Причастие младенцев. О необходимости причащения младенцев

Некоторые родители считают, что у младенцев нет понятия греха, и какой смысл причащать младенца, не имеющего грехов? Однако святитель Феофан Затворник говорил, что причастие действенно и живо соединяет с Господом младенца, как нового члена Его Церкви. По учению святителя, Причастие освящает его, умиротворяет и защищает от темных сил Божией благодатью.

Каждый человек, даже несознательный грудной младенец открыт для приятия Божией благодати, которая воспринимается не сознанием, а душой. Кроме того, существуют свидетельства того, что часто причащающиеся дети меньше болеют, лучше спят, не капризничают. Но не все знают правила причащения детей. Постараемся ответить на самые популярные вопросы.

К какой части богослужения приходить с детьми

До года

С грудным младенцем можно приходить к приятию Таинства после Литургии. При этом младенцев перед причастием можно покормить. Только делать это следует хотя бы за полчаса до причащения, для того чтоб грудничок случайно не срыгнул. Мамам, которые готовились к причастию разрешается причащаться святых Таинств вместе с их детьми, даже если они пришли вместе с ними к концу или к середине Литургии.

До семи лет

С двух или трех лет надо постепенно приучать ребенка быть на службе хотя бы с молитвы, предшествующей окончанию Литургии, то есть с общецерковного пения «Отче наш».

После 3 лет ребенка можно постараться не кормить, однако строгих правил по этому поводу нет. Некоторые кормят детей пред службой до 6-7 лет. Каждые родители должны подходить к этому вопросу с разумением. Хорошо по этому поводу посоветоваться со священником. С семи лет принято приучать детей поститься, однако не строго и постепенно. Например, можно убедить его ради Христа отказаться от просмотра мультфильмов, или вкушения какой-то особенно вкусной для него пищи.

До десяти лет

Детей от 7 до 10 лет следует приводить в церковь к пению «Иже Херувимы».

Надо помнить, что не каждый ребенок, тем более маленький, может выдерживать всю службу и поэтому родители могут приходить в храм попозже. С детьми, которые имеют возраст более 10 лет следует приходить на полное богослужение, однако если родители заметят, что ребенок устал, то могут выйти с ним на улицу, погулять около храма. Следует знать, что не у всех детей хватает терпения выстоять всю службу, поэтому не заставляйте его этого делать, поскольку можете вызвать у него нелюбовь к богослужению.

Какие молитвы читать детям перед Причастием

Священники рекомендуют родителям прочитать детям вслух хотя бы одну молитву или же несколько молитв при подготовке к причастию. Мамам (в отличие от пап) вычитывать все каноны и все правила не обязательно. Достаточно прочитать молитвенное правило ко святому Причащению. При этом прочитать за ребенка каноны и правило полностью могут или папа, или крестные, или же бабушка, дедушка.

Если же кроме мамы сделать этого никто не сможет, тогда она должна молиться соответственно своим возможностям. Но даже если у мамы совершенно не находится времени для большого количества молитв, то достаточно помолиться по правилу преподобного :

«Отче наш — 3 раза», «Богородица Дево радуйся — 3 раза», «Верую — 1 раз»

Постится за ребенка не нужно. Однако перед Причастием ребенка родителям следует воздерживаться от супружеских отношений. Надо постараться сделать все возможное, чтобы приход в храм для приобщения ребенка к благодати, не оказался бесполезным. Но делать надо все в меру сил, ведь Бог силы наши знает, Он от нас не ждёт ничего невозможного.

Надо помнить, что недостаточно только привести в храм ребенка и причастить его. Родители должны постараться сохранить полученную в храме благодать. В день причащения быть умиротворенными, не раздражаться и тем более и не ссориться. Наоборот постараться проявить особую любовь друг к другу. Дети — они чувствительны, и обязательно поймут, что день Причастия — это особый день. Только своим примером, добросердечным отношением друг к другу и к детям родители смогут воспитывать в своих чадах благоговейное религиозное чувство.

Как научить детей молиться

Ребенка надо приучать к молитвам своими словами. Например, «Господи спаси меня, папу и маму, крестных моих (имена), бабушку и дедушку (имена)» . По мере возрастания (с трех-четырех лет) можно уже обучать ребенка главной молитве «Отче наш...» . При этом ребенку следует объяснить каждое слово так, чтобы он конкретно понимал смысл молитвы.

