Составляющие парашюта. Парашют - состав парашютной системы

В состав современной людской спортивной парашютной системы входят два парашюта, подвесная система с ранцем и страхующий прибор.

Основной парашют

Основной парашют во время раскрытия:
1 — медуза,
2 — стреньга,
3 — камера,
4 — крыло,
5 — слайдер,
6 — стропы,
7 — свободные концы,
8 — подвесная система и ранец

Вытяжной парашют

Мягкая медуза

По конструкции вытяжной парашют может быть с пружиной или без неё. В конструкции вытяжного парашюта находится пружина, при помощи которой он отталкивается от парашютиста и попадает в набегающий воздушный поток. В современных спортивных парашютных системах запасной парашют вводится в действие с помощью кольца, выдернув которое освобождается удерживаемый клапанами ранца вытяжной парашют с пружиной. На парашютных системах круглой формы с передним расположением запасного парашюта вытяжной парашют находится непосредственно на вершине купола и не имеет пружины.

Вытяжной парашют без пружины-состоит из капроновой ткани с малой воздухопроницаемостью и ткани большой воздухопроницаемости в плане имеет круглую форму площадью от 0,4 до 1,2 м/кв. Вытяжной парашют такого типа на сленге парашютистов называется «медуза»- укладывается чаще всего в эластичный карман расположенный в нижней части ранца. Вытяжной купол, соединена при помощи капроновой ленты выдерживающей нагрузку на разрыв более 600 кг, с камерой основного купола и основным куполом.

Камера Основного купола

Камера предназначена для укладки в него купола со стропами и системой рифления. При укладке в камеру сперва укладывают купол, затем камера зачековывается стропами. При раскрытии происходит обратный процесс сперва из резиновых сот выходят стропы, затем натянувшись открывается фартук камеры основного купола и из неё выходит купол, который под воздействием набегающего потока наполняется. Резиновые соты используются для того чтобы упорядочить процесс раскрытия купола.

Крыло

Современное крыло в русском языке часто называется куполом несмотря на его форму. Купол состоит из верхней и нижней оболочек, нервюр, стабилизаторов. Нервюры задают профиль крыла и делят крыло на секции. Наибольшее распространение получили 7- и 9-секционные купола. По форме различают прямоугольные и эллиптические. В конструкции наиболее продвинутых куполов-крыльев для уменьшения искажений формы крыла используются дополнительные косые нервюры, в этом случае количество секций возрастает до 21-27.

Ткань рипстоп нейлон при увеличении

Материал крыла: ткань F-111, или ткань рипстоп нейлон Zero Porosity.

Стропы

Стропы соединяют нижнюю оболочку крыла со свободными концами. Стропы делят на ряды A B C D. Ряд A — лобовой. К заднему ряду D крепятся стропы управления с клевантами.

Материал строп обычно микролайн. Реже толстый дакрон, который хорошо растягивается. На пилотажных куполах ставят вектран и HMA. Стропы из них тоньше, и соответственно, имеют меньшее аэродинамическое сопротивление и меньший укладочный объём.

Слайдер

В целях равномерного открытия парашюта и плавной, постепенной остановки человека с 200 км/ч до практически нулевой скорости используется устройство замедления раскрытия парашюта: слайдер. Это квадрат ткани, скользящий на люверсах по стропам. Слайдер продлевает раскрытие парашюта на 3-5 секунд, снижая перегрузки.

Свободные концы

Четыре свободных конца соединяют стропы с подвесной системой. На задних свободных концах расположены клеванты. Стропы крепятся к райзерам карабинами, или софтлинками. Часто в свободных концах вшиты гибкие трубки, антитвисты, предотвращающие заклинивание тросиков отцепки при сильной закрутке.

Запасной парашют

Предназначен для спасения жизни парашютиста в случае частичного или полного отказа основного парашюта, Перед раскрытием запасного парашюта необходимо произвести отцепку основного парашюта. Для этого на свободных концах основного купола предусмотрены замки отцепки. Наибольшее распространение получили замки КЗУ. Запасной парашют укладывают специально подготовленные укладчики запасных парашютов или сами спортсмены после прохождения программы обучения, допущенные приказом по организации к укладке индивидуальной спортивной системы.

