Существуют ли сейчас род дракона. Откуда пошли легенды о драконах

Змеев и драконов в эпосе разных народов часто путают, называя одних именем других. Возможно, что эти пресмыкающиеся - родственники, хотя и не близкие. Может быть, змеи старше, ведь в мифах куда чаще упоминается Мировой Змей, живший в начале времен, а герои, витязи и даже кузнецы сражаются с драконами. Своеобразным ответом на эти сомнения может быть история корейского змея Имуги. Это огромное существо, которое должно много лет неподвижно пролежать на морском дне и только тогда, претерпев трансформацию, может стать драконом. Получив драгоценную жемчужину, этот дракон способен вознестись на небо. В Корее считают Имуги духом, приносящим счастье.

Отчего-то драконы оставили самый заметный след в культуре Востока. Здесь их считают добрыми к людям, а не исчадием ада, как в Европе. Одного из самых известных драконов зовут Лунван, что в переводе с китайского означает буквально «царь драконов». Согласно древним текстам, он выделялся среди своих собратьев необычайной длиной (около полукилометра) и могуществом: ему покоряются все природные стихии. Он обладает даром оборотничества и может принимать вид седобородого старца. Как и положено драконам, Лунван живет в подводном дворце и является хранителем несметных богатств.

Культ этого дракона, которого в народе называли просто - Лун, был чрезвычайно распространен в старом Китае. Храмы, посвященные ему, были во многих городах, деревнях, их строили около рек, озер, переправ и колодцев. Его заступничества просили моряки, рыбаки, земледельцы, а также водоносы, которые были убеждены, что подводные источники управляются Лунем и соединяются с морем. Во время засухи статую дракона или старца с палицей, увенчанной головой дракона, выносили из храма и ставили на солнцепеке, чтобы доказать Луну размеры бедствия и тем самым усовестить его. Если и это не помогало, то статую попросту топили в воде. Китайские императоры относились к статуе дракона как к живому существу: просили совета, могли присвоить чин или за какие-то проступки отправить в ссылку.

Очень похож на своего китайского собрата вьетнамский дракон Тао Куэн, который также мог оборачиваться в убеленного сединами старца. Но, в отличие от Лунвана, Тао был проще и доступней и обитал не в морских глубинах, а рядом с людьми, в одном с ними доме. И потому вьетнамцы были уверены, что их добрый дух все видит и всегда придет на помощь. Весь год он трудился не покладая рук и только перед новым годом по лунному календарю брал отпуск: на семь дней отправлялся в небеса, чтобы предстать перед верховным божеством Нгуак Хоангу и погостить у него. Людям же в эти дни строжайше было запрещено трогать землю не только плугом или бороной, но и мотыгой. Она в это время, многострадальная, отдыхала, пробуждалась для новых дел только с первым днем нового года.

Особым почетом и уважением был окружен корейский дракон Енван. Даже перевод его имени завораживает, так как означает ни много, ни мало - «Миры». Ему подвластны все водные стихии: океаны, моря, реки, пруды. Цари драконов четырех морей: восточного, западного, южного и северного - вместе с женами, дочерьми и воеводами составляют его свиту. Ему же подчиняются хозяева всех пяти разноцветных подводных царств: зеленый дракон, красный, желтый, белый. И даже черный дракон - страж Севера и Зимы.

Енван в своей колеснице свободно перемещается в воде и взлетает на небо, что приводит к смене правящей династии у людей. В его дворце находят приют Солнце и Луна, сюда же могут быть приглашены и простые смертные. Этому величественному дракону даже посвящена целая поэма «Ода драконам, летающим в небесах», написанная в 1447 году.

Культ Енвана и его подданных был особенно развит в Корее в период Трех государств (I в. до н.э. - VII в. н.э.). Многие основатели династий гордились своим родством с драконами. Мать основателя государства Силла уверяла, что появилась на свет из левого ребра дракона. Мать другого правителя - Пэкче Увана (VII в.) была уверена, что родила сына от связи с драконом. И это считалось большой честью.

По преданию, в этот день дракон спускался с неба для того, чтобы отложить в колодце яйцо. Считалось, что если зачерпнуть воду из колодца раньше других и сварить в ней кашу, то год будет благополучным. Если же вымыть в этот день голову, то волосы вырастут пышные и длинные, как у дракона.

На Востоке верили, что драконы приносят счастье.

В Европе же было иначе. Зевс хитростью и коварством одолел дракона Тифона. Бог искусств Аполлон расправился с Пифоном. Геракл победил Лернейскую гидру. Змееногие гиганты, как известно, были обречены на муки: прикованные к скалам, они должны вечно пребывать в глубинах земли. В поте лица сражались скандинаво-германские змееборцы: Сигурд, Рагнар, Фроди, Лодброк и Вольфдитрих. Не отставали от них и славяне: рубили мечами драконов Илья Муромец и Добрыня Никитич, Дунай и Поток Кузнец Космодемьян, побив дракона, впряг его в плуг и пропахал вокруг города Киева огромные Змиевы валы, сохранившиеся и поныне. Когда дракон выполнил установленную по уговору работу, Космодемьян его убил.

Племя змеев уничтожалось повсеместно и постоянно, каждый рыцарь считал своим долгом зарубить хоть одного из них. При этом дракон вовсе не должен был провиниться в краже дев или жен. В гимнах, посвященных шумерскому богу-герою Нингирасу, особо подчеркивается, что он победил «доброго дракона».

Пернатый змей-дракон Кецалькоатль, покидая почитавших его индейцев-тольтеков, обещал вернуться через несколько сотен лет. Свое обещание он сдержал.

Однако вернувшись, не узнал Америки: на него показывали пальцами автомобилисты, смеялись, считали неудачным рекламным трюком. Крича от боли и стыда, Кецалькоатль метнулся прочь - подальше, через Атлантику, на восток. Туда, где восходит солнце. Потому и принял за яркое

светило скандинавский маяк, столкнувшись с которым, разбился насмерть. Позже, перепуганный смотритель маяка рассказывал, что его ночной гость и самоубийца напоминал сверх-огромную бабочку… Впрочем, кто и поверит рассказам смотрителя маяка?

Может быть, пернатый змей Кецалькоатль был последним из племени разумных змеев… Люди победили.

Соответственно ведическому учению и шумерским летописям, считается, что драконы не просто являются мифическими персонажами. Речь идет о целой расе, которая проживала в то же время, что и люди. В зависимости от иерархии, рептильная форма жизни делилась на четыре подвида: рептилоиды, дагоны, аргоны и драконы. Если вы обратили внимание, драконы находятся на вершине иерархии.

Несмотря на то, что их средой обитания во многих легендах и сказаниях описывается вода, там жили дагоны. Рептилоиды населяли пустынную местность. И дагоны и рептилоиды по своей сути являются завоевателями – это те самые «плохие» драконы из сказок и песен.

Аргоны – цивилизация, прошедшая эволюцию. От дагонов, стремящихся завоевать ресурсы, они превратились в своего рода помощников. Аргоны – хранители знаний, связанных с технологиями. Однако едва ли их можно назвать защитниками. В то же время, именно драконы – истинные борцы за справедливость. Так как они являлись высшей формой развития у рептилий, их обязанностью была охрана знаний. Поэтому нередко в сказаниях различных народностей дракон описывается как защитник сокровищ. А истинным богатством для человека всегда являлось не золото и камни драгоценные, а знания.

Оказывается, драконы – загадочные чудовища с туловищем змеи, крыльями птицы, с несколькими головами, огненным дыханием, наделенные разумом – до сих пор живут среди нас!

Великий и ужасный

Согласно одному древнему описанию, датированному 600 годом н. э., дракон - это «самая крупная из змей и вообще самое большое из всех существ, живущих на Земле. У него большая морда и узкие дыхала, через которые он дышит и высовывает язык».

Изображались драконы обычно огромными змееподобными чудищами, нагоняющими ужас на людей. От их рева, говорят, дрожала земля. Более того, драконы, питающиеся человеческим мясом, всегда глотали целиком прекрасных дев, отчего и богатыри, и рыцари считали делом чести сразить чудище наповал.

Однако наши предки были настоящими философами. Устав боятся огнедышащих чудовищ, они просто превратили их в обычный символ воды и огня. Историки пошли чуть дальше. По гипотезе учёных А. Леруа-Гурана и В. Я. Проппа дракон – это символ объединения миров: верхнего (о чем говорит его сходство с птицей) и нижнего (змеиное туловище).

Только эти страшилища были не так уж и ужасны. Известны случаи, когда они шли с миром к людям. Так, в древнекитайской мифологии крылатый дракон помогал герою Юю, основателю династии Ся, прокладывать каналы для водоснабжения своим хвостом. Помогло чудище и двум славянским кузнецам. Они впрягли дракона в плуг и с его помощью прорыли русло Днепра. А Никита Кожемяка сумел усмирить Змея Горыныча и вспахать на нем землю. Более того, драконы частенько дарили людям охраняемые ими сокровища. Правда, неблагодарные люди от страха обычно их убивали. Лишь летающий Змей Получато из поволжского субэтноса кацкарей всегда оставался живым, поскольку приносил богатство тем, кто не боялся тяжелого труда.

