Советские истребители вов. Советские самолеты второй мировой войны

28 мая 1935 года состоялся первый полет германского истребителя Messerschmitt Bf.109, самой массовой машины этого класса в минувшей войне. Но в других странах в те годы тоже были созданы замечательные самолеты для обороны собственного неба. Некоторые из них на равных бились с Messerschmitt Bf.109. Некоторые превосходили его по ряду тактико-технических характеристик.

«Свободная пресса» решила сравнить германский авиашедевр с лучшими истребителями противников и союзников Берлина в той войне — СССР, Великобритании, США и Японии.

1. Незаконнорожденный немец

Вилли Мессершмитт был «на ножах» со статс-секретарем министерства авиации Германии генералом Эрхардом Мильхом. Поэтому конструктор не был допущен к конкурсу на разработку перспективного истребителя, который должен был заменить устаревший биплан Хенкеля — He-51.

Мессершмитт, дабы не допустить банкротства своей фирмы, в 1934 году заключил с Румынией договор на создание новой машины. За что тут же был обвинен в предательстве. За дело горячо взялось гестапо. После вмешательства Рудольфа Гесса Мессершмитта все же допустили к участию в конкурсе.

Конструктор решил действовать, не обращая внимания на техническое задание военных на истребитель. Он рассудил, что иначе получится истребитель-середнячок. И, учитывая предвзятое отношение к авиаконструктору могущественного Мильха, конкурс выиграть не удастся.

Расчет Вилли Мессершмитта оказался верным. Bf.109 на всех фронтах Второй мировой войны был одним и лучших. К маю 1945 года Германия произвела 33984 этих истребителей. Однако коротко рассказать об их тактико-технических характеристиках весьма затруднительно.

Во-первых, было выпущено почти 30 существенно разнящихся модификаций Bf.109. Во-вторых, характеристики самолета постоянно улучшались. И Bf.109 конца войны был существенно лучше истребителя образца 1937 года. Но все же существовали и «родовые черты» всех этих боевых машин, которые и определяли почерк ведения ими воздушного боя.

Достоинства:

— мощные двигатели компании Даймлер-Бенц позволяли развивать высокую скорость;

— значительная масса самолета и прочность узлов позволяла развивать на пикировании скорости, недостижимые для других истребителей;

— большая полезная нагрузка позволяла добиваться повышенной вооруженности;

— высокая бронезащита повышала безопасность пилота.

Недостатки:

большая масса самолета снижала его маневренность;

— расположение пушек в пилонах крыльев замедляло выполнение виражей;

— самолет был малоэффективен для поддержки бомбардировщиков, поскольку в этом качестве не мог использовать скоростные преимущества;

— для управления самолетом требовалась высокая подготовка пилотов.

2. «Я — Як-истребитель»

КБ Александра Яковлева перед войной совершило фантастический прорыв. До конца 30-х годов оно выпускало легкие самолеты, предназначавшиеся, в основном, для спортивных целей. А в 1940 году был запущен в серию истребитель Як-1, в конструкции которого, наравне с алюминием, было дерево и полотно. Он обладал прекрасными летными качествами. В начале войны Як-1 успешно давал отпор «фокерам», проигрывая при этом «мессерам».

Но в 1942 году на вооружение наших ВВС начал поступать Як-9, который боролся с «мессерами» уже на равных. Причем советская машина имела явное преимущество в ближнем бою на малых высотах. Уступая, правда, в сражениях на больших высотах.

Неудивительно, что именно Як-9 оказался самым массовым советским истребителем. До 1948 года было построено 16 769 Як-9 в 18 модификациях.

Справедливости ради необходимо отметить и еще три прекрасных наших самолета — Як-3, Ла-5 и Ла-7. На малых и средних высотах они превосходили Як-9 и побивали Bf.109. Но эта «троица» была выпущена в меньших количествах, в связи с чем основная нагрузка по борьбе с фашистскими истребителями легла именно на Як-9.

Достоинства:

— высокие аэродинамические качества, позволяющие вести динамичный бой в непосредственной близости от противника на низких и средних высотах. Высокая маневренность.

Недостатки:

— малая вооруженность, в значительной мере вызвана недостаточной мощностью двигателя;

— низкий ресурс двигателя.

3. Вооружен до зубов и очень опасен

Англичанин Реджинальд Митчелл (1895 — 1937) был конструктором-самоучкой. Свой первый самостоятельный проект — истребитель Supermarine Type 221 — он завершил в 1934 году. Во время первого же полета машина разогналась до скорости 562 км/ч и поднялась на высоту 9145 метров за 17 минут. Ни один из существовавших на тот момент в мире истребитель сделать такого не мог. Не имел никто и сравнимой огневой мощи: Митчелл разместил в консоли крыла сразу восемь пулеметов.

В 1938 году началось серийное производство суперистребителя Supermarine Spitfire (Spitfire — «изрыгающий огонь») для Британских королевских ВВС. Но главный конструктор этого счастливого момента не увидел. Он скончался от рака в возрасте 42 лет.

Дальнейшая модернизация истребителя проводилась уже силами конструкторов компании Supermarine. Первая серийная модель называлась Spitfire MkI. На ней был установлен 1300-сильный двигатель. Существовало два варианта вооружения: восемь пулеметов или четыре пулемета и две пушки.

Это был самый массовый британский истребитель, выпущенный в количестве 20 351 экземпляров в различных модификациях. На протяжении войны характеристики Spitfire постоянно улучшались.

Британский огнедышащий Spitfire в полной мере продемонстрировал свою принадлежность к элите мировых истребителей, переломив в сентябре 1940 года так называемую Битву за Британию. Люфтваффе предпринял мощную воздушную атаку на Лондон, в которой принимали участие 114 бомбардировщиков Dornier 17 и Heinkel 111 в сопровождении 450 Ме 109 и нескольких Ме 110. Им противостояли 310 британских истребителей: 218 Hurricane и 92 Spitfire Mk.I. Было уничтожено 85 самолетов противника, причем подавляющее большинство — в воздушном бою. Королевские ВВС потеряли восемь Spitfire и 21 Hurricane.

Достоинства:

— прекрасные аэродинамические качества;

— высокая скорость;

— большая дальность полета;

— прекрасная маневренность на средних и больших высотах.

— большая огневая мощь;

— необязательность высокой подготовки пилотов;

— у некоторых модификаций — высокая скороподъемность.

Недостатки:

— ориентирован на лишь бетонные взлетно-посадочные полосы.

4. Комфортный «мустанг»

Созданный американской компанией North American по заказу британского правительства в 1942 году истребитель P-51 Mustang существенно отличается от трех уже рассмотренных нами истребителей. Прежде всего, тем, что перед ним были поставлены совсем другие задачи. Это был самолет сопровождения бомбардировщиков дальней авиации. Исходя из этого, «мустанги» имели огромные топливные баки. Их практическая дальность превышала 1500 километров. А перегоночная — 3700 километров.