Постепенно (с четырех-пяти лет) ребенку можно давать краткое правило из нескольких молитв. «Отче наш...», «Богородице Дево, радуйся...», «Свитый ангеле Божий моли Бога обо мне», «Господи спаси и помилуй меня, папу и маму, крестных моих, бабушку и дедушку» . Правило для ребенка должно быть не трудным, и кратким (от 5 до 10 мин. утром и вечером). Главное, чтобы он понимал, о чем молиться и молился с охотой.

Как подготовиться к исповеди

У детей о грехе другие представления, чем у взрослых. Поэтому Церковь, как правило, не исповедует детей в возрасте до 7 лет. Детей до этого возраста не исповедуют потому, что дети хотя и могут рассказать про свои грехи, но принести покаяние, чтобы полностью исправиться — не могут.

Родители детей от 7 лет должны находить время для небольшой подготовке их к первой исповеди. Если ребенок совершил неблаговидный поступок, родители должны ему объяснять, почему он поступил нехорошо и попросить его попросить прощения, сначала у Бога, а потом и у них. Так прививаются первые навыки исповеди. Со временем родителям надо проводить с ребенком простые беседы об исповеди, о смысле Таинства причащения. Сказать в доступных словах о Боге, который всех любит. Все дела, все поступки людей и в том числе детей, все их мысли Бог видит. И если ребенок сделал что-то нехорошее, то ожидает, когда он сам признается в этом родителям и на исповеди расскажет священнику, через которого Бог простит ему плохие поступки, то есть грехи.

Как часто можно причащать детей

На вопрос сколько раз дети могут причащаться, наверное, каждый священник ответит: «Как можно чаще». Но есть и определенные, рекомендуемые промежутки времени. Младенцев причащать можно практически каждый день, а детей от года и более 2-3 раза в неделю. Детей после семи лет, один раз в неделю или же раз в две недели и по праздникам. Отметим, что это всего лишь рекомендации. Бывает, что по занятости родители причащают детей реже, поэтому они должны определяться с этим в соответствии со своими возможностями.

Крещение — это только первый шаг на пути христианина. Важнейшим таинством Православной Церкви является причастие. Как причащать детей, и особенно младенцев? Какие для этого существуют правила и послабления? Как не переусердствовать, приобщая малыша к Церкви и ее таинствам? Читайте об этом в сегодняшнем рассказе мамы уже крещеного ребенка.

Мы с мужем — православные родители, и поэтому наше решение о крещении малыша было обоюдным. За духовное воспитание малыша отвечают его крестные родители. Мы понимали это, поэтому уделили особое внимание выбору будущих крестных мамы и папы для своего ребенка. И вот, наш малыш — православный христианин.

Как оказалось, самой важной частью духовного воспитания ребенка является причастие. Оно нужно не только для того, чтобы ребенок был ближе к Богу, но и для того, чтобы Ангел-хранитель, в честь которого окрещен малыш, охранял и оберегал его от разных неприятностей.

Батюшка нам сказал, что в первый раз нужно приходить на причастие спустя две недели после крещения ребенка. И абсолютно неважно, что мы, родители, сами причащаемся редко или не причащаемся вовсе. Ведь малыш душой может знать гораздо больше, чем взрослые люди. Дети до семи лет причащаются без исповеди, а уже после — как взрослые: сначала должны исповедаться, и только потом идти на причастие.

Еще один немаловажный момент — обычно причастие происходит натощак. Конечно же, младенцам, разрешают позавтракать. Только покормить малыша следует хотя бы за полчаса до причастия, чтобы он не срыгнул. После трех лет надо уже стараться не кормить ребенка, но строгих рамок как таковых не существует до семи лет. Батюшка рассказывал, что детки с трех лет спокойно выдерживают без еды с вечера. Главное, вводить это постепенно и в качестве некого таинства — чем раньше ребенок привыкнет, тем потом ему будет проще. А немного позже можно приучать деток поститься, но не строго. Например, отказаться от игр, мультфильмов, мяса или чего-то особо вкусного.

На вопрос, как часто следует причащать ребенка, каждый должен ответить себе сам. Младенцев можно каждый день, более взрослых детей — раз в неделю. Мы же стараемся причащать малыша раз в две недели и по великим праздникам. Причащение происходит на литургиях — лучше заранее узнавать время начала и конца службы в храме. Сначала причащаются дети, потом женщины и мужчины.

С грудным малышом разрешается приходить непосредственно к причастию. С более взрослыми детками можно приходить пораньше в зависимости от того, как долго ребенок способен выдержать. Как правило, детям не нравится находиться долго в церкви, это я по себе помню. Мне всегда казалось, что там очень душно, приходится очень долго стоять без движения. Следует понимать, что терпения у детей меньше, а вот энергии — наоборот, больше. Ко всему нужно подходить с понимаем — если малыш не может долго устоять на месте, не заставляйте его, прививая с детства нелюбовь к этому обряду.