Между прочим, до сих пор многие из потомков кацкарей, чтобы приманить Змея удачи, ставят на подоконник блюдце с молоком.
Если учесть, что слово – материально, а мифы всегда имеют под собой реальную основу, можно смело предположить, что образы подобных чудовищ вряд ли создавались на пустом месте. Это подтверждают и многие ученые! Недавно исследователи Международного союза криптозоологов сделали неожиданный и сенсационный вывод: на гербе Москвы Георгий Победоносец пронзает копьем реального(!) маленького крылатого дракона, а не мифического! Вообще, в древнерусской иконописи полно чудищ разных мастей - кроваво-красных, с вылетающими из пасти клубами огня и совсем крошечных, которых ведут на поводке, как домашнюю собачку. Руководитель научной экологической программы РИКАНН (Российский интеллектуальный корпус актуальных научных направлений) Ирина Царева полагает, что эти звери вполне могли обитать и в российских лесах. Пусть авторы былин, эпосов и икон немного и преувеличили образы своих произведений, однако за основу они все же использовали реальные сюжеты. Вполне возможно, что в европейской части России таки водились кровожадные чудовища, разрывающие в клочья путников. Во всяком случае, подобные случаи были зафиксированы в документах! Так, в одном собрании русских летописей содержится поступившая из Новгорода новость от 1582 года: «…В лето изыдоша коркодилы лютии из реки и путь затвориша, людей много поядаша, и ужосашося люди и молиша Бога по всей земле. И паки спряташася, а иных избиша…» Поскольку крокодилы в России никогда не водились, ученые и предположили, что летописец имел в виду обычного дракона.

Однако и в наши дни появляется много свидетельств о чудовищах. Так, в 1958 году геолог, палеонтолог и писатель Иван Ефремов в книге «Дорога ветров» рассказал о своем путешествии в Монголию, где, по описаниям местных жителей, водится чудовищный желтый червь олгой-хорхой, от яда которого гибнут люди. В этих краях всегда было множество ученых экспедиций, однако никто так и не смог дать вразумительные ответы на вопрос: «Что же это за червь такой?» Французский криптозоолог Мишель Рейналь как-то предположил, что олгой-хорхой – это гигантская рептилия, лишившаяся лап в ходе эволюции и способная брызгать ядом на расстоянии…

В России тоже полно очевидцев встреч с драконами. Например, по Липецкой, Новгородской и Ленинградской областям периодически бродят слухи о встречах с подводными чудищами, изрыгающих пламя из своих ртов. Украина тоже не отстает. Не первый год слухи о черноморском чудовище у подножия Карадага будоражат воображение. Драконов и гигантских змей будто бы регулярно встречают и в Африке. Впечатляют рассказы африканцев о свирепом хищнике «тонпондрано» («хозяине морских вод») с телом, покрытым чешуей, длиной 25 метров. В алжирской пустыне тоже как-то застрелили 20-метровую тварь. Ходят пугающие легенды и о «хозяине лесов» Мадагаскара - чудовище с продолговатым телом и огромными когтями. В общем, рассказы о современных монстрах можно продолжать очень долго, однако убедительные доказательства их существования все же есть!

Говорим – дракон, подразумеваем – аждархид

Например, в Юго-Восточной Азии, на нескольких индонезийских островах, живет дракон Комодо – самая крупная на Земле ящерица. Эти огромные вараны достигают в длину трех метров и питаются обезьянами и козами. Их предки жили на Земле еще 2 млн. лет назад. Их потомки в том же самом виде прекрасно живут и ныне, даже не подозревая о том, что, по мнению Дарвина, они должны были претерпевать какие-то эволюционные изменения.

Кстати, на этих же островах сохранились и другие живые ископаемые (филогенетические реликты), почти полностью соответствующие вымершим десятки или сотни миллионов лет назад. Это, например, гаттерия, или туатара, - единственный ныне живущий представитель подкласса клювоголовых пресмыкающихся. Его обнаружение было большим сюрпризом для ученых.

Несмотря на то, что принято считать драконов хищными летающими рептилиями, а современных ящериц (варанов, игуан, агав, хамелеонов и так далее) - их измельчавшими и разучившимися летать потомками, это совершенно не так. Конечно, палеобиологии считают ящериц наиболее приспособленным животным видом в биосфере планеты, причем, не моложе, а старше динозавров! Правда, те ящерицы, которые в давние времена жили рядом с динозаврами, никогда не летали. В отличие от птерозавров, которые научились делать это виртуозно. Даже несмотря на свое громоздкое тело (самые крупные весили 300 кг, а размах крыла достигал 15 м). Правда, почему и как они летали, до сих пор является для ученых загадкой. Тем не менее, подобные существа действительно царили в небе нашей планеты почти 200 миллионов лет подряд. И при этом ученые до конца не выяснили, были ли они рептилиями.