Устройство запасного парашюта подобно конструкции основного. Однако для увеличения надежности, запасной парашют имеет ряд отличий. Вытяжной парашют в спортивной парашютной системе имеет пружину. Соединительное звено запасного парашюта с вытяжным парашютом выполнена из другого типа капроновой или нейлоновой ленты шириной 50 мм, за счёт чего даже в случае зацепления вытяжного парашюта за парашютиста или его снаряжение способна вытянуть камеру с уложенным в неё запасным куполом. Вытяжной парашют, соединительное звенои Камера запасного парашюта не имеют соединения с куполом после наполнения, что позволяет нормально наполниться куполу в случае зацепления за части ЛА, стропы или снаряжение парашютиста, что увеличивает его надёжность по сравнению с основным. Запасной парашют наполняется быстрее, благодаря особенностям укладки и конструкции, однако имеет другие полётные характеристики. Все эти отличия необходимы для увеличения надежности запасного парашюта.

Подвесная система и ранец

Ранец предназначен для укладки в него основного и запасного парашюта. Имеет раскрывающее приспособления, которые позволяет производить: ручное раскрытие основного парашюта с помощью мягкого вытяжного парашюта, ручное раскрытие запасного парашюта, автоматическое раскрытие запасного парашюта страхующим прибором, принудительное раскрытие запасного парашюта в случае отцепки парашютистом основного купола.

Устройства на подвесной системе

  • Отцепка и КЗУ. Позволяют отцепить основной парашют в случае его отказа или ненормальной работе. Кольцевое замковое устройство состоит из трех колец разного диаметра и петли зачековки. Чтобы отцепить основной парашют, необходимо выдернуть подушку отцепки. Подушка отцепки, или релиз, имеет два стальных троса пропускаемых по шлангам каналам к правому и левому свободному концу основного купола, на которые замыкается замок КЗУ,- закреплена на подвесной системе как правило с правой стороны с помощью текстильной застёжки. Вводится в действие обеими руками, сперва парашютист берётся за подушку левой рукой, накладывает на неё правую и энергичным движением в низ под 45 градусов выдёргивает.

  • Кольцо запасного парашюта. Вводится левой рукой сразу после отцепки основного купола. Перед вводом в действие парашютист выбрасывает энергичным движением подушку отцепки наотмашь и убеждается в отцепке основного купола.
  • Транзит RSL и MARD. Это опциональные устройства, немедленно вводящие запасной парашют после отцепки основного. В транзите RSL реализован в виде капроновой ленты, идущего от шпильки зачековки запасного парашюта к переднему свободному концу основного парашюта. Закреплен на свободным конце карабином, позволяющем быстро отключить его при приземлении на препятствия либо в условиях сильного ветра, а так же в тех случаях, когда раскрылись оба парашюта. В системах MARD улетающий основной парашют вытягивает запасной парашют, работая как огромная медуза. Наиболее известна система Skyhook RSL, широко внедряемая Биллом Бусом.

Страхующий прибор

Устройство автоматического раскрытия запасного парашюта.

Страхующий прибор предназначен для автоматического раскрытия запасного парашюта в случае, если парашютист по каким-либо причинам не смог раскрыть основной парашют. Простейшие механические приборы требуют приведения в работоспособное состояние перед каждым прыжком. Их срабатывание происходит вне зависимости от скорости снижения парашютиста на заранее определённой высоте, либо по истечении определённого промежутка времени с момента, когда парашютист покидает летательный аппарат. Более совершенные электронные приборы способны отслеживать не только высоту, на которой находится парашютист, но также и его скорость. Кроме того, в течение всего дня они автоматически отслеживают колебания атмосферного давления, чтобы исключить влияние этих колебаний на измерение высоты. Такие приборы не требуют вмешательства в их работу в течение прыжкового дня. В настоящее время наиболее распространёнными электронными страхующими приборами являются Cypres и Vigil.

ПО-16

Общими элементами строения любого основного парашюта (за исключением вытяжных и стабилизирующих) являются: купол, стропы, подвесная система и ранец. По особенностям строения парашютов их можно разделить на круглые (десантные) и парашюты-крыло.

Купол . Купол шьется из тонкой, но прочной синтетической ткани (каландрированный или каркасный капрон) и связывается с подвесной системой с помощью строп. В местах наибольшей нагрузки купол укрепляют специальными лентами, которые на порядок прочнее, чем основная ткань. Стропы крепятся на куполе с помощью таких же лент. Ткань для купола может быть с нулевой воздухопроницаемостью (для скоростных «крыльев» или же с хорошей воздухопроницаемостью (круглые десантные парашюты). На вершине купола обычно располагается полюсное отверстие, которое помогает избежать раскачивания парашюта при снижении.

