Александр Степанович Попов — изобретатель радио. Величайшее изобретение Попова А

Величайшие изобретатели дарят нам свои открытия. Так, Попов А.С. подарил миру радио.

Биография

Урал подарил нам величайшего физика Александра Степановича Попова. Он родился в семье священника, поэтому в десять лет был отправлен в Далматовское духовное училище, потом учился в Екатеринбургском духовном училище и Пермской духовной семинарии. По окончании Александр успешно сдал экзамены на физико-математический факультет Петербургского университета. Учиться было нелегко, не хватало средств, поэтому будущий изобретатель подрабатывал электромонтёром. Он защитил диссертацию на тему «О принципах магнито - и динамоэлектрических машин постоянного тока». Далее он работал преподавателем физики и параллельно занимался опытами по физике, изучал электромагнитные колебания.

С годами Попов стал профессором физики Электротехнического института императора Александра III, а потом и его ректором, почётным инженером-электриком, почётным членом Русского технического общества. Его жена, Раиса Алексеевна Попова, была врачом, их дети преподавали в школе. Семья Попова поселилась на даче у озера Кубыча в трёх километрах от станции Удомля.

Величайшее изобретение Попова А. С. – радио

Радио - это способ беспроводной связи, который позволяет передавать и принимать информацию на расстояние посредством электромагнитных волн. Это чудо подарил нам Попов.

В качестве детали, непосредственно “чувствующей” электромагнитные волны, А.С. Попов применил когерер - стеклянную трубку с двумя электродами, в которую помещены мелкие металлические опилки. Действие прибора основано на влиянии электрических разрядов на металлические порошки. Так, электромагнитная волна создает в когерере переменный ток высокой частоты, появляются маленькие искорки, которые спекают опилки, и сопротивление когерера резко падает. Для автоматического приема Попов использовал звонковое устройство для встряхивания когерера после приема сигнала, так сцепление между металлическими опилками ослабевало, и они были готовы принять следующий сигнал. Для чувствительности аппарата изобретатель один из выводов когерера заземлил, а другой присоединил к высоко поднятому куску проволоки, создав антенну для беспроволочной связи, появился колебательный контур.

После презентации прибора в 1895 году Попов начал совершенствовать его и задался целью построить прибор для передачи сигналов на большие расстояния. Вначале радиосвязь была установлена на расстоянии 250 м, потом на 640 м, свыше 20 км, а в 1901 г. дальность радиосвязи была уже 150 км. Достигалось это за счет внесения некоторых изменений в аппарат – искровой промежуток был размещен в колебательном контуре, индуктивно связанном с передающей антенной и настроенном с ней в резонанс. Изменились и способы регистрации сигнала - параллельно звонку был включен телеграфный аппарат, позволивший вести автоматическую запись сигналов. Так началось внедрение радиосвязи на флоте и в армии России, поначалу с помощью радио спасали рыбаков, унесенных в море.

Подобным прибором были заинтересованы и за границей, его совершенствованием занимался итальянский инженер Г. Маркони. Так благодаря масштабным опытам в мире состоялась первая радиотелеграфная передача через Атлантический океан.

Биография учёного

В историю науки, техники и мировой культуры Александр Степанович Попов вошёл как изобретатель радиотелеграфа. Он родился 16 марта 1859 года на Богословском заводе на Урале, где его отец был священником. Из шести детей, составлявших семью Поповых, Александр был третьим. Сыновей небогатого священника ожидала определённая будущность: служба дьяконом или священником в одном из приходов своей епархии, часто в приходе отца. Но уже с самых малых лет у Александра стали проявляться совершенно иные склонности и интересы. Его детские игры и занятия резко выделяли его из круга сверстников, интересовавшихся бабками, игрой в мяч и другими обычными играми мальчиков. Вместо этого он предпочитал заниматься постройкой действующих моделей водяных колёс, мельничек, разного рода движущихся механизмов. Искусно сделанные машинки вызывали удивление не только у сверстников, но и у взрослых.

Тем не менее, когда наступило время, А. С. Попов из-за отсутствия средств был отдан отцом в духовное училище, где обучение и содержание были бесплатными. По окончании училища он поступил в Пермскую духовную семинарию. И здесь Александр Степанович находил время для самостоятельных занятий точными науками, за что даже получил от товарищей прозвище "математик". Вполне понятно, что юношу с такими склонностями не привлекала карьера священника. По окончании семинарии А. С. Попов самостоятельно подготовился к дополнительным экзаменам, успешно сдал их и восемнадцати лет, в 1877 г., поступил на физико-математический факультет Петербургского университета.

