Характерной чертой философии и культуры возрождения является. Отличительные черты философии эпохи возрождения

Философия эпохи Возрождения - самое главное кратко. Это тема для данной статьи в продолжение цикла статей по философии. В статье также есть список книг по философии Возрождения и видео с кратким описанием главных представителей и главных идей философии Возрождения.

Из предыдущих статей Вы узнали темы:

Примерно с 14-го века в Западной Европе начинается эпоха Возрождения , которая оказала огромное влияние на все развитие человеческой цивилизации и становления культурной и социальной жизни общества. Основной чертой того времени стало резкое снижение влияния церкви на все политические и социальные процессы в обществе. Эпоха Возрождения связана с возвращением мыслителей к идеям античности , с возрождением римской и древнегреческой философии.

Этапы философии эпохи Возрождения

  • Гуманистический этап — середина 14 века – 1-я половина 15 века. Характеризуется переходом к антропоцентризму от теоцентризма.
  • Неоплатонический этап – 2-я половина 15 века – 1-я половина 16 века. Характеризуется изменением мировоззренческих взглядов.
  • Натурфилософский этап – 2-я половина 16 века – 1-я половина 17 века. Характеризуется попытками внести изменения в картину мира.

Исторические предпосылки возникновения философии эпохи Возрождения

  • Феодальные отношения изжили себя к 14 веку. Начали быстро расти города и самоуправление в них. Особенно в Италии, где не были утрачены традиции автономии больших городов, таких как Венеция, Рим, Неаполь, Флоренция. Италия была образцом для других стран Европы.
  • К 14 веку монархи стали тяготиться влиянием католической Церкви во многих сферах жизни. Горожане и крестьяне также устали от налогов духовенства. Это привело к борьбе за реформы Церкви и к расколу на протестантизм и католичество.
  • 14-16 века ознаменовались великими географическими открытиями . Требовалась систематизация естественнонаучных знаний. Ученые стали все смелее заявлять о том, что мир устроен рационально.

Антропоцентризм и гуманизм философии эпохи Возрождения

В основу всего были положены антропоцентризм и гуманизм. Согласно антропоцентризму, человек - самое главное, центр всего мироздания. Согласно гуманизму, как ответвлению антропоцентризма, у каждого человека есть право на свою свободу и развитие.

Против аскетичности и жесткого диктата церкви были выдвинуты жизнь, полная удовольствия и собственные интересы человека. Этому посвятили свои работы многие писатели и философы того времени.

Представители философии эпохи Возрождения

Петрарка в своих сонетах призывал всех в своей стране исцелиться от злобы и забыть о вражде среди горожан.

Боккаччо очень резко критиковал церковных служителей, которые ничего не делали для просвещения, а только богатели, обличал дворян, неспособных к созиданию, и выдвигал на первое место разум человека и намерение получить от жизни как можно больше радости и удовольствия.

Эразм Роттердамский в своих глубоко христианских философских трудах показывал, что гуманизм должен быть основой всего и старая идеология феодализма ничего не может дать человеку.

Леонардо да Винчи внес значительный вклад в развитие гуманизма в своих произведениях и научных трудах.

Джордано Бруно и Галилео Галилей, Николай Коперник в своих трудах по естествоиспытаниям и философии стали отождествлять Бога не просто с природой, а с бесконечным Космосом и Вселенной.

Можно сказать, что практически вся литература и философия того времени были сосредоточены на признании права человека на свою жизнь, на развитие и творческое самовыражение .

Философия была наполнена признанием права человека на счастье, свое самоопределение и возможности для своего развития . Человек стал важнее всего, в том числе и государства, как такового.

