Составление проекта федерального бюджета осуществляется. Составление проекта федерального бюджета в рф

24. Составление проектов бюджетов

Составление проектов бюджетов является исключительной прерогативой Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 171 БК РФ).

Составлению проектов бюджетов предшествует работа по разработке прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ и муниципальных образований и отдельных отраслей экономики стран, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. При этом при разработке проекта бюджета финансовые органы имеют право получать необходимые сведения от финансовых органов другого уровня бюджетной системы РФ, а также от иных государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц (ст. ст. 172, 173 БК РФ).

Бюджетным кодексом РФ подробно регламентированы порядок и сроки составления проекта федерального бюджета РФ. Порядок составления проектов бюджета субъекта РФ и бюджета муниципального образования определяется нормативными правовыми актами соответственного уровня.

Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года. Проект федерального бюджета составляется в соответствии с бюджетной политикой РФ, определенной в Бюджетном послании Президента РФ.

Этапы формирования федерального бюджета изложены в ст. 184 БК РФ:

1) разработка федеральными органами исполнительной власти плана-прогноза функционирования экономики РФ на очередной финансовый год, на основе которого разрабатываются основные характеристики федерального бюджета на очередной финансовый год;

2) распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов и по получателям бюджетных средств, а также разработка предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере.

Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу, проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов, другие документы и материалы, характеризующие бюджетно-финансовую политику в очередном финансовом году, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу РФ.

Из книги Анализ финансовой отчетности. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

118. Виды бюджетов В зависимости от типа предприятия и особенностей его деятельности можно отметить следующие виды бюджетов.?Бюджеты, построенные по принципу «снизу вверх» и «сверху вниз», предусматривают сбор и постепенную передачу информации от исполнителей к

Из книги Бюджетирование и контроль затрат в организации автора Виткалова Алла Петровна

1.1.3. Виды бюджетов, их классификация Составными частями внутрифирменного бюджетирования являются:а) технология (управленческая);б) организация системы бюджетирования;в) автоматизация.В данном пособии рассматривается технология процесса бюджетирования, в которую

Из книги Как самому победить кризис [Наука экономить, наука рисковать] автора Делягин Михаил Геннадьевич

13.6. Доение вышестоящих бюджетов И наконец, последнее, – наверное, самое неприятное, даже менее комфортное и пристойное, чем неизбежные конфликты с «правоохранительными» органами, но представляющееся абсолютно необходимым.Общественность – вся: и формализованная, и

Из книги Бухгалтерский управленческий учет. Шпаргалки автора Зарицкий Александр Евгеньевич

30. Консолидация бюджетов Консолидированный бюджет представляет собой свод всех бюджетов, используемых в бюджетной системе предприятия. Он включает бюджет предприятия в целом и бюджеты отдельных субъектов управления в его составе.Консолидация бюджетов может

Из книги Финансовая статистика автора Шерстнева Галина Сергеевна

9. Виды бюджетов Местные бюджеты используются для регулирования экономических процессов на местах, влияя на работу местных предприятий, способствуя повышению выпуска продукции и т. д. Важной ролью местных бюджетов является реализация социальных программ.Бюджет

Из книги Государственные и муниципальные финансы автора Новикова Мария Владимировна

13. Процесс разработки проектов бюджетов Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании

Из книги Бюджетная система РФ автора Бурханова Наталья

21. Составление проектов бюджетов Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы

Из книги Бюджетная система России. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

1. Бюджетные правоотношения и бюджетное законодательство К бюджетным правоотношениям относятся: – отношения, возникающие между субъектами в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

32. Доходы региональных бюджетов Перечень доходов регионального бюджета установлен ст. 56, 57 БК РФ.В бюджет субъектов РФ зачисляются налоговые доходы от региональных налогов – налога на имущество организаций, налога на игорный бизнес, транспортного налога. В региональные

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

33. Расходы региональных бюджетов Общие основания возникновения расходных обязательств субъектов РФ установлены ст. 85 БК РФ. Так, расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате:1) принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, а также

автора Диксон Питер Р.

Глава 15: Прогнозирование, составление и контролирование бюджетов Составление бюджета представляет собой организационный процесс, который включает в себя разработку прогнозов на основании предлагаемой стратегии маркетинга и соответствующих программ. Впоследствии эти

Из книги Управление маркетингом автора Диксон Питер Р.

Из книги Управление маркетингом автора Диксон Питер Р.

Составление предельных бюджетов Очень важным элементом конкурентной рациональности для фирмы является признание того факта, что реакция покупателя на затраты в различных сферах деятельности маркетинга меняется в зависимости от вида деятельности. Другими словами, все

Из книги Управление маркетингом автора Диксон Питер Р.

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

ПЕРЕСМОТР БЮДЖЕТОВ Пересмотр бюджетов зарплаты объединяет прогнозируемые затраты на любое возможное повышение зарплаты, охватывающее всех работников, которое может быть предоставлено или согласовано в течение данного бюджетного года. Пересмотр бюджетов оплаты по

Из книги Великолепная команда. Что нужно знать, делать и говорить для создания великолепной команды автора Миллер Дуглас

2. Составление отчетов Если вы составляете официальные отчеты для руководства, то и руководитель вашей проектной команды, и другие ее члены должны знать, когда они смогут получить от вас необходимую информацию. Вы обязаны укладываться в отведенные сроки для того, чтобы

Составление проекта федерального бюджета - исключительная прерогатива правительства РФ. Оно начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Проект федерального бюджета основывается на следующих документах:

  • бюджетном послании Президента РФ;
  • прогнозе социально-экономического развития на очередной год;
  • основных направлениях бюджетной и налоговой политики на очередной год;
  • прогнозе сводного финансового баланса на очередной год по всей территории РФ;
  • плане развития государственного сектора экономики.