В университете А. С. Попов всё свободное от занятий время проводил в физической лаборатории, занимаясь преимущественно опытами по электричеству. В 1881 г. в Петербурге открылась Электрическая выставка; А. С. Попов устроился туда сотрудником и, изучив до мельчайших подробностей все экспонаты, давал посетителям обстоятельные и чёткие объяснения.

По окончании курса А. С. Попов, благодаря выдающимся успехам и интересу к физике, был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. Ему, ещё так недавно покинувшему студенческую скамью, предстояло в ближайшем будущем самому обучать молодых людей. Для этого необходимо было обладать достаточно глубокими и разносторонними знаниями, большой эрудицией. Экспериментальная сторона любимого предмета - физики - была А. С. Попову близка и понятна, но теоретическая физика в те времена в университете была поставлена крайне слабо, и молодой преподаватель остро чувствовал недостаточность знаний, вынесенных из университета. Этот пробел он старался пополнить самостоятельными занятиями. Однако материальная необеспеченность, необходимость одновременно добывать средства к жизни и помогать большой семье не позволяли отдавать учению столько времени, сколько хотелось и сколько было необходимо. Надо было найти выход из положения.

В 1883 г. в Минном офицерском классе в Кронштадте открылась вакансия ассистента по одному из разделов электричества. Минный офицерский класс был в те годы единственным в России высшим учебным заведением, в котором электротехника занимала видное место и в котором велась солидная научно-техническая работа в направлении практических применений электричества, в особенности в морском деле. Возможность работать по электротехнике, одновременно учась и обучая других, а также и приличные условия службы побудили А. С. Попова принять это место. Александр Степанович скоро снискал себе искреннюю симпатию сослуживцев; скромный, застенчивый, совершенно лишённый каких-либо стремлений играть видную роль, молодой преподаватель не мог вызвать неприязни даже в среде карьеристов-чиновников. Вскоре ему пришлось принять на себя чтение лекций. Это помогло ему создать для себя стройную картину физических явлений и, в частности, учения об электричестве. Последовательность и ясность изложения, умение оживлять лекции демонстрациями и примерами, а также хорошая дикция обеспечили А. С. Попову успех. И в дальнейшем доклады А. С. Попова в Физическом и других обществах и лекции его в Электротехническом институте неизменно привлекали многочисленную аудиторию.

А. С. Попова всегда особенно влекла к себе область прикладных, технических знаний, но, с другой стороны, всё разнообразие вопросов чистой физики оставалось для него всегда близким, интересным и важным. Если его первая напечатанная работа "Условия наивыгоднейшего действия динамо-электрической машины" была посвящена техническому вопросу, то в статье "Случай превращения тепловой энергии в механическую" он рассматривает вопрос, не имеющий прямого отношения к технике. Наибольший интерес представляли для А. С. Попова вопросы энергетики. Именно эта область физики всегда оставалась в центре его внимания. Однако ни одно явление природы, ни одно открытие или изобретение не проходили мимо А. С. Попова. Так, например, в связи с солнечным затмением 1887 г. он вместе с университетскими товарищами с увлечением изучает всё, что было к тому времени известно о Солнце. Он принимает деятельное участие в организации экспедиции для наблюдения затмения и отправляется с этой целью в Красноярск. Несколько лет спустя, как только в России стало известно об открытии Рентгеном х-лучей, А. С. Попов собственноручно изготовляет рентгеновскую трубку, производит с ней ряд экспериментов и получает первые в России фотоснимки (рентгенограммы), которые по его инициативе используются для диагностических целей в Кронштадтском госпитале.

В этот период времени А. С. Попов читает курс высшей математики и практической физики в Морском техническом училище и в Минном офицерском классе. Ежегодно летом он уезжает в Нижний-Новгород, где заведует электрическими установками на территории ярмарки. В течение девяти лет преподаватель математики и физики руководит крупным по тому времени энергетическим хозяйством. Будучи членом общества "Электротехник", А. С. Попов возглавляет постройку ряда электрических станций в Москве, Рязани и других городах. Работа в этой области создала ему имя одного из лучших русских специалистов по энергетике.

В 1893 г. А. С. Попов получил командировку в Чикаго на выставку, где имел возможность близко познакомиться с последними достижениями электротехники и физики, в частности, с опытами Герца, ранее известными ему только по литературе. Конечно, опыты Герца не могли не привлечь его внимания. Склонный к аналогиям и обобщениям, он воспринял открытие новых "лучей электрической силы" как фактор величайшей важности, подтверждающий теорию Максвелла. Привыкший подходить к физическим явлениям с практической стороны, он тотчас же стал искать возможных приложений этих лучей для передачи сигналов на расстояние.

