Получить квалификацию логопеда. Профессия «Логопед

Дефектолог-логопед - высококвалифицированный специалист, работающий с особенными детьми. Как сходятся во мнении все коллеги таких профессионалов, работа их сложнее, чем у большинства преподавателей. Приходится взаимодействовать с самыми разными детьми, имеющими вегетативные, функциональные нарушения. Задача логопеда - отработать способность говорить с малышами, которых не обучили этому базовому для человека навыку в период, когда это положено по возрасту.

Современность и образование

Требования нашей повседневности таковы, что приходится все больше времени взаимодействовать с машинами. Это имеет ряд положительных аспектов, но не обошлось и без минусов: все шире поле для работы дефектологов-логопедов. Многие детишки, прекрасно обращаясь с техникой, с трудом осваивают навыки речи, страдают логопатией и косноязычием. Это приводит к социальным проблемам и сложностям взаимодействия, как следствие, внутренним психологическим проблемам. Ребенок становится замкнутым, необщительным, неуверенным в собственных силах, боящимся расширять кругозор. Такое чадо редко позволяет себе любопытство и освоение нового, но часто ощущает себя несчастным.

Так складывается, что многие современные дети учатся жить, проводя время перед экранами телевизоров, и потом стараются копировать поведение и манеру речи актеров, героев сериала. Родители же, слишком занятые работой, просто не имеют возможности контролировать этот процесс.

Всему научат! Или нет?

Многие взрослые привыкли думать, что в школе ребенка обучат всему необходимому - говорить, считать, вести себя правильно. Мнение ошибочное - на школу таких обязательств не возлагается. Период изучения букваря строго ограничен временными рамками, и учителя просто не имеют возможности корректировать программу под отдельных детишек, не успевающих за основной группой. Одновременно с изучением букваря малыша учат читать по слогам. Иногда родители, в некий момент обнаружив неудовлетворительные результаты такого обучения, в ужасе хватаются за голову и приступают к поискам дефектолога-логопеда, способного исправить ситуацию.

Из педагогической практики известно, что неправильное речевое восприятие возможно у внятно говорящих, конгениальных малышей, если есть фонематические сложности. Такое в большей степени свойственно дошкольному возрастному периоду. Выше вероятность проблемы у левшей. Если вовремя не обратить на это внимание, к средней школе проблема станет причиной отставания по разным гуманитарным дисциплинам.

Как помочь?

Дефектолог-логопед располагает специфическими знаниями и подходами, позволяющими ему успешно взаимодействовать с особенными детишками. Такой специалист практикует неординарные относительно общепринятых в педагогической практике подходы. Его основная задача - помочь ребенку включиться в образовательный процесс. Для этого необходимо присмотреться к индивидуальным особенностям конкретного чада, понять, каковы причины проблем, какая помощь нужна.

Опытный дефектолог - логопед и психолог, как говорится, «в одном флаконе». Такой специалист должен уметь создать дружеские отношения с ребенком, организовать атмосферу во время занятий, найти точки соприкосновения с обучаемым, вступить с ним в тесный контакт. Профессионалы этой категории работают с детьми дошкольной, школьной возрастных групп. Для этого нужно уметь пользоваться разными программами, выбирая оптимальную для конкретного случая.

В рамках рабочего процесс логопед-дефектолог (и психолог по совместимости) учит ребенка писать, читать, формирует правильное произношение, интенсивно работает для устранения сложностей сенсорики, применяя индивидуальные программы.

Нужно ли мне это?

Детский логопед-дефектолог многим родителям кажется непонятным специалистом, помощь которого их детям точно не нужна - вдруг окружающие подумают, будто бы чадо отстает в развитии! Как говорят профессионалы, такой подход некорректен. Не нужно бояться дефектолога, стесняться, если нужна помощь квалифицированного специалиста. Самостоятельно обыватель вряд ли сможет обучить ребенка, у которого проблемы с речью и чтением, поскольку нет доступа к специфическим методикам, которые используют в своей работе логопеды - а этому обучаются в вузах не один год.

Плохое чтение исключает грамотность ребенка в будущем. Неграмотность, косность языка не позволяют человеку полноценно мыслить. Обучение речи - задача сложная, а работа требует немалого времени. Детский логопед-дефектолог кропотливо трудится над всеми сложностями, свойственными конкретному случаю, но за неделю или две занятий с новым специалистом малыш не научится всему словно бы по мановению волшебной палочки - на это рассчитывать не стоит, курс будет длительным.

Проблемы и реальность

В последние годы широта поля работы логопеда-дефектолога увеличивается и за счет повышения количества детей, страдающих разнообразными нарушениями, отклонениями, обусловленными особенностями психики, физиологии. Помощь специалиста нужна при ДЦП, нарушениях зрения, слуха, при недостатках языковой культуры и распаде познавательной деятельности.

Не все понимают, насколько велика разница между логопедом и дефектологом. Эти два понятия сходны, поэтому нередко их объединяют в одно. Нужно лишь помнить, что дефектология - это наука, призванная педагогическими методиками корректировать поведение пациента, имеющего определенные недостатки в развитии. Для этого применяют восстановительные подходы, образовательные методы.

Логопедия - это одна из ветвей дефектологии наравне с тифло-, сурдо-, олигофренопедагогикой. Учитель дефектолог-логопед - специалист, применяющий методы дефектологии для исправления патологий, связанных с речевой культурой. Среди дефектологов есть также сурдо-, тифло-, олигофренопедагоги. Все они - узкоспециализированные профессионалы, способные справиться с конкретной проблемой, присущей ребенку.

В чем заключается работа?

Врач логопед-дефектолог поможет, если у ребенка выявлены языковые несовершенства. Обратиться к такому профессионалу можно через специализированное учреждение. Иногда логопеды состоят в штате массовых образовательных учреждений, но это скорее исключение, нежели правило. Логопед-дефектолог поможет, если обратиться за помощью в центр коррекции, развивающий кружок, а также в частную практику.

Перед началом работы с логопедом ребенка нужно показать комиссии психологов и врачей. Здесь поставят диагноз, оценят, в чем причины отклонений. Логопед, имея на руках заключение, определяет особенности случая и инструментарий, который поможет в конкретном варианте.

Многие привыкли думать, что профессия "логопед-дефектолог" - это специализация, направленная на коррекцию произношения ребенком звуков. На самом деле это представление очень упрощенное. Основная задача логопеда - усовершенствовать речь пациента, сформировать способность говорить связно, накопить словарную базу, наработать фонематический слух, освоить грамматику и начать правильно произносить слова. Логопед обучает искусству словоизменения. Правильные и регулярные занятия помогают исключить письменные нарушения, улучшить память и активизировать мышление, стимулировать мелкую моторику и восприятие пространства.

С чем работать?

Специальность "логопед-дефектолог" есть в ряде вузов нашей страны, и для многих абитуриентов она кажется привлекательной, поскольку в будущем вряд ли возникнут сложности с трудоустройством. Прежде чем поступать на такое направление, нужно ознакомиться с обязанностями дефектолога, чтобы в будущем не разочароваться.

Во многом функции зависят от конкретного рабочего места, универсальной должностной инструкции не существует, но можно сформулировать круг работы в общих чертах. К логопеду обращаются, когда отклонения ребенка таковы, что справиться с ними в рамках общеобразовательной программы невозможно. Дефектолог помогает при отклонениях со зрением, слухом, интеллектом.

Специалист работает над формированием сенсорных навыков, учитывая индивидуальные нарушения, а также прививает гигиенические стандарты, учит играть и показывает приемы игр - при наличии особенностей в развитии нередко игровые способности находятся у малышей ниже среднего уровня. Через речь ребенок получает возможность расширить кругозор и ознакомиться с миром вокруг, а через письмо - анализировать. Говорить и писать ребенка учат, давая представление о звуках, их последовательностях.

А нужен ли мне?

Отзывы о логопедах-дефектологах различны. Некоторые родители, чьи детки нуждались в такой специализированной помощи, признают, что специалист хорошо помог. Указывают, что в рамках работы ребенок получил общие представления о предметах, пространстве вокруг себя, научился взаимодействовать с ними. Другие отмечают, что продолжительный курс улучшил моторику, координацию движений, а само чадо стало более склонно к творческой работе.

Отмечается, что профессионалы особенное внимание уделяют наработке познавательных навыков, благодаря чему ребенок лучше запоминает, повышается способность концентрировать внимание, активизируется мыслительная активность. Для этого используют разные методы и подходы.

Есть и иные отзывы о логопедах-дефектологах. Некоторые говорят, что работа с такими специалистами безрезультатна, а обучение ребенка обошлось в большие деньги и стало лишь источником у чада неуверенности в себе. Как правило, такое возможно при неудачном выборе специалиста. Чтобы не получить неприятный опыт, следует сперва изучить независимые отклики о работе разных специалистов в своем районе, лишь после этого отдавать чадо в ДОУ.

