Народные восстания XVII в. Народные восстания в России в XVII веке Народные восстания 17 18 века

Произошёл из-за попытки государства пополнения казны за счёт введения дополнительных налогов на соль. 1 июня 1648 года Алексей Михайлович возвращался в Московский Кремль . Москвичи пытались подать ему жалобу на главу Земского приказа Л.С Плещеева. Под натиском горожан царь был вынужден уступить: «выдал головою» (отдал на расправу толпе) не только Плещеева, но и главу Пушкарского приказа . После этого восстания подобные вспыхнули во многих других городах: в Томске, Устюге Великом, Ельце, Курске, Козлове. Воспользовавшись нестабильной ситуацией, дворянство потребовало от царя упорядочить законы и судебную систему, подготовить новое соборное уложение .

Медный бунт

Причиной стал тот факт, что монеты стали чеканить не из серебра, а из меди. Это в свою очередь было вызвано истощением казны. Стоимость новых монет была в 12-15 раз меньше, чем старых, и торговцы отказались от их использования. В июле 1662 года толпы восставших устремились к загородному царскому дворцу в селе Коломенском. Царь был вынужден вступить в переговоры с ними и пообещал вернуть старые порядки. Удовлетворённые люди отступили, но по дороге им встретилась новая толпа, и шествие возобновилось. За то время Алексей Михайлович собрал войска, и безоружный народ был побеждён. Над участниками шествия начались жестокие расправы: зачинщиков повесили, кому-то отрубили руку, кому-то ногу, кому-то язык. Других отправляли в ссылки и били кнутом. Тем не менее медные деньги всё же были отменены.

Восстание Степана Разина

Самое крупное народное выступление века; восстание казаков и крестьян. Соборное уложение 1649 года вело к тому, что многие люди отселились на окраины страны, прежде всего на Дон. Причиной восстания послужило нищенское существование, которое там вели казаки и крестьяне . В итоге в 1666 году 700 донских казаков под управлением Василия Уса направились в Москву с просьбой принять их на царскую службу. В результате отказа мирный поход перерос в восстание, к которому присоединились и крестьяне. Вскоре восставшие отошли обратно на Дон , где присоединились к отрядам, которыми руководил атаман Степан Разин . Первый этап их выступления называют «походом за зипунами», это был поход «за добычей». Отряд блокировал главные торговые пути и грабил суда; восставшие захватили Яицкий городок, одержали победу над персидским флотом. Получив хорошую добычу, Разин летом 1669 года вернулся на Дон и поселился с войсками в Кагальницком городке, куда стали стягиваться обездоленные и бедные. Почувствовав уверенность, Разин пошёл на Москву, желая перебить всю знать. Начался второй этап выступления Разина. Отряд взял Царицын и Астрахань; было сформировано правительство во главе с Василием Усом и Фёдором Шелудяком. На сторону восставших перешло население многих поволжских городов: Самары, Пензы, Саратова и других; каждый из присоединившихся объявлялся казаком. В отряде было уже 200000 человек. Тем временем была организована экспедиция против Разина (возглавил её Ю. Барятинский). Богатые казаки, опасаясь за себя, выдали атамана. Степан был четвертован, но восстание продолжалось. Лишь в ноябре 1671 года , через год, царские войска полностью подавили выступление. Всего было убито и замучено до 100000 восставших; таких расправ страна ещё не знала.

17 век, стал веком многочисленных народных восстаний, вызванных ухудшением экономического и политического положения России из-за голода, интервенции, ослабления власти, борьбы за царский престол. Разрозненные крестьянские восстания летом 1606 г. переросли в крестьянскую войну под предводительством И. Болотникова. Причиной этого восстания стала попытка В.Шуйского восстановить уплату налогов, которые отменил Лжедмитрий I . Восставшие в Путивле крестьяне и холопы во главе с Болотниковым пошли на Москву. К ним примкнуло дворянство южных уездов под предводительством Г.Сумбулова и П.Ляпунова.

К восставшим присоединилось население южных и юго-западных областей России, а также Нижнего и Среднего Поволжья. Одержав несколько побед над царскими войсками, Болотников, взяв Калугу и Каширу, остановился в Коломенском. Однако под Москвой произошло разделение войск. Дворянские отряды частично перешли на сторону Шуйского. Оставшиеся дворяне - Григорий Шаховской и Андрей Телятевский до конца поддерживали Болотникова, но из-за разности задач стоящих перед ними внесли раскол в ряды войска.

При осаде Москвы Болотников потерпел поражение и отошел к Калуге. Тверские и донские казаки помогли восставшим отступить к Туле. После четырехмесячной осады, Шуйскому обманом удалось склонить Болотникова к капитуляции. Он обещал сохранить жизни восставшим, если они прекратят сопротивление. Однако боярское правительство не сдержало свое обещание - над участниками крестьянско-дворянской смуты была учинена жестокая расправа. Самого Ивана Болотникова сослали в далекий Каргополь, где вскоре он был втайне ослеплен и утоплен.

