Шос какие страны. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)

Мировая история знает много примеров, когда страны создавали специальные межгосударственные структуры в целях решения насущных проблем. Причин для стремления к объединению усилий было много. Чаще всего союзы создавались на фоне тревожной международной обстановки. Иногда к этому побуждала грандиозность стоящих перед странами задач. Однако всегда необходимым условием являлась общность интересов, схожесть взглядов на текущее состояние и развитие геополитической ситуации. Именно этот принцип стал базисом для объединения стран участников ШОС, создавших в 2001 г. новую организацию.

Западные политики оценивали перспективы союза между столь разными государствами весьма скептически. Однако он уже успел доказать свою актуальность и состоятельность.

Что такое ШОС?

О назначении и принципах устройства ООН, НАТО, ОСЕАН знают все. Что же скрывается за буквами ШОС? Расшифровка аббревиатуры проста. Она содержит сокращение, образованное от имени города, в котором были подписаны основополагающие документы и общее описание объединения. Полное официальное название структуры - Шанхайская организация сотрудничества.

Изначально альянс создавался для совместной борьбы с международным терроризмом и консолидированного противостояния потенциальным военным угрозам. Постепенно круг обсуждаемых тем расширился. Сегодня это удобная площадка для рассмотрения на высшем уровне любых насущных вопросов. Здесь вырабатываются эффективные ответы на глобальные политические вызовы, принимаются решения об углублении экономического, культурного сотрудничества между странами-участницами. При этом ШОС, в отличие от многих региональных альянсов, не является военным союзом.

Предпосылки создания

Появление объединения подобного Шанхайской организации сотрудничества следует считать исторической неизбежностью. После распада СССР в Центральной Азии появилось несколько новых независимых государств. Часть бывших советских республик, по традиции, тяготела к России. Некоторые страны предпочли ориентироваться на Запад или восточного гегемона - КНР. Подобная ситуация чревата конфликтами, возникновение которых становится лишь вопросом времени, учитывая наличие застарелых территориальных претензий друг к другу у ряда соседних государств.

Проявляя политическую дальновидность, лидеры России, Китая, среднеазиатских республик еще с конца прошлого века начали активно сотрудничать в сфере обеспечения общей безопасности. Итогом объединенных усилий стало создание "Шанхайской пятерки" в 1996 г. Учредителями межгосударственной структуры были Казахстан, РФ, КНР, Таджикистан, Киргизия. Чуть позже к ним присоединился Узбекистан. Члены объединения проводили ежегодные саммиты, налаживали сотрудничество на разных уровнях.

Учреждение

Официальной датой основания ШОС считается 15 июня 2001 г. В этот день высшие руководители стран-участниц, собравшиеся на саммит в Шанхае, подписали базовые документы организации. Ими стали Декларация о создании и Конвенция по борьбе с сепаратизмом, экстремизмом, терроризмом. Через год, уже в Санкт-Петербурге, была принята Хартия - Устав организации. После этого о том, что такое ШОС, узнал весь мир.

Несколько лет ушло на формирование управленческих структур. Были определены основные направления деятельности объединения, способы наполнения бюджета, разработан механизм приема новых членов. Становление организационных институтов завершилось к 2004 г.

Декларируемые цели

Организация создана для решения конкретных задач. Главными целями ШОС, зафиксированными в базовых документах, являются:

  • Укрепление добрососедских отношений между участниками объединения.
  • Выработка эффективных мер, способных свести к минимуму угрозы со стороны экстремистских, сепаратистских, террористических организаций.
  • Противодействие деятельности транснациональных преступных синдикатов, наркокартелей, пресечение нелегальной миграции.
  • Объединение усилий, направленных на повышение общей безопасности, предотвращение новых и скорейшее урегулирование текущих вооруженных конфликтов. Установление справедливого миропорядка, при котором политический и экономический суверенитет гарантируется каждому государству.
  • Развитие взаимодействия по всем направлениям - от углубления экономических связей до культурного обмена.
  • Создание условий, максимально благоприятных для экономического развития региона и каждой отдельной страны ШОС.
  • Обеспечение основополагающих прав и свобод гражданам государств, входящих в организацию, исходя из действующего законодательства и национальных традиций.
  • Развитие отношений со странами или альянсами, проявляющими интерес к сотрудничеству с ШОС.
  • Выработку механизмов интеграции в глобальную экономику без утраты товарно-денежного суверенитета.

Создание ШОС, по мнению ее учредителей, поможет странам, объединившим возможности, дать достойный ответ на любые вызовы.

Особенности структуры

Для облегчения управления весьма громоздкой наднациональной организацией создан довольно эффективный механизм. Каждый его элемент наделен определенными полномочиями. Структура выглядит следующим образом:

Орган Представительство Функционал
СГГ - Совет глав государств Высшие должностные лица государств Определяет целеполагание ШОС. Решает наиболее важные вопросы, касающиеся устройства организации, сотрудничества с внешними альянсами, отдельными государствами. Может изменить статус страны-члена, упразднить либо трансформировать любое структурное подразделение.
СГП - Совет руководителей правительств Премьер-министры Рассматривает конкретные вопросы по налаживанию и углублению экономического сотрудничества. Принимает бюджет организации.
СМИД - Совет глав внешнеполитических ведомств Министры иностранных дел Занимается подготовкой к встрече в рамках саммитов первых лиц государств. Осуществляет контроль над реализацией ключевых политических решений ШОС. Проводит консультации по важным международным проблемам.
Совещания профильных министров Руководители ведомств и министерств по направлениям Решает узкоспециализированные вопросы правового, военного, экономического характера. Регулярно проводятся встречи министров торговли, обороны, культуры, коммуникаций. На совещания собираются главы прокуратур, силовых ведомств.
Секретариат Представители стран участников ШОС Занимается всеми вопросами, касающимися обеспечения текущей деятельности объединения - от выработки повестки дня саммитов до исполнения бюджета. Руководит структурой Генеральный секретарь, выбираемый по ротационному принципу.
СНК - Совет координаторов, представляющих страны Уполномоченные представители от каждого члена организации Координирует и направляет работу секретариата, участвует в решении текущих проблем. Занимается подготовкой к проведению СМИД, СГП, СГГ.
РАТС - аналог регионального антитеррористического центра Руководители национальных структур, специализирующихся на борьбе с терроризмом Обладает статусом юридического лица, имеет штаб-квартиру в Ташкенте. Собирает и обрабатывает информацию о действиях группировок террористов, экстремистов. Разрабатывает методы борьбы с радикальными организациями, формирует предложения для утверждения высшими органами ШОС. Глава РАТС назначается на заседании СГГ.
МБО - Объединение по межбанковскому сотрудничеству Представители крупнейших банков - по одному от каждой страны Создана для реализации совместных кредитно-финансовых проектов. Действует с 2005 г.

