Мандатная система. Система мандатов лиги наций

После окончания Первой Мировой войны 1914-1918 гг. одним из вопросов, вокруг которого вращалась система международных отношений, был колониальный. Созданная по инициативе великих держав Лига наций предложила в качестве решения вопроса о колониях мандатную систему. Мандат (от лат. mandatum — поручение) – это полномочие, документ, удостоверяющий полномочия какого-либо лица, термин возник в римском праве для обозначения договора поручения. Следовательно, мандат Лиги наций — это документ, дающий какой-либо «передовой нации» право на опеку бывших германских колоний и турецких владений от имени Лиги наций. Передел нефтеносных, экономически и стратегически выгодных районов бывшей Османской империи, а также некогда принадлежавших проигравшей войну Германии колоний осуществлялся полномочным легальным органом – Ассамблеей Лиги наций. Объявив мандатную систему «священной миссией цивилизации», Лига наций нарушила свою «демократичную природу» и цели «защиты народов и международного мира и безопасности», а также разделила народы на цивилизованных мандатариев и колонии и территории. Ст. 22 Статута Лиги наций излагала принципы, применявшиеся к «колониям и территориям», и разделила мандаты на три класса: А, В, С.

К классу А были отнесены мандаты, применяемые к бывшим владениям Османской империи. «Некоторые области, которые принадлежали раннее Оттоманской империи, достигли такой степени развития, что их существование как независимых наций может быть признано провизорно, при условии, что советы и помощь мандатария будут направлять их администрацию до тех пор, пока они не будут в состоянии управляться сами. Пожелания этих областей должны приниматься во внимание при выборе мандатария, прежде всего». К этой группе территорий применялась временная опека до тех пор, пока страны не будут в состоянии самостоятельно управлять собой. Однако следует учитывать, что сроки этой временной опеки определялись мандатариями и Лигой наций, поэтому могли быть неограниченными.

К классу В относились те народы, «степень развития которых требует, чтобы уполномоченный Лиги наций полностью принял на себя управление ими». Эту группу представляли государства Средней Африки. Для второй группы важно обстоятельство, что образующие ее страны были открыты для экономической эксплуатации всех членов Союза на совершенно одинаковых основаниях, и что всякое военное обучение туземцев и постройка крепостей здесь воспрещались. Государственная власть принадлежала здесь Лиге наций и осуществлялась полномочным государством от ее имени.

Мандаты класса С состояли из таких областей, «как Южная Африка и некоторые острова Тихого океана вблизи Австралии, которые вследствие незначительной плотности населения или незначительных размеров, или отдаленности от центров цивилизации, или географической близости к уполномоченному на управление ими государства» признавались «составной частью его территории». Иначе говоря, эти земли попросту отдавались Лигой наций в полное подчинение государственной власти уполномоченного государства. Сроки мандата здесь не оговаривались, и государства-мандатарии не ограничивались условиями управления этими территориями, поэтому экономическое использование края имело под собой подоплеку политических прав «уполномоченных» великих держав.

Право уполномочивать державы на управление подмандатными территориями признавал за собой Верховный Совет Антанты, где ключевые позиции занимали Великобритания и Франция, и именно «всемогущий англо-французский дуэт» осуществил послевоенный колониальный передел в свою пользу. Совет Лиги наций на своем заседании от 28 октября 1920 г. согласился с таким порядком, мотивировав свое решение тем, что мирные договоры предусматривают уступку старых областей главным державам Антанты. Более детальные условия отдельных мандатов определялись Советом Лиги наций, им же назначалась предусмотренная в Статуте организации «постоянная комиссия мандатов», которой отдельные мандатарии обязаны были представлять ежегодный отчет.

Согласно Постановлению Совета Лиги от 29 ноября 1920 г. в комиссию по мандатам вошли девять членов: США, Бельгия, Франция, Великобритания, Япония, Италия, Нидерланды, Португалия, Швеция (в 1922 г. вместо США в комиссию вошла Испания). Совет Лиги наций провел формальное утверждение уже поделенных на местах мандатов своими решениями от 17 декабря 1920 г., 17 июня 1922 г. и 24 июля 1922 г..

Мандаты классов В и С — бывшие германские колонии — были распределены в течение мая 1919 – июля 1922 гг. Высшим межсоюзническим Советом, в составе Франции, Великобритании, Японии и США. В результате этого передела Германия потеряла 2,954,900 кв. км. своей территории (Таб.

1). Согласно условиям Версальского мирного договора от 28 июня 1919 г. Германия отказывалась в пользу Японии «от всех своих прав, правооснований и привилегий» относительно территории Цзяочжоу, железных дорог, копей, подводных кораблей и других актов, касающихся Шаньдунской провинции. Япония также получала в «наследство» от Германии все права на железную дорогу от Циндао до Цзинаньфу, подводные кобели от Циндао до Шанхая и от Циндао до Чифу. Германия также обязывалась в течение трех месяцев после вступления договора в силу передать Японии «всякого рода архивы, реестры, планы, правооснования и документы», касающиеся управления территорией Цзяочжоу.

20 июля 1922 г. Совет Лиги наций официально подтвердил установление мандатного режима в ряде стран Африки, проведенное Верховным Советом Антанты (интересно, что распределяла мандаты не Ассамблея Лиги наций, а Верховный Совет военно-политического союза, где ключевые позиции занимали Великобритания и Франция). Так был юридически оформлением передел бывших германских колоний, захваченных во время войны войсками Антанты, замаскированный в форму мандатного управления от имени Лиги наций. По условиям этого мандата государство-мандатарий брало на себя ответственность за «мир, порядок и хорошее управление» этими территориями, обязывалось не создавать здесь военных баз, укреплений, сил из числа туземного населения, кроме как полиции для внутреннего порядка. Мандатное управление в районах Средней и Тропической Африки, выдержанные в духе принципов Статута Лиги наций, применявшихся к мандатам класса В, предусматривало на деле передачу в руки страны-мандатария рычагов внутреннего управления, финансово-экономической, культурно-религиозной и внешней политики подмандатной территории. Поэтому проведенное странами- победителями мирное урегулирование по колониальному вопросу не изменило качественно суть колониализма, а скорее упрочило и легитимизировало его на уровне международной организации.

Таким образом, завершился процесс юридического оформления мандатов на управление бывшими германскими колониями, в результате которого великие державы заметно увеличили размеры своих территорий и численность населения, а Германия не просто значительно потеряла в площади, но и лишилась статуса мировой колониальной державы.

Механизм мандатной системы был непосредственно направлен на защиту интересов колониальных стран. Ограничение колониального господства сводилось к иллюзорному контролю мандатной комиссии по докладам мандатариев и к подаче Совету Лиги наций заключений по вопросам, относящимся к выполнению мандатов. Концепция мандатов была не чем иным, как новым обоснованием колониальной политики. С созданием мандатной системы народы колониальных стран исключались из сферы международных связей, а возникшая по инициативе государств-победителей Лига наций лишь юридически закрепила результаты победы великих держав и сохранила их статус-кво во вновь поделенном мире.

Мандатная система (mandate), вид междунар. опеки. Введена Лигой Наций для управления колон, терр. в Африке и Азии, принадлежавшими ранее Германии и Османской империи и переданными в 1919г. Лигой Наций в управление одному из союзнических гос-в. Представляя собой важное нововведение в междунар. праве, подмандатные терр. теоретически должны были находиться под надзором постоянной мандатной комиссии Лиги Наций. Комиссия, однако, не имела возможности влиять на гос-во-мандатарий, к-рое несло ответственность за управление, благосостояние и развитие местного населения до тех пор, пока последнее не будет, по его мнению, готово к самоуправлению. В 1946 г. этот порядок был заменен системой опеки ООН.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МАНДАТНАЯ СИСТЕМА

Лиги наций (от лат. mandatum - поручение) - система, фактически оформившая после 1-й мировой войны раздел между державами Антанты б. колоний Германии и владений Османской империи. М. с. возникла как результат обострения империалистич. борьбы за господство над этими территориями между США, Великобританией и Францией. М. с. служила прикрытием для сохранения колониальной системы. Дележ герм. колоний был согласован 6 мая 1919 на совещании В. Вильсона, Ж. Б. Клемансо и Д. Ллойд Джорджа и утвержден Верх. советом Антанты 7 мая 1919; дележ тур. владений произведен Верх. советом Антанты на конференции в Сан-Ремо 1920. Юридически М. с. была оформлена ст. 22 Устава Лиги наций. Согласно этой статье, народы территорий, "к-рые в итоге войны перестали быть под суверенитетом государств, управляющих ими перед тем", якобы "не способны самостоятельно руководить собой в особо трудных условиях современного мира", и потому Лига наций предписывает "доверить опеку над этими народами передовым нациям, к-рые осуществляли бы эту опеку в качестве мандатариев от имени Лиги" (см. Мандатные территории). СССР при вступлении в Лигу наций в сент. 1934 сделал офиц. заявление о том, что ст. 22 неприемлема для СССР и не налагает на него никаких обязательств. М. с. потерпела полное крушение с наступлением во время 2-й мировой войны 2-го этапа общего кризиса капитализма и была заменена системой междунар. опеки ООН. В. А. Брыкин. Москва.

Соперничество крупнейших западных держав в борьбе за колониальный раздел и передел мира было основным фактором в развитии международных отношений на рубеже XIX—XX вв. С окончанием Первой мировой войны началась масштабная перестройка мирового политического пространства. Страны-победительницы не только сохранили все свои колони-альные владения, но и получили под управление колонии Германии и Японии, провинции бывшей Османской империи. Под эгидой Лиги наций была сфор-мирована мандатная система, разделившая «опекаемые» территории на три категории.

В первую категорию были включены провинции Османской импе-рии, за которыми признавалось безусловное право на получение независи-мости. Но длительность переходного этапа, необходимого для создания на подмандатной территории системы самоуправления, определялась стра- ной-мандатарием. До окончания переходного этапа мандатарий также обязывался предоставить коренному населению значительную автономию в вопросах религиозной, языковой, культурной политики, проводить поли-тику «открытых дверей» в экономической сфере. К этой категории манда-тов были отнесены права Франции на Сирию и Ливан, Великобритании - на Палестину, Трансиорданию, Месопотамию (Ирак).

Во вторую категорию попали бывшие колонии Германии в Централь-ной Африке, которые не получили гарантий на получение независимости. Мандатарий сосредоточивал здесь всю полноту законодательной и админис-тративной власти, но возлагал на себя ответственность по отмене рабства, пресечению практики «крайней эксплуатации» коренного населения, огра-ничению набора коренного населения в вооруженные формирования, конт-ролю за распространением оружия и алкоголя, развитию системы образова-ния и здравоохранения. Кроме того, мандатарий обязывался проводить политику «открытых дверей» в экономической сфере. На таких принципах Франция получила право на управление частью Того и Камеруна, Велико-

Британия - частью Того и Камеруна, а также Германской Восточной Афри-кой (Танганьикой), Бельгия - регионом Руанда-Урунди.

В третью категорию вошли бывшие германские колонии на Тихом океане, в Юго-Западной и Юго-Восточной Африке, которые практически превращались в колониальные владения стран-мандатариев. На мандатари-ев не возлагались какие-либо обязательства, в том числе не предполагалась и политика «открытых дверей». К этой категории подмандатных территори-ей были отнесены Новая Гвинея (мандат Австралии), Западная Самоа (мандат Новой Зеландии), о. Науру (мандат Великобритании), Марианские, Каролинские, Маршалловы острова (мандат Японии), Юго-Западная Афри-ка (мандат Южно-Африканского Союза).

Мандатная система пропагандировалась лидерами Лиги наций как принципиально новый шаг во взаимоотношениях ведущих мировых держав и народов Востока, как преодоление традиций колониализма и переход к поддержке позитивного развития отсталых регионов, включению их в «лоно человеческой цивилизации». Но в действительности речь шла о переделе колониальных владений между странами-победительницами. Особенно зна-чительно расширились колониальные владения Англии и Франции. Деловые и политические круги США, Японии и Италии, напротив, считали распреде-ление мандатов несправедливым, не учитывающим реальное соотношение экономического и военно-политического потенциала ведущих держав мира.

Попытки стран-метрополий укрепить и расширить свое влияние на Востоке наталкивались на растущее сопротивление народов Азии и Афри-ки. Третья англо-афганская война завершилась отступлением английского экспедиционного корпуса из Афганистана в 1919 г. В последующие годы Афганистан, а также Иран и Турция сумели укрепить свой международный суверенитет. Большую роль в этом сыграла поддержка со стороны СССР. Во многих регионах Азии и Африки ширилось антиколониальное движе-ние. Восстание в Египте в 1919 г. заставило Великобританию отказаться от протектората над этой страной, сохранив лишь контроль над Суэцким каналом. На протяжении всего межвоенного периода не утихала антиколо-ниальная борьба в Южном Китае, Индии и Ливии, в 1918-1919 гг. про-изошло антиколониальное восстание в Индонезии, в 1920 г. - в Ираке, в 1921-1926 гг.- в Марокко, в 1925-1927 гг. - в Сирии. По мере роста национально-освободительного движения и обострения внутриполитичес-ких проблем в самих метрополиях создавались предпосылки для пере-смотра принципов колониальной политики. Первый шаг в этом направле-нии пришлось сделать Великобритании, располагавшей крупными «белы-ми» (переселенческими) колониями.

Рост экономической и политической самостоятельности «белых» колоний заставил британское правительство еще с конца XIX в. начать правовую реформу имперского устройства. Наиболее развитым переселенческим колони-ям было предоставлено право на самоуправление и соответствующий статус доминиона (англ. «dominion» - владение). В 1867 г. доминионом стала Канада, в 1901 г. - Австралийский союз, в 1907 г. - Новая Зеландия. С 1887 г. под председательством британского премьер-министра начали созываться колони-альные конференции - консультативные совещания представителей прави-тельств «белых» колоний (Канады, Австралии, Новой Зеландии, Южной Афри-ки, Ньюфаундленда). С 1907 г. эти конференции получили название имперских. Кроме того, доминионы получили право на участие в международных отноше-ниях, в том числе заключение самостоятельных договоров, создание диплома-тических представительств в иностранных столицах. Но метрополия сохраняла контроль над компетенцией доминионов в вопросах как внутреннего самоуп-равления, так и внешнеполитического представительства.

Активное участие в Первой мировой войне позволило доминионам поставить вопрос о расширении своих политических прав. На имперской конференции 1917 г. Канада, Австралия и Южно-Африканский Союз доби-лись принятия резолюции о признании доминионов в качестве «автономных государств Имперского Содружества», проведении британским правитель-ством консультаций с правительствами доминионов по всем вопросам, имеющим общий имперский интерес. На той же конференции генерал А. Сматс, представитель Южноафриканского Союза, предложил новое на-звание для формирующегося межгосударственного объединения - «Британ-ское Содружество наций». Официально этот термин впервые появился в резолюции имперской конференции 1918 г., а окончательно был закреплен в договоре 1921 г. о создании ирландского доминиона. С 1920 г. все доминио-ны вошли в состав Лиги наций в качестве самостоятельных членов.

Принципы Содружества наций были развернуто сформулированы на имперской конференции 1926 г. В соответствии с «Докладом Бальфура» Содружество было определено как «свободное объединение Соединенного Королевства и доминионов Канады, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африки, Ирландского свободного государства и Ньюфаундленда». Критерием членства стал статус доминиона. Поэтому остальные колонии, включая Ин-дию, получившую с 1917 г. право участвовать в имперских конференциях, в состав Британского Содружества наций не вошли. Тем не менее создание Британского Содружества положило начало политико-правовой перестройке всей британской колониальной империи. Рубежным событием стало принятие на имперской конференции 1931 г. Вестминстерского статута. В этом доку-менте более четко трактовался принцип единства и верности Короне: член Британского Содружества был обязан сохранять монархическую форму прав-ления и не имел права на односторонний выход из Содружества. Но и изменения в английском праве, связанные с процедурой престолонаследия и составом королевского титула, отныне требовали согласия парламентов госу-дарств-членов Содружества. Было установлено, что к доминионам более не применяется выражение «колония». Это предполагало предоставление им свободы в развитии национального законодательства. Согласно Вестминстер-скому статуту британский парламент получил право создавать законы для доминионов только по их просьбе и с их согласия.

В 1930-1934 гг. в Индии произошел мощный подъем национально- освободительного движения. Колониальные власти прибегли к жестким репрессиям. Но одновременно в правительственных кругах Великобритании крепла убежденность в необходимости правового решения индийского воп-роса. Еще в 1930 г. парламентская комиссия Саймона представила доклад о путях изменения конституции Индии. По результатам двух «круглых столов» с представителями индийской общественности был подготовлен проект новой конституции, окончательно утвержденный в 1935 г. Индия превраща-лась в федерацию провинций и княжеств. Создавалась система централь-ной и местной представительной и исполнительной власти с участием индийцев. До 14 % увеличилась численность местного населения, обладаю-щего избирательным правом.

На протяжении межвоенного периода британской дипломатии при-шлось участвовать в решении еще одной сложнейшей проблемы постколо-ниального урегулирования - палестинского вопроса. Идея возвращение евреев на «историческую родину» в Палестину (Сион) имела религиозные корни и длительную предысторию, но особую актуальность приобрела с конца XIX в. В 1860 г. в Париже под патронажем французской ветви семьи Ротшильдов был организован «Всемирный израильский союз» - первая международная организация сионистского толка. В августе 1897 г. в Базеле состоялся первый конгресс Всемирной сионистской организации. Сионист-ское движение провозгласило своей целью создание предпосылок для пре-вращения Палестины в сионистское государство, развертывание соответ-ствующей пропагандисткой деятельности в европейских еврейских общи-нах, укрепление организационной структуры мирового сионизма. Но пред-полагаемое создание (воссоздание) независимого еврейского государства не могло быть достигнуто без международной поддержки. Осознавая это, лидеры сионистского движения изначально сделали ставку на лоббирование своих целей среди государственно-политической элиты ведущих стран мира, прежде всего - Великобритании.

В 1902 г. британское правительство предложило для заселения евреями часть Синайского полуострова (план Эль Ариш), а в 1903 г. - проект переселения евреев в Уганду (в Восточной Африке). Однако 7-й конгресс сионистского движения в 1905 г. отверг эти предложения. Сионизм без Сиона был политически несостоятелен. На пути же переселения в Палестину стояло два препятствия - власть над этой провинцией Османской империи и местное арабское население. Первая из этих проблем решилась распадом самой Османской империи по окончании Первой мировой войны, при решении второй сионисты полагались на поддержку англичан. Уже в 1916 г. Великоб-ритания и Франция подписали секретный договор о разделе провинций Османской империи. Согласно его условиям палестинский регион переходил в сферу влияния Великобритании. Спустя год позиция британского правитель-ства была заявлена официально. 2 ноября 1917 г. министр иностранных дел Великобритании А. Бальфур направил лорду Лайонелу Ротшильду, покрови-телю сионистских организаций, послание, которое стало известно как «Декла-рация Бальфура». В этом документе признавалось право евреев на создание в Палестине еврейского «национального очага» и заявлялось о готовности британского правительства «приложить все усилия к облегчению достижения этой цели». Помимо влияния сионистского лобби такая позиция диктовалась стремлением британских политических кругов закрепить свое влияние на Ближнем Востоке, создать опору в лице еврейских переселенцев в стратеги-чески важном районе между Египтом и Ираком.

На Парижской мирной конференции представителям сионистских орга-низаций удалось убедить делегации ведущих держав в необходимости между-народно-правового решения «палестинской проблемы». Практическое реше-ние этого вопроса было возложено на Великобританию. Окончательно бри-танский мандат на Палестину был оформлен в июле 1922 г. Но к этому времени выяснилось, что Великобритания отнюдь не безоговорочно занимает просионистскую позицию. Британское правительство было заинтересовано и в лояльности местного арабского населения. Еще в годы войны британские политики завязали контакты с влиятельными арабскими лидерами, главным образом с шейхом Мекки Хусейном. Пытаясь получить поддержку арабов в ходе боевых действий против Турции, англичане обещали признать право местного населения на создание независимой Арабской конфедерации. В послевоенные годы британское правительство попыталось найти приемле-мый компромисс между интересами евреев-переселенцев и арабов. В 1922 г. было принято решение об отделении Трансиордании от Палестины и созда-нии на ее территории независимого королевства под управлением эмира Абдаллы. В самой Палестине англичане рассчитывали организовать условия для притока еврейских переселенцев, но не создания их моноэтнического государства. Такая позиция не устроила ни евреев, ни арабов. В 1920- 1930-х гг. Палестина стала очагом острых этно-конфессиональных конфлик-тов. Решить эту проблему британская администрация так и не сумела.

Выход к началу 1930-х гг. на политическую авансцену Германии, Италии и особенно Японии изменил сложившийся статус-кво в колониаль-ном вопросе. Державы «оси» Берлин-Рим-Токио жаждали нового передела мира. Пытаясь ослабить позиции своих противников, они разжигали недо-вольство населения колоний и провоцировали вооруженные выступления против колонизаторов. Японская дипломатия активно использовала для этой цели идею «сопроцветания» азиатских наций, немецкая - лозунг «покрови-тельства ислама». Государства «оси» засылали свою агентуру в страны Востока, поддерживали националистические партии и группировки оружи-ем, деньгами, военными и политическими инструкторами. Такая политика приносила очевидные результаты. Влиятельные националистические партии Марокко, Алжира, Туниса, Египта сочувственно относились к германо- итальянской пропаганде. В ходе военного мятежа против Испанской респуб-лики в 1936-1939 гг. на стороне франкистов выступили целые полки, набранные из марокканцев. Часть феодальных властителей Ливии поддер-жала режим Муссолини и содействовала формированию подразделений ливийских арабов в составе итальянской армии. В Палестине Германия действовала через немецких колонистов и в 1936-1939 гг. поддержала восстание палестинских арабов под руководством муфтия Иерусалима Ха- диса Амина аль-Хусейни. В апреле-мае 1941 г. прогермански настроенное командование иракской армии также выступило против усиления британско-го влияния. Лидер восстания Рашид Али аль-Гайлани стал заметной полити-ческой фигурой на Ближнем Востоке.

Вторая мировая война нанесла по мировой колониальной системе мощ-ный удар. Многие страны Азии и Африки стали ареной боевых действий. В сражающихся армиях участвовало громадное число выходцев из колониаль-ных стран. Только в Индии было призвано в армию 2,5 млн чел., во всей Африке - около 1 млн чел. (а еще 2 млн чел. были заняты обслуживанием нужд армии). Огромны были потери населения в ходе боев, бомбардировок, политических репрессий: в Китае за годы войны погибло 10 млн чел., в Индонезии - 2 млн чел., на Филиппинах - 1 млн чел. В то же время война способствовала подъему национального сознания народов Азии и Африки. Быстро складывались общенациональные партии и политические движения. Влияние европейских метрополий, оказавшихся на грани политического кра-ха и утраты суверенитета в годы нацистской агрессии, значительно ослабло. В большинстве азиатских и африканских колоний Франции, Нидерландов, Бель-гии и, отчасти, Великобритании местная администрация получила в годы войны значительную свободу действий и была вынуждена искать поддержку у влиятельных представителей коренного населения. Все это предопределило новый всплеск антиколониальной борьбы уже в первые послевоенные годы.

Феномен мандатной системы появился после Первой мировой войны. Державы-победительницы пытались с ее помощью установить временный порядок на территориях, которые были оторваны от проигравших (Германии и Турции) сторон.

Ближний Восток

Новая мандатная система вступила в силу после того, как в 1919 году был подписан 22 статья документа оговаривала судьбу колоний потерпевших поражение империй.

Турция лишалась всех своих владений на Ближнем Востоке. Здесь по-прежнему проживало арабское этническое большинство. Страны-победительницы договорились, что подмандатные территории должны получить независимость в скором будущем. До этого момента они оказывались под контролем европейских держав.

Месопотамия была отдана Великобритании. В 1932 году эти территории стали независимыми и образовали королевство Ирак. Сложнее обстояли дела с Палестиной. Эта подмандатная территория тоже стала британской. Международная юрисдикция здесь просуществовала до Второй мировой войны. После ее окончания в 1948 году земли были поделены между Иорданией и Палестинским арабским правительством. Особенности мандатной системы не позволили урегулировать конфликт между двумя враждующими сторонами. Это были евреи и арабы. И те и другие считали, что имеют законные права на Палестину. В итоге всю вторую половину XX века (и сегодня также) этот вооруженный спор имел место быть.

Сирийские провинции отдали Франции. Здесь также была установлена мандатная система. Кратко говоря, она повторяла принципы британского управления в соседних странах. Действие мандата закончилось в 1944 году. Все ближневосточные территории, которые являлись частью Турции, объединили в группу «A». Некоторые земли бывшей Османской империи сразу же после окончания войны оказались в руках арабов. На них сформировалась современная Саудовская Аравия. Британцы помогали арабскому национальному движению во время Первой мировой. Разведка отправила сюда знаменитого

Африка

Германия лишалась всех своих колоний, которые она захватила за последние несколько десятилетий, после того как был образован Африканская Танганьика стала подмандатной территорией под управлением Великобритании. Руанда и Урунди перешли к Бельгии. была передана Португалии. Данные колонии отнесли к группе «B».

Долго принималось решение по колониям на западе континента. В итоге мандатная система подтвердила тот факт, что они были разделены между Великобританией и Францией. или современная Намибия перешли под управление ЮАС (предвестника ЮАР).

Мандатная система имела ряд уникальных особенностей для своего времени. Государства, под чье управление попадали территории, гарантировали соблюдение устава Лиги Наций по отношению к коренным жителям. Запрещалась работорговля. Кроме того, государство, получившее мандат, не имело права строить на приобретенных землях военные базы, а также формировать армию из местного населения.

Большая часть африканских подмандатных территорий стала независимой после Второй мировой войны. Поскольку в 1945 году была распущена Лига Наций, то юрисдикция на этих землях временно перешла к ООН. Особенно много колоний получили независимость в рамках Мандатная система перестала существовать - вместо нее было создано Содружество равноправных членов. Во всех странах этой организации английский язык и британская культура оставили серьезный отпечаток. Содружество успешно существует и сегодня.

Тихий океан

Также до войны Германии принадлежали колонии в Тихом Океане. Они были поделены по экватору. Северная часть была отдана Японии, а южная - Австралии. Эти территории перешли к новым владельцам в качестве полноценных провинций. То есть в этом случае государства могли распоряжаться новой землей как своей. Это были так называемые подмандатные территории группы «C».

Другие санкции

Другие ограничения, коснувшиеся Германии, включили в себя отказ от любых привилегий и концессий в Китае. Еще в этом регионе у немцев были права на Шаньдунскую провинцию. Их передали Японии. Была конфискована вся собственность в Юго-Восточной Азии. Также немецкое правительство признавало приобретения союзников в Африке. Так Марокко стал французским, а Египет - британским.

11 декабря 2015

Феномен мандатной системы появился после Первой мировой войны. Державы-победительницы пытались с ее помощью установить временный порядок на территориях, которые были оторваны от проигравших (Германии и Турции) сторон.

Ближний Восток

Новая мандатная система вступила в силу после того, как в 1919 году был подписан Версальский договор. 22 статья документа оговаривала судьбу колоний потерпевших поражение империй.

Турция лишалась всех своих владений на Ближнем Востоке. Здесь по-прежнему проживало арабское этническое большинство. Страны-победительницы договорились, что подмандатные территории должны получить независимость в скором будущем. До этого момента они оказывались под контролем европейских держав.

Месопотамия была отдана Великобритании. В 1932 году эти территории стали независимыми и образовали королевство Ирак. Сложнее обстояли дела с Палестиной. Эта подмандатная территория тоже стала британской. Международная юрисдикция здесь просуществовала до Второй мировой войны. После ее окончания в 1948 году земли были поделены между иудейским Израилем, Иорданией и Палестинским арабским правительством. Особенности мандатной системы не позволили урегулировать конфликт между двумя враждующими сторонами. Это были евреи и арабы. И те и другие считали, что имеют законные права на Палестину. В итоге всю вторую половину XX века (и сегодня также) этот вооруженный спор имел место быть.

Сирийские провинции отдали Франции. Здесь также была установлена мандатная система. Кратко говоря, она повторяла принципы британского управления в соседних странах. Действие мандата закончилось в 1944 году. Все ближневосточные территории, которые являлись частью Турции, объединили в группу «A». Некоторые земли бывшей Османской империи сразу же после окончания войны оказались в руках арабов. На них сформировалась современная Саудовская Аравия. Британцы помогали арабскому национальному движению во время Первой мировой. Разведка отправила сюда знаменитого Лоуренса Аравийского.

Африка

Германия лишалась всех своих колоний, которые она захватила за последние несколько десятилетий, после того как был образован Второй Рейх. Африканская Танганьика стала подмандатной территорией под управлением Великобритании. Руанда и Урунди перешли к Бельгии. Юго-восточная Африка была передана Португалии. Данные колонии отнесли к группе «B».

Долго принималось решение по колониям на западе континента. В итоге мандатная система подтвердила тот факт, что они были разделены между Великобританией и Францией. Юго-Западная Африка или современная Намибия перешли под управление ЮАС (предвестника ЮАР).

Мандатная система имела ряд уникальных особенностей для своего времени. Государства, под чье управление попадали территории, гарантировали соблюдение устава Лиги Наций по отношению к коренным жителям. Запрещалась работорговля. Кроме того, государство, получившее мандат, не имело права строить на приобретенных землях военные базы, а также формировать армию из местного населения.

Большая часть африканских подмандатных территорий стала независимой после Второй мировой войны. Поскольку в 1945 году была распущена Лига Наций, то юрисдикция на этих землях временно перешла к ООН. Особенно много колоний получили независимость в рамках Британской империи. Мандатная система перестала существовать - вместо нее было создано Содружество равноправных членов. Во всех странах этой организации английский язык и британская культура оставили серьезный отпечаток. Содружество успешно существует и сегодня.

Видео по теме

Тихий океан

Также до войны Германии принадлежали колонии в Тихом Океане. Они были поделены по экватору. Северная часть была отдана Японии, а южная - Австралии. Эти территории перешли к новым владельцам в качестве полноценных провинций. То есть в этом случае государства могли распоряжаться новой землей как своей. Это были так называемые подмандатные территории группы «C».

Другие санкции

Другие ограничения, коснувшиеся Германии, включили в себя отказ от любых привилегий и концессий в Китае. Еще в этом регионе у немцев были права на Шаньдунскую провинцию. Их передали Японии. Была конфискована вся собственность в Юго-Восточной Азии. Также немецкое правительство признавало приобретения союзников в Африке. Так Марокко стал французским, а Египет - британским.