Затонувшие корабли с сокровищами в черном море. Путин ищет клады на дне Черного моря, это нормально

В 1790 году турецкий флот, действовавший на Черном море, держал весь свой золотой запас, всю свою казну на 74-пушечном корабле «Капитания». Это было новое судно, впервые участвовавшее в военных действиях. Оно по праву считалось и самым красивым, и самым быстроходным.

Командовал им опытный капитан Магомет-Мустафа-ага. Кроме того, на этом судне свой флагманский вымпел поднял знаменитый тогда трехбунчужный паша Саид-бей, присланный султаном в помощь двадцатидвухлетнему капудан-паше всего турецкого флота Гассану. Турецкий флот насчитывал 48 судов, и среди них было 15 громадных линейных кораблей, восемь больших фрегатов, а еще бомбарды, малые фрегаты, шебеки, лансоны… Одним словом, на «Капитании», за семью замками, в строго охраняемых трюмах стояло сто бочек с золотой и серебряной звонкой и отлично конвертируемой турецкой монетой…

В августе 1790 года Черноморская эскадра контр-адмирала Ушакова вышла из Севастополя с единственной целью: найти турецкий флот, завязать с ним бой и тем самым поставить точку в войне.

Знаменательная встреча состоялась в шесть часов утра. Выяснилось, что турецкий флот стоит между островом Тендрой и Хаджибеем на якорях. Черноморская эскадра шла по ветру. Это было как нельзя кстати, и на флагманском корабле появился сигнал: «Всем идти на сближение!»… На турецких кораблях быстро поняли, чем это им грозит, а поэтому тут рубили канаты, чтобы как можно быстрее уйти от невыгодного боя. Морской волк Саид-бей сидел на подушках возле бизань-мачты. Он велел передать Гассану, что одобряет это решение. Но вдруг, о, молодость, Гассан дал сигнал своим судам замедлить ход и выстраиваться в линию для боя! С его стороны это было опрометчиво: во время завязавшейся длительной пушечной дуэли русские имели преимущество в маневрировании.

Дуэль длилась до вечера, обедали и меняли вахты под несмолкаемый грохот орудий. Потери исчислялись в порванных парусах, разбитом рангоуте, снесенных мачтах как с той, так и с другой стороны. Но, наконец, русская эскадра воспользовалась даваемым ветром преимуществом: кильватерной колонной, оставив три фрегата в резерве, устремилась к турецкой линии. Та была смята, потеряла боевые порядки и стала уходить. Сумерки и крепчавший ветер остановили преследование: и турки, и русские бросили якоря.
Утром 29 августа турецкий флот снова выстроился в линию, и адская морская дуэль возобновилась. Кончилась она так же, как и предыдущая: эскадра Ушакова выстроилась в кильватерную колонну, а турецкий флот предпочел сняться с якорей и уйти мимо Хаджибея к Дунаю.

Корабли капудан-паши Гассана развивали скорость, недоступную судам Ушакова. Но… не все. В результате многочасовой дуэли были сильно повреждены «Капитания» (по другим источникам «Капитание») и «Мелеки Бхари». Они стали отставать от остального турецкого флота, и, в конце концов, 46-пушечный корабль «Иоанн Богослов» настиг «Мелеки», ударил в упор из орудий левого борта, сбил все мачты, и на верхней палубе «Мелеки» туркам ничего не оставалось, как махать белыми платками - они сдались, и над их судном был вскоре поднят Андреевский флаг.

Но «Капитания» сдаваться не думала. Присутствие любимца султана Саид-бея, курбач (кнут из крокодиловых ремней) капитана Магомета и, главное, наличие на судне казны всего турецкого флота заставляли надеяться на чудо, дарованное Аллахом. «Капитания» отстреливалась отчаянно. На ней были самые современные и только медные английские пушки. «Святой Андрей» к ней подошел первым, начал беглый огонь и сбил фор-марсель. А когда к замедлившей ход «Капитании» приблизились «Св. Георгий», «Преображение» и «Мария Магдалина», она была обречена. На флагмане «Рождество Христово» был поднят для авангарда сигнал: «Стараться взять в плен». Но «Капитания» сбила мачты на «Св. Андрее» и нанесла ощутимый урон другим кораблям. Тогда «Рождество Христово» приблизилось к неприятельскому судну почти на тридцать саженей и барабанной дробью предупредило турок о готовящемся ударе.

