Усыпальница благотворителей морозовых обрела первозданный вид. Рогожское кладбище Кто похоронен на рогожском кладбище

Биография и эпизоды жизни Саввы Морозова . Когда родился и умер Савва Морозов, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты промышленника и мецената, фото и видео .

Годы жизни Саввы Морозова:

родился 15 февраля 1862, умер 26 мая 1905

Эпитафия

«Звезда упала искрометно:
Один прыжок, один стежок.
Как будто чиркнул спичкой кто-то,
Всего лишь чиркнул - не зажег…»
Из поэмы Аркадия Кошелева памяти Саввы Морозова

Биография

Некоторые историки утверждают, что если бы в царской России было бы с десяток таких промышленников, как Савва Морозов, то революция, вероятно, и не случилась бы, поскольку все беды рабочего класса могли бы быть решены мирным путем. За свою непродолжительную, но исторически значимую жизнь Савва Тимофеевич Морозов прославился в качестве талантливого предпринимателя, мецената и филантропа. Он был знаменит по всей России и за рубежом, водил дружбу с корифеями искусства и представителями революционной элиты, был счастлив в браке и всячески успешен в бизнесе, но ничто из этого не в силе было уберечь его от трагичного исхода судьбы.

В собственности семьи Морозовых были хлопковые поля, текстильные мануфактуры, горно-добывающие производства, недвижимость и т. д. Дела в семье шли прекрасно еще до рождения Саввы Тимофеевича, но именно ему удалось добиться невероятных результатов в качестве выпускаемой продукции. Вопреки жесткой политике своего отца младший Морозов пошел стезей социальных реформ. Он постарался сделать все возможное для того, чтобы рабочие были заинтересованы в результатах своего труда. Фабриканты Морозова участвовали в распределении прибыли и получали дополнительные пособия, пользовались лучшими казармами, больницами, школами и т. д. В общем, условия труда на фабриках Саввы Морозова отличались самым кардинальным образом, а рабочие, в свою очередь, благодарили Морозова хорошей работой и высокой производительностью.


Знаменит Морозов и своей благотворительной деятельностью. Так, некоторое время он буквально обеспечивал финансовую независимость театра МХАТ, выделял средства на издание книг, жертвовал на улучшение условий жизни в рабочих поселках. Более того, на благотворительные нужды по уставу Товарищества Никольской мануфактуры - фирмы, принадлежавшей Морозовым, - выделялось более 10 % общей прибыли. Однако в разгаре революционных событий забастовка на фабрике Саввы Тимофеевича все же состоялась. Меценат принял решение удовлетворить все условия рабочих, а также передать в их руки полное распоряжение делами на производстве. Правда, данное мероприятие не состоялось - помешала мать Саввы Морозова, перенявшая бразды правления на себя. Сам же Морозов, распереживавшись о последних событиях, занемог, и вскоре был отправлен на лечение в Канны с диагнозом тяжелого нервного расстройства.

26 мая 1905 г. днем в номере каннской гостиницы Савва Морозов был найден мертвым. Причиной смерти Морозова послужило огнестрельное ранение в грудь. Произошедшее было явно инсценировано как самоубийство, но исследователи по сей день утверждают, что доказательства тому противоречат. Впрочем, версия самоубийства была официально принята со стороны родственников Морозова, а также французской и российской полиции. Похороны Морозова состоялись через несколько дней на Рогожском кладбище. Великий меценат нашел последний приют в семейном склепе рядом с отцом и дедом.

Линия жизни

15 февраля 1862 г. Дата рождения Саввы Тимофеевича Морозова.
1881 г. Окончание гимназии.
1886 г. Назначение на должность директора Товарищества Никольской мануфактуры.
1887 г. Окончание физико-математического факультета Московского университета.
1989 г. Вхождение в состав Товарищества для учреждения в Москве Общедоступного театра.
1890 г. Создание нового химического завода во Всеволодо-Вильве.
1905 г. Учреждение Анонимного общества соединенных химических заводов «С. Т. Морозов, Крель и Оттман». Переизбрание Морозова на должность заместителя директора Никольской мануфактуры.
26 мая 1905 г. Дата смерти Саввы Морозова.
29 мая 1905 г. Дата похорон Морозова.

Памятные места

1. Село Зуево Московской губернии, где родился Савва Тимофеевич Морозов.
2. Большой Трехсвятительский переулок в Москве, где находился дом Морозова.
3. Дом Морозова на Спиридоновке, который промышленник построил для своей жены Зинаиды.
4. Московская гимназия, где учился Савва Морозов.
5. Московский императорский университет (ныне МГУ), где Морозов получил профильное образование химика.
6. Кембриджский университет в Великобритании, где Савва Тимофеевич продолжил изучение химии.
7. Поселок Всеволодо-Вильва в Пермском крае, где находилось имение Морозова.
8. Город Канны, где проходил лечение, а впоследствии и умер Савва Морозов.
9. Рогожское старообрядческое кладбище в Москве, где был похоронен Морозов.
10. Поселок Пионерский в Московской области, где установлен памятник Морозову.

Эпизоды жизни

Дед Саввы Морозова - Василий Морозов - был крепостным крестьянином. Однако ему удалось основать собственное дело и самостоятельно выкупить себя и свою семью из неволи. Это мероприятие обошлось Василию Морозову в 17 тыс. рублей, что по меркам того времени представляло собой колоссальную сумму. Для сравнения отметим, что обычный фабричный рабочий мог тогда зарабатывать не более 5 рублей в год.

Савва Тимофеевич Морозов определенно был одним из самых богатых и влиятельных людей своего времени. Так, в 1893 г. предприниматель выкупил старый дом на Спиридоновке и построил на его месте роскошный особняк. Здесь Морозов принимал званых гостей, устраивал небывалые по изяществу балы. В доме Морозова можно было встретить Шаляпина, Чехова, Станиславского и прочих выдающихся людей России и зарубежья. В настоящее время этот дом известен как особняк Зинаиды Морозовой и используется для приемов министерства иностранных дел России. Дом Морозова закрыт для посещения, но в определение время, например, в Дни музеев, визиты возможны.

Завет

«Легко в России богатеть, а жить трудно».

«Для меня очевидно: только работа расширяет, обогащает мир и мое сознание».

Сюжет о смерти Саввы Морозова из цикла передач «Дело темное»

Соболезнования

«Не верю я в разговоры о самоубийстве, слишком значимым и уважаемым человеком был Савва Тимофеевич. Потеря для всех - огромная».
Александр Козлов, генерал-губернатор Москвы

«После смерти Саввы Морозова среди рабочих его фабрики возникла легенда: Савва не помер, вместо него похоронили другого, а он отказался от богатства и тайно ходит по фабрикам, поучая рабочих уму-разуму…»
Максим Горький, писатель

«Я радуюсь, что русский театр нашёл своего Морозова подобно тому, как художество дождалось своего Третьякова…»
Константин Станиславский, театральный режиссер

Тишина за Рогожской заставою

Рогожское кладбище

Московские старообрядцы стали погребать своих умерших на отдельных погостах, обособленно от «никониан», практически сразу вслед за никоновскими реформами. Но в 1771 году, когда во время эпидемии чумы было запрещено хоронить внутри Камер-Коллежского вала, старообрядцам были отведены земли для новых кладбищ - за Рогожской заставой и за Преображенским валом.

Место за Рогожской заставой было выбрано не случайно: там находилась старообрядческая деревня Новоандроновка, и даже вполне вероятно, что там уже имелось небольшое сельское кладбище.

Состоятельные московские люди, из тех, что держались старой веры, постоянно делали пожертвования Рогожской общине или устраивали здесь на свой счет разные, как теперь они называются, учреждения собеса. В результате при кладбище вырос целый городок. Кроме храмов, здесь были «палаты» для священнослужителей и для причта, частные дома, гостиница для паломников, детское училище, приюты, богадельни. Всех призреваемых - старых и малых - при кладбище доходило в XIX веке до тысячи человек!

В большинстве источников, и современных и прежних, понятие «Рогожское кладбище» относится не столько к собственно погосту, сколько к поселку при нем, к старообрядческой общине. И часто о некрополе там не говорится или ничего, или очень скупо. Между тем Рогожский некрополь один из самых своеобразных в Москве. Ни с каким другим кладбищем его спутать невозможно.

До революции здесь хоронили только раскольников. Но и после революции, когда погребение перестало иметь характер религиозного обряда, а крест на могиле являлся чуть ли не вызовом системе, на Рогожском все так же появлялись могучие кресты-голубцы. Их и теперь очень много, и они придают кладбищу характерный строгий вид. Хотя хоронят тут теперь далеко не одних только старообрядцев.

Наибольшей славы Рогожское кладбище достигло во второй половине XIX - начале XX века, когда здесь были похоронены самые известные российские промышленники, фабриканты, купцы: Шелапутины, Рахмановы, Солдатенковы, Пуговкины, Кузнецовы, Рябушинские, Морозовы, Капырины, Рязановы, Трындины и другие. Но немногие из этих захоронений можно теперь найти на кладбище. Дело в том, что в советское время у «капиталистов-эксплуататоров», наряду с прочим, часто экспроприировались и надгробия с могил. И в первые пятилетки Рогожское кладбище являлось крупнейшим в Москве месторождением и поставщиком гранита на стройки социализма, в частности, для метро.

О том, какие залежи ценного камня были на Рогожском кладбище прежде, можно судить по немногим сохранившимся купеческим захоронениям. То есть, немногим по сравнению с тем, что было до революции. Но если Рогожское сравнивать с другими московскими кладбищами, то здесь и до сих пор купеческих могил больше, чем где-либо.

В конце главной дорожки стоит колоссальный черный крест на не менее впечатляющей плите розового гранита, под которой похоронен московский купец Федор Васильевич Татарников. Говорят, раньше таких крестов на кладбище было несколько. Теперь остался один. На память.

По пути к этому кресту-великану на аллее есть еще несколько примечательных захоронений. И, прежде всего, грандиозная, до половины деревьев ростом, кованая часовня - склеп рода Морозовых. Там похоронены пять поколений славной купеческой фамилии, начиная от основателя династии Саввы Васильевича (1770–1860) и до современных ее представителей. Последнее захоронение датировано 1995 годом. Конечно, самый известный среди Морозовых это Савва Тимофеевич, внук основателя династии, прославившийся как покровитель искусств и щедрый кредитор русской революции. До сих пор остается загадкой его неожиданная смерть в Каннах, - то ли он покончил собой, то ли кто-то от него решительно избавился? На могиле Саввы Тимофеевича стоит памятник работы H.A. Андреева, автора «сидячего» Гоголя, - беломраморный крест с рельефным распятием и оригинальным мраморным же саркофагом над могилой, выполненным в виде декоративной резной оградки. На памятнике короткая надпись: Здесь погребено тело Саввы Тимофеевича Морозова. 1861–1905.

Рядом с морозовским склепом стоит такая же, немного поскромнее разве, кованая часовня купеческого рода Соловьевых. Здесь же неподалеку похоронены купцы Пуговкины. Это захоронение, пожалуй, самое типичное для купеческого Рогожского кладбища - ряд черных высоких саркофагов за добротной металлической оградой. Причем, саркофаги эти абсолютно не тронуты временем. Все, как новенькие.

Но большинство известных фамилий, увы, исчезло. Не найти теперь на Рогожском кладбище богатейших в России промышленников Рябушинских, нет больше могил фабрикантов и торговцев мануфактурными изделиями Солдатенковых, не осталось и следа от захоронений фарфорозаводчиков Кузнецовых. Совсем недавно принято решение на том месте, где был похоронен «фарфоровый король» Матвей Сидорович Кузнецов, установить памятную стелу.

Хорошо было бы по примеру Кузнецова отметить как-то и место захоронения Козьмы Терентьевича Солдатенкова (1818–1901). Владея одним из крупнейших в России состоянием, он столько средств вложил в благотворительность, что трудно даже перечислить все больницы, богадельни, дома призрения, училища, которые он финансировал или которые были учреждены целиком на его счет. Некоторые из солдатенковских учреждений, таких, как, например, больница им. С. П. Боткина, действуют до сих пор. В 1922 году в этой больнице лечился В. И. Ленин. Вождю мирового пролетариата сделали там операцию, - извлекли пулю, которую он носил в себе с покушения 1918 года. Но даже это обстоятельство не помешало ленинцам, спустя несколько лет уничтожить могилу знаменитого мецената и благотворителя.

Но, может быть, в еще большей мере К. Т. Солдатенков прославился своей издательской деятельностью. Для писателей второй половины XIX века он был таким же другом и покровителем, каким для художников позже стал Савва Мамонтов. К. Т. Солдатенков издавал сочинения Д. В. Григоровича, A.B. Кольцова, С. Я. Надсона, H.A. Некрасова, H.A. Полевого, Я. П. Полонского, И. С. Тургенева, A.A. Фета, Т. Н. Грановского, И. Е. Забелина, В. О. Ключевского, многих других. Он был дружен с И. С. Аксаковым, Л. Н. Толстым, А. П. Чеховым. Некоторым писателям он просто безвозмездно помогал. Известного поэта И. З. Сурикова он даже похоронил на свой счет. Сколько бы русская литература недосчиталась замечательных произведений, если бы не радетельное участие К. Т. Солдатенкова!

И. С. Шмелев в статье «Душа Москвы» так говорил о знаменитом меценате: «К. Т. Солдатенков, «друг литераторов», - между ними, если не ошибаюсь, Герцена и Белинского, - положил начало изданиям «тяжелым», недоступным предпринимательству в то время. Без его щедрой жертвы русское образованное общество не скоро бы получило многие капитальные труды европейской ученой мысли: Адама Смита, Рикардо, Дж. Ст. Милля, Дарвина, Бокля, Спенсера… не говоря уже о томах Всемирной Истории. Пишущий не совсем грамотно, - приглашал друзей «на обед», - Солдатенков вошел в историю русской грамотности».

А вот так Шмелев отзывался в целом о русском купечестве: «Нет, не только «темное царство», как с легкого слова критика повелось у нас называть русского купца XIX века - излюбленного героя комедии А. Н. Островского в России - в Москве особенно, - жило и делало государственное и вообще великое жизненное дело воистину именитое купечество - «светлое царство» русское. Не о промышленности и торговле речь: российское купечество оставило добрую память о себе и в духовном строительстве России. Ведь труд и жертва на поприще человеколюбия - помощь сиротам и обездоленным, больным и старым, пасынкам беспризорной жизни, - дело высокой духовной ценности, и его широта и сила показала ярко, на какой высоте стояло душевное российское просвещение. Корни его глубоки: вспомните трогательный обзор Ключевского - «Добрые люди древней Руси». Великое древо жизни росло и крепло».

Странное, казалось бы, дело: большинство русских дореволюционных предпринимателей были старообрядцами. Конечно, и среди православных можно назвать известные имена - Третьяковы, Алексеевы, Голофтеевы, Смирновы, но все-таки их наберется меньше и, главное, их капиталы были не столь велики, как у купцов-старообрядцев. Кстати, о численности тех и других можно судить хотя бы по такой примете: на Рогожском и Преображенском кладбищах купеческих захоронений приблизительно столько же, сколько на всех прочих московских православных вместе взятых.