Основные направления философии эпохи Возрождения

  • Гелиоцентризм - это гелиоцентрическая система мира, представляющая Солнце центром, вокруг которого вращается Земля. Гелиоцентризм происходит из античности и получает широкое распространение в 16 -17 вв.
  • Гуманизм происходит от латинского слова humanus (человечный) и означает этическую позицию о праве людей свободно определять форму и смысл собственной жизни.
  • Неоплатонизм - это направление в философии, которое зародилось еще в античной философии в 3 веке и опиралось на идеи Платона: запредельное единое первоначало, космическую иерархию, восхождение души к первоистоку.
  • Секуляризм - утверждение, что нормы права и правительство должны быть отделены от религий.

Характерные черты философии Возрождения

  • Свобода высказываний против бессмысленной религиозной схоластики и доминирования церкви во всех сферах.
  • Литература и философия все больше внимания уделяют ценности человека .
  • Новые тенденции в культуре и философии стали все больше проникать в европейские государства и постепенно стали основой всей философии в то время.
  • Наиболее характерными чертами этой эпохи можно назвать полное отрицание бесполезных книжных споров , которые ни к чему не приводят, а только запутывают человеческий разум.
  • Помимо этого, в философии все больше доминировали идеи естественнонаучного познания мира и человека . Упор делался на труды философов античных времен, которые предпочитали материализм.
  • Философия постепенно стала выдвигать человека, как главную движущую силу и основу всего окружающего мира.

Философия Макиавелли кратко

Никколо Макиавелли был первым философом того времени, кто полностью отвергал теократию, как основу всего строя . Он считал, что нужно строить страну только по светскому принципу и согласно его мировоззрению, основой всей жизни человека является исключительно эгоизм и желание обогатиться. Чтобы обуздать дурную природу человеческой сущности нужно использовать силу, которая может быть предоставлена только государством.

Порядок в социуме может создать только юриспруденция и соответствующее мировоззрение каждого члена общества , и все это может сделать исключительно государственная машина, а не церковь с ее предрассудками. Макиавелли изучал очень много вопросов, которые касались устройства государства и власти, взаимодействия человека и власти, методов противодействия насилию и коррупции в стране и так далее.

Книги по философии эпохи Возрождения

  • Горфункель А. Философия эпохи Возрождения.
  • Перевезенцев С. Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения

ВИДЕО Философия эпохи Возрождения за 15 минут

Резюме

Этап философии в эпоху Возрождения можно кратко охарактеризовать, как пробуждение от непросвещенности , признание ценности каждого человека . Представители эпохи Возрождения — это философы и естествоиспытатели , такие как Джордано Бруно, Галилео Галилей, Николай Коперник. Они в своих трудах стали отождествлять Бога не просто с природой, а с бесконечным космосом и вселенной. Они устремили свои взоры в небо.

Философия эпохи Возрождения включает в себя не только натурфилософские идеи и идеи пантеизма, но и гуманистические взгляды . Философия этого периода требует от человека постоянного самосовершенствования, смелости в поиске смысла земного бытия, божественного начала во всем сущем.

Всем желаю неутолимой жажды познания себя и окружающего мира, вдохновения во всех Ваших делах!

Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV - XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.

2. Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:

Гуманистическое (XIV - XV вв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;

Неоплатоническое (сер. XV - XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;

Натурфилософское (XVI - нач. XVII вв), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;

Реформационное (XVI - XVII вв.), представители которого -Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. - стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;

Политическое (XV - XV] вв., Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления государством, поведение правителей;

Утопическо-социалистическое (XV - XVII вв., представители -Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) - искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.

3. К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:

Антропоцентризм и гуманизм - преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

Оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии - схоластики);

Перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;

Принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);

Большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;

Торжество индивидуализма;

Широкое распространение идеи социального равенства

Диалектика Кузанского

Н. Кузанского исследователи его творчества считают первым выдающимся представителем пантеистической(– философское учение, максимально сближающее понятие «Бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению) философии эпохи Возрождения. Он сближает Бога с природой, приписывая последней божественные атрибуты и прежде всего бесконечность в пространстве; он также выступает против теологического принципа конечности Вселенной в пространстве и сотворенности ее во времени, хотя и оговаривается, что мир не является бесконечным в том смысле, в котором является Бог как «абсолютный максимум». Но все же «нельзя считать его и конечным, потому, что он не имеет границ, между которыми заключен»; по мнению Н. Кузанского, Земля не составляет центра мира, а так называемая сфера неподвижных звезд не является окружностью, замыкающей мир. Н. Кузанский высказал ряд диалектических идей применительно к пониманию природы: он увидел единство противоположностей, единое и множество, возможность и действительность, бесконечность и конечность в природе.

Глубокие идеи были высказаны им в теории познания. Он обосновал понятие научного метода, проблему творчества – безграничность возможностей человека, особенно в сфере познания. Вместе с тем и в познании проявляется его пантеизм: Бог заранее есть все, что только может быть. Начало просвечивает во всем, а человек способен мыслить бесконечно, преодолевая любые противоположности.

Философские воззрения Николая Кузанского оказали воздействие на последующую натурфилософскую мысль эпохи Возрождения. математически. Главное произведение Кузанского – об ученом незнании.

Начиная с Кузанского в философию нового времени проникает новая идея – бесконечности. Бог понимается как абсолютный максимум/минимум – актуальная во всех отношениях бесконечность.

Бог трактуется как бытиё – возможность. Именно отсюда возникает идея предопределения – Бог всё может. Новое прочтение пантеизма. Бог лишается человеческих черт – деантропоморфизация бога . Нет ни отца ни сына ни святого духа, поскольку к ним неприложимо бесконечное бытиё. Именно кузанский заговорил о бесконечности природы и вселенной. В бесконечности все противоположности тождественны. Принцип всеобщей связи в природе и движение как следствие, охватывающее все тела и части природы.

Говоря о познании, Кузанский выделяет 4 уровня этого познания:

Чувственное – ощущение, которое даёт смутное представление об окр. мире.

Рассудок – (выше первого) его свойство – утверждение и отрицание, способность к абстракции. Именно благодаря рассудку у человека есть способность к математике, науке вообще. Мы получаем понятие общего.

Разум (интеллект) у человека есть способность мыслить бесконечно. Благодаря интеллекту мы можем видеть тождество противоположностей. Бесконечно увеличивающаяся окружность есть прямая.

Интуиция (мистическая интуиция), с помощью которой человек обладает способностью мыслить, видеть совпадение противоположностей в боге, когда и происходит растворение человеческой души в боге – в процессе мистического экстаза.

№15. Эмпиризм и рационализм в философии нового времени

Для философии Нового времени характерна сильная материалистическая тенденция, вытекающая прежде всего из опытного естествознания

В философии Нового времени, прежде всего в философии XVII в., проблемам онтологии, т. е. учению о бытии и субстанции, уделяется большое внимание, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени.

Задача науки и философии – содействовать увеличению власти человека над природой, здоровью и красоте человека – вела к пониманию необходимости исследования причин явлений, их сущностных сил. Поэтому проблемы субстанции и ее свойств интересуют буквально всех философов Нового времени.

В философии этого периода появляются два подхода к понятию «субстанция»: первый – связан с онтологическим пониманием субстанции как предельного основания бытия; второй – с гносеологическим осмыслением понятия «субстанция», его необходимости для научного знания.

Эмпиризм, рационализм

1. Рационализм (от лат. ratio - разум) - направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум.

Рационализм имеет два основных направления - онтологическое и гносеологическое.

Согласно онтологическому рационализму в основе бытия лежит разумное начало (то есть бытие разумно). В этом смысле рационализм близок к идеализму (например, учению Платона о "чистых идеях", которые предшествуют материальному миру и воплощением которых данный материальный мир ("мир вещей") является). Однако рационализм не тождественен идеализму, так как смысл рационализма не в первичности идей по отношению к материи (бытию), а именно в разумности бытия. Например, материалисты, убежденные в божественной либо иной разумности, внутренней логичности бытия, являются рационалистами (Демократ, Эпикур и др.).

Основная идея гносеологического рационализма заключается в том, что в основе познания также лежит разум. Соответственно, гносеологические рационалисты выступали против средневековой теологии и схоластики, представители которых видели в основе познания

Божественное откровение и отвергали разум. Наряду с этим рационалисты были оппонентами эмпиристов - сторонников философского направления, распространенного в новое время, тоже выступавших против схоластов и видевших в основе познания не откровение, а знание и опыт (девиз эмпиристов - "Знание - сила").

Главными аргументами рационалистов в споре с эмпириками были следующие:

Сам по себе опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания;

Разум способен самостоятельно делать открытия, которые первоначально не были основаны на опыте и лишь впоследствии подтверждены опытным путем.

Также в качестве направления рационализма выделяется этический рационализм, суть которого в том, что разум лежит в основе этики, поведения.

К рационалистам можно отнести множество философов, начиная с античных времен вплоть до нынешней эпохи (Платон, Демокрит, Эпикур, Сократ, Кант и др.), но наибольший вклад в разработку рационализма, превращение его в официально признанное философское направление внесли философы Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц.

2. Эмпиризм - направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познаний лежит опыт: "нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)", "знание - сила". Получил широкое распространение в Англии XVII в. и в последующем в США.

Основателем эмпиризма считается Фрэнсис Бэкон.

Видными представителями являлись Томас Гоббс, Джон Локк, Джон Дьюи (США).

Эмпиристы, как правило, были оппонентами рационалистов.

№16. Проблема субстанции у Спинозы и Лейбница

Данное противоречие Спиноза попытался решить, выдвинув самостоятельное учение о единой субстанции, суть которого в следующем:

Не существует различия между высшей субстанцией - Богом и сотворенными им другими Субстанциями;

Существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее;

Данная субстанция заключает в себе окружающий мир (Природу) и Бога;

Природа и Бог - едины;

Не существует Бога, находящегося и творящего вне Природы, возвышающегося над природой;

Бог внутри Природы;

Только единая Природа-Бог обладает способностью творить, является "миром творящим" и создает "мир сотворенный" - единичные вещи;

Единичные вещи существуют не сами по себе, они являются всего лишь проявлениями - "модусами" единой субстанции - Природы-Бога;

Внешней причиной существования модусов является единая субстанция (Природа-Бог), они (модусы) всецело зависят от нее, а значит, подвержены изменениям, движутся во времени и пространстве, имеют начало и конец своего существования. Сама же субстанция (Природа-Бог) обладает следующими качествами:

Существует;

Самостоятельна и независима от кого-либо;

Имеет внутреннюю (а не внешнюю, как модусы) причину самой себя;

Обладает множеством свойств (атрибутов), основные из которых - мышление и протяжение (в данном случае мышление и протяжение - свойства всей субстанции, а не отдельных модусов, как у Декарта);

Бесконечна в пространстве и времени;

Вечна (несотворима и неуничтожима);

Неподвижна.

1. Готфрид Лейбниц (1646 - 1716) - немецкий ученый-математик, юрист, философ - считается последним видным представителем

философии нового времени и предшественником немецкой классической философии.

Лейбниц принадлежал к философскому направлению рационализма. В сфере его исследования основными являлись проблемы:

Субстанции;

Познания.

2. Изучив теории Декарта и Спинозы о субстанции, Лейбниц пришел к выводу об их несовершенстве.

Во-первых, он не принял дуализма Декарта в смысле разделения им всех субстанций (сущностей, не нуждающихся для своего существования ни в ком и ни в чем, кроме самого себя), с одной стороны, - на высшую - Бога и сотворенные им, но независимые субстанции, с другой - всех сотворенных - на материальные (протяженные) и духовные (мыслящие).

Во-вторых, по мнению Лейбница, Спиноза, соединив все субстанции в одну (Природу-Бога), не преодолел дуализма Декарта, так как разделил все модусы (единичные вещи - проявления субстанции) на два класса - протяженные и мыслящие; то есть то, что у Декарта выступало двумя видами субстанций, у Спинозы стало аналогичными видами модусов (проявлений) единой субстанции.

В противовес теории Декарта и Спинозы Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций). Основные положения данной теории (монадологии) следующие:

Весь мир состоит из огромного количества субстанций,

имеющих не дуалистическую (двойственную, как у Декарта и

Спинозы), а единую природу;

Данные субстанции называются монадами (в переводе с греческого - "единое", "единица");

Монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является

материально-вещественным образованием;

Монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением;

По своей сути монада - это деятельность, единое, непрерывно меняющее свое состояние;

В силу непрерывности своего существования монада осознает себя;

Монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга (по мнению Лейбница: "не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти").

ВОПРОС 7

Возрождение - период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы. В Италии эпоха Возрождения с 14-16 веков, в других странах с 15-16 вв. Большинство исследователей связывают появление Возрождения с переходом от средневековья к Новому времени, т.е. от феодализма к капитализму.
Отличительные черты идеологии Возрождения:
1. антифеодальная направленность
2. светский характер (против церкви)
3. гуманистическое мировоззрение
4. обращение к культурному наследию античности.
Идеологической основой стали гуманизм, а затем натурфилософия.
Гуманизм - от лат. человеческий - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждение блага человека, как критерия оценки общественных отношений. В философском смысле - светское вольномыслие, противостоящее схоластике и духовному господству церкви. В эту эпоху происходило своеобразное обожествление человека - "микрокосмоса", богоравного существа, создающего и творящего самого себя. Эти взгляды представляют собой антропоцентризм . Это философский термин, укоренившийся во второй половине 19 века для обозначения идеалистических учений, видящих в человеке центральную и высшую цель мироздания. Но его основы были заложены в эпоху Возрождения.
Пантеизм - от греч. theos, что означает бог. Это религиозные и философские учения, отождествляющие бога и мировое целое. Пантеистические тенденции проявлялись в еретической мистике средних веков. Пантеизм характерен для натурфилософии Возрождения и материалистической системе Спинозы, отождествившего понятие "бог" и "природа".
Подобное отношение к человеку знаменовало возникновение новых форм самосознания и ренессансного индивидуализма. Был сделан акцент на этических проблемах, учении о свободной воли индивида, направленной к добру и общему благу. Происходила своеобразная реабилитация человека и его разума. Оно отбрасывало средневеково-богословское отношение к человеку, как к греховному сосуду, обреченному в жизни на страдания. Целью земного бытия объявлялись радость и наслаждение. Провозглашалась возможность гармоничного существования человека и окружающего мира. Гуманисты способствовали выработке идеала совершенной, всесторонне развитой личности, добродетели которой определялись не благородством по рождению, а делами, умом, талантами, заслугами перед обществом. В Гуманизме с самого начала были заключены натурфилософские тенденции, получившие особое развитие в 16 веке. Главная проблема, занимавшая натурфилософов - соотношение бога и природы. Рассматривая ее, они стремились преодолеть дуализм средневекового мышления, понимали мир как органическую связь материи и духа. Признавая материальность и бесконечность мира, они наделяли материю способностью воспроизводить самою себя, а вместе с тем и жизнью, создав учение о живом космосе . Таким образом, в философских системах эпохи Возрождения, сформировалась пантеистическая картина мира. Представление о всеобщей одушевленности вселенной ставили под сомнение существование сверхнатурального, потустороннего, поскольку все чудесное объявлялось естественным, природным, потенциально познаваемым: стоило его открыть и объяснить, как оно переставало быть чудесным. Такие суждения шли вразрез с церковной догмой. Средневековой схоластике, опиравшейся на книжные знания и авторитеты, гуманизм и натурфилософия противопоставили рационализм, опытный метод познания мира, базировавшийся на чувственном восприятии и эксперименте. Вместе с тем, одушевление космоса приводило к мысли о наличии таинственной связи между человеком и природой, признанию оккультных наук. Наука понималась как естественная магия, астрономия переплеталась с астрологией, и т.д. В целом, понимание природы как внутреннего мастера, действующего самостоятельно, живущего по своим законам, означало разрыв с устоявшимися средневековыми представлениями о боге-творце и вело к зарождению новой естественной религии. В основе этого идеологического переворота лежал подъем производительных сил, материального производства, науки и техники. Все это привело к прогрессивному развитию Европы.

14-16 век эпоха возрождения и гуманизма. Возрождение сначала возникает как феномен культуры. Гуманисты,получив светское образование отделяясь от церкви критиковали схоластику. Вдохновителем возрождения является Данте. Петрарка - первый оформитель идеи гуманизма. Возрождение это возрастание интересов к человеку и античному наследию. Социально психологическими предпосылками возрождения явились:

    развитие в сфере экономики и техники (появление новых орудий труда и типов производств - ткацкая, военное дело, металлургия, книгопечатание).

    рост выпускаемой продукции. Развитие торговли. Контакты с новыми людьми, культурами, обмен знаниями. Появление новой прослойки буржуа. В Италии буржуа приходит к власти, появляется республиканская форма правления.

    эпоха географических открытий. Изменение идеологического характера, внутри церкви. Ослабевает идейная, экономическая и политическая власть церкви. Внутри церкви - идеи реформации (реформируются основы церкви, догматы христианства). Протестантизм, кальвинизм, лютеранство. Наряду с реформацией формируются церковные ордена, претенденты на власть. Самый известный орден иезуитов. Суды над ведьмами и еретиками.

Этапы эпохи возрождения:

    гуманистический (середина 14 - середина 15 вв.). Основная проблема человек, в его отношение к миру.

    неоплатонический (середина 15 - 1 треть 16). Основная проблема - устройство бытия.

    натурфилософский. Основная проблема - природа, попытка исследования с помощью научных методов. Основные темы эпохи возрождения, общественное и гос. устройство. Происхождение. Возврат к античной утопии. Появление 1 политический исследований.

Особенности философского мировоззрения. Новый взгляд на человека:

    Человек земное существо и в земной жизни должен быть счастлив. При этом человек лучшее из творений бога.

    Человек существо гармоничное. В нем прекрасны и душа и тело.

    Человек трудящийся, мастер своего дела. Труд не наказание, а мастерство, предмет гордости. Идеал, талантливый художник, скульптор, писатель.

    Человек уникален своей неповторимостью. Человек существо общественное и активное. Сам распоряжается своей судьбой. Если Бог творец мира, то человек творец культуры. Человек богоподобен.

Появление пантеистического воззрения. Пантеизм - представление о Боге как о растворенном в мире. "Бог во всем и все в Боге". Природа загадка, тайна, она не познается только при помощи разума. Методы философов становятся магическими, появляется: астрология, алхимия. Интерес к трудам античных философов. Космологическая система Аристотеля.

13. Философские идеалы эпохи Просвещения

Просвещение входит в культуру как торжество рационализма, завершение идей, которые появились в период Возрождения и получили дальнейшее развитие в XVII-XVIII вв.

Просвещение - эпоха гносеологического оптимизма и веры в прогресс. Как идейно-мировоззренческое движение Просвещение достигло высшего расцвета во Франции, хотя и получило распространение во всех странах Европы. Философы эпохи Просвещения не только продолжали классические идеи рационализма, но и формулировали новые, основываясь на критике картезианской метафизики за ее умозрительноть и " недостаточную связь с наукой и практикой.

Просвещение усилило критику религиозной идеологии, опираясь на достижения науки и принципы материалистической философии. Во Франции Просвещение приняло форму материалиэма и атеизма и подготовило почву для появления социалистических идей. Идеологи Просвещения ставили перед собой не только собственно философские и научные проблемы, но и общие социокультурные задачи, пытаясь просветить народ, научить его пользоваться возможностями своего разума. Последний призван освободить народ от предрассудков, сделать людей «совершеннолетними», научить их критически относиться к предлагаемым религиозным и социальным проектам. Эти идеи развивали Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Ж. д"Аламбер, Д. Дидро, П. Гольбах, Ж. Ламетри, К. Гельвеции во Франции; Дж. Толанд, А. Шефтсбери. Б. Мандевиль, Т. Рид, А. Смиг в Англии; X. Вольф, Г. Лессинг в Германии.