Дальность полета обеспечивалась тем, что на «мустанге» впервые применили ламинарное крыло, благодаря которому происходит обтекание воздушным потоком без турбулентности. «Мустанг», как ни парадоксально, был комфортным истребителем. Не случайно его называли «летающим кадиллаком». Это было необходимо для того, чтобы пилот, пребывая несколько часов за штурвалом самолета, излишне не тратил силы.

К концу войны «мустанг» начали использовать не только как самолет сопровождения, но и как штурмовик, оснастив его ракетами и усилив огневую мощь.

Достоинства:

— хорошая аэродинамика;

— высокая скорость;

— большая дальность полета;

— высокая эргономичность.

Недостатки:

— требуется высокая квалификация пилотов;

— низкая живучесть против огня зенитной артиллерии;

— уязвимость радиатора водяного охлаждения

5. Японский «перестарок»

Как ни парадоксально, но самым массовым японским истребителем был палубный — Mitsubishi A6M Reisen. Его прозвали «Zero» («ноль» — анг.). Этих «ноликов» японцы выпустили 10939 штук.

Столь большая любовь к палубным истребителям объясняется двумя обстоятельствами. Во-первых, у японцев был громадный авианосный флот — десять плавучих аэродромов. Во-вторых, в конце войны «Zero» стали в массовом порядке использовать для «камикадзе» В связи с чем количество этих самолетов быстро сокращалось.

Техническое задание на палубный истребитель A6M Reisen были переданы в компанию Mitsubishi в конце 1937 года. Для своего времени самолет должен был стать одним из лучших в мире. Конструкторам предложили создать истребитель, имевший скорость 500 км/ч на высоте 4000 метров, вооруженный двумя пушками и двумя пулеметами. Продолжительность полета — до 6−8 часов. Дистанция разбега — 70 метров.

В начале войны «Zero» господствовал в Азиатско-Тихоокеанском регионе, превосходя истребители США и Великобритании в маневренности и скорости на низких и средних высотах.

7 декабря 1941 года во время нападения японского ВМФ на американскую базу Пёрл-Харбор «Zero» полностью подтвердили свою состоятельность. В нападении принимали участие шесть авианосцев, на которых базировались 440 истребителей, торпедоносцев, пикирующих бомбардировщиков и истребителей-бомбардировщиков. Результат нападения был для США катастрофическим.

Наиболее красноречива разница потерь в воздухе. У США уничтожено 188 самолетов, выведены из строя — 159. Японцы потеряли 29 самолетов: 15 пикирующих бомбардировщиков, пять торпедоносцев и всего девять истребителей.

Но к 1943 году союзники все же создали конкурентоспособные истребители.

Достоинства:

— большая дальность полета;

— хорошая маневренность;

Недостатки:

— низкая мощность двигателя;

— низкая скороподъемность и скорость полета.

Сравнение характеристик

Перед тем, как сравнивать одноименные параметры рассмотренных истребителей, необходимо отметить, что дело это не вполне корректное. Прежде всего потому, что разные страны, участвовавшие во Второй мировой войне, ставили перед своей истребительной авиацией различные стратегические задачи. Советские Яки в первую очередь были заняты поддержкой с воздуха сухопутных сил. В связи с чем обычно летали на малых высотах.

Американский «мустанг» был предназначен для эскортирования дальних бомбардировщиков. Примерно такие же цели были поставлены и перед японским «Zero». Британский Spitfire был универсален. В равной степени он эффективно действовал и на малых высотах, и на больших.

Слово «истребитель» наиболее подходит германским «мессерам», которые, прежде всего, должны были уничтожать самолеты противников вблизи фронта.

Параметры приведем по мере их понижения. То есть — на первом месте в данной «номинации» — лучший самолет. Если у двух самолетов примерно одинаковый параметр, то они стоят через запятую.

— максимальная скорость у земли: Як-9, Mustang, Me.109 — Spitfire — Zero

— -максимальная скорость на высоте: Me.109, Mustang, Spitfire — Як-9 — Zero

— мощность двигателя: Me.109 — Spitfire — Як-9, Mustang — Zero

— скороподъемность: Me.109, Mustang — Spitfire, Як-9 — Zero

— практический потолок: Spitfire — Mustang, Me.109 — Zero — Як-9

— практическая дальность: Zero — Mustang — Spitfire — Me.109, Як-9

— вооружение: Spitfire, Mustang — Me.109 — Zero — Як-9.

Фото ИТАР-ТАСС/ Марина Лысцева/ фото из архива.

Во второй мировой войне у русских было большое количество самолетов, которые выполняли различные задачи, такие как: истребители, бомбардировщики, штурмовики, учебные и тренировочные, разведчики, гидросамолеты, транспортные и также много прототипов, а теперь перейдем к самому списку с описанием и фотографиями ниже.

Советские самолеты истребители времен Второй мировой войны

1. И-5 — Одноместный истребитель, состоит из металла дерева и полотняного материала. Максимальная скорость 278 км/ч; Дальность полета 560 км; Высота подъема 7500 метров; Построено 803 шт.

2. И-7 — Одноместный советский истребитель, легкий и маневренный полутораплан. Максимальная скорость 291 км/ч; Дальность полета 700 км; Высота подъема 7200 метров; Построено 131 шт.

3. И-14 — Одноместный скоростной истребитель. Максимальная скорость 449 км/ч; Дальность полета 600 км; Высота подъема 9430 метров; Построено 22 шт.

4. И-15 — Одноместный маневренный истребитель-полутораплан. Максимальная скорость 370 км/ч; Дальность полета 750 км; Высота подъема 9800 метров; Построено 621 шт; Пулемет на 3000 патронов, Бомбы до 40 кг.

5. И-16 — Одноместный советский одномоторный поршневой истребитель-моноплан, по простому называли «Ишак». Максимальная скорость 431 км/ч; Дальность полета 520 км; Высота подъема 8240 метров; Построено 10292 шт; Пулемет на 3100 патронов.

6. ДИ-6 — Двухместный советский истребитель. Максимальная скорость 372 км/ч; Дальность полета 500 км; Высота подъема 7700 метров; Построено 222 шт; 2 пулемета на 1500 патронов, Бомбы до 50 кг.

7. ИП-1 — Одноместный истребитель с двумя динамо-реактивными пушками. Максимальная скорость 410 км/ч; Дальность полета 1000 км; Высота подъема 7700 метров; Построено 200 шт; 2 пулемета ШКАС-7,62мм, 2 пушки АПК-4-76 мм.

8. ПЕ-3 — Двухмоторный, двухместный, высотный тяжёлый истребитель. Максимальная скорость 535 км/ч; Дальность полета 2150 км; Высота подъема 8900 метров; Построено 360 шт; 2 пулемета УБ-12,7 мм, 3 пулемета ШКАС-7.62 мм; Неуправляемые ракеты РС-82 и РС-132; Предельная боевая нагрузка — 700кг.