Руководящим органом ШОС является СГГ. Его директивы обязаны выполнять все структуры, стоящие ниже в иерархии. Решения на Совете глав государств и совещаниях других подразделений принимаются консолидировано. Для того чтобы они были парафированы, необходимо достижение консенсуса. Определяющим может стать мнение любого члена организации.

К числу постоянно действующих органов относятся Секретариат и РАТС. Члены СНК встречаются ежегодно более трех раз. Совещания профильных министров назначаются по мере необходимости. СМИД и СГП проводятся одновременно с СГГ. Председательствуют на мероприятиях представители страны-организатора ежегодной встречи. Механизм выбора места для проведения саммита прост. Его хозяевами поочередно становятся все государства-участники объединения. Ротация происходит в алфавитном порядке.

Постоянные члены

Тенденция к постепенному расширению прослеживалась с момента образования организации. Сначала, правда, увеличивалось лишь количество государств, относящихся к категории наблюдателей. Однако в 2017 г. объединение обрело двух новых членов. К РФ, Китаю, Таджикистану, Узбекистану, Киргизии, Казахстану присоединились Индия и Пакистан.

Статус постоянного члена дает право пользоваться правами и привилегиями, предусмотренными уставом политико-экономического союза. Среди них стоит отметить доступ к кредитно-финансовым ресурсам по решению Межбанковского объединения.

Государства-партнеры и наблюдатели

Стран, желающих влиться в ШОС, всегда было много. Достаточно сказать, что еще в 2004 г. подобное стремление выразила Монголия. Однако учредители сдерживают процесс расширения. На это есть веские причины.

Между некоторыми азиатскими странами, претендующими на членство, существуют застарелые противоречия, сформировавшиеся столетия назад. Консолидированное решение в таких условиях принять трудно. Кроме того, большое количество второстепенных партнеров снизит внешнеполитический вес союза. Из общего ряда выделяется Беларусь. Горячему желанию А. Лукашенко ввести государство в перспективный союз воспрепятствовала сама природа. Слишком уж далеко от Азии расположена страна, обретшая независимость после распада великой империи.

Государствами наблюдателями ШОС, наряду с Монголией, Беларусью являются Иран и Афганистан. Клуб официальных претендентов на данный статус составляют Катар, Мальдивы, Израиль, Вьетнам, Ирак. На рассмотрении находятся заявки от Сирии, Бангладеш, Египта, Бахрейна, Украины. К категории партнеров по диалогу относятся Азербайджан, Шри-Ланка, Армения, Турция, Камбоджа, Непал.

Интерес к сотрудничеству с Шанхайской организацией проявили авторитетные международные объединения. Соответствующие соглашения ратифицированы с ЕАЭС, ОДКБ, СНГ, ООН, АСЕАН.

Объединяющие факторы

На момент создания организации главным побудительным мотивом для вступления в ее ряды являлась нарастающая угроза со стороны мирового терроризма. Для стран Юго-Восточной или Центральной Азии «Аль-Каида», «Братья мусульмане», ИГИЛ были не просто словами, а реальной опасностью. Военно-дипломатические успехи России на Сирийском фронте, сделавшие полный разгром Исламского государства, неизбежным, косвенным образом помогли стабилизировать ситуацию в бывших среднеазиатских республиках СССР.

Однако новая угроза оказалась еще страшнее. Заокеанский гегемон сбросил маску и показал настоящее лицо. Полное пренебрежение международными договорами, тяга к перманентной экспансии с неограниченным применением силы, демонстрируемые США, заставили вспомнить о мрачной эпохе конкисты. Для большинства азиатских стран спасением теперь может стать лишь союз с могущественными Китаем и Россией.

Не стоит забывать и о том, что экономическое состояние многих государств региона не вызывает оптимизма. Инвестиции из Индии, РФ, Поднебесной некоторым странам участникам ШОС жизненно необходимы.

Внутренние противоречия

Между членами любой крупной международной организации существуют скрытые, а иногда - явные противоречия. Шанхайская восьмерка также не стала исключением. Иллюстрацией этому станет ответ на вопрос - кто лидер в ШОС?

Прозападные политологи безоговорочно отдают главенство в объединении КНР, с ее огромной экономикой. Однако Россия открыто претендует на роль политического локомотива альянса. Главное противоречие между мировыми державами-союзниками проявляется в целеполагании. Пекин рассматривает организацию как инструмент, облегчающий экспансию китайских товаров на новые рынки. Москва считает главной военно-политическую часть соглашения. При этом обе империи втайне остерегаются друг друга.

Кроме того, нельзя сравнивать геополитические интересы Индии и Казахстана, к примеру. Эти страны невозможно сопоставить по численности населения, территории, объему ВВП. Соответственно различаются и цели, которых они хотят достигнуть как члены организации.

Для небольших государств континента вхождение в альянс с участием крупнейших азиатских держав является единственным способом сохранить полноценный суверенитет. Китай и Россия как два противовеса поддерживают систему в стабильном состоянии. Они не потерпят чрезмерной американской или европейской экспансии в регион, не допустят нарушения взаимного баланса.

Достаточно вспомнить как состав организации расширился до 8 членов. На предложение Пекина о приеме в союз давнего протеже - Пакистана, Москва отреагировала мгновенно. Одновременно ряды объединения пополнила Индия.

Перспективы развития

Современный мир стремительно меняется. Мировой гегемон последних десятилетий переживает сложные времена. США, как и любая империя, входящая в эпоху заката, постепенно утрачивает влияние. При этом иллюзия всемогущества, сформировавшаяся за период безраздельного господства, сохраняется. На этом фоне все громче начинают заявлять о себе новые центры силы.

Продолжая поступательное развитие, ШОС способен превратиться из регионального объединения во влиятельнейшую структуру мирового масштаба. Кстати, больше всего этому способствует Вашингтон. Непредсказуемая внешняя политика супердержавы вынуждает азиатские государства проявлять беспокойство о собственном суверенитете. Поэтому можно с уверенностью прогнозировать, что количество стран-претендентов на членство в организации будет только возрастать.

Завершая расшифровку ШОС, как термина и явления международной политики, нельзя не привести несколько любопытных фактов. Они свидетельствуют о глобальности и потенциальном могуществе организации:

  • Она объединяет государства, занимающие более 60% площади Евразии. Здесь сосредоточена почти половина жителей Земли.
  • По данным на конец 2017 г., страны-участники ШОС производили 30,26 % мирового ВВП.
  • Четыре постоянных члена организации являются ядерными державами.

Есть еще одна особенность, отличающая ШОС от других региональных объединений. Среди официальных языков организации нет английского. Этим статусом обладают русский и китайский.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами «Шанхайской пятёрки», основанной в результате подписания в 1996-1997 гг. между Казахстаном, Кыргызстаном, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы. После включения Узбекистана в 2001 году участники переименовали организацию.

Общая территория входящих в ШОС стран составляет 30 млн кмІ, то есть 60 % территории Евразии. Её совокупный демографический потенциал - четвёртая часть населения планеты (общая численность населения стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества: 1 млрд. 455 млн. человек), а если учесть вместе с населением Индии и других стран наблюдателей, то количество жителей стран, имеющих прямое отношение к ШОСу, будет немногим меньше всего населения земного шара, а экономический потенциал включает самую мощную после США китайскую экономику.

Одна из особенностей ШОС заключается в том, что она в статусном отношении не является ни военным блоком, как НАТО, ни открытым регулярным совещанием по безопасности, как АРФ АСЕАН, занимая промежуточную позицию. Главными задачами организации являются укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.

Ст.15 Хартии определяет правоспособность организации. ШОС в качестве субъекта международного права обладает международной правоспособностью. Она пользуется на территории каждого государства-члена такой правоспособностью, которая необходима для реализации ее целей и задач.

ШОС пользуется правами юридического лица и может, в частности:

  • - заключать договоры;
  • - приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им;
  • - выступать в судах в качестве истца или ответчика;
  • - открывать счета и совершать операции с денежными средствами.

Решения в органах ШОС принимаются путем согласования без проведения голосования и считаются принятыми, если ни одно из государств-членов в процессе согласования не возразило против них (консенсус), за исключением решений о приостановке членства или об исключении из Организации, которые принимаются по принципу "консенсус минус один голос заинтересованного государства-члена".

Любое государство-член может изложить свою точку зрения по отдельным аспектам и/или конкретным вопросам принимаемых решений, что не является препятствием для принятия решения в целом. Эта точка зрения заносится в протокол заседания.

В случаях незаинтересованности одного или нескольких государств-членов в осуществлении отдельных проектов сотрудничества, представляющих интерес для других государств-членов, неучастие в них указанных государств-членов не препятствует осуществлению заинтересованными государствами-членами таких проектов сотрудничества и, вместе с тем, не препятствует указанным государствам-членам в дальнейшем присоединиться к осуществлению таких проектов.

Решения органов ШОС исполняются государствами-членами в соответствии с процедурами, определяемыми их национальным законодательством (Ст. 17 Хартии).

Контроль за выполнением обязательств государств-членов по реализации Хартии, других действующих в рамках ШОС договоров и решений ее органов осуществляется органами ШОС в пределах их компетенции.

Государства-члены в соответствии с их внутренними правилами и процедурами назначают своих постоянных представителей при Секретариате ШОС, которые входят в состав дипломатического персонала посольств государств-членов в г.Пекине.

ШОС и ее должностные лица пользуются на территориях всех государств-членов привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для выполнения функций и достижения целей Организации.

Объем привилегий и иммунитетов ШОС и ее должностных лиц определяется отдельным международным договором.

Официальными и рабочими языками ШОС являются русский и китайский языки.

Для выполнения целей и задач Хартии ШОС в рамках Организации действуют:

  • · Совет глав государств;
  • · Совет глав правительств (премьер-министров);
  • · Совет министров иностранных дел;
  • · Совещания руководителей министерств и/или ведомств;
  • · Совет национальных координаторов;
  • · Региональная антитеррористическая структура;
  • · Секретариат.

Функции и порядок работы органов ШОС, за исключением Региональной антитеррористической структуры, определяются соответствующими положениями, которые утверждаются Советом глав государств.

Совет глав государств может принять решение о создании других органов ШОС. Создание новых органов оформляется в виде дополнительных протоколов, которые вступают в силу в порядке, установленном статьей 21 Хартии.

Совет глав государств является высшим органом ШОС. Он определяет приоритеты и вырабатывает основные направления деятельности Организации, решает принципиальные вопросы ее внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями, а также рассматривает наиболее актуальные международные проблемы.

Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательствование на заседании Совета глав государств осуществляет глава государства - организатора очередного заседания. Место проведения очередного заседания Совета определяется, как правило, в порядке русского алфавита названий государств - членов ШОС.

Совет глав правительств (премьер-министров) принимает бюджет Организации, рассматривает и решает основные вопросы, относящиеся к конкретным, в особенности экономическим сферам развития взаимодействия в рамках Организации.

Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательствование на заседании Совета осуществляет глава правительства (премьер-министр) государства, на территории которого проводится заседание.

Место проведения очередного заседания Совета определяется по предварительной договоренности глав правительств (премьер-министров) государств-членов.

Совет министров иностранных дел рассматривает вопросы текущей деятельности Организации, подготовки заседания Совета глав государств и проведения консультаций в рамках Организации по международным проблемам. Совет может в случае необходимости выступать с заявлениями от имени ШОС.

Совет собирается, как правило, за один месяц до проведения заседания Совета глав государств. Внеочередные заседания Совета министров иностранных дел созываются по инициативе не менее двух государств-членов и с согласия министров иностранных дел всех других государств-членов. Место проведения очередного и внеочередного заседания Совета определяется по взаимной договоренности.

Председательствование в Совете осуществляет министр иностранных дел государства - члена Организации, на территории которого проводится очередное заседание Совета глав государств, в течение срока, начинающегося с даты завершения последнего очередного заседания Совета глав государств и завершающегося датой очередного заседания Совета глав государств.

Председатель Совета министров иностранных дел при осуществлении внешних контактов представляет Организацию в соответствии с Положением о порядке работы Совета.

В соответствии с решениями Совета глав государств и Совета глав правительств (премьер-министров) руководители отраслевых министерств и/или ведомств государств-членов на регулярной основе проводят совещания для рассмотрения конкретных вопросов развития взаимодействия в соответствующих областях в рамках ШОС.

Председательствование осуществляет руководитель соответствующего министерства и/или ведомства государства - организатора совещания. Место и время проведения совещания согласуются предварительно.

Для подготовки и проведения совещаний по предварительной договоренности государств-членов могут создаваться на постоянной или временной основе рабочие группы экспертов, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с регламентами работы, утверждаемыми на совещаниях руководителей министерств и/или ведомств. Эти группы формируются из представителей министерств и/или ведомств государств-членов.

Совет национальных координаторов является органом ШОС, осуществляющим координацию и управление текущей деятельностью Организации. Он проводит необходимую подготовку заседаний Совета глав государств, Совета глав правительств (премьер-министров) и Совета министров иностранных дел. Национальные координаторы назначаются каждым государством-членом в соответствии с его внутренними правилами и процедурами.

Совет собирается на заседания не реже трех раз в год. Председательствование в Совете осуществляет национальный координатор государства - члена Организации, на территории которого будет проводиться очередное заседание Совета глав государств, в течение срока, начинающегося с даты завершения последнего очередного заседания Совета глав государств и завершающегося датой очередного заседания Совета глав государств.

Председатель Совета национальных координаторов по поручению председателя Совета министров иностранных дел при осуществлении внешних контактов может представлять Организацию в соответствии с Положением о порядке работы Совета национальных координаторов.