Когда нужен специалист?

Не всегда родителям ясно, уже пришло время обратиться к профессионалу или ребенок развивается нормально, логопед-дефектолог не требуется. Как говорят специалисты, следует направить чадо на коррекцию, если к этому есть показания, с самого раннего возраста. К логопеду записывают с трех лет. Разница во времени объясняется особенностями конкретного состояния, наличием отклонений (нарушение слуха, зрения и прочее).

Планируя направить чадо к дефектологу, важно сделать это вовремя - лучше раньше, чем позже. Получая в вузе квалификацию, логопед-дефектолог усваивает твердо - работу нужно начинать уже тогда, когда расстройство точно диагностировано. Речевые умения у малыша развиваются постепенно, совершенствование происходит шаг за шагом. Чтобы ребенок начал говорить, он нуждается в сформированном речевом аппарате, зрелых центрах в мозговой коре. Важное условие - нахождение в обществе. Это не позволяет логопеду начинать работу раньше достижения пациентом трехлетнего возраста - только к этому времени все предпосылки окончательно готовы. Если до достижения 3 лет видно, что ребенок сильно отстает, необходимо обратиться в комиссию за подбором дефектолога - вероятно, сперва это будет не логопед, а специалист смежной квалификации.

Хочу стать профессионалом!

Чтобы получить соответствующую квалификацию, знания и навыки, необходимо выбрать место, где учиться. Логопед-дефектолог - специализация, на которую обучают в нескольких учебных заведениях нашей страны. Во многом качество будущего специалиста зависит от учреждения, в котором человек получает образование. Так, традиционно считаются престижными расположенные в центральном регионе вузы, но количество мест ограничено, поэтому учиться здесь может далеко не каждый. Преимущественно на логопедов готовят в педагогических университетах.

Планируя получить образование, можно поступить в Уральский ГПУ или Ленинградский имени Пушкина. Обучение логопедов-дефектологов практикуется в Магнитогорском, Челябинском, Тюменском и Курганском госуниверситетах. Можно поступить в Ивановский ГУ, Первый медуниверситета имени Павлова в Санкт-Петербурге или РГПУ имени Герцена. Учатся на логопеда-дефектолога в вузах в Москве - в Институте психоанализа, МГППУ, Городском педуниверситете, Педагогическом госуниверситете.

Особенности обучения

На специальность "логопед-дефектолог" поступить можно уже после школы. Право обучения по такой специальности имеют учебные заведения, располагающие дефектологической кафедрой. Здесь учат не только узкопрофильным дисциплинам, но и общей детской психологии, педагогике, а также объясняют, как необходимо взаимодействовать с детишками, которым присущи отклонения развития. Дефектолог в процессе обучения получает медицинские знания об устройстве речевого аппарата, органов зрения и слуха.

Уже выпустившихся по разным педагогическим, медицинским специальностям лиц нередко интересует, есть ли возможность получить квалификацию логопеда-дефектолога, пройдя коррекционное ускоренное образование, непродолжительную курсовую программу. В настоящее время такое невозможно. Дефектологов готовят только в Можно поступить на второе высшее образование. В этом случае программа обучения займет не более трех лет.

Общее представление

Дефектология - научное направление, посвященное законам, особенностям развития детей, имеющих психические, физические отклонения, несовершенства. Наука занимается особенностями не только образования, но и воспитания такой аудитории. Специалисты, трудящиеся с детишками, призваны развить малыша, помочь ему адаптироваться в социуме, быту, учебе, получить профессию и реализовать себя в иных областях жизни.

Кроме широкопрофильного логопеда, призванного помогать при разнообразных речевых нарушениях, существуют сурдопедагоги. Такие специалисты работают с детьми, имеющими слуховые проблемы. Контингент самый разный - от тех, кто просто плохо слышит, до полностью глухих. При необходимости обучения ребенка, имеющего отклонения, отставание в развитии интеллекта, поможет олигофренопедагог. При зрительных недостатках на помощь придет тифлопедагог.

На первичном приеме специалист обследует ребенка, определяет особенности нарушений, разговаривает с родителями и уточняет обстоятельства, в которых отклонение сформировалось и развилось. По мере надобности дефектолог может посоветовать пройти дополнительные обследования, сдать анализы. Затем специалист проанализирует полученную информацию.

Дефектолог-логопед: какой он?