Но «Капитания» не унималась, и раздался роковой залп гранат и брандкугелей, после которого верхняя палуба турецкого корабля запылала так жарко, что русским пришлось отойти и поливать свои паруса водой, чтобы они не загорелись от сыпавших отовсюду искр. У турок началась паника: моряки бросились к шлюпкам, прыгали за борт. Саид-бей с офицерами успел занять одну из шлюпок, которая вскоре была пленена. Огонь выжигал «Капитанию», как яичную скорлупу, и вскоре волны с шипением сомкнулись над остатками палуб - золотой запас турецкого флота навсегда ушел на дно Черного моря.
Итак, господа акционеры будущей компании по подъему этого серебра и злата! Для вас, несомненно, представляет определенный интерес, сколько, хотя бы приблизительно, денег там покоится? Судя по всему, немало.

Во-первых, любой турецкий капитан считал свой корабль персональной собственностью. Он был феодалом на судне и свои запасы держал при себе. В его ведении были не только военные моряки, но также и вольнонаемные. Им платили звонкой монетой. Во-вторых, кампания 1790 года предполагала высадку войск в Крыму. Десант и действия на суше требовали не только хорошего запаса оружия, но также и денег. Так что сотня бочек пиастров - факт весьма реальный. Автору этих строк приходилось сталкиваться в архивах с упоминанием о сотнях бочек золота для армии Потемкина в 1790 - год захвата Измаила.

К тому же окруженный десятками подводных объектов, также хранящих в себе драгоценные грузы. В акваториях Черного и Азовского морей вдоль берегов Крыма ждут своего часа корабли, исследовать которые были бы счастливы многие искатели кладов.

В 1941 году эвакуацией жителей из оккупированного Крыма занимался огромный санитарный . На судно стремилось попасть как можно больше жителей полуострова, пассажиры теснились на палубе, стояли настолько плотно друг к другу, что некоторые срывались в море. Точное количество принятых пассажиров в последний рейс «Армении» сегодня восстановить невозможно и причины, по которым судно подверглось бомбардировке, можно только предполагать. «Армения» была оборудована отличительными знаками в виде красных крестов, но это не остановило немецкую авиацию и 7 ноября 1941 года корабль был потоплен. Погибло более 7000 человек, что в пять раз больше, чем количество жертв на знаменитом «Титанике».

Исследователи предположили, что на «Армению» были погружены ящики с раритетами из крымских музеев, которые планировалось вывезти в порты Кавказа. Общая длина «Армении» составляла 114,5 метров, корабль обладал обширными грузовыми отсеками. До сих пор точное место гибели санитарного судна не определено, для поисков корабля было организовано пять экспедиций. Поисковики сетуют, что государство Украина не поставляло необходимое оборудование для тщательного исследования морского дна, не хватало роботов, которые могли бы вести работы на глубине до 2 километров. Ученые надеются на помощь российских коллег, ведь осталось два возможных места, где лежит «Армения»: в 1700 метрах от «Артека» и в 400 метрах от Ласточкиного гнезда.

Подобных загадок, как санитарный корабль «Армения», у берегов Крыма много. Среди них есть пароход «Ленин», затонувший также в 1941 году. На его борту эвакуировали людей из окруженной Одессы. Судно было переполнено гражданским населением, если по техническим данным оно было рассчитано на перевозку 1000 человек, то в тот трагический рейс пароход принял около 2500 человек. Из всех пребывавших на пароходе «Ленин» выжило всего 272 человека. Теплоход удачно отправился из окруженной немцами Одессы, но дойдя до берегов Крыма подорвался на мине.

