Соседи по планете. план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Текущая страница: 1 (всего у книги 28 страниц)

Юрий Дмитриевич Дмитриев
Соседи по планете: Домашние животные

ЭТО – ПЯТАЯ КНИГА О НАШИХ СОСЕДЯХ ПО ПЛАНЕТЕ.

ПЕРВАЯ БЫЛА ПОСВЯЩЕНА НАСЕКОМЫМ, ВТОРАЯ – ЗЕМНОВОДНЫМ (АМФИБИЯМ) И ПРЕСМЫКАЮЩИМСЯ (РЕПТИЛИЯМ).

ТРЕТЬЯ КНИГА РАССКАЗЫВАЛА О МЛЕКОПИТАЮЩИХ, ЧЕТВЕРТАЯ – О ПТИЦАХ.

ВСЕ ПРЕДЫДУЩИЕ КНИГИ БЫЛИ ПОСВЯЩЕНЫ ДИКИМ ЖИВОТНЫМ, ХОТЯ, КОНЕЧНО, УДАЛОСЬ РАССКАЗАТЬ ДАЛЕКО НЕ О ВСЕХ НАШИХ СОСЕДЯХ ПО ПЛАНЕТЕ: РЯДОМ С НАМИ ЖИВУТ РЫБЫ И ПАУКООБРАЗНЫЕ, МОЛЛЮСКИ, ЧЕРВИ, МНОГОНОЖКИ.

А ЕСТЬ ЕЩЕ И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ – ОНИ ТОЖЕ НАШИ СОСЕДИ ПО ПЛАНЕТЕ, И ПРИТОМ – САМЫЕ БЛИЗКИЕ!

ИМ И ПОСВЯЩЕНА ЭТА КНИГА.

НАСЕКОМЫХ СЕЙЧАС ИЗВЕСТНО ОКОЛО МИЛЛИОНА ВИДОВ.

ЗЕМНОВОДНЫХ – БОЛЕЕ 2000 ВИДОВ, ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ – ОКОЛО 6000.

СЕЙЧАС НА ЗЕМЛЕ ОБИТАЕТ ПРИМЕРНО 3500 ВИДОВ МЛЕКОПИТАЮЩИХ, ОКОЛО 8600 ВИДОВ ПТИЦ, А ПАУКООБРАЗНЫХ, ЧЕРВЕЙ, МНОГОНОЖЕК ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ 60 000 ВИДОВ.

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ, ТО ЕСТЬ ТЕХ, КОГО ЧЕЛОВЕК ПРИРУЧИЛ, – ВСЕГО НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТКОВ. НО ЗДЕСЬ БУДЕТ РАССКАЗАНО НЕ О ВСЕХ, А ВСЕГО ЛИШЬ О ЧЕТЫРЕХ ВИДАХ, САМЫХ ВЕРНЫХ ДРУЗЬЯХ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО САМЫХ БЛИЗКИХ СОСЕДЯХ ПО ПЛАНЕТЕ.

КОШКИ, СОБАКИ, ЛОШАДИ, КОРОВЫ

…Мы все уносимся вдаль на одной и той же планете -

мы экипаж одного корабля.

Антуан де Сент-Экзюпери


Эта книга отличается от всех предыдущих книг о наших соседях по планете, написанных мною и вышедших в 1977–1984 годах в издательстве «Детская литература». И не может не отличаться, потому что предыдущие книги были посвящены диким животным, а эта – животным домашним.

Но домашние животные очень разные. Есть такие, как, например, собака – преданный и верный друг, а есть такие, как, например, овца или свинья; они тоже очень нужны человеку, но вряд ли их можно назвать друзьями в привычном смысле этого слова – овца или свинья часто даже в лицо не знают своего хозяина.

Поэтому из всех домашних животных мы выбрали лишь четырех – самых близких и самых надежных: собаку, кошку, лошадь и корову. Они обитают рядом с человеком уже не одно тысячелетие, и человек как будто бы хорошо их знает, у него вроде бы меньше проблем с ними, чем с дикими животными. Действительно, в книге нет, например, главы «Проблемы спасения», как в предыдущих книгах серии; проблемы эти остро стоят в отношении диких животных. А с домашними у человека другие проблемы: как можно полнее и многостороннее использовать сложившиеся в течение тысячелетий взаимоотношения с этими животными.

Вот первое, что я хотел сказать.

Второе: мне хотелось бы в предисловии сказать, что эту книгу я задумал вместе со своим самым близким другом. Когда мы задумывали ее, нам помогали кот Данила и собака Пальма. О каждом из них можно написать по большой книге, рассказать об их сообразительности, об их характерах и поведении, об их проделках и так далее. И наверное, все, у кого была или есть собака или кошка, кто имел или имеет дело с лошадьми или коровами, могут тоже без конца рассказывать о них. Поэтому мы решили не описывать поступки и проделки наших питомцев – это тема совсем другой книги. В этой же книге собран обобщающий материал, а если тут и приводятся отдельные эпизоды, то лишь для того, чтобы конкретными фактами подтвердить какое-то общее положение или вывод.

В-третьих, в этой книге сознательно уделено много места истории домашних животных. С каждым днем они становятся все нужнее человеку. И в недалеком будущем людям придется решать много серьезных и важных проблем в животноводстве, во многом придется пересмотреть отношение к домашним животным, возможно – значительно изменить его. Но чтоб понять настоящее и заглянуть в будущее, очень важно знать и прошлое.

Юрий Дмитриев, 1985 г.

ВНИМАНИЕ! В ПОСТАНОВКЕ И РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ УЧАСТВУЮТ:

Об этих животных ты прочитаешь на страницах, указанных черными цифрами, и увидишь их на таблицах, обозначенных коричневыми.