За это время А. С. Попов приобрёл в Морском ведомстве большой авторитет и славу выдающегося специалиста. В одном из документов, касающемся представления А. С. Попова к награждению орденом Станислава 2-й степени и датированном 1894 годом, было сказано: "Коллежский Асессор А. С. Попов состоит в Минном офицерском классе преподавателем с 1883 г. За эти 11 лет он преподавал практическую физику, предмет, который должен был им быть самостоятельно разработан сообразно с требованиями программы гальванизма и химии и для которого им составлены курсы. Во время болезни преподавателя гальванизма в 1883 году он его заменил вполне, взяв на себя преподавание двух предметов почти в продолжение целой зимы. За это время А. С. Попов приобрел общее уважение и вполне заслуженную славу прекрасного профессора и серьёзного учёного, чутко относящегося к развитию науки, новыми приобретениями которой он всегда охотно делился помощью чрезвычайно интересных лекций и сообщений, читанных им неоднократно в Минном классе, Морском собрании в Кронштадте и Морском музее в С.-Петербурге. Его советами и мнением в вопросах электротехники неоднократно уже пользовался Морской технический Комитет".

Дата 7 мая 1895 года должна быть отмечена как имеющая особое значение в истории радиосвязи и современной культуры. В этот день Александр Степанович Попов прочитал на заседании Русского физико-химического общества доклад "Об отношении металлических порошков к электрическим колебаниям" и продемонстрировал передачу знаков азбуки Морзе без помощи проводов. В качестве передатчика была применена катушка Румкорфа с присоединённым к ней вибратором Герца, а в качестве приёмника - созданная А. С. Поповым схема, состоявшая из антенны, когерера, реле и приспособления для восстановления чувствительности когерера. Свой доклад А. С. Попов закончил словами: "В заключение я могу выразить надежду, что мой прибор при дальнейшем усовершенствовании его может быть применён к передаче сигналов на расстояние при помощи быстрых электрических колебаний, как только будет найден источник таких колебаний, обладающий достаточной энергией". Таким образом, А. С. Попов первым указал на возможность применения волн Герца для связи и подтвердил эту возможность чрезвычайно убедительными опытами.

Весной и осенью этого же года он продолжал свои опыты в помещении Минного класса и в прилегающем саду. Передача сигналов производилась уже на расстоянии нескольких десятков метров. Приёмник был несколько усовершенствован по сравнению с первоначальным образцом и имел все существенные детали, вошедшие в состав приёмников беспроволочного телеграфа, применявшихся затем в продолжение ряда последующих лет. Этот приёмник в конце 1895 г. был передан метеорологической станции Петербургского лесного института, где под названием "грозоотметчика" служил для регистрации грозовых разрядов на расстояниях до 30 километров.

24 марта 1896 г. А. С. Попов снова выступил с докладом в Русском физико-химическом обществе, наглядно демонстрируя возможность телеграфирования без проводов.

Приёмный и передающий аппараты были расположены в разных помещениях на расстоянии 250 метров. А. С. Попов передал первую в мире радиограмму, состоявшую из двух слов - "Генрих Герц". Текст этой радиограммы очень показателен; он характеризует самого изобретателя радио. А. С. Попов ясно понимал, что его исследования вызовут переворот в области связи без проводов. Однако поразительно скромный и преданный науке, он готов был прежде всего воздать должное своим предшественникам. Интересы науки и бескорыстное служение ей были для А. С. Попова превыше всего.

Все опыты с электромагнитными волнами А. С. Попов должен был производить, не имея на это никаких специальных ассигнований. Необходимые приборы изготовлялись собственноручно им самим или его помощниками.

В течение последующих полутора лет он сделал весьма важное усовершенствование передающей части беспроволочного телеграфа: к вибратору Герца он с одной стороны присоединил антенну, а другую его половину заземлил, благодаря чему дальность передачи заметно возросла. К этому времени итальянец Маркони, начавший первоначально заниматься опытами Герца в Болонье у профессора Риги, применив передаточное устройство и антенну Попова, осуществил связь на расстоянии в несколько сотен метров, а затем и в несколько километров. Когда слухи об этом проникли в печать, Морское ведомство ассигновало на опыты Попова... триста рублей.

Ограниченность средств, возможность производить опыты только летом, так как остальное время было занято преподаванием, недоверие и непонимание важности нового средства связи в высших кругах - всё это тормозило работу А. С. Попова.

Только через три года, в 1898 г., удалось построить две полные приёмно-передающие станции, с которыми (между учебным судном "Европа" и крейсером "Африка") была установлена беспроволочная связь до 8 километров. Опыты этого года подтвердили возможность-связи в любых метеорологических условиях и, в частности, в тумане, когда обычная световая сигнализация не могла быть применена. В 1899 г. инженер Дюкрете, владелец небольшого завода в России, получил заказ от Морского министерства на три станции, которые и были готовы к осени этого же года.

Морское ведомство уже достаточно хорошо поняло важность беспроволочной связи. Построенные станции были установлены на броненосцах черноморской эскадры "Георгий Победоносец" и "Три Святителя".

Однако, несмотря на то, что А. С. Попов за свои работы получил в это время премию Русского технического общества, несмотря на все безусловные успехи беспроволочного телеграфа, несмотря на энергию Дюкрете, - масштабы работ А. С. Попова, ограниченные ничтожно малыми средствами, были очень незначительными.

Всё же 1899 год отмечен двумя существенными достижениями А. С. Попова: во-первых, им был разработан приёмник с телефоном (прообраз современного детекторного приёмника), позволивший увеличить дальность работы; во-вторых, было установлено беспроводное сообщение между островом Гогланд и городом Котка, необходимость в котором появилась в связи с работами по снятию с камней потерпевшего аварию броненосца "Генерал-адмирал Апраксин". Дальность передачи в этом случае была более 40 километров. Тогда же радиотелеграф впервые послужил к спасению человеческих жизней: с Гогланда было получено сообщение о бедственном положении группы рыбаков, унесённых на льдине. Ледокол "Ермак" по радио получил приказ отправиться в море, вскоре обнаружил и спас всех людей.

На Западе в это время организовалось несколько мощных промышленных предприятий, производивших радиоаппаратуру. Если ещё в 1899 г. вернувшийся из-за границы и посетивший там ряд немецких и французских радиостанций Александр Степанович мог сказать, что "мы не очень отстали от других", то уже через пару лет всем было ясно, что отставание нарастало катастрофически. Несмотря на все усилия А. С. Попова, министерская рутина, казённое отношение к делу, боязнь ответственности, наконец, недружелюбное отношение к изобретениям и изобретателям не давали возможности ни развить работы в кронштадтских мастерских Морского министерства, ни увеличить заказы заводу Дюкрете.

В результате, в 1905 г., когда, в связи с начавшейся русско-японской войной, потребовалось большое количество радиостанций, оказалось, что единственным способом получить их быстро и в достаточном числе - это... заказать их какой-либо иностранной фирме.

В начале 900-х годов в деятельности Александра Степановича происходит поворот. В 1900 г. Петербургский электротехнический институт присуждает ему звание почётного инженера-электрика, в следующем году Русское техническое общество избирает его своим почётным членом.

В этом же году он принимает приглашение на кафедру физики в Электротехническом институте, который в это время был реорганизован и переведён в новые специально построенные здания на Аптекарском острове. Новому профессору физики предстояла большая работа по организации курса и лабораторий. А. С. Попов уделял этому много времени и внимания, тем более, что, по его мнению, преподавание физики в электротехническом высшем учебном заведении должно было значительно отличаться от преподавания её в университете. А. С Попов составил подробную программу работ и начал её проводить в жизнь.

Деятельность его как профессора Электротехнического института не позволила ему отдавать работе по практическому применению беспроволочного телеграфа столько времени, как ранее. Летний период 1902 г. был последним, когда он имел возможность лично принимать участие в опытах на судах.

Александр Степанович, получивший к этому времени известность как изобретатель и профессор, сохранил все прежние черты своего характера: скромность, внимание к чужим мнениям, готовность итти навстречу каждому и посильно помогать требующим помощи. И в своей технической работе, и в преподавательской деятельности он всегда с вниманием выслушивал мнения, высказываемые помощниками и сотоварищами, и принимал к сведению их полезные советы. Но и в сравнительно спокойной обстановке Электротехнического института ему приходилось тратить много сил, чтобы организовать кафедру физики так, как он считал это целесообразным. Институт находился в ведении наиболее косного из министерств - Министерства внутренних дел, и всякое живое начинание встречало там, в лучшем случае, пассивное сопротивление. И в этот период, когда А. С. Попов получил уже всеобщее признание, когда его "карьера", как тогда выражались, была сделана, - он имел кафедру в столице, был окружён доброжелательными сотрудниками и сотоварищами, - душевного спокойствия он не имел: он видел, как его любимое детище - беспроволочный телеграф - не совершенствуется так, как ему хотелось бы. По мере возможности он продолжает свои работы по беспроволочному телеграфированию (и телефонированию) в лаборатории Электротехнического института; он изучает электрические колебания с помощью трубки Брауна, исследует волномеры, редактирует издание работ по радиосвязи и т. д.

Наступил 1905 год. Под давлением пробудившихся общественных! сил правительство должно было пойти на предоставление некоторых политических свобод, в частности, была введена и автономия высшей школы. Первым выбранным почти единогласно директором Электротехнического института был Александр Степанович Попов. Именно в это время в стенах Электротехнического института скрывался от полиции Владимир Ильич Ленин, имя которого теперь носит институт.

Заботы, связанные с выполнением ответственных обязанностей директора, расшатали и без того не слишком крепкое здоровье Александра Степановича. После одного очень бурного объяснения в министерстве, вернувшись домой, он почувствовал себя внезапно очень плохо. Врачи констатировали у него кровоизлияние в мозг, и 13 января 1906 года Александр Степанович Попов умер, не приходя в сознание.

После смерти А. С. Попова малые научные и производственные возможности фирмы Дюкрете скоро свели со сцены радиостанции системы "Попова-Дюкрете". С другой стороны, успехи беспроволочного телеграфа на Западе, широкая реклама новых радиотехнических фирм, происки иностранных дельцов, стремившихся заработать на применении радио миллионы, мало-помалу сделали то, что имя А. С. Попова стало всё реже упоминаться как имя изобретателя телеграфа без проводов. Только через несколько лет, по инициативе Русского физико-химического общества, был поднят вопрос о роли А. С. Попова в деле изобретения беспроволочного телеграфа. Комиссия Русского физико-химического общества под председательством профессора Хвольсона, созданная с этой целью, проделала большую работу. После тщательного изучения вопроса и переписки с рядом иностранных учёных она установила, что "А. С. Попов по справедливости должен быть признан изобретателем телеграфа без проводов при помощи электрических волн".

А. С. Попов был горячим патриотом своей родины. Ближайший помощник А. С. Попова П. Н. Рыбкин вспоминает, что когда работы Попова по применению радиосвязи на кораблях обратили на себя внимание заграничных деловых кругов, Попову было сделано несколько "соблазнительных" предложений переехать для работы за границу. Однако А. С. Попов решительно их отверг. Он заявил: "Я - русский человек, и все свои знания, весь свой труд, все свои достижения я имею право отдавать только моей родине. Я горд тем, что родился русским. И если не современники, то, может быть, потомки наши поймут, сколь велика моя преданность нашей родине и как счастлив я, что не за рубежом, а в России открыто новое средство связи".

Бессмертное изобретение A. С. Попова - одно из лучших достижений современной цивилизации.

Главнейшие труды А. С. Попова: Случай превращения тепловой энергии в механическую, Спб., 1894; Прибор для обнаружения и регистрации электрических колебаний (изложение содержания доклада А. С. Попова на заседании физического отделения Русского физико-химического общества 25 апреля 1895 г. на тему "Об отношении металлических порошков к электрическим колебаниям"), "Журнал Русского физ.-хим. общества", Спб., 1896, а также извлечения из этой статьи: ((Электричество", 1896, т. 17, № 13-14, "Метеорологический вестник", 1896, т. 6, № 3; О телеграфировании без проводов, "Электротехнический вестник", 1897, IV; Одно из применений когерера, "Electrician", 1897, т. 4Э; Телеграфирование без проводов, "Труды 1 электротехнического съезда 1899-1900", Спб., 1901, т. II.

Литературные источники о А.С. Попове:
Берг А. И., А. С. Попов и изобретение радио, Л., 1935;
Лебединский В. К., Изобретение беспроволочного телеграфа, М., 1925;
Кудрявцев-Скайф С., Русский флот - колыбель радио, М. -Л., 1939;
50 лет волн Герца (отв. ред. В. К. Аркадьев), изд. АН СССР, М.-Л., 1938;
Берг А. И. и Радовский М. И., Александр Степанович Попов (к 50-летию изобретения радио), М.-Л., 1945;
Головин Г. И., А. С. Попов -изобретатель радио (Жизнь и деятельность), М., 1945;
Рыбкин П. Н., Воспоминания о Попове, М., 1945.