1. Бюджетное послание Президента РФ направляется Федеральному собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В бюджетном послании Президента РФ формулируется бюджетная политика на очередной год. Она определяется на основе приоритетных задач развития экономики и социальной сферы.

2. Прогноз социально-экономического развития разрабатывается на основе данных статистики за последний отчетный период и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый год.

Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются: объем валового внутреннего продукта на очередной финансовый год и темп его роста; уровень инфляции.

Так, в основу параметров федерального бюджета на 2003 г. положены прогнозные показатели: ВВП - 13050,0 млрд. руб., темп инфляции - 10-12% в год.

При разработке прогноза социально-экономического развития используются следующие методы:

  • метод экономического анализа, в основе которого лежит исследование отклонений фактических показателей бюджета от ранее запланированных;
  • метод экстраполяции, состоящий в определении сложившихся тенденций в бюджетных доходах и расходах за ряд лет и предложения о неизменности этих тенденций на будущий период.

3. Основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год представляют собой документ, содержащий план изменений в бюджетной и налоговой политике и соответственно в бюджетном и налоговом законодательстве. В частности, в этом документе могут быть предусмотрены изменения ставок некоторых налогов и распределения налогов между бюджетами.

4. Прогноз сводного финансового баланса - это прогноз доходов и расходов всех бюджетов по территории РФ. Он составляется на основе отчетного баланса за предыдущий год и прогноза социально-экономического развития на будущий период. Этот баланс отражает общий объем финансовых ресурсов, имеющихся в стране, и их распределение между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Федерации и бюджетами местного самоуправления. Сводный финансовый баланс позволяет принимать решения об изменениях в распределении ресурсов между бюджетами.


План развития государственной экономики включает:

  • сводный план финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных предприятий;
  • программу приватизации государственного имущества;
  • данные о штатной численности государственных служащих по главным распорядителям бюджетных средств.

Одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год составляются:

  • прогноз консолидированного бюджета на очередной финансовый год;
  • перспективный финансовый план;
  • адресная инвестиционная программа на очередной финансовый год;
  • программа внутренних и внешних заимствований;
  • программа предоставления государственных гарантий на очередной финансовый год.

Из перечисленных документов следует отметить перспективный финансовый план. Он составляется на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и содержит данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию основных расходов.

Перспективный финансовый план законодательно не утверждается. Он разрабатывается в целях информирования законодательных органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы. Этот план разрабатывается на три года, из которых: первый год - это год, на который составляется бюджет; следующие два года - плановый период.

Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Он составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации.

Обратимся теперь непосредственно к процессу составления бюджета. В Бюджетном кодексе РФ выделены два этапа этого процесса. Для учебных целей мы разобьем их на подэтапы.

Первый этап - это разработка на основе плана-прогноза экономики основных характеристик проекта федерального бюджета. Данный этап имеет следующие подэтапы:

  • Министерством экономики разрабатывается план-прогноз развития страны, содержащий основные макроэкономические показатели;
  • правительство РФ рассматривает и утверждает план-прогноз;
  • Министерство финансов разрабатывает на основе плана-прогноза основные характеристики проекта федерального бюджета. Причем уже на этом подэтапе бюджетные расходы распределяются в соответствии с разделами функциональной классификации;
  • правительство РФ утверждает основные характеристики федерального бюджета, а Министерство финансов направляет бюджетные проектировки федеральным министерствам и ведомствам. Последние составляют на их основе предварительное распределение средств по конкретным получателям. Кроме того, Министерство финансов уведомляет субъекты Федерации о методике формирования межбюджетных отношений на очередной финансовый год.

Второй этап формирования федерального бюджета - это распределение объемов финансирования в соответствии с детализированной функциональной классификацией, а также в соответствии с экономической и ведомственной классификациями. Он имеет следующие подэтапы:

  • Министерство финансов формирует бюджетные расходы в соответствии с тремя классификациями;
  • Министерство финансов согласует планируемые расходы с министерствами и ведомствами. Несогласованные вопросы по бюджетным проектировкам подлежат рассмотрению межведомственной правительственной комиссией, возглавляемой министром финансов. Разработка и согласование проекта бюджета на очередной финансовый год завершается не позднее 15 июля.

Одновременно завершается разработка законопроектов, принятие которых должно быть учтено в проекте бюджета. К ним относятся законопроекты о минимальном размере оплаты труда и минимальном размере пенсии;

  • с 15 июля по 15 августа каждого года правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития на очередной год, уточненные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу и проект федерального бюджета. Правительство утверждает проект закона о федеральном бюджете и вносит его в Государственную думу.

осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Уполномоченный орган исполнительной власти организовывает разработку прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и уточнение параметров среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, положенного в основу перспективного финансового плана.

1)проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу;

2) проекта Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Первый этап формирования федерального бюджета – это разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана-прогноза функционирования экономики РФ на очередной финансовый год, содержащего основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики.

Министерство финансов осуществляет разработку характеристик федерального бюджета на финансовый год и распределение расходов федерального бюджета. Министерство финансов в двухнедельный срок со дня принятия Правительством РФ характеристик федерального бюджета на финансовый год и распределения расходов федерального бюджета в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов РФ: 1) направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств федерального бюджета;

2) уведомляет органы исполнительной власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений РФ и субъектов РФ на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу, определенную законодательством РФ. Второй этап формирования федерального бюджета – это распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ и по получателямбюджетных средств , а также разработка указанными органами предложений о проведении структурных иорганизационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере, об отмене нормативных правовых актов, исполнение которых влечет расходование бюджетных средств, не обеспеченное реальными источниками финансирования в очередном финансовом году, о приостановлении действия указанных нормативных правовых актов или об их поэтапном введении.

50. рассмотрение и утверждение федерального бюджета ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Российской Федерации.

Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации составляют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Порядок составления, рассмотрения, утверждения, исполнения и контроля за исполнениемфедерального бюджета определяется в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающего общие принципы бюджетногозаконодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системыРоссийской Федерации.

Федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме федерального закона.Федеральный бюджет вместе с бюджетами государственных внебюджетных фондов образует первый уровень бюджетной системы Российской Федерации, которую также составляют: второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов и третий уровень - местные бюджеты.

Бюджет можно рассматривать как самостоятельную экономическую категорию, сущность которой проявляется в ее функциях.

Распределительная функция .

Таким образом, распределительная функция имеет две непрерывно связанные стадии:

Образование доходов бюджета;

Использование средств.

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством. Доходы бюджета делятся на налоговые и неналоговые, безвозмездные поступления, доходы целевых бюджетных фондов.

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства. Денежные средства выделяются бюджетополучателям – организациям производственной и непроизводственной сферы, перераспределяются по уровням бюджетной системы через дотации, субсидии, субвенции, бюджетные ссуды. В основном бюджетные средства выделяются на безвозмездной основе, кроме бюджетных ссуд и бюджетных кредитов. Источники доходов и направления расходов утверждаются в бюджете ежегодно.

Контрольная функция бюджета заключается в том, что бюджет объективно через количественные характеристики формирования и использования фонда денежных средств государства отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Она позволяет контролировать степень и формы разумного воздействия государства на воспроизводственный процесс.

Порядок составления проекта федерального бюджета

Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Уполномоченный орган исполнительной власти организовывает разработку прогноза социально–экономического развития РФ на очередной финансовый год и уточнение параметров среднесрочного прогноза социально–экономического развития РФ, положенного в основу перспективного финансового плана.

Министерство финансов РФ организует разработку:

1) проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу;

2) проекта Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Первый этап формирования федерального бюджета – это разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана–прогноза функционирования экономики РФ на очередной финансовый год, содержащего основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики.

Министерство финансов осуществляет разработку характеристик федерального бюджета на финансовый год и распределение расходов в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов РФ:

1) направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств федерального бюджета;

2) уведомляет органы исполнительной власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений РФ и субъектов РФ на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу, определенную законодательством РФ.

Второй этап формирования федерального бюджета – это распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ по получателям бюджетных средств, а также разработка указанными органами предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере.

Документы, необходимые для рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете:

Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 26 августа текущего года одновременно со следующими документами и материалами:

1) предварительными итогами социально–экономического развития РФ за истекший период текущего года;

2) прогнозом социально–экономического развития РФ на очередной финансовый год;

3) основными направлениями бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год;

4) планом развития государственного и муниципального секторов экономики;

5) прогнозом Сводного финансового баланса по территории РФ на очередной финансовый год;

6) прогнозом консолидированного бюджета РФ на очередной финансовый год;

7) основными принципами и расчетами по взаимоотношениям федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ в очередном финансовом году;

8) проектами федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов;

9) проектом федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год;

10) проектом государственной программы вооружения на очередной финансовый год;

11) проектом программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на очередной финансовый год;

12) расчетами по статьям классификации доходов федерального бюджета, разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и дефициту федерального бюджета на очередной финансовый год;

13) международными договорами РФ, вступившими в силу для РФ и содержащими ее финансовые обязательства на очередной финансовый год;

14) проектом программы государственных внешних заимствований РФ на очередной финансовый год;

15) проектом структуры государственного внутреннего долга РФ и проектом программы внутренних заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год;

16) перечнем законодательных актов, действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что федеральным бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию и др.

Рассмотрение и утверждение проекта федерального закона о федеральном бюджете:

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях.

в первом чтении обсуждается его концепция и прогноз социально–экономического развития РФ на очередной финансовый год, основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект программы государственных внешних заимствований РФ в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.

Государственная Дума заслушивает доклад Правительства РФ, содоклады Комитета по бюджету и второго профильного комитета, ответственного за рассмотрение предмета первого чтения, доклад Председателя Счетной палаты РФ и принимает решение о принятии или об отклонении указанного законопроекта.

При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации расходов бюджетов РФ, распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ по субъектам РФ, расходы федерального бюджета на финансирование федеральных целевых программ, Федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год, Программа государственных внешних и внутренних заимствований РФ на очередной финансовый год, Программа предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам на очередной финансовый год.

При рассмотрении в четвертом чтении указанный законопроект голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается.

Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации.

51. исполнение бюджета. Отчет об исполнении бюджета Исполнение бюджета – это важнейший этап бюджетного процесса по мобилизации и использованию бюджетных средств , в процессе исполнения которых участвуют органыисполнительной власти , финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица – плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.

Исполнение федерального бюджета , бюджета государственного внебюджетного фонда , бюджетасубъекта РФ , бюджета территориального государственного внебюджетного фонда , местного бюджета обеспечивается Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.

В России устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами.

Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется Федеральным казначейством.

Для кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает счета в Центральном банке РФ.

Принцип единства кассы – это зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета.

Исполнение бюджетов осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи.

Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ с поквартальной разбивкой и представляется в орган исполнительной власти, ответственный за составление бюджета, в течение 10 дней со дня утверждения бюджета.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

1)перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

2) распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;

3) возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

4) учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.

Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.

52. сущность, функции и виды государственного кредита Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов властии управления и физическими и юридическими лицами, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т. е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими июридическими лицами, оно является гарантом.

При заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество в его собственности или в собственности территориальной единицы.

Основой государственного кредита является его возвратность и платность (внесенная сумма возвращается с процентами). Однако государственный кредит отличают более низкие процентные ставки, обусловленные социально-экономической значимостью кредитуемого проекта (развитие малого бизнеса, стратегических и социально значимых производств, экспорта).

Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Население через налоги оплачивает обслуживание государственного долга, а кредиторы государства получают доход в виде процентов.

Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, производство и занятость.

Возможны следующие варианты воздействия на денежное обращение:

1) абсолютное сокращение наличной денежной массы происходит, если деньги занимают у физических лиц и используют для кредитования инвестиционных проектов юридических лиц;

2) объем наличной денежной массы не изменяется, если заем у физических лиц расходуют на оплату труда в бюджетной сфере, трансферты населению;

3) объем наличной денежной массы возрастает, если государство занимает у юридических лиц и направляет средства на выплаты населению.

В общеэкономическом плане государственный кредит является действенным инструментом структурной перестройки промышленности, конверсии производства, поддержки отечественных производителей.

В зависимости от целей, инструментов, методов осуществления государственный кредит может оказывать положительное или отрицательное влияние на социально-экономическое развитие страны. Контрольная функция государственного кредита осуществляется финансовыми структурами, кредитными институтами, государственными органами власти и управления. В законе о бюджете на соответствующий финансовый год устанавливаются предельные размеры внешнего и внутреннего долга и государственных гарантий.

54. государство как заемщик. Классификация государственных займов РФ мобилизует заемные средства в основном двумя путями:

1)размещением долговых ценных бумаг ;

2) получением кредитов в специализированных финансово-кредитных институтах.

В зависимости от места размещения различают внутренние и внешние займы.

По субъектам заемных отношений – займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления. На уровне центральногоправительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера. На территориальном уровне заимствование средств часто имеет целевую направленность, например строительство дороги или жилого массива.

По срокам: краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (1–5 лет); долгосрочные (свыше 5 лет).

По обеспеченности: закладные (обеспечиваются конкретным имуществом) и беззакладные;

По характеру выплачиваемого дохода: процентные, с нулевым купоном (дисконтные, продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу), выигрышные.

По характеру дохода: с твердым и плавающим доходом.

По возможности досрочного погашения: с правом досрочного погашения и без такового.

По виду погашения: с единовременным погашением и с погашением по частям.

Внутренние займы обычно выпускаются в национальной валюте и кредиторами по ним преимущественно выступают резиденты данного государства (физические и юридические лица ).

По возможности обращения на рынке внутренние долговые обязательства делятся на:

1. рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг (свободно продаются и покупаются). В 2005 г. Министерство финансов РФ разместило облигации федерального займа (ОФЗ) и государственные сберегательные облигации (ГСО).

2. нерыночные, выпущенные в счет финансирования задолженности бюджета (векселя Министерства финансов РФ, задолженность перед ЦБ РФ и др.)

Субъекты РФ имеют право заимствовать средства из иных бюджетов, у коммерческих банков или выпускать займы на инвестиционные цели. В основном выпускаются среднесрочные и краткосрочные субфедеральные ценные бумаги.

Внешние займы РФ можно разделить на 4 категории.

1) Задолженность перед коммерческими банками западных стран, которые предоставляют средства взаймы под гарантии правительств или при условии страхования кредитов в госструктурах (основная сумма долга РФ (50 млрд. долл.)). Эта задолженность приходится на Парижский клуб, который состоит из официальных представителей основных стран-кредиторов (около 2 десятков государств).

2) Кредиты, предоставляемые коммерческими банками западных стран самостоятельно, без государственных гарантий. Эту задолженность регулирует Лондонский клуб, который объединяет банкиров-кредиторов на неформальной основе (более 600 коммерческих банков).

3) Задолженность различным коммерческим структурам по фирменным кредитам, связанным с поставкой товаров и оплатой услуг.

4) Долги международным валютно-финансовым организациям .

Внешние займы могут использоваться в трех формах:

1) финансирование инвестиционных проектов и развитие экономики (финансовое размещение – самый эффективный способ);

2) финансирование текущих бюджетных расходов и дефицита государственного бюджета , в т. ч. обслуживание внешнего долга (бюджетное использование – самый неэффективный способ использования внешнего долга. Используется в РФ);

3) смешанное бюджетно-финансовое размещение.