Кстати, когда к середине мелового периода (90 миллионов лет назад) птерозавры исчезли с лица Земли, на планете господствовало семейство аждархид - самых крупных летающих ящеров за всю историю Земли. Гиганты с длинной шеей планировали со скоростью до 40 км\ч, хватали мощной пастью зазевавшуюся дичь и заглатывали целиком. Вполне возможно, что от них и пошли легенды о драконах. Интересно, что последних аждархид палеобиологи называют кецалькоатль. Именно так индейцы майя окрестили своего священного Змея, с которым тоже связано множество мифологических сюжетов. Однако, по определению палеонтологов, эти таинственные существа полностью вымерли около 65 миллионов лет назад. Интересно, кого же видели индейцы, которые жили намного позже летающих яшеров?

Палеонтологи предположили, что летающих змеев либо вытеснили более совершенные существа, идеально приспособленные к полету (птицы), либо они вымерли от глобального похолодания климата, случившегося в аккурат 65 миллионов лет назад. Только, по мнению ученых, некоторые особи все же могли выжить, отчего и стали прообразом драконов и летающих змеев в индейской культуре. А еще летающие ящеры могли спуститься с небес на землю и перейти к оседлому образу жизни. Интересно, что поздние птерозавры удивительно похожи на современных пеликанов, отчего последних частенько даже называют маленькими птерозаврами.

Так что, по большому счету, не стоит удивляться, если однажды во время сбора грибов в лесу или купания в речке вам навстречу выскочит симпатичный дракончик. Наука такую возможность допускает. «Отсутствие находок означает вовсе не то, что таких животных не было и нет, а только то, что обнаружить следы их присутствия на планете не удалось», - говорит доктор биологических наук Александр Дубров (Россия).

Во всяком случае, Александр Городницкий, доктор геолого-минералогических наук, сотрудник Института океанологии им. Ширшова РАН, тоже допускает возможность того, что летающие ящеры реально жили в забытые времена, и их родственники вполне могли где-то уцелеть: «Описанные в древних текстах чудовища существовали и могут существовать на самом деле». Например, «доисторическая кистеперая рыба латимерия. Долгое время считалось, что этот вид вымер 200-300 миллионов лет назад, однако совершенно случайно в 1990-е годы рыбу поймали у берегов Южной Африки. Поразительно, что за многие миллионы лет она практически не изменилась, хотя и стала меньше. Строение ее скелета идентично скелету предков, живших 200 миллионов лет назад».

И все же они были!

А вот Алексей Розанов, академик, директор Палеонтологического института РАН, разбивает версию о реальном существовании драконов в пух и прах: «Драконы - это существа мифологические (…) они похожие на ящеров и птиц одновременно, а такого не может быть уже потому, что ящеры - это рептилии, а птицы - теплокровные». Вот птерозавры - это другое дело. Они – «загадочные существа, о которых нам известно очень немного, однако ясно, что их активный полет был возможен только при достижении достаточно высокого уровня метаболизма, а это аргумент в пользу их теплокровности. Сегодня ученые склоняются к выводу, что динозавры вообще - по крайней мере, их летающие виды - не были рептилиями. Вполне возможно, именно теплокровность погубила летающих ящеров». Рептилии, как оказалось, лучше приспособлены к меняющимся условиям существования (доказательство – ныне живущие ископаемые виды - хладнокровные ящерицы и крокодилы). Однако в наскальных рисунках первобытных людей Австралии часто встречается изображение драконоподобного существа. Палеонтологи подтверждают: это – мегалания, крупная ящерица, похожая на варана, которая некогда обитала на континенте. Только криптозоологи абсолютно уверены, что эта рептилия до сих пор ведет жизнь отшельника в чаще австралийских бушей. Очевидцы описывали мегаланию как 4-6 метрового варана с огромными когтями и бурым пятнистым цветом тела. Хоть дракон и пугает австралийцев, ведет он себя всегда не агрессивно. А, может, просто свидетелей его дурного нрава не остается? Зато остаются кости мегалании. Их до сих пор находят в разных местах. Пусть цельного скелета палеонтологи пока не обнаружили, но по фрагментам собрали уже около 80% скелета австралийского дракона.

Зато астрологи искренне верят, что драконы реальны и невероятно могущественны! Только обитают они не в реальном, а в астральном мире! Зато готовы помогать всегда и во всем! Дружественный дракон всегда станет защитником дома, позволит заглядывать в будущее и разрешит воспользоваться своей неистощимой энергией. Оттого люди придумали множество ритуалов, чтобы направить драконью силу в нужное себе русло.

По мнению Д. Дж. Конвэй, американского писателя, драконы помогают человеку собрать свои внутренние силы, успешно противостоять навязываемому контролю, негативному психологическому программированию и избавиться от давления людей, причиняющих душевную боль. Кстати, о существовании и силе драконов говорят и последователи Фейской традиции – языческой системы мифов, основанных на лунном кельтском календаре деревьев Бэт-Луис-Нион.