Региональная антитеррористическая структура государств - участников Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 года с месторасположением в городе Ташкенте (Республика Узбекистан) является постоянно действующим органом ШОС.

Региональная антитеррористическая структура (РАТС) -- постоянно действующий орган ШОС со штаб-квартирой в Ташкенте, предназначенный для содействия координации и взаимодействию компетентных органов сторон в борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Он имеет статус юридического лица и право заключать договоры, приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, открывать и вести банковские счета, возбуждать иски в судах и участвовать в судебных разбирательствах. Эти права от имени РАТС осуществляются директором Исполнительного комитета РАТС. Главные функции этого органа заключаются в координации усилий всех государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом -- разработка предложений по борьбе с терроризмом, сбор и анализ информации, формирование банка данных о лицах и организациях, оказывающих поддержку преступникам, содействие в подготовке и проведении оперативно-розыскных и иных мероприятий по борьбе с названными явлениями, поддержание контактов с международными организациями. РАТС состоит из Совета и Исполнительного комитета (постоянно действующий орган). Совет, в состав которого входят руководители компетентных органов стран Организации, представляет собой руководящий орган, принимающий решения. Председатель Исполком РАТС назначается Советом глав государств.

Секретариат является основным постоянно действующим исполнительным органом ШОС и осуществляет координацию, информационно-аналитическое, юридическое и организационно-техническое обеспечение деятельности Организации, разрабатывает предложения по развитию сотрудничества в рамках ШОС и международных связей Организации, контролирует выполнение решений органов ШОС.

Секретариат возглавляется Генеральным секретарем, который утверждается Советом глав государств по представлению Совета министров иностранных дел.

Генеральный секретарь назначается из числа граждан государств-членов на ротационной основе в порядке русского алфавита названий государств-членов сроком на три года без права продления на следующий срок. С 1 января 2010г. - представитель Кыргызстана М.С. Иманалиев.

Заместители Генерального секретаря утверждаются Советом министров иностранных дел по представлению Совета национальных координаторов. Они не могут быть представителями того государства, от которого назначен Исполнительный секретарь.

Должностные лица Секретариата нанимаются из числа граждан государств-членов на квотной основе.

При исполнении служебных обязанностей Генеральный секретарь, его заместители и другие должностные лица Секретариата не должны запрашивать или получать указания от какого бы то ни было государства-члена и/или правительства, организаций или частных лиц. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных только перед ШОС.

Государства-члены обязуются уважать международный характер обязанностей Генерального секретаря, его заместителей и персонала Секретариата и не оказывать на них влияние при исполнении ими служебных обязанностей.

Местом расположения Секретариата ШОС является город Пекин (Китайская Народная Республика).

До 2006 года должность Генерального секретаря отсутствовала, вместо неё существовал институт исполнительного секретаря, который формально мог действовать только от имени Секретариата ШОС. Cуществует мнение в необходимости реструктуризации Секретариата ШОС в более независимый исполнительный орган, в связи с отсутствием у него на данный момент достаточного объема прав и финансирования. В то время как в ООН, НАТО, ОДКБ и других организациях исполнительные органы относительно независимы и в связи с этим способны сами разрабатывать повестку дня своих организаций, выходить с инициативами и даже способствовать принятию своих инициативных предложений руководством государств-членов, Секретариат ШОС реально не ведет оргработу, которой, по сути, занимается Совет национальных координаторов. В результате любой вопрос сотрудники Секретариата должны согласовывать с национальным координатором направившей его страны, а тот - с национальными координаторами других стран. Это не способствует созданию в Секретариате институциональной этики. Получается, что, по сути, Секретариат ШОС представляет собой не независимый орган международной организации, а коллектив, состоящий из национальных представителей.

ШОС имеет собственный бюджет, который формируется и исполняется в соответствии со специальным Соглашением между государствами-членами. Это Соглашение также определяет размеры взносов, которые ежегодно вносят государства-члены в бюджет Организации на основе принципа долевого участия.

Средства бюджета направляются на финансирование постоянно действующих органов ШОС в соответствии с вышеупомянутым Соглашением. Государства-члены самостоятельно несут расходы, связанные с участием их представителей и экспертов в мероприятиях Организации.

Решения в органах ШОС принимаются путем консенсуса. Порядок работы всех органов Шанхайской организации сотрудничества был окончательно разработан и принят в 2003 году, на московском саммите. Основные структуры организации приступили к работе с января 2004 года, после чего данное объединение функционирует в качестве полноценной международной организации.

Таким образом к моменту написания работы членами организации являются - Казахстан, Кыргызстан, КНР, Россия, Таджикистан, Узбекистан.

Государства-наблюдатели - Индия, Иран, Монголия, Пакистан.

Партнёры по диалогу - Белоруссия, Шри-Ланка.

Получавшие приглашение на саммиты глав государств ШОС - Афганистан, СНГ, АСЕАН, ООН, ЕврАзЭС, США.

Предшественником ШОС была образованная в 1996 году «шанхайская пятёрка», объединившая Россию, Китай, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан и призванная содействовать укреплению доверия в военной области между странами-участницами и взаимному сокращению вооружённых сил в районе границы. После вступления в ряды пятёрки в 2001 году шестого члена - Узбекистана — вновь образованная «шанхайская шестёрка» была переименована в Шанхайскую Организацию Сотрудничества.

Обновлённая организация открыла для себя новые направления деятельности, и к настоящему моменту ШОС превратилась в организацию многопрофильного, многоформатного сотрудничества, чей потенциал и значимость на международной арене возрастает с каждым годом. По-прежнему приоритетным направлением для ШОС остаётся борьба против терроризма, сепаратизма, экстремизма, трансграничной преступности и наркотрафика.

Возрастающий авторитет ШОС подтверждает стремление всё новых стран присоединиться к организации. В 2004 году статус наблюдателя при ШОС получила Монголия. В 2005 году такой же статус был присвоен ряду восточных стран: Индии, Ирану, Пакистану. 28 апреля 2010 года ещё одним звеном, соединившим Восток и Запад в ШОС, стала Беларусь, принятая в Шанхайскую организацию сотрудничества в статусе партнёра по диалогу. Такой же статус получила Шри-Ланка. Сейчас ШОС занимает 60 процентов территории Евразии. Организация, которая задействует такие территориальные, человеческие и экономические ресурсы, обречена на авторитет и влияние.

Органы ШОС

Высший орган для принятия решений в ШОС - Совет глав государств-членов, который собирается ежегодно. Совет глав государств-членов определяет приоритеты и вырабатывает основные направления деятельности Организации. Страны председательствуют в Организации поочередно, с годовой цикличностью, завершая срок полномочий саммитом. В 2010 - 2011 годах в ШОС председательствует Казахстан. С 1 января 2010 года пост Генерального секретаря ШОС занимает Муратбек Иманалиев (Кыргызстан).

