Камикадзе - это что? Значение слова "камикадзе". История камикадзе - японских летчиков-самоубийц

Кто такой камикадзе?

В переводе с японского «камикадзе» буквально означает «божественный ветер».
Так японцы назвали чудовищный тайфун, уничтоживший в тринадцатом веке военный флот монгольского хана Хубилая у побережья острова Такасима.
Катастрофа унесла около четырех тысяч вражеских кораблей вкупе со 100-тысячной армией. Для самураев «Божественный ветер» стал поистине спасительным – угроза Японии со стороны монголов практически перестала существовать.

Почти семь столетий «Божественный ветер» оставался некоей исторической аллюзией и лишь к середине двадцатого века вновь обрел конкретное содержание.

Камикадзе – летчик японских ВВС времен второй мировой войны, добровольно выполнявший функцию человека-снаряда, пилотируя начиненный взрывчаткой самолет на корабли и иную технику войск противника с целью ее уничтожения ценой собственной жизни.

Вторая мировая война в разгаре.
Япония сражается против войск союзников, возглавляемых США.
Но уже к лету 1942 года японцы начинают сдавать позиции на тихоокеанском театре.
Во многом это определялось техническим отставанием всех видов ВВС Японии от американских аналогов. Кроме того, ощутимо сказывались потери летчиков, нехватка горючего и резервов. Вести успешную войну в воздухе японцам становилось все труднее.
Американские авианосцы, имеющие колоссальное преимущество в огневой и количественной мощи, обеспеченные надежным прикрытием, методично и хладнокровно пускали на дно когда-то могучую и грозную элиту японского флота.
Надо отдать японцам должное: они дрались отчаянно, но слишком не равны были силы.
Так что, не от хорошей жизни вспомнили потомки самураев о «Божественном ветре», когда-то так кстати сошедшем с небес и спасшим страну от неминуемого порабощения.

Когда в октябре 1944 года союзники предприняли грандиозную военно-морскую операцию у острова Лейте (Филлипины), адмирал Ониси, возглавлявший 1-й флот ВВС Японии, своим приказом создал первую группу пилотов-смертников. Военачальник прекрасно понимал: располагая четырьмя десятками самолетов, без принятия чрезвычайных и действенных мер поддержать японский флот в предстоящих сражениях – невозможно. Военная обстановка вынудила адмирала принять непростое для себя решение: стать по сути отцом-основателем тактики «камикадзе».

«Пробу пера» провели незамедлительно. Цель – флагманский крейсер «Австралия». Самолет с двухсоткилограммовой бомбой на борту зашел на цель и выполнил задачу: спикировал на вражеское судно. Однако фортуна в тот день была на стороне союзников – бомба не взорвалась, и корабль уцелел. В результате атаки погиб, разумеется, японский летчик, а также командир крейсера и три десятка матросов, но в целом премьера провалилась.

Однако идея не умерла, более того, потенциальных камикадзе, готовых лететь на смерть во имя победы, оказалось в разы больше, нежели имеющейся техники. В основном это были молодые люди, нередко – студенты, воодушевленные историческими примерами самопожертвования самураев, стремлением не уронить чести своей и своего рода.
Также сам факт и обстоятельства ухода из жизни имеют для японцев не просто особое, но глубоко сакральное значение. Погибнуть за микадо, во славу страны, стать героем и святым примером для соотечественников – это ли не прекрасная смерть?

Важный момент: камикадзе - не тривиальный самоубийца. Задача была не просто погибнуть, но ценой собственной жизни причинить как можно больший ущерб неприятелю.
Поэтому, если по объективным причинам (погода, отсутствие цели, невозможность пробиться к ней и т.д.) пилот возвращался на базу, это не влекло ни отчуждения, ни порицания, ни, тем более, наказания.
Так, за время филиппинских сражений количество «возвращенцев» достигало сорока процентов, при этом все пилоты совершили впоследствии повторные вылеты.
Для реализации идеи под немудреным слоганом «Один самолет - один корабль» спешно создавались спецшколы, где будущие камикадзе проходили экспресс-курс (не предусматривались - посадка самолета, использование навигации, радиосвязи и т.п.) Пилот знал: самолет будет заправлен «в один конец».
Это компенсировалось широким применением общественных бонусов: последнему вылету предшествовала торжественная церемония и символический ритуал – повязывалась головная лента (хатимаки), выпивалась порция традиционной рисовой водки (саке). По смерти пилота оглашались его прощальные письма, помещался в храм цветок белоснежной хризантемы - символ души героя.

По сей день не смолкают споры по поводу идеи камикадзе - ее тактической эффективности и стратегической целесообразности.
Как бы там ни было, удельный вес успехов «божественного ветра» чрезвычайно высок:
уже к концу октября сорок четвертого года эскадрилья смертников уничтожила авианосец «Сент Ло» и повредила шесть судов сопровождения. На Окинаве 34 судна было потоплено и почти 170 повреждено. Более двух третей этих потерь обеспечили камикадзе.
Такого урона американский флот еще не знал.
Всего же в о?6?

"Слишком стремительно падаешь вниз, но успеваешь понять,
Все эти дни, всю недолгую жизнь, ты привыкал умирать.
Страж империи
На далеком стыке 2-х миров
Страж империи
Часовой невидимых постов
Страж империи во мраке и огне
Год за годом в битвах на Святой Войне" (Ария. "Страж Империи")

Трудно с этим не согласиться, но приведенная выше цитата величайшего японского писателя Юкио Мисимы, автора таких произведений как "Золотой храм", "Патриотизм" и др. как-никак очень точно подходит к образу летчиков камикадзе. "Божественный ветер" - так переводится этот термин с японского. В октябре прошлого года исполнилось 70 лет со дня первого формирования военных частей летчиков-смертников.

К тому моменту Япония уже безнадежно проигрывала войну. Оккупация Японских островов американцами приближалась с каждым днем, оставалось меньше года до того момента, как американцы сбросят атомную бомбу на Хиросиму (6.08), и Нагасаки (9.08), якобы мстя за Перл-Харбор, а сегодня обвиняя в этом Россию; дескать, СССР первым испытал ядерное оружие, чтобы применить его на японцах. Ни одного документального подтверждения этому нет и никогда не будет; даже если таковые появятся, то они будут сродни свеженапечатанным зеленым фантикам, которые нужно без лишних раздумий и колебаний сжечь как клевету. Я в аналогичную отместку с удовольствием перепишу ход сражения под Мидуэем в нужном ревизионистском контексте, которое стало переломом войны на Тихоокеанском театре военных действий или же просто изображу американцев как главного агрессора и поджигателя Второй мировой войны; я не постесняюсь назвать их агрессорами войны на Тихом океане, что более чем справедливо. Ибо никогда не должно быть оправданий тому, что в отличие от японцев вытворяли пиндосы, захватывая не только подконтрольные Японии территории, но и превращая страну в свой частный плацдарм для нападения на СССР.

История камикадзе началась в конце октября 1944-го. К тому времени японцы еще удерживали Филиппины, однако с каждым днем силы японцев таяли. Японский флот к тому времени полностью утратил свое господство на море. 15 июля 1944 года войсками США была взята база японской армии на острове Сайпан. В результате этого у дальней бомбардировочной авиации США появилась возможность наносить удары непосредственно по территории Японии. После падения Сайпана японское командование предположило, что следующей целью американцев будет захват Филиппин, из-за их стратегически важного расположения между Японией и захваченными ей источниками нефти в юго-восточной Азии.

Сразу становится очевидным тот факт, что одна из причин поражения Японии во Второй мировой войне - нефть. Американцы уже тогда не скрывали, что полный контроль над нефтяными ресурсами - залог успеха в борьбе за мировое господство и ресурсный голодомор Японии явился всего лишь увертюрой перед большой холодной дипломатической игрой, в результате которой будет уничтожен СССР, что и произошло в 1991-ом. И Япония, и Россия, как правопреемница Советского Союза и даже Корея стали жертвами американской военной и дипломатической агрессии. Именно эта трагедия сегодня должна сплачивать Россию не только с Китаем, с которым у нас сейчас выстраиваются добрососедские партнерские отношения, но и с Японией и Кореей, подвергшихся американскому изуверству. Ведь если та же Япония выступит в поддержку мирного воссоединения Кореи, то она в дальнейшем может переориентироваться на Пекин и Москву, а это уже изоляция США в северной части Тихого океана и перехват Россией стратегической инициативы на Тихоокеанском пространстве; другими словами "пацифизация" вместо "балканизации". Если еще и Гавайи объявят о своей независимости и выйдут из состава США, тогда это уже тихоокеанский коллапс Америки, чего те будут всячески пытаться не допустить.

