает освобождение от всех желаний, от удовольствий в такой же мере, в какой и от страданий. «Нет уз для тех, у которых нет приятного или неприятного». Отсюда вытекает, что для достижения нирваны необходимо прорваться по ту сторону добра и зла. Одно из высказываний Будды гласит: «Я называю брахманом того, кто здесь избежал привязанности и к доброму и к злому, кто беспечален, бесстрастен и чист».

Гусейнов А.А. , Великие моралисты, М., «Республика», 1995 г., с. 57-59.

Высшая цель, к достижению которой должен стремиться каждый истинно верующий буддист, – это и есть нирвана. Несмотря на то что о ней немало говорится в буддийской канонической литературе и еще больше написано позднейшими буддистами и современными исследователями, многое до сих пор остается неясным, часто представляется противоречивым
Будда в нирване. Пещера № 26. Аджанта

Само слово «нирвана» означает «успокоение», «угасание». В буддизме оно употреблялось для определения достигнутого личными усилиями высшего состояния духа человека, освободившегося от всех земных страстей и привязанностей. Обычно нирвана сравнивается с огнем светильника, погасшего из-за того, что сгорело масло. Все проявления индивидуальности угасли – нет ни чувственных ощущений, ни представлений, ни сознания. Действие закона кармы прекращается, после смерти такой человек уже не возрождается и покидает сансару. (Сансара – в индийской философии реинкарнация, повторные рождения).
Буддийское «спасение», следовательно, означало не достижение счастливой вечной жизни (в каких-то иных, неземных условиях), как в других религиях, а вечное избавление от нее.
Буддисты не считали нирвану вечной смертью. Будда называл свое вероучение «средним путем», отрицающим и вечную жизнь, и вечную смерть. О нирване говорится, что она «высшая цель», «высшее блаженство», «высшее счастье» и т. д.
В буддизме существование двух принципиально различных субстанций – временной материальной (тело) и вечной духовной (душа) – не признается. Признание вечности души означало бы признание вечности жизни и невозможности достижения нирваны. Считалось, что личность – единство души и тела и представляет собой совокупность не поддающихся анализу, непознаваемых элементов – дхарм (не путать с дхармой – названием буддизма). Духовная субстанция не может существовать отдельно от тела. Она, подобно материальной субстанции, не вечна, изменчива и подвержена конечному распаду и в этом отношении не подобна атману.
Таким образом, теория переселения душ претерпела значительное изменение: не душа переходит из одного тела в другое, а конкретный комплекс непознаваемых элементов, предстающий в одном случае как определенная личность, в другом случае обнаруживает себя как иная личность.
Жизнь – это поток постоянно сменяющихся моментальных вспышек восприятия и сознания, и она нам только кажется непрерывной. В нирване дхармы достигают окончательного успокоения.
Одной из самых трудных для буддийского богословия задач было объяснить, каким образом при отсутствии негибнущей души действует закон кармы. Некоторые ранние буддийские школы (например, саммитиев) даже вынуждены были признать существование вечной души. Столь же плохо согласовалась с теорией отсутствия негибнущей после смерти души идея ада и рая (небес), где должно пребывать нечто нетленное и нематериальное.
Согласно раннему буддизму, в нирвану может войти только человек, накопивший в течение многих предыдущих жизней необходимые моральные заслуги в соответствии с требованиями «восьмеричного пути». В последней жизни он должен оборвать все мирские связи, постричься в монахи и посвятить себя усвоению учения Будды и размышлениям над тайнами бытия. У отшельников-аскетов были заимствованы старые и выработаны новые приемы самогипноза, при помощи которых можно было довести себя до каталептического транса, являвшегося, по представлениям буддистов, особым возвышенным состоянием, тормозящим психические функции и тем самым как бы прекращающим существование личности.
На вопрос, может ли человек достичь нирваны при жизни, современные буддисты отвечают положительно. В частности, они ссылаются на то, что Будда достиг нирваны в момент «просветления»; и некоторые места в канонических сочинениях позволяют им это утверждать. Однако это трудно примирить с первой «благородной истиной», по которой жизнь состоит из страданий и не столько нравственных, сколько телесных (рождение, болезнь, старость, смерть). Нирвана должна была освободить человека от страданий и такого рода, но известно, что Будда после «просветления», как о том свидетельствуют данные палийского канона, был подвержен усталости, болезням, старческой дряхлости и смерти.
Таким образом, на протяжении всего периода древности сохранялась стойкая традиция, что нирвана наступает только после физической смерти человека. Вероятно, это было самым ранним представлением. Довольно рано возникло, очевидно, и воззрение о том, что нирваны можно достичь еще при жизни. И хотя традиционная биография Будды, сложившаяся к тому времени, уже основывалась на новых представлениях, прежние оказалось невозможным обойти. Важно, что в этом вопросе среди буддистов не было единства и после записи канона.