Считается, что стать хорошим специалистом может высокоинтеллектуальный и целеустремленный человек с развитой интуицией. В этой области работы необходимо быть наблюдательным и коммуникативным, психически и эмоционально стабильным. Для дефектолога-логопеда важна чувствительность, способность к сопереживанию, отзывчивость и тактичность. Эта работа подходит терпеливым и человеколюбивым людям, общительным, обладающим хорошей памятью. Чтобы овладеть всеми профессиональными навыками, необходимо иметь повышенные способности к коммуникации. Для логопеда важно говорить четко и внятно, быть стойким к стрессам и обладеть сильными нервами. Немаловажная личная особенность - хорошо поставленный голос.

Чтобы справиться со своими задачами, логопед-дефектолог должен уметь диагностировать состояние ребенка, обучать его, учитывая индивидуальные отклонения, помогать ребенку развиваться. Важный навык - методики вступления в контакт с обучаемыми вне зависимости от их возраста. Логопед-дефектолог должен быть ответственным, доброжелательным. Невозможно представить себе успешного в этой области человека, если ему не присущ высокий уровень ответственности. Кроме представлений из педагогики и медицины, дефектолог нуждается в психологической подготовке, знании механизмов корректировок отклонений. Необходимо уметь оценить картину в целом, определять возможности коррекции отдельных нарушений, предсказывать развитие ребенка с учетом вносимых в его психику и навыки изменений.

После получения высшего образования найти рабочее место можно в образовательных учреждениях для дошкольной и школьной возрастной группы. Также есть специализированные центры коррекции - частные, государственные.

В некоторой степени близкими к рассматриваемой профессии считаются психолог, учитель и воспитатель.

Профессия «логопед» появилась сравнительно недавно, во второй половине XIX века. Логопеды работают как с детьми, так и со взрослыми, имеющими речевые недостатки (неумение произносить определенные звуки, заикание и т. д.). Прежде всего специалист определяет причину речевых недостатков. Для этого нужно знать, как устроена речевая полость, каким образом воспроизводятся звуки, образуется голос. Далее логопед проводит целый курс занятий с пациентом. Упражнения для них он выбирает самостоятельно. Вся эта работа занимает много времени: от полугода и больше.

Что должен делать логопед?

Логопед занимается исправлением дефектов речи: постановкой звуков, преодолением нарушений письма и чтения, постановкой голоса и правильного дыхания, интонации, обучает четкой артикуляции.

Какой выбрать вуз?

Среди вузов, которые готовят специалистов этой профессии, уже на протяжении многих лет выделяется МСПИ . Профессорско-преподавательский состав - настоящая гордость института, ведь большинство педагогов, работающих здесь, имеют научную степень и стаж более десяти лет. Преподаватели ответственно подходят к обучению студентов, развивая в них личностные и профессиональные качества.

В Московском социально-педагогическом институте студенты проходят практику в дошкольных образовательных учреждениях (МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 18 «Веселые стрижи»), школах (например, инклюзивная школа «Подсолнух»), а также учреждениях здравоохранения (например, ГБУЗ «Научно-практический центр детской психоневрологии» департамента здравоохранения г.Москвы).

МСПИ заботится и о будущем выпускников. Учащиеся активно принимают участие в большом количестве общественных мероприятий в рамках института и не только, проходят практику и занимаются волонтерством, собирая портфолио для устройства на работу начиная с первого курса.

Где работают логопеды?

Выпускники МСПИ работают в детских садах, школах, специальных образовательных учреждениях, центрах развития ребенка, системе здравоохранения и социальной защиты (поликлиники, больницы, медицинские центры, психолого-медико-педагогические комиссии, диспансеры, санатории.

Несмотря на то что ежегодно в вузах выпускается огромное количество логопедов по всей стране, потребность в таких специалистах только увеличивается. Связано это в первую очередь с улучшением государственных социальных программ, направленных на бесплатное оказание помощи детям с ограниченными возможностями.

Какие экзамены сдавать?

Для обучения на логопеда выпускник должен иметь ЕГЭ по биологии, русскому языку, а также пройти в МСПИ собеседование.

Профессия логопеда уже много лет помогает людям справиться с комплексами и дефектами речи. Именно эти специалисты делают людей уверенными в себе и позволяют множеству пациентов излечиться и без затруднений общаться с окружающими.

МСПИ уже 20 лет выпускает квалифицированных профессионалов по востребованной и незаменимой специальности. Так что, если вы решили стать логопедом, выбор вуза, кажется, очевиден.

