Как сделать панорамное фото. Пошаговая инструкция! Просто, легко, быстро

Здравствуйте, друзья. Сегодня мы с Вами научимся делать потрясающие панорамные фото двумя кликами мышки. Помогать нам в это деле будет бесплатная, лёгкая программа от Microsoft . Да, Вы не ошиблись, это сам производитель операционных систем Windows. Можете себе представить насколько продумана и надёжна эта программулина.

Что от Вас потребуется? Несколько фотографий одной местности, сделанные «по кругу» . Совсем не обязательно вертеться во все стороны с фотоаппаратом. Достаточно при съёмке (например группового снимка, возле фонтана) сделать пару кадров, сместив ракурс немного в сторону, справа и слева.

Я только вернулся с маленькой фотосессии — снимал специально для этой статьи на обычную мобилку. Давайте вместе посмотрим, что из этого всего выйдет. Посмотреть к какому результату мы с Вами стремимся можно по этой ссылке .

Теперь нам осталось «закинуть» наши фотографии в программу и она сама смонтирует их в одно панорамное фото. Швов и переходов Вы никаких не увидите — яркость, контрастность, оттенки… всё подберёт и сгладит наша программа. Она замечательно делает панорамные фото, автоматически — для этого и создана.

Панорамные фото: скачать Microsoft Image Composite Editor

Не пугаемся, что программа на английском языке. Мы с Вами уже убедились, что это не важно делая морфинг фотографий .



Установили. Теперь нам откроется главное окно программы…

Выбираем пачку своих фотографий и жмём «открыть» — начался процесс загрузки в программу. Он длится секунды…

И сразу, следом идёт процесс склеивания и обработки…

Теперь жмём…

После чего, немного подправив границы панорамы курсором мышки и выставив уровень качества на максимум…

Сохраняем результат нашего пыхтения…

Выбираем место на диске, где будут храниться наши панорамные фото и всё, собственно.

Результат 1

Результат 2

Подведём итоги. Затратив больше, чем пару минут, времени на съёмку, сделав снимки ниже и выше можно получить «ничего себе» панорамное фото. Чем обширнее панораму Вы захотите сделать — тем она будет более искажена по перспективе. При съёмке обычной групповой фотки — достаточно сделать несколько снимков правее и левее, а также выше и ниже. Вот это будет, просто классное панорамное фото. А если профессиональным фотоаппаратом воспользоваться…

По качеству фотосоставляющей смартфоны вовсю догоняют камеры. Сегодняшний уровень развития позволяет делать достойные по качеству снимки. Имея в кармане маленькую фотостудию, многие задумываются о создании панорам. Ведь вокруг так много красивых мест, которые не влезут в один маленький снимок. Однако, не имея опыта по созданию панорамных фотографий, в итоге получается склейка из невзрачных снимков, которую стыдно показать. Но учиться никогда не поздно, поэтому мы дадим вам пару советов.

Программная составляющая

Нашли красивый вид, но не знаете с помощью чего сделать панораму? Не мудрствуйте лукаво. Что в Android, что в iOS есть стандартные инструменты для создания панорамных снимков. Не знаете где они находятся? Просто зайдите в приложение камеры на вашем устройстве и найдите соответствующую иконку. Не нравится стандартное приложение? Тогда есть альтернативы.

Android

Pano

Panorama

Как и предыдущая, программа проста в использовании, но немного отличается алгоритм создания снимка. Вы не снимаете по очереди определенные сцены, а просто вращаете аппарат по кругу, предварительно нажав кнопку затвора. Плюсом является наличие некоторых фильтров для обработки фотографии и возможность включить вспышку. Шаринг в социальные сети так же присутствует.

iOS

360 Panorama

Cycloramic

Крайне интересное решение для создания панорам. Программа создана для ленивых. Вам даже не придется самим делать снимок. Просто поставьте iPhone на ровную твердую поверхность и запустите Cycloramic. За счет вибромотора телефон будет поворачиваться сам. Вам же останется только просмотреть результат.

