Писанки значение узоров. Значения писанок


Пасхальные, расписанные красками яйца так и назывались - писанками. Слово это имеет и второе значение. Писанка (на санскрите "писанга") означает "красивый, яркий". Представляете, из какой глубины веков идет этот обычай? Яйца красили по всей Руси. Наиболее красивые писанки делали в южных областях, на нынешней Украине. Сам процесс росписи писанки раньше считался магическим обрядовым действием.

Писанки на Руси никогда не делали для себя, а только для подарка. Если учесть, сколько родных было в те времена у человека и как тесно люди общались между собой, то росписью яиц иногда занималась вся семья, только бы никого не забыть, не обидеть. Даря писанку, человек как бы говорил: вот, я желаю тебе счастья и здоровья. Были и мастера росписи по яйцам, назывались они писанкарями и имели свои секреты. Ведь научиться расписывать яйца так, чтобы люди ахали, не так уж и просто. Так что секреты берегли.

Сегодня мы просто опускаем яйцо в краску или в лучшем случае делаем на нем красочные разводы, а раньше яйца расписывали символами, геометрическими фигурами - магическими знаками. Отбирали яйца для писанок очень строго. Не допускались не только некрасивые по форме или окрасу яйца, нельзя было даже брать яйца от старой птицы - только от молоденьких здоровых курочек, и яйца должны были быть оплодотворенными.

Сначала скорлупу обезжиривали и протравливали, для чего использовали уксус или квасцы, а потом яйца погружали в краску, в основном растительную. Расписывали яйца специальным писачком - приспособлением с полостью внутри. Использовали пчелиный воск, белые салфетки для полировки яиц. Каждая хозяйка готовила кисти самостоятельно: это могло быть полое перышко птицы, обрезанное сверху, соломина, трубчатая косточка петуха, прикрепленная к деревянному держателю.

Начинали красить яйцо с желтой краски, которую называли "яблонькой", потому что делали из корней молодой яблони, потом красили красной краской и завершали окрашивание черной краской. Между этапами крашения каждый новый слой записывался воском, чтобы сохранить задуманный рисунок. Последний слой требовал наиболее интенсивного окрашивания, и яйца держали в краске 14 часов. Потом, вынув из краски готовое яйцо, его бережно протирали, полировали белой полотняной салфеткой, стирая восковые слои.

Крашеные яйца хранили на самых заметных в доме местах: ставили их на полочки, клали под иконы, а то и гирляндой иконы обвешивали. На протяжении всей пасхальной недели соседи и родственники ходили друг к другу в гости и дарили свои писанки.

Писанки - не единственный вид магических яиц, распространенный на Украине. Есть еще одна разновидность, называемая «крашенки» . Эти яйца варили вкрутую, красили в какой-либо цвет и торжественно съедали на рассвете пасхального воскресенья. Название «крашенки» происходит от слова «красить», а «писанки» - от слова «писать» (то есть расписывать, наносить узоры). Крашенки сварены вкрутую и предназначены для еды, в то время как писанки оставляют сырыми, чтобы сохранить их магию плодородия.

Крашенки красят в один-единственный цвет, обычно в красный, а писанки покрываются рисунками и окрашиваются в разные цвета.

Существуют разные виды таких яиц:

  • Крашенка - одноцветное.
  • Крапанка - с однотонным фоном, на который нанесены пятна, полоски, крапинки.
  • Дряпанка - яйцо, на котором после окрашивания был процарапан узор металлическим острием.
  • Малеванка - яйцо, расписанное своим придуманным узором.
  • Писанка - яйцо, раскрашенное орнаментальным или сюжетным узором в соответствии с традиционными образцами, которые передаются из поколения в поколение. На холодном яйце выводят узоры горячим воском, потом погружают его в разведенную краску. Затем делают новый узор воском и макают в другую краску, и так далее. Когда все узоры нанесены, воск удаляют.
  • Яйчата - яйца из дерева, фарфора, бисера, глины и т. д.
Писанки - это магические амулеты, дарующие защиту и плодовитость. Бездетной женщине дарили писанку с изображением курицы.

Чтобы получить обильный урожай, в первую и последнюю борозду поля закапывали яйца с изображением пшеничных колосьев и земледельческим орнаментом. Для защиты от пожара в дрме хранили писанки с голубым и зеленым орнаментом в виде меандра.

Если пожар все-таки разгорался, писанки обносились вокруг него, чтобы не дать огню распространиться.

Крашенки тоже имели магическое применение. Основной их задачей было исцеление путем переноса. Больной носил такое яйцо на шее подвешенным на нитке, и оно впитывало в себя хворь. Чтобы предотвратить заражение крови, нужно было коснуться человека освященным яйцом. Яйцо, положенное под улей, не давало пчелам покинуть его и увеличивало медоносность. Перед засевом поля в него закапывали яйцо, завернутое в зеленый овес, в качестве амулета плодородия. Когда строился новый дом, над дверными проемами вешали амулеты из красных крашенок, украшенных кисточками из пшеницы, чтобы умилостивить духов, которые могли быть потревожены, а фактически - попросить их о защите.


По преданиям, писанки – это звезды, рожденные Богородицей-Пчелой. Один раз в году выпадала славянской женщине великая честь представлять Богородицу на земле. В Чистый Четверг, в час предрассветный выносила она на порог волшебное пряслице и пряла шерстяную нить, вращая веретено противусолонь: вязала «завязь» – золотой зародыш жизни. Днем купала детей, пекла хлеб, а затем в теплой печи томила краски для писанок. Воду для красок брала в среду вечером из семи родников или криниц, за течением – в честь семи звезд Плеяд созвездия Тельца, где, по преданиям, обитал сам Творец. Домой несла молча, в тайне. Этой непочатой живой водой заливала сушеные травы, лепестки цветов, кору молодой дикой яблони и ставила на пару часов в печь.

Пока готовилась краска, на сыром курином яйце горячим воском с помощью косточки-вилки, взятой из петушиной грудки, писалось письмо Богу. Яйца для писанок годились лишь те, что были снесены между двумя лунными месяцами. Настоящая великоденская писанка сохраняла жизненную силу до следующего Чистого Четверга: не протухала и не высыхала.

Красить писанки полагалось с первым ударом колокола. Сперва яйцо окуналось в желтую краску, «яблоньку», и держалось в ней в течение «трех отченашей». Каждый цвет узора защищался воском. К концу работы яйца превращались в черные мрачные колобки. Их опускали в горячую воду или подносили к огню. Воск плавился, и рождалась писанка, как рождается солнышко из черноты ночи.

Чтобы писанка сияла, ее смазывали жиром. Клали венчиком вокруг кулича – для Бога, на блюдо с зерном – для людей, а крашенки на проросшем овсе – то для родителей. И три свечи горели в честь Отца и Сына и Духа Святого.

Основные цвета орнамента: черный, красный, желтый, зеленый. Черная (Ряба) Курочка снесла светоносное золотое яйцо, из которого родилась Вселенная. Черна земля, сбросившая белую фату зимы. Великдень красный, Егорий – зеленый, Купала – золотой (желтый).

Писанка отмыкала сердце для любви, придавала силу плодородия, защищала от сглазу и порчи, наговоров, болезней, стихийного бедствия, бедности, даровала красоту и богатство, надежду на счастливое замужество и урожай. Ее держали в доме, как икону. Дарением писанки скреплялось родство. Через писанку шла передача душевного тепла от человека к человеку, шла передача священных знаний от поколения к поколению. Продавать писанку – непростительный грех, даровать – значило честь оказывать.


Известный исследователь писанки действительный член российского императорского географического общества С.К. Кулжинский оставил нам сведения об оренбургской, самарской, уфимской, тульской, кубанской, воронежской писанке. В конце XIX века помещица Е. Скаржинская собрала для своего этнографического музея в Лубнах более 2000 писанок и среди них – курские, из великорусских деревень, красоты необычайной и очень тонкой работы. Славянина можно узнать по писанке, как по родимому пятнышку. Ее уже пишут в Сибири и на Урале, в Ярославле и Твери, в Москве и Санкт-Петербурге...


Роспись яиц - процесс творческий. Во-первых, удивительное ощущение возникает уже потому, что вы держите в руке начало жизни - яйцо, тяжелое, прохладное, словно дышащее изнутри. А когда вы его расписываете, постепенно делая все более и более темным, вы перестаете видеть уже нарисованные знаки. Перед вами только равномерное черное сияние. Но стоит нагреть темное яйцо - воск разойдется и сквозь него, как сквозь магическое стекло, начнут проступать яркие знаки.