Потухание) (книж. ). У буддистов - блаженное состояние души, освобожденной от страданий личного бытия.

| Смерть, небытие (поэт. ).

Погрузиться в нирвану (разг. ) - перен. отдаться состоянию полного покоя.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

(санскрит - прекращение) - состояние отрешенности, достигаемое при жизни благодаря отказу от земных стремлений. Такое состояние делает невозможным новое рождение после смерти. Согласно учению брахманов, нирвана означает приобщение индивидуального духа к абсолюту (Брахману).

Культурология. Словарь-справочник

(санскр. – угасание) – центральное понятие буддизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений. Нирвана – особое психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствие желаний, совершенной удовлетворенности, абсолютная отрешенность от внешнего мира.

Бхагавадгита. Толковый словарь терминов

Nirvana

"безветренность", "бездыханность". Понятие о Нирване весьма растяжимо – от значения просто "небытие" до значения "отрешенность ото всякого миропроявления", глубочайшей интраверсии, экстаза Бытия-Знания-Блаженства.

Словарь-Энциклопедия по Буддизму и Тибету

(санскр.), ниббана (пали). В букв. смысле означает отсутствие паутины желаний (вана), соединяющей одну жизнь с другой. Переход в состояние Н. чаще всего сравнивается с пламенем, постепенно угасающим по мере иссякания топлива: страсти (лобха), ненависти (доса), заблуждений (моха).

В. И. Корнев

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Нирвана

♦ Nirvana

В буддизме – название абсолюта или спасения; это сама относительность (сансара), само непостоянство (аничча), когда исчезают преграды, воздвигаемые неудовлетворенностью, умом и ожиданием чего бы то ни было. Эго угасает (на санскрите слово «нирвана» означает «угасание»); остается все, а кроме всего нет ничего. Понятие нирваны означает примерно то же, что понятие атараксии у Эпикура и понятие блаженства у Спинозы, хотя рассматривается оно в иной плоскости. Нирвана есть опыт вечности здесь и сейчас.

Мир Лема - словарь и путеводитель

блаженство, в буддизме - конечное блаженное состояние, цель существования:

* "Nomen omen! Amo, Amas, Amat, не так ли? Ars amandi [искусство любви (лат.)] - не какая-нибудь там прана, дао, нирвана, студенистое блаженство, равнодушное безделье и самовлюбленность, а чувственность в чистом виде, мир как эмоциональная привязанность молекул, уже при рождении хозяйственных и деловитых". - Повторение *

Энциклопедический словарь

(санскр. - угасание), центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений. В буддизме - психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствия желаний, совершенной удовлетворенности и самодостаточности, абсолютной отрешенности от внешнего мира; в ходе развития буддизма наряду с этико-психологическим понятием нирваны возникает и представление о ней как абсолюте. В джайнизме - совершенное состояние души, освобожденной от оков материи, бесконечной игры рождений и смертей (сансары).

Словарь Ожегова

НИРВА НА, ы, ж. В буддизме и нек-рых других религиях: блаженное состояние отрешённости от жизни, освобождения от жизненных забот и стремлений. Погружаться в нирвану (перен.: отдаваться состоянию полного покоя; устар. и книжн.).

