Почему не выдают парашюты в гражданских самолетах. Почему нет парашютов в пассажирском самолете

Как часто в моменты пугающей турбулентности нас посещали мысли о парашютах, наличие которых в самолете добавило бы нам уверенности в своей безопасности. Наверняка вопрос, почему же все-таки самолеты не оборудуют парашютами на случай аварии, волнует очень многих любителей путешествий. Но на самом деле этому есть сразу несколько причин. Давайте попробуем разобраться подробнее.

Надежность самолетов

Как бы часто ни пестрили новости об очередном крушении самолета, пассажирский самолет - машина весьма надежная. Статистические данные говорят, что вероятность погибнуть в ДТП, например, куда выше, чем в самолете: 1:5 000 против 1:11 000 000.

Нежизнеспособные условия за бортом самолета

При стандартном наборе высоты температура за бортом составляет от −40 до −60°C, а кислорода практически нет, в таких условиях человеку не выжить даже с парашютом.

Наличие парашютов вызовет излишнюю панику на борту

Возможность покинуть самолет, надев парашют, может вызвать ненужную панику у особо впечатлительных пассажиров. Так, например, попадание в зону турбулентности может быть воспринято некоторыми людьми, как сигнал к действию, что сделает перелет для многих невыносимым.

Чаще всего аварии происходят во время взлета или посадки


Большинство аварийных ситуаций случается в момент взлета и посадки самолета, а значит парашюты в этом случае уже не помогут.

Паника мешает действовать организованно


В ситуациях, угрожающих жизни, лишь немногие смогут совладать с паникой, правильно надеть парашют, организованно проследовать к месту прыжка и воспользоваться устройством, как полагается.

Слишком большие денежные затраты

Стоимость комплектов парашютов для 100–500 человек на каждом рейсе выйдет весьма внушительной, что неизбежно приведет к повышению цен на авиабилеты. Кроме того, увеличится суммарный вес самолета, а пассажирам некуда будет складывать свой багаж, поскольку для хранения парашютов также потребуется немало места.

Каждый, кто хоть раз летал на самолетах, слышал поучительный инструктаж от бортпроводников относительно техники безопасности во время полета. В этой тираде мы слышим о правилах пользования спасательным жилетом и кислородной маской. Но никто не говорит, где находится аварийный выход и как эвакуироваться с борта падающего самолета в случае аварийной ситуации.

Возможно, вы даже не раз задавали вполне оправданный вопрос - почему пассажирам не выдаются парашюты, ведь они могли бы стать реальной надеждой на спасение в экстренном случае.

В качестве оправдательных аргументов представители авиакомпаний могут назвать одну из причин, по которым выдача данного аксессуара не предусмотрена для пассажиров самолета.

Причина первая

Самолет - сверхпрочное транспортное средство. По статистическим данным, одно крушение авиалайнера приходится на 20 миллионов перелетов.

Причина вторая

Каждый, кто хоть раз совершал прыжок с парашютом, уже знаком со сложным механизмом данного аксессуара. В экстренной ситуации мало кто из пассажиров сможет выполнить все необходимые манипуляции для совершения правильного прыжка и безопасного приземления. По этой причине компании не видят смысла выдавать парашюты пассажирам, которые все равно не смогут правильно использовать данный аксессуар для спасения при крушении лайнера.

Причина третья

Основная часть авиационных крушений случается во время взлета или посадки самолета, то есть на небольшой высоте. Исходя из этого, можно сделать вывод: использовать парашют на малой высоте бессмысленно, так как он все равно не успеет раскрыться до момента падения.

Причина четвертая

Чтобы спасательный прыжок с парашютом прошел успешно, необходимо совершать эвакуацию с хвостовой части лайнера. Однако большинство авиационных кораблей имеют недостаточное количество дверей и очень узкие проходы в задней части, что не позволит своевременно прыгнуть из лайнера всем пассажирам в случае аварийной ситуации.

Почему нельзя прыгнуть с другой части самолета? Такой прыжок закончится трагично, ведь человек может удариться об крыло или попасть в двигательный отсек, что также приведет к мгновенной гибели.

