В каком году генеральная ассамблея оон. "Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе”

Важную роль в выполнении многообразных функций ООН играет Генеральная Ассамблея совещательный представительный орган, в котором представлены все государства - члены ООН. Генеральная Ассамблея наделена в соответствии с Уставом ООН рядом весьма важных функций, и прежде всего в рассмотрении кардинальных вопросов мировой политики: укрепления международного мира, смягчения международной напряженности, сокращения вооружений и разоружения, создания условий для развития дружественных отношений и сотрудничества между государствами в самых различных областях.

В соответствии со ст. 10 Устава ООН Генеральная Ассамблея уполномочена обсуждать любые вопросы или дела в пределах Устава ООН или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов ООН и делать рекомендации государствам - членам ООН или Совету Безопасности по любым таким вопросам или делам. Генеральная Ассамблея наделена также полномочиями рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, а также обсуждать широкий круг проблем сотрудничества государств в политической, экономической, социальной, экологической, научно-технической и иных областях и выносить рекомендации по ним.

Генеральная Ассамблея проводит ежегодные регулярные сессии, которые открываются в третий вторник сентября, а также специальные и чрезвычайные специальные сессии. В ходе регулярной сессии Генеральной Ассамблеи проводятся заседания пленума Генеральной Ассамблеи, Генерального комитета, Комитета по проверке полномочий и семи главных комитетов: Первого (вопросы разоружения и безопасности), Специального политического (политические вопросы), Второго (экономические и финансовые вопросы), Третьего (социальные и гуманитарные вопросы), Четвертого (вопросы деколонизации), Пятого (административные и бюджетные вопросы) и Шестого (правовые вопросы). Предварительная повестка дня очередной сессии составляется Генеральным секретарем и сообщается членам ООН не менее чем за 60 дней до открытия сессии. Она включала на первой части 1-й сессии Генеральной Ассамблеи 33 вопроса, а начиная с 20-й сессии включает более 100 вопросов.

Генеральная Ассамблея позволяет осуществлять обмен мнениями и выработку согласованных решений, создает уникальные условия для дипломатических переговоров и консультаций между представителями государств и дает возможность значительному числу глав государств и правительств, а также министров иностранных дел встречаться и обсуждать интересующие их проблемы мировой политики.

Генеральная Ассамблея играет существенную роль в деятельности ООН. Она внесла значительный вклад в разработку и подготовку ряда важных международных документов. В рамках ООН проводится большая работа по дальнейшему прогрессивному развитию и кодификации принципов и норм международного права. Обеспечение этой исключительно важной сферы деятельности ООН прямо предусматривается в ст. 13 Устава ООН, где отмечается, что Генеральная Ассамблея организует исследования и делает рекомендации в целях «содействия международному сотрудничеству в политической области и поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации».

Каждый член Генеральной Ассамблеи независимо от размеров территории, численности населения, экономической и военной мощи имеет один голос. Решения Генеральной Ассамблеи по важным вопросам принимаются большинством в 2/з присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи. Решения по другим вопросам, включая определение дополнительных категорий вопросов, которые подлежат решению большинством в 2/3 голосов, принимаются простым большинством присутствующих и участвующих в голосовании. По некоторым важным вопросам, таким как выборы непостоянных членов Совета Безопасности, выборы членов ЭКОСОС, Совета по Опеке, прием новых членов в ООН, назначение Генерального секретаря ООН, приостановление прав и привилегий членов Организации, исключение из Организации ее членов, бюджетные вопросы и другие административно-технические вопросы, Генеральная Ассамблея принимает обязательные решения. По остальным, в том числе связанным с поддержанием международного мира и безопасности, Генеральная Ассамблея принимает резолюции и декларации, имеющие рекомендательный характер.

В работе Генеральной Ассамблеи могут принимать участие государства - не члены ООН, имеющие постоянных наблюдателей при ООН (Ватикан, Швейцария) и не имеющие их. Кроме того, получили право участвовать в качестве наблюдателей Организация освобождения Палестины и представители ряда международных организаций (специализированных учреждений ООН, ОАГ, ЛАГ, ОАЕ, ЕС и др.).

Совет Безопасности. Один из главных органов Организации Объединенных Наций, состоящий из 15 членов: пять из них - постоянные (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), остальные десять членов - «непостоянные» избираются в Совет в соответствии с процедурой, предусмотренной п. 2 ст. 23 Устава ООН.

Существует особая процедура принятия решений в Совете Безопасности в зависимости от их важности. Решения по процедурным вопросам считаются принятыми, если за них поданы голоса любых девяти членов Совета. Для принятия решений по всем другим вопросам требуется не менее девяти голосов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. Это означает, что достаточно одному или нескольким постоянным членам Совета проголосовать против какого- либо решения - и оно считается отклоненным. Такая процедура называется наложением вето постоянным членом. Тем самым достигается согласованность действий постоянных членов Совета Безопасности в области поддержания международного мира и

безопасности.

Вместе с тем, начиная с 1971 года, когда Китай не принимал участия в голосовании по резолюции № 305 от 19 декабря 1971 года по кипрскому вопросу, в деятельности Совета Безопасности сложилась практика, вылившаяся в процедуру «неучастия» постоянных членов Совета в голосовании, которая, однако, не расценивается как вето.

Устав ООН закрепляет за Советом Безопасности исключительно большие полномочия в деле предотвращения войны и создания условий для мирного и плодотворного сотрудничества государств. За послевоенный период не было практически ни одного важного международного события, ставившего под угрозу мир и безопасность народов или вызывавшего споры и разногласия между государствами, на которое не обращалось бы внимание Совета Безопасности, причем значительное число их (свыше 165 за послевоенные годы) стало предметом рассмотрения на заседаниях Совета Безопасности. Совет Безопасности стал основой механизма коллективного обеспечения исполнения норм международного права.

Совет Безопасности может принимать, согласно Уставу ООН, юридические акты двоякого рода. Как и другие главные органы ООН, Совет может принимать рекомендации, то есть юридические акты, предусматривающие определенные методы и процедуры, с которыми тому или иному государству предлагается сообразовывать свои действия. Рекомендации не налагают на государства юридических обязательств.

Совет Безопасности может также принимать юридически обязательные решения, выполнение которых обеспечивается принудительной силой всех государств - членов ООН. Некоторые решения Совета Безопасности, принятые в соответствии с Уставом ООН, в определенных случаях могут являться и юридическими актами, имеющими общее нормоустанавливающее значение.

При этом исключается возможность обжалования или пересмотра принятых Советом Безопасности решений в каком-либо другом органе. Такие решения являются окончательными и не подлежат ревизии. Однако сам Совет Безопасности может пересмотреть свое решение, например, вследствие вновь открывшихся обстоятельств, неизвестных Совету при принятии первоначального решения, или может вернуться к рассмотрению какого-либо вопроса и изменить свои первоначальные резолюции.

Основной формой принимаемых Советом Безопасности рекомендаций и обязательных решений на протяжении всей его деятельности являются резолюции, которых принято свыше 730. Наряду с этим в практике Совета Безопасности все более заметную роль стали играть заявления председателя Совета, число которых превысило 100.

Устав ООН обеспечивает непрерывное функционирование Совета Безопасности и предписывает «быстрые и эффективные действия» от имени членов ООН. С этой целью каждый член Совета Безопасности должен быть всегда представлен в месте пребывания ООН. Согласно правилам процедуры, промежуток между заседаниями Совета Безопасности не должен превышать 14 дней, хотя на практике это правило не всегда соблюдалось.

С 1987 года сложилась новая форма деятельности Совета Безопасности, стали проводиться встречи министров иностранных дел пяти постоянных членов Совета с Генеральным секретарем ООН. Первая такая встреча была проведена 25 сентября 1987 года. Все это свидетельствует о жизнеспособности системы ООН.

Международный Суд. Важное место в структуре ООН занимает Международный Суд, главный судебный орган ООН. Он состоит из 15 независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства, из числа лиц высоких моральных качеств, отвечающих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права. Судьи избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности на срок девять лет с правом переизбрания. При этом для избрания Советом Безопасности кандидату достаточно получить 8 голосов (все прочие решения требуют большинства в 9 голосов). Кандидатуры для избрания в Суд выдвигаются национальными группами членов Постоянной палаты третейского суда (по 4 члена в каждой группе). Местопребывание Суда - г. Гаага.

Его Статут является неотъемлемой частью Устава ООН, поэтому все государства - члены Организации автоматически являются участниками Статута. Согласно п. 2 ст. 93 Устава ООН Генеральная Ассамблея по рекомендации Совета Безопасности определяет условия, согласно которым государство, не являющееся членом ООН, может стать участником Статута Суда. Так, государствами - участниками Статута Суда являются Швейцария и Науру, хотя они и не являются членами ООН. Указанные государства могут участвовать в выборах членов Суда на условиях, определенных резолюцией 264 (III) Генеральной Ассамблеи. Они могут также участвовать в работе Генеральной Ассамблеи в связи с внесением поправок в Статут Суда тем же порядком, что и члены ООН. Поправки к Статуту Суда, согласно резолюции 2520 (XXIV) Генеральной Ассамблеи от 4 декабря 1969 г., вступают в силу для всех государств - участников Статута после того, как они приняты 2/3 голосов участников Статута и ратифицированы в соответствии с их конституционной процедурой 2/з государств - участников Статута.

Устав ООН проводит строгое разграничение компетенции важнейшего политического органа - Совета Безопасности и Международного Суда. Как подчеркивается в п. 3 ст. 36 Устава ООН, Совет Безопасности принимает во внимание, что «споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный Суд в соответствии с положениями Статута Суда». Только государства могут быть сторонами по делам, разбираемым Судом. К ведению Суда относятся все дела, которые будут переданы ему сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями. Суд обычно проводит пленарные заседания, но он может также, если стороны об этом просят, образовывать более мелкие группы, называемые камерами. Решения, принятые камерами, считаются вынесенными Судом в полном составе. В последнее время Суд стал чаще прибегать к этой процедуре упрощенного судопроизводства.

Государства могут, согласно ст. 36 Статута, в любое время заявить, что они признают без особого о том соглашения, ipso facto, в отношении любого иного государства, принявшего такое же обязательство, юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам, касающимся: толкования договора; любого вопроса международного права; наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства и характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства. Вышеуказанные заявления могут быть безусловными, или на условиях взаимности со стороны тех или иных государств, или же на определенное время.

К настоящему времени менее 1/3 государств - членов ООН заявили о своем согласии с обязательной юрисдикцией Суда в соответствии с п. 2 ст. 36 его Статута, причем многие заявления сопровождаются такими оговорками, которые делают их по существу иллюзорными. За время существования Суда на его рассмотрение государствами было вынесено более 60 споров. Решения Суда считаются обязательными для государств - сторон в споре. В случае невыполнения какой-либо стороной в деле обязательства, возложенного на нее решением Суда, Совет Безопасности по просьбе другой стороны «может, если признает это необходимым, сделать рекомендации или решить вопрос о принятии мер для приведения решения в исполнение» (п. 2 ст. 94 Устава ООН).

