Какие страны входят в красный крест. Российский красный крест

УСТАВ
Международного Комитета Красного Креста

Статья 1

Международный Комитет Красного Креста

1. Международный Комитет Красного Креста (МККК), основанный в Женеве в 1863 г. и официально признанный Женевскими конвенциями и Международными конференциями Красного Креста*, является независимой гуманитарной организацией, обладающей особым статусом.
__________
* С 8 ноября 1986 г.- Международные конференции Красного Креста и Красного Полумесяца.

2. Комитет является одной из составных частей Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца**.
__________
** Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца (Движение) называют также Международным Красным Крестом. Движение включает в себя Национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца (Национальные общества), Международный Комитет Красного Креста (Международный Комитет или МККК) и Международную Федерацию обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

Юридический статус

Будучи ассоциацией, деятельность которой определяется статьей 60 и следующими за ней статьями Гражданского кодекса Швейцарии, МККК является юридическим лицом.

Штаб-квартира, эмблема и девиз

1. Штаб-квартира МККК находится в Женеве.

2. Его эмблемой является красный крест на белом фоне. Его девиз - "Inter arma caritas" ("Милосердие на поле брани"). Он также следует девизу "Per humanitatem ad pacem" ("Через гуманизм к миру").

Роль МККК

1. Роль МККК заключается в следующем:

а) отстаивать и распространять Основополагающие принципы Движения: гуманность, беспристрастность, нейтральность, независимость, добровольность, единство и универсальность;

б) признавать каждое новое или реорганизованное Национальное общество, которое удовлетворяет всем условиям признания, изложенным в Уставе Движения, а также сообщать другим обществам о факте признания;

в) выполнять задачи, возложенные на него Женевскими конвенциями*, способствовать точному соблюдению положений международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов, и принимать любые жалобы относительно предполагаемых нарушений этого права;
___________
* В настоящем Уставе термин "Женевские конвенции" относится также к Дополнительным протоколам для стран - участниц этих Протоколов.

г) в качестве нейтрального учреждения, чья гуманитарная деятельность в основном осуществляется во время международных и других вооруженных конфликтов, а также во время внутренних беспорядков и волнений, стараться всегда обеспечивать защиту и помощь жертвам таких событий и их прямых последствий как среди военнослужащих, так и среди гражданского населения;

д) обеспечивать деятельность Центрального агентства по розыску, предусмотренного Женевскими конвенциями;

е) в предвидении вооруженных конфликтов принимать участие в обучении медицинского персонала и подготовке медицинского оборудования во взаимодействии с Национальными обществами, военными и гражданскими медицинскими службами и другими компетентными органами;

ж) разъяснять положения международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, и распространять знания о нем, а также подготавливать его развитие;

з) осуществлять полномочия, возложенные на него Международной конференцией Красного Креста и Красного Полумесяца (Международной конференцией).

2. МККК может выступать с любой гуманитарной инициативой, которая соответствует его роли исключительно нейтрального и независимого учреждения и посредника, а также может рассматривать любой вопрос, требующий рассмотрения такой организацией.

Связь с другими составными частями Движения

1. МККК поддерживает тесные контакты с Национальными обществами. МККК сотрудничает с ними в вопросах, представляющих общий интерес, таких как подготовка к действиям во время вооруженных конфликтов, соблюдение Женевских конвенций, их развитие и ратификация, а также распространение знаний об Основополагающих принципах Движения и международном гуманитарном праве.

2. В ситуациях, предусмотренных статьей 4, пункт 1г, и требующих координирования помощи, оказываемой Национальными обществами других стран, МККК во взаимодействии с Национальным обществом заинтересованной страны или заинтересованных стран осуществляет координирование этой помощи в соответствии с соглашениями, заключенными с другими участниками Движения.

3. МККК поддерживает тесную связь с Международной Федерацией обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Он сотрудничает с ней в вопросах, представляющих общий интерес, в соответствии с Уставом Движения и соглашениями, заключенными между МККК и Федерацией.

Взаимоотношения с организациями, не являющимися участниками

Движения МККК поддерживает отношения с государственными органами и любой национальной или международной организацией, чью помощь он считает полезной.

Членство в МККК

1. МККК кооптирует своих членов из числа граждан Швейцарии. В Комитет могут входить от 15 до 25 членов.

2. Права и обязанности членов МККК излагаются в его внутренних правилах.

3. Члены МККК переизбираются каждые четыре года. После трех четырехлетних сроков при каждом последующем переизбрании они должны получить три четверти голосов всех членов МККК.

4. МККК может избирать почетных членов.

Органы МККК

Органами МККК являются:

а) Ассамблея;

б) Совет Ассамблеи;

в) Президент и его заместители;

г) Директорат;

д) Контрольный орган.

Ассамблея

1. Высшим органом МККК является Ассамблея. Она контролирует деятельность МККК, вырабатывает его политику, определяет основные цели и стратегию организации, одобряет бюджет и финансовую отчетность. Она передает некоторые из своих полномочий Совету Ассамблеи.

2. Ассамблея состоит из членов МККК. Она имеет коллегиальный характер. Ее Президентом и его заместителями являются Президент и два вице-президента МККК.

Совет Ассамблеи

1. Совет Ассамблеи является органом Ассамблеи, осуществляющим свою деятельность по поручению Ассамблеи. Он готовит заседания Ассамблеи, выносит решения по вопросам, входящим в его компетенцию, и обеспечивает связь между Директоратом и Ассамблеей, которой он регулярно предоставляет информацию.

2. Совет Ассамблеи состоит из пяти членов, избираемых Ассамблеей.

3. Председателем Совета Ассамблеи является Президент МККК.

Президент и его заместители

1. На Президента МККК возлагается основная ответственность за осуществление внешних связей Международного Комитета.

2. Являясь Президентом Ассамблеи и Председателем Совета Ассамблеи, он обеспечивает надлежащее выполнение полномочий каждым из этих органов.

3. Президенту МККК помогают осуществлять его функции один постоянный и один непостоянный вице-президент.

Директорат

1. Директорат - это исполнительный орган МККК, который должен выполнять определенные Ассамблеей или Советом Ассамблеи основные задачи и проводить политику учреждения и добиваться их выполнения. Директорат отвечает также за нормальную деятельность и эффективность Администрации, которая состоит из всех штатных сотрудников МККК.

2. Директорат состоит из Генерального директора и трех директоров; все они назначаются Ассамблеей.

3. Директорат возглавляет Генеральный директор.

Право представления

1. Все решения, принимаемые Президентом или Директоратом, являются обязательными для МККК. Во внутренних правилах определяется порядок осуществления ими своих полномочий.

2. Любой документ, устанавливающий финансовую ответственность МККК по отношению к третьим лицам, должен быть подписан двумя надлежащим образом на это уполномоченными лицами. Это требование может не соблюдаться, если суммы не достигают размера, который устанавливается Советом Ассамблеи по предложению Директората.

Контрольный орган

1. Контрольная комиссия МККК осуществляет внутренние контрольные функции и является независимой от Директората. Она подотчетна непосредственно Ассамблее и осуществляет внутренний аудиторский контроль оперативной и финансовой деятельности.

2. Деятельность Контрольной комиссии распространяется на все структуры МККК (штаб-квартира и представительства на местах). Она направлена на осуществление независимой оценки деятельности организации и выявление соответствия используемых средств ее политике.

3. В финансовой области Контрольная комиссия играет вспомогательную роль по отношению к внешним ревизорским службам, уполномоченным Ассамблеей на проведение проверки.

Средства МККК и финансовый контроль

1. Основные средства МККК составляют взносы государств и Национальных обществ, поступления от частных лиц и организаций и доходы от ценных бумаг.

2. Только эти средства и основные фонды, находящиеся в распоряжении МККК, гарантируют соблюдение обязательств, которые МККК берет на себя. Никто из его членов не несет личной или коллективной материальной ответственности по этим обязательствам.

3. Использование средств и фондов подлежит независимой финансовой проверке, как внутренней (Контрольная комиссия), так и внешней (одна или более аудиторских компаний).

4. Даже в случае роспуска Комитета его члены не должны предъявлять никаких личных притязаний на средства МККК, которые используются только в гуманитарных целях.

Внутренние правила

Ассамблея должна обеспечить выполнение настоящего Устава, в частности путем установления внутренних правил.

Пересмотр Устава

1. Ассамблея может пересматривать настоящий Устав в любое время. Вопросы пересмотра являются предметом обсуждения двух разных заседаний, в повестку дня которых они включаются.

2. Изменения в Устав могут вноситься, только если решение об этом принято двумя третями голосов присутствующих членов Комитета, представляющих не менее половины всех членов МККК.

Вступление в силу

Настоящий Устав заменяет собой Устав Международного Комитета Красного Креста от 21 июня 1973 г. и вступает в силу 20 июля 1998 г.


Текст документа сверен по:
Официальный текст из
информационно-правовой базы данных
"Международное гуманитарное право".
МККК, Женева
(Документ получен из Международного
Комитета Красного Креста)

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Красный крест

Выполнил: студент 105 группы стоматологического факультета ВОЛЫНКИН Сергей Евгеньевич

Красноярск 2006

Цель работы

Рассказать об истории создания общества Красного Креста и о его деятельности. А также довести информацию о современном состоянии Красного Креста.

Красный Крест, международная организация с отделениями во многих странах, основная цель, которой – предотвращать и облегчать страдания людей. Толчком к созданию такой организации послужили впечатления молодого швейцарца Анри Дюнана, который оказался в числе нейтральных очевидцев битвы при Сольферино в Италии 24 июня 1859. К концу дня на поле сражения осталось около 40000 мертвых и раненых. Ужаснувшись страданиям людей, на которые никто не обращал внимания, Дюнан организовал группу помощи, состоявшую из добровольцев. Они закупали все необходимое, размещали раненых и ухаживали за ними. Три года спустя Дюнан опубликовал небольшой памфлет с описанием последствий битвы, где наметил пути помощи людям, оказавшимся в подобной ситуации. Он предложил создать в каждой стране отряды добровольцев для оказания помощи жертвам войны и катастроф мирного времени. Дюнан считал, что служба помощи больным и раненым должна быть нейтральной, и предлагал сделать первые шаги по ее созданию еще в мирное время. В итоге в 1864 (с 8 по 22 августа) в Женеве состоялась конференция с участием официальных представителей 16 европейских стран, где была принята Женевская конвенция 1864 об улучшении участи больных и раненых воюющих армий на поле боя. Эта конвенция, подписанная делегациями 12 стран, предусматривала нейтралитет персонала медицинских служб вооруженных сил и помогающих им гражданских лиц, гуманное отношение к раненым, а также утвердила интернациональную эмблему медицинского персонала. В честь родины Дюнана – Швейцарии – символом был избран красный крест на белом поле (швейцарский флаг, где красный и белый цвета поменяли местами).