Причина пятая

Весомым аргументом в пользу отказа от выдачи парашютов пассажирам авиалайнера является невозможность безопасной эвакуации при высокой скорости самолета, достигающей 800-900 км/ч. Для прыжка в таких условиях потребуется специальный костюм.

Максимальный предел скорости самолета, при котором можно осуществить прыжок с парашютом - 400-500 км\ч, но такие параметры отнюдь не актуальны для пассажирских лайнеров, осуществляющих перелеты на большой высоте.

Шестая причина

Самолет летит на высоте до 10 000 км, и даже если совершить прыжок со спасательным рюкзаком, шансы на успешное приземление отсутствуют. Человек не сможет дышать без применения баллона с кислородом.

Также следует учитывать слишком низкие температуры на большой высоте, достигающие -50, -60 градусов в любое время года. Для таких экстремальных прыжков потребуется специальный защитный костюм, который мог быть исключить мгновенное отмораживание тела и конечностей.

Седьмая причина

Герметичность салона. Во время полета на большой высоте не получится открыть дверь для прыжков с парашютом, что обусловлено разностью давления. Если по каким-то причинам все же произойдет разгерметизация, шансов на спасение все равно не будет. В первую же минуту все пассажиры лайнера погибнут, если только не успеют мгновенно среагировать и одеть защитную маску. Вряд ли кто-то сможет быстро принять такое решение в экстренной ситуации.

Бесполезность парашюта для пассажиров самолета оправдана

Все перечисленные причины являются вполне обоснованными доводами, оправдывающими отсутствие парашютов для пассажиров на борту авиалайнера. Этот аксессуар не сможет спасти жизни в аварийной ситуации, а выдавать его только для личного успокоения путешественников, затрачивая большие средства на сноровку, весьма неоправданно и бесполезно.

Также не рассматривается вопрос о снаряжении пассажирских сидений системой катапультирования, актуальной для военных самолетов-истребителей. Такой комплекс состоит из нескольких сложных механизмов, общей массой до 500 кг. Если обустроить борт пассажирского авиалайнера такими системами с расчетом на допустимый вес, на борт можно будет принять не более 15-20 человек. Это приведет к значительному повышению цен на авиабилеты.

Также нужно понимать, что одной системы катапультирования недостаточно для спасения человека во время падения лайнера. Потребуется специальный шлем и защитный костюм, да и во время полета придется находиться в неподвижном состоянии с плотно пристегнутыми ремнями. Вряд ли кому из пассажиров понравится перелет на дальние расстояния в таких непростых условиях.

Мы надеемся, теперь у вас не возникнут спорные ситуации при решении вопроса о потребности выдачи парашютов для пассажиров авиалайнера. Теперь вы точно знаете, что этот аксессуар не может спасти жизнь человеку в случае авиационного крушения.

