Отличие су 30 от 35. Авиация россии

История создания F-15 уходит своими корнями в вооруженные конфликты в Корее и Вьетнаме. Большие и мощные американские истребители, разработанные как для воздушных боев, так и для ударов по наземным целям, плохо зарекомендовали себя в воздушных схватках с меньшими по численности, но более маневренными истребителями Северного Вьетнама.

Истребители той эпохи типа F-4 Phantom были разработаны исходя из предположения, что ракеты класса «воздух-воздух» отменят как устаревшие «собачьи свалки» истребителей, так и не будет необходимости в маневре с предельными перегрузками и стрелково-пушечном вооружении.

Однако после печального опыта воздушных боев в ходе вьетнамской войны тяжелых американских машин с более юркими и вооруженными пушками МиГ-21, представители военно-воздушных сил США пришли к выводу, что им требуется специализированный истребитель для завоевания господства в воздухе.

То есть такая боевая машина, которая объединила бы в себе два двигателя с запредельной тягой, мощную бортовую РЛС, управляемые ракеты различного типа и сильное стрелково-пушечное вооружение. Прежде всего, перспективная машина должна быть очень маневренной, считали в ВВС США.

В 1966 году ВВС США разработали тактико-технические требования к перспективной машине и не менее шести компаний-разработчиков представили свои эскизные проекты. Однако на практике ни один из прототипов, за исключением машины корпорации «Макдоннелл Дуглас» (в настоящее время часть «Боинга»), так и не был построен. В 1969 году ВВС США выбрали эту фирму в качестве победителя конкурса, сразу заказав 107 боевых машин.

«Атакующий орел» в небе

F-15 получился очень грозным самолетом. Ранние версии машины были оснащены двумя турбовентиляторными двигателями Pratt & Whitney F100-PW-100 с дожиганием топлива и с тягой 14 500 в статике и 23 500 фунтов с дожиганием. На выходе получился первый истребитель в мире, который превысил скорость звука в вертикальном полете. Два мощных двигателя Pratt & Whitney поднимали F-15 на высоту 65 тыс. футов (больше 19 тыс. м) всего за 122 секунды. В горизонтальном полете F-15 мог достигал максимальной скорости М — 2,5 (правда только на большой высоте и без дополнительных топливных баков, а также без бомб и ракет), а крейсерская составляла М — 0,9.

Установленная в носу F-15 бортовая РЛС AN/APG-63 была самой совершенной для своего времени. В ней впервые были применены цифровые методы обработки сигналов. Это позволило увеличить дальность обнаружения воздушных целей до 200 миль (почти 322 км).

F-15 первоначально был вооружен четырьмя ракетами AIM-7 Sparrow c радиолокационной головкой самонаведения и четырьмя управляемыми ракетами AIM-9 Sidewinder с тепловой головкой самонаведения для ведения маневренного воздушного боя на малых расстояниях. В войне во Вьетнаме истребители ВВС США F-4C не имели стрелково-пушечного вооружения, что самым пагубным образом сказывалось на исходе воздушных схваток. Этот недостаток был устранен на F-15 — на истребителе установили мощную 20-мм пушку Гатлинга типа «Вулкан» M61.

Даже в ранних версиях F-15 обладал весьма большой дальностью полета. Оснащенный тремя топливными баками по шестьсот фунтов, F-15 обладал дальностью полета более трех тысяч миль (4,8 тыс. км). Это позволяло ему осуществить перелет с континентальной части США до Европы без промежуточных посадок и дозаправки топливом в полете.

В случае кризиса в Европе это могло резко усилить ПВО , а позже помогло военно-воздушным силам США организовать управление истребителями F-15 Саудовской Аравии во время операции «Буря в пустыне», взлетающих с удаленных от зоны боевых действий аэродромов.

Первые прототипы F-15 поднялись в воздух в 1972 году, а серийное производство началось в 1973 году. Самолет первоначально начал поступать в ВВС США, а затем и в ВВС дружественных стран, включая Израиль, Японию и Саудовскую Аравию.

Первая победа в воздухе на F-15 была одержана 27 июня 1973 года, когда израильский ас Моше Мельник сбил самолет МиГ-21 ВВС Сирии. Из своих одиннадцати побед четыре Мельник одержал на самолетах F-15A и F-15C.

Победа израильского летчика открыла непрерывную череду успехов F-15 в воздушных боях. На истребителе этого типа были сбиты 104 самолета противника, при этом ни один F-15 не был утрачен в воздушных схватках. В сражениях отличились F-15 ВВС Израиля, Саудовской Аравии и США.

В частности, ВВС Израиля на F-15 период с 1979 по 1982 годы сбили немало сирийских истребителей типа МиГ-21МФ, МиГ-21бис, МиГ-23МС, МиГ-23МФ, а также штурмовиков МиГ-23БН, относящимся к предыдущим поколениям авиации.

Во время войны в Персидском заливе в 1991 году американские и саудовские истребители F-15 без особого труда одержали верх над иракскими истребителями МиГ-29 и Мираж F-1. В одном из воздушных боев был отправлен на землю даже подвернувшийся под руку транспортный самолет ВВС Ирака типа Ил-76. Кроме того, F-15E Strike Eagle сбивали даже ударные вертолеты Ми-24.

Со временем F-15A/В были заменены в производстве модификацией F-15C, который был оснащен новой бортовой РЛС AN/APG-70 с синтезированной апертурой и более совершенными двигателями F100-PW-220.

В варианте Golden Eagle самолет получил новую БРЛС с активной фазированной решеткой типа APG-63V3 и модернизированную нашлемную систему целеуказания, позволяющую в маневренном воздушном бою более эффективно управлять огнем ракет с инфракрасными головками наведения.

В конце 1980-х F-15E получил топливные баки нового типа, что позволило существенно увеличить его дальность полета. В очередной раз была модернизирована БРЛС APG-63, что в сочетании с системой LANTRIN для визуального поиска наземных целей в ночных условиях резко повысило эффективность боевого применения этого самолета.

Со снятием с вооружения тактического бомбардировщика F-111, F-15E Strike Eagle является основным истребителем-бомбардировщиком ВВС США.

ВВС США закупили последний F-15 в 2001 году, но продажи самолета инозаказчикам сохранили производственную линию в корпорации «Боинг», исправно функционирующую и поныне.

Сегодня на вооружении ВВС США приблизительно 177 обновленных F-15C/D и примерно 224 F-15E. Самолет будет в строю, по крайней мере, до начала 2030-х годов. Производитель истребителя по-прежнему предлагает потенциальным покупателям обновленные версии самолета, считающегося одним из лучших реактивных истребителей последней четверти XX века.

Российский ответ

Противопоставить этому американскому самолету в свое время, эпоху локальных войн разгара холодной войны, нам было решительно нечего. Истребитель F-15 Eagle ВВС США решительно превосходил все советские самолеты того времени по маневренности, скороподъемности, боевым возможностям БРЛС и управляемого оружия.

Су-27 поступил на вооружение позже, в 1980-х годах и в очных воздушных боях с американским истребителем так пока ни разу не встретился.

Однако тактико-техническое задание, в соответствии с которым создавался Су-27, предполагало, что наш самолет в своей первоначальной версии будет примерно на 10% лучше, чем американский F-15A/B. И это, надо прямо сказать, на практике было реализовано. С точки зрения аэродинамики Су-27 был примерно на поколение совершенней F-15 за счет интегральной компоновки.

Однако потом американцы в модернизации своей машины сделали очередной шаг вперед, появились F-15 в вариантах C/D, а мы должны были догонять их за счет Су-27М. Но тут случился 1991 год, и проект Су-27М не состоялся. Кое-что удалось сделать на самых первых Су-30 для авиации ПВО, но бортовое радиоэлектронное оборудование на этом самолете было в основном аналогичное с первыми версиями Су-27.

Тем не менее, заложенные в проект Су-27 технологии плюс некоторые технологические новинки позволили отечественным разработчикам создать линию самолетов Су-30МКИ-МКМ-СМ. Она по ключевым позициям решительно превосходила F-15C/D.

По летно-техническим характеристикам наш самолет однозначно лучше. Американцы немного выиграли, когда поставили на F-15 БРЛС с активной фазированной решеткой, но по большинству характеристик этот локатор вполне сопоставим с пассивной фазированной антенной решеткой самолетов Су-30МКИ/СМ. А Су-35 с БРЛС «Ирбис» (это модернизированная «Барс» с Су-30МКИ/СМ) свела на нет все преимущества американского F-15.

Что касается количества поставленных на вооружение и на экспорт боевых машин (если добавить еще многочисленные китайские клоны), то объем выпуска Су-27 и его вариаций существенно превышает количество произведенных американской промышленностью F-15.

Авиационные эксперты подчеркивают, что есть определенная логика в сравнении концепций Су-30МКИ/СМ, Су-34 и F-15E. Все они — двухместные машины, что позволяет реализовать на практике настоящую многофункциональность (ударные функции в реальной жизни все же лучше реализует двухместный экипаж).

F-15E, пожалуй, ближе к Су-34, сходятся во мнении отечественные эксперты. А Су-30МКИ/СМ в гораздо большей степени сохранил истребительные возможности, приобретя существенный ударный потенциал (подчас даже уникальный, если вспомнить об интеграции этого самолета с проектом «БраМос» — универсальной сверхзвуковой ракетой).

Как результат — Су-30СМ существенно лучше продается на мировом рынке, чем F-15.

Несмотря на поступление на вооружение истребителей 5-го поколения, машины типа F-15 и Су-30 еще долго будут стоять на оснащении военно-воздушных сил самых разных стран — от Саудовской Аравии до Малайзии. Не исключено, что они еще встретятся в реальном бою. Пока же в учебных воздушных боях (на разного рода мероприятиях оперативной подготовки за рубежом), истребители типа Су-30, поставленные иностранным заказчикам, не только не уступают в схватках американским истребителям 5-го поколения F-22, но в ряде случаев и превосходят их.

Конструкторы сосредоточили свое внимание в том числе и на модернизации двухместной версии самолета Су-27. Опыт использования одноместных истребителей в современных условиях показал, что на пилота ложится большая нагрузка, связанная с необходимостью маневрирования и управления комплексом вооружения.

"После завершения работ по модернизации Су-30СМ, изменения облика бортового радиоэлектронного оборудования, что сделало Су-35 и Су-30СМ более унифицированными между собой, что снижает себестоимость, унифицированы авиационные средства поражения, это может быть второй жизнью самолета", - сказал Борисов.

По его словам, появление глубоко модернизированной версии Су-30СМ может открыть новую нишу для России в Индии. "С учетом того, что в Индии их (Су-30МКИ, ставший базовой версией для Су-30СМ) находится около 200, наверняка открывается возможность по модернизации этого парка для того, чтобы продлить ему жизнь", - пояснил вице-премьер. Он отметил, что в рамках программы диверсификации и в условиях снижения гособоронзаказа работа российских оборонных предприятий должна смещаться в сторону обслуживания жизненного цикла и модернизации.

В ходе модернизации, истребители Су-30СМ получат также двигатели АЛ-41Ф-1С, устанавливаемые на Су-35. Турбореактивный двигатель АЛ-41Ф-1 выполняет функцию силовой установки первого этапа для истребителя пятого поколения Су-57 (ПАК ФА). В январе 2019 года сообщалось, что испытания модернизированных многоцелевых истребителей Су-30СМ планируется завершить до конца 2019 года.

Модернизация Су-30СМ

Модернизация Су-30СМ проводится по заданию Минобороны РФ силами корпорации "Иркут" и "ОКБ Сухого" при участии ряда предприятий российского оборонно-промышленного комплекса. Благодаря модернизации возрастают боевые возможности самолетов: увеличивается дальность обнаружения и опознавания воздушных целей, в состав вооружения вводятся новые высокоточные средства поражения воздушных, наземных и морских целей на дальности несколько сотен км.

Су-30СМ - многоцелевой тяжелый истребитель, обладающий сверхманевренностью, оснащенный радиолокатором с фазированной антенной решеткой и передним горизонтальным оперением. Сейчас на самолетах этого типа стоит двигатель АЛ-31ФП, который является развитием базового двигателя АЛ-31Ф истребителя Су-27. Его главное отличие - управляемый вектор тяги и повышенный ресурс.

Су-30 создавался на базе Су-27УБ. Благодаря появлению РЛС с активной антенной решеткой стало возможно передать истребителю часть функций самолета дальнего радиолокационного обнаружения при управлении группой. При этом наличие одного такого самолета давало колоссальное преимущество, а кроме того, позволяло исключить самолет ДРЛО из боевых порядков. Первый полет истребитель совершил в 1989 году, а в 1992 году начато его серийное производство. Су-30СМ - модификация самолета для российских ВКС.

* Максимальная тяга двух двигателей Су-30 на форсаже - около 25 тонн.

* Боевая нагрузка самолета - около 10 тонн. Способен наносить удары по воздушным, надводным и наземным целям.

* Многочисленные учебные бои показали превосходство Су-30 над над истребителями F-16 и F-15 ВВС США.

* Несет модули РЭБ, которые могут подавлять радары как средств ПВО, так и самолетов.

* На самолетах Су-30 с 2016 выступает пилотажная группа «Русские витязи».

* Всего построено более 500 самолетов Су-30, которые стоят на вооружении 10 стран мира.

* Су-30 наносил удары по объектам в ходе операции российских ВКС в Сирии.

Характеристики

Максимальная скорость:

У земли 1350 км/ч (М=1,13),

На высоте 2 350 км/ч (М=1,9603);

Дальность полета:

У земли 1270 км

На высоте 3000 км

Практический потолок: 17300 м;

Тяговооруженность при нормальной взлетной массе: 1,00

Вооружение:

30-мм встроенная пушка ГШ-30-1

6 управляемых ракет средней дальности Р-77, Р-27Р или Р-27ЭР, Р-27Т или Р-27ЭТ с ТГС и 6 ракет ближнего боя Р-73 с ТГС

Свободнопадающие бомбы массой по 500 кг (до 8 единиц) или по 250 кг (28 единиц)

Контейнеры КМГ-У (до 7 единиц) или блоки НАР С-13 и С-8 (до 4 единиц)

Российский многоцелевой истребитель Су-35

Су-35 - российский многоцелевой истребитель поколения 4++, оснащен бортовой радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой. На истребителе устанавливается двигатель АЛ-41Ф-1С, позволяющий развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа. Является глубокой модернизацией самолета Су-27. Модернизация коснулась как бортового оборудования, так и планера, который был усилен.

Кроме того, машина получила значительно более мощную радиолокационную станцию, расширенный арсенал управляемых средств поражения, включающий дальнобойные ракеты, наводимые на цель радиолокатором.

Су-35 способен выполнять длительный полет на трансзвуковых скоростях без включения форсажа благодаря замене двигателей АЛ-31Ф на «изделие 117С».

Обладает продвинутой кабиной летчика с широкоугольным индикатором на фоне лобового стекла, передовыми электрооптическими системами с повышенной дальностью обнаружения и сопровождения воздушных и наземных целей.

По внешним габаритам Су-35 и F-22A близки: длина 21,9 метра против 18,92 метра, размах крыла 15,3 метра
(с контейнерами РЭБ) против 13,56 метра. Вес конструкции 19 тонн против 19,7 тонны, максимальный взлетный - 34,5 тонны (предельный - 38,8 тонны) против 38 тонн. При этом Су-35 на несколько тонн превосходит американский по внутренним запасам топлива. Между тем дальность полета и время патрулирования в воздухе - важнейшие показатели для государств, с протяженной линией сухопутных и морских границ.