Перед нанесением рисунка яйца обязательно вымойте, но делайте это очень осторожно, чтобы не повредить скорлупу. Проще всего расписывать вареные яйца. В этом случае отварите их в воде с добавлением 1 столовой ложки соли на 2 литра воды. Достаньте по одному и разложите на чистом полотенце для остывания. Можно расписывать и полые яйца, то есть выдутые, без содержимого. Такие яйца дольше хранятся, они своего рода "вечная писанка".

Для росписи желательно использовать природные краски. Желтая краска готовится из корней молодой яблони, побегов тополя, луковой шелухи, корня крапивы, цветков ромашки и других растений. Синюю и фиолетовую краску можно сделать из шелухи подсолнуховых семечек, цветков мальвы, а также ягод черники и бузины. Зеленую краску в чистом (то есть несмешанном) виде получают из листьев ландыша, крапивы, коры ясеня и крушины. Красную краску делают из ягод черемухи, цветков и семян зверобоя. Коричневую готовят из коры яблони, дуба, крушины. Черную изготавливают из корней ольхи.

Все растительные краски готовьте только в эмалированной посуде. Залейте сырье на 5- 6 часов холодной водой, после чего кипятите на медленном огне: листья - 40 минут, цветы - 30 минут, кору - 3 часа. Готовый отвар процедите и добавьте в него 1 чайную ложку алюмокалиевых квасцов. Срок окраски - от 10 минут до 14 часов. Готовые красители используются так, как указано на упаковке.

Красят яйца, погружая их в краску. Если вы используете анилиновые красители, то не держите в них яйца длительное время: краска глубоко проникает в слой яйца и разрушает структуру скорлупы. Максимальное время погружения - 5 минут для пищевого красителя, 3 минуты - для анилинового. Нельзя опускать покрытые воском яйца в горячую воду - только в теплую. Варить писанки вообще нельзя.

Традиционные цвета писанки - белый, желтый, красный и черный. Начинают окрашивание с белого и завершают черным. Допустимо использовать коричневый, зеленый, фиолетовый, лиловый цвета, но тогда яйцо уже называется малеванкой. В Процессе окрашивания слои краски смешиваются, поэтому нужно знать, как накладывается новая краска на существующий уже слой. Растопленный воск снимают с писанки при помощи полотняной салфетки. При постоянном использовании салфетка пропитывается воском и хорошо полирует скорлупу.

Лучше всего работать с пчелиным воском, но можно и с парафином. А выдутое яйцо укрепляют изнутри именно горячим парафином вводят его внутрь при помощи обычного шприца.


Белые яйца вымойте в кипяченой воде комнатной температуры и обсушите на полотенце.

Вымойте тщательно руки с мылом. Возьмите яйцо в левую руку, а карандаш – в правую. Мизинцем правой руки поддерживайте равновесие яйца и карандашом делите его поверхность на поля. Яйцо при этом вращайте к себе, а линию ведите от себя. Положение карандаша старайтесь не менять. В полях распределите орнамент писанки.Нанесите рисунок на яйцо: сначала простым мягким карандашом, а затем - воском. Воск по рисунку наносят разными способами - кистями, спичками, соломинами, перьями. Кисть для воска - писачок - можно сделать из металлической фольги, свернув ее в воронкообразную трубочку длиной 1-1,5 см. Трубочка крепится тонкой проволокой к деревянному держателю диаметром 8 мм и длиной 10- 12 см. Но лучше всего пользоваться латунными кистями с тонким и удобным наконечником. Вам потребуется несколько кистей разной толщины (если вы хотите получить рисунок с разной толщиной линий): их ставят в расплавленный воск и берут оттуда по мере надобности.

Работают писачком так: нагревают кисть на огне (свечка, горелка) и заполняют воском. Яйцо берут в левую руку, а писачок - в правую, локти прижаты к телу, чтобы была опора, мизинцем правой руки опираются на скорлупу, а пальцами левой вращают яйцо. Яйцо вращают на себя, а линии ведут от себя. Вполне вероятно, что сперва у вас ничего не получится, но постепенно вы освоите это искусство.

Запомните: сначала наносите рисунок на белую поверхность яйца горячим воском (по карандашным наметкам). После этого кладете яйцо в краску. Следите, чтобы температура воды не превышала 40° С (иначе воск растает), а цвет краски был самым светлым, то есть желтым. Затем яйцо вновь покрываете воском и опускаете в более темную краску (рыжую, красную). Играйте с цветами и узорами - роспись яйца зависит от вашей фантазии. После того как получили нужные цвета и узоры, снимите воск. Для этого поместите яйцо на несколько минут в печь или поднесите его к язычку свечи и снимите растаявший воск бумажной салфеткой. Готовую писанку можно протереть подсолнечным маслом, придав ей большую яркость и блеск.


Если вам сложно рисовать магические символы, можете сделать не писанку, а крашенку. Для изготовления крашенки писачок не нужен. Нужна свечка. Яйцо во время росписи просто покрывают капельками и потеками воска. Вращайте яйцо вокруг оси и капайте на него воск прямо со свечки. Начинайте с белого цвета: закапайте яйцо воском и погрузите в желтую краску, потом закапайте еще и покрасьте яйцо в зеленый цвет, снова закапайте и положите в темно-синюю краску. А когда после снятия воска все слои откроются, можете дорисовать каплям недостающие детали и получить магические символы - рыбу, птицу, цветок, дерево, бабочку.

Если вы начнете красить не с белого, а с желтого цвета, то получите магическую мученую крашенку. Капельки воска нужно спускать так, чтобы образовывались чешуйки: каждый раз закрашивается часть капли, и они как бы накладываются частично друг на друга. В конце яйцо погрузите не в темную краску, а в воду с уксусом (пропорция 1:1). Потом яйцо вымойте с мылом в холодной воде, растопите воск и снимите его салфеткой. Все яйцо будет покрыто разноцветными горошинками.

Можно расписывать яйца при помощи одной краски и "печаток" из воска, в результате получая крашенки с клинышками, запятыми, точками или линиями. Все это тоже магические знаки. Но если вы делаете обрядовую писанку, то придерживайтесь правил. Орнамент писанки строится на известном нам уже вращении креста вокруг центра, из-за чего образуются знакомые фигуры: круг, квадрат (или ромб) и центр, мировая ось, в виде креста, дерева, колеса с восемью спицами. Эти символы в яйце могут быть как основой росписи (то есть яйцо изображает один из символов, а остальные выстраиваются внутри этого символа), либо входить в состав орнамента. Вот несколько примеров символов, используемых при росписи писанок:


Готовые писанки натрите как следует несоленым салом. Лаком не покрывать! Хранить в тени, в хорошо проветриваемом помещении.

У каждой мастерицы был свой репертуар божественного письма писанки. Письмо передавалось от поколения к поколению, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие. Символы писанок имеют божественную силу. Так учили меня, так вам говорю, так скажете своим детям, когда будете их учить писать писанку.

Пасхальные, расписанные красками яйца так и назывались - писанками. Слово это имеет и второе значение. Писанка (на санскрите "писанга") означает "красивый, яркий". Представляете, из какой глубины веков идет этот обычай? Яйца красили по всей Руси. Наиболее красивые писанки делали в южных областях, на нынешней Украине. Сам процесс росписи писанки раньше считался магическим обрядовым действием.

Писанки на Руси никогда не делали для себя, а только для подарка. Если учесть, сколько родных было в те времена у человека и как тесно люди общались между собой, то росписью яиц иногда занималась вся семья, только бы никого не забыть, не обидеть. Даря писанку, человек как бы говорил: вот, я желаю тебе счастья и здоровья. Были и мастера росписи по яйцам, назывались они писанкарями и имели свои секреты. Ведь научиться расписывать яйца так, чтобы люди ахали, не так уж и просто. Так что секреты берегли.

Сегодня мы просто опускаем яйцо в краску или в лучшем случае делаем на нем красочные разводы, а раньше яйца расписывали символами, геометрическими фигурами - магическими знаками. Отбирали яйца для писанок очень строго. Не допускались не только некрасивые по форме или окрасу яйца, нельзя было даже брать яйца от старой птицы - только от молоденьких здоровых курочек, и яйца должны были быть оплодотворенными.