Кошки

АБИССИНСКАЯ 272

АНГОРСКАЯ 271, 19

БИРМАНСКАЯ 272, 16 Б

УХАРСКАЯ 272

ВИСЛОУХАЯ (китайская) 271

ГОЛЛАНДСКАЯ 272

КАРТЗЕЙСКАЯ 272, 17

КЕНИЙСКАЯ 270, 18

КОХИНХИНСКАЯ 272

МАДАГАСКАРСКАЯ 272

МЭНСКАЯ 271, 18

НУБИЙСКАЯ 44, 45

СИАМСКАЯ 270, 271, 16

СИБИРСКАЯ 272, 18

Коровы

АБЕРДИН-АНГУССКАЯ 286, 37

АЛАТАУСКАЯ 286, 39

ГЕРЕФОРДСКАЯ 286, 36

ГОЛЛАНДСКАЯ 285, 33

КАЗАХСКАЯ 286, 39

КАЛМЫЦКАЯ 286, 39

КОСТРОМСКАЯ 286, 34

КРАСНАЯ 286, 287, 34

ЛЕБЕДИНСКАЯ 286, 37

СИММЕНТАЛЬСКАЯ 286, 36

СЫЧЕВСКАЯ 286, 38

ТАГИЛЬСКАЯ 285, 286

ХОЛМОГОРСКАЯ 285, 287, 33

ШВИЦЫ 286, 35

ШОРТГОРНСКАЯ 286, 38

ЯРОСЛАВСКАЯ 285, 33

Лошади

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ 283

АНГЛИЙСКАЯ СКАКОВАЯ (чистокровная верховая) 273, 274, 276, 277, 22

АРАБСКИЕ 210, 273, 274, 275, 276, 277, 283, 23

КОХЕЙЛАН 275, 23

СИГЛАВИ 275, 23

ХАДБАН 275, 23

АХАЛТЕКИНСКАЯ (аргамак) 277, 278, 283, 22

БРАБАНСОН 280, 28 ,

БУРЯТСКАЯ 282, 283

ВЛАДИМИРСКАЯ ТЯЖЕЛОВОЗ 281, 29

ВЯТСКАЯ 283, 26

ДОНСКАЯ 278, 283, 24

КАБАРДИНСКАЯ 283, 24

КАЗАХСКАЯ 283, 20

КАРАБАХСКАЯ 278, 283, 25

КВОТЕРХОЗ («четвертьмильная») 279

КИРГИЗСКАЯ 283, 21

КЛЕЙДЕСДАЛЬ 281, 28

ЛОКАЙСКАЯ 282

МЕЗЕНСКАЯ 283, 26

МОРГАН 279

МЕГРЕЛЬСКАЯ 282

НАРЫМСКАЯ 282

ОРЛОВСКИЙ РЫСАК 203–206, 279, 280, 27

ПЕРШЕРОН 281, 28

ПОНИ 206, 281

ПРИОБСКАЯ 283

СОВЕТСКИЙ ТЯЖЕЛОВОЗ 281, 29

ТУШИНСКАЯ 283

ЯКУТСКАЯ 283, 284, 20

Собаки

БОРЗЫЕ 17, 33, 117

английская (грейхаунд) 250, 251, 8

афганская 250, 8

арабская (персидская, салука) 38

русская 248–250, 8

среднеазиатская (тáзы) 250, 8

БЕДЛИНГТОНТЕРЬЕР 246, 247, 13

БОСТОНТЕРЬЕР 243 БОКСЕР 17, 239, 6

мальтийская 212, 264, 15

французская 264, 15

БУЛЬДОГИ

английский 238, 6

французский 238, 265, 6

БУЛЬТЕРЬЕР 245, 7

БЛЮДХАУНД 253

ВЕЛЬШТЕРЬЕР 246, 13

ВОЛЬФ-ШПИЦ 260, 15

ГОНЧИЕ 251

англо-русская (пегая) 252, 9

словацкий копов 253

русская 252, 9 эстонская 252, 9

ДВОРНЯЖКИ 105, 266–269

ДОБЕРМАН-ПИНЧЕР 18, 108, 109, 234–236, 265, 4

английский (мастиф) 206, 237, 238, 6

немецкий 238, 7

тибетский 237

восточносибирская 258, 259

ездовые 98-102, 103, 104, 115, 257

западносибирская 258, 259

карело-финская 258, 259, 9

русско-европейская 258, 259, 9

ЛЕВРЕТКА 17, 251, 15

ЛЕГАВЫЕ 253

веймарская 255, 10

венгерская 255

гриффон 255

длинношерстная немецкая (лангхаар) 255,10

жесткошерстная немецкая (дратхаар) 254, 10

короткошерстная немецкая (курцхаар) 254 (10 )

мюнстерлендер 255

чешский фоусек 255, 10

МОСКОВСКИЙ ВОДОЛАЗ 19, 242, 5

МОСКОВСКАЯ СТОРОЖЕВАЯ 19, 240, 5

НЬЮФАУНДЛЕНД 19, 240–242, 5

аппенцельская 230

бостерон 230

бобтейль 230

вельшкорг 230

кавказская 19, 233, 236, 240, 242, 2

Шотландская (колли) 230–232, 2

командор 230, 3

лангедокский берже 230

немецкая (восточноевропейская) 19, 97, 103, 111, 115, 116, 213, 233, 234, 242, 2

остерхаунд 253

пикардийский берже 230

словацкий чувач 230, 234, 3

туркменская (среднеазиатская) 232, 236

швейцарская 230

шетли 230, 232, 3

этлебухская 230

южнорусская 232

ПЕКИНЕС 262, 263, 14

обыкновенный 265

карликовый (миниатюрный) 260, 265, 14

ПОЙНТЕР 254

ПУДЕЛИ 261-262

большой 262

карликовый 262, 14

средний 262

РИЗЕНШНАУЦЕР 19, 244, 4

РОТВЕЙЛЕР 19, 239, 240, 243, 4

СЕНБЕРНАР 17, 19, 93–97, 240, 5

СЕТТЕРЫ 117, 212

английский (крапчатый) 255, 11

ирландский (рыжий) 255, 11

шотландский (гордон) 255, 256, 11

СПАНИЕЛИ 212, 256

256, 257, 12

русский 256–257

спрингер 256, 257, 12

ТАКСООБРАЗНЫЙ БРАКК 253, 12

ТАКСЫ 17, 33, 206, 243

гладкошерстные (большая, средняя, малая) 247, 12

длинношерстные (большая, средняя, малая) 247

жесткошерстная (большая, средняя, малая) 247, 12

австралийский 243

английский 243

ирландский 245

черный 19, 243

чешский 243, 246

шотландский (скотчтерьер) 246, 13

ТИРОЛЬСКИЙ БРАКК 253

УИППЕТ 251

ФОКСТЕРЬЕРЫ 206, 213, 244

гладкошерстный 244, 13

жесткошерстный 244, 13

ФОКСХАУНД 253

ХИН 263, 15

ЧАУ-ЧАУ 265, 14

ЧИХУАХУА 17, 37, 264

ШТИРСКИЙ БРАКК 253

ШПИЦЫ 260, 15

ЭРДЕЛЬТЕРЬЕР 18, 243, 4

ЯГДТЕРЬЕР 243, 246, 13

Кроме того, в книге упоминаются дикие животные:

БЕЛКИ 258, 259

ВОЛКИ 17, 18, 19, 20, 21, 25, 26, 27, 28, 29, 83, 233, 1

ГОРНОСТАЙ 122

ДИКИЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ КОШКИ 48

КАБАНЫ 245, 253 КОЗЫ 194, 198

КОЙОТЫ 17, 1

КРЫСЫ 123–130, 244

ЛАСКИ 47, 129

ЛОШАДЬ ПРЖЕВАЛЬСКОГО 62, 63, 64, 20

ЛЬВЫ 20, 33, 85

МАНГУСТЫ 130

МУСТАНГИ 69–73

МЫШИ 121–122, 219,

ОВЦЫ 109, 194, 198, 229, 230

ОЛЕНИ 62, 221

ОСЛЫ 134, 195, 202

СВИНЬИ 194

СЛОНЫ 202, 216

ТАРПАНЫ 62–66, 20

ТИГРЫ 17, 85

ТУРЫ 79–83, 32

ХОРЬКИ 129

ЦИМАРРОНЫ 70

ШАКАЛЫ 17, 21, 22, 35, 1

Часть первая. Проблемы

Проблемы узнавания

– Кто ты? – спросил Маленький принц. – Какой ты красивый!

– Я – Лис, – сказал Лис.

– Поиграй со мной, – попросил Маленький принц. – Мне так грустно…

– Не могу я с тобой играть, – сказал Лис. – Я не приручен…

– А как это – приручить?..

– Это давно забытое понятие, – объяснил Лис. -

…Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу…

Антуан де Сент-Экзюпери

Кто ты, собака?

Кто ты, собака?

Я посмотрел на нее, лежащую у моих ног, и, наверное, произнес эти слова вслух. А может быть, только подумал. Но все равно пес что-то услышал или что-то понял. Он встал, поднял уши и посмотрел на меня. Он понимал: в комнате никого больше нет и, значит, слова адресованы ему. А если так, он должен, обязан сделать что-то, что я прошу. Но что – пес понять не мог. И он смотрел на меня, будто просил повторить или разъяснить ему мои слова…

Я погладил собаку по голове. Она на мгновение прикрыла глаза, чуть опустила уши, положила голову мне на колено. Но только на короткое мгновение. И снова посмотрела мне в глаза. Я знаю, что она готова помочь, готова сделать все, что я потребую от нее, даже если ей это и не захочется делать, даже если ей будет очень трудно. Но она сделает все не колеблясь.

И, глядя в глаза собаки, я немного устыдился своего вопроса. Ведь ответ известен давным-давно, и, умей собака говорить, она тут же сказала бы мне, кто она. Но и без ее слов хорошо известно, кто она: преданный друг человека, доказавший это на протяжении многих тысячелетий, доказывающий это ежедневно, ежечасно и сейчас.