И вот, наступило время таинства причащения. Священник выносит из алтаря Чашу и читает молитву, слова которой нужно повторять и от всей души молиться за своего ребенка. Так как на причащение мы ходим исключительно с крестным папой или мамой малыша, то в это время малютку держит кто-то из них. Перед Чашей не крестятся, дети постарше складывают на груди ручки крестообразно, а совсем маленьких держат на правой руке. Батюшка подходит к каждому ребенку и громко говорит: "Причащается Раб Божий…", после чего называется его имя. Наш пока маленький, и поэтому крестные родители называют его имя за него. Когда ребенок подрастет, то должен будет сам называть себя по имени. Затем дают на ложке немного кагора, а маленьким деткам — святую воду. В самом конце службы малыша прикладывают к кресту.

Один из основных священных обрядов православной церкви – причащение верующего. Таинство евхаристии, совершаемое искренне, по зову души, имеет большое значение для христианина. Прохождение священнодействия с пониманием сути и важности ритуала приводит к искреннему покаянию, получению прощения, духовному очищению.

Что такое причащение

Принадлежность человека к религиозной конфессии подразумевает соблюдение традиций. Что такое евхаристия? Важнейший религиозный обряд предполагает получение из рук священнослужителя и последующее вкушение хлеба с вином, символизирующих Плоть и Кровь Иисуса Христа. Таинство включает молитвы, поклоны, песнопения, проповедь. Причастие в храме приобщает человека к Богу, укрепляет духовную связь с Высшими силами. Для проведения обряда в церкви требуется чистота верующего как физическая, так и душевная. Причащению должна предшествовать исповедь и подготовка.

Таинство причастия

Обряд берет свое начало с Тайной Вечери, предшествовавшей распятию Христа. Собравшись с учениками за столом, Спаситель взял хлеб, разделил на части и раздал его со словами, что это Его Плоть. Затем Христос благословил чашу с вином, назвав ее содержимое своей Кровью. Спаситель завещал последователям всегда совершать церемонию в память о Нем. Этому обычаю следует Русская Православная Церковь, в которой ежедневно проводится обряд евхаристии. В допетровские времена действовало постановление, по которому все миряне были обязаны причащаться в церкви не реже раза в год.

Почему необходимо святое причастие

Таинство причащения имеет большое значение для верующего человека. Мирянин, не желающий совершать обряд евхаристии, отдаляется от Иисуса, заповедовавшего соблюдать традицию. Нарушение связи с Богом ведет к возникновению смятения, страха в душе. Человек, у которого причастие в церкви происходит регулярно, наоборот, укрепляется в религиозной вере, становится умиротвореннее, ближе к Господу.

Как причаститься в церкви

Евхаристия – первый шаг, совершаемый человеком по направлению к Богу. Этот поступок должен быть осознанным, добровольным. Для подтверждения чистоты своего намерения мирянину следует подготовиться к причастию в церкви. Сначала требуется просить прощения у тех, кто может на вас обижаться. На протяжении нескольких дней до обряда взрослому человеку нужно:

  • Соблюдать пост, отказываясь от употребления мясных блюд, яиц, молочных продуктов. Пищевые ограничения налагаются на период от одного до трех дней – в зависимости от физического состояния.
  • Отказаться от привычки «поедать» себя и других. Внутреннюю агрессию следует свести к минимуму. Вести себя нужно доброжелательно к окружающим, полезна бескорыстная помощь ближним.
  • Исключить из обихода сквернословие, табак, алкоголь, интимную близость.
  • Не посещать увеселительные мероприятия, не просматривать развлекательные телепередачи.
  • Читать вечерние, утренние молитвы.
  • Посещать Литургии, слушать проповеди. Особенно рекомендуется посетить вечернее богослужение накануне дня причастия, прочитать Последование.
  • Изучать духовную литературу, читать Библию.
  • Исповедаться накануне причастия в церкви. Для этого требуется осмысление жизни, событий, поступков. Искренняя исповедь нужна не только как подготовка к причащению. Покаяние делает верующего человека чище, дает ощущение легкости, свободы.

Обряд причащения

В день проведения обряда нужно пропустить завтрак и прийти в храм пораньше, почувствовать атмосферу места, приготовиться, настроиться на нужный лад. Что такое причащение в церкви? Таинство начинается во время службы, ближе к ее окончанию. Открываются Царские врата, и к посетителям выносится реликвия – чаша с освященными дарами – кагором и хлебом. Яства – символы Плоти и Крови Спасителя. Чашу устанавливают на специальное возвышение, именуемое амвоном. Священник читает благодарственную молитву, предназначенную для причастия.

Как причащаться в церкви? Каждому прихожанину, подходящему к чаше, священнослужитель дает отведать яство из ложки. Нужно приблизиться, сложить руки крестом на груди, назвать свое имя. Затем следует поцеловать основание чаши. Покидать храм можно после окончания богослужения. Перед уходом нужно поцеловать крест. Ритуал, проделанный искренне и от всего сердца, приближает верующего к Христу, дарит душе счастье, спасение. Важно сохранить святую благодать в сердце после причастия, не утратить ее за пределами церкви.

Как проходит причащение детей

Причастие ребенка важно для его духовного взросления. Ритуал нужен, чтобы малыш был под опекой ангела-хранителя, в честь которого он был окрещен. Первое причастие в церкви происходит после крещения. Детям до семи лет не требуется исповедоваться накануне. При этом неважно, насколько часто причащаются родители малыша в церкви и делают ли они это вообще.

Важное правило детского причащения в церкви – проведение обряда натощак. Разрешается позавтракать совсем маленькому ребенку. Кормить малыша лучше не менее чем за полчаса до обряда, чтобы он не отрыгнул. После трех лет детей желательно приводить в церковь натощак, но строгого правила не существует. Важно, чтобы ребенок понемногу привыкал к ограничениям во время подготовки. К примеру, можно убрать игры, мультфильмы, мясо, что-то очень вкусное. Соблюдение молитвенных правил детьми не требуется.

С младенцами можно приходить к самому причастию. С подросшими детьми разрешается приходить пораньше, смотря по тому, как долго ребенок выдержит стояние в храме. Детям часто не хватает терпения, энергии у них наоборот много. Это нужно понимать и не заставлять малыша стоять на одном месте, прививая нелюбовь к обряду. Во время причастия имя за маленького ребенка произносит взрослый. Когда малыш подрастет, он должен назваться сам.

Как происходит причащение больных

Если человек по состоянию здоровья не в силах прослушать литургию, принять причащение в стенах храма, это легко решается путем проведения обряда на дому. Тяжелобольные допускаются канонами православия к процедуре. Читать молитвы и поститься не обязательно. Тем не менее, исповедь с покаянием в грехах необходимы. Больных разрешено причащать после принятия пищи. Священнослужители часто посещают больницы, чтобы исповедать и причастить людей.

Как часто можно проходить обряд причастия

Обряд нужно проходить тогда, когда этого желает душа, когда есть внутренняя потребность. Количество причастий не регламентируется представителями Патриархии. Большинство верующих причащаются один или пару раз за месяц. Проведение обряда необходимо для особых случаев – при венчании, крещении, на именинах, во время великих праздников. Единственное ограничение – запрет на причастие более раза за день. Святые дары подаются из двух церковных сосудов, попробовать нужно только из одного.

Видео

Вопросы о Таинстве Причащения

Ч то такое Причащение?

Это Таинство, в котором под видом хлеба и вина православ­ный христианин вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную и через это таин­ственно соединяется с Ним, делаясь причастником вечной жизни. По­стижение этого Таинства превосходит человеческое разумение.

Это Таинство именуется Евха ристией, что значит «благодаре­ние».

К ак и для чего установлено Таинство Причащения?

Таинство Причащения установлено Самим Господом Иисусом Христом на Тайной Вечери с апостолами накануне Своих страданий. Он принял в Свои Пречистые руки хлеб, благословил его, преломил и раз­делил Своим ученикам, говоря: «Пришлите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26:26). Потом взял чашу с вином, благословил ее и, подавая учени­кам, сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:27-28). Тогда же апостолам, а в их лице и всем верующим Спаситель дал заповедь совер­шать это Таинство до скончания мира в воспоминание Его страданий, смерти и Воскресения для единения с Ним верующих. Он сказал: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19).

П очему надо причащаться?

Об обязательности причащения для всех верующих в Него говорит Сам Господь: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:53-56).

Не причащающийся Святых Таин лишает себя источника жиз­ни - Христа, ставит себя вне Его. Человек, который ищет в своей жизни соединения с Богом, может надеяться, что будет с Ним и в вечности.

К ак подготовиться к Причащению?

Желающий причаститься должен иметь сердечное покаяние, смирение, твердое намерение исправиться. К Таинству Причащения готовятся несколько дней. В эти дни готовятся к Исповеди, стараются больше и усерднее молиться дома, воздерживаются от увеселений и праздного времяпрепровождения. С молитвой соединяют пост - теле­сное воздержание от скоромной пищи и супружеских отношений.

Накануне дня Причащения или утром до Литургии надо исповедо­ваться, быть на вечернем богослужении. После полуночи не есть, не пить.

Продолжительность подготовки, мера поста и молитвенно­го правила оговариваются со священником. Однако сколько бы мы не готовились к Причастию - достойно подготовиться не можем. И лишь взирая на сокрушенное и смиренное сердце, Господь по Своей любви принимает нас в Свое общение.

К акими молитвами надо готовиться к Причащению?

Для молитвенной подготовки к Причащению существует обычное правило, которое есть в православных молитвословах. Оно состоит из чтения трех канонов: канона покаянного ко Господу Иису­су Христу, канона молебного ко Пресвятой Богородице, канона Ангелу Хранителю и Последования ко Святому Причащению, которое состоит из канона и молитв. Вечером надо также прочитать молитвы на сон гря­дущим, а утром - утренние молитвы.

По благословению духовника это молитвенное правило перед Причащением может быть уменьшено, увеличено или заменено другим.

К ак подходить к Причащению?

Перед началом Причащения причащающиеся заранее под­ходят ближе к амвону, чтобы потом не торопиться и не создавать не­удобств другим молящимся. При этом надо пропустить вперед детей, которые причащаются первыми. Когда открывают Царские врата и дьякон выходит со Святой Чашей с возгласом: «Со страхом Божиим и верой приступите», надо по возможности сделать земной поклон и сложить руки на груди крестообразно (правая поверх левой). Подходя к Святой Чаше и перед самой Чашей не креститься, чтобы нечаянно не толкнуть Ее. Приступать к Святой Чаше надо со страхом Божиим и благоговением. Подойдя к Чаше, следует внятно произнести свое хри­стианское имя, данное при Крещении, широко открыть уста, благого­вейно, с сознанием святости Великого Таинства принять Святые Дары и тотчас проглотить. Затем поцеловать основание Чаши как ребро Са­мого Христа. Нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священ­ника. Затем следует отойти к столику с теплотой, запить Причастие, чтобы святыня не осталась во рту.

К ак часто надо причащаться?

Многие святые отцы призывают причащаться как можно чаще.

Обычно верующие исповедуются и причащаются во все четыре многодневных поста церковного года, в двунадесятые, великие и хра­мовые праздники, в воскресные дни, в дни своих именин и рождения, супруги - в день их венчания.

Частота участия христианина в Таинстве Причащения устанав­ливается индивидуально по благословению духовника. Более употреби­тельно - не реже двух раз в месяц.

Д остойны ли мы, грешные, часто причащаться?

Некоторые христиане причащаются крайне редко, мотивируя это своим недостоинством. На земле нет ни одного человека, достойно­го Причащения Святых Христовых Таин. Сколько бы человек не старал­ся очистить себя перед Богом, все равно он не будет достоин принятия такой величайшей Святыни, как Тело и Кровь Господа Иисуса Христа. Бог даровал людям Святые Христовы Тайны не по их достоинству, а по великой Своей милости и любви к падшему Своему созданию. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Лк. 5:31). Принимать Святые Дары христианин должен не как награду за свои духовные под­виги, а как Дар Любящего Отца Небесного, как спасительное средство освящения души и тела.

Можно ли причаститься в один день несколько раз?

Никто и ни в каком случае в один и тот же день не должен дважды причащаться. Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать их можно только из одной.

Всех причащают с одной ложки, нельзя ли заболеть?

Никогда не было ни одного случая, чтобы кто-то заразился че­рез Причащение: даже когда в больничных храмах люди причащаются, никто никогда не заболевает. После Причащения верующих оставшиеся Святые Дары употребляет священник или диакон, но даже во время эпи­демий они не заболевают. Это величайшее Таинство Церкви, данное, в том числе и для исцеления души и тела.

Можно ли целовать крест после Причастия?

После Литургии все молящиеся прикладываются к кресту: и кто причащался, и те, кто не причащался.

Можно ли целовать иконы и руку священника после Причастия, делать земные поклоны?

После Причастия до запивки следует воздержаться от целова­ния икон и руки священника, но нет такого правила, что причастившиеся не должны целовать в этот день иконы или руку священника и не делать земные поклоны. Важно хранить язык, мысли и сердце от всякого зла.

Как вести себя в день Причащения?

День Причащения - это особый день в жизни христианина, когда он таинственным образом соединяется со Христом. В день Свято­го Причащения вести себя следует благоговейно и благочинно, чтобы не оскорбить своими поступками святыню. Благодарить Господа за великое благодеяние. Эти дни надо проводить как великие праздники, насколько возможно посвящая их сосредоточенности и духовному деланию.

В любой ли день можно причаститься?

Причащают всегда в воскресение утром, а также, в остальные дни, когда служится Божественная Литур­гия. Смотрите расписание богослужений в вашем храме. В нашем храме Литургия служится каждый день, кроме периода Великого поста.

В период Великого поста в некоторые будничные дни, а также, в среду и пятницу на Масленице, Литургии не положено

Оплачивается ли Причащение?

Нет, во всех храмах Таинство Причащения всегда совершает­ся бесплатно.

Можно ли причаститься после Соборования без Ис­поведи?

Соборование не отменяет Исповедь. Исповедь нужна. Грехи, которые человек осознает, обязательно должны быть исповеданы.

Можно ли вкушением крещенской воды с артосом (или антидором) заменить Причастие?

Это ошибочное мнение о возможности замены Причастия крещенской водой с артосом (или антидором) возникло, возможно, из- за того, что людям, которые имеют канонические или иные препятствия к Причащению Святых Таин, разрешается для утешения употреблять крещенскую воду с антидором. Однако это нельзя понимать как равно­значную замену. Причастие ничем заменить нельзя.

Может ли православный христианин причаститься в какой-либо инославной церкви?

Нет, только в Православной Церкви.

Как причастить годовалого ребенка?

Если ребенок не способен спокойно находиться в храме всю службу, то его можно принести ко времени Причащения.

Можно ли ребенку до 7 лет поесть перед Причастием? Можно ли причащаться больным не натощак?

Этот вопрос решается индивидуально по совету со священ­ником.

Маленьким детям перед Причастием дают есть и пить по не­обходимости, чтобы не наносить ущерба их нервной системе и теле­сному здоровью. Детей постарше, с 4-5-летнего возраста постепенно приучают к причастию натощак. Детей с 7-летнего возраста приучают, помимо к причастию натощак, еще и к подготовк е ко причастию посредством молитвой, поста и исповедт, но конечно в весьма облегченном варианте.

Взрослым людям в некоторых исключительных случаях благо­словляется причащаться не натощак.

Могут ли дети до 14 лет причаститься без Исповеди?

Без Исповеди могут причащаться только дети до 7 лет. С 7-летнего возраста детей причащают после Исповеди.

Можно ли причащаться беременной?

Можно. Беременным желательно чаще причащаться Святых Христовых Таин, готовясь к Причащению покаянием, исповедью, мо­литвой и постом, который для беременных ослабляется.

Воцерковление ребенка желательно начинать с того момента, как родители узнали, что у них будет дитя. Еще в утробе матери ребенок воспринимает все, что происходит с мамой и вокруг нее. В это время очень важно участие в Таинствах и молитва родителей.

Как причаститься болящему на дому?

Родственники больного должны предварительно договорить­ся со священником о времени Причащения и посоветоваться о том, как подготовить больного к этому Таинству.

Когда можно причаститься на неделе в Великий пост?

В период Великого поста детей причащают по субботам и воскресениям. Взрослые, помимо субботы и воскресения, могут причащаться по средам и пятницам, когда служится Литургия Преждеосвященных Даров. В понедельник, вторник и четверг в Великий пост Литургии не положено, за исключе­нием дней великих церковных праздников.

Почему на Литургии Преждеосвященных Даров не причащают младенцев?

На Литургии Преждеосвященных Даров в Чаше содержится только благословленное вино, а Кровью Христовою заранее пропитаны частицы Агнца (Хлеба, преложенного в Тело Христово). Так как мла­денцев, в силу их физиологии, невозможно причастить частицей Тела, а Крови в Чаше нет, то их за Преждеосвященной Литургией и не при­чащают.

Могут ли миряне причащаться на сплошной седми­це? Как им в это время готовиться к причащению? Может ли свя­щенник запретить причащаться на Пасху?

При подготовке к причащению на сплошной седмице разреша­ется вкушени скоромной пищи. В это время подготовка к причащению заключается в покаянии, примирении с ближними и чтении молитвен­ного правила ко Причащению.

Причащение на Пасху является целью и радостью для каждого православного христианина. Вся святая Четыредесятница готовит нас к причащению в Пасхальную ночь: «возведемся к покаянию, и чув­ства очистим, к нимже брань, вход поста творяще: надеждею благодати сердце извествующе, не брашны, в нихже не пользовашася ходившии. И снестся нами Агнец Божий, во священной и светоносной ночи Вос­кресения, нас ради приведенное заколение, учеником приобщенное в вечер таинства, и тьму разоряющее неведение светом его воскресения» (стихира на стиховне, в мясопустную неделю вечером).

Преп. Никодим Святогорец говорит: «те, кто хотя и постятся перед Пасхой, но на Пасху не причащаются, такие люди Пасху не празднуют... потому что эти люди не имеют в себе причины и пово­да праздника, которым является Сладчайший Иисус Христос, и не имеют той духовной радости, которая рождается от Божественного Приобщения».

Когда христиане стали уклонятся от причащения на Светлой Седмице, то отцы Трулльского Собора (т.н. Пято-Шестого Собора) 66-м правилом засвидетельствовали изначальное предание: «от святого дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новой, во всю седмицу вер­ные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем и вознесемся».

Таким образом, причащение на Пасху, в дни Светлой Седми­цы, и вообще на сплошных седмицах не возбраняется никому из право­славных христиан, кто может быть допущен ко Святому Причащению в другие дни церковного года.

Каковы правила молитвенной подготовки к прича­щению?

Объем молитвенного правила перед причастием канонами Церкви не регламентируются. Для чад Русской Православной Церкви он должен быть не меньше имеющегося в наших молитвословах Пра­вила ко святому причащению, включающего в себя три псалма, канон и молитвы перед причащением.

Существует, кроме того, благочестивая традиция чтения трёх канонов и акафиста перед принятием Святых Христовых Таин: канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу, канона к Богородице, канона Ангелу-хранителю.

Необходима ли исповедь перед каждым причащением?

Обязательная исповедь перед причастием канонами Церкви не регламентируются. Исповедь перед каждым причащением является русской традицией, вызванной крайне редким причащением христиан в синодальный период истории Русской Церкви.

Для тех, кто пришел в первый раз или с тяжкими грехами, для новоначальных христиан исповедь перед причащением обязательна, так как для них частая исповедь и наставления священника имеют важное катехизическое и пастырское значение.

В настоящее время «должна поощряться регулярная исповедь, но не от каждого верующего следует требовать непременной испо­веди перед каждым причастием. По согласованию с духовником для лиц, регулярно исповедующихся и причащающихся, соблюдающих церковные правила и установленные Церковью посты, может быть установлен индивидуальный ритм исповеди и причастия» (митропо­лит Иларион (Алфеев)).

Anyta

Anyta

  • Город: Псков
  • Пол: женский

Отправлено 13.01.2010, 23:52


Аня,поделитесь пожалуйста опытом, как вы успеваете самой причаститься и малыша причастить? К скольки вы приходите, вместе с ребеночком и т.п. ? Просто мы если с Машулькой, то приходим поближе к самому таинству, и тогда самой вроде неудобно уже причащаться. А всю службу Машеньке тяжело. А может быть это просто мои "отговорки"?

Бонни

Бонни

  • Город: Псков
  • Пол: женский

Отправлено 14.01.2010, 02:48

Anyta (13.01.2010, 23:18) писал:

Эрика, простите, что вмешиваюсь, вопрос, наверное, адресован Бонни, но не могу удержаться.

А попробуйте поводить сыночка на причастие в буднии дни, когда бывает мало народу. И по чаще. Пусть он попривыкнет к храму и таинству, будет уже знать что и как происходит. Постепенно он полюбит причащаться, целовать иконочки, будет знать батюшек! Тогда, возможно, и большое скопление народу не испугает.

Бонни, статья замечательная, светлая и поучительная! Но есть еще вот какая сторона этого вопроса. Нося младенца причащаться, родители зачастую забывают о себе (в духовном смысле). Приходя каждое воскресенье со своим ребеночком под святое причастие, мама считает свою миссию выполненной, и не вспоминая, как давно сама она причащалась и исповедовалась. К сожалению, и сама такая.
Что про это говорят Святые Отцы? Что важнее: духовно возрастать самим родителям в первую очередь и по мере возможности причащать младенца, либо, наоборот, впервую очередь как можно чаще приносить ребенка в церковь, а "про себя" вспоминать лишь по большим праздникам?

Anyta,очень рада,что ты присоединилась к обсуждению!Спасибо огромное,очень приятно!
Вот маленькая выдержка из статьи,но думаю,что тему о поведении детей в Храме мы создадим отдельную,пока отпишусь тут.

Вообще же родителям не следует особо стесняться не слишком благовидным поведением своего ребенка в храме. Пусть он более-менее свободно передвигается по храму, разглядывает понравившиеся ему иконы, свечи. Однако не следует позволять ему подходить совсем близко к алтарю или общаться во время богослужения со сверстниками. Если же ребенок с непривычки сильно устал, а в особенности, если он начал вдруг кричать, громко плакать и откровенно безобразничать, его необходимо вывести на время из церкви на улицу либо в помещение иконной лавки. В это время детям постарше следует напомнить правила благочестивого поведения в храме, а маленьких развлечь каким-нибудь делом: поставить свечу, рассматриванием иконы, книги, ведь намного лучше, если эта непродолжительная отлучка с богослужения будет иметь для ребенка какую-нибудь конкретную цель. Однако ни в коем случае не оставляйте его на улице одного, или, что еще хуже, с кем-нибудь из детей. Ведь там они будут заниматься всем, чем им заблагорассудится: играть, шуметь, кричать. Надо думать, что после такого, пусть даже самого непродолжительного “отдыха”, ребенок уже не сможет вернуться на богослужение, да и все впечатление от уже виденного и слышанного быстро развеется.
Для нравственного здоровья ребенка родителям следует навести порядок в своей собственной духовной жизни, регулярно исповедоваться, причащаться.
Важно помнить, что воспитание детей в вере Православной, приучение их к богослужениям, принятию Таинств - нелегкий духовный труд, и здесь не следует впадать в грех “духовного эгоизма”, оставляя ребенка дома, чтобы, не отвлекаясь на него, более усердно молиться в храме. Так святитель Феофан Затворник говорит нам, что “Бог одинаково умильно смотрит на вас, и когда молитесь, и когда около малютки хлопочете”. А опыт православных родителей показывает, что за все старания Господь воздает сполна.

Бонни

Бонни

  • Город: Псков
  • Пол: женский

Отправлено 14.01.2010, 03:13

Anyta (13.01.2010, 23:52) писал:

Эрика (13.01.2010, 23:22) писал:

Anyta, спасибо большое за совет!!! В свою очередь хочу добавить, что такое счастье, когда подходишь к Чаше, причащаешься и причащается твой ребеночек, а если и папа, то вообще замечательно.

Согласна, это полная гармония!!!
Аня,поделитесь пожалуйста опытом, как вы успеваете самой причаститься и малыша причастить? К скольки вы приходите, вместе с ребеночком и т.п. ? Просто мы если с Машулькой, то приходим поближе к самому таинству, и тогда самой вроде неудобно уже причащаться. А всю службу Машеньке тяжело. А может быть это просто мои "отговорки"?

А можно мне ответить?
Если говорить честно,то чаще это наши отговорки,но такие вопросы всё же решать следует с батюшкой.
Когда Златулька была совсем маленькая,мы приезжали к исповеди или чуть раньше,причащали Злату,а потом и я причащалась.
Пока я исповедовалась,Злата была с папой.Теперь нам полегче,меня может батюшка забрать в Храм пораньше,к началу службы,а потом Игорь со Златулькой подъезжает к причастию,а совсем недавно мы стали замечать,что Злата комфортно себя чувствует долгое время в Храме,нас это радует.Конечно, она себе находит занятия,а наш крёстный смеётся и говорит "послушания".Она чётко следит когда же догорят свечи и их можно будет снять с подсвечника,а потом ещё и положить огарочки в специальную мисочку,периодически и свечки ставим,и гуляет она по Храму,и общается с матушкой,как то всё самой собой Господь управляет.Это в тему,чем ребёнка занять или отвлечь.
К Таинству Причастия приезжаем и мы часто,но по благословению батюшки.
И ещё:
Мать питает младенца грудью и уже воспитывает его. ВОС-ПИТАНИЕ. Это прежде всего – питание. И когда мы причащаем младенца в храме, всё, что он видит и слышит, он воспринимает всем своим существом. Он не может объяснить это логически, но это вовсе не значит, что душа его отчуждена от Бога и не чувствует присутствия Божия. Наоборот, чистая душа и сердце ребенка формируются правильно. Поэтому и говорят, что мать должна причащаться, когда ходит беременная. Одно это уже воспитывает душу ребенка.
А когда рождается ребёночек,то мы же родители закладываем духовные азы своим примером!
Златуля в год начала ужасно кричать в Храме,я была в шоке,всё было хорошо,а тут на тебе.Что мы только ни делали,но молитва и пример для неё мы показывали неотступно,Спаси Господи нашего крёстного,без него бы нам не справится и были моменты,что он сам говорил,что давайте причащать сегодня не будем,пусть посмотрит...И всё прошло,в один момент,как ничего и не было,мы просто это пережили и почерпнули для себя,что МЫ родители делали не так!
Но для себя я сделала только один вывод,что такое поведение ребёнка в первую очередь зависит от атмосферы в семье!
Спаси вас Господи,мои дорогие,мне очень приятно,что такие темы для Вас важны!