Первоначальная Женевская конвенция несколько раз пересматривалась и дополнялась. Под защиту Красного Креста были взяты жертвы военных действий на море (1907) и военнопленные (1929). Женевская конвенция об оказании помощи военнопленным давала Красному Кресту право наблюдать за условиями их содержания. Позже, в 1949, ее действие было распространено на гражданское население во время войны.

Международный комитет Красного Креста. Группа известных швейцарских граждан, участвовавших в созыве Женевской конференции, в дальнейшем сформировала Международный комитет Красного Креста. В его функцию входят официальное признание новых национальных организаций, работа по развитию международных гуманитарных соглашений (особенно Женевских конвенций) и наблюдение за их выполнением; во время войн и внутренних конфликтов Международный комитет Красного Креста выступает в качестве нейтрального посредника с целью обеспечить жертвам военных действий помощь и защиту, наблюдает за условиями содержания военнопленных и дает рекомендации по улучшению этих условий. Международный комитет, штаб-квартира которого находится в Женеве, избирается из числа швейцарских граждан.

Международная конференция Красного Креста впервые состоялась в Париже в 1867. Конференция собирается раз в четыре года и является высшим совещательным органом Красного Креста. В ее работе участвуют представители национальных организаций, Международный комитет Красного Креста, Лига обществ Красного Креста и делегации стран, подписавших Женевские конвенции.

Национальные общества Красного Креста. К 1900 общества Красного Креста были организованы почти в 30 странах. Разрабатывались обширные программы деятельности в военных условиях. В то же время у Красного Креста появились и новые, мирные задачи, направленные на преодоление последствий стихийных бедствий и развитие здравоохранения. На сегодняшний день эти задачи решаются в рамках широкой сети программ по охране здоровья, оказанию гуманитарной помощи и укреплению безопасности, а также общих и специальных образовательных программ. Национальные общества – независимые добровольные организации, хотя и получают полномочия от своих правительств. Международное признание эти общества получают при выполнении следующих условий: правительства их стран должны строго соблюдать решения Женевских конвенций; деятельность национальных обществ должна быть одобрена их законными правительствами, а сами общества должны соблюдать устав и руководствоваться основополагающими принципами Международного Красного Креста.

Лига обществ Красного Креста – объединение национальных организаций, созданное в 1919. Первоначальной целью Лиги была выработка программы взаимопомощи и развития, рассчитанной на мирное время. Сегодня в число основных задач Лиги (имеющей постоянный секретариат в Женеве) входят помощь новообразованным обществам Красного Креста, объединение действий различных его групп, расширение сферы деятельности и ресурсов национальных организаций и координация их усилий в случае международных стихийных бедствий. Лига обществ Красного Креста включает 106 национальных организаций с общим количеством членов более 188 млн. человек (национальные общества Красного Креста, Красного Полумесяца, Красного Льва и Солнца). Лига содержится на добровольные пожертвования ее членов.

Российский Красный Крест – основан в 1867 г., входит в Лигу обществ Красного Креста. Объединяет все федеральные организации Красного Креста. Ведет активную гуманитарную поддержку на территории России и других государств.

  • Международное гуманитарное право, применяемое в период вооруженных конфликтов
    • Понятие, источники и принципы международного гуманитарного права
    • Отличие международного гуманитарного права от стандартов в области прав человека
    • Субъекты международного гуманитарного права
    • Понятие и виды вооруженных конфликтов в международном гуманитарном праве
    • Правовые последствия начала войны
  • Участники вооруженных конфликтов
    • Театр военных действий государств
    • Понятия «вооруженные силы» и «комбатант» в международном гуманитарном праве
    • Обязанности командиров (начальников) в свете требований международного гуманитарного права
    • Роль юридических советников в период вооруженных конфликтов
    • Правовое положение медицинского персонала и духовенства
    • Применение норм международного гуманитарного права внутренними войсками МВД России и органами внутренних дел в период вооруженных конфликтов
  • Международно-правовая защита жертв войны
    • Понятие «жертвы войны» в международном гуманитарном праве
    • Правовое положение раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение. Пропавшие без вести
    • Правовой статус военнопленных
    • Правовое положение лиц, задержанных или лишенных свободы по причинам, связанным с вооруженным конфликтом немеждународного характера
    • Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов
    • Правовой статус журналистов
  • Международно-правовая защита гражданских объектов в период вооруженных конфликтов
    • Понятие гражданского объекта. Разграничение гражданских и военных объектов в международном гуманитарном праве
    • Классификация гражданских объектов в международном гуманитарном праве
    • Защита культурных ценностей в период вооруженных конфликтов
    • Защита объектов, необходимых для выживания гражданского населения
    • Защита установок и сооружений, содержащих опасные силы
    • Правовое регулирование положения местностей и зон, находящихся под специальной защитой международного гуманитарного права
  • Охрана окружающей среды в период вооруженных конфликтов
    • Понятие международно-правовой охраны окружающей среды
    • Правовое регулирование охраны окружающей среды в период вооруженных конфликтов
    • Международно-правовые меры борьбы с применением экологического оружия
  • Ограничение воюющих в выборе методов и средств ведения войны
    • Запрещенные методы ведения войны
    • Запрещенные средства ведения войны
    • Ядерное оружие в свете принципов и норм международного гуманитарного права
  • Защита интересов нейтральных государств в период вооруженного конфликта
    • Понятие нейтралитета
    • Нейтралитет в сухопутной, морской и воздушной войне
  • Обязательства государств по выполнению норм международного гуманитарного права
    • Меры по выполнению норм международного гуманитарного права
    • Имплементация международного гуманитарного права в Содружестве Независимых Государств
    • Законодательство России в свете принципов и норм международного гуманитарного права
    • Распространение международного гуманитарного права в России
  • Международный контроль за соблюдением государствами обязательств по международному гуманитарному праву
    • Понятие и принципы международного контроля
    • Осуществление международного контроля за соблюдением норм международного гуманитарного права
  • Ответственность государств и физических лиц за нарушение норм международного гуманитарного права
    • Правовые последствия окончания войны
    • Понятие и основания ответственности государств и физических лиц за нарушения норм международного гуманитарного права
    • Политическая и материальная ответственность государств
    • Уголовная ответственность физических лиц за совершение международных преступлений
  • Международный уголовный суд и его роль в обеспечении выполнения норм международного гуманитарного права
    • Цели и принципы Международного уголовного суда. Ассамблея государств - участников Римского статута МУС
    • Преступления, подпадающие под юрисдикцию Международного уголовного суда
    • Концепция дополнительной юрисдикции Международного уголовного суда и другие юрисдикционные основы
    • Применимое Международным уголовным судом право
    • Состав и управление делами Международного уголовного суда
    • Расследование, уголовное преследование и судопроизводство по Римскому статуту Международного уголовного суда
    • Практическая деятельность Международного уголовного суда
  • Роль Международного Комитета Красного Креста в становлении, развитии и распространении международного гуманитарного права
    • История создания Международного Комитета Красного Креста
    • Правотворческая роль МККК
    • Деятельность региональной делегации МККК в России по распространению знаний о международном гуманитарном праве
  • Международное гуманитарное право – заключение

История создания Международного Комитета Красного Креста

Истоки многих организаций затерялись в глубинах истории. Но происхождение МККК хорошо известно: Красный Крест родился на поле боя 24 июня 1859 г. в Сольферино, селении на севере Италии, где франко-итальянская армия сражалась с австрийцами. В этой битве, самой жестокой в Европе после Ватерлоо, за десять часов сражения поло более 6 тыс. человек, 40 тыс. были ранены. Медицинские службы франко-сардинской армии не успевали оказывать помощь. Во французской армии врачей было меньше, чем ветеринаров 1 «Состоявшие при французской армии хирурги были прекрасными врачами, но, увы, их было слишком мало - если на каждую тысячу лошадей приходилось четверо ветеринаров, то на такое же количество солдат - всего один врач». См.: Буассье П. От Сольферино до Цусимы. Женева: Институт Анри Дюнана, 1985. С. 28. ; каких-либо транспортных средств вообще не существовало.

Швейцарский банкир Анри Дюнан случайно оказался на поле сражения и был потрясен страданиями раненых и умирающих австрийских и французских солдат. Он собрал группу добровольцев для оказания медицинской помощи раненым обеих воюющих сторон. Спустя три года А. Дюнан в своей книге «Воспоминание о битве при Сольферино» (1862), потрясенный ужасающей картиной, свидетелем которой стал, поведал миру правду о драме войны. В ней он сформулировал идею создания в каждой стране добровольных обществ помощи раненым на войне, придания в договорном порядке статуса нейтральности медицинскому персоналу на полях сражений.

Книга А. Дюнана пробудила общественное сознание. В 1863 г. в Женеве был создан постоянный Международный комитет помощи раненым (в настоящее время - Международный Комитет Красного Креста) - частная независимая организация со штаб- квартирой в Женеве (Швейцария), в который вошли, кроме А. Дюнана, четыре женевца - Муанье, генерал Дюфур, врачи Аппиа и Монуар.

По инициативе этого Комитета в 1864 г. швейцарское правительство созвало дипломатическую конференцию для выработки документа о помощи жертвам войны. В ней приняло участие 12 государств. Участники конференции подписали первую многостороннюю Конвенцию о защите раненых и больных во время войны 1864 г . - первый документ международного гуманитарного права, в котором реализовалась идея А. Дюнана. За короткий срок более 50 государств, в том числе и Россия, присоединились к Конвенции.

Международный комитет стаз основателем движения Красного Креста, одной из задач которого является всемерное содействие соблюдению Женевских конвенций, направленных на защиту жертв войны. Во время вооруженных конфликтов международных и внутригосударственных (гражданских) войн он предоставляет защиту и помощь жертвам как из числа военнослужащих, так и гражданского населения, будь то военнопленные, гражданские интернированные лица, раненые, гражданское население на оккупированной или вражеской территории.

Мандат МККК на деятельность во время вооруженных конфликтов основан на четырех Женевских конвенциях 1949 г. и Дополнительных протоколах к ним, а также на его собственном Уставе, в котором закреплено право МККК на инициативу, в силу которого организация получила право предлагать свои услуги. Другими словами, он имеет признанное право инициативы для каждой из конфликтных ситуаций, в которых он действует. МККК проводит работу по совершенствованию вышеуказанных международных договоров, всячески пропагандируя их и содействуя четкому выполнению, а также распространяет знания о них во всем мире.

На начальном этапе развития деятельность Международного комитета носила весьма ограниченный характер. Однако войны последней четверти XIX в. выдвинули новые проблемы, уклониться от решения которых было просто невозможно, и вынудили Комитет предпринимать существенные меры. От одного конфликта к другому расширялась сфера его деятельности и круг ситуаций, в которых ему приходилось действовать.

Созданные на основе Резолюции 1863 г. общества помощи испытывали необходимость регулярно встречаться в целях обмена опытом и укрепления связей. В ст. 9 Резолюции 1863 г. предусматривалось, что «Комитеты и Отделения различных стран могут собираться на международные конгрессы с тем, чтобы обмениваться накопленным опытом и согласовывать меры, которые должны быть приняты для обеспечения успешной деятельности». В 1867 г. в Париже открылась Всемирная выставка обществ помощи раненым воинам, организованная французским Комитетом по предложению Муанье. Было решено воспользоваться этим, чтобы провести конференцию Красного Креста. Так была созвана первая Международная конференция Красного Креста, на которой собрались не только делегаты национальных обществ, но и представители государств - участников Женевской конвенции. С тех пор правительства всегда получают приглашения принять участие в работе Конференции. Они имеют такое же право голоса, как и национальные общества Красного Креста. Эта уникальность объясняется тем, что, будучи неправительственной организацией. Красный Крест постоянно связан с государственными властями.

В период с 1863 по 1965 г. Красный Крест осуществлял свою деятельность, не имея никакого программного документа. В 1865 г. были провозглашены семь основополагающих принципов Красного Креста, которые являются основой деятельности Международного Комитета Красного Креста и поныне. В 1986 г. Красный Крест принял новое название: «Международное Движение Красного Креста и Красного Полумесяца». Но по-прежнему сохраняется и название «Международный Красный Крест».

В 1899 г. Международный Красный Крест добился распространения на военные действия на море положений Конвенции 1864 г., регулировавшей ранее только правила ведения сухопутных войн. Пересмотренная редакция этой Конвенции была принята в 1907 г.

Первая мировая война стала тяжелым испытанием для Красного Креста и обществ помощи (современных Национальных обществ). Она унесла жизни миллионов солдат и мирных граждан, привела к появлению сотен тысяч военнопленных. После ее окончания, в 1918 г., продолжали свирепствовать эпидемии и голод, унося жизни еще большего числа людей, чем пули и снаряды в годы войны. Перед Международным Комитетом Красного Креста встал вопрос: как действовать в такой ситуации? Он был не вправе отказаться от предоставления помощи жертвам стихийных бедствий в мирное время под предлогом, что изначально ему были предоставлены полномочия действовать лишь в военное время.

Поэтому в 1919 г. в связи с основанием Лиги обществ Красного Креста (впоследствии переименованной в Международную Федерацию обществ Красного Креста и Красного Полумесяца) Международный Красный Крест придал официальный статус своей деятельности в мирное время в условиях стихийных бедствий.

22 июня 2006 г. 29-я Международная Конференция Красного Креста и Красного Полумесяца в Женеве приняла поправки к Уставу Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, регламентирующие введение дополнительной эмблемы - Красного Кристалла, которая теперь имеет такой же статус, как и эмблемы Красного Креста и Красного Полумесяца; 14 января 2007 г. вступил в силу Третий Дополнительный протокол к Женевским конвенциям 1949 г., который регламентирует введение защитной эмблемы Красного Кристалла наряду с эмблемами Красного Креста и Красного Полумесяца.

Основатели Красного Креста создали два инструмента для последующего развития двух параллельных исторических процессов: создания международной гуманитарной организации Красный Крест и становления права, применяемого в период войны. Рождение Красного Креста происходило в эпоху, благоприятную для его развития. Идеи, предложенные его членами, не были новыми. Труды философов XVIII в., память народа о тяготах и разрушениях, вызванных наполеоновскими войнами, многочисленные потери вследствие Крымской войны и итальянской компании - все это способствовало положительному восприятию идей Комитета.

Вклад Международного комитета стал определяющим по следующим направлениям:

  1. создание сети национальных комитетов помощи, осуществляющих свою деятельность на постоянной основе и способных тем самым оказывать своевременную помощь в случае необходимости в условиях войны;
  2. придание международного характера деятельности Комитета; 2 «Соблюдение «международного, договорного и священного принципа» должно объединять возможно большее количество государств. Только при этих условиях раненых, к какой бы стране они ни принадлежали, подберут на поле боя и будут лечить», - отмечал Г. Муанье в письме А. Дюнану.
  3. принятие международного договора, заключенного в мирное время и распространяющегося на все конфликты.

Комитет был столь же необходим и для последующего применения Женевской конвенции в качестве нейтрального посредника, осуществляющего контроль за соблюдением закрепленных в ней гуманитарных принципов.

Международный комитет Красного Креста (МККК) видит свою задачу в том, чтобы предоставлять защиту и оказывать помощь пострадавшим в вооружённых конфликтах и внутренних беспорядках. Принцип, которым руководствуется МККК, заключается в том, что даже война должна вестись в определённых рамках, накладывающих ограничения на методы и средства ведения военных действий и поведение воюющих сторон. Свод основанных на этом принципе правил составляет международное гуманитарное право, в основе которого лежат Женевские конвенции . Женевские конвенции подписали все государства мира, что делает их наиболее универсальными из всех международных соглашений.

Международный комитет Красного Креста (МККК) - независимая и нейтральная организация. Согласно мандату , предоставленному Международному комитету Красного Креста мировым сообществом , и руководствуясь принципом беспристрастности, организация оказывает помощь лицам, содержащимся под стражей, больным, раненым и гражданским лицам, пострадавшим в результате вооружённых конфликтов.

Представительства организации, где в общей сложности работают более 12 тысяч человек, расположены почти в 80 странах мира. В ситуациях вооружённых конфликтов МККК координирует деятельность национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и объединяющей их Международной Федерации.

МККК, национальные общества и Международная Федерация составляют Международное Движение Красного Креста и Красного Полумесяца.

Мандат МККК

МККК не является международной или межправительственной организацией в юридическом смысле. Однако признание его в важнейших международных договорах, таких, как Женевские конвенции, определяет его международный статус и мандат, обеспечивает привилегии и иммунитеты, сравнимые с таковыми для ООН . Эти условия включают освобождение от налогов и таможенных сборов, неприкосновенность помещений и документов и иммунитет от судебного вмешательства.

МККК - беспристрастная, нейтральная и независимая организация, занимающаяся выполнением исключительно гуманитарной миссии по защите жизни и достоинства жертв войны и внутреннего насилия и оказанию помощи пострадавшим.

МККК занимается координацией усилий Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца по оказанию гуманитарной помощи в ситуации вооружённого конфликта и распространению знаний о международном гуманитарном праве и универсальных гуманитарных принципах с целью предотвращения страданий людей.

Структура

  • является независимой гуманитарной организацией, обладающей особым статусом;
  • является одной из составных частей Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца;
  • является ассоциацией, деятельность которой определяется статьёй 60 и следующими за ней статьями Гражданского кодекса Швейцарии ;
  • является юридическим лицом по законодательству Швейцарии.

В члены МККК могут быть кооптированы граждане Швейцарии, число членов комитета - от 15 до 25. МККК вправе избирать почётных членов.

Основные органы управления МККК :

  • Ассамблея (верховный орган управления)
  • Совет Ассамблеи (орган, действующий по поручению Ассамблеи)
  • Президент и его заместители (обеспечивают деятельность Ассамблеи, Совета Ассамблеи и несут ответственность за внешние связи МККК)
  • Директорат (исполнительный орган, состоит из Генерального директора и трёх директоров)
  • Контрольный орган.

Президент МККК - доктор философии Якоб Келленбергер .

Финансирование и бюджет

МККК финансируется за счёт добровольных пожертвований, которые делают государства-участники Женевских конвенций (правительства), национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца, межгосударственные организации (например, Европейская комиссия), а также общественные и частные структуры.

В конце каждого года МККК проводит кампанию по сбору средств для финансирования как деятельности штаб-квартиры, так и операций, осуществляемых на местах. Оперативная, статистическая и финансовая информация по расходованию средств находит своё отражение в годовом отчёте организации.

Персонал МККК

Более 1200 делегатов и специалистов различного профиля работают сегодня в делегациях МККК в различных странах мира. В выполнении поставленных задач им помогают около 9 000 местных сотрудников и почти 800 сотрудников штаб-квартиры МККК в Женеве. Для работы в МККК необходимы такие качества, как командный дух, любовь к межкультурному общению, а также умение взаимодействовать с самыми разными людьми, бороться со стрессом и находить выход из сложных ситуаций. Для своей работы МККК привлекает добровольцев (волонтёров). 2001 год был объявлен годом волонтёров.

XXIX конференция Международного Движения Красного Креста и Полумесяца (2006)

Эмблемы

Красный кристалл, религиозно нейтральный символ Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца

Первая эмблема МККК - красный крест на белом фоне - изначально не имела религиозного смысла, представляя собой негативную копию швейцарского флага (вместо белого креста на красном поле - красный цвет на белом). Однако во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов Османская империя отказалась использовать эту эмблему, заменив её красным полумесяцем, поскольку красный крест вызывал негативные ассоциации с крестоносцами.

В своей деятельности волонтёры и сотрудники Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца руководствуются этими фундаментальными принципами.

Гуманность

Международное Движение Красного Креста и Красного Полумесяца, порождённое стремлением оказывать помощь всем раненым на поле боя без исключения или предпочтения, старается при любых обстоятельствах как на международном, так и на национальном уровне предотвращать и облегчать страдания человека. Движение призвано защищать жизнь и здоровье людей и обеспечивать уважение к человеческой личности. Оно способствует достижению взаимопонимания, дружбы, сотрудничества и прочного мира между народами.

Беспристрастность

Движение не проводит никакой дискриминации по признаку национальности, расы, религии, класса или политических убеждений. Оно лишь стремится облегчать страдания людей, и в первую очередь, тех, кто больше всего в этом нуждается.

Независимость

Движение независимо. Национальные общества, оказывая своим правительствам помощь в их гуманитарной деятельности и подчиняясь законам своей страны, должны тем не менее всегда сохранять автономию, чтобы иметь возможность действовать в соответствии с принципами Красного Креста.

Добровольность

В своей добровольной деятельности по оказанию помощи Движение ни в коей мере не руководствуется стремлением к получению выгоды.

Единство

В стране может быть только одно национальное общество Красного Креста или Красного Полумесяца. Оно должно быть открыто для всех и осуществлять свою гуманитарную деятельность на всей территории страны.

Универсальность

Движение является всемирным. Все национальные общества пользуются равными правами и обязаны оказывать помощь друг другу.

Примечания

Ссылки

Полный список | (1901-1925) | (1926-1950) | (1951-1975) | (1976-2000) | (2001-2025)

Аристид Бриан / Густав Штреземан (1926) Фердинанд Бюиссон / Людвиг Квидде (1927) Фрэнк Келлог (1929) Натан Сёдерблюм (1930) Джейн Аддамс / Николае Батлер (1931) Ральф Энджелл (1933) Артур Хендерсон (1934) Карл фон Осецкий (1935) Карлос Ламас (1936) Роберт Сесил (1937) Организация Нансена (1938) МККК (1944) Корделл Халл (1945) Эмили Болч / Джон Мотт (1946) СДСО / АКДСО (1947) Джон Бойд Орр (1949)

Нейтралитет — основной принцип деятельности Международного Комитета Красного Креста (МККК). При этом основан МККК был в Швейцарии, здесь же расположена и штаб-квартира этой, наверное, самой известной в мире гуманитарной организации. А это значит, что, так или иначе, но она обязана учитывать интересы не только свои, но и собственно Швейцарии. Так было с самого начала и продолжается до наших дней. Опубликованный недавно по поручению правительства Швейцарии историко-аналитический доклад попытался вскрыть всю подноготную МККК и нашел множество пунктов, достойных серьезной критики.

Насколько тесно связаны Швейцария как государство со своими законными внешнеполитическими интересами и Международный Комитет Красного Креста (МККК), организация нейтральная и равноудаленная, в теории, по крайней мере, от всех игроков на международной арене? Опубликованный в июле 2017 года по поручению и по заказу МИД Швейцарии доклад приходит в итоге к довольно отрезвляющему выводу: тесные контакты Швейцарии и политических органов и структур с МККК не дают вести открытые и честные дискуссии о реальном положении дел в этой организации, кроме того, швейцарский МИД часто воспринимается в мире в качестве «административного ресурса» МККК.

Отдельной критике в докладе, в частности, подвергается тот факт, что Швейцария перечисляет из своего бюджета в пользу МККК ежегодно 80 млн франков не просто так, а имея в виду, прежде всего, цель поддержки Женевы в качестве международного гуманитарного и дипломатического центра, а также при том понимании, что Международный Комитет Красного Креста будет исходить из того, что официальный Берн смотрит на МККК с совершенно определенными ожиданиями.

Публикация доклада стала в Швейцарии, даже несмотря на период летних отпусков, причиной активных общественных дискуссий. При этом, если бросить внимательный взгляд на историю возникновения МККК, то можно увидеть совершенно отчетливо, что такое положение является естественным следствием условий, царивших в Швейцарии в момент основания этой организации во второй половине 19-го века: у страны практически не было своей профессиональной дипломатии, а МККК в какой-то степени играл роль «эрзац-МИДа».

Швейцарская историк Беатрис Верасса (Beatrice Veyrassat), один из соавторов нашумевшего доклада, описывает такую ситуацию понятиями «прагматизм и гибкость». По ее словам, с самого момента своего образования МККК находился на пересечении гуманитарных, экономических и политических интересов Швейцарии. Так продолжается и в настоящее время, более того, от сотрудничества с МККК швейцарская экспортно-ориентированная промышленность получает самую непосредственную прибыль.

Вот только один пример: Петер Маурер (Peter Maurer), бывший статс-секретарь МИД Швейцарии и президент МККК, работал также не где-нибудь, а совете директоров Международного экономического форума в Давосе. Еще пример: в брошюре, опубликованной в ноябре 2016 года и предназначенной, прежде всего, вниманию крупных международных и швейцарских концернов, теоретически готовых, при определенных условиях, перечислить в бюджет МККК солидные пожертвования, Петер Маурер недвусмысленно апеллирует к «конструктивным отношениям, всегда, с момента основания МККК более 150-ти лет назад, существовавшим между Комитетом и частным сектором экономики».

Контекст

Шведский Красный Крест голодающим Поволжья и Украины

Sveriges Radio 21.08.2015

Якоб Келленбергер: Как изменится Красный Крест?

Le Temps 31.01.2002

АМЕРИКАНЦЫ БОМБЯТ здания Красного Креста

Financial Times 18.10.2001
«Частный бизнес с его богатством идей, с его опытом и ресурсами (…) играет решающую роль, от которой, во многом, зависит, насколько эффективно Международный Комитет Красного Креста сможет выполнять свою гуманитарную миссию, связанную с защитой и поддержкой лиц, зависящих от сторонней помощи в кризисной ситуации. С другой стороны, сотрудничество частных компаний с МККК позволяет им первыми приходить на перспективные рынки со своей продукцией и своими услугами».

В той же самой брошюре МККК напоминает о том, что он с 2005 года участвует во Всемирном экономическом форуме в Давосе, а сам президент МККК с ноября 2014 года является членом совета директоров Форума. При этом среди членов и партнеров WEF имеются и тяжеловесы из сферы военно-промышленного комплекса, включая такие компании, как европейская «Airbus Defense and Space», британская «BAE Systems» или американская «Lockheed Martin».

Опасные политические связи

С момента своего основания МККК поддерживал самые тесные связи с политическими кругами и бизнесом Швейцарии. В этом «треугольнике» постоянно происходил обмен знаниями, опытом и, что немаловажно, кадрами. Призывая в 1965 году правительство увеличить свои ассигнования в бюджет МККК, один из ведущих экспертов МИД Швейцарии прямо так и указывал: «То, что МККК по всему миру претендует на полную нейтральность и независимость от любых правительств, включая правительство самой Швейцарии, тесно связано с тем обстоятельством, что Швейцария тоже является страной независимой и нейтральной, иными словами, зависимость от независимой инстанции Международными Комитетом в качестве таковой не воспринимается.

Все знают, что у МККК никогда не было секретов от швейцарского правительства, представители которого всегда присутствовали в его руководящих органах. По мнению некоторых иностранных наблюдателей, такого рода связи настолько же очевидны, насколько они и, с их точки зрения, являются обоюдными. Никто не удивляется тому факту, что МККК по сути является инструментом швейцарской внешней политики, из-за чего, правда, многие страны предпочитают под разными предлогами воздерживаться от финансирования МККК».

«МККК был создан и развивался в рамках тесных и постоянных связей федеральными властями Конфедерации. С 1864 года Швейцария, в качестве депозитария Женевских конвенций и Дополнительных протоколов к ней, организует дипломатические конференции, на которых идет разработка принципов международного гуманитарного права. Швейцария настолько слилась с МККК, что её нейтралитет теперь постоянно путают с нейтралитетом Международного Комитета.

Такая близость, может быть, и принесла пользу всем сторонам, но, как кажется, именно Швейцария как государство и является в этой ситуации основным бенефициаром», — писали Томас Дэвид (Thomas David) и Буда Этемад (Bouda Etemad) в 1998 году в своей статье, в которой они пытались раскрыть особенности «мягкого гуманитарного империализма по-швейцарски». Такого рода постановка вопроса в научной статье может быть оспорена, однако некоторые выводы, к которым приходят ученые, вполне заслуживают того, чтобы к ним присмотреться повнимательнее.

Организация, проигнорировавшая Холокост?

Часто возникает вопрос, почему МККК не предпринял ничего в плане противодействия Холокосту? Играло ли здесь роль влияние официального Берна? Этому вопросу было посвящено уже несколько исторических исследований. В 2006 году МККК согласился приоткрыть свой архив и официально признал свою тогдашнюю политику в этой области в качестве «полного провала».

В исследовании по этому вопросу, опубликованном в 2009 году, Ирен Эрманн (Irène Herrmann), историк, и Даниэль Палмьери (Daniel Palmieri), ответственный за исторические исследования в МККК, указывали: «Так имел ли место провал МККК? Этот вопрос заслуживает более детального анализа, особенно если учесть непростую проблематику отношений Швейцарии с нацистской Германией.

В случае с МККК швейцарская политика на этом направлении включала в себя два аспекта: первый — это чисто гуманитарный аспект, заложенный в качестве центрального в самом мандате МККК, и второй аспект политического характера, связанный с выгодами, имевшимися в распоряжении Швейцарии из-за одного только факта нахождения на ее территории нейтральной структуры, выгодно подчеркивавшей нейтральность всей страны в целом».

Подмоченная репутация

Наверное, самым заметным представителем системы тесных корпоративных связей между МККК, политикой и бизнесом Швейцарии был Макс Хубер (Max Huber, 1874-1960),Внешняя ссылка известный швейцарский дипломат, член международного суда в Гааге, а с 1928 по 1944 годы президент Международного Комитета Красного Креста. В отношениях с гитлеровской Германией он выступал с позиций как можно большей сдержанности, при этом в его активе были и заметные посты в бизнесе: он был главой совета директоров компании «Oerlikon» (1921-1944 гг.) и концерна «Aluminium Industrie SA» (1929-1941 гг.).

Именно эти компании довольно неплохо нажились на подрядах из Германии, которая как раз в начале 1930-х гг. запустила процессы перевооружения и технической модернизации. Конечно, это была одна из самых драматичных эпох в истории Европы. Находясь в окружении держав Оси, у Швейцарии было очень мало пространства для маневра. Однако сюжет с М. Хубером был не единственным случаем, наглядно иллюстрирующим проблемы, возникавшие у МККК из-за неразборчивых связей с миром политики и бизнеса.

Примерно тоже самое имело место и в ходе гражданской войны в Нигерии (1967-1970 гг.), когда МККК обвинили в фактическом обслуживании интересов швейцарского концерна «Бюрле» («Bührle»), занимавшегося поставками вооружений в Нигерию в нарушение всех существующих запретов. В то время миссию МККК в Нигерии возглавлял Август Р. Линдт (August R. Lindt, 1905-2000), посол, специально направленный из Берна. В историю МККК этот эпизод вошел в качестве самого большого скандала, поставившего под очень большой вопрос нейтральность и независимость этой гуманитарной организации и серьезно подмочивший ее репутацию. Итак, насколько нейтральным и независимым остается в реальности Международный Комитет Красного Креста? Окончательный ответ на этот вопрос еще только предстоит найти.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.