5 мая 2014

Александр Попов, фото которого будет приведено ниже, родился в Пермской губернии в 1859-м году, 4 марта. Скончался он в Петербурге в 1905-м году, 31 декабря. Попов Александр Степанович - один из известнейших русских электротехников и физиков. С 1899-го года он стал почетным инженером-электриком, а с 1901-го - статским советником.

Краткая биография Попова Александра Степановича

Кроме него в семье было еще шестеро детей. В 10 лет Александр Попов был отправлен в Долматовское училище. В этом учебном заведении старший брат его преподавал латынь. В 1871-м году Попов перевелся в Екатеринбургское духовное училище, в 3-й класс, а к 1873-му выпустился после окончания полного курса по 1-му, наивысшему разряду. В том же году он поступил в духовную семинарию в Перми. В 1877-м Александр Попов сдал успешно вступительные экзамены в Петербургский университет на физико-математический факультет. Годы учебы для будущего научного деятеля не были легкими. Он был вынужден подрабатывать, так как средств не хватало. За время его работы параллельно с учебой сформировались окончательно его научные взгляды. В особенности его стали привлекать вопросы электротехники и новейшей физики. В 1882-м году Александр Попов окончил ВУЗ со степенью кандидата. Ему было предложено остаться в университете для подготовки к профессорской работе по кафедре физики. В этом же году он защитил диссертацию "По принципам динамо- и магнитоэлектрических машин с постоянным током".

Начало научной деятельности

Молодого специалиста очень привлекали экспериментальные исследования в сфере электричества - он поступил в Минный класс в Кронштадте преподавателем электротехники, математики и физики. Там был хорошо оборудованный кабинет физики. В 1890-м году Александр Попов получает приглашение преподавать науку в Техническом училище от Морского ведомства в Кронштадте. Параллельно с этим с 1889-го по 1898-й год он был заведующим на главной электростанции ярмарки Нижнего Новгорода. Все свободное время Попов отдавал экспериментальной деятельности. Основным вопросом, изучением которого он занимался, были свойства электромагнитных колебаний.

Деятельность с 1901-го по 1905-го года

Как было сказано выше, с 1899-го Александр Попов обладал званием Почетного инженера-электрика и члена Русского техобщества. С 1901 года он стал профессором физики в Электротехническом институте при императоре Александре Третьем. В этом же году Попову был присвоен статский (гражданский) чин пятого класса - статский советник. В 1905-м, незадолго до смерти, Попов по решению ученого совета института был избран ректором. В этом же году ученый приобрел дачу неподалеку от ст. Удомля. Здесь жила его семья после его кончины. Умер ученый, как свидетельствуют исторические справки, от инсульта. С 1921-го года по постановлению СНК РСФСР семья ученого была поставлена на "пожизненное вспомоществование". Такова краткая биография Попова Александра Степановича.

Экспериментальные исследования

Каким было главное достижение, которым прославился Попов Александр Степанович? Изобретение радио стало результатом многолетней исследовательской работы ученого. Свои опыты по радиотелеграфированию физик проводил с 1897-го года на кораблях Балтфлота. Во время его пребывания в Швейцарии ассистенты ученого случайно отметили, что при недостаточном сигнале возбуждения когерер начинает преобразовывать высокочастотный амплитудно-модулированный сигнал в низкочастотный. В итоге становится возможным принимать его на слух. Учитывая это, Александр Попов модифицировал приемник, установив в него телефонные трубки взамен чувствительного реле. В итоге в 1901 году он получил русскую привилегию с приоритетом на новый тип телеграфного приемника. Первый прибор Попова представлял собой несколько модифицированный учебный образец установки для иллюстрации опытов Герца. В начале 1895-го года русский физик стал интересоваться опытами Лоджа, который усовершенствовал когерер и сконструировавшего приемник, благодаря которому можно было получать сигналы на расстоянии сорока метров. Попов попытался воспроизвести прием, создав собственную модификацию устройства Лоджа.

Особенности прибора Попова

Когерер Лоджа был представлен в виде стеклянной трубки, которая была наполнена металлическими опилками, способными резко - в несколько сотен раз - изменять свою проводимость под влиянием радиосигнала. Чтобы привести устройство в первоначальное положение, необходимо было встряхнуть опилки - так нарушался контакт между ними. В когерере Лоджа был предусмотрен автоматический ударник, бивший постоянно по трубке. Попов ввел обратную автоматическую связь в схему. В результате реле срабатывало от радиосигнала и включало звонок. При этом одновременно запускался ударник, который бил по трубке с опилками. При проведении своих опытов Попов использовал изобретенную Теслой в 1893-м году мачтовую заземленную антенну.