Согласно их представлению, драконы имеют тело и находятся повсюду, буквально, в каждом предмете. Любое действие может оказаться следствием драконьей силы. Однако считается, что драконы не вмешиваются в дела людей, считая их более низшими по разуму существами. Только когда человеку угрожает что-то страшное, лишь тогда дракон вмешается и обязательно окажет помощь. Между прочим, некоторые драконы обожают общаться с детьми, особенно с теми, кто наделен парапсихологическими способностями.

А поскольку живых драконов пока зафиксировать не удалось ни на океаническом дне, ни в непроходимых джунглях, можно предположить, что они вполне могли где-то затаится…

Однажды в дневнике, принадлежавшему Джерому Гарсею, агенту одной из торговых компаний Англии, была обнаружена интересная запись. В 1589 году он направлялся в Россию и, проезжая через Польшу, увидел очень странное явление. По его словам, он вечером выехал из Варшавы и переехал реку, на берегу которой заметил крокодила.

Он был мёртв, а брюхо у зверя было всё изодрано копьями. От внутренностей крокодила исходила страшная вонь, и как оказалось позже, он был ядовитый. Джерому Гарсею не повезло, и с отравлением ему пришлось пролежать некоторое время в ближайшей деревне. К счастью, он быстро вернулся в прежнее состояние. Неужели это доисторические ящеры, которые смогли выжить? Или драконы существуют?

Василий Штыков, земский комиссар оставил бумагу, что была найдена в архивах Арзамаса, в которой рассказывается о совершенно невероятных вещах. 4 июня 1719 года резко возникла сильнейшая буря, пошёл град, из-за чего многие домашние животные погибли. И в этот момент спустился с неба огромный змей, который источал ужасное зловоние. Люди схватили это существо и закрыли в бочке с крепким вином.



Сигизмунд Герберштейн, австрийский посол, который находился в России в 1517 и в 1526 годах, также наблюдал странные вещи, которые оставили у него воспоминания. Он рассказал о том, как видел людей, которые держат у себя необычное домашнее животное. Эти змееподобные существа имеют четыре короткие ноги, и очень похожи на ящериц, только они значительно больше по размеру. Тело их достаточно полное и чёрного цвета. Они не подходят, а ползут к оставленной пище. Люди боятся, и воспринимают их как некоего идола, которому нужно поклоняться и боготворить его. Всё это очень впечатлило посла Австрии.

Драконы острова Комодо

В Яванском море, на острове Комодо в 1912 году случилась авиакатастрофа. К счастью, лётчик самолёта выжил, но когда он прибыл домой, стал рассказывать всем совершенно немыслимые истории. Он говорил о том, что на острове обитают неизвестные науке чудовища, готовые проглотить всё живое. Но, ему никто не поверил. Лишь через несколько лет, в 1926 году на этот остров отправилась экспедиция, в составе которой были зоологи. Им удалось засвидетельствовать тот факт, что лётчик был прав.



На острове, и правда, жили страшные монстры, которых они назвали драконами острова Комодо. Известно, что длина этих ужасающих животных достигает порядка 3,5 м, а вес – целых 150 кг. Они славятся большой агрессивностью и кровожадностью, питаются овцами и антилопами. Их численность достигает около тысячи особей.

Один немецкий охотник, который славился тем, что убил немало опасных и хищных зверей, вроде тигров и львов, погиб при таинственных обстоятельствах на острове Комодо. Он пропал после того, как отправился за стаей варанов. Позже возле болота удалось обнаружить только его сломанную камеру и обувь. Вполне вероятно, что он стал жертвой доисторических ящеров, и смог лично убедиться в их существовании.

Утилизированный дракон

Возможно, и в русских лесах когда-то в своё время обитали страшные твари. Эта мысль возникает, если взглянуть на герб Москвы. На нём нарисован Георгий Победоносец, который своим копьём пронзает большого змея. А вдруг, этот змей не выдумка, и он действительно когда-то обитал в лесах России?

Как-то жителю Англии, Дэвиду Харду посчастливилось найти в своём гараже удивительную вещь. Он обнаружил цилиндрический контейнер, внутри которого находился восьмидесятисантиметровый заспиртованный дракон. Дэвид сфотографировал находку, и отправил фотографии в СМИ. Как позже выяснилось, дракон оказался всего лишь муляжом, единственное, что вызывало интерес – это документы, которые находились при нём.



Письмо было на немецком языке, и написано в XIX веке. Именно в этот самый период происходила жёсткая конкуренция между британскими и немецкими учёными. Из письма стало понятно, что экспонат дракона был отправлен на утилизацию английским музеем. Оказалось, что когда-то давно дед Дэвида работал на вокзале носильщиком, и в его руки попал этот дракон. Он хотел сохранить экспонат, и поэтому спрятал в гараже. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что существует множество фактов, подтверждающих, что драконы существуют.