Помимо судебной Международный Суд осуществляет и консультативную юрисдикцию. Согласно ст. 96 Устава ООН, Генеральная Ассамблея или Совет Безопасности могут запрашивать у Международного Суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу. Кроме того, другие органы ООН и специализированные учреждения, которым Генеральная Ассамблея может дать в любое время разрешение на это, могут также запрашивать консультативные заключения Суда по юридическим вопросам, возникающим в пределах их круга деятельности. В настоящее время 4 главных органа ООН, 2 вспомогательных органа Генеральной Ассамблеи, 15 специализированных учреждений ООН и МАГАТЭ (в общей сложности 22 органа) могут запрашивать консультативные заключения Суда.

Международный Суд является важнейшим международно- правовым институтом, способным мирно разрешать споры и разногласия между государствами и реально обеспечивать правопорядок в мире. Международный Суд, согласно Уставу ООН - главный судебный орган ООН, содействующий решению спорных международных проблем. Примеров более, чем достаточно. Так, в 1986 году Международный Суд принял решение относительно незаконности военной и полувоенной деятельности США против Никарагуа и по пограничному спору между Мали и Буркина-Фасо, а также консультативное заключение Суда 1988 года о незаконности закрытия властями США представительства Организации освобождения Палестины при ООН в Нью-Йорке.

Еще по теме Генеральная Ассамблея ООН.:

  1. Генеральная Ассамблея ООН. ПРИНЦИПЫ ЗАЩИТЫ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ ЛИЦ И УЛУЧШЕНИЕ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ, 1991
  2. Генеральная Ассамблея. Всеобщая декларация прав человека, 1948
  3. Роль системы ООН в развитии многостороннего регулирования МЭО

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс -

Тема 10. Органы ООН

Компетенция. Генеральная Ассамблея является самым предста­вительным органом Организации. Она состоит из всех членов Ор­ганизации. Из содержания главы IV Устава ООН можно заклю­чить, что Генеральная Ассамблея является высшим органом Орга­низации. Согласно ст. 15 Устава она получает и рассматривает ежегодные и специальные доклады Совета Безопасности. Эти док­лады должны включать отчет о мерах по поддержанию междуна­родного мира и безопасности, которые Совет Безопасности решил предпринять или предпринял. Генеральная Ассамблея получает и рассматривает доклады других органов Организации.

Генеральная Ассамблея вправе обсуждать любые вопросы в пределах Устава ООН и делать соответствующие рекомендации государствам - членам ООН иСовету Безопасности. Однако ко­гда Совет Безопасности выполняет возложенные на него Уставом ООН функции по отношению к какому-либо спору или ситуации, Генеральная Ассамблея не может делать какие-либо рекоменда­ции, касающиеся данного спора или ситуации, если Совет Безо­пасности не запросит об этом.

Генеральная Ассамблея организует также исследования и дела­ет рекомендации в целях:

а) содействия международному сотруд­ничеству в политической области и поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации;

б) содейст­вия сотрудничеству в области экономической, социальной, куль­туры, образования, здравоохранения и содействия осуществлению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Порядок работы. Генеральная Ассамблея собирается на очеред­ные ежегодные сессии и на такие специальные сессии, которые могут потребовать обстоятельства.

Генеральная Ассамблея собирается ежегодно на очередную сес­сию в третий вторник сентября. Генеральный секретарь уведомля­ет всех членов ООН об открытии такой сессии не менее чем за 60 дней. По рекомендации Генерального комитета в начале каж­дой сессии он устанавливает дату закрытия очередной сессии.

Специальные сессии Генеральной Ассамблеи созываются в те­чение 15 дней со дня получения Генеральным секретарем требова­ния от Совета Безопасности или от большинства членов ООН о созыве такой сессии или сообщения большинства членов ООН о присоединении к требованию о созыве.

Чрезвычайные специальные сессии созываются в течение 24 ча­сов с момента получения Генеральным секретарем требования о созыве такой сессии, поступившего от Совета Безопасности и поддержанного голосами любых девяти членов Совета, требова­ния большинства членов ООН, выраженного путем голосования в Межсессионном комитете. Любой член ООН может потребовать у Генерального секретаря созыва чрезвычайной специальной сес­сии. Генеральный секретарь извещает немедленно других членов Организации об этом требовании и запрашивает их, присоединя­ются ли они к нему. Если в течение 30 дней большинство членов ООН присоединится к этому требованию, то Генеральный секре­тарь созывает специальную сессию Генеральной Ассамблеи ООН.


Предварительная повестка дня очередной сессии составляется Генеральным секретарем ООН и сообщается ее членам не менее чем за 60 дней до открытия сессии. Она состоит из более чем 100 вопросов.

Однако постоянными пунктами являются следующие вопросы:

а) доклад Генерального секретаря о работе Организации;

б) доклады Совета Безопасности, ЭКОСОС, Совета по опеке, Ме­ждународного суда, вспомогательных органов Генеральной Ас­самблеи и специализированных учреждений;

в) все пункты, о включении которых Генеральная Ассамблея постановила на од­ной из своих предыдущих сессий;

г) все пункты, предложенные любым членом ООН;

д) все пункты, относящиеся к бюджету на следующий финансовый год, и доклад об отчете за истекший фи­нансовый год;

е) все пункты, которые Генеральный секретарь счи­тает необходимым внести на рассмотрение Генеральной Ассамб­леи;

ж) все пункты, предложенные государствами, не являющими­ся членами ООН.

Любой член ООН, любой из ее главных органов или Генераль­ный секретарь могут не менее чем за 30 дней до даты, назначен­ной для открытия очередной сессии, потребовать включения в по­вестку дня дополнительных пунктов.

В предварительную повестку дня специальной сессии вносятся только те пункты, рассмотрение которых предложено в требова­нии о созыве специальной сессии.

Делегации государства - члена ООН на сессии Генеральной Ассамблеи состоит не более чем из пяти представителей и пяти за­местителей и из необходимого делегации числа советников, технических советников, экспертов и лиц, занимающих подобное положение.

Основным органом, определяющим порядок работы сессии Генеральной Ассамблеи, является Генеральный комитет. Он со­стоит из Председателя Генеральной Ассамблеи, 21 заместителя Председателя и председателей семи главных комитетов. На его за­седаниях имеют право присутствовать председатели других коми­тетов и участвовать в прениях без права голоса. Генеральный ко­митет может вносить изменения в принятые Генеральной Ассамб­леей резолюции, но эти изменения могут относиться только к форме, а не к существу. Все такие изменения представляются на рассмотрение Генеральной Ассамблеи.

Английский, испанский, китайский, русский и французский языки являются официальными и рабочими языками Генеральной Ассамблеи, ее комитетов и подкомитетов. Арабский язык является как официальным, так и рабочим языком Генеральной Ассамблеи и ее главных комитетов. Все резолюции и другие документы изда­ются на языках Генеральной Ассамблеи. По решению Генераль­ной Ассамблеи ее документы и документы ее комитетов и подко­митетов издаются и на любом другом языке.

Генеральная Ассамблея может учреждать комитеты, которые она сочтет необходимыми для выполнения ее функций. Наиболее детальное обсуждение вопросов проходит в следующих семи глав­ных комитетах:

в Первом комитете - по политическим вопросам и вопросам безопасности, включая вопросы разоружения (начи­ная с XXXI сессии Генеральной Ассамблеи этот комитет занима­ется в основном вопросами разоружения);

Специальном политиче­ском комитете, которому передаются политические вопросы, вхо­дящие в компетенцию Первого комитета;

Втором комитете - по экономическим и финансовым вопросам;

Третьем комитете - по социальным, гуманитарным вопросам и вопросам культуры;

Чет­вертом комитете - по вопросам международной опеки и несамо­управляющихся территорий;

Пятом комитете - по администра­тивным и бюджетным вопросам;

Шестом комитете - по право­вым вопросам.

Все главные комитеты проводят в первую неделю сессии выбо­ры своего председателя, двух заместителей председателя и доклад­чика. Председатели главных комитетов не участвуют в голосова­нии, а вместо них могут голосовать другие члены их делегаций.

Резолюции и решения. Генеральная Ассамблея на своих сессиях принимает постановления, решения и рекомендации. Как явству­ет из п. 2 ст. 4 Устава ООН, термином «постановление» обозначаются акты, принимаемые Генеральной Ассамблеей по рекоменда­ции Совета Безопасности. Они, как правило, обращены к государ­ствам-членам и напоминают им об их правах и обязанностях. Акт приема или исключения государств из ООН также оформляется в виде постановления.

Термин «рекомендация» неоднократно встречается в Уставе ООН (ст. 10, 11, 13 и др.). Например, согласно п. 1 ст. 11 Устава Генеральная Ассамблея уполномочивается рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разо­ружение и регулирование вооружений, и делать в отношении этих принципов рекомендации членам Организации или Совету Безо­пасности. В ст. 13 Устава ООН говорится о том, что Генеральная Ассамблея организует исследования и делает рекомендации в це­лях содействия международному сотрудничеству в политической области и поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации, а также содействия международному сотрудничеству в области экономической, социальной, культуры, образования и т. д. В этой статье Устава ООН указывается, в каких случаях Генеральной Ассамблеей еще делаются рекомендации.

Термин «решение» употребляется в п. 2 ст. 18 Устава ООН. В нем говорится о следующем: решения Генеральной Ассамблеи по важным вопросам принимаются большинством в 2/3 присутст­вующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи. Эти во­просы включают: рекомендации в отношении поддержания мира и безопасности, выборы непостоянных членов Совета Безопасно­сти, прием новых членов Организации, приостановление прав и привилегий членов Организации.

Таким образом, согласно п. 2 ст. 18 Устава решения Генераль­ной Ассамблеи по вопросам поддержания мира и безопасности именуются рекомендациями, а решения по вопросам приема новых членов и другим вопросам в соответствии с п. 2 ст. 4 называются постановлениями.

Все резолюции Генеральной Ассамблеи независимо от наиме­нования и содержания нумеруются по порядку. Номер сессии обозначается римской цифрой. Специальные сессии перед номе­ром имеют букву «S», чрезвычайные - «ES», Все резолюции име­ют свое название.

Невзирая на численность населения все государства-члены - от самых больших (Китай - 1,2 млрд человек) до самых малых (Палау - 16 тыс. человек) - имеют по одному голосу в Генераль­ной Ассамблее.

Решения Генеральной Ассамблеи по важным вопросам прини­маются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в го­лосовании членов Ассамблеи.

Согласно п. 2 ст. 18 Устава ООН к важным относятся следующие вопросы:

б) выборы непостоянных членов Совета Безопасности;

в) выбо­ры членов Экономического и социального совета;

г) выборы чле­нов Совета по опеке;

д) прием новых членов в ООН;

е) приоста­новление прав и привилегий членов ООН;

ж) исключение из ООН ее членов;

з) вопросы, относящиеся к функционированию системы опеки; и) бюджетные вопросы. Перечень этих вопросов является исчерпывающим.

Решения по другим вопросам, включая определение дополни­тельных категорий вопросов, которые подлежат решению боль­шинством в 2/3 голосов, принимаются простым большинством присутствующих и участвующих в голосовании.