Польза устройства

В первый раз свой прибор Попов представил в 1895-м году, 25 апреля в рамках лекции "Об отношении металлического порошка к электрическому колебанию". Физик в опубликованном им описании модифицированного устройства отмечал его несомненную пользу, в первую очередь для регистрирования пертурбаций, случавшихся в атмосфере, и для лекционных целей. Ученый выражал надежду на то, что его устройство может быть использовано для передачи сигналов на расстоянии с помощью быстрого электрического колебания, как только будет обнаружен источник этих волн. Позднее (с 1945-го года) дата выступления Попова стала отмечаться как День радио. Свое устройство физик соединил с пишущей катушкой бр. Ришар, получив, таким образом, прибор, регистрирующий электромагнитные атмосферные колебания. Впоследствии эта модификация была использована Лачиновым, установившим "грозоотметчик" на своей метеостанции. К сожалению, деятельность в Морском ведомстве налагала на Попова определенные ограничения. В связи с этим, соблюдая клятвенные обязательства о неразглашении сведений, ученый-физик не публиковал новые результаты своей работы, поскольку они составляли на тот момент секретную информацию.

Родился 16 марта (4 марта) 1859 года в Турьинских рудниках Верхотурского уезда Пермской губернии (ныне Краснотурьинск Свердловской области) в семье священника. В семье, кроме Александра, было еще шестеро детей. Александра Попова отдали учиться сначала в начальное духовное училище, а затем в 1873 году в духовную семинарию, где детей духовенства обучали бесплатно. В семинарии с большим увлечением и интересом он занимался математикой и физикой, хотя этим предметам в семинарской программе было отведено мало часов. После окончания общеобразовательных классов Пермской духовной семинарии в 1877 году Попов успешно сдал вступительные экзамены на физико-математический факультет Петербургского университета.

Вскоре Александр Попов обратил на себя внимание преподавателей. На четвертом курсе он стал выполнять обязанности ассистента на лекциях по физике - редкий случай в учебной практике университета. Участвовал он также в работе студенческих научных кружков, стремясь расширить и пополнить знания по математической физике и электромагнетизму.

В 1881 году Попов стал работать в обществе "Электротехника" и участвовал в установке дугового электрического освещения (преимущественно дифференциальные лампы Владимира Чиколева) на Невском проспекте, в садах и общественных учреждениях, на вокзалах и фабриках, вел монтаж электростанций, работал монтером на одной из первых электростанций Санкт-Петербурга, установленной на барже неподалеку от моста через Мойку на Невском проспекте.

После окончания Петербургского университета в 1882 году Александр Попов защитил диссертацию. Его диссертация "О принципах магнито- и динамоэлектрических машин постоянного тока" получила высокую оценку, и Совет Петербургского университета 29 ноября 1882 года присудил ему ученую степень кандидата. Попов был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию.

Однако условия работы в университете не удовлетворили Александра Попова, и в 1883 году он принял предложение занять должность ассистента в Минном офицерском классе в Кронштадте, единственном в России учебном заведении, в котором видное место занимала электротехника и велась работа по практическому применению электричества (в морском деле). Прекрасно оборудованные лаборатории Минной школы обеспечивали благоприятные условия для научной работы. В Кронштадте ученый прожил 18 лет, с этим периодом его жизни связаны все основные изобретения и работы по оснащению русского флота радиосвязью. С 1890 по 1900 годы Попов преподавал также в Морском инженерном училище в Кронштадте. С 1889 по 1899 год в летнее время Александр Попов заведовал электрической станцией Нижегородской ярмарки.

Деятельность Александра Попова , предшествовавшая открытию радио ‑ это исследования в области электротехники, магнетизма и электромагнитных волн. Труды в этой сфере привели ученого к выводу, что электромагнитные волны можно использовать для беспроволочной связи. Такую мысль он высказывал в публичных докладах и выступлениях еще в 1889 году. 7 мая 1895 года на заседании Русского физико-химического общества Александр Попов выступил с докладом и демонстрацией созданного им первого в мире радиоприемника. Свое сообщение Попов закончил следующими словами: "В заключение могу выразить надежду, что мой прибор при дальнейшем усовершенствовании его может быть применен к передаче сигналов на расстояние при помощи быстрых электрических колебаний, как только будет найден источник таких колебаний, обладающих достаточной энергией". Этот день вошел в историю мировой науки и техники как день рождения радио. Через 10 месяцев, 24 марта 1896 года, Попов на заседании того же русского физико-химического общества передал первую в мире радиограмму на расстояние в 250 метров. Летом следующего года дальность беспроволочной связи была увеличена до пяти километров.