Наверное, не так надо было ставить вопрос. Наверное, надо было спросить – откуда ты пришла в мой дом? Или, может быть, так: кто были твои далекие предки и как стала ты тем, что ты есть сейчас?..

Пес продолжал внимательно смотреть на меня. Но я молчал. И в его глазах стало исчезать острое выражение, исчезло напряжение во всем теле, чуть опустились уши. Я еще раз погладил собаку по крутому, умному лбу, и она чуть слышно вздохнула, словно поняла, что я сейчас не нуждаюсь в ее помощи. Она снова легла у моих ног, готовая в любую минуту вскочить и прийти на помощь. Но ответить на вопросы, которые я сейчас задаю самому себе, она, к сожалению, не может. Не может не потому, что ей не дано разговаривать и, как остроумно заметил известный английский ученый Бертран Рассел, она не способна рассказать свою биографию, как бы красноречиво ни лаяла, не в состоянии сообщить нам, что ее родители были хотя и бедными, но честными собаками. И не потому, что она не способна мыслить, как мыслят люди. А потому, что на многие вопросы вообще еще нет ответа. И будут ли – неизвестно.

Это может показаться странным. Собаки – самые близкие соседи человека по планете. Человек издавна уделяет им огромное внимание, существует колоссальное количество книг, мало того, есть целая наука о собаках – кинология (от греческих слов «кинос» – «собака» и «логос» – «наука») – одна из древнейших отраслей зоотехники. Собаки, как мы увидим дальше, сыграли в жизни людей огромную роль, возможно, даже одну из решающих ролей. И тем не менее многие вопросы, связанные с собаками, еще не решены или решены совсем недавно, да и то лишь частично.

Один из таких вопросов – происхождение собаки, то есть кто был ее дикий предок (или предки).

Нельзя сказать, что людей это не интересовало. Еще великий греческий ученый Аристотель, живший почти две с половиной тысячи лет назад, описывая собак Древней Греции, уделил внимание вопросу их происхождения. По Аристотелю выходило, что среди предков собак были даже тигры. Потом тигров из предков собак исключили. Но гиены, лисы, койоты, волки и шакалы остались. Постепенно из предполагаемых предков собак исключили и всех прочих зверей, кроме волков и шакалов. Зато мнение, что собаки произошли от волков и шакалов, держалось очень долго. И не удивительно: огромное разнообразие пород собак – величина и внешность, нрав и характер – все говорит о том, что у этих животных должно быть несколько предков. Столь разнообразные породы не могли произойти лишь от волков – волки во всем мире слишком похожи друг на друга, и, имея столь однородный «исходный материал», как говорят ученые, невозможно создать такое многообразие пород. Поэтому считали, что среди предков собак были и шакалы, которые, если и не отличаются разнообразием, все-таки не такие уж однотипные, как волки.

Действительно, сейчас известно около 400 пород собак. На Земле не много найдется животных, принадлежащих к одному виду, но в то же время таких разнообразных, так непохожих друг на друга. Трудно поверить, что маленькая, длиною в 8 сантиметров, мексиканская чихуахуа и огромная, чуть ли не полутораметровой длины, борзая (одна длиннее другой почти в 20 раз!), крошечная, весящая полкило, собачка – тойтерьер и восьмидесятикилограммовый сенбернар (один тяжелее другого в 1 60 раз!) – близкие родственники. А сложение? Массивный боксер и тоненькая левретка, коротконогие таксы и великаны доги – что между ними общего? Короче говоря, собаки настолько разнообразны, что ученые не могли допустить мысли о происхождении их от одного предка. Разнообразие пород ввело в заблуждение даже великого натуралиста Чарлза Дарвина. Этой точки зрения ученые придерживались и до наших дней. До сих пор во многих печатных работах – будь то ученые труды или научно-популярные книги – еще говорится о собаках двух типов: «волчьих» и «шакальих».

А ведь помимо чисто внешних признаков имеются и другие. Например, кости собак, которые находили при раскопках в Европе, больше похожи на кости шакалов, нежели на кости волков.

Но вот сравнительно недавно ученые пришли к выводу, что ни одно домашнее животное, в том числе и собака, не может произойти от двух, а тем более от нескольких предков. И «сегодня можно считать общепризнанным, что домашняя собака происходит от волка; и притом только от него, то есть совершенно исключается ее происхождение от двух предков», – пишет советский ученый К. Фабри.

Но почему же все-таки волк, а не шакал?

«Будучи видом высокоорганизованным, волки так или иначе должны были стать объектом селекции, способствующей дальнейшему развитию многообразия их черт, столь необходимых и полезных в деле, где требуется сотрудничество. Ведь высокая степень многообразия допускает столь же высокую степень разделения обязанностей. Например, волчья стая получает одинаковую пользу от присутствия в ней как чрезмерно робких индивидуумов, которые мгновенно и безошибочно чувствуют приближение опасности, так и более решительных, которые не бегут прочь при первой же тревоге, а стараются понять причину, напугавшую некоторых из собратьев, дабы определить, насколько она действительно представляет опасность для всей стаи», – пишет известный американский ученый, один из крупнейших в мире специалистов по псовым Джон Пол Скотт. Он же провел исследование, благодаря которому установил, что из 90 основных черт поведения собак, более 70 имеются и у волков. У шакалов же общих с собаками черт гораздо меньше. В частности, вой и лай собак и волков очень схожи (то, что собаки лают чаще – свойство не природное, а приобретенное с помощью людей), а вой и лай собак и шакалов сильно различаются.

Именно этот факт и заставил крупнейшего современного этолога Конрада Лоренца отказаться от теории смешанного происхождения собак («волк – шакал»), которой он придерживался многие годы.

Однако 70 общих признаков у волков и собак – это, видимо, не все общие признаки. Дж. П. Скотт считает, что их, возможно, больше, но некоторые пока просто не обнаружены. (В силу определенных условий жизни у собак они стали малозаметными, у волков же видны хорошо.) Но все главные признаки поведения у волков и собак – общие.

Что же касается разнообразия пород – то это дело рук человеческих. Выведение пород происходило на протяжении многих и многих веков. А за такое время можно сделать буквально чудеса. Собственно, мы и сейчас являемся свидетелями этого.

Кто не знает эрдельтерьеров или доберманов-пинчеров? А ведь сто-стопятьдесят лет назад таких собак не было. Эрделей вывели полтораста лет назад англичане, и сейчас эта удивительная собака «покорила мир». То же самое можно сказать и о добермане-пинчере, «возраст» которого еще меньше.

Трудно сказать, мечтал ли немецкий колбасник Людвиг Доберман о собственной славе или о славе выведенной им породы. Но он добился и того и другого – выведенная им порода собак увековечила его имя. Это одна из самых красивых, смышленых собак, она обладает многими качествами, делающими ее отличной служебной и отличной сторожевой собакой. А ведь порода создана искусственно (собственно, как и все остальные), и представители ее не похожи ни на кого!

А разве не создаются новые, совершенно не похожие на другие, породы собак в наше время? Мы в дальнейшем познакомимся с ними, а сейчас скажем лишь о черном терьере, как об одном из самых «свежих» примеров. Собаки этой породы – сильные, отважные, выносливые, пригодные ко всем видам сторожевой службы – выведены совсем недавно советскими собаководами.

Конечно, можно возразить: и у тех, кто выводил полтораста лет назад эрдельтерьеров, и у того, кто несколько десятилетий назад вывел добермана-пинчера, и у тех, кто в наши дни вывел черного терьера, имелся уже достаточно разнообразный «исходный материал». Так, например, черный терьер был получен на основании трех пород: ризеншнауцера, ротвейлера и эрдельтерьера. И от каждой породы он взял какие-то черты, какие-то качества. Так же, как, например, выведенный совсем недавно в нашей стране московский водолаз, полученный от ньюфаундленда, восточноевропейской и кавказской овчарок, как московская сторожевая – «потомок» сенбернара и кавказской овчарки. Да, конечно, у современных селекционеров гораздо больше возможностей, нежели было у собаководов прошлого. Но ведь и пород в прошлом было меньше.

Породы собак появлялись постепенно. И предком их был волк. Может быть, не все ученые еще убеждены в этом, но большинство сейчас считают, что это именно так.

Однако если с происхождением собак вопрос как будто бы уже прояснен, то многие другие вопросы остаются спорными или вообще неразрешенными. В частности: когда человек приручил собаку, где это произошло и как это было?

Московская сторожевая похожа на своих предков – сенбернара и кавказскую овчарку.
Когда и где!

Две истины несомненны: собака была первым животным, прирученным человеком, и произошло это очень и очень давно. Но вот когда именно? На этот вопрос вряд ли можно дать однозначный ответ. И вряд ли нужно пытаться это сделать. Тем не менее заглянуть в далекое прошлое нашего самого близкого и верного соседа по планете стоит.

Любопытное доказательство того, что собаки очень давно одомашнены, приводит советский ученый-языковед академик Н. Я. Марр. Само слово «собака», говорит Марр, во многих языках гораздо старше, чем слова, обозначающие диких родственников собаки. Древний человек нашел имя сначала своему четвероногому другу. А диких хищников он называл «большими собаками» (львов, волков) и «малыми собаками» (лисиц).

Лишь много позже эти хищники получили свои собственные имена.

Но конечно, не одна лингвистика помогает выяснить историю собаки.

Известно, что огромный материал для изучения далекого прошлого дают раскопки. Археологи находят предметы быта (или части этих предметов), оружие и орудия труда, раскапывают целые города и воссоздают быт людей, некогда живших на Земле.

Антропологи изучают кости и скелеты людей очень далекого прошлого, изучают их близких и отдаленных родственников – ископаемых и современных обезьян, – чтоб восстановить путь, который прошел человек в своем развитии.

Палеонтологи изучают животных и растения, существовавшие тысячи и миллионы лет назад, выясняют, какие животные и растения обитали в тех или иных местах, сколько их было и как они выглядели, как изменялись на протяжении тысячелетий. И не только это: скелеты и отдельные кости древних животных помогают современным ученым узнать и понять, что происходило в те далекие времена на нашей планете, как менялся климат, растительность, как относились животные друг к другу. И наконец, раскопки помогают, в частности, узнать и понять отношения людей и животных в определенные периоды, помогают узнать, как эти отношения складывались и как развивались.

Особенно богатый и ценный материал ученым дают раскопки на местах стоянок наших дальних предков. А о взаимоотношении людей и животных рассказывают большие, иногда даже очень большие, холмы. Ученые называют их «кухонными кучами», потому что это действительно свалки в основном остатков еды древних людей. А так как питался первобытный человек главным образом животной пищей, то для палеонтологов, точнее, для палеозоологов и просто зоологов такие раскопки – настоящий клад: огромное количество костей рассказывает ученым, какие животные служили пищей человеку в тех местах, какие животные жили там, каких было больше, каких меньше.

Среди костей в «кухонных кучах» немало и собачьих. Кажется, чего проще: определить возраст собачьих костей (современная наука делает это очень точно), и станет ясно – столько-то тысяч лет назад собака уже жила рядом с человеком.

Однако где гарантия, что найденные кости – это кости именно прирученной собаки, а не убитого и съеденного волка или шакала? Ведь древний человек не брезговал и этими животными, когда других не удавалось добыть. Но вот ученые стали обращать внимание, что до какого-то времени все кости крупных животных, в том числе и кости собак, были раздроблены или расщеплены: первобытный человек поедал не только мясо убитых животных, но и их костный мозг. Однако в других мусорных кучах, образовавшихся позднее (или в старых, но в слоях, относящихся к более позднему периоду), среди раздробленных костей стали находить и целые. Быстро определили, что это кости собак. Значит, можно предположить, что в какой-то период собак перестали убивать ради мяса. Предположение подтвердилось и таким открытием: на костях некоторых животных можно было увидеть следы зубов и человека, и собаки. Видимо, человек уже начал подкармливать собаку, делиться с ней своей едой или отдавать ей остатки еды.

Находки, проливающие свет на происхождение собак, имеют возраст 8-10 тысяч лет. Отсюда, естественно, напрашивается вывод: именно тогда и была приручена собака. В пользу такого вывода высказывается ряд ученых, подчеркивая, что именно в этот период произошло великое событие в истории человечества – были изобретены лук и стрела.

Теперь человек начал чувствовать себя совсем иначе: ему уже не надо было осторожно подкрадываться к чуткому зверю, чтобы оглушить его дубинкой, не надо было ждать часами, чтобы подкараулить и схватить птицу, не надо было зависеть от случайностей, уповать на то, чтобы зверь попал в ловчую яму. Теперь люди могли бить зверя на расстоянии, им легче стало обеспечивать племя едой.

Но возникли другие трудности. Например, стало труднее находить зверей: охота активизировалась, стала добычливей, а значит, и зверей стало меньше. Или другое: раненное с большого расстояния животное могло скрыться в лесу, спрятаться в кустах или пещере, и человек терял его след. Вот тогда незаменимым помощником оказывалась собака – она помогала отыскивать зверей.

Очень логично и вполне убедительно: человек приручил собаку для того, чтобы она помогала ему в охоте. Однако у этой логичной и, казалось бы, вполне убедительной версии имеется одно слабое место: кости, которые находили и находят вблизи стоянок первобытных людей в разных местах, сильно отличаются по величине, массивности и так далее. То есть явно принадлежат разным собакам.

До того времени, пока ученые считали, что собаки произошли от разных предков, это объяснялось так: в одних кучах кости волкообразных собак (то есть происшедших от волка), в других – происшедших от шакала. Шакалы могут отличаться друг от друга, к тому же собаки, даже прирученные, продолжали скрещиваться с волками и шакалами. Поэтому нет ничего удивительного, что у племен, живших в разных местах, и собаки были разные. Это убедительное объяснение, казалось бы, никак не противоречит тому, что собаки появились у человека 10-8 тысяч лет назад. Но, приняв это, мы тут же сталкиваемся с новым вопросом. Например, с таким: как люди, жившие, допустим, на берегах моря, которое мы сейчас называем Балтийским, могли приручить и одомашнить шакала (считалось, что собаки, кости которых найдены в этих местах, происходят от шакалов), если шакалы 10-8 тысяч лет назад здесь уже не водились? А череп небольшой и, по мнению специалистов, уже одомашненной собаки, найденной при раскопках одной из стоянок древнего человека на Балтийском побережье, ученые относят примерно к 20 тысячелетию до нашей эры.

Значит, собака пришла сюда вместе с человеком? Да, видимо, так. Но ведь прийти она могла только одомашненной: дикий зверь вряд ли пойдет за человеком на многие сотни километров. Ну, допустим, пошла собака за человеком, будучи полуодомашненной, то есть привыкшей уже жить вблизи человека, рядом с ним, но еще не в тесном контакте и общении.

Можно было бы допустить такое, если бы не одна подробность: в этих местах люди строили свои жилища на сваях в воде. И добирались на сушу в лодках. В таком случае вряд ли полуприрученные собаки оставались бы вблизи человека – их интересовала непосредственная близость человека и те небольшие выгоды, которые эта близость им давала. А находиться на берегу в то время, как человек жил в хижинах посреди воды, собаки не стали бы. Значит, и они жили в хижинах. Значит, уже были не наполовину, а целиком одомашнены. Настолько, что садились в лодку. А для этого собака уже должна очень доверять человеку.

Разнообразие же собак в этот период (судя по найденным костям) объясняется теперь не смешанным происхождением этих животных (волк и шакал). Оно свидетельствует об уже имевшейся тогда некоторой направленности в выведении собак, о каком-то зачаточном искусственном отборе, который, по определению известного немецкого ученого прошлого века К. Келлера, «дал породы».

Иными словами, собаки, жившие в стойбищах человека 10-8 тысяч лет назад и кости которых находят в «кухонных кучах», были приручены гораздо раньше. Но вот когда?

На этот вопрос определенного ответа не было до тех пор, пока однажды, примерно лет восемьдесят назад, учитель Савенков, прогуливаясь по берегу Енисея неподалеку от Красноярска, не забрел на небольшое возвышение, называвшееся местными жителями Афонтовой горой. Внимание Савенкова привлекла пещера. Разобрав заваленный вход, он обнаружил множество предметов, говоривших о том, что тут находилась стоянка древнего человека. Немало было там и костей животных. Одна из них показалась учителю очень похожей на собачью. Но сам он определить точно не мог: собачья это кость или волчья.

Савенков сообщил о своей находке ученым. Костью заинтересовались, тщательно исследовали ее и установили: найденная кость – собачья.

Находка Савенкова произвела сенсацию. Дело в том, что возраст стоянки человека в пещере Афонтовой горы определен в 16 тысяч лет. Значит, 16 тысяч лет назад собака уже жила рядом с человеком. Значит, можно предположить, что процесс одомашнивания начался гораздо раньше. А когда вслед за сибирским открытием подобные же были сделаны в Крыму и на Кавказе, в Дании и во Франции, где в стоянках, имевших примерно такой же возраст, как и стоянка на Афонтовой горе, тоже были найдены кости собак, уже никто не сомневался, что собака служит человеку не десять, а минимум пятнадцать тысяч лет. Да, это – минимум. Конрад Лоренц высказал мысль, что человек поселил в своем доме собаку по крайней мере за 20 тысяч лет до нашей эры, а начал приручать, подкармливать предков нашей домашней собаки за 50 тысяч лет до нашей эры.

К. Лоренц не одинок: некоторые ученые предполагают, что первые шаги к сближению с четвероногим другом человек сделал даже не 50, а 60 тысячелетий назад! А это значит, что первые шаги мог сделать не наш непосредственный предок – кроманьонец, а даже его предшественник – неандерталец.

Но это пока лишь предположения, фактов, которые убедительно подтвердили бы их, пока нет. Впрочем, пока нет и фактов, способных опровергнуть эти предположения.

Но если не 50 тысяч лет служит собака человеку, то сколько – 10, 16, 18, 20 тысяч лет?

Очень возможно, что ответ: и 10, и 16, и 18, и 20 тысячелетий – будет правильным. Правильным, потому что приручение происходило не в одном, а в разных местах земного шара и в разное время – где-то раньше, где-то немного или много позже.

Сейчас лучше других изучены стоянки древнего человека в Европе и частично в Азии. И основными сведениями о времени приручения собак мы располагаем благодаря этим раскопкам.

А ведь считается, что древнейшие центры приручения и одомашнивания животных – Северная Африка и Юго-Западная Азия. И может быть, какие-то находки, которые будут сделаны в тех местах, подтвердят, что К. Лоренц и те, кто разделяет его точку зрения, правы?

Сценарий конкурсно-игровой: Наши соседи по планете



Цель: формирование экологической культуры детей.

Задачи:

воспитывать доброту, любовь, заботливое отношение к животным;

способствовать развитию творческих способностей детей;

побуждать детей к наблюдению за повадками животных.

Оборудование:маски животных, мячи по количеству команд, пирамиды, кегли, гимнастическая палка, обруч, скакалка, музыкальный центр, карточки с заданиями.

Ход мероприятия

Ведущий:Никогда человек не бывает так дружен с животными, как в детстве. Ребята, поднимите руку, у кого дома есть животные? Вы любите играть с ними, заботитесь о них, и они отвечают вам своей привязанностью.

А ведь многие из них ещё и лекари.

Что вызнаете о животных-лекарях?

Выслушиваются ответы детей.

Нам для проведения конкурсно-игровой программы нужны две команды.

Прошу команды занять свои места.

Представление команд, жюри.

Конкурсы:

1.Отгадать загадки о животных и птицах:

Бежит с горушки, прижав ушки.

(Заяц)

Глазищи, усищи хвостище, а моется всех чище.

(Кошка)

Нам нужны иголки для шитья, а кому иголки для житья?

(Ежу)

Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая.

(Сорока)

Что за чудо? Вот так чудо: сверху блюдо, снизу блюдо.

Ходит чудо по дороге – голова торчит да ноги.

(Черепаха)

Уж очень вид у них чудной: у папы локоны волной,

А мама ходит стриженой. За что она обижена?

Недаром часто злится на всех мамаша-…

(Львица)

Сер, да не волк, длинноух, да не заяц,

с копытами, да не лошадь.

(Осёл)

Летом гуляет, а зимой отдыхает.

(Медведь)

Количество отгаданных загадок соответствует количеству баллов, полученных командой.

2.Конкурс на самый интересный рассказ о животном «Интересный случай»

Оценивается до 5 баллов. По 2-3 рассказа от команды.

3.«Знаете ли вы приметы?»

Командам раздаются карточки с одинаковыми заданиями:

Вставить недостающие названия птиц, животных, насекомых:

1. … купается – к ненастью. (Ворона)

2. …выходят из-под земли – хорошей погоды не жди.

(Кроты)

3. … работает – погода меняется.

(Паук)

4. … долго и много поют – сохранится хорошая погода.

(Жаворонки)

5. … летают высоко – на сухую погоду.

(Ласточки)

6. … перелетают стайками с места на место – перед сильным ветром. "(Воробьи)"

7. … стаями с криком вьются над гнёздами – погода переменится.

(Грачи)

Можно предложить детям в помощь слова для справок: кроты, ворона, грачи, паук, жаворонки, ласточки, воробьи.



4.Пословицы о птицах:

Командам по очереди зачитываются пословицы с тремя возможными вариантами ответов, один из которых верный.

1)Цыплят по осени ….(кормят, считают, ощипывают).

2)Птицу узнают в полете, а человека …(в делах, на отдыхе, в работе).

3)Всяк кулик своё болото …(критикует, хвалит, загрязняет).

4)Старого воробья на мякине …(не проведёшь, не найдёшь, не усадишь)

5)Лучше синица в руках, чем…(павлин, скворец, журавль) в небе.

6)Ласточка день начинает, а…(петух, соловей, грач) кончает.

Количество правильных ответов – количество баллов.

5.Скороговорки о животных.

Вызываются по 1-2 представителю от команд. Кто без ошибок прочитает три и более раз скороговорку, ускоряя темп.

Не живут ужи, где живут ежи.

Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов. Или

Променяла Парасковья карася на три пары чернобурых поросят.

Побежали поросята по росе,простудились поросята, да не все.

Оценивается до 5 баллов.

6.Меню для любимого домашнего животного.

У большинства из вас, как вы сказали, есть домашние животные. Сейчас команды должны выбрать для кого именно они составят фантастическое меню, но обязательно с учётом вкуса животного.

Оценивается до 5 баллов.

7.Игры-соревнования.

«Пингвины».

У каждой команды по одному мячу. Каждый участник, зажав мяч коленями, должен пронести его от старта до финиша и обратно, изображая пингвина.

На старте передаёт мяч следующему игроку и так вся команда.

Чья команда справится с заданием быстрее?

Оценка до 5 баллов.

«Змея»

Команды выстраиваются в колонны, положив руки на плечи друг другу. copyright - http://sc-pr.ru На равном расстоянии друг от друга устанавливаются предметы-препятствия в количестве 4-5 штук: кегли, пирамиды, другие предметы.

Какая из команд быстрее пройдёт между препятствий, не сбив их и не расцепив рук?

Оценка до 5 баллов.

«Весёлый зоопарк»

Команды выбирают маски животных: медведя, зайца, лягушки, обезьяны, лисы и т.п.