Государство - член ООН, за которым числится задолженность по уплате Организации денежных взносов, лишается права голоса на сессиях Генеральной Ассамблеи. Однако эта санкция применя­ется лишь тогда, когда сумма задолженности такого государства равняется или превышает сумму взносов, причитающихся с него за два полных предыдущих года. Генеральная Ассамблея может, однако, разрешить такому государству участвовать в голосовании, если она признает, что просрочка платежа произошла по незави­сящим от него обстоятельствам.

Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по смыслу ст. 11 Ус­тава не носят обязательного характера. Они создают лишь реко­мендации государствам-членам. Таким образом, они содержат нормы так называемого «мягкого» права.

Вспомогательные органы. В соответствии со ст. 22 Устава ООН Генеральная Ассамблея уполномочивается учреждать такие вспо­могательные органы, которые она сочтет необходимыми для осу­ществления своих функций. В настоящее время функционируют около 100 таких органов. По правовому статусу их можно объеди­нить в три группы:

а) органы, являющиеся по своему статусу ме­ждународными организациями;

б) постоянные органы;

в) вре­менные органы.

В первую группу входят Программа ООН по окружающей сре­де (ЮНЕП), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Программа развития ООН (ПРООН). Они в полной мере соответствуют признакам межправительственных организа­ций, хотя и являются автономными органами Генеральной Ас­самблеи.

Вторую группу составляют, в частности:

Конференция по ра­зоружению (создана в 1961 г., входят более 40 государств),

Коми­тет по использованию космического пространства в мирных целях (создан в 1959 г., входят около 60 государств),

Межправительст­венный комитет по науке и технике в целях развития (создан в 1979 г., является комитетом полного состава),

Всемирный про­довольственный совет (создан в 1974 г., входят около 40 госу­дарств),

Комиссия международного права (учреждена в 1947 г., входят представители более 30 государств),

Комиссия ООН по праву международной торговли (создана в 1966 г., входят 36 госу­дарств).

В третью группу можно отнести вспомогательные органы ad hoc, например Специальный комитет по Уставу ООН и усилению роли Организации (создан в 1974 г.), Специальный комитет про­тив апартеида (создан в. 1962 г.), Специальный комитет по Индий­скому океану (создан в 1972 г.). Они занимаются сравнительно уз­ким кругом проблем, эпизодически собираются на свои заседания и ликвидируются после подготовки соответствующих международ­но-правовых документов или решения проблем, составляющих предмет их деятельности.

Членство

Все страны-члены ООН представлены в Генеральной Ассамблее одним голосом.

Полномочия

Генеральная Ассамблея задумывалась как форум, на котором нациям мира должна быть предоставлена широкая возможность «обсуждать любые вопросы или дела в пределах Устава». Это крупнейший и наиболее представительный, но не самый полновластный орган ООН, поскольку Ассамблея не имеет полномочий заставить провести в жизнь свои решения. Принятые Ассамблеей резолюции, в отличие от решений СБ, не имеют обязательной силы, при этом ни одна из наций не может наложить на них вето.

Генеральная Ассамблея контролирует деятельность Экономического и Социального совета, Совета по опеке, а также специальных учреждений; на нее возлагаются также ключевые электоральные обязанности. Совместно с Советом Безопасности Ассамблея избирает генерального секретаря и судей Международного суда; она же принимает решения о приеме в ООН новых членов. Ассамблея избирает 10 также непостоянных членов. Наконец, она определяет размеры взноса каждого государства – члена ООН в бюджет Организации.

Функции

Помимо регулярных сессий, Генеральная Ассамблея ведет работу через использование сложной структуры комитетов и региональных групп; это позволяет различным правительствам быть уверенными, что их интересы и приоритеты их регионов адекватно представлены в ООН. Эти группы принимают участие также в отборе государств, которые в соответствии с процедурой ротации должны будут войти в Совет Безопасности.

Сессии

Ассамблея проводит очередные сессии ежегодно, начиная с третьего вторника сентября; сессия обычно продолжается около трех месяцев. Помимо очередных, Ассамблея может проводить специальные сессии по требованию Совета Безопасности либо большинства членов ООН. По условиям резолюции «Единство в пользу мира» (1950), в случае возникновения угрозы миру Ассамблея может собраться в течение 24 часов на чрезвычайную сессию.

Ассамблея ежегодно избирает нового председателя, 21 заместителя председателя и председателей семи основных постоянных комитетов. Председатель Ассамблеи руководит ее работой через Генеральный комитет.

В основном решения на Генеральной Ассамблее принимаются простым большинством голосов. Однако те из резолюций, которые в соответствии с Уставом касаются ключевых вопросов (миротворческие резолюции и избрание новых членов), должны приниматься большинством в две трети голосов.

Комитеты

Подобно национальным законодательным собраниям, Ассамблея подразделяется на комитеты. В ее состав входят 7 постоянных комитетов: Специальный политический комитет; Первый комитет (разоружение и вопросы безопасности); Второй комитет (экономические и финансовые вопросы); Третий комитет (социальные, гуманитарные вопросы и вопросы культуры); Четвертый комитет (территории, находящиеся под опекой, и вопросы деколонизации); Пятый комитет (административные и бюджетные вопросы) и Шестой комитет (правовые вопросы). Каждое государство – член ООН имеет право быть представленным в любом из этих комитетов.

