Чем отличается православная пасха от католической. Вопрос священнику

В европейских языках слово "Пасха" - один из вариантов латинского Pascha, которое, в свою очередь, восходит к древнееврейскому pesach (переход, исход из Египта). Еврейская Пасха, посвященная избавлению Израиля от египетского рабства, была в глазах христиан прообразом того искупления человечества от греха, воспоминанию о котором посвящена христианская Пасха. Немцы называют Пасху Ostern, равно как и англичане - Easter, то есть по имени древнегерманской богини весны Eostro (Ostara). Таким образом, христиане приурочили свой главный праздник еще и к торжествам по случаю возрождения жизни после зимы.

Помимо различий в именовании праздника немало разногласий было по поводу времени его проведения.

Первые христиане, следуя практике празднования еврейской Пасхи, считали, что Пасха приходится на 14-й день фазы Луны после весеннего равноденствия. На Никейском Соборе в 325 году было решено праздновать Пасху в первое воскресенье после полнолуния, следующего за весенним равноденствием. Вопрос все же не был решен окончательно, поскольку существовало несколько астрономических циклов, по которым рассчитывались солнечные и лунные месяцы. Тогда между греческой и латинской Церквами (а также и внутри латинской Церкви) возникли разногласия. В 387 году Пасха праздновалась: в Галлии - 21 марта, в Италии - 18 апреля, в Египте - 25 апреля. У православных и католиков Пасха и вовсе не совпадала.

Очередной произошел в XVI веке. Поскольку год по церковному юлианскому календарю отставал от астрономического, к концу XVI века накопилось уже 10 "неучтенных" дней. Таким образом, назрела потребность в календарной реформе. Тогда папа Григорий XII, согласно указаниям и при участии немецкого математика Кристофа Клавиуса, ввел новый, григорианский календарь, или новый стиль. В феврале 1582 года согласно папской булле Inter gravissimas ("Посреди важнейших дел…") было велено после 4 октября 1582 года следующий день считать не пятым, а 15-м числом месяца.

На григорианский календарь в том же 1582 году перешли Италия, Испания, Португалия и Польша. Протестантские и православные Церкви решили не руководствоваться календарными "предложениями" папы, другие же католические страны вводили у себя григорианский календарь на протяжении нескольких столетий.

В настоящее время в западном христианском мире придерживаются григорианского календаря, и Пасха у них празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния после дня весеннего равноденствия. католической и православной Пасхи составляет либо одну, либо четыре или пять недель, либо эти даты совпадают. Эти даты рассчитываются по особому алгоритму, согласно которому разница между ними не бывает в две или три недели.

Совпадение пасхалии (системы расчета даты Пасхи) у разных христианских конфессий происходит раз в несколько лет. В 2011 году православные и католики отмечали ее 24 апреля. До этого христианские Пасхи совпадали в 2010, 2007, 2004, 2001 годах. Затем Пасхи совпадут в 2014 и 2017 годах.


Даты пасхального воскресенья,
2001-2020



Католическая


Православная























































Бывает, что Пасха и Благовещенье совпадают по датам празднования, такая Пасха , что в переводе - Господня Пасха.

Как и у православных, у католиков Пасхе предшествует 40-дневный Великий пост и следующая за ним Страстная седмица, начинающаяся Вербным воскресеньем.

Праздничное богослужение на Западе было передвинуто сначала на вечер Страстной субботы, а позднее (в XIV веке) - на утро Пасхи. Рано утром в субботу в костелах благословляют огонь и воду. После зажжения нового огня с помощью кресала (возможно, отголосок северных языческих обрядов) следует освящение пасхальной свечи и пение гимна Exultet ("Да возрадуется"), а затем - чтение 12 пророчеств и освящение крещальной воды. Огонь разносят по домам и зажигают пасхальные свечи. Воск пасхальной свечи считается чудодейственным, защищающим от злых сил. Сверхъестественные свойства приписывают и пасхальной святой воде, ее добавляют в пищу, окропляют ею дома, умывают лицо.

Символ пасхального праздника - крашеные яйца . Обычай красить яйца распространен повсюду. Западноевропейские католики предпочитают яйца красного цвета без орнамента, в Центральной Европе (поляки, словаки) расписывают их разнообразной техникой.