Сегодня исследователи определили точное месторасположение остатков парохода — в районе мыса Сарыч, на глубине 96 метров. Некоторые ученые считают, что «Ленин» также перевозил активы Национального одесского банка, но не сохранилось никаких документальных подтверждений и описей о размерах перевозимых ценностей. Возможно речь идет о тоннах цветных металлов. Исследовать пароход на наличие драгоценных слитков не планируют, поскольку «Ленин» является братским кладбищем и поиск клада здесь равноценен кощунству.

Помимо советских судов, вывозивших через Черное море в годы войны разнообразные ценности, было множество и немецких кораблей, которые доставляли награбленное в своем направлении. Так, из Севастополя немцы вывозили в Румынию музейные ценности, которые доставили из музеев Крыма, Ростовской области и Ставропольского края. Советские войска успели вывезти часть музейных фондов, но основная часть экспозиций все же попадала в руки фашистов.

Добытое погрузили на судно «Лэрис» в 1944 году. Предполагают, что в числе грузов корабля были старинная керамика, картины из галерей, раритетные экспонаты, церковная утварь. «Лэрис» не смог выполнить возложенную на него миссию по доставке ценностей в пункт назначения, по пути следования его подорвала советская авиация. Где конкретно произошло затопления судна неизвестно. Исследователи пытались определить координаты, посылали запросы в Институт военной истории Германии, но выяснить ничего не удалось.

Дно Черного моря усеяно не только кораблями времен Второй мировой, но и более древними судами. В районе мыса Форос ученые обнаружили корабль длиной около 50 метров — предположительно старинный греческий корабль. Сохранность судну обеспечил слой сероводорода, который выступил в роли натурального консерванта. Благодаря этому сохранилась внешняя часть судна, которое по оценкам ученых затонуло в 11-12 веках. Кроме того, вероятнее всего в сохранности находится и перевозимый кораблем груз. Сегодня греческий корабль напоминает гору ила, но исследователи надеются, что в трюмах и каютах находятся оружие, товары купцов, документация той эпохи.

Даже сейчас, погружаясь с маской и трубкой, разглядывая подводное царство Черного моря сквозь колючие водоросли, из-под которых выглядывают крабы и прочие морские обитатели, хочется найти клад.

Во все времена через бушующее море на земли Тавриды шли корабли. Черное море не всегда спокойно, здесь бушуют постоянные шторма и корабли бесследно уходят в морскую пучину. У берегов Крыма достаточно затонувших кораблей, и вместе с их останками живут мифы о затонувшем золоте.

Сказка о «Черном принце»

Я не буду рассказывать о нем много. Подробности и целый экскурс по этой легенде я уже давала в специальной статье . Если вкратце, то во времена Крымской войны и первой обороны Севастополя, в Балаклавской бухте затонул британский фрегат. По по некоторым данным, он ушел на дно вместе с 200 000 фунтами стерлингов золотом. Реальность же оказалась не столь обнадеживающей: в 2010 году в бухте после обнаружения «типового корабля», археологи отыскали десятки вещей - вероятнее всего, c «Черного принца»: пушечные ядра, медицинскую утварь (корабль перевозил полевой лазарет), деталь от парового двигателя британского производства. Не нашли только легендарные бочонки с золотом...

Севастополь, Балаклавская бухта

Однако старожилы Балаклавы говорят, что огромное количество золотых монет нашли простые дайверы, которых больше здесь никогда и никто не видел. Судите сами, может, не там ищем?

Византийский купец

В 2006 году вблизи поселка Форос украинские археологи организовали масштабную экспедицию по исследованию Черного моря. В итоге ученые наткнулись на интересную вещь. На глубине 124 метра исследователи засекли через объективы аппарата, рыскавшего по дну в 20 километрах от берега, торчащую из ила мачту. Ученые поначалу не поверили своим глазам, ведь никаких исторических данных о крушении в этих местах большого парусного судна в архивах не имелось.

Во время экспедиции удалось поднять на поверхность часть деревянной доски. Анализ в лабораторных условиях позволил определить предварительную датировку – 1120-1190 гг. С уверенностью 80% можно утверждать, что это византийский корабль.

Судно было обнаружено при помощи телеуправляемого подводного робота "Софокл-1".

