Разрешение на полувольное содержание животных. Полувольное разведение диких копытных животных - перспективное направление в охотничьем хозяйстве

Полувольное содержание о разведение охотничьих животных не относится но к одному из семи видов о способов пользования животным миром, предусмотренных ст. 34 Федерального закона «О животном мире»:
1) охота;
2) рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих;
3) добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства;
4) использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира — почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других;
5) изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурнопросветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания;
6) извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира — почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других;
7) получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.
Данный перечень не является исчерпывающим, поскольку в этой же статье указано, что законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут быть предусмотрены и другие виды пользования животным миром.
Тем не менее полагаем, что полувольное содержание и разведение охотничьих животных не является, по нашему мнению, видом пользования животным миром в принципе.

Указанный вывод вытекает из следующих понятий - «животный мир», «использование объектов животного мира», «среда обитания животного мира», «пользование животным миром», которые даны в ст. 1 Федерального закона «О животном мире». Эти четыре понятия в их совокупности определяют критерий пользования животным миром, который заключается в использовании диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы.

Кроме этого, пункт 10 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденного
постановлением Совета Министров РСФСР от 10.10.60 № 1548, и пункт 1 Типовых правил охоты в РСФСР, утвержденных приказом Главохоты РСФСР от 04.01.88 № 1, признают охотой выслеживание с целью добычи, преследование и саму добычу диких зверей и птиц, находящихся в состоянии естественной свободы.

Полувольное же содержание и разведение животных подразумевают неволю.

Согласно разделу А «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001, принятого и введенного в действие с 01.01.03 постановлением Госстандарта РФ от 06.11.01 № 454-ст, подгруппа 01.25.4 «Разведение оленей» и подгруппа 01.25.9 «Разведение прочих животных, не включенных в другие группировки», относятся к подклассу 01.2 «Животноводство».

При этом разведение животных предполагает их содержание.

Между тем, в ст. 2 Федерального закона «О племенном животноводстве» даны понятия как «племенному животноводству» (разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала) в селекционных целях), так и «племенному животному» (сельскохозяйственное животное, имеющее документально подтвержденное происхождение, используемое для воспроизводства определенной породы и зарегистрированное в определенном порядке), что объективно выводит диких животных из-под действия данного закона. Не зря в ст. 4 названного закона указано, что отношения в области разведения и использования диких животных регулируются иным законодательством Российской Федерации.

Попробуем разобраться, каким же законодательством регулируется вопрос разведения и использования диких животных в неволе?

Согласно пункту 1 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, охотничье хозяйство - это отрасль народного хозяйства, основной задачей которой является обеспечение потребностей государства в пушнине и другой продукции охоты. В этих целях осуществляется устройство охотничьих угодий, охрана, воспроизводство и рациональное использование запасов диких зверей и птиц.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.09.01 № 649 охотничье хозяйство отнесено к сезонной отрасли, как и виды деятельности, осуществляемые внутри нее, включая биотехнические мероприятия и дичеразведение.

Хотя термин «дичеразведение» относят в основном к содержанию, разведению и выпуску в охотничьи угодья пернатой дичи (утки, фазаны и др.), но все-таки работы по содержанию и разведению всех объектов охоты в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания допустимо поместить в рамки хозяйственной деятельности, регулируемой законодательством о животном мире.

Не зря вопрос содержания и разведения объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания затронут в ст. 26 Федерального закона «О животном мире», которая гласит, что содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания допускаются только по лицензиям специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Юридические лица и граждане, занимающиеся содержанием и разведением объектов животного мира, обязаны гуманно обращаться с ними, соблюдать надлежащие санитарно-ветеринарные и зоогигиенические требования к их содержанию. Несоблюдение указанных требований влечет за собой административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а объекты животного мира подлежат конфискации в судебном порядке.

Между тем порядок получения лицензий на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания ни вышеуказанным законом, ни иными федеральными нормативными правовыми актами не установлен. Только известны органы, которые выдают эти лицензии.

Так, в соответствии с пунктом 4 и подпунктом 5.2.2 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.04 № 327, данная служба и ее территориальные органы выдают лицензии на содержание и разведение объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.

По нашему мнению, порядок выдачи лицензий, предусмотренный ст. 37 ФЗ «О животном мире» и Положением о порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, утвержденным приказом Минсельхоза РФ от 26.06.00 № 569, в данном случае применяться не может.

Таким образом, заявка на получение лицензии на содержание и разведение охотничьих животных в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания должна направляться в территориальное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в произвольной форме. Причем юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель могут и не иметь статус охотпользователя, то есть не иметь долгосрочную лицензию на пользование объектами животного мира в границах определенной территории.

Как образец может быть использована форма заявки, утвержденная совместным приказом Минсельхозпрода РФ и Госкомэкологии РФ от 22.06.98 № 378/400.

Одновременно следует решать вопрос с собственником или владельцем участка лесного фонда, земельного участка о его предоставлении в пользование для вышеназванных целей в определенных границах, которые должны быть указаны в заявке.

Как на практике решается этот вопрос в отношении использования участков лесного фонда, в принципе прописано в лесном законодательстве.

Названным законодательством предусмотрено два варианта полу¬чения участка лесного фонда в пользование в целях содержания и разведения животных, отнесенных к объектам охоты, в полувольных условиях. Первый вариант - для нужд охотничьего хозяйства, второй - для побочного лесопользования. При реализации обоих вариантов заявитель приобретает статус лесопользователя.

Первый вариант предпочтительнее для тех хозяйствующих субъектов, кто пользуется животным миром в целях охоты на данной территории лесного фонда на основании долгосрочной лицензии. А второй - для тех, кто охотпользователем не является.

В обоих случаях пользование участком лесного фонда оформляется в порядке, предусмотренном Положением об аренде участков лесного фонда, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.03.98 № 345. Пункт 7 названного Положения предписывает предоставлять участки лесного фонда в аренду по результатам лесных конкурсов.

Порядок организации и проведения лесных конкурсов утвержден приказом Минприроды РФ от 21.04.05 № 103.

Для потенциальных претендентов интересными представляются следующие положения указанного Порядка. Так, в пункте 19 Порядка предусмотрено, что лица, желающие участвовать в лесном конкурсе на право заключения договора аренды участка лесного фонда, представляют в конкурсную комиссию заявки с конкурсными предложениями на участие в лесном конкурсе, оформленные в установленном порядке. Заявка и конкурсные предложения должны быть подписаны заявителем на участие в лесном конкурсе либо его полномочным представителем. Подписи должны быть заверены в установленном порядке. Полномочия представителя подтверждаются прилагаемой доверенностью, оформленной в установленном порядке. К заявке, подаваемой юридическими лицами, прилагаются следующие документы:

Копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, заверенные в установленном порядке (копия паспорта для физического лица*);
копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
копия бухгалтерского баланса за отчетный период текущего года с отметкой налоговой инспекции;
документ, подтверждающий платежеспособность участника лесного конкурса;
справка из налогового органа, подтверждающая отсутствие задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей, выданная не ранее 3 месяцев до дня проведения конкурсов;
документ, подтверждающий внесение участником лесного конкурса задатка*;
справка, подтверждающая отсутствие задолженности по арендной плате по ранее заключенным договорам аренды участков лесного фонда, выданная не ранее 3 месяцев со дня проведения лесного конкурса (при наличии таких договоров)*;
справка о структуре организации, численности работников и квалификации управленческого персонала, опыте аналогичной деятельности;
справка-презентация участника лесного конкурса, включающая информацию об истории организации и сведения, подтверждающие опыт и возможности претендента по техническому и организационному обеспечению проекта*;
концепция заявителя по освоению и использованию участка лесного фонда, передаваемого в аренду*.

* - документы, необходимые для физических лиц (прим. ред.).

Заявка и опись представленных документов составляются в 2 экземплярах, один из которых остается у организатора лесного конкурса, другой - у претендента.

В пункте 20 Порядка указано, что к участию в лесном конкурсе допускаются физические лица и юридические лица, не находящиеся на стадии ликвидации или реорганизации, не имеющие текущих налоговых задолженностей, оформившие в установленном порядке заявку на участие в конкурсе, внесшие задаток и представившие организатору лесного конкурса в установленные сроки другие необходимые документы, указанные в конкурсной документации.

Участниками лесного конкурса не могут быть организации, являющиеся аффилированными лицами по отношению к организатору конкурса и сотрудникам организатора конкурса, входящим в состав конкурсной комиссии.

Заявителю может быть отказано в участии в лесном конкурсе в случае, если:

Лицо, претендующее на участие в конкурсе, не внесло задаток;
лицо, претендующее на участие в лесном конкурсе, не представило все необходимые документы в установленный срок;
лицо, претендующее на участие в лесном конкурсе, представило заведомо ложную информацию в конкурсной документации.

Подача заявки на участие в лесном конкурсе означает согласие участника с условиями лесного конкурса и принятие им этих условий.

При подаче заявки физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий личность. В случае подачи заявки представителем претендента предъявляется доверенность.

Датой открытия лесного конкурса является дата начала приема заявок с конкурсными предложениями, указанная конкурсной комиссией при публикации извещения в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации или субъектов РФ. По истечении установленного срока прием заявок прекращается.

Пункт 21 Порядка разъясняет, что участник лесного конкурса имеет право отозвать свое предложение до последнего дня приема заявок (включительно), сообщив об этом письменно организатору лесного конкурса и секретарю конкурсной комиссии. Датой отзыва является дата регистрации организатором лесного конкурса письменного обращения участника лесного конкурса в журнале приема заявок.

Для участия в лесном конкурсе претендент должен внести задаток в размере 10 процентов от начального размера арендной платы. Задаток вносится на счет организатора лесного конкурса в безналичной денежной форме.

В случае отзыва участником лесного конкурса своего предложения после истечения срока приема заявок задаток не возвращается.

Согласно пункту 27 Порядка, оценка конкурсных предложений проводится при рассмотрении конкурсных предложений конкурсной комиссией. Участники лесного конкурса или их представители не вправе присутствовать при оценке конкурсных предложений. В ходе оценки конкурсная комиссия имеет право вызвать претендентов для дачи пояснений, запрашивать у них дополнительные сведения и подтверждения.

Информация о рассмотрении и оценке конкурсных предложений имеет конфиденциальный характер и не сообщается лицам, официально не имеющим отношения к процедуре оценки.

Оценка конкурсных предложений и определение победителя лесного конкурса производятся на основании критериев, изложенных в конкурсной документации. Во внимание также могут приниматься дополнительные технические, организационные и коммерческие преимущества представленных конкурсных предложений.

В соответствии с пунктом 8 Порядка победителем признается участник лесного конкурса, конкурсные предложения которого содержат условия, соответствующие критериям, определенным конкурсной документацией, и полностью отвечают условиям лесного конкурса.

Наконец, в пунктах 33-38 Порядка описан механизм заключения договора аренды участка лесного фонда и последствия уклонения от его заключения:

Организатор лесного конкурса и победитель лесного конкурса подписывают в день заседания комиссии протокол о результатах лесного конкурса, который имеет силу договора. Победитель лесного конкурса при уклонении от подписания протокола утрачивает внесенный им задаток (пункт 33);
протокол о результатах лесного конкурса составляется в 2 экземплярах, один из которых передается победителю, а второй остается у организатора лесного конкурса. Протокол о результатах лесного конкурса является основанием для заключения с победителем лесного конкурса договора аренды участка лесного фонда (пункт 34);
победителю заказным письмом направляется уведомление о необходимости прибыть для заключения договора аренды участка лесного фонда (пункт 35);
договор аренды участка лесного фонда должен быть подписан победителем лесного конкурса и соответствующим лесхозом Федерального агентства лесного хозяйства или осуществляющей ведение лесного хозяйства организацией органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 Лесного кодекса Российской Федерации (арендодателем), в течение двадцати дней или иного указанного в уведомлении срока после завершения лесного конкурса и оформления протокола о результатах лесного конкурса (пункт 36);
неявка победителя для подписания договора аренды участка лесного фонда в сроки, указанные в настоящем Порядке или в уведомлении, а также задержка оформления договора по вине победителя лесного конкурса рассматриваются как отказ от подписания договора. При наличии уважительных причин организатор лесного конкурса вправе продлить срок подписания договора (пункт 37);
в соответствии со ст. 448 Гражданского кодекса РФ в случае уклонения одной из сторон от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения (пункт 38).

Полученный таким образом в аренду участок лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства используется в соответствии с Порядком пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, утвержденным приказом Минприроды РФ от 27.07.05 № 211.

В пункте 5 названного Порядка прямо предусмотрено право лесопользователя содержать и разводить животных, отнесенных к объектам охоты, в полувольных условиях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о животном мире.

А последующие пункты указанного Порядка уточняют реализацию предоставленного права.

Так, пункт 7 гласит, что лесопользователь на участке лесного фонда, предоставленном ему в пользование для нужд охотничьего хозяйства, может содержать и разводить животных, отнесенных к объектам охоты в полувольных условиях, без дополнительного заключения договора аренды, оформления права краткосрочного пользования, лесного билета.

Пунктом 8 Порядка предусмотрено, что при содержании и разведении животных, отнесенных к объектам охоты, в полувольных условиях на участках лесного фонда должны учитываться следующие требования:

На выделяемых участках лесного фонда в установленном порядке ограничиваются другие виды лесопользования, а также пребывание граждан в лесах;
участки лесного фонда должны отводиться на расстоянии не менее 1000 метров от границы населенного пункта, а также не должны пересекаться дорогами общего пользования, реками и оврагами;
огражденные территории должны быть обустроены подкормочными площадками, кормушками, укрытиями, наблюдательными вышками;
во избежание значительного повреждения древесно-кустарниковой и травянистой растительности находящимися на огражденной территории животными лесопользователь должен обеспечивать их полноценным кормлением по установленному рациону;
в огражденной территории должны проводиться профилактические мероприятия против возникновения массовых инфекционных и инвазионных заболеваний среди содержащихся животных.

Плата (ставка лесных податей) за пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства установлена приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 07.12.05 № 324 в размере 0,03 руб. за один гектар в год.

Полученный в результате конкурса в аренду участок лесного фонда для побочного лесопользования используется в соответствии с Правилами пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования, утвержденными приказом Минприроды РФ от 27.07.05 № 212. Согласно пункту 10 указанных Правил, лесопользователь обязывается содержать и разводить объекты животного мира в полувольных условиях с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о животном мире.

Ставки лесных податей за побочное лесопользование, в частности, за использование участков лесного фонда для содержания и разведения объектов животного мира в полувольных условиях установлены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 25.10.05 № 285 и колеблются для разных регионов весьма существенно.

Так, для Московской области и г. Москвы годовая ставка лесных податей для названных целей установлена в размере 100 тыс. руб. за один гектар, Ленинградской области и г. Санкт-Петербурга - 50 тыс. руб., Воронежской области - 4312 руб., Белгородской области - 500 руб., Владимирской области - 200 руб., Ярославской области - 100 руб. и, наконец, для Архангельской области и Ненецкого автономного округа - всего 10 руб.

