Ролевая игра «Распределение сердец.


ТРЕНИНГ «ДОНОРСКОЕ СЕРДЦЕ»

В тренинге участвуют 3–5 команд по 2–5 человек, которым дается одинаковое задание.

После распределения участников по командам, ведущий озвучивает правила тренинга и раздает подготовленный заранее раздаточный материал.

Условия тренинга, которые озвучиваются участникам: представьте себе, что Вы кардиохирурги, профессионалы высокого класса. У Вас есть список пациент, которым в равной степени срочно необходимо провести операцию по пересадки сердца. Но на данный момент в клинике всего одно донорское сердце. Вам необходимо рассмотреть каждый случай и принять общее и единогласное командное решение.

Краткая характеристика пациентов (в виде раздаточного материала):

9. Учительница 44 лет, мать двоих детей, которая недавно похоронила мужа, погибшего в автомобильной катастрофе.

10. Женщина, 32 года, врач-кардиолог, на ее счету сотни успешно проведенных операций на сердце.

11. Мужчина 35 лет, отец троих детей в возрасте трех, пяти и семи лет. Воспитывает детей один.

12. Девочка 12 лет, выдающаяся пианистка.

13. Женщина-врач 33 лет, под ее руководством разрабатывается эффективное лекарство против рака крови.

14. Олимпийский чемпион по бегу, 25 лет.

15. 16-летняя беременная девушка, сирота.

16. Священник, 45 лет, известный проповедник, пользующийся заслуженным уважением в стране.

Следите, чтобы сохранялась подобная нумерация (не с первого пункта), т.к. впоследствии это будет иметь решающее значение.

После того как участники узнали условия тренинга, получили раздаточный материал и сделали выбор пациента на донорское сердце, каждая команда озвучивает свое решение и кратко его характеризует.

Как правило, команды выбирают разные варианты решения.

После чего наступает второй этап тренинга. Ведущий объявляет, что группам необходимо принять одно общее решение.

Как показал опыт, участники тренинга ведут себя по-разному: некоторые соглашаются на усредненный вариант решения проблемы (выбирают вариант, который не выбрала ни одна из команд), другие спорят, доказывая правоту лишь своего выбора, третьи соглашаются с выбором другой команды и т.д.

Истина находится в тот момент, когда кто-то из участников обращает внимание на нумерацию списка претендентов на донорское сердце и понимает, что врачи - беспрестанные специалисты своего дела, которые руководствуются не эмоциями, а сухими данными. В данном случае, списочным составом претендентов на донорское сердце, которые претендуют на него в порядке очередности.

Студенты не обязаны «докопаться» до истины. Единственно верный ответ в решение данной проблемы необходим, прежде всего, для того, чтобы после проведения тренинга у участников не осталось негативного отношения друг к другу и данное игровое взаимодействие не переросло в конфликт.

ТРЕНИНГ «СПАСЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА»


Данный тренинг немного напоминает предыдущий, однако имеет определенную специфику.

Суть тренинга заключается в следующем: необходимо спасти после атомной катастрофы трех человек из восьми претендентов.

Тренинг состоит из двух и более раундов. Тренер самостоятельно решает, какое количество раундов будет в тренинге и сколько по времени будет длиться каждый раунд.

Участникам выдается список претендентов на выбор:

1. Женщина 45 лет, мать троих детей, которая недавно похоронила мужа.

2. Женщина, 36 лет, врач-кардиолог, на ее счету сотни успешно проведенных операций на сердце.

3. Бизнесмен 35 лет, отец троих детей в возрасте трех, пяти и семи лет. Воспитывает детей один.

4. Девочка 12 лет, выдающаяся скрипачка.

5. Женщина-врач 33 лет, под ее руководством разрабатывается эффективное лекарство против рака крови.

6. Олимпийский чемпион по бегу, 25 лет.

7. 16-летняя беременная девушка, сирота.

8. Священник, 45 лет, известный проповедник, пользующийся заслуженным уважением в стране.

Второй раунд начинается с того, что участники узнают дополнительную информацию о пациентах, например:

1. Женщина 45 лет, мать троих детей, которая недавно похоронила мужа, погибшего от передозировки наркотических веществ. Женщина сама регулярно употребляет наркотики, имеет судимость, однако любит своих детей.

2. Женщина, 36 лет, врач-кардиолог, на ее счету сотни успешно проведенных операций на сердце. Врач имеет группу учеников и сотрудников, которые владеют уникальной технологией проведения операций по разработанной ей системе.

3. Бизнесмен 35 лет, отец троих детей в возрасте трех, пяти и семи лет. Воспитывает детей один. Мужчина разведен и не допускает мать детей к общению с ними. Занимается незаконной предпринимательской деятельностью, однако дети полностью обеспечены всем необходимым, хорошо питаются, часто выезжают отдыхать в другие страны и т.д.

4. Девочка 12 лет, выдающаяся скрипачка. Ее мать – женщина 45 лет, год назад похоронила свою старшую дочь. Мать девочки не работает, т.к. является инвалидом II группы. Благодаря своим выдающимся способностям девочка обеспечивает свою семью (себя, маму и бабушку) самостоятельно, благодаря заработанным на концертах деньгам.

5. Женщина-врач 33 лет, под ее руководством разрабатывается эффективное лекарство против рака крови. Разработка лекарства пока находится на первоначальном этапе. Лекарство еще не создано и не проведены исследования по его эффективности.

6. Олимпийский чемпион по бегу, 25 лет. Молодой человек участвует в олимпиадах, защищая интересы своей страны. Каждое участие в олимпиаде заканчивает его победой. При этом в настоящее время, в стране нет бегунов, способных показать аналогичные результаты.

7. 16-летняя беременная девушка, сирота. Девушка вынашивает ребенка в столь раннем возрасте, поскольку участвует в Международном исследовании по выявлению генетических заболеваний у плода.

8. Священник, 45 лет, известный проповедник, пользующийся заслуженным уважением в стране. Женат, имеет четырех детей в возрасте 25, 20 и 4 лет.

ТРЕНИНГ «КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ»


Суть тренинга заключается в следующем: корабль потерпел кораблекрушение, спасательные круги есть только для 1/3 участников. Группе необходимо решить, кто достоин спасения, и как сделать данный выбор. Если команда выделит большее количество претендентов на спасательные круги, то погибнет весь экипаж.

Тренинг состоит из двух раундов по 10 минут. При этом каждый участник участвует в тренинге от своего имени, и защищает свои интересы.
Истинное красноречие состоит в том, чтобы говорить все, что нужно, и ничего, кроме того, что необходимо.
Генрих Гейне
ТРЕНИНГ «РИСОВАНИЕ ФИГУР»
Участники тренинга садятся попарно спина к спине. Одному из образовавшихся пар выдается лист бумаги с изображениями фигур, линий и т.д. (рис. 1). Участник, держащий рисунок должен словесно описать, что изображено на его листе, а партнер попытаться воспроизвести оригинал. По окончании упражнения необходимо сравнить оригинал с копией. После этого участники могут поменяться ролями.


Рис. 1. Пример изображения для тренинга «Рисование фигур»
Сложность упражнения заключается в том, что участникам запрещается называть названия фигур. Они могут заменять названия фигур какими-либо синонимами. Например, круг - солнце без лучей, треугольник - крыша дома и т.д. При этом важно правильно передать не только форму фигуры, но я ее размер, месторасположение, цвет и т.д.
Данный тренинг можно проводить и в другой форме: вызвать одного человека и попросить его описать изображение по вышепредставленным правилам. Затем, роли меняются, и уже вся группа пытается объяснить одному участнику, что изображено на следующем аналогичном изображении. А участник пытается нарисовать его на доске/листе и т.д.

Что вы говорите так громко, что я не слышу, что вы говорите.
Ральф Уолдо Эмерсон
ТРЕНИНГА «ПЕРЕФРАЗИРОВАНИЕ»


Группа делится на команды. Каждая команда должна вспомнить какое-либо четверостишие из известно стихотворения. При этом необходимо перефразировать строфу таким образом, чтобы каждое слово в ней передавалась иным словом или словосочетанием.

Например, строчка из стихотворения: «Идет бычок, качается, вздыхает на ходу» будет после выполнения задания выглядеть, возможно, так: «Двигается подросток млекопитающего мужского пола, вибрирует телом и сокращается по мере перемещения пешком».

По итогам выполнения задания осуществляется презентация результатов каждой команды, а затем выбор стихотворения «на бис».
Каждый может говорить честно, но говорить логично, разумно и адекватно, это талант, которым необходимо обладать.
Мишель де Монтень

ТРЕНИНГ «РАЗЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ»


Одному из участников тренинга предлагается разыграть одну из следующих ситуаций, остальные участники выполняют второстепенные роли в зависимости от конкретной ситуации.
Возможные ситуации:


  1. Вы стоите на остановке. Вам необходимо срочно позвонить, это вопрос жизни и смерти. Но батарея в вашем сотовом телефоне разрядилась. Рядом с вами стоит около двадцати разных людей. Попытайтесь решить данную проблему.