Еще большим чудом археологи называют то, что древний корабль сохранился почти в первозданном виде. Даже весла до сих пор торчат из уключин. Причина – в уникальном составе черноморской воды. На большой глубине в ней присутствует особая концентрация сероводородных газов, которые являются естественным природным консервантом. В такой воде не только дерево не гниет, но даже бумага и папирус сохраняют свой изначальный вид.

В том, что в трюмах вполне могут лежать сундуки с золотом и драгоценностями, археологи почти не сомневаются – державы богаче Византии в те времена в мире не было. В любом случае, стоимость находки заранее исчисляется миллионами долларов.

Останки византийского судна.

И похоже, что она не последняя. За время экспедиции у крымского побережья были обнаружены останки 494 затонувших кораблей, в том числе 40 древнегреческих, которые до сих пор остаются неисследованными!

Ответ на вопрос поднятия судна будет решаться этим летом. Ученые сегодня в предвкушении сенсации: какие сокровища могут находиться на борту судна богатейшей империи, можно только предполагать.

Награбленное немцами

В апреле 2017 года подводно-исследовательской группой у берегов Евпатории на глубине 90 метров был найден пароход Boy Feddersen.

Поисками корабля дайверы занимались почти 25 лет. По предварительной информации, на борту найденного судна находятся золотые слитки и антиквариат, который нацисты собирались вывезти из Крыма.

Гидроакустическое сканирование дна поможет исследователям получить больше информации о находке. После этого водолазы спустятся на борт затонувшего корабля и смогут своими глазами увидеть таинственные трюмы с сокровищами.

Уже сейчас известно, что на борт Boy Feddersen были свезены самые ценные экспонаты из всех музеев полуострова Крым. А стоимость их измеряется в сотнях миллионов долларов.

У корабля Boy Feddersen интересная биография.

Изначально это судно было построено в 1914 году в Германии под названием Anhalt. В 1919 году оно была передано англичанам по мирному Версальскому договору, по которому все вооружение Германии должно было быть передано союзникам Антанты. После того, как англичане продали корабль испанцам, те переименовывали его в Aya-Mendi. Потом немцы выкупили его обратно. В итоге пароход приобрел СССР, дав ему название "Харьков". Позже, после наступления немцев на Севастополь, он был поврежден. Немцы его восстановили и назвали Boy Feeddersen. В свой последний рейс он вышел в акваторию Черного моря в 1943 году, когда немцы спешно отступали и пытались забрать с собой все ценности, которые «приватизировали» за время оккупации полуострова.

Корабль был атакован советской авиацией и быстро пошел ко дну. Долгих 74 года прошло с тех пор, как удача улыбнулась дайверам. Будем следить за новостями! Надеюсь, после детального исследования парохода, мы будем приятно удивлены.

Пароход «Ленин»

Самая масштабная катастрофа XX века на Черном море: в 1941 году этот пароход затонул у мыса Сарыч. Погибли около 5 тысяч человек.

Мыс Сарыч

Построен был пароход для России в нынешнем Гданьске, в прошлом - на немецкой верфи, в 1909 году. Назвали его «Симбирск» и отправили на Владивосток для осуществления перевозок в Японию и Китай. В 1923 году пароход был переименован в «Ленин» и направлен в Крым. Там он курсировал между Одессой и Новороссийском, осуществляя пассажирский перевозки.

В свой последний рейс «Ленин» отправился из Одессы в Мариуполь 12 июля 1941 года. На борту были эвакуированные жители и запасы сахара.

22 июля на капитанский мостик поступило сообщение о возвращении в порт Одессы. Там в трюмы погрузили 350 тонн цветного метала в слитках. Испуганные жители осажденной Одессы просились на пароход. В результате вместо 482 пассажиров и 400 тонн груза, согласно официальному регламенту, пароход "Ленин" одних только пассажиров принял на борт, по оценкам, около четырех тысяч человек.

Пароход «Симбирск»

24 июля забитый пассажирами до отказа пароход вышел из порта в направлении Мариуполя. В то время вся акватория возле Крымского полуострова была заминирована Черноморским флотом. Так что пароход "Ленин" сопровождали пароход "Ворошилов" и теплоход "Грузия". Выйдя из Казачей бухты в Севастополе, они отправились дальше.