В 1899 году Попов сконструировал приемник для приема сигналов на слух при помощи телефонной трубки. Это дало возможность упростить схему приема и увеличить дальность радиосвязи.

В 1900 году ученый осуществил связь в Балтийском море на расстоянии свыше 45 километров между островами Гогланд и Кутсало, недалеко от города Котка. Эта первая в мире практическая линия беспроволочной связи обслуживала спасательную экспедицию по снятию с камней броненосца "Генерал-адмирал Апраксин", севшего на камни у южного берега Гогланда.

Успешное применение этой линии послужило толчком к "введению беспроволочного телеграфа на боевых судах, как основного средства связи" - так гласил соответствующий приказ по Морскому министерству. Работы по внедрению радиосвязи в русском военно-морском флоте производились при участии самого изобретателя радио и его соратника и ассистента Петра Николаевича Рыбкина.

В 1901 году Александр Попов стал профессором Петербургского электротехнического института, ав октябре 1905 года- его первымизбранным директором. Заботы, связанные с выполнением ответственных обязанностей директора, расшатали здоровье Попова, и он скоропостижно скончался 13 января 1906 года от кровоизлияния в мозг.

За два дня до смерти Александра Попова избрали председателем физического отделения Русского физико-химического общества.

Александр Степанович Попов не только изобрел первый в мире радиоприемник и осуществил первую в мире радиопередачу, но и сформулировал главнейшие принципы радиосвязи. Он разработал идею усиления слабых сигналов с помощью реле, изобрел приемную антенну и заземление; создал первые походные армейские и гражданские радиостанции и успешно провел работы, доказавшие возможность применения радио в сухопутных войсках и в воздухоплавании.

Работы Александра Попова получили высокую оценку как в России, так и за рубежом: приемник Попова был удостоен Большой золотой медали на Всемирной выставке в 1900 в Париже. Особым признанием заслуг Попова явилось Постановление Совета Министров СССР, принятое в 1945 году, которым был установлен День радио (7 мая) и учреждена золотая медаль им. А.С. Попова, присуждаемая АН СССР за выдающиеся работы и изобретения в области радио (с 1995 года присуждается РАН).

Александр Степанович Попов - известный русский физик, изобретатель радио. Попов родился в 1859 году в Пермской Губернии. В семье, кроме Александра, росло еще шесть детей, и жили Поповы очень скромно. Но это не помешало мальчику приложить все усилия к учебе и добиться больших успехов в науке.

Годы обучения Александра Попова

В 1869 году, когда Александру было 10 лет, его отправили учиться в Далматское духовное училище. Через четыре года Попов перевелся в такое же учебное заведение в Екатеринбурге, где жила с мужем и детьми самая старшая из его сестер - Мария Левицкая. И здесь Александр проучился недолго — в 1873 году он переехал в Пермь и начал учиться в духовной семинарии. В 1877 году он окончил общеобразовательные классы и поступил в Петербургский университет на факультет физики и математики.

Конечно же, учиться в университете Попову было нелегко: семья не могла помочь ему финансами, и приходилось подрабатывать электромонтером. Это сыграло свою роль в направлении исследований будущего ученого: более всего его привлекали новейшая физика и электротехника.

Профессорская деятельность и экспериментальные опыты

Через 5 лет, в 1882 году, Попов успешно окончил университет, и его пригласили остаться для подготовки к профессорской деятельности. Александр мечтал проводить эксперименты в области электричества, и это стало одной из причин того, что он начал преподавать в офицерском классе Кронштадта, где имелся современно оборудованный класс физики. В 1890 году его пригласили преподавать физику в Техническое училище в том же городе. Все свободное от преподавания время Попов посвящал физическим опытам, результатом которых стало изобретение радио в 1895 году.

В апреле 1895 года Попов представил новый аппарат перед Русским физико-химическим обществом и выступил с докладом об изобретении беспроводной связи. Он также изучал рентгеновское излучение и впервые в России сделал рентгеновские снимки различных предметов.

Александр Попов в памяти современников

Александр Степанович Попов ушел из жизни в 1906 году. Его заслуги перед российской наукой были высоко оценены соотечественниками: его имя носят музеи, улицы, учебные заведения, премии, предприятия и др. Памятники ученому стоят в Санкт-Петербурге, Краснотурьинске, Екатеринбурге и еще 5 городах. В 1949 году был снят фильм о его жизни и научной деятельности «Александр Попов».

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя