Картины в главном музее амстердама. Достопримечательность Амстердама: Государственный музей (Рейксмузеум)

Rijksmuseum входит в число 15 нидерландских национальных музеев. При этом он является одним из популярнейших во всем мире художественным музеем: ежегодно Рейксмюсеум посещает 2,5 миллиона человек.

К национальным выставочным комплексам в Нидерландах относятся заведения, экспонирующие предметы творчества и ремесел, когда-либо созданные на территории империи. Всего их 15, и в это число входят картинная галерея Маурицхейс, площадка под открытым небом Зейдерзе и т.д. Рейксмюсеум, разместившийся в самом сердце Амстердама, выделяется известностью и популярностью. Его собрание являет собой обширную коллекцию объектов искусства, созданных нидерландскими мастерами, с XV века по начало XX столетия.


Рейксмюсеум - художественный музей Амстердама
Рейксмюсеум - художественный музей Амстердама

Интересно, что изначально Государственный музей располагался в Гааге. Своим появлением он обязан Луи Бонапарту, брату Наполеона I. В 1800 году Луи распорядился о создании экспозиции, а уже в 1808 году уникальная выставка была перенесена в Амстердам, где заняла пространство Королевского дворца. Вплоть до 1885 года драгоценные шедевры из хранилищ неоднократно перевозились между дворцами города, пока наконец не нашли постоянное пристанище в помещении, выстроенном специально для Рейксмюсеума.

Сооружение было возведено архитектором Питером Кейперсом, выигравшим со своим проектом в конкурсе, устроенном Главным управлением искусств и наук. Этот огромный дом напоминает формой гигантскую восьмерку, увенчанную восемью же башнями. «Пустое» пространство между стенами двух крыльев отдано небольшим дворикам, спрятанным под крышей из стеклянных конструкций. В них устроены зрительный зал, кухня и блоки хранилищ.

Rijksmuseum - внутри
Rijksmuseum - экспозиция
Rijksmuseum - экспозиция

Всего же в строении имеется три яруса, включая подземный этаж. При этом первый надземный уровень разделен на две части - западную и восточную, между которыми расположился центральный проход. В целом, сочетая в себе черты готической и ренессансной архитектуры, здание соответствует неоготическому стилю. По замыслу Кейперса, это направление в искусстве строительства в целом должно соответствовать культуре Нидерландов и истории страны.

Rijksmuseum был неоднократно реконструирован, в результате чего потерял некоторые черты своего первоначального дизайна. Последние крупные работы по обновлению дома Государственного музея проведены в 2003 - 2013 годах. Тогда на процедуру восстановления строения было затрачено 375 миллионов евро.

Rijksmuseum - «Ночной дозор» - Рембрандт 1642
Рейксмюсеум - «Молочница» - Ян Вермеер 1660
Rijksmuseum - «Деревня на закате» - Винсент Ван Гог 1884

Конечно, само здание не столь ценно, как экспонаты, хранимые в нем. Так, здесь экспонируются «Ночной дозор» Рембрандта, «Молочница» Вермеера, «Особняк» Питера де Хоха и множество других полотен, стоимость которых неоценима для всего мирового сообщества. Кроме того, в Рейксмюсеуме представлены коллекции скульптур, мебели, изделий из драгоценных камней, а также модели кораблей, оружие, флаги…

Кстати, огромную часть коллекции, более 200 тысяч экспонатов, можно увидеть в оцифрованном виде на сайте музея. Rijksmuseum является одним из хранилищ, стремящихся сделать предметы творчества действительно общедоступными.

В парке перед музеем установлена так полюбившаяся туристам надпись «I Amsterdam», возле которой и днем и ночью множество желающих сделать «селфи» или фото на память.

Рейксмюсеум - время работы и стоимость посещения:

Часы работы:
Ежедневно с 9 до 17 часов

Стоимость:
Взрослые: € 17,50
Дети до 18 лет включительно: бесплатно
Официальный сайт Рейксмюсеум (раздел на русском), с возможностью онлайн покупки билетов.

Музей предлагает различные экскурсии на английском языке,
а также аудиогиды для мобильных устройств на русском языке.

Видео:

Адрес: Museumstraat 1, 1071 XX Amsterdam

На набережной одного из каналов Амстердама на целый квартал протянулось огромное здание. Традиционные в Голландии островерхие крыши, красные кирпичные стены роднят его с окружающей застройкой. Здание не отличается особыми архитектурными достоинствами, но естественно входит в общий облик города. Это Рейксмузеум - один из крупнейших художественных музеев мира .

Уже в середине прошлого века, через пятьдесят лет после создания музея, было ясно, что прекрасный старый Триппенхейс, в котором он находился, не может вместить быстро растущих коллекций. В 1876 – 1885 годах архитектор Кёйперс выстроил гигантское кирпичное здание. Неоднократно подновленное и переделанное внутри, оно продолжает служить до сих пор.

Амстердамский Рейксмузеум (голл. Rijksmuseum) – это музей истории искусства Северных Нидерландов. В его залах можно получить на редкость широкое представление о художественном развитии страны. Как уже было сказано, от средних веков здесь мало что сохранилось. Лишь начиная с XV столетия наши сведения о художественном развитии этих земель становятся более или менее подробными и полными. В музее показаны образцы деревянной и каменной скульптуры, украшавшей некогда алтари церквей, произведения ювелиров и шитые золотом облачения духовенства.

Однако наибольший интерес несомненно представляет живопись. Уже в XV веке станковая живопись была в Северных Нидерландах ведущей областью искусства, а станковые произведения, как известно, значительно лучше подходят для музейной экспозиции, чем настенные росписи или монументальная скульптура, созданные для украшения определенного здания. Последние утрачивают часть художественной выразительности, когда их переносят в музей, вырвав из первоначальной архитектурной среды. Благодаря преобладанию станковых произведений голландское искусство может быть показано в музее полнее, чем искусство многих других стран.

В XV-XVI веках культура и искусство Северных и Южных Нидерландов (то есть современных Голландии и Бельгии) составляет более или менее единое целое, причем местные школы на Севере испытывают мощное влияние крупных художественных центров, процветающих на Юге. Подобно тому как мы называем Северные Нидерланды Голландией, на Южные Нидерланды обычно распространяют название самой значительной, передовой из входивших в них областей - Фландрии. Уже в эту раннюю эпоху голландские живописцы отличаются от их фламандских собратьев большей интимностью, бытовой простотой и непосредственностью своих произведений.

На Севере первым крупным художником, с чьим творчеством мы достаточно хорошо знакомы, был Гертхен тот Синт Яне (то есть «маленький Геррит из монастыря св. Иоанна»). Гертхен работал в 80-е годы XV века в Гарлеме; там до сих пор сохранилась маленькая, потемневшая церковь монастыря, в котором он был послушником.

Среди первых картин, купленных в 1808 году по приказу Людовика-Наполеона , находилась одна любопытная вещь, внесенная в инвентарь музея под следующим названием: «Ян ван Эйк. Готический храм с фигурами ». , великий основатель нидерландской школы живописи, автор Гентского алтаря, был в то время едва ли не единственным нидерландским художником XV века, чье имя было широко известно собирателям; ему приписывали любую вещь, которая казалась достаточно старой. На этот раз его сочли автором «Св. семейства» работы Гертхена.

Написанное на небольшой деревянной доске, произведение Гертхена воспроизводит не канонический текст Евангелия, а апокрифическую легенду. Согласно этой легенде, св. Анна, мать Марии, имела еще двух дочерей, дети которых впоследствии стали апостолами - учениками Христа.

В интерьере готической церкви (церковь - «дом божий») художник помещает престарелую Анну, ее трех дочерей, их мужей и детей. Не только дети, но и взрослые отличаются ясной безмятежностью и наивностью. Женщины нянчат младенцев, старая Анна отдыхает от чтения, положив на раскрытую книгу свои очки. На каменном полу стройного храма, в самой середине картины, расположились трое маленьких мальчиков в длинных теплых рубашечках и шерстяных чулках с красными заплатками на пятках; но будущие апостолы Павел, Иаков и Иоанн играют своими атрибутами - мечом, бочечкой и чашей. Они обладают очарованием забавных живых ребятишек. С восхитительной простодушной непосредственностью Гертхен объединяет в одно целое реальность и фантазию, бытовые детали и величественную архитектуру храма. Для него интересно и привлекательно все - и великое и малое. Рядом висят еще две работы Гертхена: «Корень Иессея» и «Поклонение волхвов» с его замечательным пейзажным фоном.

Иной характер носит творчество крупного голландского художника, работавшего в последней четверти XV века и известного как Мастер Virgo inter Virgines . Условное «имя» анонима происходит от картины, еще в 1801 году находившейся в Национальной художественной галерее и поступившей оттуда в Рейксмузеум. Это «Мария с младенцем и святыми девами», или по латыни «Virgo inter Virgines» («Дева среди дев»).

Подобно свите придворных дам, богоматерь окружают роскошно одетые святые Екатерина, Цецилия, Варвара и Урсула. Их атрибуты (колесо, на котором погибла св. Екатерина; стрела - символ мученичества св. Урсулы) превращены в изящные золотые украшения. Стройные нежные женщины застыли в задумчивости, из которой их не может вывести даже игра с миниатюрным младенцем. Художник повторяет свой излюбленный, очень необычный тип женского лица с непомерно большим выпуклым лбом, тонкими бровями и полуопущенными, чуть припухшими веками. Бледные лица, неяркие, часто сероватые краски, среди которых даже красный цвет теряет свою звучность, - все это вызывает у зрителя странное ощущение чуть печальной, холодноватой отрешенности от всего земного. По своему внутреннему строю картина противостоит произведениям Гертхена, висящим в том же зале.

В творчестве обоих мастеров большую роль играет фантазия. У Мастера Virgo inter Virgines она изысканна и условна, как мадригал придворного поэта того времени, у Гертхена - пропитана реальными впечатлениями и близка к живой, разнообразной фантастике народной сказки. В произведениях многих соотечественников Гертхена сцены из христианских легенд выглядят так, как если бы они происходили в обстановке, окружающей художника и хорошо ему знакомой. Особенно последовательно этого принципа придерживается автор серии картин, изображающих «Семь дел милосердия».

Серия была исполнена в 1504 году для церкви св. Лаврентия в г. Алкмаре , поэтому ее автора условно называют Мастером из Алкмара. Семь картин составляют фриз. На каждой из них благочестивые бюргеры, исполняя завет Христа, то дают одежду нищим, то кормят голодных, то хоронят умерших и т. д. Все это происходит на чистых, вымощенных булыжником улицах голландского города. Каждое из «дел милосердия» благодаря своей бытовой конкретности напоминает жанровую сцену. В толпе уродливых нищих, слепых и калек есть один человек, который не принимает участия в действии, которого не замечают остальные. Это Христос. По мысли художника и его заказчиков, он незримо присутствует здесь, напоминая о религиозном смысле происходящего. Суховатая работа Мастера из Алкмара вводит нас в мир повседневной прозы и сурового морального долга, отдаленно предвосхищая некоторые черты голландского искусства XVII столетия.

Рейксмузеум располагает несколькими произведениями крупнейшего нидерландского художника начала XVI века - Луки Лейденского (возможно, 1489-1533). Среди них особенно интересна «Проповедь в церкви». Ренессансное церковное здание заполняет лишь две трети фона; справа вдали видна улица, где богато одетый дворянин раздает милостыню беднякам. На переднем плане тот же самый дворянин с интеллигентным, тонким лицом изображен стоящим у правого края картины; сняв шляпу он слушает церковную проповедь. Возможно, что художник работал по заказу этого человека, и группа людей вокруг него состоит из портретов его родных и друзей. От них заметно отличаются слушатели, усевшиеся полукругом перед кафедрой: тут и странные уроды и оживленный ребенок; красивая молодая женщина с улыбкой смотрит на зрителя, не обращая внимания на слова проповедника; наконец еще одна женщина спит, и на голове ее сидит маленькая сова – символ плутовства и глупости в нидерландском фольклоре. Эта странная жанровая сцена, полная неясных намеков, написана полупрозрачными жидкими мазками светлых, неопределенных красок; и мазок и цвет передают тревожное настроение, характерное для живописи Луки Лейденского.

Крупнейшим пейзажистом первой половины XVII века был Ян ван Гойен (1596-1656). В 1641 году написал он свой «Дальний вид с двумя дубами». Это ничем не примечательная местность с песчаными дюнами, типичными для голландского побережья. На вершине дюны, у подножья корявых старых дубов остановились отдохнуть двое путников; удаляющаяся фигура третьего прохожего уводит наш взгляд вдаль, к плоскому побережью, где на горизонте, слева, виднеется поблескивающая полоска воды. Облака затягивают просторы неба, сквозь них прорывается солнечный луч на дюну и на мощные полузасохшие стволы. Художник как бы изучает их с близкого расстояния, прослеживая неровности коры, почти по-человечески выразительный, напряженный изгиб сучьев. В то же время широкий простор дали воспринимается как их естественная среда и это «родство» с бесконечным пространством помогает нам ощутить величие и мощь гигантских деревьев.

Наряду со своими основными разделами - старого нидерландского искусства и XVII века - Рейксмузеум располагает значительным собранием голландских картин XVIII, XIX и XX веков. Среди произведений XVIII века представляют интерес работы Корнелиса Троста (1697-1750), автора портретов и жанровых сцен, часто воспроизводящих эпизоды из театральных спектаклей. Следуя традициям предшествующего столетия, Трост пишет огромный групповой портрет попечителей приюта в Амстердаме (1729). Однако значительно интересней и привлекательней небольшой этюд одного из попечителей - Яна Лепелтака, висящий в том же зале. Он написан легко и непринужденно. В нем более, чем в большом портрете, заметно воздействие национальной живописной традиции.

Есть в Рейксмузеуме и произведения иностранных мастеров - итальянцев, испанцев, фламандцев. Их немного, но некоторые из них не могут остаться незамеченными: парные портреты флорентийского архитектора Джулиано да Сангалло и его отца Франческо Джамберти, работы Пьеро ди Коэимо (1462- 1521), «Распятие» Эль Греко (1541-1614), ряд портретов Ван Дейка (1599-1641), «Портрет дона Рамона Сатуэ» (1823), Гойи (1746-1828) и др. Однако, как бы они ни были интересны, они составляют лишь второстепенное, боковое ответвление в коллекции Рейксмузеума .

Амстердама Рейхмузеум (Rijksmuseum) является крупнейшим в Нидерландах и во всей Европе. На его огромной площади экспонируются картины и предметы различных стран и эпох. 260 залов вмещают 30 000 скульптур, 5 000 картин, гравюры, рисунки, предметы быта и объекты археологических раскопок. План музея вы найдете в прикрепленном файле внизу, в формате pdf.

Самые известные картины государственного музея Амстердама

Самой известной выставленной здесь картиной считается «Ночной дозор» Рембрандта (1642 г.). К тому же, это самое большое из выставленных полотен, хотя оно было частично обрезано в XVIII веке. Все изображенные персонажи очень символичны, и до сих пор хранят в себе множество загадок. Зал экспозиции «Nacht wacht zaal».

Вторым по популярности среди посетителей является Вермеер. Сложно оценить, какая из 4 оставшихся его картин привлекает большее количество зрителей: «Молочница», «Любовное письмо», «Маленькая улочка», «Девушка, читающая письмо ». Их, а также наброски к этим творениям, можно увидеть в зале «Eregalerij»

Одним из первых экспонатов музея стало творение Яна ван Эйка «Готический храм с фигурами ». Сейчас, проходя в крыло «Gothic» можно полюбоваться и этим раритетом.

В залах выставлены несколько произведений Луки Лейденского – известного голландского художника начала XVI века. В частности, его кисти принадлежит «Проповедь в церкви» .

Картины Гойи, например, «Портрет Дона Рамона де Посадо» можно увидеть в зале 1.13. Последние рентгенографические исследования выявили под слоем краски еще одно творение мастера.

Подлинник статуи «Сидящий Амур» (1757 г.), известный также как «L"Amour Menaçant» - «Грозящий Амур» работы Фальконе выставлен именно в Рейхмузеуме в зале 1.9.

Конечно, Государственный музей – это не музей эротики или музей секса. Но и здесь есть близкая к ним по тематике экспозиция «Аморальные женщины». Сюда относится картина «Лот и его дочери» (Хендрик Гольциус, 1616). Увидеть сюжет библейской легенды можно в зале 2.1.

В музее так же представлены изображения азиатских богов, например фигурку Будды , сидящего в нише. Эта композиция вырезана из одного куска черного известняка более 1000 лет назад. Творение неизвестного автора можно оценить в зале «Asia».

Свое место в залах нашли и достаточно современные ювелирные украшения в стиле Art Nouveau. Например, «Расческа в форме двух стрекоз» (1904 г.) находится в зале 0.9 – Z8.04.

Rijksmuseum: отзыв + полезная информация

Наверное, сложно представить себе человека, планирующего поездку в Амстердам, который бы не слышал о Национальном музее (он же Rijksmuseum). Большинство путешественников включают его в свой must see список мест и достопримечательностей. И это действительно отличный выбор, в том числе и для людей, не очень близких к искусству.

Наверное, не будет преувеличением сказать, что музей знаменит на весь мир в первую очередь тем, что здесь находится картина Рембрандта «Ночной дозор». Более того, в 1906 году здание музея было перестроено ради того, чтобы достойно разместить здесь эту картину. И по сей день не зарастает к ней народная тропа.

Но пусть вас не пугает толпа на этом фото! Справедливости ради, нужно сказать, что в других залах музея не так многолюдно. А интересных экспонатов (пусть и не насколько знаменитых, как работы Рембрандта) здесь хватает на любой вкус.

С июля 2019 года в Rijksmuseum, за стеной из прозрачного стекла, ведется реставрация картины «Ночной дозор». За ней могут наблюдать все желающие. Смотрите, как это выглядит >> Ожидается, что проект займет несколько лет.

Картины (в т.ч. работы Вермеера, Халса), скульптуры, исторические артефакты, модели кораблей,

…старинные предметы искусства стран Азии, шикарная королевская посуда, вазы, ювелирные украшения. Зеркало для туалетного столика, которое один из голландских королей подарил дочери на свадьбу. Пианино, которое Наполеон купил для жены. Буквальная каждая вещи из экспозиции Национального музея имеет свою впечатляющую историю.

Время работы Rijksmuseum

Ежедневно с 09.00 до 17.00, включая новогодние праздники.

Сколько времени нужно для посещения Rijksmuseum?

По моим ощущениям, там можно ходить целый день, и то не хватит, чтобы внимательно и вдумчиво осмотреть все экспонаты. Не зря его называют одним из самых интересных музеев мира.

Можно ли фотографировать в Rijksmuseum?

Да, в отличие от , в Rijksmuseum официально разрешено фотографировать (при условии, что вы делаете это без штатива, без вспышки и без палки для селфи). Если вы будете делать фото на телефон, и в процессе он разрядится, на нулевом этаже вы можете найти стойку с ячейками для подзарядки мобильников. Наслаждайтесь:)

Приятного визита в Национальный музей! И оставайтесь на связи!

Музей Рейксмюсеум в Амстердаме (нидерл. Rijksmuseum) - художественный музей, один из самых популярных музеев мира.

Музей известен, прежде всего, как хранилище картины Рембрандта "Ночной дозор", которая официально принадлежит городу, и ради которой здание музея даже было перестроено. Кроме того, конечно, музей интересен своей архитектурой.

Музей был основан в 1808 году королем Голландии Луи Бонапартом, братом Наполеона I. Первоначально музей располагался в Гааге, затем была переведен в Амстердам. Музей выставлял экспозиции в Королевском дворце, во дворце Триппенхюс, других зданиях.

Собственное здание музей получил только в конце XIX века. Новое здание было построено в 1877 - 1885 годы под руководством архитектора Питера Кёйперса (1827 - 1921 гг.). Как отмечают историки искусств, здание музея - уникальное творение нидерландской архитектуры, ведь здесь сочетаются внешняя красота и практическое предназначение помещения.







Для публичного посещения музей был открыт в 1885 году. В 1890 году к зданию музей был достроен еще один корпус, построенный из фрагментов снесенных исторических домов. В 1906 году один из залов музея был специально перестроен для размещения картины "Ночной дозор" Рембрандта.

Дальнейшая реконструкция музея проходила в ХХ веке: изменено внутреннее убранство, встроены внутренние дворы музея. В начале XXI столетия музей был вновь реконструирован, после чего стал работать в полном объеме и принимать многочисленных посетителей.