  1. Вы находитесь в незнакомом месте незнакомого города. Внезапно вам очень срочно захотелось в туалет. Вам надо спросить у кого-то из прохожих, нет ли где поблизости туалета. Попытайтесь решить данную проблему.

3. Вы работаете в большой организации. С большинством своих коллег знакомы очень поверхностно: у многих не знаете даже имен и фамилий. Так, иногда приходится где-то пересекаться. На Новый год вас назначили ведущим корпоративного праздника (у вас к этому талант). Еще вам сказали найти соведущего. Никто из коллег, с кем вы хорошо знакомы, не захотел в этом участвовать. Надо обращаться к другим. Имеется в виду, что других людей вы знаете только по внешним проявлениям поведения: манере одеваться, походке, мимике, особенности разговора и т.д. Попытайтесь решить данную проблему.

Подобных ситуаций может быть сколь угодно много, главное, чтобы они были проблемными и требовали при решении использование своих коммуникативных способностей.

Общение – человеческое общение – это ключ к личному и профессиональному успеху.
Пол Дж. Майер
ТРЕНИНГ «ПЕРЕСКАЗ»

Одному из участников группы выдается текст с какой-либо информацией. Примерный объем текста – одна страница формата А4 (примерно 1860 символов с пробелами). Желательно, чтобы текст был интересен для данной целевой аудитории и содержал как словесную, так и цифровую информацию, иностранные слова и словосочетание, специальные термины и т.д.

Участник, которому первому достался текст знакомится с его содержанием и готовится пересказать его следующему участнику. При этом необходимо организовать работу таким образом, чтобы участники не слышали пересказ текста пока до них не дойдет очередность. Для соблюдения данного условия можно вывести всех участников из аудитории и приглашать в аудиторию по одному.

Ведущий тренинга не должен противиться тому, что участники начнут конспектировать материал, уточнять информацию, задавать наводящие вопросы, просить повторить материал и т.д., т.к. подобные действия свидетельствуют о мастерстве коммуникации и находчивости участников тренинга, а также снижает негативный эффект от разного рода коммуникативных барьеров.

Примерный вариант текста для пересказа приведен далее.
Apple и Google стали дороже Coca-Cola

Впервые за 13 лет существования рейтинга 100 самых дорогих брендов мира по версии бренд-консалтингового агентства Interbrand его не возглавляет Coca-Cola. Традиционного лидера обогнали бренды Apple, стоимость которого за минувший год выросла на 28% и составляет $98,3 млрд, и Google, выросший на 34% до $93,29 млрд.

Interbrand, которое входит в холдинг Omnicom и специализируется на оценке брендов и составлении рейтингов, включает в 100 самых дорогих мировых брендов только те, которые соответствуют определенным критериям. Так, не менее 30% выручки от бренда должно поступать из-за пределов страны происхождения, он должен присутствовать не менее чем на трех крупных континентах, а также иметь широкий выход на развивающиеся рынки, информация о финансовых показателях бренда должна быть широкодоступна и у него должны быть хорошие перспективы по прибыли. В этот рейтинг не попадают хоть и известные и крупные, но частные компании, не раскрывающие свою финансовую информацию (как, например, Mars и BBC), а также российские компании, не соответствующие критерию глобальности.

Как отмечают авторы рейтинга, Apple, который в 2011 году был на восьмом месте, а в прошлом году уже на втором, «революционизировал наш процесс работы, игры и общения и в совершенстве овладел способностью удивлять и восхищать». Coca-Cola тоже выросла, но всего на 2%: Стоимость этого бренда оценивается в $79,2 млрд.

Еще более активный рост, чем Apple, продемонстрировал в этом году бренд Google. Его стоимость, по версии Interbrand, выросла на 34% и составила $93,29 млрд. Кроме них в первую пятерку вошли также IBM и Microsoft.

Самым быстрорастущим по стоимости признан бренд Facebook: его рост за год составил 43% ($7,73 млрд), бренд поднялся с 69-го на 52-е место. Лидером по сокращению стоимости стал бренд Nokia: он подешевел на 65% и оценивается в $7,4 млрд (падение с 19-го на 57-е место). А бренд Blackberry, который в прошлом году занимал в рейтинге 93-е место, в этом году в него не попал вовсе. Среди брендов, впервые попавших в топ-100, Chevrolet (89-е место) и Discovery (70-е), а Duracell вернулся в рейтинг после двухлетнего отсутствия (85-е). Замыкает рейтинг, как и в прошлом году, GAP, стоимость которого оценивается в $3,9 млрд. Суммарная стоимость всех 100 брендов, входящих в рейтинг, составляет $1,5 трлн, что на 8,4% больше прошлогоднего показателя.

ТРЕНИНГ «ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР ПО ТЕЛЕФОНУ»


Участники разбиваются на пары и поочередно «звонят» друг другу с целью провести телефонный деловой разговор. Тема и условия телефонного разговора обговариваются заранее.

Преподавателю необходимо следить за тем, чтобы были соблюдены все этапы телефонного разговора. Особенно внимательно необходимо следить за тем, чтобы звонящий не забыл поздороваться, преставиться, поинтересоваться удобно ли в данный момент разговаривать собеседнику, озвучить примерную продолжительность телефонного разговора, попрощаться с собеседником и др.

После каждого «телефонного» разговора обязательным условием является проведение рефлексии и коллективного обсуждения положительных и отрицательных моментов в каждом телефонном разговоре.
ТРЕНИНГ «ДЕБАТЫ ПО ФОРМУЛЕ «ПОПС»


Проведение дебат позволяет обучающимся приобрести навык отстаивания своей точки зрения, грамотно доказывать свою позицию, а также происходит закрепление навыка культуры ведения спора.

Формула «ПОПС» – это построение своей доказательной базы в определенной последовательности.

«П» – позиция;

«О» – объяснение (или обоснование);

«П» – пример;

«С» – следствие (или суждение).

Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов: «Я считаю, что…».

Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что …».

Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать на примере …».

И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

В качестве примера можно предложить доказательство неизбежности отмены крепостного права в России: « Я считаю, что отмена крепостного права в России была неизбежной. Потому, что оно тормозило развитие всех сфер жизни общества. Я могу доказать на примере того, что Россия значительно отставала от других стран по уровню жизни. Россия позорно проиграла Крымскую войну. Исходя из этого, я делаю вывод, что эта реформа сыграла огромное значение в истории России и дала мощный толчок великим преобразованиям 1860-х годов».

В качестве тем для проведения дебат можно взять любую важную для студентов тему, например: «Переход на двухуровневую систему образования в России: за и против», «Интернет: благо или зло?», «Ранние браки: хорошо или плохо», «Сетевой маркетинг: возможность разбогатеть или разориться?» и т.д.

психологические упражнения для тренингов

Ролевая игра «Распределение сердец»

Время проведения игры : 2-3 часа.

Цель : Развитие способностей выхода из конфликтной ситуации на основе корректного разрешения конфликта, а также иллюстрация представленных стратегий.

Инструкция : Представим себе больницу, которая специализируется на пересадке донорских сердец. Неожиданно в больницу поступает донорское сердце. На очереди находятся четыре человека: пожилой профессор, занимающийся разработкой вакцины против рака, работа которого близка к завершению; 16-летняя беременная девушка, сирота, у нее больное сердце; молодая, симпатичная женщина, которая пользуется исключительной любовью со стороны сотрудников, врач той же больницы, в которой ведут операции по пересадке донорского сердца; учительница, мать двоих детей, муж недавно погиб в автомобильной катастрофе.

У всех ситуация критическая, Каждому из них осталось жить один месяц. Проблема кому отдать единственное донорское сердце.

Этапы игры :

Деление группы на 4 команды.

Каждая группа выбирает одного из пациентов для дальнейшей защиты.

Подготовка в группах одного представителя для ведения переговоров с представителями из других групп для принятия общего решения.

Обсуждение итогов игры :

  • какие стратегии поведения были использованы представителями в ходе переговоров?
  • каким способом были реализованы те или иные стратегии представителями?
  • какие основные психологические механизмы вы увидели при реализации соперничества, сотрудничества, уклонения, приспособления и компромисса?
12.11.2008
Рябинка
проводили внутри команды игротехников чисто для себя.. не очень понравилось, ситуации жестокие и настроение в коллективе после игры не сильно хорошее было(
12.11.2008
Рост
Блин, даже мня передернуло...

Посмотрел тут намедни фильм "Я робот"... В нем есть один интересный момент, по поводу "кого спасать" (с точки зрения робота... точнее, исходя из алгоритма работы его операционной системы).

Пересмотрите, прикольно...

Ну, а если по делу - думаю, в такой интерпритации ошибка закрадывается уже на первоначальном этапе разрешения вопроса, а именно - разбиться на 4 группы и "тянуть одеяло на себя за 4 угла".
Кроме обострения конфликта в группе это больше ни к чему не приведет.

Думаю, что тут необходимо групповое обсуждение и "равномерное" распределение ответственности за 3 неспасенные жизни между всеми участниками...
Только такой подход может объединить группу... и наделить каждого из участников ответственностью за происходящее.
Естественно, необходима очень тонкая работа тренера - психолога для того, чтобы побороть не только конфликт в группе, но и внутренние конфликты и противоречия в каждом из участников...

Это ужасно..
Не злоупотребляйте играми с человеческими жизнями...
И прочитайте "the Secret", ибо черевато... ИМХО


23.01.2009
Герда
Проводили на тренинге.
Вся группа замкнулась в себе, пришлось долго перестраиваться. Решения-то у этой задачи все равно - ни одного приемлемого.

25.06.2009
Оксана
Решения, действительно, ни одного верного. Так в том-то и суть! А то, как удержать эмоции в конструктивном русле - это и есть профессионализм тренера. На самом деле очень действенное упражнение. Дает очень много информации о самом себе в первую очередь и возможности для коррекции своих стратегий. А тренер должен очень чутко следить за динамикой. Тонкий момент, конечно, есть - отношения со смертью у всех очень острые. А с ощущением себя убийцей особенно. Тут надо удержать группу от ощущения "кого-то все равно убью". Но это реально. И знаю эту игру и с точки зрения участника, и с точки зрения тренера. Еще мощнее "Воздушный шар" и "Подводная лодка", где "умирает" не абстрактный мужчина из условия задачки, а реальный участник группы. Вот тут чувство вины так чувство вины! И есть с чем работать! Такой материал для терапевта и участника группы и такой выход в терапевтическую динамику!!! Но это, конечно, не бизнес-тренинг. А чтобы люди не уходили разрушенными или опустошенными, нужно обязательно сделать репарационное упражнение.
18.10.2009
Екатерина
Оксана, не могли бы вы обьяснить правила игр "Воздушный шар" и "Подводная лодка"??
18.10.2009
тучка
Екатерина, в деловых играх есть игра "Воздушный шар"
06.11.2009
Елена
однозначно групповая работа. нельзя делиться в подгруппы.
15.07.2010
Маруся
Знаю это упражнение с точки зрения участника в группе, к тому же упражнение было замыкающим в тренинге...Ощущения после этого не самые приятные остаются, хотя тренер с нами работал очень сильный. Динамика...только успевай!!! не стала бы экспериментировать в своей проф.д-ти, надо быть по-настоящему готовым такое упражнение провести, а потом еще и проанализировать...
10.11.2010
Катрина
мой опыт показывает, что в этой игре необходимо ввести "смягчающий фактор", например, сказав после завершения обсуждения, что всем этим людям был поставлен ошибочный диагноз и они не нуждаются в донорских сердцах
10.01.2011
Лера
вообще у нас в лагере тренинг такой же, но интереснее был.
там было шесть человек, которым нужна пересадка: герой афганской войны, священник, врач почти доработавший вакцину от спида, отец-одиночка двоих детей, талантливая девочка-скрипачка, 12 лет.
каждому осталось жить один час, и если все участники не примут за час единогласное решение, сердце не достанется никому.

У нас были конфликты и довольно яростные обсуждения.
в итоге все проголосовали за врача, хотя все были за свою кандидатуру.
было довольно тяжело, нам всего лишь 13 лет.
но ощущения у меня шикарные, это так хорошо, послушать мнения и самому высказаться.


13.01.2011
Екатерина
Про смягчающий фактор полностью согласна. Надо людей вывести из роли. Может даже релаксацию здесь
22.02.2011
Максим
Бросьте глупости говорить, все понимают, что речь не о реальных жизнях, а о приоритетах, критериях и процессе принятия решения. Играл тыщу раз. Отлично
02.03.2011
Ютка
Правильное решение есть: сердце отдают тому, кто первый стоит в списке на очередь))
12.03.2011
Роман
а мы брали вообще других кандидатов и указывали возраст:
42 года мать одиночка 2 ребенка, 6 и 9 лет
4 года девочка с синдромом дауна
32 года спортсмен, олимпийский чемпион. пострадал в автокатастрофе
19 лет беременная проститутка
28 лет молодой врач делающий большие успехи в создании вакцины от спида, гей.
56 лет ветеран войны. герой РФ
22 года китаец, был ранен в драке
24 года монах
18 парень подросток. наркоман.
обсуждают решения все вместе под атмосферную музыку. 40-50 минут.
за 20 минут до конца в больницу поступает неизвестный которому тоже требуется пересадка. о нем ничего не известно. но за 10 минут до конца вы говорите что если ему не сделать пересадку в течении 3 минут то он умрет.

У нас в этой я убеждал людей спасать проститутку. нормально аргументировал так что согласны были все) но выбор правильный только тот что они выбрали единогласно. а для атмосферности нужно вначале и в конце говорить итак кто-же те люди которых вы обрекли на смерть)


12.03.2011
Роман
мне на самом деле игра очень понравилась. и выбор я делал на основе того что я был в роли врача. с этими персонажами люди логически отсеивают не подходящих на донорство и чаще всего спорят между проституткой и ученым) типо спасти 2 жизни или 1? но ответом что врач спасет тысячи) есть один аргумент после которого все выбирают проститутку) но не все до него додумываются) настроение у всех было хорошее после игры) черт. мы маньяки.
09.12.2011
Мишка
Да, врач-гей вряд ли женится и народит детей. А вот проститутка - другое дело
29.03.2012
Дарья
На мой взгляд, здесь самое важное - вывод, к которому должен подвести в конце группу тренер: фокус на результате - один человек должен получить сердце. самое главное - сделать выбор за ограниченное время, ведь если люди продолжают спорить и время истекает, сердце не достается никому. Кто нам дал право судить, кто достоин жить, а кто нет? Тренер спрашивает в конце: какова была ваша цель? Спасти жить человеку или отстоять свое мнение? Оптимальный вариант - просто бросить жребий. Когда я проходила такой тренинг, нам давали всего 8 минут. Редко когда группы успевают за это время выбрать человека, все начинают спорить.
18.04.2012
Есть очень хорошая " щадящая игра" " Бумеранг".
16.10.2012
Тата
Мы играли в это по условиям, которые написал Роман. У этой задачки есть правильный ответ. Сердце надо отдеть тому, кому оно подходит по биологической совместимости и исходя из здравого смысла, например если донорское сердце взрослого человека его нельзя пересадить ребёнку, оно сдавит остальные органы грудной клетки и пациент погибнет. Эта игра направлена на освобождение от стереотипов и "вычеркивания из жизни" людей с зависимостями и неизлечимыми заболеваниями.
27.10.2012
Гексли
Есть правильный ответ. Пересадить тому, кто поступил первый...
13.11.2012
Евгения
вообще там должен был быть очередник в списке. тоько его обычно не ктоне замечает.
07.06.2014
Второй Гексли
Нам тоже давали этот тест на первом курсе психологии. Сказали, что правильным ответом являлся китаец, ибо отказ от пересадки сердца иностранцу грозит межнациональным конфликтом. То есть, действовать надо было в интересах государства. А гей у нас был тактично заменен на гомосексуалиста, и в итоге оказался женщиной, хотя у всех сработало, что гей - это мужчина. А когда прояснили, что пол корректно не указан, и это может быть женщина, то потом всем отчего-то захотелось за нее тоже проголосовать. Дети и пожилые люди сразу выбили, чисто по медицинским соображениям - возраст и состояние органов не предрасполагало к пересадке.
03.02.2015
Первый
Игра - супер!
1. Показывает - сплоченный коллектив или нет! Если да, то могут договориться и принять решения, стадо баронов тянут одеяло в свою сторону и не приходят к решению - то есть и в реальной ситуации не смогут принять решение в своей работе. С таким коллективом нужно что-то делать...
2. Как проявляется лидер? Как организует работу? Если играете со своими подчиненными знаете к кому как относиться.
3. Отражает мотив принятого решения: эмоциональный (например спасают мать одиночку) или математический (Спасают профессора т.к. его вакцина спасет многих) или логический...

06.03.2017
Игра ужасная! Просто отвратительная! Только безумный психолог мог такое придумать) Надо позитивно разгружать людей и сплачивать коллектив, чтобы через психологические тесты и игры сотрудники могли увидеть и расскрыть хорошие качества своего коллеги! А здесь сплошной геморой и головная боль после игры, оставляющий нехороший осадок в душе, даже если и цель игры выявить сплочённость коллектива)
Ненавижу психологов, в сотый раз убеждаюсь в этом, уж простите но как то так)

28.09.2017
Елена
Я сама психолог, помню когда играла в игру мне было 19 лет, всем доказывала, что нельзя делать выбор, все люди равны и тому подобное, что нужно отдать тому, кто раньше подал заявку на сердце. Психолог-ведущий говорила, что подали одновременно, никаких долей секунды не учитывается и т.п. К сожалению я не убедила до конца, возможно потому что меня не поддержал ведущий игры. Команда дала свой ответ, пронумеровав всех 10 претендентов на сердце, я осталась при своем мнении (ощущение было неприятное, мол выпендрилась), в результате ведущий сказала, что правильного ответа нет, упражнение показывает групповую динамику и все.
28.09.2017
Елена
Добавлю к своему комментарию: считаю, что опытный ведущий не должен вмешиваться в ход дискуссии группы, развивать не только динамику, но и нравственные позиции молодого поколения.
03.05.2018
Денис
Вообще в игре, а точнее в инструкции заложен ответ! В очереди стояли...! Игру заканчивает ведущий словами: по принципу справедливости сердце получить должен тот, кто первый в очереди!

Адаптация

Цели:

· диагностика лидерского и творческого потенциала

· формирование временных микрогрупп

· работа по группам

Средства:

· Жетоны (красный квадрат – генератор идей, синий прямоугольник – исполнитель, зеленый треугольник – лидер, желтый круг – организатор)

· Листы бумаги формата А4

· Маркеры

Для более точной диагностики, в течение «Адаптации» необходимо дать каждому участнику возможность побывать в группах с разным количеством человек.

Обязательно должно быть минимум 2 наблюдателя – вожатых. При выполнении участниками творческих заданий, наблюдатели раздают соответствующие жетоны, тем, кто себя проявил.

Этап Содержание Действия участников
1. ЗНАКОМСТВО (1 группа) «Голландская презентация» За 10 минут узнать как можно больше о соседе слева (одновременность действия: вопросы соседу слева, ответы соседу справа) Участники сидят в кругу и задают сидящему слева вопросы типа: сколько лет? Знак Зодиака? Любимый цвет? Любимое блюдо? и т.д., одновременно отвечая на вопросы сидящего справа. По истечении условленного времени участники по кругу рассказывают о человеке, о котором узнавали. Наблюдатели отмечают для себя тех людей, которые узнали и выдали наибольшее количество информации. Эти люди впоследствии могут стать формальными лидерами временных микрогрупп следующего этапа.
2. 2 группы Мини макси (либо Вагончики) Необходимо как можно быстрее построиться по различным признакам
3. Группы по 5-6 человек Нарисовать дружеский шарж на любого из присутствующих на игре В течение 5 минут участники рисуют дружеский шарж, затем готовые шаржи по кругу передаются другим командам. Их задача придумать оригинальную подпись под полученным шаржем. Когда Шарж «вернется к своей команде», они демонстрируют его всем участникам и зачитывают все подписи, после чего шаржи могут быть подарены объекту изображения.
4. Группы по 3-4 человека Сделать «новый предмет» и презентацию (рекламу) на него. Каждой группе дается «нелепый» набор предметов (например - скотч, кружка, перчатка и маркер), из которых нужно сделать новый предмет и презентовать его для остальных групп.
5. Работа в парах Придумать творческое задание для соседней пары (по часовой стрелке) В течение 3х минут участники придумывают задания типа: спеть песню, рассказать стихотворение, оживить картинку, инсценировать что-нибудь и т.д. Далее пары выполняют задания друг друга.

По окончании игры участники делают аппликацию (свой автопортрет) из тех жетонов, которые они получили за время игры, и презентуют его.

Затем вожатые рассказываю значение жетонов и подводят итоги.

Анатомический человечек (Старший, средний возраст.)

Проводится разбивка по частям тела: руки, ноги, голова, туловище. В результате получилось 4 группы, и в дальнейшем, все задания они выполняют относительно своей части тела.

1. Придумать название команды. Презентация.

2. Перепевка по своим частям тела

5. Изготовление своей части тела. Презентация.

Соединение частей всех групп, оформление человечка на отрядном месте.

Огонек знакомств:

Самолетики с мечтой (Любой возраст.)

Заранее изготавливаются самолетики с ниточками по количеству участников (можно включить в ОР днем - каждый ребенок сделает для себя). Самолетики и пишущие предметы являются оформлением огонька. Вожатый предлагает каждому взять самолетик и написать на нем свою мечту. После того как все закончат писать, каждый ребенок может озвучить свою мечту, и для того чтобы она сбылась самолетик нужно привязать на заранее заготовленную натянутую ленту.

Часы, зеркало, игрушка (Любой возраст.)

Для реквизита потребуется часы, зеркало и игрушка (все по одному). Все три вещи передаются по кругу от участника к участнику. Когда у ребенка в руках находится вещи, сначала он берет игрушку и рассказывает о своем детстве, затем берет зеркало, и, смотрясь в него, говорит о своем настоящем, последними берет часы и говорит о том, каким он видит себя в будущем.

(если есть ограничения во времени, то ребенку следует выбрать одну из вещей и рассказать о чем-то одном.)

От имени любимой вещи (Средний, младший возраст.)

Ребятам нужно вспомнить любимую вещь, предмет и т.д. От имени этой вещи ребенку нужно рассказать о себе, как о хозяине этой вещи.

Основной период:

Игры на ПТБ:

Пицца, кетчуп, кока-кола (Старший возраст.)

Все стоят в кругу, друг за другом, взявшись руками за талию впереди стоящего соседа. Все идут по кругу делают движения и повторяют слова: правая нога – пицца, левая нога – кетчуп, круговые движения тазом – кока-кола. Повторив пару раз, задание усложняется: необходимо взяться руками за талию соседа впереди стоящего через одного. И т.д.

Слепой художник (Любой возраст.)

Все встают в колонну друг за другом. Последнему, стоящему в колонне, ведущий на спине рисует картину. Он должен понять изображение и нарисовать его впереди стоящему. И так до первого участника. Потом ведущий спрашивает у впереди стоящего, что за изображение ему пришло. Если оно не сошлось с заданным, то ведущий пытается выяснить, на каком человеке произошла ошибка.

Человек к человеку (Любой возраст.)

Когда ведущий говорит фразу «человек к человеку», каждому участнику нужно найти себе пару. Далее в парах выполняются задания, которые говорит ведущий. Задания связаны с прикосновением частей тела: правая рука к левой ноге, голова к голове и т.д. Когда ведущий снова говорит «человек к человеку», то необходимо найти себе новую пару.

Посудомоечная машина (Любой возраст.)

Цель: снятие комплекса тактильного контакта, раскрепощение участников. Участники разбиваются на пары и встают парами в колонну лицом друг к другу - это сама «моечная машина». Одна пара разбивается и один человек встаёт в начале колонны - это «вещь», которую необходимо отмыть, а другой - в конце - это «сушилка». «Вещь» начинает медленно двигаться внутри колонны, а все её гладят, трогают, говорят ласковые слова и т. д., то есть «моют». «Сушилка» принимает в свои объятия вымытую «вещь» и «сушит» её, крепко-крепко обнимая. Затем «вещь» и «сушилка» меняются местами.

Игра продолжается до тех пор, пока через «моечную машину» не пройдёт каждый участник игры.

Участник «вещь» может говорить, как его мыть (например, аккуратно, тщательно и.т.д.) в зависимости от степени загрязнения и материала (хрусталь, чугун…).

Алакатонга (Любой возраст.)

Все участники стоят в кругу. Ведущий объясняет: «фраза алакатонга имеет гавайское происхождение и означает приветствие. Когда я буду спрашивать у вас «алакатонга?», то вы мне будете отвечать «алакатонга». Я задам свой вопрос 3раза, после чего все поют и танцуют так, как я скажу и покажу. Слова песни таковы: алакатонга тонга тонга (шагаем по кругу), алакатонга тонга тонга тонга тонга (на месте крутим тазом).»

Ведущий под песню показывает движение, и затем каждый раз усложняет движение: правая рука на плечо соседа справа, левая рука за колено соседа слева, и т.д.

Гиппопотам (Любой возраст.)

Все стоят в кругу, друг за другом, взявшись руками за талию впереди стоящего соседа. Все идут по кругу, делают движения и повторяют слова:

Меня укусил гиппопотам (на слова шагают)

Ам (поворот на 180)

От страха я на дерево залез (на слова шагают)

Ес (поворот на 180)

И вот я здесь (на слова шагают)

А нога моя там (нога в центр круга)

Меня укусил гиппопотам (поворот на 180)

Повторяем и ускоряем темп.

На доверие и сплочение:

Бесконечное кольцо (Средний, старший возраст.)

Все стоят в кругу, взявшись за руки. Ведущий одевает одному из стоящих в кругу на руку завязанную веревку (ремень). Задача команды пропустить веревку через всех участников, не расцепляя рук и не касаясь пола веревкой.

Скала (Средний, старший возраст.)

Игроки встают на невысокую скамейку плотно друг к другу, взявшись под локти. По очереди каждый игрок должен пройти по краю скамейки, держась за стоящих на ней ребят, не оступаясь и не сталкивая со скамьи игроков. Если кто-либо из игроков коснется земли, – все начинают сначала. (упражнение делается молча)

Реактор (Средний, старший возраст.)

На полу нарисован круг диаметром 3метра. В центре круга находятся различные предметы. Задача участников вытащить все предметы, не заходя в круг.

Болгарская спичка (Средний, старший возраст.)

Все стоят в кругу. Один человек из круга зажигает спичку и передает ее по кругу. Человеку, на котором погасла спичка, ребята задают вопрос, на который он честно должен ответить. Затем этот человек снова зажигает спичку и начинает ее передавать по кругу дальше.

Хлопок (Любой возраст.)

Все стоят в кругу. Ведущий поворачиваясь к соседу справа должен хлопнуть в ладоши одновременно с соседом. Потом этот сосед поворачивается направо и вновь должен хлопнуть одновременно с вновь образовавшимся соседом и т.д. Если у какой-то пары не получилось выполнить задание, то игра начинается сначала.

Колокол (Средний, старший возраст.)

Цель игры: удержать водящего в центре круга и уберечь его от падения. Эта игра даёт участникам замечательную возможность научиться доверять друг другу на практике, а также воспитывает чувство единства и доверия, так же, как и игры «Скала» и «Свободное падение»

Все участники стоят в кругу, вытягивают руки вперёд. Один участник выходит в центр, выпрямляется, ноги соединяет вместе, и не сдвигается со своего места.

Участник в центре закрывает глаза и медленно начинает падать вперёд или назад Стоящие в кругу осторожно, медленно ловят его ладонями и передают по кругу. Затем участник в центре меняется.

Я тигр, я бегу (средний, старший.)

Участники выстраиваются в 2 одинаковые по количеству человек шеренги и поворачиваются лицом друг к другу образуя коридор из пар. Ведущий выходит перед колонной и спрашивает всех «Вы готовы?» Участники отвечают да и вытягивают руки вперед. Участник говорит «Я – тигр, я бегу» и бежит между колонной, в это время участники, как только видят, что ведущий приближается к их паре, поднимают руки вверх. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не попробуют себя в роли тигра.

На двух пальцах (Старший возраст.)

Один участник ложится на стол, все остальные подкладывают под него по два пальца каждой руки.

Все медленно поднимают лежащего. Игру можно закончить, когда все поиграют, либо когда устают.

Игры на МПВ:

Шахматы (Любой возраст.)

Команда делится на две части: мальчики отдельно, девочки отдельно. Каждой девочке говорится одна буква из алфавита по порядку начиная с «а», каждому мальчику говорится цифры по порядку начиная с 1. Потом девочки становятся напротив мальчиков, образуется две шеренги. Между двух линий становится ведущий и называет комбинацию из буквы и цифры. Если ведущий мальчик, то задача девочки-буквы поцеловать его, а задача мальчика-цифры не дать поцеловать девочке, поцеловав ее первым. Если девочка поцеловала ведущего, то мальчик-цифра становится голящим, а если мальчик-цифра вперед поцеловал девочку, то голящей становится девочка-буква. Обратная ситуация происходит и если девочка стоит на месте ведущего.

Да, нет, да (Любой возраст.)

Из группы вызывается обычно 3 мальчика и 3 девочки.

Ведущий оставляет себе одного участника противоположного пола.

Остальных уводят, чтобы они не подслушивали и не подглядывали.

С оставшимся участником договариваются, что он будет отвечать на

вопросы в последовательности «Да» - «Нет» - «Да».

Ведущий задает такие вопросы:

1) ты знаешь, что это?

2) ты знаешь, для чего это?

3) а хочешь узнать?

В первой серии ведущий показывает на ладонь и после согласия узнать, Для чего она нужна, пожимает ладонь участника.

Во второй серии ведущий показывает на плечо и после 3-го ответа нежно обнимает за плечо участника.

В третьей серии ведущий показывает на губы и после 3-го ответа вытягивает свои губы к участнику, как бы для поцелуя, но потом играет на своих губах пальцем, как маленький.

После дружного хохота ведущий просит прощения за невинную шутку и предлагает участнику пошутить также.

Ведущий садится в зал, а на его место встает 1-й участник и для него вызывается 2-й участник противоположного пола. Так по очереди проходят все 6 участников.

Нравится, не нравится (Средний, старший возраст.)

Ребята по очереди смотрят на соседа справа и говорят, какая материальная вещь им нравится в нем, а какая не нравится. Во втором кругу ребята должны укусить непонравившуюся вещь у соседа и поцеловать ту, которая понравилась.

Статуя любви (Любой возраст.)

Для проведения этой игры необходимо, чтобы четверо (2 мальчика и 2 девочки) вышли из помещения. Выбирается мальчик, который будет исполнять роль «первого скульптора», и мальчика и девочку, которые будут «статуей». «Скульптору» ставится условия: «Представь, что ты настоящий скульптор, и ты должен слепить «статую любви». Перед тобой стоит глина, из которой ты можешь слепить всё, что посчитаешь нужным, она застынет так, как ты захочешь». Он приступает к выполнению скульптуры, а после того, как он закончит её, его просят занять место мальчика в его «скульптуре». Затем приглашают девочку из-за двери и повторяют ей то же самое условие. После окончания её работы она должна занять место девочки в этой «скульптуре». И так дальше с остальными участниками, стоящими за дверью.

Ара-рам-шим-шим (Любой возраст.)

Водящий стоит в центре круга с закрытыми глазами и вытянутой вперед рукой. Все играющие идут по кругу со словами:

«Ара – рам – шим – шим

Ара – рам – шим – шим

Арамия – гусия

Покажика-ка на меня»

На последние слова круг останавливается, и играющие смотрят, на кого показывает рука водящего. Если мальчик в центре, то выходит девочка (даже если и не на неё показал, то рядом стоящая) и, наоборот, если девочка в центре, то выходит мальчик в круг и встает спина к спине с водящим. Все хором произносят: «раз, два, три». На счет «три» стоящие в центре одновременно поворачивают голову. Если они повернули головы в одну сторону, то водящий целует в щечку своего партнера. Если в разные стороны, то они жмут друг другу руки. После этого первый водящий уходит, а второй начинает игру сначала. Иногда, когда в центре стоит мальчик, говорят такие слова:

«Шире – шире – шире круг, у (имя этого мальчика) сто подруг. Эта – эта – эта – эта, а любимая вот эта».

Сваха (Старший возраст.)

Играющие и сваха сидят в кругу. Около свахи два свободных стула, в руке у неё полотенце. Сваха предлагает занять стул двум юношам. Юноши думают (не совещаются) и шепотом каждый называет имя девушки, сидящей в кругу, свахе на ухо. Если они оба назовут имя одной девушки, то сваха ударяет полотенцем им по коленкам и предлагает перегадать, если названы имена разных девушек, то сваха называет имена девушек и приглашает их подойти к юношам. Если девушки угадали (подошли к тому, кто их загадал), то сваха разрешает поцеловать избранниц. После чего юноши покидают свои места, а девушки занимают их места. Если не угадали, сваха бьет девушек по коленкам, а юноши загадывают снова.

Станция поцелуйная (Любой возраст.)

Для проведения этой игры необходимо, чтобы четверо (2 мальчика и 2 девочки) вышли из помещения. Остальные встают друг за другом, образуя поезд, первым стоит ведущий. Выбирается мальчик, который будет исполнять роль «последнего вагона», ему дается задание: когда придет девочка из другой комнаты и станет последним вагоном, то перед ней нужно будет поиграть на своих губах пальцем, как маленький.

Из другой комнаты приглашается девочка и ей предлагается встать последним вагоном в поезд. Паровозик начинает двигаться, говоря характерное «Ту-туууу» и останавливается говоря «Станция поцелуйная», ведущий целует в щечку второй вагон, второй целует третий и т.д., а последнему вагону играют на губах пальцем. Затем заходит следующий участник и все начинается с начала.

КТД:

Надувалочка

Небольшая преамбула.

Это КТД было разработано нашей омской коллегой - Костулян Натальей Владимировной. После чего удачно привезено и обработано Носенко Ольгой в родной СДО ТО «Чудо».

Непосредственно о КТД.

«Надувалочка» проводится на 2-6 группах, в каждой из которых от 4 до 12 человек. Группы располагаются полукругом, лицом к столу, за которым сидят ведущие. Командам для простоты подсчёта присваивают номера (1ая, 2ая и т.д.). Затем каждой выдают «длинненькие» (примерно 3х10 см) и «маленькие» (3х3) листочки, в уголке которых написан номер команды. Командам дают какое-нибудь необычное по звучанию и малоиспользуемое слово (одно на всех), которое ведущие заранее пишут на листке и складывают его «домиком». Например, фён. Задача каждой команды «надуть» все остальные: написать к данному слову такое определение, чтобы в него поверило наибольшее количество команд. Определение группы пишут на «длинненьких» листочках и сдают ведущим. Они перемешивают определения команд и правильное, после чего зачитывают их:

первое определение-…

второе определение-…

и т.д. Следует сказать, что номера определений (порядок, в котором их зачитывают ведущие) не совпадают с номерами команд. Первое определение- это не определение команды номер один, второе определение – не обязательно определение второй команды и т.д. После того, как ведущие зачитают все варианты определения, команды пишут на «маленьком» листочке номер того, которое на их взгляд правильное. И тоже сдают ведущим. Если команда отгадает настоящее определение, то зарабатывает СЕБЕ 1 балл. Если отдаёт свой голос за определение другой (то есть не отгадывает), то зарабатывает ТОЙ команде 2 балла. При этом у неё самой баллы не отнимаются. На этом первый раунд заканчивается. Ведущие озвучивают результаты: сколько баллов и за что заработала каждая команда. Начинается второй раунд. Предоставляется следующее слово, команды пишут к нему определение, голосуют, подводятся итоги.

Больше 7 раундов проводить не стоит, так как участники устают. Количество «длинненьких» равно количеству «маленьких» листочков (для каждой команды) равно количеству раундов и,соответственно, слов. Слова можно найти, наобум открыв толковый словарь. В конце игры проводится подсчёт баллов и «раздача слонов».

Небольшой список слов, которые можно использовать.

Фрахт – плата за перевозку груза.

Дифтонг – в языкознании: сочетание в одном слоге двух гласных звуков, не разделенных согласным.

Мантисса – вещественное число с фиксированной точкой.

Фён – сухой ветер, дующий с гор.

Амальгама – жидкий, полужидкий или твёрдый сплав ртути с другими металлами.

Имярек – слово, заменяющее чьё-нибудь конкретное имя, фамилию в значении тако1-от, тот-то.

Нивхи – народ, живущий по нижнему течению реки Амур и на острове Сахалин.

Коллаборационист – предатель, сотрудничающий с врагами своей родины.

Юкола – на Севере и Дальнем Востоке: вяленая рыба.

На выявления лидера:

Мини макси (Любой возраст.)

Ребята делятся на 2 команды и выстраиваются в 2 равные шеренги друг напротив друга. Далее дается задание: Построиться в каждой шеренге, не разговаривая по: росту; цвету глаз; алфавиту имен; размеру ноги. Какая команда выполнит каждое задание быстрее, та побеждает.

Выкинуть пальцы (Любой возраст.)

Отряд встает в круг, дается задание: не договариваясь нужно показать выкинуть одинаковую фигуру из пальцев. В итоге, ребята начинают повторять за лидером в отряде.

Подвижные игры:

Хвост дракона (Любой возраст.)

Ребята выстраиваются в колонну, каждый держит впереди стоящего за пояс. Они изображают «дракона». Первый в колонне – это голова дракона, последний – хвост. По команде ведущего «дракон» начинает двигаться. Задача «головы» – поймать «хвост», а задача «хвоста» – убежать от головы. Туловище дракона не должно распадаться, т.е. играющие не имеют права расцепить руки. После поимки «хвоста» можно выбрать новую «голову» и новый «хвост».

Кошки мышки (Любой возраст.)

Для игры выбираются два человека: один – «кошка», другой – «мышка». В некоторых случаях количество «кошек» и «мышек» может быть больше. Это делается для того, чтобы оживить игру. Все остальные играющие встают в круг, взявшись за руки – «ворота». Задача «кошки» - догнать (дотронуться рукой) «мышку». При этом «мышка» и «кошка» могут бегать внутри круга и снаружи. Играющие стоят в кругу, сочувствуют «мышке» и, чем могут, помогают ей. Например: пропустив через «ворота» «мышку» в круг, они могут закрыть их для «кошки». Или если «мышка» выбегает из «дома, «кошку» можно там запереть, т.е. опустить, закрыть все ворота. Однако опускать либо поднимать руки они могут только по сигналу ведущего (хлопок). Игра эта не проста, особенно для «кошки». Пусть «кошка» проявит и умение бегать, и свою хитрость, и сноровку. Когда «кошка» поймает «мышку», из числа играющих выбирается новая пара.

Воробьи и вороны (Любой возраст.)

На расстоянии 1-1,5 метра чертятся две параллельные линии. От них отмеряется еще 4-5 метров в разные стороны, и прочерчиваются еще две линии. Первые две линии - это линии старта, вторые - «домики». Команды выстраиваются спиной друг к другу около первых линий, т.е. на расстоянии 1-1,5 метров. Команд две, одна из них называется «воробьи», а вторая - «вороны». Ведущий встает между командами и называет слова: воробьи или вороны. Если ведущий сказал: «вороны», то вороны догоняют воробьев, которые пытаются убежать за вторую линию, т.е. спрятаться в «домик». Все пойманные воробьи становятся воронами. Если ведущий говорит «воробьи», то воробьи бегут и ловят ворон. Игра может продолжаться до тех пор, пока в одной из команд не останется играющих. Или игра идет определенное количество раз, и тогда побеждает команда, в которой больше играющих.

Белые медведи (Любой возраст.)

Выбираются два добровольца (мальчик и девочка). Они назначаются мамой-медведем и папой-медведем. Остальные участники медвежата. Взявшись за руки, родители-медведи бегают и ловят медвежат. Как только они поймали кого-нибудь, то медвежонок встает в дом (между родителями) и взявшись с ними за руки ловит остальных. Задача родителей собрать в дом всех медвежат.

Разбивки:

Кастрюля (Любой возраст.)

Выбирается два повара, они выбирают себе по одной кастрюле. Все остальные являются пельменями. Задача поваров собрать в кастрюлю всех пельменей как можно быстрее и больше. При этом кастрюли стоят на месте, пельмени бегают, а повара могут собирать пельмени и класть их в кастрюлю только по одной.

Броуновское движение (Любой возраст.)

Играющие хаотично движутся по одному, пока ведущий не скажет «По двое!» (трое или четверо). Играющие должны объединиться в пары (тройки или четверки). Не успевшие – выбывают.

Времена года (Любой возраст.)

Всем участникам на ушко говорятся разные времена года. Затем всем дается задание: собраться по командам, изображая свое время года.

Картинки на спину (Любой возраст.)

Участники закрывают глаза, ведущий проходит и рисует всем разные изображения на спине, а затем дается задание собраться командами по фигурам. Количество фигур зависит от того, на сколько команд требуется разделить отряд.

Игры перед огоньком:

Геометрические фигуры (Любой возраст.)

Дети становятся в круг, держась за руки. Ведущий предлагает ребятам построить квадрат, треугольник, пирамиду, звезду, ромб, закрыв глаза, не расцепляя рук. Участники имеют право советоваться, разговаривать вслух, искать решение в точно отведенное время. Казалось бы задание не столь сложно. Но в предложенном состоянии все-таки сделать это не так-то легко. Сначала у ребят может быть растерянность, затем они начинают искать пути решения, спорить. Кто-то обязательно будет руководить всеми. Эти «кто-то» и есть лидеры.

Можно игру провести в два этапа. Первый - построение с закрытыми глазами, затем с закрытыми глазами и в полной тишине. Между этапами попросить ребят поменяться местами.

Слепой поводырь (Средний, старший возраст.)

Описание игры: участники игры делятся на пары. Один человек закрывает (или ему завязывают) глаза: он – «слепой», второй – его «поводырь». Задача «слепого» – бродить, куда ему вздумается; задача «поводыря» – обеспечить его безопасность, голосом или прикосновениями руководя действиями «слепого», но не отбирая у него инициативы.








Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Организация пространственно-предметной среды: кабинет, пригодный в качестве игровой аудитории; свободно передвигающиеся стулья, аппаратура для показа мультимедийного материала, чистые листы бумаги, ручки или карандаши, секундомер, мусорное ведро, белая доска и к ней маркер.

Минимально необходимые требования к оборудованию: карточки для упражнения № 2 “Пересадка сердца”.

Количество времени: 45 мин.

Количество участников: 10–12 человек.

Возраст участников: 14-16 лет.

Пояснительная записка: данный тренинг используется в программе организации досуга социально-педагогической направленности объединения “Перекресток” в модуле “Курс выживания подростков” и является первой частью тренинга, рассчитанного на несколько занятий “Антистресс”. Эта программа рассчитана на два учебных года и состоит из пяти модулей: “Познай себя” (активизация процесса самопознания), “Курс выживания подростка” (профилактика аддиктивного и преступного поведения), “Какую дверь открыть?” (формирование профессионального самоопределения), “В мире людей” (формирование толерантного сознания) и “Мосты понимания” (развитие коммуникативных навыков). Подростки, вступившие в пору серьезного возрастного кризиса, сталкивающиеся при этом с валом школьных и внешкольных обязанностей, с острой нехваткой времени, часто конфликтующие друг с другом, с родителями и учителями, не имеющие достаточного жизненного опыта, чтобы владеть своими эмоциями и предвидеть последствия собственного поведения, - являются мишенью сильнейшего стресса. Этот стресс, незаметный на первый взгляд, становится постоянным фоном их жизни и разрушает их здоровье. Как часто приходится сталкиваться с раздражением, агрессивностью, вспыльчивостью или, наоборот, с замкнутостью, плаксивостью, апатией подростков. Мы привыкли списывать это на “трудный возраст”. Слыша от взрослых замечания по поводу своей лени, плохого поведения, низкой успеваемости, отсутствия интересов, дети верят в то, что они ленивые, нерадивые... и думают, что во всем виноваты сами. Часто они не обращаются за помощью, считая, что им не поверят. Иногда они просто не могут сформулировать, в чем их проблема. А между тем “результатом плохой адаптации к стрессу являются физические и психологические осложнения. Они могут носить весьма серьезный характер и преследовать детей до взрослого возраста”. Опыт, который подростки приобретут на занятии, поможет им научиться справляться со стрессом, прогнозировать результаты своего поведения, конструктивно взаимодействовать с окружающими. В занятиях в интерактивной форме дается доступный теоретический материал и прорабатываются ситуации, связанные со стрессовыми переживаниями.

Цель: профилактика депрессивных состояний в подростковой среде.

1. Актуализировать стратегии поведения в стрессовых ситуациях.

2. Сформировать навыки саморегуляции.

3. Сформировать навыки конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

Предполагаемый результат: приобрести навыки управления стрессом в жизненных ситуациях.

Структура тренинга:

1 этап

(организационный) 5 мин.

Задачи этапа:

Напомнить правила работы в группе;

Повысить эмоциональный фон группы;

Создать условия для дальнейшей работы на занятиях.

Ритуал приветствия: все хором “Всем привет!” (Слайд № 1)

Правила поведения на тренинге:

1. Один говорит – все слушают.

2. На тренинге никто не осуждается.

Снежный ком (5 мин.)

Участники группы садятся в круг.

Инструкция: “Здравствуйте. Начнем нашу работу: каждый по очереди будет называть свое имя и то, что его больше всего раздражает. Не забываем, что первый говорит свое имя и нужную причину негативного настроения (поясняя причину), затем следующий говорит сначала имя и ситуацию первого человека, а потом свою и так до конца. Последний участник сначала перечисляет всех и только потом рассказывает о себе ”.

Комментарии к упражнению: такое представление требует от участников внимательности. Это упражнение является ритуалом на каждом занятии, изменяется только тема – что позволяет участникам группы побольше узнать друг друга, а также способствует сплочению группы.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие возникли трудности в ходе данного упражнения?

2. Какие ситуации было трудно пояснить?

2 этап

(основная часть)

Теоретический блок (5 минут).

Понятие “стресс” давно и прочно вошло в повседневный обиход. Мы привыкли объяснять свои неудачи усталостью, вызванной стрессом; ежедневно выслушиваем рекомендации по борьбе с ним с экранов телевизоров; знаем, что к нему приводит обилие информации. А что же это такое - стресс?

(Слайд № 2) Стресс - негативные чувства и представления, которые возникают у людей, когда им кажется, что они не в состоянии справиться с требованиями ситуации.

Знаменитый канадский исследователь Ганс Селье рассматривал стресс как реакцию на изменение обстоятельств.

В 1960-х годах американскими психологами Холмсом и Рейхом была разработана шкала перемен, оказывающих стрессовое воздействие на человека. (Слайд № 3). В соответствии с этой шкалой, в которой более 40 позиций, смерть близкого человека соответствует 100 баллам, развод - 73, болезнь или травма - 53, изменение состояния здоровья у одного из членов семьи - 44, начало или окончание учебы в школе - 26, смена школы - 20, отпуск или каникулы - 13 и т.д.

А сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем в интересную игру.

Упражнение № 1

“Чепуха” (5 мин.)

Задачи упражнения:

Способствовать развитию творческого потенциала,

Эмоциональный разогрев.

Участники садятся в круг.

Инструкция: “Каждый участник получает лист бумаги и пишет на нем ответ на вопрос преподавателя, после чего загибает лист таким образом, чтобы его ответ не был виден, и передает своему соседу. Тот письменно отвечает на следующий вопрос, вновь загибает лист, передает дальше и т.д. Когда вопросы закончились, каждый участник разворачивает лист, читает записанные на нем ответы.

(Слайд № 4) Перечень вопросов:

  1. С кем?
  2. Чем занимались?
  3. Как это происходило?
  4. Что запомнилось?
  5. И что в итоге получилось?

Комментарии к упражнению: внешне упражнение напоминает шутку, однако получившиеся тексты иной раз оказываются весьма неожиданными и заставляются задуматься над теми проблемами, которые значимы для участников.

Вопросы для обсуждения: подробно обсуждать эту процедуру необходимости обычно нет. Достаточно попросить участников высказаться, какой из получившихся текстов показался им наиболее интересным и чем именно.

Теоретический блок (5 минут).

Ведущий говорит участникам о том, что стресс, как правило, сопровождается негативными эмоциями, такими как злость, страх, грусть, и негативными состояниями, такими как раздражение, беспомощность, апатия. Можно попросить участников привести примеры из своего опыта. Подводя итог, ведущий подчеркивает, что никому не нравится переживать эти эмоции и состояния, однако в природе нет ничего лишнего. Каждая эмоция выполняет определенную функцию и зачем-то нужна.

(Слайд № 4) Ведущий подводит итог обсуждения. Выводы высвечиваются на экране. Примерные варианты выводов:

– злость - мобилизует нашу энергию, позволяет защититься;

– страх - сигнализирует об опасности;

– грусть - побуждает нас задуматься;

– апатия - дает “передышку”, позволяет отстраниться от ситуации, взглянуть на нее со стороны.

Но так как у нас злиться пока не на кого, мы поиграем в следующую игру.

Упражнение № 2

“Пересадка сердца” (15 мин.)

Задачи упражнения:

Развитие толерантности при ответственном выборе,

Развитие саморегуляции эмоционального фона в стрессовой ситуации во время принятия ответственного решения.

Инструкция: “Разделитесь на группы. Представьте себе, что вы бригада хирургов, которой предстоит сделать операцию по пересадке сердца. У вас есть одно донорское сердце на 10 человек и 10 минут на принятие решения, кого именно вы будете оперировать. Решение должно быть принято единогласно, в противном случае операция не состоится, и пациенты могут погибнуть.

Каждая подгруппа получает список кандидатов на операцию.

Список кандидатов:

  1. Бывший чемпион, 28 лет. Защищал честь страны. Мастер спорта международного класса. Пострадал в автомобильной аварии в состоянии алкогольного опьянения. Холост.
  2. Женщина, 52 года. Мать пятерых взрослых детей.
  3. Священник, 27 лет.
  4. Мужчина, 40 лет, отец двоих детей. Бывший сотрудник КГБ, бывший депутат, сейчас бизнесмен.
  5. Девочка, 5 лет. Задержка психического развития.
  6. Студент, 20 лет, депрессия, две попытки суицида.
  7. Мужчина, 48 лет, врач-онколог, ученый, разрабатывает лекарство от рака. Близок к решению проблемы. Гомосексуалист.
  8. Женщина, 25 лет, мать одного ребенка, ВИЧ-инфицирована.
  9. Женщина, 30 лет, работница коммерческого секса.
  10. Мальчик, 8 лет, единственный ребенок в семье, болен диабетом.

По окончании обсуждения каждая подгруппа озвучивает свое решение и аргументирует его”.

Вопросы для обсуждения: Пожалуйста, ответьте на три вопроса: Легко ли было принимать решение? Что повлияло на принятие решения? В чем вы видите смысл упражнения?

Резюме тренера.

При выборе кандидата на операцию вы руководствовались разными аргументами. Было видно, что вы старались быть справедливыми. И все-таки, может быть, невольно, вы поставили “оценку” каждому человеку. А ведь врачи не имеют права ставить моральные оценки. Они руководствуются совсем другим. Их выбор в данном случае будет основан на совместимости донорского органа и реципиента.

Принятие решения должно быть основано на объективных фактах, а не социальных оценках.

Также бывает в жизни. Мы хотим быть справедливыми и при этом забываем, что не вправе судить других людей. Нам могут не нравиться их поступки, их стиль жизни. Мы даже можем решить, что не хотим дружить с ними, но мы не можем судить их.

Если нам не нравятся их привычки, мы будем вести себя по-другому. Если нам не нравится, как человек строит свою жизнь, мы будем строить свою жизнь по-другому. Но это нам не нравится. А они имеют право.

Когда мы принимаем решение, мы не должны принимать на себя роль судьи. Решения всегда лучше принимать, исходя из объективных обстоятельств, оставаясь терпимыми и толерантными к разным людям.

Теоретический блок (5 минут).

(Слайд № 6). Ситуации, подобные той, которую мы рассмотрели, к сожалению, часто вызывают конфликт. Давайте рассмотрим это понятие. Ведущий дает определение: “Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов”.

Участники обсуждают, возможно ли в жизни полностью избежать конфликтов; если между друзьями возникает конфликт, значит ли это, что дружбе пришел конец.

Ведущему на заметку. Необходимо, чтобы участники поняли: конфликты являются неотъемлемой частью повседневной жизни людей. При кажущейся на первый взгляд негативной окраске, конфликты часто приводят к созиданию нового, более совершенного способа взаимодействия. Участникам предлагается найти доказательства или опровергнуть утверждение “В споре рождается истина”.

Дается определение понятию “компромисс”, которое также помещается на доску или в центр круга: “Компромисс - это соглашение на основе взаимных уступок”.

Необходимо особо подчеркнуть, что компромисс возможен, если обе стороны проявляют стремление разрешить конфликт мирным путем, в противном случае конфликт может привести к разрыву отношений, к ссоре.

Следует сказать участникам: для того чтобы конструктивно решать конфликты или не допускать их развития, в серьезных областях взаимодействия людей созданы различные правила. Предложить подумать, какие существуют правила на случай конфликтов между: пешеходами и водителями (правила дорожного движения); покупателями и продавцами (правила торговли); работодателями и работниками (должностные инструкции) и т.п. Подчеркнуть, что правила решения житейских конфликтов между близкими людьми (родственниками или друзьями) тоже существуют.

(Слайд № 7) “Беспроигрышный метод решения споров”

1. Выясните как можно точнее, в чем именно дело, какова причина разногласий.

2. Постарайтесь найти максимальное количество вариантов решения конфликта.

3. Дайте оценку всем вариантам и выберите тот, что максимально соответствует интересам всех сторон конфликта, договоритесь действовать в соответствии с ним.

4. Обязательно следуйте достигнутым договоренностям.

5. Обсудите, что вы предпримете, если дела пойдут не так, как вы хотели.

Упражнение № 5 “Мусорное ведро” (5 мин.)

Задачи упражнения:

Повышение эмоционального фона группы;

Профилактика депрессивных состояний.

Инструкция: “Участникам раздается бумага и ручки, а также дается время на то, чтобы они нарисовали или написали все, что их раздражает в большой степени. Дается не более 5 минут”.

После чего по желанию участники могут рассказать что они изобразили или написали на своих рисунках. Затем посередине круга ставиться мусорное ведро, участникам предлагается порвать на маленькие кусочки свои листы бумаги так, чтобы не осталось ни одного целого слова или картинки и выбросить в мусорное ведро.

3 этап (заключительный)

(5 мин.)

Рефлексия.

Участники сидят в кругу. Педагог подводит итог занятия: перечисляются новые понятия и приобретенные навыки.

Каждый участник по часовой стрелке делится своими впечатлениями, эмоциями о пройденном тренинге и прощается.

Ритуал прощания.

Все хором “Всем до скорого” (слайд № 8) .

Литература

  1. Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. – СПб.: Питер, 2008. – 190 с.
  2. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: Речь, 2008. – 336 с.
  3. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2008. – 192 с.
  4. Родионов В., Ступницкая М., Ступницкая К. Антистресс. // Школьный психолог, № 20-24, 2005 г.; № 1, 2006 г.

Право существует в обществе, состоящем из различных слоев, групп, интересы которых неодинаковы, а порой и противоречивы. Правовые нормы поддерживают общественные интересы. Право необходимо человеку не только тогда, когда возникает юридический конфликт, оно важно для созидательной, творческой деятельности, защиты личности его здоровья. В ходе деловой игры "ТРАНСПЛАНТАЦИЯ СЕРДЦА" учащиеся решают задачу реализации естественного права - права на жизнь. Игра проводится при изучении темы "Естественное и позитивное право", вызывает у старшеклассников всегда живой интерес и дискуссию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК – ПРАКТИКУМ ПО КУРСУ ПОЛИТИКА И ПРАВО 11 класс

Тема урока : РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА

Форма урока : Деловая игра (интерактивный метод)

Цели: 1.Закрепление понятия «естественное» и «позитивное» право;

2. Умение применить нормативно – правовую основу для доказательства своего мнения, отводя на 2-й план эмоциональные и психологические аспекты.

3. Развитие коммуникативных компетенций учащихся.

Оборудование урока : Карта – задание, карта – выдержка из Конституции РФ (глава II «Права и свободы человека и гражданина», статьи 17-20, 38,41,45,55,60,64), Критерии для выбора пациента для пересадки сердца

2. «Право» (основы правовой культуры) Певцова Е.А. «Русское слово – РС », 2006 – 176с.

Ход урока

Мотивация темы учителем:

Девизом нашего сегодняшнего урока может стать латинское выражение: «Наивысшее право нередко является наивысшей несправедливостью».

Вспомним, что такое право.

ПРАВО – это система общеобязательных правил поведения, которые выражены в источниках, установлены или санкционированы государством, охраняются им, их нарушение порождает юридическую ответственность.

На протяжении многих веков право понимали по – разному. Еще мыслители Античности (Сократ, Аристотель и другие) и Средневековья (Аквинский) придерживались мнения, что существует и естественное и позитивное право. Окончательно данная теория сложилась в XVIII веке, ее поддержали Руссо, Монтескьё, а в России – Соловьев, Радищев и другие мыслители.

право

Позитивное право

Естественное право

На доске - схема, в которой надо поставить 2 вида прав и дать им определение.

Естественное право – совокупность ценностей и идеалов, которые не могут быть отняты у людей в силу того, что подарены природой.

Позитивное (объективное) право – это система юридических норм, установленных государством и выраженных в форме законов и подзаконных актов.

Право существует в обществе, состоящем из различных слоев, групп, интересы которых неодинаковы, а порой и противоречивы. Правовые нормы поддерживают общественные интересы. В них обозначены ценности, к достижению которых стремятся люди. Право обеспечивает порядок в общественных отношениях. В последнее время на первое место выдвигаются такие факторы, как достоинство человека, безопасность государства и личности. Право необходимо человеку не только тогда, когда возникает юридический конфликт, оно важно для созидательной, творческой деятельности, защиты его здоровья.

Вот и сегодня мы будем участниками будничного решения проблемы, которая связана с жизнью человека и его здоровьем.

Вы станете участниками деловой игры.

Суть игры: Вы знаменитые врачи – кардиохирурги, работающие в Центре по пересадке сердца. В настоящее время в клинике находятся несколько пациентов в состоянии средней тяжести - это означает, что они могут ждать пересадки еще две – три недели. Но есть только одно донорское сердце, которое пригодно для пересадки каждому из пациентов. Вы – врачи должны решить, кому будет проводиться следующая операция, формулируя по предложенному алгоритму критерия свой выбор.

Учитель: информирует по задачам, ходу и результатам игры,

распределяет пациентов в порядке предложенного списка. Учащиеся должны, по условиям игры, доказать, что именно их пациент достоин на первоочередную операцию. (10 минут)

Учащиеся работают с пакетом документов: 1. карта – задание «Трансплантация сердца»; (Приложение №1)

2. Конституция РФ (выдержки) (Приложение №2);

3.Карта « Критерии выбора пациента для пересадки сердца» (Приложение №3).

Работа в паре (или мини группе): «врачи» должны обсудить между собой и позже – озвучить свое мнение.

Выслушиваются на «заседании медконсилиума» доводы всех групп. Комиссия экспертов заполняет рейтинговую таблицу по ходу консилиума и решает, кто из докторов был более убедителен и отстоял право своего пациента на первенство операции, кто из пациентов будет оперирован.

Идет обсуждение. Учитель не влияет на обсуждение, не вмешивается в разговор, только фиксирует для себя, о чем надо будет поговорить позже с учащимися, на какие проблемы обратить внимание, отметить позитивные и негативные моменты, проявившиеся в ходе игры. Учитель следит за эмоциональным фоном игры. (20 минут)

Итог урока.

Правильность решения: пациент под №1 живого списка поступления в Центр по пересадке сердца имеет право на операцию.(Конституция РФ, ст. 20)

Приложение№1

ИГРА « ТРАНСПЛАНТАЦИЯ СЕРДЦА»

Вы - знаменитые врачи – кардиохирурги, работающие в Центре по пересадке сердца. В настоящее время в клинике находятся несколько пациентов в состоянии средней тяжести - это означает, что они могут ждать пересадки еще две – три недели. Но есть только одно донорское сердце, которое пригодно для пересадки каждому из пациентов. Вы – врачи должны решить, кому будет проводиться следующая операция и сформулировать критерий, по которому сделали свой выбор.

Список пациентов, поступивших в Центр по пересадке сердца

  1. Девочка, 10 лет. Умственно отсталая. Страдает ДЦП.
  2. Мужчина, 29 лет. Бизнесмен. Попал в катастрофу, в состоянии алкогольного опьянения. Может оказать клинике финансовую помощь.
  3. Женщина, 62 года. Мать шестерых детей.
  4. Мужчина, 33 лет. Руководитель религиозной секты.
  5. Женщина, 20 лет. Студентка. Неоднократно пыталась покончить жизнь самоубийством.
  6. Мужчина, 42 года. Югослав. Строительный рабочий. Получил травму во время работы в России.
  7. Женщина, 49 лет. Врач – онколог, разрабатывает новые средства лечения раковых опухолей.
  8. Мужчина, 37 лет. Заместитель министра финансов, еврей. Отец двоих детей.
  9. Женщина, 22 года. Спортсменка, золотая медалистка, член олимпийской сборной.
  10. Мужчина 31год. Милиционер, ранен во время задержания особо опасного преступника. Отец. Беременная жена.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ВЫДЕРЖКИ )

ГЛАВА 2. СВОБОДЫ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Статья 17

1.В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с настоящей Конституцией. 2.Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. 3.Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 18

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 19

1.Все равны перед законом и судом.

пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного 2.Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностногоположения, места жительства и отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также другим обстоятельствам. Запрещается любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3.Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и возможности для их реализации.

Статья 20

1.Каждый имеет право на жизнь.

2.Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассматривание его дела с участием присяжных заседателей.

Статья 38.

1.Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2.Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

3.Трудоспособные дети, достигшие18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья 41

1.Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно - эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Статья 45

1.Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2.Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Статья 55

1.Перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав, и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 60

1.Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

КАРТА « КРИТЕРИИ ВЫБОРА ПАЦИЕНТА ДЛЯ ОПЕРАЦИИ»