Совет глав правительств (премьер-министров) принимает бюджет Организации, рассматривает и решает основные экономические вопросы в сферах развития взаимодействия в рамках Организации.

Совет министров иностранных дел рассматривает вопросы текущей деятельности Организации, проведения консультаций в рамках Организации по международным проблемам. В случае необходимости Совет может выступать с заявлениями от имени ШОС.

Для рассмотрения конкретных вопросов развития взаимодействия в рамках ШОС проводятся совещания руководителей министерств и/или ведомств.Совещания проводятся в соответствии с решениями Совета глав государств и Совета глав правительств (премьер-министров).

Координацию и управление текущей деятельностью организации осуществляет Совет национальных координаторов.

Постоянно действующий орган ШОС - Региональная антитеррористическая структурагосударств - участников Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г.

Постоянно действующий административный орган ШОС - Секретариат ШОС. Секретариат занимается организационно-техническим обеспечением мероприятий, проводимых в рамках ШОС, готовит предложения по ежегодному бюджету Организации.

Рабочие структуры ШОС

Основными рабочими структурами ШОС являются Деловой совет ШОС, Межбанковское объединение ШОС (МБО), Форум ШОС и Молодёжный совет ШОС.

Деловой совет Шанхайской организации сотрудничества учрежден 14 июня 2006 г. в Шанхае. Деловой совет ШОС — неправительственная структура. Он объединяет наиболее авторитетных представителей бизнес-сообщества стран-членов ШОС. Основная цель Делового совета — расширение экономического сотрудничества в рамках Организации, налаживание прямых связей и диалога между деловыми и финансовыми кругами государств-членов ШОС.

Межбанковское объединение ШОС создано в 2005 году. В состав членов МБО вошли Банк развития Казахстана, Государственный банк развития Китая, Внешэкономбанк России, Национальный банк Таджикистана, Национальный банк внешнеэкономической деятельности Узбекистана. 14 июня 2006 г. в г.Шанхае в ходе проведения второго заседания Совета МБО ШОС членом объединения стала и Расчетно-сберегательная компания Кыргызстана.

Целью Форума ШОСявляется научная поддержка деятельности ШОС, развитие взаимодействия научно-исследовательских и политологических центров государств-членов ШОС. Форум ШОС занимается проведением совместных исследований по актуальным вопросам круга ведения Организации, разъяснением задач и принципов деятельности ШОС, расширением ее связей с научными и общественными кругами и т.д.

Главной задачей Молодёжного совета ШОС является «сотрудничество и обмен опытом представителей молодого поколения стран ШОС в различных областях развития молодой личности, которое смогло бы обеспечить фундаментальную преемственность политики ШОС и способствовать реализации ее исторической миссии».

Беларусь - партнер ШОС

Для Беларусидиалог с ШОС - возможность подключения к межрегиональным проектам сотрудничества с учётом выгодного транзитного положения между Востоком и Западом. Для ШОС Беларусь- это выход на европейскую площадку, усиление связей Востока и Запада. В Меморандуме, предусматривающем предоставление Беларусистатуса партнёра по диалогу, оговаривается ряд взаимовыгодных направлений для сотрудничества. Среди них — создание благоприятных условий для торговли и инвестиций, активизация взаимодействия в таможенных делах, партнёрство в вопросах региональной и глобальной безопасности, развитие диалога по внешнеполитическим вопросам.

Ещё в декабре 2005 года Беларусьподала заявку на присоединение к ШОС в качестве страны-наблюдателя. Но из-за решения странами-участницами не увеличивать в ближайшее время количество стран-наблюдателей, заявка Беларусине рассматривалась. В 2009 году была одобрена белорусская заявка о предоставлении статуса партнёра по диалогу. Практика взаимодействия со странами-партнерами в ШОС пока не наработана, но большинство стран-участниц склоняются к тому, что не будет большого различия в статусах наблюдателя и партнёра по диалогу.

Шанхайская организация сотрудничества или ШОС является евразийской политической, экономической и военной организацией, которая была основана в 2001 году в Шанхае лидерами Китая, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны были членами Шанхайской пятерки, основанной в 1996 году; после включения Узбекистана в 2001 году, страны-члены переименовали организацию.

Шанхайская пятерка была первоначально создана 26 апреля 1996 с подписанием Договора об углублении военного доверия в приграничных районах в Шанхае главами государств Казахстана, Китайской Народной Республики, Кыргызстана, России и Таджикистана. 24 апреля 1997 года те же страны подписали Договор о сокращении вооруженных сил в районе границы на встрече в Москве.

Последующие ежегодные саммиты Шанхайской пятерки группы прошли в Алма-Ате (Казахстан) в 1998 году, в Бишкеке (Кыргызстан) в 1999 году и в Душанбе (Таджикистан) в 2000 году.

В 2001 году ежегодный саммит вернулся в Шанхай, Китай. Там страны-члены пятерки приняли Узбекистан в Шанхайскую пятерку (таким образом превращая его в Шанхайскую шестерку). Тогда все шесть глав государств подписали 15 июня 2001 года, Декларацию о Шанхайской организации сотрудничества, отметив положительную роль Шанхайской пятерки и стремясь перевести ее на более высокий уровень сотрудничества. 16 июля 2001 года, Россия и КНР, две ведущих страны этой организации, подписали Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.

В июне 2002 года главы государств-членов ШОС встретились в Санкт-Петербурге, Россия. Там они подписали Хартию ШОС, которая содержала цели организации, принципы, структуру и форму работы, и утвердили ее официально с точки зрения международного права.

На шесть полноправных членов ШОС приходится 60% суши Евразии, а ее население составляет четверть населения мира. С учетом государств-наблюдателей, население стран ШОС составляет половину населения Земли.

В июле 2005 года на пятом саммите в Астане, Казахстан, с представителями Индии, Ирана, Монголии и Пакистана, посетившими саммит ШОС в первый раз, президент принимающей страны Нурсултан Назарбаев поприветствовал гостей словами, которые никогда прежде не использовались в любом контексте: «Лидеры государств, сидящих за этим переговорным столом представители половины человечества».

К 2007 году ШОС инициировала более двадцати масштабных проектов, связанных с транспортом, энергетикой и телекоммуникациями и проводила регулярные заседания по безопасности, военным делам, обороне, иностранным делам, экономике, культуре, вопросам банковской сферы и другим вопросам, которые поднимались должностными лицами государств-членов.

ШОС установила отношения с Организацией Объединенных Наций, где она является наблюдателем в Генеральной Ассамблее, в Европейском союзе, Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в Содружестве Независимых Государств и Организации исламского сотрудничества.

Структура ШОС

Совет глав государств является высшим органом, принимающим решения в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Этот совет собирается на саммитах ШОС, которые проводятся каждый год в одном из столичных городов государств-членов. Нынешний Совет глав государств состоит из следующих членов: Алмазбек Атамбаев (Кыргызстан), Си Цзиньпин (Китай), Ислам Каримов (Узбекистан), Нурсултан Назарбаев (Казахстан), Владимир Путин (Россия), Эмомали Рахмон (Таджикистан).