Такая ценовая чехарда ничем не мотивирована. В примечании к названному приказу указано, что побочное лесопользование включает в себя наряду с другими и использование участков лесного фонда для содержания и разведения объектов животного мира в полувольных условиях.

Вместе с тем следует знать, что использование участков лесного фонда для устройства изгородей, размещения сторожек, вешалов, навесов и других временных сооружений, а также для содержания и разведения объектов животного мира в полувольных условиях отнесено к Перечню дополнительных видов побочного лесопользования, согласно Приложению № 1 к Правилам пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования, утвержденным вышеупомянутым приказом Минприроды РФ от 27.07.05 № 212.

Что касается установления правоотношений с собственниками земельных участков, которые не входят в лесной фонд, но которые предполагается использовать для содержания и разведения объектов животного мира в полувольных условиях, то здесь следует руководствоваться нормами земельного и гражданского законодательства. Весьма подробно основания возникновения, в частности, арендных отношений описаны в ст.ст. 22, 28, 34, 38 Земельного кодекса РФ и главе 34 «Аренда» части второй Гражданского кодекса РФ, и нет смысла здесь их цитировать. Следует лишь обратить внимание, что размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором, а согласно ст. 614 Гражданского кодекса РФ, сама арендная плата может устанавливаться в виде:

1) определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно;
2) установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов;
3) предоставления арендатором определенных услуг;
4) передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду;
5) возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.

Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды.

Также важно, что арендаторы земельных участков в силу ст. 388 Налогового кодекса РФ не признаются плательщиками земельного налога.

Кроме этого, всем, кто занимается или планирует содержать и разводить в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания охотничьих животных по лицензиям, выданным специально уполномоченным государственным органом в соответствии со ст. 26 Федерального закона «О животном мире», необходимо учитывать, что эти животные не являются объектом обложения сбором за пользование объектами животного мира, предусмотренным главой 25.1 Налогового кодекса РФ, так как в соответствии со ст. 333.2 указанного кодекса объектами обложения сбором за пользование объектами животного мира признаются объекты животного мира, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения). При этом под средой обитания, согласно ст. 1 Федерального закона «О животном мире», понимается природная среда, в которой объекты животного мира обитают в состоянии ес-тественной свободы.

Именно такое разъяснение дано Минфином РФ в ответах от 19.11.04 № МВ2493 и № МВ2494 на соответствующие запросы.

К этому я бы добавил информацию о праве охотпользователей пользоваться объектами животного мира, содержащимися в полувольных условиях, без каких-либо дополнительных разрешений (читай, лицензий). Но главное, чтобы по документам эти животные проходили как приобретенные для расселения на закрепленной территории, чего прямо требует абзац 3 ст. 40 Федерального закона «О животном мире».

Имеется еще несколько важных уточнений и комментариев, без которых данная статья была бы неполной.

Согласно Перечню дополнительных видов побочного лесопользования, утвержденному приказом МПР РФ от 27.07.05 № 212, к таковым относятся использование участков лесного фонда для выращивания сельскохозяйственных культур (овощных, кормовых, зерновых, технических и других), пастьба одомашненных животных (северных оленей и других), использование участков лесного фонда для устройства изгородей, снегозащитных щитов, сторожек, вешалов, навесов, сушилок, лесных складов и других временных сооружений при осуществлении лесопользования, добывании объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности, иных целей.

Так вот, по нашему мнению, все вышеперечисленные виды побочного лесопользования могут без дополнительных условий осуществляться при использовании участка лесного фонда для содержания и разведения объектов животного мира в полувольных условиях, иными словами, внутри территории огороженной вольеры, где находятся дикие животные.

Поскольку в вольерах животные находятся в неволе, то их использование не подпадает под действие ни типовых, ни региональных правил охоты, которые регулируют вопросы добывания животных, находящихся исключительно в состоянии естественной свободы. Следовательно, запреты, содержащиеся в этих правилах, по орудиям и способам охоты на территориях вольер не действуют.

В случае использования животных на территории вольеры документальное оформление такого использования осуществляется в обычном порядке, а именно должен быть составлен соответствующий акт. При этом вся продукция (мясо, шкуры, рога и др.) является собственностью охот- или лесопользователя, который вправе распорядится ею по своему усмотрению, но в случае транспортировки перевозчик должен иметь помимо акта также накладную приема-передачи либо договор купли-продажи и заверенную копию лицензии на содержание и разведение объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания. Иначе могут возникнуть проблемы с сотрудниками ГИБДД.

В заключение следует коснуться тех объектов животного мира, которые не отнесены к объектам охоты, но которые планируется содержать и разводить в полувольных условиях.

Уполномоченным в этой сфере органом определена Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Согласно пункту 5.3.4 Положения об этой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.04 № 400, служба выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) на содержание и разведение в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства.

Поэтому по указанному вопросу заинтересованным лицам следует обращаться в территориальные органы Росприроднадзора.

Напечатано по материалам журнала «Сафари» №4 2006 год.

В 2004 г. построить вольеры для содержания в них не менее 2 лет 2 семей кабанов (6 голов) и 5—6 оленей.

Через 2—1,5 года добиться получения потомства и выпустить в природу первую партию кабанов.

Закупить или обменяться с другим хозяйством еще 2—3 кабанами и 2 оленя — предотвращения эффекта ослабления популяции от близкородственного скрещивания через 3 года.

Достигнуть численности стада кабанов держащихся в районах подкормочных площадок — 40 голов (численность основного разновозрастного стада — оставляемого на зиму). Численность основного стада оленей в районе 25—30 голов.

Для создания такой численности копытных желательно хотя бы 1—2 семьи кабанов в будущем в зимний период содержать в вольерах (можно вдали от базы), то же относится и к оленям. При таких малых популяциях, в отрыве от возможных контактов с другими группами для оленей придется периодически завозить хотя бы самцов производителей. В отношении кабанов ситуация в районе проще, однако надо стремиться чтобы ваши кабаны не расходились с пришельцами — мигрантами. Для этого можно вводить в популяцию полукровок — потомство от дикого кабана и домашней свиньи — потомство в большинстве случаев будет дикого окраса (выращивание 1 год в вольере).

Максимально — допустимая плотность животных, при наличии сменных пастбищ — 1 га на голову. Таким образам нам необходимо отгородить две территории по 12 га (300 м на 400 м). Например, вдоль береговой линии по 300 м, в глубину полуострова по 400 м. Одна общая сторона — 400 м. Выбрать место необходимо так, чтобы в случае неблагоприятного сожительства оленей и кабанов можно было бы выгородить еще одну территорию 10—12 га.

Одну территорию для зимнего содержания с 15—20 августа по 20—25 мая надо огородить более высоким забором — минимум 2,5 м высотой(пятнистые олени довольно прыгучи), вторую территорию можно огородить забором в 1,8—2 м высотой. Стальная сетка может быть всего 1,5 м, а выше толстые, надежные жерди через каждые 25 см высоты (т. е при высоте забора 2 м — три ряда жердей. Если в качестве сетки будет закуплена сетка рабица, а не сварная арматурная, то по периметру необходимо уложить бревна, диаметром не менее 18 см, желательно скрепленные с столбами. Расстояния между столбами 3,5—4 м не более. На обеих территориях необходимо установить логова для кабанов. В кустарниках или под пологом елей выстлать подстилку из лап елей 3 на 3 метра и установить над ней крышу высотой от 1,6 м до 1,2 м над землей. Для оленей хорошо установить сарай 3 на 5 м высотой в коньке 3 м высота у стенок 2,5 м. Одно маленькое окно. Двери 1,3 м на 2,3 м с пологом из брезента. Пол желательно из досок с подстилкой стружки и хвойные лапы. Сарай для оленей главным образом нужен в летний период, когда свирепствует мошка и слепни, олени быстро начинают прятаться в помещение от мошки и от слепней. Сарай лучше установить между забором отгораживающим две смежные вольеры, а входы сделать с двух сторон.