Сначала скорлупу обезжиривали и протравливали, для чего использовали уксус или квасцы, а потом яйца погружали в краску, в основном растительную. Расписывали яйца специальным писачком - приспособлением с полостью внутри. Использовали пчелиный воск, белые салфетки для полировки яиц. Каждая хозяйка готовила кисти самостоятельно: это могло быть полое перышко птицы, обрезанное сверху, соломина, трубчатая косточка петуха, прикрепленная к деревянному держателю.

Начинали красить яйцо с желтой краски, которую называли "яблонькой", потому что делали из корней молодой яблони, потом красили красной краской и завершали окрашивание черной краской. Между этапами крашения каждый новый слой записывался воском, чтобы сохранить задуманный рисунок. Последний слой требовал наиболее интенсивного окрашивания, и яйца держали в краске 14 часов. Потом, вынув из краски готовое яйцо, его бережно протирали, полировали белой полотняной салфеткой, стирая восковые слои.

Крашеные яйца хранили на самых заметных в доме местах: ставили их на полочки, клали под иконы, а то и гирляндой иконы обвешивали. На протяжении всей пасхальной недели соседи и родственники ходили друг к другу в гости и дарили свои писанки.

Писанки — не единственный вид магических яиц, распространенный на Украине. Есть еще одна разновидность, называемая «крашенки». Эти яйца варили вкрутую, красили в какой-либо цвет и торжественно съедали на рассвете пасхального воскресенья. Название «крашенки» происходит от слова «красить», а «писанки» — от слова «писать» (то есть расписывать, наносить узоры). Крашенки сварены вкрутую и предназначены для еды, в то время как писанки оставляют сырыми, чтобы сохранить их магию плодородия.

Крашенки красят в один-единственный цвет, обычно в красный, а писанки покрываются рисунками и окрашиваются в разные цвета.

Существуют разные виды таких яиц:
Крашенка - одноцветное.
Крапанка - с однотонным фоном, на который нанесены пятна, полоски, крапинки.
Дряпанка - яйцо, на котором после окрашивания был процарапан узор металлическим острием.
Малеванка - яйцо, расписанное своим придуманным узором.
Писанка - яйцо, раскрашенное орнаментальным или сюжетным узором в соответствии с традиционными образцами, которые передаются из поколения в поколение. На холодном яйце выводят узоры горячим воском, потом погружают его в разведенную краску. Затем делают новый узор воском и макают в другую краску, и так далее. Когда все узоры нанесены, воск удаляют.
Яйчата - яйца из дерева, фарфора, бисера, глины и т. д.

Писанки — это магические амулеты, дарующие защиту и плодовитость. Бездетной женщине дарили писанку с изображением курицы.

Чтобы получить обильный урожай, в первую и последнюю борозду поля закапывали яйца с изображением пшеничных колосьев и земледельческим орнаментом. Для защиты от пожара в дрме хранили писанки с голубым и зеленым орнаментом в виде меандра.

Если пожар все-таки разгорался, писанки обносились вокруг него, чтобы не дать огню распространиться.

Крашенки тоже имели магическое применение. Основной их задачей было исцеление путем переноса. Больной носил такое яйцо на шее подвешенным на нитке, и оно впитывало в себя хворь. Чтобы предотвратить заражение крови, нужно было коснуться человека освященным яйцом. Яйцо, положенное под улей, не давало пчелам покинуть его и увеличивало медоносность. Перед засевом поля в него закапывали яйцо, завернутое в зеленый овес, в качестве амулета плодородия. Когда строился новый дом, над дверными проемами вешали амулеты из красных крашенок, украшенных кисточками из пшеницы, чтобы умилостивить духов, которые могли быть потревожены, а фактически — попросить их о защите.

По преданиям, писанки - это звезды, рожденные Богородицей-Пчелой. Один раз в году выпадала славянской женщине великая честь представлять Богородицу на земле. В Чистый Четверг, в час предрассветный выносила она на порог волшебное пряслице и пряла шерстяную нить, вращая веретено противусолонь: вязала «завязь» - золотой зародыш жизни. Днем купала детей, пекла хлеб, а затем в теплой печи томила краски для писанок. Воду для красок брала в среду вечером из семи родников или криниц, за течением - в честь семи звезд Плеяд созвездия Тельца, где, по преданиям, обитал сам Творец. Домой несла молча, в тайне. Этой непочатой живой водой заливала сушеные травы, лепестки цветов, кору молодой дикой яблони и ставила на пару часов в печь.

Пока готовилась краска, на сыром курином яйце горячим воском с помощью косточки-вилки, взятой из петушиной грудки, писалось письмо Богу. Яйца для писанок годились лишь те, что были снесены между двумя лунными месяцами. Настоящая великоденская писанка сохраняла жизненную силу до следующего Чистого Четверга: не протухала и не высыхала.

Красить писанки полагалось с первым ударом колокола. Сперва яйцо окуналось в желтую краску, «яблоньку», и держалось в ней в течение «трех отченашей». Каждый цвет узора защищался воском. К концу работы яйца превращались в черные мрачные колобки. Их опускали в горячую воду или подносили к огню. Воск плавился, и рождалась писанка, как рождается солнышко из черноты ночи.

Чтобы писанка сияла, ее смазывали жиром. Клали венчиком вокруг кулича - для Бога, на блюдо с зерном - для людей, а крашенки на проросшем овсе - то для родителей. И три свечи горели в честь Отца и Сына и Духа Святого.

Основные цвета орнамента: черный, красный, желтый, зеленый. Черная (Ряба) Курочка снесла светоносное золотое яйцо, из которого родилась Вселенная. Черна земля, сбросившая белую фату зимы. Великдень красный, Егорий - зеленый, Купала - золотой (желтый).

Писанка отмыкала сердце для любви, придавала силу плодородия, защищала от сглазу и порчи, наговоров, болезней, стихийного бедствия, бедности, даровала красоту и богатство, надежду на счастливое замужество и урожай. Ее держали в доме, как икону. Дарением писанки скреплялось родство. Через писанку шла передача душевного тепла от человека к человеку, шла передача священных знаний от поколения к поколению. Продавать писанку - непростительный грех, даровать - значило честь оказывать.

Известный исследователь писанки действительный член российского императорского географического общества С.К. Кулжинский оставил нам сведения об оренбургской, самарской, уфимской, тульской, кубанской, воронежской писанке. В конце XIX века помещица Е. Скаржинская собрала для своего этнографического музея в Лубнах более 2000 писанок и среди них - курские, из великорусских деревень, красоты необычайной и очень тонкой работы. Славянина можно узнать по писанке, как по родимому пятнышку. Ее уже пишут в Сибири и на Урале, в Ярославле и Твери, в Москве и Санкт-Петербурге...

Как написать писанку

Роспись яиц - процесс творческий. Во-первых, удивительное ощущение возникает уже потому, что вы держите в руке начало жизни - яйцо, тяжелое, прохладное, словно дышащее изнутри. А когда вы его расписываете, постепенно делая все более и более темным, вы перестаете видеть уже нарисованные знаки. Перед вами только равномерное черное сияние. Но стоит нагреть темное яйцо - воск разойдется и сквозь него, как сквозь магическое стекло, начнут проступать яркие знаки.

Перед нанесением рисунка яйца обязательно вымойте, но делайте это очень осторожно, чтобы не повредить скорлупу. Проще всего расписывать вареные яйца. В этом случае отварите их в воде с добавлением 1 столовой ложки соли на 2 литра воды. Достаньте по одному и разложите на чистом полотенце для остывания. Можно расписывать и полые яйца, то есть выдутые, без содержимого. Такие яйца дольше хранятся, они своего рода "вечная писанка".

Для росписи желательно использовать природные краски. Желтая краска готовится из корней молодой яблони, побегов тополя, луковой шелухи, корня крапивы, цветков ромашки и других растений. Синюю и фиолетовую краску можно сделать из шелухи подсолнуховых семечек, цветков мальвы, а также ягод черники и бузины. Зеленую краску в чистом (то есть несмешанном) виде получают из листьев ландыша, крапивы, коры ясеня и крушины. Красную краску делают из ягод черемухи, цветков и семян зверобоя. Коричневую готовят из коры яблони, дуба, крушины. Черную изготавливают из корней ольхи.