Основным методом регулирования внешнего долга РФ является его реструктуризация на приемлемых для России условиях – т. е. составление нового графика выплаты долга по сравнению с первоначальными схемами (замена коротких и дорогих долгов на длинные и дешевые).

РФ размещает на международных рынках капиталов внешние облигационные займы в виде российских еврооблигаций. Выпуск еврооблигаций позволяет перевести внутренний долг во внешний. Расходы по обслуживанию внешнего долга меньше (в худшем случае 25 % годовых), чем внутреннего.

Субъекты РФ не имеют права прибегать к внешним кредитам и займам. До кризиса 1998 года Москва, Санкт-Петербург и Нижегородская область успели разместить внешние валютные займы.

В результате заемной деятельности образуется государственный долг .

Государственный долг – это совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период времени. В этом заключается экономическая сущность госдолга.

С юридической точки зрения государственный долг РФ – долговые обязательства РФ перед физическими,юридическими лицами , иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Внутренний долг – обязательства органов госуправления перед резидентами, внешний – перед нерезидентами.

По уровню управления государственный долг делится на государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный государственный долг. Россия не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований . Во всех оценках ситуации с государственными заимствованиями фигурирует бюджетная задолженность федерального правительства, хотя говоря о государственном долге, следовало бы включать задолженность региональных и муниципальных органов власти .

Государственный долг возникает в результате заимствования в денежной форме и выпуска долговых обязательств. Погашение долга может осуществляться денежными выплатами, обменом долгового обязательства на налоговые освобождения, отказом от уплаты, аннулированием задолженности, принятием задолженности другим органом. При управлении государственным долгом между кредиторами и заемщиком могут быть достигнуты соглашения о: 1) замене обязательств по долгу другими обязательствами; 2) объединении нескольких размещенных ранее долговых обязательств (унификации); 3) изменении доходности займов; 4) увеличении срока действия займа (консолидации) Государство может отсрочить или аннулировать погашение займа.

55. государственный долг понятие, виды, источники погашения К государственному долгу Российской Федерацииотносятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицамиРоссийской Федерации, субъектами РоссийскойФедерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международнымифинансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими июридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса

Структура государственного долга РФ представляет собой группировку долговых обязательств РФ.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:

1) кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), международныхфинансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;

3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системыРоссийской Федерации;

4) государственным гарантиям Российской Федерации; 5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации на государственный долг Российской Федерации. Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).

В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации; 3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией 4) объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации; 5) объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие настоящего Кодекса. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются: 1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте; 2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации; 3) объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте Гос. ценные бумаги: облигации, векселя, казначейские обязательства. Государственный долг – сумма задолженности по выпущенным не погашенным гос. Займам, полученным кредитам, включая начисленные проценты и выданные государством гарантии. Гашение гос. долга производится за счет доходов государственного бюджета. Когда доходов не достаточно, для погашения гос. долга выпускаются новые гос. займы. Это называется рефинансированием гос. Долга. Гос. долг погашается через казначейство и банки, путем выкупа облигаций на фондовой бирже или непосредственно у кредиторов, а также проведением тиражей погашения по выигрышным облигациям. Заимствования, предоставленные иностранными государствами могут оформляться в виде кредитов, заимствования на внутреннем рынке осуществляется посредством векселей, облигаций, казначейских обязательств. Кредиты обладают меньшей ликвидностью, чем ценные бумаги. Гос. гарантии – правительствогарантирует облигационные займы местных органов власти, выпускаемые с целью мобилизации финансовых ресурсов для кап. вложений; займы специализированных кредитных учреждений, финансирование строительства муниципального жилья и объектов социальной инфраструктуры.

56. управление государственным долгом Заимствования средств бюджетами различных уровней приводят к формированию соответственно государственного и муниципального долга - накопленной задолженности Российской Федерации , субъектов Российской Федерации и муниципальных образований , подлежащей погашению в форме основного долга и начисленных на него процентов. Долг может быть оформлен ценными бумагами или быть определен в договоре между заемщиком в лице соответствующего исполнительного органа государственной власти илиместного самоуправления , с одной стороны, и инвестором, с другой стороны. Государственный долг Российской Федерации представляет собой долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами , иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права. Государственный долг может быть: Внутренний – образуется в ходе осуществления внутренних заимствований РФ, субъектами РФ, муниципальными образованьями, выраженные как в национальной валюте так и в иностранной, держателями которых являются резиденты. Внешним долгом считается государственная задолженность перед нерезидентами. Государственный долг обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Долговые обязательства Российской Федерации подразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (1-5 лет) и долгосрочные (5-30 лет). Они погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, и не могут превышать 30 лет. Изменение условий выпущенного в обращениегосударственного займа , в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается. Аналогично определяются государственный долг субъекта Российской Федерации и муниципальный долг. Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, управление государственным долгом субъекта Российской Федерации - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Управление муниципальным долгом производится уполномоченныморганом местного самоуправления. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если такие обязательства не были гарантированы Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если такие обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации. Управление государственным долгом в широком смысле предполагает: формирование политики в отношении государственного долга определение основных показателей и предельных значений государственной задолженности. Определение основных направлений воздействия на микро и макро экономические показатели Определение приоритетных направлений использования привлеченных средств.