Представьте - вы поднимаетесь на борт супер пупер громадно-современного океанского лайнера и замечаете что там нет спасательных кругов-жилетов. Резонно спрашиваете приветливого капитана встречающего пассажиров у трапа о причинах отсутствия -на что слышите что А: современный океанский лайнер супер-пупер надежный агрегат и тонет чрезвычайно редко. Б. Высота борта нашего лайнера - 30 метров. Решите с него прыгать -разобьетесь о воду или потеряв сознание от удара -захлебнетесь. В. Если будет такой охренительный шторм который утопит такой лайнер как наш - вас просто разобьет о борт со всеми вашими жилетами и даже шлюпками. Даже если вы окажетесь благополучно в воде - ее температура около ноля и вы хрен проживете более 10 минут. Ну и еще многие пункты. Резонно? А почему бы и нет! Но только при этом никто и никогда не откажется выдавать жилеты на каком угодно надежном океанском лайнере. Ибо: лайнер может утонуть при спокойной и теплой воде и прочих условиях когда спасательный жилет будет совершенно необходим. Так же и в случае авиакатастроф -существуют условия когда парашют сможет однозначно спасти жизнь большинству пассажиров. Это, например, пожар на эшелоне. Для экстренной посадки уже нет ни времени -ни подходящей внизу поверхности. Экипаж за считаные пару минут снижает лайнер с 10 до 7 км и гасит скорость до возможно минимальной (в районе 300 км час) Пассажиры хвостовой части покидают салон через хвостовую аппарель (никакого особо удара воздуха -так десантируются целые полки на учениях. Пассажиры носовой части - через специальный люк в днище с наклонным желобом и внешним обтекателем(наименимальнейшие изменения конструкции самолета). Вариант номер два - разрушение лайнера в воздухе (теракт, столкновение с другим лайнером, усталостные изменения в конструкции) . Как правило взрыв бомбы на борту убивает только непосредственно близких к ву -либо вообще никого -ибо происходит в багажном отделении) самолет при этом разрушается быстро -но не мгновенно. Его разворачивает в воздухе - падают и скорость и высота. Большинство пассажиров оказываются просто в воздухе и уже нет необходимости покидать самолет (взрыв над Синаем, Локбери, случаи сбития лайнеров ракетами по ошибке). Даже столкновения в воздухе -вопреки мнению что" тут уже все всмятку" -на самом деле редко происходят лоб в лоб. Как правило один самолет разрезает килем корпус другого. Разрезанный беспорядочно летит к земле целыми кусками а тот что остался без киля и гидравлики -еще и с десяток минут борется за жизнь (катастрофа над Боденским озером). Во всех этих случаях -пассажиры летят живыми до самого столкновения с землей. Ужасы мгновенной декомпрессии - смерти от перепадов давления - удушья -замерзания на высоте - можно пересчитать по пальцам - а основные причины гибели пассажиров в таких случаях -жестокий удар о землю. Именно то - от чего должен спасти парашют. Современный спасательный парашют весит полтора килограмма - занимает обьем в два раза меньший самого маленького школьного ранца и не затруднит ни одну авиакомпанию «лишним весом и обьемом». Переоборудовать любой самолет для его ускоренного покидания через рампу и люки в полу - не будет стоить особых денег- в отличии от полуфантастичеких прожектов с остреливанием целого салона или его оборудования особыми турбинами. . По крайней мере - большинство пассажиров -это аэрофобы и компания которая будет иметь такие самолеты и парашюты на борту - станет практически монополистом -даже при цене на билеты на 20-30 % выше конкурентов. То есть -отсутствие парашютов на пассажирских лайнерах - это элементарная экономия на безопасности.

Казалось бы, вполне логичное и простое решение, которое, наверное, приходило в голову каждому, хоть раз летавшему, человеку. Каковы же причины, почему в самолетах нет парашютов для пассажиров? Только ли в жадности авиакомпаний дело?

Большинство «диванных экспертов» сводят суть вопроса к финансам. Мол, авиаперевозчикам просто невыгодно устанавливать дополнительное оборудование, поскольку это приведет к удорожанию перелетов и потере клиентов. Более того, компании даже заинтересованы в гибели всех пассажиров, в случае катастрофы, ведь это уменьшает сумму выплат по страховкам.

Безусловно, парашюты стоят недешево, и оборудовать ими каждое пассажирское кресло влетит в копеечку. Однако, станет ли от этого комфортнее людям? Во-первых, это дополнительный вес. Много ли есть желающих заменить ручную кладь на парашют? А если часть пассажиров согласна, а остальные против? Решать вопрос тайным голосованием?

Во-вторых, одеть парашют — это не рюкзак нацепить на спину. Один только инструктаж займет пару часов. Согласны вы будете слушать его перед каждым полетом? Множество лямок должны быть подогнаны точно по размеру. Это значит, что выдать каждому пассажиру по стандартному парашюту — не выход. Нужно отдельно продумывать варианты для детей, беременных, инвалидов… В идеале, нужно одевать парашют перед началом полета, настраивать, и лететь, не снимая его. Представляете эту картину?

В-третьих, возникает логичный вопрос: выдавать ли парашюты экипажам пассажирских самолетов? Если нет — получается, вроде как, несправедливо отбирать у них шанс на спасение. А если да — то кто поручится, что в самый критический момент пилоты не выпрыгнут, оставив падающее судно?

И еще, представьте только, какой это был бы подарок для террористов. Можно больше не искать смертников, согласных пронести бомбу на борт и взорваться вместе со всеми. Ведь в любой момент можно выпрыгнуть.

