Предлог определение. Самые непростые составные предлоги русского языка

Добрый день, уважаемый студент! Сегодня я хотела бы уделить внимание такой не сложной, но вызывающей трудности у иностранцев теме как предлоги. В русском языке очень много предлогов и каждый из них входит в определенную группу. Предлоги нужны нам для связи слов в предложении, для того, чтобы указать на определенное место, время, пространство, причину или цель.

Сегодня рассмотрим предлоги, которые мы употребляем со вопросительными словами "где", "куда", "откуда"

С вопросительным словом "где" в русском языке обычно употребляются 2 предлога "на" и "в", как же разобраться, когда употреблять один из этих предлогов? Обычно говоря про пространство, которое подразумевает, что нужно в нем находиться, внутри, мы употребляем "в", если же мы говорим про пространство и имеем в виду нечто обширное, широкое, на поверхности, обычно не закрытое, то употребляем "на", давайте рассмотрим на примерах:

Где вы работаете? Я работаю в большом офисе Where do you work? I work in a big office

Где вы живёте? Мы живем в маленькой квартире Where do you live? We live in a small flat/appartment

Где был концерт? Он прошёл на большом стадионе в Москве Where was the concert? It has been held in a big stadium

Где играют дети? Они играют на площадке около дома Where the children play? They play on the playground near the house.

В данных примерах, слова "квартира" и "офис" являются закрытыми пространствами, поэтому мы употребляем в речи предлог "в". А слова "стадион" и "площадка" являются открытыми местами, на поверхности которых обычно люди проводят какое-то время и обычно не так долго, поэтому мы употребляем предлог "на".

С вопросительным словом "куда" мы также употребляем предлоги "в" или "на", но в данном случае существительное, которое идет после предлога должно стоять в винительном падеже, например:

Куда вы идете сегодня вечером с Антоном? Мы собираемся пойти в новое кафе Where are you going tonight with Anton? We are going to visit a new cafe.

Куда ушла бабушка? Она пошла на улицу Where is granny? She went to the street

В этих примерах все тот же самый принцип "закрытого" или "открытого" пространства, но если со словом "где" после предлога идет существительное в предложном падеже, то в случае с вопросом "куда", мы употребляем существительные в винительном падеже:

Пошла на улицу (что? Улицу) Went to the street (in Accusative case)
В новое кафе (что? Кафе) In a new cafe (in Accusative case)

В случае с вопросительным словом "откуда", в русском языке мы обычно употребляем предлоги "из" и "с"

Чтобы правильно уметь разобраться в том, какой из этих предлогов употреблять, запомним такое правило:

Если мы говорим о направлении: куда идёт? И далее в ответе употребляем предлог "в", тогда вопросительное слово "откуда" будет означать обратное направление: идти/возвращаться откуда? Соответственно, в речи мы должны употребить предлог "из":

Куда она уехала? В Самару Where did she go? She went to Samara
Откуда она приехала? Из Самары [ Atkuda ana priekhala? Iz Samary] Where did she come from? From Samara

Запомните,что схематически эти примеры выглядят так: "в" - "из"

Если же в вопросе: Куда он пошёл? В ответе будет присутствовать предлог "на", то и с вопросительным словом "откуда": Откуда он пришел? Мы должны употребить предлог "с". Например:

Куда он пошёл так рано? Он пошел на работу Where did he go so early? He went to work

Откуда он пришел так поздно? С работы Where did he come so late? Fr om work.

Схематически эти примеры можно выразить следующим образом: "на" - "с"

Запомните слова с которыми употребляется предлог "из":

Из кабинета From study room
Из ресторана From the restaurant
Из театра From the theatre
Из города [ Iz gorada] From the city

Слова, с которыми употребляется "с":

С работы From work
С севера From the North
С площади From the square

Запомните,что слово "стадион" с предлогом "с" и вопросительным словом "откуда" не употребляется, к предлогу добавляетс я буква "о":

Откуда идут люди? Со стадиона Wh ere did this people come? From the stadium.

Предлог - это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении (беседовать в кабинете , по вечерам , за столом ). Предлоги выражают различные отношения между предметами, действиями и признаками, которые называются этими словами, например пространственные (отправиться на юг ), временны́е (встретиться перед закатом солнца ), причинные (исключить из-за неуспеваемости ), целевые (бороться ради счастья ).

Предлоги бывают однозначными и многозначными. Так, предлог внутри указывает на место в пределах чего-либо (внутри шара , дома ), около обозначает время (около часа ) и место (около школы ). Многозначные предлоги могут употребляться с несколькими падежами. Так, под употребляется с В.п. и обозначает направление (отправиться под Москву ), состояние (взять под контроль ), время (случиться под вечер ), назначение (ящик под инструменты ). Под употребляется и с Т.п., обозначая пространство (стоять под деревом ) и причину (признаться под тяжестью улик ).

По структуре предлоги бывают простые, состоящие из одного слова (в, на , с , до ), и составные, состоящие обычно из двух-трех слов (вместе с , независимо от , в качестве , в течение , несмотря на , в связи с , в соответствии с ).

