Разборка и ремонт охотничьего оружия. Мастерская Задержки при стрельбе охотничьего оружия и способы их устранения

Охотничье оружие - это хорошо отработанный механизм, имеющий высокую степень надежности и предназначенный для передачи воли стрелка на расстояние. Но «ничто не вечно под луной», и рано или поздно, по той или иной причине, оружие выходит из строя, а восстановить его, учитывая низкий уровень оружейного сервиса в России, можно, но с большим трудом.

Когда автор, в прошлом военный, привыкший к тому, что в армии существует иерархическая система ремонтных органов по восстановлению стрелкового оружия, попытался найти «на гражданке» мастерскую по ремонту ружей или порядочного мастера, то потерпел неудачу.

Тогда автор, выпустивший несколько книг по оружию, будучи по профессии оружейником, решил заняться ремонтом сам и стал искать пособие по ремонту охотничьего оружия. Убедившись, что такого пособия в библиотеках нет, он решил его написать.

За помощью автор обратился к заводам-изготовителям охотничьего оружия, которые по статусу должны заниматься разработкой ремонтной документации, но поняв бессмысленность этого, решил собрать все обнаруженные им в печати сведения по ремонту охотничьего оружия и после соответствующей обработки объединить в единое пособие.

Таким образом, в статьях рассматриваются все вопросы, связанные с ремонтом оружия, начиная от правил разборки и сборки оружия, порядка разборки и сборки наиболее распространенных образцов, их дефектации, способов устранения задержек в стрельбе и кончая непосредственным ремонтом.

За основу ремонта нарезного охотничьего оружия были взяты методы, разработанные для боевого оружия, снятого с вооружения и переданного в охотничьи хозяйства: винтовка обр. 1891/30 г., самозарядный карабин Симонова (СКС-45), снайперская винтовка Драгунова (СВД-63).

Многие из этих методов могут быть использованы при ремонте других образцов нарезного оружия. Для ориентирования при ремонте охотничьего оружия, созданного на базе оружия, состоящего на вооружении: самозарядные карабины серии «Сайга», «Вепрь», приведен порядок ремонта базовых моделей.

Ремонт гладкоствольного охотничьего оружия освещен значительно слабее. Излагается только то, что удалось найти.

Федор Кузьмич БАБАК

РАЗБОРКА И СБОРКА НАРЕЗНОГО ОРУЖИЯ

РАЗБОРКА И СБОРКА ГЛАДКОСТВОЛЬНОГО ОРУЖИЯ

ДЕФЕКТАЦИЯ ОХОТНИЧЬЕГО ОРУЖИЯ

Процесс выявления дефектов оружия в ходе профилактического осмотра называется дефектацией.

Дефекты охотничьего оружия бывают двух типов: производственные и приобретенные в ходе эксплуатации оружия.

К производственным относятся дефекты, возникающие при сверловке стволов, опиловке стволов и отпайке стволов. Дефекты сверловки и опиловки стволов относятся к неустранимым дефектам.

К дефектам, полученным в ходе эксплуатации оружия относятся: поломки, износ и повреждение деталей.

Кроме того, дефекты можно еще разделить на две группы:

Дефекты, влияющие на внешний вид оружия;

Дефекты, влияющие на работоспособность оружия.

Эти неисправности обнаруживаются либо в ходе стрельбы (охоты), либо во время профилактического осмотра оружия, и требуют устранения.

Регулярный внешний и внутренний осмотр позволяет предупредить задержки в стрельбе и своевременно произвести профилактический ремонт оружия. Внутренний осмотр, как правило, сопровождается полной разборкой оружия.

ДЕФЕКТАЦИЯ НАРЕЗНОГО ОРУЖИЯ

ДЕФЕКТАЦИЯ ГЛАДКОСТВОЛЬНОГО ОХОТНИЧЬЕГО ОРУЖИЯ

На руках у населения находится огромное количество гладкоствольного оружия. Только ружей ТОЗ-34 выпущено более одного миллиона единиц.

Весь этот массив гладкоствольного оружия представляет собой семейство более 150 образцов ружей и их модификаций различных годов выпуска и различных по технологии изготовления. Так, ружья выпуска до 1963г. не имеют защитного покрытия каналов стволов и патронников, а ружья выпуска после 1963г. имеют каналы стволов и патронники, покрытые хромом.