Священники освящают яйца в домах прихожан в субботу вместе с остальной ритуальной пищей. Вечером в Страстную субботу во всех храмах служат всенощную. Утром, возвращаясь домой, все разговляются, прежде всего яйцами. Крутые яйца, яичница, омлеты - важнейшая ритуальная пасхальная еда. Готовят и мясные блюда, а также сдобный хлеб.

В Италии на Пасху пекут "голубку", в Восточной Польше в пасхальное утро едят окрошку, которую поливают водой с уксусом, как символ пятничных Крестных страданий Христа, в Эквадоре - фансеку - суп из 12 видов злаков (они символизируют 12 апостолов), трески, арахиса и молока. А в Англии пасхальные булочки hot cross buns обязательно перед выпечкой надрезают сверху крестом. В Португалии в воскресный день священник ходит по сверкающим чистотой домам прихожан, разнося пасхальные благословения, и его угощают голубыми и розовыми драже, шоколадными яйцами, печеньем и стаканчиком настоящего портвейна. А в Польше существует обычай oblewany ponedzialek - в понедельник после Пасхи парни и девушки обливают друг друга водой. По всей Европе хозяйки укладывают в плетеные корзиночки на молодую травку разноцветные яйца, игрушечных цыплят, шоколадных зайчиков. Эти корзинки в течение всей Пасхальной недели стоят на столике у дверей.

Утром в Пасхальное воскресенье после богослужения дети и молодежь обходят дома с песнями и поздравлениями, сходными с рождественскими колядками. Среди пасхальных развлечений наиболее популярны игры с крашеными яйцами: их кидают друг в друга, катают по наклонной плоскости, разбивают, разбрасывая скорлупу. Крашеными яйцами обмениваются родные и знакомые, крестные дарят их детям-крестникам, девушки - возлюбленным, в обмен на пальмовые ветки.

Обычай дарить на Пасху крашеные яйца ведет свое начало со времен императора Тибелия. Мария Магдалина, придя в Рим для проповеди Евангелия, поднесла ему первое пасхальное яйцо со словами "Христос Воскресе", гласит предание. Неверующий император воскликнул: "Это так же невероятно, как если бы яйцо стало красным". После его слов яйцо покраснело. Есть и другое предание: капли крови распятого Христа упали на землю, окаменели, приняли вид куриных яиц. А горячие слезы Богоматери оставили на них следы в форме узоров. Символически же пасхальные яйца олицетворяют собой воскресение, так как из яйца рождается новое существо.

Но на Западе все больше отдают предпочтение не настоящим, а шоколадным яйцам или сувенирам в виде пасхальных яиц. Поздравляя с Пасхой, католики обычно дарят друг другу пасхальные корзины, наполненные яйцами, конфетами и прочими сладостями, которые накануне освящают в церкви.

Символом католической Пасхи также является пасхальный заяц , который по поверьям, разносит подарочные пасхальные корзины и прячет крашенные накануне яйца. В католических странах накануне Пасхи заяц очень популярен - его печатают на открытках, делают шоколадных зайцев.
Объяснение этому уходит глубоко в язычество. По легенде языческая богиня весны Эстра превратила птицу в зайца, но он продолжал нести яйца. Другое объяснение данному феномену более простое - когда пасхальным утром дети шли собирать яйца из курятника, они часто находили неподалеку кроликов.

Поэтому католики дарят друг другу крольчиху, которая приходит только к добрым и хорошим людям, не обижавшим детей и зверей. В Бельгии малышей отправляют на поиски в сад, где они находят яйца под пасхальной курицей из шоколада. Во Франции существует еще и поверье, что на Святую неделю церковные колокола улетают в Рим, а возвращаясь, они оставляют в садах на радость ребятишкам сахарные и шоколадные яйца, курочек, цыплят и кроликов из шоколада.

В течение всей Пасхальной недели посещаются богослужения в костелах, продолжаются уличные представления на религиозные темы, а в католических храмах проходят концерты органной музыки.


Южная Корея. Фото: Reuters

Если говорить об отличиях католической Пасхи от православной, то следует начать с описания поста.
Великий пост более продолжительный и более строгий у православных. Запрет на мясо действует на протяжении всего поста. В пост у православных нельзя есть не только мясо, но и рыбу, молочные продукты. Католики же позволяют себе есть все продукты, кроме мясных.
Католическая церковь требует придерживаться строгого поста лишь в Пепельную среду, Страстную пятницу и Великую субботу. В эти дни нельзя есть мясные и молочные продукты. А в другие дни поста запрещается есть мясо, но разрешены молочные продукты, яйца. Такое «смягчение» постов в у католиков вошло в силу после Второго Ватиканского Собора (1962-65 гг.).
Но пост это не только воздержание в еде. Это скорбь, раскаяние. Отказ от всех удовольствий. И это гораздо больше, нежели просто не есть досыта. Так скажет вам любой священнослужитель, будь то католический или православный.