Совет глав правительств является вторым по значимости органом в ШОС. Этот совет также проводит ежегодные саммиты, на котором его члены обсуждают вопросы многостороннего сотрудничества. Совет также утверждает бюджет организации. Совет министров иностранных дел также проводить регулярные встречи, на которых они обсуждают текущую международную ситуацию и взаимодействие ШОС с другими международными организациями.

Совет национальных координаторов, как следует из его названия, координирует многостороннее сотрудничество государств-членов в рамках устава ШОС.

Секретариат ШОС является основным исполнительным органом организации. Он служит для реализации организационных решений и указов, подготовки проектов документов (например, деклараций и программ), наделен функциями документарного депозитария для организации, организует конкретные мероприятия в рамках ШОС, а также способствует и распространяет информацию о ШОС. Он расположен в Пекине. Нынешний Генеральный секретарь ШОС - Муратбек Иманалиев из Кыргызстана, бывший киргизский министр иностранных дел и профессор Американского университета в Центральной Азии.

Региональная антитеррористическая структура (РАТС) со штаб-квартирой в Ташкенте, Узбекистан, является постоянно действующим органом ШОС, который служит для развития сотрудничества государств-членов в отношении трех зол - терроризма, сепаратизма и экстремизма. Глава РАТС избирается сроком на три года. Каждое государство-член также посылает постоянного представителя РАТС.

Сотрудничество стран ШОС в области безопасности

Деятельность Шанхайской организации сотрудничества в области безопасности, прежде всего, сосредоточена на проблемах безопасности стран-членов в Центральной Азии, что часто описывается как основная угроза. ШОС противостоит таким явлениям как терроризм, сепаратизм и экстремизм. Однако деятельность организации в области социального развития ее государств-членов также быстро растет.

16-17 июня 2004 года на саммите ШОС, который состоялся в Ташкенте, в Узбекистане была создана Региональная антитеррористическая структура (РАТС). 21 апреля 2006 года ШОС объявила о планах по борьбе с трансграничной наркопреступностью посредством контртеррористических операций. В апреле 2006 года заявлялось, что ШОС не имеет планов стать военным блоком, тем не менее, он утверждал, что повышенные угрозы «терроризма, экстремизма и сепаратизма» делает необходимым полномасштабное вовлечение вооруженных сил.

В октябре 2007 года, ШОС подписала соглашение с Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в столице Таджикистана Душанбе для того, чтобы расширить сотрудничество по таким вопросам, как безопасность, борьба с преступностью и незаконным оборотом наркотиков. Совместные планы действий между двумя организациями были утверждены в начале 2008 года в Пекине.

Организация также выступила против кибервойн, заявив, что распространение информации, вредной для духовных, нравственных и культурных сфер других государств следует рассматривать как «угрозу безопасности». Согласно принятого в 2009 году определения «информационная война», в частности, расценивается как попытка одного государства подорвать политическую, экономическую и социальную системы другого государства.

Военная деятельность ШОС

В последние несколько лет деятельность организации была направлена на тесное военное сотрудничество, обмен разведывательной информацией и борьбу с терроризмом.

Странами ШОС проводился ряд совместных военных учений. Первое из них состоялось в 2003 году: первая фаза прошла в Казахстане, а вторая - в Китае. С тех пор Китай и Россия объединили усилия для проведения крупномасштабных военных учений в 2005 году(Мирная миссия 2005), 2007 и 2009 годах под эгидой Шанхайской организации сотрудничества.

Более 4000 китайских солдат приняли участие в совместных военных учениях в 2007 году (известных как "Мирная миссия-2007"), которые проводились в Челябинской России около Уральских гор и были согласованы в апреле 2006 года на встрече министров обороны ШОС. Военно-воздушные силы и высокоточное оружие также использовались. Тогдашний министр обороны России Сергей Иванов заявил, что учения являются прозрачными и открытыми для СМИ и общественности. После успешного завершения учений, российские чиновники пригласили Индию также участвовать в подобных учениях в будущем под эгидой ШОС. В учении «Мирная миссия 2010», проведенном 9-25 сентября 2010 года в Казахстане на полигоне Матыбулак, приняли участие более 5000 военнослужащих из Китая, России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. Они провели совместное планирование военных операций и оперативные маневры. ШОС выступает в качестве платформы для более крупных военных заявлений стран-членов. Например, во время учений 2007 года в России, на встрече с руководителями государств-членов ШОС, в том числе при участии тогдашнего председателя КНР Ху Цзиньтао, президент России Владимир Путин воспользовался случаем, чтобы объявить о возобновлении регулярных полетов российских стратегических бомбардировщиков с целью патрулирования территорий впервые после холодной войны. «Начиная с сегодняшнего дня, такие полеты должны будут проводиться регулярно и в стратегическом масштабе», - сказал Путин. «Наши летчики были на земле слишком долго. Они рады начать новую жизнь».

Экономическое сотрудничество ШОС

Все члены Шанхайской организации сотрудничества, кроме Китая также являются членами Евразийского экономического сообщества. Рамочное соглашение для повышения экономического сотрудничества было подписано государствами-членами ШОС 23 сентября 2003 года. На том же заседании в КНР премьер Вэнь Цзябао, предложил долгосрочную цель создать зону свободной торговли в ШОС, и принять другие более неотложные меры для того, чтобы улучшить поток грузов в регионе. В соответствии с этим, план, состоящий из 100 конкретных действий, был подписан через год 23 сентября 2004 года.

26 октября 2005 года в ходе Московской встречи на высшем уровне ШОС, генеральный секретарь организации заявил, что ШОС будет уделять первостепенное внимание совместным энергетическим проектам, которые будут включать в себя нефтегазовый сектор, освоение новых запасов углеводородов и совместное использование водных ресурсов. Создание Межбанковского совета ШОС также было согласовано на этом саммите в целях финансирования будущих совместных проектов.

Первое заседание Межбанковского объединения ШОС состоялось в Пекине 21-22 февраля 2006 года. 30 ноября 2006 года, в рамках международной конференции ШОС: итоги и перспективы, состоявшейся в Алма-Ате, представитель МИД Российской Федерации заявил, что Россия разрабатывает планы для «Энергетического клуба ШОС». Необходимость создания такого клуба была подтверждена в Москве на саммите ШОС в ноябре 2007 года. Другие члены ШОС не взяли на себя обязательства по реализации идеи. Однако на саммите 28 августа 2008 года было заявлено, что «на фоне замедления темпов роста мировой экономики проведение ответственной валютной и финансовой политики, контроля над потоками капитала, обеспечение продовольственной и энергетической безопасности приобрели особое значение».