Скорее всего, преобладание купцов-старообрядцев в российской промышленности и торговле можно объяснить их редкостной корпоративной солидарностью. Будучи в обществе маргинальной группой, они старались не пускать в занятую ими нишу людей не своей веры. И в то же время очень «по-свойски» обходились с единоверцами. Помогали при необходимости, выручали. А уж дать единоверцу деньги в рост, поставить его на счетчик, как теперь делается новыми нашими предпринимателями, для старообрядцев было совершенно немыслимо. Вообще к такому способу наживы в старину было отношение весьма презрительное. Вот как писал об этом один из Рябушинских - Владимир Павлович - в своих воспоминаниях: «На вершине уважения стоял промышленник, фабрикант, потом шел купец-торговец, а внизу стоял человек, который отдавал деньги в рост, учитывал векселя, заставлял работать капитал. Его не очень уважали, как бы дешевы его деньги ни были и как бы приличен он сам ни был. Процентщик!» Вот такой в старину был русский бизнес. Теперь у нас все прямо наоборот. Теперь у нас процентщики (их называют по-новому красиво и непонятно - олигархи), теперь они на вершине уважения. За ними идут «челноки». А промышленников, фабрикантов у нас нет вовсе. В России ничего больше производить не надо. А раз теперь все прямо наоборот, значит это не русский бизнес. Это модель какого-то другого, совершенно чуждого нам по укладу народа.

Интересно также заметить, что религиозная обособленность промышленников-старообрядцев нисколько не отрывала их от общероссийских интересов. То есть они жили не интересами только своей корпорации, хотя и этим тоже, но, прежде всего они чувствовали себя коренным народом, ответственным за отечество и любящим отечество. Когда К. Т. Солдатенков завещал построить огромную больницу на Ходынке, он же не полагал, что лечиться там будут одни старообрядцы. Он делал это для всех москвичей без различия их верований. Когда С. Т. Морозов передал «никонианину» и к тому же родственнику своих конкурентов К. С. Алексееву для его Художественного театра весьма приличные средства, конечно, он не изменял при этом своей конфессии, своему кругу. Кому бы пришло в голову именно так оценивать его меценатство?! Он вложил состояние в культуру России. Савва Тимофеевич четко понимал: вера вторична, нация - первична! Все, что хорошо для России, одинаково хорошо и для старообрядцев, и для «никониан».

Может быть, дилетантская эпитафия на одном из саркофагов Рогожского кладбища, сочиненная женой умершему мужу, в какой-то степени откроет натуру типичного купца-старообрядца, покажет его человеческую сущность. Меценатство и благотворительность это все, конечно, прекрасно. Но ведь это могут быть и показные, небескорыстные жесты. А что же он за человек этот купец? Каков в душе, в тех обстоятельствах, где нет ему корысти казаться лучше, чем он есть на самом деле? На камне написано: Иларион Григорьевич Яковлев. Ск. 27 сентября 1901 г. в 5 часов утра. Жития его было 44 года. День Ангела 28 марта. Имя никому не известное. И, скорее всего, купец был среднего достатка. Но вот что написала о нем жена. Написано это в горе, а значит, откровенно и без прикрас:

Вот она твоя могила,

Незабвенный мой супруг.

Все, чем сердце дорожило,

Все с тобой угасло вдруг.

Детей оставил сиротами,

Которых нежно так любил.

О счастье их мечтая,

Ты в заботах вечно жил.

С юных лет ты сам трудился,

Усердно бедным помогал,

Трудом своим не тяготился

И Божий храм не оставлял.

Есть в надписях на купеческих могилах Рогожского кладбища одна замечательная особенность: там повсюду отсутствует дата рождения покойного. Лишь время смерти - иногда с точностью до часа! - и число прожитых лет. Но на каждом камне, без исключения, указан день его Ангела. И вот почему. До революции в России не только не было принято праздновать день рождения, но многие люди его даже не знали. Считалось, что человек рождается в день крещения. А до этого он как бы и не живет. И только сделавшись христианином и получив небесного покровителя, человек начинает жить. Понятное дело, в годы революции, в богоборческую эпоху, такой порядок не мог существовать. Вот тогда и пришла традиция отмечать день рождения. А день Ангела вообще был забыт. И лишь в самое последнее время традиция именин возрождается. Что не исключает, впрочем, и празднование дня рождения. Многие теперь отмечают и то и другое.

На центральной дорожке находится и самый поразительный участок Рогожского кладбища - место захоронения старообрядческого духовенства. Это старинная крепкая ограда на высоком гранитном цоколе площадью двадцать на пятнадцать шагов. Сам участок несколько приподнят над уровнем земли кладбища. Белые кресты там стоят стеной и их видно издалека. Перед крестами два ряда черных блестящих саркофагов, на которых золотым полууставом что-то написано о погребенных под ними. Разобрать, что именно, почти невозможно: вязь - это вообще больше украшение, чем надпись, к тому же все цифры на камнях кириллические. Ясно только, что там покоятся архиереи.

И. А. Бунин в рассказе «Чистый понедельник», между прочим, описывает похороны иерарха на Рогожском кладбище. Его героиня рассказывает: «Допетровская Русь! Хоронили архиепископа. И вот представьте себе: гроб - дубовая колода, как в древности, золотая парча будто кованая, лик усопшего закрыт белым «воздухом», шитым крупной черной вязью - красота и ужас. А у гроба диаконы с рипидами и трикириями… да какие! Пересвет и Ослябя! И на двух клиросах два хора, тоже все Пересветы: высокие, могучие, в длинных черных кафтанах, поют, перекликаясь, - то один хор, то другой, - и все в унисон и не по нотам, а по «крюкам». А могила была внутри выложена блестящими еловыми ветвями, а на дворе мороз, солнце, слепит снег…»

Работники кладбища рассказывают, что теперь старообрядческие похороны ничем не отличаются от обычных. Но, во всяком случае, здесь, в ограде, где захоронено рогожское духовенство, все осталось, как во времена Бунина - та же красота и ужас.

Сейчас чуть ли не на каждом кладбище в Москве есть могила, которая имеет для верующих сакральное значение. Есть такая могила и на Рогожском кладбище. Неподалеку от ворот похоронена монахиня Севостьяна, в миру - Ольга Иосифовна Лещева. О ней рассказывают такую историю. Она когда-то была регентом, здесь же в Рогожской слободе, в Никольском храме - единственном православном рогожском храме. Однажды - это было еще в революцию - во время молебна в храм явились комиссары и арестовали батюшку. Вероятно, оставшимся можно было после этого и разойтись, но матушка Севостьяна, продолжила молебен, а те места, которые должен был озвучивать иерей, она вдруг стала петь густым мужским голосом. И таким образом молебен продолжился без священника. Сейчас на ее могилу приходят многие паломники. И говорят, было уже столько случаев, когда матушка по молитвам верующих помогала им, что всех свидетельств хватило бы на добрую книгу. Нищие, что сидят у ворот, всегда проводят к ее могилке.

В советское время никаких особенно выдающихся людей здесь не хоронили. Есть на кладбище несколько Героев Советского Союза, несколько профессоров, генералов, но их имена известны, судя по всему, немногим. Вся слава Рогожского кладбища осталась в далеком прошлом.

Из книги Нерусская Русь. Тысячелетнее Иго автора Буровский Андрей Михайлович

Великая тишина? В московских летописях писали: «И была тишина великая на 40 лет». «Тишина» состояла в том, что с 1328 по 1366 год на московское княжество не нападали монголы.Но в эти же годы московские войска вместе с монголами вторгались в Новгородскую землю в 1333 году,

Из книги Московские обыватели автора Вострышев Михаил Иванович

Тенор из рогожской слободы. Певец Павел Иванович Богатырев (1849–1908) Более тысячи лет назад византийские историки называли славян «песнелюбивыми». Под песню рубили избу, пеленали ребенка, справляли свадьбу, хоронили.«Во все продолжение путешествия нашего по России я не

Из книги От Киева до Москвы: история княжеской Руси автора

57. Иван Калита и «великая тишина» Летописцы сообщают: когда Калита получил великое княжение, «бысть оттоле тишина велика на 40 лет, и пересташа погании воевати Русскую землю и заклати христиан, и отдохнуша и починуша христиане от великия истомы, многия тягости и насилия

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Ансамбль старообрядческих храмов у Рогожской заставы (в Рогожской слободе) Все проезжающие по внешней стороне высокой эстакады Третьего транспортного кольца на подъезде к пересечению с шоссе Энтузиастов видят взметнувшуюся ввысь ослепительно белую колокольню. Это

Из книги Диссиденты автора Подрабинек Александр Пинхосович

«Матросская Тишина» Первая тюрьма, как первая любовь – волнует, пугает и никогда не забывается.Я сидел в крошечном заднем отсеке милицейского газика и через решетку в окне видел уходящую из-под колес дорогу. «Да и черт бы с ним, с уголовно-процессуальным кодексом, –

«ТИШИНА ВЕЛИКА» ДЛЯ МОСКВЫ Княжение Ивана Калиты отличалось одной особенностью, драгоценной для москвичей. «Сел великий князь Иван Данилович на великом княжении всея Руси, – пишет летописец,- и была оттоле тишина великая на 40 лет, и перестали татары воевать Русскую землю

Из книги В Москве-матушке при царе-батюшке. Очерки бытовой жизни москвичей автора Бирюкова Татьяна Захаровна

За Рогожской заставой Русские люди говорят: «Свято место пусто не бывает». Потому на намоленном месте, где была разрушенная церковь, возводят новую. В доме упраздненной старой аптеки через годы вновь открывают тоже аптеку. Вот и с воксалом в Рогожской произошло что-то

Из книги Убийства в Доме Романовых и загадки Дома Романовых автора Тюрин Владимир Александрович

Дальше - тишина… Вступление С незапамятных времен для значительной части человечества власть являлась самым вожделенным, самым ценным подарком фортуны. За неё боролись всеми правдами и неправдами, убивали, травили, гноили в тюрьмах, ею бесстыдно пользовались, забывая о

Из книги Московская Русь: от Средневековья к Новому времени автора Беляев Леонид Андреевич

Четыре принципа Ивана Калиты, или «тишина великая» Калита понял, как сделать Москву самым влиятельным княжеством Руси. Он придерживался четырех неписаных правил: жить в мире с Ордой; контролировать «выход»; «собирать земли»; дружить с Церковью.Искусно обращая

Из книги Удары судьбы. Воспоминания солдата и маршала автора Язов Дмитрий Тимофеевич

Матросская Тишина Утром получил весточку от друзей, которая долго не отпускала сердце: вчера нелюди на подступах к Рижскому вокзалу избивали писателей, светочей российской словесности, чьи имена золотыми буквами рассыпаны по букварям и учебникам литературы. Как же

Из книги История московских кладбищ. Под кровом вечной тишины автора Рябинин Юрий Валерьевич

«Тишина за Рогожской заставою…» Рогожское кладбище Московские старообрядцы стали погребать своих умерших на отдельных погостах, обособленно от «никониан», практически сразу вслед за никоновскими реформами. Но в 1771 году, когда во время эпидемии чумы было запрещено

Из книги История княжеской Руси. От Киева до Москвы автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

57. Иван Калита и «великая тишина» Летописцы сообщают: когда Калита получил великое княжение, «бысть оттоле тишина велика на 40 лет, и пересташа погании воевати Русскую землю и заклати христиан, и отдохнуша и починуша христиане от великия истомы, многия тягости и

Из книги Русский Париж автора Бурлак Вадим Никласович

«Недолгая мирная тишина» Мир - это промежуток между двумя войнами. Жан Жироду К революциям ведут не созидательные творческие процессы, а процессы гнилостные и разрушительные. Революциям предшествует процесс разложения, упадок веры, потеря в обществе и народе

Такого типа сооружения раньше иногда называли каплицами или капличками. Под этим монументом лежит камень, на котором написано: "Могилы рода мануфактур-советника Викула Елисеевича Морозова". Перед смертью Викул Елисеевич (1829-1894) завещал сыновьям 400 тыс. рублей на строительство детской больницы.
Больницу сыновья построили в Замоскворечье в 1903 году. В советские годы многие больницы, основанные купцами и фабрикантами, были переименованы. Но детская больница, основанная Викулом Елисеевичем и его сыновьями, неизменно называлась Морозовской. Увы, и капличка на родовом участке "Викуловичей", похоже, доживает свой век: снизу, у земли, облицовка разрушилась, осыпалась, и обнажилась кирпичная основа, тоже осыпающаяся...

Автором сооружения фамильной усыпальницы Морозовых (1898 г.) на старообрядческом Преображенском кладбище в Москве был замечательный зодчий Федор Осипович Шехтель – центральная фигура в русской архитектуре эпохи модерна конца XIX –начала XX вв.
Усыпальница Морозовых, проект которой находится в архивных фондах Музея архитектуры им. А.В. Щусева, являет собой образец неоромантического направления модерна.

В эти годы зодчий только начинал свои первые шаги в поисках нового стиля. Среди старых могил Преображенского кладбища выделяется высокая часовня темно-серого гранита с беломраморной облицовкой в форме креста (работы фирмы «Густав Лист»). Формы ее довольно необычны, они словно стекают, оплывают, образуя прихотливые завитки-волюты и соцветия аканта, украсившие постамент. Свобода и фантазия, столь характерные творческому почерку Шехтеля, проявились и в линии, образующей объем надгробия, и в рисунке декоративного убранства.

Солдаты, возвращавшиеся с очередной русско-турецкой войны, принесли с собой в Москву страшную моровую язву — чуму. В декабре 1770 года в первопрестольной столице началась эпидемия, особенно усилившаяся в марте 1771 года. По распоряжению графа Григория Орлова, командированного Екатериной II для организации борьбы с мором, все кладбища в черте города были закрыты. В числе закрытых кладбищ оказались и два старообрядческих, известных еще с 1718 года и принадлежавших староверам, приемлющим священство: одно, бывшее за Тверскими воротами, и другое — у Донского монастыря. Взамен этих двух кладбищ поповцам по указу Правительствующего Сената выделили землю для захоронения умерших от эпидемии в трех верстах от Рогожской заставы, направо от Владимирского тракта. Место было выбрано не случайно: там находилась старообрядческая деревня Новоандроновка. Здесь были устроены карантин, больница и небольшая деревянная Никольская часовня для отпевания усопших. Так и возникло знаменитое Рогожское кладбище.

С разрешения императрицы Екатерины II были выстроены один за другим два храма, летний во имя Покрова Пресвятой Богородицы и зимний во имя Рождества Христова. Построены «палаты» для священнослужителей и для причта, частные дома, гостиница для паломников, детское училище, приюты, богадельни и другие постройки. Постепенно образовался так называемый Рогожский богаделенный дом, так называемое Рогожское кладбище. Понятие «Рогожское кладбище» относится не столько к собственно погосту, сколько к поселку при нем, к Рогожской старообрядческой общине. С момента своего основания и до настоящего времени Рогожское кладбище остается наиболее значительным центром русского православия. Его история наполнена трагическими и славными событиями и отражает историю Русской древлеправославной (старообрядческой) Церкви в последние столетия.

Местность Рогожского некрополя сначала представляла не что иное, как несколько рядов могил рядом с большим курганом, представлявшим собой братские могилы первых умерших от моровой язвы (чумы) 1771 г. На этом кургане — холме — еще в двадцатые годы прошлого столетия стоял старый, обросший мхом и плесенью обелиск, украшенный Адамовой головой, так называемый «памятник моровой могилы». На четырех его сторонах были надписи.

На восточной стороне было сказано об основании кладбища: «Место сие отведено для погребения усопших староверов в лето от Сотворения мира 7279, вместо таковых до сего времени бывших двух кладбищ…»

На западной стороне как религиозно-философское осмысление мира были написаны строки из Книги Премудрости Соломона, гл. 3, на славянском языке. В переводе на русский язык это звучит так: «А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас уничтожением, но они пребывают в мире. Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия. И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел достойными Его. Он испытал их, как золото в горниле, и принял их, как жертву всесовершенную».

На южной стороне памятника в стихотворной форме описывается трагедия чумной эпидемии:

В числе множества удручающих смертных скорбей
Моровая язва свирепее всех поедает людей.
Не щадит она младенцев, ни юношей цветущих лет,
И самым древним старцам от ней пощады нет.
Сия величайшая в мире на человечество напасть
Издревле ужаснее браней наводит собой страх.
Хотя не всегда в людях тоя действия бывает,
Но равно всех определенных лютостью своею убивает.
На северной стороне — описание симптомов и течения этой страшной болезни:
Болящие чувствуют начало поражения —
Великия во всех членах расслабления,
Руки и ноги у всех так дрожали,
Что, подобно пьяным шатаясь, они упадали.
Потом озноб и головную боль они ощущали,
А внутренние их воспаления с жаром возмущали…
Все таковые действия сил лишали,
И на другой день поражаемых нещадно умерщвляли.

К настоящему времени обелиск не сохранился, и его судьба неизвестна, но место его нахождения нетрудно найти на 1-м участке.

Следующие памятники были поставлены над могилами священнослужителей Рогожского кладбища, трудившихся в период с основания кладбища и до учреждения Белокриницкой иерархии. Историческая надпись, составленная по указанию епископа Антония, была помещена на общем памятнике:

«Сий крест Господень поставлен в память почивающих здесь своими телесами священноиереям, иже ко св. древлеправославной Церкви от никоновских нововведений с покаянием приходящих. И близ ста лет в духовных потребностях за всю последнюю половину многолетнего Ея вдовства служаху, причем они всегда страхом внешнего гонения поражались и внутренним лишением благочестивого епископства утомлялись. Вечность христопреданного священства от разных напастей на законность оного непрестанно защищали и в таковом лютом преволнении яко великодушные пловцы и без кормчего спасали от потопления корабль церковный… О доброе семя! Ты на столь же Церкви драго и почтенно, насколь возросшая через тебя благочестивая иерархия нужна и необходима. Буди же сей приятный плод твои паки неоскуден, и ты — из рода в род никогда забвенно в вечную память».

Но, к горькому сожалению, не сохранили потомки и время ни этих святых могил, ни общего памятника над ними!

Рогожский некрополь — один из самых своеобразных в Москве. Ни с каким другим кладбищем его спутать невозможно.

До революции здесь хоронили только староверов: священнослужителей, попечителей, почетных граждан и вообще лиц, принимавших близкое участие в судьбах кладбища, а также простых староверов. Наиболее частой формой надгробий Рогожского кладбища являлся саркофаг из белого камня, черного мрамора или гранита. На надгробиях почти нет дат рождения покойных, и понятно почему. Как правило, на каждом надгробии помещались и сохранились по сей день надписи об имени и дате смерти умершего (вплоть до часов), о возрасте (вплоть до дней), дне ангела и социальном статусе, а на некоторых — информация о годах, проведенных в супружестве. На другой стороне надгробия часто была написана трогательная эпитафия или текст из церковного писания. Памятники — это запечатленная в камне история Рогожской старообрядческой общины, так и история старообрядчества вообще.

После революции, когда погребение перестало иметь характер религиозного обряда, а крест на могиле являлся чуть ли не вызовом системе, на Рогожском все так же появлялись могучие кресты-голубцы. Их и теперь очень много, и они придают кладбищу характерный строгий вид. Хотя хоронят тут теперь далеко не одних только старообрядцев.

Во второй половине XIX — начале ХХ века на Рогожском кладбище были похоронены представители известных старообрядческих купеческих родов: Банкетовы, Баулины, Бутиковы, Винокуровы, Досужевы, Капырины, Кузнецовы, Кулаковы, Ленивовы, Миловановы, Мельниковы, Морозовы, Мусорины, Назаровы, Пуговкины, Рахмановы, Рябушинские, Рязановы, Свешниковы, Солдатёнковы, Соловьёвы, Трегубовы, Царские, Шибановы, Шелапутины.

Но немногие из этих захоронений можно теперь найти на кладбище. Дело в том, что в советское время у «капиталистов-эксплуататоров», наряду с прочим, часто экспроприировались и надгробия с могил. В 30-е годы прошлого столетия Рогожское кладбище являлось крупнейшим в Москве поставщиком гранита на стройки социализма, в частности для метро. О том, какие залежи ценного камня были на Рогожском кладбище прежде, можно судить по немногим сохранившимся купеческим захоронениям.

Большинство известных фамилий, увы, исчезло. Не найти теперь на Рогожском кладбище могил богатейших в России промышленников Рябушинских, нет больше могил фабрикантов и торговцев мануфактурными изделиями Солдатёнковых и многих, многих других. Точнее, не найти надгробных памятников, но ведь останки людей навечно упокоены в земле кладбища. Более того, нельзя сказать, что не осталось и следа от захоронений! В 2005 году на выставке в Государственном историческим музее, посвященной столетию распечатания алтарей Рогожских храмов и дарования религиозных свобод старообрядцам, в экспозиции была представлена карта Рогожского кладбища, составленная межевым архитектором А. Фихтнером с указанием мест захоронений усопших на момент 1886 года. Бесценная карта передана в дар Государственному историческому музею, и наступит время, когда по ней можно будет восстановить географию разрушенных захоронений.

На сохранившейся уникальной фотографии видно, как выглядело место захоронения родоначальника рода московских купцов Рябушинских — Михайлы Яковлевича (1.11.1786 — 20.07.1858) и его жены Евфимии Степановны, урожденной Скворцовой (около 1790 — 1855).

Рябушинские принимали активное участие в деятельности Рогожского кладбища и были известными предпринимателями. Вот очень краткая справка об их деятельности.

Рябуши́нские- династия российских предпринимателей. Основателями династии стали калужские крестьяне-старообрядцы, отец Михаил Яковлевич и братья Василий Михайлович и Павел Михайлович, открывшие в 1830-х годах несколько текстильных фабрик. В 1867 году братьями был учреждён торговый дом «П. и В. Братья Рябушинские» (в 1888 году реорганизован в «Товарищество мануфактур П.М. Рябушинского с сыновьями»). Семейное дело унаследовали сыновья Павла Михайловича: Павел Павлович, Владимир Павлович, Степан Павлович, Сергей Павлович, Николай Павлович и другие (всего в семье было 8 сыновей), в 1902 году основавшие «Банкирский дом братьев Рябушинских» (в 1912 году преобразованный в Московский банк). Братья входили в число лидеров партии «прогрессистов», издавали газету «Утро России». Известностью пользовались художественные собрания братьев, особенно бесценная коллекция икон Степана Павловича Рябушинского, которые теперь хранятся в коллекциях Русского музея, Государственного исторического музея, Государственной Третьяковской галереи и др. После революции все братья эмигрировали.

Не осталось следа от фамильного захоронения «фарфорового короля» Матвея Сидоровича Кузнецова (1846-1911) и членов его семьи. Находилась семейная усыпальница напротив архиерейских могил. Недавно на этом месте Московский фонд культуры установил памятную стелу — бронзовый обелиск Матвею Сидоровичу Кузнецову (участок 2).

М.С. Кузнецов родился в Гжели Московской губернии. Образование получил в Коммерческом училище в Риге. Лишившись отца в 1864 году и сделавшись самостоятельным владельцем фарфорово-фаянсового производства, настолько успешно повел дело, что развил его до первого в России предприятия. Коммерции советник, потомственный почетный гражданин. Был награжден многими русскими орденами и состоял кавалером французского ордена почетного легиона. В старообрядческих делах Матвей Сидорович принимал самое живое и деятельное участие; многие годы был председателем Совета московской старообрядческой общины Рогожского кладбища. Как написано в некрологе, «покойный отличался редкими душевными качествами… Своим добродушием, отзывчивостью, крупной благотворительностью он снискал уважение во всех кругах… Прах покойного погребен в склепе-часовне — усыпальнице Кузнецовых на Рогожском кладбище».