Но, допустим, пассажиры согласны, ради собственной безопасности, терпеть подобные неудобства и подвергать себя другому риску. Но тут возникает следующий вопрос:

Спасет ли парашют в самолете

Как мы уже писали в статье , абсолютное большинство авиакатастроф случается во время взлета и посадки. Все происходит на чересчур низкой высоте для прыжка, и за столь короткое время, что вы не успеете не то, что одеть, а даже и подумать о парашюте.

Ах да, мы же договаривались, что летим с уже одетыми парашютами. К тому же, не все аварии случаются непосредственно вблизи земли. Хорошо, представим ситуацию, что критические неполадки случились на , а это 10 000 метров. Тогда у пассажиров будет целых несколько минут на эвакуацию. Чтобы понять, много ли это, достаточно посмотреть следующее видео.

Итого, понадобилось почти полторы минуты, чтобы спокойные и готовые к эксперименту люди, знающие, что им ничего не угрожает, покинули пассажирский самолет через аварийные выходы. А сколько понадобится, чтобы столько же человек, в условиях паники, выпрыгнули с 10-километровой высоты с парашютом, который они видят первый раз в жизни?

Инструкторы по парашютному спорту знают, что часто даже человека, сознательно решившегося на прыжок и заплатившего за это деньги, сложно уговорить выпрыгнуть первый раз. Решится на это далеко не каждый. К тому же, перед смельчаками будет моральная дилемма, ведь оставшиеся в салоне дети и старики неминуемо погибнут в результате разгерметизации салона.

Скажете, ну и что, пусть лучше спасется хотя бы часть пассажиров, чем никто? Хорошо, давайте тогда посмотрим, какая участь ждет тех, кто решится прыгнуть. Скорость движения — около 1000 км/час, за бортом 50 градусов мороза и недостаток кислорода. Даже если каким-то чудом вас не размажет об крыло, не затянет в двигатель, вы не задохнетесь и не замерзнете, то не факт, что вы обрадуетесь тому, что вас ждет после приземления. Вероятность оказаться посреди океана намного выше, чем на пороге больницы, которая вам ох как пригодилась бы после такого приключения…

Тогда, может, всем пассажирам одевать сразу, при посадке, не только парашют, но и гидрокостюм, кислородный баллон, а с собой брать сухпаек на 3 дня и набор выживальщика? Или это уже перебор? Или вот еще идея — катапульта. В случае опасности пилот нажимает на кнопочку, и в небо взмывают сотни улыбающихся людей в уютных креслах, с парашютами над головами и бокалами шампанского в руках…

Почему в пассажирских самолетах нет катапульты

Да, собственно, по той же причине, почему пассажирам самолета не выдают парашюты: непригодные для выживания условия за бортом, плюс тяжесть и дороговизна конструкции.

Представляете себе сотни одновременно выстреливших катапульт и раскрывшихся парашютов? Они все перепутаются и на землю упадет один большой блин. К тому же, даже если не делать индивидуальный люк каждому пассажиру, а соорудить нечто вроде общей отстреливаемой крыши — это в разы снизит прочность фюзеляжа.

Таким образом, все подобные «средства защиты» — не более, чем фантазии, являющиеся неосуществимыми. По крайней мере, на данный момент. Вот почему в самолетах нет парашютов и катапульт. Если вы посмотрите на статистику, то поймете, что подобные меры не являются адекватными потенциальной опасности. В любой момент на вас может обрушиться крыша, но вы же не ходите постоянно в каске. Поэтому летайте спокойно и… наслаждайтесь полетом.

Каждый, кто хотя бы раз пользовался наверняка задавал себе вопрос о том, почему пассажирам самолета не выдают парашюты. Согласитесь, довольно странно, что перед началом полета стюардесса обязательно проводит инструктаж по правилам безопасности в полете, рассказывает о том, как пользоваться кислородной маской, где она лежит и как ее достать. Кроме того, вам расскажут, где находится и как его надевать. Но никто и не упомянет о том, как правильно надевать парашют и где находится аварийный выход. Как же так? Почему в пассажирских самолетах нет парашютов? Спасательные жилеты есть, а парашюта нет!