Предлоги бывают непроизводными и производными. Непроизводными, первообразными являются предлоги, не образованные от знаменательных слов: с, до , для , о и др. Они могут употребляться, как это было показано на примере под , с разными падежами. В эту группу предлогов входят: без (безо ) + Р.п., в (во ) + В.п. и П.п., для + Р.п., до + Р.п., за + В.п. и Т.п., из (изо) + Р.п., к (ко ) + Д.п., кроме + Р.п., меж , между + Р.п. и Т.п., на + В.п. и П.п., над (надо ) + Т.п., о (об) + В.п. и П.п., от (ото ) + Р.п., перед (передо ) + Т.п., по + Д.п., В.п. и П.п., под (подо ) + В.п. и Т.п., при + П.п., про + В.п., ради + Р.п., через + В.п. Сюда же относятся двойные предлоги, образованные от двух простых: из-за и из-под + Р.п.

Производные предлоги образуются посредством перехода знаменательных слов в служебные. При этом они теряют свое лексическое значение и морфологические признаки, употребляются обычно с одним падежом. Так, предлог вокруг + Р.п. (вокруг сада ) происходит из наречия вокруг (посмотрите вокруг ); путем + Р.п. (образовать слово путем сложения ) - от существительного путь в Т.п. (идти другим путем ). Производные предлоги образуются:

  • 1) от наречий - и употребляются обычно с Р.п. (вблизи кого- , чего- либо , вглубь чего-либо , вдоль чего-либо и т.д. ), реже с Д.п. (вопреки чему-либо , навстречу кому- , чему-либо , согласно чему-либо и т.д. );
  • 2) от существительных - и употребляются обычно с Р.п. (посредством , путем , в роли , в виду , в зависимости от и т.д.), реже с Т.п. (в связи с , по сравнению с и т.д.); 3) от глаголов - и употребляются с разными падежами, что обусловливается управлением этих глаголов (благодаря кому- , чему-либо , несмотря на кого- , что- либо , начиная с кого- , чего-либо и т.д.).

Предлоги, употребляемые вместе с существительными и местоимениями в определенных падежных формах, образуют их предложно падежные формы. Значение этих форм зависит от значения падежей и предлога, а также от лексического значения имени.

Предлоги по характеру выражаемых отношений

Поскольку предлоги выражают не только зависимость одних слов от других в словосочетаниях и предложениях, но и отношение между существительными (местоимениями) и этими словами, укажем на характер выражаемых отношений и приведем соответствующие примеры.

1. Предлоги, выражающие пространственные отношения, встречаются наиболее часто. К ним относятся: в, на, внутрь , сквозь , через , между , но и др. В табл. 42-44 иллюстрируются их частные значения и основные случаи употребления.

Таблица 42. Предлог в

Со значением направления

(при вопросе куда? + В.п.)

Со значением нахождения

(при вопросе где? + П.п.)

Направление внутрь чего-либо: в стол , в шкаф

Нахождение внутри чего-либо: в столе , в шкафу

Направление в сторону континента: в Америку , в Австралию

Нахождение на континенте: в Америке , в Австралии

Направление в какую-либо страну: в Российскую Федерацию , в Китайскую Народную Республику , в Соединенные Штаты Америки

Нахождение в какой-либо стране: в Российской Федерации , в Китайской Народной Республике , в Соединенных Штатах Америки

Направление в какую-либо область или в какой-либо район (штат, провинцию): в Московскую область , во Всеволжский район , в штат Арканзас

Нахождение в какой-либо области или в каком-либо районе (штате, провинции): в Московской области , во Всеволжском районе , в штате Арканзас

Направление в город, деревню, село: в Москву , в столицу , в деревню Старополье , в село Отрадное

Нахождение в городе, деревне, селе: в Москве , в столице , в деревне Старополье , в селе Отрадном

Направление в какое-либо учреждение, организацию (вуз, лицей, школу, колледж, театр): в Московский университет , в медицинский лицей , в среднюю школу , в соседний колледж , в класс , в группу , в городской музей , в Организацию Объединенных Наций

Нахождение в каком-либо учреждении, организации (вузе, лицее, школе, колледже, театре): в Московском университете , в медицинском лицее , в средней школе , в соседнем колледже , в классе , в группе , в городском музее , в Организации Объединенных Наций

Таблица 43. Предлог на

Со значением направления

(при вопросе куда? + В.п.)

Со значением нахождения

(при вопросе где? + П.п.)

Направление на поверхность чего-либо: на стол , на шкаф

Нахождение на поверхности чего-либо: на столе , на шкафу

Направление на одну из четырех сторон света: на восток , на юго-запад , а также на родину , ни Кавказ , на Урал

Нахождение на одной из четырех сторон света: на востоке , на юго-западе , а также на родине , на Кавказе , на Урале

Направление на предприятие (завод, фабрику): на электростанцию , на шахту , а также на стадион , на почту , на вокзал

Нахождение па предприятии (заводе, фабрике): на электростанции , на шахте , а также на стадионе , на почте , на вокзале

Направление на общественное мероприятие (собрание, съезд, заседание, конференцию, конгресс): на профсоюзное собрание , на партийный съезд , на международный конгресс , ни всероссийскую выставку , на производственную практику

Нахождение на общественном мероприятии (собрании, съезде, заседании, конференции, конгрессе): на профсоюзном собрании , на партийном съезде , на международном конгрессе , на всероссийской выставке , на производственной практике

Направление на улицу, проспект, площадь: на центральную улицу , на Невский проспект , на Манежную площадь , а также на остановку , на станцию , на первый этаж

Нахождение на улице, проспекте, площади: на центральной улице , на Невском проспекте , на Манежной площади , а также на остановке , на станции , на первом этаже

Направление на факультет, отделение, курс: на физико-математический факультет , на филологическое отделение , на первый курс

Нахождение на факультете, отделении, курсе: на физико-математическом факультете , на филологическом отделении , на первом курсе

Таблица 44. Предлоги, выражающие пространственные отношения (кроме в , на )

Предлоги

Значение предлогов

Примеры на употребление

внутрь

Направление движения в середину, в пределы чего-либо + Р.п.

внутрь лаборатории , внутрь музея

сквозь

Направление движения через внутреннюю часть чего-либо +В.п.

сквозь что?

сквозь стекло , сквозь стену , сквозь оболочку

через

Направление движения с одной стороны на другую + И.п.

через что?

через мост , через площадь

Направление движения, путь, траектория движения, в частности по поверхности + Д.п.

по стене , по полу , по городу

внутри

Место в пределах чего-либо, в середине + Р.п.

внутри кабинета , внутри театра

Место за пределами чего-либо, снаружи + Р.п.

вне кабинета , вне Земли

Направление движения в сторону кого-, чего-либо + Д.п.

к вокзалу , к окну , к руководителю

Предел, граница действия + Р.п.

Исходная точка движения, действия + Р.п.

отбежать от дома , уйти от бабушки

Направление действия, движения откуда-либо + Р.п.; употребляется с теми же группами слов, что и предлог в (см. табл. 42)

из стола , из Америки , из Российской Федерации , из области , из города , из университета

Направление действия откуда- либо + Р.п.; употребляется с теми же группами слов, что и предлог на (см. табл. 43)

со стола , с востока , с предприятия , с собрания , с улицы , с факультета , с высоты

Направление или нахождение ниже кого-, чего-либо + соответственно В.п. и Т.п.; с Т.п. может означать также близость от чего- нибудь

положить под стол , лежать под столом , под Псковом , т.е. недалеко от Пскова

Нахождение выше, поверх кого-, чего-либо + Т.п.

самолет над городом , лампа над столом

перед

Нахождение на некотором расстоянии от лицевой стороны чего-либо, напротив чего-либо

перед кем (чем?)

перед бойцами , перед зданием

Нахождение по ту сторону, позади кого-, чего-либо или вокруг чего-либо + Т.п.; направление по ту сторону чего-либо + В.п.

сад был за домом , все сидели за столом , выезжать за пределы страны

Предлоги могут передавать очень тонкие пространственные оттенки, например: - Здорово живете! Теперь ваша хата на краю , да не с краю ! - смеется входящая в калитку тетка Арина [почтальон] и трясет свежим журналом (В. Федоров). Здесь обыгрывается субстантивно-предложное сочетание с краю , ассоциирующееся с поговоркой моя хата с краю , т.е. в стороне от общих дел, и субстантивно-предложное сочетание на краю (деревни) в его прямом значении.

  • 2. Временные отношения выражаются большим количеством предлогов. В табл. 45 иллюстрируется значение и употребление самых распространенных из них.
  • 3. Условно-временные отношения, т.е. условие с временным оттенком; выражаются предлогом при + П.п. (При проведении конкурса должна быть проявлена максимальная объективность со стороны комиссии ).
  • 4. Причинные отношения выражаются при помощи предлогов от , из-за , благодаря , из , до , со , вследствие , в результате , в связи , а также предложных сочетаний под действием (под воздействием ), под влиянием.

Таблица 45. Предлоги, выражающие временные отношения

Предлоги

Значение предлогов

Примеры на употребление

в , во

Указывает на день недели + В.п.; Указывает на месяц + П.п.; Указываем на год + П.п.; Указывает на час + В.п.

Митинг состоялся в среду (в четверг, в воскресенье ); Сильные дожди шли в июне (в августе, в сентябре ); А. С. Пушкин родился в тысяча семьсот девяносто девятом году; Кто-то позвонил ко мне в час ночи (в два часа, в пять часов )

в период , во время , в век

Обозначает период, в пределах которого совершается действие + Р.п.

В период революционных преобразований в обществе меняется многое; Во время дебатов произошел неприятный инцидент; В век научно-технического прогресса обострились проблемы экологии

в течение (в продолжение ), в процессе , в ходе

Обозначают период, на протяжении которого совершается действие + Р.п.

В течение суток погода изменялась несколько раз; В процессе (в ходе) избирательной кампании кандидаты в депутаты выступали со своими программами

Указывает на отрезок времени, в течение которого завершается выполнение действия + В.п.