16 июня 2009 года на Екатеринбургском саммите Китай объявил о планах предоставить кредит в 10 миллиардов долларов США государствам-членам ШОС, чтобы укрепить экономики данных государств в условиях мирового финансового кризиса. Саммит прошел вместе с первым саммитом БРИК и отметился совместным китайско-российским заявлением о том, что данные страны хотят большую квоту в Международном валютном фонде.

На саммите ШОС 2007 года вице-президент Ирана Парвиз Давуди обратился с инициативой, которая вызвала большой интерес. Он тогда сказал: «Шанхайская организация сотрудничества является хорошим местом для проектирования новой банковской системы, которая не зависит от международных банковские системы».

Президент России Владимир Путин тогда прокомментировал ситуацию следующим образом: «Мы сейчас четко видим дефектность монополии в мировых финансах и политике экономического эгоизма. Для решения текущей проблемы Россия примет участие в изменении глобальной финансовой структуры, так чтобы она смогла гарантировать стабильность и процветание в мире и обеспечить прогресс… Мир наблюдает появление качественно иной геополитической ситуации, с появлением новых центров экономического роста и политического влияния… Мы станем свидетелями и примем участие в трансформации глобальной и региональной систем безопасности и развитии архитектуры, адаптированной к новым реалиям 21-го века, когда стабильность и процветание становятся неразлучными понятиями».

Культурное сотрудничество ШОС

Культурное сотрудничество также происходит в рамках ШОС. Министры культуры стран ШОС встретились в первый раз в Пекине 12 апреля 2002 года и подписали совместное заявление для продолжения сотрудничества. Третье совещание министров культуры состоялось в Ташкенте, Узбекистан, 27-28 апреля 2006 года.

Фестиваль искусств и выставка под эгидой ШОС состоялись в первый раз во время саммита в Астане в 2005 году. Казахстан также предложил проводить фестиваль народного танца под эгидой ШОС. Такой фестиваль прошел в 2008 году в Астане.

Саммиты Шанхайской организации сотрудничества

Согласно Хартии ШОС, саммиты Совета глав государств проводятся ежегодно в разных местах. Место проведения этих встреч на высшем уровне следует в алфавитном порядке названия государства-члена на русском языке. Устав также определяет, что саммит Совета глав правительств (то есть, премьер-министров) ежегодно встречается в месте, определенном ранее по решению членов совета. Саммит Совета министров иностранных дел проводится за один месяц до ежегодного саммита глав государств. Внеочередные заседания Совета министров иностранных дел могут быть созваны любыми двумя государствами-членами.

Главы государств
Дата Страна Расположение
14 июня 2001 Китай Шанхай
7 июня 2002 Россия Санкт-Петербург
29 мая 2003 Россия Москва
17 июня 2004 Узбекистан Ташкент
5 июля 2005 Казахстан Астана
15 июня 2006 Китай Шанхай
16 августа 2007 Киргизия Бишкек
28 августа 2008 Таджикистан Душанбе
15-16 июня 2009 года Россия Екатеринбург
10-11 июня 2010 Узбекистан Ташкент
14-15 июня 2011 Казахстан Астана
6-7 июня 2012 Китай Пекин
13 сентября 2013 Киргизия Бишкек
Главы правительств
Дата Страна Расположение
Сентябрь 2001 Казахстан Алматы
23 сентября 2003 Китай Пекин
23 сентября 2004 Киргизия Бишкек
26 октября 2005 Россия Москва
15 сентября 2006 Таджикистан Душанбе
2 ноября 2007 Узбекистан Ташкент
30 октября 2008 Казахстан Астана
14 октября 2009 Китай Пекин
25 ноября 2010 Таджикистан Душанбе
7 ноября 2011 Россия Санкт-Петербург
5 декабря 2012 Киргизия Бишкек
29 ноября 2013 Узбекистан Ташкент

Будущие возможные члены ШОС

В июне 2010 года, Шанхайская организация сотрудничества утвердила порядок приема новых членов, хотя новые члены до сих пор не были приняты. Несколько государств, однако, участвовали в саммитах ШОС в качестве наблюдателей, и некоторые из которых выразили заинтересованность в присоединении к полноправным членам организации в будущем. Перспективы вступления Ирана в организацию вызвали академическое внимание. В начале сентября 2013 года премьер-министр Армении Тигран Саркисян заявил в ходе встречи со своим китайским коллегой, что Армения хотела бы получить статус наблюдателя в ШОС.

Наблюдатели ШОС

Афганистан получил статус наблюдателя в 2012 году на саммите ШОС в Пекине, Китай 6 июня 2012 года. Индия в настоящее время также имеет статус наблюдателя в ШОС. Россия призвала Индию присоединиться к этой организации в качестве полноправного члена, потому что она видит Индию в качестве важнейшего будущего стратегического партнера. Китай «приветствовал» присоединение Индии к ШОС.

Иран в настоящее время имеет статус наблюдателя в организации, и планировалось, что страна станет полноправным членом ШОС 24 марта 2008 года. Однако из-за введенных Организацией Объединенных Наций санкций, прием Ирана в организацию в качестве нового члена временно блокирован. ШОС заявил, что любая страна под санкциями ООН не может быть допущена к организации. Монголия стала первой страной, получившей статус наблюдателя на Ташкентском саммите 2004 года. Пакистан, Индия и Иран получили статус наблюдателя на саммите ШОС в Астане, Казахстан 5 июля 2005 года.

Бывший президент Пакистана Первез Мушарраф высказался в пользу вступления его страны в ШОС в качестве полноправного члена во время совместного саммита в Китае в 2006 году. Россия публично поддержала намерение Пакистана получить полное членство в ШОС, а премьер-министр РФ Владимир Путин сделал соответствующее заявление на совещании ШОС в Константиновском дворце 6 ноября 2011 года.

Партнеры по диалогу ШОС

Положение партнера по диалогу было создано в 2008 году в соответствии со статьей 14 Хартии ШОС от 7 июня 2002 года. Эта статья касается партнера по диалогу в качестве государства или организации, которые разделяют цели и принципы ШОС и желают установить отношения равноправного взаимовыгодного партнерства с Организацией.

Беларусь получила статус партнера по диалогу в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в 2009 году на саммите группы в Екатеринбурге. Беларусь обратилась за получением статуса наблюдателя в организации и ей была обещана поддержка Казахстана в достижении этой цели. Однако тогдашний министр обороны России Сергей Иванов выразил сомнение относительно возможного членства Беларуси, заявив, что Беларусь является чисто европейской страной. Несмотря на это, Беларусь была принята в качестве партнера по диалогу на саммите ШОС в 2009 году.

Шри-Ланка получила статус партнера по диалогу в ШОС в 2009 году на саммите группы в Екатеринбурге. Турции, члену НАТО, был предоставлен статус партнера по диалогу в ШОС в 2012 году на саммите группы в Пекине. Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что он в шутку даже обсуждал возможность отказа Турции от вступления в Европейский Союз в обмен на полноправное членство в Шанхайской организации сотрудничества.