Все эти ружья можно подразделить на следующие группы:

♦ одноствольные, однозарядные с продольно-скользящим затвором;

♦ одноствольные, магазинные с продольно-скользящим затвором;

♦ одноствольные, однозарядные с откидывающимися вниз стволами («переломки»);

♦ двухствольные с горизонтальным или вертикальным расположением откидывающихся вниз стволов («переломки»);

♦ одноствольные с подствольным трубчатым магазином и подвижным цевьем («помповые»);

♦ одноствольные, магазинные, самозарядные.

Описать методику дефектации всей этой массы гладкоствольного оружия в одной книге невозможно. По мнению автора, после подробного изложения порядка дефектации нарезного охотничьего оружия дефектация гладкоствольного оружия не составит труда.

Дефектацию одноствольных магазинных ружей можно производить по аналогии с винтовкой обр. 1891/30г.

Дефектацию самозарядных ружей, у которых автоматика работает за счет отвода части пороховых газов из канала ствола, можно производить по аналогии либо с самозарядными карабинами, либо с винтовкой СВД.

ЗАДЕРЖКИ ПРИ СТРЕЛЬБЕ ОХОТНИЧЬЕГО ОРУЖИЯ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Во время стрельбы из охотничьего оружия возникают временные отказы или так называемые задержки.

Задержки при стрельбе - это тот случай, когда оружие теряет свою способность вести огонь на короткое время, а причина, вызвавшая задержку, легко устраняется в ходе стрельбы (охоты) подручными средствами.

Задержки при стрельбе могут возникать как по вине оружия, так и по вине боеприпасов.

Оружие - одно из самых противоречивых изобретений человечества. К средству, лишающему жизни, относятся по-разному, ведь оно и убивает, и защищает. Принципиально важно, в чьих руках оказалась сабля, винтовка, автомат, и какие цели ставит перед собой владелец «холодной» старины и современного «огнестрела».

Как бы там ни было, интерес мужчин к различным видам оружия, включая наследие предков, довольно велик. И это неудивительно, ведь представители сильного пола традиционно считаются защитниками Родины или, по крайней мере, себя и близких. Серьёзно изучают оружие реконструкторы и коллекционеры.

Поскольку со временем изделия теряют былую красоту и величие, над ними работает реставратор. Под реставрацией понимается восстановление прежнего облика предмета . Благодаря реставраторам мы знаем, как на самом деле выглядели турецкая сабля и американский нож, капсюльный европейский пистолет и аланский топор, английская морская сабля и немецкая офицерская шпага.

Технологии реставрации

Мастера восстанавливают изделия полностью, но в большей степени обращают внимание на рукоятки клинков, приклады огнестрельного оружия.

В первую очередь предмет избавляют от ржавчины, которая бывает поверхностной, очаговой и глубинной. Поверхностная ржавчина проникает в металл на 0,1-0,2 миллиметра. Очаговая образуется на месте дефектов и въедается на 1 миллиметр. Глубокую, застарелую ржавчину и коррозию не удаляют, иначе изделие превратится в сито.

Бывает, что эксклюзивный предмет полон грязи и остатков коррозии. Попытки разобрать и собрать его самостоятельно обернутся потерей артефакта. Грамотно разобрать, почистить и собрать антикварное оружие под силу только специалисту.

Старинные предметы, пролежав годы в земле, «теряют» некоторые составные части, восстановление которых также входит в обязанности реставратора. Профессионал чётко представляет, в каком стиле выполнено изделие, какие материалы использовались в историческую эпоху, которой оно принадлежит, и какой технологии придерживались оружейных дел мастера в конкретном регионе.

Реставрация оружия - практически ювелирная работа, и если всё сделано правильно, восстановленный предмет выглядит не хуже, чем когда-то. Чтобы сгладить различия между работой мастера прошедших лет и современного реставратора, оружие старят. Закрепить результаты труда помогает консервация.

Можно ли отреставрировать оружие самому?

В Российской Федерации и ряде других стран самостоятельное изготовление оружия карается законом, а реставрация приравнивается к изготовлению. Так, если Вы нанесёте художественную резьбу на приклад или изобразите на револьвере сцену охоты, Вами заинтересуется полиция. Официально реставрационные работы выполняют организации и частные лица, имеющие соответствующие документы.

При интернет-магазине "Оружейная лавка" действует оружейная мастерская, куда Вы можете обратиться за помощью в ремонте или совершенствовании Вашего оружия. Наши мастера производят самые различные работы по желанию владельцев. При этом для тех, кто покупает оружие в нашей лавке, действует гибкая система скидок на услуги мастерской.

Специалисты нашей мастерской готовы провести следующие виды работ:

  • установка оптических и коллиматорных прицелов, а так же прицелов ночного видения
  • установка амортизаторов
  • ремонт и регулировка механизмов любой сложности
  • ремонт газового оружия
  • воронение стволов
  • оксидирование колодок
  • устранение люфтов стволов, прикладов, цевей
  • изготовление прикладов и цевей по индивидуальным размерам заказчика
  • изготовление рукояток помповых ружей
  • ремонт трещин, сколов прикладов и цевей с последующим восстановлением покрытия
  • резьба по дереву
  • инкрустация металлами
  • гравировка
  • установка мушек и целиков
  • комплексная реставрация оружия

Установка прицельных приспособлений

По желанию клиентов, специалисты мастерской нашей оружейной лавки могут установить на их оружие (нарезное, гладкоствольное, пневматическое, помповое и др.) прицелы любой типа и свойств. Мы готовы оснастить прицелами оружие любой марки и года выпуска. Наши мастера подберут для Вас идеальный вариант в зависимости от типа оружия, любимого вида охоты, Вашей манеры держания оружия.

Восстановление оружия

Если у Вас сохранилось старое оружие, которое за долгие годы пришло в негодность, либо его специально лишили стрелковых качеств, но Вы хотите снова использовать его на охоте, то с этой проблемой можно обратиться в нашу оружейную мастерскую. Наши мастера проведут восстановительные работы и вернут оружию прежние способности и даже увеличат их. При этом специалисты нашей компании займутся юридическим сопровождением и перерегистрацией Вашего оружия в соответствии с требованиями законодательства.

Общие работы

Наши мастера могут провести любые необходимые работы с оружием: установить амортизаторы, отрегулировать механизмы любой сложности, произвести воронение стволов или оксидирование колодок, изготовить приклады и цеви по индивидуальным формам заказчиков, изготовить рукоятки для помповых ружей и многое другое.

У нас работают высококлассные оружейники с многолетним опытом работы. Они смогут дать Вам свои квалифицированные советы о том, как улучшить Ваше оружие.

Ремонт и апгрейд

Специалисты нашей мастерской готовы осуществить любые ремонтные работы с любыми видами оружия: нарезного, гладкоствольного, помпового, пневматического. Они смогут отремонтировать механизмы любого уровня сложности. Они осуществляют ремонт трещин, сколов прикладов и восстанавливают их покрытие.

Наши мастера также могут осуществить апгрейд вашего оружия. По желанию клиента на оружие можно нанести гравировку надписей или рисунков. Также оружие можно инкрустировать драгоценными и полудрагоценными камнями. Мы можем установить мушки и целики многое другое.

Оружейная мастерская при магазине СЛЕДОПЫТ – Охота и Рыбалка, находится в городе Королёв, СВАО (7 км от МКАД по Ярославскому шоссе). Квалифицированный мастер и дипломированный специалист – Наговицын Илья Сергеевич работает с 2012 года и имеет большой опыт по ремонту, апгрейду, пристрелки и чистки оружия:

Прайс-лист на услуги

  • Цены на работы указаны в рублях РФ, без учёта стоимости запасных частей и расходных материалов.
  • Не указанные в перечне работы выполняются на договорной основе.
  • Стоимость работы может быть изменена в зависимости от конструкции оружия и его состояния.
Услуга Цена, руб
Ремонт и обслуживание пневматического пистолета от 700
Ремонт оружия ОООП (травматического) от 1000
Установка антабки в деревянный приклад 1500
Установка антабки на ствол от 1500
Установка оптического прицела 3500
Установка планки Weaver/Piccatiny на стандартное место 3000
Установка планки Weaver/Piccatiny от 4000
Установка оптического прицела на быстросъёмный поворотный кронштейн 6000
Установка ночного/цифрового прицела на планку Weaver/Piccatiny 3500
Установка ночного/цифрового прицела на быстросъёмный поворотный кронштейн 6000
Установка коллиматорного прицела от 1500
Установка боковой планки «ласточкин хвост» тип АК-74 на карабины Сайга, Вепрь от 5000
Установка боковой планки «ласточкин хвост» на карабин СКС от 4000
Установка прицелов на пневматическое оружие 2000
Ремонт блокировки приклада (Сайга, Вепрь) 3000
Замена складного приклада карабина Вепрь 4000
Полировка нарезного ствола 6000
Чистка ствола нарезного оружия 3000
Чистка нарезных полуавтоматических карабинов от 3500
Чистка ствола гладкоствольного оружия
1700
Чистка гладкоствольного оружия (с разборкой механизма)
от 2200
Чистка утопленного оружия
от 5000
Чистка оружия ОООП (без полной разборки)
1000
Чистка оружия ОООП (с полной разборкой)
1500
Ремонт механизма гладкоствольного оружия
от 3000
Установка нового эжектора с подгонкой МР-27 (только 12 кал.)
4000
Устранение вертикального люфта стволов 2-х ств. ружей
от 3500
Проверка работоспособности оружия (стрельба в установке, тире) 500
Ремонт и обслуживание пневматического оружия МР-512, МР-60, МР-61, МР-53
1000
Ремонт пружинно-поршневого пневматического оружия Gamo, Stoeger, Norica, Hatsan, Remington, Crosman 2500
Ремонт пружинно-поршневого пневматического оружия Diana
3500
Ремонт пружинно-поршневого пневматического оружия Hatsan 125,135,155, Gamo Hunter 1250, Stoeger X 50
4500
Извлечение пулек из ствола пневматической винтовки
150/шт
Пристрелка оружия (15 метров)
500
Установка (замена) мушки на гладкоствольном оружии
от 500

Реставрация именно огнестрельного оружия стоит несколько в стороне от других видов реставрационных работ. Человек, берущийся за подобные работы, должен владеть как минимум полутора десятками специальностей.

У оружейного реставратора нет права на ошибку. Каждая операция просто обязана быть выполнена твердой профессиональной рукой.

Условно реставрацию, или восстановление, огнестрельного оружия можно разделить на три вида: «музейная», функциональная и коммерческая. Первые два напрямую связаны с принципом «НЕ НАВРЕДИ!». Третий, самый распространенный вид, — «ДЛЯ ГЛАЗЕТУ». Здесь принципов много, и главный — это получение максимального дохода. «Музейная» реставрация чаще всего вызвана необходимостью продлить срок существования оружия как предмета, имеющего историческую и культурную ценность. Это существование не подразумевает практического использования ружья по назначению.
Здесь уместно вспомнить Три Великие Идеи реставрации: 1 — Восстановление в первоначальном виде. 2 — Сохранение в неприкосновенности. 3 — Выявление исторической и художественной ценности.

Слово «музейная» я не зря взял в кавычки. Такой вид реставрации тоже условно можно разделить на три категории, обусловленные владельцем оружия. Если это именно музей (я имею в виду наши государственные музеи), то из трех принципов приоритетным будет второй — сохранение в неприкосновенности. Причем в неприкосновенности даже от глаз тех, кому сохраняемые сокровища и принадлежат — это я про народ. Если в Европе, например, все предметы музеи стараются выложить для обозрения на стендах, витринах, разместить на подиумах, развесить на стенах для привлечения посетителей и их количеством измерить чувство гордости за хранимые раритеты, то наши музеи привыкли гордиться сами для себя, втихаря, не для посетителей.

Раритет надо положить в ящик, ящик на стеллаж, а стеллаж — в самое дальнее помещение, и чтоб без пропуска-допуска — разрешения ни-ни! Если и покажут, то без фотографирования. Нет. Конечно, можно заплатив через кассу, запечатлеть на память то или иное редкое ружье. Но! Платить придется за фотографирование неэкспонированного предмета.

90%, если не больше того, что хранится в запасниках, никогда не экспонировалось. И не будет. Чтобы вытащить предмет из хранилища для экспозиции, надо оформить кучу бумаг. Кому это надо? Хранителям? Нет, не надо. Людям? Так они не видели этого и не увидят, и ничего не изменится. О каких людях можно говорить, если в оружейном городе оружейный музей оружейного же завода работает по заводскому же расписанию. Не подумайте, что беспрерывно. После 16 часов, а то и раньше, работники начинают сдавать стенды на сигнализацию, а в выходные и праздничные дни вообще музей не работает. И как в него могут попасть люди?

Расценки на фотографии в таких случаях совсем иные, нежели в залах, в экспозиции. При мне в закромах одного музея девушка для дипломной работы фотографировала глиняные свистульки по пять тысяч рублей за штуку. В ответ на мой вопрос: «А сколько же будет стоить сфотографировать ружье?» глаза и указательный палец музейного начальства мечтательно уткнулись в сводчатый потолок. «Это же Лебед-а-а-а-а! Вы понимаете?» Да, я понимаю. Понимаю, что у меня столько с собой никогда и не бывало.

Вероятно, догадываясь о существовании Третьей Великой Идеи, музейные работники занимаются выявлением исторической и художественной ценности — атрибуцией, но как-то сугубо в рамках денежного пособия в виде мизерной заработной платы. Как получают, так и «атрибутят». Предметы ведь лежат неприкосновенно. Торопиться некуда. С воплощением Первой Идеи дела обстоят так, что иной раз думаешь — лучше бы вы, работники, про нее и не знали. Опытных реставраторов (по части оружия) в музеях практически не осталось. Но есть считающие себя таковыми.

И появляются на витринах шедевры великих мастеров, принадлежавшие некогда царским особам, измазанные нитролаком. Есть хорошие мастера, которые с удовольствием бы помогли музеям, но в хранилище работать нельзя, а выносить предметы хранения из стен тем более. Замкнутый круг...

В третью категорию я бы включил «несистемных» коллекционеров и коллекционеров «поневоле». Что я имею в виду: «несистемные» — это чаще всего начинающие, не имеющие необходимых средств для приобретения и сохранения достойных экспонатов, увлеченные люди. У них хватает времени и энтузиазма для досконального изучения каждой своей «железячки». Но часто не хватает средств для должного восстановления в первозданном виде. Наряду с коммерческой реставрацией такие коллекционеры наносят самый большой урон антикварному оружию, пытаясь своими силами произвести реставрацию.

Коллекционеры «поневоле» — это те, кому нежданно-негаданно что-то досталось. Бывает и по наследству. И лишиться жалко — память как-никак, и самому вроде как без особой надобности — «Пусть лежит до лучших времен». Здесь все три Великие Идеи просто наперебой да на перегонки. Но каждая в усеченном виде: 1 — сделай, как было. 2 — спрячу, никто и не увидит. 3 — сколько это будет стоить после того, как ты сделаешь, «как было»?

Пункт первый подразумевает чаще всего под собой полностью отчистить от грязи и ржавчины и полностью потом законсервировать. Пункт второй обусловлен не совсем законным хранением. Пункт третий — это «бриллиантовый дым». Приятно ощутить себя мгновенно разбогатевшим (как владельцам это представляется) человеком. Вот не было ни гроша, да вдруг алтын! «Дым» заслоняет все разумные доводы и ссылки на существующие цены. Если вздумается хозяину продать свое сокровище, то стоить оно будет ровно столько, сколько не хватает на покупку квартиры или, на крайний случай, гаража.

Первый этап реставрации - все разобрано и вычищено.

Вот наглядный пример такого подхода.
«Русский коллат» — интересный медвежий штуцер третьей четверти XIX века. Обретен, иначе и не назовешь, он был во время разборки кирпичной кладки стены старинного особняка. Судя по месту обнаружения «клада», смело можно предположить, что замуровали его сразу после белогвардейского мятежа 1918 года. Тогда захватившие город большевики всех просто, без особых церемоний, расстреливали. Тех, у кого находили что-либо стреляющее. На улицу не вынести, а значит, не избавится, и как быть? Только прятать внутри дома. Да так, чтоб не нашли.

Разумеется, хранение в кирпичной кладке в продолжение девяноста лет не самый идеальный вариант ни для дерева, ни для железа. Но зато никто не смог ничего испортить.
Почему «русский коллат»? Потому как это штуцер с системой запирания ствола аналогичной системе Коллата (Коллата — Тешнера). Мы привыкли читать и думать, а тем, кому удалось держать в руках, то и видеть, что запорный рычаг в системе Коллата двигается против часовой стрелки (а у Лефоше по часовой), но у штуцера рычаг поворачивается как раз в правую сторону, то есть по часовой стрелке. Прихоть мастера? Отнюдь. Был у меня опыт «общения» с ружьем системы Коллата. Оказалось, не очень-то и удобно, удерживая ствол правой рукой, левой отводить рычаг. Тяжелые стволы обреченно падали вниз, дергая все ружье. И производить перезарядку, когда правая рука занята тоже, как говорится, не с руки.

Почему «русский»? Это, конечно, мое предположение. Дело в следующем — на всем ружье не нашлось ни одной буковки, клейма, цифирьки, которые смогли бы прояснить его происхождение. Снаружи — ничего! Настоящее браконьерское ружье!
Но внутри механизма на тщательно выделанной детали предохранительного механизма я обнаружил клеймо — двуглавый орел Златоустовской оружейной фабрики. С соответствующими буквами. Случайно или нет «залетел» этот орел на столь важную деталь внутри колодки? Мне больше нравится думать, что нет, не случайно.
В двух словах о самом штуцере: ствол дамасской стали длиной 92 см имел четыре широких нареза, совершающих полный оборот на протяжении длины ствола. Диаметр канала ствола 22 мм. Диаметр патронника — дюйм. Орех замечательный, приклад разборный на две части, целик утрачен, мушка серебряная, поворотный рычажок предохранителя установлен впереди предохранительной скобы. Формы частей оружейного прибора и стиль торопливо-самоварной гравировки очень похожи на работы венского мастера Карла Пирко.

Очень жаль, что утрачен откидной штык. Я видел подобные конструкции на медвежьих штуцерах той поры. Штык полуметровой длины располагался снизу ствола и был подпружинен. Защелка-кнопка расположена перед цевьем. В случае необходимости промахнувшийся охотник нажимал на защелку, и штык-«выкидуха» превращал ружье в рогатину. Теперешний владелец этого штуцера, попав в положение коллекционера «поневоле», решил просто его законсервировать. Что и было сделано. Но прежде нужно было полностью очистить ружье. Приличный слой ржавчины был удален со ствола таким же старым способом, как и сам штуцер. При помощи обезвоженного прокаленной поваренной солью керосина, латунной щетки и ветоши. Керосин был смешан с парафином в пропорции 10:1. Хотелось бы отметить, что дамасские стволы, да еще и с серебряной всечкой, не рекомендуется подвергать при очистке разными кислотными или щелочными составами.

«Внутристенное» хранение обеспечило отсутствие излишней влаги, защитило от резких перепадов температур, сквозняков. Поэтому ружье особо не пострадало от времени. На железе не было раковин, а древесина не подверглась кислородной эрозии и разрушению грибками и насекомыми. Как это бывает при «чердачном» хранении. Вообще ружье, лежавшее долгое время на чердаке, сразу легко отличимо, равно как и ружье, хранившееся где-нибудь за печкой. Дерево было полностью отмыто в специальном растворе. Применение каких-либо абразивных материалов при реставрации абсолютно недопустимо. Это касается как деревянных, так и металлических частей. Если каждый реставратор будет снимать даже минимальный слой, то через определенное время от предмета останется лишь название. Остается только мыть, мыть и чистить. Потом на поверхности чистого приклада были подняты, насколько это возможно, замины и царапины. Даже не пришлось высветлять потемневшие от контакта с корродирущим металлом участки древесины. При подготовке к консервации этого просто не требовалось. Осталось защитить древесину синтетическим шеллаком и потом воском. Именно синтетическим. Легко удаляющимся при необходимости этиловым спиртом, но не подверженному биологическому старению.

Чем закончилась реставрация? Да как обычно в таких случаях — обладатель спрятал, и даже жена не знает, что оно у него есть.

Окончание следует.