История

В годы холодной войны США обычно использовали свои способы давления на Генеральную Ассамблею для достижения поставленных целей. Из 51 государства, которые первыми вошли в ООН в 1945, не менее 35 были тесно связаны с США. Даже с учетом того, что две республики СССР –Белоруссия и Украина – подписали Устав в качестве отдельных членов, только 5 из представленных в ООН государств выступали на стороне СССР и всего 10 считались неприсоединившимися. Недавно освободившиеся и колониальные страны Азии, Африки и Латинской Америки в то время фактически не имели представительства в Ассамблее. Делегация США в те годы могла легко добиваться большинства, а при необходимости и большинства в две трети голосов.

Члены ООН

Австралия

Австрия 1955

Азербайджан 1992

Албания 1955

Ангола 1976

Андорра 1993

Антигуа и Барбуда 1981

Аргентина

Армения 1992

Афганистан 1946

Багамские Острова 1973

Бангладеш 1974

Барбадос 1966

Бахрейн 1971

Белоруссия

Болгария 1955

Босния и Герцеговина 1992

Ботсвана 1966

Бразилия

Бруней 1984

Буркина-Фасо 1960

Бурунди 1962

Вануату 1981

Великобритания

Венгрия 1955

Венесуэла

Вьетнам 1977

Гайана 1966

Гамбия 1965

Гватемала

Гвинея 1958

Гвинея-Бисау 1974

Германия 1973

Гондурас

Гренада 1974

Грузия 1992

Демократическая Республика Конго 1960

Джибути 1977

Доминика 1978

Доминиканская Республика

Замбия 1964

Зимбабве 1980

Израиль 1949

Индонезия 1950

Иордания 1955

Ирландия 1955

Исландия 1946

Испания 1955

Италия 1955

Кабо-Верде 1975

Казахстан 1992

Камбоджа 1955

Камерун 1960

Киргизия 1992

Кирибати 1999

Китайская Народная Республика

Колумбия

Коморские Острова 1975

Корейская Народно-Демократическая Республика 1991

Республика Корея 1991

Коста-Рика

Кот-д"Ивуар 1960

Кувейт 1963

Латвия 1991

Лесото 1966

Лихтенштейн 1990

Люксембург

Маврикий 1968

Мавритания 1961

Мадагаскар 1960

Македония 1993

Малави 1964

Малайзия 1957

Мальдивские Острова 1965

Мальта 1964

Марокко 1956

Маршалловы Острова 1991

Мозамбик 1975

Молдавия 1992

Монако 1993

Монголия 1961

Мьянма 1948

Намибия 1990

Нигерия 1960

Нидерланды

Никарагуа

Новая Зеландия

Норвегия

Объединенные Арабские Эмираты 1971

Пакистан 1947

Папуа – Новая Гвинея 1975

Парагвай

Португалия 1955

Республика Конго 1960

Российская Федерация

Руанда 1962

Румыния 1955

Сальвадор

Сан-Марино 1992

Сан-Томе и Принсипи 1975

Саудовская Аравия

Свазиленд 1968

Сейшельские Острова 1976

Сенегал 1960

Сент-Винсент и Гренадины 1980

Сент-Китс и Невис 1983

Сент-Люсия 1979

Сингапур 1965

Словакия 1993

Словения 1992

Соединенные Штаты Америки

Соломоновы Острова 1978

Сомали 1960

Суринам 1975

Сьерра-Леоне 1961

Таджикистан 1992

Таиланд 1946

Танзания 1961

Тринидад и Тобаго 1962

Туркменистан 1992

Уганда 1962

Узбекистан 1992

Федеративные штаты Микронезии 1991

Филиппины

Финляндия 1955

Хорватия 1992

Центральноафриканская Республика 1960

Швеция 1946

Шри-Ланка 1955

Экваториальная Гвинея 1968

Эритрея 1993

Эстония 1991

Югославия

Южно-Африканская Республика

Ямайка 1962

Япония 1956

Для 51 государства, подписавшего Устав в 1945, дата принятия не приводится. В 1990–1991 два государства из этого числа – СССР и Югославия – распались. В 1992 Россия была признана преемником СССР во всех органах ООН. В 1973 Восточная и Западная Германии стали членами ООН. В 1990 произошло воссоединение страны.

29 ноября 1947 Генеральная Ассамблея приняла резолюцию № 181 относительно раздела бывшей подмандатной территории Палестины путем создания на ней арабского и еврейского государств. Через несколько месяцев было провозглашено государство Израиль, однако арабское государство так и не появилось.

Когда в начальный период деятельности ООН обнаружилось, что Совет Безопасности стал заложником борьбы между Востоком и Западом, Генеральная Ассамблея провела голосование по созданию Генерального комитета, или Малой Ассамблеи, которая в случае необходимости могла собираться в перерывах между сессиями Ассамблеи. Принятая в 1950 резолюция «Единство в пользу мира» значительно повысила роль Генеральной Ассамблеи. В июне в отсутствие советского представителя Совету Безопасности удалось принять меры против нападения Северной Кореи на Южную Корею. Однако через несколько дней представитель СССР вернулся в Совет Безопасности и наложил вето на любые дальнейшие действия. Резолюция «Единство в пользу мира» утверждала право Ассамблеи собираться немедленно в случае чрезвычайных обстоятельств, когда не мог действовать Совет Безопасности, и предлагать соответствующие коллективные меры, включая использование вооруженных сил. Резолюция учредила состоявшую из 14 представителей различных государств Военную комиссию по перемирию для наблюдения за развитием опасных ситуаций в любой части мира и призвала все государства – члены ООН создать специальные контингенты вооруженных сил, предназначенные для использования по требованию СБ или Генеральной ассамблеи. Расширив свои полномочия, Ассамблея оказалась в состоянии удержать под контролем несколько кризисных ситуаций: военное вторжение Китая в Корею в 1950, Суэцкий кризис 1956 и советское вторжение в Венгрию в том же году, Ливанский кризис 1958, кризис в Конго в 1960. Поскольку деколонизация привела к расширению политической базы Ассамблеи, вопросами безопасности стал заниматься в основном Совет Безопасности.