Все растительные краски готовьте только в эмалированной посуде. Залейте сырье на 5- 6 часов холодной водой, после чего кипятите на медленном огне: листья - 40 минут, цветы - 30 минут, кору - 3 часа. Готовый отвар процедите и добавьте в него 1 чайную ложку алюмокалиевых квасцов. Срок окраски - от 10 минут до 14 часов. Готовые красители используются так, как указано на упаковке.

Красят яйца, погружая их в краску. Если вы используете анилиновые красители, то не держите в них яйца длительное время: краска глубоко проникает в слой яйца и разрушает структуру скорлупы. Максимальное время погружения - 5 минут для пищевого красителя, 3 минуты - для анилинового. Нельзя опускать покрытые воском яйца в горячую воду - только в теплую. Варить писанки вообще нельзя.

Традиционные цвета писанки - белый, желтый, красный и черный. Начинают окрашивание с белого и завершают черным. Допустимо использовать коричневый, зеленый, фиолетовый, лиловый цвета, но тогда яйцо уже называется малеванкой. В Процессе окрашивания слои краски смешиваются, поэтому нужно знать, как накладывается новая краска на существующий уже слой. Растопленный воск снимают с писанки при помощи полотняной салфетки. При постоянном использовании салфетка пропитывается воском и хорошо полирует скорлупу.

Лучше всего работать с пчелиным воском, но можно и с парафином. А выдутое яйцо укрепляют изнутри именно горячим парафином вводят его внутрь при помощи обычного шприца.

Белые яйца вымойте в кипяченой воде комнатной температуры и обсушите на полотенце.

Вымойте тщательно руки с мылом. Возьмите яйцо в левую руку, а карандаш - в правую. Мизинцем правой руки поддерживайте равновесие яйца и карандашом делите его поверхность на поля. Яйцо при этом вращайте к себе, а линию ведите от себя. Положение карандаша старайтесь не менять. В полях распределите орнамент писанки.Нанесите рисунок на яйцо: сначала простым мягким карандашом, а затем - воском. Воск по рисунку наносят разными способами - кистями, спичками, соломинами, перьями. Кисть для воска - писачок - можно сделать из металлической фольги, свернув ее в воронкообразную трубочку длиной 1-1,5 см. Трубочка крепится тонкой проволокой к деревянному держателю диаметром 8 мм и длиной 10- 12 см. Но лучше всего пользоваться латунными кистями с тонким и удобным наконечником. Вам потребуется несколько кистей разной толщины (если вы хотите получить рисунок с разной толщиной линий): их ставят в расплавленный воск и берут оттуда по мере надобности.

Работают писачком так: нагревают кисть на огне (свечка, горелка) и заполняют воском. Яйцо берут в левую руку, а писачок - в правую, локти прижаты к телу, чтобы была опора, мизинцем правой руки опираются на скорлупу, а пальцами левой вращают яйцо. Яйцо вращают на себя, а линии ведут от себя. Вполне вероятно, что сперва у вас ничего не получится, но постепенно вы освоите это искусство.

Запомните: сначала наносите рисунок на белую поверхность яйца горячим воском (по карандашным наметкам). После этого кладете яйцо в краску. Следите, чтобы температура воды не превышала 40° С (иначе воск растает), а цвет краски был самым светлым, то есть желтым. Затем яйцо вновь покрываете воском и опускаете в более темную краску (рыжую, красную). Играйте с цветами и узорами - роспись яйца зависит от вашей фантазии. После того как получили нужные цвета и узоры, снимите воск. Для этого поместите яйцо на несколько минут в печь или поднесите его к язычку свечи и снимите растаявший воск бумажной салфеткой. Готовую писанку можно протереть подсолнечным маслом, придав ей большую яркость и блеск.

Если вам сложно рисовать магические символы, можете сделать не писанку, а крашенку. Для изготовления крашенки писачок не нужен. Нужна свечка. Яйцо во время росписи просто покрывают капельками и потеками воска. Вращайте яйцо вокруг оси и капайте на него воск прямо со свечки. Начинайте с белого цвета: закапайте яйцо воском и погрузите в желтую краску, потом закапайте еще и покрасьте яйцо в зеленый цвет, снова закапайте и положите в темно-синюю краску. А когда после снятия воска все слои откроются, можете дорисовать каплям недостающие детали и получить магические символы - рыбу, птицу, цветок, дерево, бабочку.

Если вы начнете красить не с белого, а с желтого цвета, то получите магическую мученую крашенку. Капельки воска нужно спускать так, чтобы образовывались чешуйки: каждый раз закрашивается часть капли, и они как бы накладываются частично друг на друга. В конце яйцо погрузите не в темную краску, а в воду с уксусом (пропорция 1:1). Потом яйцо вымойте с мылом в холодной воде, растопите воск и снимите его салфеткой. Все яйцо будет покрыто разноцветными горошинками.

Можно расписывать яйца при помощи одной краски и "печаток" из воска, в результате получая крашенки с клинышками, запятыми, точками или линиями. Все это тоже магические знаки. Но если вы делаете обрядовую писанку, то придерживайтесь правил. Орнамент писанки строится на известном нам уже вращении креста вокруг центра, из-за чего образуются знакомые фигуры: круг, квадрат (или ромб) и центр, мировая ось, в виде креста, дерева, колеса с восемью спицами. Эти символы в яйце могут быть как основой росписи (то есть яйцо изображает один из символов, а остальные выстраиваются внутри этого символа), либо входить в состав орнамента. Вот несколько примеров символов, используемых при росписи писанок:

Готовые писанки натрите как следует несоленым салом. Лаком не покрывать! Хранить в тени, в хорошо проветриваемом помещении.

У каждой мастерицы был свой репертуар божественного письма писанки. Письмо передавалось от поколения к поколению, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие. Символы писанок имеют божественную силу. Так учили меня, так вам говорю, так скажете своим детям, когда будете их учить писать писанку.

Все вокруг нас имеет свой особый смысл. И пускай даже наши пращуры были не столь образованны, как люди в современное время, но их представления о Вселенной как о хрупком яйце - яркий пример способности «зреть в корень»

Еще наши предки-язычники приписывали яйцу осо-бые магические свойства. Выдутое сырое яйцо с «на-писанным» по нему орнаментом в дохристианские времена служило мощным оберегом. Каждому элемен-ту орнамента обязательно соответ-ствовал глубокий замысел, вся же композиция представляла собой в итоге единое гармоничное целое.

С приходом христианства яйцо, как символ возрождающейся жиз-ни, обрело свое почетное место в религиозных обрядах. Также позже появилось множество легенд, объ-ясняющих смысловую связь распи-санного яйца с историей Воскреше-ния.

Значе ние цвета.

Красный - радость жизни, огонь, торжественность, позитивность.

Черный - земля, потусторонняя жизнь. (Использовался как элемент рисунка или как фон, на который будет наноситься узор.)

Коричневый - плодородие, символ мудрости.

Жёлтый, оранжевый - солнечный свет, богатый урожай.

Голубой - воздух, небо, пожелание здоровья.

Зеленый - воскрешение природы после долгого зимнего сна.

Сочетание черного и белого- уважение к предкам, святость.

Многоцветность - пожелание любви и семейного счастья.

Значение символов.

ДЕРЕВО

«Дерево жизни» - один из самых популярных древнеславянских сим-волов. Прочтением этого символа, наравне с уважением к семействен-ности - «роду», было пожелание долголетия. Изображая вишню, при-влекали любовь, веточки сосны символизировали юность и долгую жизнь. Мотив виноградной лозы означал верность. Яблочки и сливки пожелание мудрости и здоровья.

«БЕРЕГИНЯ»

Изображение женской фигуры с поднятыми вверх руками - традици-онный дохристианский символ бо-гини плодородия и праматери всего живого. Женщина с древних времен и по сей день - защитница очага, и мудрая хранительница судеб.

РЫБА

До того как рыба стала одним из основных христианских символов, ее изображение было оберегом до-статка, а также метафорическим об-разом жизненной силы, чистоты и прозрачности помыслов.

ГРАБЕЛЬКИ

Земледельческий символ, озна-чающий дождь, плодородие. С при-ходом христианства получил допол-нительную трактовку снизошедшей божественной благодати.

ПАУЧОК

Такой внешне неприятный и даже отталкивающий паук, благодаря наблюдательности и мудрости предков получил смысловую нагрузку как графический символ трудолюбия и настойчивости, стал покровителем художественных ремесел.

БАБОЧКА

Символ счастья, легкости и безза-ботности - чаще всего использовал-ся для украшения писанок, предна-значенных для дарения детям.

ПЧЕЛА

Кроме огромного трудолюбия и приверженности семейным ценно-стям пчела олицетворяла еще чисто-ту души и бесхитростность. Писанки с изображением пчелы прятали под ульи, чтобы пчелы хорошо «роились».

ТОЧКИ

Изначально точки, хаотично рассыпанные по поверхности пи-санки или обра-зующие кружевной орнамент, символизиро-вали звезды на небе. С прихо-дом христиан-ства они стали означать слезы Богоматери, опла-кивающей Сына.

КОНЬ И ОЛЕНЬ

Символы выносли-вости и силы духа, олицетворяющие мужское начало. На своих ветви-стых рогах-лучах трудяга олень каждое утро вы-носит солнце на небосвод. Конь - образ бесстрашия и безогляд-ной веры в добро.

ПТИЦЫ

Предвестники весны птицы - популярный орнаментальный мотив. Например, петух - глашатай наступающего утра, восхваляю-щий солнечный свет и обороняю-щий от влияния злых сил. Ласточ-ка - долгожданный приход весны.

КВАДРАТ И РОМБ

Четыре стихии, четыре време-ни года, четыре жизненных этапа (рождение, молодость, зрелость и старость), четыре стороны света и времени суток - удач-но зашифровыва-лись в стороны квадрата. Сетча-тый «квадрат-ный» орнамент «решето» сим-волизировал вечное разде-ление понятий добра и зла.

СПИРАЛЬ

Этот символ являл собой перво-бытные представления об устрой-стве Вселенной. Линия, закручен-ная спиралью, означала также воду или свернутого ужа, олицетворяющего женское нача-ло. Кроме того спираль отож-дествлялась с лабиринтом, который «запу-тывает» злые силы на пути к чистой душе.

ЦВЕТЫ И ЛИСТЬЯ

Желая прибавления в семье, писанку украшали изображениями цветов: колокольчиков, барвинка, ландышей, гвоздики. Листья кали-ны означали силу, выносливость веру в справедливость. Листья дуба символизи-ровали веру в силы при-роды и пре-клонение пе-ред богами.

БЕСКОНЕЧНИК

Волнообразная линия - предше-ственник крестообразной символи-ки. Уходя корнями в трипольскую культуру, этот символ вечного дви-жения и непрерыв-ности жизни и по сей день непре-менный атрибут писанкарского искусства. «Ме-андр» трактует-ся как символ воды, плодоро-дия и жизнен-ного цикла.

СОЛНЦЕ

Символ солнца - один из самых древних. Разновидности этого символа - восьмигранные звезды, «ломаные кресты» и «крутороги», «бегущее солнце». Украшенная солярным символом писанка оберегает от болезней, дурного глаза,несчастий и привлека-ет радость и благополучие.

ТРЕУГОЛЬНИК

Тройственное начало - земля, человек и небо - нашло свое выра-жение в этом символе. Треугольник, заполненный сетчатой или линей-ной штриховкой, у на-ших предков озна-чал вспаханное поле. В христиан-ской трактовке сорок треуголь-ников приоб-рели значение сорока дней по-ста или сорока мучеников.



Писанка - традиционная роспись на живом яйце. Писанки писались не только к Пасхе, а на протяжении всего года при важных случаях: свадьба, рождение ребенка, оберег на дальнюю дорогу, начало нового дела, строительство дома и пр. Обычай этот гораздо старше и ничего общего с христианством не имеет.

По археологическим данным традиции росписи на яйце более пяти тысяч лет. Еще при раскопках легендарной Трои было найдено каменное яйцо с нанесенными на него символическими знаками...

Традиция писанки была ранее распространена среди всех славянских народов от Южного Урала до Одера. Но известно что наши предки использовали в своих ритуальных действах не каменные, и не куриные, как ныне,а журавлиные,и непременно оплодотворенные яйца . Молодых мастериц при обучении предупреждают о том что менять или искажать рисунок-символ нельзя,нельзя писать отсебятину,нельзя злится и замышлять худое в это время.Создание писанки было и остается действом. Хотя назначение уже совсем иное.Сейчас писанка это талисман, домашний оберег, а не просьба Богу. Явственно видно что символы делятся на:до христианские,и христианские.До христианские это-Воловое,или Велесовое око,коники,Берегиня,солярные знаки-паучки, Древо жизни. Христианские-рыба - символ здоровья, плодородия, стихии воды. (Людям с повышенным давлением, сердечно-сосудистыми заболеваниями писанку со знаками рыбы лучше дарить в синем цвете)

Написание писанок - это древний священный обряд , и к нему готовились с большой ответственностью. Писанкарка постилась, пребывала в молитвенном настроении. Нужно было собрать яйца от светлых кур, которые неслись первый раз.
Кроме яйца, особенное символическое ритуальное значение имели и другие вещи, которые использовались при написании писанок: вода, воск, огонь, краски. Воду для мытья яиц и составления красок брали «непочатую», то есть набранную около 3-4-х часов утра, желательно из семи родников или криниц. Такая вода имеет особую целебную силу. Или же брали снеговую непочатую воду, то есть талую. Нести эту воду писанкарка должна была, не поворачиваясь назад и по сторонам, при встрече с прохожими не должна была здороваться и отвечать на вопросы, выдерживая строгое молчание. Тогда вода была «немая», чистая, то есть не несла никакой информации, и поэтому не могла повредить или исказить писанку.


Начинался обряд написания писанки с молитвы. Зажигалась свечка. Предварительно сходившая в баню мастерица хорошо обдумывала, что она планирует на год, составляла образ, намерение в воображении, которое следовало проявить. Далее - думала-гадала образы, знаки-символы, которые лучше всего подойдут для воплощения задуманного. То есть изображала в виде узора то, что желала, чтобы случилось. Были родовые символы, испробованные на протяжении многих веков. Если узор не приносил удачи, его больше не использовали. В процессе написания писанки мастерица приговаривала, «замовляла» каждый символ, представляя тех людей, для которых он предназначался или ту ситуацию, событие, которым символ должен был помочь воплотиться. Формулами-заговорами она как бы закрепляла магическую силу узоров. Таким образом, древние узоры, символы - это молитвы-просьбы о здоровье, добром урожае, семейном счастье и т.д..


Самым распространенным на писанках является знак Алатыря - символ творения мира, центра Вселенной. Этот знак несет гармонию и духовное прозрение. Сварга (свастика) - символ движения Вселенной. Сварга - знак, который программирует на успешную жизнь, продолжение рода, это символ Божьего благословения. Такую писанку хорошо разместить в духовном центре дома.

На писанках часто изображен бесконечник. Этот знак еще называют ужиком или волной, он является символом Богини Даны, космических вод. Волнистая линия без начала и конца символизирует бесконечность, ритмичность движения энергий, жизни, всего мира. По традиции, писанки с этим знаком размещали над входной дверью, чтобы они очищали помыслы каждого входящего в дом. Пасечники клали писанки с «бесконечником» в улей, чтобы бесконечно роились пчелы.


Символы Солнца на писанках - это круг, круг с точками, круг с крестом внутри или лучами снаружи. Также Солнце могут символизировать шести- и восьмилучевые звезды. Солнце - это пробуждение мира, рост, поэтому «солнечные» писанки чаще всего дарили парням. Писанки со знаками Солнца писали также детям, располагали возле детских кроваток, чтобы быстрее росли и набирались сил: детям и молодым людям писали на красном фоне, с ясными и пестрыми красками.


Цвет на писанках имеет сакральное значение. Красный («красивый, ясный») обозначает лад и любовь. Черный - цвет потустороннего мира. Поэтому писанки с черным фоном дарили пожилым людям, а также носили на могилы умерших родственников. Красно-черные писанки - магические, чередование красного и черного цвета может также означать единство противоположностей (инь и ян). Черный узор - символ земных Божеств. Желтым цветом изображали месяц и звезды, желтый цвет обозначал также урожай. Голубой - небо, воздух, в магии - здоровье. Зеленый - весна, возрождение природы, богатство растительного мира. Бурый, коричневый - символ плодовитой земли. Единение белого и черного означает уважение к душам умерших.