Если вы решили, какую же программу использовать, то не спешите сразу в бой. Наличие хорошей техники еще не делает ваши снимки шедеврами. Наличие водительских прав еще не делает вас гонщиком. Бита в багажнике не делает вас спортсменом. С фотографией так же. Купив зеркальную камеру за нереальные деньги вы не становитесь фотографом. Прежде чем начинать свой долгий путь по созданию панорам ознакомьтесь с нашими советами.

Следите за светом

Плюс панорам является и их минусом. При создании панорамы придется снимать широкую область перед вами. Свет в этой области может ложиться неравномерно. Тогда одна часть вашей панорамы будет очень светлой, а в другой вы не разберете ничего в темноте. Обязательно учитывайте это. Старайтесь найти место с одинаковым световым балансом. Если же вы находитесь в помещении, то не забывайте следить за тенями. Вы должны находиться в точке, из которой видно примерно равное количество затененных и светлых объектов.

Следите за движением

Панорамы обычно делаются в оживленных местах и это представляет определенную трудность. Если люди в снимаемой вами области двигаются, то при склейке итогового изображения картинка может вас огорчить. Наличие ветра тоже стоит учитывать. Вас ведь не устроит, что одна половина дерева наклонена в одну сторону, а вторая в другую? Это так или иначе отобразится на готовом снимке, что испортит его качество. Постарайтесь подождать безветренной погоды, если возможно.

Держите телефон увереннее.

Не важно, насколько хороша стабилизация в вашем телефоне, если у вас неимоверно трясутся руки. Тряска телефона в момент съемки обязательно отразится на снимке. Вы либо смажете его, либо он получится обрезанным сверху или снизу. В общем, не такого результата вы ждали. Старайтесь держать телефон ровнее и не трясти его. Если не получается, то найдите какую-нибудь ровную и твердую поверхность и установите телефон на нее.

Научитесь двигаться медленно

Если у вас нет штатива или области, куда установить смартфон, то поворачиваться вам придется самому. Делать это надо медленно и терпеливо. Не нужно делать резких поворотов. Сантиметр за сантиметром поворачивайтесь вокруг своей оси. И самое главное – постарайтесь оставаться на одной точке, в которой вы и начали съемку.

Теперь вы готовы

Теперь, имея некоторый багаж знаний, вы можете смело заняться созданием панорам. Будьте смелее. Чем больше вы пробуете, тем лучше будет у вас получаться. Тем более, что современные смартфоны – это небольшие фотолаборатории у вас в кармане. Немного старания и вы не поверите своим успехам. Просто не забывайте про наши советы и все у вас получится.

Панорамная фотография это фотография имеющая большой угол обзора.

3d-панорама – это панорамная фотография спроецированная на сферу или куб, которую можно рассмотреть смещая точку обзора.

Часто на простых цифровых фотоаппаратах существует режим панорамной съемки . Это не совсем то что нам нужно. Чаще всего производителями фототехники под панорамой подразумевается просто вытянутый по горизонтали снимок. Т.е. у обычного снимка обрезается верхняя и нижняя часть. Получается имитация панорамной фотографии.

Вместе с тем, в последнее время производители расширили понимание режима панорамной съемки. При фотографировании создается несколько снимков, а затем фотоаппарат, или программное обеспечение прилагаемое к нему, сшивают их в единую панораму. Также встречается метод сканирование одним рядом пикселей матрицы пространства при повороте камеры.

Да, благодаря такому подходу можно создать панорамный снимок. Вместе с тем он не позволяет создать 3d-панораму с углом обзора 360х180 (т.е. когда можно посмотреть и на небо и под ноги). К тому же зачастую результат полученной панорамы не так уж и хорош.

Поэтому, в данной статье будет применен другой подход к панорамной съемке: фотографирование по определенным правилам, и последующей склейке полученных снимков в специализированных программах в единую панораму.

Для начала разберемся с основными терминами, и какое они отношение имеют к панораме.

Сферическая панорама (из википедии) – один из видов панорамной фотографии. Предназначена в первую очередь для показа на компьютере (при помощи специального программного обеспечения).

В основе сферической панорамы лежит собранное из множества отдельных кадров изображение в сферической или кубической проекции. Характерной чертой сферических панорам является максимально возможный угол охвата (360х180 градусов), позволяющий полностью отобразить окружающее пространство.

Если изображение сферической или кубической проекции поместить на сферу или куб соответственно, то получим 3d-панораму .

Несколько 3d-панорам образуют виртуальный тур . Точки, при клике на которые осуществляется переход от одной панорамы к другой, называются точками перехода.

Рассматривается 3d-панорама изнутри сферы или куба. Вращая эту 3d-фигуру, получаем возможность изменения точки наблюдения, а меняя фокусное расстояние – управление масштабом.

Для того чтобы создать сферическую проекцию для 3d-панорамы необходимо сфотографировать все окружающее пространство и сшить их в специальном программном обеспечении. Кубическую же проекцию можно получить путем преобразования из сферической.

Нодальная точка и параллакс

Те, кто впервые пытались собирать панораму из отснятых с рук фотографий, часто сталкивались с тем, что часто снимки не сшиваются в единую панораму.

Причина всему этому параллакс – изменение видимого положения объекта относительно удалённого фона в зависимости от положения наблюдателя.

Например, если посмотреть сначала одним, а затем другим глазом, то видно, что картинка изменяется. Особенно это заметно на объектах ближнего плана.

Посмотрим влияние параллакса на снимок при повороте камеры.

Видно, что при повороте камеры происходит смещение объектов ближнего и дальнего плана относительно друг друга. Чтобы этого не происходило необходимо вращать фотоаппарат вокруг специальной точки, называемой нодальной .

Нодальная точка находится, если говорить упрощенно, на оптической оси объектива в месте пересечения лучей (строение объектива показано схематично).

При вращении камеры вокруг нодальной точки смещения объектов ближнего и дальнего плана не происходит.

Расположение этой нодальной точки индивидуально для каждого объектива.

Для того чтобы фотоаппарат можно было вращать вокруг именно этой точки применяются панорамные головки , которые накручиваются непосредственно на штатив.

Иногда панорамными головками называют обычные шаровые головки обеспечивающие поворот фотоаппарата на 360 градусов. Это не совсем верно. Снять панораму с разноплановыми объектами при помощи них почти невозможно. Необходимо обеспечить поворот фотоаппарата вокруг именно нодальной точки . А данные головки позволяют лишь просто поворачивать корпус фотоаппарата.

Вместе с тем шаровые головки могут помочь при съемке панорам, когда объекты ближнего плана отсутствуют. В этом случае эффект параллакса будет почти незаметным.

Отдельные модели панорамных головок могут приспособлены только для съемки цилиндрических панорам (фотоаппарат можно вращать только по горизонтали). Но большинство головок позволяют создавать как сферические, так и цилиндрические панорамы. В этом случае вращение фотоаппарата возможно и по вертикали и по горизонтали

Видно, что при любом вращении головки, точка пересечение вертикальной и горизонтальной оси не смещается. Если расположить фотоаппарат так, чтобы нодальная точка его объектива совпала с вышеобозначенной точкой пересечения, то эффекта параллакса наблюдаться не будет.

Иногда для съемки панорам можно обойтись и вообще без панорамной головки. Что это за случаи рассмотрим чуть ниже.

Как определить где находится нодальная точка у вашего фотоаппарата?


Если у вас зеркальный фотоаппарат, то для вашего объектива наверняка есть информация в интернете. Чаще всего можно найти, если задать запрос в поисковике:“модель_вашего_объектива nodal point”

Если у вас не зеркальный цифровой фотоаппарат или вы не нашли информацию по вашему объективу, но у вас есть панорамная головка, то можно воспользоваться следующим способом:

1. Установите фотоаппарат в панорамную головку. Убедитесь что оптическая ось проходит через центр вращения. Для этого направьте фотоаппарат вертикально вниз. Вертикальная ось вращения должна проходить через центр кадра.

2. На расстоянии 30-50 см установите по центру перед объективом вертикально какой-либо тонкий предмет. Это может быть линейка, проволока, ручка, и т.д.

3. На расстоянии несколько метров установите второй предмет небольшой толщины. Расположите фотоаппарат так чтобы сам фотоаппарат, и два предмета находились на одной линии.

4. Поверните фотоаппарат так, чтобы ближний предмет был возле правой границы кадра.

Теперь перемещайте фотоаппарат вдоль оптической оси объектива до тех пор пока ближний и дальний предмет снова не станут находиться на одной прямой.

Повторите с левой границей.

5. Проверьте правильность найденной точки. Попробуйте повращать фотоаппарат, глядя на экран. Ближний и дальний предметы должны постоянно находиться на одной прямой.

Если вы заметили отклонение повторите пункт 4.

Теперь вы нашли нодальную точку вашего объектива. Она находится точно на пересечение осей вращения. Сделайте пометки на панорамной головке, чтобы в условиях съемки вам не пришлось вновь искать нодальную точку.


Но что делать если панорамной головки пока нет?


Можно попробовать сымитировать эту панорамную головку. Найдите у себя дома что-либо на что можно положить фотоаппарат и вращать его. Это может быть, например, старый проигрыватель пластинок, или тарелка с вращающейся подставкой из микроволновой печи.

Положите поверх, например тарелки, чистый лист. Отметьте на нем центр вращения, и нарисуйте проходящую через него линию. Расположите фотоаппарат так, чтобы оптическая ось, при взгляде сверху, совпадала с линией. Следуйте пунктам 2-5, сдвигая фотоаппарат вдоль нарисованной линии, пока ближний и дальний предмет не будут находиться на одной линии.

Нодальная точка будет располагаться на пересечение оси вращения тарелки и оптической оси объектива.

Съемка панорам

Итак, мы нашли нодальную точку, и теперь если вращать вокруг нее фотоаппарат то эффекта параллакса наблюдаться не будет. В этом случае фотографии обычно быстро и качественно сшиваются в единую панораму.

Иногда могут возникнуть некоторые проблемы в особых случаях (например: съемка морской панорамы, или леса в ветреную погоду). Но эти случаи заслуживают отдельной статьи.

Съемка панорамы заключается в последовательном фотографировании с поворотом фотоаппарата вокруг нодальной точки.

Рядом расположенные снимки должны иметь общие области в районе 20%. Анализ именно этих областей позволит программе потом сшить все кадры в единую панораму.

Если позволяет ваш фотоаппарат лучше всего снимать в формат RAW+JPG. Формат RAW позволяет исправить некоторые недостатки изображений, а JPG позволяет быстро просматривать снятые изображения.

При съемке панорам необходимо:

Переведите фотоаппарат в полностью ручной режим (обычно обозначается символом М).

Поставьте самое малое фокусное расстояние. Настройте свою панорамную головку так, что при повороте от кадра к кадру обеспечивалось 20%-ное перекрытие снимков. Если у вас нет панорамной головки, то необходимо будет запоминать что было сфотографировано на предыдущем кадре и снимать так, чтобы обеспечить необходимое перекрытие снимков.

Настройте вручную фокусировку так, чтобы у всех объектов съемки была необходимая резкость.

Чтобы глубина резкости фотографий была достаточной, и если позволяет свет, установите число диафрагмы на более высокое значение (например, F9.0).

Установите значение ISO исходя из освещенности.

Скорректируйте выдержку так, чтобы на снимке не было засвеченных и слишком темных областей.

Теперь последовательно снимайте кадр за кадром поворачивая фотоаппарат. Если на следующем кадре изменяются условия освещенности, то корректируйте величину экспозиции при помощи изменения выдержки. На зеркальных фотоаппаратах это удобно делать при помощи колесика.

Попробуйте сначала снять один ряд кадров для панорамы. В этом случае получится 3d-панорама с ограниченным углом обзора по вертикали.

Для сферической панорамы (360х180) необходимо уже делать дополнительные ряды таким образом, чтобы обеспечить перекрывание в 20%, и покрыть снимками все окружающее пространств


Если у вас fish-eye объектив с достаточным углом обзора, то вам могут не потребоваться дополнительные ряды кадров. Для примера, съемка на 10mm fish-eye на любительских зеркалках (т.е. кроп-фактор 1.5-1.6) вам потребуется 6 горизонтальных снимков + кадр зенита и надира.

Можно выработать и схемы съемкы с 4-6 кадрами на одну панораму. Только надо помнить, что съемка - это самое малое затраченное время среди общего процесса создания панорамы. Лучше доснять пару кадров, чем потом думать как выправить свет и детали в стыках кадров.

Если у вас вызывают затруднения съемка в ручном режиме, то попробуйте для начала поснимать в автоматическом. Обычно для этого подходит режим съемки “ландшафт” (может называться “природа” или каким-либо подобным образом).

Без панорамной головки , конечно, съемка панорамы усложняется. Основное затруднение – обеспечить поворот фотоаппарата вокруг нодальной точки. Хоть как-то помочь в этом деле может опора фотоаппарата на каком-то вертикальном предмете. Это может быть штатив, или на крайний случай, сук или палка.

В таких случаях постарайтесь выбирать сюжет для съемок, когда ближний план отсутствует, а почти все объекты находятся на дальнем плане. Например, большая поляна в лесу, или центральная площадь города. Тогда эффект параллакса почти не проявит себя и панорама нормально сошьется.

Как снимать зенит и надир?

Напомню, зенит – это линия перпендикуляра вверх от плоскости горизонта в точке, в которой вы находитесь, а надир – вниз. Т.е. снимок зенита – это если повернуть фотоаппарат вертикально вверх, а надира – вертикально вниз.

Снимать надир можно с рук, или со специальных приспособлений. В любом случае необходимо обеспечить положение фотоаппарата, как будто он стоял бы на панорамной головке. Для этого его можно сначала поставить на головке вертикально вниз, затем отсоединить фотоаппарат и удерживая его на вытянутой руке в таком положении, другой рукой убрать в сторону штатив. И затем сделать снимок надира.

Снимок зенита снимается достаточно просто. Поворачиваем фотоаппарат вертикально вверх и фотографируем. Но если в качестве зенита выступает небо, и на нем нет четких облаков, то фактически этот снимок окажется бесполезным. Программа сшивки фотографий в панораму не сможет определить взаимосвязи с другими снимками, ей просто будет не за что “зацепиться”. В этом случае придется достраивать зенит панорамы в фотошопе. Но об этом уже поговорим в следующих статьях.



Продолжение:

2. Сборка фотографий в единую панораму

Все статьи по созданию панорам

У вас уже начали получаться сферические панорамы?

И присоединяйте их к большому виртуальному туру по городам и природным достопримечательностям.

Фотошоп имеет мощный инструмент монтажа для создания панорамы из ряда фотографий. В этом уроке вы научитесь использовать инструмент Photomerge (Фотомонтаж) в Photoshop CS3 для «сшивания» ряда фотографий в панораму.
Мы с моей женой недавно отправились в Crested Butte Колорадо на весенний отдых. Несколько дней катались на сноубордах и наслаждались природой, делая в пути некоторые снимки. Когда вам нравится окружающий пейзаж, единственная верная вещь - создание панорамного фото. Вам не нужен широкоугольный объектив для того, чтобы захватить обширное пространство пейзажа.

Техника, которую использую я и многие другие фотографы, заключается в создании перекрывающих друг друга снимков пейзажа и дальнейшее их слияние в Photoshop.

Для начала, давайте пробежимся по основным моментам создания такого рода фотографий:
1) Надеюсь, вы используете зеркальную камеру с регулируемой скоростью затвора и диафрагмой. Не позволяйте скорости съемки и диафрагмы меняться между снимками; поскольку результат монтажа снимков получится невзрачным. Некоторые части фото получились бы заснятыми с большей выдержкой и экспозицией и меньшей скоростью. Соответственно и глубина не соответствовала бы настройкам диафрагмы. Поэтому используйте ручной режим и помните, что настройки скорости съемки и диафрагмы должны быть одинаковыми для каждого снимка.
2) Сфокусируйтесь на первой фотографии, установите объектив на ручную фокусировку. Такой метод позволит вам контролировать фокус для каждого снимка, который должен быть одинаковым для них всех.
3) Сделайте снимок, удерживая камеру в вертикальном положении, так вы больше охватите верхнюю и нижнюю часть снимка.
4) Убедитесь, что каждый снимок делается с перекрытием предыдущего на четверть. Нам нужно избежать любых промежуточных областей между снимками.
5) Перед первым снимком, сфотографируйте любой объект, например руку или перчатку в снегу в данном случае. После последнего снимка сделайте то же самое. Благодаря этому приему вы определите, какой снимок первый в вашем панорамном ряде, а какой последний при дальнейшей загрузке папки в ваш компьютер.

Вспомогательные файлы
Прежде, чем начать, скачайте файл, содержащий шесть изображений, которые вы будете использовать в течение данного урока.

Материалы для урока:

Шаг 1. Итак, начнем. Для этого примера я не пользовался своим зеркальным фотоаппаратом, поскольку у меня не было желания возить с собой огромный Canon Rebel, во время катания на сноуборде, тем более, что он намного дороже, чем тот, что я купил, Canon Powershot. Я могу положить Powershot в свой карман во время катания на сноуборде, что намного удобнее. Но использование зеркалки идеально по причинам, описанным выше. Продолжим и запустим Photoshop CS3. Вот шесть фотографий, которые мы будем использовать из вспомогательных файлов.

Шаг 2. Зайдите в File > Automate > Photomerge (Файл > Автоматизация > Фотомонтаж).

Шаг 3. Команда откроет окно с несколькими различными настройками. “Auto” (Авто) дает команду Photoshop выбора лучших настроек и их применение. Она менее гибкая, но быстрая в применении. “Perspective” (Перспектива) устанавливает изображение в перспективе, которое включает меньшее цилиндрическое искажение, в то время, как “Cylindrical” (Цилиндрическая) имеет большее цилиндрическое искажение. “Reposition Only” (Только перемещение) просто перемещает изображения, но не меняет перспективу. “Interactive Layout” (Интерактивный макет) предоставляет немного больше опций, поэтому давайте выберем его.

Шаг 4. Нажмите Browse (Загрузить) и выберите изображения из вспомогательных файлов путем выделения их всех в диалоговом окне. Нажмите Ок, и теперь изображения переместятся в наше диалоговое окно. Если бы у нас фотографии были загружены ранее, то они бы появились сразу в этом окне. Нажмите Ок, чтобы слить фотографии.

Шаг 5. Функция “Reposition Only” (Только перемещение) показывает, как бы выглядели фотографии, если их просто скопировать и вставить друг за другом.

Шаг 6. Выбор опции “Perspective” (Перспектива) справа добавляет фотографии перспективу, а не плоский вид.

Шаг 7. Инструменты с левой стороны позволят вам выделить и подвинуть фотографии (selection tool (инструмент выделения)), переместить вид (move view tool (инструмент перемещения вида)), а также инструменты зума (zoom) и поворота (rotate) позволят вам повернуть и изменить масштаб фотографий. Еще один инструмент vanishing point tool (инструмент исчезающей точки), который может использоваться, когда выбрана перспектива. Нажмите где-нибудь, чтобы применить vanishing point tool (инструмент исчезающей точки). Этот пример показывает перемещение исчезающей точки к краю фотографии.

Шаг 8. Я нажал Ctrl-Z, чтобы отменить этот инструмент. Выберите любое: “Perspective” (Перспектива) или “Reposition Only” (Только перемещение), нажмите Ок, чтобы слить фото.

Шаг 9. Обратите внимание, что каждый слой с фотографией частично замаскирован.

Шаг 10. Выберите инструмент crop tool (кадрирование) и вырежьте пустые пиксели.

Использование инструмента photomerge (фотомонтаж) - отличный способ создать захватывающие дух пейзажные фотографии. Вот несколько примеров:

Примечание: Чем больше вы сделаете снимков, тем шире будет ваша панорама, соответственно, больше пейзажа в нее войдет. Не забудьте, что помимо горизонтальной панорамы, можно создать и вертикальную панораму, например, какого-нибудь водопада. Успехов!

Дата публикации: 22.03.2016

В представлении большинства фотографов панорамный снимок - это вытянутый по горизонтали, «длинный» кадр, сделанный с очень широким (может даже 360°) углом обзора…

Панорама в представлении обычного человека

Однако в современной фотографии панорамами называют не только и не столько снимок, сделанный с большим углом обзора (какой-нибудь пейзаж, например), а изображение, последовательно собранное из нескольких отдельно снятых кадров. При этом каждый последующий кадр снимается «внахлёст» к предыдущему снимку для удобства последующей склейки итогового изображения. Получившаяся картинка необязательно должна иметь широкий угол обзора и вполне может сохранять стандартные соотношения сторон кадра.

Классический пример панорамы, склеенной из трёх отдельно снятых кадров

Панорамная съёмка очень часто применяется в пейзажной фотографии, однако ею не ограничивается. Панорамы делают и в архитектурной, и в интерьерной съёмке, и даже при съёмке портретов!

Технически этот кадр тоже является панорамой. Как и предыдущий снимок, он сделан из трёх вертикальных кадров.

NIKON D810 / Nikon AF-S Nikkor 35mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/1250 S

В чём же плюсы панорамной съёмки для фотографа и почему этой техникой стоит овладеть?

  • Контроль угла обзора. С помощью панорамной съёмки мы легко можем увеличить угол обзора нашего объектива. Нехватка угла обзора - проблема, знакомая каждому фотографу. Простая жизненная ситуация: во время экскурсии вы оказались в красивом, но тесном храме и хотите запечатлеть всё его убранство, весь интерьер. Отойти подальше, чтобы взять общий план, не получится, так как будут мешать стены здания, а из объективов у вас лишь «полтинник»… Что делать? Снимать панораму! Так угол обзора можно увеличить во много раз!

Разумеется, не всегда можно использовать вместо широкоугольного объектива панорамную съёмку. Если у вас в кадре много движения или вы сами двигаетесь (едете в поезде, например), склеить панораму просто не получится - положение объектов на снимке от кадра к кадру будет совершенно различным.

  • Контроль перспективы и перспективных искажений. Простое свойство перспективы: чем ближе к нам предмет, тем он кажется крупнее. Во многих видах съёмки это может сыграть с нами злую шутку, ведь объекты будут терять свои изначальные пропорции, наклоняться набок и тому подобное. Особенно это заметно при съёмке архитектуры. Например, дом хочется снять не каким-то кособоким из-за перспективных искажений, а вполне прямым. При склейке панорамы на компьютере мы можем эффективно и без серьёзных потерь в качестве итогового кадра работать с перспективой на фото.

  • Увеличение детализации и разрешения снимка. Опытные фотографы знают, что разрешение лишним не бывает! Да, современные зеркальные аппараты обладают серьёзным разрешением: при грамотной работе фотографа даже с самой простой зеркалки можно печатать изображения форматом 30х45 см. Однако бывают ситуации, когда требуется ещё большее разрешение. К примеру, пейзажи часто печатаются большими форматами. Снимки высокого разрешения удобнее редактировать - у вас всегда есть запас для манёвра, кадрирования. Хотите увеличить разрешение своих кадров в несколько раз? Снимайте панорамы. Очевидно, что, сложив несколько отдельных кадров в один, мы увеличим разрешение итогового изображения. Чем из большего количества кадров состоит панорама, тем больше итоговое разрешение! И разумеется, чем выше разрешение ваших кадров, тем более мощный компьютер понадобится для их обработки, да и сами они будут занимать много места на жёстком диске. Если вам не нужно высокое разрешение, при желании вы всегда можете убавить его, уменьшив снимки при обработке. Как видите, этот пункт я поставил на третье, а не на первое место, так как считаю, что в общем итоге контроль угла обзора и перспективы гораздо важнее в работе фотографа. Особенно сегодня, когда есть камеры, с разрешением 36 мегапикселей (Nikon D810) и более.

  • Контроль глубины резкости. Ещё одна не совсем очевидная возможность панорамной съёмки. Мы можем делать кадры с очень малой глубиной резкости, сильно размывать фон. Как сделать снимок с достаточно широким углом обзора, но с малой глубиной резкости, характерной для телевика? Для этого необходимо всего лишь снимать панораму на телеобъектив на открытой диафрагме. Если у вас нет портретного объектива, который сильно размывает фон, то один из рецептов для вас - снять панораму на открытой диафрагме и при максимальном зуме тем объективом, который у вас есть. Этот метод отлично работает при съёмке статичных объектов - всевозможных деталей. К примеру, цветов. При должной сноровке так можно снимать даже постановочные портреты, главное - попросить вашу модель не шевелиться, пока вы делаете серию кадров для панорамы.

Что нужно для панорамной съёмки?

Какое оборудование необходимо для панорамной съёмки? Давайте узнаем.

    Любой фотоаппарат , имеющий ручные настройки. Желательно зеркальный. Именно с ним вы будете чувствовать себя уверенно при съёмке: он позволит настроить все параметры и даст высокое качество картинки. Кроме того, у зеркалок нет задержки при срабатывании затвора (так называемого лага затвора), а значит съёмка панорамы пройдёт гораздо быстрее и будет меньше шансов допустить ошибку. Для панорамной съёмки одинаково хорошо подойдут как «кропнутые» аппараты (например, Nikon D5300 или Nikon D7200), так и полнокадровые камеры типа Nikon D750, Nikon D610, Nikon D810. Отметим, что в зеркалках Nikon нет встроенного автоматического режима панорамной съёмки (серьёзным фотографам он неинтересен, ведь если разобраться с зеркальным аппаратом, панораму можно собрать самому). А вот в компактных аппаратах от Nikon этот режим имеется. Если вы фотолюбитель и хотите побаловаться с панорамами, то можете обратить внимание на гиперзумы типа Nikon COOLPIX P900 или водонепроницаемый компакт Nikon COOLPIX AW130.

    Любой объектив . Существует стереотип, что панорамы можно снимать только объективами с фокусным расстоянием порядка 50 мм, так как на таких изображениях меньше всего перспективных искажений и их проще потом собрать. Это справедливо лишь в том случае, если вы собрались склеивать панорамы вручную. Однако сегодня так никто не делает (это такое же редкое явление, как лечение пиявками). Для автоматизированной склейки панорам создано множество компьютерных программ. Объектив для съёмки панорамы стоит выбирать исходя из того, в каком жанре вы будете снимать. Тут всё как обычно: для пейзажа больше подойдут широкоугольные объективы, а для портрета лучше использовать специальные портретные линзы. И требования к оптике при съёмке панорам предъявляются всё те же, что и при съёмке обычных одиночных кадров. Она не должна давать виньетирования, дисторсии, хроматических аберраций. Важное требование к объективу, который будет использоваться при съёмке панорам, - резкость по всему полю кадра (хотя бы на закрытых диафрагмах). Многие объективы грешат тем, что дают резкое изображение лишь в центре кадра, а по краям начинают «мылить». Такие объективы плохо подойдут для панорамной съёмки, ведь то, что являлось краем на одном из склеиваемых снимков, вполне может оказаться центром вашей будущей панорамы.

Ввиду всего вышесказанного, я рекомендую пользоваться при съёмке панорам оптикой, оптимизированной под современные стандарты качества. Монокли и «гелиосы» оставьте для других видов съёмок! В основном я снимаю панорамы объективом Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor, иногда пользуюсь портретником Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor и лёгким телевиком Nikon 70-200mm f/4G ED AF-S VR Nikkor. Кроме того, прекрасным выбором для съёмки панорам станут недавно появившиеся широкоугольные фикс-объективы от Nikon AF-S 28mm F/1.8G Nikkor, Nikon AF-S 24mm f/1.8G ED Nikkor, Nikon AF-S 20mm f/1.8G ED Nikkor. Конечно же, панорамы очень удобно снимать и универсальным зум-объективом Nikon AF-S 24-70mm f/2.8G ED VR Nikkor. Выше перечислены объективы для полнокадровых аппаратов, но они подойдут и для «кропнутых» камер с матрицей формата APS-C. Однако если вы хотите иметь широкоугольный объектив для «кропнутого» аппарата, лучше использовать специально разработанную для них модель - она даст больший угол обзора и при прочих равных будет гораздо компактнее. Среди широкоугольных объективов, созданных специально для «кропа», можно отметить Nikon AF-S 10-24mm f/3.5-4.5G ED DX Nikkor.