Причиной неудачи этого восстания стало отсутствие четкой программы и дисциплины в войске.

Многочисленные восстания середины 17 в. свидетельствовали о кризисном состоянии страны. Соляной бунт в 1648 г. в Москве возник по причине замены единого налога налогом на соль, что вызвало ее значительное подорожание.

В Пскове и Новгороде в 1650 г. произошли волнения из-за резкого увеличения цены на хлеб.

Огромное количество выпущенных правительством медных денег привело к быстрому падению их стоимости. Это стало причиной обнищания низших слоев населения Москвы. Летом 1662 г. произошел «медный бунт», и медные деньги были изъяты из обращения.

Соборное уложение 1649 г. ухудшило положение крестьян. Увеличился поток беднейших слоев населения, бегущих на Дон, где действовало правило «с Дону выдачи нет». Однако на Дону к этому времени были распределены все плодородные земли и пастбища, поделена большая часть царского жалования. После ухода казаков из Азова в 1642 г., они лишились выхода к Азовскому и Черному морям. Для беглых из России остался только один источник существования - военная добыча.


В 1667 г. зажиточный казак Степка Разин , собрав отряд из «голытьбы», отправился в поход «за зипунами» на Волгу, а затем на р. Яик; в 1668 1669 гг. опустошил персидское побережье Каспии и вернулся на Дон с богатой добычей. Весной 1670 г. Разин объявил себя атаманом и захватил власть на всем Нижнем Поволжье. Он обещал простому народу свободу и вольное казацкое устройство без податей и повинностей. К войску Разина присоединялись отряды чувашей, мари, мордвы и татар. Семитысячный отряд Разина, одержав победу над стрельцами, овладел городами Царицын и Астрахань. Двигаясь вверх по Волге, его войско дошло до Симбирска и 4 сентября 1670 г. осадило его.

На помощь осажденному городу 3 октября 1670 г. подошло 60-тысячное царское войско. Разин потерпел поражение и отошел на Дон. Восстание охватило район между Волгой и Окой, его очаги были подавлены лишь к лету 1671 г. Степан Разин был схвачен на Дону казачьей верхушкой и выдан царю в апреле 1671 г.

К причинам поражения восстания Разина можно отнести его стихийность, отсутствие у восставших четкой программы и плана действий, слабая дисциплина в войсках, плохое вооружение и противоречия между различными социальными группами восставших.

XVII век в русской истории обрел репутацию "бунташного". И действительно, он начался Смутой, середина его ознаменовалась городскими восстаниями, последняя треть - восстанием Степана Разина.

Важнейшими причинами такого небывалого прежде в России размаха социальных конфликтов явились развитие крепостничества, усиление государственных налогов и повинностей.

В 1646 г. была введена пошлина на соль, значительно увеличившая ее цену. Между тем, соль в XVII в. являлась одним из важнейших продуктов - главным консервантом, позволявшим хранить мясо и рыбу. Вслед за солью сами эти продукты вздорожали. Продажа их упала Общее недовольство продолжало расти.

1 июня 1648 г. в Москве произошел так называемый "соляной" бунт. Толпа остановила карету возвращавшегося с богомолья царя и потребовала сменить главу Земского приказа Леонтия Плещеева. Слуги Плещеева попытались разогнать собравшихся, что лишь спровоцировало еще большее озлобление. 2 июня в Москве начались погромы боярских усадеб. Был убит дьяк Назарий Чистой, которого москвичи считали вдохновителем соляного налога. Восставшие потребовали выдать на расправу ближайшего сподвижника царя - боярина Морозова, фактически руководившего всем государственным аппаратом, и главу Пушкарского приказа боярина Траханиотова. Не имея сил для подавления восстания, в котором наряду с посадскими участвовали служилые "по прибору", царь уступил, приказав выдать Плещеева и Траханиотова, которых немедленно убили. Морозова, своего воспитателя и свояка (царь и Морозов были женаты на сестрах) Алексей Михайлович "отмолил" у восставших и отправил в ссылку в Кирилло-Белозерский монастырь.

Правительство объявило о прекращении взимания недоимок, созвало Земский собор, на котором были удовлетворены важнейшие требования посадского населения о запрете перехода в "белые слободы" и дворян - о введении бессрочного сыска беглых. Таким образом, правительство удовлетворило все требования восставших, что свидетельствует о сравнительной слабости государственного аппарата (прежде всего репрессивного) в это время.

Вслед за Соляным бунтом городские восстания прокатились по другим городам: Устюгу Великому, Курску, Козлову, Пскову, Новгороду.

Наиболее сильными были восстания в Пскове и Новгороде, вызванные вздорожанием хлеба из-за поставок его в Швецию.

В 1662 г. вновь произошло крупное восстание в Москве, вошедшее в историю как "Медный бунт". Он был вызван попыткой правительства пополнить казну, опустошенную тяжелой длительной войной с Польшей (1654-1667 гг.) и Швецией (1656-58 гг.). Дабы компенсировать огромные затраты, правительство выпустило в оборот медные деньги, приравняв их по цене к серебряным. При этом налоги собирались серебряной монетой, а товары предписывалось продавать на медные деньги


Крупнейшее народное выступление второй половины XVII в. произошло на Дону и Волге.

Весной 1670 года Разин организовал новый поход на Волгу, имевший уже характер открытого восстания. Он рассылал «прелестные» (прельстительные) письма, в которых призывал на свою сторону всех ищущих воли и желающих служить ему. Он не собирался (по крайней мере, на словах) свергать царя Алексея Михайловича, однако объявил себя врагом всей официальной администрации - воевод, дьяков, представителей церкви, обвинив их в «измене» царю. Разинцы распустили слух, что в их рядах находятся царевич Алексей Алексеевич (в действительности умерший в Москве 17 января 1670) и патриарх Никон (в то время находившийся в ссылке). Во всех занятых разинцами городах и крепостях вводилось казачье устройство, представителей центральной власти убивали, канцелярские бумаги уничтожались. Купцов, следовавших по Волге, задерживали и грабили.

Поход Разина на Волгу сопровождался массовыми восстаниями крепостных крестьян в недавно закрепощённых областях Поволжья. Здесь вожаками выступали, разумеется, не сам Разин и его казаки, а местные предводители, из которых наиболее известна беглая монахиня Алёна Арзамасская. Отложились от царя и начали восстание также большие группы поволжских народов: марийцев, чувашей, мордвы.

Захватив Астрахань, Царицын, Саратов и Самару, а также ряд второстепенных крепостей, Разин не смог успешно завершить осаду Симбирска осенью 1670 г., был ранен (4 октября 1670) и удалился на Дон, где со своими сторонниками укрепился в Кагальницком городке.

Причины "бунташности" XVII в. - становление крепостничества и рост государственных повинностей, вызванный многочисленными войнами и увеличением государственного аппарата в связи с завершением централизации и постепенным формированием абсолютизма.

Все восстания XVII в. были стихийными. Участники событий действовали под влиянием отчаяния и стремления захватить добычу. Следует отметить принципиальную разницу в исходе Соляного и Медного бунтов, вызванную укреплением власти между 1648 и 1662 гг.

Говоря о восстании Разина, следует отметить, что большинство крупных восстаний начиналось на окраинах, поскольку там, с одной стороны, скапливалось много беглых, не обремененных большим хозяйством и готовых к решительным действиям, а с другой стороны, власть там была гораздо слабее, чем в центре страны.

Церковный раскол. Церковь играла ведущую роль в духовной жизни русского общества. Однако религиозная регла­ментация всех сфер жизни общества сдерживала его развитие. Право­вое светское регулирование со стороны государства, введенное Собор­ным уложением 1649 г., было отрицательно встречено духовенством. Уложение ограничивало рост церковного землевладения, урезало иммунитетные права монастырей, санкционировало создание Мона­стырского приказа, которому стало подсудно духовенство, исключая патриарха и патриарших людей и крестьян. За церковью сохранялся лишь суд по церковным делам.

Вместе с тем церковь испытывала потребность в реформирова­нии. Об этом говорят и русские челобитные о церковных неправдах, и письма церковных деятелей. В окружном патриаршем наказе 1646 г. указывалось, что бродяги и нищие «в церкви божий приходят, аки разбойники, с палки... и бывает у них меж себя драка до крови и лая смрадная» ". В 40-х гг. XVII в. сторонники реформы создали в столице Кружок ревнителей древнего благочестия, поддерживаемый самим царем. Кружок возглавил царский духовник Стефан Вонифатьев, в него входили и Никон, и Аввакум, и другие светские и церковные деятели. Назревшее «исправление» церковных служб, поднятие нрав­ственности духовников и возвращение должного благолепия в цер­ковь стали основным предметом забот ревнителей благочестия.

Основные черты церковной реформы были намечены царем Алек­сеем Михайловичем и его духовником протопопом Стефаном Вони-фатьевым. Но осуществление этих планов было возложено на Никона, которого в 1652 г. по желанию царя избрали патриархом. Церковный собор 1654 г. подтвердил необходимость церковной реформы. Собор уполномочил Никона проводить исправления по древним славян­ским и греческим спискам. Но выверялись русские церковные книги по новогреческим венецианским образцам. Технически так было про­ще и быстрее вносить исправления. Тем самым нарушались полно­мочия, данные собором новому патриарху. Вопрос об исправлении книг и обрядов вызвал ожесточенный раскол в вопросах веры. Внеш­не различие между старым и новым выражалось следующим обра­зом: старообрядцы крестились двумя перстами, а никонианцы стали креститься тремя, щепотью (по мнению старообрядцев, «кукишем», неподобающим образом), земные поклоны заменялись поясными. Основы православия остались неприкосновенными.

Изменения в религиозной сфере обернулись для русского народа настоящей национальной трагедией. Этому было много причин.

Россия тех времен осознавала себя третьим Римом. Свое мессиан­ское призвание русский народ выражал в преданности чистоте право­славной веры, полученной от предков. Чистоту идеалов веры народ чтил как основу своей мировой миссии. Предстоящие перемены угро­жали потерей смысла существования страны. Характер церковного ре­форматора патриарха Никона определил степень накала вспыхнув­ших страстей.

Духовенство не представляло собой единую силу. Расхождения в церковной среде вылились в открытое возмущение действиями Ни­кона. Насильственные изменения сопровождались не только взаим­ными проклятиями, но и жестокими преследованиями, страшными пытками, вплоть до сожжения несогласных на костре. Все это, как в зеркале отразило уровень темноты невежества, степень просвещенности реформируемого общества. Никон стал претендовать на лидерство, стремясь освободить церковь от контроля государства и возвысить ее над ним. Собор лишил его патриаршего сана. Последовала ссылка, он скончался.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Народные бунты и восстания 17 века

17 век для России был очень тяжелым. В связи с тяжелым положением в начале 17 века, а точнее в 1603 году вспыхнуло восстание холопов, получившие название "Восстание Хлопка", так как предводителем был Хлопк Косолап.

Восстание Хлопка

Главная задача царя и его советников заключалось в преодолении хозяйственной разрухи. Дав некоторые льготы боярам и посадским людям, правительство продолжало закабаление крестьян. И естественно это вызвало недовольство у народа.

Положение в стране еще более обострялось из-за неурожая. В 1601 весь урожай погиб, так как в середине августа наступили сильные морозы и даже выпал снег, все это привело к повышению цен и к спекуляции хлебом. В 1602 году беда повторилась и урожай вновь погиб. Цены же выросли в 100 раз. Дела в стране были по настоящему катастрофичны, люди ели собак, кошек, кору деревьев, начались массовые эпидемии. В Москве были отмечены даже случаи людоедства.

Борис Годунов предпринимает меры и организовывает государственные работы, он привлекал москвичей и беженцев к строительству, так же он раздавал хлеб из государственных запасов. Борис Годунов разрешил холопам уходить от своих господ и искать возможности прокормиться. Но, к сожалению, все его меры не увенчались успехом. Что, следовательно, и привело к восстанию Хлопка Косолапа. Восстание было жестоко подавлено, а самого холопа казнили в Москве в 1604г.

К лету 1606 Василию Шуйскому удалось закрепиться в Москве, однако окраины страны продолжали бурлить. Народ, окончательно потеряв веру в улучшении своего положения, вновь выступил против властей. В 1606 году вспыхнуло восстание под предводительством Ивана Исаевича Болотникова.

Восстание И.И. Болотникова

Иван Болотников был боевым холопом князя Телятевского. Опорой И.И. Болотникова стала Комарицкая волость. Здесь в районе города Кромы скопилось много казаков, поддержавших Лжедмитрия I, освободившего этот край от налогов на 10 лет. Став во главе казацких отрядов Болотников из Кром двинулся на Москву летом 1606г. Вскоре небольшой отряд превратился в мощное войско, в состав которого вошли крестьяне, жители городов и даже отряды дворян и казаков.

Выступая как воевода Дмитрия Ивановича, слух о спасении которого вновь ожидал в годы правления Василия Шуйского, Болотников разбил правительственные войска под Ельцом, овладел Калугой, Тулой и Серпуховом.

В октябре 1606г. Армия Болотникова осадила Москву расположившись у села Коломенское. В это время на стороне восставших было более 70 городов. Два месяца длилась осада Москвы. В решающий момент измена дворянских отрядов, перешедших на сторону Шуйского, привела к разгрому армии Ивана Болотникова.

Иван Болотников был отброшен к Калуге и осажден царскими войсками. С помощью пришедшей повстанческой армии так называемого "Царевича Петра" (холоп Илья Горчаков - Илейка Муромец) Иван Болотников вырвался из осады и отступил к Туле. Трехмесячную осаду Тулы возглавил сам Василий Шуйский. После обещания Шуйского сохранить восставшим жизнь, те открыли ему ворота Тулы. Царь жестоко расправился с восставшими, а Болотников был ослеплен, а затем утоплен в проруби в городе Каргополе. Илейка Муромец же был казнен в Москве.

В восстании Болотникова принимали участие люди разных социальных слоев - крестьяне, холопы, посадское население, дворяне, казачество, сыгравшее важную роль на всех этапах. Крестьяне и казачество видели цель восстания в возвращении к старым, общинным порядкам.

Городские восстания середины века

бунт восстание разин

Восстания вспыхивали в 30 русских городах, таких как: Великий Устюг, Новгород, Воронеж, Курск, Владимир, Псков, и сибирские города. Одним из крупнейших бунтов был "Соляной бунт" в Москве в 1648 г.

Вырос налоговый гнет. Казна страны испытывала потребность в деньгах, как на содержание аппарата власти, так и в связи с активной внешней политикой. Правительство Алексея Михайловича увеличило косвенные налоги, подняв в 1646 г. Цену на соль в 4 раза. Однако увеличение налога на соль не привело к пополнению казны, так как платежеспособность населения была подорвана. Налог на соль был отменен уже в следующем 1647 г. Было решено взыскать недоимки за три последних года. Вся сумма налога падала на население "черных" слобод, что естественно вызывало недовольство горожан. В 1648 г. оно вылилось в открытое восстание в Москве.

В начале июня 1648 Алексею Михайловичу была подана челобитная от московского населения с требованием наказать наиболее корыстных представителей царской администрации. Однако требования не были удовлетворены, и они начали громить купеческие и боярские дома. Было убито несколько крупных сановников. Царь вынужден был выслать боярина Б.И. Морозова, возглавлявшего правительство, из Москвы. С помощью подкупленных стрельцов, которым увеличили жалованье, восстание удалось подавить. Восстание в Москве получило название "Соляной бунт".

Медный бунт 1662 г.

Изнурительные войны, которые вела в середине XVII в. Россия, истощили казну. Болезненно ударила по экономике страны моровая язва 1654-1655 г., унесшая десятки тысяч жизней. В поисках выхода из тяжелого финансового положения русское правительство взамен серебряной монеты по той же цене стало чеканить медную (1654). За восемь лет медных денег (в том числе и фальшивых) было выпущено так много, что они совершенно обесценились. Правительство собирало налоги серебром, тогда как население должно было продавать и покупать продукт на медные деньги. Жалованье также платили медными деньгами. Возникшая в этих условиях дороговизна хлеба и других продуктов привела к голоду. Доведенный до отчаяния московский люд поднялся на восстание. Летом 1662 г. несколько тысяч москвичей двинулись в загородную резиденцию царя - село Коломенское. Царь Алексей Михайлович вышел на крыльцо Коломенского дворца и попытался успокоить толпу, потребовавшую выдать на расправу наиболее ненавистных бояр. Пока шли переговоры, посланный царем боярин И. Н. Хованский тайно привел в Коломенское верные правительству стрелецкие полки. Войдя в царскую резиденцию через задние хозяйственные ворота Коломенского, стрельцы жестоко расправились с восставшими. Погибло более 7 тыс. москвичей. Однако правительство вынуждено было принять меры для успокоения масс, была прекращена чеканка медных денег, которые вновь заменялись серебряными. Восстание в Москве 1662 г. было одним из предвестников новой крестьянской войны.

Восстание 1670-1671 гг.

Весной 1670 г. С.Т. Разин начал новый поход на Волгу. Этот поход имел открыто антиправительственный характер. В нем приняли участие крепостные крестьяне, казачество, посадское население, мелкие служилые люди, бурлаки, работные люди. Наряду с русскими и украинцами в походе участвовали многие представители народов Поволжья: чуваши, марийцы, татары, мордва и др.

Среди народа распространились письма С.Т. Разина, в которых излагались требования восставших: истреблять воевод, бояр, дворян, приказных людей. Как писал один иностранец - современник событий, С.Т. Разин "повсюду обещал уничтожение рабства, освобождение от ига "...бояр или дворян..." Среди восставших был силен наивный монархизм. Крестьяне верили в доброго царя. Весной 1670 г. С.Т. Разин овладел Царицыном. Чтобы обеспечить свой тыл, летом того же года Разинцы заняли Астрахань, Армия восставших двинулась вверх по Волге. Без боя сдались Саратов и Самара.

Надо отметить, что разинцы в духе того времени не щадили своих противников - пытки, жестокие казни, насилие "сопровождали" их действия во время походов. На время затянувшейся осады Симбирска приходится наивысший подъем движения. Восстание охватило громадную территорию - от низовьев Волги до Нижнего Новгорода и от Слободской Украины до Заволжья. Осенью 1670 г. царь Алексей Михайлович произвел смотр дворянского ополчения, 30-тысячная армия двинулась на подавление восстания. В октябре 1670 г. осада Симбирска была снята, 20-тысячное войско С.Т. Разина разбито, а сам руководитель восстания, тяжелораненый, был вывезен в Кагальницкий городок. Зажиточные казаки обманом захватили С.Т. Разина и выдали его правительству. Летом 1671 г. мужественно державшийся во время пыток С.Т. Разин был казнен на Красной площади в Москве. Отдельные отряды повстанцев сражались с царскими войсками до осени 1671 г. Подавив восстание, правительство принудило казаков Дона принять присягу, что они не будут давать приют царским недругам; Восстание С.Т. Разина заставило правительство искать пути укрепления существующего строя. Была усилена власть воевод на местах, проведена реформа податной системы, усилился процесс распространения крепостничества на южные окраины страны.

Московское восстание 1682 г.

По традиции наследовать Федору должен был его брат Иван. Однако 15-летний царевич был болезненным, хилым, полуслепым и мало годился для роли царя. Собравшиеся во дворце патриарх Иоаким и бояре решили, что царем следует провозгласить сына второй жены Алексея Михайловича Н.К. Нарышкиной десятилетнего Петра, который в отличие от Ивана был здоровым, крепким и смышленым мальчиком. Опираясь на стрельцов, группировка Милославских, среди которых наиболее активно и решительно выступала сестра Ивана Софья, решительно повела борьбу за власть. Стрельцы не только несли военную службу, но и активно занимались хозяйственной деятельностью. В конце XVII в. в связи с созданием полков нового строя роль стрельцов упала, они потеряли многие свои привилегии. Обязанность платить налоги и пошлины с промыслов и лавок, частая задержка жалованья, самоуправство стрелецких полковников, рост имущественного неравенства среди самих стрельцов вызывали их резкое недовольство. По Москве был пущен слух, что Иван задушен. С барабанным боем вооруженные стрельцы вступили в Кремль. Мать Петра Н.К. Нарышкина вывела на дворцовое крыльцо обоих царевичей - Петра и Ивана. Однако это не успокоило стрельцов. Три дня бушевало восстание, власть в Москве находилась в руках стрельцов. В честь своего выступления стрельцы воздвигли на Красной площади столп. На прибитых к столпу чугунных досках были перечислены заслуги стрельцов и фамилии казненных ими бояр. По требованию стрельцов первым царем был провозглашен Иван, вторым - Петр, а до их совершеннолетия назначалась регентша - царевна Софья. В Оружейной палате Кремля сохранился двухместный трон для молодых царей с маленьким окошечком в спинке, через которое Софья и приближенные подсказывали им, как вести себя и что говорить во время дворцовых церемоний.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Общие черты и характеристика периода "бунташного века" в России, истоки и предпосылки его социальных потрясений. Сущность "соляного" и "медного" бунтов в Москве. Крестьянская война под предводительством С. Разина. Этапы и периоды движения раскольников.

    реферат , добавлен 13.12.2009

    Причины, которые привели к началу одного из крупнейших в истории Китая народных восстаний. Предпосылки народных волнений. Хун Сюцюань – руководитель тайпинского восстания. Начало большого восстания. Второй этап борьбы. Завершение и значение восстания.

    реферат , добавлен 27.12.2008

    Народные восстания в Малой Азии в первой половине XVI века как результат социальных противоречий. Начало упадка Османской империи. Крестьянские восстания в конце XVI - начале XVII веков. Издание султаном "Указа справедливости" в октябре 1608 года.

    реферат , добавлен 27.01.2010

    Причины "бунташного" века, социально-общественные и политические предпосылки волнений в этот период. Восстание Степана Разина, в Соловецком монастыре. Развитие культуры "бунташного века": живопись, народное творчество, литература, прикладное искусство.

    контрольная работа , добавлен 20.03.2013

    Социально-экономические и внешнеполитические аспекты развития Казахстана, взгляды на проблемы истории восстания хана Кенесары. Анализ материалов десятилетней войны казахского народа под предводительством Кенесары Касымулы, причины и ход восстания.

    контрольная работа , добавлен 17.08.2011

    Основные этапы биографии Болотникова и его место в истории России. Исторические условия формирования лидера народного движения под его предводительством. Особенности характера, социального поведения, общественно-политических взглядов лидера восстания.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2010

    Социально-экономические условия и причины "собирания" (объединения) русских земель. Предпосылки объединения. Возвышение Москвы и начало объединения. Второй этап объединения. Династическая война второй четверти XV века. Завершение объединения.

    контрольная работа , добавлен 06.11.2008

    Политические и социально-экономические изменения в России в период правления Петра I и вызванная ними волна возмущений и народных восстаний. Биографические сведения о Балмутском атамане Булавине. Основные причины, хронология событий и разгром бунта.

    контрольная работа , добавлен 07.08.2010

    Причины, состав участников и ход восстаний под предводительством Хлопка Косолапа, И.И. Болотникова, Степана Разина. Предпосылки "соляного" и "медного" бунтов, их результаты. Поход казаков под командованием Василия Уса. Раскол и реформы в русской церкви.

    контрольная работа , добавлен 02.07.2013

    Социально-экономическое развитие Италии в XIII-XIV в., причины обострения классовой борьбы. Ересь апостольских братьев и ее социальная эволюция. Ход восстания Дольчино, социальный состав его участников. Причины поражения и историческое значение восстания.

XVII век вошел в историю России под названием "бунташный". События Смуты начала века, городские восстания его середины, крестьянская война под предводительством С. Разина, церковный раскол, стрелецкие бунты конца столетия объясняют столь грозное название.

Социальное напряжение, характерное для последнего века русского средневековья, было вызвано, прежде всего, серьезными изменениями в социально-экономической жизни страны. Подрыв патриархального натурального хозяйства, развитие товарно-денежных отношений, бесконечные войны усиливали эксплуатацию народных масс и налоговое бремя. В 1649 г. произошло окончательное закрепощение крестьян. Все это ухудшало положение широких слоев населения, вызывало значительные психологические трудности при приспособлении к новым условиям жизни и приводило, в конечном счете, к социальным волнениям.

Одно из самых крупных городских восстаний произошло летом 1648 г. в Москве. Правительство во главе с воспитателем молодого царя Алексея Михайловича Б. Морозовым, пытаясь уменьшить государственные расходы, сократило жалование стрельцам и чиновникам. Это привело к невиданному разгулу взяточничества и казнокрадства, вызвало недовольство московского населения. Толпа москвичей, пытавшаяся вручить царю челобитную, была разогнана. Это еще больше озлобило посад. На следующий день в городе произошли погромы дворцов Морозова, других крупных сановников, ряда купцов. Некоторые деятели правительственной администрации были убиты. Восстание удалось победить только путем уступок московскому и провинциальному дворянству, верхушке купечества, потребовавших созыва Земского собора.

Принятие Земским собором 1649 г. нового законодательства (Соборного уложения), направленного против трудящегося населения, еще больше обострило ситуацию. В 1650 г. прошли городские восстания в Пскове и Новгороде. В 1662 г. в Москве вспыхнул "Медный бунт", вызванный заменой серебряной монеты медной, обесцениванием денег, ростом дороговизны и налогов.

Крупнейшим проявлением народного недовольства стала Крестьянская война под предводительством С. Разина (1670–1671). Ей предшествовал поход донских казаков "за зипунами", т.е. добычей (1667–1669). Казаки, выйдя на Волгу, разграбили царские и купеческие караваны; спустившись в Каспийское море, опустошили его западное и южное побережья. С весны 1670 г. движение приобрело характер крестьянской войны. К нему примкнули крестьяне, городская беднота, часть стрельцов, представители нерусских народов Поволжья и т.д. Отряды Разина захватили Царицыно, Астрахань, Саратов, Пензу, Самару. Осенью 1670 г. 20-тысячное войско восставших осадило Симбирск. Только к весне 1671 г. правительственным войскам удалось разгромить повстанцев. Разин был казнен в Москве. Отдельные повстанческие отряды действовали до 1675 г.

Целями восставших были ликвидация государственности, установление казацкой вольницы, освобождение от уплаты налогов и податей, истребление дворянства и чиновничества. Крестьянская война под предводительством С. Разина привела к подрыву достигнутого уровня общественного развития и культуры.

Церковный раскол

Новые явления в социально-экономической, политической и культурной сферах не могли не затронуть православную церковь. В XVII в. усилились связи России с другими государствами. На русскую землю, прежде всего с Украины, начали проникать духовные книги, церковные обряды, противоречащие уже существующим. Разночтения в священных книгах, различия в обрядах, искажения в правилах проведения церковных служб подрывали авторитет церкви. К тому же образовательный и профессиональный уровень отечественных священников был крайне низок. Среди них процветали пьянство, разврат, стяжательство. В массовом сознании складывался крайне негативный образ церковных служителей. Они стали излюбленными персонажами сатирической литературы. Такие литературные произведения, как "Служба кабаку", "Калязинская челобитная", "О попе Саве", "Повесть о бражнике" изобличали пороки духовенства. Все это требовало унификации церковных правил, проведения глубокой церковной реформы.

В конце 1640-х гг. в Москве сложился кружок "ревнителей древнего благочестия". Он разрабатывал проекты церковных реформ. Среди членов кружка вскоре выявились разногласия. Некоторые деятели выступали за унификацию церковных книг по древнерусским образцам, другие считали, что за основу следует взять греческие каноны.

Церковную реформу начал патриарх Никон в 1653 г. Суть ее заключалась в унификации норм церковной жизни. Исправление обрядов богослужебных книг проходило по греческим образцам. Новые правила требовали от верующих креститься не двумя, а тремя пальцами, слово молитвы "аллилуйя" повторять не два, а три раза. Движение в храме во время службы священник стал проводить не по солнцу, а против него. Некоторые изменения коснулись одежды духовенства.

Против этих нововведений выступили сторонники прежних правил и приемов службы, называвшиеся старообрядцами, или раскольниками. Их лидером стал протопоп Аввакум. Они были прокляты церковным собором 1655 г. и подвергались гонениям и репрессиям. В числе старообрядцев оказались представители всех слоев общества. Многие из верующих стали связывать церковную реформу с изменениями в своем статусе и положении. Крестьяне были недовольны закрепощением, стрельцы – ликвидацией своих льгот, боярство – падением своей роли и своего авторитета в обществе и государстве, священники – необходимостью переучиваться. Многие верующие оказались просто неспособными воспринять новации. Они мешали им молиться. Таким образом, церковный раскол приобрел социальный характер.

Патриарх Никон, оказывавший огромное влияние на молодого царя и ставший фактически в 1652–1658 гг. его соправителем, стремился поставить церковную власть выше светской. Однако вскоре повзрослевший царь стал тяготиться тяжелым характером и неумеренными претензиями своего наставника. В 1658 г. Никон был подвергнут опале и отправлен в ссылку. Церковный собор 1666–1667 гг. окончательно лишил Никона патриаршества, признал царя главой светской, а патриарха – духовной власти.

Столкновение царя и патриарха способствовало укреплению государственной власти, положило начало подчинения ей православной церкви, что окончательно произошло в эпоху правления Петра I.

Русская культура XVII в.

Главной чертой русской культуры XVII в. стал процесс секуляризации, или обмирщения, т.е. падения влияния на нее церкви, усиления светских мотивов.

В архитектуре обмирщение проявилось в стремлении к внешней живописности, нарядности, декоративности.

В конце века это привело к появлению нарышкинского стиля, или "московского барокко". Для него были характерными многочисленные украшения, многоярусность сооружений, сочетание белого и красного цветов. Стиль явно не совпадал с общепринятыми церковными канонами. Его крупнейшими памятниками являются церковь Покрова в Филях, Новодевичий монастырь. Также началось интенсивное строительство гражданских зданий, например палат Шуйских, Романовых в московском Зарядье.

В живописи помимо икон появились "парсуны", положившие начало портретному жанру. Виднейшим представителем этого направления стал Симон Ушаков (икона "Спас нерукотворный" – "парсуна" царя Алексея Михайловича). В конце века возникла и портретная живопись.

Литература XVII в. отражала события века, его противоречия, новые явления в культурной жизни. Событиям Смутного времени были посвящены "Временник" Ивана Тимофеева, "Сказание" Авраама Палицына. Обоснование принципов абсолютизма было изложено в произведениях Симеона Полоцкого и Юрия Крижанича. Крупнейшим литературным памятником века стало "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное". Идеолог и вождь раскола создал яркое публицистическое произведение, обличающее власть и официальную церковь.

Происходила демократизация литературы. В ней появился вымышленный персонаж, изображение простых горожан. Большой популярностью стали пользоваться народные сатирические повести: "О Шемякином суде", "О Ерше Ершовиче", высмеивающие волокитство и продажность судей, произведения с критикой духовенства. Симеон Полоцкий положил начало стихосложению. Появилась переводная литература: "Повесть о Бове королевиче", "Повесть об Оттоне цесаре римском".

В XVII в. завершилось летописание. Началось систематическое собирание исторических материалов. Этим занимался специальный Записной приказ. Появились первые исторические сочинения: "Скифская история" Андрея Лызлова, "Синопсис" – изложение истории Руси с древнейших времен.

Под влиянием западноевропейской культуры при дворе Алексея Михайловича возник первый в стране театр. Спектакли здесь ставились иностранцами на библейские сюжеты.

Увеличение потребности в образованных людях привело к дальнейшему развитию просвещения. В 1687 г. в Москве было открыто первое в стране высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия. Здесь изучалось не только богословие, но и светские дисциплины. Увеличилось издание книг, в том числе светского и учебного содержания. Появилась первая книжная лавка. При царском дворе стала выходить первая рукописная газета "Куранты".

Продолжалось накопление научных знаний. Русские первопроходцы Семен Дежнев, Ерофей Хабаров и др. внесли вклад в развитие географических знаний.

Развитие культуры, проходившие в ней процессы секуляризации подготовили петровские преобразования, культурный переворот начала следующего века.