Считается, что яйцо, усыпанное разноцветными точками - зернами плодородия, может помочь женщине забеременеть и благополучно родить. Также женщины, которые хотели иметь детей, расписывали писанки цветами и дарили их ребятишкам.

Писанки с ромбами принесут удачу в творчестве - плодотворной работе. Спираль символизирует вечность - бесконечность.

Конь, олень - символы восхода и заката Солнца. В древних мифах повествуется, что олень на своих рогах выводит Солнце на небо. В мифах многих народов существует образ, что Солнце едет на запряженной конями колеснице. Конь, а также олень, считаются проводниками душ умерших из мира Яви в потусторонний мир, по аналогии, как они «переносят» Солнце из одного мира в другой. Писанка с такими символами поможет разогнать застойные энергии и активизировать жизненные силы.

Листья дуба, желуди символизируют мужское начало. Писанку с таким узором можно разместить у изголовья кровати главы семейства. Она будет подпитывать его положительной энергией и помогать во всех начинаниях..


Описание техники:

Мягким (не< 4М) грифилем, едва касаясь делим яичко на паралели и меридианы.Карандаш потом сотрется горячим воском.Прогреваем инструмент на огне свечи. Писачок может быть специальным, или например наконечником старой металлической иглы от шприца,аккуратно спиленной. или даже позвонком рыбьего хребта. Внутрь писачка набираем крошку парафина или воск, он более тугоплавкий. Пробуем на салфетке,чтоб на яйце не капнуло где не надо.Заполняем то что должно быть белым,погружаем в тепловатую краску самого светлого цвета.Краски-Желательно анилиновые. Вынимаем в х/б салфетку,обтираем.Далее заливаем парафином из писачка то что желтое,погружаем в следующую краску.Например-оранжевую.Зеленые и голубые фрагменты наносятся кисточкой, невпитавшуюся краску промакиваем салфеткой, заливаем парафином,опускаем в следующую краску.Так далее до самого темного.В конце нагреваем залепленное парафином яйцо в боковом пламени свечи,начинаем растирать парафин по поверхности яйца.В этот момент смывается карандаш и копоть,а яйцо начинает лосниться.



Пока писанка находится в краске - в этот момент мастерица читает молитвы, приговаривает!.

.












































.

"Обволокусь оболоками, опояшусь утренней зарей, огорожусь месяцем, покроюсь солнцем, обтычусь частыми звездами, - такова писанка... Она становилась олицетворением красоты и гармонии, незыблемого закона мироздания."
Иваницкая З.Н. "ПИСАНКА: 300 ОБРАЗЦОВ"

Для приготовления Красного Яйца вам понадобятся:
- свежие куриные яйца без дефектов на скорлупе,
- чистый пчелиный воск, свечи восковые церковные, а также парафиновые хозяйственные,
- краски,
- салфетки,
- мягкий простой карандаш,
- столовый уксус,
- кистки, специальные инструменты для росписи воском.

Подготовка яиц к росписи.
Скорлупа яйца должна быть ровная, матовая, а вот выберете вы белую или палевую - это уже дело вкуса.Больше всего подходит куриное яйцо среднего размера, при этом желательно, чтобы оба конца яйца были приблизительно одинаково закруглены. Мыть яйца для писанок следует очень бережно, в мягкой теплой воде. После мытья разложите их на полотенце, чтобы просохли.
Расписывать и красить можно как вареные, так и сырые яйца.
Варить яйца следует так: чистые яйца бережно сложите в кастрюлю, залейте вровень с ними водой, добавьте соли (1 столовую ложку на 2 литра воды) и доведите до кипения. Затем аккуратно извлеките из кипятка и разложите на полотенце - пусть остывают.
Мастера писанок часто рекомендуют перед крашением замачивать куриные яйца в воде с добавлением уксуса. Капля уксуса не помешает, если вы работаете с перепелиным, утиным или гусиным яйцом, но куриной скорлупке уксус противопоказан.
Расписывать можно не только полное, но и выдутое яйцо. Обмакните бумажку в белок и заклейте оба конца. Проколите дырочки и высверлите их до миллиметрового диаметра. После этого с помощью соломинки выдуйте яйцо. Можно выдуть яйцо и с помощью медицинского шприца: медленно вводите в яйцо воздух; белок и желток потекут вниз по игле. Бумажку можно отклеить, пустые скорлупки промыть и просушить.

Краски
Для крашения яиц применяются природные, пищевые или анилиновые красители. Сырьем для получения растительных красок могут быть цветы, листья, шелуха зерен, кора, корни, а также ягоды.
- желтая краска различных оттенков извлекается из коры молодой дикой яблони, побегов тополя, березовых листьев, корня крапивы, гречневой половы, луковой шелухи, цветков дикой бузины, ромашки, молочая, горицвета, купавок, шафрана, крокуса, зверобоя, желтых цветков луковичного растения сон;
- синяя, голубая или фиолетовая - из шелухи черных зерен подсолнуха, сережек тополя, цветков мальвы, синих цветков растения сон, подснежников, ягод черники и бузины;
- зеленая - из сочетания желтой и синей красок, а также из мха, коры крушины, ясеня, листьев ландыша, примулы, крапивы, зелени ржи и пшеницы;
- красная - из щепок сандала, ягод черемухи, цветков и семян зверобоя, а также из засушенных самочек польской кошенили (насекомого из семейства червецов);
- нежно-розовая - из цветков иван-чая узколистного;
- коричневая - из коры яблони, дуба, крушины, еловых шишек, луковой шелухи, листьев грецкого ореха или конского каштана;
- черная - из молодых листьев черноклена, коры ольхи, синего сандала.
Корни лучше всего заготавливать ранней весной или поздней осенью, кору - только весной, когда деревце "плачет", цветы - в начале цветения, а листья - совсем молоденькими. Чтобы зелье не потеряло краску, сушить его полагается только в тени, а хранить - в плотно закрытой таре в сухом темном месте. Красящие ягоды можно заморозить.
Для приготовления красок вам понадобятся также:
- глиняная или эмалированная посуда,
- талая или дождевая вода,
- алюмокалиевые квасцы.
Сырье заливаем холодной водой, 5-6 часов настаиваем, а затем кипятим на тихом огне: кору - три часа, листья минут сорок, цветы - полчаса. На 100 граммов сухого сырья - 1 литр талой воды. Отвар процеживаем и добавляем чайную ложку квасцов. Краска готова. Крашение яиц в природных красителях длится от 10 минут до 14 часов. Занятие это кропотливое, но искупается целебностью природных красок. К тому же они прочнее, роднее и смотрятся во сто крат богаче любых искусственных красителей. Пищевые красители следует разводить согласно указаниям заводской инструкции.
Анилиновые красители выпускаются в виде порошка или таблеток, продаются в хозяйственных магазинах. Нужно покупать те из них, что предназначены для домашнего крашения изделий из шерсти. Приготовьте концентрат согласно указаниям инструкции. Пол-литра концентрата разделите на три части, разлейте в стеклянные банки, в каждую из трех частей добавьте 150-200 граммов кипяченой воды и 2 столовые ложки 9-процентного уксуса. При желании в первые две части можно добавить немного краски другого цвета, чтобы получить широкую гамму оттенков. Но употреблять в пищу такое яйцо нельзя.

Крашение
Яйцо кладется на пластмассовую ложку и окунается в краску.

Краска содержит кислоту, и если яйцо помокнет в пищевой краске более пяти минут, а в анилиновой - более трех, кальций в верхнем слое скорлупы будет нарушен, яйцо покрасится неровно и будет безнадежно испорчено. Покрасив одно яйцо, извлеките его из краски, бережно промокните мягкой салфеткой и принимайтесь красить другое. Есть пищевые красители, в которых яйца окрашиваются только во время варки. Они годятся для приготовления однотонных крашенок. Разноцветье крашенок и писанок достигается послойным нанесением красок на яйцо и обязательным предварительным резервированием каждого цвета воском. Это известный метод батика. Завершив роспись и крашение, воск на яйце нужно растопить над пламенем свечи или в духовке, а затем снять его со скорлупки салфеткой.