Выбранную маску надевает капитан и изображая «походку» этого животного вся команда должна добежать (« доскакать», « допрыгать») до финиша и обратно.

Чья команда быстрее и лучше изобразит «походку» выбранного животного.

Оценка до 5 баллов.

«Птицы и клетка»

Игра проводится дважды. Первый раз 1 команда – «птицы», 2 команда образует «клетку». Второй раз команды меняются местами.

Участники образуют два круга. Находящиеся внутри берутся за руки – изображают «клетку». Игроки внешнего круга – «птицы». Под музыку «клетка» движется вправо(руки игроков подняты вверх), а «птицы» влево и свободно могут вбегать и выбегать из «клетки». По сигналу ведущего (остановка музыки) «клетка» захлопывается (опускают руки и приседают). Пойманные «птицы» подсчитываются. Игру можно повторить несколько раз, но обязательно столько же раз должна повторить её и другая команда в данной роли.

«Птицы» какой команды оказались осторожнее, бдительнее?

8.«Цирк приехал!»

Каждая команда готовит цирковое представление. Здесь свой дрессировщик и дрессированные животные.

Чьё представление лучше?

Оценка до 5 баллов.

Подведение итогов. Награждение победителей. Поощрение участников.

ЭТО - ЧЕТВЕРТАЯ КНИГА О НАШИХ СОСЕДЯХ ПО ПЛАНЕТЕ. ПЕРВАЯ БЫЛА ПОСВЯЩЕНА НАСЕКОМЫМ, ВТОРАЯ - ЗЕМНОВОДНЫМ И ПРЕСМЫКАЮЩИМСЯ; ТРЕТЬЯ - МЛЕКОПИТАЮЩИМ. ЧЕТВЕРТАЯ КНИГА ПОСВЯЩАЕТСЯ ПТИЦАМ - ЖИВОТНЫМ, КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ОЧЕНЬ ВАЖНУЮ РОЛЬ В ЖИЗНИ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ.

НАСЕКОМЫХ НА ЗЕМЛЕ ОКОЛО МИЛЛИОНА ВИДОВ - ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ СТОЛЬКО СЕЙЧАС ИЗВЕСТНО УЧЕНЫМ. ВЕРОЯТНО, НЕИЗВЕСТНО ЕЩЕ СТОЛЬКО ЖЕ, А ВОЗМОЖНО - И БОЛЬШЕ.

ЗЕМНОВОДНЫХ - БОЛЕЕ 2000 ВИДОВ, ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ - ОКОЛО 6000. СЕЙЧАС на земле ОБИТАЕТ ПРИМЕРНО 3500 ВИДОВ МЛЕКОПИТАЮЩИХ, ОКОЛО 8600 ВИДОВ ПТИЦ. НЕ МЕНЕЕ 60 000 ВИДОВ ПАУКООБРАЗНЫХ, ЧЕРВЕЙ, МНОГОНОЖЕК ЖИВЕТ НА ЗЕМЛЕ. А ВЕДЬ ЕСТЬ ЕЩЕ САМЫЕ БЛИЗКИЕ НАШИ СОСЕДИ ПО ПЛАНЕТЕ - ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ. О НИХ БУДЕТ РАССКАЗАНО В СЛЕДУЮЩЕЙ КНИГЕ.

АИСТЫ 53, 72, 73, 74, 77, 96, 98, 103, 105, 185-189

белобрюхий 78

белый 187, 9

разиня 188

черный 187, 9

АРГУС 231, 35

АЛЬБАТРОСЫ 171, 172, 3

белоспинный 118, 171

галапагосский 172,

королевский 172

странствующий 171, 172, 3

темноспинный 171, 172, 3

БАКЛАНЫ 47, 71, 96, 178, 179, 182, 5

галапагосский 178

очковый (стеллеров) 118

розовый 178

БАЛОБАН (сокол) 209, 22

БЕРКУТ 47, 197, 198, 12

БОРОДАЧ (ягнятник) 70, 203, 204

БУЙВОЛОВА ПТИЦА 300

БУЙВОЛОВАЯ ПТИЦА 302

БУРЕВЕСТНИКИ 104, 109, 172–174, 3

арктический 173

бермудский 59

гигантский 172, 3

китовый 173

малый 173, 174

Мерфи 58, 59

снежный 173

тонкоклювый 173

утконосый 173

ВАРАКУШКА 287, 41

ВЕРТИШЕЙКА 94, 103, 274, 38

ВИТЮТЕНЬ (вяхирь) 251

ВОРОБЬИ 22, 83, 84, 127, 142, 298–300

домовый 299, 42

земляной 300

каменный 300

полевой 300, 42

пустынный 300

саксаульный 300

черногрудый 300

ВОРОН 23, 26, 27, 30, 31, 53, 39

ВОРОНА 83, 86, 97, 103, 106, 142, 39

ВЬЮРКИ 42

гималайский 295

древесный дятловый 296

канареечный 295

кокосовый 296

красношапочный 295

сибирский 295

славковый 296

большая 184, 185, 6

малая 185, 6

ГАГИ 124–126, 147, 244, 245

лабрадорская 118

обыкновенная 244, 14

ГАГАРЫ (гагарки) 133, 134, 166–168

краснозобая 166, 168, 4

полярная 167, 4

чернозобая 167, 4

ГАГАРКА БЕСКРЫЛАЯ 120, 121, 14

ГАЛКА 53, 84, 86, 142, 39

ГАРПИИ 197, 17

обезьяноед 197

ГЛУПЫШИ 174

ГОАЦИНЫ 17, 218, 36 ГОГОЛЬ 141, 244, 13

ГОККО (древесные куры) 58, 36

ГОЛУБИ 27, 32, 33, 41–47, 83, 102, 103, 107, 108, 109, 115, 248–250

американский карликовый 250

бурый 249, 23

венценосный 250, 23

каролинский траурный 250

попугайный 249, 23

сизый 248, 249, 23

скалистый 249

странствующий 116, 121–123, 129

ГОРИХВОСТКА 92, 97, 98, 99, 103, 285, 40

ГОРЛИЦЫ 72, 249

кольчатая 249, 24

обыкновенная 249, 24

ГРАЧ 94, 96, 98, 142, 39

ГРИФЫ 70, 137, 203–205

белоголовый 205

бурый (монах) 205

индейка 206

королевский 206, 26

ушастый 203

черный 203, 205, 20

ГУАХАРО 260

ГУСИ 20, 23, 37–41, 52, 53, 95, 97, 103, 128, 144, 237

белый 78, 80, 239, 11

белолобый 239, 10

белошей 239, 240, 10

Цели:

  • Развивать зрительную память, наблюдательность, образное представление; расширять кругозор детей;
  • Обучать правильному поведению и деятельности в природе, выявлять случаи негативного отношения к ней;
  • Познакомить с экологическими проблемами, которые возникают по вине человека, с охранной деятельностью людей;
  • Развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к животному миру.

Оборудование:

  • любимые игрушки животных на партах;
  • таблицы «Домашние животные», «Дикие животные»;
  • фотографии собак, кошек;
  • Красная Книга Башкортостана,
  • выставка книг про животных,
  • экран, проектор, ноутбук.

Ход мероприятия

I. Проверка организации рабочих мест.

П. Вопросно-ответная беседа о животных.

Учитель: - В каком удивительном и неповторимом мире мы с вами живём. Как прекрасна и многообразна природа нашей планеты – нашего общего дома. Где кроме нас с вами, живёт ещё множество людей. 31 октября 2011 года численность населения Земли составила 7 миллиардов человек. А кто ещё живёт рядом с нами?

Да, конечно, рядом с нами живут интересные животные. Прислушайтесь внимательней и вы поймёте, почему их так назвали.

Одних назвали по внешнему виду: носорог, осьминог, белуха, ворон.

Другие так названы по тому, что они любят есть - муравьед, овсянка, медведь.

Третьи - по тому, что умеют хорошо делать - землеройка, трясогузка.