9. МИГ-1 — Одноместный скоростной истребитель. Максимальная скорость 657 км/ч; Дальность полета 580 км; Высота подъема 12000 метров; Построено 100 шт; 1 пулемет БС-12,7 мм-300 патронов, 2 пулемета ШКАС-7.62 мм-750 патронов; Бомбы — 100кг.

10. МИГ-3 — Одноместный скоростной высотный истребитель. Максимальная скорость 640 км/ч; Дальность полета 857 км; Высота подъема 11500 метров; Построено 100 шт; 1 пулемет БС-12,7 мм-300 патронов, 2 пулемета ШКАС-7.62 мм-1500 патронов, пулемет под крылом БК-12,7 мм; Бомбы — до 100кг; Неуправляемые ракеты РС-82-6 штук.

11. Як-1 — Одноместный скоростной высотный истребитель. Максимальная скорость 569 км/ч; Дальность полета 760 км; Высота подъема 10000 метров; Построено 8734 шт; 1 пулемет УБС-12,7 мм, 2 пулемета ШКАС-7.62 мм, 1 пулемет ШВАК-20 мм; 1 пушка ШВАК — 20 мм.

12. Як-3 — Одноместный, одномоторный скоростной советский истребитель. Максимальная скорость 645 км/ч; Дальность полета 648 км; Высота подъема 10700 метров; Построено 4848 шт; 2 пулемета УБС-12,7 мм, 1 пушка ШВАК — 20 мм.

13. Як-7 — Одноместный, одномоторный скоростной советский истребитель времен Великой Отечественной войны. Максимальная скорость 570 км/ч; Дальность полета 648 км; Высота подъема 9900 метров; Построено 6399 шт; 2 пулемета ШКАС-12,7 мм на 1500 патронов, 1 пушка ШВАК — 20 мм на 120 снарядов.

14. Як-9 — Одноместный, одномоторный советский истребитель бомбардировщик. Максимальная скорость 577 км/ч; Дальность полета 1360 км; Высота подъема 10750 метров; Построено 16769 шт; 1 пулемет УБС-12,7 мм, 1 пушка ШВАК — 20 мм.

15. ЛаГГ-3 — Одноместный одномоторный советский самолет истребитель моноплан, бомбардировщик, перехватчик, разведчик времен Великой Отечественной войны. Максимальная скорость 580 км/ч; Дальность полета 1100 км; Высота подъема 10000 метров; Построено 6528 шт.

16. Ла-5 — Одноместный одномоторный советский самолет истребитель моноплан изготовленный из дерева. Максимальная скорость 630 км/ч; Дальность полета 1190 км; Высота подъема 11200 метров; Построено 9920 шт.

17. Ла-7 — Одноместный одномоторный советский самолет истребитель моноплан. Максимальная скорость 672 км/ч; Дальность полета 675 км; Высота подъема 11100 метров; Построено 5905 шт.

Советские самолеты бомбардировщики времен Второй мировой войны

1. У-2ВС — Двухместный одномоторный советский многоцелевой биплан. Один из самых массовых самолетов, произведенных во всем мире. Максимальная скорость 150 км/ч; Дальность полета 430 км; Высота подъема 3820 метров; Построено 33000 шт.

2. Су-2 — Двухместный одномоторный советский легкий бомбардировщик с обзором на 360 градусов. Максимальная скорость 486 км/ч; Дальность полета 910 км; Высота подъема 8400 метров; Построено 893 шт.

3. Як-2 — Двух и трехместный двухмоторный советский тяжелый бомбардировщик разведчик. Максимальная скорость 515 км/ч; Дальность полета 800 км; Высота подъема 8900 метров; Построено 111 шт.

4. Як-4 — Двухместный двухмоторный советский легкий бомбардировщик-разведчик. Максимальная скорость 574 км/ч; Дальность полета 1200 км; Высота подъема 10000 метров; Построено 90 шт.

5. АНТ-40 — Трехместный двухмоторный советский легкий скоростной бомбардировщик. Максимальная скорость 450 км/ч; Дальность полета 2300 км; Высота подъема 7800 метров; Построено 6656 шт.

6. АР-2 — Трехместный двухмоторный советский цельнометаллический пикирующий бомбардировщик. Максимальная скорость 475 км/ч; Дальность полета 1500 км; Высота подъема 10000 метров; Построено 200 шт.

7. ПЕ-2 — Трехместный двухмоторный советский самый массовый пикирующий бомбардировщик. Максимальная скорость 540 км/ч; Дальность полета 1200 км; Высота подъема 8700 метров; Построено 11247 шт.

8. Ту-2 — Четырехместный двухмоторный дневной советский высокоскоростной бомбардировщик. Максимальная скорость 547 км/ч; Дальность полета 2100 км; Высота подъема 9500 метров; Построено 2527 шт.

9. ДБ-3 — Трехместный двухмоторный советский дальний бомбардировщик. Максимальная скорость 400 км/ч; Дальность полета 3100 км; Высота подъема 8400 метров; Построено 1528 шт.

10. Ил-4 — Четырехместный двухмоторный советский дальний бомбардировщик. Максимальная скорость 430 км/ч; Дальность полета 3800 км; Высота подъема 8900 метров; Построено 5256 шт.

11. ДБ-А — Семиместный экспериментальный четырехмоторный советский тяжелый дальний бомбардировщик. Максимальная скорость 330 км/ч; Дальность полета 4500 км; Высота подъема 7220 метров; Построено 12 шт.

12. Ер-2 — Пятиместный двухмоторный советский дальний моноплан бомбардировщик. Максимальная скорость 445 км/ч; Дальность полета 4100 км; Высота подъема 7700 метров; Построено 462 шт.

13. ТБ-3 — Восьмиместный четырехмоторный советский тяжелый бомбардировщик. Максимальная скорость 197 км/ч; Дальность полета 3120 км; Высота подъема 3800 метров; Построено 818 шт.

14. ПЕ-8 — 12-местный четырехмоторный советский тяжелый дальний бомбардировщик. Максимальная скорость 443 км/ч; Дальность полета 3600 км; Высота подъема 9300 метров; Боевая нагрузка до 4000 кг; Годы производства 1939-1944; Построено 93 шт.

Советские самолеты штурмовики времен Второй мировой войны

1. Ил-2 — Двухместный одномоторный советский штурмовик. Это самый массовый самолет произведенный в советские времена. Максимальная скорость 414 км/ч; Дальность полета 720 км; Высота подъема 5500 метров; Годы производства: 1941-1945; Построено 36183 шт.

2. Ил-10 — Двухместный одномоторный советский штурмовик. Максимальная скорость 551 км/ч; Дальность полета 2460 км; Высота подъема 7250 метров; Годы производства: 1944-1955; Построено 4966 шт.

Советские самолеты-разведчики времен Второй мировой войны

1. Р-5 — Двухместный одномоторный многоцелевой советский самолет-разведчик. Максимальная скорость 235 км/ч; Дальность полета 1000 км; Высота подъема 6400 метров; Годы производства: 1929-1944; Построено более 6000 шт.

2. Р-Z — Двухместный одномоторный многоцелевой советский облегченный самолет-разведчик. Максимальная скорость 316 км/ч; Дальность полета 1000 км; Высота подъема 8700 метров; Годы производства: 1935-1945; Построено 1031 шт.

3. Р-6 — Четырехместный двухмоторный советский самолет-разведчик. Максимальная скорость 240 км/ч; Дальность полета 1680 км; Высота подъема 5620 метров; Годы производства: 1931-1944; Построено 406 шт.

4. Р-10 — Двухместный одномоторный советский самолет-разведчик, штурмовик и легкий бомбардировщик. Максимальная скорость 370 км/ч; Дальность полета 1300 км; Высота подъема 7000 метров; Годы производства: 1937-1944; Построено 493 шт.

5. А-7 — Двухместный одномоторный советский автожир крылатого типа с трехлопастным ротором самолет-разведчик. Максимальная скорость 218 км/ч; Дальность полета 4 часа; Годы производства: 1938-1941.

1. Ш-2 — Двухместный первый советский серийный самолёт-амфибия. Максимальная скорость 139 км/ч; Дальность полета 500 км; Высота подъема 3100 метров; Годы производства: 1932-1964; Построено 1200 шт.

2. МБР-2 Морской Ближний Разведчик — Пятиместная советская летающая лодка. Максимальная скорость 215 км/ч; Дальность полета 2416 км; Годы производства: 1934-1946; Построено 1365 шт.

3. МТБ-2 — Советский тяжёлый морской бомбардировщик. Предназначен также для перевозки до 40 человек. Максимальная скорость 330 км/ч; Дальность полета 4200 км; Высота подъема 3100 метров; Годы производства: 1937-1939; Построено 2 шт.

4. ГСТ — Морской патрульный бомбардировщик (летающая лодка). Максимальная скорость 314 км/ч; Дальность полета 4030 км; Высота подъема 4000 метров; Годы производства: 1936-1945; Построено 3305 шт.

5. КОР-1 — Двухместный палубный катапультный поплавковый гидросамолёт (корабельный разведчик). Максимальная скорость 277 км/ч; Дальность полета 1000 км; Высота подъема 6600 метров; Годы производства: 1939-1941; Построено 13 шт.

6. КОР-2 — Двухместная палубная катапультная летающая лодка (ближний морской разведчик). Максимальная скорость 356 км/ч; Дальность полета 1150 км; Высота подъема 8100 метров; Годы производства: 1941-1945; Построено 44 шт.

7. Че-2 (МДР-6) — Четырехместный морской дальний разведчик, двухмоторный моноплан. Максимальная скорость 350 км/ч; Дальность полета 2650 км; Высота подъема 9000 метров; Годы производства: 1940-1946; Построено 17 шт.

Советские транспортные самолеты времен Второй мировой войны

1. Ли-2 — советский военно-транспортный самолёт. Максимальная скорость 320 км/ч; Дальность полета 2560 км; Высота подъема 7350 метров; Годы производства: 1939-1953; Построено 6157 шт.

2. Ще-2 — советский военно-транспортный самолёт (Щука). Максимальная скорость 160 км/ч; Дальность полета 850 км; Высота подъема 2400 метров; Годы производства: 1943-1947; Построено 567 шт.

3. Як-6 — советский военно-транспортный самолёт (Дугласенок). Максимальная скорость 230 км/ч; Дальность полета 900 км; Высота подъема 3380 метров; Годы производства: 1942-1950; Построено 381 шт.

4. АНТ-20 — самый большой 8-моторный пассажирский советский военно-транспортный самолёт. Максимальная скорость 275 км/ч; Дальность полета 1000 км; Высота подъема 7500 метров; Годы производства: 1934-1935; Построено 2 шт.

5. САМ-25 — советский многоцелевой военно-транспортный самолёт. Максимальная скорость 200 км/ч; Дальность полета 1760 км; Высота подъема 4850 метров; Годы производства: 1943-1948.

6. К-5 — советский пассажирский самолёт. Максимальная скорость 206 км/ч; Дальность полета 960 км; Высота подъема 5040 метров; Годы производства: 1930-1934; Построено 260 шт.

7. Г-11 — советский десантный планёр. Максимальная скорость 150 км/ч; Дальность полета 1500 км; Высота подъема 3000 метров; Годы производства: 1941-1948; Построено 308 шт.

8. КЦ-20 — советский десантный планёр. Это самый большой планер во время ВОВ. На борт он мог взять 20 человек и 2200 кг груза. Годы производства: 1941-1943; Построено 68 шт.

Надеюсь вам понравились русские самолеты времен Великой Отечественной Войны! Спасибо за просмотр!

Во второй мировой войне у немцев были следующие самолеты, вот их список с фотографиями:

1. Арадо Ar 95 — немецкий двухместный гидроплан торпедоносец-разведчик

2. Арадо Ar 196 — немецкий военный гидросамолёт-разведчик

3. Арадо Ar 231 — немецкий лёгкий одномоторный военный гидросамолёт

4. Арадо Ar 232 — немецкий военно-транспортный самолёт

5. Арадо Ar 234 Блитц — немецкий реактивный бомбардировщик


6. Бломм Фосс Bv.141 — прототип немецкого разведывательного самолёта

7. Гота Go 244 — немецкий средний военно-транспортный самолёт


8. Дорнье Do.17 — немецкий двухмоторный средний бомбардировщик


9. Дорнье Do.217 — немецкий многоцелевой бомбардировщик

10. Мессершмитт Bf.108 Тайфун — немецкий цельнометаллический одномоторный моноплан


11. Мессершмитт Bf.109 — немецкий одномоторный поршневой истребитель-низкоплан


12. Мессершмитт Bf.110 — немецкий двухмоторный тяжелый истребитель


13. Мессершмитт Me.163 — немецкий ракетный истребитель-перехватчик


14. Мессершмитт Me.210 — немецкий тяжелый истребитель


15. Мессершмитт Me.262 — немецкий турбореактивный истребитель, бомбардировщик и самолёт-разведчик

16. Мессершмитт Me.323 Гигант — немецкий тяжёлый военно-транспортный самолёт грузоподъёмностью до 23 тонн, самый тяжёлый сухопутный самолёт


17. Мессершмитт Me.410 — немецкий тяжелый истребитель-бомбардировщик


18. Фокке-Вульф Fw.189 — двухмоторный двухбалочный трёхместный тактический разведывательный самолёт


19. Фокке-Вульф Fw.190 — немецкий одноместный одномоторный поршневой истребитель-моноплан


20. Focke-Wulf Ta 152 — немецкий высотный перехватчик


21. Focke-Wulf Fw 200 Condor — немецкий 4-моторный дальний многоцелевой самолёт


22. Хейнкель He-111 — немецкий средний бомбардировщик


23. Хейнкель He-162 — немецкий одномоторный реактивный истребитель


24. Хейнкель He-177 — немецкий тяжелый бомбардировщик, двухмоторный цельнометаллический моноплан


25. Хейнкель He-219 Uhu — двухмоторный поршневой ночной истребитель, оснащенный катапультируемыми креслами


26. Хеншель Hs.129 — немецкий одноместный двухмоторный специализированный штурмовик


27. Физелер Fi-156 Шторх — малый немецкий самолёт


28. Юнкерс Ju-52 — немецкий пассажирский и военно-транспортный самолёт


29. Юнкерс Ju-87 — немецкий двухместный пикирующий бомбардировщик и штурмовик


30. Юнкерс Ju-88 — немецкий многоцелевой самолёт


31. Юнкерс Ju-290 — немецкий дальний морской разведчик (по прозвищу «Летающий шкаф»)

MENSBY

4.1

Самые быстрые истребители Второй мировой войны: совецкие «Яки» и «Ла»; немецкие «Мессершмитт» и «Фокке-Вулф»; британский «Супермарин Спитфайр»; американские «Киттихоки», «Мустанги» и «Корсары»; японский «Митсубиши А6М Зер».

Летний ветерок щекотал траву на летном поле аэродрома. Через 10 минут самолет набирал высоту 6000 метров, где температура за бортом опускалась ниже –20°, а атмосферное давление становилось вдвое ниже, чем у поверхности Земли. В таких условиях ему предстояло пролететь сотни километров, чтобы затем вступить в схватку с противником. Боевой разворот, бочка, потом - иммельман. Бешенная тряска при стрельбе из пушек и пулеметов. Перегрузки в несколько “же”, боевые повреждения от огня противника…

Авиационные поршневые моторы времен Второй мировой продолжали работу в любых, подчас самых жестоких условиях. Чтобы понять, о чем идет речь, переверните современный автомобиль “вверх тормашками” и посмотрите, куда потечет жидкость из расширительного бачка.

Вопрос про расширительный бачок был задан неспроста. Многие из авиационных моторов расширительных бачков попросту не имели и охлаждались воздухом, сбрасывая избыточное тепло цилиндров напрямую в атмосферу.

Увы, столь простого и очевидного пути придерживались далеко не все: половина парка истребителей ВМВ имела моторы жидкостного охлаждения. Со сложной и уязвимой “водяной рубашкой”, насосами и радиаторами. Где малейшая пробоина от осколка могла стать фатальной для самолета.

Появление моторов жидкостного охлаждения стало неизбежным следствием погони за скоростью: уменьшение площади поперечного сечения фюзеляжа и снижение силы лобового сопротивления. Остроносый стремительный “мессер” и тихоходный И-16 с тупым широким носом. Примерно так.

Нет, не так!

Во-первых, интенсивность теплопередачи зависит от градиента (разности) температур. Цилиндры моторов воздушного охлаждения при работе раскалялись до 200°, в то время как макс. температура в системе водяного охлаждения была ограничена температурой закипания этиленгликоля (~120°). В результате появлялась необходимость в громоздком радиаторе, что увеличивало лобовое сопротивление, нивелируя кажущуюся компактность моторов водяного охлаждения.

Дальше - больше! Эволюция авиационных моторов привела к появлению “двойных звезд”: 18-цилиндровых моторов воздушного охлаждения ураганной мощности. Расположенные друг за другом, оба блока цилиндров получали достаточно хороший обдув, в то же время такой мотор помещался в пределах сечения фюзеляжа обычного истребителя.

С двигателями водяного охлаждения было сложнее. Даже с учетом V-образного расположения разместить такое кол-во цилиндров в пределах длины моторного отсека представлялось весьма проблематичным.

Наконец, КПД мотора воздушного охлаждения всегда был несколько больше, ввиду отсутствия необходимости отбора мощности на привод насосов системы охлаждения.

В результате самые скоростные истребители Второй мировой зачастую не отличались грацией “остроносого мессершмитта”. Однако, установленные ими рекорды скорости поражают воображение даже в век реактивной авиации.

Советский Союз

Победители летали на истребителях двух основных семейств - Яковлева и Лавочкина. “Яки” традиционно оснащались моторами жидкостного охлаждения. “Ла” - воздушного.

Поначалу первенство было за “Яком”. Один из самых маленьких, легких и вертких истребителей Второй мировой, “Як” оказался идеально приспособлен к условям Восточного фронта. Там, где основная масса воздушных боёв происходила на высотах менее 3000 м, а главным боевым качеством истребителей считалась их маневренность.

К середине войны конструкция “Яков” была доведена до совершенства, а их скоростные качества не уступали американским и британским истребителям - гораздо более крупным и технически изощренным машинам с двигателями фантастической мощности.

Рекорд среди Яков с серийным мотором принадлежит Як-3. Различные модификации Як-3 развивали на высоте скорость 650...680 км/ч. Показатели были достигнуты с применением двигателя ВК-105ПФ2 (V12, 33 л, взлетная мощность 1290 л.с.).

Рекордным стал Як-3 с экспериментальным двигателем ВК-108. После войны на нем была достигнута скорость 745 км/ч.

Ахтунг! Ахтунг! В воздухе - Ла-5.

Пока КБ Яковлева пыталось решить с капризным двигателем ВК-107 (предыдущий ВК-105 к середине войны исчерпал резервы наращивания мощности), на горизонте стремительно взошла звезда Ла-5. Новый истребитель КБ Лавочкина, оснащенный 18-цилиндровой “двойной звездой” воздушного охлаждения.

В сравнении с легким, “бюджетным” Яком, могучий Ла-5 стал очередным этапом в карьерах прославленных советских асов. Наиболее известным пилотом Ла-5/Ла-7 стал самый результативных советский истребитель Иван Кожедуб.

Вершиной эволюции “Лавочкиных” военных лет были Ла-5ФН (форсированный!) и его еще более грозный преемник Ла-7 с моторами АШ-82ФН. Рабочий объем этих монстров 41 литр! Взлетная мощность 1850 л.с.

Неудивительно, что “тупоносые” Лавочкины ничуть не уступали Якам по своим скоростным характеристикам, превосходя последние по взлетной массе, и как следствие - по огневой мощи и совокупности боевых характеристик.

Рекорд скорости для истребителей своего семейства установил Ла-7 - 655 км/ч на высоте 6000 м.

Любопытно, что опытный Як-3У, оснащенный мотором АШ-82ФН развил большую скорость, чем его “остроносые” братья с моторами жидкостного охлаждения. Итого - 682 км/ч на высоте 6000 м.

Германия

Подобно ВВС РККА, на вооружении Люфтваффе стояло два основных типа истребителя: “Мессершмитт” с мотором жидкостного охлаждения и “Фокке-Вулф” с воздушным охлаждением.

Среди советских пилотов, наиболее опасным противником считался Мессершмитт Bf.109, концептуально близкий легкому маневренному Яку. Увы, несмотря на всю арийскую гениальность и новые модификации двигателя “Даймлер-Бенц”, к середине войны Bf.109 окончательно устарел и требовал немедленной замены. Которой взяться было не откуда. Так и продули войну.

На Западном ТВД, где воздушные бои велись преимущественно на больших высотах, прославились более тяжелые истребители с мощным двигателем воздушного охлаждения. Атаковать порядки стратегических бомберов было куда удобнее и безопаснее на тяжеловооруженных бронированных “Фокке-Вулфах”. Они, словно нож в масло, вонзались в порядки “Летающих крепостей”, круша все на своем пути (FW.190A-8/R8 “Штурмбок”). В отличие от легких “Мессершмиттов”, чьи моторы умирали с одного попадания пули 50-го калибра.

Большая часть “Мессершмиттов” комплектовалась 12-цилиндровыми моторами “Даймлер Бенц” линейки DB600, крайние модификации из которых развивали взлетную мощность свыше 1500 л.с. Максимальная скорость самых быстрых серийных модификаций достигала 640 км/ч.

Если с “Мессершмиттами” все понятно, то с “Фокке-Вулфом” произошла следующая история. Новый истребитель с радиальным двигателем хорошо зарекомендовал себя в первую половину войны, но к началу 1944 года случилось неожиданное. Немецкая суперпромышленность не осилила создание новых радиальных двигателей воздушного охлаждения, в то время как 14-цилиндровый BMW 801 достиг “потолка” в своем развитии. Арийские юберконструкторы быстро нашли выход: изначально спроектированный под радиальный двигатель, истребитель “Фокку-Вулф” закончил войну, имея под капотом V-образные двигатели жидкостного охлаждения (упоминавшийся выше “Даймлер-Бенц” и потрясающий Jumo-213).

Оснащенные Jumo-213 “Фокке-Вулфы” модификации D достигли больших высот, во всех смыслах этого слова. Но успех “длинноносых” FW.190 был связан отнюдь не с радикальным преимуществами системы жидкостного охлаждения, а банальным совершенством двигателей нового поколения, по сравнению с устаревшим BMW 801.

1750...1800 л.с. на взлете. Свыше двух тысяч “лошадей” при впрыске в цилиндры смеси Methanol-Wasser 50 !

Макс. скорость на больших высотах для “Фокке-Вулфов” с двигателем воздушного охлаждения колебалась в пределах 650 км/ч. Последние из FW.190 с двигателем Jumo 213 могли кратковременно развить на больших высотах скорость 700 и более км/ч. Дальнейшее развитие “Фокке-Вулфов”, Танк-152 с тем же Jumo 213 оказался еще быстрее, развив 759 км/ч на границе стратосферы (кратковременно, с применением закиси азота). Впрочем, этот выдающийся истребитель появился в последние дни войны и его сравнение с заслуженными ветеранами попросту некорректно.

Великобритания

Королевская авиация летала исключительно на двигателях с жидкостным охлаждением. Такая консервативность объясняется не столько верностью традициям, сколько созданием чрезвычайно удачного двигателя “Ролл-Ройс Мерлин”.

Если поставить один “Мерлин” - получится “Спитфайр”. Два - легкий бомбардировщик “Москито”. Четыре “Мерлина” - стратегический “Ланкастер”. Подобным приемом можно было получить истребитель “Харрикейн” или палубный торпедоносец “Барракуда” - всего более 40 моделей боевых самолетов различного назначения.

Кто бы что ни говорил о недопустимости подобной унификации и необходимости создания узко-специализированной техники, заточенной под конкретные задачи, подобная стандартизация пошла лишь на пользу Королевским ВВС.

Каждый из перечисленных самолетов мог считаться эталоном своего класса. Один из самых мощных и элегантных истребителей Второй мировой, “Супермарин Спитфайр” ни в чем не уступал своим ровесникам, а его летные характеристики всякий раз оказывались выше, чем у его аналогов.

Наибольшие показатели имели крайние модификации “Спитфайра”, оснащенные еще более мощным двигателем “Роллс-Ройс Грифон” (V12, 37 литров, жидкостное охлаждение). В отличие от немецкого “вундерваффе”, британские моторы с турбонаддувом имели превосходные высотные характеристики, могли продолжительное время выдавать мощность свыше 2000 л.с. (“Грифон” на высококачественном бензине с октановым числом 150 выдавал 2200 л.с.). Согласно официальным данным, “Спитфайр” подсерии XIV развивал скорость 722 км/ч на высоте 7 километров.

Помимо легендарного “Мерлина” и менее известного “Грифона”, у британцев был еще один 24-цилиндровый супермотор “Нэйпиер Сейбр”. Оснащенный им истребитель “Хаукер Темпест” также считался одним из самых скоростных истребителей британской авиации на завершающем этапе войны. Установленный им рекорд на большой высоте составил 695 км/ч.

“Капитаны небес” пользовались широчайшим спектром истребительной авиатехники: “Киттихоки”, “Мустанги”, “Корсары”... Но в конечном итоге, все многообразие американской авиатехники сводилось к трём основным двигателям: “Паккард” V-1650 и “Аллисон” V-1710 с водяным охлаждением и чудовищной “двойной звезде” Пратт&Уитни R-2800 с воздушным охлаждением цилиндров.

Индекс 2800 был присвоен ей не спроста. Рабочий объем “двойной звезды” составлял 2800 куб. дюймов или 46 литров! В результате, её мощность превышала 2000 л.с., а у многих модификаций достигала 2400...2500 л.с.

R-2800 “Дабл Уосп” стал пламенным сердцем для палубных истребителей “Хэллкет” и “Корсар”, истребителя-бомбардировщика “Тандерболт”, ночного истребителя “Черная вдова”, палубного бомбардировщика “Саваж”, сухопутных бомбардировщиков A-26 “Инвейдер” и B-26 “Марадер” - всего около 40 типов боевых и транспортных летательных аппаратов!

Второй двигатель “Аллисон” V-1710 не снискал столь большую популярность, тем не менее, он использовался в конструкции могучих истребителей P-38 “Лайтнинг”, также в семействе знаменитых “кобр” (основной истребитель “Ленд-лиза”). Оснащенная этим двигателем P-63 “Кингкобра” развивала на высоте скорость 660 км/ч.

Гораздо больший интерес связан с третьим двигателем “Паккард” V-1650, который, при ближайшем рассмотрении, оказывается лицензионной копией... британского “Роллс-Ройс Мерлин”! Предприимчивые янки лишь оснастили его двухступенчатым турбонаддувом, что позволяло развивать мощность 1290 л.с. на высоте 9 километров. Для таких высот, это считалось невероятным большим результатом.

Именно с этим выдающимся мотором была связана слава истребителей “Мустанг”. Самый быстрый американский истребитель Второй мировой развивал на высоте скорость 703 км/ч.