Контакты

Сайт:http://mspi.edu.ru/

Как известно, идеальных людей не бывает, и у каждого из нас имеется хоть и небольшой, но недостаток. Конечно же, большинство внешних недостатков можно если не исправить, то замаскировать с помощью косметики или одежды. Однако встречаются и такие недостатки, которые нельзя спрятать, с ними можно только бороться с помощью специалистов. К одним из таких недостатков относятся дефекты речи, избавиться от которых помогают логопеды.

Как известно, идеальных людей не бывает, и у каждого из нас имеется хоть и небольшой, но недостаток: у кого-то проблемная кожа, кто-то страдает от лишнего веса или чрезмерной худобы, а для некоторых предметом недовольства является форма носа или цвет волос. Конечно же, большинство внешних недостатков можно если не исправить, то замаскировать с помощью косметики или одежды. Однако встречаются и такие недостатки, которые нельзя спрятать, с ними можно только бороться с помощью специалистов. К одним из таких недостатков относятся дефекты речи, избавиться от которых помогают логопеды.

Отметим, что в современном обществе профессия логопеда имеет особое значение, поскольку ее представители помогают нам лучше понимать друг друга. Ведь если человек не заикается или правильно выговаривает все буквы, то он не только свободнее себя чувствует во время общения с другими людьми, но и его гораздо легче понять. Кстати, если вы думаете, что стать логопедом может любой человек, то глубоко заблуждаетесь. И прочитав данную статью, в которой мы постараемся рассказать обо всех особенностях этой профессии, вы поймете почему.

Кто такой логопед?


Высококвалифицированный специалист, который изучает причины появления речевых дефектов (заикания, шепелявости, картавости, дисграфии, дислекции и т.д.), и с помощью специальных методик, методов и приемов помогают взрослым и детям избавиться от них.

Название профессии произошло от греческого logos (речь) и paideia (воспитание). То есть, судя по названию логопед занимается воспитанием речи - по сути, учит правильно говорить. Данная профессия не может похвастаться "богатым" прошлым: становление логопедии началось только в 17 веке, когда европейские педагоги начали разрабатывать методики по обучению детей с проблемами слуха. В привычно нам виде логопедия начала формироваться только в середине 20 века. Именно в этот период педагоги все чаще и чаще стали задумывать о том, что дефекты речи в большинстве своем скорее всего являются результатом психологических проблем, с которыми можно, и нужно бороться.

Именно поэтому современные логопеды владеют не только многочисленными методами и способами исправления дефектов речи, но и изучают основы психологии, которые помогают им выявить первопричины возникновения дефекта (если он не врожденный). Ну а поскольку речевые дефекты могут возникнуть в любом возрасте, а подход к лечению детей и взрослых разительно отличается друг от друга, логопедов сегодня принято разделять на специалистов для взрослых и специалистов для детей.

Естественно, "возрастное" разделение логопедов в основном сказывается только на подходе к "пациентам". Обязанности же всех логопедов приблизительно одинаковы. Это обследование человека и выявление структуры и степени выраженности дефекта речи, коррекция речевых дефектов, проведение мероприятий, направленных на формирование культуры речи, ведение отчетной документации, своевременное повышение квалификации и т.д.

Какими личностными качествами должен обладать логопед?


Дефекты речи зачастую становятся причиной различных комплексов, которые иногда могут проявляться в агрессии или депрессивном состоянии, поэтому в своей работе логопедам приходится проявлять чудеса терпения и выдержки. Кроме того, эффективно выполнять свои обязанности логопедам помогут такие личностные качества, как:

  • коммуникабельность;
  • доброжелательность;
  • стрессоустойчивость;
  • толерантность;
  • тактичность;
  • наблюдательность;
  • настойчивость;
  • способность быть убедительным.

Конечно же, все эти личностные качества не помогут, если логопед не будет иметь за плечами огромнейший багаж знаний. Причем не только в сфере логопедии (в том числе, владеть самыми современными методами и приемами коррекции того или иного дефекта речи), но и педагогики, анатомии, медицины и психологии. Ведь причиной проблемы речи могут быть как психологические, так и физиологические нарушения, и логопед должен не только выявить эту причину, но и порекомендовать человеку специалиста, сотрудничество с которым позволит полностью избавиться от дефекта (например, если проблема речи возникла из-за врожденного дефекта речевого аппарата, то избавиться от проблемы можно только с помощью хирургического вмешательства с последующей коррекцией речи).

Преимущества профессии логопеда

Не сложно догадаться, что основным преимуществом профессии логопед является ощущение собственно "полезности" и возможности помогать людям. Однако помимо "духовных" преимуществ эта профессия имеет и несколько "материальных". К последним можно отнести:

  • возможность ведения частной практики и формирования собственной ценовой политики, а значит получения высокого дохода и свободного графика работы;
  • большую "географию" трудоустройства - логопеды востребованы во многих организациях: это и школы, и детские сады, и поликлиники, и центры реабилитации и т.д.;
  • востребованность - услуги логопедов будут нужны всегда, поэтому эти специалисты никогда не останутся без работы;
  • продолжать работу логопедом можно ровно столько, сколько специалист готов и может работать (то есть, такого понятия, как пенсионный возраст у логопедов не существует).

Недостатки профессии логопеда


Но не стоит думать, что логопеды "катаются, как сыр в масле", и не имеют никаких проблем. Имеются в их работе и недостатки. Основным недостатком профессии логопед можно назвать огромные затраты эмоциональных и физических сил. Достаточно часто логопеду приходится выступать и в роли психотерапевта, готового не только выслушивать, но и сопереживать.

Еще одним явным недостатком этой профессии многие логопеды называют необходимость ведения огромного количества различной документации (особенно, если специалист трудится в госучреждении). При этом "бумажная" работа, как правило, не включена в основное рабочее время, из-за чего специалистам приходится тратить свое свободное время на "писанину".

Ну и самое главное, логопед никогда не может быть полностью уверен в успехе своей работы, поскольку очень многое зависит не только от уровня его профессионализма, но и от желания и работоспособности самого "пациента".

Где можно получить профессию логопеда?

Получить профессию логопеда можно практически в любом педагогическом ВУЗе, на базе которого работает кафедра логопедии или факультет дефектологии. Однако важно понимать, что выбор этой профессии означает готовность к процессу непрекращающегося обучения - постоянные повышения квалификации, мониторинг и изучение новейших методов и методик коррекции дефектов речи, самообразование по смежным направлениям (психология, медицина, педагогика, социология и т.д.).

Выбор учебного заведения во многом зависит от того, какие цели вы преследуете. Если вы выбрали профессию логопеда только потому, что вы гарантированно сможете трудоустроиться, то не имеет значения, какой именно ВУЗ вы выберете. Если же вы поставили перед собой задачу добиться больших успехов на профессиональном поприще, а выбор профессии сделан по велению души и сердца, то лучше всего отдать предпочтение ведущим ВУЗам, которые дают не только диплом, но и качественные знания.

К лучшим ВУЗам России , которые отлично зарекомендовали себя среди работодателей, сегодня относятся.

«Хочу получить специальность «логопед». Стоит ли? Будет ли востребована эта профессия в ближайшие 10 лет?»

Говорить чисто и правильно — это острая необходимость.

Раньше специальности логопед вообще не существовало. Люди говорили так, как могли, и никто, в общем-то, не обращал внимание на дефекты речи. Это не воспринималось как сильное отклонение от нормы.

Впервые исправлять звуки пытались еще в Европе в XVII веке. Это были педагоги, обучающие детей со слабым или отсутствующим слухом. Если человек хорошо слышал, но все же не выговаривал несколько букв, то, по-видимому, это считали нормой. Дефекты речи раньше считались проблемой чисто физического характера, поэтому лечились медицинскими способами.

Почти у всех детей в раннем возрасте присутствуют те или иные недостатки в звукопроизношении. У большинства такие проблемы проходят сами по себе годам к пяти. Остальным приходится обращаться к специалисту.

Когда человек неправильно выговаривает звуки - это может быть серьезной предпосылкой для комплекса неполноценности. Человек - существо социальное и общение с другими является очень важным аспектом в жизни. Много счастливых и компанейских людей, которые окружают нас, могли вполне бы быть стеснительными неудачниками, если бы их когда-то вовремя не отвели к логопеду.

Конечно же, логопеды делают огромную услугу пациенту и его близким, приводя речь в норму. Неправильно выговаривая звуки, дети не могут хорошо учиться в школе, пишут и читают с ошибками. Многие взрослые люди, имея дефекты речи, не могли бы даже устроиться на престижную работу.

Итак, специальность «логопед»…

Казалось бы, показать правильное положение языка, дать домашнее задание на отработку скороговорок — что может быть проще?