США, как правило, удавалось добиваться большинства на Генеральной Ассамблее при голосовании по жизненно важным вопросам. В 1960-х и 1970-х в связи с усилением афро-азиатско-арабского блока США стало труднее добиваться необходимого большинства, поэтому им пришлось увеличить политическое, экономическое и дипломатическое давление на страны третьего мира. В 1971 состоялось голосование по вопросу о приеме Китайской Народной Республики: США, выступившие против, фактически оказались в меньшинстве. Но даже в 1974, когда афро-азиатско-арабский блок имел решающее число голосов, США удалось решить вопрос о присутствии североамериканских вооруженных сил в Корее под флагом ООН.

Генеральная Ассамблея является главным совещательным органом ООН. Она задумывалась как форум, на котором нации мира смогут «обсуждать любые вопросы или дела в пределах Устава». Генеральная Ассамблея состоит из представителей всех государств-членов, каждое из которых имеет один голос.

В основном Генеральная Ассамблея принимает свои резолюции и решения большинством голосов присутствующих государств-членов. Решения по основным вопросам принимаются двумя третями голосов. Решения по другим вопросам принимаются простым большинством голосов. Голосование может проводиться путем регистрируемого в протоколе голосования, поднятием рук или поименным голосованием. Ни одна из наций не может наложить вето на решения Генеральной Ассамблеи.

Функции и полномочия

Генеральная Ассамблея ООН выполняет широкие полномочия: от контроля деятельности Экономического и социального совета и Совета по опеке до ключевых электоральных обязанностей. В соответствии с Уставом Генеральная Ассамблея имеет следующие функции и полномочия:

  • рассматривать принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, и вырабатывать рекомендации в отношении этих принципов;
  • обсуждать любые вопросы, относящиеся к международному миру и безопасности, и готовить по ним рекомендации, за исключением тех случаев, когда спор или ситуация находится на рассмотрении Совета Безопасности ;
  • обсуждать и за тем же исключением давать рекомендации по любым вопросам в пределах Устава или по вопросам, касающимся полномочий и функций любого органа Организации Объединенных Наций;
  • организовывать исследования и формулировать рекомендации в целях содействия международному сотрудничеству в политической области, развития и кодификации международного права, осуществления прав человека и основных свобод для всех, а также содействия международному сотрудничеству в экономической и социальной областях, сферах культуры, образования и здравоохранения;
  • рекомендовать меры мирного урегулирования любой ситуации независимо от ее происхождения в случае, если она может нанести ущерб дружественным отношениям между нациями;
  • получать и рассматривать доклады Совета Безопасности и других органов Организации Объединенных Наций;
  • рассматривать и утверждать бюджет Организации Объединенных Наций и определять размеры взносов отдельных членов;
  • избирать непостоянных членов Совета Безопасности, членов Экономического и социального совета и подлежащих избранию членов Совета по опеке (в случае необходимости), а также совместно с Советом Безопасности участвовать в избрании судей Международного суда и по рекомендации Совета Безопасности назначать Генерального секретаря.
  • 2.6. Структура Организации Сессии

Ассамблея проводит очередные сессии ежегодно. Обычно они открываются в сентябре. Начиная с 58-й очередной сессии (2003 г.) Генеральная Ассамблея открывается в третий вторник сентября, считая от первой недели, на которую приходится не менее одного рабочего дня. Как правило, сессия продолжается около трех месяцев.

До начала очередной сессии проводятся выборы Председателя Генеральной Ассамблеи , а также 21 заместителя Председателя и Председателей шести главных комитетов Ассамблеи. Каждое государство - член ООН имеет право быть представленным в любом из этих комитетов. Председатель Ассамблеи руководит ее работой через Генеральный комитет. Для обеспечения справедливости географического представительства пост Председателя Генеральной Ассамблеи поочередно занимают представители пяти групп государств: азиатских, африканских, восточноевропейских, западноевропейских, латиноамериканских и стран Карибского бассейна.

Помимо очередных, Ассамблея может проводить специальные сессии по требованию Совета Безопасности, большинства членов Организации Объединенных Наций или одного члена Организации при согласии большинства других членов. По условиям уже упоминавшейся резолюции «Единство в пользу мира» в случае возникновения угрозы миру чрезвычайные специальные сессии могут быть созваны в течение 24 часов с момента поступления требования Совета Безопасности, принятого голосами любых девяти членов Совета, или по требованию большинства членов Организации Объединенных Наций либо по требованию одного члена при согласии большинства других.

В начале каждой очередной сессии Генеральная Ассамблея проводит общие пленарные заседания, на которых выступают главы государств и правительств. Некоторые вопросы рассматриваются непосредственно на этих заседаниях, другие передаются в один из шести главных комитетов:

  • Первый комитет занимается вопросами разоружения и международной безопасности;
  • Второй комитет - экономическими и финансовыми вопросами;
  • Третий комитет - социальными и гуманитарными вопросами, а также вопросами культуры;
  • Четвертый комитет - специальными политическими вопросами и проблемами деколонизации;
  • Пятый комитет - административными и бюджетными вопросами;
  • Шестой комитет - правовыми вопросами.

Резолюции и решения, в том числе основанные на рекомендациях комитетов, принимаются на пленарных заседаниях, обычно к концу очередной сессии в декабре. Они могут приниматься как голосованием, так и без его проведения.