Стропы . Стропы для современных парашютов изготавливаются из капрона и других прочных синтетических материалов. Стропы могут различаться по толщине, прочности, стабильности длины, эксплуатационным свойствам. Например, для круглых десантных куполов важны эксплуатационные свойства строп (большой ресурс прыжков). Для скоростных куполов большую роль играет толщина и стабильная длина. По прочности стропы можно разделить на стандартные (капрон), СВМ (прочные, в три раза прочнее капрона), микролайн, вектран и НМА (сверхпрочные, в четыре раза прочнее капрона). Капроновые стропы устанавливаются на круглые парашюты, СВМ - на спортивные парашюты-крыло. Dacron - особый вид капроновых строп с большим ресурсом прыжков (используется на классических и купольных парашютах, не пригоден для скоростных парашютов из-за большой толщины). Spectra - высокопрочные стропы на основе полиэтилена, идеально подходящие для высокоскоростных парашютов (недостатки: небольшой ресурс прыжков, стропы могут уменьшаться в длине из-за перегрева вследствие трения). Vectran - стропы с небольшим ресурсом прыжков, однако со временем не изменяют длины (используются на куполах класса High и Ultra High Performance, недостаток: вероятность разрыва износившихся строп).

Подвесная система . Любая подвесная система будет включать в себя следующие элементы: круговая лямка, грудная перемычка, плечевые обхваты, ножные обхваты, свободные концы. Круговая лямка является основной несущей частью, на которой крепятся все остальные детали. Грудная перемычка фиксирует тело парашютиста на уровне груди, а плечевой обхват не позволяет парашютисту вывалиться вверх. Ножной обхват не дает парашютисту выскользнуть вниз. Свободные концы связывают подвесную систему и стропы (рапид-динк или софт-линк - звено, связывающее стропы со свободными концами). Свободные концы крепятся к плечевым обхватам. Еще одним очень важным элементом является кольцевое замковое устройство (КЗУ), которое служит для последовательного уменьшения нагрузки на трос, которым зачекован замок. Используется для быстрого и легкого отсоединения обоих свободных концов. Подушка отцепки необходима при отказе основного купола, размещается на подвесной системе с правой стороны. Звено раскрытия также располагается на подвесной системе и служит для ручного раскрытия ранца парашюта. Система транзитного раскрытия опциональна (позволяет последовательно отстегнуть основной парашют и автоматически раскрыть запасной.

Ранец . Ранец - это контейнер в котором хранятся основной и запасной парашюты в уложенном состоянии. Он пришивается или привязывается к подвесной системе. Ранец удерживает парашют в уложенном виде до введения в действие, предотвращает непреднамеренное его раскрытие, а также удачное раскрытие, когда это необходимо.

Другие статьи раздела:

В истории изобретений сложно найти более интернационального продукта, чем парашют. Идея, высказанная впервые, как предполагают, итальянцем Леонардо да Винчи в XV в., была реализована французами в XVIII в., доработана англичанами в XIX в. и усовершенствована российским изобретателем в начале XX в.

Первоначальной задачей являлось безопасное приземление человека (например, при прыжке из корзины воздушного шара). Модели того времени не отличались широким разнообразием видов. Продолжавшееся до 1970-х гг. совершенствование конструкции и используемых материалов, привело к дифференциации парашютов на две большие группы: круглые и «крыло». Самые используемые в профессиональном парашютизме относятся к группе крыла.

Виды парашютов по цели использования

В соответствии с назначением выделают следующие виды:

  • для десантирования грузов;
  • для решения вспомогательных задач;
  • для десантирования людей.

Тормозной парашют имеет давнюю историю. Он был разработан в начале ХХ в. российским конструктором, и изначально предназначался для торможения автомобилей. В таком виде идея не прижилась, но в конце 1930-х гг. она начинает внедряться в авиации.

Сегодня тормозной парашют входит в комплекс тормозной системы истребителей, которые имеют большую посадочную скорость и короткую посадочную дистанцию, например, на военных кораблях. При заходе на ВПП у таких воздушных судов из хвостовой части фюзеляжа выбрасывается один тормозной парашют с одним или несколькими куполами. Его использование позволяет сократить тормозной путь на 30%. Кроме того, тормозной парашют используется при посадках космических челленджеров.