На первый взгляд, работа логопеда не кажется сложной. Но если вы сами попытаетесь научить человека, например, правильно произносить звук Р, ваше отношение к профессии логопеда сразу изменится. Такая работа требует серьезной теоретической подготовки, отличных знаний механизмов голоса, речи, психологии и патофизиологии. Отрабатывать часами каждый звук с пациентами изо дня в день готовы только очень настойчивые специалисты. В противном случае лечение может длиться годами, если, конечно, логопат (человек с недостатками речи) не убежит раньше.

В чём заключается работа логопеда?

Для каждого клиента логопед ищет индивидуальный подход.

Перед началом коррекционной работы специалисту нужно установить контакт с клиентом. Ведь люди с дефектами произношения часто имеют страх речи — стесняются своих недостатков и боятся говорить с другими. Из-за таких особенностей клиентов у логопедов вырабатывается привычка, даже в нерабочее время, говорить мягко, сочувственно.

Работа начинается со специально отобранных, в зависимости от проблемы, артикуляционных упражнений. И, конечно, логопед, прежде чем учить других, должен уметь сам идеально их выполнять. Например, показать пациенту, в каком положении удерживать язык, чтобы достичь желаемого звука.

После артикуляционной гимнастики начинается постепенная постановка звука. Затем этот звук начинает вводиться в слоги, слова, предложения.

Параллельно даются упражнения на развитие слухового внимания, мелкой моторики и прочие упражнения, казалось бы, непосредственно не связанные с речью. Все задания для детей даются в игровой форме.

И так в течение длительного времени. Весь процесс от постановки звука до введения его в речь обычно занимает около 3 месяцев (при двух занятиях в неделю), но иногда, со сложными пациентами, он растягивается на год или больше.

Кто же логопед? Врач? Психолог? Учитель?

Нужно ли медицинское образование, чтобы стать логопедом? Нет, не нужно. Логопедов готовят педагогические ВУЗы.

Логопедия — часть дефектологии, науки, расположенной на пересечении медицины, педагогики и психологии. Очень часто пациент с казалось бы банальным нарушением речи, имеет серьезные психологические проблемы.

Заикание, в большинстве случаев, не только дефект речи, а проявление общего невроза и вылечить эту болезнь под силу не каждому логопеду.

К такого рода трудностям логопеды должны быть готовы все время.

Часто логопеду приходится работать с проблемными детьми: имеющими умственную отсталость, страдающими церебральным параличом, аутизмом. Поэтому так необходимо владеть знанием дефектологии.

Надо отметить, что работа логопеда состоит не только в том, чтобы заниматься с пациентами. Он должен успевать вести огромное количество документации: речевую карту на каждого ребенка, планы индивидуальной работы, разного рода журналы учета и динамики, календарные и тематические планы и многое-многое другое. И вся эта документация просто необходима в государственных учреждениях. В любой момент может придти проверка и пострадает не только «нерадивый» логопед, но и его руководитель. Часто от заполнения бумаг логопед устает больше, чем от занятий с детьми.

Что говорить, работа логопеда порой каторжный труд. В детских садах — это не только подгрупповые и индивидуальные занятия, но и контроль отработки заданий воспитателями. Если сад логопедический и специалист закреплен за одной группой, то работает он только с ней. В обычном ДОУ (дошкольном образовательном учреждении) — занимается со всеми детьми, имеющими нарушения речи.

Работают логопеды-дефектологи и в медицинских учреждениях: поликлиниках, больницах, центрах психолого-педагогической реабилитации и коррекции для детей с нарушениями слуха и речи.

Обязанности логопеда: прием пациентов, индивидуальные и групповые занятия с больными, консультации родственников по коррекции речи в домашних условиях.

Логопеды детских поликлиник оказывают помощь детям в возрасте от 2 до 14 лет со всеми видами речевой патологии.

В больницах специалисты работают с пациентами, страдающими дефектами речи из-за перенесенных травм, инсульта, нейроинфекционных заболеваний, операций на головном мозге.

Наконец, вариант для профессионалов — открытие собственного логопедического кабинета. Можно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, или в качестве организации, получить лицензию, разрешающую подобный вид деятельности. Но это только кажется очень выгодным делом. Предстоят многочисленные расходы: на аренду, рекламу, налоги.

Поэтому, в большинстве случаев, логопеды предпочитают вести частный прием нелегально, в собственных квартирах. Некоторые договариваются с муниципальными учреждениями, теми же детскими садами: часть дня ведут занятия в группах, часть проводят на коммерческой основе. (Скачать ).