Управление гос. долгом в узком смысле предполагает: определение условий выпуска, обращения и погашения конкретных ценных бумаг .

1. Рефинансирование государственного долга – т.е. погашение основной задолженности и %, за счет средств полученных от размещения новых займов. 2. Новации – соглашение между заемщиком и кредитором о замене обязательств по указанному кредиту, другими обязательствами. 3. Унификация – решение государством об объединение нескольких ранее выпущенных займов, при этом облигации и сертификаты ранее выпущенных займов подлежат обмену на облигации и сертификаты нового займа. 4. Конверсия – односторонние изменение доходности займов т.е. объявление государством о снижение для кредиторов доходности по займам полученным государством. 5. Консолидация – изменение условий обращения займов в части срока их погашения т.е. решение государством о переносе даты выплаты по обязательствам на более поздний срок. 6. Отсрочки погашения займов - консолидация при одновременном отказе государства от выплаты доходов по займам. 7. Аннулирование государственного долга – отказ государством от всех обязательств по ранее выпущенным займам. Т.о. целью управления государственным долгом является нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению. Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств РФ осуществляются за счет средств федерального бюджета . Обслуживание государственного внутреннего долга РФ производится, как правило, Центральным банком РФ и его учреждениями путем осуществления операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним.

57. государственные ценные бумаги виды, механизм функционирования, значение В современной рыночной экономике одним из основных эмитентов ценных бумаг , как известно, становится государство. Во всем мире централизованный выпускценных бумаг используется в широком плане в качестве инструмента государственного регулирования экономики, а в плане более узком - как рычаг воздействия на денежное обращение и управление объемом денежной массы , средство неэмиссионного покрытия дефицита государственного и местного бюджетов , способ привлечения денежных средств предприятий и населения для решения тех или иных конкретных задач. В распространении и обращении государственных ценных бумаг значительную роль играют коммерческие банки , приобретающие и продающие их на фондовых рынках. Такие банки занимают одно из ведущих мест среди держателей рассматриваемых бумаг. Еще более велика роль коммерческих банков как дилеров, через руки которых проходит очень большое количество государственных ценных бумаг.

Государственные ценные бумаги - облигации, казначейские векселя и другие государственные обязательства, эмитируемые центральными правительствами , местными органами власти с целью покрытия бюджетного дефицита от имени правительства или местных органов власти, но непременно гарантированные правительством.

Различают:

1) рыночные государственные ценные бумаги - казначейские векселя, ноты, боны. Они свободно продаются и покупаются на денежном рынке;

2) нерыночные государственные ценные бумаги - сберегательные боны, сберегательные сертификаты и т. п. Разновидности по сроку действия: краткосрочные облигации - казначейские векселя, на срок от недели до 1 года, среднесрочные - ноты, на срок от 1 года до 5 лет, долгосрочные - боны, на срок более 5 лет. Выпускаются, главным образом, с целью привлечения в сферу государственного кредита сбережений населений. Эти ценные бумаги могут быть в любой момент предъявлены к оплате, но при досрочном предъявлении процентные выплаты по ним резко снижаются.

К числу государственных ценных бумаг, принятых в мировой практике, относятся следующие:

1. Казначейские векселя- краткосрочные государственные обязательства, погашаемые обычно в пределах года и реализуемые с дисконтом, т. е. по цене ниже номинала, по которому они погашаются.

2. Среднесрочные казначейские векселя, казначейские боны - казначейские обязательства, имеющие срок погашения от одного до пяти лет, выпускаемые обычно с условием выплаты фиксированного процента.

3. Долгосрочные казначейские обязательства - со сроком погашения до десяти и более лет; по ним уплачиваются купонные проценты. По истечении срока обладатели таких государственных ценных бумаг имеют право получить их стоимость наличными или рефинансировать в другие ценные бумаги. В некоторых случаях долгосрочные обязательства могут быть погашены при наступлении предварительной даты, т. е. за несколько лет до официального срока погашения.

4. Государственные (казначейские) облигации - по своей природе и назначению близки к среднесрочным и долгосроч¬ ным казначейским обязательствам. Отдельные виды государственных облигаций, в частности сберегательные облигации, могут распространяться на нерыночной основе.

5. Особые виды нерыночных государственных ценных бумаг в виде иностранных правительственных серий, серий правительственных счетов, серий местных органов власти.

Любой фондовый рынок полноценен, если он имеет три полноценных сектора: рынок государственных ценных бумаг, рынок муниципальных бумаг и рынок корпоративных ценных бумаг.

Рынок муниципальных ценных бумаг развивается довольно высокими темпами. На нём появляются крупнейшие эмитенты, такие, как Санкт-Петербург, который привлекает деньги очень похожим на Министерства финансов способом в довольно технологичном режиме. Известно, что Москва объявила о своей программе заимствований. Создают свою систему заимствований Нижний Новгород, Татария и целый ряд других территорий.

Муниципальные ценные бумаги - способ прив(ючения финансовых ресурсов местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг.