Одна из главных сюжетных линий сериала посвящена Дейенерис Таргариен и ее драконам: Дрогону, Рейгалю и Визериону – последним из своего рода в Семи Королевствах Вестероса. В реальной жизни с драконами все обстоит гораздо сложнее, однако, если покопаться в фауне, можно обнаружить вполне реальных земных «драконов», рейтинг которых предлагает читателям Live Science.

Морской дракон

И первый, с кого мы начнем, будет олм, или протей европейский (Proteus anguinus). Слепая (развитие глаз у него останавливается на ранних стадиях развития) бледная саламандра обитает в пещерах на бывшей территории Югославии и в предгорьях Венецианских Альп. Нужно отметить, что олм все же способен воспринимать свет благодаря особым клеткам своей кожи. В длину этот дракон достигает не более 40 см. За необычный цвет и довольно странный вид олм получил от местного населения прозвища «морской дракон» и «человеческая рыба». В древности эти маленькие розовые создания люди принимали за детенышей настоящих мифических драконов – дожди иногда вымывали олмов из пещер, где они прячутся.

Динозавр-летучая мышь

Этот странный летучий динозавр обитал на территории современного Китая примерно 160 млн лет назад. После того, как свидетельства его существования обнаружили археологи, оно получило название И Чи (Yi qi). Ученые выяснили, что тело существа при жизни было покрыто перьями, однако от птиц его отличали перепончатые, как у летучей мыши, крылья, которые заканчивались фалангами. Исследователи предположили, что И Чи передвигался, прыгая и планируя, подобно белке-летяге. Ученые так и не решили в итоге, кто перед ними: птица или динозавр. Возможно, это был дракон.

Летающие драконы

Род подсемейства афроаравийских агам (Agaminae) – древесных насекомоядных ящериц – хорошо известен людям. Настоящих крыльев у них нет, зато они могут довольно изящно планировать: их вытянутые ребра отклоняются наружу, плотно растягивая складки кожи, которые преображаются в яркое полотнище. Таким образом они могут преодолевать расстояния до 20 м. В джунглях Южной Индии и Юго-Восточной Азии обитает множество этих «драконов».

Бородатый дракон

Бородатая агама Pogona vitticeps является популярным домашним питомцем, несмотря на то, что она вовсе не безобидна для человека. Голову и шею ящерицы окружает кожаный мешок с шипами, который в моменты опасности или брачного заигрывания раздувается, приобретая темный окрас. Родом бородатые агамы из Австралии, однако сегодня их успешно разводят в неволе. Питается этот «дракон» в основном насекомыми, но не брезгует и маленькими мышатами.

Дракон-аватар

За свою схожесть с существами из известного фильма Джеймса Кэмерона этот птерозавр (или базальный птерадонтоид, как его позже окрестили ученые) получил от палеонтологов прозвище Ikrandraco avatar. Жил дракон-аватар на территории современного Китая около 120 млн лет назад и охотился, летая над пресноводными озерами и выхватывая из воды рыбу. На нижней челюсти создания был необычный гребень с крючковатым отростком. Ученые не исключают, что этот крючок тоже каким-то образом помогал дракону-аватару охотиться.

Плащеносная ящерица

Эта австралийская ящерица Chlamydosaurus kingii в случае опасности демонстрирует врагу грозную и страшную вещь – ярко окрашенное жабо вокруг шеи. Кроме того, она встает на задние лапы, издает шипящие звуки и бьет хвостом по земле. Если хищника подобное зрелище и не пугает, то уж точно приводит в растерянность. Этих мгновений ящерице хватает, чтобы убежать. Кстати, еще одним предназначением красочного воротника ящерицы является регулировка температуры тела. Утром она ловит им солнечные лучи, а при сильном перегреве жабо помогает ей охладиться.

Валлийский дракон

Окаменелости этого хищного двоюродного брата тираннозавра были найдены в Уэльсе в 2014 году. Возраст находки составил 201 млн лет, что относится к началу юрского периода. И судя по всему, это самые ранние из всех найденных на территории Великобритании останков динозавров. Хищник получил название Dracoraptor hanigani, первая часть которого означает «дракон». Дело в том, что дракон – это национальный символ Уэльса, изображенный на его флаге. Красный дракон, или И-Драйг Гох, упоминается в валлийском эпосе «Мабиногион».

Дракон острова Комодо

Пожалуй, самым известным из современных «драконов» является гигантский варан Varanus komodoensis, который может достигать трех метров в длину и весить до 100 кг. Шкура варана является настоящей броней: она укреплена небольшими окостенениями, остеодермами. Считается, что первый дракон появился на острове Комодо 40 млн лет назад. При этом аборигены индонезийских островов вовсе не считают его драконом, называя «наземным крокодилом», или буайя дарат.