Словарь Ефремовой

  1. ж.
    1. Блаженное состояние отрешенности от жизни, освобождения от житейских забот и стремлений (в буддизме и некоторых других религиях).
    2. Место пребывания душ, находящихся в таком состоянии.
    3. перен. Состояние покоя, блаженства.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

(санскр. Nirvana - угасание, исчезновение, искупление, затем уже блаженство) - у буддистов и джайнов (см.) последнее, совершенное, высшее состояние человеческой души, характеризуемое абсолютным спокойствием, отсутствием всяких страстей и эгоистических движений. Теоретически рассуждая, подобное состояние могло бы быть достигнуто не только в загробной жизни, но и в земном существовании. В действительности, однако, у буддистов различаются два вида Н.: 1) второстепенная, или неполная, Н. и 2) конечная, или абсолютная. Первая может быть достигнута каждым архатом (верующим вступившим в четвертое отделение пути ко спасению) еще при жизни. Этот вид Н . тожествен с состоянием дживанмукти (jî vanmakti - искупление при жизни), о котором учат последователи веданты. Он обыкновенно определяется на языке пали эпитетом упадисеса (санскр. upadhi ç esha - имеющий остаток нижнего слоя). Вторая, или окончательная, абсолютная Н. (санскр. nir ûpadhiç esha, пал. anupadisesa), или паринирвана, может быть достигнута только после смерти. В этом состоянии все страдания прекращаются, абсолютно и навсегда. В последнем смысле Н. может быть истолкована как высоко-блаженное и вечное состояние. Логически отсюда вытекает, что подобное состояние должно сопровождаться и полным отсутствием сознания. Но это следствие допускалось не всеми и, по-видимому, в самой буддийской церкви на этот счет наблюдалась неясность и разногласие. На практике Н. обыкновенно понимается у буддистов, как счастливая смерть, без страха возрождения вновь. Подобному определенно Н. как бы противоречит известие о том, что Будда победил Мару - смерть: но из этого противоречия буддизм находит выход, утверждая, что Будда победил не самую смерть физическую, но низкий страх смерти, показав, что смерть есть высочайшее блаженство. Понятие Н. встречается и у других индийских религиозных сект, с разными оттенками в значении и другими именами. Другой термин для понятия H. - нирврти (палийск . ниббути ).

Литература вопроса о Н. очень велика, что объясняется основным значением этого понятия в области буддизма. Специальные исследования и рассуждения: М. Мюллер, "On the original Meaning of N." ("Budbhism and Buddhist Pilgrims", 1857); его же, "The introduclion to Buddhaphosha"s Parables" (1869); Barthélé my Saint-Hilaire, "Sur le N. Bouddhique" (2-е изд. книги "Le Bouddha et sa Religion", 1862); статья Childers"a "Nibb â nam", в его "Dictionary of the P â li Language" (Л., 1876, стр. 265); J. D. Alwis, "Buddhist N." (Коломбо, 1871); Foucaux, в Revue Bibliograph." 15 июня 1874. О. Frankfurter, "Buddhist. N." и "Noble Eightfold Path" ("Journ. of the R. Asiat. Soc." 1880, т. XII).

С. Б-ч.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова нирвана

нирвана в словаре кроссвордиста

нирвана

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

нирвана

нирваны, мн. нет, ж. (санскрит. nirvвna - исчезновение потухание) (книжн.). У буддистов - блаженное состояние души, освобожденной от страданий личного бытия. ? Смерть, небытие (поэт.). Погрузиться в нирвану (разг.) - перен. отдаться состоянию полного покоя.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

нирвана

Ы, ж. В буддизме и нек-рых других религиях: блаженное состояние отрешенности от жизни, освобождения от жизненных забот и стремлений. Погружаться в нирвану (перен.: отдаваться состоянию полного покоя; устар. и книжн.).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

нирвана

    Блаженное состояние отрешенности от жизни, освобождения от житейских забот и стремлений (в буддизме и некоторых других религиях).

    Место пребывания душ, находящихся в таком состоянии.

    перен. Состояние покоя, блаженства.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

нирвана

НИРВАНА (санскр. - угасание) центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений. В буддизме - психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствия желаний, совершенной удовлетворенности и самодостаточности, абсолютной отрешенности от внешнего мира; в ходе развития буддизма наряду с этикопсихологическим понятием нирваны возникает и представление о ней как абсолюте. В джайнизме совершенное состояние души, освобожденной от оков материи, бесконечной игры рождений и смертей (сансары).

Мифологический словарь

нирвана

(будд.) - «угасание» - наивысшее состояние сознания, позволяющее избавиться от цепи перерождений (сансары). Считается, что Н. можно достигнуть при жизни, но полностью она достигается только после смерти. Существа, достигшие Н., не могут вернуться в сансару, но могут оказывать помощь людям и другим существам, стремящимся избавиться от оков сансары.

Нирвана

(санскр., буквально ≈ угасание, затухание), центральное понятие религиозной философии буддизма (а также джайнизма), означающее высшее состояние, конечную цель духовных стремлений человека. В буддийских текстах Н. характеризуется как нечто непостижимое, невыразимое, противоположное тому, что может быть в «этом мире и мире ином», представляя в сущности состояние внутренней полноты и абсолютной отрешённости от внешнего бытия. Психологически состояние Н. негативно описывается как отсутствие страсти, жажды жизни вообще, а позитивно ≈ как состояние совершенства, удовлетворённости и самодостаточности. Погруженность в себя, исключающая необходимость обращения к внешнему, в состоянии Н. характеризуется некоей не поддающейся расчленению «деятельностью» интеллекта, чувства и воли, которую можно определить как состояние созерцательной сосредоточенности. Буддийский идеал ≈ отсутствие мыслей о счастье и несчастье, добра и зла, видимое безразличие к основным человеческим устремлениям ≈ можно обозначить даже как отсутствие какой-либо определённой цели вообще. Единственно вычленимое ощущение в состоянии Н. ≈ это ощущение несвязанности, независимости, свободы. Однако это не свобода, «преодолевшая» мир, а свобода, «снявшая» мир, поскольку мир не противостоит в буддизме человеческой личности и, следовательно, не требует преодоления.

Хотя достижение Н. предполагает отказ от идеи счастья вообще, буддийские тексты описывают Н. не только как состояние покоя, но и как состояние блаженства. В 20 в. Н. перестала отождествляться с состоянием абсолютного ничто (Р. Чайлдерс, Великобритания, Ф. И. Щербатской, СССР и др.). Однако вряд ли оправдано и отождествление Н. с состоянием сверхбытия, начавшегося в этой жизни и продолжающегося после смерти (в работах Т. У. Рис-Дейвидса, Великобритания, Х. Глазенаппа, ФРГ, и др.). Состояние полной удовлетворённости в принципе снимает вопрос о продолжительности удовлетворения и, следовательно, о будущей жизни. Учитывая это и одновременно буддийское непризнание смерти как уничтожения, можно полагать, что Н. не имеет отношения к категории времени вообще.

В ходе развития буддизма наряду с этико-психологическим понятием Н. возникают представления о ней как об абсолютной реальности, делаются попытки онтологизации психологического состояния [концепция сарвастивадинов в хинаяне; учение мадхьямики в махаяне, приравнивающее Н. шуньяте (пустоте), и др.]. В джайнизме Н. означает совершенное состояние души, освобожденной от оков материи, от бесконечной игры рождений и смертей.