Разница в датах.
На заре христианства Пасха христиан и Пасха иудеев праздновалась в один день. Но, начиная со 2 века нашей эры, христиане стали отмечать этот праздник в другой день. Причина этого была в том, что «иудеи отвергли Иисуса как спасителя» (историки так цитируют римского епископа Сикстуса). Именно по его инициативе дата христианской Пасхи была перенесена на день, не совпадающий с пасхой иудеев.
Сикстус был римским епископом с 116 по 126 год нашей эры. И все это время он и римский император Адриан выступали против еврейских обычаев и праздников. И не просто выступали, а буквально вели войну.
Но несмотря на предложение Сикстуса, новую дату христианской Пасхи приняли не во всех местностях империи. Разногласия по поводу единой даты появились внутри христианской церкви.
И вот вопрос о дне празднования был решен в 325 году. Тогда состоялся Первый Вселенский Собор. И решено было отмечать христианскую Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния, которое наступает после весеннего равноденствия.
В 325 году день весеннего равноденствия выпадал на 21 марта по юлианскому календарю. К концу 16 века день весеннего равноденствия сместился на 10 дней назад. Это случилось из-за того, что юлианский календарь основан на солнечно-лунной системе отчета, поэтому календарный год получается длиннее астрономического на 11 минут 14 секунд.
Юлианским календарем до сих пор пользуется православная церковь.
Католическая церковь в 1582 году ввела григорианский календарь. Автором этого нововведения был папа Григорий XIII.
В чем смысл реформы? С переходом на григорианский календарь дату Пасхи можно было вычислять исключительно по солнечной системе отчета. И вот в результате реформы в 1582 году день равноденствия вновь выпал на 21 марта.
С тех пор дата православной Пасхи стала отличаться от даты католической.
Почему православная церковь также не перешла на григорианский календарь?
По канонам православной церкви Пасху следует отмечать непременно после иудейской Пасхи. Так как Господь воскрес в первое воскресенье после иудейской Пасхи. А если следовать григорианскому календарю, то Пасха христианская иногда совпадает с еврейской, а иногда бывает и перед ней. Например, с 1851 по 1951 год дата католической Пасхи выпадала раньше еврейской 15 раз!
До революции Россия жила по юлианскому календарю. А потом, как и европейские католические страны, приняла систему григорианского летоисчисления. А православная церковь не отступила от старого стиля.
Сегодня, когда мы говорим о разнице между «новым стилем» и «старым стилем», то подразумеваем разбежку в 13 дней.
А католическая Пасха обычно проходит на неделю или две раньше православной. Три раза в 19 лет Пасхи совпадают.

Разница в богослужении.
Само собой, здесь следует говорить не об отличиях, а о совпадениях. Или о том, как «отличаются совпадения».
Например, пасхальный огонь. Его возжигают во время праздничного богослужения и в католических храмах, и в православных. В Греции и в некоторых российских городах люди ждут Благодатного огня от Храма Гроба Господня. Когда огонь прибывает, священники разносят его по всем городским храмам. Верующие зажигают свои свечи от этого огня, на протяжении всей службы сохраняют огонь и потом несут его домой, стремясь сохранить его весь год до следующей Пасхи.
В католическом храме перед началом службы возжигают особую пасхальную свечу – Пасхал. От этой свечи огонь раздают всем прихожанам. Во всю пасхальную неделю в католических храмах зажигают Пасхал.
Крестный ход устраивают на Пасху и католики, и православные. Только у православных крестный ход начинается перед богослужением. Все верующие собираются в храме и оттуда начинают шествие. После крестного хода проходит утреня.
Католики также совершают крестный ход. Но не перед началом богослужения, а после.
Конечно, это не все отличия православной Пасхи от католической. Можно найти еще много. Хотя бы в том, как проходит пасхальная трапеза у католиков и у православных. Но тогда понадобился бы целый научный труд на тему отличий. А в этой статье мы перечислили лишь ключевые моменты.

Не всегда совпадают по времени. И если в прошлом году они обе выпадали на 16 апреля, то в этом между ними неделя разницы. Католики будут отмечать её первого апреля, а православные - восьмого..