К сожалению, не сохранилась большая усыпальница купцов-старообрядцев Солдатёнковых (участок 4) из старинного рода Егора Васильевича Солдатёнкова (1752 — после 1830), переселившегося в Москву из дер. Прокуниной Московской губ. в 1797 году. Его дети Терентий и Константин торговали хлопчатобумажной пряжей и ситцами, владели бумаготкацкой фабрикой в Рогожской части (основана до 1813 года). Терентий Егорович — купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин, передал в наследство сыновьям Ивану и Козьме фабрику и многочисленные лавки.

Не пощадили советские 30-е годы могилу замечательного российского предпринимателя, мецената — благотворителя Козьмы Терентьевича Солдатёнкова (1818-1901).

Владея одним из крупнейших в России состояний, он столько средств вложил в благотворительность, что трудно даже перечислить все больницы, богадельни, дома призрения, училища, которые он финансировал или которые были учреждены целиком на его счет. Некоторые из солдатёнковских учреждений (например, больница им. С.П. Боткина) действуют до сих пор. Но, может быть, в еще большей мере К.Т. Солдатёнков прославился своей издательской деятельностью: издавал сочинения Д.В. Григоровича, А.В. Кольцова, С.Я. Надсона, Н.А. Некрасова, Н.А. Полевого, Я.П. Полонского, И.С. Тургенева, А.А. Фета, Т.Н. Грановского, И.Е. Забелина, В.О. Ключевского, многих других. Он был дружен с И.С. Аксаковым, Л.Н. Толстым, А.П. Чеховым. Некоторым писателям он просто безвозмездно помогал.

К концу XIX века К.Т. Солдатёнков был потомственным почетным гражданином, коммерции советником, членом Московского отделения Совета торговли и мануфактур, директором Товарищества Кремнгольмской мануфактуры, директором Товарищества Даниловской мануфактуры и т.д. В итоге состояние «текстильного короля» Солдатёнкова к концу жизни оценивалось в 8 млн. рублей.

Невозможно не упомянуть о картинной галерее и библиотеке (общая стоимость библиотеки оценивалась по тому времени в 1 млн. рублей), переданных Румянцевскому музею. Одних картин русского и западного искусства в собрании насчитывалось около 270, кроме того гравюры, акварели, скульптуры. Сейчас они находятся в фондах Русского музея и Государственной Третьяковской галереи. Значительную ценность также представляло собрание икон, часть из которых была завещана Покровскому собору Рогожского кладбища.

Хорошо было бы увековечить памятным знаком место захоронения Козьмы Терентьевича Солдатёнкова на Рогожском кладбище, воспользовавшись картой А. Фихтнера.

Самый поразительный участок Рогожского кладбища находится справа от главной дорожки на участке 5. Это Архиерейские могилы — место захоронения старообрядческого духовенства Белокриницкой иерархии. Особо почитаемое место у старообрядцев.

Захоронение старообрядческого духовенства находится за старинной оградой на высоком месте и представляет собой ряды белых деревянных восьмиконечных крестов, которые стоят стеной и видны издалека (их около 40), и несколько черных саркофагов.

Здесь похоронены старообрядческие священнослужители — митрополиты, архиепископы, епископы, священники, монахи. Под саркофагами покоятся старообрядческие архиепископы:

Антоний (ум. в 1881 г.), Савватий (1825-1898); Аркадий (1809-1899) и Конон (1797-1884). Двое последних известны тем, что были арестованы в 1850-х годах и заключены в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, где просидели в тюрьме до конца своих дней. Под пятым саркофагом покоятся руководившие церковью в советские годы епископы Анастасий (1896-1986), Геронтий (1872-1951), архиепископы Иринарх (1881-1952) и Иосиф (1886-1970).

Среди крестов возвышается самый большой деревянный крест, под которым погребён старообрядческий архиепископ Иоанн (1837-1915). При нем было совершено распечатывание алтарей рогожских храмов, в Москве сооружено 15 старообрядческих храмов, издавался журнал «Церковь», организован Старообрядческий богословский учительский институт. В 2003 году на Архиерейском участке был похоронен митрополит московский и всея Руси Алимпий, при котором началось возрождение старообрядческой жизни после гонений советских времен. В 2005 году здесь же был погребен . Недавно стараниями рогожских казаков установлены белые деревянные кресты в память об их упокоении.

На Рогожском кладбище сохранился надгробный памятник на месте захоронения Прокопия Дмитриевича Шелапутина (1777-1828), который исполнял должность Московского городского головы во время нашествия Наполеона на Москву (сентябрь 1812 г. — январь 1813 г.).

Вот краткие сведения о заслугах достойного нашей памяти человека. Шелапутин П.Д. происходил из старинного старообрядческого рода, Московский 1-й гильдии купец, городской староста, среди московского купечества занимал одно из самых почетных мест. «Прокофья Шелапутина за усердие, оказанное чрез пожертвование значительных на пользу Государственную значущих сумм, ЖАЛУЕМ в Коммерции Советника («С.-Петербургские сенатские ведомости», 1812 г., с. 378). Более того, за заслуги, оказанные Отечеству, в 1833 году июня 9-го П.Д. Шелапутин с потомством был возведен Высочайшею грамотою в дворянское достоинство, что являлось исключительным для старообрядцев случаем («Дворянские роды, внесенные в общий гербовник Всероссийской империи», составил гр. А. Бобринский, С.-Петербург, 1890 г., ч. 2, с. 639), грамота была вручена сыну покойного Дмитрию Прокопьевичу Шелапутину. «Во внимание к пожертвованию минерального кабинета в пользу ИМПЕРАТОРСКОЙ Московской медико-хирургической академии и усердного исполнения обязанностей, возложенных на него доверенностью купеческого общества», 30 декабря 1824 г. Прокопий Шелапутин был награжден орденом Св. Анны III степени («С.-Петербургские сенатские ведомости», 1825 г., с. 96).

Потомок П.Д. Шелапутина по линии его родного брата Антипия Дмитриевича — Павел Григорьевич Шелапутин (1848-1914). С ранних лет Павел Григорьевич почувствовал ответственность за фамильное дело Шелапутиных. В московских купеческих семьях не было принято дробить основной капитал, традиционно он доставался старшему наследнику по мужской линии. А это означало, что именно Павлу Григорьевичу как единственному наследнику следовало продолжать фамильное дело.

В формулярном списке, составленном в 1913 г. на лиц, состоящих на государственной службе, даётся такая характеристика предпринимателя: Шелапутин П.Г. — из потомственных почётных граждан, действительный статский советник (1908), награждён орденом Святого Владимира III степени (1905), потомственный дворянин, действительный статский советник (1911). Недвижимость: дома в Москве, имение в Московской губернии. Участие в правлениях и советах акционерных обществ: председатель Общества Средних торговых рядов, председатель Товарищества Балашихинской мануфактуры (на 1914 год — 30000 рабочих, оборот 8 млн. рублей).

Благотворительная деятельность Павла Григорьевича вызывает большую признательность и уважение: Гинекологический институт для врачей им. Анны Шелапутиной (1893), гимназия им. Григория Шелапутина (1902), три ремесленных училища (1903), реальное училище им. А. Шелапутина (1908), Педагогический институт (1908), женская учительская семинария (1910).

Трагические обстоятельства семейной жизни подорвали здоровье Павла Григорьевича. В 1913 году он едет в Швейцарию на лечение, где в следующем году умирает. Гроб с его телом едва успели перевезти через границу в последние мирные дни перед Первой мировой войной. Последнее пристанище П.Г. Шелапутин нашёл на Рогожском кладбище. Его могила не сохранилась.