Концепция Н. находится в русле мистических идей о достижении совершенного состояния души или психики, построения «царства не от мира сего внутри нас». Особенностью буддийской и отчасти джайнской идеи Н., отличающей её не только от идей христианской мистики, манихейства, суфизма, но и от индуистских концепций «освобождения», является (несмотря на определённое сходство с этими концепциями в махаяне) упование только на собственные силы и абсолютная несвязанность достижения Н. с идеей трансцендентного (бога, добра), утверждение постулата божественности человека. Абсолютная отрешённость от всего внешнего, несомненная эгоцентрическая настроенность приводят многих последователей Н. к устранению от участия в жизни общества.

Лит.: Vallée Poussin L. de la, Nirvāna, P., 1925; Stcherbatsky Th., The conception of Buddhist nirvana, Leningrad, 1927; Frauwallner Е., Die Philosophie des Buddhismus, 3 Aufl., B., 1969; Conze Е., Buddhist thought in India, L., ; Welbon G. R., The Buddhist Nirvana and its Western interpreters, Chi.≈L., 1968; Johansson R., The psychology of Nirvāna, N. Y., 1970. См. также лит. при ст. Буддизм.

В. П. Лучина.

Википедия

Нирвана

Нирва́на , Нибба́на - понятие в индийской религиозной мысли, обозначающее высшую цель всех живых существ и играющее важнейшую роль в буддизме. Существует множество определений понятия «нирвана», но обычно оно связывается с состоянием освобождения от страданий , свойственных бытию в сансаре.

В буддизме нирвана:

  • свобода от желаний, страданий и привязанностей;
  • освобождение от страдания, от круга рождений (сансары);
  • состояние сознания, в котором элементы санатаны - потока сознания (дхармы) пребывают в покое;
  • высшая цель устремлений верующих в раннем буддизме и в тхераваде, достижимая после искоренения всех омрачений.

Помимо «нирваны с остатком» в палийских суттах различают «нирвану без остатка» (паринирвана). Кроме того, иногда упоминают «непостоянную нирвану», о которой говорят как об умиротворении или о состоянии Будды, превзошедшего нирвану и сансару. В позднем индийском и в тибетском буддизме используется понятие «естественной нирваны» или пустоты (шуньята). Лонгчен Рабджам связал нирвану с ригпа (состоянием Изначального будды Самантабхадры).

По поводу того, как именно надо понимать нирвану, среди буддологов и приверженцев буддизма всегда велись и продолжают вестись споры. В брахманизме и индуизме нирвана - слияние с Брахманом.

Нирвана (фильм, 1997)

«Нирва́на» (1997) - фильм итальянского режиссёра Габриэле Сальватореса считается классическим произведением киберпанка.

Нирвана (фильм, 2008)

«Нирвана» - российский кинофильм, драма, снятый в 2008 году режиссёром Игорем Волошиным. Фильм посвящён проблемам молодёжи.

Примеры употребления слова нирвана в литературе.

Тамба сказал: - Алмазная Колесница - Путь для людей, которые живут убийством, воровством и всеми прочими смертными грехами, но при этом не утрачивают надежды достичь Нирваны .

Это если Бог есть, а по буддизму Его, похоже, нет, поэтому мы с буддизмом закончим, в надежде на то, что Богу мы нужны в собранном состоянии, а не в виде архивных чертежей того, что когда-то было, да сплыло в нирвану .

Тому, кто не способен достичь нирваны , нет ни покоя, ни блаженства: абсолют как преодоление любого рода ностальгии -- это награда, которая достается лишь тем, кто соглашается сложить оружие.

Именно поэтому учения о Брахмане и Нирване не стали последней истиной, открывшейся дохристианскому миру, и именно поэтому они разделили общую судьбу: брахманизм вылился в индуистское язычество, а философию Гаутамы заслонил популярный буддизм.