Лесная ящерица

Эти разноцветные твари с впечатляющими, как у драконов, шипами на спинах были обнаружены на северо-востоке Национального парка Cordillera Azul National Park в Перу в 2013 году. Они относятся к группе лесных ящериц, а их яркая окраска помогает им скрываться от хищников в тропических зарослях.

Драконы стоят на столе и ехидно перемигиваются. У них гибкие змеиные тела и широко раскрытые пасти. Бока их отливают розовым и желтым — отсветами огня и цветом среднеазиатских пустынь. «По берегам горных речек, в мрачных ущельях гор, где зарождаются шумные потоки, обитают драконы (аждахоры), чудища в виде больших змей без ног, с длинной гривой, громадной головой и страшной пастью, которая усажена острыми и крепкими зубами. Из пасти дракона выходит дым и огонь и постоянно истекает ядовитая слюна…» — это описание легендарного чудища приведено известным этнографом М. С. Андреевым.

Разглядывая в гончарной мастерской Мухтарова глиняное воплощение аждахора, я обратила внимание на цветок, начертанный или же налепленный, раскрашенный голубым и красным на груди у дракона. Откуда он взялся у этого чудовища?..

«Это гули-лола», — произнес мастер. Я уже знала, что «лола» — цветок. В гули-лола можно было, приглядевшись, узнать маки, которые растут рядом с мастерскими, на склонах Афросиаба, откуда самаркандские гончары-«алоучи» берут глину и где были найдены в раскопках драконы — предтечи тех, что стоят здесь на полках. Синтез прекрасного цветка и сказочного чудовища был загадочен, как древний магический текст. Абдурахим-ака снял с полки еще одного аждахора, особенно устрашающего, и объяснил, обводя быстрыми пальцами контуры цветка: «Драконы — это страшно. Вот в детстве слушаешь сказки про Драконов, а у нас много таких сказок, и даже спрятаться хочется. Драконом пугают. Но мы не хотим, чтобы наших драконов боялись. Искусство гончара не для страха, а для радости. Вот и появился цветок».

Дракон был водворен на место, к своим собратьям. Особенно веселым это сборище назвать было трудно, но глотать людей и дышать огнем они явно не собирались. Правда, у некоторых цветок подозрительно походил на солнечный диск с огненными лучами-лепестками, намекая на сжигающие языки пламени. Но это сходство можно было легко отнести к последним попыткам чудовища вернуть себе былую славу вопреки веселой наивности цветочного узора. Драконы, как известно, отличаются удивительной жизнестойкостью, сохранив свой не виданный человеком облик на протяжении тысячелетий...

Улица, по которой тянутся стены гончарных мастерских, — улица усто Умара Джуракулова 1. При входе в мастерские — посвященная ему мемориальная доска. Мастер Абдурахим Мухтаров его ученик. Теперь у Мухтарова свои ученики. Их пальцы лепят драконов, а глаза отрываются от глины, следя за пришедшими к ним членами художественного совета. Сейчас будут оценивать работы, созданные в этой мастерской. Аждахоров, сотворенных мастерами и учениками, драконов внука Умара Джуракулова и сына Абдурахима Мухтарова. Произведения последнего — словно младшие члены рода драконов, вышедших из-под рук старшего Мухтарова. В этой мастерской вообще невозможно встретить двух одинаковых аждахоров, но словно одна рыжая кровь афросиабской земли сворачивает в тугие кольца змеиные тела сказочных зверей. Со страшной пастью и цветком на груди.

В окружении драконов мастер показывает мне газеты со статьями о его работе, старые фотографии. Вот усто Умар, седобородый и спокойный, со своими учениками. Вот отдельная фотография Мухтарэва, и я удивленно оглядываюсь на мастера. Фотография старая, но дело не в этом. «"Не похож, да? — улыбается Абдурахим-ака. — Какой худой, усталый... Это я только работать здесь начинал. А работа — она все дает: и силу и здоровье».

Бывают лица, словно живущие улыбкой, — у Мухтарова именно такое лицо. Впрочем, я видела его и сосредоточенным, когда он, член художественного совета, принимал резьбу по ганчу или разглядывал декоративные вазы в местном музее. Когда обсуждались работы его учеников, на лице появлялось выражение несколько отрешенное. Но, как правило, держалось оно недолго, участие в споре делало мастера живым и непосредственным. В этой изменчивости, наверное, и заключалась натура художника.