В полночь, уже у мыса Сарыч, на пароходе "Ленин" в носовом отсеке произошел взрыв. Пароход стал оседать носом вниз, и в итоге ушел в пучину моря за 7 минут. Точное количество спасенных и погибших до сих пор не известно.

Официальной причиной трагедии был признан подрыв на мине оборонного минного заграждения, произошедший из за ошибок в расчетах во время управления судном. Лоцманы своей вины не признали. Тем не менее, лейтенант Свистун был разжалован и расстрелян, а старший лейтенант получил восемь лет с отбыванием наказания после войны.

Но есть еще одна предполагаемая причина: в то время на Черном море курсировала румынская вражеская подводная лодка.

Точно выяснится причина гибели судна только тогда, когда его поднимут или тщательно исследуют.

В 2009 году по инициативе Севастопольского гидрологического центра была организована экспедиция к месту крушения. С помощью подводного аппарата на глубине 97 метром был найден пароход.

Корма затонувшего парохода «Ленин», капитанский мостик.

Насчет подъема пока ничего не известно, будем ждать новостей.

На дне Черного моря, еще столько неизученных мест! За огромную историю существования Крыма, постоянных войн, проходивших здесь, и глобальных переселений народов. Столько неизведанного скрывается под тоннами воды, что трудно представить, сколько людей и техники погибло на этом, бушующем море. И наверняка на дне есть еще сокровища, которые дожидаются своих первооткрывателей!

«АРМЕНИЯ»:

Раритеты из крымских музеев
Огромный санитарный корабль был потоплен немецкой авиацией 7 ноября 1941 года. Вместе с ним погибли более 7000 человек - почти в пять раз больше, чем на «Титанике»! Люди эвакуировались из окруженного фашистами Крыма, они стояли на палубе «Армении» стеной, некоторые срывались в море - настолько было тесно. Но красные кресты на корабле не остановили немецкие истребители...

Есть серьезные основания предполагать, что в Севастополе, Балаклаве и Ялте на «Армению» погрузили множество ящиков с раритетами из крымских музеев, - говорит Сергей Воронов, директор крымского республиканского Черноморского центра подводных исследований. - Их должны были эвакуировать в порты Кавказа. Длина судна - 114,5 метра, есть огромные грузовые отсеки.

Крымские исследователи провели уже пять экспедиций, но «Армению» пока не нашли. Не хватало специальной техники - роботов, способных вести работы на глубине двух километров. Украина не спешила с поставками оборудования.

Теперь российские коллеги с «большой земли» помогут черноморским исследователям. - Осталось исследовать еще две точки: в 1700 метрах от «Артека» и в 400 метрах от берега напротив Ласточкиного гнезда, - говорит Сергей Воронов. - Надеемся, что в этом году нам повезет.

«ЛЕНИН»:

Тонны драгоценных слитков
- Пароход «Ленин» в июле 1941 года эвакуировал из окруженной Одессы гражданское население, - рассказывает Сергей Воронов. - Люди лезли даже в иллюминаторы, лишь бы попасть на борт. Тогда небольшое судно, которое могло принять около тысячи пассажиров, по неофициальным данным, приняло около 2500 человек. Выжили только 272. Теплоход уже дошел до Крыма, когда подорвался на мине. Сейчас он стоит на ровном киле на глубине 96 метров в районе мыса Сарыч.

Считается, что «Ленин» также эвакуировал из Одессы активы Национального одесского банка. Точных данных о размерах перевозимых ценностей нет, но, по мнению исследователей, речь идет о тоннах цветных металлов в слитках. Однако проводить там исследования ученые не собираются. Ведь это братское кладбище, и искать ценности там кощунственно.

Целая картинная галерея
Зимой 1944 года немецкое судно «Лэрис» вывозило из Севастополя в Румынию ценности, награбленные вермахтом из музеев Крыма, Ставропольского края и Ростовской области.
- Часть ценностей Красная Армия успела эвакуировать, - рассказывает Сергей Воронов. - Но львиная доля таки досталась фашистам. Немцы погрузили все на «Лэрис».

Велика вероятность, что трюмы «Лэрис» заполнены картинами из галерей, церковной утварью, раритетными экспонатами и старинной керамикой. По пути корабль подорвала советская авиация. Точных координат, где может покоиться «Лэрис», нет. Ученые делали запрос в Институт военной истории Германии, но ответ так и не пролил света на его местонахождение.

СТАРИННЫЙ ГРЕЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ:

Корабль около 50 метров длиной нашли несколько лет назад напротив мыса Форос. Благодаря натуральному консерванту, слою сероводорода, сохранилась не только внешняя часть судна, затонувшего примерно в XI - XII веке, но и весь груз.

Даже дерево на нем не повреждено, - рассказывает Воронов. - Груз по сей день находится на борту. Корабль похож на гору ила, но в трюмах и каютах могут находиться оружие, товары купцов. - Там мы надеемся найти первоисточники, связанные с документацией той эпохи, - делится планами Сергей Воронов. - Без преувеличения, возможно, наткнемся даже на одно из первых изданий Библии.

10 тысяч евро за монетку

Для крымских археологов и историков черные дайверы являются настоящей головной болью. Уж слишком шустро эти ребята, имеющие современную экипировку и технику, достают со дна моря артефакты, лишая крымские музеи ценных экспонатов.

Кто тащит находки себе на дачу, кто в гараж, чтобы потом хвастаться перед друзьями, - рассказали «КП» в одном из севастопольских дайв-центров. - Некоторые хотят подзаработать, продавая якоря, старинные монеты, амфоры через интернет. За ценные предметы, например за античную греческую или боспорскую монету, можно получить порядка 10 тысяч евро.
Иногда охотников наказывают.
- Не так давно житель Севастополя нашел на дне советский истребитель Як-1 времен Великой Отечественной войны, - рассказывают севастопольские дайверы. - Сумел поднять его со дна, разместил в гараже и пытался продать через интернет иностранному коллекционеру за 165 тысяч евро. Раритетом заинтересовались не только коллекционеры, но и силовые структуры Севастополя. Самолет конфисковали, а ныряльщика оштрафовали на большую сумму. Самолет же передали севастопольскому военно-морскому музею.

Козни «Черного принца»

В 1854 году британский парусно-винтовой корабль «Черный принц» шел в Крым, чтобы доставить английской армии, осадившей Севастополь во время Крымской войны, медикаменты, зимнее обмундирование, а также жалованье солдатам и офицерам. Сумма составляла 500 тысяч фунтов стерлингов золотом и серебром.

Корабль до берега не дошел - затонул во время шторма в Балаклавской бухте. С тех пор сотни искателей сокровищ прочесывают морское дно. На поиски золота были снаряжены экспедиции из Франции, США, Норвегии, Германии и Испании. Лишь сами британцы ехидно за всем этим наблюдали. И неспроста!

Ученые установили точное место гибели судна. Но оказалось, что золото и серебро выгрузили в Стамбуле, где был интендантский штаб. Однако крымские дайверы с маниакальным упорством продолжают прочесывать дно Балаклавской бухты...

Как сообщает директор Института археологии Национальной академии наук Украины Денис Козак, в прибрежной акватории Чёрного моря обнаружено 494 затонувших объекта, принадлежащих к разному времени, из них 141 объект идентифицирован археологами, как остатки кораблей, относящихся к античным временам истории Причерноморья.

В Украине планируется составление государственного атласа объектов подводного культурного наследия и антиквариата Черного моря.

