Когда человек начал заниматься земледелием? Эпоха неолита. Зарождение земледелия и скотоводства Каменное топорище с отверстием для рукоятки

Читайте так же еще статьи по разделу:
- Краткое описание о первобытном обществе
- Первобытное человеческое стадо
- Образование рода
- Первобытные охотники

Земледелие древних людей

Примерно 13 тысяч лет назад на земле установился климат, близкий современному. Ледник отступил на север. Тундра в Европе и Азии сменилась дремучими лесами и степью. Многие озера превратились в торфяные болота. Вымерли огромные животные ледникового времени.

С отступлением ледника и появлением более богатой и разнообразной растительности увеличивается значение растительной пищи в жизни людей. В поисках пиши первобытные люди бродили по лесам и степям, собирая плоды диких деревьев, ягоды, зерна диких злаков, вырывая из земли клубни и луковицы растений, охотились . Поиски, сбор и хранение запасов растительной пищи были преимущественно женской работой.
Постепенно женщины научились не только находить полезные дикие растения, но и возделывать некоторые из них вблизи поселений. Они разрыхляли почву, бросали в нее зерна, удаляли сорняки. Для обработки почвы обычно пользовались заостренной палкой-копалкой и мотыгой. Мотыгу делали из дерева, камня, кости, оленьего рога. Раннее земледелие называют мотыжным земледелием. Мотыжное земледелие было преимущественно делом женщины. Оно обеспечило женщине почет и уважение в роде. Женщины воспитывали детей, наравне с мужчинами несли заботы о хозяйстве. Сыновья всегда оставались в роде матери, и родство передавалось от матери к сыну.
Род, в котором женщине принадлежала ведущая роль в хозяйстве, называется материнским родом , а отношения, сложившиеся между людьми в период существования материнских родов.— матриархатом.
Кроме мотыги, появились и другие земледельческие орудия. Для срезания колосьев служил серп. Он был деревянным с острыми кремневыми зубьями. Зерно выколачивали деревянными колотушками, растирали двумя плоскими камнями — зернотеркой.
Для хранения зерна и приготовления из него пищи люди нуждались в посуде. Наткнувшись на глиняную почву, размокшую от дождя, первобытные люди заметили, что мокрая глина липнет и вязнет, а затем, высыхая на солнце, становится твердой и не пропускает влагу. Человек научился лепить из глины грубые сосуды, обжигать их на солнце, а впоследствии и на огне.

Земледелие древнего человека возникло в долинах больших южных рек около семи тысяч лет назад. Здесь была рыхлая почва, ежегодно удобряемая илом, который оседал на ней во время разливов. Здесь появились первые земледельческие племена. В лесистых краях перед обработкой почвы требовалось расчистить место от деревьев и кустарника. Почва.лесистых районов, не получавшая естественного удобрения, быстро истощалась. Древним земледельцам лесистых мест приходилось часто менять участки для посевов, что требовало тяжелого и упорного труда.
Наряду со злаками древнейшие земледельцы разводили овощи. Капуста, морковь, горох были выведены древним населением Европы, картофель — коренным населением Америки.
Когда земледелие из случайного занятия сделалось постоянным, земледельческие племена повели оседлую жизнь. Каждый род селился отдельным поселком поближе к воде.

Иногда хижины строились над водой: вбивали в дно озера или реки бревна — сваи, накладывали на них другие бревна — настил, а на настиле возводили хижины. Остатки таких свайных поселений обнаружены в различных странах Европы. Древнейшие обитатели свайных построек пользовались полированным топором, изготовляли глиняную посуду, занимались земледелием.

Скотоводство древних людей

Оседлая жизнь облегчила человеку переход к скотоводству. Охотники давно уже одомашнили некоторых животных. Первой была одомашнена собака. Она сопровождала человека на охоте, охраняла стоянку. Удалось приручить и других животных — свиней, коз, быков. Покидая стоянку, охотники убивали животных. С того времени, как племена перешли к оседлости, люди пере-стали убивать пойманных детенышей животных. Они научились использовать не только мясо животных, но и их молоко.

Одомашнение животных дало человеку лучшую пищу и одеж-ду. Люди получили шерсть и пух. При помощи веретена они су-чили из шерсти и пуха нитки, затем ткали из них шерстяные ткани. Олени, быки, а позднее и лошади стали употребляться для перевозки тяжестей.

В беспредельных степях Центральной Азии, Юго-Восточной Европы и Северной Африки появились кочевые пастушеские пле-мена. Они разводили скот и выменивали мясо, шерсть и шкуры на хлеб у земледельцев, ведших оседлую жизнь. Возникает обмен — торговля. Появляются особые места, куда в известное Время собирались люди специально для обмена.

Отношения между кочевниками-скотоводами и оседлыми зем-ледельцами часто были враждебными. Кочевники нападали на оседлое население и грабили его. Земледельцы угоняли у кочев-ников скот. Скотоводство развивается из охоты и поэтому, как и охота, является главным занятием мужчины. Скот принадлежит мужчине, так же как и все, что удается получить в обмен на скот. Значение женского труда у племен, перешедших к скотоводству, отступает на задний план по сравнению с трудом мужчины. Гос-подство в роде и племени переходит к мужчине. Материнский род сменяется отцовским родом. Сыновья, раньше остававшиеся в роде матери, теперь входят в род отца, становятся его соро-дичами и могут наследовать его имущество.

Основные черты первобытнообщинного строя.

История чело-веческого общества, как это установили основоположники марк-сизма-ленинизма, проходит пять ступеней, характеризующихся особыми отношениями между людьми, возникающими в ходе производства. Эти пять ступеней следующие: первобытнообщин-ный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический.

Первобытно общинный строй охватывал самый длительный период в истории человечества. Он существовал сотни тысяч лет. Первобытное общество не знало частной собственности. В эту эпоху не было неравенства. Чтобы выдержать суровую борьбу за существование, люди должны были жить и трудиться сообща, справедливо разделять совместно захваченную добычу.

Труд имел решающее значение в развитии первобытного общества и самого человека. Благодаря труду предки человека выделились из животного мира, и человек приобрел тот облик, который ему свойствен теперь. За сотни тысяч лет первобыт-ными людьми было сделано много ценных изобретений и откры-тий. Люди научились добывать огонь, изготовлять орудия и ору-жие из камня, кости, дерева, лепить и обжигать посуду из глины.

Человек научился обрабатывать землю и вырастил полезные злаки и овощи, которыми мы пользуемся сейчас; он приручил, а впоследствии и одомашнил животных, что обеспечило ему пи-тание и одежду, облегчило передвижение.

Первобытнообщинный строй был возможен тогда, когда люди обладали примитивными орудиями труда, не позволявшими им иметь излишки и вынуждавшими все делить поровну.

Первобытнообщинный строй — это коллективный труд, сов-местная собственность на землю, угодья для охоты и рыбной ловли, на плоды труда, это равенство членов общества, отсут-ствие угнетения человека человеком.

Религия - это инструмент социализации или форма социализации индивидуумов посредством установленных норм поведения, обрядов, культовых действий и системы взглядов, в основе которой лежит вера в сверхъестественные силы, находящиеся над миром физическим и действующих вне законов природы. Так как религия представляет собой систему взглядов, то ее можно интерпретировать и как мировоззрение, т.е. система представлений об окружающем мире, в котором человек занимает определенное место. Такая система включает в себя определенные принципы человеческого существования и ценностные ориентиры для всех членов общества, что и объединяет их в единый социум, который обладает надиндивидуальным статусом. Можно сказать, что религия представляет собой совокупность коллективных представлений об окружающем мире, т.е. как начальная стадия общественного сознания или мироосознания, отражающая общественную действительность человеческого бытия. Это определенная точка зрения на окружающие людей объекты и предметы, только не конкретного человека, а общества в целом, которая включает в себя совокупность взглядов, убеждений, ценностей, подкрепленных культовыми действиями и сведенных в единую систему. Таких точек зрения или систем может быть несколько, и даже множество. По этой причине и религий существует большое множество (более 5000).
Истоки зарождения религиозных направлений берут свое начало в период первобытнообщинного общества, когда человек не был способен объяснить природные явления вследствие отсутствия достаточных знаний о природе и развитого интеллектуального мышления. По этой причине первичной формой религии были символические действия, совершаемые для достижения определенной цели с привлечением сверхъестественных сил, т.е. магия. Спустя некоторое время эти действия трансформировались в веру в существование души, духов и в одушевленность всей природы в целом, т.е. анимизм. Далее в тотемизм, фетишизм, политеизм и, в конечном итоге, монотеизм. Нужно добавить, что мифология также стала исходной формой познавательной деятельности человеческого мышления, как предшественница более развитых форм: религиозной, философской и научной. Например, французский этнолог К. Леви-Стросс показал, что мышление древних людей обладало теми же свойствами гомологии, сравнения и анализа, как и научное мышление современного человека. Однако разница заключается в том, что умозаключения древних людей опирались на непосредственные ощущения чувственных органов, выступающих в качестве посредников между ощущениями и возникающими образами. В конечном итоге стремление к пониманию и осмыслению мира природы, себя самого и общества позволило сформировать окончательное строение окружающего мира.

Из занятия охотой возникло скотоводство. Представьте, что охотники поймали на охоте малень­ких козлят и ягнят! Их было жалко убивать. Люди стали строить специальные загоны для них, где они содержались и подрастали. Таким образом были при­ручены овца, коза, корова, свинья, лошадь.

Возле поселений древних людей всегда обита­ли дикие собаки, питавшиеся отбросами и остат­ками пищи людей. При приближении к поселению диких зверей они воем и лаем предупреждали лю­дей. Человек приручил собаку. Она стала незаме­нимым помощником древнего человека при охоте. Собаки быстро находили зверя и способствовали удачной охоте. Люди вкладывали много труда и терпения для одомашнивания и выращивания при­рученных животных.

1. Какие изменения в жизни древнего 2. Расскажите о жизни родовой общины, человека произошли в эпоху мезо- 3. Охарактеризуйте орудия труда эпохи лита? мезолита.

    Подумайте, в чем отличие земледе- 5. Как вы думаете, в чем отличие ско­лия от собирательства. товодства от занятия охотой?

Вопросы для самопроверки

    В какую эпоху появились лук и стрелы?

    в эпоху мезолита D . в эпоху энеолита

    Тонкие каменные пластины длиной 1-2 см называются...

    скребок С.нуклеус

    микролит D. наконечник

    В какую эпоху качался процесс одомашнивания животных и окультуривания рас­тений?

    в эпоху палеолита С. в эпоху неолита

    в эпоху мезолита D . в эпоху энеолита

    Когда возникло земледелие?

    100 тысяч лет назад D . 40 тысяч лет назад

    13 тысяч лет назад Е. около 10 тысяч лет назад

    35 тысяч лет назад

§ 5. Новокаменный век (неолит)

Новокаменный век (неолит) охватывает период 5-3 тысячелетий до н. э.

    Неолитические стоянки. В новокаменном веке древние люди во всех отношениях превосхо­дили людей предыдущих эпох. Они стали зани­маться ткачеством, шить одежду. Стали покрывать керамическую посуду орнаментом. В этот период был изобретен ткацкий станок.

Но во каменный век (неолит) охватывает период 5-3 тысяче­летий до н.Э.

Стоянки и поселения эпохи неолита повсемест­но встречаются в Казахстане. В этот исторический период охотники добывали в основном парноко­пытных животных, часто менявших места своего обитания. Неолитические охотники постоянно пе­редвигались за животными, и поэтому их поселе­ния были временными.

Тем не менее, наряду со временными встреча­ются и постоянные поселения древних людей. Это Усть-Нарым в Восточно-Казахстанской области, Караганда, Зеленая Балка в Центральном Казахста­не, Пеньки в Северном Казахстане. Все они распо-

ложены на севере Сарыарки, в междуречье Ирты­ша и Есиля (Ишима) и относятся к 5 тысячелетию до н.э.

Нерлитические памят­ники: наконечники стрел, глиняная посуда.

Самые древние неолитические стоянки на терри­тории Казахстана относятся к 5 тысячелетию до н.э.

    Памятники неолита. На территории Казах­стана найдено более 500 неолитических стоянок древних людей. По основным признакам неолити­ческие памятники, найденные в Казахстане, схо­жи. В Приаралье были найдены наконечники ко­пий, плоские ножи, заостренные с двух сторон на­конечники стрел.

На стоянке Пеньки в Северном Казахстане в большом количестве встречаются каменные руби­ла, плоские ножи, скребки из каменных пластин. Основным занятием древних людей, живших здесь, была охота на лесных зверей и водоплавающих птиц, а также рыболовство и собирательство. ВСе­верном Прибалхашье встречается очень много пред­метов, сделанных из кремния: резцы, пластины, нуклеусы и наконечники стрел. На стоянках Цент­рального КазахстанаКараганда, Зеленая Балка обна­ружено огромное скопление костей животных. Это служит доказательством того, что древние жители занимались скотоводством. Тем не менее, здесь ос­новным занятием людей оставалась охота. Люди так­же ловили рыбу, занимались как и прежде сбором диких съедобных растений. Обычно, подобные сто­янки располагались по берегам рек и озер.

В Жезказганском регионе найдено более 150 стоянок, древних мастерских, могильников. Погре­бения засыпаны большим слоем песка. Стены мо­гил укреплены каменными плитами. Человека хо­ронили головой на северо-запад. Такой обычай го­ворит о своеобразном мировоззрении людей эпохи неолита, об их вере в загробную жизнь.

Поселения Восточного Казахстана чрезвычай­но богаты на находки. Здесь часто встречаются мелкие каменные клинья, игравшие роль наконеч­ников. Изготовленные из этих мелких каменных

клиньев наконечники, резцы использовались для изготовления составных орудий. К ним относятся копья и стрелы, а также острые ножи с деревян­ными или костяными рукоятками. Составными они называются потому, что делались из различных материалов: наконечник или лезвие орудия обяза­тельно были сделаны из мелких заостренных ка­менных пластин. Кроме того, в Восточном Казах­стане в большом количестве были найдены плос­кие ножи, скрёбла, долото и тяжелые каменные то­поры. В эпоху неолита древние жители этих мест занимались земледелием, рыболовством и собира­тельством.

    Переход кпроизводящему хозяйству. При­родно-климатические условия эпохи неолита были схожи с современными. На территории Казахстана и соседних регионов в эпоху неолита древние люди стали заниматься скотоводством и земледелием. Как вы знаете, раньше люди добывали себе пропитание охотой и собирательством. Оба этих занятия огра­ничивались использованием готовых богатств при­роды.

Вы также знаете, что каменный век делится на три периода. В самом развитом периоде каменно­го века - в неолите - человечество сделало много полезных открытий. «Человек разумный» по срав­нению со своими дальними предками намного усо­вершенствовал свои орудия труда. После изобре­тения лука люди поняли, что стрела, выпущенная

Устройство

сверло

Орудие труда, сделанное с помощью сверления

Каменное топорище с отверстием для рукоятки

Глиняная посуда

из лука, намного эффективнее, чем копье, брошен­ное рукой. Долото, вставленное в деревянную ру­коятку, превратилось в топор, а его удар был на­много сильнее, чем удар просто куском камня. Люди неолита научились плести из прутьев изго­роди, стали заниматься ткачеством и шитьем. Та­ким образом, развитие орудий труда привело че­ловека от охоты к скотоводству, от собирательства - к земледелию. Люди отошли от вековой зависимос­ти от природы. Теперь они сами производили все необходимые для себя продукты. В эпоху неолита усилился процесс прогрессивного развития обще­ства и сознания людей. Они начали заниматься зем­леделием, приручили диких животных. Древние люди стали заниматься и разработкой руд.

Около десяти тысяч лет назад в жизни человека произошли поистине революционные изменения: из собирательства появилось земледелие, а из охоты - скотоводство. Люди научились делать одежду из ткани, лепить глиняные горшки. Более сложным стало и общественное устройство.

Тема: Жизнь первобытных людей

Урок: Возникновение земледелия и скотоводства

Около 10 тыс. лет назад в жизни человека произошли поистине революционные изменения: из собирательства появилось земледелие, а из охоты — скотоводство. Люди научились делать одежду из ткани, лепить глиняные горшки. Более сложным стало и общественное устройство. Что стало причиной отказа от традиционных для первобытного общества способов добычи пропитания? Какие изменения в жизни людей произошли вследствие перехода к земледелию и скотоводству? Об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.

Совершенствуя способы охоты и собирательства, первобытные люди все равно испытывали трудности, связанные с недостатком пищи, они были вынуждены постоянно кочевать в поисках животных и съедобных растений. Люди зависели от природы.

Занимаясь собирательством, женщины заметили, что упавшие в землю зерна дикорастущего ячменя или пшеницы дают всходы. Люди стали специально сеять зерно в разрыхленную почву. Так из собирательства возникло земледелие.

Мужчины иногда приносили с охоты детенышей убитых животных. Их можно было выкормить и приручить. Люди одомашнили диких собак, свиней, овец, коз и коров (рис. 1). Так из охоты возникло скотоводство.

Рис. 1. Дикие свиньи ()

Переход от присваивающего хозяйства к производящему ученые назвали неолитической революцией. Этот процесс занял целые сотни и даже тысячи лет.

В результате распространения земледелия и скотоводства стали появляться новые орудия труда. Для расчистки лесов под пашню стали изготавливать особо прочные каменные топоры из нефрита, палка-копалка превратилась в мотыгу, каменный нож для срезания колосьев был заменен костяным серпом с каменными вкладышами (рис. 2). Появилось более совершенное оружие для охоты.

Рис. 2. Орудия труда земледельцев ()

Для приготовления и хранения пищи стали использовать глиняную посуду. Примитивные горшки изготавливали из сплетенных из прутьев и обмазанных глиной корзин, позже люди научились обжигать глину. Так возникло одно из самых древних ремесел — гончарное (рис. 3).

Рис. 3. Керамика (глиняная посуда) ()

Из шерсти овец и волокон льна люди научились изготавливать нити (прядение). С начала люди вручную сплетали нити, затем появился примитивный ткацкий станок. Так возникло ткачество (рис. 4). С изобретением прядения и ткачества у людей появились одежды из льняного полотна и шерстяной ткани.

Рис. 4. Ткацкий станок ()

Переход к земледелию и скотоводству, изобретение ремесел привели к изменениям человеческого коллектива. Сородичи собирались вместе для решения общих дел, они выбирали старейшин — самых опытных и мудрых членов рода, знавших повадки животных и свойства растений, древние предания и правила поведения. Старейшины управляли родовыми общинами. Между родовыми общинами, жившими в одной местности, устанавливались тесные контакты, заключались союзы. Несколько родовых общин объединялись в племя. Племенем управлял совет старейшин. Он разбирал споры между соплеменниками и определял наказания. Самым страшным считалось изгнание из племени — ведь человек не мог прожить в одиночку.

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953.

Дополнительные р екомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Всемирная история для школьников ().
  2. Всемирная история для школьников ().

Домашнее задание

  1. Из каких занятий возникли земледелие и скотоводство?
  2. Какие перемены произошли в жизни людей в результате неолитической революции?
  3. Какие функции в племени выполнял совет старейшин?

Развивалось довольно неравномерно в разных странах.

Земледелие, возникшее еще в эпоху строя первобытного, является следствием длительного периода развития человечества.

Началось оно, когда люди уже умели охотиться и занимались сбором диких плодов. Труд человека стал затрачиваться на производство растений, на выделение и размножение самых полезных видов, на определенное воздействие на них для приспособления к своим потребностям.

История земледелия: возникновение, орудия

Зарождение земледелия произошло давным-давно, когда люди заметили, что различные зёрна плодов или колосьев, упав на почву (причем рыхлую), прорастают и вновь дают плоды. Тут-то им и пришла мысль, что таким образом можно выращивать пищу. С тех пор они стали семена съедобных растений сажать и выращивать.

Для посева выбирались самые ровные участки земли, причем расположенные ближе к воде. Люди научились рыхлить расчищенную от сорняков землю своеобразными мотыгами, после чего в эту землю они бросали зерна. Это был мотыжный вид земледелия. После созревания урожая они собирали его с помощью серпа, состоящего из дугообразной деревянной или костяной основы (ручки), в которую вставлялись острые осколки камней.

Появление земледелия способствовало созданию более новых и удобных орудий труда. Через определенное время люди соорудили и плуг. Вначале это была просто жердь с острым сучком на ее конце. Она просто привязывалась к упряжке быков. Этим инструментом можно было обрабатывать больше земли, а еще людьми было замечено, что урожай с такого вспаханного поля был выше, чем с земли, обработанной мотыгой. Плугом земля вспахивалась глубже, и семена, посаженные глубже, давали более хорошие всходы.

Первые выращенные растения

Первыми растениями, выращенными людьми, были ячмень, пшеница и просо. А их родина - Передняя Азия (полуостров Малая Азия и области, прилегающие к нему). Именно в этих местах и были найдены самые древние поселения земледельцев. Основание их произошло 10 000 лет назад. Затем из этих мест земледелие стало постепенно распространяться по всему миру.

Можно сделать вывод о том, что такое земледелие в те времена, когда люди уже вели более оседлый образ своей жизни, способствовало появлению новых изобретений, более удобных и усовершенствованных орудий труда. Благодаря этому процессу стало развиваться и ремесло - ручное мелкое производство орудий труда и различных приспособлений.

Развитие земледелия по территориям

Большое количество археологических и палеоботанических научных исследований указывают на связь происхождения земледелия в древности с зонами горных плато и долин в субтропическом поясе. Известный ученый Н. И. Вавилов определил несколько очень древних очагов возникновения земледелия (VII-III тыс. до н. э.):

  1. Переднеазиатский (пшеница, ячмень и проч.).
  2. Горная и восточная долины Китая (пшеница, рис, просо и проч.).
  3. Мексика (перец, бобы и проч.).
  4. Центральная часть Перу (перец, тыква, хлопчатник, бобы и проч.).

Что такое земледелие в далекой Америке? Там оно возникло совершенно независимо от других территорий континента и, вероятно, даже является более древним.

Наиболее старые в плане развития земледельческой культуры в мире районы после Мексики: Перу, Индия, Боливия, Китай, Египет и Сирия.

В Западной Европе возникновение земледелия датируется V-IV тысячелетиями до нашей эры.

На территории российской и территориях, близлежащих к ней, земледелие возникло в Причем древнейшие очаги - районы всего Закавказья и

Заключение

Разобравшись с вопросом, что такое земледелие, можно сделать вывод: освоив этот вид деятельности и скотоводство, человечество постепенно перешло от присваивающего (как было в древности) хозяйствования к производящему - быстрее пошёл процесс усовершенствования орудий для труда. А это способствовало появлению ремесла.