А теперь послушайте, почему получили название хорошо вам известные жители русского леса.

Волк - от слова волоку, волочить, т. е. тащить. Волк - хищное животное, он уволакивает свою добычу.

Заяц - означает прыгун. Это польское слово.

Белка - это древнерусское слово. Название дано по цвету белой белки, а теперь относится и к рыжим, и к серым белкам.

Бобр - строитель речных плотин. Назван по цвету красивой и ценной шубы. Бобр - значит бурый, коричневый.

Лягушка - родственно слову «лягаться». Так назвали жительницу болот за её прыжки.

Змея - обратите внимание, как она передвигается. Название змея буквально значит ползающая по земле, земляная.

Животный мир нашей голубой планеты Земля удивителен и неповторим, а мы с вами должны сохранить его. На наш урок вы принесли свои любимые игрушки.

Нравится вам выставка игрушек? Среди них есть и домашние, есть и дикие животные. Каких животных называют домашними? А дикими?

Как мы должны относиться к животным - нашим «братьям меньшим»? Какую пользу они нам приносят?

III. Игра – соревнование «Засели домик»

Учитель: А знаете ли вы, как зимуют животные наших лесов?

Расселите животных в нужные домики: в I домик – животных, залегающих в спячку, во II домик – животных, делающих запасы на зиму, в III домик – животных, которые могут найти себе пропитание.

IV. Учитель: Как вы думаете, кто больше всего причиняет вреда нашей природе?

Правильно, человек.

К сожалению, очень долго человек жил с уверенностью в том, «что мы не можем ждать милостей от природы, взять их у неё – наша задача ». Поэтому на протяжении долгих лет он брал от природы всё, что хотел, ничего не давая взамен. И вот теперь в результате бездумной деятельности человека гибнет наша планета. Многие растения и животные исчезли совсем или находятся на грани вымирания. Вот поэтому люди, которые не могут равнодушно смотреть на гибель живой природы, создали несколько томов Красной книги, куда были занесены эти растения и животные. Их можно ещё спасти. Красный цвет книги - знак опасности, который приказывает нам: «Остановитесь!». Созданы различные международные организации, служащие делу охраны природы. Одна из них – Всемирный фонд дикой природы. Эмблемой этой организации служит изображение панды - одного из самых редких животных мира. Во всём мире известна и другая международная экологическая организация – Гринпис. Это название в переводе с английского языка означает «Зелёный мир».

И от вас, ребята, тоже многое зависит, от вашего отношения ко всему окружающему. Ведь никому из вас не нужно объяснять, что сорить дома нельзя, каждый из вас содержит свою комнату в чистоте и порядке, но почему то, выходя на улицу, забываем об этом. Хотелось бы, чтобы вы почувствовали свою ответственность в сохранении природы.

К нашему занятию вы подготовили специальные знаки для охраны природы, пожалуйста, прокомментируйте их.

  1. Не ломайте ветки деревьев!
  2. Нельзя ловить бабочек!
  3. Не уничтожайте насекомых, лягушек и жаб!
  4. Не разоряйте гнёзда птиц!
  5. Не трогайте птенцов руками, их покинет мать.
  6. Не берите животных из леса.
  7. Нельзя рвать цветы!

Ежегодно всё человечество отмечает международные дни, посвящённые защите природы. Познакомьтесь, пожалуйста, с ними.

Экологический календарь

  • 22 апреля – Всемирный день воды.
  • 1 апреля – День птиц.
  • 22 апреля – День Земли.
  • 5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды.
  • 17 июня – Всемирный день по борьбе с опустыниванием и засухой.
  • 16 – Международный день охраны озонового слоя Земли.
  • 20 сентября – День работников леса.
  • 27 сентября – Международный день моря.
  • 4 октября – Международный день защиты животных.
  • 29 декабря – Международный день биологического разнообразия.

V. Учитель: А сейчас ребята прочитают вам стихотворение о тех, кто просто живёт рядом с нами и своим присутствием приносит счастье и радость в наш дом. (Чтение стихотворения Б. Заходера «Мордочка, хвост и четыре ноги» подготовленными детьми)

Мордочка, хвост и четыре ноги

Борис Заходер

Едва мы чуть-чуть обогнали мартышку,
К высотам прогресса направив шаги, -
За нами сейчас же помчались вприпрыжку

Порою с пути нам случается сбиться
(Кругом темнота, и не видно ни зги),
Но нам не дадут насовсем заблудиться
Мордочка, хвост и четыре ноги!

Пусть в чаще свирепые хищники воют -
Тебе не страшны никакие враги.
- Не бойся, мы рядом! - тебя успокоят
Мордочка, хвост и четыре ноги.

А если порою, тоска тебя гложет
(Бывает такая тоска, хоть беги),
Поверь, что никто тебе так не поможет,
Как мордочка, хвост и четыре ноги.

Маленечко мяса, маленечко каши...
(Короче - влезать не придется в долги!)
Матрасик в углу...
И вот они - наши:
Мордочка, хвост и четыре ноги.

Вы, я думаю, догадались, о ком идёт речь. Да, это наши четвероногие друзья - собаки. Они приручены человеком уже более 2000 лет. За эти годы выведено более 400 пород. Естественно, и столько названий. Некоторые из них можно легко объяснить. Например:

Дворняжка - самая распространённая «порода» собак. Их видишь в каждом дворе. И хотя у них нет ни какой родословной, их любят ничуть не меньше.

Лайка - получила своё название по звонкому призывному лаю, помогающему охотнику определить местонахождение собаки и добычи.

Овчарка - собака - сторож овечьих стад.

Борзые - это порода охотничьих собак. Название борзые произошло от слова борзый, что означает быстрый.

(По ходу рассказа дети рассматривают фотовыставку собак).

Великий учёный Ч. Дарвин назвал собак животными, которые любят нас больше, чем самих себя. Сегодня вы узнаете много интересного о собаках и убедитесь в правильности этих слов. Ни одно животное в мире не отличается такой привязанностью к человеку, как собака. Ни одно животное не служит человеку так беззаветно, так преданно как это удивительное существо.

VI. Чтение сочинений детей о своих любимых питомцах .

А теперь я хочу послушать ваши рассказы о своих любимых питомцах. Дети читают свои сочинения о своих любимых питомцах.

VII. Обобщение, подведение итогов занятия.

Обобщая рассказы детей, следует подчеркнуть доброе отношение ребят к своим «братьям меньшим» - животным.

Я верю, что если в детстве у детей был четвероногий друг, то он вырастет добрым, порядочным человеком, будет заботиться об окружающей природе.

Прочитаем запись на доске.

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былинку любя.
Берегите всех зверей внутри природы.
Убивайте зверей лишь внутри себя.
Е. Евтушенко.

VIII. Заключительная песня «Мы едем, едем, едем…»

(Дети, взяв в руки свои любимые игрушки, поют все вместе)

Мы едем, едем, едем.
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.

Нам весело живётся,
Мы песенку поём,
И в песенке поётся
О том, как мы живём.

Припев:

Красота! Красота!
Мы везём с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая -
Вот компания какая!

Когда живётся дружно,
Что может лучше быть!
И ссориться не нужно,
И можно всех любить.

Ты в дальнюю дорогу.
Бери с собой друзей:
Они тебе помогут,
И с ними веселей.

Припев.

Мы ехали, мы пели.
И с песенкой смешной
Все вместе, как сумели,
Приехали домой.

Нам солнышко светило,
Нас ветер обвевал,
В пути не скучно было,
И каждый напевал:

Припев.

Учитель: Дорогие ребята, понравился вам наш классный час! Узнали ли вы, что-то новое? Хотелось бы, чтобы вы никогда не забывали, что мы не одиноки в этом мире и что кому-то, очень нужна ваша помощь, поддержка, защита, а может быть просто доброе слово и улыбка.