Решением Историко-культурного экспертного совета Москомнаследия (протокол от 28.05.08 г.) захоронение и саркофаг П.Д. Шелапутина отнесены к выявленным объектам культурного наследия в качестве памятника исторического некрополя. Благодаря публикации в журнале «Церковь» до нас дошла фотография места захоронения П.Д. Шелапутина. Рядом с ним была погребена его супруга Харитина Ивановна, известная старообрядческая благотворительница и деятельница второй половины 19-го века. Известный начетчик, «старообрядческий логофет» Семен Семенов был погребен в ограде семейства Шелапутиных.

Захоронение П.Д. Шелапутина будет восстановлено к 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года.

Каждый проходящий по главной дорожке видит усыпальницу представителей крупнейшего рода предпринимателей-старообрядцев Морозовых (участок 1). Она огорожена чугунной узорчатой оградой, под сенью, которая прежде была с цветными стеклами, потом ржавела без стекол, пока ее в конце XX века не покрыли кровлей. Она не была разрушена в годы уничтожения надгробий, как говорят, благодаря заслугам Саввы Тимофеевича Морозова, помогавшего большевикам.

Здесь похоронены пять поколений славной купеческой фамилии, начиная от основателя династии Саввы Васильевича (1770-1860) и до современных ее представителей. Последнее захоронение датировано 2003 годом. Конечно, самый известный среди Морозовых — это Савва Тимофеевич, внук основателя династии, прославившийся как покровитель искусств и щедрый кредитор русской революции. До сих пор остается загадкой его неожиданная смерть в Канне — то ли он покончил с собой, то ли кто-то от него решительно избавился…

В углу за оградой можно увидеть родовой белокаменный крест, на котором выгравировано: «При сем кресте полагается род Богородского купца Саввы Васильевича Морозова». Рядом — фигурный саркофаг самого Саввы Васильевича (1770-1860) и его супруги Ульяны Афанасьевны (1778-1861). Здесь же погребены его сыновья Тимофей Саввич Морозов (1823-1889), мануфактур-советник, 1-й гильдии купец, владелец Никольской мануфактуры в Орехово-Зуеве. Над его могилой и могилой его супруги Марии Федоровны, известной благотворительницы, белокаменная резная часовня, увенчанная шатром, выполненная по проекту Ф.О. Шехтеля (главка и крест утрачены). И Иван Саввич, Покровский 1-й гильдии купец, потомственный почетный гражданин (1812-1864), который покоится рядом со своим сыном Сергеем Ивановичем Морозовым (1861-1904), потомственным почетным гражданином. На могиле Саввы Тимофеевича стоит памятник работы скульптора Н.А. Андреева — беломраморный крест с рельефным распятием и оригинальным мраморным же саркофагом над могилой, выполненным в виде декоративной резной оградки. На памятнике короткая надпись: «Здесь погребено тело Саввы Тимофеевича Морозова. 1861-1905».

Семейное захоронение Морозовых является выявленным объектом культурного наследия. Необходимо проведение реставрационных работ. Недавно отреставрирован родовой крест, но надпись на нем уже едва читается. В очень плохом состоянии находятся ограда и фундамент, ограда ржавая, местами фундамент столбов трескается и разваливается…

В конце главной дорожки стоит большой черный крест (5-й участок) на не менее впечатляющей плите из розового гранита, под которой похоронен московский купец Федор Васильевич Татарников (1852 — 21.11.1912). Говорят, раньше таких крестов на кладбище было несколько. Теперь остался один. На память.

Рядом с усыпальницей Морозовых стоит кованая часовня купеческого рода Соловьевых, известных торговлей шерстью (участок 2). Саркофаги, установленные на местах погребения, выделяются своим внешним совершенством, например, оригинальный саркофаг с часовенкой в изголовье, крест утрачен. Совершенно уникальный высокий родовой крест: «Под сим крестом полагается род Московского 1-й гильдии купца Макара Васильевича Соловьева» с изображением распятого Христа. Несомненно роспись представляет художественную ценность.

В усыпальнице продолжают хоронить потомков. Необходимо проведение реставрационных работ, тем более что усыпальница включена в реестр заявленных объектов культурного наследия г. Москвы еще в конце 80-х годов прошлого столетия.

Если идти по главной дорожке, то с левой стороны можно видеть захоронение предков Ивана Алексеевича Пуговкина (1854-1931), многие годы перед революцией бывшего председателем Рогожской старообрядческой общины. Это захоронение, пожалуй, самое типичное для купеческого Рогожского кладбища: пять черных высоких саркофагов за сохранившейся металлической оградой (участок 1). Маленький фигурный саркофаг из розового гранита: Пуговкин Петр Николаевич, умерший 8.12.1867 г. в возрасте трех лет, недавно был найден на неизвестной могиле и перенесен к родным. «Не плачьте обо мне, родители мои, Господь принял меня в селения свои» — вот такая трогательная эпитафия на этом детском саркофаге.

Однако видно, что не все саркофаги сохранились, некоторые уничтожены в 30-е годы прошлого столетия, как и родовой крест. Поэтому здесь же находятся современные захоронения людей, не имевших отношения к данному роду.

Недалеко, но уже по правой стороне от главной дорожки находится фамильное захоронение Кулаковых (участок 4). Сохранились два уникальных белокаменных надгробия — саркофаги, возможно, конца XVIII — начала XIX века, заросшие мхом, надписи на которых прочесть уже невозможно. Здесь же находится величественный, фигурный саркофаг из темного гранита, установленный на высоком монолитном с ним основании, на пьедестале из розового гранита. Изготовлен в мастерской Новиковых, единственный в своем роде. Родовой памятник Кулаковых: «Под сим крестом полагается род московского купца», тоже очень красивый, к сожалению, как и большинство на Рогожском кладбище, не имеет самого креста. Основание решетки, как и сама решетка, разрушаются на глазах…

Из купеческого рода старообрядцев Рахмановых на протяжении трех поколений можно выделить несколько крупных семей, осуществлявших в разные периоды XIX — нач. XX вв. контроль за хозяйственной и религиозной деятельностью московской Рогожской общины.

В Москве купцы Рахмановы, вышедшие из вольноотпущенных крестьян Московской губернии, появляются в первой четверти XIX века. Уже к середине века несколько торговых семей Рахмановых владели значительными капиталами (Ф.А. Рахманов — свыше миллиона руб. уже в 1854 г.) и имели коммерческие интересы не только в Москве.

Во второй половине XIX в. род Рахмановых сильно разрастается. Рахмановы породнились с богатейшими купеческими фамилиями России — Овсянниковыми, Дубровиными, с К.Т. Солдатёнковым. Опираясь на свое влияние в старообрядческой среде, на родственные связи и денежный капитал, Рахмановы активно участвовали в религиозно-духовной жизни Рогожской старообрядческой общины. В этом плане наиболее значительно участие Рахманова Федора Андреевича (1776-1854) в организации кафедры старообрядческой митрополии в Австро-Венгрии.

На Рогожском кладбище было несколько фамильных захоронений Рахмановых. Сейчас сохранилось одно, потомков Григория Леонтьевича Рахманова (участок 1). На большом участке находится несколько захоронений в виде старинных саркофагов.

Первое по времени сохранившееся на этом участке захоронение — фигурный саркофаг, под которым покоится Рахманов Иван Григорьевич, Богородский 2-й гильдии купец, умерший 10.04.1839 г. в возрасте 66 лет. Сохранилось захоронение и потомственного почетного гражданина Василия Григорьевича Рахманова (1782-1858).Обращает на себя внимание высокий обелиск из темно-красного гранита, установленный на месте упокоения московского 1-й гильдии купца Рахманова Карпа Ивановича (1826-1895).