Гражданские самолеты не применяют такой способ торможения, т. к. в момент выброса купола транспортное средство и люди в нем испытывают значительную перегрузку.

Для приземления грузов, выбрасываемых из самолетов, используют специальные парашютные системы, состоящие из одного или нескольких куполов. В случае необходимости такие системы могут комплектоваться реактивными двигателями, придающими дополнительный тормозящий импульс перед непосредственным контактом с землей. Подобные парашютные системы используются также при спуске космических аппаратов на землю. К парашютам вспомогательных задач относятся те, которые являются составными частями парашютных систем:

  • вытяжные, которые вытягивают основной или запасной купол;
  • стабилизирующие, которые, помимо вытягивая, обладают функцией стабилизации десантируемого объекта;
  • поддерживающие, которые обеспечивают правильный процесс раскрытия другого парашюта.

Большая часть парашютных систем существует для десантирования людей.

Виды парашютов для десантирования людей

Для безопасного приземления людей применяются следующие типы парашютов:

  • тренировочные;
  • спасательные;
  • спец назначения;
  • десантные;
  • планирующие оболочковые парашютные системы (спортивные).

Основными видами являются планирующие оболочковые парашютные системы («крыло») и десантные (круглые) парашюты.

Десантные

Армейские парашюты бывают 2 видов: круглые и квадратные.

Купол круглого десантного парашюта представляют собой многоугольник, который при наполнении его воздухом приобретает форму полусферы. Купол имеет вырез (или менее плотную ткань) в центре. Круглые десантные парашютные системы (напр., Д-5, Д-6, Д-10) имеют следующие высотные характеристики:

  • максимальная высота выброски – 8 км.
  • обычная рабочая высота – 800-1200 м.
  • минимальная высота выброски – 200 м со стабилизацией 3 с и снижении на наполненном куполе не менее 10 с.

Круглые десантные парашюты плохо управляемы. Имеют примерно одинаковую вертикальную и горизонтальную скорость (5 м/с). Масса:

  • 13,8 кг (Д-5);
  • 11,5 кг (Д-6);
  • 11,7 (Д-10).

Квадратные парашюты (напр., российский «Листик» Д-12, американский Т-11) имеют дополнительные прорези в куполе, что наделяет их лучшей маневренностью, позволяет парашютисту контролировать горизонтальное перемещение. Скорость снижения – до 4 м/с. Горизонтальная скорость – до 5 м/с.

Тренировочные

Тренировочные парашюты используются как промежуточные для перехода от десантного к спортивному. Они, так же как и десантные, имеют круглые купола, но снабжены дополнительными прорезями и клапанами, позволяющими парашютисту влиять на горизонтальное перемещение и тренировать точность посадки.

Наиболее популярный тренировочный вариант – Д-1-5У. Именно его используют при совершении первых самостоятельных прыжков в парашютных клубах. При натяжении одной из строп управления эта модель делает полный разворот на 360° C за 18 с. Он хорошо управляем.

Средние скорости снижения (м/с):

  • горизонтальная – 2,47;
  • вертикальная – 5,11.

Минимальная высота выброса с Д-1-5У – 150 м при немедленном раскрытии. Максимальная высота выброса – 2200 м. Другие тренировочные модели: П1-У; Т-4; УТ-15. Имея аналогичные с Д-1-5У характеристики, эти модели еще более маневренны: делают полный разворот за 5 с, 6,5 с и 12 с, соответственно. Кроме того, они примерно на 5 кг легче, чем Д-1-5У.

Спортивные

Планирующие оболочковые парашютные системы характеризуются наибольшим видовым разнообразием. Они могут быть классифицированы по форме крыла и по типу купола.

  • Классификация по форме крыла

Купола типа «крыло» могут иметь следующую форму:

  • прямоугольная;
  • полуэллиптическая;
  • эллиптическая.

Большинство крыльев имеет прямоугольную форму. Она обеспечивает простоту управления, предсказуемость поведения парашюта.

Чем более эллиптична форма купола, тем лучше становятся аэродинамические показатели парашюта, но тем менее он становится устойчив.

Эллиптичные конструкции характеризуются:

  • более высокой скоростью (горизонтальной и вертикальной);
  • коротким ходом строп управления;
  • большой потерей высоты при развороте.

Эллиптические купола – высокоскоростные модели, предназначенные для использования парашютистами с опытом более 500 прыжков.

  • Классификация по типу купола

Спортивные модификации подразделяются в соответствии с назначением купола на:

  • классические;
  • студенческие;
  • скоростные;
  • переходные;
  • тандемные.

Классические купола имеют большую площадь (до 28 м²), что делает их устойчивыми даже при сильном ветре. Их также называют точностными.

О тличительные черты:

  • мобильны в горизонтальной плоскости (развивают скорость до 10 м/с);
  • позволяют эффективно контролировать снижение;
  • используются для тренировки точности посадки.

Название «студенческий купол» говорит само за себя. Такие парашютные системы используются парашютистами с небольшим опытом прыжков. Они достаточно инертны, менее маневренны и, следовательно, более безопасны. По площади купола студенческий примерно соответствуют диапазону классического, но имеет 9 секций вместо 7. Купола для скоростных парашютов маленькие – до 21,4 м². Эти профессиональные модели отличаются «резвостью» и высокой маневренностью. Некоторые модели развивают горизонтальную скорость более 18 м/с. В среднем – 12-16 м/с. Используются подготовленными парашютистами.

Тандемные купола предназначены для десантирования 2 человек одновременно. Поэтому они имеют большую площадь, до 11 секций. Отличаются повышенной устойчивостью и прочностью конструкции. Переходные купола более инертны и медлительны, но достаточно быстры: могут развивать горизонтальную скорость до 14 м/с. Используются в качестве тренировочных перед осваиванием скоростных моделей. А планирующие оболочковые парашютные системы обозначаются литерами ПО (например, ПО-16, ПО-9).

Спасательные

Системы, предназначенные для аварийного десантирования из самолета, терпящего крушение, называются спасательными. Как правило, они имеют круглую форму купола (например, С-4, С-5). Но также бывают и квадратные (например, С-3-3).

Аварийная выброска может происходить при скорости до 1100 км/ч (С-5К) на высоте :

  • от 100 м до 12000 м (С-3-3);
  • от 70 до 4000 м (С-4У);
  • от 60 до 6000 м (С-4);
  • от 80 до 12000 м (С-5).

При выброске на очень большой высоте парашют разрешается открывать после прохождения отметки в 9000 м. Площадь куполов у спасательных моделей значительна и, например, у С-3-3 составляет 56,5 м. Спасательные системы, предназначенные для катапультирования на большой высоте, снабжаются кислородными приборами.

Запасные

Какие бы парашютные системы не использовались, запасной парашют является обязательной их частью. Он крепится на груди парашютиста и используется в качестве аварийного в случаях, если основной отказал или не смог раскрыться правильно. Запасной парашют обозначается литерами «З» или «ПЗ». Запасной парашют имеет большую площадь купола – до 50 м². Форма купола – круглая. Скорость вертикального спуска – от 5 до 8,5 м/с.

Различные типы аварийных систем совместимы с разными типами основных парашютов:

  • запасной парашют типа З-2 совместим с десантными и спасательными моделями Д-5, Д-1-5, С-3-3,С-4.
  • запасной парашют типа ПЗ-81 должен использоваться со спортивными вариантами типа ПО-9.
  • запасной парашют ПЗ-74 предназначен для использования с тренировочными моделями УТ-15 и Т-4.

Специального назначения

В эту группу включаются парашютные системы немассового использования. Они применяются в спасательных и военных операциях.

Парашюты для бейсджампинга

Основной купол для бейсджампинга – обычное прямоугольное «крыло». Как правило, изготавливаются из воздухонепроницаемого материала (ZP-0). Запасной парашют отсутствует: низкая высота прыжка делает его лишним.

При прыжках типа фрифол, когда бейсджампер сам раскрывает парашют, парашютная система требует большого вытяжного парашюта, тяги которого хватит на быстрое раскрытие основного купола. Прыжки типа ассист менее требовательны к величине вытяжного парашюта, т.к. вытягивание основного купола происходит «автоматически». В прыжках ролл овер используется только основной, уже распущенный, купол.