Ад, акаша, алкоголизм, Ангел, антивещество, антигравитация, антифотон, астения, астрология, атом, Армагеддон, аура, аутогенная тренировка, белая горячка, бессонница, бесстрастие, Бог, божественное, божественный путь, Буддизм, буддхи, будущее, будущее Вселенной, будущее Солнечной системы, вакуум, Великий обет, вещество, виртуальный, влияние на судьбу, внеземная цивилизация, Вселенная, всемирный потоп, воплощение, время, Высший Разум, Высшие Знания, галактика, геологические периоды, Гермес Трисмегист, гиперон, гипноз, головной мозг, гороскоп, гравитационные волны, гравитация, гуна, Дао, двойник, деперсонализация, дефект массы, демон, Дзэн-буддизм, добро зло, ДНК, Древние Знания, дрейф материков, Дух, душа, дхьяна, дьявол, Единая Теория Поля, жизнь, заболевания психики, зарождение жизни, звезда, земная жизнь, знание будущего, знания, зомби, зомбирование, изменение судьбы, измененные состояния сознания, измерение вещества, Изумрудная Скрижаль, иммунная система, инстинкт, интеллект, интуиция, искривление света, ис

Нирвана , тогда неоспоримо, что буддийская философия не проповедует конечного уничтожения, так же как утверждают, что Иисус являлся своим ученикам после смерти, так же до нынешнего дня верят, что Готама снисходил из Нирваны.

Омлет Как Зеркало Английской Кухни, Низвержение в Нирвану , Нумизматический Эпос.

И те, кто достигает этого совершенного покоя, называемого Нирваной , или на языке индусов -- Самадхи, делает это намного легче с помощью музыки.

О Говинда, сдается мне, из всех саман, существующих в мире, быть может, ни один не достигнет Нирваны .

Когда же странники по мирам иным говорят об Эдеме, как учители семитических религий, либо о чертогах Брамы и Вишну, о небесах иранских азуров или индуистских дэвов, о блаженной стране Сукхавати, даже о Нирване - они принимают за последнюю цель лишь отдельные ступени внутри Шаданакара, отдельные вершины метакультур и наивысшие трансмифы религий, либо, наконец, реальность Мировой Сальватэрры.

Вам, всегда заводящим ненужных друзей, Вам, теряющим все, кроме долготерпенья, не летящим вперед, пропуская ступени, - по затоптанным ближним и средним, и дальним, Вам, целующим чистую руку идальго, во Христе - без креста, на кресте - без обмана, за осьмушку листа отдающим нирвану , за ничтожное слово готовым к закланью, приспособленным только к бумагомаранью, достигающим в славе посмертной вершины - от ногтей до последней своей требушины предаюсь!

Границы собственной сущности растворились в безраздельном счастье и согласии: у человека это бы называлось Божьим озарением или нирваной .

Во-первых, можно потерять любую определенность и войти в состояние 000 000 или в состояние нирваны , но это тоже форма, причем она таким же образом не соответствует или соответствует другим формам.

И после того, когда они достигли нирваны , Георг отделился от своей половины и ушел в другой мир, мир сна.

Тем не менее, в данном случае в понятии Нирваны его собственная доктрина находит самое близкое и наименее фальсифицируемое религиозное выражение.

Практически каждому доводилось в том или ином контексте слышать звучное слово «нирвана», однако не все знают о том, что это не только название культовой рок-группы, оставившей яркий след в музыкальной культуре прошлого века, но и сакральный термин, являющийся одним из важнейших понятий в восточных духовных практиках.

Уровень культуры человека проявляется в том числе и в его эрудиции, поэтому даже если вы не являетесь поклонником восточной философии, знание о значении слова «нирвана» точно не станет лишним.

Что такое нирвана?

В переводе с санскрита слово «нирвана» означает «прекращение, угасание» . Санскрит - это один из древних индийских языков, на котором излагали свои учения легендарные мудрецы, стоявшие у истоков многочисленных философских учений и духовных практик востока.

В западной культуре слова «прекращение» и «угасание» носят скорее негативный, чем созидательный характер, но восточная культура радикально отличается от всего, к чему привыкли мы. Достижение нирваны является желанной целью для каждого , а также для адептов некоторых других индийских религиозно-философских учений.

Есть много определений понятия «нирвана», но все они сходятся в том, что нирвана является освобождением от страданий, присущих сансаре. То есть в данном случае речь идет о прекращении и угасании страданий и заблуждений, а в этом, согласитесь, нет ровным счетом ничего плохого.