Директор Института археологии Денис Козак подготовил отчёт о результатах экспедиции, исследовавшей участки дна Черного моря от мыса Херсонес до мыса Меганом. За прошедшие тысячелетия в Чёрном море затонуло большое количество разнообразных судов — это и военные, и торговые, и прогулочные суда, совершающие морские круизы . Не всегда морские круизы в Чёрном море заканчивались счастливо, как далёком прошлом, так и в наши дни.
В 31 августа 1986 года у берегов Новороссийска затонул круизный пароход «Адмирал Нахимов» , построенное в 1925 году в Германии («Berlin», III). Пароход затонул в 4 километрах от берега, он и до сих пор покоится на морском дне. Подводная археологическая экспедиция провела фото и киносъёмку затонувших объектов, исторических памятников найденных в акватории прилегающей к крымскому побережью.
Как сообщает Lenta.ru, для исследования черноморского дна украинские археологи использовали поисковое оборудование Института археологии и океанографии США. Украина не предоставила средств на исследование, подводная экспедиция была профинансирована американской стороной, на экспедицию было израсходовано около $2,5 млн. долларов.

Активное участие в исследовании морского дна принимал доктор Роберт Баллард американский исследователь и ученый, известный в научных кругах, тем, что он обнаружил место катастрофы «Титаника».

На глубине около километра археологическая экспедиция обнаружила на дне Черного моря затонувшее византийское судно IX-X веков. От самого деревянного корабля почти ничего не осталось, кроме 200 амфор на дне.

Аквалангистами было обследовано пассажирский пароход «Ленин», затонувший в 1941 году, на борту которого было около 4 тыс. пассажиров. Среди затонувших объектов, обнаружен броненосец Российской империи «Екатерина II», эсминец «Дзержинский», который затонул в 1942 году, военный самолёт времён Второй мировой войны и военный вертолёт Черноморского флота СССР.

9 августа 2010 года во время испытаний экспериментального глубоководного научно-исследовательского аппарата «Софокл» с дистанционным управлением, Сергей Воронов заметил лежащий на дне корабль.
По мнению археологов, кораблю, по предварительным оценкам, около 1,2 тысячи лет. О возрасте амфор, лежащих на палубе, можно судить по их форме и размерам.

Корпус византийского военного корабля прекрасно сохранился, как целостный объект, оттого, что он частично погружён в морской ил. Длина корабля — около 50 метров, на нём уцелели две мачты, из уключинторчат около 15 весел.

Об этой находке сообщил Сергей Воронов — директор департамента подводного наследия Института археологии Национальной академии наук Украины.

Подобное судно в Чёрном море археологам еще не попадалось. На затонувшем корабле находится несколько тысяч артефактов «не старше VIII и не моложе XIII века нашей эры» — целый музей! Затонувшее византийское парусно-гребное судно лежит на глубине около 130 метров в 20 километрах от недалеко от курортного поселка Форос.

Раскопки и процесс поднятия корабля может затянуться до трех лет, то есть до 2013 года. Участники археологической экспедиции делают всё возможное, для успешного поднятия средневекового корабля и сожалеют о том, что летний сезон подводных раскопок на очень короткий и осенние штормы не дают возможности их продолжить. Планируется и восстановление корабля.

От разграбления чёрными археологами затонувший византийский корабль защищает не только глубина, на которой он находится, но и Служба Безопасности Украины и пограничники, которым известны координаты находки.
Лето 2011 года оказалось необычайно богатым на открытия и новые находки для российских археологов. Институт археологии РАН снарядил научные экспедиции на Кавказ, Урал и даже Чукотку.

Результатами археологических исследований явились уникальные открытия очага античной цивилизации в . В этом древнем античном городе обнаружены общественные и жилые здания древнего города, найдено большое количество разнообразных предметов из Средиземноморья.

На некрополе Фанагории археологи исследовали каменный склеп IV в. до н.э., никогда раньше в нашей стране не было обнаружено подобных архитектурных сооружений.

Как стало известно археологам, часть античной Фанагории находится под водой. По сообщению доктора исторических наук Владимира Кузнецова археологическая провела принесшие важные открытия. Проведя подводные раскопки аквалангисты обнаружили портовые сооружения Фанагории, фрагменты мраморных архитектурных деталей античных храмов, древнегреческие надписи, обломки мраморных статуй и постаменты, древнегреческая керамика и .

Если совочек и кисточка археолога опередят экскаватор грабителя и лопату «чёрных археологов», у нас появится шанс чуть больше узнать о быте наших далеких предков.