Млекопитающие растительноядные животные. Описание травоядных животных и их список

Растительноядными называют животных, которые употребляют в пищу только корм растительного происхождения.

Типы растительноядных животных

Несмотря на то, что на основе поедания растительной пищи разные виды животных объединяются в одну группу, между ними и их кормовой базой существует большая разница. Например, большая часть копытных питается, в основном, травянистой растительностью (травоядные). Среди них можно упомянуть таких животных, как:

  • Антилопы гну.
  • Зебры.
  • Газели.

Другие, как слоны, могут как поедать траву, так и срывать листья с деревьев. Жирафы и их родственные окапи (лесной жираф) имеют длинную шею и почти всегда кормятся листьями и молодыми ветками, а не травой. Олени на севере в теплое время года поедают траву, а вот зимой могут есть корни и молодые побеги, ветки и кору деревьев.

Кроме наземных травоядных есть также такие лесные обитатели, которые большую часть времени проводят на деревьях, и кормятся их листьями и плодами. Такими являются коалы в Австралии, ленивцы в лесах Южной Америки, лемуры на острове Мадагаскар, панда, гориллы и т.д. Также растительноядные встречаются в других группах животных, кроме млекопитающих. Так, например, слоновая черепаха и морские игуаны среди рептилий, а также многие птицы (горлица, колибри, некоторые попугаи и т.д.) тоже являются растительноядными.

Растительноядные в жизни человека

Многие растительноядные животные играют исключительно важную роль в жизни человека уже несколько тысяч лет. Люди давно оценили ценность этих животных и одомашнили их. Среди таких животных можно выделить:

  • Корову.
  • Барана.
  • Лошадь.
  • Олени на севере.
  • Лама в Южной Америке.
  • Яки в Тибете.
  • Верблюды в пустынях.

Этих животных человек выращивает для разных целей, например, для получения молока, для употребления их мяса в пищу, ради шерсти и шкуры и т.д. Такие травоядные, как яки, лошади и верблюды также служили, а в некоторых культурах и сейчас служат как транспорт для передвижения человека и грузов. А яки и сейчас в горных районах Тибета и Гиндукуша остаются основным методом передвижения грузов в высокогорных районах, поскольку автомобили туда не могут подниматься.

Зеленые растения обладают способностью к фотосинтезу, при котором с помощью лучистой энергии солнца простые химические компоненты воздуха и вода превращаются в более сложные соединения. Таким образом, растения сами обеспечивают себя пищей. Животные этого делать не умеют.

Они обеспечивают себя энергией, поедая растения или питающихся растениями животных. Следовательно, без растений на земле просто не было бы жизни.

Большинство животных - растительноядные. Часто они используют в пищу лишь определенные виды или даже части растений, которые лучше в подходят для их пищеварительной системы. Листья и стебли в основном состоят из довольно грубого вещества - клетчатки, или целлюлозы. Она с трудом поддается перевариванию, но микроскопические бактерии и простейшие, живущие в желудках многих растительноядных животных, помогают переварить размельченную растительную пищу.

Ламантины

Ламантины, как и родственные им дюгони, - млекопитающие , живущие в воде и питающиеся почти исключительно растительной пищей. Так как водная растительность в большом количестве содержит вредный разрушающий зубы ламантинов кремнезем, то зубы у этих животных постоянно обновляются. Ламантины живут на морских мелководьях и в реках атлантического побережья Западной Африки и тропических районов Америки.

Окапи

Робкий окапи - единственный сохранившийся на земле родственник жирафов . Окапи был открыт только в 1901 году. Живут окапи в густых тропических лесах Центральной Африки. Питаются эти животные листьями, которые они срывают длинным, до 50 см, языком. Язык у них такой длины, что они могут даже облизывать им глаза. Окапи очень разборчивы в еде и подолгу выискивают свои любимые листья, нежные почки, плоды или грибы. Если представится возможность, они с удовольствием полакомятся маниоком или сладким картофелем с огорода. Длинными ногами и покатой спиной окапи очень похож на жирафа с короткой шеей. Темно-коричневый мех и полоски на ногах и задней части тела являются хорошей маскировкой в лесу. Рост окапи в холке достигает 160 см, а вес - до 230 кг. У самцов есть маленькие рожки. Окапи метят свою территорию, составляющую несколько гектаров, и дерутся из-за самок так же, как жирафы, нанося друг другу удары шеями. Самцы и самки держатся вместе только во время спаривания. Самки в одиночку воспитывают своих детенышей, которые остаются вместе с матерью в течение 12-18 месяцев.

Даманы

Эти животные похожи на крупных грызунов, однако их ближайшими родственниками являются слоны. Благодаря мягким подошвам лап и сильно загнутым когтям они в одно мгновение могут залезть на дерево. Клейкое вещество, выделяемое специальными железами на лапах, помогает им крепко удерживаться на деревьях. Эти ночные, издающие громкие крики млекопитающие обитают в лесах Африки. Питаются они листьями, папоротниками, плодами, иногда насекомыми и яйцами птиц. Живут даманы, как правило, парами.

Коала

Сумчатое млекопитающее животное Австралии коала всю жизнь проводит среди эвкалиптовых деревьев, листьями которых он питается. Для большинства животных листья эвкалипта ядовиты. Однако в желудке коала выделяется особенный сильнодействующий желудочный сок, который нейтрализует яд эвкалипта. Поскольку листья эвкалипта не очень питательны, коала, чтобы запастись достаточным количеством жизненной энергии, ежедневно вынужден потреблять их в огромных количествах - около 1,3 кг. До принятия в Австралии закона об охране этих животных на них велась очень активная охота ради их красивого меха. В настоящее время прежде всего болезни, а также люди, вторгшиеся в среду их обитания, повинны в том, что количество этих животных, составлявшее ранее несколько миллионов, уже сократилось до нескольких сотен тысяч и, к сожалению, продолжает уменьшаться.

Предполагаемый результат: формирование у детей понятия хищное и растительноядное животное; умение выделять во внешнем строении животных признаки, указывающие на способы питания.

Цели урока

1. Познакомить с понятиями хищное и растительноядное животное; учить выделять во внешнем строении животных признаки, указывающие на способы питания.
2. Формировать правильную связную речь, положительную самооценку и взаимооценку, научить работать в группах.
3. Воспитывать экологическую культуру, способствовать формированию любознательности.

Ход урока

    Организационный момент.

    Актуализация знаний.

Игра на внимание “Живая – неживая природа”

Правила игры. Учитель называет различные слова. Если называется предмет неживой природы – дети топают, живой – хлопают в ладоши. В игре возможны “ловушки” – названия предметов, которые сделаны руками человека.

Примеры слов: облако, кенгуру, стол, камень, тигр,светильник, сова, песок, щука, вода, книга, бабочка, лев, заяц.

На доске плакаты с изображением животных: лев, бабочка, рыбы, волк, заяц, тигр, орел, кенгуру.

У. – На доске расположены названия объектов живой природы, которые вы назвали во время игры. Что у них общего?

Д. – Это животные.

2. Определение характерных признаков растительноядных и хищных животных.

Игра «Угадай-ка»

Я загадала одно из этих животных. Угадайте, кто это? (Дети задают вопрос, на который можно дать ответ «да» или «нет».)

Это зверь?
- Живет в наших лесах?
- Питается растениями? и т.п.

Лев, кенгуру.

Чьи вопросы показались наиболее удачными? Сравните этих животных. (Общее - звери, место обитания, различие - по питанию: один – хищник, второй - питается растениями.)

    Распределение животных по группам.

Дополните группы названиями других животных, подходящими по способу питания (таблицы с изображениями и названиями животных).

Как можно назвать первую группу? (Хищники: орел, лиса, тигр, волк, лев, щука.)
- Кого называют хищниками?
(Животные, которые питаются другими животными.)
- Как назвать вторую группу?
(Растительноядные: бабочка, кенгуру, заяц) . Чем питаются эти животные? (Животные, которые питаются
растениями).

На доске – схема:

Как думаете, можно ли, внимательно рассмотрев животное, определить, к какой группе по способу питания оно относится? (Можно, по зубам.)

Мы будем учиться определять, какие еще внешние признаки животных, кроме зубов указывают на их способ питания.

4. Физкультминутка( упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающее запоминание, повышает устойчивость внимания):

Ленивые восьмёрки”

Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости “восьмёрки” по три раза каждой рукой, а затем обеими руками, затем глазами.

    Исследовательская работа.

Проведем работу в группах.

Назвать признаки хищников и признаки растительноядных.

Каждая группа получает изображения животных с заданием: определите, хищник это или растительноядное животное. Внимательно рассмотрите их внешность – зубы, лапы, клюв и т. д., определите особенности.

1 гр. – волк, кабан
2 гр. – орел, филин
3 гр. – щука, акула
4 гр. – заяц, бобр
5 гр. – клест, снегирь

Для справок: Для справок: плакат с изображением зубов, клювов, лап.

Устная проверка. От каждой группы отвечает 1 ученик.

Коллективный вывод ( делают дети, учитель завершает ). У хищников хорошо развитые клыки, острые зубы, когти; хищники быстрые, сильные, выносливые, с хорошо развитым слухом, зрением. У растительноядных животных зубы, перетирающие пищу, сильные губы, язык; растительноядные хорошо бегают, прячутся, у них хороший слух и зрение.

6. Физкультминутка ( упражнение стимулирует мыслительные процессы):

Качания головой.

    Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 сек.

    Релаксация. В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем к ней лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала ещё больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становиться большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем, всем (руки в сторону).

Открой глаза. Посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу добрые мысли. Всего вам доброго!

    Работа по учебнику.

Рассмотрите рисунок

Учебник с. 12-13 (верхний рисунок). Расскажите, что видите. Коза и обезьяна – что объединяет таких разных животных? (Пища – растения.)

Обезьяны: современные человекообразные и обезьяноподобные существа – чем питаются?

Вывод ( делают дети). Древние предки человека были растительноядными.

Какими стали предки человека позже, узнаем на следующем уроке.

9. А теперь поиграем. Отгадайте загадку:

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А, проснувшись, стал реветь.
Этот зверь - лесной …
(Медведь)

Скажите, а к какой группе по способу питания отнесем этого зверя? Сейчас вас ждет сюрприз.

Инсценировка: «3 медведя»

Входят три медведя.

Медведица. - Я медведица, а это мои медвежата. Мы – могучие и ловкие, хитрые и осторожные.

Медведь. Несмотря на то, что мы хищники, мы очень любим плоды и ягоды, зерна хлебных растений, коренья, травы, почки деревьев, желуди. Ребята, а вы знаете, что мы еще едим? (Рыбу, мед, малину, орехи)

Медвежонок. Еще мы едим раков, улиток, насекомых, птиц и птичьи яйца, грызунов.

Медведица. Больше всего мы любим мед.

Медведь. Ой, только не надо о пчелах. Когда поспевают овес и кукуруза, мы можем целую ночь быть в поле. Сядешь, пригнешь колосок и съешь его. Затем другой. Вот объедение!

Учитель. Пока много растительной пищи, медведи питаются ею. Но если ее не хватает, то медведь вспоминает, что он хищник, и нападает на лосей, кабанов, тетеревов, глухарей и рябчиков.

Медведица. Нам стыдно, но есть то хочется.

Медвежонок. Но на людей мы не нападаем, только если нас сильно раздразнят, напугают или ранят. Но вы же друзья и не будете так поступать?

Медведица. Нам пора, до встречи.

Что нового узнали о медведях?

Скажите, а в наших лесах живут медведи? Какие еще хищники обитают в Удмуртии?

III . Итоги урока

О каких группах животных вы расскажете сегодня родителям? Какие особенности каждой группы запомнили?

Рефлексия

Понравился урок? Понравились сами себе на уроке? Покажите какое у вас сейчас настроение.

Творческое задание

Понаблюдайте за домашними животными, определите, к какой группе по способу питания они относятся, какие признаки об этом говорят.

Животный мир является важной частью окружающей среды и процессов, которые в ней происходят. Участие в биологических системах и пищевых цепочках - необходимость для его представителей. Многие животные способствуют размножению растений, а те, в свою очередь, служат пищей для представителей фауны. Это - союз, который связывает растительноядных животных с другими обитателями живой природы.

Мир фауны подразделяют на огромное количество категорий - видов, подвидов, отрядов, классов. Среди них выделяются растительноядные животные - те представители фауны, которые питаются исключительно пищей растительного происхождения. Они являются потребителями первого порядка в составе

Особенностью пищеварительной системы этих представителей окружающего мира является преобладание пищевого фермента амилазы. Некоторые растительноядные животные имеют фермент, расщепляющий целлюлозу. Это позволяет им более легко переваривать пищу растительного происхождения.

Травоядные животные - это полная противоположность плотоядным представителям фауны. В основном на эти категории можно разделить высших животных. Более мелкие, микроскопические организмы сложно отнести к той или иной из них, так как нередко неясна даже их принадлежность к миру флоры или фауны. Они сами служат пищей для многих животных.

Таких случаев среди представителей фауны довольно много. Примером смены рациона питания в течение жизни служит лягушка. Во взрослом возрасте она питается пищей животного происхождения, в то время как ее головастик является травоядным (питается водорослями). К растительноядным животным можно отнести коал, ленивцев, кенгуру, китов, некоторых парнопалых, всех хоботных, непарнопалых и рукокрылых.

Копытные (лесные, пустынные, в своем большинстве также относятся к этому классу. Все они питаются растительной пищей, если же и употребляют корм иного происхождения, то в очень маленьких количествах, не сопоставимых с объемом растений в их рационе. Для защиты от нападения у многих копытных предусмотрены рога, костные образования на голове. Носороги имеют рог, который располагается на носу. Слюна растительноядных животных не выделяет птиалина. Она в основном предназначена для смачивания пищи.

Пища растительного происхождения очень трудно переваривается. Облегчить этот процесс призвано сложное которое имеют растительноядные животные. У жвачных представителей этого класса он состоит из сетки, рубца, книжки и сычуга. Это позволяет без проблем переваривать богатую Процесс происходит в несколько этапов: из рубца плохо разжеванная трава может вновь выбрасываться в пищевод, а затем в рот - животное «жует жвачку». Смоченная слюной, тщательно пережеванная пища на этот раз уже не проваливается в рубец, а стекает по желобку и попадает сквозь сетку в книжку, а затем - в сычуг. Из сычуга она небольшими порциями выбрасывается в тонкий кишечник, где происходит всасывание питательных веществ в кровь.

Растительноядные животные имеют отличия и в строении зубов. Для них характерны зубы с плоской коронкой и большим промежутком в челюстях. У многих из них отсутствуют резцы. Травоядные животные имеют очень мощные отвечающие за перетирание жесткой растительной пищи.

Растительноядные или травоядные - это животные, которые питаются пищей растительного происхождения, включая траву, фрукты, листья, корни, луковицы, овощи и т.д. Зубы травоядных приспособлены для измельчения растительных тканей. Хотя есть несколько травоядных животных, которые иногда едят мясо, многие из них не имеют возможности жевать или переваривать продукты животного происхождения. Некоторые растительноядные животные предпочитают в своем рационе фрукты и листья, поэтому их часто называют плодоядными и листоядными, соответственно.

Рационы травоядных животных варьируются в зависимости от , географического положения и времени года. В животном мире растительноядность имеет некоторые преимущества. В отличие от , травоядные животные не должны охотиться за своей едой, чтобы потребить ее. Однако некоторые растения защищаются от животных с помощью шипов или яда.

Каковы наиболее распространенные черты травоядных?

Большинство травоядных животных живут группами или стадами, то есть они социальные. Такие животные выступают первичными потребителями в , а это значит, что они являются жертвой плотоядных животных. Вот почему их глаза обычно расположены по бокам головы. Это позволяет видеть приближение потенциальной угрозы, не поворачивая головы. У них также есть общая склонность сильно пугаться и быстро бегать.

Хотя в мире есть много травоядных животных, вас может удивить, что некоторые из них являются огромными, имеют плохую репутацию и выглядят как хищники. В этой статье рассмотрим некоторые примеры растительноядных животных, главным образом , а также их рацион.

Бобр

Бизон

Американский бизон (Bison bison ) - представитель семейства полорогих. Несмотря на то, что в XIX веке эти парнокопытные почти исчезли из-за европейских поселенцев, сейчас они обитают в национальных парках и на охраняемых районах. Бизоны питаются низкорослыми травами и, как известно, пасутся на ходу.

Большая панда


Большая панда (Ailuropoda melanoleuca ) - млекопитающее из семейства (Ursidae ), родное для Китая. Панда легко распознается по большим, отличительным черным пятнам вокруг глаз, на ушах и поперек округлого тела. Хотя это животное относится к отряду хищных (Carnivora ), его рацион на более 99% состоит из бамбука. Большие панды в дикой природе могут иногда есть другие травы, дикие клубни или даже мясо , грызунов или падаль.

Гиппопотам

Или бегемот обыкновенный (Hippopotamus amphibius ) - африканское парнокопытное млекопитающее. Часто считается вторым по величине наземным животным. Гиппопотам сопоставим по размеру и весу с белым носорогом (Ceratotherium simum ) и индийским носорогом (Rhinoceros unicornis ). Подобно другим травоядным животном, гиппопотамы питаются различными растениями, однако большая часть рациона состоит из травы.

Другие примеры травоядных (растительноядных) животных:

  • Отряд Непарнокопытные: ослы, тапиры, зебры.
  • Отряд Парнокопытные: быки, зебу, яки, гну, буйволы, газели, бизоны, бараны, овцы, козы, олени, гуанако, ламы, викуньи.
  • Отряд Зайцеобразные: зайцы, пищухи.
  • Отряд Грызуны: хомяки, морские свинки, шиншиллы, дикобразы, нутрии, мары, белки.
  • Отряд Рукокрылые: листоносые летучие мыши, крыланы.
  • : колобусы, лепилемуры, тонкотелые обезьяны, гелады.
  • Класс Птицы: утки, гуси, лебеди, жако, амазоны, волнистые попугаи, воскоклювые попугаи, ара, какаду, туканы.
  • Класс : гигантский цепкохвостый сцинк, сухопутные черепахи, обыкновенные игуаны.
  • Класс Насекомые: муравьи, настоящие кузнечики, булавоусые чешуекрылые, гусеницы, короткоусые прямокрылые, цикадки, моли, горбатки.
  • : коалы, кенгуру.
  • Надкласс рыбы: все виды рыб, которые питаются исключительно растительной пищей, такой как водные растения и фитопланктон.
  • Беспозвоночные: улитки, слизни, дождевые черви.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .