Развитие речи. лексическая тема "деревья и кустарники"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «СОЗВЕЗДИЕ»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

План-конспект конкурсного занятия на тему:

«Деревья. Строение дерева».

Возраст детей: 6-7лет.

Количество детей в группе: 10 человек.

Тема: «Деревья. Строение дерева.»
Цель: Формировать у детей представление о дереве. Познакомить детей с многообразием деревьев. Расширить познания детей о строении дерева.
Задачи: - Обучающие.

Расширять знания детей о деревьях: особенности строения деревьев, их отличия друг от друга, свойства деревьев - меняться в зависимости от времени года.

Формировать способность детей к диалогической речи.

Расширять представления детей о строении деревьев (ствол, ветки, корень);

-Развивающие.
развивать внимание, творческое начало, логическое мышление, умственную операцию «обобщение», мелкую моторику рук.

Воспитывающие. воспитывать у детей потребность в общении с природой, воспитывать любовь к родной природе, желание любоваться окружающим миром,

воспитывать эстетическое восприятие мира природы.

Рассматривание серии картинок «Деревья», чтение художественной литературы о лесе и деревьях, беседа: «Мы – друзья леса».

-Оборудование и ТСО.

- сюжетные картинки с изображением строения дерева, дидактические игры, картинки деревьев, презентация по теме, пазлы на каждого ребёнка на тему: «Деревья.»

Методы: Практические, наглядно-образные, словесные, практические методы.

Связь с другими предметами: Развитие речи, окружающий мир.

Вид занятия: Практическое занятие.

Форма работы: Групповая, индивидуальная

Элементы технологии : личностно-ориентированной, игровой,

здоровьесберегающей и информационно-коммуникационной.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к занятию.

2.Основная часть.

Педаго г:-Здравствуй, лес!

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою.

Ночью темной, грозовою,

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь, мы свои.

Педагог: -О чем это стихотворение?(о лесе.)

Из растений леса получают всевозможные лекарства.

Лес – это дрова, топливо. (Можно использовать вместо дров, уголь ит. д)

топливо).

Лес снабжает человека пищей – грибами, ягодами, орехами, - мясом зверей

Для зверей и птиц - лес не только кормилец, но и дом родной.

Жаль, что каждый вертолет на всего один полет. (Клен.)

4 .Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Елка.)

Педагог: -Какие вы молодцы, все загадки угадали, все свои деревья достойно представили. А теперь, приглашаю всех на просмотр презентации по нашей теме.(Просмотр презентации на тему: «Дерево. Строение дерева.»

Дети, а для кого лес, с его многообразием деревьев, еще является домом? (Для зверей и птиц.) Да. Какие звери живут в лесу? А какой зверек живет в дупле? (Белка). Какие звери живут в норках? (Ёж, лиса, мыши. ) Какие птицы живут в лесу? (Дятел, синичка, тетерев, кукушка, сова.) Лес – это не только дом для зверей и птиц, но и зеленый наряд земли. В лесу всегда чистый воздух, очень красиво, растут лекарственные растения, орехи, грибы и ягоды. Лес – это наше богатство!

4.Итог .

Как вы думаете, какую пользу приносит лес? (ответы детей)

поглотить 2 кг углекислого газа, а за 1 год выделить около 10 тонн кисл

Дидактическая игра «Правила друзей леса».

Педагог :- мы должны проявлять любовь и заботу ко всем обитателям лесного царства, беречь и любить окружающую нас природу.

У каждого из вас на столе лежит 1лист круглой формы с красной рамкой - придумайте знак, что нельзя делать в лесу.(Дети придумывают запрещающие знаки)

Выставка детских запрещающих знаков. Похвала и поощрение.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ".

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: шиповник, смородина, малина, барбарис, боярышник, шипы, комочки, гроздья, ягоды, осина, рябина, липа, яблоня, ель, сосна, береза, почки, ветки, ствол, листья, плоды, семена, сережки, крона, верхушка, кора, корни, шишки.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: белоствольная, стройная, высокая, низкое, изящная, красивая, большое, резные, березовые, еловые, шуршащие, шершавая, ветвистое, вечнозеленое, развесистая, маленькие, зеленый, желтый, красный, колючий, гладкий, круглый, продолговатый, сладкие, кислые, зрелые, горькие, твердые, мягкие, сочные, полезные, лекарственные.

ГЛАГОЛЫ: колется, растут, стоят, колышутся, опадают, зреют, качается, сорвать, собирать, цветет, украшает, летят, осыпается, шумят, садят, дрожит, поливать, удобрять, защищать.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОБРАЗОВЫВАТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:
Береза – березовый.
Ель – еловый.
Рябина – рябиновый.
Сосна – сосновая.
Осина – осиновый.
Смородина – смородиновый.
Липа – липовый.
Яблоня – яблоневый.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПИСЫВАТЬ ДЕРЕВЬЯ (КУСТАРНИКИ) ПО ВОПРОСАМ:
Как называется это дерево?
Дерево или кустарник?
Какое оно по величине?
Где чаще всего растет?
Из каких частей состоит?
Какой у дерева ствол? (толстый, тонкий, высокий, низкий...)
Какая у дерева кора? (темная, светлая, гладкая, шершавая...)
Какой формы листья? (круглые, овальные, резные, вытянутые, иголки...).
Какую пользу может принести людям?
Как изменяется в разные времена года?
Что можно сделать из этого дерева?
Почему люди сажают деревья на улицах города?

ОТЛИЧАТЬ ДЕРЕВО ОТ КУСТА ПО ПРИЗНАКАМ:
Взрослое дерево выше куста.
У дерева один ствол.

РАССКАЗ ПРО БЕРЁЗУ.
Это береза. У нее белый, тонкий, стройный ствол. На ветках листья округлой формы. Питается береза с помощью корней. Береза - это большое лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым. Из коры березы делают различные поделки. Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. Зеленой береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом.

Все растения можно разделить на три группы: деревья, кустарники и травы. Деревья - это самые крупные и самые долгоживущие представители живой природы.Они бывают высотой с десятиэтажный дом.
Дерево состоит из трёх основных частей.
Корни удерживают его в земле и всасывают воду и минеральные соли из почвы.
Ствол и ветки разносят сок и поднимают листья к солнцу. Дерево становится выше и шире за счёт роста побегов и веток на верхушке.
Стволы всех деревьев покрыты корой, которая защищает нежную внутреннюю часть дерева от высыхания и различных повреждений.

Деревья бывают лиственные и хвойные.
Лиственные деревья осенью сбрасывают листья, а весной листочки появляются снова. К лиственным деревьям относятся ива, липа, клён, дуб, берёза, тополь.

У хвойных деревьев вместо листьев - длинные тонкие иголочки, которые называются хвоинками, и они их осенью не сбрасывают, а остаются с хвоинками весь год. Весной у хвойных деревьев наряду со старыми хвоинками появляются новые молодые хвоинки. Вот почему хвойные деревья всегда зелёные. К хвойным деревьям относятся пихта, ель, сосна.

Кустарники похожи на маленькие деревья, но отличаются от них тем, что имеют не один толстый ствол, как у дерева, а несколько тонких стволиков, соединяющихся вместе у основания.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДЕРЕВЬЯ, ПОЛЬЗА ОТ ДЕРЕВЬЕВ:
Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:
Какие деревья вы знаете?(Лиственные и хвойные).
Где растут деревья?
Какие бывают леса?
(Если в лесу растут сосны и ели, то этот лес - хвойный.
Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес - лиственный.
Если в лесу растут ели, берёзы и дубы, то этот лес смешанный.
Если в роще растут берёзы, то это берёзовая роща.
Если в роще растут дубы, то это дубовая роща.
Если в роще растут клёны, то это кленовая роща.)
Почему они так называются?
Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, листья (хвоя), крона, плоды.)
Отличаются ли деревья от кустарников? Чем?
Деревья живые или неживые?
Кто (или что) им помогает расти?

ИГРА "ЧЬИ ПЛОДЫ?"
Жёлуди растут на … дубе;
грозди рябины растут на – рябине;
яблоки растут на – яблоне;
серёжки растут на – березе, ольхе;
круглая шишка на – сосне;
длинная шишка на – ели. И т. д.

ИГРА "НАЗОВИ ЛАСКОВО".
Ель – ёлочка.
Сосна – сосенка.
Береза – березка.
Иголка – иголочка.
Ветка – веточка.
Шишка – шишечка.

ИГРА «УГАДАЙ, ПРО КАКОЕ ДЕРЕВО Я ГОВОРЮ?"
Стройная, кудрявая, белоствольная…(береза)
Грустная, печальная, плакучая…(ива)
Стройная, зеленая, колючая…(ель)
Крепкий, могучий, развесистый… (дуб).

ЧТЕНИЕ РАССКАЗА.
У дома росла ель. На ели были шишки. Лена собирала шишки в мешок. Лена дала шишки маме. Мама сделала из шишек игрушки.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ.
Где росла ель?
Что сделала мама из шишек?
Какие бы вы игрушки смогли сделать из шишек?

ПЕРЕСКАЗ

ЗАГАДКИ О ДЕРЕВЬЯХ:

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)

С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)

Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок. (Лиственница)

Весной зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы. (Рябина)

Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)

Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)

Ее в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.(Ель)

Летом - снег! Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Пух с тополя)

Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)


Изучаем деревья. Я подготовила материал для цикла из 3-4 занятий рассчитанный на детей от 3 лет, делюсь с вами.

Я опробовала несколько подходов к предоставлению информации о деревьях для Яны. Ей сейчас 3,5 года и интерес к подобной информации вызвать достаточно сложно. Привожу для вас конспект самого удачного, на мой взгляд, варианта знакомства с деревьями для маленьких детей:

Детям о деревьях | Конспект занятий по изучению деревьев с маленькими детьми

  1. Планирование. На этапе планирования выбираем несколько объектов (деревьев) для подробного знакомства. Я остановилась на 4-х. Думаю, изучая в год по 4-5 деревьев, к школе можно сформировать хорошую базу знаний. Для изучения можно взять популярные деревья. Мне этот вариант не подошел, так как дубы и березы в нашем городе единичное явление и знакомить с ними трехлетку занятие сомнительное. Ёлочку и её способность круглый год оставаться зеленой Яна уже отлично знает.

    Самые популярные деревья


    Я для изучения выбрала деревья, которые наиболее часто встречаются в окрестностях нашего дома:

    Деревья, часто встречающиеся в городском озеленении


    Стыдно признаться, но до последнего времени я сама не знала названий этих деревьев, за исключением тополя. Думаю, я не одна такая, поэтому написала небольшой ликбез, по опознаванию экземпляров этого списка (ликбез читайте ниже). После определения списка изучаемых деревьев, планируем цикл тематических прогулок с беседами о деревьях и поиском заданного дерева. При первых знакомствах с деревьями за одну прогулку лучше прорабатывать 1-2 дерева. Мы первую прогулку провели по вязу, вторую по клену, третью по тополям. Следующая прогулка будет по всем деревьям вместе.
  2. В ходе прогулки находим и показываем экземпляры заданного рода деревьев:

    2.1. Если есть желание можно напечатать карточки с листьями деревьев и вооружить ими ребенка для поиска по образцу. Фотографии листьев, которые мы нашли на прогулке, я разместила по ссылке ниже.

    2.2. Объявляем ребенку о поисках заданного дерева в разном возрасте. Обращаем внимание, что с возрастом у дерева увеличивается его высота, длинна и диаметр — «толщина» ствола. Первоначально находим сами один экземпляр дерева и объясняем его возраст (без конкретики, ограничимся маленький, молодой, взрослый, старенький). Я при этом провожу аналогии. Показывая молодые ростки, можно их сравнивать с малышами. Рядом растущие, взрослые деревья можно объявлять родителями дерева-малыша. В этом случае ребенка можно попросить найти маму или папу маленького ростка или наоборот малышей крупных деревьев. В целом у нас стоит задача продемонстрировать ребенку разнообразие размеров дерева в зависимости от возраста: маленькие деревца — ростки или деревья — подростки высотой около двух метров, взрослые деревья разного размера и деревья гиганты.

    2.3. Акцентируем внимание на текущих изменениях у деревьев связанных с временами года. Рассказываем (или напоминаем) как дерево изменяется в течение года. Разглядываем какого цвета листва на дереве. Ищем на земле опавшие листья и обсуждаем их цвет и состояние (начинающие желтеть, пожелтевшие, но еще не засохшие, сухие). Из листьев разной степени зрелости можно выложить последовательность.

    2.3. Находим различные варианты формирования кроны (естественное формирование и деревья со стрижкой).

    Длительность беседы и поисков должна зависеть от интереса ребенка. Если ребенок «включился» в поиски и активно находит экземпляры заданного рода, можно побегать от дерева к дереву 15-30 минут. Если ребенка тема особо не заинтересовала, 10 минут достаточно.

  3. После каждой прогулки демонстрируем видеокадры ускоренной съемки развития дерева, предложенные ниже. Если вы запланировали цикл бесед из 3-4 прогулок, в итоге у вас получится 3-4 просмотра одних и тех же видеороликов. Для детей важны повторы, они позволяют лучше понять и усвоить материал.
  4. После просмотра видео можно переходить непосредственно к решению заданий комплекта. Задания лучше поделить на количество планируемых прогулок. Например, так: складывание последовательности, сбор пазла с цифрами, раскрашивание или «дорисовывание».

Детям о деревьях | Состав комплекта заданий


Детям о деревьях |Ссылки на полезные видеоматериалы

Делюсь полезными ссылками на видеоматериалы с youtube. Ви део с ускоренной съемкой длительных процессов, таких как жизненный цикл растений, поможет понять суть происходящего ребенку значительно лучше, чем все задания вместе взятые:

Рост дерева ускоренная съемка:

Рост дерева качественная познавательная анимация:

Ликбез по опознанию деревьев | Незнакомые знакомцы — вяз, американский (ясенелистный) клен, тополь серебристый (белый)

  • Вяз. В одном из источников я видела, что вяз используется в 70% от общего объема для озеленения городов. Не буду вдаваться в подробности характеристик дерева, так как это не поможет вам идентифицировать его визуально. Просто посмотрите на пару кадров, которые позволят вам узнать это дерево максимально быстро. Обратите внимание, что вязы могут быть самой разной формы. Некоторые вязы достигают высоты тополей, некоторые остаются небольшими кустарниками. Они являются отличным материалов в ландшафтном дизайне и узнать их при этом можно только по форме листьев.

    Литья на ветках вяза расположены достаточно симметрично. После стрижки симметричное расположение листьев становится незаметным.

  • Клен ясенелистный (американский) . Еще одно очень распространенное дерево на городских улицах. Крона американского клена разнообразна и подвергается формированию, поэтому фото дерева в полный рост в процессе идентификации мало поможет. Сейчас в городских пейзажах можно встретить живые изгороди из американского клена. При свободном росте американский клен вырастает до 10-15 метров высотой. Часто его побеги становятся сорняками на близлежащих участках. Привожу ряд фото для опознания:


    Клен ясенелистный после формирования. Клены формируют редко, поэтому найти аккуратно сформированный клен достаточно сложно. Выкладываю, что попалось в объектив, но знайте, что можно встретить ясенелистные клены в форме идеальных шаров и живых изгородей.

    Из этого кадра можно видеть, что форма крон вязов и ясенелистных кленов достаточно произвольная и по ней сложно определить род дерева. Крупные ясенелистные клены достигают высоты третьего этажа (до 21 метра). Крупные вязы чаще достигают высоты 5 этажа (около 30 метров). Самые крупные экземпляры могут вырасти 40-45 метров. Крупные тополя вырастают высотой 40-45 метров. Самые крупные могут вырасти до 60 метров.

  • Тополь серебристый (белый) . Сейчас появляется все больше модификаций тополей: пирамидальный, серебристый и т.п. Листья серебристого тополя с лицевой стороны имеют глянцевый блеск, а с внутренней стороны светлую бархатистую фактуру. Крупные листья серебристого тополя по форме напоминают листья клена, небольшие — листья осины. Из моих наблюдений, более крупные листья имеют более резные края. Из приведенных ниже экземпляров, нижний правый лист самый крупный, он практически в 2 раза крупней других. Серебристые тополя зачастую имеют крону пирамидальной формы.

    Слева сверху — лист обычного тополя. Три другие листа с одного экземпляра дерева — серебристого тополя. Сверху справа — маленький лист серебристого тополя. Я его масштабировала, чтобы было хорошо видно рисунок прожилок и текстуру. Он очень похож на лист осины. Снизу справа расположен крупный лист серебристого тополя. Его размер около 15 см. и он очень похож на лист клена. Масштаб листьев на фото не соблюден.

Надеюсь, после этого ликбеза вы сможете идентифицировать деревья своего двора и научить этому своих детей.

Детям о деревьях | В завершении

Еще один важный момент — печать материалов. Когда-то я печатала материалы в фотолаборатории Netprint. Затем я пришла к выводу, что фотобумага не самый лучший вариант для занятий с детьми. Она быстро теряет внешний вид, а печать обходится недешево. В этом году я для себя открыла ламинирование. Я купила пачку пленки для ламинирования формата А4 толщиной 75 мкм. Во-первых, после ламинирования картинка становится тверденькой, практически неубиваемой, во-вторых, расходы значительно сократились.

Пленку для ламинирования я покупала А4 толщиной 75 мкм такую — my-shop . Этот вариант оказался самым дешевым из А4 в каталоге. Толщина пленки 75 мкм в заламинированном состоянии отлично держит форму листа бумаги и прочность такого заламинированного бумажного документа становится аналогичной качественному картону. Если того варианта не окажется в наличии можно обратить внимание на пленку того же производителя с толщиной 100 мкм my-shop .

Расчеты расходов. Так как принтер я все еще не купила, то печать 1 листа в цвете мне обходится в 10 рублей (если, конечно, не выручают знакомые). Плюсуем стоимость 1 пленки для ламинирования — 6 руб. 4 коп. Получаем 16 руб. 4 коп. за цветной неубиваемый лист А4! В то время как фотопечать листа А4 стоит около 45 рублей и больше за лист и является значительно менее прочным вариантом . За цветную очень прочную карточку формата 10 на 15 соответственно получаем около 4 рублей. Если у вас есть цветной принтер, печать обойдется еще дешевле.

Пара слов о ламинировании. Оказывается, ламинировать можно обычным утюгом. Главное запастись специальной пленкой. При ламинировании утюгом выбирайте низкие температуры. Я ставлю регулятор температуры на 1,5 единицы (это примерно 1/4 от возможного температурного диапазона моего утюга). Качество ламинирования утюгом зависит от опыта и абсолютно идеальным быть не может. Иногда получаются бугорки, складочки. Также будьте готовы к микроцарапинам от подошвы утюга, они неизбежны при таком типе ламинации. При первом ламинировании обычно случается неудачи. Для идеального ламинирования необходим ламинатор. Я на данный момент приноровилась ламинировать утюгом, так как объемы у меня небольшие. С выходом из декрета я больше стала покупать готовых материалов (игр, развивающих пособий). Для небольшого объема развивающих материалов ламинирования утюгом вполне достаточно. Еще я приобрела фигурный степлер для уголков c Ali , чтобы закруглять уголки. В эксплуатации он не очень удобен, карточки, ламинированные пленкой 75 мкм, берет только при сильном нажатии, но стоит он копейки, в отличии от других.

Еще одна рекомендация для проработки темы с дошкольниками — книга «Кто живет в лесу» (Labirint , my-shop , ozon) из серии «Что? Зачем? Почему?». В один из моментов, когда я рассказывала о деревьях, Яна принесла её и начала мне рассказывать по памяти о том, как видоизменяются деревья в зимний период с демонстрациями соответствующих картинок из книги. Впрочем, эта книга в серии не исключение, вся серия «Что? Зачем? Почему?» (labirint , my-shop , ozon) просто чудесная и снова появилась в продаже. Похоже пора делать очередной набег. Кстати, кодовые слова для Лабиринта я выписываю .

На этом сегодня у меня все. Спасибо за внимание!

Если Вам понравился комплект заданий, конспект занятий или вообще что-нибудь в моем блоге 😀 прошу разместить ссылку на него в социальных сетях, на любимом форуме общения на детские темы или рассказать о нём своим подругам. Также буду рада комментариям об использовании материалов.

Возможно Вам будут интересны следующие статьи блога:

  • (скачай, напечатай и играй);

Программное содержание:

  • Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа, расположению хвоинок на ветке).
  • Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (осину к осиннику, ель - к ельнику и т.д.).
  • Развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать связную речь у детей.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Способствовать формированию коммуникативных навыков. Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.

Предшествующая работа:

  • наблюдения за елью, сосной в уголке леса на территории ДОУ;
  • чтение литературы природоведческого характера; разучивание стихов о природе;
  • рассматривание иллюстраций о лесе;

Словарная работа:
березовая роща, березняк, осинник, ельник, сосняк, сосновый бор; хвойный лес, лиственный лес; белоствольная; хвоинки, хвоя.

Материалы к занятию:

  • ветки березы и осины, ели и сосны в вазах с водой;
  • иллюстрации с изображением березовой рощи, осинника, ельника, сосняка в разное время года;
  • хвоя сосны и ели в тарелочках;
  • шишки сосны и ели в контейнерах;
  • иллюстрация с изображением сосновой ветки с шишками;
  • мяч для игры;
  • раздаточные карточки с изображением одиночных деревьев: березы, осины, ели, сосны.

Ход занятия:

Сегодня у нас будет необыкновенно интересное занятие. А знаете почему? Потому что я получила письмо-приглашение в лес.

А вы сможете объяснить, что означает слово лес?

«Лес – это место, где растет много разнообразных деревьев (каких?), живут различные дикие животные, растут грибы и ягоды. В лесу мало солнечного света т.к. в нем растет много деревьев».

А вы знаете какие-нибудь пословицы о лесе?

«Лес-богатство и краса, береги свои леса»

«Враг природы тот, кто леса не бережет»

«Много леса не губи, мало леса береги, нет леса - посади»

А кто хозяин леса?

Молодцы, но прежде чем отправиться в лес, что мы должны вспомнить?

Правильно, правило поведения в лесу.

1. Не будем ломать ветки деревьев, не будем на ней царапать слова.

2. Не будем рвать цветы, а будем ими любоваться.

3. Не будем срывать незнакомые ягоды и грибы, и не будем вырывать их с корнем.

4. Нельзя шуметь, нельзя обижать животных.

Хотите послушать сказку про деревья?

“Жили – были деревья – подружки:

Елка – Зеленушка.

Береза – Веселушка.

Рябина – Краснощечка.

Сосна – Стройнушка.

Они жили дружно,но однажды они заболели хвастовством. Давайте послушаем их хвастливые речи:

Елка – Зеленушка : “Лучше меня, ели, вы не найдете, я всю зиму зеленая. Вот где настоящая красота. И иголки свои я постепенно меняю через 5-7 лет. Но не все сразу, а по очереди, поэтому я всегда зеленая. На Новый год вокруг меня хороводы водят. И бумагу из меня делают, и искусственный шелк, и дома из меня строят и музыкальные инструменты. Вот как: я намного лучше и нужнее вас всех.

Сосна – Стройнушка : “Что бы вы там не говорили, а я самое красивое дерево. Ствол у меня ровный и иголки длиннее чем у елки. А строят из меня и дома и бани. И еще я иду на строительство корабельных мачт. Я самое главное дерево.

Рябина – Краснощечка : “Хвастайтесь, хвастайтесь, а я вам вот что скажу: стройней и изящнее меня вы нигде не найдете. И еще когда осенью я облачаюсь в желтый наряд, гроздья моих ягод видны издалека, а в них уйма витаминов. Скольких птиц я спасаю зимой от голода! Да и люди не прочь полакомиться ими. Так – вот!

Береза – Веселушка : “А о ком стихи и песни сочиняют? Такие, например: “Белая береза под моим окном…” Как звучит! И ствол у меня белый, не то что у вас. А почками моими можно от простуды вылечить, настоем суставы натирать чтобы не болели. Дрова мои дают много тепла. А еще из меня делают мебель, лыжи, деготь. Так что я королева!”

Там полным полно чудес.

В нем живут дары природы

Для людей и лесного народа

Ну что не боитесь отправиться в лес. Но вот беда, в наш лес можно попасть только в заколдованном виде. Придумала. Давайте мы с вами скажем волшебные слова:

Раз, два, три наклонись

Раз, два, три повернись

Раз, два, три покружись

И в лесу ты окажись.

По пути, чтобы нам было веселей мы споем песенку про друзей.

(В это время в группу влетает самолетик – письмо. Воспитатель читает.)

“Я старичок-лесовичок. Вы попали в мои владения. И чтобы опять попасть домой и вам придется выполнить мои задания. Все они спрятаны в сундучке. Отгадайте и дорога домой вам открыта”.

Ну что ребята давайте думать, домой ведь хочется.

(Сундучок накрыт скатертью на журнальном столике, в нет три конверта с цифрами 1,2,3.)

Как вы думаете, какой конверт нам открыть первым? (с цифрой 1). В этом конверте задание, в котором надо показать и ответить, что нужно для роста и жизни наших деревьев.

Задание 1

1) Солнце – источник света. Дерево не может жить без света. Оно, как художник, окрашивает листики в зеленый цвет. В них находиться особая «пища» для дерева (зернышки хлорофилла, которые делают лист зеленым). Одни деревья предпочитают светлые места (сосна, лиственница), другие могут расти и в тени (ель, липа). Когда осенью световой день становиться короче, деревья получают сигнал – нужно готовиться к зиме.

2) Солнце источник тепла. Одни из них выдерживают холод, другие способны жить только в тепле. Если зимой бывают очень сильные морозы, растение может погибнуть, замерзнуть. От количества тепла зависит и начала появления листьев.

3) Деревья пьют воду, как и люди. Одним деревьям нужно много влаги, другие обходятся небольшим количеством воды. Воду дерево получает с дождем, кроме дождей бывают и другие виды осадков: снег, роса, иней, град. Снег – укрывает корни, словно теплая шуба, спасает от вымерзания. Весной, когда снег тает, дерево поит талая вода.

4) Деревья, как и люди должны дышать. Растениям как и нам нужен чистый воздух. От грязного они погибают. В том же время сами деревья очищают воздух.

5) Ветер – переносить пыльцу растений (ели, сосны), а также распространяет семена (ели, березы, сосны, клена, ясеня, тополя, липы).

6) Птицы – в жизни разных деревьев играют разную роль. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве.

7) Пчелы, шмели, бабочки и другие насекомые пьют сок - нектар из цветков и опыляют их.

8) Дождевые черви рыхлят почву, делают ее пригодной для развития растений.

Интересно, а слышал ли нас старичок-лесовичок? (звучит музыка)

Ну, вот он подал нам знак. Пора вскрывать другой конверт. А который по счету? (второй)

Задание 2

Вам нужно ответить на такой вопрос: чем отличается береза от осины?

У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у осины серо-зеленый.

Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы?

БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза.

Береза - единственное в мире дерево с белой корой.

Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Варианты детских ответов).

Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ.

Чем еще отличаются эти деревья?

Обратите внимание на листья. Они одинаковые?

Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками.

Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните.

У осины ветви прочные, крепкие. А у березы ветви тонкие, гибкие, нежные.

Люди говорят, что коса есть у березы. Как вы думаете, почему так говорят?

Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются.

Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.

Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок – подружек. Такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ.
Повторите, пожалуйста.

Лес, в котором растут только осины, называется – ОСИННИК.

Повторите это новое слово.

Лес, где растут березы, осины и другие деревья, имеющие листву, называется ЛИСТВЕННЫМ.

Как вы думаете, почему лиственный лес так называется?

На ветвях этих деревьев растут листочки.

Ой, слышите музыку, это означает, что мы дали правильный ответ на второе задание.

ФИЗМИНУТКА:

«Наступило утро,

Солнышко проснулось,

И березки к солнцу потянулись. (руки вверх, встать на носочки)

Поздоровались друг с другом,

Наклонившись в стороны. (наклоны в стороны)

С солнцем поздоровались,

Радуясь дню новому. (руки вверх, помахать ими).

Ну, что у нас остался один конверт. С какой цифрой? (три). Который по счету? (третий). Интересно, что спрятано в этом конверте?

Вам надо будет правильно ответить на задание: какие деревья растут в хвойном лесу?

Какие деревья растут в хвойном лесу?

Сосны, ели.

Кто знает загадку про ель и сосну?

Зимой и летом одним цветом.

Ее всегда в лесу найдешь –

Пойдем гулять и встретим

Стоит колючая как еж,

Зимою в платье летнем. (ель)

У меня длинней иголки

Чем у елки

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке

Ветви только на макушке. (сосна)

Почему эти деревья стоят зеленые?

Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву.

Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ЕЛЬНИК.

Что вы можете рассказать о ёлочке?

Верхние ветви у елей молодые, короткие, а внизу старые, длинные. Кора темная, шершавая.

Какой ствол у сосны?

Светлый, золотистый. Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают обычно выше елей.

Лес, где растут одни сосны, называется СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК.

Устали бродить по лесу? Давайте присядем на полянке и рассмотрим ветви сосны и ели и их шишки.

Чем они похожи?

Ветка сосны зеленая и ветка ели зеленая. У сосны иголки и у ели иголки.

«Даже елки мы вначале

От сосны не отличали:

Раз растут иголочки,

Значит, это елочки.

А когда на ветку ели

Мы поближе поглядели,

Оказалось, что она

Не такая как сосна».

Так чем же отличается сосновая ветка от еловой?

Иголочками.

По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется ХВОЙНЫМ.

Скажите, почему хвойный лес так называется?

Какие хвоинки у сосны?

Длинные, мягкие, светлые.

Короткие, колючие, темные.

Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки?

Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной.

Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.

Посмотрите на подсказку (показываю картинку, на которой изображена ветка ели с шишкой).

Какие шишки у ели?

Еловая шишка удлиненная. У нее более мягкие чешуйки.

Что вы расскажете про сосновые шишки?

Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками.

Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.

Засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем в игру «Каждому дереву свой листочек».
- На карточках - хвойные и лиственные деревья. Возьмите с волшебного дерева листок и найдите каждому листочку свое дерево. (В процессе игры спрашиваю, почему дети поместили тот или иной листок именно сюда).

Входит старичок-лесовичок

Молодцы, ребята, вы знаете много полезного и интересного. Но, мой лес хранит еще много загадок. Я с нетерпением буду ждать вас в гости. На прощание примите мой сюрприз. А найдёте его в сундучке.

Ну, вот мы и дали ответы на все вопросы. Попробуем вернуться домой. Давайте вспомнить наши волшебные слова и нашу песню.

Раз, два, три наклонись

Раз, два, три повернись

Раз, два, три покружись

И в саду ты окажись.

Ребята, а как же наша сказка о деревьях – подружек. “Налетел ветерок на лес, смахнул с листочков и хвоинок все хвастовство. Посмотрели березки, рябинки, сосенки, елочки по сторонам, им стало стыдно за свое поведение, и они опять стали жить дружно.

Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы.

«Мне по нраву только тот,

Мир лесной кто бережет,

Тот, кто веток не сломает,

Тот, кто птичку не спугнет,

Мухомор сшибать не станет,

И костер не разведет,

Кто всегда, всегда в лесу

Уважает тишину».

УВАЖАЙТЕ ТИШИНУ, БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ – ВЕДЬ МЫ - ЧАСТИЧКА ЕЕ! (все вместе)

Литература:

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада.- М., 1991 г. – 42 с.
  2. Бондаренко Т.М. « Экологические занятия с детьми 5-6 лет» - Воронеж: ТУ «Учитель», 2002 г.- 52 с.
  3. Рыжова Н.А. Экологический проект «Дерево»- «Обруч». – 1997 г. - №2 – 32-35 с.
  4. Рыжова Н.А. «Здравствуй, дерево!» - «Дошкольное воспитание». – 2002 г. - №10 с 15-20
  5. Рыжова Н.А. Экологический проект «Здравствуй, дерево!»- М.: Карапуз, 2005. – 43-36 с.

танзиля нуреева
Конспект занятия «Деревья нашего леса»

Конспект занятия в старшей группе по О. О. «Познание» .

Тема : «Деревья нашего леса » .

Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Коммуникация» , «Художественное творчество» .

Цель : Уточнить и закрепить знания детей о деревьях .

1. Образовательная задача : Упражнять в согласовании существительных с прилагательными, существительных в родительном падеже множественного числа.

2. Развивающая задача : Развивать мышление, речь.

3. Воспитательная задача : Воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование : Иллюстрации с изображением деревьев , листья и плоды деревьев , ИКТ с записью голосов птиц и шумом леса .

Предварительная работа : Чтение книг, рассматривание иллюстраций о деревьях , экскурсии в парк, рассматривание плодов деревьев , заучивание стихотворений, чистоговорок.

Словарная работа : Белобока, тройка скакунов, хвоя, береста, Факел, роща, дубрава.

Индивидуальная работа : Разучивание стихотворений, проговаривание скороговорок; учить правильно произносить звуки в словах.

Ход занятия:

1. Вступительная часть.

Воспитатель : - Дети, отгадайте загадку.

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица-

Белоока, белолица.

Как махнула рукавом-

Все покрыла серебром. (зима)

Да это зима. Назовите зимние месяцы. А какой месяц, наступил сейчас? (ответы детей) .

А теперь послушайте следующую загадку :

Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (дерево )

2. Основная часть.

Воспитатель : - Сегодня мы с вами поговорим о деревьях нашего леса .

Стук в дверь.

Дети, кто-то пришел к нам в гости.

Входит Старичок - лесовичок.

Воспитатель : - Ребята, смотрите, кто к нам пришел! Да это же Старичок – лесовичок.

Старичок - лесовичок : - Здравствуйте дети, шел я из леса и решил заглянуть к вам в гости. Принес я вам много интересных загадок, картинок, игр. Отгадайте, где я живу :

Есть у ребят зеленый друг,

Веселый друг, хороший

Он им протянет сотни рук

И тысячи ладошек (лес) .

У меня в лесу, очень хорошо, кругом растут деревья , поют птицы. Хотите послушать шум леса ?

Использование ИКТ прослушивание записи с голосом птиц и шумом леса .

Старичок – лесовичок : - Есть у меня еще для вас загадки, отгадайте какие деревья растут в моем лесу .

1. Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (ёлка)

Показ слайда с изображением ёлки.

2. Они до небес хотят дорасти,

Небо ветвями хотят подмести.

Чтобы в течении года, ясной стояла погода. (сосна)

Показ слайда с изображением сосны

Воспитатель : - Как называются леса , в которых растут эти деревья ? А почему? (ответы детей) .

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (береза)

Чем каждой весной нас угощает береза? Есть примета : если из березы весной течет много сока, то лето будет дождливое. Какой ствол у березы? А что можно сделать из древесины?

Показ слайда с изображением липы.

Воспитатель : А это дерево так о себе рассказывает.

Выросла я, я липка,

Тоненькой и гибкой, не ломай меня.

Зацвету я летом, медоносным цветом.

Береги меня.

Ствол у липы темный, листья как сердечки из древесины умельцы делают различные подделки. А чем полезна липа для людей?

Показ слайда с изображением рябины.

Осень в сад к нам пришла, красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют,

И галдя, его клюют (рябина)

Воспитатель : - Чем полезна рябина? (ответы детей) . Есть примета : если много рябины, то зима будет холодной.

Показ слайда с изображением осины.

Посмотрите, какое тонкое и хрупкое дерево . Его никто не пугает, а оно все равно дрожит. Что за дерево ? Хочешь лесовичок, дети прочтут стихотворение про осину.

Старичок-лесовичок : - Можно я загадку загадаю?

Все детки на ветках

С рожденья в беретках

С деревьев упадут-

Береток не найдут. (желуди)

С какого дерева эти детки ?

Показ слайда с изображением дуба.

Какой ствол и листья у дуба?

Чтение скороговорки : Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу друг.

А сейчас немного отдохнем, на полянку в лес пойдем.

Физминутка «Поляна» с музыкальном сопровождением.

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимая ноги выше.

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенечки,

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем отдохнем,

А потом гулять пойдем.

Старичок – лесовичок : - Можно я с ребятами поиграю. У меня есть интересная игра, а называется она «С какого дерева детка »

Воспитатель : - Лесовичок, а дети для тебя подготовили стихи про деревья .

Чтение стихотворений.

Старичок – лесовичок : - Как называется лес, в котором растут только деревья с листьями (лиственный) . А в каком лесу растут только деревья с хвоей (хвойные) . А где растут одни сосны? (сосновый бор) . А если растут одни березы (березовая роща? А если дубы?

Воспитатель : - Какую пользу приносит лес? Что нельзя делать в лесу?

Рассказ о пользе леса .

Старичок – лесовичок : Много вы ребята знаете о деревьях спасибо , а мне пора возвращаться обратно в лес. На прощание я вам подарю сосновые и еловые шишки, чтобы вы могли сделать из них различные поделки. До свидания ребята. Добро пожаловать в мой лес!

Заключительная часть.

Воспитатель : - Дети, вам понравилась встреча с лесовичком. О чем мы с вами разговаривали.

Чтение пословицы : Мало леса- береги , нет леса посади .

Хоровое выступление детей.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Деревья - красота леса» Цель: - формировать представления о лесе, о разновидностях деревьев, растущих в лесу; - обобщить знания детей о живой и неживой природе,.

Конспект интегрированного занятия по «Познанию» и «Художественно-эстетическому развитию» в средней группе. Программное содержание: 1. Учить детей изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей. 2. Учить детей составлять композицию.

Форма: Комплексное занятие. Цель: Дать представление о весеннем лесе и о диких животных живущих в нашем лесу. Задачи: Образовательная: 1.

Цель:знакомство детей с богатым миром животных Пермского края. Задачи: -формировать умение выделять части тела животных (голова, туловище,.