Несмотря на то что Генеральная Ассамблея представляет собой крупнейший и наиболее представительный орган ООН, она не является самым полновластным органом, так как принятые Ассамблеей резолюции в отличие от решений Совета Безопасности не имеют обязательной юридической силы для правительств. Вместе с тем за решениями Генеральной Ассамблеи стоят мировое общественное мнение по важным международным вопросам, а также моральный авторитет мирового сообщества.

  • На основании резолюции «Единство в пользу мира», принятой Генеральной Ассамблеей в ноябре 1950 г., Ассамблея может принять меры в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии, если Совет Безопасности не в состоянии действоватьв этом направлении из-за отсутствия единства среди его постоянных членов. Ассамблеяуполномочена немедленно рассмотреть этот вопрос, чтобы предложить рекомендациигосударствам-членам относительно коллективных мер, включая в случае нарушениямира или акта агрессии использование вооруженных сил, если это необходимо, для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. 40 Глобальное экономическое регулирование
  • Председателем 61-й сессии Генеральной Ассамблеи (2006 г.) была избрана г-жаХайя Рашед аль-Халифа (Бахрейн). В это время она выполняла функции юрисконсультаКоролевского суда в Королевстве Бахрейн.

ООН, 12 сен — РИА Новости. В ООН открывается 72-я сессия Генеральной ассамблеи — главного совещательного органа всемирной организации. В ближайшие две недели с трибуны ООН выступят лидеры 193 стран-членов организации, а также представители Палестины и Ватикана, имеющих статус государства-наблюдателя, и ЕС.

Новая сессия, председателем которой ранее был избран глава МИД Словакии Мирослав Лайчак, откроется в 15.00 (22.00 мск). После этого традиционно объявляется минута молчания для молитвы или размышления.

Программа на год

В течение года на рассмотрение ГА ООН вынесут около 160 вопросов, среди них развитие Африки, контроль над наркотиками, борьба с международным терроризмом, содействие правосудию и развитию международного права, координация гуманитарной помощи, защита прав человека, ликвидация расизма и расовой дискриминации, а также административные вопросы, согласование бюджета ООН и финансирование текущих миротворческих операций ООН.

В блоке вопросов по поддержанию международного мира и безопасности будет обсуждаться положение в Центральной Америке, на Ближнем Востоке, вопрос о Палестине, положение в Афганистане, кипрское урегулирование, и ряд других. Также будет обсуждаться ситуация с экономической, торговой и финансовой блокадой США против Кубы.

Один из наиболее широких пунктов повестки дня — разоружение. Здесь отдельно выделены вопросы о совместных действиях в целях полной ликвидации ядерного оружия, договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии, меры по недопущению приобретения террористами оружия массового поражения, предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве, сокращение военных бюджетов.

В ходе нынешней сессии также будет обсуждаться возможность предоставления Евразийскому экономическому союзу статуса наблюдателя в Генеральной ассамблее.

Председатель Генассамблеи Мирослав Лайчак намерен созвать 26 сентября встречу высокого уровня в честь Дня полного отказа от ядерного оружия.

Неделя высокой политики

С 19 по 25 сентября состоится общеполитическая дискуссия высокого уровня, для участия в которой соберутся главы государств, правительств и внешнеполитических ведомств. В это же время в штаб-квартире ООН пройдут тематические заседания и несколько сотен двусторонних встреч.

Согласно предварительному списку участников, распространенному департаментом общественной информации ООН, в первый день на трибуну Генассамблеи поднимутся президент США Дональд Трамп, для которого это будет первое выступление в ООН, а также главы Армении, Афганистана, Бразилии, Израиля, Польши, Узбекистана, Франции и других стран. В последний день запланировано выступление министров иностранных дел, в том числе КНДР и Сирии.

Россия будет представлена на министерском уровне. Глава российского МИД Сергей Лавров, согласно распространенной программе, выступит в четверг, 21 сентября.

Основной темой общеполитических дебатов Лайчак заявил совместную работу над тем, чтобы обеспечить людям на планете достойную жизнь.

Кроме глобальных вопросов лидеры с трибуны Генассамблеи ООН традиционно поднимают темы, важные непосредственно для их стран. Так, ожидается, что президент Украины Петр Порошенко 20 сентября затронет вопросы размещения миротворческой миссии в Донбассе. В правительстве Молдавии намерены обсудить в ООН вывод иностранных военных с территории страны.

Трамп и реформа ООН

Трамп, который выступит с трибуны ООН 19 сентября, намерен приступить к работе еще накануне. 18 сентября он планирует обсудить с мировыми лидерами реформу ООН.

Ранее сообщалось, что на встречу будут приглашены мировые лидеры, которые подпишут декларацию из десяти пунктов с призывом к генеральному секретарю ООН Антониу Гутеррешу "начать эффективную реформу" ООН. Как сообщил официальный представитель генсека Стефан Дюжаррик, "генеральный секретарь рад участвовать во встрече".

"Ясно, что нужна поддержка США и других государств-членов, которые заинтересованы в реформе", — сказал он журналистам в понедельник. Кто примет участие в организованной Трампом встрече, пока не сообщается.

Во время общеполитических дебатов Эфиопия (страна-председатель Совета безопасности ООН в сентябре), организует 20 сентября открытые дебаты в Совбезе по реформе миротворческой деятельности ООН.

В 2016 году тогда президент США Барак Обама провел на полях Генассамблеи саммит по вопросам беженцев. За политику и ряд высказываний по отношению к беженцам и мигрантам Трамп неоднократно подвергался критике в США, а также в Европе и странах, которых коснулись ограничительные меры Трампа.