В отличие от круглых куполов, «крыло» имеет вы­тянутую форму - прямоугольную или эллиптическую, которая по конструкции принципиально мало отли­чается от жесткого крыла самолета. Обычно крыло не

Рис. 14. Конструкция крыла: 1- верхняя оболочка; 2 - нижняя оболочка; 3 - нервюра; 4 - лонже­роны, стрингеры: h - высота профиля; l" - размах, d - хорда

является монолитным, а состоит из двух оболочек, не­рвюр (вертикальных силовых элементов) и лонжеро­нов (продольных силовых элементов). Роль оболочек очевидна. Форма нервюр определяет профиль крыла, лонжероны (или стрингеры) обеспечивают продоль­ную прочность (рис. 14).

Составные части купола-«крыло»: две оболочки, нервюры, «уши», стропы, слайдер.

Оболочки - основные несущие поверхности купо­ла. Они изготавливаются из ткани с низкой или нуле­вой воздухопроницаемостью. В качестве лонжеронов выступают силовые ленты. Материал оболочки влияет на некоторые характеристики купола: ткань с нулевой воздухопроницаемостью (ZP-0) позволяет достигать максимально возможных летных характеристик (ско­рость, аэродинамическое качество), ткань с низкой воз­духопроницаемостью типа F-111 дает более стабильное и предсказуемое раскрытие парашюта, позволяет ис­пользовать купол большой площади при небольшой массе парашютиста и лучше подходит для планирова­ния на низких скоростях (например, при работе на точ­ность приземления). В задней части купола оболочки сшиты друг с другом, в передней части между ними есть промежуток (сопло), через который при планировании внутрь купола поступает воздух. На основных куполах-«крыло» посередине верхней оболочки имеется креп­ление для стренги вытяжного парашюта.

Нервюры - это вертикальные (иногда - наклон­ные) перемычки между оболочками. От формы нер­вюр зависит профиль крыла и его форма (рис. 15). На прямоугольных куполах все нервюры одинаковые, на эллиптических - одна или несколько нервюр по краям имеют меньшие размеры, чем центральная. Нервюры делятся на силовые и промежуточные. К си­ловым нервюрам крепятся стропы,


Рис. 15. Нервюра парашюта типа «крыло»

промежуточные всего лишь поддерживают форму профиля. Силовые нервюры делят купол на секции. При некоторых ре­жимах в разные секции купола поступает разное ко­личество воздуха, и, чтобы обеспечить равномерное распределение давления воздуха внутри купола, нервю­ры шьют из менее плотной, чем на оболочках, ткани" либо в них делают конструктивные отверстия.

Так как купол изготовлен из мягкого материала, в наполненном состоянии под напором воздуха его форма не может строго соответствовать чертежам, ис­кажения неизбежны. Можно только попытаться сде­лать их не очень значительными. Для того чтобы купол сохранял более правильный профиль, на тонкопро­фильных скоростных моделях парашютов используют косые (диагональные) нервюры. Чаще всего они пред­ставляют собой треугольные косынки, соединяющие верхнюю оболочку с нижней частью силовых нервюр, в местах крепления строп. Дополнительные косые нер­вюры, а также большее количество промежуточных нервюр, как несложно догадаться, увеличивают укла­дочный объем купола, то есть его размеры в уложен­ном виде.


Секция - части купола между двумя силовыми нер­вюрами. На большинстве куполов секция имеет одну промежуточную нервюру. На куполах с косыми нервю­рами структура секции чаще всего содержит две про­межуточные и две косые нервюры. Количество секцийзависит от удлинения купола. Современные парашю­ты с относительно небольшим удлинением делают семисекционными, с большим - девятисекционными. Существуют отдельные экземпляры, имеющие один­надцать секций. Некоторые старые образцы куполов имели 5 секций, из-за низкого аэродинамического ка­чества в настоящее время такие модели не изготавлива­ются. Косонервюрники, секции которых отличаются от обычных, называют 21- или 27-секционными, в таком обозначении секцией считают часть купола между дву­мя соседними вертикальными нервюрами, не разли­чая силовые и промежуточные.