Парашют в самолете лишний?

Прежде всего принято считать, что пассажирский самолет — машина сверхпрочная и сверхнадежная. По статистике крушение воздушного транспорта происходит всего лишь в 1 случае из 20 миллионов перелетов, в то время как автомобильные аварии имеют счет 1 к 9200. Это и является одним из главных ответов на вопрос о том, почему в самолетах нет парашютов для пассажиров. Кроме того, существует и достаточное количество более конкретных и аргументированных возражений. Оснований для этого несколько, и они, безусловно, ясны тем, кто хоть когда-нибудь прыгал с парашютом или чисто теоретически знаком с механикой процесса.

Первая причина того, почему в самолетах нет парашютов для пассажиров

По статистике более 60% крушений авиатранспорта происходит при посадке, взлете или наборе высоты — то есть на предельно малых высотах, когда парашют вообще бесполезен — он просто не успеет раскрыться, и вы «шлепнетесь» о землю вместе со спасительным рюкзаком. «Но ведь остальные 40% приходятся на аварии в воздухе, — скажете вы. — Так почему не дают парашюты в самолетах? Ведь это могло бы спасти хоть несколько жизней». Тут вступают в действие другие аргументы.

Причина вторая

Скажите честно, сколько раз в жизни вы надевали парашют? Вероятнее всего, большинство ответит — ни разу. Это и есть еще одна причина — почему в самолетах нет парашютов. Дело в том, что среднестатистический пассажир просто неспособен с первого или даже со второго раза правильно надеть и закрепить парашют, тем более в условиях паники и нервозности. Причем если это утверждение верно для здоровых людей, крепких физически и морально, то что уж тут говорить о детях, пенсионерах, инвалидах или просто о пассажирах, легко поддающихся панике? Освоить такой «трюк» им не под силу априори.

Третий аргумент: почему в самолетах нет парашютов

Даже если предположить, что самолет не взлетит до тех пор, пока каждый пассажир не научится правильно пользоваться парашютом, ну, например, продавать билеты станут только тем, кто прошел специальные курсы, пришлось бы основательно переделать конструкцию многих воздушных суден.

Дело в том, что выпрыгнуть из самолета можно только из его задней, хвостовой части. В противном случае вы рискуете «шмякнуться» о крыло или попасть в двигатели, где человека моментально перекрутит в мелкую «лапшу». Конструкция же подавляющего большинства воздушных суден предусматривает довольно узкие проходы и недостаточное количество дверей для моментальной эвакуации большого количества пассажиров. Это является еще одной причиной того, почему в самолетах нет парашютов. Несложно представить, какая давка начнется в салоне падающего самолета. Кроме того, самолет падает очень быстро, и подавляющее число пассажиров просто не успеет добраться к выходам.

Четвертый довод

Все же предположим, что парашют вы надевать умеете, и у аварийного выхода оказались первым. Теперь вы точно спасетесь, правда? Нет, не все так просто, и тут мы подходим к основному аргументу в вопросе о том, почему в самолетах не выдают парашюты. Дело в том, что «крейсерская» скорость самолета на эшелоне, то есть на такой высоте, где он летит в обычном режиме, составляет 800-900 км/ч, а максимальная скорость, которую способен выдержать парашютист без специального костюма или кресла, равна 400-500 км/ч. Проще говоря, вас просто «размажет» потоком воздуха, но и это еще не все...

Пятый аргумент

Одной из основных причин, почему в пассажирских самолетах нет парашютов, является высота полета.

Максимальная высота, на которой человек может спокойно дышать без применения спецсредств в виде, например, составляет 4 тыс. км, высота же полета на эшелоне составляет 8-10 тысяч километров. Это значит, что даже если вам удастся благополучно выпрыгнуть из падающего самолета, то дышать будет практически нечем, конечно, ежели вы предусмотрительно не захватили с собой кислородный баллон.

Еще одной причиной того, почему в самолетах нет парашютов, является температура за бортом. На той высоте, где обычно летают пассажирские самолеты, температура воздуха в любое время года составляет минус 50-60˚С, а это предполагает, что человек, оказавшийся там без специальных средств защиты, в считаные секунды отморозит себе все, что только можно, а то и вовсе замерзнет насмерть.