В буддийской традиции нирвана это:

— освобождение из круга перерождений;

— свобода от страданий, желаний и привязанностей;

— состояние, в котором сознание пребывает в покое;

— высшая цель устремлений в ранних школах буддизма (в современных школах нирвана является лишь промежуточной ступенью для достижения более высоких этапов просветления).


Буддисты называют нирваной особое состояние, в котором сознание в привычном понимании этого слова как бы угасает, приобретая принципиально иное качество, позволяющее полностью освободить разум от иллюзий, сделав его пригодным для восприятия абсолютной истины. Поток мыслей останавливается, иллюзорный мир теряет свою власть над человеком, а истинная суть вещей и понятий становится очевидной безо всяких объяснений.

В состоянии нирваны человеческое сознание приходит в полную гармонию с окружающей вселенной, при этом для волнений и тревог в нем просто не остается места, именно поэтому можно сказать, что нирвана является состоянием абсолютного счастья.

Когда в душе не остается страстей, желаний и привязанностей, ничто больше не может причинить ей страдание или беспокойство. Нирвана не является легендой, многие просветленные умеют приходить в это состояние по своему желанию.

Каков путь к достижению нирваны?

Путем к достижению нирваны является очищение собственного сознания от всего лишнего при помощи регулярной медитации. Нирвана - это вполне реальное состояние, не понаслышке знакомое многим адептам восточных религий, но рассказать о ней словами довольно сложно, по той простой причине, что в состоянии нирваны привычные нам понятия и термины теряют всякий смысл, а ощущения, испытываемые в нирване, не имеют никакого смысла и объяснения в контексте привычных нам мыслей и слов.

Существует древняя притча, удачно иллюстрирующая вышесказанное. В одном озере жила-была черепаха. Большую часть времени она проводила в воде, где дружила с населяющими озеро рыбами. Но иногда черепаха выходила по своим делам на берег, и рыбы очень удивлялись, не понимая куда она исчезает.

Всю свою жизнь рыбы не видели ничего кроме озера, в котором они обитали, поэтому для них оно было целой вселенной, и они просто не могли представить себе что-то, находящееся вне его пределов.

Иногда они спрашивали черепаху куда она уходит и откуда возвращается, тогда она честно отвечала им, что была на берегу, но рыбам это слово не говорило ни о чем, они не могли представить себе, как в мире может существовать что-либо кроме окружающей их воды и находящихся в ней предметов, слова «ходить по берегу» звучали для них бессмысленным набором звуков.

Рыбы, о которых идет речь в притче, просто не имели возможности покинуть озеро и прогуляться по берегу. Человеческие возможности более широки. Несмотря на то, что нирвану невозможно описать понятными словами, ее можно достичь и ощутить. Необходимым условием для достижения нирваны является остановка так называемого «внутреннего диалога».

В человеческом сознании практически постоянно происходит процесс, который по сути является диалогом с самим собой. Даже когда нам кажется, что мы не думаем ни о чем, наше сознание все равно потихоньку шепчется с самим собой, оно продолжает задавать себе вопросы и отвечать на них. Существуют техники медитации, позволяющие остановить этот диалог, и ощутить внутреннюю тишину. Именно в этой тишине находится вход в нирвану.


Остановив внутренний диалог, человек открывает свое сознание для новых ощущений, на которые в обычном состоянии у него просто не остается ресурсов. Научившись по собственному желанию останавливать внутренний диалог, вы вплотную приблизитесь к нирване, но описать понятными словами последний шаг к ее достижению не представляется возможным, так как весь привычный нам мир является «озером», а нирвана находится за его пределами.

Для того чтобы научиться впадать в нирвану, лучше всего найти опытного проводника, который знает дорогу туда и обратно, самостоятельные попытки могут оказаться опасными, ведь выброшенной на берег рыбе далеко не всегда удается вернуться обратно без посторонней помощи.