Использованы материалы сайтов tass.ru, tvzvezda.ru

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: #ffffff; padding: 15px; width: 960px; max-width: 100%; border-radius: 5px; -moz-border-radius: 5px; -webkit-border-radius: 5px; border-color: #dddddd; border-style: solid; border-width: 1px; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif; background-repeat: no-repeat; background-position: center; background-size: auto;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 930px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #cccccc; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #0089bf; color: #ffffff; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif;}.sp-form .sp-button-container { text-align: left;}

Одним из главных пунктов текущей Госпрограммы вооружений является строительство новых боевых самолетов для Воздушно-космических сил и авиации военно-морского флота. На протяжении нескольких последних лет вооруженные силы уже успели получить большое количество самолетов различных типов и модификаций. В обозримом будущем поставки подобной техники будут продолжаться, что позволит сохранять и наращивать боевой потенциал авиации. Отечественная промышленность строит и поставляет армии самолеты различных типов. Особое место в номенклатуре выпускаемых летательных аппаратов сейчас занимает многоцелевой истребитель Су-30СМ.

Многоцелевой истребитель поколения 4+ Су-30СМ является дальнейшим развитием исходного Су-30, завоевавшего большую популярность на международном рынке вооружений и техники. В отличие от некоторых других модификаций семейства, Су-30СМ разрабатывался с учетом требований российских вооруженных сил. Первый полет опытный Су-30СМ совершил осенью 2012 года. Вскоре на Иркутском авиационном заводе, входящем в состав корпорации «Иркут», было развернуто серийное производство подобной техники. Самолеты нового типа выпускались в интересах военно-воздушных / воздушно-космических сил, а также для морской авиации.

Су-30СМ на аэродроме Латакия, Сирия. Фото Минобороны РФ

Примечательно, что Су-30СМ уже претендуют на звание, как минимум, одного из самых массовых истребителей в ВКС России. Так, в июне этого года представители корпорации «Иркут» рассказали, что к тому времени отечественные заказчики получили более 60 машин этого типа. В течение ближайших двух лет планируется построить и передать вооруженным силам еще 55 самолетов. Из 116 построенных к тому времени истребителей 88 будут служить в Воздушно-космических силах, 26 – в авиации военно-морского флота. После выполнения существующих и планируемых заказов возможно появление новых договоров на строительство и поставку истребителей.

До конца 2018 года российские вооруженные силы получат 116 истребителей типа Су-30СМ, что сделает эту технику одним из лидеров по численности. Более того, если брать в расчет не модели, но модификации самолетов, то новый Су-30СМ имеет все шансы стать полноценным лидером с точки зрения количества. Тем не менее, следует отметить, что положительные последствия, ожидаемые от массовых поставок такой техники, связаны не с ее количеством, но с характеристиками и возможностями.

К настоящему времени количество серийных Су-30СМ перевалило за шесть десятков. При этом число построенных и поднятых в воздух самолетов постоянно растет. Так, 15 ноября в Иркутске состоялись первые полеты сразу двух серийных истребителей. Интересно, что, в отличие от некоторых других серийных «собратьев», новые самолеты отправились в первый полет, получив всю необходимую окраску. Такая особенность машин дает возможность предугадать места их будущей службы, причем будущая принадлежность одного из истребителей может быть определена со стопроцентной точностью.


Су-30СМ бортномер "70 синий" во время своего первого полета, 15 ноября 2016 г. Фото КАС / Forums.airforce.ru

Один из новейших Су-30СМ получил современную окраску отечественных вооруженных сил с серыми верхними поверхностями и голубым днищем. На машине были нанесены опознавательные знаки авиации ВМФ. Самолету уже присвоен бортовой номер «70 синий». Серийный номер машины – 10МК5 1406. Окраска и опознавательные знаки явно указывают на то, что новейший истребитель отправится служить на одну из авиационных баз флота. Однако точные данные о будущих эксплуатантах машины пока отсутствуют, хотя и высказываются определенные предположения.

Известный блог BMPD предполагает, что Су-30СМ «70 синий» пополнит парк техники 72-й авиационной базы авиации Балтийского флота (аэродром Черняховск). В настоящее время эскадрилья этой базы имеет на вооружении ударные самолеты Су-24М и разведчики Су-24МР. Передача авиабазе нового многоцелевого истребителя может стать первым шагом в перевооружении эскадрильи с последующим переводом на новую технику. Тем не менее, передача самолета 72-й базе может затянуться в связи с некоторыми проблемами.

По данным BMPD, вопрос передачи истребителей авиабазе пока не решен, из-за чего первым эксплуатантом машины 10МК5 1406 может стать 859-й Центр боевого применения и переучивания летного состава морской авиации (г. Ейск). В таком случае 859-й Центр станет временным хозяином истребителя. Передача самолета 72-й авиабазе произойдет только после полного решения всех имеющихся вопросов и окончательного утверждения планов о перевооружении ее эскадрилий.


Истребитель № "37 синий", предназначенный для группы "Русские Витязи". Фото КАС / Forums.airforce.ru

Самолет с бортовым номером «70 синий» является одним из 28 истребителей Су-30СМ, заказанных для морской авиации. В рамках четырех контрактов, выполняемых с 2014 года, промышленность уже построила 11 истребителей. 9 машин переданы заказчику и теперь служат в составе 43-го отдельного морского штурмового авиационного полка Черноморского флота (г. Саки, Крым). Еще один Су-30СМ с серийным номером 10МК5 1403 и бортовым «45 синий», а также с именем «Иркутск» планируется отправить на тот же крымский аэродром до конца этого года. До конца текущего десятилетия авиация военно-морского флота должна будет получить еще 17 истребителей, в том числе самолет, впервые поднявшийся в воздух несколько дней назад.

Так же 15 ноября в Иркутске состоялся первый полет истребителя Су-30СМ с серийным номером 10МК5 1407 и бортовым «37 синий». Характерная окраска этого борта не оставляет сомнений в вопросе о будущих хозяевах машины. Цвета российского флага и стилизованные флаги ВВС на килях явно говорят о том, что этот многоцелевой истребитель в скором времени будет передан пилотажной группе «Русские Витязи», работающей в составе 237-го Центра показа авиационной техники ВВС России им. И. Н. Кожедуба. Необходимо отметить, что «37 синий» не является первым самолетом своего типа для пилотажной группы. Он, по-видимому, войдет во вторую партию техники для нее.


Торжественная церемония передачи новой техники "Русским Витязям", 14 октября 2016 г. Фото Минобороны РФ

До недавнего времени летчики группы «Русские Витязи» летали на истребителях Су-27 нескольких модификаций. Эта техника имеет высокие характеристики, однако имевшиеся у группы самолеты были построены еще в начале девяностых годов, из-за чего уже устарели физически и требовали замены. Несколько лет назад было принято решение о предстоящем переходе пилотажной группы на новую технику. В качестве будущих «рабочих лошадок» выбрали новейшие истребители Су-30СМ.

По имеющимся данным, «Русские Витязи» смогли ознакомиться с новыми самолетами еще в 2013 году. Летчики оценили новую технику и сравнили ее с имеющимися машинами старых моделей. Продукция Иркутского авиационного завода получила высокую оценку. Кроме того, пилоты из Кубинки пожелали начать эксплуатацию подобной техники. В 2014 году командование вооруженных сил учло пожелания летчиков и подтвердило будущее перевооружение пилотажной группы. Вскоре начался процесс переучивания летчиков на новую технику.

Первые Су-30СМ в характерной трехцветной окраске были переданы «Русским Витязям» чуть более месяца назад. 14 октября на аэродром Кубинка прибыли четыре истребителя первой партии с номерами от «30 синий» до «33 синий». Передаче первых самолетов нового типа была посвящена торжественная церемония, в которой приняли участие главком ВКС генерал-полковник Виктор Бондарев, главный конструктор истребителя Олег Панков и президент корпорации «Иркут» Олег Демченко.