Американцам на генетическом уровне была чужда концепция легкого истребителя. Но созданию крупных, хорошо оснащенных самолетов препятствовало основное уравнение существования авиации. Важнейшее правило, согласно которому невозможно изменить массу одного элемента, не затронув остальные элементы конструкции (при условии сохранения изначально заданных ТТХ). Установка новой пушки/бака с топливом неизбежно повлечет за собой увеличение площади поверхности крыла, что, в свою очередь, вызовет дальнейший рост массы конструкции. “Весовая спираль” будет виться до тех пор, пока все элементы самолета не увеличатся в массе, а их соотношение не станет равным первоначальному (до установки дополнительного оборудования). В этом случае, летные характеристики сохранятся на прежнем уровне, но все упрется в мощность силовой установки...

Отсюда - яростное стремление янки к созданию сверхмощных моторов.

Истребитель-бомбардировщик (истребитель дальнего сопровождения) Рипаблик P-47 “Тандерболт” имел взлетную массу, вдвое большую, чем масса советского “Яка”, а его боевая нагрузка превышала нагрузку двух штурмовиков Ил-2. По оснащению кабины “Тандерболт” мог дать фору любому истребителю своего времени: автопилот, многоканальная радиостанция, кислородная система, писсуар... 3400 патронов хватало на 40-секундную очередь из шести “Браунингов” 50-го калибра. При всем при этом, неуклюжий с виду “Тандерболт” являлся одним из самых быстрых истребителей Второй мировой. Его достижение - 697 км/ч!

Появление “Тандерболта” было не столько заслугой авиаконструктора Александра Картвелишвили, сколько сверхмощной двойной звезды “Дабл Уосп”. Кроме того, сыграла роль культура производства - ввиду грамотной конструкции и высокого качества сборки, коэффициент лобового сопротивления (Сх) у толстолобого “Тандерболта” был меньше, чем у остроносого немецкого “Мессершмитта”!

Япония

Самураи отвоевали войну исключительно на двигателях воздушного охлаждения. Это никак не связано с требованиями кодекса Бушидо, но всего лишь показатель отсталости японского ВПК. Японцы вступили в войну на весьма удачном истребителе “Митсубиши А6М Зеро” с 14-цилиндровым мотором “Накадзима Сакае” (1130 л.с. на высоте). С этим же истребителем и мотором Япония закончила войну, безнадежно уступив господство в воздухе уже к началу 1943 года.

Любопытно, что благодаря мотору с воздушным охлаждением японский “Зеро” обладал не столь низкой живучестью, как это принято считать. В отличие от того же немецкого “Мессершмитта”, японский истребитель нельзя было вывести из строя попаданием одной шальной пули в двигатель.

Messerschmitt Bf.109

Фактически целое семейство немецких боевых машин, общее количество которых (33 984 штук) делает 109-й одним из самых массовых самолетов Второй мировой. Использовался в качестве истребителя, истребителя-бомбардировщика, истребителя-перехватчика, самолета-разведчика. Именно в качестве истребителя «мессер» заслужил у советских пилотов печальную славу — на начальном этапе войны советские истребители, такие, например, как И-16 и ЛаГГ, явно уступали в техническом отношении Bf.109 и несли тяжелые потери. Лишь появление более совершенных самолетов, например Як-9, позволило нашим пилотам сражаться с «мессерами» почти на равных. Самой массовой модификацией машины стал Bf.109G («Густав»).

Messerschmitt Bf.109

Messerschmitt Me.262

Самолет запомнился не своей особенной ролью во Второй мировой, а тем, что оказался первенцем реактивной авиации на поле боя. Me.262 начали конструировать еще до войны, однако настоящий интерес к проекту пробудился у Гитлера только в 1943 году, когда люфтваффе уже растеряла свою боевую мощь. Me.262 обладал уникальными для своего времени показателями скорости (около 850 км/ч), высоты и скороподъемности и поэтому имел серьезные преимущества перед любым истребителем того времени. В реальности же на 150 сбитых самолетов союзников пришлось 100 потерянных Me.262. Низкая эффективность боевого применения объяснялась «сыростью» конструкции, малым опытом использования реактивной авиации и недостаточной подготовкой пилотов.


Messerschmitt Me.262

Heinkel-111


Heinkel-111

Junkers Ju 87 Stuka

Выпускавшийся в нескольких модификациях пикирующий бомбардировщик Ju 87 стал своего рода предтечей современного высокоточного оружия, так как метал бомбы не с большой высоты, а с крутого пикирования, что позволяло более точно нацелить боеприпас. Был очень эффективен в борьбе против танков. Ввиду специфики применения в условиях высоких перегрузок машину оснащали автоматическими воздушными тормозами для выхода из пике в случае потери пилотом сознания. Для усиления психологического эффекта пилот при атаке включал «иерихонскую трубу» — устройство, издававшее страшный вой. Одним из самых знаменитых пилотов-асов, летавших на «Штуке», был Ганс-Ульрих Рудель, оставивший довольно хвастливые воспоминания о войне на Восточном фронте.


Junkers Ju 87 Stuka

Focke-Wulf Fw 189 Uhu

Тактический разведывательный самолет Fw 189 Uhu интересен прежде всего своей необычной двухбалочной конструкцией, за которую советские солдаты прозвали его «Рамой». И именно на Восточном фронте этот разведчик-корректировщик оказался наиболее полезным гитлеровцам. Наши бойцы хорошо знали, что вслед за «Рамой» прилетят бомбардировщики и нанесут удар по разведанным целям. А вот сбить этот тихоходный самолет было не так-то просто из-за его высокой маневренности и отличной живучести. При приближении советских истребителей он мог, например, начать описывать круги небольшого радиуса, в который скоростные машины просто не могли вписаться.


Focke-Wulf Fw 189 Uhu

Вероятно, самый узнаваемый бомбардировщик люфтваффе был разработан в начале 1930-х годов под видом гражданского транспортного самолета (создавать ВВС Германии запрещал Версальский договор). На начало Второй мировой Heinkel-111 был самым массовым бомбардировщиком люфтваффе. Он стал одним из главных персонажей Битвы за Англию — она явилась результатом попытки Гитлера сломить волю к сопротивлению британцев путем массированных бомбовых налетов на города Туманного Альбиона (1940 год). Уже тогда стало понятно, что этот средний бомбардировщик морально устарел, ему не хватает скорости, маневренности и защищенности. Тем не менее самолет продолжали использовать и производить вплоть до 1944 года.

Союзники

Boeing B-17 Flying Fortress

Американская «летающая крепость» в ходе войны постоянно наращивала свою защищенность. Вдобавок к великолепной живучести (в виде, например, способности вернуться на базу с одним целым мотором из четырех) в модификации В-17G тяжелый бомбардировщик получил тринадцать 12,7-мм пулеметов. Была разработана тактика, в рамках которой «летающие крепости» шли над вражеской территорией в шахматном порядке, защищая друг друга перекрестным огнем. Самолет оснастили высокотехнологичным на то время бомбовым прицелом Norden, построенным на основе аналогового вычислителя. Если британцы бомбили Третий рейх в основном в темное время суток, то «летающие крепости» не боялись появляться над Германией в светлое время суток.


Boeing B-17 Flying Fortress

Avro 683 Lancaster

Один из главных участников налетов бомбардировочной авиации союзников на Германию, британский тяжелый бомбардировщик Второй мировой. На долю Avro 683 Lancaster пришлось ¾ всего бомбового груза, выброшенного англичанами на Третий рейх. Грузоподъемность позволяла четырехмоторному самолету брать на борт «блокбастеры» — сверхтяжелые бетонобойные бомбы Tallboy и Grand Slam. Низкая защищенность предполагала использование «Ланкастеров» в качестве ночных бомбардировщиков, однако ночное бомбометание отличалось невысокой точностью. Днем же эти самолеты несли ощутимые потери. «Ланкастеры» активно участвовали в самых разрушительных бомбовых налетах Второй мировой — на Гамбург (1943) и Дрезден (1945).


Avro 683 Lancaster

North American P-51 Mustang

Один из самых знаковых истребителей Второй мировой, сыгравший исключительную роль в событиях на Западном фронте. Как бы ни защищали себя тяжелые бомбардировщики союзников, уходившие в рейды на Германию, эти большие, низкоманевренные и относительно тихоходные самолеты несли тяжелые потери от немецкой истребительной авиации. Компания North American по заказу британского правительства срочно создала истребитель, который мог не только успешно сражаться с «мессерами» и «фоккерами», но и иметь достаточный радиус действия (за счет подвесных баков), чтобы сопровождать рейды «бомберов» на континент. Когда в 1944 году «Мустанги» стали использоваться в этом качестве, стало ясно, что воздушная война на Западе немцами окончательно проиграна.


North American P-51 Mustang

Supermarine Spitfire

Основной и самый массовый истребитель британских ВВС военной поры, один из лучших истребителей Второй мировой. Его высотные и скоростные характеристики делали его равным соперником немецкому Messerschmitt Bf.109, и в очной схватке этих двух машин большую роль играло мастерство пилотов. «Спитфайры» отлично зарекомендовали себя, прикрывая эвакуацию англичан из Дюнкерка после успеха гитлеровского блицкрига, а затем в ходе Битвы за Британию (июль-октябрь 1940 года), когда английским истребителям приходилось бороться как с немецкими бомбардировщиками Не-111, Do-17, Ju 87, так и с истребителями Bf. 109 и Bf.110.


Supermarine Spitfire

Япония

Mitsubishi A6M Raisen

На начало Второй мировой японский палубный истребитель A6M Raisen был лучшим в мире в своем классе, даже несмотря на то, что в его названии присутствовало японское слово «Рэй-сэн», то есть «истребитель-ноль». Благодаря подвесным бакам истребитель обладал высокой дальностью полета (3105 км), что делало его незаменимым для участия в рейдах на океанском ТВД. Среди самолетов, участвовавших в нападении на Перл-Харбор, находились 420 A6M. Американцы извлекли уроки из общения с юрким, скороподъемным японцем, и уже к 1943 году их истребительная авиация превзошла своего некогда опасного противника.


Mitsubishi A6M Raisen

Самый массовый пикирующий бомбардировщик СССР начал выпускаться еще перед войной, в 1940 году, и оставался в строю до Победы. Низкоплан с двумя моторами и двойным килевым оперением был для своего времени весьма прогрессивной машиной. В частности, в нем была предусмотрена гермокабина и электродистанционное управление (которое в силу новизны стало и источником многих проблем). В реальности Пе-2 не так уж часто, в отличие от Ju 87, применялся именно как пикирующий бомбардировщик. Чаще всего он наносил бомбовые удары по площадям с горизонтального полета или с пологого, а не глубокого пикирования.


Пе-2

Самый массовый боевой самолет в истории (всего этих «илов» было выпущено 36 000 штук) считается настоящей легендой полей сражений. Одна из его особенностей — несущий бронекорпус, заменявший собой каркас и обшивку в большей части фюзеляжа. Штурмовик работал на высотах в несколько сотен метров над землей, становясь не самой сложной мишенью для наземных зенитных средств и объектом охоты со стороны немецких истребителей. Первые варианты Ил-2 строились одноместными, без бортстрелка, что приводило к довольно высоким боевым потерям среди самолетов этого типа. И все же Ил-2 сыграл свою роль на всех ТВД, где сражалась наша армия, став мощным средством поддержки сухопутных войск в борьбе с бронетехникой противника.


Ил-2

Як-3 стал развитием хорошо зарекомендовавшего себя в боях истребителя Як-1М. В процессе доработки было укорочено крыло и предприняты другие конструктивные изменения для снижения веса и улучшения аэродинамики. Этот легкий деревянный самолет показывал впечатляющую скорость 650 км/ч и имел отличные летные характеристики на малых высотах. Испытания Як-3 стартовали в начале 1943 года, а уже во время сражения на Курской дуге он вступил в бой, где с помощью 20-мм пушки ШВАК и двух 12,7-мм пулеметов Березина успешно противостоял «мессершмитам» и «фоккерам».


Як-3

Один из лучших советских истребителей Ла-7, поступивший на вооружение за год до конца войны, был развитием встретившего войну ЛаГГ-3. Все достоинства «предка» сводились к двум факторам — высокой живучести и максимальному использованию в конструкции дерева вместо дефицитного металла. Однако слабый мотор и большой вес превращали ЛаГГ-3 в неважного противника цельнометаллического Messerschmitt Bf.109. Из ЛаГГ-3 в ОКБ-21 Лавочкина сделали Ла-5, поставив новый мотор АШ-82 и доработав аэродинамику. Модификация Ла-5ФН с форсированным мотором уже была отличной боевой машиной, превосходя по ряду параметров Bf.109. В Ла-7 вес был снова снижен, а также усилено вооружение. Самолет стал очень хорош, даже оставаясь деревянным.


Ла-7

У-2, или По‑2, созданный в 1928 году, к началу войны безусловно был образцом устаревшей техники и вообще не проектировался как боевой самолет (учебно-боевой вариант появился только в 1932 году). Однако ради победы этому классическому биплану пришлось поработать ночным бомбардировщиком. Его несомненные плюсы — простота в управлении, возможность посадки вне аэродромов и взлет с маленьких площадок, малошумность.


У-2

На малом газу в темное время суток У-2 подбирался к вражескому объекту, оставаясь незамеченным практически до момента бомбометания. Поскольку бомбометание производилось с малых высот, точность его была весьма высока, и «кукурузники» наносили врагу серьезный ущерб.

Статья «Воздушный парад победителей и побежденных» опубликована в журнале «Популярная механика» (