Форма выпуска:

а) в виде выпуска муниципальных ценных бумаг, в виде облигаций или реже в виде векселей;

б) в виде ссуды по бюджетной линии (бюджетные ссуды вышестоящих бюджетов или коммерческих банков),

59. внебюджетные фонды сущность, структура и значение Внебюджетные средства - это финансовые ресурсыгосударства, имеющие целевое назначение и не включаемые в бюджет.Внебюджетные средства находятся в распоряжении органов государственной власти соответствующего уровня и концентрируются в специальных фондах, предназначенных для финансирования определенных мероприятий. Таким образом, внебюджетные фонды - это способ организациигосударственных финансовых ресурсов. Необходимость создания внебюджетных фондов состоит в следующем: в рамках бюджета практически отсутствует закрепленность доходов за конкретными видами расходов, существует возможность перелива средств по статьям расходов, сокращения финансирования по важным статьям расходов, в частности, социальным. Выходом из такой ситуации является формирование финансовых ресурсов за пределами бюджета и использование их для финансирования отдельных общественных потребностей на основе оперативной самостоятельности.Внебюджетные фонды создаются федеральным и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, поступающих как в обязательном порядке, так и на добровольной основе. Расходование средств этих фондов осуществляется по строго целевому назначению. По признаку целевой направленности расходования средств их можно объединить в три группы. Первая включает внебюджетные фонды социального страхования, имеющие общегосударственное значение. Вторая группа охватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения. В третью входят различные внебюджетные фонды территориального назначения.Внебюджетные фонды принято делить на экономические и социальные.Экономические: Федеральный дорожный фонд, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, Фонд финансового регулирования, Фонд поддержки предпринимательства и др. Социальные: Пенсионный Фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования и др.Пенсионный Фонд (ПФ) создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными учреждением.. Средства ПФР используются на выплату: пенсий: по возрасту; по инвалидности; при потере кормильца; за выслугу лет; пенсий военнослужащим; пособий: на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет; одиноким матерям, пострадавшим на Чернобыльской АЭС; материальной помощи престарелым и инвалидам. Фонд социального страхования (ФСС) создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования. Средства фонда направляются на: выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1.5 лет, на погребение; санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные Фонд обязательногомедицинского страхования (ФОМС) предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования. Региональные и местные органы государственной власти обладают полной самостоятельностью в решении вопросов формирования внебюджетных фондов за счет местных источников. В частности, это могут быть: - фонды развития территорий;- фонды природоохранных мероприятий;- фонды социальной поддержки населения;- валютные фонды и др.Общими направлениями использования средств внебюджетных фондов являются следующие: - расходы, обусловленные назначением фондов;- расходы на учредительскую деятельность;- инвестиции. По основным направлениям своей деятельности фонды освобождаются от уплаты налогов, государственных и таможенных пошлин.

Проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств и утверждается сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период.

Для формирования утверждения федерального бюджета на 3 года предлагается использовать широко известный в международной практике метод «скользящей трехлетки», в рамках которого ранее утвержденные проектировки ежегодно сдвигаются на год вперед и становятся основой нового проекта бюджета. «Скользящая трехлетка» с одной стороны, обеспечивает стабильность и предсказуемость бюджетных проектировок, а с другой стороны - возможность их реагирования на меняющуюся ситуацию, реструктуризацию обязательств, реализацию новых приоритетов бюджетной политики.

Непосредственное составление проекта федерального бюджета осуществляет Министерство финансов РФ. В целях своевременного и качественного составления проекта федерального бюджета оно имеет право получать необходимые сведения от иных финансовых органов. Составление проекта бюджета основывается на: бюджетном послании Президента РФ, прогнозе социально-экономического развития и на основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

Бюджетное послание Президента направляется Федеральному Собранию не позднее марта текущего года, в нем излагаются основные задачи и приоритеты бюджетной политики государства на очередной финансовый год и плановый период.

Сейчас широко обсуждается Бюджетное послание Президента о бюджетной политике в 2011-2013 годах. Очень многие утверждают, что в нем размыто и неконкретно указаны цели и задачи бюджетной политики на предстоящий период.

Разработка прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и плановый период осуществляется Правительством РФ. В пояснительной записке к прогнозу приводится обоснование параметров прогноза, в том числе их сопоставление с ранее утвержденными параметрами с указанием причин и факторов прогнозируемых изменений. Если в ходе составления или рассмотрения проекта бюджета в прогноз социально-экономического развития вносятся изменения - это влечет за собой изменение основных характеристик проекта бюджета. При разработке проекта федерального бюджета и прогноза социально-экономического развития составляется сводный финансовый баланс в целях оценки объемов финансовых ресурсов (валового национального располагаемого дохода) и влияния федеральной политики в области экономического развития на показатели прогноза социально-экономического развития.

Рассмотрение федерального бюджета

Правительство вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу законопроект федерального бюджета не позднее 1 октября текущего года, одновременно с ним вносятся следующие документы и материалы:

Основные направления бюджетной и налоговой политики

Прогноз социально-экономического развития

Оценка ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий финансовый год

Прогноз основных параметров бюджетной системы РФ, в том числе консолидированного бюджета РФ

Пояснительная записка к проекту федерального закона о федеральном бюджете

расходные обязательства, подлежащие исполнению за счет средств федерального бюджета, в том числе за счет субвенций бюджетам субъектов РФ

публичные нормативные обязательства, подлежащие исполнению за счет средств федерального бюджета

Методики и расчеты распределения межбюджетных трансфертов между субъектами РФ

Основные показатели государственного оборонного заказа

Отчеты о реализации долгосрочных целевых программ

Федеральная адресная инвестиционная программа

Верхний предел государственного внешнего и внутреннего долга РФ

Проект программы предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;

Проект программ государственных внутренних и внешних заимствований РФ;

Проект программы государственных гарантий в иностранной валюте и в валюте РФ;

Предложения по МРОТ, размеру стипендий, предложения о порядке индексации заработной платы работников федеральных казенных учреждений, денежного содержания (денежного довольствия) федеральных государственных служащих;

Расчеты прогнозируемого использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Также одновременно с законопроектом Правительство вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов:

О бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период;

О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на очередной финансовый год и плановый период.