Новый самолет для пилотажной группы садится в Кубинке. Фото Минобороны РФ

Несколько дней назад отечественные средства массовой информации сообщили о начале процедуры приемки второй партии истребителей, предназначенных для группы «Русские Витязи». В течение нескольких дней специалисты завода-изготовителя и представители заказчика должны были изучить состояние техники, проверить работу ее систем и провести различные испытания. Далее планировалось провести несколько испытательных полетов. После завершения требуемых проверок самолеты должны будут отправиться в Кубинку, на место постоянной дислокации. Судя по номерам уже переданных машин, истребитель «37 синий», впервые взлетевший 15 ноября, войдет в состав второй партии самолетов.

После завершения текущих проверок и сдачи новой партии техники на аэродроме в Кубинке будет базироваться восемь самолетов Су-30СМ с надписями «Русские Витязи» на борту. Поставка восьми новейших истребителей позволит серьезно обновить материальную часть пилотажной группы, а также соответствующим образом скажется на ее возможностях. Ряд характерных особенностей новых многоцелевых истребителей позволяет надеяться на появление новых элементов и фигур пилотажа в программе «Русских Витязей».

Обновление парка техники пилотажных групп является важным событием, однако главной целью программы строительства новых истребителей все же является перевооружение строевых частей. К настоящему времени ВКС и ВМФ получили более шести десятков Су-30СМ, которые уже были освоены личным составом и активно используются по своему прямому назначению. Пилоты разных авиационных соединений выполняют те или иные учебно-боевые задачи, в том числе связанные с особыми нагрузками и даже рекордами. Одна из подобных сложных тренировок состоялась 16 ноября.


Первая партия Су-30СМ для "Русских Витязей". Фото Минобороны РФ

Пресс-служба Восточного военного округа сообщает о проведении очередной тренировки, в которой были задействованы экипажи одного из истребительных авиационных полков. В ходе этого мероприятия несколько экипажей истребителей Су-30СМ отработали выполнение полета с максимально допустимыми дальностью и продолжительностью. Каждый из экипажей провел в воздухе более 3,5 часа. Количество задействованных в тренировке истребителей не уточнялось, но сообщается, что в общей сложности все экипажи преодолели расстояние около 45 тыс. километров.

С целью улучшения и совершенствования навыков личного состава к тренировке были привлечены смешанные экипажи, состоявшие из опытных и молодых летчиков. Работая вместе, пилоты с разным опытом получили хорошую возможность улучшить свои навыки в деле длительного управления самолетом и освоить перелеты на максимальную дальность. Благодаря большой протяженности маршрутов личный состав получил возможность отработать управление истребителями в различных погодных условиях, над разными ландшафтами местности и при отличающихся расположениях запасных аэродромов.

Параллельно с эксплуатацией новой авиационной техники и улучшением навыков личного состава продолжается передача многоцелевых истребителей строевым частям. Последняя на данный момент процедура передачи серийных Су-30СМ Воздушно-космическим войскам прошла несколько недель назад. В конце октября 31-й истребительный авиационный полк 1-й смешанной авиационной дивизии 4-й армии ВВС и ПВО Южного военного округа (г. Миллерово, Ростовская область) получил два истребителя с бортовыми номерами «29 красный» и «30 красный». Интересно, что эти самолеты были достроены и подняты в воздух еще весной, став первыми Су-30СМ 2016 года выпуска.


Су-30СМ "29 красный" убывает из Иркутска в Миллерово, 19 октября 2016 г. Фото Ivan-stalich.livejournal.com

С октября 2015 по февраль 2016 года 31-й истребительный авиаполк успел получить два десятка истребителей Су-30СМ (номера 01-12, 21-28, красные). С учетом двух новых машин численность новой техники достигла 22 единиц. По всей видимости, в течение нескольких следующих месяцев миллеровские летчики получат два новых истребителя, после чего комплектование полка авиационной техникой будет полностью завершено.

Являясь одной из новейших разработок семейства авиационной техники на базе истребителя Су-27, новый Су-30СМ отличается от предшественников массой нововведений, положительным образом сказывающихся на его возможностях. К примеру, одной из главных особенностей этой машины является использование турбореактивных двигателей АЛ-31ФП тягой до 12500 кгс, оснащенных поворотным соплом. Такая силовая установка способна дать самолету высокие летные характеристики, а также повысить маневренность за счет изменения вектора тяги.

Су-30СМ оснащается современным набором бортового радиоэлектронного оборудования, отличающегося высокими характеристиками. Основой авионики истребителя является многофункциональная радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой Н011 «Барс». Это изделие способно следить за обстановкой в воздухе и на земле, производя поиск, обнаружение и сопровождение различных объектов. Несколько целей могут подвергаться одновременному обстрелу.


Истребитель Су-30СМ в Сирии. Фото Минобороны РФ

В номенклатуру вооружений многоцелевого истребителя входят различные авиационные средства управления, управляемые и неуправляемые бомбы и ракеты разных типов. Состав вооружения подбирается в соответствии с целями боевого вылета. Для размещения подвесного вооружения имеется 12 пилонов под крылом и фюзеляжем. Также истребитель имеет встроенную 30-мм пушку.

Благодаря высоким характеристикам и соответствующим боевым возможностям многоцелевой истребитель Су-30СМ может по праву считаться одним из лучших отечественных самолетов своего класса. В качестве подтверждения этого тезиса можно рассматривать наличие нескольких контрактов на поставку подобной техники, уже заключенных министерством обороны. К настоящему времени вооруженные силы России в лице морской авиации и Воздушно-космических сил получили несколько десятков самолетов, а в течение следующих лет численность такой техники должна значительно увеличиться. В подобной ситуации Су-30СМ действительно имеет все шансы стать самым массовым истребителем российской военной авиации, внеся значительный вклад в укрепление обороноспособности страны.

По материалам сайтов:
http://mil.ru/
http://kret.com/
http://ria.ru/
http://izvestia.ru/
http://aex.ru/
http://nvo.ng.ru/
https://riafan.ru/
http://forums.airforce.ru/
http://bmpd.livejournal.com/

Су-30СМ – российский тяжелый многоцелевой истребитель поколения 4++, предназначенный в первую очередь для завоевания господства в воздухе. По сути, это модификация Су-30МКИ, предназначенная для российских военно-воздушных сил . Первый полет истребитель Су-30СМ совершил в 2012 году.

Су-30МКИ начал разрабатываться в середине 90-х специально для ВВС Индии (МКИ – «модернизированный, коммерческий, индийский»). В свою очередь, истребитель Су-30 – это результат глубокой модернизации истребителя Су-27 , которая началась еще в Советском Союзе (1988 год).

На сегодняшний день Су-30СМ считается одним из лучших истребителей в мире, он имеет превосходные характеристики, эту машину по праву можно назвать вершиной развития линейки самолетов Су-27.

Истребитель Су-30СМ способен действовать днем и ночью, в любых погодных условиях, он может не только сбивать самолеты противника, но и уничтожать наземные цели, а также проводить воздушную разведку и давать целеуказание другим самолетам группы (в том числе и бомбардировщикам Су-34).

Первый полет Су-30СМ состоялся 21 сентября 2012 года. В конце того же года самолет был принят на вооружение и Минобороны РФ подписало контракт на поставку 30 истребителей до конца 2016 года. По состоянию на 2014 год российские ВВС заказали 60 истребителей, дополнительные контракты были заключены в 2019 и 2019 году. По состоянию на ноябрь 2019 года в строевые части направлены 71 Су-30СМ. Еще четыре Су-30СМ будут изготовлены для ВВС Казахстана.

В настоящее время несколько самолетов Су-30СМ принимают участие в военной операции в Сирии.

История создания

Эксплуатация советского многоцелевого истребителя Су-27 началась в 1986 году. Стремительно развитие технологий меняло не только бортовое оборудование истребителей и их технические характеристики, но и саму концепцию ведения воздушного боя. Использование РЛС с активной фазированной решеткой позволяло истребителям не только вести воздушный бой, но и управлять группой боевых машин , взяв на себя часть функций самолета ДРЛО.

Исходя из этого, командование ПВО хотело получить новый самолет , который мог бы не только выполнять задачи истребителя-перехватчика, но и использоваться в качестве летающего командного пункта для группы Су-27. Учитывая огромную протяженность границ Советского Союза, а также большое количество неосвоенных районов малым числом пригодных аэродромов, такая машина была просто крайне необходима.

Военные считали, что для выполнения подобных задач лучше подойдет двухместный истребитель, в качестве примера приводился Су-27УБ – учебно-боевая машина с дублированным управлением, но при этом сохранившая боевые возможности одноместного самолета.

Современное радиолокационное и электронное бортовое оборудование истребителя настолько сложно и многофункционально, что полностью реализовать его возможности в скоротечном маневренном воздушном бою одному летчику довольно тяжело. Кроме того, наличие второго члена экипажа дает значительные психологические преимущества во время длительного патрулирования.

Предполагалось, что один из летчиков мог бы управлять самолетом, вести бой на ближней дистанции, а второй – наблюдать за воздушной обстановкой и руководить действиями боевой группы.

Работы над созданием двухместного истребителя-перехватчика начались в ОКБ Сухого в конце 80-х годов. В качестве базовой машины для модернизации был выбран учебно-боевой самолет Су-27УБ. Он имел двухместную кабину, значительную емкость топливной системы, десять точек для подвески вооружения. Чтобы еще больше увеличить дальность полета будущего истребителя, конструкторы решили оснастить его системой дозаправки в воздухе. Ее отработка началась в 1987 году. Первый прототип нового истребителя Су-30 получил обозначение Т-10У-5.

Истребитель получил новую систему дистанционного наблюдения и навигационный комплекс. Место командира группы находилось в задней кабине самолета, оно было оснащено широкоформатным индикатором, на котором отображалась вся информация о текущем расположении группы, характеристиках движения целей и другие данные о воздушной обстановке.

Внешне новый самолет мало чем отличался от базовой модификации – истребителя Су-27УБ, он имел практически те же технические характеристики, прекрасную надежность и хорошую управляемость. Новая машина получила обозначение Су-30, в 1991 году в Иркутске началось ее серийное производство.

Однако затем последовал распад Советского Союза, который стал катастрофой для всех предприятий военно-промышленного комплекса.

В связи с практически полной остановкой закупок новой техники российским Министерством обороны, руководство ОКБ Сухого начало поиски иностранных заказчиков для своей продукции. В кратчайшие сроки был создан Су-30МК – многоцелевой двухместный самолет, первый полет которого состоялся в 1993 году. Была значительно расширена номенклатура вооружения машины, ее взлетная масса возросла с 30 до 38,8 т, боевая нагрузка увеличилась вдвое, значительно увеличился ресурс силовой установки и планера.

Новый истребитель был предложен Индии – традиционному заказчику советской военной техники и вооружения. Уже в апреле 1994 года состоялось первое заседание российско-индийской рабочей группы, которая изучала возможности поставки Су-30МК в Индию, а также организацию производства новых истребителей в этой стране. В конце 1996 года был подписан контракт о постройке сорока боевых машин Су-30МК для ВВС Индии.

В начале нового тысячелетия конструкторы ОКБ Сухого разработали новую модификацию истребителя – Су-30МКИ. Она была создана специально для индийских военно-воздушных сил. По сути, Су-30МКИ – это машина нового поколения. Самолет был оснащен двигателями с изменяемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением, что значительно улучшило маневренность истребителя на всех режимах полета.

Советские (российские) боевые самолеты практически всегда уступали своим западным конкурентам в качестве авионики. Чтобы устранить этот недостаток, БРЭО для нового истребителя было разработано в широкой международной кооперации с участием компаний из Франции, Израиля и Индии. В итоге Су-30МКИ получил новую РЛС с пассивной фазированной решеткой.

Истребитель оказался настолько удачным, что им заинтересовалось и российское оборонное ведомство. В сентябре 2012 года впервые поднялся в небо Су-30СМ, изготовленного по заказу Минобороны России. К концу года две новые машины были переданы российским ВВС.

Подобное решение не выглядит удивительным. Во-первых, Су-30СМ имеет действительно отличные технические характеристики, по маневренности он превосходит все зарубежные аналоги. Во-вторых, создатели уделили много внимания авионике истребителя: благодаря использованию иностранных систем, Су-30СМ ничем не уступает лучшим западным боевым машинам. Однако есть и еще одно объяснение интереса Минобороны: этот самолет уже долгие годы выпускается серийно, его производство полностью отшлифовано, устранены «детские» болезни машины, учтены все пожелания летчиков.

Су-30СМ — многоцелевой самолет. Он способен не только вести воздушный бой и поражать современные и перспективные самолеты противника, но и наносить удары по наземным мобильным или стационарным целям неприятеля. Су-30СМ способен сопровождать и прикрывать ударные авиационные группировки, противодействовать вражеским системам радиоэлектронной борьбы, давать целеуказание самолетам своей группы. Этот истребитель можно использовать и на морских театрах боевых действий: Су-30СМ способен обнаруживать и уничтожать надводные корабли противника самостоятельно или в составе группы самолетов.

Устройство

Су-30СМ – двухместный тяжелый истребитель, оснащенный двумя двухконтурными двигателями АЛ-31ФП с изменяемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением. В целом его размеры и компоновка фюзеляжа полностью повторяют истребители Су-30 и Су-30МКИ. Летчики размещены в кабине тандемом.

Одной из главных достоинств Су-30СМ является его сверхманёвренность: самолет неустойчив в продольном канале, поэтому его полет обеспечивает электродистанционная система управления (ЭДСУ), управляющая рулями и поворотными соплами двигателей. Высокая степень маневренности самолета достигается за счет ПГО и двигателей с управляемым вектором тяги.

В состав силовой установки самолета входят два двигателя АЛ-31ФП, размещенных под углом 32 градусов друг к другу. Их сопла могут отклоняться в вертикальной плоскости на ±16° и до ±15° в любом направлении. Это позволяет направлять вектор тяги по рысканью и тангажу. Сопла могут отклоняться как вместе с управляющими плоскостями самолета, так и отдельно от них.

Однако главная «изюминка» Су-30СМ – это его кабина. Самолет оснащен бортовой радиоэлектронной станцией с фазированной решеткой, что позволяет ему обнаруживать и вести пятнадцать воздушных объектов и одновременно атаковать четыре из них. В Су-30СМ использована система нашлемного целеуказания, а также индикация на лобовом стекле. Кроме того, кабины пилотов оснащены многофункциональными жидкокристаллическими экранами. Все это обеспечивает летчикам высочайший уровень осведомленности о воздушной обстановке.

На Су-30СМ могут быть установлены подвесные контейнеры с лазерной и инфракрасной прицельной аппаратурой. Истребитель оснащен инерциальной навигационной системой с приемником спутникового сигнала от системы ГЛОНАСС, это обеспечивает высокую точность следования по маршруту. Су-30СМ может совершать автоматический полет на разных режимах, включая полет на малых высотах, заход на посадку, а также во время атаки против наземных и надводных целей. Система, обеспечивающая автоматическое управление, связана с навигационной системой.

Су-30СМ относится к четвертому поколению истребителей, в его конструкции не использована технология малозаметности. На самолете установлены комплексы РЭБ «Сорбция» и «Хибины», которые не только способны подавить сравнительно маломощную РЛС истребителей, но и нейтрализовать наземные радиолокационные комплексы.

Если говорить об электронной начинке Су-30СМ, то следует отметить, что она построена по концепции «открытой архитектуры борта». Это позволяет без труда включать в состав БРЭО новые системы отечественного и зарубежного производства. Именно это определяет высокую универсальность Су-30СМ, позволяющую в кратчайшие сроки переделать истребитель-перехватчик в ударный самолет.

Боевая нагрузка истребителя Су-30СМ составляет 8 тыс. кг. Самолет имеет двенадцать узлов подвески, на которых может быть размещена широкая номенклатура ракетно-бомбового вооружения. Это могут быть шесть управляемых ракет для ведения воздушного боя на средних или коротких дистанциях, неуправляемые авиабомбы массой 500 или 250 кг, контейнеры с НАР. Кроме того, самолет по умолчанию вооружен 30-мм пушкой ГШ-30-1.

  • вооружение — 30-мм пушка ГШ-30-1, ракетное вооружение;
  • общее количество точек подвески — 12;
  • Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

    Российский двухместный многоцелевой истребитель завоевания превосходства в воздухе Су-30 стал одной из самых популярных машин на рынке тяжелых многофункциональных истребителей.
    В чем секрет его успеха?
    Как он появился?
    И в чем разница между Су-30М2 и Су-30СМ?


    Если коротко, то секрет успеха в том, что Су-30 обладает высокой маневренностью, мощной РЛС (+ уникальной ОЛС), современным БРЭО и мощным комплексом вооружения. И помимо этого - серьезно выигрывает у конкурентов по стоимости.

    Помимо этого он - красивый... И, что немаловажно, русский. :)
    А русские изделия военного назначения (особенно в последнее время) стали серьезно цениться в мире.

    . Предпосылки появления Су-30 .


    Су-30 стал дальнейшим развитием учебно-боевого Су-27УБ.
    Пару слов про его "предка".
    В связи с тем, что самолет Су-27 значительно отличался от всех существующих в СССР истребителей как по уровню летно-технических характеристик, так и по возможностям системы управления вооружением, комплекса навигации и другого оборудования, для эффективной подготовки летчиков потребовалось создание его двухместного учебно-боевого варианта, названного Су-27УБ. При этом предполагалось, что сохранение на "спарке" в полном объеме бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения одноместной машины позволит использовать ее и как полноценный боевой самолет. Более того, учитывая большую дальность и продолжительность полета Су-27, наличие на борту истребителя двух членов экипажа в ряде случаев было даже предпочтительнее.

    Опыт эксплуатации одноместных статически неустойчивых истребителей (4-е поколение) показал, что совокупные физические и сенсорные нагрузки на летчика в современном бою очень высоки. Эта проблема усугубляется увеличившейся дальностью (и продолжительностью) полетов современных истребителей, вызывавшей повышенную утомляемость летчика.
    Это, а так же нехватка воздушных командных пунктов и самолетов ДРЛОиУ, вкупе с уменьшением парка самолетов в ВВС заставило ОКБ Сухого заняться проектированием нового специализированного перехватчика на базе уже имевшейся «спарки» Су-27УБ.
    Для разгрузки летчика, которому сложно в полной мере реализовать в полной мере возможности сложных бортовых электронных комплексов и одновременно пилотировать машину - добавили второго члена экипажа.
    Присутствие второго пилота давало возможность экипажу при длительном нахождении в воздухе действовать более рационально и эффективно. Первый лётчик мог управлять самолётом и вооружением и вести ближний бой, а второй - решать задачи дальнего боя и вести наблюдение за воздушной обстановкой, а также руководить групповыми боевыми действиями (т.е. выполнять функции воздушного командного пункта).

    Су-30 мог решать все учебные и боевые задачи Су-27УБ и при этом был наделен дополнительными возможностями по:
    - выполнению боевых действий, связанных с очень большими дальностью и продолжительностью полета;
    - более эффективному управлению группой истребителей.

    Именно наличие второго летчика, на мой взгляд, во многом впоследствии и определило максимальную популярность на международном рынке именно этой "Сушки" из всего семейства...

    . Братья близнецы .


    Хотя Су-30 родился на ИАПО (Иркутское авиационное производственное объединение), позже в выпуску самолета присоединился второй завод тогда - КнААПО (Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю.А. Гагарина). Это впоследствии породило две ветки развития" Су-30.

    Крайние модификации самолета в линейке, это выпускаемый в Иркутске Су-30СМ и выпускаемый в Комсомольске-на-Амуре Су-30М2.

    Су-30М2 (КнААЗ)

    Су-30М2 — создан на базе экспортного истребителя Су-30МК2, оптимизированного для нанесения ударов по наземным и надводным целям высокоточным оружием и, соответственно, основным его предназначением являются удары по земле высокоточным оружием.

    Создаваемая изначально, как перехватчик и мини-командный пункт для Су-27, тридцатка в итоге превратилась в ударника и стала нашим ответом "Страйк Иглу" (F-15E Strike Eagle).
    Как оказалось - летчик-оператор удобен не только для контроля воздушной обстановки, и ведения воздушного боя с наведением истребителей.

    Помимо этого, будучи унифицирован по кабине и приборам с модернизированным Су-27, Су-30М2 стал "спаркой" (т.е. выполняет роль учебно-боевого) для строевых полков, использующих одноместные Су-27СМ (как, например, на ).


    Су-30М2

    Су-30СМ (ИАЗ)

    Су-30СМ — это развитие многофункционального Су-30МКИ, поставляемого ВВС Индии (более 250 машин). Так сказать русифицированный и обновленный МКИ. При сохранении того же потенциала работы по земле, что и Су-30М2 - самолет более многофункционален и "заточен" для завоевания превосходства в воздухе.

    Визуально от Су-30М2 можно отличить модификацию по наличию ПГО (переднего горизонтального оперения):

    Это самая "продвинутая" модификация тридцатки:
    Во-первых, самолет оснащен мощной РЛС Н-011М "Барс" с фазированной антенной решеткой (ФАР).
    Во вторых, вместо двигателей АЛ-31Ф установлен более продвинутый АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги, что дает ему невозможную и фантастическую (по меркам западных истребителей) маневренность.

    . Характеристики .


    Длина: 21,9 м
    Размах крыла: 14,7 м
    Высота: 6,36 м
    Площадь крыла: 62 м²
    Максимальная скорость (у земли/на высоте): 1350 км/ч / 2125 км/ч
    Дальность полёта (у земли/на высоте): 1270 км / 3000 км
    Боевой радиус: 1500 км
    Практический потолок: 17300 м
    Скороподъёмность: 13800 м/мин (230 м/с)
    Длина разбега/пробега: 550 м/750 м
    Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 G

    Масса:
    - пустого: 18800 кг
    - нормальная взлётная: 24900 кг
    - максимальная взлётная: 34500 кг
    - предельная взлетная: 38800 кг
    - топлива: 9640 кг

    Двигатель: 2 × ТРДДФ «АЛ-31Ф» (АЛ-31ФП на Су-30СМ)
    Тяга:
    - максимальная бесфорсажная: 2 × 7770 кгс
    - на форсаже: 2 × 12500 кгс

    Вооружение:
    30-мм встроенная пушка ГШ-30-1 и вооружение на 12 точках подвески (схема подвески вооружения приведена выше )

    . Су-30 в учебных боях .


    Оценить боевую эффективность самолета на 100% пока не представляется возможным... но можно сделать выводы по косвенным данным - в частности по результатам учений. Для этого воспользуюсь материалами из поста "Индийские Су-30 в учебных боях" камрада vladimir_krm .

    За прошедшие 12 лет состоялось 13 учений, в которых участвовали истребители Су-30К и Су-30МКИ/МКМ.

    Противниками индийских и малазийских «сушек» выступали истребители F-15, F-16, F/A-18, Mirage 2000, Rafale, Tornado, Typhoon и, наконец, американские боевые самолеты пятого поколения F-22A.

    Учения предоставили уникальную возможность сравнить боевые возможности лучших российских истребителей поколения «4+» и современных западных боевых самолетов, а также дали почву для нового раунда обсуждения соперничества отечественной и западной школ авиастроения. Особый интерес представляют учения, в которых встречались тяжелые истребители: с одной стороны - Су-30К, Су-30МКИ, Су-30МКМ, с другой - F-15C и F-22A.

    Известно, что Су-27 создавался в ответ на появление F-15. Более того, в ТТЗ на Су-27 было сформулировано требование превосходства над американским истребителем, который поступил на вооружение на несколько лет раньше. Долгие годы не удавалось на практике проверить, достигнута ли эта цель. Отдельные случаи упрощенных учебных боев начала 1990-х годов не давали полной картины. Ситуация прояснилась после серии совместных учений ВВС Индии и США.