В настоящее время члены семьи Рахмановых, усопшие накануне революции (видимо, их надгробия были уничтожены в 30-е годы прошлого столетия) и в годы советской власти, покоятся под восьмиконечными металлическими крестами, выкрашенными белой краской, со скромными табличками.

Под таким же старообрядческим крестом покоится прах Георгия Карповича Рахманова (1873-1931), известного русского общественного деятеля, издателя, профессора Московского университета, принимавшего активное участие в деятельности Рогожской старообрядческой общины до революции.

В семейной моленной Г.К. Рахманова (на Покровской ул.) находилось большое собрание древних икон, изучением которых по приглашению Георгия Карповича занимался известный исследователь древнерусского искусства Павел Муратов. Все собрание целиком было передано в Исторический музей осенью 1917 года. Позднее это «рахмановское собрание» было переведено в Третьяковскую галерею. Во многих музеях хранятся иконы, известные как «рахмановские» по своему происхождению, были взяты из таганской моленной Рахмановых и из их дома и храма на Покровской ул.

Бесценные иконы, переданные в дар членами семьи Рахмановых, находятся в храме Покрова Пресвятой Богородицы на Рогожском кладбище.

Большой интерес вызывает благотворительная деятельность Рахмановых, как в пользу старообрядческой общины (неоднократно делались крупные вклады в фонды общины), так и московского общественного призрения. Так, в начале XX века были выстроены дом бесплатных квартир Эмилии Карповны Рахмановой на 100 человек, стоимостью 60 000 руб.; богодельня имени Александры Карповны на 70 человек, стоимостью 133 000 руб.

На 9-м участке находится уникальный памятник погибшему в Первую мировую войну. Из серого с прожилками гранита в виде часовни, крест утрачен. Надпись хорошо сохранилась: «Прапорщик 5-го гренадерского Киевского Е.И.В. Наследника цесаревича полка. Личный почетный дворянин Александр Александрович Русаков. Родился 6 июля 1882 г. Убит в бою 13 октября 1914 г. при деревне Студзянка Козеницкого уезда Радомской губ. Жития его было 32 г. 4 м. и 7 дней. В супружестве жил 8 мес. и 11 дней. Дорогому сыну от любящего отца, жены и дочери дорогому мужу и отцу».

Эпитафия (в данном случае, описывает подвиги усопшего):

«Убиенный на поле брани Александр Александрович Русаков. Участвовал в Русско-Японской войне. За отличие во многих боях был награжден за свои подвиги орденами Свят. Анны 4 степени с надписью «За храбрость», Свят. Станислава 3 степени с мечами и бантом, Свят. Анны 3 степени с мечами и бантом и личным дворянством. В войне против германцев и австрийцев в бою под Люблиным был ранен в августе 1914 г. и награжден орденом Свят. Станислава 2 степени. 13 октября 1914 г. геройски пал в бою при деревне Студзянка.

Вечная память тебе, достойный герой!»

Этот памятник в реестре объектов культурного наследия г. Москвы записан как заявленный объект.

После революции и тем более после разрушений 30-х годов Рогожское кладбище утратило характер только старообрядческого кладбища.

В 1930-1940-е гг. на кладбище тайно хоронили жертв политических репрессий. Эти сведения нуждаются в подтверждении документами.

В.Н. Анисимова

На старообрядческом Рогожском кладбище, началась реставрация усыпальницы Морозовых.
Для начала, маленькая историческая справка:
Рогожское кладбище в Москве организовано в 1771 году с высочайшего дозволения императрицы Екатерины II, разрешившей старообрядцам иметь отдельное место для захоронения жертв свирепствовавшей моровой язвы (чумы).
Уже в 1823 г. вокруг кладбища организовалась староверческая слобода с церквами, часовнями, жилыми строениями, богодельнями, - число жителей составляло 990 человек.
К середине XIX в. Рогожское кладбище представляет из себя духовный и административный центр Русской Православной Старообрядческой Церкви.
Некрополь Рогожского кладбища сформировался уже во второй половине XIX в. На главной алее кладбища, отдельно за невысокой кованой оградой, расположены «Архиерейские могилы» - место захоронения высшего духовенства Старообрядческой Церкви. На противоположной стороне - фамильные захоронения Морозовых, Соловьевых. На могильных мраморных памятниках и надгробиях имена выдающихся деятелей промышленности, финансового капитала и благотворителей, купцов и меценатов «золотого века», виднейших старообрядческих деятелей: Шелапутиных, Рахмановых, Пуговкиных, Бутиковых, Кузнецовых, Рябушинских, Солдатенковых и многих представителей купеческих родов.
На сегодня, на обширных площадях некрополя, сохранилось не более 35-40 фамильных захоронений.
После революций 1917 г. кладбище утратило свой чисто старообрядческий колорит. В 1930-е −1940-е гг на кладбище тайно хоронили жертв политических репрессий, в том числе расстрелянных в октябре 1941 военачальников Я. В. Смушкевича, П. В. Рычагова, Г. М. Штерна, А. Д. Локтионова. На территории — две группы братских могил воинов, погибших во время Великой Отечественной войны и умерших в московских госпиталях.(Следует отметить, что в сороковые годы прошлого века множество памятников из итальянского мрамора и гранита экспроприировано на строительство и отделку строящегося тогда Московского метрополитена).
В настоящее время кладбище закрыто и осуществляются только родственные захоронения.

Склеп крупнейшего рода предпринимателей-старообрядцев Морозовых. Здесь погребены потомки Саввы Васильевича Морозова (1770-1860), в частности, его сын Тимофей, «потомственный почетный гражданин» Сергей Иванович Морозов. Под массивной сенью усыпальницы покоятся как основатели крупного рода, так и их потомки - наши современники. Одна из последних могил датирована 2003 годом.За могилами присматривают родственники.
(фото И.Нагайцева, 1986)

Крест на могиле Саввы Тимофеевича работы Н.А. Андреева (автора «сидячего» памятника Н.В.Гоголю). На памятнике надпись: «Здесь погребено тело Саввы Тимофеевича Морозова. 1861-1905».
(фото 1970г. из книги "Московские меценаты")

Надгробная часовня, Саввы Васильевича Морозова 1770 - 1860 гг. По проекту архитектора Ф. О. Шехтеля

Металлическая сень над надгробьями.
(фото И.Нагайцева, 1986)

До реставрации. 2014г.

19 июля 7523 года от сотворения Адама (2015-))), благодаря бдительности Михаила Дзюбенко, было замечено- что фамильный склеп, находится в раскуроченном виде... после шумихи в ФБ, о.Алексеем Лопатиным, была проведена встреча и сделаны фото работ.
Вот его комментарий:
"Вкратце по ситуации с реставрацией склепа Морозовых.
Мы сегодня встречались с представителем Мосгорнаследия и представителем организации непосредственно работающей на объекте.
Ведется именно реставрация, ведется по документации разработанной Мосгорнаследием. Как мне показалось, люди вполне компетентные и понимающие что и как делать. Те фрагменты от фундамента, которые мы видим у Михаила на фотографиях, не разбиты рабочими, а разобраны по тем кускам, которые образовались за прошедшее время. Они все пронумерованы и их вернут на место, добавив, из этого же материала, утраченные ранее фрагменты. Мрамор будет почищен, часовня обретет завершение, которое было по проекту Шехтеля.
Проведение работ было согласовано с митрополитом.
Ну и самое главное - Мосгорнаследие в ближайшее время проведет лекцию/слушание по всем работам в склепе Морозова и Соловьева. Будут приглашены все желающие. Это будет в доме причта, как только определится число и время я сообщу.
В общем, Михаил, огромная благодарность за бдительность, пока все в рамках реставрации.
Да, еще реставраторами обнаружена коробка с предполагаемым прахом Зиновии Зиминой, который будет предан земле и появится табличка."

Не серчайте что много фото, надо запечатлеть весь ход работ.