Правила полувольного содержания благородного оленя. Основы вольерного разведения

2. Содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", на основании охотхозяйственных соглашений и при наличии разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, которые выдаются на срок действия охотхозяйственных соглашений.

2.1. Для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания создаются питомники диких животных, вольеры, иные необходимые объекты охотничьей инфраструктуры, в том числе ограждения.

3. Бланк разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания является документом строгой отчетности, имеет учетные серию и номер.

4. В разрешении на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания указываются сведения о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе, которым оно выдано, виды и цели деятельности, относящейся к содержанию и разведению охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, условия содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, условия доставки охотничьих ресурсов заказчику или размещения их в среде обитания, порядок размещения охотничьих ресурсов в среде обитания.

5. Заявление о получении разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания и прилагаемые к нему документы рассматриваются в течение десяти дней со дня их подачи. По результатам этого рассмотрения принимается решение о выдаче такого разрешения или об отказе в его выдаче. Основания и порядок принятия решения об отказе в выдаче разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания устанавливаются в соответствии с частями 8 и настоящей статьи.

6. Разрешение на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания является действительным с момента его регистрации в государственном реестре разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.

7. Выданное юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю разрешение на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания аннулируется в случае:

2) подачи данным лицом заявления об аннулировании такого разрешения;

3) ликвидации юридического лица или смерти индивидуального предпринимателя.

8. В решении об аннулировании разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания указываются обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 7 настоящей статьи. В течение одного рабочего дня со дня принятия решения об аннулировании такого разрешения копия данного решения направляется лицу, разрешение которого в соответствии с данным решением аннулировано.

9. Разрешение на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания признается аннулированным со дня внесения сведений о его аннулировании в государственный реестр разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.

Полувольное содержание о разведение охотничьих животных не относится но к одному из семи видов о способов пользования животным миром, предусмотренных ст. 34 Федерального закона «О животном мире»:
1) охота;
2) рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих;
3) добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства;
4) использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира — почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других;
5) изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурнопросветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания;
6) извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира — почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других;
7) получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.
Данный перечень не является исчерпывающим, поскольку в этой же статье указано, что законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут быть предусмотрены и другие виды пользования животным миром.
Тем не менее полагаем, что полувольное содержание и разведение охотничьих животных не является, по нашему мнению, видом пользования животным миром в принципе.

Указанный вывод вытекает из следующих понятий - «животный мир», «использование объектов животного мира», «среда обитания животного мира», «пользование животным миром», которые даны в ст. 1 Федерального закона «О животном мире». Эти четыре понятия в их совокупности определяют критерий пользования животным миром, который заключается в использовании диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы.

Кроме этого, пункт 10 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденного
постановлением Совета Министров РСФСР от 10.10.60 № 1548, и пункт 1 Типовых правил охоты в РСФСР, утвержденных приказом Главохоты РСФСР от 04.01.88 № 1, признают охотой выслеживание с целью добычи, преследование и саму добычу диких зверей и птиц, находящихся в состоянии естественной свободы.

Полувольное же содержание и разведение животных подразумевают неволю.

Согласно разделу А «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001, принятого и введенного в действие с 01.01.03 постановлением Госстандарта РФ от 06.11.01 № 454-ст, подгруппа 01.25.4 «Разведение оленей» и подгруппа 01.25.9 «Разведение прочих животных, не включенных в другие группировки», относятся к подклассу 01.2 «Животноводство».

При этом разведение животных предполагает их содержание.

Между тем, в ст. 2 Федерального закона «О племенном животноводстве» даны понятия как «племенному животноводству» (разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала) в селекционных целях), так и «племенному животному» (сельскохозяйственное животное, имеющее документально подтвержденное происхождение, используемое для воспроизводства определенной породы и зарегистрированное в определенном порядке), что объективно выводит диких животных из-под действия данного закона. Не зря в ст. 4 названного закона указано, что отношения в области разведения и использования диких животных регулируются иным законодательством Российской Федерации.

Попробуем разобраться, каким же законодательством регулируется вопрос разведения и использования диких животных в неволе?

Согласно пункту 1 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, охотничье хозяйство - это отрасль народного хозяйства, основной задачей которой является обеспечение потребностей государства в пушнине и другой продукции охоты. В этих целях осуществляется устройство охотничьих угодий, охрана, воспроизводство и рациональное использование запасов диких зверей и птиц.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.09.01 № 649 охотничье хозяйство отнесено к сезонной отрасли, как и виды деятельности, осуществляемые внутри нее, включая биотехнические мероприятия и дичеразведение.

Хотя термин «дичеразведение» относят в основном к содержанию, разведению и выпуску в охотничьи угодья пернатой дичи (утки, фазаны и др.), но все-таки работы по содержанию и разведению всех объектов охоты в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания допустимо поместить в рамки хозяйственной деятельности, регулируемой законодательством о животном мире.

Не зря вопрос содержания и разведения объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания затронут в ст. 26 Федерального закона «О животном мире», которая гласит, что содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания допускаются только по лицензиям специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Юридические лица и граждане, занимающиеся содержанием и разведением объектов животного мира, обязаны гуманно обращаться с ними, соблюдать надлежащие санитарно-ветеринарные и зоогигиенические требования к их содержанию. Несоблюдение указанных требований влечет за собой административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а объекты животного мира подлежат конфискации в судебном порядке.

Между тем порядок получения лицензий на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания ни вышеуказанным законом, ни иными федеральными нормативными правовыми актами не установлен. Только известны органы, которые выдают эти лицензии.

Так, в соответствии с пунктом 4 и подпунктом 5.2.2 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.04 № 327, данная служба и ее территориальные органы выдают лицензии на содержание и разведение объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.

По нашему мнению, порядок выдачи лицензий, предусмотренный ст. 37 ФЗ «О животном мире» и Положением о порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, утвержденным приказом Минсельхоза РФ от 26.06.00 № 569, в данном случае применяться не может.

Таким образом, заявка на получение лицензии на содержание и разведение охотничьих животных в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания должна направляться в территориальное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в произвольной форме. Причем юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель могут и не иметь статус охотпользователя, то есть не иметь долгосрочную лицензию на пользование объектами животного мира в границах определенной территории.

Как образец может быть использована форма заявки, утвержденная совместным приказом Минсельхозпрода РФ и Госкомэкологии РФ от 22.06.98 № 378/400.

Одновременно следует решать вопрос с собственником или владельцем участка лесного фонда, земельного участка о его предоставлении в пользование для вышеназванных целей в определенных границах, которые должны быть указаны в заявке.

Как на практике решается этот вопрос в отношении использования участков лесного фонда, в принципе прописано в лесном законодательстве.

Названным законодательством предусмотрено два варианта полу¬чения участка лесного фонда в пользование в целях содержания и разведения животных, отнесенных к объектам охоты, в полувольных условиях. Первый вариант - для нужд охотничьего хозяйства, второй - для побочного лесопользования. При реализации обоих вариантов заявитель приобретает статус лесопользователя.

Первый вариант предпочтительнее для тех хозяйствующих субъектов, кто пользуется животным миром в целях охоты на данной территории лесного фонда на основании долгосрочной лицензии. А второй - для тех, кто охотпользователем не является.

В обоих случаях пользование участком лесного фонда оформляется в порядке, предусмотренном Положением об аренде участков лесного фонда, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.03.98 № 345. Пункт 7 названного Положения предписывает предоставлять участки лесного фонда в аренду по результатам лесных конкурсов.

Порядок организации и проведения лесных конкурсов утвержден приказом Минприроды РФ от 21.04.05 № 103.

Для потенциальных претендентов интересными представляются следующие положения указанного Порядка. Так, в пункте 19 Порядка предусмотрено, что лица, желающие участвовать в лесном конкурсе на право заключения договора аренды участка лесного фонда, представляют в конкурсную комиссию заявки с конкурсными предложениями на участие в лесном конкурсе, оформленные в установленном порядке. Заявка и конкурсные предложения должны быть подписаны заявителем на участие в лесном конкурсе либо его полномочным представителем. Подписи должны быть заверены в установленном порядке. Полномочия представителя подтверждаются прилагаемой доверенностью, оформленной в установленном порядке. К заявке, подаваемой юридическими лицами, прилагаются следующие документы:

Копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, заверенные в установленном порядке (копия паспорта для физического лица*);
копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
копия бухгалтерского баланса за отчетный период текущего года с отметкой налоговой инспекции;
документ, подтверждающий платежеспособность участника лесного конкурса;
справка из налогового органа, подтверждающая отсутствие задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей, выданная не ранее 3 месяцев до дня проведения конкурсов;
документ, подтверждающий внесение участником лесного конкурса задатка*;
справка, подтверждающая отсутствие задолженности по арендной плате по ранее заключенным договорам аренды участков лесного фонда, выданная не ранее 3 месяцев со дня проведения лесного конкурса (при наличии таких договоров)*;
справка о структуре организации, численности работников и квалификации управленческого персонала, опыте аналогичной деятельности;
справка-презентация участника лесного конкурса, включающая информацию об истории организации и сведения, подтверждающие опыт и возможности претендента по техническому и организационному обеспечению проекта*;
концепция заявителя по освоению и использованию участка лесного фонда, передаваемого в аренду*.

* - документы, необходимые для физических лиц (прим. ред.).

Заявка и опись представленных документов составляются в 2 экземплярах, один из которых остается у организатора лесного конкурса, другой - у претендента.

В пункте 20 Порядка указано, что к участию в лесном конкурсе допускаются физические лица и юридические лица, не находящиеся на стадии ликвидации или реорганизации, не имеющие текущих налоговых задолженностей, оформившие в установленном порядке заявку на участие в конкурсе, внесшие задаток и представившие организатору лесного конкурса в установленные сроки другие необходимые документы, указанные в конкурсной документации.

Участниками лесного конкурса не могут быть организации, являющиеся аффилированными лицами по отношению к организатору конкурса и сотрудникам организатора конкурса, входящим в состав конкурсной комиссии.

Заявителю может быть отказано в участии в лесном конкурсе в случае, если:

Лицо, претендующее на участие в конкурсе, не внесло задаток;
лицо, претендующее на участие в лесном конкурсе, не представило все необходимые документы в установленный срок;
лицо, претендующее на участие в лесном конкурсе, представило заведомо ложную информацию в конкурсной документации.

Подача заявки на участие в лесном конкурсе означает согласие участника с условиями лесного конкурса и принятие им этих условий.

При подаче заявки физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий личность. В случае подачи заявки представителем претендента предъявляется доверенность.

Датой открытия лесного конкурса является дата начала приема заявок с конкурсными предложениями, указанная конкурсной комиссией при публикации извещения в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации или субъектов РФ. По истечении установленного срока прием заявок прекращается.

Пункт 21 Порядка разъясняет, что участник лесного конкурса имеет право отозвать свое предложение до последнего дня приема заявок (включительно), сообщив об этом письменно организатору лесного конкурса и секретарю конкурсной комиссии. Датой отзыва является дата регистрации организатором лесного конкурса письменного обращения участника лесного конкурса в журнале приема заявок.

Для участия в лесном конкурсе претендент должен внести задаток в размере 10 процентов от начального размера арендной платы. Задаток вносится на счет организатора лесного конкурса в безналичной денежной форме.

В случае отзыва участником лесного конкурса своего предложения после истечения срока приема заявок задаток не возвращается.

Согласно пункту 27 Порядка, оценка конкурсных предложений проводится при рассмотрении конкурсных предложений конкурсной комиссией. Участники лесного конкурса или их представители не вправе присутствовать при оценке конкурсных предложений. В ходе оценки конкурсная комиссия имеет право вызвать претендентов для дачи пояснений, запрашивать у них дополнительные сведения и подтверждения.

Информация о рассмотрении и оценке конкурсных предложений имеет конфиденциальный характер и не сообщается лицам, официально не имеющим отношения к процедуре оценки.

Оценка конкурсных предложений и определение победителя лесного конкурса производятся на основании критериев, изложенных в конкурсной документации. Во внимание также могут приниматься дополнительные технические, организационные и коммерческие преимущества представленных конкурсных предложений.

В соответствии с пунктом 8 Порядка победителем признается участник лесного конкурса, конкурсные предложения которого содержат условия, соответствующие критериям, определенным конкурсной документацией, и полностью отвечают условиям лесного конкурса.

Наконец, в пунктах 33-38 Порядка описан механизм заключения договора аренды участка лесного фонда и последствия уклонения от его заключения:

Организатор лесного конкурса и победитель лесного конкурса подписывают в день заседания комиссии протокол о результатах лесного конкурса, который имеет силу договора. Победитель лесного конкурса при уклонении от подписания протокола утрачивает внесенный им задаток (пункт 33);
протокол о результатах лесного конкурса составляется в 2 экземплярах, один из которых передается победителю, а второй остается у организатора лесного конкурса. Протокол о результатах лесного конкурса является основанием для заключения с победителем лесного конкурса договора аренды участка лесного фонда (пункт 34);
победителю заказным письмом направляется уведомление о необходимости прибыть для заключения договора аренды участка лесного фонда (пункт 35);
договор аренды участка лесного фонда должен быть подписан победителем лесного конкурса и соответствующим лесхозом Федерального агентства лесного хозяйства или осуществляющей ведение лесного хозяйства организацией органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 Лесного кодекса Российской Федерации (арендодателем), в течение двадцати дней или иного указанного в уведомлении срока после завершения лесного конкурса и оформления протокола о результатах лесного конкурса (пункт 36);
неявка победителя для подписания договора аренды участка лесного фонда в сроки, указанные в настоящем Порядке или в уведомлении, а также задержка оформления договора по вине победителя лесного конкурса рассматриваются как отказ от подписания договора. При наличии уважительных причин организатор лесного конкурса вправе продлить срок подписания договора (пункт 37);
в соответствии со ст. 448 Гражданского кодекса РФ в случае уклонения одной из сторон от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения (пункт 38).

Полученный таким образом в аренду участок лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства используется в соответствии с Порядком пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, утвержденным приказом Минприроды РФ от 27.07.05 № 211.

В пункте 5 названного Порядка прямо предусмотрено право лесопользователя содержать и разводить животных, отнесенных к объектам охоты, в полувольных условиях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о животном мире.

А последующие пункты указанного Порядка уточняют реализацию предоставленного права.

Так, пункт 7 гласит, что лесопользователь на участке лесного фонда, предоставленном ему в пользование для нужд охотничьего хозяйства, может содержать и разводить животных, отнесенных к объектам охоты в полувольных условиях, без дополнительного заключения договора аренды, оформления права краткосрочного пользования, лесного билета.

Пунктом 8 Порядка предусмотрено, что при содержании и разведении животных, отнесенных к объектам охоты, в полувольных условиях на участках лесного фонда должны учитываться следующие требования:

На выделяемых участках лесного фонда в установленном порядке ограничиваются другие виды лесопользования, а также пребывание граждан в лесах;
участки лесного фонда должны отводиться на расстоянии не менее 1000 метров от границы населенного пункта, а также не должны пересекаться дорогами общего пользования, реками и оврагами;
огражденные территории должны быть обустроены подкормочными площадками, кормушками, укрытиями, наблюдательными вышками;
во избежание значительного повреждения древесно-кустарниковой и травянистой растительности находящимися на огражденной территории животными лесопользователь должен обеспечивать их полноценным кормлением по установленному рациону;
в огражденной территории должны проводиться профилактические мероприятия против возникновения массовых инфекционных и инвазионных заболеваний среди содержащихся животных.

Плата (ставка лесных податей) за пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства установлена приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 07.12.05 № 324 в размере 0,03 руб. за один гектар в год.

Полученный в результате конкурса в аренду участок лесного фонда для побочного лесопользования используется в соответствии с Правилами пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования, утвержденными приказом Минприроды РФ от 27.07.05 № 212. Согласно пункту 10 указанных Правил, лесопользователь обязывается содержать и разводить объекты животного мира в полувольных условиях с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о животном мире.

Ставки лесных податей за побочное лесопользование, в частности, за использование участков лесного фонда для содержания и разведения объектов животного мира в полувольных условиях установлены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 25.10.05 № 285 и колеблются для разных регионов весьма существенно.

Так, для Московской области и г. Москвы годовая ставка лесных податей для названных целей установлена в размере 100 тыс. руб. за один гектар, Ленинградской области и г. Санкт-Петербурга - 50 тыс. руб., Воронежской области - 4312 руб., Белгородской области - 500 руб., Владимирской области - 200 руб., Ярославской области - 100 руб. и, наконец, для Архангельской области и Ненецкого автономного округа - всего 10 руб.

Такая ценовая чехарда ничем не мотивирована. В примечании к названному приказу указано, что побочное лесопользование включает в себя наряду с другими и использование участков лесного фонда для содержания и разведения объектов животного мира в полувольных условиях.

Вместе с тем следует знать, что использование участков лесного фонда для устройства изгородей, размещения сторожек, вешалов, навесов и других временных сооружений, а также для содержания и разведения объектов животного мира в полувольных условиях отнесено к Перечню дополнительных видов побочного лесопользования, согласно Приложению № 1 к Правилам пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования, утвержденным вышеупомянутым приказом Минприроды РФ от 27.07.05 № 212.

Что касается установления правоотношений с собственниками земельных участков, которые не входят в лесной фонд, но которые предполагается использовать для содержания и разведения объектов животного мира в полувольных условиях, то здесь следует руководствоваться нормами земельного и гражданского законодательства. Весьма подробно основания возникновения, в частности, арендных отношений описаны в ст.ст. 22, 28, 34, 38 Земельного кодекса РФ и главе 34 «Аренда» части второй Гражданского кодекса РФ, и нет смысла здесь их цитировать. Следует лишь обратить внимание, что размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором, а согласно ст. 614 Гражданского кодекса РФ, сама арендная плата может устанавливаться в виде:

1) определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно;
2) установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов;
3) предоставления арендатором определенных услуг;
4) передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду;
5) возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.

Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды.

Также важно, что арендаторы земельных участков в силу ст. 388 Налогового кодекса РФ не признаются плательщиками земельного налога.

Кроме этого, всем, кто занимается или планирует содержать и разводить в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания охотничьих животных по лицензиям, выданным специально уполномоченным государственным органом в соответствии со ст. 26 Федерального закона «О животном мире», необходимо учитывать, что эти животные не являются объектом обложения сбором за пользование объектами животного мира, предусмотренным главой 25.1 Налогового кодекса РФ, так как в соответствии со ст. 333.2 указанного кодекса объектами обложения сбором за пользование объектами животного мира признаются объекты животного мира, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения). При этом под средой обитания, согласно ст. 1 Федерального закона «О животном мире», понимается природная среда, в которой объекты животного мира обитают в состоянии ес-тественной свободы.

Именно такое разъяснение дано Минфином РФ в ответах от 19.11.04 № МВ2493 и № МВ2494 на соответствующие запросы.

К этому я бы добавил информацию о праве охотпользователей пользоваться объектами животного мира, содержащимися в полувольных условиях, без каких-либо дополнительных разрешений (читай, лицензий). Но главное, чтобы по документам эти животные проходили как приобретенные для расселения на закрепленной территории, чего прямо требует абзац 3 ст. 40 Федерального закона «О животном мире».

Имеется еще несколько важных уточнений и комментариев, без которых данная статья была бы неполной.

Согласно Перечню дополнительных видов побочного лесопользования, утвержденному приказом МПР РФ от 27.07.05 № 212, к таковым относятся использование участков лесного фонда для выращивания сельскохозяйственных культур (овощных, кормовых, зерновых, технических и других), пастьба одомашненных животных (северных оленей и других), использование участков лесного фонда для устройства изгородей, снегозащитных щитов, сторожек, вешалов, навесов, сушилок, лесных складов и других временных сооружений при осуществлении лесопользования, добывании объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности, иных целей.

Так вот, по нашему мнению, все вышеперечисленные виды побочного лесопользования могут без дополнительных условий осуществляться при использовании участка лесного фонда для содержания и разведения объектов животного мира в полувольных условиях, иными словами, внутри территории огороженной вольеры, где находятся дикие животные.

Поскольку в вольерах животные находятся в неволе, то их использование не подпадает под действие ни типовых, ни региональных правил охоты, которые регулируют вопросы добывания животных, находящихся исключительно в состоянии естественной свободы. Следовательно, запреты, содержащиеся в этих правилах, по орудиям и способам охоты на территориях вольер не действуют.

В случае использования животных на территории вольеры документальное оформление такого использования осуществляется в обычном порядке, а именно должен быть составлен соответствующий акт. При этом вся продукция (мясо, шкуры, рога и др.) является собственностью охот- или лесопользователя, который вправе распорядится ею по своему усмотрению, но в случае транспортировки перевозчик должен иметь помимо акта также накладную приема-передачи либо договор купли-продажи и заверенную копию лицензии на содержание и разведение объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания. Иначе могут возникнуть проблемы с сотрудниками ГИБДД.

В заключение следует коснуться тех объектов животного мира, которые не отнесены к объектам охоты, но которые планируется содержать и разводить в полувольных условиях.

Уполномоченным в этой сфере органом определена Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Согласно пункту 5.3.4 Положения об этой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.04 № 400, служба выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) на содержание и разведение в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства.

Поэтому по указанному вопросу заинтересованным лицам следует обращаться в территориальные органы Росприроднадзора.

Напечатано по материалам журнала «Сафари» №4 2006 год.

В начале девяностых в нашей стране коренным образом изменилась экономика и все содержание жизни. Появились новые возможности для предпринимательства, в том числе в области охоты и охотничьего хозяйства.

Часть первая.

В начале девяностых в нашей стране коренным образом изменилась экономика и все содержание жизни. Появились новые возможности для предпринимательства, в том числе
в области охоты и охотничьего хозяйства. Кроме того, стали несравненно более доступными охоты в других странах. Понятно, что для приезжающих охотников это удовольствие платное, а для принимающей стороны - сложный, но достаточно эффективный бизнес. Более того, опыт стран, в которых он давно и хорошо развит, показывает, что охотничья индустрия более выгодна по сравнению с традиционным сельским хозяйством.

В ряде африканских стран существенно снижают интенсивность лесодобычи для сохранения лесов как среды обитания охотничьих животных. Во время зарубежных охот (особенно первых) большинство наших соотечественников испытывают серьезные потрясения. Ясно, что в Африке море невиданных животных, но это ожидаемо и общеизвестно. Однако, когда в европейских странах - Испании, Швеции, Австрии, Хорватии, Польше, Словакии и др. - добываешь за один день десятки копытных и сотни охотничьих птиц, начинаешь серьезно думать, как им это удается.
Наверное, все наслышаны об испанских монтереях, во время которых за один большой загон добывают около сотни (!) животных: европейских благородных оленей, ланей, муфлонов и кабанов. Эти охоты проводятся с соблюдением традиционных ритуалов - с кострами, музыкальным сопровождением и прочим. Праздничный ужин тоже непременная часть ритуала.

Как правило, участникам охот предлагают поохотиться загоном на красных куропаток. От такого приглашения никто не отказывается. Обычно в распоряжение каждого гостя дают два одинаковых дробовых ружья, пятьсот патронов и секретаря - заряжающего.
С началом загона куропатки идут нарастающим валом. Секретари временами едва успевают перезаряжать ружья. У соотечественников, непривычных к такому обилию дичи, просто «едет крыша». Разве когда-нибудь у себя мы можем добыть за пару часов несколько сот голов дичи?!
Вспоминаются невероятно результативные охоты на копытных в частных хозяйствах Швеции («РОГ» № 51, 2011). На площади менее трех тысяч гектаров, без каких бы то ни было заграждений, держались сотни копытных. При очень жестких ограничениях пола и возраста животных каждого вида, разрешенных к добыче, в каждой охоте брали не менее двадцати копытных животных разных видов (лосей, европейских благородных оленей, ланей, косуль, кабанов).
Такое количество зверя на сравнительно небольших площадях удается выращивать и удерживать благодаря качественной и разнообразной подкормке. Кроме обилия зверей, шведские охоты потрясают наличием в угодьях очень хороших дорог и техническим обеспечением. Здесь и радиосвязь для всех участников охоты (включая собак), и автотранспорт, включая специальный, с лебедками для вытаскивания добытых зверей из труднодоступных мест, и машины с теплыми будками для перевозки собак, и автомобили, на которых развозят стрелков по полувышкам перед началом охоты и собирают после. Количество обслуживающего персонала значительно превосходит число охотников. На базах, где принимают охотников, обеспечиваются безукоризненные бытовые условия и совершенно роскошное питание и сервис.
Яркие впечатления остались от охоты на красных куропаток и фазанов в угодьях компании «Монтефельтро» в северной части Италии. Каждому из пятнадцати охотников дали по паре ружей и одного секретаря (помощника), который их заряжал. Загона было три. Каждый охотник сделал примерно 200 выстрелов. Понятно, что эффективность стрельбы главным образом определялась стрелковым мастерством гостей. Лет птицы был такой интенсивный, что к стволам ружей было невозможно прикоснуться, а секретари не всегда успевали заряжать. Общая обстановка охоты вызывала необычайный азарт даже у видавших виды охотников. Традиционная выкладка дичи, а затем роскошный ужин с организаторами охоты были замечательным завершением этого редкостного праздника.
Невозможно забыть и захватывающие охоты в Германии, когда добывали по четыре десятка животных в одном загоне.
Эти потрясающие охоты заставляют задуматься над важным вопросом: как удается небольшим индустриально развитым странам с высокой плотностью населения принимать ежегодно десятки тысяч иностранных любителей охоты? Хорошо развитая сфера обслуживания «дорогих» охотников обеспечивает фантастически интересные и очень насыщенные охоты. Их организаторам удается превращать каждую охоту в незабываемый праздник, окрашенный национальным колоритом. За счет чего удается обеспечить их всех сказочно добычливой охотой? Ответ лежит на поверхности. Охотничьи хозяйства занимаются выращиванием диких животных (копытных и птиц), предназначенных для охоты так, как это делают крестьяне-животноводы. По мере достижения необходимых кондиций животные поступают «на реализацию» - выпускаются в охотничьи угодья.

Характерно, что формы содержания охотничьих и обычных домашних животных практически полностью совпадают. Этих основных форм по сути три: вольерное, полувольное и вольное. Птиц - уток, куропаток, фазанов - разводят почти всегда в вольерах. Однако туда они попадают не сразу. Обычно все начинается с современных больших инкубаторов, которые используются на птицефабриках. В больших европейских хозяйствах выводят по несколько десятков тысяч голов птиц в год. После инкубатора птенцов содержат в помещениях со специальными условиями. Для питания молодняка приготавливаются специальные корма. Примерно трехнедельные цыплята переводятся в открытые вольеры. Высокая концентрация птицы требует внимательного ветеринарного наблюдения и периодической вакцинации, поскольку в таких условиях очень высоки шансы потерять поголовье от эпизоотии. Кроме того, подрастающих птиц нужно принудительно заставлять двигаться - сначала бегать, а затем летать. Есть еще целый ряд специфических проблем. Например, по мере взросления петушки-фазаны становятся настолько драчливыми, что могут забить соперника до смерти. Для предотвращения драк на них надевают специальные «очки».
В закрытых вольерах издавна выращивают и копытных. Первые «вольеры» для диких животных человек начал строить, вероятно, еще во времена неолита. Все цивилизации древнего мира, о которых нам хоть что-нибудь известно, были связаны с охотой и содержанием в неволе диких животных. В западноевропейских странах вольерное содержание охотничьих животных бурно развивалось с начала XVI века.

Отлов, транспортировка, выпуск в вольеру, передержка и содержание диких копытных животных (косуля, пятнистый олень) в полувольных условиях на территориях охотничьих хозяйств военно-охотничьего общества в Московской области, последующий выпуск животных в угодья. Организация и проведение охранных, ветеринарных и биотехнических мероприятий, направленных на увеличение численности завезенных животных и их дальнейшее расселение в охотничьих хозяйствах Московской области и других регионах. Организация качественных охот на ограниченных участках в местах полувольного содержания животных. Вольерное содержание копытных животных является наиболее перспективным методом ведения охотничьего хозяйства в условиях урбанизированных ландшафтов и высокой плотности населения.
Создание на базе вольеров сафари – парков и организация в них экскурсий.

Цели

  1. Замещение в охотничьих угодьях Московской области кабана косулей и пятнистым оленем с целью снижения угрозы распространения АЧС на территории Московской области и близлежащих регионов
  2. Увеличение численности охотничьих копытных животных за счет содержания последних в полувольных условиях, повышение экономической составляющей охотничьего хозяйства, удовлетворение растущего спроса охотников Москвы и Московской области, в том числе за счет организации трофейных охот. Расселение косули и пятнистого оленя в охотничьи хозяйства Московской области и другие области Центрального региона
  3. Создание сафари-парков в местах полувольного содержания охотничьих копытных животных с целью обеспечения активного отдыха и досуга в виде экскурсий с познавательными и просветительскими задачами, воспитание у молодежи бережного отношения к природе. Решение социальных задач по льготному обслуживанию целевых групп проекта.

Задачи

  1. 1. Создание и обустройство вольеров для содержания и разведения охотничьих видов копытных животных в охотничьих хозяйствах Военно-охотничьего общества в Московской области
  2. 2. Отлов, транспортировка и выпуск в вольеры косули и пятнистого оленя с целью дальнейшего их использования в рамках проекта

Обоснование социальной значимости

Проект служит целям реализации распоряжения правительства РФ от 30.09.2016 №2048-р по снижению угрозы распространения африканской чумы свиней (АЧС) на территории Московской области путем замещения кабана альтернативными видами копытных животных. Данная мера служит защитой популяций кабана на свободных от АЧС территориях, обеспечивает продовольственную безопасность населения.
Проект предусматривает насыщение угодий Московской области ценными видами охотничьих копытных животных и направлен на сохранение и расширение ресурсного потенциала охотничьих хозяйств области взамен утраченного ресурса (кабана). Проект направлен на обеспечение интересов охотников Москвы и Московской области, популяризации охоты как вида спорта и досуга. Создание на базе вольеров сафари-парков будет способствовать вовлечению населения в активный отдых, формирования у молодежи бережного отношения к природе, а также служить познавательным и просветительским целям.

География проекта

Московская область, охотничьи хозяйства Центрального совета военно-охотничьего общества; «Воинское» (Одинцовский и Наро – Фоминский районы), «Бронницкое» (Раменский район), «Румянцевское» (Истринский, Волоколамский, Рузский районы), «Лотошинское» (Лотошинский район).

Однако, то что я прочитал в Известиях меня насторожило. Ну, то что типаэкологический типаэксперт в конце материала публикуемого Известиями - это вообще шарлатан, - совершенно явно следует из бреда, который он там нагородил и даже комментировать его тем, кто хоть что-то знает о воспроизводстве и рекреации в дикой природе и сельском хозяйстве - не имеет смысла. То что депутат МГД - вообще не соображает о чем говорит, это тоже не новость, это давняя практика.

То что чиновники собираются потратить более 108 000 000 рублей на комплекс полувольного содержания животных и птиц в Лосином острове - это понятно и вопросов не вызывает. Однако, вопросы вызывают уже даже сроки таких работ - до конца 2014 года. Хорошие темпы освоения средств. Очень резвые, если это не закупка телекамер для веб-трансляции из жизни животных.

Фото Ольга Фрунзэ - Лосиный остров

С учетом того, что мы все прекрасно знаем, что все уже затраченные чиновниками в Лосином острове гигантские средства на обустройство проходов копытных под МКАД - оказались затраченными впустую , так как лось не идиот и в трехметровую длинную низкую темную бетонную нору лезть не собирается, - нам уже понятно что никакого обоснования у данных чиновников, как и вообще знаний поведенческих особенностей дикого поголовья, - не имеется.

Цифры, которые для широких масс приводятся в обоснование к данному проекту, под который собираются угрохать по-быстрому более 100 миллионов, - вообще никакой действительности не соответствуют, так как на настоящий момент в Лосином острове с обеих сторон МКАД (в основном с внешней) содержится не менее 150 голов лося и более 300 голов оленя (как бы не в полтора раза более, потому как еще совсем недавно их было намного более).



Я бы не сказал что они себя там плохо чувствуют, но нагрузка на пространство ощутимая, подлесок животинки подъели, внутрь кольца идти из них никто не желает и все 100% фактически и так находятся на полувольном содержании , потому что все приходят на Биостанцию подкормиться и навестить места где их подращивали и подлечивали, а в зимний период в основном вокруг Биостанции и ходят, далеко не удаляясь. Молодняк, которым лосихи и оленухи телились на Биостанции, - тот вообще ходит на Биостанцию как к себе домой.

Если кто-то там считает, что на Биостанции Лосиного Острова животные на самом деле сидят в вольерах - это он пусть приедет и обойдет те вольеры по периметру и убедится, что там кроме отсадки на несколько экземпляров вообще ничего нет, а зона подкормки находится вне вольеров. Поэтому это даже не полувольное, а вольное содержание.


Фото Андрей Шалыгин - Лосиный остров

Вообще, конечно, то что достаточно крупная популяция сама по себе шляется в таком людном месте практически в столице, - это не очень правильно, потому что они разбредаются вплоть до Х-Лэнда на Дмитровке, где их или пытаются вернуть обратно, или под шумок "приватизируют".

Но в той ситуации, когда по факту чуть ли не 500 крупных копытных уже находятся не первый год на полувольном содержании, говорить об организации в этом месте полувольного содержания на 180 голов, и при этом шмакать что-то про то что 180 это много - это дурь какая-то несусветная, так как по факту все это на втрое большее поголовье функционирует уже много лет, а Иван Юткин хоп-способом успешно собирает деньги на прокорм всего этого добра... , а рядом на огромном водно-болотном участке все это само по себе успешно существует не первые 10 лет. Что-то тут липа явно пахнет дубом, или мошенничеством.

Отсадить из внешнего стада 180 голов внутрь кольца, так как Юткину его 500 голов ужевсю плеш на Биостанции проели - дурное дело - не хитрое, если уж вляпаные в никчемные переходы средства никоим образом не способствуют проходу копытных под МКАД. Но затратить на это 108 миллионов - это нужно так хорошо на себя поработать, и так нагло освоить стредства, что не в сказке сказать. Отдали бы просто на Биостанцию половину, пользы было бы в 10 раз больше. Наверное, как всегда украсть собираются, что еще думать прикажете.

Фото Андрей Шалыгин - Лосиный остров

Комментарий типаэксперта-типаэколога в конце цитируемого ниже материала я вообще оставлю без ремарок, потому что он на 100% содержит полный бред. 1000 Га = 2 лося - это математика полного идиота. Наверное, за комментариями придется самому ехать на место и смотреть где, куда и что там на самом деле кто собрался построить, формулируя весьма странные анонсы.

Тезис о восстановлении популяции соколов и сапсанов вообще фантасмагоричен , - в Помосковье и Москве все кому не лень только этим нынче и занимаются, начиная от самоустроенного музея соколиной охоты и самоназначенной ассоциации сокольников до Коломенского с его ряжеными и частных зверинцев при кабаках на всех вылетных шоссе через каждые 10 км, и на десятках охот- и турбаз вокруг Москвы (и все без документов, и всем наплевать).

Как понимать мадам-депутатку Степаненко с посылом "начинать восстанавливать популяцию", если из 500 голов уже имеющихся в Лосином Острове практически вольных крупных копытных они собираются в полувольном закрепить 180 и при этом обозвать это "началом восстановления популяции" - это вообще непонятно... Мадам совершенно точно нибельмеса не в теме, но комментарии дает с умным видом.

Идиотизм какой-то.


Фото Ольга Фрунзэ - Лосиный Остров. А.Шалыгин: Они вот "это" собрались восстановить и развести на 108 млн.? А другой "умник" ей в ответ - это норма на 1000 Га. Господи, избавь мир от идиотов, а.

В Лосином острове появится комплекс полувольного содержания животных и птиц

В «Лосином острове» на территории 27,3 га будет обустроен комплекс вольеров для полувольного содержания животных и птиц. На это столичные власти готовы потратить до 108 млн рублей, сообщил «Известиям» источник в ГКУ «Дирекция по реализации проектов в области экологии и лесоводства». Работы должны быть выполнены до 20 декабря 2014 года. Предполагается, что в комплексе будут содержаться лоси, пятнистые олени, некоторые виды грызунов, а также птицы — в частности, ночные и дневные хищники. Эксперты посчитали, что «Лосиный остров» лучше всего подходит для строительства подобных объектов, но выразили опасение, что животным и птицам будет тесно в вольерах.

Как пояснили в учреждении, комплекс будет служить эколого-просветительским, а не научным целям. Так, планируется проведение экскурсий для детей и людей старшего возраста, а некоторых животных посетителям разрешат погладить и покормить. Основное отличие комплекса от зоопарка в том, что условия обитания животных и птиц максимально приближены к естественным, но при этом достаточно большая территория все равно будет огорожена сеткой. Предполагается, что в комплексе поселятся лоси, пятнистые олени (в основном они водятся в подмосковной части парка, их численность — примерно 180 особей), некоторые виды грызунов. Кроме того, в вольерах поселят и птиц: сов, филинов, а также представителей семейства ястребиных.

Как пояснила председатель комиссии Мосгордумы по экологической политике Вера Степаненко, подобные попытки предпринимались в столице раньше. Но особые условия создавались только для одного вида животных или птиц. Например, так пытались восстановить популяцию соколов и сапсанов.

— Полувольное содержание — это когда создаются все условия для того, чтобы представители фауны себя хорошо чувствовали и активно размножались. Это может включать в себя такие меры, как высаживание определенных растений, являющихся кормом для зверей и птиц, выкладывание корма в местах их обитания, обустройство вольеров, где могут временно содержаться заболевшие особи или те, кто недавно обзавелся потомством и не успел пока восстановить силы, — сказала она.

По словам Степаненко, начинать восстанавливать популяцию каких-то видов стоит именно с «Лосиного острова» , поскольку это уникальная территория, наиболее приспособленная к таким задачам.

— Зона парка уходит в глубь Московской области, где ниже плотность населения и застройки, следовательно, меньше антропогенного воздействия на природу. Если провести все работы правильно, то какие-то имеющиеся виды — например, лоси, кабаны — будут чувствовать себя в парке лучше и свободнее, — отметила депутат.

В то же время член Московского городского общества защиты природы Антон Хлынов назвал это решение нецелесообразным.

— Такой комплекс будет дублировать уже существующие объекты: Лосиную биостанцию и Птичий двор, где уже и так проводятся экскурсии для детей, а также ведется эколого-просветительская работа. Подобные комплексы имеет смысл создавать только для реабилитации раненых животных или для того, чтобы вырастить лосят, оставшихся без родителей, — пояснил он.

Как рассказал Хлынов, если часть животных будет заперта на ограниченной территории, то это не принесет пользы ни самим лосям и оленям, ни лесу. Он добавил, что на территории в 1 тыс. га могут комфортно существовать 2-4 лося.

— То есть на всем «Лосином острове» могут спокойно жить не больше шести особей. Даже в полностью вольном положении животные страдают от недостатка корма. А если их запрут даже в просторных вольерах, то это может привести к полной гибели леса, попавшего в границы комплекса, — отметил эксперт.

Анна Семенова, Известия