17 октября 1944 г. американские оккупанты начали битву в заливе Лейте, атаковав остров Сулуан, где находилась японская военная база. Вице-адмирал Такидзиро Ониси принял решение о необходимости формирования отрядов летчиков-смертников. На брифинге он заявил: "Я не думаю, что есть ещё какой-то способ выполнить стоящую перед нами задачу, кроме как обрушить вооружённый 250-килограммовой бомбой Zero на американский авианосец. Если летчик, видя вражеский самолет или корабль, напряжет всю свою волю и силы, превратит самолет в часть самого себя, — вот самое совершенное оружие. А разве может быть для воина более великая слава, чем отдать свою жизнь за императора и за страну?"

Такидзиро Ониси, отец камикадзе

Помимо ресурсного, у японцев наблюдался и кадровый голод. Потери в самолетах были не менее катастрофическими и зачастую невосполнимыми. Япония значительно уступала американцам в воздухе. Так или иначе, но формирование авиаэскадронов смерти стало по сути жестом отчаяния, надеждой если не остановить наступление американцев, то хотя бы существенно замедлить их продвижение. Вице-адмирал Ониси и командующий объединенным флотом адмирал Тоёда прекрасно понимая, что война уже проиграна, в создании корпуса летчиков-смертников, делался расчет на то, что ущерб от атак камикадзе, нанесенный американскому флоту, позволит Японии избежать безоговорочной капитуляции и заключить мир на относительно приемлемых условиях.

Немецкий вице-адмирал Гельмут Гейе в свое время писал: «Возможно, что и в нашем народе имеется некоторое количество людей, которые не только заявят о своей готовности добровольно пойти на смерть, но и найдут в себе достаточно душевных сил, чтобы действительно это сделать. Но я всегда считал и считаю, что такие подвиги не могут совершать представители белой расы. Бывает, конечно, что тысячи смелых людей в пылу сражения действуют не щадя своей жизни, это, несомненно, часто случалось в армиях всех стран мира. Но чтобы тот или иной человек добровольно обрекал себя на верную смерть заранее, — такая форма боевого применения людей вряд ли сможет стать общепринятой среди наших народов. У европейца просто нет того религиозного фанатизма, который оправдывал бы подобные подвиги, европеец лишен презрения к смерти и, следовательно, к своей собственной жизни...».

У японских воинов, воспитанных в духе бусидо, главным приоритетом было выполнение приказа, пусть даже ценой собственной жизни. Единственное, чем отличались камикадзе от обычных японских солдат, — это практически полным отсутствием шансов выжить при выполнении задания.

Термин "камикадзе" напрямую связан с национальной религией японцев - синто (яп. "путь богов"), ведь японцы, как известно, язычники. Этим словом был назван ураган, который дважды — в 1274 и 1281 годах разбил флот монгольских завоевателей у берегов Японии. По верованиям японцев, ураган был послан богом грома Райдзин и богом ветра Фудзин. Собственно, благодаря синтоизму и сложилась единая японская нация, эта религия основа японской национальной психологии. В соответствии с ней микадо (император) является потомком духов неба, а каждый японец — потомком менее значимых духов. Поэтому для японцев император, благодаря своему божественному происхождению, находится в родстве со всем народом, выступает как глава нации-семьи и как главный жрец синтоизма. И для каждого японца считалось важным быть преданным прежде всего императору.

Особое влияние на японцев оказали такие течения как дзен-буддизм и конфуцианство. Дзен превратился в главную религию самураев, которые нашли в используемой им медитации способ полного раскрытия своих внутренних возможностей; принципы покорности и безоговорочного подчинения авторитету сыновней почтительности, провозглашаемых конфуцианством, нашли благодатную почву в японском обществе.

Самурайские традиции гласили, что жизнь не вечна, а воин должен был умирать с улыбкой, бросившись без боязни в скопление врагов, что и было воплощено в духе камикадзе. У летчиков-смертников тоже были свои традиции. Они носили ту же форму, что и обычные пилоты, только единственное отличие было в том, что на каждой из 7-и пуговиц было выбито 3 лепестка сакуры. Неотъемлемой частью стала символическая повязка хатимаки (такую же иногда носили и кадровые пилоты), на которой изображался либо солнечный диск хиномару, либо на ней была выбита какой-нибудь мистический слоган. Наибольшее распространение получил лозунг: "7 жизней за императора".

Еще одной традицией стал глоток саке перед самим взлетом. Если вы смотрели "Перл-Харбор", то наверняка замечали, что и другие пилоты следовали тому же принципу. Прямо на летном поле накрывали стол белой скатертью — по японским (и вообще - восточно-азиатским) поверьям, это символ смерти. Наполняли напитком чашечки и предлагали их каждому из выстроившихся в шеренгу летчиков, отправляющихся в полет. Камикадзе принимал чашечку обеими руками, низко кланялся и отпивал глоток.

Помимо прощального глотка саке пилоту-смертнику выдавали коробочки с едой (бенто), с 8-ю рисовыми шариками (макидзуси). Такие коробочки первоначально выдавали летчикам, отправлявшимся в длительный полет. Но уже на Филиппинах ими стали снабжать и камикадзе. Во-первых, потому что их последний полет мог стать длительным и требовалось поддерживать силы. Во-вторых, для летчика, который знал, что из полета не вернется, коробочка с едой служила психологической поддержкой.

Все смертники оставляли в специальных маленьких деревянных неокрашенных шкатулках обрезки ногтей и пряди своих волос для отсылки родным, как делал каждый из японских солдат.

Знакомо ли вам имя Томэ Торихамы? Она вошла в историю как "матушка" или "тетя камикадзе". Она работала в закусочной, куда заходили камикадзе за несколько минут до вылета. Гостеприимность Торихама-сан была настолько широка, что летчики стали называть ее мамой (Токко: но хаха ) или тетушкой (Токко: оба-сан ). С 1929 г. и до конца своей жизни она прожила в поселке Тиран (Чиран; не путать со столицей Албании!); в настоящее время это г. Минамикюсю. Когда в Чиран вошли американские оккупанты, она сначала была шокирована отсутствием манер (добавлю, что у всех нынешних и тогдашних американцев это в крови), но потом сменила гнев на милость и стала обходится с ними так же, как и с камикадзе, и те, в свою очередь, ответили взаимностью пилотов-смертников.

Томэ Торихама в окружении камикадзе

Позднее она предпримет усилия для сохранения памяти героев страны. В 1955 году Томэ собрала деньги на изготовление копии статуи Каннон, богини милосердия, которую установили в честь погибших в маленьком храме около музея камикадзе в Тиране.

Статуя богини Каннон в Вакаяме

Добавлю, что известная японская фирма Canon, которой мы обязаны появлением принтеров и печатных устройств, названа как раз в честь этой богини. Богини милосердия.

25 октября 1944 года в заливе Лейте была проведена первая массированная атака камикадзе против вражеских авианосцев. Потеряв 17 самолетов японцам удалось уничтожить один и повредить шесть авианосцев противника. Это был несомненный успех новаторской тактики Ониси Такидзиро, особенно учитывая то, что накануне Второй воздушный флот адмирала Фукудоме Сигеру потерял 150 самолетов, вообще не добившись успеха. Первый «Зеро» ударился в корму авианосца «Сенти», убив при взрыве 16 человек и вызвав пожар. Через несколько минут авианосец «Суони» был также выведен из строя. Пожары, возникшие из-за попадания камикадзе в палубу эскортного авианосца «Сент-Ло», вскоре вызвали детонацию арсенала, в результате которой корабль разорвало на части. Погибло 114 членов экипажа. Всего в результате этой атаки японцы потопили один и вывели из строя шесть авианосцев, потеряв 17 самолётов.

Однако не все японские пилоты разделяли такую тактику, были и исключения. 11 ноября один из американских эсминцев спас японского летчика-камикадзе. Летчик входил в состав Второго воздушного флота адмирала Фукудоме, переброшенного с Формозы 22 октября для участия в операции «Се-Го». Он пояснил, что по прибытии на Филиппины не велось никаких разговоров о самоубийственных атаках. Но 25 октября группы камикадзе начали спешно создаваться и во Втором воздушном флоте. Уже 27 октября командир эскадрильи, в которой служил летчик, объявил своим подчиненным о том, что их подразделение предназначается для выполнения самоубийственных атак. Сам пилот считал саму идею таких ударов глупой. У него не было намерения умереть, и пилот совершенно искренне признался, что никогда не испытывал желания совершить самоубийство.

В условиях растущих потерь бомбардировочной авиации родилась идея атаковать американские корабли одними истребителями. Легкий «Зеро» не был способен поднять тяжелую мощную бомбу или торпеду, однако мог нести 250-килограммовую бомбу. Конечно, одной такой бомбой авианосец не потопишь, но вывести его из строя на длительный период было вполне реально. Достаточно повредить полетную палубу.

Адмирал Ониси пришел к выводу, что 3 самолета камикадзе и 2 истребителя сопровождения представляли собой небольшую, а потому достаточно мобильную и оптимальную по составу группу. Истребители сопровождения играли чрезвычайно важную роль. Им приходилось отражать атаки вражеских перехватчиков до тех пор, пока самолеты камикадзе не устремятся на цель.

Из-за опасности обнаружения радарами или истребителями с авианосцев летчики-камикадзе использовали 2 метода выхода на цель — полеты на предельно малой высоте 10-15 метров и на предельно большой — 6-7 километров. Оба метода требовали надлежащей квалификации пилотов и надежной техники.

Однако в дальнейшем пришлось использовать любые самолеты, включая устаревшие и учебные, а в летчики-камикадзе шло молодое и неопытное пополнение, которое просто не успевали достаточно обучить.

Первоначальный успех привёл к немедленному расширению программы. В течение последующих нескольких месяцев более 2000 самолётов совершили самоубийственные атаки. Также были разработаны новые типы вооружений, включая пилотируемые крылатые бомбы «Йокосука MXY7 Ока», пилотируемые торпеды «Кайтэн» и небольшие быстроходные катера, начинённые взрывчаткой.

29 октября самолётами камикадзе были повреждены авианосцы «Франклин» (на борту корабля было уничтожено 33 самолёта, 56 моряков погибло) и «Белло Вуд» (92 убитых, 44 раненых). 1 ноября был потоплен эсминец «Эбнер Рид», еще 2 эсминца выведено из строя. 5 ноября повреждён авианосец «Лексингтон» (41 человек убит, 126 ранено). 25 ноября повреждено ещё 4 авианосца.

26 ноября камикадзе нанесли удар по транспортам и кораблям прикрытия в заливе Лейте. Потоплен эсминец «Купер», повреждены линкоры «Колорадо», «Мэриленд», крейсер «Сент-Луис» и ещё 4 эсминца. В декабре потоплены эсминцы «Мэхэн», «Уорд», «Лэмсон» и 6 транспортов, несколько десятков кораблей повреждено. 3 января 1945 года попадание камикадзе в авианосец «Оммани-Бэй» вызвало пожар, вскоре в результате детонации боезапаса корабль взорвался и затонул, унося с собой 95 моряков. 6 января повреждены линкоры «Нью-Мексико» и возродившийся после Пёрл-Харбора «Калифорния».

Всего в результате действий камикадзе в битве за Филиппины американцы потеряли 2 авианосца, 6 эсминцев и 11 транспортов, повреждения получили 22 авианосца, 5 линкоров, 10 крейсеров и 23 эсминца.

21 марта 1945 впервые была предпринята безуспешная попытка применить пилотируемый самолет-снаряд «Йокосука MXY7 Ока» отрядом «Боги грома». Этот самолет представлял собой аппарат с ракетным двигателем, спроектированный специально для атак камикадзе, и был оснащен 1200-килограммовой бомбой. Во время нападения самолет-снаряд «Ока» поднимался в воздух самолетом «Мицубиси G4M», пока не оказывался в радиусе поражения. После отстыковки пилот в режиме парения должен был подвести самолет как можно ближе к цели, включить ракетные двигатели и затем протаранить намеченный корабль на огромной скорости. Войска союзников быстро научились атаковать носитель «Оки», прежде чем он сможет выпустить самолет-снаряд. Первое успешное применение самолетов «Ока» произошло 12 апреля, когда самолет-снаряд, пилотируемый 22-летним лейтенантом Дохи Сабуро, потопил эсминец радиолокационного дозора «Маннерт Л. Абеле».

Йокосука MXY7 Ока

Но наибольший ущерб камикадзе нанесли в боях за Окинаву. Из 28 кораблей, потопленных авиацией, камикадзе отправили на дно 26. Из 225 поврежденных кораблей камикадзе повредили 164, том числе 27 авианосцев и несколько линейных кораблей и крейсеров. 4 британских авианосца получили 5 попаданий самолетов камикадзе. Всего в атаках участвовало 1465 самолётов.
3 апреля выведен из строя авианосец «Уэйк-Айленд». 6 апреля вместе со всем экипажем (94 человека) уничтожен эсминец «Буш», в который врезалось 4 самолёта. Также потоплен эсминец «Кэлхаун». 7 апреля повреждён авианосец «Хэнкок», 20 самолётов уничтожено, погибло 72 и ранено 82 человека.

Авианосец "Хэнкок" после атаки камикадзе

До 16 апреля был потоплен ещё один эсминец, выведено из строя 3 авианосца, линкор и 9 эсминцев. 4 мая полностью сгорел авианосец «Сэнгамон» с 21 самолётом на борту. 11 мая попадание двух камикадзе вызвало пожар на авианосце «Банкер-Хилл», в котором было уничтожено 80 самолётов, погиб 391 человек и 264 было ранено.

Пожар на авианосце "Банкер-Хилл"

Киеси Огава, камикадзе, таранивший "Банкер-Хилл"

К концу битвы за Окинаву американский флот потерял 26 кораблей, 225 были повреждены, из них 27 авианосцев.

Тяжелые потери понес корпус «Боги грома». Из 185 самолетов «Ока», использованных для атак, 118 были уничтожены противником, погибли 438 летчиков, в том числе 56 «богов грома» и 372 члена экипажей самолетов-носителей. Последним кораблем, потерянным США в войне на Тихом океане, стал эсминец «Каллагэн». В районе Окинавы 29 июля 1945 года, используя ночную темноту, старый тихоходный учебный биплан «Аити D2А» с 60-килограммовой бомбой в 0-41 сумел прорваться к «Каллагэну» и таранить его. Удар пришелся в капитанский мостик. Вспыхнул пожар, который привел к взрыву боеприпасов в погребе. Экипаж оставил тонущий корабль. Погибли 47 моряков, 73 человека получили ранения.

К концу Второй мировой войны японской морской авиацией было подготовлено 2525 лётчиков-камикадзе, ещё 1387 предоставила армия. В соответствии с японскими заявлениями, в результате атак камикадзе был потоплен 81 корабль, 195 повреждены. По американским данным, потери составили 34 потопленных и 288 повреждённых кораблей. Кроме того, большое значение имел и психологический эффект, произведённый на американских моряков.

Японская авиация никогда не имела проблем с нехваткой лётчиков-камикадзе, наоборот, добровольцев было в три раза больше, чем самолётов. Основная масса камикадзе были двадцатилетними студентами университетов, причины вступления в отряды смертников варьировались от патриотизма до желания прославить свой род. И всё же глубинные причины этого феномена заложены в самой культуре Японии, в традициях бусидо и средневековых самураев. Огромную роль в этом явлении играет также особое отношение японцев к смерти. Умереть с честью за свою страну и за Императора было высшей целью для многих молодых японцев того времени. Камикадзе превозносили как героев, о них молились в храмах как о святых, их родные сразу же становились самыми уважаемыми людьми в своём городе.

Известные камикадзе

Матомэ Угаки — вице-адмирал, командующий 5-м Воздушным Флотом ВМФ Японии. Совершил боевой вылет в район Окинавы с миссией «камикадзе» 15 августа 1945 года в составе группы из 7 самолетов, принадлежащих 701-й авиагруппе. Погиб.

Угаки Матомэ

Сэки, Юкио — лейтенант, выпускник Военно-морской академии. Не разделяя взгляды командования на тактику «камикадзе» подчинился приказу и возглавил первый специальный ударный отряд. Совершил боевой вылет с авиабазы Мабалакат в залив Лейте с миссией «камикадзе» 25 октября 1944 года лидируя в группе из 5 самолетов, принадлежащих 201-му воздушному корпусу. Тараном уничтожил авианосец «Сент-Ло». Погиб. Другими участниками группы был выведен из строя авианосец «Калинин-бей», ещё 2 повреждены. Первая результативная атака камикадзе.

Юкио Сэки

Интересно, что камикадзе перед вылетом пели известную песню "Уми юкаба".

Оригинал:

海行かば (Umi yukaba)
水漬く屍 (Mizuku kabane)
山行かば (Yama yukaba)
草生す屍 (Kusa musu kabane)
大君の (O: kimi no)
辺にこそ死なめ (He ni koso siname)
かへり見は せじ (Kaerimi wa sedzi)

или вариант:

長閑には死なじ (Nodo ni wa sinadzi)

Перевод:

Если морем мы уйдём,
Пусть поглотит море нас,
Если мы горой уйдём,
Пусть трава покроет нас.
О великий государь,
Мы умрём у ног твоих,
Не оглянемся назад.

Шок англосаксов был настолько серьезен, что командующий Тихоокеанским флотом США адмирал Честер Нимиц предложил сохранять в тайне сведения об атаках камикадзе. Американская военная цензура наложила строгие ограничения на распространение сообщений об атаках пилотов-смертников. Союзники-англичане также не распространялись о камикадзе до конца войны.

Следует отметить, что в безвыходных ситуациях, в пылу боя, огненные тараны совершали летчики многих стран. Но никто, кроме японцев, не делал ставку на самоубийственные атаки.

Кантаро Судзуки, премьер-министр Японии в годы войны. Сменил на этом посту Хироси Осиму

Бывший премьер-министр Японии адмирал Кантаро Судзуки сам, не раз смотревший смерти в глаза, так оценивал камикадзе и их тактику: «Дух и подвиги пилотов-камикадзе, безусловно, вызывают глубокое восхищение. Но эта тактика, рассматриваемая с точки зрения стратегии, является пораженческой. Ответственный командир никогда не прибегнет к таким чрезвычайным мерам. Атаки камикадзе — яркое свидетельство нашего страха перед неизбежным поражением, когда не было никаких других возможностей изменить ход войны. Воздушные операции, которые мы начали проводить на Филиппинах, не оставляли возможности уцелеть. После гибели опытных летчиков в самоубийственные атаки приходилось бросать менее опытных и в конце концов тех, кто вообще не имел никакой подготовки».

Память

На "цивилизованном" Западном мире, прежде всего в США и Британии камикадзе всячески поливают грязью. Американцы их записали в один ряд с виновниками-террористами 11 сентября и это уже давным-давно ни для кого не секрет. Это - лишнее доказательство того, что США - бездушное и больное общество, как справедливо заметил Евгений Викторович Новиков, всячески очерняющее память тех, кто вчера внес свою лепту в освобождение планеты от американского капиталистического глобализма. В Японии благодаря усилиям той самой "матушки камикадзе" Томэ Торихама, был открыт музей, который в этом году отмечает свое 40-летие.

Тиранский музей камикадзе, г. Минамикюсю. Префектура Кагосима, Япония

В музее представлены фотографии, личные вещи и последние письма 1036 армейских лётчиков, включая старое школьное пианино, на котором двое пилотов играли «Лунную сонату» за день до вылета, а также 4 самолёта, модели которых использовались при атаках камикадзе: Накадзима Ки-43 «Хаябуса», Кавасаки Ки-61 «Хиэн», Накадзима Ки-84 «Хаятэ» и сильно повреждённый и проржавевший Мицубиси А6М «Зеро», поднятый со дна моря в 1980 году. Кроме этого, в музее демонстрируются несколько коротких видеороликов, набранных из фотографий и видеозаписей военного времени, а также 30-минутный фильм, посвящённый последним письмам лётчиков.

Рядом с музеем расположен буддийский храм, посвящённый богине милосердия Каннон. Там находится уменьшенная копия статуи Юмэтигай Каннон (Изменяющей сны Каннон), установленной в храме Хорю-дзи в Наре. Пожертвования для её установки собирала «матушка камикадзе» Томэ Торихама, владелица закусочной в Тиране, обслуживавшей военных лётчиков. Внутри реплики хранится свиток с именами погибших пилотов. Вдоль дороги, ведущей к музею, установлены каменные фонари-торо с высеченными на них стилизованными изображениями камикадзе.

Материалы, выставленные в музее, представляют погибших лётчиков в очень положительном свете, изображая их как молодых храбрецов, добровольно пожертвовавших собой из любви к родине, однако это касается только армейских пилотов: упоминаний про лётчиков флотской авиации, которых среди камикадзе было больше, очень мало. Кроме того, музей учитывает только погибших в боях около Окинавы, в то время как несколько сотен армейских камикадзе погибли на Филиппинах и других местах.

Интересно, что 1-ым директором стал «неудавшийся камикадзе» Тадамаса Итацу, который остался в живых благодаря тому, что все вылеты, в которых он принимал или должен был принимать участие, окончились неудачно.

В завершении своего рассказа я хочу задать один вопрос: так что, разве камикадзе - такие же военные преступники, которых нужно смешивать с грязью и судить? Ничего подобного: камикадзе - пример героизма воинов императора, воинов Ямато, воинов своей страны. Своими смертными подвигами они доказали, что их совесть и душа чисты и непорочны, в отличие от тех, кто бомбил их в начале августа 45-го.

Слава Вам, Герои Ямато! Смерть оккупантам!

Мини-галерея










Атака авианосца "Колумбия"


Военная Тайна. Когда начнется крах Американской Империи (начало сюжета про камикадзе с 47-ой минуты):

Ария. Страж Империи:

Забудьте на время образ японского летчика, садящегося в самолет, обвешанный взрывчаткой. Название камикадзе появилось в Японии намного раньше Второй Мировой, а именно в 13 веке.

В те времена главной силой на Востоке была могущественная Монгольская Империя. Перед железными туменами монгольских ханов не могло устоять ни одно государство.

В 1274 году внук Чингисхана Хубилай, собрав большой транспортный флот, замыслил вторжение в Японию. Разведывательные отряды, отправленные в Японию заранее, легко громили врагов, поэтому в успехе монгольской операции мало кто сомневался. Флот уже был на подступах к Японии, как вдруг тучи сгустились, и разразился страшный тайфун, в щепки разметавший корабли вторжения.

Но Хубилай из рода Чингизидов был не из тех, кто сдается, поэтому через 7 лет, в 1281 было организовано новое вторжение. Построенный флот был, без преувеличения, одним из самых больших флотов в истории.

Первую небольшую волну кораблей японцам удалось отразить, но основной флот чудовищной силы продолжал приближаться с острова. И вдруг, так же, как и первый раз, сгустились тучи и начался шторм. Монголы были отличными воинами, но плохими моряками, поэтому большая часть кораблей утонула, а оставшиеся были отброшены к материку. Вторжение было опять сорваны.


Упрямый Хубилай собирался организовать третье вторжение, но восстания покоренных народов в других уголках империи сорвали его планы.

Восторженные японцы увидели, что как-будто некое божество помогает им отражать атаки противника. Они назвали его «божественный ветер» (神風 камикадзэ, ками - «бог», кадзэ - «ветер»).

Уже во время второй мировой войны идеологи создания отрядов летчиков-самоубийц вспомнили о красивом и грозном названии, которое впоследствии стало известно на весь мир.

Это интересно: изначально отряды пилотов-смертников назывались «специальные отряды «Божественный ветер» и произносились так: «симпу токубэцу ко: гэки тай». Но японцы-иммигранты переводили название так, чтобы оно звучало для европейского уха привычнее. Так и появилось слово «камикадзе», которое и используется по сей день.

При публикации были использованы изображения с сайтов:
http://minnakiri.sengoku.ru
Основное фото: depositphotos.com

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Уничтожил корабли монгольской армады хана Хубилая на подступах к берегам Японии .

В искусстве

  • В начале 1990-х в Санкт-Петербурге существовала группа «Камикадзе» с песнями «Любовь камикадзе» и «Камикадзе Girl».
  • У Александра Розенбаума есть песня «Камикадзе», в которой от первого лица рассказывается, что мог чувствовать лётчик-смертник в последние мгновения своей жизни.
  • Песня «Страж Империи» есть у группы Ария .
  • Алиса .
  • Песня «Kamikaze Rock-n-Roll Suicide» есть у певицы Donatella Rettore.
  • Песня «Камикадзе» есть у Андрея Земскова .
  • Песня «Камикадзе» есть у рэпера Lee Kei.
  • Песня «Камикадзе» есть у группы ВИА-Гра.
  • Песня «Камикадзе» есть у группы Инь-Ян .
  • Песня «Камикадзе» есть у группы Звери .
  • Песня «Камикадзе» есть у группы D"espairsRay .
  • Песня «Камикадзе» есть у группы Kagrra .
  • Песня «Камикадзе» есть у группы Stigmata .
  • В альбоме «Снежный лев » группы Аквариум есть песня «Центр циклона», в которой упоминаются камикадзе и их клич - Банзай .
  • Песня «Страж Империи» группы Ария посвящена камикадзе.
  • Камикадзе посвящена песня «Карлсоны» Олега Медведева
  • У группы Mordor есть песня «Банзай!»
  • Певица Мара исполняет песню «Самолеты», с сюжетной линией о камикадзе.
  • Тема камикадзе поэтически разрабатывается в песне «Вперёд и вверх! (Для тех, кто видит сны)» из альбома «Для тех, кто видит сны. Vol.1» группы «Оргия Праведников ».
  • В романе Дэвида Митчелла «Сон № 9» (англ. David Mitchell. «number9dream» ) одна из сюжетных линий посвящена истории погибшего пилота-камикадзе, записанной в его дневнике, найденном в поднятой после войны неразорвавшейся торпеде-кайтэн.
  • В фильме « » показана погоня за отрядом смертников-камикадзе.
  • Фильм «Камикадзе (For those we love)» , 2007, Япония , Toei Company.
  • Компьютерная игра Call of Duty 5 : в одной из миссии нужно защитить американский флот от массированной атаки камикадзе.
  • George Lynch имеет 4 подписные модели гитар ESP, названные, соответственно: Kamikaze 1, Kamikaze 2, Kamikaze 3, Kamikaze 4 - различающиеся, преимущественно, накладкой на гриф и расцветкой.

См. также

  • «Уми юкаба » - военно-патриотическая песня, ассоциировавшаяся с камикадзе.
  • Торихама, Томэ - «Матушка камикадзе»
  • Selbstopfer (англ.) - германские смертники

Литература

  • Шерман Ф. «Война на тихом Океане. Авианосцы в бою» .
  • Ёкота Ю. «Субмарины-самоубийцы»
  • Рикихэй Иногути, Тадаси Накадзима. «Божественный ветер» . ACT, 2000. С. 653.
  • Кувахара Я., Оллред Г. Т. «Камикадзе» .
  • Иванов Ю «Камикадзе: пилоты-смертники» .
  • Ефименко В «Ветер богов».

"Хотелось бы родиться семь раз, чтобы отдать все жизни за Японию. Решившись умереть, я тверд духом. Ожидаю успеха и улыбаюсь, Поднимаясь на борт" - Хиросэ Такео, старший лейтенант японского ВМФ, 1905 год
"Приятно и почетно умереть за Родину" - Гораций

В современной процветающей Японии мало что может напомнить о тех временах, когда люди падали ниц при появлении человека с двумя мечами. Еще меньше о том, что некоторые из этих людей могли добровольно уйти из жизни просто из-за чувства смущения от неосторожно сказанного ими слова. И тем не менее, дух самураев по сей день живет едва ли не в каждом из японцев, заставляя бороться за честь и славу своей семьи, компании и страны. Чтобы понять кто такие самураи и откуда они взялись, нужно вернуться назад, в глубь веков, когда Страна Восходящего Солнца только зарождалась. Вся история Японии - это история войн, переворотов и смут. И с самого начала главную роль в ней играли люди с оружием. За всю свою многовековую историю Японии всего дважды пришлось столкнуться с иноземными вторжениями - в 1274 и в 1281 годах, когда ее пытался покорить монгольский хан Хубилай. И оба эти раза страна была буквально на волосок от порабощения. Горячие мольбы японцев о спасении были услышаны - боги послали на острова страшный тайфун, уничтоживший вражеские корабли и почти все их многочисленное войско. Тот тайфун был назван "Божественным ветром", или "камикадзе", призванным спасать Японию в трудную минуту... Несмотря на все произошедшие перемены и конец эпохи буси, дух самурайства продолжал жить в сердцах его приверженцев. Те из них, кому выпал желанный шанс реализовать себя на поле брани, получили возможность хотя бы отчасти воплотить присущие самураям неосуществленные военные амбиции. После войны с Китаем, начавшейся в 1894 году, японское влияние медленно, но верно начало проникать на материк. В начале XX столетия после войны с Россией к Стране восходящего солнца отошла южная часть острова Сахалин, а незадолго до этого ей удалось несвойственным ей мирным путем завладеть всеми Курильскими островами, вплоть до Камчатки. В 1910 году Япония подчинила себе Корею, а к середине второй мировой в ее руках была почти вся Юго-Восточная Азия. В 1945-м, уже после полной капитуляции гитлеровской Германии, Япония все еще продолжала войну. Тогдашнее олицетворение камикадзе - молодые и честолюбивые воины, наконец попавшие на войну, перед отправкой на задание писали домой своим родным о том, что больше всего они хотят быть достойными великих предков, а потому будут счастливы умереть за свою страну. Особая, закрывающая лоб, повязка - хатимаки с начертанным на ней лаконичным, но исчерпывающим девизом "Только победа!", прощальная чашка сакэ - иногда первая, но уж точно, что последняя в их короткой жизни, и - страшная смерть. С древних времен повелось, что воин, достойный именоваться самураем, должен непременно умереть с мечом в руках, на эфесе которого начертаны имена святых. Крепче и крепче сжимая его рукоять, самурай все больше сближался со своим Небесным покровителем и, умирая, полностью доверял ему свою душу. В небесной ли выси, вылетев на боевое задание, ни подводной ли лодке в момент боевого погружения, все японские офицеры второй мировой войны всегда держали на поясе новодельный меч, символизирующий самурайский дух - "дух Ямато". А когда наступал их последний час, они, бросая свое табельное оружие, кидались на врага с этим хоть и тупым, но сверкающим мечом, будучи абсолютно уверенными в том, что боги и духи великих предков их не покинут.

В истории многих народов можно найти немало примеров беззаветного героизма. Однако никогда и ни в одной армии мира, кроме армии Японии в конце Второй мировой войны, самопожертвование не являлось специальной или особой тактикой, одобренной сверху и заренее планируемой.

Японские моряки и подводники, водители человеко-торпед, пехотинцы, своими телами разминировавшие минные поля, летчики-Камикадзе, предпринимая самоубийственные атаки, осознавали, что им суждено погибнуть, но добровольно выбирали путь самопожертвования и мужественно встречали смерть. Категория таких добровольцев-смертников в японских вооруженных силах периода Второй мировой войны получила обобщенное название «тейсин-тай» (яп. 挺身隊, букв. «добровольческие отряды»). Их формирование, основанное на средневековом морально-религиозном кодексе самураев бусидо (яп. 武士道 буси-до:, «путь воина»), обязывающем презирать смерть, санкционировал Императорский генеральный штаб (первый официальный отряд летчиков-Камикадзе был сформирован к 20 октября 1944 года). Более того, для самоубийц разрабатывалось и производилось специальное оружие - торпеды, катера, самолёты. Погибшие в бою смертники причислялись к лику ками (яп. 神, «бог», «богиня», «божество») - святых покровителей Японии.

Первые отряды лётчиков-камикадзе были сформированы 20 октября 1944 года на основе подразделений морской авиации, в которых все до одного пилоты были готовы пожертвовать жизнью ради своей страны. Первая атака камикадзе была проведена 21 октября 1944 года против флагмана австралийского флота , тяжёлого крейсера «Австралия» . Вооружённый 200-килограммовой бомбой самолёт, пилот которого так и остался неизвестен, ударился в надстройки «Австралии» разбросав обломки и топливо по большой площади, однако крейсеру повезло и бомба не взорвалась. По крайней мере 30 человек погибло, включая капитана корабля. 25 октября «Австралия» получила ещё одно попадание, после чего корабль пришлось отправить на ремонт (крейсер вернулся в строй в январе , а всего к концу войны «Австралия» пережила 6 попаданий самолётов камикадзе).

Хатимаки - налобная повязка с надписью «Камикадзе» -«Божественный ветер»

Секио Юкио - первый официальный командир подразделения летчиков-Камикадзе

Чувство долга и ответственности за судьбу нации, присущее подавляющему большинству японцев, было возведено в абсолют у самураев - представителей касты японского рыцарства, и их духовных последователей.

Японцы смотрели на смерть совсем не так, как их противники. Если для американца смерть представлялась ужасным уходом в небытие, то для японцев главным была не сама смерть, а обстоятельства, при которых она произошла.

Священник и воин XVIII века Ямамото Цунэтомо в знаменитой книге «Хагакурэ» («Спрятанное в листве») так охарактеризовал смысл жизни самурая: «Путь самурая - это смерть... В случае необходимости выбора между жизнью и смертью незамедлительно выбирай последнюю. В этом нет ничего сложного. Просто соберись с духом и действуй. Тот, кто выбрал жизнь, не исполнив свой долг, должен считаться трусом и плохим работником».

Храм Ясукуни-дзиндзя - главный военный храм Японии. Высшей честью для воина считалось быть зачисленным в его списки

Самурай с мечом за поясом всегда готов наступать. Тогда его разум будет сосредоточен на смерти, готовность к которой - главное качество воина. Все помыслы воина, согласно бусидо, должны быть направлены на то, чтобы броситься в гущу врагов и умереть с улыбкой. Не следует, конечно, полагать, что этими жестокими, поражающими ум западного человека, заповедями ограничивается содержание идеологии самураев. Нравственные идеалы и устремления японского военного сословия высоко почитались в обществе. Самураи, в свою очередь, хорошо осознавали значимость своего положения и ответственность своей роли представителей высшей касты. Храбрость, мужество, самообладание, благородство, обязанность выполнять свой долг, милосердие, сострадание - все эти добродетели, согласно кодексу бусидо, непременно требовались от самурая.

Вся нация от мала до велика готовилась к решающей схватке за господство Японии в Азии. В те времена для страны восходящего солнца за одной победой следовала другая, и, казалось, нет предела её возможностям и силам. Военное дело преподавалось в японских школах уже двенадцатилетним детям, да и в целом обучение в них мало отличалось по предписанному порядку и требованиям от казарменной службы .

В магазинах прилавки ломились от игрушечных сабель и винтовок, моделей японских кораблей и пушек, а наиболее популярной забавой среди мальчишек была, конечно, игра в войну. И даже здесь некоторые из них уже привязывали к спине полено, имитируя «человеческие бомбы» и самоубийственные атаки. А в начале каждого дня занятий учитель непременно спрашивал класс, какое желание является у него самым заветным, на что ученики хором отвечали: «Hаше самое заветное желание - умереть за императора».

Основополагающими идеологическими документами, предназначенными для повсеместного изучения, были «Императорский рескрипт солдатам и матросам» и его гражданский вариант «Императорский рескрипт по образованию», обязывавшие каждого японца отдать все силы на алтарь защиты отечества.

Однако не только пропаганда, созданная из древних традиций смерти, почитания императора и долга, превратил в первой половине ХХ века необыкновенно добрый, смиренный, вежливый и трудолюбивый (в японском языке нет, кстати, такого слова, ибо предполагается, что иначе, как с полной отдачей, работать просто нельзя) народ в беспощадного и полного ненависти к врагам воина. Причина успеха агрессивных планов японских политиков и военных кроется также в неистребимом общинном духе простых японцев. Природа японских островов, жестокая и коварная, данная человеку как бы назло, обрекает одиночку на гибель.

Только крупные общины тяжёлым трудом могут выполнить огромный объём работ, необходимых для успешного земледелия, для поддержания и продолжения самой жизни. В таких условиях индивидуализм не просто опасен, он совершенно невозможен. Так, старинная японская поговорка гласит, что торчащий гвоздь следует немедленно забить. Японец видит себя в семье, рядом с соседями, в общине в целом. Он не представляет своей жизни без неё. И до сих пор, называя себя, японец произносит прежде фамилию, чем имя, определяя сперва свою принадлежность к тому или иному роду, а уж затем только свое участие в его жизни.

В силу именно этой особенности японской культуры пропаганда всеобщего национально подъёма на борьбу с врагами, всеобщего самопожертвования нашла такую широкую поддержку у всей нации, чего не смогла в той же степени добиться, кстати, машина пропаганды национал-социалистической Германии. Факт, что из числа всех японских солдат и матросов в плен за четыре года войны сдались лишь около одного процента...

Первые военные отряды смертников начали создаваться в конце 1943 года, когда обычные средства ведения борьбы у Японии уже иссякли, и она теряла одну за другой свои позиции. Основными видами таких ударных отрядов были Камикадзе (яп. 神風 камикадзэ, ками — «бог», кадзэ — «ветер»), представлявшие собой предназначенные для поражения сил противника ценой своей гибели подразделения полевой и военно-морской авиации, и Кайтен (Путь в рай), отряды человеко-торпед. Такие подразделения не принимали участия в боевых действиях. Их личный состав предназначался для нанесения одного-единственного удара по кораблям или наземным силам противника.

Японские школьницы провожают цветущими ветвями вишни пилотов-Камикадзе, отправляющимися в последний полет на истребителях Накадзима Ki-43 «Оскар»

Самолет Камикадзе представлял собой огромный снаряд, до отказа заполненный взрывчатым веществом. После сбрасывания обычных бомб и торпед, или без оного, японский летчик был обязан таранить цель, пикируя на неё с работающим мотором.

Традиционная фотография на память перед последним вылетом с личными подписями пилотов

Психологические последствия атак Камикадзе были просто ошеломляющими. Замешательство и страх американских моряков росли по мере роста атак лётчиков-смертников. Мысль о том, что японские пилоты умышленно направляют свои самолеты на корабли, пугала до оцепенения. Поблекла бравада мощи американского флота.

«Было какое-то гипнотизирующее восхищение в этой чуждой Западу философии. Мы заворожено наблюдали за каждым пикирующим Камикадзе - больше как публика на спектакле, чем жертва, которую собираются убить. На какое-то время мы забывали о себе, собравшись группами и беспомощно думая о человеке, который находится там» - вспоминал вице-адмирал Браун.

Наибольшие потери в Военно-морском флоте США связаны с действиями Камикадзе. Высокая их эффективность была результатом своеобразной тактики, основывающейся на следующем:
1) налеты совершались одновременно с различных направлений;
2) Камикадзе атаковали корабли, когда американские истребители находились в другом районе действий для отражения обычных налетов японской авиации;
3) во время дневных операций самолеты, пилотируемые летчиками-смертниками, плотно прикрывались японскими истребителями;
4) Камикадзе, действовавшие самостоятельно, совершали полеты на небольшой высоте, почти над водой, что помогало им укрываться от радиолокационного наблюдения;
5) летчик-смертник обязан был атаковать только достойную цель, в противном случае он должен был вернуться на свой аэродром;
6) большая часть полетов Камикадзе осуществлялась в ночное время или при неблагоприятных погодных условиях.

Без сомнения, использование тактики Камикадзе не могло переломить хода военных действий. Но это был естественный выбор нации с несгибаемым духом. Японцы не собирались повторять судьбу немецкого Хохзеефлотте, когда флот Германии в 1918 году оказался в английском плену, и предпочли позору смерть. Японцы смогли во время последней крупной битвы Второй мировой войны так хлопнуть дверью, что теперь во всем мире используют термин «Камикадзе» для обозначения смертника-добровольца.

Кто же становился смертником, или, как принято теперь называть всех, идущих на самоубийственные атаки, Камикадзе? В основном это были молодые люди 17-24 лет. Неправильно было бы считать их всех какими-то роботами или исступленными фанатиками. Среди Камикадзе были люди всех социальных слоёв, различных взглядов и темперамента.

Постоянное ожидание смерти было тяжким испытанием для них. Оно расшатывало нервы. Молодых пилотов, а именно авиация стала основным родом войск смертников, пловцов и подводников не покидало чувство ужаса и отчаяния.

Подготовительный курс летчиков-Камикадзе, да и других смертников, был не велик. В течении недели-двух они должны были совершить несколько полетов по отработке техники пикирования. Остальное время тренировались на простейших, примитивных тренажёрах, занимались физической подготовкой - фехтовали на мечах, боролись и т.д.

Томе Торихама в окружении пилотов-Камикадзе. Она держала кафе на окраине Чирана и как могла поддерживала летчиков. Томе стала для них приемной матерью. После войны она приложила большие усилия для создания музея летчиков-смертников, за что получила в Японии прозвище «Матушка-Камикадзе» (о Томе Торихама и о последних днях камикадзе снят очень мощный фильм "За тех, кого мы любим" - в российском прокате называется "Камикадзе" http://forum.nswap.info/index.php?topic=2138.0)

И в военно-морской и в армейской авиации были разработаны особые ритуалы прощания с уходящими в последний свой полёт лётчиками. Так, каждый из них оставлял в специальной некрашеной шкатулке обрезки своих ногтей и прядь волос, часто остававшиеся единственной памятью об ушедшем воине, составлял последнее свое письмо, которые затем отправлялись родственникам. Непосредственно перед стартом прямо на взлетной поле накрывали стол белой скатертью, причем белый цвет был не случаен, так как по японским поверьям он является символом смерти. За этим столом Камикадзе принимал из рук своего командира чашечку сакэ, или простой воды. В полет многие летчики брали с собой белый японский флаг с иероглифическими надписями о силе духа, презрении к смерти, и различные амулеты, которые должны были принести их владельцу удачу в его последнем сражении. Одним из наиболее распространенных был девиз «Семь жизней за императора». Каждому смертнику торжественно вручали именной самурайский меч в парчовых ножнах, что причисляло его владельца к числу самураев, и, кроме того, облегчавший, по религиозным понятиям синтоизма (яп. 神道, синто:, «путь богов»), переход самурая в мир святых Ками, для чего в момент смерти требовалось держать его в руке.

Можно ли осуждать молодых японцев, готовых на все, ради своей родины? Пылкие и горячие ее защитники, они до последних дней войны считали для себя единственно верным умереть в бою, уничтожая ее врагов. Большое их число и массовый характер порыва вызывают лишь уважение и, несомненно, делают честь Японии, умеющей воспитывать патриотов.

Полет в Вечность


Командующий 5-м воздушным флотом вице-адмирал Угаки Митомэ на аэродроме Оита 15 августа 1945 г. Вице-адмирал Угаки стоит рядом с подготавливаемым к вылету пикирующим бомбардировщиком Йокосука D4Y3 “Сусей” из состава 701-го корпуса морской авиации (бортовой номер 701-122, экипаж - капитан-лейтенант Накацуру и ст. матрос Эндо), на котором он и отправится в последний полет.
Он родился 15 февраля 1890 года. В 1912 году окончил Военно-морское училище и Военно-морскую академию Этадзима. Службу начал в июле 1912 года мичманом на броненосном крейсере «Адзума». В течении 15 лет служил на различных надводных кораблях. С ноября 1928 по ноябрь 1930 года находился в командировке в Германии. С декабря1936 года он становится командиром броненосного крейсера «Якумо», а с декабря 1937 года - линейного корабля «Хьюго». В ноябре 1938-го был переведен в Морской Генштаб, где с 15 декабря возглавил 1-е (оперативное) управление. В апреле 1941 года был назначен командиром 8-й крейсерской эскадры, а с августа 1941 года возглавил штаб Объединенного флота.
В этой должности он встретил начало войны. После успешной атаки японской авиации на Перл-Харбор, планировавшейся при его участии, он участвует в разработке дальнейших планов операций японского флота. Фактически до гибели адимирала Ямамото он был его ближайшим помощником.
И кстати, он чуть не погиб вместе со своим начальником, когда самолет Ямамото был сбит над островом Бугенвиль 18 апреля 1943 года. Угаки летел в другом самолете, который тожке был сбит. Но тогда ему невероятно повезло - самолет перед падением в воду на малой высоте развалился на части и вице-адмирал вывалился в воду, избежав падающих обломков и последовавшего при падении взрыва.
После этого с начала 1944 года он был командующим 1-й эскадрой линейных кораблей («Ямато», «Мусаси», «Haгaто») - главной ударной силой 2-го японского флота. Зате, в ноябре 1944-го ненадолго вернулся в Генштаб, а в феврале 1945 года возглавил 5-й воздушный флот.
В это время Япония уже полностью проигрывала войну. Последним средством остановить вражеский флот на пути к Стране Восходящего Солнца стало подразделение “Камикадзе Токебуцу Когекитай” - “Специальный ударный корпус Божественного Ветра”.
Адмирал Угаки стал одним из сторонников широкого применения камикадзе. Именно он был автором плана обороны Окинавы “Кикусуй” (”Плавающая хризантема”).
В боях за Окинаву летчики Специального корпуса нанесли американцам ощутимый урон. Было потоплено 26 кораблей и поврждено 164 корабля, в том числе 14 авианосцев. Капитального ремонта также требовали 10 линкоров, 5 крейсеров и 67 эсминцев.
Но силы были слишком неравными. Божественный ветер не смог утопить вражеский флот, подобно ветру, утопившему флот Хубилая.
И 15 августа 1945 года, уже после атомных бомбардировок Хиросима и Нагасаки и вступления в войну СССР император Хирохито выступил по радио. Он объявил о капитуляции Японии.
Для Угаки Митомэ это стало личной трагедией. Он не мог допустить мысли о таком исходе. И тогда он поступил так, как ему подсказал Кодекс самурая “Бусидо”.
Во как описывается последний полет адмирала в книге “Божественный ветер” (авторы Иногути Рикихей, Накадзима Тадаси).
Перед рассветом 15 августа старший офицер штаба 5-го Воздушного Флота капитан 1 ранга Такаси Миядзаки был вызван на командный пункт. Его встретил дежуривший там капитан 2 ранга Такекацу Танака, который с тревогой сообщил, что командующий флотом адмирал Угаки приказал подготовить бомбардировщики для вылета к Окинаве.
Миядзаки сразу испугался, что адмирал Угаки решил лично возглавить последнюю атаку камикадзэ. Он отправился прямо к адмиралу, чтобы выяснить, так ли это.
Комнаты офицеров были расположены в пещере в том же холме. Адмирал размещался в маленькой комнатке, где стояли лишь грубый стол и походная кровать. Это совершенно не соответствовало его званию и должности. Мрачный адмирал сидел на кровати, о чем-то задумавшись, когда вошел Миядзаки.
«Дежурный офицер сказал мне, что вы приказали подготовить к вылету бомбардировщики. Могу я спросить, что вы задумали?» — сказал он.
Выражение лица адмирала смягчилось, и он прямо ответил: «Я намерен лететь с ними. Отдайте соответствующий приказ».
«Я прекрасно понимаю, что вы чувствуете, но прошу вас пересмотреть свое решение, господин адмирал. По моему мнению, это не имеет смысла», — возразил Миядзаки.
«Вы получили мой приказ. Пожалуйста, выполняйте», — вежливо, но твердо произнес Угаки.
Миядзаки поспешно вышел и отправился посоветоваться с начальником штаба Угаки контр-адмиралом Тосиюки Ёкои. Он неохотно решился на это, потому что адмирал Ёкои болел и уже несколько дней был прикован к постели. Но Миядзаки был нужен совет.
Когда он сообщил, что происходит, адмирал Ёкои поднялся, хотя чувствовал себя отвратительно, и пошел к адмиралу Угаки, чтобы переговорить с ним. Он заявил: «Я прекрасно понимаю ваше желание умереть, но после капитуляции нам предстоит множество важных дел, например, расформирование флота. Вы обязаны сделать все это. Я прошу вас изменить свое решение».
Угаки молча выслушал начальника штаба, потом мягко улыбнулся и ответил: «Пожалуйста, оставьте за мной право самому выбрать свою смерть».
На это Ёкои уже ничего не мог возразить. Он отправился к контр-адмиралу Тикао Ямамото. Посовещавшись, они решили обратиться к близкому другу Угаки контрадмиралу Такацугу Дзоодзима. Если кто и мог отговорить Угаки лететь, то только он. Как давний и близкий друг Дзоодзима мог говорить с Угаки более резко, чем остальные.
«Я знаю, что как командир вы несете полную ответственность за действия 5-го Воздушного Флота. Но все это осталось в прошлом, а сейчас нужно думать о будущем. Там у вас тоже будут обязанности и ответственность. Мне сообщили о вашем намерении, и я могу сказать, что полностью разделяю ваши чувства. Тем не менее, ради блага всех остальных я прошу вас отменить вылет».
Угаки терпеливо выслушал друга. Затем он ответил с обезоруживающей простотой: «Это мой шанс погибнуть как солдат. Мне нужен этот шанс. Мой преемник уже назначен, и он позаботится обо всем после моей смерти».
Дзоодзима видел, что Угаки был совершенно непоколебим. Вероятно, он разделял чувства своего друга. Но теперь ему не оставалось ничего иного, как исполнять приказ. Он сразу послал за лейтенантом Тацуо Накацуру, командиром отряда пикировщиков 701-й авиагруппы, приказав ему подготовить самолеты к вылету. Был написан официальный приказ: «Отряд «Оита» 701-й авиагруппы вышлет 3 пикировщика для атаки вражеского флота у Окинавы. Атаку возглавит лично командующий воздушным флотом».
В это утро японские войска по всему Тихому океану были подняты по тревоге, чтобы выслушать по радио речь императора. Носились слухи, что это будет рескрипт о капитуляции. Офицеры штаба 5-го Воздушного Флота с тяжелыми сердцами собрались в помещении штаба, чтобы услышать обращение его величества. Прием был очень плохим, и многие слова мы просто не сумели разобрать. Однако и того, что мы услышали, было достаточно, чтобы понять, что нам приказывают капитулировать. Вскоре мы получили подтверждение, когда на аэродром привезли местные газеты с полным текстом речи. Похоже, что адмирал Угаки до последнего момента надеялся, что император призовет своих воинов сражаться до конца. Но теперь не осталось места надеждам.
Потом было устроено торжественное прощание с адмиралом Угаки. Он обратился к личному составу авиагруппы, выразив сожаление, что все наши усилия не дали желаемых результатов. Его голос был тихим и невозмутимым. Он мягко улыбался, объясняя, что после его отлета мы должны четко и старательно выполнять свои обязанности. Простые и доходчивые слова адмирала тронули до глубины души всех присутствующих.
Когда прощание закончилось, адмирал Угаки вышел на летное поле. С его мундира были срезаны все знаки различия, и с собой он нес только самурайский меч и бинокль. Этот меч подарил ему покойный адмирал Ямамото, командовавший Объединенным Флотом первые 2 года войны.
Капитан 1 ранга Миядзаки долго хранил торжественное молчание, но в конце концов не смог сдержаться. Он шагнул вперед и сказал: «Пожалуйста, возьмите меня с собой, адмирал!»
Но адмирал Угаки твердо ответил: «У вас более чем достаточно дел здесь. Вы останетесь».
Этот отказ стал для Миядзаки последней каплей. Он остановился и зарыдал, громко, в голос, не стесняясь проходящих мимо офицеров.
11 самолетов стояли на краю взлетной полосы, их моторы ревели. Перед ними были выстроены 22 члена экипажа. Контр-адмирал Ёкои не сумел скрыть своего изумления при виде этого построения. Он обратился к командиру отряда лейтенанту Накацуре: «Разве не было приказано подготовить только 3 самолета?»
Молодой человек ответил прерывающимся от волнения голосом, хотя прозвучало это почти как грубость: «Кто может спокойно смотреть на то, что ударная группа ограничена 3 самолетами, когда сам наш командующий лично намерен возглавить таранную атаку? Каждый самолет моего подразделения последует за ним».
Адмирал Угаки, выслушав его ответ, поднялся на маленький помост и обратился к своим людям в последний раз. «Все это очень трогательно. Вы действительно желаете умереть вместе со мной?»
Руки всех летчиков дружно взметнулись вверх. Никто ни на секунду не усомнился, что адмирал говорит искренне. Угаки отдал приказ готовить самолеты к вылету и пошел прямо к самолету Накацуры. Он взобрался на заднее сиденье. Наблюдатель Накацуры уоррент-офицер Акиёси Эндо был просто ошарашен. Он подбежал к самолету с криком: «Это мое место, господин адмирал! Вы заняли мое место!»
Адмирал Угаки понимающе улыбнулся и сказал: «Я заменю тебя. Ты останешься».
Этого Эндо вынести уже не мог. Совершенно неожиданно для всех он прыгнул на крыло самолета и влез в кабину, сев рядом с адмиралом. Адмирал Угаки только добродушно покачал головой и пододвинулся, чтобы освободить место пылкому юнцу. 11 бомбардировщиков вырулили на взлетную полосу и поднялись в воздух. Провожающие кричали и махали руками им вслед.
4 самолета были вынуждены сесть из-за неполадок с моторами, но остальные полетели к Окинаве. Эндо поддерживал радиосвязь с базой и передал несколько сообщений. Самым последним было прощальное послание адмирала Угаки.
«Я один виноват в том, что мы не сумели защитить родину и уничтожить дерзкого врага. Отважные усилия всех офицеров и матросов, находившихся под моим командованием в последние 6 месяцев, заслуживают самой высокой оценки.
Я намерен атаковать врага возле Окинавы, где мои люди опадали, подобно лепесткам вишни. Там я направлю свой самолет на высокомерного врага и уничтожу его в духе традиций бусидо с твердой верой в вечную жизнь императорской Японии.
Я надеюсь, что все мои подчиненные поймут причины моего поступка и в будущем преодолеют все трудности и приложат силы для восстановления нашей великой родины, которая будет жить вечно. Тэнно хэйка банзай!»

К концу второй мировой войны японской морской авиацией было подготовлено 2525 лётчиков-камикадзе, ещё 1387 предоставила армия. В соответствии с японскими заявлениями, в результате атак камикадзе был потоплен 81 корабль, 195 повреждены. По американским данным потери составили всего 34 потопленных и 288 повреждённых кораблей. Кроме того, большое значение имел и психологический эффект, произведённый на американских моряков.

Японская авиация никогда не имела проблем с нехваткой лётчиков-камикадзе, наоборот, добровольцев было в три раза больше чем самолётов. Основная масса камикадзе были двадцатилетними студентами университетов, причины вступления в отряды смертников варьировались от патриотизма до желания прославить свой род. И всё же, глубинные причины этого феномена заложены в самой культуре Японии, в традициях «Бусидо» и средневековых самураев. Огромную роль в этом явлении играет также особое отношение японцев к смерти, подчас, недоступное пониманию европейцев. Умереть с честью за свою страну и за Императора — было высшей целью для многих молодых японцев того времени. Камикадзе превозносили как героев, о них молились в храмах как о святых, их родные сразу же становились самыми уважаемыми людьми в своём городе.

Перед вылетами проводились специальные церемонии, включающие ритуальную чашечку саке и «хатимаки», белую повязку на лоб. Символом камикадзе был цветок хризантемы. По преданию, молодые лётчики камикадзе, вылетая на задание, пролетали над горой Каймон на юго-западе Японии. Пилоты бросали последний взгляд на свою родину, и, салютуя, прощались с ней.