Почему?

В истории христианства было много чего интересного - раскол церкви на католическую и православную, многочисленные европейские новшества, зарождение протестантства, религиозные войны и куча других интересных событий, но Пасху всё ещё отмечали в один и тот же день, да и почти одним и тем же образом.

А потом, примерно в 16 веке, произошла календарная реформа. Православные продолжили отмечать даты по старому стилю, а католики - по новому. Более соответствующему климатическим особенностям, но отстающему на 14 дней, согласно современным нормам. Хотя изначально разница была всего в 8 дней, но за счёт високосных годов и того, что календарь всё-таки лишь примерно соответствует астрономическому времени, набежало к настоящему моменту ещё 7.

И все расчёты пришлось менять, просто потому, что теперь календарное воскресенье выпадало на совершенно разные дни. Этим и объясняет различие в праздновании Пасхи. Но более 5 недель разницы быть не может по чисто техническим причинам. В следующем году, кстати, православная пасха на неделю опередит католическую.

С чего всё начиналось

События, предшествующие воскрешению Иисуса Христа из мёртвых, были приурочены к давнему иудейскому празднику Пейсах, напоминающему об уходе иудеев из Египта под руководством пророка Моисея. Собственно, праздничный ужин в честь Пейсаха - это и есть та самая Тайная Вечеря, на которой всё и началось.


Фото: Fenkar

Поэтому когда традиции христианства уже сформировались, было официально решено отмечать Пасху в воскресенье, но строго после Пейсаха. Который был прикреплён не к лунному, а солнечному календарю и наступал всегда в одно и то же время - 14 день весеннего месяца нисана. А потом туда ещё и другой праздник наложился, только уже языческий - день Весеннего Равноденствия. И начали привязывать уже к нему, а не к иудейскому празднику, от которого вообще старались как можно сильнее откреститься.

Итого, было установлено, что Пасха отмечается в первое воскресенье после первого полнолуния, после Весеннего Равноденствия. Было это аж в 325 году, на Первом Вселенском соборе, где решались основные организационные моменты и выявлялись наиболее серьёзные различия в трактовке поступков и жизни Иисуса и апостолов.

Мы также полагаем, что вам было бы интересно узнать, как вообще следует правильно отмечать Страстную неделю - крайне важный период непосредственно перед Пасхой, посвященный последним дням жизни Иисуса Христа.

Объясните, пожалуйста, разницу между православной и римско-католической Пасхалиями.

Отвечает игумен Амвросий (Ермаков) :

По сложившейся церковной традиции, согласно правилу I Вселенского Собора 325 года, христианская Пасха должна отмечаться в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия. В связи с несоразмерностью солнечного и лунного циклов, которым она сопоставляется, дата праздника с годами смещается по временной шкале в пределах с 22 марта по 25 апреля по юлианскому календарю. Практически на каждый год она определяется расчетным путем.

Юлианский календарь, которым пользуется Православная Церковь, основан на солнечно-лунной системе отчета в результате чего год получается длиннее на 11 минут 14 секунд года астрономического. Из-за этого день солнечного равноденствия, который в 325 году был 21 марта, к концу шестнадцатого века сместился на десять дней назад, то есть на одиннадцатое марта.

Недовольная этим смещением и тем, что Пасха может каждый год может иметь "колебания" в дне празднования, Римо-католическая церковь в 1582 году провела реформу и ввела, так называемый григорианский календарь по имени папы Григория XIII, смысл которой сводился к переходу исключительно на солнечную систему отчета. Конкретно реформа выразилась в том, что летоисчисление в 1582 году было механически перенесено на десять дней вперед, то есть днем весеннего равноденствия опять стало 21 марта.

Это стремление к точности оказалось неоправданным в свете евангельских событий, так как в григорианском календаре христианская Пасха иногда приходится вместе с еврейской или даже раньше нее. В частности, с 1851 по 1951 год католическая Пасха случалась прежде еврейской 15 раз. Согласно же канонам Православной Церкви это считается недопустимым: Пасха всегда должна праздноваться после иудейской пасхи, ибо Господь воскрес в первое воскресенье после нее.

На практике католическая Пасха происходит, как правило, на неделю или на две раньше православной, и три раза в 19 лет совпадает с ней. Рекомендуем Вам книгу "Календарный вопрос ", выпущенную в изд-ве Сретенского монастыря, где подробно освещается эта проблема.