Анилиновые или пищевые красители перед применением необходимо подогревать на водяной бане. Краска должна быть теплой, но не горячей, иначе воск преждевременно растает. По этой же причине писанку или батикованную крашенку нельзя варить в пищевой или анилиновой краске. Исключение составляют природные красители. Расписанные воском яйца можно выдержать в растительном красильном растворе до полного крашения, а затем отварить их в этой же краске. Готовые писанки извлеките из горячей краски и снимите салфеткой воск со скорлупы.

Крашение всегда начинается со светлых тонов и завершается темными. Традиционные цвета орнаментов писанок: белый, желтый, красный и черный. Но вместо черной подчас применялась коричневая, зеленая или фиолетовая краска, вместо красной - лиловая. Писанка, расписанная с нарушением цветовой символики, называлась в народе малеванкой. На крашенках допускалось наличие зеленого цвета. Были даже однотонные зеленые, троицкие, крашенки. Если на зеленую краску нанести красную, то яйцо станет рыжим.

Краска "не красит", если она холодная, или испарился уксус, или яйцо несвежее, или курочку плохо кормили; а еще - если мастерица оставила на скорлупе жирные пятна. Берегите руки. Не жалейте салфеток. После приготовления каждой писанки придется мыть руки с мылом. Смазывать их кремом нельзя, чтобы не испачкать жиром скорлупку. Выход есть: расписываем воском по белому полю все тридцать яиц, затем красим их по одному в желтой краске, опять расписываем - красим в красный цвет и т. д. Руки придется помыть только в конце работы. Если ладони у вас влажные, при росписи держите яйцо в салфетке. Выдутое яйцо не тонет в краске, нужно взять глубокую ложку. Прежде чем красить выдутое яйцо, не забудьте воском заклеить отверстия, иначе краска попадет внутрь скорлупы. И еще: если в семье есть маленькие дети, постарайтесь обойтись без анилиновых красителей.

Салфетки
При исполнении писанки салфетки требуются белые. Бумажными салфетками хорошо промокать окрашенное яйцо, но снимать растопленный воск со скорлупы все же лучше тканью. Хорошо, если есть хлопчатобумажная ветошь: старые простыни, трикотажное полотно. Пропитанная воском полотняная салфетка впоследствии не снимает воск с яйца полностью, а полирует скорлупу, оставляя узор под тоненькой восковой пленкой, и тогда нет необходимости покрывать писанку-сувенир лаком, который, хотя и защищает краску и немного укрепляет скорлупу, но лишает писанку естественности.

Воск и парафин
Для защиты цвета лучше всего использовать чистый пчелиный воск. Приобрести его можно у пчеловодов, на рынке и в магазинах, торгующих медом. Если вы купили воск и не уверены в том, что он достаточно хорошо профильтрован, растопите его в кастрюле на умеренном огне и процедите через частое сито. В горячий воск можно добавить немножко сухой пищевой краски темного цвета. При росписи окрашенный воск хорошо виден на скорлупе яйца.

Парафиновые линии не так хорошо держатся, как восковые; в процессе работы они могут разрушиться. Парафин незаменим, если необходимо резервировать большие участки яйца, при выдувании сырой писанки, а также для укрепления скорлупы. Готовую сырую писанку, прежде окунают в расплавленный парафин и только тогда просверливают в скорлупе отверстия и выдувают содержимое яйца. Укрепляют выдутую писанку изнутри следующим образом: с помощью стеклянного медицинского шприца вводят в писанку 5 кубиков горячего парафина, после чего яйцо вращают в руках до тех пор, пока оно не остынет. При этом парафин обволакивает скорлупу пленкой. Таким же образом можно укрепить скорлупу и с помощью клея ПВА с той лишь разницей, что после обволакивания скорлупы клеем внутрь яйца насыпают просеянные опилки. Парафиновые свечи должны быть чисто белыми, не иметь запаха. Тоненькие восковые свечи необходимы для нанесения на скорлупку яйца крапинок.

Карандаш
Начинающий мастер при исполнении писанки прежде мягким простым карандашом наносит на яйцо узор и лишь затем покрывает этот узор воском. Если карандаш будет твердым, то на готовой писанке останется его след.

Кистки
Нанести воск на яйцо можно булавкой, спичкой, соломинкой, шляпкой гвоздика, горящей свечкой, гусиным пером, стальным плакатным пером и, конечно же, кисткой самодельной или заводской работы. Самодельная кистка представляет собой свернутую из фольги воронкообразную трубочку длиной 1 - 1,5 см. Трубочка крепится с помощью пакли или тонкой медной проволочки на деревянном держачке диаметром 8 мм, длиной 10-12 см. Таких кисток должно быть несколько. Во время работы их нужно макать в растопленный воск. Пока одной пишете, остальные ждут своей очереди в горячем воске. Превосходны кистки, выточенные из латуни, пишущий кончик которых имеет отверстие, размещенное строго по центру. Толщина линий рисунка зависит от диаметра пишущего кончика и диаметра его отверстия. Желательно иметь набор кисток для жирных, тонких и средних линий. Как пользоваться такой кисткой: нагрейте головку кистки на открытом огне (свечи, лампадки, газовой горелки) и заполните ее воском. Во избежание кляксы салфеткой снимите с корпуса кистки лишний воск и принимайтесь расписывать яйцо.

Ваш инструмент не пишет, если:
- неправильно держите и яйцо и кистку. Возьмите яйцо в левую руку, а кистку в правую. Локти прижмите к туловищу. Пишущей руке нужна опора, иначе она будет дрожать. Мизинцем правой руки обопритесь о поверхность яйца. Пальцами левой руки вращайте яйцо на себя, а линии ведите - от себя, стараясь по возможности не менять положения пишущей руки;
- остыл воск. Подогрейте головку кистки, не погружая носик в огонь;
- закончился воск. Заполните кистку воском;
- засорилась кистка. Подогрейте головку кистки и прочистьте отверстие тоненькой проволочкой;
- образовалась воздушная пробка. Удалите ее, проколов пузырек той же проволокой; - носик кистки сильно прижат к поверхности яйца. Снимите напряжение с пишущей руки;
- ваша кистка побывала в чужих руках. Виною тому - чужой почерк.
Важное правило: во избежание ожогов, нагревая кистку, не погружайте держачок в огонь и не доводите воск до кипения. После работы удалять из кисток оставшийся воск не нужно.

КРАШЕНКА

Подогрейте пищевые краски на водяной бане. На тихом огне отварите яйца и остудите их. Зажгите тоненькую восковую свечу и покройте яйцо горячими капельками воска. Не забывайте вращать яйцо и следите, чтобы капельки не растекались.
Покрасьте яйцо в желтый цвет и снова покройте его капельками воска, и затем искупайте в алой краске. Промокните, покройте капельками воска, после чего перекрасьте в желтый цвет и окуните в зеленую краску. На зеленую скорлупку тоже накапайте воска и покрасьте вашу будущую крашенку в темно-синий завершающий цвет.
А теперь поместите яйцо в теплую духовку (100 ° С) или поднесите его к огню, но не погружайте в пламя. Можно также воспользоваться феном. Когда воск на яйце растает, бережно снимите его мягкой полотняной салфеткой. Крашенка-капанка готова.

Повторите все сначала, но вокруг восковых капелек нарисуйте кисткой лепестки, завитки, лучи... -- и тогда на крашенке засияет солнышко, расцветут цветы... Если восковая капелька все же потекла, пририсуйте ей крылышки. На крашенке вспорхнет мотылек. Нарисуйте плавники -- поплывет рыбка.

Для мучной крашенки начните резервирование не с белого, а с желтого цвета. Восковые капельки роняйте чешуйкой, так, чтобы потом красная горошинка выглядывала из-под желтой, зеленая - из-под желтой и красной... Вместо финальной краски погрузите яйцо в столовый уксус, разведенный пополам с водой. Через 20 минут извлеките яйцо из кислоты и вымойте с мылом в холодной воде. Тщательно промокните. Растопите воск. Разноцветный горошек, точно выгравированный, будет рельефом проступать на белой поверхности яйца.

Окуните яйцо в желтую краску, а затем в красную - вот вам и красно яичко или однотонная крашенка . Независимо от того, имеется ли желтый цвет в узоре или нет, первоначально яйцо красится в желтой краске. Однотонная крашенка станет "мраморной", если в краску добавить капельку растительного масла или же перед крашением потереть скорлупку наждачной бумагой.