Проект федерального закона о федеральном бюджете считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 1 октября текущего года. В течение суток со дня его внесения Совет Государственной Думы направляет его в комитет Государственной Думы, ответственный за рассмотрение бюджета (далее - Комитет по бюджету), для подготовки заключения о соответствии представленных документов и материалов всем требованиям и определяет комитеты-соисполнители по рассмотрению отдельных разделов и подразделов законопроекта. На основании сделанного заключения Совет Государственной Думы принимает решение о том, что законопроект либо принимается к рассмотрению, либо подлежит возвращению в Правительство на доработку. Доработанный законопроект должен быть представлен в Государственную Думу в десятидневный срок. Также законопроект, внесенный в Государственную Думу с соблюдением всех требований БК РФ, в течение трех дней направляется в Совет Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы, в комитеты Государственной Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

Государственная Дума рассматривает законопроект федерального бюджета в трех чтениях. В первом чтении - в течение 20 дней со дня его внесения. В первом чтении обсуждается концепция законопроекта, прогноз социально-экономического развития РФ, объем ВВП и уровень инфляции, положенные в основу формирования основных характеристик федерального бюджета, и основные направления бюджетной и налоговой политики. Предметом рассмотрения законопроекта в первом чтении являются следующие характеристики федерального бюджета:

Нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ;

Общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;

Верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга РФ на конец очередного финансового года и каждого года планового периода;

Нормативная величина Резервного фонда;

Дефицит (профицит) федерального бюджета.

При рассмотрении в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете Государственная Дума заслушивает доклад Правительства РФ, содоклады комитета по бюджету и комитета-соисполнителя, ответственного за рассмотрение прогноза социально-экономического развития, а также доклад Председателя Счетной палаты РФ и принимает решение о принятии или отклонении указанного законопроекта. В случае его принятия в первом чтении утверждаются вышеперечисленные характеристики федерального бюджета; в случае отклонения - Государственная Дума может:

Передать его в согласительную комиссию, состоящую из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства(далее - стороны), для разработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета;

Вернуть его в Правительство РФ на доработку;

Поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

В случае, если данный законопроект был отклонен и передан в согласительную комиссию, то указанная комиссия разрабатывает вариант основных характеристик федерального бюджета в течение 10 дней. Решение согласительной комиссии принимается раздельным голосованием сторон. Решение считается принятым стороной, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании представителей данной стороны. Однако решение считается согласованным, если его поддержали все 3 стороны, если хотя бы одна сторона возражает, оно считается несогласованным. Позиции, по которым стороны не выработали согласованного решения, вносятся на рассмотрение Государственной Думы. Если по итогам работы согласительной комиссии Государственная Дума не принимает решения по основным характеристикам федерального бюджета, законопроект считается повторно отклоненным в первом чтении. В этом случае Государственная Дума не имеет права повторно направить его в согласительную комиссию или вернуть на доработку, повторное отклонение возможно только в случае, если Государственная Дума ставит вопрос о доверии Правительству. В случае отставки Правительства в связи с отклонением проекта федерального закона о федеральном бюджете вновь сформированное Правительство представляет его новый вариант не позднее 30 дней после сформирования.

В случае, если законопроект возвращается в Правительство на доработку, оно должно выполнить это в течение 20 дней. При повторном внесении указанного законопроекта Государственная Дума рассматривает его в первом чтении в течение 10 дней со дня повторного внесения.

Во втором чтении Государственная Дума рассматривает законопроект в течение 25 дней со дня его принятия в первом чтении. Предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении являются:

Перечень главных администраторов доходов федерального бюджета;

Перечень главных администраторов дефицита федерального бюджета;

Бюджетные ассигнования;

Распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов; Программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;

Программа государственных внутренних и внешних заимствований РФ Программа государственных гарантий РФ в валюте РФ и в иностранной валюте;

Проект долгосрочных (федеральных) целевых программ с указанием бюджетных ассигнований, направленных на их финансовое обеспечение; Текстовые статьи законопроекта.

В третьем чтении Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете в течение 10 дней со дня принятия его во втором чтении. Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом.

Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации, который рассматривает его в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой. При рассмотрении данный законопроект голосуется на предмет его одобрения в целом. Одобренный Советом Федерации закон в течение 5 дней направляется Президенту для подписания и обнародования. В случае его отклонения Советом Федерации, он передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию, которая в течение 10 дней выносит его на повторное рассмотрение Государственной Думы, которая повторно рассматривает его в одном чтении. Принятый Государственной Думой в результате повторного рассмотрения закон снова в течение 5 дней со дня принятия передается в Совет Федерации. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Государственной Думы.

В случае отклонения Президентом данного закона, он передается в согласительную комиссию, в состав которой включается представитель Президента. Данная комиссия выносит согласованный закон на повторное рассмотрение Федерального Собрания, и дальнейшее рассмотрение закона осуществляется в вышеизложенном порядке.