Кто мы такие. Мккк - что это такое? расшифровка В каких странах есть красный крест

Дочерние организации Международный комитет Красного Креста , Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца [d] , Американский Красный Крест , French Red Cross [d] и Польский Красный Крест

Штаб-квартира Международного комитета Красного Креста в Женеве

Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца (также известное как Международный Красный Крест или Международный Красный Полумесяц ) - международное гуманитарное движение, основанное в 1863 году и объединяющее более 17 миллионов сотрудников и добровольцев (волонтёров) по всему миру.

Движение считает своей главной целью «Помогать всем страждущим без какого-либо неблагоприятного различия, способствуя тем самым установлению мира на Земле» .

Составные части Международного Красного Креста:

  • Международный комитет Красного Креста (МККК).
  • Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (МФОКК и КП) (англ. International Federation of Red Cross and Red Crescent Societies (IFRC) ).
  • Национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца .

Руководящие органы Движения:

  • Международная конференция Красного Креста и Красного Полумесяца - проводится, как правило, раз в 4 года. На ней происходят встречи национальных обществ с представителями государств-участников Женевских Конвенций.
  • Совет делегатов - заседания Совета происходят раз в 2 года.
  • Постоянная комиссия - является уполномоченным органом Международной конференции в период между Конференциями.

Основополагающие принципы

В своей деятельности волонтёры и сотрудники обществ Красного Креста и Красного Полумесяца руководствуются этими фундаментальными принципами.

Гуманность

Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца, порождённое стремлением оказывать помощь всем раненым на поле боя без исключения или предпочтения, старается при любых обстоятельствах как на международном, так и на национальном уровне предотвращать и облегчать страдания человека. Движение призвано защищать жизнь и здоровье людей и обеспечивать уважение к человеческой личности. Оно способствует достижению взаимопонимания, дружбы, сотрудничества и прочного мира между народами.

Беспристрастность

Движение не проводит никакой дискриминации по признаку национальности, расы, религии, класса или политических убеждений. Оно лишь стремится облегчать страдания людей, и в первую очередь, тех, кто больше всего в этом нуждается.

Независимость

Движение независимо. Национальные общества, оказывая своим правительствам помощь в их гуманитарной деятельности и подчиняясь законам своей страны, должны, тем не менее, всегда сохранять автономию, чтобы иметь возможность действовать в соответствии с принципами Красного Креста.

Добровольность

В своей добровольной деятельности по оказанию помощи Движение ни в коей мере не руководствуется стремлением к получению выгоды.

Единство

В стране может быть только одно национальное общество Красного Креста или Красного Полумесяца. Оно должно быть открыто для всех и осуществлять свою гуманитарную деятельность на всей территории страны.

Универсальность

Движение является всемирным. Все национальные общества пользуются равными правами и обязаны оказывать помощь друг другу.

Эмблемы

Первая эмблема МККК - красный крест на белом фоне - изначально не имела религиозного смысла, представляя собой негативную копию (инверсию) швейцарского флага (вместо белого креста на красном поле - красный цвет на белом). Однако во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов Османская империя отказалась использовать эту эмблему, заменив её красным полумесяцем, поскольку красный крест вызывал негативные ассоциации с крестоносцами .

Женевская конвенция 1929 года признала красный полумесяц в качестве второй защитной эмблемы. Эту эмблему используют национальные организации во многих мусульманских странах, но не везде, где большинство населения составляют мусульмане. Так, в Индонезии национальное общество использует эмблему красного креста, а не красного полумесяца: по словам руководителя общества, это связано, в частности, с тем, что и организация, и эмблема креста, и страна - религиозно нейтральны .

Также статус официального символа движения получил знак красных льва и солнца , национальный символ Ирана . Однако после исламской революции 1979 года , в ходе которой лев и солнце исчезли с флага и герба страны как символы старого монархического строя, новое иранское правительство учредило более традиционный для мусульманских стран красный полумесяц, переименовав свое крыло международного общества соответственно . Тем не менее, формально красные лев и солнце продолжают считаться одной из эмблем МДКК, и Иран сохраняет за собой право вновь вернуть этот символ в использование в любое время.

В декабре 2005 года, после отвергнутого предложения об использовании красной звезды Давида как одного из символов, в результате усилий израильских дипломатов и представителей Американского Красного Креста появился проект третьей, религиозно-нейтральной эмблемы - красный кристалл .

Красный крест с 1906 года является также зарегистрированной торговой маркой фирмы «Johnson & Johnson », сама же эмблема начала использоваться фирмой с 1887 года. В 1905 году Конгресс США запретил использовать символ красного креста любым организациям, кроме Красного Креста. Так как J&J зарегистрировала свою эмблему раньше, для неё было сделано исключение.

Красный крест является защитной эмблемой и зарегистрированным знаком Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, поэтому использование этой символики другими организациями запрещено международным законодательством. Женевская конвенция 1949 года закрепила правовой статус МККК, поэтому знак Красного Креста (и Красного Полумесяца) охраняется во всём мире.

Во время Первой мировой войны

Французская листовка 1915 года

С началом Первой мировой войны Международный комитет Красного Креста встретился с чрезвычайными сложностями, справиться с которыми он смог лишь при содействии национальных обществ. На помощь медицинским службам европейских стран пришли работники Красного Креста со всего света, включая США и Японию. 15 октября 1914 года, Международный комитет Красного Креста основал Международное агентство по делам военнопленных, в котором уже к концу 1914 года работало 1200 человек, в основном волонтеров. К концу войны Агентство переслало более 20 миллионов писем и сообщений, 1,9 миллиона передач и собрало пожертвования на сумму 18 млн швейцарских франков. При содействии Агентства около 200 тыс. военнопленных смогли вернуться домой вследствие обмена пленными. Картотека Агентства за период с 1914 по 1923 годы включала в себя более 7 миллионов карточек на пленных и пропавших без вести. Этот каталог помог идентифицировать более 2 млн военнопленных и предоставил им возможность установить связь с родными. Сейчас этот каталог находится в женевском Музее Международного Красного Креста и Красного Полумесяца. Право пользования каталогом ограничено.