Литература:

  1. Красная книга Башкортостана.
  2. Красная книга Российской Федерации.
  3. А.А.Плешаков « Мир вокруг нас».
  4. Е.А.Евтушенко «Стихи о родине».
  5. Б.Заходер «Стихи для детей».
  6. С.Михалков «Песенка друзей»
  7. Википедия – свободная энциклопедия.

Приложение Конспект ННОД по ознакомлению с окружающим миром.

Тема: Соседи по планете.

Программное содержание: Расширить знания детей об обитателях зоопарка. Учить понимать зависимость между внешним видом животного, его повадками и средой обитания, особенностями питания. Познакомить с правилами поведения при наблюдении за животными в зоопарке. Закреплять в активном словаре названия животных. Познакомить с образованием и значением слова «зоопарк», понятием «хищник» и «травоядный». Развивать мышление, слуховое восприятие и внимательность. Воспитывать интерес к миру животных.

Материалы: картинки с изображением животных (целые и разрезанные на четыре-шесть частей), картинки, изображающие пищу животных (бананы и кости); игрушки, изображающие животных. Предварительная работа: чтение произведения С. Маршака «Детки в клетке», «Айболит» К.Чуковский.

Ход занятия Ребята, садитесь на ковер в кружок и давайте поиграем в игру «В мире животных». Вот игрушка Тигренок. Тигренок это детеныш какого животного? Как называют его родителей? (Ответы детей). Тигр и тигрица. Так вот, этого Тигренка мы будем передавать друг другу по кругу, и тот, к кому он попал должен назвать какое-нибудь животное. (Проводится дидактическая игра «Назови животное»).

Вы вспомнили много разных животных. Молодцы! А где можно увидеть их? (Ответы детей). В книгах есть картинки или фотографии животных, но живых зверей и птиц можно посмотреть в зоопарке. Кто из вас бывал в зоопарке? (Ответы детей). Вслушайтесь в это слово «зоопарк». На иностранном языке слово «зоо» означает «животное», а слово «парк» всем вам хорошо известно. Что получится, если соединить эти слова? (Ответы детей). Парк, в котором живут животные. Помните стихотворение С. Я. Маршака «Детки в клетке»? Сегодня мы с вами отправляемся на прогулку в зоопарк, чтобы больше узнать о жизни диких зверей. Динамическая пауза. «Едем на Петербургском трамвае». Прежде чем начнется наша прогулка по зоопарку, давайте вспомним правила поведения. Хоть наш зоопарк и не настоящий, расскажите, как нужно вести себя взоопарке? Помогут нам в этом вот такие картинки. (Ответы детей). Правила поведения в зоопарке. НЕ кормите, НЕ дразните, НЕ пугайте животных. НЕ бросайте ничего в животных. НЕ заходите за ограждение, НЕ прислоняйтесь к нему, и тем более НЕ просовывайте руки.Соблюдайте ЧИСТОТУ и ТИШИНУ.

Взгляните на эти кусочки. Попробуйте собрать из них картинку. (Показ частей картинки с изображением слона). Это слон . А вот и он. (Показ цветной картинки с изображением слона). Слоны самые большие животные, они питаются листьями деревьев, которые срывают своим хоботом так у слонов называется длинный нос. А вот это бивни. Как вы думаете, для чего они нужны слону? (Ответы детей). Бивнями слон защищается от врагов, это такие рога. Огромными ушами слон обмахивается как веером, чтобы не было так жарко. Слоны очень любят воду и если есть поблизости река или озеро, обязательно зайдут искупаться, как дети держатся за руку матери, так и слонята ходят, держась хоботком за хвост слонихи. Переходим к следующему животному. Вот кусочки его изображения. Кто же это? (Показ разрезанной картинки крокодила). Это крокодил. Грозное и опасное животное. А почему, как вы думаете? (Ответы детей). Сильные зубы нужны крокодилу для того, чтобы хватать добычу, разрывать и пережевывать. Знаете ли вы, чем питается крокодил? (Ответы детей). Молодые крокодилы едят рыбу, птиц, насекомых, а взрослым по зубам даже зебры, прибежавшие к водоему попить воды. Такие животные, которые как крокодилы, питаются другими животными, называются хищники. Повторите это слово и постарайтесь запомнить. Ну, и конечно, такие зубы служат надежной защитой от врагов. Крокодил может жить и на земле и в воде. Но именно в воде они чувствуют себя спокойнее. Плавать крокодилам помогают лапы, которыми они гребут, и хвост, который они используют как руль.Крокодилиха откладывает яйца в ямку недалеко от воды.. А детеныши крокодила вылупляются из яиц, совсем как цыплята или утята. Продолжаем нашу прогулку. Следующее животное попробуйте узнать вот по этим кусочкам картинки. (Показ разрезанного изображения обезьяны). (Ответы детей). Это обезьяна. Она живет на деревьях и там же питается листьями и плодами. Поэтому это травоядное животное. Хвост обезьяны помогает ей держаться за ветви деревьев. Мамы обезьяны очень заботливые: купают своих детенышей, обкусывают им ногти, покрикивают на непослушных. Давайте поиграем в игру «Родители и детеныши». У медведей (медвежата), у зайцев (зайчата), у слонов (слонята), у лисиц (лисята), у львов (львята), у волков (волчата), у оленей (оленята), у ежей (ежата), у тигров (тигрята), у мышей (мышата), у белок (бельчата). Физминутка По зоопарку мы шагаем Маршируют на месте. И медведя там встречаем. Этот мишка косолапый Широко расставил лапы, То одну, то обе вместе Долго топчется на месте. Раскачивание туловища. Руки полусогнуты в локтях Ноги на ширине плеч Переступание с ноги на ногу Впереди из-за куста Смотрит хитрая лиса Мы лисичку обхитрим На носочках пробежим. Дети всматриваются вдаль, держа ладонь над бровями, повороты. Бег на месте на носках. Вот волчата спинку выгнули И легонечко подпрыгнули. Прогнуться в спине вперед Легкий прыжок вверх Подражаем мы зайчишке Непоседе-шалунишке. Но закончилась игра Заниматься нам пора. Ладони на голову, подскоки. Вернуться на места. Продолжаем знакомиться с обитателями зоопарка. Это животное мы узнаем, отгадав загадку. Надели коняшки Полосатые рубашки. Вы догадались? (Ответы детей). Это зебра. Зебры очень пугливы, от врагов спасаются бегством, причем бегают они очень быстро, но не долго устают. А если убежать не удается, они защищаются зубами и копытами. Люди много раз пытались приручить зебр, приучить их помогать человеку, как например, лошадь . Но ничего из этого не вышло. Зебра не переносит на своей спине ни людей, ни грузы. Зебра животное травоядное. Наша прогулка по зоопарку подходит к концу, но давайте напоследок задержимся возле этого животного. Вот его изображение, разрезанное на кусочки. (Показ разрезанного изображения льва). Узнали? (Ответы детей). Это лев. Вы узнали его по густой гриве. Но такая грива бывает только у львов пап, у львиц мам гривы нет. Льва называют «царь зверей». Львы любят подолгу дремать и бездельничать. Нападают они только тогда, когда голодны или кто-то пытается его обидеть. Львы хищники. Что это значит? Чем питаются львы? (Ответы детей). Львы не охотятся в одиночку. Живут они тоже большими семьями. Взрослые львы любят поиграть с малышами львятами. Еще они учат их всему важному для жизни львов. Закончилось наше путешествие по зоопарку. На память о нем давайте сделаем коллаж «Соседи по планете ». Чтобы подготовить наши пальчики к работе, поиграем сними немного. Пальчиковая гимнастика Как-то раз по речке Нил Плыл огромный крокодил. Рядом вынырнул другой, Закричал ему: «Постой!» Дети на каждой руке соединяют по отдельности большой с указательным и средний с мизинцем и безымянным. Получаются два воображаемых крокодила, которые плывут, открывая и закрывая пасти.