    ПЕРВЫЕ ВСТРЕЧИ


    Су-30МКИ на авиабазе Неллис

    Начало серии положили учения «CopeIndia 2004». Со стороны ВВС США в них участвовали шесть истребителей F-15C с авиабазы Элмендорф (штат Аляска). Индию представляли Су-30К, которые по боевым возможностям не превосходили сколько-нибудь существенно Су-27.

    Учения «CopeIndia 2004» не являлись комплексными, а представляли собой отдельные наступательные и оборонительные воздушные бои, как индивидуальные, так и групповые.

    Результаты оказались неожиданными для обеих сторон: индийские летчики, к своему удивлению, не говоря об американцах, просто разгромили противника.

    В дальних боях вне визуальной видимости F-15C и Су-30К (с радиолокатором Н001!) обнаруживали друг друга с помощью РЛС примерно на одинаковых дистанциях, но индийские пилоты чаще первыми выполняли условные пуски ракет Р-27 и соответственно чаще побеждали.

    В маневренном бою Су-30К (с двигателями без управляемого вектора тяги!) тотально превзошел F-15С. Одним из факторов победы стал большой запас топлива, который позволял чаще использовать форсированный режим двигателей.

    Соотношение условных потерь составило 9:1 в пользу ВВС Индии. Правда, часть побед пришлась на Mirage 2000 и модернизированные МиГ-21-93. Отметим, «CopeIndia 2004» стали единственными учениями, когда поражение не отрицали представители ВВС США.

    Очередную кампанию под лозунгом «Русские нас обогнали» Пентагон использовал для борьбы с сокращением ассигнований на развитие ВВС. Напомним, что именно в тот период конгресс резал объемы закупок F-22A и сомневался в программе F-35.

    «КРАСНЫЙ ФЛАГ» НАД АМЕРИКОЙ

    В 2008 году «сушки» и «иглы» встретились снова, на этот раз в США. Ситуация в ВВС обеих стран к этому моменту изменилась. И дело не только в том, что F-22A стали в строй. В 2006 году завершились испытания новой РЛС с активной фазированной антенной решеткой AN/APG-63(V)3. Тем самым была создана основа для массовой модернизации почти 200 F-15C/D ВВС и Национальной гвардии США. В 2004 году ВВС США уже имели F-15C/D, локатор которых - AN/APG-63(V)2 - также имел АФАР. Однако в учениях «CopeIndia 2004» они участия не принимали.

    В свою очередь, ВВС Индии освоили Су-30МКИ и даже успели проверить в боях с F-16C/D ВВС США, Typhoon и Tornado F3 ВВС Великобритании, а также Mirage 2000 ВВС Франции.

    В США на учения «RedFlag 2008» командование ВВС Индии направило шесть Су-30МКИ из 20-й эскадрильи Lighting, два заправщика Ил-78МКИ и один транспортный Ил-76МД. Маршрут протяженностью 19 тыс. км (!) пролегал через страны Среднего Востока, Средиземноморье, Атлантику и добрую половину территории США.

    Основной фазе маневров предшествовала трехнедельная подготовка на авиабазе Маунтейн-Хоум, штат Айдахо. Формально в ходе подготовки отрабатывались процедуры выполнения полетов, ведения радиообмена и т.д. Реально же самые интересные воздушные бои формата один на один и пара на пару состоялись именно в Маунтейн-Хоум, а не на авиабазе Неллис, где формально проводилась основная фаза учений.

    В Маунтейн-Хоум также перелетели ряд американских самолетов: F-15C и более продвинутые F-15E из 85-й испытательно-оценочной эскадрильи с авиабазы Эглин и восемь F-16 из 18-й эскадрильи «агрессоров» с Аляски. В совместных тренировочных полетах истребители ВВС США и ВВС Индии отрабатывали воздушные бои один на один и пара на пару.

    По индийской версии, Су-30МКИ во время подготовки в Маунтейн-Хоум не проиграли «агрессорам» 18-й эскадрильи ни одного боя. Более того - в ближнем бою «сушка» ни разу не оказалась даже близко к зоне поражения F-16. Несколько боев завершилось безрезультатно: истребители не смогли занять положение, необходимое для гарантированного уничтожения цели.

    При согласовании сценария «RedFlag 2008» предметом острых дискуссий стали режимы работы РЛС «Барс». Американская сторона в надежде получить как можно больше информации о самом современном прицеле российской конструкции настаивала на использовании боевых режимов. Однако индусы категорически отказались раскрывать все параметры работы РЛС Су-30МКИ.


    Авиабаза Неллис: Су-30МКИ уходит в очередной полет. Фото Кацухико Токунага

    Также командование ВВС Индии запретило использовать в США активные и пассивные средства постановки помех, хотя данный запрет серьезно усложнил жизнь летчикам. Бортовой комплекс обороны Су-30МКИ помимо постановки помех способен «вскрывать» систему ПВО, что для победы на учениях серии «RedFlag» имеет большое значение. Еще одним индийским ограничением стал отказ от имитации боев с использованием ракет Р-77, аналога американской AIM-120 AMRAAM.

    «Сушки» приняли участие в нескольких групповых воздушных боях. В одном из таких боев «синие», в состав которых входили Су-30МКИ, условно сбили 21 самолет «красных». В других эпизодах американцам удалось сбить несколько Су-30МКИ, но главным образом при выполнении задачи по уничтожению наземных целей.

    Еще одна особенность «RedFlag 2008», которую нельзя не учитывать. На «CopeIndia 2004» действия F-15C/D не поддерживались самолетами с системой AWACS, что уравнивало шансы американских и индийских истребителей. В Неваде ситуация изменилась: F-15 и F-16 получали с самолетов E-3 целеуказания в автоматизированном режиме, в то время как Су-30МКИ могли в лучшем случае рассчитывать на голосовые команды по радиосвязи. И тем не менее добиться превосходства американские истребители не смогли.

    Официальная информация об итогах «RedFlag 2008» была практически сведена к нулю. В то же время весьма информативную дискуссию спровоцировал полковник ВВС США Теренс Форноф. Он в частном порядке разместил на YouTube ролик, в котором сообщил широкой публике следующие суждения:

    ВВС Индии испытывают проблемы с двигателями российского производства;

    Индийские летчики склонны к «братоубийству» - условно сбит «дружественный» самолет;

    F-15 способен сбивать Су-30МКИ и т.д.

    Индийская сторона с выводами, озвученными полковником ВВС США, категорически не согласилась. Гипотетические проблемы с двигателями были прокомментированы следующим образом:

    Чтобы добраться до Невады, Су-30МКИ облетели половину земного шара;

    В ходе учений Су-30МКИ налетали 850 часов, что эквивалентно обычной эксплуатации шести истребителей в течение четырех месяцев;

    При этом была обеспечена 90-процентная боеготовность Су-30МКИ.

    «Уничтожение» своего истребителя действительно было. Однако оно стало следствием запрета на использование бортовых информационных систем Су-30МКИ в полном объеме и на боевых режимах - обмен информацией индийские летчики вели исключительно голосом, по радио.

    В результате ВВС США официально отказались от заявлений Форнофа и принесли извинения индийской стороне.

    Был ли «Рэптор»?

    С учениями «RedFlag 2008» связана интрига, до сих пор не получившая разрешения.

    Истребители F-22A Raptor, согласно официальным данным, в «RedFlag 2008» участия не принимали. Тем не менее для американцев было бы вполне логичным сравнить два самых современных серийных истребителя в обстановке, приближенной к реальному бою.

    Со стороны одного из индийских летчиков прозвучал следующий комментарий: «Мы дрались с «Рэпторами». Сбивали их в первой атаке, а потом начинали по-новой. Так каждый раз. F-15 вообще ничего сделать не сможет». Комментариев с американской стороны не поступило.

    Здесь следует отметить, что про бой F-22A против Rafale в 2009 году тоже долго молчали. Однако, когда в 2013 году французы показали ролик с «Рэптором» в прицеле, американцы были вынуждены вступить в полемику на тему, кто кого и как условно сбивал.

    СХВАТКИ НАД ЮЖНО-КИТАЙСКИМ МОРЕМ

    Первая официально признанная встреча Су-30МКМ и F-22A состоялась в 2014 году в Малайзии. В учениях «CopeTaufan 2014» были задействованы четыре Су-30МКМ из 11-й эскадрильи Королевских ВВС Малайзии и шесть F-22A из 19-й и 199-й эскадрилий дислоцированного на Гавайях 154-го истребительного авиакрыла ВВС США. Как обычно на подобных учениях, обязательными стали воздушные бои по сценариям один на один и пара на пару.


    Су-30МКМ ВВС Малайзии

    Эти учения вызвали огромный интерес в авиационных кругах всего мира. Однако ни одна из сторон, принимавших участие в «CopeTaufan 2014», официальной информации о результатах боев не предоставила. Тем не менее спустя всего месяц после завершения учений в прессе появились утечки о «сбитых» малазийцами «Рэпторах». Небольшая заметка о воздушном бое Су-30МКМ с «Рэптором» была опубликована в малазийском журнале Life&Times в конце июля 2014 года:

    - «Mogwai» (позывной летчика Су-30МКМ) обнаружил противника правее себя. Самолеты сближались со скоростью примерно 900 узлов (1665 км/ч). Истребители разминулись очень быстро, но «Mogwai» инстинктивно отклонил ручку на себя и вбок, введя свой огромный истребитель в левый вираж. Перегрузка вдавила летчика в кресло, он вытягивал шею, старясь не потерять противника из виду. В прицеле появился силуэт истребителя ВВС США Локхид Мартин F-22A «Рэптор». Летчик постоянно работал РУДами, все время «Mogwai» визуально фиксировал противника, но одним глазом следил за значением скорости, которое высвечивалось на ИЛСе. На вираже Су терял скорость и энергию, а «собачья схватка» всегда требует постоянного контроля за энергией.

    Два истребителя вели классический бой в горизонтальной плоскости на высоте 4600 м над полигоном Грик (Grik), Перак (Perak). «Mogwai» и «Smegs» (позывной оператора СУВ) пилотировали новейший и самый совершенный многоцелевой истребитель ВВС Малайзии - Сухой Су-30МКМ «SuperFlanker». Сопла двух двигателей Люлька АЛ-31ФП отклонились на сумасшедший угол, и «Mogwai» начал задирать нос своего истребителя в направлении центральной части фюзеляжа «Рэптора».

    - «Mogwai» видел перед собой «Рэптор», который также оснащен системой отклонения вектора тяги, но только в одной, вертикальной плоскости. На ИЛС появилась символика «захвата» малозаметного самолета. Теперь «Mogwai» ждал, когда в наушниках раздастся звуковой сигнал, разрешающий применение оружия, или цель будет обрамлена маркой для прицельной стрельбы из пушки.

    В этом бою один на один допускалось использование только УР малой дальности и пушек. Вооружение «Рэптора» состояло из УР AIM-9M «Сайдуиндер» и бортовой шестиствольной пушки М-61А «Вулкан» калибра 20 мм. «SuperFlanker» нес суперманевренные УР Р-73, кроме того, на Су-30МКМ имелась одноствольная 30-мм пушка ГШ-301.

    Это была уже вторая после взлета с авиабазы ВВС Малайзии Баттеруорт схватка… В первой удача сопутствовала парням из кабины «сухого». Поскольку в баках обоих истребителей после первого боя оставалось достаточно топлива, руководитель учений разрешил еще одну схватку…

    В момент, когда «Mogwai» уже готовился стрелять из пушки, летчик «Рэптора» накренил самолет и одновременно задрал нос, выполняя маневр с большой перегрузкой. С крыльев «Рэптора» срывались хорошо видимые жгуты завихрений воздуха. Американец включил форсажи, из сопел двигателей F-119 вырвалось голубое пламя. Он пошел вверх практически вертикально, подобно тоскующему по небу ангелу.

    Pacak! Pacak! Diapacak, bai! - закричал «Smegs». «Pacak» на жаргоне летчиков ВВС Малайзии означает «иди вверх». «Mogwai» опоздал на доли секунды. «Рэптор» успел разогнаться раньше, чем «Mogwai» двинул РУДы в положение «Зона 5», включение форсажей. «Рэптор» было уже не догнать.

    После полета летчики ВВС Малайзии поделились с Life&Times своими впечатлениями от двухнедельных учений «CopeTaufan». «Объективно в подобных учениях не бывает победителей или проигравших. Для нас важнее приобрести новый опыт… Они (учения) позволяют проверить качество нашей подготовки и организации полетов», - сказал пилот «SuperFlanker». Летчики-истребители при планировании воздушных боев используют диаграммы энергии/маневренности . «У нас есть EMcharts для F-15, но мы ничего не знали о «Рэпторе», поскольку такая информация является чрезвычайно секретной. Теперь мы кое-что узнали и способны планировать бои с учетом недостатков этого истребителя», - добавил летчик «Сухого».

    Возможность сойтись лицом к лицу с единственным в мире истребителем 5-го поколения, который состоит на вооружении, вызвала у летчиков ВВС Малайзии ажиотаж. Многие хотели проэкзаменовать этот истребитель. Хотя результаты учений засекречены, известно, что несколько малазийских летчиков отменно проявили себя в схватках с «Рэптором»... Если с F-15 пилоты ВВС Малайзии уже встречались на предыдущих учениях, то «CopeTaufan 2014» стали первым случаем появления «Рэпторов» в Юго-Восточной Азии.

    . Су хой остаток .


    Подведем итоги.
    По итогам участия истребителей Су-30 в международных учениях можно сделать ряд важных выводов.

    В боях за пределами визуальной видимости Су-30СМ (как более совершенная версия Су-30МКИ) не уступает современным западным истребителям 4-го поколения даже в условиях, когда противник использует самолеты AWACS.
    В боях в пределах визуальной видимости Су-30СМ побеждает за счет высокой тяговооруженности и сверхманевренности (спасибо УВТ). Единственным серийным истребителем, способным противостоять Су-30МКИ в ближних боях, потенциально остается F-22A «Раптор».
    При этом роль БВБ (ближнего воздушного боя) сегодня во многом недооценена. Про то, как старенькие индийские модернизированные МиГ-21 глушили системами РЭБ БРЛС американских F-15 и выходили с ними в БВБ - я уже .

    Помимо мощной РЛС и системы обмена информацией, позволяющей атаковать противника по целеуказанию второго Су-30СМ, истребитель имеет преимущество перед соперниками в виде ОЛС, также позволяющей обнаруживать и атаковать противника в режиме радиомолчания, но уже в одиночку.
    При этом номенклатура вооружения и в режимах "Воздух - Воздух" и "Воздух - Поверхность" - весьма богата и разнообразна, а открытая архитектура БРЭО позволяет без проблем интегрировать в авиационный комплекс новое оборудование и вооружение.
    По своем боевым качествам Су-30СМ... это практически двухместный , с несколько более худшими ЛТХ и чуть менее мощной РЛС.
    Кстати да, еще одно его преимуществ - может выступать в качестве учебно-боевой "спарки" для этих самых Су-35.

    Самолеты Су-30 по критерию "эффективность-стоимость" превосходят всех одноклассников и являются одной из самых привлекательных машин, что доказывают очередные заказы на их поставку.

    Сегодня в российские ВВС поставлены 20 шт. Су-30М2 и 56 шт. (из заказанных 72 шт.) Су-30СМ и вроде как Минобороны на этом не намерено останавливаться...
    Так что век этих замечательных самолетов еще долог.

    P.S.

    Чего еще добавить, чтобы статья была лучше - пишите в коментариях. :)