Минин и пожарский краткое сообщение для детей. Минин и Пожарский — кто они такие, что сделали на самом деле


Князь Дмитрий Михайлович Пожарский:
"Деды наши из Руси татар прогнали. Так не посрамим же их славы! Пусть знают дети наши и внуки наши и правнуки наши и все РУССКИЕ ЛЮДИ, которые будут, что послужили мы Отечеству ВЕРНО! Что крепка наша земля, что будет стоять она нерушимо навечно!"

Кто такие Минин и Пожарский?

С сентября 1610 года Москва была заня-та польскими войсками. Боярское прави-тельство договорилось с королем Польши Сигизмундом III о признании его сына Владислава русским царем, но на условиях независимости государственной жизни, православной церкви и национального быта.

Однако поляки не собирались выпол-нять этот договор. Реальной властью в Мо-скве обладали польские военачальники и их пособники из русских бояр. По стране разъезжали отряды польских панов. За-хватчики начисто обирали население, топтали посевы, резали скот, сжигали города и села, зверски убивали или угоняли в плен жителей, издевались над русскими обычаями. В то же время на северо-западе страны объявился новый враг - шведы: они захватили древний Новгород.

К осени 1611 года значительная часть России на западе и северо-западе была в руках иноземцев. В полусожженной и раз-грабленной столице стоял вражеский гар-низон. Повсюду рыскали шайки лихих лю-дей (разбойников). Страна пришла в пол-ный упадок. Она не имела ни центрального правительства, ни армии, ни материаль-ных средств. Ей угрожала потеря государ-ственной независимости. Эту страшную по-ру народ прозвал «лихолетьем».

Мириться с гибелью государства было просто невозможно. Осенью 1611 года в Нижнем Новгороде по почину земского старосты Кузьмы Минина начали формиро-ваться отряды народного ополчения для борьбы с врагами. Их ядро составили ни-жегородские посадские и служилые люди. Нужно было избрать военного предводите-ля будущей народной рати. Выбор пал на одного из лучших военачальников того времени, известного своей храбростью и честностью, - князя Дмитрия Михайлови-ча Пожарского. Всеми же хозяйственными делами и организацией ополчения ведал Кузьма Минин.

Нижегородское войско быстро преврати-лось в общерусское. Оно ставило своей целью освобождение Москвы и изгнание из страны интервентов.

Весной 1612 года ополчение двинулось на Ярославль, в котором пробыло около четырех месяцев, продолжая подготовку к походу на Москву. За это время оно значи-тельно возросло и окрепло. В июле 1612 года народная дружина Минина и Пожар-ского выступила на Москву.

24 августа в самой столице произошла упорная и кровопролитная битва. Русские разгромили армию гетмана Ходкевича, ко-торый шел на помощь польскому гарнизо-ну, занимавшему Кремль.
В октябре 1612 года, не выдержав голо-да, осажденный вражеский гарнизон сдал Кремль. Ополчение Минина и Пожарского полностью освободило столицу от врагов.

Вскоре и вся русская земля была очи-щена от разрозненных отрядов польских панов. Так русский народ, тесно сплотив-шись перед лицом опасности, спас свою землю от иностранного порабощения.
В память о патриотической деятельно-сти Минина и Пожарского в 1818 году на Красной площади в Москве установлен па-мятник работы скульптора И.П.Мартоса. На нем выбита надпись: «Гражданину Ми-нину и князю Пожарскому благодарная Россия».


Положение Московского государства конца XVI – начала XVII века было очень тяжёлым. Кризисы следовали один за другим, становясь предпосылками иностранной католической интервенции и самозванства. Отстоять национальную свободу и православную веру смогли представители Второго народного земского ополчения. История этого подвига навсегда останется в памяти русского народа.

Вконтакте

Прежде всего, государство переживало сильнейший династический и, как следствие, политический кризис , причинами которого были:

  • прекращение династии московских князей : царь Фёдор Иоаннович, сын , умер, не оставив наследника мужского пола, и вопрос о том, кто будет править после него, долгое время оставался открытым;
  • борьба за власть между придворными группировками , которая завершилась воцарением на московском престоле первого выборного царя Бориса Годунова.

На фоне политической нестабильности развивался сильнейший социально-экономический кризис, проявлениями которого стали:

  • так называемая «поруха» 70-80-х годов XVI века, явившаяся следствием опричнины и поражений в Ливонской войне ;
  • усиление крепостничества и, как итог, бегство населения из центральных регионов на окраины государства;
  • сильнейший голод 1601-1603 гг , подорвавший и без того слабый авторитет царя Бориса Годунова;
  • восстание Хлопка.

Всё это стало основой тех событий, которые вошли в историю Государства Российского под названием Смутного времени.