Во время войны Международный комитет Красного Креста отслеживал выполнение сторонами конфликта Женевских конвенций 1907 года и в случае нарушений обращался к стране нарушителя с жалобой. При первом в истории применении химического оружия Красный Крест выразил решительный протест. Даже не имея мандата Женевских конвенций, Международный комитет пытался улучшить условия пострадавшего гражданского населения. На территориях, которые имели официальный статус оккупированных, Международный комитет помогал гражданскому населению по условиям Гаагских конвенций 1899 и 1907 годов. Эти конвенции были также правовой основой работы Красного Креста с военнопленными. Кроме описанной выше работы Международного агентства, Красный Крест проводил инспектирование лагерей военнопленных. В течение войны 41 делегат Красного Креста посетил 524 лагеря на всей территории Европы.

С 1916 по 1918 год Международный комитет Красного Креста опубликовал ряд почтовых открыток с фотографиями из лагерей военнопленных. На них была запечатлена повседневная жизнь пленных, получение ими писем из дома и т. д. Международный комитет пытался таким образом вселить надежду в сердца семей военнопленных, уменьшить неопределенность относительно судьбы близких им людей. После войны Красный Крест организовал возвращение домой более 420 тыс. военнопленных. С 1920 года задача репатриации была передана только что основанной Лиге Наций , которая поручила эту работу норвежскому дипломату Фритьофу Нансену . Впоследствии его правовой мандат был расширен и в его обязанности вошли вопросы оказания помощи беженцам и перемещенным лицам. Нансен ввёл так называемый паспорт Нансена , который выдавался беженцам, потерявшим своё гражданство. В 1922 году усилия Нансена были отмечены Нобелевской премией мира.

За свою плодотворную работу во время войны Международный комитет Красного Креста был награждён Нобелевской премией мира 1917 года. Эта премия была единственной Нобелевской премией, врученной в период между 1914 и 1918 годами.

В 1923 году Комитет изменил политику относительно избрания новых членов. До тех пор в Комитете могли работать только жители Женевы. Это ограничение было снято, и теперь право работы в Комитете получили все швейцарцы. Учитывая опыт Первой мировой войны, в 1925 году было утверждено новое дополнение к Женевской конвенции, поставившее вне закона использование в качестве оружия удушающие и ядовитые газы и биологические вещества. Через четыре года была пересмотрена сама Конвенция, и утверждена вторая Женевская конвенция «по обращению с военнопленными». Война и деятельность Красного Креста в военный период значительно подняли репутацию и авторитет Комитета в международном сообществе, и привели к расширению сферы его деятельности.

В 1934 году в Японии по инициативе японского общество Красного Креста состоялась международная конференция, на которую приехали более 250 представителей обществ Красного Креста из 57 стран. На этой конференции был принят документ о разрешении членам иностранных Красных Крестов помогать иностранным же гражданским лицам, находящимся в районах военных действий, однако японский Красный Крест блокировал попытки распространить эту помощь на граждан воюющих государств, и в целом иностранные делегаты отзывались об этой конференции как «о каком-то притворстве». Поскольку большинство правительств были мало заинтересованы во внедрении этой конвенции она не вступила в силу до начала Второй мировой войны .

Во время Второй мировой войны

Сообщение Красного Креста из Лодзи, Польша, 1940.

Правовой основой работы Международного комитета Красного Креста во время Второй мировой войны была Женевская конвенция в редакции 1929 года. Деятельность комитета была аналогична его деятельности в Первую мировую войну: инспекция лагерей военнопленных, организация помощи мирному населению, обеспечение возможности переписки военнопленных, сообщение о пропавших без вести. К концу войны 179 делегатов совершили 12750 посещений лагерей военнопленных в 41 стране. Центральное информационное агентство по вопросам военнопленных (Zentralauskunftsstelle für Kriegsgefangene) имело 3 тыс. работников, картотека пленных насчитывала 45 миллионов карточек, Агентство обеспечило пересылку 120 млн писем. Значительным препятствием было то, что Немецкий Красный Крест, который контролировали нацисты, отказывался соблюдать женевские статьи.

Международный комитет Красного Креста не смог достичь договоренности с нацистской Германией по обращению с людьми в концентрационных лагерях, и, в конце концов, прекратил оказывать давление, чтобы не поставить под угрозу работу с военнопленными. Он также не смог получить удовлетворительного ответа по лагерям смерти и массовому истреблению европейских евреев, цыган и т. д. В ноябре 1943 года Международный комитет получил разрешение на посылки в концентрационные лагеря в тех случаях, когда известны имена и местонахождение адресатов. Поскольку сообщение о получении посылок часто подписывали другие заключенные, Международный комитет сумел идентифицировать примерно 105 тыс. заключенных и передать около 1,1 млн посылок, в основном в Дахау, Бухенвальд, Равенсбрюк и Заксенхаузен .

Известно, что швейцарский офицер Морис Россель, делегат от Международного Красного Креста в Берлине, посетил Освенцим в 1943 году и Терезинштадт в 1944 году. Его воспоминания были записаны Клодом Ланцманн в 1979 в документальном фильме «Посетитель от живых» .