На рис. 16 показаны варианты структуры секций. В левом столбце изображена общая схема данного клас­са куполов, в среднем - поперечный разрез, показы­вающий расположение нервюр, в правом - вид купола спереди с учетом формы сопел, частично прикрытых тканью верхней оболочки. Классический семисекци-онный купол имеет толстый профиль и большие, от­крытые сопла (рис. 16, схема а). У скоростного купола Icarus Safire (рис. 16, схема б) более тонкий профиль, его сопла частично прикрыты для улучшения аэроди­намики, оставшейся площади отверстий достаточно для забора необходимого количества воздуха. У эллип­тических скоростных куполов высшего класса Icarus Crossfire и Atair Competition Cobalt (рис. 16, схемы в, г, рис. 17) та же структура секций, но их сопла сильно закрыты для уменьшения лобового сопротивления. Еще более тонкий профиль и особую структуру сек­ций имеют косонервюрники. В традиционном опре­делении Icarus Extreme FX (рис. 16, схема д) можно назвать семисекционным, но, так как каждая секция его делится на три части, его принято называть 21-сек­ционным. Аналогично 9-секционный Atair Onyx (рис. 16, схема ё) называют 36-секционным. Купола с косыми нервюрами имеют самую совершенную аэро­динамику, тонкий и правильный профиль, очень не­большие сопла.

Сопло - отверстие в передней части секции для по-ступания воздуха внутрь купола (рис. 18). На низких скоростях планирования при небольшом встречном на­поре в купол поступает относительно немного воздуха, и парашюты, предназначенные для работы в таких ре­жимах (например, классические), имеют большие от­крытые сопла. На больших скоростях для поддержания высокого давления вполне достаточно небольших от­верстий, при этом желательно улучшить обтекаемость передней части купола, поэтому на скоростных купо­лах сопла, как правило, частично закрывают тканью верхней оболочки или дополнительными косынками из того же материала, что и оболочки (рис. 16, схемы в-е)

Рис. 16. Структура секций различных куполов: и - Parafoil (классический); б - Safire (скоростной); в - Crossfire (эллипс пысшсго класса); г - Competition Cobalt (свуперский эллипс); д - Extreme FX (21-секционный косонервюрник); е - Опух (36-секционный косонервюрник)

Рис. 17. Competition Cobalt

Рис. 18. Нервюры разных куполов:

и - классический (точностной) купол; б - скоростной тонкопрофильный купол; в - параплан (приведен для сравнения). Размерными линиями показаны размеры и расположение сопел

Для поддержания давления в скоростном куполе на низких скоростях были придуманы воздушные клапа­ны: (airlocks) (рис. 19). Они впускают воздух внутрь и ограничивают его выход наружу. Купол с клапанами труднее ввести в свал, он сохраняет устойчивость на низких скоростях и менее восприимчив к турбулент­ности встречного воздуха. Правда, такой купол слож­нее укладывать и он не сдувается после приземления, что может вызвать проблемы при сильном ветре. К тому же если купол отцепили в воздухе, он не складывается, как другие купола, и может улететь далеко. Наличие клапанов несколько увеличивает укладочный объем. И настоящее время отношение к такой доработке не­однозначно и существует лишь несколько моделей ку­полов с клапанами.

Рис. 19. Схема купола с клапанами (airlocks)

Стропы. Для поддержания необходимого профиля парашюту-«крыло» недостаточно строп только по кон­туру купола, как на круглых парашютах, поэтому его стропы равномерно распределены по всей площади купола. На рис. 20 приведена схема одного из вариан­тов крепления строп. Стропы на данной схеме при­креплены в местах пересечения линий, кроме задней кромки. К задней кромке крепятся только лучи строп управления, они показаны на схеме. К середине зад­ней кромки строп не прикрепляют. Цифрами на схеме обозначены ряды строп. Первый ряд расположен на передней кромке купола, остальные ряды равномерно распределены от «носа» до «хвоста». Большинство современных парашютов имеют четыре ряда строп. На эллиптических куполах боковые секции короче центральной, поэтому одна-две крайние нервюры, как правило, имеют только три ряда строп. По иностран­ной классификации 1-й, 2-й, 3-й, 4-й ряды строп обо­значают соответственно: каскад А, В, С, D.

Рис. 20. Схема расположения строп на куполе (один из вариантов). 11ифрами обозначены ряды строп, жирными точками (а) - места креп­ления строп; б - лучи стропы управления; в - стропа управления

Парашют-«крыло» двигается, вниз за счет силы тя­жести. Сопротивление воздуха обеспечивает ему по­стоянную скорость снижения. За счет того, что купол наклонен к горизонту и отклоняет встречный воздух, возникает движение купола по горизонтали. Наклон купола обеспечивается разницей длин строп разных рядов: стропы первого ряда самые короткие, каждый последующий ряд длиннее предыдущего (рис. 21).