Отношения Шанхайской организации сотрудничества с Западом

Западные наблюдатели от СМИ считают, что одной из первых целей ШОС должно стать создание противовеса НАТО и США, в частности для того, чтобы избежать конфликтов, которые позволили бы США вмешиваться во внутренние дела стран, граничащих с Россией и Китаем. И хотя Иран не является членом, бывший президент страны Махмуд Ахмадинежад использовал трибуну ШОС для того, чтобы провести словесную атаку на Соединенные Штаты. США направили заявку на получение статуса наблюдателя в ШОС, но она была отклонена в 2006 году.

На саммите в Астане в июле 2005 года, в связи с войнами в Афганистане и Ираке и неопределенностью относительно присутствия американских войск в Узбекистане и Кыргызстане, ШОС призвал США установить сроки вывода своих войск из государств-членов ШОС. Вскоре после этого, Узбекистан попросил США закрыть авиабазу К-2.

ШОС пока не сделал никаких прямых заявлений против США или их военного присутствия в регионе. Однако, некоторые косвенные заявления на последних саммитах были преподнесены в западных СМИ как завуалированная критика Вашингтона.

Геополитические аспекты ШОС

За последние годы было много дискуссий и комментариев о геополитической природе Шанхайской организации сотрудничества. Мэтью Бруммер в Журнале о международных делах, отслеживает последствия расширения Шанхайской организации сотрудничества в Персидском заливе.

Иранский писатель Хамид Голпира сказал следующее: «Согласно теории Збигнева Бжезинского, управление Евразийским континентом является ключом к мировому господству, а контроль над Центральной Азией является ключом к контролю над евразийским континентом. Россия и Китай обращали внимание на теории Бжезинского, поскольку они сформировали Шанхайскую организацию сотрудничества в 2001 году, якобы, чтобы обуздать экстремизм в регионе и повысить безопасность на границах, но, скорее всего, реальной целью стало уравновешивание деятельности США и НАТО в Центральной Азии».

На саммите ШОС 2005 года в Казахстане была принята Декларация глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества, в которой выражалась их «озабоченность» относительно существующего мирового порядка и содержались принципы работы организации. Она включала в себя следующие слова: «Главы государств-членов отмечают, что, на фоне противоречивого процесса глобализации, многостороннее сотрудничество, основанное на принципах равного права и взаимного уважения, невмешательства во внутренние дела суверенных государств, неконфронтационного способа мышления и последовательного движения к демократизации международных отношений, способствует общему миру и безопасности, и призывают международное сообщество, независимо от его различий в идеологии и социальной структуре, сформировать новую концепцию безопасности, основанную на взаимном доверии, взаимной выгоде, равенстве и взаимодействии».

В ноябре 2005 года министр иностранных дел России Сергей Лавров подтвердил, что ШОС ведет работу по созданию рационального и справедливого мирового порядка и что Шанхайская организация сотрудничества предоставляет нам уникальную возможность принять участие в процессе формирования принципиально новой модели геополитической интеграции.

Китайская ежедневная газета выразила этот вопрос в следующих выражениях: «Декларация указывает, что страны-члены ШОС имеют возможность и обязанность обеспечить безопасность в Центрально-Азиатском регионе, и призывают западные страны оставить Центральную Азию. Это является наиболее заметным сигналом, который саммит дал миру».

Китайский премьер-министр Вэнь Цзябао сделал вывод, что США маневрируют, чтобы сохранить свой статус единственной сверхдержавы в мире и не дать любой другой стране шанс создать проблему для них.

В статье в The Washington Post в начале 2008 года сообщалось, что президент России Владимир Путин якобы заявил, что Россия могла бы направить ядерные ракеты на Украину, если сосед России и бывшая братская республика в Советском Союзе присоединится к альянсу НАТО и установит элементы системы противоракетной обороны США. «Это ужасно сказать и даже страшно подумать, что, в ответ на размещение таких объектов на территории Украины, что теоретически не может исключаться, Россия нацелит свои ракеты на Украину», - сказал Путин на совместной пресс-конференции с тогдашним президентом Украины Виктором Ющенко, который находился с визитом в Кремле. «Представьте себе, это всего лишь на секунду».

Международная федерация по правам человека признала ШОС «транспортным средством» для нарушений прав человека.

— постоянно действующая межправительственная международная организация, основанная лидерами Казахстана, Китая, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. 9 июня 2017 года лидеры государств — членов ШОС о приеме Индии и Пакистана в организацию.

В июне 2002 года на Санкт-Петербургском саммите глав государств ШОС, была подписана Хартия Шанхайской организации сотрудничества, вступившая в силу 19 сентября 2003 года. Это базовый уставный документ, фиксирующий цели и принципы Организации, ее структуру и основные направления деятельности.

Важным шагом в укреплении правовой базы объединения стало подписание в Бишкеке (Киргизия) в августе 2007 года Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.

В 2006 году организация анонсировала планы борьбы с международной наркомафией как финансовой опорой терроризма в мире, в 2008 году — активное участие в нормализации обстановки в Афганистане.

Параллельно деятельность ШОС получила и широкую экономическую направленность. В сентябре 2003 года главы правительств стран-членов ШОС подписали Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества, рассчитанную на 20 лет. В качестве долгосрочной цели предусматривается создание зоны свободной торговли на пространстве ШОС, а в краткосрочной перспективе — активизация процесса создания благоприятных условий в области торговли и инвестиций.

Высшим органом для принятия решений в ШОС является Совет глав государств-членов (СГГ). Он определяет приоритеты и вырабатывает основные направления деятельности Организации, решает принципиальные вопросы ее внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями, а также рассматривает наиболее актуальные международные проблемы.

Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательствует на заседании Совета глав государств глава государства-организатора очередного заседания. Место проведения очередного заседания Совета определяется, как правило, в порядке русского алфавита названий государств-членов ШОС.

Совет глав правительств (СГП) принимает бюджет Организации, рассматривает и решает основные вопросы, относящиеся к конкретным, в особенности экономическим сферам развития взаимодействия в рамках Организации.

Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательствует на заседании Совета глава правительства (премьер-министр) государства, на территории которого проводится заседание. Место проведения очередного заседания Совета определяется по предварительной договоренности глав правительств (премьер-министров) государств-членов.

Помимо заседаний СГГ и СГП, действует также механизм встреч на уровне руководителей парламентов, секретарей советов безопасности, министров иностранных дел, обороны, чрезвычайных ситуаций, экономики, транспорта, культуры, образования, здравоохранения, руководителей правоохранительных ведомств, верховных и арбитражных судов, генеральных прокуроров. Механизмом координации в рамках ШОС служит Совет национальных координаторов государств-членов ШОС (СНК).

В рамках Шанхайской организации сотрудничества также действуют две неправительственные структуры: Деловой совет ШОС и Межбанковское объединение ШОС.