Для знаковой крашенки из деревянной палочки диаметром 0,8 и длиною 10-12 см и маленького "сапожного" гвоздика с круглой шляпкой сделайте себе печатку (тычок). Шляпку тычка раскалите на огне, обмакните в воск и тут же нанесите на яйцо точку. Из точек получится "крест", "кружочек", "ожерелье", "виноград", "цветок"...

С помощью напильника круглую шляпку тычка можно превратить в треугольную. И тогда узор на яйце будет не из точек, а из крошечных клиньев. Отложите тычок в сторону. Носиком как следует нагретой кистки легонечко постучите разок-другой по скорлупке и, как только появится восковая капелька на яйце, не давая ей остыть, тотчас превратите ее в "запятую"... Расписывая птичьи яйца к Пасхе, западные славяне выбирают "клин", "запятую", "точку", восточные и южные - предпочитают линию. На крашенке, как правило, присутствует один магический знак. "Кружочки" или "крестики" размещены на поверхности яйца произвольно. Знаковая крашенка предшествовала обрядовой писанке.

Орнаменты обрядовой писанки
Орнамент писанок - символический. В его основе лежат три кардинальных символа, отражающие строение Вселенной по вертикали: это круг, квадрат (или ромб) и центр, мировая ось, в виде креста, дерева, 8-образ-ного знака. Отсюда три типа орнамента: круговой, ключевой, плетеница:

Конструкция орнамента называется разводом и представляет собой сетку, образованную из пересечения опоясывающих яйцо кругов и овалов. В полях развода размещаются орнаментальные формы - магические знаки-символы. Если яйцо разделено пояском надвое по вертикали и украшены главным образом его бока, то такая писанка называется боковой. Главный разделительный пояс может быть в виде нитки, ленты, украшенной или без украшения. Он может отсутствовать вовсе, но принцип размещения основных орнаментальных форм при этом сохраняется. Таким образом, мы имеем писанки "подпоясанные" и "распоясанные". Разделим яйцо надвое по меридиану, а затем на четыре части. Знаки будут размещены в образовавшихся дольках яйца, и такая писанка будет по виду развода называться продольной. Развод "восьмиквитка" представляет собой восемь сфероидальных сегментов, образованных из четырех равных вертикальных долей яйца, опоясанного линией экватора.

Основные виды конструкций связаны переходными разводами. Предположим, орнаментированный поясок делит поверхность яйца на два полушария по вертикали. Каждое из образовавшихся полей будет называться большим. В такое поле может быть вписана звезда, крест или дерево. Если большие поля прерываются по экватору, меридиану, диагонали или радиусу, а орнаментальные формы, чередуясь или повторяясь, размещаются в каждом из образовавшихся сегментов, то мы получаем развод-перервы. И все здесь подчинено идее Мироздания, строения и сущности Вселенной.
За разводом кругового типа через "поля-перервы" следует развод "переметная сума", тип "плетеница".

Орнаментальные формы размещаются в полях по вертикали, диагонали, радиусу, сегменту. Они чередуются в шахматном порядке, повторяются. Один и тот же знак может размещаться" в противоположных направлениях.

Если орнаменту в целом характерен ритм, то орнаменты писанок позволяют говорить о темпо-ритме . Орнаментальные формы, имеющие в своей основе ломаный крест, свастику, создают впечатление движения - вращения двух половинок яйца в противоположные стороны.

Мастерицы давали писанкам имена. Имя было тоже символом, оберегом. Иногда это были имена-пугала. Скрывая истинное имя, нечистую силу можно было не только отпугнуть, но и обмануть. К числу самых сильных оберегов относились и колючие растения. Среди названий писанок преобладает "роза": "роза с гребешками", "роза с грабельками", "роза с калыточками", "роза с бесконечником", "пустая роза", "полная роза", "крестовая роза", "сторожевая роза", "собачья роза", "шелудивая роза"... С течением времени, когда содержание языческих символов стало забываться, в орнаментах писанок появились изображения церквей, церковной утвари, узоры списывались с облачений, отсюда писанки "престол", "поповы ризы", "голгота" (голгофа) и т.п.

Орнаментальные мотивы

Случалось, что имя обрядового расписного яйца зависело лишь от названия одной из ведущих в композиции орнаментальных форм, определяющих стиль писанки: "Ветрячки", "Уголочки", "Мак", "Зори", "Панны", "Плетенка", "Фасолька", "Паучки", "Птичьи лапы", "Басовое ухо" и т.п. Орнаменты писанок имеют свои местные особенности, не говоря уже о том, что у каждой мастерицы был свой почерк письма. Стиль писанки определяется прежде всего набором тех или иных выразительных средств. Орнаментальные формы заполнялись или обрамлялись штрихами, точками; в иных случаях мы видим окраску полей, сочетание штриховки и точки, штриховки и окраски, штриховки и капли - капля на заштрихованном поле или вне его; одновременное сочетание точки, капли, кляксы и штриховки; заполнение орнаментальных форм сеткой, так называемое "ильчатое письмо", сочетание сетки и капли, сетки и окраски. Немалую роль в стиле писанки играет цвет, подбор красок. Стиль писанок определяет и способом нанесения воска на яйцо; узор может быть выполнен линией, клином, "запятой" ("яблоковым зернышком").

Подробные иллюстрации всех видов орнаментов вы сможете увидеть в приложении.

Мастерство писанки
Приготовление писанок - занятие, требующее уединения и душевного равновесия. Приятнее всего расписывать сырое куриное яйцо. Его беззащитность и хрупкость делают каждое движение рук мастерицы бережным, прикосновение - нежным. А если поверить, что в ладонях - Вселенная, что она так же хрупка и беззащитна... Вращая яйцо, вы слегка массируете кончики пальцев левой руки, и тепло вашей души проникает в будущую писанку. Мечты обретают крылья. Бежит по скорлупке восковая линия, оплетая, опоясывая, защищая яйцо. Если рука ослушалась, не скоблите, пытаясь исправить ошибку. Писанка испорчена, не горюя приготовьте из нее глазунью.
Прежде чем расписывать воском, научитесь наносить рисунок простым карандашом и не на сырые, а на вареные яйца. И помните, что линии на сферической поверхности - это дуги. Ведите их постоянно в одном направлении, вращая яйцо, либо на себя, либо только от себя. Таблица конструкции орнамента писанок тоже есть в приложении к этой статье. Чтобы работа не показалось вам скучной, считайте разделительные пояски. Нечетное количество поясков дает четное количество полей.
Если рисунок списан грамотно, попробуйте покрыть его линии воском. Восковая линия должна быть длинной, тогда будет мало стыков и они будут менее заметны. Линии сетки могут быть жирными, очертания орнаментальных форм, если только они не включают в себя линий конструкции, следует выполнить кисткой №2, среднего размера. А для выполнения штриховки подойдет кистка № 1. Штриховку клина лучше начинать от основания и завершать у вершины. Чтобы штрихи не "падали", поясок необходимо предварительно поделить на квадраты. То же касается и сеточки. Поля покрываем воском, но не штрихами, а спиралью, и тем размером кистки, которым обрамляли поле, в противном случае воск ляжет на скорлупку неравномерно, порой едва заметные отдельные участки поля останутся незащищенными, а значит, и неокрашенными в нужный вам цвет.
Когда научитесь делить поверхность яйца на поля и размещать в них узор, когда кистка станет покорной, возьмите сырое свежее куриное яйцо и принимайтесь за писанку. На следующем этапе постижения мастерства попробуйте выполнить один и тот же узор в разных стилях. Избегайте циркуля, ластика, старайтесь обходиться без карандаша и не надевайте на яйцо поясок из резинки. Опора пишущей руки, вращение яйца в одном направлении, носик кистки под прямым углом по отношению к рабочей поверхности - и линия будет отличной. Если рука немного дрожит от волнения - нестрашно и даже неплохо: рисунок будет живым, ведь сухая холодная геометрия утомляет взор.
Писанка - магия или наука? Писанка-прежде всего искусство. Но тот, кто создал писанку, блестяще знал астрономию, геометрию, ботанику, философию, психологию личности, законы гармонии. Если прочувствовать орнамент, как молитву, тогда вы будете знать, как рисовать на яйце зарю утреннюю, поле засеянное, вешние воды, солнце и месяц, райскую яблоньку, цветочек и зернышко, небо и землю, два любящих сердца, волшебные замочек и ключик.