Международное гуманитарное право. Мккк - что это такое? расшифровка Международная организация красный крест 1864 года

МККК, который был основан в 1863 году, работает по всему миру, оказывая помощь людям, пострадавшим в результате конфликтов и вооруженного насилия, а также распространяя знания о законах, защищающих жертв войны. Являясь независимой и нейтральной организацией, он обладает мандатом, предусмотренным, главным образом, Женевскими конвенциями 1949 года. МККК находится в Женеве, Швейцария, его сотрудниками являются примерно 16 тысяч человек более чем в 80 странах мира. Финансируется он, в основном, за счет добровольных пожертвований правительств и национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

Наш мандат, цели и задачи

В своей работе МККК основывается на Женевских конвенциях 1949 года, Дополнительных протоколах к ним, на своем Уставе, на Уставе Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, а также на резолюциях Международных конференций Красного Креста и Красного Полумесяца. МККК - независимая нейтральная организация, обеспечивающая гуманитарную защиту и помощь жертвам войны и вооруженного насилия. Он действует в чрезвычайных ситуациях и содействует соблюдению международного гуманитарного права и его имплементации на национальном уровне.

Защищать жизни и достоинство людей, пострадавших от вооруженных конфликтов и насилия, и предоставлять им помощь.

Цели и задачи МККК

Международный Комитет Красного Креста является беспристрастной, нейтральной и независимой организацией, чьи цели и задачи носят исключительно гуманитарный характер и заключаются в том, чтобы защищать жизни и достоинство людей, пострадавших от вооруженных конфликтов и насилия, и предоставлять им помощь.

Пропагандируя и укрепляя гуманитарное право и универсальные гуманитарные принципы, МККК прилагает все усилия к тому, чтобы предотвратить страдания людей.


Наша структура

Органами управления МККК являются Ассамблея, Совет Ассамблеи (вспомогательный орган, которому Ассамблея делегирует ряд своих полномочий), и Директорат (исполнительный орган). Во главе Ассамблеи, в которую кооптируются до 25 граждан Швейцарии, и Совета Ассамблеи стоит Петер Маурер, являющийся президентом МККК с 1 июля 2012 года. Ему помогает вице-президент – господин Жиль Карбонье.

Финансы и бюджет

MККК финансируется за счет добровольных пожертвований, которые делают государства – участники Женевских конвенций, национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца, межгосударственные организации (например, Европейская комиссия), а также общественные и частные структуры.

Каждый год МККК проводит кампании по сбору средств для финансирования операций, осуществляемых на местах, и деятельности штаб-квартиры. При увеличении потребностей на местах МККК проводит дополнительные кампании по сбору средств. Мы отчитываемся о своей работе в годовых отчетах.

Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца

Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца является самым крупным гуманитарным сообществом мира. Его цель состоит в облегчении человеческих страданий, защите жизни и здоровья людей и отстаивании человеческого достоинства, особенно во время вооруженных конфликтов и других чрезвычайных ситуаций. Движение действует во всех странах мира, и его поддерживают миллионы добровольцев.


История МККК

Со времени основания МККК в 1863 году единственной целью организации является предоставление зашиты и помощи жертвам вооруженных конфликтов и внутренних беспорядков. Для достижения этой цели МККК осуществляет гуманитарные программы по всему миру, а также содействует соблюдению международного гуманитарного права (МГП) и распространяет знания о нем среди представителей власти и лиц из состава вооруженных сил, сил безопасности и вооруженных групп. История МККК – это история развития гуманитарной деятельности, Женевских конвенций и Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца.

Фонды и награды

МККК осуществляет управление несколькими фондами, которые были основаны в последние сто лет на целевые пожертвования частных лиц и организаций.

Такие фонды преследуют ряд целей: содействие распространению знаний о деятельности Красного Креста/Красного Полумесяца и международном гуманитарном праве; признание заслуг отдельных граждан, которые внесли особый вклад в работу Движения, или предоставление поддержки сотрудникам Красного Креста/Красного Полумесяца, оказавшимся в трудном положении в связи с работой в горячих точках.

Медаль Флоренс Найтингейл

Присуждается медсестрам и санитарам - добровольцам, которые являются активными членами или постоянными помощниками национального общества Красного Креста или Красного Полумесяца либо аффилированного медицинского или социально-медицинского учреждения.

Введение

Международный Красный Крест, международная общественная организация. Объединяет Лигу обществ Красного Креста (ЛОКК), Международный комитет Красного Креста (МККК) и национальные общества. ЛОКК создана в 1919; в нее входят национальные общества Красного Креста, Красного Полумесяца, Красного Льва и Солнца. МККК основан в 1863; избирается из числа швейцарских граждан; в качестве нейтрального посредника оказывает гуманную помощь во время вооруженных конфликтов (Нобелевская премия мира, 1917, 1944, 1963). Местопребывание - Женева.

Обязанный своим появлением порыву души одного человека, который не остался равнодушным к судьбе раненных солдат, на протяжении последних 140 лет МККК помогает оказывает помощь миллионам людей, пострадавшим в результате вооруженных конфликтов по всему миру.

Наряду с осуществлением гуманитарных программ, МККК способствует развитию права вооруженных конфликтов для обеспечения эффективной защиты тех, кто не принимает или прекратил принимать участие в военных действиях. Деятельность МККК основывается на положениях Женевских конвенций.

Цель данной работы – рассмотреть историю становления и деятельность Международного Красного Креста.


История возникновения Международного Красного Креста

КРАСНЫЙ КРЕСТ, международная организация с отделениями во многих странах, основная цель которой – предотвращать и облегчать страдания людей. Толчком к созданию такой организации послужили впечатления молодого швейцарца А.Дюнана, который оказался в числе нейтральных очевидцев битвы при Сольферино в Италии 24 июня 1859. К концу дня на поле сражения осталось ок. 40 000 мертвых и раненых. Ужаснувшись страданиям людей, на которые никто не обращал внимания, Дюнан организовал группу помощи, состоявшую из добровольцев. Они закупали все необходимое, размещали раненых и ухаживали за ними. Три года спустя Дюнан опубликовал небольшой памфлет с описанием последствий битвы, где наметил пути помощи людям, оказавшимся в подобной ситуации. Он предложил создать в каждой стране отряды добровольцев для оказания помощи жертвам войны и катастроф мирного времени. Дюнан считал, что служба помощи больным и раненым должна быть нейтральной, и предлагал сделать первые шаги по ее созданию еще в мирное время. В итоге в 1864 (с 8 по 22 августа) в Женеве состоялась конференция с участием официальных представителей 16 европейских стран, где была принята Женевская конвенция 1864 об улучшении участи больных и раненых воюющих армий на поле боя. Эта конвенция, подписанная делегациями 12 стран, предусматривала нейтралитет персонала медицинских служб вооруженных сил и помогающих им гражданских лиц, гуманное отношение к раненым, а также утвердила интернациональную эмблему медицинского персонала. В честь родины Дюнана – Швейцарии – символом был избран красный крест на белом поле (швейцарский флаг, где красный и белый цвета поменяли местами). Первоначальная Женевская конвенция несколько раз пересматривалась и дополнялась. Под защиту Красного Креста были взяты жертвы военных действий на море (1907) и военнопленные (1929). Женевская конвенция об оказании помощи военнопленным давала Красному Кресту право наблюдать за условиями их содержания. Позже, в 1949, ее действие было распространено на гражданское население во время войны. Международный комитет Красного Креста. Группа известных швейцарских граждан, участвовавших в созыве Женевской конференции, в дальнейшем сформировала Международный комитет Красного Креста. В его функцию входят официальное признание новых национальных организаций, работа по развитию международных гуманитарных соглашений (особенно Женевских конвенций) и наблюдение за их выполнением; во время войн и внутренних конфликтов Международный комитет Красного Креста выступает в качестве нейтрального посредника с целью обеспечить жертвам военных действий помощь и защиту, наблюдает за условиями содержания военнопленных и дает рекомендации по улучшению этих условий. Международный комитет, штаб-квартира которого находится в Женеве, избирается из числа швейцарских граждан. Международная конференция Красного Креста впервые состоялась в Париже в 1867. Конференция собирается раз в четыре года и является высшим совещательным органом Красного Креста. В ее работе участвуют представители национальных организаций, Международный комитет Красного Креста, Лига обществ Красного Креста и делегации стран, подписавших Женевские конвенции. Национальные общества Красного Креста. К 1900 общества Красного Креста были организованы почти в 30 странах. Разрабатывались обширные программы деятельности в военных условиях. В то же время у Красного Креста появились и новые, мирные задачи, направленные на преодоление последствий стихийных бедствий и развитие здравоохранения. На сегодняшний день эти задачи решаются в рамках широкой сети программ по охране здоровья, оказанию гуманитарной помощи и укреплению безопасности, а также общих и специальных образовательных программ. Национальные общества – независимые добровольные организации, хотя и получают полномочия от своих правительств. Международное признание эти общества получают при выполнении следующих условий: правительства их стран должны строго соблюдать решения Женевских конвенций; деятельность национальных обществ должна быть одобрена их законными правительствами, а сами общества должны соблюдать устав и руководствоваться основополагающими принципами Международного Красного Креста. Лига обществ Красного Креста – объединение национальных организаций, созданное в 1919. Первоначальной целью Лиги была выработка программы взаимопомощи и развития, рассчитанной на мирное время. Сегодня в число основных задач Лиги (имеющей постоянный секретариат в Женеве) входят помощь новообразованным обществам Красного Креста, объединение действий различных его групп, расширение сферы деятельности и ресурсов национальных организаций и координация их усилий в случае международных стихийных бедствий. Лига обществ Красного Креста включает 106 национальных организаций с общим количеством членов более 188 млн. человек. Лига содержится на добровольные пожертвования ее членов.

Основополагающие принципы Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца

ГУМАННОСТЬ

Международное Движение Красного Креста и Красного Полумесяца, порожденное стремлением оказывать помощь всем раненым на поле боя без исключения или предпочтения, старается при любых обстоятельствах как на международном, так и на национальном уровне предотвращать и облегчать страдания человека. Движение призвано защищать жизнь и здоровье людей и обеспечивать уважение к человеческой личности. Оно способствует достижению взаимопонимания, дружбы, сотрудничества и прочного мира между народами.

БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ

Движение не проводит никакой дискриминации по признаку национальности, расы, религии, класса или политических убеждений. Оно лишь стремится облегчать страдания людей, и в первую очередь, тех, кто больше всего в этом нуждается.

НЕЗАВИСИМОСТЬ

Движение независимо. Национальные общества, оказывая своим правительствам помощь в их гуманитарной деятельности и подчиняясь законам своей страны, должны тем не менее всегда сохранять автономию, чтобы иметь возможность действовать в соответствии с принципами Красного Креста.

ДОБРОВОЛЬНОСТЬ

В своей добровольной деятельности по оказанию помощи Движение ни в коей мере не руководствуется стремлением к получению выгоды.

ЕДИНСТВО

В стране может быть только одно национальное общество Красного Креста или Красного Полумесяца. Оно должно быть открыто для всех и осуществлять свою гуманитарную деятельность на всей территории страны.

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ

Движение является всемирным. Все национальные общества пользуются равными правами и обязаны оказывать помощь друг другу.

Основополагающие принципы были провозглашены на ХХ Международной конференцией Красного Креста в Вене в 1965 году. Настоящий пересмотренный текст входит в Устав Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца, принятого на XXV Международной конференции Красного Креста, состоявшейся в Женеве в 1986 году.

Эмблемы Красного Креста

Четыре части Женевского красного креста символизировали четыре доблести: умеренность, благоразумие, справедливость и мужество. Знак был создан путем обратного расположения цветов государственного флага Швейцарии по предложению генерала Дюфура, поскольку швейцарские граждане Анри Дюнан и Густав Муанье были инициаторами конференции 1862 года, после которой и образовался Международный Комитет красного Креста. Изображение эмблемы было одобрено участниками конференции в силу своей простоты и легкости распознаваемости. Позднее в 1876 г. Турция сообщила, что в качестве эмблемы будет пользоваться изображением красного полумесяца.

Эмблема Красного Креста является ключом к осуществлению всей гуманитарной деятельности - эмблема призвана защищать как пострадавших, так и людей, пришедших им на помощь. В странах с преимущественно мусульманским населением, традиционно, вместо эмблемы красного креста используется красный полумесяц, таким образом, ЭМБЛЕМЫ КРАСНОГО КРЕСТА И КРАСНОГО ПОЛУМЕСЯЦА НЕ НЕСУТ В СЕБЕ КАКОГО-ЛИБО РЕЛИГИОЗНОГО ИЛИ ПОЛИТИЧЕСКОГО СМЫСЛА, НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СИМВОЛАМИ МЕДИЦИНЫ И РАВНОЗНАЧНЫ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ.

международный красный крест гуманитарный

Роль Международного Красного Креста в формировании гуманитарных норм международных конфликтов

МККК - организация, которая в своей деятельности строжайшим образом руководствуется писаным законом, и закон этот называется Женевскими Конвенциями, со всеми их статьями и пунктам статей. Это пристрастие к букве закона придает работе МККК точность и дисциплинированность, но некоторые другие гуманитарные организации (например, «Врачи без границ») критикуют Международный Красный Крест за чрезмерную осторожность, нейтральность законника. Возможно это связано с ещё и с тем, что официально его представители дистанцируются от других неправительственных организаций, работающих в той же области, и от ООН. Например, в ходе войны в Боснии они всячески старались отграничивать свою деятельность от действий агентств ООН, отказываясь, к примеру, сопровождать колонны миротворцев ООН, поскольку это могло бы скомпрометировать их нейтралитет.

Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца является крупнейшим в мире гуманитарным объединением. Задача Движения – облегчать страдания людей, защищать жизнь и здоровье человека и обеспечивать уважение к человеческой личности, особенно во время вооруженных конфликтов и других чрезвычайных ситуаций.
Международное Движение Красного Креста и Красного Полумесяца представлено в 190 странах и пользуется поддержкой миллионов добровольцев. Ими движет сила гуманности.

Структура Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца

В состав Движения входят: Международный Комитет Красного Креста, национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца и Международная Федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

В августе 1864 года Комитет убедил правительства принять Первую Женевскую конвенцию. Этот договор обязывал армии обеспечить заботу о раненых солдатах, вне зависимости от того, к какой стороне они принадлежали, и ввести единую защитную эмблему медицинской службы: Красный Крест на белом фоне.

В последующие годы национальные комитеты движения были образованы почти во всех европейских странах. Перед Первой мировой войной, через 50 лет после основания Красного Креста и принятия первой Женевской конвенции, в мире насчитывалось 45 национальных обществ помощи раненым. Движение вышло за пределы Европы и получило всеобщее признание.

ЖЕНЕВСКИЕ КОНВЕНЦИИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРОТОКОЛЫ

Женевские конвенции и Дополнительные протоколы к ним являются международными соглашениями, которые включают в себя наиболее важные правовые нормы, ограничивающие проявления жестокости на войне. Они обеспечивают защиту тех, кто не принимает участия в боевых действиях (гражданских лиц, медицинского персонала и сотрудников гуманитарных организаций), а также тех, кто прекратил принимать в них участие (раненых, больных, потерпевших кораблекрушение и военнопленных).

Женевские конвенции и Дополнительные протоколы к ним являются частью международного гуманитарного права – целой системы правовых положений, которые регламентируют средства и методы ведения военных действий и обеспечивает защиту физических лиц.

Особая защита предоставляется тем, кто не принимает участия в боевых действиях (гражданским лицам, медицинскому персоналу, служителям культа и сотрудникам гуманитарных организаций), а также тем, кто прекратил принимать в них участие (раненым, больным, потерпевшим кораблекрушение и военнопленным).

Женевские конвенции и Дополнительные протоколы к ним призывают к мерам по предотвращению (или искоренению) так называемых "серьезных нарушений". Те, кто несут ответственность за подобные нарушения, должны понести наказание.

К Женевским конвенциям присоединились более 190 государств, то есть почти все страны мира.

Россия является участником Женевских конвенций с 1954 года, и Дополнительных протоколов с 1990 года.

Четыре Женевские конвенции 1949 года и два Дополнительных протокола к ним 1977 года являются главными юридическими документами международного гуманитарного права:

Женевские конвенции также регулируют правила использования эмблемы Красного Креста и словосочетания "Красный Крест".

Сто пятьдесят лет назад состоялось первое заседание Международного Комитета помощи раненым, которое позднее получило название Международный комитет Красного Креста (МККК).

Международный Комитет Красного Креста (МККК) — независимая организация, которая оказывает гуманитарную помощь людям, пострадавшим в результате конфликтов и вооруженного насилия, а также распространяет знания о законах, защищающих жертв войны.

МККК был основан по инициативе гражданина Швейцарии Анри Дюнана (1828-1910), который в 1859 году после битвы близ деревни Сольферино (Италия) в период франко-австрийской войны оказался на поле боя, где тысячи раненых французских, австрийских и итальянских солдат были оставлены без должной медицинской помощи.

Дюнан был потрясен тем фактом, что ни местные жители, ни французская армия были не в состоянии оказать первую помощь большинству раненых. Он провел несколько дней в ближайшем городе Кастильоне (Италия), оказывая вместе с местными жителями помощь раненым. Вернувшись в Женеву, Дюнан опубликовал в 1862 году "Воспоминание о битве при Сольферино", где задался вопросом о создании добровольной благотворительной организации, оказывающей помощь раненым во время войн и вооруженных конфликтов. Он обратился к правительствам европейских стран с просьбой разработать и юридически сформулировать основные международные договоренности, регламентирующие практическую деятельность будущей организации.

Позже законодательное оформление этих договоренностей нашло свое отражение в принятии в 1864 году первой Женевской конвенции, провозглашающей правила защиты раненых солдат и санитаров, а также к созданию во всех странах обществ милосердия.

Женевское благотворительное общество "Женевский союз по поддержанию общественного блага", изучив публикацию Дюнана, учредило комитет, занявшийся вопросами практической реализации рекомендаций. Этот орган, состоявший из пяти членов, стал известен как Международный Комитет Красного Креста. Первое заседание МККК состоялось 17 февраля 1863 года. Тогда же было принято решение о нейтральном статусе Красного Креста, что должно было обеспечить его беспристрастную и эффективную деятельность.

Менее чем через год количество подобных обществ достигло десяти: они были созданы в Германии, Дании, Испании, Бельгии, Пруссии, Италии.

Первым вооруженным конфликтом, наблюдение за которым осуществляли делегаты Красного Креста, была датско-прусская война (1864). Делегаты работали по обе стороны фронта и нередко выступали в качестве посредников между воевавшими сторонами. Во время франко-прусской войны (1870) Комитетом было основано Первое информационное агентство для родственников раненых и попавших в плен солдат.

В дальнейшем делегаты комитета оказывали помощь раненым во время русско-турецкой войны (1877-1878), сербско-болгарской войны (1885-1886), балканской войны (1912-1913). Во время Первой мировой войны Комитет безуспешно пытался заставить конфликтующие стороны отказаться от использования химического оружия. Деятельность организации во время Второй мировой войны осложнялась тем, что фашистский режим не признавал многие международные заключения, помощь гражданскому населению к тому времени еще не была закреплена на международном уровне.

Подписание в 1949 году Женевских конвенций о защите жертв войны расширило сферу деятельности Красного Креста в области помощи гражданскому населению, военнопленным и заключенным.

МККК — частная организация, действующая согласно законодательству Швейцарии, независимая в вопросах своего управления и принятия оперативных решений. В Комитет входят до 25 кооптированных членов, каждый из которых является гражданином Швейцарии. В своей работе МККК придерживается основополагающих принципов движения — нейтральности, беспристрастности и независимости.

МККК обладает постоянным международным мандатом на осуществление своей деятельности на основании Женевских конвенций (1949). Штаб-квартира Международного Комитета Красного Креста находится в Женеве в Швейцарии.

МККК, национальные общества Красного Креста или Красного Полумесяца и их Международная федерация образуют Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца. В ситуациях вооруженных конфликтов МККК выступает в качестве координатора действий своих партнеров по движению.

Годовой бюджет МККК в последние годы составлял около одного миллиарда швейцарских франков. Финансирование комитета осуществляется правительством, региональными организациями, национальными обществами Красного Креста и Красного Полумесяца, муниципальными органами, а также частным сектором и представителями общественности.

В настоящее время более 1,4 тысячи специалистов трудятся в местных отделениях Международного Комитета Красного Креста по всему миру. Около 11 тысяч сотрудников составляют местные жители. Их деятельность координируют и поддерживают около 800 сотрудников штаб-квартиры в Женеве.

Органами управления Международного Комитета Красного Креста являются ассамблея, совет ассамблеи (вспомогательный орган, которому ассамблея делегирует ряд своих полномочий) и директорат (исполнительный орган). Ассамблея, в которую кооптируются (избираются "сверху") до 25 граждан Швейцарии, и совет ассамблеи возглавляет президент комитета. С 2012 года президентом МККК является Петер Маурер.

Директоратом в составе пяти членов руководит генеральный директор Ив Даккор.

В качестве отличительного знака МККК в 1864 году был принят Красный крест на белом фоне (обратное расположение цветов швейцарского флага).

Во время русско-турецкой войны османская империя отказалась использовать эту эмблему, заменив ее красным полумесяцем. Женевская конвенция 1929 года признала Красный полумесяц в качестве второго официального символа МККК.

В 2005 году был введен третий официальный логотип — Красный кристалл.

В 2011 году, благодаря МККК, более 4,9 миллиона человек получили продовольственную помощь, более 3,1 миллиона человек получили помощь в виде основных предметов гигиены и домашнего обихода.

В рамках проектов МККК в области водоснабжения, обеспечения санитарно-гигиенических условий и строительства была оказана помощь более 21,9 миллионам человек, большинство из которых женщины и дети.

Почти 6,8 миллиона пациентов получили медицинскую помощь в учреждениях здравоохранения, работающих при поддержке МККК. Делегаты Комитета Красного Креста посетили более 500 тысяч лиц, содержащихся под стражей в 75 государствах, а также в местах лишения свободы, находящихся в ведении пяти международных судов.

Международным Комитетом Красного Креста было послано 275 тысяч писем с информацией о родственниках, с которыми была потеряна связь из-за военных действий или других чрезвычайных ситуаций. Примерно 46 тысяч просьб о розыске пропавших были отправлены лицами, содержащимися под стражей, или членами их семей.

За свою деятельность МККК был трижды удостоен Нобелевской премии мира — в 1917, 1944 и 1963 годах.

С 1992 года в Москве открыта делегация Международного Комитета Красного Креста. В ее штате насчитывается около 250 человек, работающих в Москве и на Северном Кавказе. В 2012 году бюджет делегации составил около 15 миллионов долларов США.

Зона ответственности Московской делегации охватывает РФ, Белоруссию, Молдавию и Украину. Основное внимание уделяется конфликтам, имевшим место в прошлом и настоящем на Северном Кавказе. Делегация поддерживает стратегический диалог с Россией по гуманитарным вопросам и международному гуманитарному праву, сотрудничает с Российским Красным Крестом и поддерживает национальные общества Белоруссии, Молдавии и Украины.

Нейтралитет — основной принцип деятельности Международного Комитета Красного Креста (МККК). При этом основан МККК был в Швейцарии, здесь же расположена и штаб-квартира этой, наверное, самой известной в мире гуманитарной организации. А это значит, что, так или иначе, но она обязана учитывать интересы не только свои, но и собственно Швейцарии. Так было с самого начала и продолжается до наших дней. Опубликованный недавно по поручению правительства Швейцарии историко-аналитический доклад попытался вскрыть всю подноготную МККК и нашел множество пунктов, достойных серьезной критики.

Насколько тесно связаны Швейцария как государство со своими законными внешнеполитическими интересами и Международный Комитет Красного Креста (МККК), организация нейтральная и равноудаленная, в теории, по крайней мере, от всех игроков на международной арене? Опубликованный в июле 2017 года по поручению и по заказу МИД Швейцарии доклад приходит в итоге к довольно отрезвляющему выводу: тесные контакты Швейцарии и политических органов и структур с МККК не дают вести открытые и честные дискуссии о реальном положении дел в этой организации, кроме того, швейцарский МИД часто воспринимается в мире в качестве «административного ресурса» МККК.

Отдельной критике в докладе, в частности, подвергается тот факт, что Швейцария перечисляет из своего бюджета в пользу МККК ежегодно 80 млн франков не просто так, а имея в виду, прежде всего, цель поддержки Женевы в качестве международного гуманитарного и дипломатического центра, а также при том понимании, что Международный Комитет Красного Креста будет исходить из того, что официальный Берн смотрит на МККК с совершенно определенными ожиданиями.

Публикация доклада стала в Швейцарии, даже несмотря на период летних отпусков, причиной активных общественных дискуссий. При этом, если бросить внимательный взгляд на историю возникновения МККК, то можно увидеть совершенно отчетливо, что такое положение является естественным следствием условий, царивших в Швейцарии в момент основания этой организации во второй половине 19-го века: у страны практически не было своей профессиональной дипломатии, а МККК в какой-то степени играл роль «эрзац-МИДа».

Швейцарская историк Беатрис Верасса (Beatrice Veyrassat), один из соавторов нашумевшего доклада, описывает такую ситуацию понятиями «прагматизм и гибкость». По ее словам, с самого момента своего образования МККК находился на пересечении гуманитарных, экономических и политических интересов Швейцарии. Так продолжается и в настоящее время, более того, от сотрудничества с МККК швейцарская экспортно-ориентированная промышленность получает самую непосредственную прибыль.

Вот только один пример: Петер Маурер (Peter Maurer), бывший статс-секретарь МИД Швейцарии и президент МККК, работал также не где-нибудь, а совете директоров Международного экономического форума в Давосе. Еще пример: в брошюре, опубликованной в ноябре 2016 года и предназначенной, прежде всего, вниманию крупных международных и швейцарских концернов, теоретически готовых, при определенных условиях, перечислить в бюджет МККК солидные пожертвования, Петер Маурер недвусмысленно апеллирует к «конструктивным отношениям, всегда, с момента основания МККК более 150-ти лет назад, существовавшим между Комитетом и частным сектором экономики».

Контекст

Шведский Красный Крест голодающим Поволжья и Украины

Sveriges Radio 21.08.2015

Якоб Келленбергер: Как изменится Красный Крест?

Le Temps 31.01.2002

АМЕРИКАНЦЫ БОМБЯТ здания Красного Креста

Financial Times 18.10.2001
«Частный бизнес с его богатством идей, с его опытом и ресурсами (…) играет решающую роль, от которой, во многом, зависит, насколько эффективно Международный Комитет Красного Креста сможет выполнять свою гуманитарную миссию, связанную с защитой и поддержкой лиц, зависящих от сторонней помощи в кризисной ситуации. С другой стороны, сотрудничество частных компаний с МККК позволяет им первыми приходить на перспективные рынки со своей продукцией и своими услугами».

В той же самой брошюре МККК напоминает о том, что он с 2005 года участвует во Всемирном экономическом форуме в Давосе, а сам президент МККК с ноября 2014 года является членом совета директоров Форума. При этом среди членов и партнеров WEF имеются и тяжеловесы из сферы военно-промышленного комплекса, включая такие компании, как европейская «Airbus Defense and Space», британская «BAE Systems» или американская «Lockheed Martin».

Опасные политические связи

С момента своего основания МККК поддерживал самые тесные связи с политическими кругами и бизнесом Швейцарии. В этом «треугольнике» постоянно происходил обмен знаниями, опытом и, что немаловажно, кадрами. Призывая в 1965 году правительство увеличить свои ассигнования в бюджет МККК, один из ведущих экспертов МИД Швейцарии прямо так и указывал: «То, что МККК по всему миру претендует на полную нейтральность и независимость от любых правительств, включая правительство самой Швейцарии, тесно связано с тем обстоятельством, что Швейцария тоже является страной независимой и нейтральной, иными словами, зависимость от независимой инстанции Международными Комитетом в качестве таковой не воспринимается.

Все знают, что у МККК никогда не было секретов от швейцарского правительства, представители которого всегда присутствовали в его руководящих органах. По мнению некоторых иностранных наблюдателей, такого рода связи настолько же очевидны, насколько они и, с их точки зрения, являются обоюдными. Никто не удивляется тому факту, что МККК по сути является инструментом швейцарской внешней политики, из-за чего, правда, многие страны предпочитают под разными предлогами воздерживаться от финансирования МККК».

«МККК был создан и развивался в рамках тесных и постоянных связей федеральными властями Конфедерации. С 1864 года Швейцария, в качестве депозитария Женевских конвенций и Дополнительных протоколов к ней, организует дипломатические конференции, на которых идет разработка принципов международного гуманитарного права. Швейцария настолько слилась с МККК, что её нейтралитет теперь постоянно путают с нейтралитетом Международного Комитета.

Такая близость, может быть, и принесла пользу всем сторонам, но, как кажется, именно Швейцария как государство и является в этой ситуации основным бенефициаром», — писали Томас Дэвид (Thomas David) и Буда Этемад (Bouda Etemad) в 1998 году в своей статье, в которой они пытались раскрыть особенности «мягкого гуманитарного империализма по-швейцарски». Такого рода постановка вопроса в научной статье может быть оспорена, однако некоторые выводы, к которым приходят ученые, вполне заслуживают того, чтобы к ним присмотреться повнимательнее.

Организация, проигнорировавшая Холокост?

Часто возникает вопрос, почему МККК не предпринял ничего в плане противодействия Холокосту? Играло ли здесь роль влияние официального Берна? Этому вопросу было посвящено уже несколько исторических исследований. В 2006 году МККК согласился приоткрыть свой архив и официально признал свою тогдашнюю политику в этой области в качестве «полного провала».

В исследовании по этому вопросу, опубликованном в 2009 году, Ирен Эрманн (Irène Herrmann), историк, и Даниэль Палмьери (Daniel Palmieri), ответственный за исторические исследования в МККК, указывали: «Так имел ли место провал МККК? Этот вопрос заслуживает более детального анализа, особенно если учесть непростую проблематику отношений Швейцарии с нацистской Германией.

В случае с МККК швейцарская политика на этом направлении включала в себя два аспекта: первый — это чисто гуманитарный аспект, заложенный в качестве центрального в самом мандате МККК, и второй аспект политического характера, связанный с выгодами, имевшимися в распоряжении Швейцарии из-за одного только факта нахождения на ее территории нейтральной структуры, выгодно подчеркивавшей нейтральность всей страны в целом».

Подмоченная репутация

Наверное, самым заметным представителем системы тесных корпоративных связей между МККК, политикой и бизнесом Швейцарии был Макс Хубер (Max Huber, 1874-1960),Внешняя ссылка известный швейцарский дипломат, член международного суда в Гааге, а с 1928 по 1944 годы президент Международного Комитета Красного Креста. В отношениях с гитлеровской Германией он выступал с позиций как можно большей сдержанности, при этом в его активе были и заметные посты в бизнесе: он был главой совета директоров компании «Oerlikon» (1921-1944 гг.) и концерна «Aluminium Industrie SA» (1929-1941 гг.).

Именно эти компании довольно неплохо нажились на подрядах из Германии, которая как раз в начале 1930-х гг. запустила процессы перевооружения и технической модернизации. Конечно, это была одна из самых драматичных эпох в истории Европы. Находясь в окружении держав Оси, у Швейцарии было очень мало пространства для маневра. Однако сюжет с М. Хубером был не единственным случаем, наглядно иллюстрирующим проблемы, возникавшие у МККК из-за неразборчивых связей с миром политики и бизнеса.

Примерно тоже самое имело место и в ходе гражданской войны в Нигерии (1967-1970 гг.), когда МККК обвинили в фактическом обслуживании интересов швейцарского концерна «Бюрле» («Bührle»), занимавшегося поставками вооружений в Нигерию в нарушение всех существующих запретов. В то время миссию МККК в Нигерии возглавлял Август Р. Линдт (August R. Lindt, 1905-2000), посол, специально направленный из Берна. В историю МККК этот эпизод вошел в качестве самого большого скандала, поставившего под очень большой вопрос нейтральность и независимость этой гуманитарной организации и серьезно подмочивший ее репутацию. Итак, насколько нейтральным и независимым остается в реальности Международный Комитет Красного Креста? Окончательный ответ на этот вопрос еще только предстоит найти.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.