Территория будет сильно вытаптываться и по этому необходимо чтобы еще перед сменой пастбищ производился подсев трав (клевер белый, мятлик луговой, как почвоукрепляющие породы и клевер красный и тимофеевка, люпин и горох в смеси с овсом, как кормовые культуры. То есть в летнем загоне, в котором до 15 августа содержатся копытные надо уже 10 августа уже начать подсев трав, чтобы они успели прорасти и укрепиться до конца периода вегетации, а в зимнем загоне подсев трав осуществлять после таяния снега (1—5 мая).

Приобретение молодняка

В 1 год желательно купить 2 кабанов примерно 2 летнего возраста и 4 самки годовалого возраста, тогда через год в возрасте самок 2 года 6 месяцев (конец ноября — начало января) произойдет оплодотворение и в мае третьего года возможно у трех самок родится по 4—7 поросят (первые опоросы как правило не крупные). До мая четвертого года все стадо лучше оставить в вольере, а в середине мая выпустить одного самца и трех самок и 9—13 поросят, а в вольере оставить 1 взрослого самца и 1 взрослую самку и 3 поросят годовичков. Оленей после первых родов также передержать в вольерах год и выпустить большую часть поголовья.

Таким образом, в вольере еще несколько лет будет оставаться резервное стадо для пополнения и освежения популяции. Пока не сформируется большое устойчивое стадо.

Обязательное условие — наличие большого количества подкормочных полей и площадок, так чтобы они обязательно наткнулись на них при уходе.

Кормление кабанов в неволе

Необходимо отметить, что при содержании кабанов в неволе, необходимо также как и для домашних свиней минеральная, а главное микроэлементная подкормка (т. к. они будут лишены возможности поиска естественных микроэлементов). В расчете на 1 тонну сбалансированных кормов добавляют: витамина А — 1 млн. ИЕ, витаена Д — 0,2 млн. ИЕ, биолищина — 10 г, железа сернокислого — 100г, цинка сернокислого — 100 г, меди углекислой — 15 г, марганца сернокислого — 15г, кобальта хлористого — 5 г, калия йодистого — 2 г. Данные микроэлементные подкормки особенно необходимы в период супоросности маток, при выкармливании подсвинок и первые 4—5 месяцев жизни молодняка.

Кормление взрослых особей в неволе, а так же подкормка диких свиней основного стада от 1 года и старше осуществляется по следующему рациону:

Кормление основного стада на 1 голову в день из расчета, 6 кг на голову летом и 5 кг зимой.

Итого стоимость кормов в течении 213 дней — 22,7 руб., а летом 152 дня — 19,9 руб.

Примечание: Смесь концентратов может состоять из комбикорма для свиней (ПК-55-2, ПК-55-3 и др.), смеси овса, ячменя, ржи, пшеницы, кукурузы и прочего зерна (желательно использовать овес в меньшем количестве и все концентрированные корма запаривать). Корнеплоды, картофель и силос — взаимозаменяемые корма — только для стада, находящегося на вольном выпасе. Минерально-витаминная подкормка в виде мела — 1%, костной муки — 2%, поваренной соли — 0,5%, особенно необходима для стада в неволе и для стада на воле в зимний период.

Летом после продолжительных дождей порои кабанов обычны на глинистых участках. По наблюдению многих авторов они не ищут здесь червей или личинок, а поедают глину. Что возможно связано с нехваткой минеральных элементов и нормализации пищеварения.

Картофель обычно считают лучшим кормом для свиней, хотя это не так. Он богат углеводами, но содержит мало протеина, поэтому эту пищу можно расценивать как «поддерживающую». Во всех отношениях гораздо ценнее топинамбур, мало вымерзающий в земле и входящий в состав рациона зверей до 8 месяцев в году, а в мягкие зимы круглогодично. Однако кабаны очень осторожно относятся к новому корму, даже в неволе дикие свиньи могут не подходить к топинамбуру месяцами, а на воле при присутствии других кормов топинамбур могут игнорировать несколько лет. (Никулин 1981, Чегорок 1984).

Зима. Итого в день с 21 ноября по19 мая на 6 голов 1,5—2 — летних и старшего возраста кабанов:

Кормление пятнистого оленя (состав кормов аналогичен как для марала но на 20-15% меньше.

Рацион кормления пятнистого оленя на 5 голов в возрасте старше года.

Перечень кормов Единица измерения Зима (октябрь-апрель) Лето (май-сентябрь)
Веники (ветки) Шт. 30 20
Капуста кг. 4
Картофель кг. 1,6
Морковь кг. 4,5 2,5
Свекла кг. 3,0
Овес кг. 4,0 1,0
Пшеница кг. 2,5 1,0
Комбикорм КРС (или заменитали) кг. 3 4,0
Отруби кг. 1,5 1,0
Сено / Трава кг. 22,5 50
Соль 0,5 0,5
Ягоды (плоды), яблоки 1
кг. 0,05 0,05
итого 47,65 + веники 60,0 + веники
В день кг В месяц кг За сезон с учетом потерь кг
Веники (ветки) 30шт 900шт 5400 шт
Капуста 4 120 740
Картофель 1,6 48 336
Морковь 4,5 135 810
Свекла 3,0 90 540
Овес 4,0 120 740
Пшеница 2,5 75 450
3 90 540
Отруби 1,5 45 270
Сено / Трава 22,5 675 (1000) с учетом потерь 6000
Соль 0,5 15 90
Ягоды (плоды), яблоки 1 30 180
Минерально-витаминная подкормка для КРС 0,05 1,5 9
768 кг из них: зерновые — 330 клубни — 423 животные — 105 сено — 1000 кг

Лето. Итого в день с 20 мая по 20 ноября на годовалых 1,5—2-летних и старшего возраста оленей.

В день кг В месяц кг За сезон с учетом потерь кг
Веники (ветки) 20 600 3600
Капуста
Картофель
Морковь 2,5 75 450
Свекла
Овес 1,0 30 180
Пшеница 1,0 30 180
Комбикорм КРС (или заменитали) 4,0 120 720
Отруби 1,0 30 180
Сено/Трава 50 1500 9000
Соль 0,5 15 90
Ягоды (плоды), яблоки По возможности 30 100
Минерально-витаминная подкормка для КРС 0,05 0.15 0.9
Итого покупные корма или корма которые нужно хранить 768 кг из них: зерновые — 210 клубни — 75 животные — 105 трава+ сено (5—25%) — 1500 кг

Переход в кормлении с зимнего рациона на летний осуществляется плавно Максимальное потребление свеже — скошенной травы — до 50 кг в день — возможно ежедневно косить даже в начале июня, а в мае существенную часть травы надо заменять сеном. При росте поголовья в вольере это потребление легко осуществить (численность оленей не возрастет более чем в 2 раза — из-за выпусков).

Для улучшения качества и питательности скошенной травы необходимо постепенно подсевать красный клевер, вику, райграс, люпин. Максимальное потребление зерновых в месяц — 330 кг + 510 кг — в течении 6 месяцев, однако при росте популяций на воле для подкормки этот показатель будет расти почти пропорционально численности примерно 70% при увеличении численности на 100%.

Таким образом при увеличении оленей до 25—30 голов и кабанов до 40 голов в месяц придется в зимний период ежемесячно скармливать до 4000 кг ежемесячно.

Об утверждении порядка выдачи разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за...

АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении порядка выдачи разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, отказа в их выдаче или их аннулирования, формы такого разрешения, а также порядка ведения реестра разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения

В соответствии с Федеральным законом от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (в редакции от 07.05.2013) администрация области постановляет:

1. Утвердить:

порядок выдачи разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, отказа в их выдаче или их аннулирования согласно приложению N 1;

форму разрешения на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, согласно приложению N 2;

порядок ведения реестра разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, согласно приложению N 3.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области С.В.Иванова.

(п. 3 в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 07.12.2017 N 1212)

Временно исполняющий обязанности
первого зам. главы администрации области
А.А.Сазонов

Приложение 1. Порядок выдачи разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за...

Приложение 1
Утвержден
постановлением
администрации Тамбовской области
от 17.06.2015 N 627

ПОРЯДОК ВЫДАЧИ РАЗРЕШЕНИЙ НА СОДЕРЖАНИЕ И РАЗВЕДЕНИЕ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА В ПОЛУВОЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ И ИСКУССТВЕННО СОЗДАННОЙ СРЕДЕ ОБИТАНИЯ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА, ЗАНЕСЕННЫХ В КРАСНУЮ КНИГУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ), ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ РАЗРЕШЕНИЙ НА СОДЕРЖАНИЕ И РАЗВЕДЕНИЕ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА В ПОЛУВОЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ И ИСКУССТВЕННО СОЗДАННОЙ СРЕДЕ ОБИТАНИЯ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ, ОТКАЗА В ИХ ВЫДАЧЕ ИЛИ ИХ АННУЛИРОВАНИЯ

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок выдачи разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, отказа в их выдаче или их аннулирования (далее - Порядок) устанавливает процедуры выдачи, отказа в выдаче, а также аннулирования разрешений на содержание и разведение объектов животного мира (за исключением отнесенных к охотничьим ресурсам) в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

Для целей настоящего Порядка объекты животного мира - это млекопитающие и птицы, не отнесенные к охотничьим ресурсам и не занесенные в Красную книгу Российской Федерации.

1.2. При содержании и разведении объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания не допускается создание условий возникновения угрозы для жизни и здоровья населения, сельскохозяйственных и других домашних животных.

1.3. Настоящим Порядком не регулируется:

1.4. Юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, получившие разрешение на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения (далее - Разрешение), кроме основных целей, могут использовать их в культурно-просветительских, воспитательных, эстетических и научных целях.

2. Порядок выдачи и аннулирования Разрешений

2.1. Разрешение выдается юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам при наличии условий для содержания и разведения объектов животного мира, а именно:

соответствия площади территории, на которой предполагается содержание и разведение объектов животного мира, их физиологическим особенностям;

обеспечения кормами в количестве и составе, соответствующих физиологическим потребностям животных;

соответствия иным требованиям и нормам, в том числе санитарным, предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тамбовской области;

условий, исключающих возникновение угрозы для жизни и здоровья обслуживающего персонала, населения, сельскохозяйственных и других домашних животных;

специалистов зоологического, зоотехнического и ветеринарного профилей, а у граждан - навыков по содержанию животных в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.

2.2. Для получения Разрешения заинтересованное юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или гражданин подает заявление, в котором указываются:

организационно-правовая форма, наименование (полное и сокращенное), ИНН, место нахождения юридического лица или фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, индивидуального предпринимателя или гражданина, место его жительства, контактный телефон для связи;

перечень заявляемых объектов животного мира (русское и латинское названия);

описание объекта(ов) животного мира (количество, пол, возраст);

срок, в течение которого предполагается осуществлять содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания;

сведения о дате выдачи следующих разрешений (если таковые имеются):

(в ред. )

разрешение на добывание объектов животного мира;

разрешение на содержание и разведение в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания объектов животного мира (если выдавалось ранее);

разрешения (сертификаты), предусмотренные Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 03 марта 1973 г., Вашингтон.

2.3. К заявлению прилагаются:

документы о происхождении или приобретении заявляемых объектов животного мира;

материалы об условиях содержания и разведения объектов животного мира.

К документам о происхождении или приобретении заявляемых объектов животного мира относятся:

документы, подтверждающие вынужденное изъятие животных из природной среды (акт передачи и приема больного (травмированного, раненого) животного, заключение ветеринарного врача о состоянии здоровья животного и неспособности его к самостоятельной жизни (ветеринарное свидетельство, ветеринарная справка));

выписки из книги учета движения поголовья;

паспорт животного, разведенного в неволе, выданный заводчиком.

К материалам об имеющихся условиях содержания и разведения объектов животного мира относятся:

материалы, содержащие характеристику расположения объектов недвижимого имущества, предназначенных для содержания и разведения в искусственно созданной среде обитания;

границы и площади территории для содержания и разведения в полувольных условиях объектов животного мира;

сведения о правоустанавливающих документах на земельные участки и объекты недвижимого имущества;

описание условий содержания животных, включая перечень оборудования и сведения об обеспечении кормами, ветеринарном обслуживании, мерах безопасности обслуживающего персонала и самих животных, документация по движению поголовья;

применяемая система маркировки или мечения для идентификации каждой особи (при наличии);

сведения о профессиональной подготовке сотрудников, обеспечивающих содержание и разведение объектов животного мира.

2.4. Заявление на получение Разрешения подается в Управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Тамбовской области или в многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг населению.

(в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 29.09.2015 N 1082)

2.5. Заявление подлежит обязательной регистрации в течение 1 (одного) рабочего дня, не считая дня его поступления в Управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Тамбовской.

2.6. Срок рассмотрения заявления на получение Разрешения не должен превышать 30 рабочих дней со дня регистрации поступившего заявления.

2.7. Решение о выдаче Разрешения оформляется в форме приказа Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Тамбовской области.

2.8. Разрешение оформляется на бланке установленного образца.

2.9. После подписания Разрешения оно в течение 1 (одного) рабочего дня регистрируется в реестре разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения (далее - Реестр), после чего Разрешение направляется заявителю заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении на адрес, указанный в заявлении, либо выдается на руки заявителю при наличии документа, удостоверяющего личность, или представителю заявителя, уполномоченному в соответствии с законодательством Российской Федерации представлять интересы заявителя, при наличии доверенности и документа, удостоверяющего личность.

2.10. Основаниями для отказа в выдаче Разрешения являются:

непредставление документов, указанных в пунктах 2.2 и 2.3 настоящего Порядка;

предоставление недостоверных сведений.

О принятом решении Заявитель информируется в письменном виде в течение 3 (трех) рабочих дней с указанием причин отказа.

(абзац введен Постановлением администрации Тамбовской области от 29.09.2015 N 1082)

2.11. Выдача разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, производится бесплатно.

2.12. Выданное Разрешение аннулируется Управлением по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Тамбовской области в случае подачи лицом, получившим Разрешение, заявления об аннулировании разрешения, в случае выявления нарушений законодательства, связанного с содержанием и разведением объектов животного мира, или на основании решения суда.

2.13. Решение об аннулировании Разрешения оформляется в форме приказа Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Тамбовской области.

2.14. В решении об аннулировании Разрешения указываются обстоятельства, послужившие основанием для его принятия. В течение 1 (одного) рабочего дня со дня принятия решения об аннулировании Разрешения копия данного решения направляется лицу, Разрешение которого в соответствии с данным решением аннулировано.

2.15. В течение 1 (одного) рабочего дня со дня принятия решения об аннулировании Разрешения в Реестр вносится соответствующая запись.

2.16. Разрешение признается аннулированным со дня внесения сведений о его аннулировании в Реестр.

2.17. Аннулированное Разрешение подлежит возврату в Управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Тамбовской области в течение месяца со дня получения копии решения об аннулировании Разрешения.

2.18. На возвращенном Разрешении делается надпись о его аннулировании с указанием реквизитов решения об аннулировании Разрешения.

Приложение 2. Форма разрешения на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением..

Приложение 2
Утверждена
постановлением
администрации Тамбовской области
от 17.06.2015 N 627

ФОРМА РАЗРЕШЕНИЯ НА СОДЕРЖАНИЕ И РАЗВЕДЕНИЕ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА В ПОЛУВОЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ И ИСКУССТВЕННО СОЗДАННОЙ СРЕДЕ ОБИТАНИЯ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА, ЗАНЕСЕННЫХ В КРАСНУЮ КНИГУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ), ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ РАЗРЕШЕНИЙ НА СОДЕРЖАНИЕ И РАЗВЕДЕНИЕ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА В ПОЛУВОЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ И ИСКУССТВЕННО СОЗДАННОЙ СРЕДЕ ОБИТАНИЯ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Лицевая сторона

АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Управление по охране, контролю и регулированию использования объектов

животного мира Тамбовской области

РАЗРЕШЕНИЕ

условиях и искусственно созданной среде обитания

(за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу

Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение

объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной

среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях

федерального значения

Серия 68 N 0000

Выдано ____________________________________________________________________

организационно-правовая форма, наименование (полное и сокращенное), ИНН,

место нахождения юридического лица или фамилия, имя, отчество, данные

документа,

___________________________________________________________________________

удостоверяющего личность, индивидуального предпринимателя или гражданина,

место его жительства

___________________________________________________________________________

Виды деятельности: содержание и разведение в полувольных условиях,

искусственно созданной среде обитания следующих объектов животного мира:

___________________________________________________________________________

русские и латинские названия, пол, возраст объектов животного мира,

___________________________________________________________________________

планируемых к содержанию и разведению

с целью: __________________________________________________________________

Условия содержания: _______________________________________________________

границы и площади территорий, предполагаемых для полувольного содержания,

___________________________________________________________________________

описание и адреса объектов, предназначенных для содержания в искусственно

созданной среде обитания

Срок действия разрешения: с "___" ________ 20__ г. по "___" _______ 20__ г.

Разрешение выдал ________________________________ __________________

фамилия, инициалы и должность лица, подпись

выдавшего разрешение

Дата выдачи разрешения "___" ______________ 20__ г. М.П.

Приложение 3. Порядок ведения реестра разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской...

Приложение 3
Утвержден
постановлением
администрации Тамбовской области
от 17.06.2015 N 627

ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ РЕЕСТРА РАЗРЕШЕНИЙ НА СОДЕРЖАНИЕ И РАЗВЕДЕНИЕ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА В ПОЛУВОЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ И ИСКУССТВЕННО СОЗДАННОЙ СРЕДЕ ОБИТАНИЯ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА, ЗАНЕСЕННЫХ В КРАСНУЮ КНИГУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ), ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ РАЗРЕШЕНИЙ НА СОДЕРЖАНИЕ И РАЗВЕДЕНИЕ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА В ПОЛУВОЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ И ИСКУССТВЕННО СОЗДАННОЙ СРЕДЕ ОБИТАНИЯ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

1. Настоящий Порядок устанавливает требования к ведению реестра разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения (далее - Реестр).

2. Реестр представляет собой свод документированной информации о разрешениях на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения (далее - разрешения).

3. Под документированной информацией в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <1> понимается зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию, или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель.

________________

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448.

4. Реестр включает в себя совокупность реестровых дел на бумажных носителях.

5. Ведение Реестра на бумажных носителях осуществляется путем формирования реестровых дел.

6. В реестровое дело включаются документы на бумажных носителях, информация из которых внесена в Реестр.

7. Каждому реестровому делу присваивается порядковый номер, который указывается на его титульном листе.

8. При накоплении в одном реестровом деле объема документов, превышающего вместимость одной канцелярской папки, допускается деление его тома по количеству канцелярских папок. В этом случае на титульном листе тома также указывается порядковый номер тома. Опись документов должна соответствовать фактически находящимся в нем документам.

9. Реестр содержит для каждого выданного разрешения следующую информацию:

9.1. сведения о лице, получившем разрешение, наименование (полное и сокращенное), организационно-правовая форма, место нахождения юридического лица или фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, индивидуального предпринимателя или гражданина (физического лица);

9.2. вид содержания объектов животного мира (в полувольных условиях или в искусственно созданной среде обитания);

9.3. русское и латинское названия видов объектов животного мира, на содержание и разведение которых выдано разрешение;

9.4. количество особей и их половой состав;

9.5. цель содержания и разведения объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания;

9.6. условия содержания (границы и площади территорий, предполагаемых для полувольного содержания, адреса мест расположения объектов, предназначенных для содержания в искусственно созданной среде обитания);

9.7. дата выдачи, серия и номер разрешения;

9.8. срок действия разрешения;

9.9. основания аннулирования разрешения;

9.10. реквизиты решения об аннулировании разрешения.

10. Документированная информация вносится в Реестр на бумажные носители в течение 1 рабочего дня со дня выдачи разрешения или аннулирования разрешения.

Об утверждении порядка выдачи разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, отказа в их выдаче или их аннулирования, формы такого разрешения, а также порядка ведения реестра разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения (с изменениями на 7 декабря 2017 года)

Название документа: Об утверждении порядка выдачи разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, отказа в их выдаче или их аннулирования, формы такого разрешения, а также порядка ведения реестра разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения (с изменениями на 7 декабря 2017 года)
Номер документа: 627
Вид документа:
Принявший орган:
Статус: Действующий
Опубликован: Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.06.2015, Сайт сетевого издания "Тамбовская жизнь" www.tamlife.ru, 18.06.2015, "Тамбовская жизнь" (специальный выпуск), N 47(1594), 23.06.2015.
Дата принятия: 17 июня 2015
Дата редакции: 07 декабря 2017

В «РОГ» № 49 в статье А. Тихонова «Особенности национальной охоты» затронуты вопросы, связанные с содержанием охотничьих животных в полувольных условиях, и подробно описаны ужасы использования этих животных в целях охоты.

Все оценки автора отражают его личное мнение по этому вопросу и наводят на мысль поверхностного понимания сущности затронутой темы. Автор в своей статье даже попытался совместить два способа, позволяющие повысить эффективность использования некоторых видов охотничьих животных и птиц, подразумевая дичеразведение и полувольное содержание охотничьих животных как одно целое. Это далеко не так. Вспомнив времена СССР и дичеразведение того времени, нужно признать тот факт, что и с того времени можно привести массу примеров, когда стреляли бычков, лошадей, охотничьих собак и т.д. Увязывать проблемы морали и полувольного содержания просто неуместно. Нисколько не защищая нынешних «стрелков», охотниками их язык не поворачивается называть, я все-таки позволю себе отчасти встать на позицию понимания логики некоторых егерей. Если этот егерь все лето выращивал за околицей бычка, а осенью пришла пора его резать и продавать мясо, то почему его не предложить приезжему охотнику. Тем более, если он платит две цены за этого бычка. Это личное дело этого егеря и охотника, к процессу охоты это не имеет никакого отношения. Автором такие факты приведены специально, чтобы провести одну параллель между этим бычком и дикими животными, выращенными в полувольных условиях. Так ли это?

В принятом в 1995 г. ФЗ «О животном мире» впервые введены такие понятия, как долгосрочное лицензирование и полувольное содержание охотничьих животных. Чиновникам понадобилось шесть лет, для того чтобы разработать положение о порядке выдачи охотпользователям долгосрочных лицензий. Что касается выдачи лицензий на полувольное содержание охотничьих животных, то воз и ныне там. Более 13 лет в этом вопросе нет никаких сдвигов. В каждом субъекте РФ этот вопрос понимают по-своему, отсюда вытекают различные домыслы и необоснованные запреты со стороны чиновников от охоты. В одних субъектах выдают разрешение на полувольное содержание на 10 лет и только после прохождения платной государственной экологической экспертизы, в других – без экспертизы, но на пять лет. В Московской области, например, разрешение выдают только на один год. Обычно в конце года подается заявка на переоформление разрешения, до марта она рассматривается, в апреле выдается, а в ноябре пишется уже новая заявка. И так каждый год. Притом нет никакой уверенности в завтрашнем дне, вдруг чиновники не захотят продлевать разрешение.

Лукавит автор, когда со своей позиции излагает порядок использования выращенных в полувольных условиях животных. Статья 40 ФЗ «О животном мире» разрешает пользователям использование закупленного за собственные средства поголовья животных и их приплода без специального разрешения и без ограничения по срокам. Автор же утверждает, что этот закон «ориентировал на содержание животных, для их расселения». Откуда такие выводы?

Давайте представим пользователя, вырастившего до годовалого возраста, к примеру, 100 кабанов. Исходя из логики автора, зверей перед сезоном охоты пользователь должен выпустить в близлежащие угодья. Не считаясь ни с какими затратами, он это сделает. Каким образом можно определить, какой кабан в лесу теперь государственный, а какой пользователя? Учитывая взаимоотношения пользователей и охотуправлений, можно надеяться, что 10–15 лицензий на кабана пользователь, может, и получит. А как же тогда «без специального разрешения»?

Отдельно хочется остановиться на экономической стороне полувольного содержания. Рентабельные размеры питомника для полувольного содержания от 30 до 3000 га. Зная стоимость одной сотки земли в Московской области, можно подсчитать, во сколько обойдется аренда или выкуп такой площади для питомника. Это вопрос, в который сразу упираются охотпользователи. Без помощи государства в этом вопросе даже энтузиасты вынуждены будут оставить это направление деятельности. Если все-таки охотпользователю удалось договориться о нужном участке угодий, встает вопрос его полного огораживания металлической сеткой высотой не менее 2,5 м. Цену погонного метра металлической сетки из проволоки не менее 4 мм в магазинах видели все. Далее согласование деятельности питомника со всеми необходимыми службами. Сколько сил и времени нужно для этого в нашей стране, знает каждый. Добрались и до вопроса приобретения маточного поголовья животных. Средняя цена годовалого поросенка 12–15 тысяч рублей, олененка – 20–25 тысяч. Взрослые животные плохо переносят транспортировку и стоят в три раза дороже молодняка. Год-два придется потратить на выращивание молодняка и получение первого приплода.

Приобретение доброкачественных кормов и кормление в течение всего года тоже удовольствие не из дешевых. Без регулярных ветеринарно-профилактических мероприятий тоже не обойтись. Как видим, полувольное содержание охотничьих животных – дорогое удовольствие. Этим под силу заниматься только экономически стабильным охотпользователям или с привлечением средств целевого финансирования со стороны государства. Решить такой вопрос могут и крупные областные объединения охотников, поставив целью ежегодное создание питомника в одном из охотхозяйств. Создание питомника в следующем хозяйстве будет дешевле, так как можно будет обойтись своим племенным поголовьем. В многовидовом питомнике (кабан, косуля, олень) площадью 600–1500 га при хорошем кормлении можно содержать маточное поголовье около 90–350 голов, ежегодно используя несколько сотен сеголеток и несколько десятков трофейных животных. Только один правильно организованный питомник позволит добывать такое количество зверей, сколько не добывается всеми охотпользователями на территории любого субъекта РФ.

Остановимся и на самом процессе отстрела животных в питомнике. Расположенные в отдаленных углах питомника вышки позволяют проводить это точно так же, как и в обычных угодьях. Живущие в питомнике животные так же боятся человека, ведут себя осторожно при выходе на подкормочную площадку. Удовлетворить спрос охотников так называемой «дикой» охотой в полном объеме вряд ли уже будет под силу, тем более в таких густонаселенных областях, как Московская.

Отдельно можно остановиться на формах проведения в Московской области охоты на выращенного фазана. Биология этой птицы такова, что самостоятельно выжить в условиях средней полосы эта птица не может. У нас, к сожалению, не юг России, о котором пишет автор. Фазан погибает в период многоснежья от холода и голода, а также от многочисленных пернатых и четвероногих хищников. Но это не значит, что подмосковные охотники должны быть лишены возможности добыть эту птицу. Я знаю по крайней мере несколько хозяйств, где фазан заранее выпускается в угодья, а потом на него проводится загонная охота и охота с собаками. Не нравится метод проведения охоты в одном хозяйстве, езжайте в другое. И только благодаря энтузиастам этого направления в Московской области добывается к столу охотников несколько десятков тысяч охотничьих фазанов. Разве это плохо?

Не понаслышке зная все проблемы и вопросы, связанные с полувольным содержанием охотничьих животных, можно сказать, что любой охотпользователь заинтересован в ежегодном выпуске определенного количества выращенных животных и в близлежащие угодья. Это касается в первую очередь кабана. Опыт выпуска даже большого количества пятнистых оленей показал их большую уязвимость перед хищниками, в основном бродячими собаками. За несколько лет из 120 голов выпущенных оленей сохранились единицы. Зафиксированы случаи гибели от собак в марте месяце сразу 12 особей. Выпуск этих животных в дикую природу нецелесообразен, использование может быть рентабельным только в огороженном питомнике.

Теперь об опыте полувольного содержания и использования охотничьих животных в других странах мира. И в западных странах, и в США, и даже в Африке широко практикуется полувольное содержание различных видов охотничьих животных. Огороженные территории составляют иногда несколько десятков тысяч га, особенно в африканских странах. Российские любители сафари именно на таких ранчо и добывают свою африканскую пятерку. Некоторые из ранчо ориентированы только на антилоп. Это направление охотничьего хозяйства должно всемерно поддерживаться и в России, так оно позволит в разы поднять численность основных охотничьих видов животных не только в самих питомниках, но и на всем пространстве нашей великой Родины. В период всемирного кризиса это поможет не только сохранить зарплату и рабочие места работникам хозяйств, но и отчасти решить проблему продовольствия – в виде диетического мяса.

Однако, то что я прочитал в Известиях меня насторожило. Ну, то что типаэкологический типаэксперт в конце материала публикуемого Известиями - это вообще шарлатан, - совершенно явно следует из бреда, который он там нагородил и даже комментировать его тем, кто хоть что-то знает о воспроизводстве и рекреации в дикой природе и сельском хозяйстве - не имеет смысла. То что депутат МГД - вообще не соображает о чем говорит, это тоже не новость, это давняя практика.

То что чиновники собираются потратить более 108 000 000 рублей на комплекс полувольного содержания животных и птиц в Лосином острове - это понятно и вопросов не вызывает. Однако, вопросы вызывают уже даже сроки таких работ - до конца 2014 года. Хорошие темпы освоения средств. Очень резвые, если это не закупка телекамер для веб-трансляции из жизни животных.

Фото Ольга Фрунзэ - Лосиный остров

С учетом того, что мы все прекрасно знаем, что все уже затраченные чиновниками в Лосином острове гигантские средства на обустройство проходов копытных под МКАД - оказались затраченными впустую , так как лось не идиот и в трехметровую длинную низкую темную бетонную нору лезть не собирается, - нам уже понятно что никакого обоснования у данных чиновников, как и вообще знаний поведенческих особенностей дикого поголовья, - не имеется.

Цифры, которые для широких масс приводятся в обоснование к данному проекту, под который собираются угрохать по-быстрому более 100 миллионов, - вообще никакой действительности не соответствуют, так как на настоящий момент в Лосином острове с обеих сторон МКАД (в основном с внешней) содержится не менее 150 голов лося и более 300 голов оленя (как бы не в полтора раза более, потому как еще совсем недавно их было намного более).



Я бы не сказал что они себя там плохо чувствуют, но нагрузка на пространство ощутимая, подлесок животинки подъели, внутрь кольца идти из них никто не желает и все 100% фактически и так находятся на полувольном содержании , потому что все приходят на Биостанцию подкормиться и навестить места где их подращивали и подлечивали, а в зимний период в основном вокруг Биостанции и ходят, далеко не удаляясь. Молодняк, которым лосихи и оленухи телились на Биостанции, - тот вообще ходит на Биостанцию как к себе домой.

Если кто-то там считает, что на Биостанции Лосиного Острова животные на самом деле сидят в вольерах - это он пусть приедет и обойдет те вольеры по периметру и убедится, что там кроме отсадки на несколько экземпляров вообще ничего нет, а зона подкормки находится вне вольеров. Поэтому это даже не полувольное, а вольное содержание.


Фото Андрей Шалыгин - Лосиный остров

Вообще, конечно, то что достаточно крупная популяция сама по себе шляется в таком людном месте практически в столице, - это не очень правильно, потому что они разбредаются вплоть до Х-Лэнда на Дмитровке, где их или пытаются вернуть обратно, или под шумок "приватизируют".

Но в той ситуации, когда по факту чуть ли не 500 крупных копытных уже находятся не первый год на полувольном содержании, говорить об организации в этом месте полувольного содержания на 180 голов, и при этом шмакать что-то про то что 180 это много - это дурь какая-то несусветная, так как по факту все это на втрое большее поголовье функционирует уже много лет, а Иван Юткин хоп-способом успешно собирает деньги на прокорм всего этого добра... , а рядом на огромном водно-болотном участке все это само по себе успешно существует не первые 10 лет. Что-то тут липа явно пахнет дубом, или мошенничеством.

Отсадить из внешнего стада 180 голов внутрь кольца, так как Юткину его 500 голов ужевсю плеш на Биостанции проели - дурное дело - не хитрое, если уж вляпаные в никчемные переходы средства никоим образом не способствуют проходу копытных под МКАД. Но затратить на это 108 миллионов - это нужно так хорошо на себя поработать, и так нагло освоить стредства, что не в сказке сказать. Отдали бы просто на Биостанцию половину, пользы было бы в 10 раз больше. Наверное, как всегда украсть собираются, что еще думать прикажете.

Фото Андрей Шалыгин - Лосиный остров

Комментарий типаэксперта-типаэколога в конце цитируемого ниже материала я вообще оставлю без ремарок, потому что он на 100% содержит полный бред. 1000 Га = 2 лося - это математика полного идиота. Наверное, за комментариями придется самому ехать на место и смотреть где, куда и что там на самом деле кто собрался построить, формулируя весьма странные анонсы.

Тезис о восстановлении популяции соколов и сапсанов вообще фантасмагоричен , - в Помосковье и Москве все кому не лень только этим нынче и занимаются, начиная от самоустроенного музея соколиной охоты и самоназначенной ассоциации сокольников до Коломенского с его ряжеными и частных зверинцев при кабаках на всех вылетных шоссе через каждые 10 км, и на десятках охот- и турбаз вокруг Москвы (и все без документов, и всем наплевать).

Как понимать мадам-депутатку Степаненко с посылом "начинать восстанавливать популяцию", если из 500 голов уже имеющихся в Лосином Острове практически вольных крупных копытных они собираются в полувольном закрепить 180 и при этом обозвать это "началом восстановления популяции" - это вообще непонятно... Мадам совершенно точно нибельмеса не в теме, но комментарии дает с умным видом.

Идиотизм какой-то.


Фото Ольга Фрунзэ - Лосиный Остров. А.Шалыгин: Они вот "это" собрались восстановить и развести на 108 млн.? А другой "умник" ей в ответ - это норма на 1000 Га. Господи, избавь мир от идиотов, а.

В Лосином острове появится комплекс полувольного содержания животных и птиц

В «Лосином острове» на территории 27,3 га будет обустроен комплекс вольеров для полувольного содержания животных и птиц. На это столичные власти готовы потратить до 108 млн рублей, сообщил «Известиям» источник в ГКУ «Дирекция по реализации проектов в области экологии и лесоводства». Работы должны быть выполнены до 20 декабря 2014 года. Предполагается, что в комплексе будут содержаться лоси, пятнистые олени, некоторые виды грызунов, а также птицы — в частности, ночные и дневные хищники. Эксперты посчитали, что «Лосиный остров» лучше всего подходит для строительства подобных объектов, но выразили опасение, что животным и птицам будет тесно в вольерах.

Как пояснили в учреждении, комплекс будет служить эколого-просветительским, а не научным целям. Так, планируется проведение экскурсий для детей и людей старшего возраста, а некоторых животных посетителям разрешат погладить и покормить. Основное отличие комплекса от зоопарка в том, что условия обитания животных и птиц максимально приближены к естественным, но при этом достаточно большая территория все равно будет огорожена сеткой. Предполагается, что в комплексе поселятся лоси, пятнистые олени (в основном они водятся в подмосковной части парка, их численность — примерно 180 особей), некоторые виды грызунов. Кроме того, в вольерах поселят и птиц: сов, филинов, а также представителей семейства ястребиных.

Как пояснила председатель комиссии Мосгордумы по экологической политике Вера Степаненко, подобные попытки предпринимались в столице раньше. Но особые условия создавались только для одного вида животных или птиц. Например, так пытались восстановить популяцию соколов и сапсанов.

— Полувольное содержание — это когда создаются все условия для того, чтобы представители фауны себя хорошо чувствовали и активно размножались. Это может включать в себя такие меры, как высаживание определенных растений, являющихся кормом для зверей и птиц, выкладывание корма в местах их обитания, обустройство вольеров, где могут временно содержаться заболевшие особи или те, кто недавно обзавелся потомством и не успел пока восстановить силы, — сказала она.

По словам Степаненко, начинать восстанавливать популяцию каких-то видов стоит именно с «Лосиного острова» , поскольку это уникальная территория, наиболее приспособленная к таким задачам.

— Зона парка уходит в глубь Московской области, где ниже плотность населения и застройки, следовательно, меньше антропогенного воздействия на природу. Если провести все работы правильно, то какие-то имеющиеся виды — например, лоси, кабаны — будут чувствовать себя в парке лучше и свободнее, — отметила депутат.

В то же время член Московского городского общества защиты природы Антон Хлынов назвал это решение нецелесообразным.

— Такой комплекс будет дублировать уже существующие объекты: Лосиную биостанцию и Птичий двор, где уже и так проводятся экскурсии для детей, а также ведется эколого-просветительская работа. Подобные комплексы имеет смысл создавать только для реабилитации раненых животных или для того, чтобы вырастить лосят, оставшихся без родителей, — пояснил он.

Как рассказал Хлынов, если часть животных будет заперта на ограниченной территории, то это не принесет пользы ни самим лосям и оленям, ни лесу. Он добавил, что на территории в 1 тыс. га могут комфортно существовать 2-4 лося.

— То есть на всем «Лосином острове» могут спокойно жить не больше шести особей. Даже в полностью вольном положении животные страдают от недостатка корма. А если их запрут даже в просторных вольерах, то это может привести к полной гибели леса, попавшего в границы комплекса, — отметил эксперт.

Анна Семенова, Известия