Причина шестая

Еще одной из причин того, почему в самолетах не выдают парашюты, является то, что во время полета салон, как известно герметичен. На той высоте, где летают пассажирские лайнеры, из-за разности давления внутри и снаружи открыть дверь самолета практически нереально. Однако предположим, что в результате аварии произошла разгерметизация — если это случилось на высоте 10 тысяч км, то все пассажиры потеряют сознание или даже умрут на протяжении 30 секунд. Маловероятно, что в течение этого ничтожно малого времени кто-то успеет надеть парашют и добраться к выходу.

Но даже если предположить, будто вы имеете нереально сильного ангела-хранителя и все вышеперечисленные причины вас не коснулись, представьте, что вас ждет внизу: тайга, пустыня, ледяной бескрайний океан или просто хоздвор какого-нибудь тракторного завода. Проще говоря, шанс на то, что вы приземлитесь, ничего себе не переломав, и в том месте, где вас максимально быстро найдут люди, способные оказать первую медицинскую помощь, ничтожно мал. Так что применение парашютов в пассажирских самолетах просто нецелесообразно.

Сколько будет стоить этот малюсенький шанс

Тем не менее, особо упорные аэрофобы все равно не перестают вопрошать: «Почему не выдают парашюты в пассажирских самолетах?».

С технической стороной процесса мы уже немного разобрались, теперь давайте поговорим об экономической составляющей. Предположим, что весь мир проникся привычкой надеяться на «авось», и все самолеты стали оснащать парашютами. Считаем:

  • Каждый парашют весит примерно от 5 до 15 кг, все зависит от модели и веса, который он способен поднять. Это значит, что самолет сможет принять на борт на 15-20% меньше пассажиров — вместо них полетят парашюты. Денежный эквивалент этих самых процентов будет перераспределен в цену оставшихся билетов, компания ведь не может уступить свою прибыль.
  • Кроме того, в билеты будет заложена стоимость и самих парашютов, точнее, их аренда. Это связано с тем, что их прежде всего нужно закупить и периодически менять (у парашютов тоже есть срок годности).
  • Следующая строка расходов — это техосмотр и укладка. Перед каждым вылетом пришлось бы проверять годность и исправность каждого парашюта, кроме того, многие модели требуют переукладки даже в том случае, когда ими не пользовались (раз в месяц или полгода). Для этого авиакомпаниям придется содержать целый штат обслуживающего персонала, зарплата которых тоже будет заложена в цену билетов.

Таким образом, цена билета на обычный рейс взлетает настолько, что, скорее всего, найдется мало желающих его приобрести. Ну согласитесь, кто захочет полететь из Москвы, например, в Симферополь за 100-150 тыс. рублей?

А как же система катапультирования?

Итак, почему не выдают парашюты в пассажирских самолетах, мы, кажется, разобрались, но ведь можно же оснастить системой катапультирования каждое кресло, как в истребителях. Или нет? Давайте разбираться.

Системы спасения, установленные в истребителях, представляют собой целый спасательный комплекс, состоящий из кресла, кислородной и парашютной системы и специального механизма защиты пилота от набегающего потока воздуха. Весь этот комплекс в совокупности весит примерно 500 кг. Таким образом, если обычно ТУ-154 может принять на борт 180 пассажиров, с применением системы катапультирования их число сократится приблизительно до 15. Представляете, сколько будет стоить билет, ведь количество керосина, которое «съедает» самолет. не зависит от качества груза — другими словами, самолету все равно, катапульты он везет или людей.

Кроме того, чтобы воспользоваться системой катапультирования, пассажирам пришлось бы все время полета находиться в специальных костюмах, шлемах, туго пристегнутыми к креслу — малоприятная перспектива. И потом, каждое кресло должно представлять собой отдельную герметичную капсулу, иначе при «отстреле» одного кресла, все остальные были бы повреждены взрывом пиропатрона. Короче говоря, пришлось бы сконструировать абсолютно новое транспортное средство, способное обеспечить все вышеперечисленные условия.