Период с 1605 по 1611 года

Расскажем кратко о Смутном времени , когда не раз предпринимались попытки установить государственность внутри страны, раздираемой изнутри сословными противоречиями, а извне — соседями, стремящимися завоевать новые территории.

1605-1606 гг

После смерти царя Годунова к власти пришёл, поддерживаемый поляками и Ватиканом, Лжедмитрий I (предположительно его настоящее имя — Григорий Отрепьев ), человек, выдававший себя за царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. Лжедмитрий стал реальной альтернативой боярскому правлению, но очень скоро москвичи поняли, что создалась реальная угроза государственной независимости. В 1606 году в Москве вспыхнуло восстание, следствием которого стало свержение Лжедмитрия и возведение на престол Василия Шуйского, реальная власть которого была ограничена Крестоцеловальной записью, усиливавшей позиции Боярской Думы.

1606-1610 гг

Царю Василию Шуйскому пришлось пережить ряд серьезных происшествий:

  • восстание Ивана Болотникова (1606-1607 гг), соратника Лжедмитрия I;
  • приезд под Москву Лжедмитрия II – нового самозванца, прозванного «тушинским вором»;
  • столкнуться с открытой польской интервенцией, инициированной польским королём Сигизмундом.

Шуйский решает внутренние проблемы за счёт привлечения иностранных войск. В 1609 году заключает военный союз со Швецией, которая беспрепятственно ввести свои войска на территорию русского государства. В 1610 году царь Василий был отравлен московскими боярами, которые стремились укрепить собственную власть, пользуясь тяжёлой внутриполитической ситуацией.

1610-1611 гг

После смерти Василия Шуйского к власти пришла группа бояр, начался период Семибоярщины . Московские бояре решили , что прекращение Смуты возможно после избрания сильного правителя и сошлись на кандидатуре польского царевича Владислава, после чего сделали всё возможное для приглашения его на московский престол. Одновременно началась открытая шведская интервенция, поляки ввели свои войска в Москву.

В 1611 году, после захвата шведами Новгорода , а поляками — Смоленска , было сформировано первое ополчение, лидеры которого поставили себе задачу освободить Москву от поляков, но из-за разногласий между руководителями цель так и не была достигнута.

Под Нижним Новгородом начало формироваться второе Земское ополчение , вдохновителями и предводителями которого стали нижегородский староста Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский – настоящие Спасители Отечества. Их главной целью было защитить Москву от интервентов. Кто были такие, с кем воевали Минин и князь Пожарский.

Участие во Втором ополчении Козьмы Минина

Кузьма (Козьма) Минин – идеолог Второго (Нижегородского) ополчения. Вдохновившись посланиями московского патриарха Гермогена, которого поляки заточили в тюрьму и заморили голодом, торговец призвал народ вооружаться и защитить московские земли от вторжения иностранных интервентов – католиков.

Происхождение и родня

Первые упоминания о Минине встречаются только в связи с созданием народного полчения. Существует версия о том, что он происходит из балахнинского (г. Балахна – небольшой городок под Нижним Новгородом) старинного купеческого рода солеваров. Также имеется документально неподтвержденная версия о том, что Кузьма по национальности был татарином, родом из Казани .

Что достоверно известно об этом человеке:

  • отца его звали Мин (Мисаил; от его имени возможно пошла фамилия – Минины), который в конце жизни, возможно, принял монашеский постриг;
  • его брат Сергей, действительно, занимался солеварением в Балахне;
  • сестра Софья приняла монашеский постриг;
  • его жена Таисия пережила мужа на несколько лет и в конце жизни также приняла монашеский постриг;
  • единственный сын по имени Нефёд всю жизнь прослужил в Москве стольником, умер бездетным.

В 1610 году Кузьма работал мясником и проживал в Нижнем Новгороде. Был избран на должность земского (посадского) старосты. Скорее всего, это избрание было связано с его участием в Первом ополчении , когда он в составе нижегородского полка сражался против тушинцев. В 1611 году новый староста произнёс на общем собрании горожан пламенную речь, которая, в конечном итоге, подвигла народ к организации Второго ополчения. Нижегородские посадские люди начали собирать средства на содержание служилых людей. Посоветовал нижегородцам пригласить князя Дмитрия Пожарского, чтобы он стал их военным предводителем. Полномочия руководители ополчения поделили следующим образом:

  • Пожарский занимался военным планированием;
  • Минин заведовал хозяйственной частью.

Внимание! Была введена «третья деньга», то есть все нижегородцы должны были отдать на нужды ополчения третью часть своего состояния. Средства тратились разумно. На службу были наняты лучшие военные специалисты того времени. Минин лично заведовал провиантом и фуражом, обеспечивал ополчение всем необходимым, в том числе вооружением и даже артиллерией.

К апрелю 1612 года в Ярославле был организован «Совет всея Земли » — временный государственный орган, который должен был обеспечить гражданский порядок на освобождённых землях. Под Нижним Новгородом собралось большое войско, готовое под руководством Пожарского идти на освобождение Москвы.