С накоплением опыта, клиентской базы и репутации, работа частного логопеда может стать очень даже прибыльным делом.

Будет ли востребована профессия «логопед»?

По статистике, в последнее десятилетие наблюдается печальная тенденция: год от года растет количество детей, имеющих те или иные проблемы с речью. Причем это касается не только устной речи, но и письменной. Дети все хуже читают и пишут. Речь идет о и .

Сами речевые нарушения становятся все более сложными, комплексными, системными, труднее поддаются коррекции.

Основной причиной этого явления считается ухудшение экологии. Заводские выбросы, инсектициды и гербициды, обилие бытовой химии, доступность и неадекватное использование лекарственных препаратов, электромагнитные излучения, вибрации…. Действительно, все это сказывается на нашем здоровье и на здоровье наших детей.

Кроме того, в большинстве семей ребенок с самого раннего возраста сидит у телевизора, который не выключается в течение всего дня. И это тоже сказывается пагубным образом на речевом развитии.

Очевидно, что специальность логопеда еще долгое время будет очень и очень востребована.

Вы по-прежнему собираетесь стать логопедом, несмотря на все трудности? Тогда читайте, .

Логопед – это специалист по исправлению дефектов речи, как у детей, так и у взрослых и пожилых людей. Он помогает человеку правильно артикулировать, когда есть нарушения речи –картавость, шепелявость, заикание. Также учит правильно держать язык и губы при разговоре для четкого произношения звуков.

Куда пойти учиться на логопеда

Наиболее предпочтительно использовать для этого педагогические институты. На их базе также существуют вечерние и заочные курсы.

На дефектологическом факультете есть три направления:

  • сурдопедагогика (работа с глухонемыми);
  • логопедия (исправление общих дефектов речи);
  • олигофренопедагогика (работа с умственно отсталыми пациентами).

Предметы, которые необходимо сдать для поступления: написать сочинение по русскому языку, ответить на устные экзамены по русской литературе и общей биологии и пройти собеседование.

Стоит заметить, что у самого поступающего должны отсутствовать какие-либо дефекты речи и слуха.

Сколько учиться на логопеда

Срок обучения длится 2-4 года. Есть также возможность поступить в вуз после педагогического колледжа. Специальность «логопед» в колледже отсутствует, но есть специальные курсы коррекционных педагогов. Курсы, законченные без наличия высшего образования не дают право заниматься официальной практикой. В таком случае можно заниматься помощью людям на общественных началах.

Где учиться на логопеда

  • Ленинградский Госуниверситет им. А.С. Пушкина;
  • РГПУ Герцена;
  • ИСПиП им. Рауля Валленберга ;
  • МГПУ (в прошлом Ленина);
  • МПГУ (в прошлом МГОПУ ) им. Шолохова .

Все эти заведения находятся в столицах – северной Санкт-Петербург – и в Москве. Стоимость обучения около 39000 тысяч рублей в год.

Какие виды деятельности у логопеда:

  • осмотр пациента, установление диагноза;
  • назначение лечения;
  • проведение занятий по правильной речи;
  • оценка итоговых результатов;
  • компетентное заключение.

Где работает логопед после окончания учебы

Такая профессия востребована в детских садах, школах, больницах, реабилитационных центрах, в центрах коррекции речи. Наиболее удачным трудоустройством можно считать частную клинику.

Заработная плата будет намного выше государственной и есть возможность применять различные инновационные технологии при лечении больных.

Стоит ли учиться на логопеда

Если выпускник устроился в государственное учреждение, его ожидают такие плюсы работы логопедом:

  • отдельный кабинет;
  • непродолжительный рабочий день;
  • отпуск – 3 месяца в году;
  • возможность вести практику и в пенсионном возрасте;
  • зарплата около 30000 тысяч рублей;
  • радость благодарных пациентов.

Однако стоит понимать, что специфика работы предполагает и определенные минусы:

  • работа с «особенными людьми» требует устойчивой психики и терпения (человек, попавший в эту профессию случайно, обычно быстро перепрофилируется );
  • много бумажной работы по заполнению бланков;
  • не всегда ощутимый результат лечения.

Если человек чувствует потребность помогать другим, имеет большой запас терпения и планирует посвятить свою жизнь обучению пациентов и отслеживанию новых методик лечения дефектов речи, то профессия «логопед» идеально ему подойдет. Ведь такие всемирно известные ученые, как Кащенко , Бехтерев также начинали как простые врачи-дефектологи.

Возможно Вас заинтересуют.