Конечно, любой сказочный персонаж отличается друг от друга, на то он и сказочный. Драконы из Ура-Тюбе, например,— это свистульки. Когда-то они изготовлялись гончарами к празднику весеннего равноденствия: по преданию, свистом вызывали весенний дождь, «оби рахмат» — «воду милости». Драконы Каратага с их горбоносой головой и полосатым телом словно вышли, как водяные кони («аспа-оби»), из местных вод, забыв об огнедышащем дыхании, и только тихо посвистывают в доказательство своего миролюбия... Самаркандские драконы совсем иные. В древнейшей книге иранских племен, в священной Авесте, описан дух зла Ажи-Дахака (отсюда и пришло название «аждахор»). Герой предания убивает чудовище, и мир очищается в огне. И в древней Согдиаие, от которой сохранились на территории Средней Азии развалины и фрески, терракота и легенды, прислужницы культа огня изображались с огненно-алым тюльпаном в руках, с лолой. Рассказ мастера — это приближение мифа к обычному дню современного Самарканда.

Неважно, как осмысляется цветок мака. Важно, что он существует как необходимый элемент в облике дракона, что память о пережитых народами верованиях и представлениях остается в произведениях народного творчества. Важно, что цветут маки у стен дома, где живут глиняные аждахоры Мухтарова, как цвели они веками на земле Согдианы, у стен Мараканы — предвестника современного Самарканда...

Мухтаров берет в руки комок глины, сворачивает ее в гибкий и тонкий жгут. Палочкой с заостренным концом он чертит ромбы перекрещивающихся штрихов и в центре каждого ромба ставит точку. Это воспроизведение орнаментации глиняных драконов древнего Самарканда, найденных при раскопках на Афросиабе. Я слежу за руками мастера, не вдумываясь в условное значение орнамента. Руки безошибочны и точны в движениях, словно знание этих линий и точек передается вместе с прикосновением к афросиабской глине.

«Вы знаете какую-нибудь местную легенду о драконе?» — спрашиваю я мастера, не в силах противиться желанию пристроить к творимому аждахору хвостик экзотического повествования. Ученики — их в этот момент в комнате четверо — поглядывают на нас с мальчишеским любопытством. Мухтаров некоторое время вспоминает, продолжая процарапывать узор по глине, потом улыбается: «Сказки знаю». Но сказок о драконе такое количество, что на них мы не отвлекаемся. Мастер снимает с полки недавно обожженного золотистого дракона и сравнивает его орнамент, тоже восходящий к украшению афросиабской керамики, с тем, что вычертил по сырой глине. И видно, что за тысячелетие с лишним изменился не столько рисунок, сколько отношение мастера к своим драконам, — лаконичные штрихи теперь ложатся вольнее и живописней. Они лишены власти магических представлений. Но остается в глине и свобода жеста, и отзвук легенды, и власть обычая, и тысячелетняя традиция ремесла...

Мастер сминает исчерченную глину в сырой ком, и очертания древнего чудовища прячутся в вязкой массе. На столе появляется дракон расписной, многоголовый, крылатый — декоративная ваза, в которой легко поместятся несколько скромных одноголовых аждахоров. Этот дракон прямо из сказки, но переосмысленной в декоративное украшение, которое служит людям, а не пугает их.

Мы выходим из комнаты, заполненной драконами, под облачное весеннее небо, в прохладный день; потом открываем дверь и попадаем в тепло, исходящее от гончарной печи. В большой комнате работают молодые мастера. Стоят пиалы и орнаментированные зеленоватые миски, сосуды и чаши и, конечно же, драконы. Мухтаров знакомит меня со своим сыном. «Вообще-то, — говорит мастер совершенно искренне, — детей у меня мало. Только восемь». Я сочувственно киваю головой, не решаясь оспаривать это мнение. Спрашиваю, не занимаются ли гончарным ремеслом его дочери, хотя вижу, что женщин-мастеров в мастерских нет. Гончар говорит, что их ремесло достаточно тяжелое, а у женщин и так трудностей хватает...

Как-то получилось, что разговор от чисто производственных вопросов перешел к вопросам психологическим: к настроению, с которым мастер садится за работу; к атмосфере, которая окружает его самого и его труд; к тому, как воспринимают его работу в семье и какую роль играет в жизни художника семья... «Разве можно не уважать женщину или не заботиться о ней, — сказал мастер, — от женщины, жены, от матери, зависит все в жизни, и воспитание новых поколений гончаров, конечно, тоже».

«Все драконы и змеи гор, — сказано в книге Андреева, — подчиняются живущему в недостижимых для людей заоблачных высях гор Змеиному царю (Шахи-Моро), который обитает в своей столице — «Змеином городе...» В день моего отъезда облака так сгустились, что за ними, казалось, действительно могла укрыться целая страна драконов. Но трудно было поверить в существование змеиного царя, если увидел, как подчиняются драконы желаниям и мастерству самаркандских гончаров, как рождаются они из сырой глины и выходят из гончарной печи в розоватых отблесках огня, сверкая цветком на груди. И еще труднее представить, что есть у драконов за облаками город, если собственными глазами увидел дом, где живут аждахоры в мире и согласии с людьми, — дом на улице усто Умара Джуракулова, на склонах Афросиаба, среди цветущих маков.