В боях за Москву в августе-сентябре 1613 года купец также принимал деятельное участие, возглавлял две дворянские роты, которые дали отпор литовским войскам гетмана Ходкевича и первыми прорвались к Донскому монастырю.

Жизнь после победы

После освобождения Москвы Козьма Минин вместе с князьями Пожарским и Трубецким фактически управлял государством, принимал участие в обсуждении кандидатур возможных правителей государства, но сам наотрез отказался стать одним из кандидатов.

Внимание! Кузьма Минин был не против рассмотреть также кандидатуру польского царевича Владислава, но утверждал, что приглашать его на московский престол можно только в том случае, если он согласится принять православие.

После избрания на престол Михаила Романова , Минин получил высочайший служилый чин думного дворянина с окладом в 200 рублей и вотчины под Балахной. Пользовался большим уважением среди представителей Боярской Думы , был советчиком молодого царя и его родителей, Ксении и Филарет, ставшим, в конце концов, новым московским патриархом. Скончался в 1616 году и был погребён в Спасо — Преображенском соборе Нижегородского кремля. Сейчас захоронение находится в Михайло-Архангельском соборе.

Предводитель второго ополчения

Дмитрий Пожарский был выдающимся военным стратегом и политическим деятелем XVI-XVII веков, сплотил людей и создал сильное войско, сумевшее освободить Москву от польско-литовских войск.

Происхождение

Пожарские являются прямыми потомками суздальских князей Стародубских, которые ведут свою родословную от . Родился 1 ноября 1578 года. В семье было несколько сыновей и дочь по имени Дарья, которая впоследствии вышла замуж за печально знаменитого Никиту Хованского.

Интересно! Мало кто знает, как звали в семье будущего героя. При крещении его нарекли в честь Святого Дмитрия Солунского, а до этого события он носил имя Кузьма. Родители после совершения церковного обряда продолжали по-привычке называть сына прежним именем. Этот факт может пригодиться участникам школьных олимпиад.

Свою службу при дворе Дмитрий Михайлович начал с 15 лет в 1593 году . Всестороннюю поддержку ему оказывала мать, которая занимала высокий пост верховной боярыни при царице Марии Григорьевне Годуновой и дала своему сыну великолепное для того времени образования , привила чувство долга, ответственности за свои поступки, благочестие и набожность.

После смерти Годунова князь присягал на верность Лжедмитрию I и Василию Шуйскому. В это время (1606-1609 гг) он служил под началом полководца М. Скопина-Шуйского, отличился в боях с поляками и болотниковцами.

В 1610 году отказался принимать участие в призвании на московский престол царевича Владислава и удалился в Зарайск, где служил воеводой. В 1611 году примкнул к Прокопию Ляпунову, руководителю Первого ополчения. Вместе со своими служилыми людьми пытался «отвоевать» Москву у поляков и даже получил в одном из многочисленных боёв тяжёлое ранение. На лечение отправился в родовое имение Юрьево Нижегородского уезда, куда прибыли представители Второго ополчения , чтобы пригласить Дмитрия Михайловича возглавить боевой поход на Москву.

Внимание! Восстание Минина и Пожарского против интервенции — яркий пример национальной освободительной борьбы, формирующей и цементирующей нацию.


Князь принял предложение нижегородцев, понимая, что из всего Московского государства наиболее стойко продолжали держаться только Троице — Сергеева лавра под руководством игумена Дионисия и Нижний Новгород. Новый предводитель прибыл в город в октябре 1611 года, а в марте 1612 года ополчение Минина и Пожарского выступило по направлению к Ярославлю. По дороге войска ополчения освободили Суздаль.

В Ярославле воевода чуть не погиб от рук заговорщиков, наёмных убийц послал казачий атаман Иван Заруцкий. Заговор раскрыли, участники были прощены и сосланы в подмосковные таборы. В июле войско ополченцев выступило на Москву , к августу они достигли Троице-Сергеевой Лавры, а в конце августа — начале сентября — стояли под Москвой . Бои за город продолжались до 22 октября, когда пал осажденный ополченцами Китай-город.

Подвиг Минина и Пожарского заключается в том, что они сумели сплотить народ на борьбу не только за православную веру, но и за государственность. Именно поэтому 4 ноября мы отмечаем праздник под названием «День Народного Единства».

Служба царю Михаилу Романову

Вместе с боярами Мстиславскими, князем Трубецким и Кузьмой Мининым Дмитрий Михайлович руководил страной до созыва Земского Собора в 1613 году . Ему принадлежит идея пригласить на московский престол родственников последнего царя Фёдора Иоанновича по линии матери Анастасии Романовой . Стал близким другом нового московского правителя. Участвовал в чине венчания на царство, был дружкой на обеих свадьбах Михаила Романова, поддерживал царя во время смерти двух его сыновей.

После венчания Михаила Романова на царство Дмитрию Пожарскому был дарован сан боярина , князь продолжал играть видную политическую роль при дворе:

  1. В качестве воеводы освободил от поляков города Брянск и Карачев, защищал Калугу, Можайск и Боровск от войск польского царевича Владислава.
  2. Вёл дипломатические переговоры с английскими послами, был посланником царя, заключал Поляновский мир.
  3. Как государственный чиновник он руководил различными приказами.
  4. Был воеводой и наместником в разных городах.

Семья

Пожарский был женат дважды. В первом браке у него родились 3 сына и 3 дочери. Второй брак с княжной Голицыной был бездетным. По мужской линии род прервался в 1682 году, а вот потомки князя по женской линии здравствуют и поныне. Умер в 1642 году, похоронен в семейной усыпальнице. Это является достоверным фактом, хотя усыпальница и не сохранилась до наших дней.

Внимание ! Потомок Пожарского князь П.А. Волконский (кстати, родственник знаменитого декабриста), живёт в Эстонии и является известным режиссером.

Освободители. Минин и Пожарский

История России. Лекция 27. Минин и Пожарский

Вывод

Минин и Пожарский – значимые исторические фигуры. Благодаря их мужеству, отваге, любви к и свободолюбивому духу русское государство сохранило независимость и веру. Они сумели сплотить народ, воодушевить представителей всех национальностей, населявших в ту пору Московское государство. Современники восхищались их подвигом. Потомки, спустя многие годы после великих событий, хранят память о том, что сделали руководители и участники ополчения. Нижегородцы установили памятник освободителям на площади Народного единства возле стен кремля, а его малая копия находится в Москве на Красной площади.


Подвиг Минина и Пожарского. День народного единства.

1603 г. На престоле царь Борис Годунов, а на земле Российской лютует голод. Царские указы и меры, принятые государем для уменьшения голода, не увенчались успехом. Люди дохли как мухи, а трехлетние страдания не прошли бесследно для народного сознания и даже породили мрачные легенды и предзнаменования.

В конце 1604 г. засияла на небе необычайно яркая комета. В Нижегородском крае она была доступна взгляду даже среди бела дня. «Быть беде!» - толковали в народе. В это же время, как кометы, вспыхивали народные восстания, которые с трудом удавалось погасить. А весть о том, что царевич Дмитрий жив и направляется с войском к Москве, вовсе породила смуту в народе. Кто же истинный царь?

Смерть Бориса Годунова открыла вход в Кремль тем, у кого была могущественная поддержка среди бояр. С этого момента и до 1610 г. на Руси наступил период Лжедмитриев и боярского предательства. А народ покорно ждал от боярской думы разумного и справедливого решения. И безмолвно дождался, когда в августе 1610 г. бояре тайно от народа призвали на московский трон польского короля Владислава. А в сентябре интервенты уже вошли в Кремль. По всей Руси гремят набаты - будущее Московского государства под угрозой. Москва оказалась захваченной польско-литовской шляхтой. Шведы вступили в Великий Новгород, на север готовилась высадка английского десанта, Русь разваливалась на глазах.

И в это время в Нижнем Новгороде произошли истинно великие события, имевшие значение для утверждения силы и славы русского государства.

В феврале 1611 г. нижегородская рать из 1200 человек, в которую входили воины из Казани, Ярославля, Чебоксар, двинулась на Москву. В рядах ратников был и нижегородский доброволец Козьма Минин. Однако первый поход ополчения потерпел поражение, которое не давало покоя патриоту земли русской Козьме Минину.

Решив перейти от мысли к действию, посадский староста начал разговаривать в земской избе с приходящими по делам посетителями. Козьма указывал на необходимость создать казну и предлагал сделать пожертвования. Так он собрал первую сумму на снаряжение ополчения. Но этих денег было недостаточно, и Минин решил обратиться с воззвание ко всему нижегородскому народу. Известно, что большое влияние на Минина оказали послания патриарха Гермогена, который отверг требования поляков призвать народ к покорности и смирению. На спуске, что идет от Ивановских ворот к торгу, начал собираться народ. Никто не остался равнодушным к обращению земляка: «Захотим помочь Московскому государству, так не жалеть нам имени своего!». Минин: «Не жалеть ничего, свои дворы продавать, жен и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был бы у нас начальником». Это воззвание не оставило равнодушным никого. Широкой волной потекли пожертвования. Многие приносили последнее. Именно это событие отражено на картине Константина Маковского «Воззвание Минина к народу», которая пожалована государем Николаем Александровичем городу Нижнему Новгороду, а сегодня составляет гордость экспозиции художественного музея города.

Итак, после событий, состоявшихся на площади у Ивановской башни Нижегородского Кремля, Нижний начал готовиться к ополчению. В зиму город больше походил на большой воинский стан. По совету Минина нижегородцы стали отдавать на нужды ополчения третью часть имущества. По его же предложению предводителем похода был выбран опытный воин князь Дмитрий Пожарский (потомок Стародубских князей). 28 октября 1611 г. Пожарский принял решение возглавить нижегородскую рать, и прибыл в Нижний Новгород.

Ядром ополчения стали закаленные в сечах смоляне. Они нашли временное пристанище в Арзамасе. Соединились с ними вязьмичи, дорогобужане, служилый люд из Коломны, Гороховца и других городов. Вместе с русскими вступали в ополчение татары, чуваши, мордва, черемисы. Вся великая Русь по зову нижегородцев встала на защиту Москвы. «Купно за едино. Вместе за одно!» - эти слова стали девизом войска.

В конце зимы 1612 г. ополчение выступило в поход. Оно было небольшим: всего несколько тысяч человек. Пошли на Ярославль, в обход опасных мест, занятых казаками. По дороге к ополчению примыкали все новые ратники. Самые большие отряды присоединились к войску в Ярославле.

С иконой Казанской Божьей Матери и под стягом князя Пожарского ополчение вступило в Москву. Выбора у Пожарского не было. Оставалось или победить, или положить всю рать на поле брани. Кровопролитная сеча длилась два дня. Летописец рассказывает, как «Минин, не искусен воинским стремлением, но смел дерзновением», в критический момент битвы попросил у Пожарского три конные дворянские сотни. Перебрался через крымский брод Москвы-реки и ударил врага с тылу. Гетманское войско не успело подготовиться к отпору. В панике вражеская рота налетела на седлавших коней рейтар и смяла их порядки. На помощь Минину пришли казаки. Тем временем ратники Минина уже достигли городского внешнего вала. Поляки отступили к Донскому монастырю.

На исходе октября 1612 г. они с позором оставили окраины Москвы.

После победы Дмитрий Пожарский вместе с князем Трубецким возглавил временное правительство. Начиная с 1628 г. в течение почти трех лет Дмитрий Михайлович был воеводой в Новгороде. Минину, новый царь Михаил Романов пожаловал звание думного дворянина и наградил вотчиной - селом Богородским в Нижегородском уезде. С 1613 г. герой нижегородского ополчения жил при царском дворе, участвовал в заседаниях боярской Думы. 20 января 1616 г. по возвращению из Черемисских земель Минин скоропостижно скончался. Его похоронили на одном из кладбищ Нижнего Новгорода. Затем прах перенесли в усыпальницу Спасо-Преображенского собора. До середины XIX в. центральное место на гробнице занимала надпись - «Избавитель Москвы - Отечества любитель». Сейчас собор разрушен. Ныне прах находится в Михайло-Архангельском соборе кремля.

Подвиг гражданина Минина и князя Пожарского золотыми буквами вписан в историю России. Их имена всегда ассоциировались с истинным патриотизмом и самоотверженностью. Не случайно в сложные для страны периоды память о героическом ополчении поднимала россиян на новые подвиги.

Памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому, один из наиболее известных памятников Москвы. Находится на Красной площади, рядом с собором Василия Блаженного. Автор памятника Минину и Пожарскому Мартос Иван Петрович.

Памятник Минину и Пожарскому был первым памятником в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев. Средства на памятник были собраны по всенародной подписке. Мартос работал над памятником с 1804 по 1817 г. Это лучшее творение И. П. Мартоса, сумевшего воплотить в нем высокие идеалы гражданской доблести и патриотизма. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час.

Памятник Минину и Пожарскому принадлежит к тем произведениям, которые при осмотре их с разных точек зрения постепенно раскрывают свой идейный смысл. Ещё издали четко вырисовывается силуэт памятника, и первое на что мы обращаем внимание, - это высоко поднятая рука Минина, его призывной жест. Когда мы подходим ближе, перед нами встает во весь рост мужественная фигура Минина, который призывает Пожарского подняться с ложа и возглавить ополчение. Устремленным вперед взволнованным взглядом и движением руки, берущей меч, Пожарский как бы откликается на призыв. Если обойти памятник с другой стороны, то можно видеть, что Пожарский опираясь рукой на щит, как бы приподнимается на встречу Минина. С задней стороны отчетливо видны скрещенные на мече руки Минина и Пожарского символизирующие крепкое единство обоих героев. Таким образом, превосходное композиционное решение всей группы делает её выразительной с любой точки зрения.

В 2005 г. 4 ноября в нашей стране впервые отмечали новый всероссийский праздник - День народного единства. Дата выбрана не случайно: 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 г. вошло в отечественную историю как знаменательный день освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков Нижегородским ополчением под предводительством Минина и Пожарского в союзе с другими патриотическими силами.

В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и «продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе». В ополчении, собранном Мининым, объединились «русские люди, поволжские и сибирские татары, башкирские и марийские стрельцы, мордовские и удмуртские ратники». Потому и назван праздник Днем народного единства

^ Звучит песня о Родине.

С такого лирического вступления мы начинаем завершающее занятие курса «Основы Православия». Необъятна наша Родина, огромны ее природные богатства, но главное её богатство – это народ. Мы с вами – частица этого богатства. Киками вы станете, какой путь проложите, таким будет настоящее и будущее нашей Родины. Изучая истоки Православия, мы говорили о культуре и духовном мире человека, о его назначении на Земле. Каждый должен стремиться к тому, чтобы оставить добрый след. А учиться этому есть у кого. В православной культуре тысячи примеров служения во имя человека и для человека.

^ Колокольный звон. Слайдовая презентация храмов Красноярского края.

Православие у нас в стране пережило длинный и трудный путь гонения. Более 80 лет основы православия не преподавались в школе. Можно смело сказать, что вы стали первыми на пути исправления этой ошибки. Несколько поколений выросли отлученными от своих корней. Сейчас мы говорим о возрождении православия в России. Православие выжило несмотря на гонения и уничтожение святынь. А сохранилось оно благодаря стойкости священнослужителей и прихожан.

На территории Красноярского края возрождено более 270 храмов. Только в Красноярске сейчас 46 действующих соборов и храмов. Мы были гостями Новоселовского Свято-Крестовоздвиженского храма. Какие впечатления вы испытывали в это время?

Сообщение Лушникова Никиты.

Презентация «Монастыри»

Сообщение Сергея Семерикова о «Сергии Радонежском»

Сообщение Матвея Воронова о Святителе Войно-Ясенецком.

Сообщение Курпас Ульяны

Частью православия является духовная литература, мудрые изречения и наставления. Они так прочно укоренились в нашей жизни, что мы не найдем, наверное, человека, который не пользовался бы в своей речи словами из православного лексикона.

Вы любите разгадывать кроссворды? Тогда задание: нужно разгадать ключевое слово по вертикали.

Разгадывание кроссворда.

На Руси всегда любили меткие остроумные изречения, и часто в них упоминали имена святых и Бога.

Раздам карточки, в которых записана вторая часть пословиц или поговорок. Я буду говорить начало, а вы - продолжение. В случае правильного ответа вы получите карточку с первой частью.

Бог дал – Бог взял.

Перед Богом все равны.

Победит тот, у кого больше правильных ответов.

Православная Русь всегда славилась своими заступниками. Их имена навеки остались в памяти человечества. И сегодня мы с почитанием и благодарностью вспоминаем о тех, чьи подвиги золотыми буквами вписаны в историю страны.

«История назвала Минина и Пожарского спасителями Отечества: отдадим справедливость их усердию, не менее и гражданам, которые в сие решительное время действовали с удивительным единодушием». Такими словами оценил подвиг этих людей русский писатель Николай Карамзин.

Меркушева Белла о подвиге Минина и Пожарского.

Лактюшина Валя о принятии закона о празднике

Хочется надеяться, что у вас этот праздник нашёл в душе достойное место, чтобы вы поняли, что только вместе мы можем многое. Пусть все мы разные, по-своему смотрим на мир, но живем мы в одной стране, и она должна быть нашим домом. А дом свой каждый должен любить и беречь.

Звучит песня: «Большой хоровод».

Задание к кроссворду

1. символ Христианства

3. Приобщение к таинствам

4. Православная обитель

5. Место распятия Христа

6. Родина Иисуса Христа

7. Книга книг

8. Обращение к Богу, святым

9. Служитель церкви

задание к кроссворду

1. символ Христианства

2. Доверительная беседа со священником

3. Приобщение к таинствам

4. Православная обитель

5. Место распятия Христа

6. Родина Иисуса Христа

7. Книга книг

8. Обращение к Богу, святым

9. Служитель церкви

Задание к кроссворду

1. символ Христианства

2. Доверительная беседа со священником

3. Приобщение к таинствам

4. Православная обитель

5. Место распятия Христа

6. Родина Иисуса Христа

7. Книга книг

8. Обращение к Богу, святым

9. Служитель церкви

Задание к кроссворду

1. символ Христианства (крест)

2. Доверительная беседа со священником (исповедь)

3. Приобщение к таинствам (причастие)

4. Православная обитель (монастырь)

5. Место распятия Христа (Голгофа)

6. Родина Иисуса Христа (Вифлеем)

7. Книга книг (Библия)

8. Обращение к Богу, святым (молитва)

9. Служитель церкви (священник)

Пришло Рождество – начинай торжество.

С Евдокии погоже – все лето пригоже.

Пророк Илья лето кончает – жито дожинает.

Пророк Наум – наставляет на ум.

Великий пост всем прижмет хвост.

Девка косы не заплетает, птица гнезда не вьет – Благовещенье.

В Сретенье – зима с летом встретились.

Кто рано встает - тому Бог подает.

Даст Бог день – даст Бог и пищу.

Человек предполагает, а Бог располагает.

Бог не выдаст – свинья не съест.

Бог дал – Бог взял.

Перед Богом все равны.

На Бога надейся – а сам не плошай.

Святое место – пусто не бывает.

Кто без крестов – тот не Христов.

В 1610 г. тяжелые времена для России не закончились. Начавшие открытую интервенцию польские войска взяли Смоленск после 20 месяцев осады. Шведы, приведенные Скопиным-Шуйским, изменили и, двинувшись на север, захватили Новгород. Чтобы хоть как-то разрядить обстановку, бояре схватили В. Шуйского и заставили его постричься в монахи. Вскоре, в сентябре 1610 г., он был выдан полякам.

В России началась Семибоярщина. Правители тайно подписали с королем Польши Сигизмундом 3-м соглашение, в котором обязались призвать его сына Владислава на правление, после чего открыли ворота Москвы полякам. Победой над врагом Россия обязана подвигу Минина и Пожарского, который помнят и сегодня. Минин и Пожарский смогли поднять народ на борьбу, сплотить его, и только это позволило избавиться от захватчиков.

Из биографии Минина известно, что род его был из городка Балханы на Волге. Отец, Мина Анкундинов, занимался соляным промыслом, а сам Кузьма был посадским человеком. В боях за Москву он проявил величайшую храбрость.

Дмитрий Михайлович Пожарский родился в 1578 г. Именно он по совету Минина, который занимался сбором средств для ополчения, был поставлен первым воеводой. Стольник Пожарский вполне успешно боролся с шайками Тушинского вора в период властвования Шуйского, не просил милости у польского короля, не совершал предательства.

Второе ополчение Минина и Пожарского выступило в Москву из Ярославля 6 августа (по новому стилю) 1612 г. и к 30 августа заняло позиции в районе Арбатских ворот. При этом народное ополчение Минина и Пожарского было отделено от ранее стоявшего под Москвой первого ополчения, состоявшего по большей части из бывших тушинцев» и казаков. Первое сражение с войсками польского гетмана Яна-Кароля произошло 1 сентября. Бой был тяжелым и кровопролитным. Однако первое ополчение заняло выжидательную позицию, на помощь Пожарскому на исходе дня пришли только пять конных сотен, внезапный удар которых вынудил поляков отступить.

Решающее сражение (гетманский бой) произошло 3 сентября. Натиск войск гетмана Ходкевича сдерживали воины Пожарского. Не выдержав натиска, через пять часов они вынуждены были отступить. Собрав оставшиеся силы, Кузьма Минин предпринял ночную атаку. Большинство участвовавших в ней воинов погибли, Минин был ранен, но этот подвиг воодушевил остальных. Враги наконец были отброшены. Поляки отступили по направлению к Можайску. Это поражение было единственным в карьере гетмана Ходкевича.

После этого войска Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского продолжили осаду стоявшего в Москве гарнизона. Зная о том, что осажденные терпят голод, Пожарский предложил им сдаться в обмен на сохранение жизней. Осажденные отказались. Но голод вынудил их позже начать переговоры. 1 ноября 1612 г. во время переговоров казаками был атакован Китай-город. Сдав его практически без боя, поляки заперлись в Кремле. Номинальных правителей Руси (от имени польского короля) выпустили из Кремля. Те, опасаясь расправы, немедленно покинули Москву. Среди бояр находился с матерью и

Гражданин Минин убеждает Князя Пожарского принять начальство над ратью, собранной в Нижнем Новгороде для спасения Москвы и отечества от врагов

Около четырех веков прошло с того времени, как Минин и Пожарский спасли Россию. О гражданине Минине и князе Пожарском благодарная Россия будет помнить всегда. Целых семь лет продолжалось тогда на Руси смутное время. Государя не было, патриарха Гермогена враги наши заточили в тюрьму.

За год до избрания в цари Михаила Федоровича Романова, в пору междуцарствования, в Нижнем Новгороде сошлись жители советоваться о том, как теперь быть и что делать? «Видим, говорили они между собой, Московское государство в разорении, всюду проникают злодеи, называя себя царским племенем. Враги покорили многие города русские, и иноверцы царствующим градом Москвой завладели. Как избавиться нам от насилия вражеского? Как помочь царствующему граду и всему государству?»

Тогда один нижегородский житель, Кузьма Минин, стал посреди собрания и громко сказал: «Братья! Великое дело хотите начать вы. Я верно знаю, что если мы заведем такое дело, многие города придут к нам в помощь. Но нам должно, ради веры православной, прежде себя не пощадить, а о пожитках нечего и слова говорить. Изыскав честного человека, кому привычно ратное дело, со слезами будем его просить, чтоб был нам наставником; во всем предадимся его воле».

И полюбился всем совет Минина, и стали изыскивать, кого бы выбрать себе наставником, кто был бы в таком деле искусен и никакой изменой себя не запятнал. И избрав, послали к князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому архимандрита Печерского монастыря Феодосия и с ним других выбранных людей просить, чтобы приехал к ним и устроил у них ополчение. Князь Пожарский находился тогда в вотчине своей. Страдал он от ран, полученных под Москвой. Услышав о прошении их, Пожарский обрадовался их начинанию. «Рад я пострадать до самой смерти, только изберите между собой человека, который был бы у такого великого дела и собирал бы казну, чтобы было чем содержать и жаловать ратников».

И возвратились послы в Нижний Новгород, и горожане обрадовались ответу князя Пожарского; тут же стали просить Кузьму, чтобы взял на себя эту службу. Кузьма был служивым человеком, и это ему было за обычай. И вот стали собираться ополченцы в Нижнем Новгороде. И князь Пожарский прибыл туда. По пути многие люди просили его взять их в ополчение и их приняли с великой радостью. Вскоре так много ратников собралось в Нижнем Новгороде, что на жалованье денег стало не хватать. Тогда князь Пожарский стал писать во многие города, чтобы учинили помощь и прислали денег на содержание ополчения. И скоро откликнулись русские люди на его просьбу и из многих городов привезли казну в Нижний Новгород, и туда стали съезжаться вооруженные ратники из разных мест. Первыми прибыли жители Коломны, а за ними и рязанцы, жители дальних украинских городов, казаки, стрельцы, которых перед тем вытеснили из Москвы.

Двинувшись по Волге, ополчение нашло и денежную помощь, и новых ратников. Жители Костромы далеко провожали войско князя Пожарского и оказали существенную денежную помощь. Из Ярославля жители пошли навстречу ополчению. Ярославцы приняли князя с великой радостью и давали ему и Кузьме Минину дары. Но они даров не приняли. В Ярославль стали приезжать многие ратные люди. Между делом пришлось князю Пожарскому утихомирить несогласия в самом Ярославле, избавить Переславль Залесский от насилия казацкого.

Путь князя Пожарского, Кузьмы Минина и ополчения лежал на Москву. Захватившие Кремль поляки крепко держались, русские, бывало, ссорились, и никак не могли взять Кремль. Поляки ободрились, когда польское войско, шедшее им на помощь, подошло к Москве. Ополчение Пожарского не пропустило поляков к Кремлю.

Кузьма Минин, с которого началось великое дело – очищение земли Русской, пришел к князю Пожарскому и начал просить у него людей, чтобы пойти биться с поляками. Взяв людей столько, сколько нужно, Кузьма, переправясь за Москву-реку, напустился на польские роты – конную и пешую. Те испугались, бросились бежать, причём одна рота смяла другую. Видя это, русская пехота выскочила из засады и пошла также к польскому лагерю, а за ними двинулось всё конное ополчение. Поляки не смогли выдержать этого дружного нападения и отступили от Москвы.

Однако же еще более месяца продержались поляки в Кремле. 22 октября русские пошли на приступ, а через восемь дней сдались поляки. Наши ополчения двинулись в Кремль с двух разных сторон. Ополчения сошлись у Лобного моста; там Троицкий архимандрит Дионисий начал служить молебен, — и вот из Спасских ворот из Кремля показался другой крестный ход: шел архиепископ Арсений с кремлёвским духовенством и несли Владимирскую. Народ ликовал, он уже потерял надежду когда-либо увидеть этот дорогой для всех русских образ. Обедней и молебном в Успенском соборе окончилось великое народное торжество. Потом из Москвы разосланы были грамоты городам с приглашением послать в Москву выборных для великого дела. Без государя государству нельзя. 21 февраля, в неделю православия, великим собором и всем народом был избран в цари юный царь Михаил Федорович Романов.

Минин видел плоды начатого им великого дела по спасению Отечества. Он присутствовал при царском венчании Михаила Федоровича.

Кузьма Минин стал думным дворянином. Он возвратился на родину и мирно проживал в Нижнем Новгороде. Важного для земли русской человека похоронили в Преображенском Нижегородском соборе.

В память об избавлении Руси от поляков сооружен в Москве Казанский собор. Икона Казанской Божьей Матери была неотлучно при ополчении князя Пожарского.

Труд Минина и победы Нижегородского ополчения под предводительством князя Пожарского наглядно демонстрируют нам целую палитру чувств: любовь к Отчеству, веру в себя, упорство, настойчивость, стремление к достижению благородной цели.

…Пошли люди в поход сами по себе, без приказа, без наряда, понесли в жертву все свое достояние и не для корысти, не для суетной славы, а для спасения своего дорогого государства.