Марсель Жуно, делегат Международного комитета Красного Креста в лагере военнопленных в Германии. (© Benoit Junod, Switzerland)

12 марта 1945 года президент Международного комитета Красного Креста Карл Якоб Буркхардт получил сообщение от генерала СС Эрнста Кальтенбруннера с положительным ответом на требование Красного Креста о посещении концентрационных лагерей. Германия поставила условие, что делегаты должны оставаться в лагерях до конца войны. Международный комитет направил 10 делегатов. Один из них, Луи Гефлигер, сумел предотвратить уничтожение Маутхаузен-Гузена , сообщив американским войскам о планах немцев, чем спас около 60 тысяч заключенных. Международный комитет осудил его действия, поскольку они были частной инициативой, которая поставила под угрозу нейтральность Красного Креста в войне. Репутация Гефлигера была реабилитирована только в 1990 году.

Другой выдающийся пример гуманности продемонстрировал Фридрих Борн, делегат Международного комитета в Будапеште . Он спас жизнь от 11 до 15 тысяч евреев. Женевский врач Марсель Жуно был одним из первых европейцев, посетивших Хиросиму после ядерной бомбардировки.

В 1944 году Международный комитет Красного Креста получил вторую Нобелевскую премию мира. Как и во время Первой мировой войны, эта премия была единственной в период войны с 1939 по 1945 год. После войны Международный комитет работал с национальными обществами, пытаясь оказать помощь странам, пострадавшим от войны в наибольшей степени. В 1948 году Комитет опубликовал отчёт, в котором описывалась его деятельность во время войны. В 1996 году архив Международного комитета за этот период был открыт для академических и публичных исследований.

В послевоенный период

12 августа 1949 года были утверждены новые изменения в двух предыдущих Женевских конвенций. Приложение «об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море», которое теперь называют второй женевской конвенцией, было включено в основной текст Женевской конвенции как наследие Гаагской конвенции 1907 года. Женевская конвенция «по обращению с военнопленными» от 1929 года была второй с исторической точки зрения, но после 1949 года её стали называть третьей, поскольку она появилась позже Гаагской. Учитывая опыт Второй мировой войны, была утверждена Четвёртая женевская конвенция «по защите мирного населения во время войны». Дополнительные протоколы от 8 июня 1977 года провозгласили, что конвенции имеют силу и при внутренних конфликтах, например, гражданских войнах . На сегодня четыре конвенции и дополнительные протоколы к ним содержат более 600 статей по сравнению с 10 статьями начальной Женевской конвенции 1864 года.

Перед столетним юбилеем, в 1963 году, Международный комитет Красного Креста совместно с Международной федерацией обществ Красного Креста и Красного Полумесяца получил третью Нобелевскую премию мира. Начиная с 1993 года право быть делегатами Международного комитета получили нешвейцарские граждане. С тех пор число таких работников Международного комитета достигло 35 %.

МККК, который был основан в 1863 году, работает по всему миру, оказывая помощь людям, пострадавшим в результате конфликтов и вооруженного насилия, а также распространяя знания о законах, защищающих жертв войны. Являясь независимой и нейтральной организацией, он обладает мандатом, предусмотренным, главным образом, Женевскими конвенциями 1949 года. МККК находится в Женеве, Швейцария, его сотрудниками являются примерно 16 тысяч человек более чем в 80 странах мира. Финансируется он, в основном, за счет добровольных пожертвований правительств и национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

Наш мандат, цели и задачи

В своей работе МККК основывается на Женевских конвенциях 1949 года, Дополнительных протоколах к ним, на своем Уставе, на Уставе Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, а также на резолюциях Международных конференций Красного Креста и Красного Полумесяца. МККК - независимая нейтральная организация, обеспечивающая гуманитарную защиту и помощь жертвам войны и вооруженного насилия. Он действует в чрезвычайных ситуациях и содействует соблюдению международного гуманитарного права и его имплементации на национальном уровне.

Защищать жизни и достоинство людей, пострадавших от вооруженных конфликтов и насилия, и предоставлять им помощь.

Цели и задачи МККК

Международный Комитет Красного Креста является беспристрастной, нейтральной и независимой организацией, чьи цели и задачи носят исключительно гуманитарный характер и заключаются в том, чтобы защищать жизни и достоинство людей, пострадавших от вооруженных конфликтов и насилия, и предоставлять им помощь.

Пропагандируя и укрепляя гуманитарное право и универсальные гуманитарные принципы, МККК прилагает все усилия к тому, чтобы предотвратить страдания людей.


Наша структура

Органами управления МККК являются Ассамблея, Совет Ассамблеи (вспомогательный орган, которому Ассамблея делегирует ряд своих полномочий), и Директорат (исполнительный орган). Во главе Ассамблеи, в которую кооптируются до 25 граждан Швейцарии, и Совета Ассамблеи стоит Петер Маурер, являющийся президентом МККК с 1 июля 2012 года. Ему помогает вице-президент – господин Жиль Карбонье.

Финансы и бюджет

MККК финансируется за счет добровольных пожертвований, которые делают государства – участники Женевских конвенций, национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца, межгосударственные организации (например, Европейская комиссия), а также общественные и частные структуры.

Каждый год МККК проводит кампании по сбору средств для финансирования операций, осуществляемых на местах, и деятельности штаб-квартиры. При увеличении потребностей на местах МККК проводит дополнительные кампании по сбору средств. Мы отчитываемся о своей работе в годовых отчетах.

Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца

Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца является самым крупным гуманитарным сообществом мира. Его цель состоит в облегчении человеческих страданий, защите жизни и здоровья людей и отстаивании человеческого достоинства, особенно во время вооруженных конфликтов и других чрезвычайных ситуаций. Движение действует во всех странах мира, и его поддерживают миллионы добровольцев.


История МККК

Со времени основания МККК в 1863 году единственной целью организации является предоставление зашиты и помощи жертвам вооруженных конфликтов и внутренних беспорядков. Для достижения этой цели МККК осуществляет гуманитарные программы по всему миру, а также содействует соблюдению международного гуманитарного права (МГП) и распространяет знания о нем среди представителей власти и лиц из состава вооруженных сил, сил безопасности и вооруженных групп. История МККК – это история развития гуманитарной деятельности, Женевских конвенций и Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца.

Фонды и награды

МККК осуществляет управление несколькими фондами, которые были основаны в последние сто лет на целевые пожертвования частных лиц и организаций.

Такие фонды преследуют ряд целей: содействие распространению знаний о деятельности Красного Креста/Красного Полумесяца и международном гуманитарном праве; признание заслуг отдельных граждан, которые внесли особый вклад в работу Движения, или предоставление поддержки сотрудникам Красного Креста/Красного Полумесяца, оказавшимся в трудном положении в связи с работой в горячих точках.

Медаль Флоренс Найтингейл

Присуждается медсестрам и санитарам - добровольцам, которые являются активными членами или постоянными помощниками национального общества Красного Креста или Красного Полумесяца либо аффилированного медицинского или социально-медицинского учреждения.

Нейтралитет — основной принцип деятельности Международного Комитета Красного Креста (МККК). При этом основан МККК был в Швейцарии, здесь же расположена и штаб-квартира этой, наверное, самой известной в мире гуманитарной организации. А это значит, что, так или иначе, но она обязана учитывать интересы не только свои, но и собственно Швейцарии. Так было с самого начала и продолжается до наших дней. Опубликованный недавно по поручению правительства Швейцарии историко-аналитический доклад попытался вскрыть всю подноготную МККК и нашел множество пунктов, достойных серьезной критики.

Насколько тесно связаны Швейцария как государство со своими законными внешнеполитическими интересами и Международный Комитет Красного Креста (МККК), организация нейтральная и равноудаленная, в теории, по крайней мере, от всех игроков на международной арене? Опубликованный в июле 2017 года по поручению и по заказу МИД Швейцарии доклад приходит в итоге к довольно отрезвляющему выводу: тесные контакты Швейцарии и политических органов и структур с МККК не дают вести открытые и честные дискуссии о реальном положении дел в этой организации, кроме того, швейцарский МИД часто воспринимается в мире в качестве «административного ресурса» МККК.

Отдельной критике в докладе, в частности, подвергается тот факт, что Швейцария перечисляет из своего бюджета в пользу МККК ежегодно 80 млн франков не просто так, а имея в виду, прежде всего, цель поддержки Женевы в качестве международного гуманитарного и дипломатического центра, а также при том понимании, что Международный Комитет Красного Креста будет исходить из того, что официальный Берн смотрит на МККК с совершенно определенными ожиданиями.

Публикация доклада стала в Швейцарии, даже несмотря на период летних отпусков, причиной активных общественных дискуссий. При этом, если бросить внимательный взгляд на историю возникновения МККК, то можно увидеть совершенно отчетливо, что такое положение является естественным следствием условий, царивших в Швейцарии в момент основания этой организации во второй половине 19-го века: у страны практически не было своей профессиональной дипломатии, а МККК в какой-то степени играл роль «эрзац-МИДа».

Швейцарская историк Беатрис Верасса (Beatrice Veyrassat), один из соавторов нашумевшего доклада, описывает такую ситуацию понятиями «прагматизм и гибкость». По ее словам, с самого момента своего образования МККК находился на пересечении гуманитарных, экономических и политических интересов Швейцарии. Так продолжается и в настоящее время, более того, от сотрудничества с МККК швейцарская экспортно-ориентированная промышленность получает самую непосредственную прибыль.

Вот только один пример: Петер Маурер (Peter Maurer), бывший статс-секретарь МИД Швейцарии и президент МККК, работал также не где-нибудь, а совете директоров Международного экономического форума в Давосе. Еще пример: в брошюре, опубликованной в ноябре 2016 года и предназначенной, прежде всего, вниманию крупных международных и швейцарских концернов, теоретически готовых, при определенных условиях, перечислить в бюджет МККК солидные пожертвования, Петер Маурер недвусмысленно апеллирует к «конструктивным отношениям, всегда, с момента основания МККК более 150-ти лет назад, существовавшим между Комитетом и частным сектором экономики».

Контекст

Шведский Красный Крест голодающим Поволжья и Украины

Sveriges Radio 21.08.2015

Якоб Келленбергер: Как изменится Красный Крест?

Le Temps 31.01.2002

АМЕРИКАНЦЫ БОМБЯТ здания Красного Креста

Financial Times 18.10.2001
«Частный бизнес с его богатством идей, с его опытом и ресурсами (…) играет решающую роль, от которой, во многом, зависит, насколько эффективно Международный Комитет Красного Креста сможет выполнять свою гуманитарную миссию, связанную с защитой и поддержкой лиц, зависящих от сторонней помощи в кризисной ситуации. С другой стороны, сотрудничество частных компаний с МККК позволяет им первыми приходить на перспективные рынки со своей продукцией и своими услугами».

В той же самой брошюре МККК напоминает о том, что он с 2005 года участвует во Всемирном экономическом форуме в Давосе, а сам президент МККК с ноября 2014 года является членом совета директоров Форума. При этом среди членов и партнеров WEF имеются и тяжеловесы из сферы военно-промышленного комплекса, включая такие компании, как европейская «Airbus Defense and Space», британская «BAE Systems» или американская «Lockheed Martin».

Опасные политические связи

С момента своего основания МККК поддерживал самые тесные связи с политическими кругами и бизнесом Швейцарии. В этом «треугольнике» постоянно происходил обмен знаниями, опытом и, что немаловажно, кадрами. Призывая в 1965 году правительство увеличить свои ассигнования в бюджет МККК, один из ведущих экспертов МИД Швейцарии прямо так и указывал: «То, что МККК по всему миру претендует на полную нейтральность и независимость от любых правительств, включая правительство самой Швейцарии, тесно связано с тем обстоятельством, что Швейцария тоже является страной независимой и нейтральной, иными словами, зависимость от независимой инстанции Международными Комитетом в качестве таковой не воспринимается.

Все знают, что у МККК никогда не было секретов от швейцарского правительства, представители которого всегда присутствовали в его руководящих органах. По мнению некоторых иностранных наблюдателей, такого рода связи настолько же очевидны, насколько они и, с их точки зрения, являются обоюдными. Никто не удивляется тому факту, что МККК по сути является инструментом швейцарской внешней политики, из-за чего, правда, многие страны предпочитают под разными предлогами воздерживаться от финансирования МККК».

«МККК был создан и развивался в рамках тесных и постоянных связей федеральными властями Конфедерации. С 1864 года Швейцария, в качестве депозитария Женевских конвенций и Дополнительных протоколов к ней, организует дипломатические конференции, на которых идет разработка принципов международного гуманитарного права. Швейцария настолько слилась с МККК, что её нейтралитет теперь постоянно путают с нейтралитетом Международного Комитета.

Такая близость, может быть, и принесла пользу всем сторонам, но, как кажется, именно Швейцария как государство и является в этой ситуации основным бенефициаром», — писали Томас Дэвид (Thomas David) и Буда Этемад (Bouda Etemad) в 1998 году в своей статье, в которой они пытались раскрыть особенности «мягкого гуманитарного империализма по-швейцарски». Такого рода постановка вопроса в научной статье может быть оспорена, однако некоторые выводы, к которым приходят ученые, вполне заслуживают того, чтобы к ним присмотреться повнимательнее.

Организация, проигнорировавшая Холокост?

Часто возникает вопрос, почему МККК не предпринял ничего в плане противодействия Холокосту? Играло ли здесь роль влияние официального Берна? Этому вопросу было посвящено уже несколько исторических исследований. В 2006 году МККК согласился приоткрыть свой архив и официально признал свою тогдашнюю политику в этой области в качестве «полного провала».

В исследовании по этому вопросу, опубликованном в 2009 году, Ирен Эрманн (Irène Herrmann), историк, и Даниэль Палмьери (Daniel Palmieri), ответственный за исторические исследования в МККК, указывали: «Так имел ли место провал МККК? Этот вопрос заслуживает более детального анализа, особенно если учесть непростую проблематику отношений Швейцарии с нацистской Германией.

В случае с МККК швейцарская политика на этом направлении включала в себя два аспекта: первый — это чисто гуманитарный аспект, заложенный в качестве центрального в самом мандате МККК, и второй аспект политического характера, связанный с выгодами, имевшимися в распоряжении Швейцарии из-за одного только факта нахождения на ее территории нейтральной структуры, выгодно подчеркивавшей нейтральность всей страны в целом».

Подмоченная репутация

Наверное, самым заметным представителем системы тесных корпоративных связей между МККК, политикой и бизнесом Швейцарии был Макс Хубер (Max Huber, 1874-1960),Внешняя ссылка известный швейцарский дипломат, член международного суда в Гааге, а с 1928 по 1944 годы президент Международного Комитета Красного Креста. В отношениях с гитлеровской Германией он выступал с позиций как можно большей сдержанности, при этом в его активе были и заметные посты в бизнесе: он был главой совета директоров компании «Oerlikon» (1921-1944 гг.) и концерна «Aluminium Industrie SA» (1929-1941 гг.).

Именно эти компании довольно неплохо нажились на подрядах из Германии, которая как раз в начале 1930-х гг. запустила процессы перевооружения и технической модернизации. Конечно, это была одна из самых драматичных эпох в истории Европы. Находясь в окружении держав Оси, у Швейцарии было очень мало пространства для маневра. Однако сюжет с М. Хубером был не единственным случаем, наглядно иллюстрирующим проблемы, возникавшие у МККК из-за неразборчивых связей с миром политики и бизнеса.

Примерно тоже самое имело место и в ходе гражданской войны в Нигерии (1967-1970 гг.), когда МККК обвинили в фактическом обслуживании интересов швейцарского концерна «Бюрле» («Bührle»), занимавшегося поставками вооружений в Нигерию в нарушение всех существующих запретов. В то время миссию МККК в Нигерии возглавлял Август Р. Линдт (August R. Lindt, 1905-2000), посол, специально направленный из Берна. В историю МККК этот эпизод вошел в качестве самого большого скандала, поставившего под очень большой вопрос нейтральность и независимость этой гуманитарной организации и серьезно подмочивший ее репутацию. Итак, насколько нейтральным и независимым остается в реальности Международный Комитет Красного Креста? Окончательный ответ на этот вопрос еще только предстоит найти.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

  • Международное гуманитарное право, применяемое в период вооруженных конфликтов
    • Понятие, источники и принципы международного гуманитарного права
    • Отличие международного гуманитарного права от стандартов в области прав человека
    • Субъекты международного гуманитарного права
    • Понятие и виды вооруженных конфликтов в международном гуманитарном праве
    • Правовые последствия начала войны
  • Участники вооруженных конфликтов
    • Театр военных действий государств
    • Понятия «вооруженные силы» и «комбатант» в международном гуманитарном праве
    • Обязанности командиров (начальников) в свете требований международного гуманитарного права
    • Роль юридических советников в период вооруженных конфликтов
    • Правовое положение медицинского персонала и духовенства
    • Применение норм международного гуманитарного права внутренними войсками МВД России и органами внутренних дел в период вооруженных конфликтов
  • Международно-правовая защита жертв войны
    • Понятие «жертвы войны» в международном гуманитарном праве
    • Правовое положение раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение. Пропавшие без вести
    • Правовой статус военнопленных
    • Правовое положение лиц, задержанных или лишенных свободы по причинам, связанным с вооруженным конфликтом немеждународного характера
    • Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов
    • Правовой статус журналистов
  • Международно-правовая защита гражданских объектов в период вооруженных конфликтов
    • Понятие гражданского объекта. Разграничение гражданских и военных объектов в международном гуманитарном праве
    • Классификация гражданских объектов в международном гуманитарном праве
    • Защита культурных ценностей в период вооруженных конфликтов
    • Защита объектов, необходимых для выживания гражданского населения
    • Защита установок и сооружений, содержащих опасные силы
    • Правовое регулирование положения местностей и зон, находящихся под специальной защитой международного гуманитарного права
  • Охрана окружающей среды в период вооруженных конфликтов
    • Понятие международно-правовой охраны окружающей среды
    • Правовое регулирование охраны окружающей среды в период вооруженных конфликтов
    • Международно-правовые меры борьбы с применением экологического оружия
  • Ограничение воюющих в выборе методов и средств ведения войны
    • Запрещенные методы ведения войны
    • Запрещенные средства ведения войны
    • Ядерное оружие в свете принципов и норм международного гуманитарного права
  • Защита интересов нейтральных государств в период вооруженного конфликта
    • Понятие нейтралитета
    • Нейтралитет в сухопутной, морской и воздушной войне
  • Обязательства государств по выполнению норм международного гуманитарного права
    • Меры по выполнению норм международного гуманитарного права
    • Имплементация международного гуманитарного права в Содружестве Независимых Государств
    • Законодательство России в свете принципов и норм международного гуманитарного права
    • Распространение международного гуманитарного права в России
  • Международный контроль за соблюдением государствами обязательств по международному гуманитарному праву
    • Понятие и принципы международного контроля
    • Осуществление международного контроля за соблюдением норм международного гуманитарного права
  • Ответственность государств и физических лиц за нарушение норм международного гуманитарного права
    • Правовые последствия окончания войны
    • Понятие и основания ответственности государств и физических лиц за нарушения норм международного гуманитарного права
    • Политическая и материальная ответственность государств
    • Уголовная ответственность физических лиц за совершение международных преступлений
  • Международный уголовный суд и его роль в обеспечении выполнения норм международного гуманитарного права
    • Цели и принципы Международного уголовного суда. Ассамблея государств - участников Римского статута МУС
    • Преступления, подпадающие под юрисдикцию Международного уголовного суда
    • Концепция дополнительной юрисдикции Международного уголовного суда и другие юрисдикционные основы
    • Применимое Международным уголовным судом право
    • Состав и управление делами Международного уголовного суда
    • Расследование, уголовное преследование и судопроизводство по Римскому статуту Международного уголовного суда
    • Практическая деятельность Международного уголовного суда
  • Роль Международного Комитета Красного Креста в становлении, развитии и распространении международного гуманитарного права
    • История создания Международного Комитета Красного Креста
    • Правотворческая роль МККК
    • Деятельность региональной делегации МККК в России по распространению знаний о международном гуманитарном праве
  • Международное гуманитарное право – заключение

История создания Международного Комитета Красного Креста

Истоки многих организаций затерялись в глубинах истории. Но происхождение МККК хорошо известно: Красный Крест родился на поле боя 24 июня 1859 г. в Сольферино, селении на севере Италии, где франко-итальянская армия сражалась с австрийцами. В этой битве, самой жестокой в Европе после Ватерлоо, за десять часов сражения поло более 6 тыс. человек, 40 тыс. были ранены. Медицинские службы франко-сардинской армии не успевали оказывать помощь. Во французской армии врачей было меньше, чем ветеринаров 1 «Состоявшие при французской армии хирурги были прекрасными врачами, но, увы, их было слишком мало - если на каждую тысячу лошадей приходилось четверо ветеринаров, то на такое же количество солдат - всего один врач». См.: Буассье П. От Сольферино до Цусимы. Женева: Институт Анри Дюнана, 1985. С. 28. ; каких-либо транспортных средств вообще не существовало.

Швейцарский банкир Анри Дюнан случайно оказался на поле сражения и был потрясен страданиями раненых и умирающих австрийских и французских солдат. Он собрал группу добровольцев для оказания медицинской помощи раненым обеих воюющих сторон. Спустя три года А. Дюнан в своей книге «Воспоминание о битве при Сольферино» (1862), потрясенный ужасающей картиной, свидетелем которой стал, поведал миру правду о драме войны. В ней он сформулировал идею создания в каждой стране добровольных обществ помощи раненым на войне, придания в договорном порядке статуса нейтральности медицинскому персоналу на полях сражений.

Книга А. Дюнана пробудила общественное сознание. В 1863 г. в Женеве был создан постоянный Международный комитет помощи раненым (в настоящее время - Международный Комитет Красного Креста) - частная независимая организация со штаб- квартирой в Женеве (Швейцария), в который вошли, кроме А. Дюнана, четыре женевца - Муанье, генерал Дюфур, врачи Аппиа и Монуар.

По инициативе этого Комитета в 1864 г. швейцарское правительство созвало дипломатическую конференцию для выработки документа о помощи жертвам войны. В ней приняло участие 12 государств. Участники конференции подписали первую многостороннюю Конвенцию о защите раненых и больных во время войны 1864 г . - первый документ международного гуманитарного права, в котором реализовалась идея А. Дюнана. За короткий срок более 50 государств, в том числе и Россия, присоединились к Конвенции.

Международный комитет стаз основателем движения Красного Креста, одной из задач которого является всемерное содействие соблюдению Женевских конвенций, направленных на защиту жертв войны. Во время вооруженных конфликтов международных и внутригосударственных (гражданских) войн он предоставляет защиту и помощь жертвам как из числа военнослужащих, так и гражданского населения, будь то военнопленные, гражданские интернированные лица, раненые, гражданское население на оккупированной или вражеской территории.

Мандат МККК на деятельность во время вооруженных конфликтов основан на четырех Женевских конвенциях 1949 г. и Дополнительных протоколах к ним, а также на его собственном Уставе, в котором закреплено право МККК на инициативу, в силу которого организация получила право предлагать свои услуги. Другими словами, он имеет признанное право инициативы для каждой из конфликтных ситуаций, в которых он действует. МККК проводит работу по совершенствованию вышеуказанных международных договоров, всячески пропагандируя их и содействуя четкому выполнению, а также распространяет знания о них во всем мире.

На начальном этапе развития деятельность Международного комитета носила весьма ограниченный характер. Однако войны последней четверти XIX в. выдвинули новые проблемы, уклониться от решения которых было просто невозможно, и вынудили Комитет предпринимать существенные меры. От одного конфликта к другому расширялась сфера его деятельности и круг ситуаций, в которых ему приходилось действовать.

Созданные на основе Резолюции 1863 г. общества помощи испытывали необходимость регулярно встречаться в целях обмена опытом и укрепления связей. В ст. 9 Резолюции 1863 г. предусматривалось, что «Комитеты и Отделения различных стран могут собираться на международные конгрессы с тем, чтобы обмениваться накопленным опытом и согласовывать меры, которые должны быть приняты для обеспечения успешной деятельности». В 1867 г. в Париже открылась Всемирная выставка обществ помощи раненым воинам, организованная французским Комитетом по предложению Муанье. Было решено воспользоваться этим, чтобы провести конференцию Красного Креста. Так была созвана первая Международная конференция Красного Креста, на которой собрались не только делегаты национальных обществ, но и представители государств - участников Женевской конвенции. С тех пор правительства всегда получают приглашения принять участие в работе Конференции. Они имеют такое же право голоса, как и национальные общества Красного Креста. Эта уникальность объясняется тем, что, будучи неправительственной организацией. Красный Крест постоянно связан с государственными властями.

В период с 1863 по 1965 г. Красный Крест осуществлял свою деятельность, не имея никакого программного документа. В 1865 г. были провозглашены семь основополагающих принципов Красного Креста, которые являются основой деятельности Международного Комитета Красного Креста и поныне. В 1986 г. Красный Крест принял новое название: «Международное Движение Красного Креста и Красного Полумесяца». Но по-прежнему сохраняется и название «Международный Красный Крест».

В 1899 г. Международный Красный Крест добился распространения на военные действия на море положений Конвенции 1864 г., регулировавшей ранее только правила ведения сухопутных войн. Пересмотренная редакция этой Конвенции была принята в 1907 г.

Первая мировая война стала тяжелым испытанием для Красного Креста и обществ помощи (современных Национальных обществ). Она унесла жизни миллионов солдат и мирных граждан, привела к появлению сотен тысяч военнопленных. После ее окончания, в 1918 г., продолжали свирепствовать эпидемии и голод, унося жизни еще большего числа людей, чем пули и снаряды в годы войны. Перед Международным Комитетом Красного Креста встал вопрос: как действовать в такой ситуации? Он был не вправе отказаться от предоставления помощи жертвам стихийных бедствий в мирное время под предлогом, что изначально ему были предоставлены полномочия действовать лишь в военное время.

Поэтому в 1919 г. в связи с основанием Лиги обществ Красного Креста (впоследствии переименованной в Международную Федерацию обществ Красного Креста и Красного Полумесяца) Международный Красный Крест придал официальный статус своей деятельности в мирное время в условиях стихийных бедствий.

22 июня 2006 г. 29-я Международная Конференция Красного Креста и Красного Полумесяца в Женеве приняла поправки к Уставу Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, регламентирующие введение дополнительной эмблемы - Красного Кристалла, которая теперь имеет такой же статус, как и эмблемы Красного Креста и Красного Полумесяца; 14 января 2007 г. вступил в силу Третий Дополнительный протокол к Женевским конвенциям 1949 г., который регламентирует введение защитной эмблемы Красного Кристалла наряду с эмблемами Красного Креста и Красного Полумесяца.

Основатели Красного Креста создали два инструмента для последующего развития двух параллельных исторических процессов: создания международной гуманитарной организации Красный Крест и становления права, применяемого в период войны. Рождение Красного Креста происходило в эпоху, благоприятную для его развития. Идеи, предложенные его членами, не были новыми. Труды философов XVIII в., память народа о тяготах и разрушениях, вызванных наполеоновскими войнами, многочисленные потери вследствие Крымской войны и итальянской компании - все это способствовало положительному восприятию идей Комитета.

Вклад Международного комитета стал определяющим по следующим направлениям:

  1. создание сети национальных комитетов помощи, осуществляющих свою деятельность на постоянной основе и способных тем самым оказывать своевременную помощь в случае необходимости в условиях войны;
  2. придание международного характера деятельности Комитета; 2 «Соблюдение «международного, договорного и священного принципа» должно объединять возможно большее количество государств. Только при этих условиях раненых, к какой бы стране они ни принадлежали, подберут на поле боя и будут лечить», - отмечал Г. Муанье в письме А. Дюнану.
  3. принятие международного договора, заключенного в мирное время и распространяющегося на все конфликты.

Комитет был столь же необходим и для последующего применения Женевской конвенции в качестве нейтрального посредника, осуществляющего контроль за соблюдением закрепленных в ней гуманитарных принципов.

1. ПОЯВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО КРАСНОГО КРЕСТА

Международный Комитет Красного Креста – это организация с отделениями почти во всех странах мира, основная цель которой – оказывать помощь и защиту жертвам войн, конфликтов и катастроф, во время вооруженных конфликтов и в других ситуациях насилия несмотря на национальные и идейные границы; предотвращать и облегчать страдания людей. Штаб-квартира этой гуманитарной организации находится в Швейцарии, но Международный Комитет Красного Креста (МККК) имеет международный правовой статус

В своей работе МККК придерживается принципов нейтральности, беспристрастности и независимости и является «хранителем» международного гуманитарного права. Официальная дата образования МККК - 1863 год, Российского Красного Креста - 1867 год.

В 1859 году в северной Италии, вблизи Сольферино, произошло крупное военное сражение, после которого на поле осталось около 40 тысяч убитых и раненых, на которых никто не обращал внимания. Швейцарец Анри Дюнан, который был очевидцем, организовал группу помощи, состоявшую из добровольцев. Они размещали раненых и ухаживали за ними. Три года спустя Дюнан опубликовал небольшой памфлет с описанием последствий битвы, где наметил пути помощи людям, оказавшимся в подобной ситуации. Он предложил создать в каждой стране отряды добровольцев для оказания помощи жертвам войны и катастроф мирного времени. Дюнан считал, что служба помощи больным и раненым должна быть нейтральной, и предлагал сделать первые шаги по ее созданию еще в мирное время.

В 1863 году в Женеве был создан комитет, который позднее получил название "Международный Комитет Красного Креста". После этого в Европе стали быстро возникать национальные отделения. В итоге в 1864 году в Женеве состоялась конференция с участием официальных представителей 16 европейских стран, где была принята известная Женевская конвенция об улучшении участи больных и раненых воюющих армий на поле боя. Подписанная делегациями 12 стран, она предусматривала нейтралитет персонала медицинских служб вооруженных сил и помогающих им гражданских лиц, гуманное отношение к раненым, а также утвердила интернациональную эмблему медицинского персонала. В честь родины Дюнана – Швейцарии – символом был избран красный крест на белом поле (швейцарский флаг, где красный и белый цвета поменяли местами).

Первоначальная Женевская конвенция несколько раз пересматривалась и дополнялась. Под защиту Красного Креста были взяты жертвы военных действий на море (1907) и военнопленные (1929). Женевская конвенция об оказании помощи военнопленным давала Красному Кресту право наблюдать за условиями их содержания. Позже, в 1949, ее действие было распространено на гражданское население во время войны.

2. УЧАСТНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО КРАСНОГО КРЕСТА

Сегодня участниками движения Красного Креста (Полумесяца) являются:

1. Международный Комитет Красного Креста , которыйоказывает помощь и защиту жертвам войн и конфликтов и следит за выполнением Женевских конвенций.

Группа известных швейцарских граждан, участвовавших в созыве Женевской конференции, в дальнейшем сформировала Международный Комитет Красного Креста. В его функцию входят официальное признание новых национальных организаций, работа по развитию международных гуманитарных соглашений (особенно Женевских конвенций) и наблюдение за их выполнением; во время войн и внутренних конфликтов Международный Комитет Красного Креста выступает в качестве нейтрального посредника с целью обеспечить жертвам военных действий помощь и защиту, наблюдает за условиями содержания военнопленных и дает рекомендации по улучшению этих условий. Международный комитет, штаб-квартира которого находится в Женеве, избирается из числа швейцарских граждан.

2. Международная конференция Красного Креста впервые состоялась в Париже в 1867. Конференция собирается раз в четыре года и является высшим совещательным органом Красного Креста. В ее работе участвуют представители национальных организаций, Международный комитет Красного Креста, Лига обществ Красного Креста и делегации стран, подписавших Женевские конвенции.

3. Национальные общества Красного Креста , действующие в 183 странах. В общей сложности они объединяют около 130 млн. человек.

Кроме программ деятельности в военных условиях у Красного Креста есть и мирные задачи, направленные на преодоление последствий стихийных бедствий и развитие здравоохранения. На сегодняшний день эти задачи решаются в рамках широкой сети программ по охране здоровья, оказанию гуманитарной помощи и укреплению безопасности, а также общих и специальных образовательных программ. Национальные общества – независимые добровольные организации, хотя и получают полномочия от своих правительств. Международное признание эти общества получают при выполнении следующих условий: правительства их стран должны строго соблюдать решения Женевских конвенций; деятельность национальных обществ должна быть одобрена их законными правительствами, а сами общества должны соблюдать устав и руководствоваться основополагающими принципами Международного Красного Креста.

4. Лига обществ Красного Креста – объединение национальных организаций, созданное в 1919 году. Первоначальной целью Лиги была выработка программы взаимопомощи и развития, рассчитанной на мирное время. Сегодня в число основных задач Лиги (имеющей постоянный секретариат в Женеве) входят помощь новообразованным обществам Красного Креста, объединение действий различных его групп, расширение сферы деятельности и ресурсов национальных организаций и координация их усилий в случае международных стихийных бедствий. Лига содержится на добровольные пожертвования ее членов.

3. СТРУКТУРЫ КРАСНОГО КРЕСТА НА МЕСТАХ

МККК имеет два типа делегаций в различных странах мира:

*оперативные делегации действуют в одной стране, их внимание сосредоточено на ответных действиях и коррективных действиях. Они занимаются, в основном, предоставлением защиты и помощи, а также превентивной деятельностью в интересах жертв – гражданского населения, лиц, лишенных свободы, раненых и больных – в ситуациях насилия или когда есть угроза возникновения такой ситуации.