За год ребенок сильно вырос; Весенняя грязь за ночь покрылась тонким слоем льда (Д. Мамин-Сибиряк)

Указывает на срок, в течение которого совершается действие или сохраняется его результат + В.п.

Совет Федерации первого созыва избирался сроком на два года

Указывает на начальное время действия + Р.п.

Каждый русский человек знал его стихи со школьной скамьи (Н. Тихонов)

Указывает на конечное время действия + Р.п.

Мне иногда хочется жить до 120 лет (К. Паустовский)

Указывает на срок, к наступлению которого совершается действие + Д.п.

Приходите к девяти часам; К вечеру стало холодно

через

Обозначает время, по окончании которого совершается действие + В.п.

Через несколько минут послышались шаги , и Анна Михайловна вошла в комнату (В. Короленко)

после

Указывает на что-либо, завершающееся действием + Р.п.

После театра мы решили погулять по городу; Увидимся после отпуска ; Встреча после разлуки

перед

Обозначает некоторое время до чего-либо + Т.п.

Перед экзаменом преподаватель провел консультацию; Прогулка перед сном

накануне

Обозначает день, предшествующий чему-либо + Р.п.

Накануне праздника я получил телеграмму от друга; Страна накануне новых выборов

Предлоги из + Р.п. и по + Д.п. различаются тем, что из употребляется при указании на причину, которая поддается контролю, а по - при его отсутствии (сделал из неосторожности - по неосторожности ). Предлог из + Р.п. и от + Р.п. различаются чаще всего тем, что из используется при глаголах, обозначающих статическое состояние (молчал из страха ), а от - при глаголах, обозначающих изменение состояния действующего лица (побежал от страху ).

Различие предлогов благодаря + Д.п. и из-за + Р.п. состоит в том, что благодаря употребляется для обозначения причины, положительно влияющей на что-либо (Благодаря выступлению директора резолюция была принята на собрании ), а из-за - для указания причины, отрицательно влияющей на что-либо (Из-за выступления директора резолюция не была принята на собрании ).

Различие предлогов по и из-за заключается в том, что предлог по указывает на причину, которая связана с поведением, действием кого-либо, а предлог из-за - на причину, не связанную с этим (по приговору суда; из-за отсутствия сырья ).

После глаголов, обозначающих отношение к кому-, чему-либо (типа любить , уважать , ненавидеть , сердиться , благодарить , критиковать ), для указания причины того или иного отношения употребляются конструкции с предлогом за (Люди уважали его за объективность . -Люди уважали его за то , что он был объективен ).

Предлоги вследствие , в результате , в связи с , а также предложные сочетания под действием (воздействием ), под влиянием носят книжный характер. Все они, кроме предлога в связи с , требуют после себя Р.п.

После предлога в связи с употребляется Т.п. (Вследствие сильной засухи урожай в этом году был ниже обычного; В результате принятых мер последствия засухи были минимальными; Под действием тепла металл стал плавиться; Под влиянием прочитанного юноша все чаще задумывался над смыслом жизни; В связи с приездом иностранной делегации на улицах города были вывешены флаги ).

5. Целевые отношения выражаются предлогами для , за , в целях , с целью и др. В обычной речи употребляется предлог для + Р.п. (Каждый имеет право на объединение для защиты своих интересов ).

В разговорной речи может употребляться предлог за (Сходи в магазин захлебом ), который сочетается только с глаголами движения (ходить , сбегать и т.д.).

Для книжной речи характерны предлоги в целях и с целью. Они различаются тем, что первый сочетается только с отглагольными существительными (в целях изучения , проверки , ликвидации ), а второй - и с отглагольными существительными (с целью изучения , проверки , ликвидации ), и с инфинитивом (с целью изучить , проверить , ликвидировать ).

  • 6. Отношения совместимости выражаются предлогами с , вместе с + Т.п. (Поравнявшись с первыми избушками , он круто своротил к огородам. Д. Григорович; Запах травы и влажных камней проникал в комнату вместе с голосами птиц. К. Паустовский ).
  • 7. Объектные отношения выражаются многими предлогами, например: предлогами о + П.п., относительно + Р.п., про + В.п., которые указывают на объект речи и мысли, причем первый имеет нейтральный характер, второй - книжный, третий - разговорный (Дискуссия шла о дальнейших путях развития экономики - (относительно дальнейших путей развития экономики ); Молодые артисты поют обычно про любовь ); предлогом на + В.п. (на что? ) или П.п. (на чем? ) при указании на транспорт как способ передвижения (На трамвае можно проехать в любую часть города ). Однако, если имеется в виду указание не на вид транспорта, а только на направление внутрь чего-либо и место действия чего-либо, употребляется по общему правилу предлог в + В.п. (во что? ) и П.п. (в чем? ) (В трамвае было тесно и душно ).

Примеры употребления других предлогов, выражающих объектные отношения: Жениховой родне , согласно уговору , поднесли по три рюмки водки (М. Шолохов); Командование Южного фронта разработало , в соответствии с указанием главкома , план контрнаступления (К. Федин); Разбить зеркало - к беде (К. Симонов); Алексей мысленно уже наметил себе противника и , не теряя из виду остальных , несся на него (Б. Полевой).

  • 8. Отношения сравнения выражаются предлогами в + В.п., с + Р.п., наподобие + Р.п. (Сын весь в отца , ростом с него , фигура наподобие чучела ).
  • 9. Отношение орудия к действию обозначается предлогами на + П.п., при помощи помощью ) + Р.п., путем + Р.п. (играть на гитаре , открыть при помощи (с помощью ) ключа , решить вопрос путем голосования . Ср.: беспредложные конструкции открыть ключом , решить голосованием ).
  • 10.Отношение источника информации к действию обозначается предлогами от , у + Р.п. одушевленных существительных (О переносе зачета студенты узнали от преподавателя ; Спросите расписание у лаборанта ). При этом предлог от употребляется при пассивном отношении действующего лица к источнику информации, а предлогу - при активном. Отношение источника информации к действию может обозначаться также предлогом из + Р.п. неодушевленных существительных (Эту новость сотрудники узнали из беседы сначальником. Ср.: у начальника , от начальника ).
  • 11. Определительные отношения обозначаются предлогами в -I- В.п., по + Д.п. (сосуд объемом в два кубических дециметра - в профессиональной речи в этом случае употребительна беспредложная конструкция, имеющая разговорный характер: объемом два кубических дециметра ; опыт по разведению ранних овощей - эта предложная конструкция свойственна официально-деловому стилю в отличие от беспредложной конструкции опыт разведения , которая является нейтральной).
  • 12. Отношения уступки обозначаются предлогами вопреки +Д.п. , несмотря на + В.п. (Вопреки прогнозу в выходной день дождя не было; Несмотря на усталость путники продолжали идти без отдыха ).

Морфологический разбор предлога

План разбора: 1. Часть речи. Общее значение. 2. Морфологические признаки: простой или составной; производный или непроизводный.

Образец разбора. Соревнования проходили на стадионе и в бассейне.

Устный разбор. На и в - предлоги. 1. Служат для связи главного слова проходили с зависимыми существительными стадионе и бассейне в П.п. 2. Имеют морфологические признаки - простые, непроизводные, неизменяемые слова.

Письменный разбор. На и в - предлоги. 1. Проходили на стадионе и в бассейне (П.п.). 2. Морф, призн.: прост., непроизв., неизм.

В русском языке для связи слов в предложении используются специально для этого предназначенные части речи. Они выполняют лишь вспомогательную функцию и не несут сами по себе смысловой нагрузки, поэтому носят название служебных. Одними из таких «помощников» являются предлоги. В русском языке четко закреплено их количество, а также значение. Кроме того, они поделены на различные группы. Существуют особые правила их применения. Что представляют собой предлоги в русском языке? Об этом наша статья.

Что такое предлог?

В русском языке эта часть речи выражает существующую зависимость существительных либо же местоимений, которые их заменяют, от иных слов в предложении или словосочетании. Те отношения, которые устанавливают предлоги, могут носить различный характер. К примеру, они могут быть временными (танцевать в продолжение вечера), пространственными (путешествовать по городам), условными (в случае болезни), причинными (из-за дождя), сравнительными (подобно сказке), уступительными (вопреки ожиданиям), а также объективными (спросить у друга). Самостоятельно же предлоги не употребляются в речи. Поэтому они не склоняются, не спрягаются, не имеют числа, к ним нельзя задать вопрос. Кроме того, предлоги в русском языке имеют связь с каким-нибудь одним или несколькими косвенными падежами. Они не являются самостоятельными членами предложения, а следуют судьбе того слова, с которым непосредственно связаны.

Виды предлогов

Есть два основания для классификации рассматриваемой нами части речи. Первое - это происхождение. Все предлоги в русском языке по этому критерию подразделяются на производные и непроизводные. К первым относятся связки, образованные от других частей речи. Базой для них могут служить существительные (ввиду), наречия (около) и деепричастия (несмотря на). Другие же являются первичными и самостоятельными (за, в, на и т. п.). Второе основание для классификации - это строение. Предлоги в русском языке могут быть простыми (по), сложными (из-под) или же составными (в связи с). Таким образом, определить вид этой части речи не так уж и сложно.

Правописание предлогов

Несмотря на то что чаще всего упомянутая часть речи представляет собой слово, состоящее лишь из пары букв (или даже одной), все равно существуют правила их написания.

Так, предлоги русского языка всегда пишутся раздельно с остальными частями речи. Часто их путают с приставками. Чтобы не ошибиться, нужно запомнить следующие факты. Во-первых, при глаголах не употребляются предлоги. Во-вторых, перед предлогом можно вставить или падежный вопрос, или дополнительное слово. Существуют и отдельные правила для написания составных и сложных подобных частей речи. Первые пишутся раздельно (в течение). Вторые же - через черточку (из-за). Таковы основные правила написания предлогов. Они не так сложны, напротив, весьма просты в понимании, поэтому, как правило, на практике не возникает серьезных проблем. Предлог - это маленькая и приятная часть речи, призванная помогать связать некоторые слова, и при этом ее легко применять.

Может ответить любой школьник, эту часть речи дети начинают изучать со второго класса и о том, какие бывают предлоги, узнают на протяжении всей школьной программы. Однако в разговоре начинают ими пользоваться с самых первых фраз, потому как именно они позволяют выстроить зависимость слов друг от друга так, чтобы высказывание обрело смысл и стало предложением. И хотя предлог - это неизменяемая часть, которая совсем не выступает в роли члена предложения, а лишь может быть привязана к таковым, для правильно построенного высказывания его присутствие обязательно и незаменимо. Поэтому для правильно поставленной речи просто необходимо знать, какие бывают предлоги, как они влияют на окончания слов, с которыми связаны, и как правильно их употреблять. Ведь именно эта маленькая деталь образует смысловые зависимости и отношения между словами.

В гуманитарном словаре определение предлога русского языка звучит примерно так: это которая является служебным словом, оформляющим подчинение падежной формы имен к другому слову, выражающее отношение к предметам относительно их действий.

Основные функции

Как и все служебные слова, предлоги не используются самостоятельно, они всегда связаны с существительным или другим словом, употребленным в качестве такового, что обусловливает невозможность определения этого элемента как части речи, однако они входят в их число. В некоторых случаях именно предлог может определить антонимичные и синонимичные оттенки и пары, благодаря чему достаточно просто подобрать нужную комбинацию слов для высказывания.

Например: в школу - из школы; до урока - после урока; при садике - у садика - около садика; из-за невнимательности - по причине невнимательности.

Какие бывают предлоги

Все предлоги разделяют на временные, пространственные, причинные и целевые. Одни из них могут быть использованы с существительными в одном падеже, а другие употребляются со словами в разных падежах. Например:

  • к подруге, к школе - Д. п. (к кому? к чему?);
  • благодаря подруге, благодаря школе - Д. п. (благодаря кому? благодаря чему?);
  • в семь часов - В. п. (во что?);
  • в парке - П. п. (в чем?).

Из примера видно, что предлог «в» может быть использован со словами в разных падежах. Именно такие предлоги, как в, про, из, при, через, у, на, без , могут иметь огромное количество значений. В русском языке их называют непроизводные предлоги.

Если же предлог образован из и используются лишь с одним падежом, то его называют производным. Например:

- вокруг дома, исходная форма предлога - наречие вокруг;

- в течение часа, исходная форма предлога - существительное течение, использованное с предлогом «в»;

- благодаря помощи, исходная форма предлога - деепричастие.

Структурные различия

Наряду со всеми различиями русские предлоги разделяют также и по их структуре. А именно:

  • Простые, состоящие из одного слова. Как правило, это одно- и двусложные. Непроизводные и некоторые производные предлоги: на, в, к, под, над.
  • Сложные или парные, по сути, являющиеся разновидностью простых предлогов: из-за, из-под и другие.
  • Составные, являющиеся предложно-падежными сочетаниями: в деле, вдоль по, по части, в отношении, в зависимости и так далее.

Разряды по значению

Поскольку предлог является лишь связующей частью, собственного значения он иметь не может, а лишь определяет грамматические отношения между существительными, употребленными в косвенных падежах, и другими словами. Иначе говоря, его лексическое значение зависит от слова, к которому он привязан, однако он может передавать различные обстоятельственные оттенки связи слов между собой.

Все предлоги русского языка разделяют на такие разряды:

  • Пространственные или предлоги места: из, в, к, у, по, под, из-за, около, перед, вокруг, возле. Например: живет в городе; работает на заводе; бегает вокруг дома.
  • Временные или предлоги времени: до, через, в, по, к, с, перед, в течение. Например: через полчаса; бег по утрам; прогулка перед сном.
  • Причинные: от, за, со зла, в силу, благодаря, по случаю, ввиду, вследствие. Например: покраснел от стыда; разбил со зла вазу; ошибся по невнимательности.
  • Предлоги, указывающие на цель: ради, для, в, к и другие. Например: сказать ради шутки; речь по случаю; уехать на отдых.
  • Объектные, определяют и указывают, на какой предмет направлено действие: о, про, с, насчет, относительно, об и другие. Например: скучать по дочери; узнать насчет оценок.

Классификация производных предлогов

В зависимости от части речи, из которой образован предлог, они подразделяются на такие разряды. Тому, какие бывают предлоги, произошедшие от других частей речи, в школьной программе уделено много часов, и это правильно, ведь очень важно знать, какую связь слов они могут образовать, и как правильно их употреблять в речи и на письме.

Правописание предлогов

Знания о том, какие бывают предлоги, так же важны, как и их правописание. Поэтому одной из главных тем школьной программы, касающейся предлогов, выступает правописание. Самое первое правило, с которым знакомятся дети, звучит так: «Предлоги с другими словами пишутся отдельно». Чтобы правильно определить, является ли слово служебным, между предлогом и связанным с ним словом можно поставить вопрос или дополнение.

Например: на (чем?) море или на (Черном) море.

В старших классах детей знакомят с образованными от наречий. И тут самое главное - определить, является ли эта часть предложения наречием или это уже предлог. Для этого нужно определить, есть ли в предложении существительное в и как оно связано со спорной частью.

Например: осмотреться вокруг (наречие) или осмотреться вокруг себя (предлог).

Существует и такое правило: «Чтобы убедиться в том, что слово в предложении является предлогом, а не другой частью речи, его следует заменить синонимичным предлогом. При этом смысловое значение не должно меняться». Вот список взаимозаменяемых вспомогательных предлогов:

  • ввиду (из-за, по причине);
  • вроде (подобно);
  • насчет (об, о);
  • вследствие (по причине).

Например: По причине плохой погоды мы не пошли гулять. Из-за плохой погоды мы не пошли гулять.

Примечания

Раздельно пишутся такие предлоги: в течение, в продолжение, на протяжении, в заключение, во избежание, в деле, в отличие от .

Также следует отметить, что парные или срощенные предлоги, такие как из-за, из-под, по-за, за-ради, по-над, пишутся только через дефис.

Например: Из-за туч вышло солнце. Из-под шкафа выскочил кот.

Существуют и такие предлоги, правописание которых нужно просто запомнить. А именно: близ (без и сквозь (с мягким знаком).

Употребление предлогов с падежами

Очень важно знать, какие предлоги бывают у падежей, поскольку часто именно благодаря предлогу можно правильно определить, в каком падеже употреблено то или другое слово, что очень важно для правильного написания. Следует отметить, что с именительным предлоги не употребляются, лишь с косвенными:

Данная таблица предлогов составлена с учетом производных и непроизводных предлогов, которые в каждом отдельном случае могут употребляться только с одним или несколькими падежами имен существительных.

Вместо заключения

На самом деле выучить эту тему в школьные годы досконально не так уж и сложно, правил правописания и образования предлогов из других частей речи здесь совсем немного. Главная задача состоит в том, что следует научиться отличать предлог от других элементов и знать, как правильно его употребить. Именно это позволит не только грамотно выстраивать слова предложения, но и суметь записать их, не путая окончаний.

Тема урока: “Общее понятие о предлоге”.

Цель урока: познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  2. расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.
  3. Развивающие:
  4. развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы.
  5. Воспитательные:
  6. воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: мультимедийные слайды; учебники “Русский язык. 2 класс.” Авторы: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова; индивидуальные карточки с заданиями для учащихся; сигнальные карты.

Контингент участников: - учащиеся 2-го класса (9 лет).

Ожидаемый результат: расширены знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке; отрабатывается умение учащихся писать предлоги отдельно от других частей речи. Учащимися показаны умения: правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи; анализировать предлагаемые задания, находить правильные пути решения. Продемонстрированы навыки работы учащихся в парах и группах; выполнение индивидуальных заданий. В конце урока учащиеся оценили сою работу и работу класса.

Тип урока: урок получения новых знаний.

План урока

  1. Словарная работа.
  2. Постановка учебной цели урока (проблемный вопрос).
  3. Поэтапное изучение нового материала.
  4. Первичное закрепление. Отработка навыков применения теоретических знаний на практике.
  5. Вторичное закрепление. Самостоятельное выполнение практических заданий (работа по группам).
  6. Проверка и оценивание самостоятельной работы.
  7. Подведение итогов урока.

Ход урока.

I. Организационный момент.

  • Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте своему соседу удачи.
  • II. Актуализация знаний учащихся.

  • Работа со словами:
  • Б*реза, п*щит, з*леный, м*ро*, под, м*стерит, за*ц, бл*стит, у*кая, б*льшая. Слайд 1.

    а). Орфографическая зарядка.

    • Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. (Цепочкой).
    • Какие орфограммы встретились в словах?

    б). Разделить слова на группы.

    • Прочитайте еще раз эти слова глазками и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы?
    • Сколько будет групп? Какие? Слайд 2.
    • Запишите слова в три группы самостоятельно: 1 ряд – имена существительные, 2 ряд – имена прилагательные, 3 ряд – глаголы.

    (Проверка путем чтения учащихся с места и высвечивание на слайде). Слайд 3.

    • Прочитайте первую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
    • Прочитайте вторую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
    • Прочитайте третью группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
    • Покажите сигналами, кто выполнил это задание без ошибок.
    • Какое слово оказалось лишнее? Почему? Слайд 4.
    • Кто знает, как можно назвать слово под ?
    • Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами?

    Но мы не говорили о них подробно.

    • Может, кто-нибудь догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    III. Работа над новым материалом.

    1. Объявление темы урока и постановка целей.
    • Правильно, сегодня мы поговорим о предлогах, как части речи; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими частями речи. Тема нашего урока: “Общее понятие о предлоге”.

    2. Выполнение упражнения №83, стр. 54 учебника. Слайд 5.

    • Отвечая на вопросы, вы использовали слова: на, под, за, к. Как они называются?
    • Совершенно верно, это – предлоги. В русском языке существует множество и других предлогов: на, из, по, об, от, в, у, о, с, над и много других.
    • Слайд 6.

    Таблица 6.

    • Ребята, попробуйте задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать?
    • Предлог – это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.
    • Слайд 7.

    Таблица 8.

    • А вот для чего служат предлоги в русском языке, вы мне попробуете ответить, выполнив следующее задание.

    3. Работа с текстом.

    Кружатся снежинки ….. холодном воздухе. Катаются дети ….. коньках …. льду.

    Весело детям ….. зимнее время …. улице. Слайд 8.

    • Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?
    • Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает в тексте?
    • Давайте вставим предлоги.

    Ученики записывают в тетрадях, по ходу записи комментируют ученики, названные учителем.

    • Установилась ли связь слов в предложениях?
    • Какую роль предлоги выполняют в русском языке?
    • Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи.
    • Слайд 9.

    Таблица 9

    • Обозначьте в предложениях части речи. (Цепочкой).
    • Перед какими частями речи стоят предлоги? Перед какой частью речи предлогов нет?
    • Правильно, предлоги дружат с именами существительными и прилагательными, а вот с глаголами предлог не дружит, поэтому перед глаголами предлоги не употребляются.
    • Слайд 10.

    Таблица 10



    Таблица 11 Таблица 13 Таблица 14

    (Схемы употребления предлогов с другими частями речи).

    Обратите внимание, как написаны предлоги с другими словами.

    • Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.
    • Слайд 11.

    Таблица 11

    • Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами нужно помнить правило: между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Например:

    за дерево – за высокое дерево; за (какое?) дерево. Слайд 12.

    Таблица 7
    Таблица 1

    4. Формирование навыка написания предлогов с другими частями речи.

    • Списать текст, раскрывая скобки. Между предлогом и словом вставить подходящие по смыслу слова. Объяснить написание предлогов. Слайд 13.

    Пришла весна (в) лес. Набухли почки (на) деревьях. Оживает (под) снегом молодая травка.

    Запись предложений по рядам, каждый ряд - по одному предложению.

    5. Составление алгоритма темы урока. Слайд 14.

    1). Предлог – служебная часть речи.

    2). Предлоги не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос.

    3). Предлоги служат для связи слов в предложении.

    4). Перед глаголами предлоги не употребляются.

    5). Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.

    6). Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (для глаз)

    6. Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.

    1 группа. (3 человека, слабоуспевающие учащиеся, работающие только на продуктивном уровне).

    Упражнение 87 стр. 56 учебника.

    • Списать скороговорку, подчеркнуть предлоги. Слайд 15.

    У Семёна с Саней в сетях сом с усами.

    2 группа. (6 человек, учащиеся, работающие на репродуктивно-продуктивном уровне).

    • Объединить пары слов с помощью предлогов. Слайд 16.

    Выходить ….. (дом); идти ….. (лес); заботиться ….. (щенок)

    3 группа. (4 человека, учащиеся, работающие на продуктивном и творческом уровнях).

    • Найти в предложениях ошибки, исправить их, правильно записать предложения в тетрадь. Слайд 17.

    Налесную тропку изкустов вы скочил рябчик. Мяч за бросили всетку ворот.

    (Проверка путем чтения учащимися заданий, одновременно высвечивается на слайде. Учащиеся сигналами показывают, как они справились с заданием.) Слайды 18-20.

    IV. Итог урока.

  • Обобщение знаний о предлоге.
    • Представьте, что ваш товарищ заболел и не был сегодня в школе.
    • Что вы ему расскажите об уроке русского языка?
    • Итак, мы с вами знали части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Сегодня мы выучили еще одну часть речи – предлог. Слайд 21, 24.

      Тест – опрос.

    У вас на столах листы с тестом по теме урока. Выполните его.

    1. Выбери верное утверждение.
    2. А. Предлоги не служат для связи слов в предложении.
      Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.

    3. Перед какой частью речи не бывает предлогов?
    4. А. Перед именем существительным.
      Б. Перед именем прилагательным.
      В. Перед глаголом.

    5. Как пишутся слова:
    6. (с) веселой, (на) улице, (за) клюквой?
      А. Раздельно.
      Б. Слитно.

    7. Укажите номера, в которых допущена ошибка.
    8. А. по танцевал
      Б. за школой
      В. на писать

    9. В каких предложениях есть предлоги?
      А.
    10. У берлоги вырос холмик желтой глины.
      Б. Летят на землю белые хлопья снега.
      В. Потускнела зелень елок.

    Взаимопроверка с образца. Сигналами покажите, кто справился без ошибок? У кого все задания выполнены не верно? Слайд 22.

    V. Домашнее задание.

    Стр. 55 – выучить правило.
  • Раскрасить рисунок и составить по нему рассказ о приключениях котёнка, используя данные предлоги. Слайд 23.

  • Таблица 3

    VI. Рефлексия.

    Сегодня первый день весны. Весной природа просыпается, оживает. С приходом весны появляются первые весенние цветы – подснежники. И мне хотелось бы, чтобы у нас в классе тоже наступила весна. У вас на партах лежат подснежники. Возьмите один из них и прикрепите на нашу поляну. Если вам урок понравился, у вас хорошее настроение – прикрепите цветок, который уже распустился, если что-то не понравилось, что-то не поняли – прикрепите цветок, который распустился наполовину, если урок вам не понравился совсем, у вас плохое настроение – прикрепите цветок, который еще не распустился совсем.

    Таблица 5
    Таблица 4