Исходная ценностно-мировоззренческая установка Просвещения - «имей мужество пользоваться собственным умом». Тем самым идеологи Просвещения утверждали веру в человеческий разум, который наиболее полно реализуется в науке и технике. Отсюда опора на научное знание, пропаганда самоценности научного разума.

Философы Просвещения подчиняли научный разум жизни, преобразованию социальных отношений, улучшению жизненных условий и т.д. Отсюда защита ими естественных прав человека и гражданина, критика суеверий, воплощенных в религиях, пропаганда идей религиозной терпимости, пантеизма и деизма.

Реализация подобных идей требовала своеобразной трактовки разума. Согласно философии Просвещения, разум не дает вечных и общеобязательных исгин. Разум - возможность истины, а не обязательная способность постижения всех тайн бытия. Разум - основа деятельности, помогает установить связь между различными событиями и фактами. Таким образом, основным свойством человеческого разума является готовность и способность искать истину.

Принципиально важно, что, возвышая разум, философы Просвещения ставили его в зависимость от опыта; в конечном итоге он контролируется опытом и потому не всемогущ. Таким образом, трактовка разума основана не столько на философско-методологической установке, сколько на достижениях науки. Философия Просвещения отрицает правомерность заранее установленных принципов, которые должны быть метафизическими указателями. Меняется роль исходных принципов, которые оказываются зависимыми от опыта, данных науки. Отсюда методологическая установка: опытные данные должны быть исходными в понимании происходящих процессов, ог них следуег идги к истине. Это поднимает статус науки и образования а культуре, поскольку именно наука и образование учат анализировать, критически мыслить, не принимая ничего на веру.

Вместе с тем, чтобы не упрощать рационалистическую концепцию эпохи Просвещения, следует отметить, что философы понимали несаодимость человека к разуму, наличие в мире неразумного. Основная идея просветителей состоит не в том, что все в человеке сводится к разуму и все, что неразумно - бессмысленно, а в том, что все, что человек делает, думает, чувствует, все, во что он верит, может и должно быть осмыслено разумом. Человек - существо разумное, и в нем не должно быть ничего не осмысленного разумом.

Социальный прогресс философы Просвещения видели в распространении знания, науки, образовании населения. Они считали, что особое внимание следует уделять просвещению правителей, обладающих реальной властью.

14.Немецкая классическая философия. основные черты и особенности

Общая характеристика немецкой классической философии

Термин "классическая немецкая философия" был введен Ф. Энгельсом. Сам Энгельс специально не разъясняет, что он имеет в виду под "немецкой классической философией". Но под классикой обычно имеется в виду высшая мера чего-либо, некая завершенная форма. И после классики, как правило, идет снижение уровня.

Немецкая классическая философия охватывает сравнительно краткий период, который ограничен 80-ми годами XVIII столетия, с одной стороны, и 1831 годом - годом смерти Гегеля - с другой (либо более поздней антропологической, материалистической философией Фейербаха, который, однако, вошел в противоречие с основным характером немецкой философии этого периода - ее идеализмом). По целому ряду моментов она представляет собой вершину философского развития (идей Возрождения, Нового Времени, Просвещения). Основными представителями этой философии были основоположник ее Иммануил Кант, его последователь Фихте, Шеллинг, противник кантианской философии Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

Что касается общей характеристики классической немецкой философии, то в ней происходит смещение акцентов (по сравнению, напр., с мыслью Просвещения) с анализа природы на исследование человека, человеческого мира и истории. При этом уже у Канта ясно выражена мысль об автономности человека и его истории относительно природы. До этого философы знали, с одной стороны, природу,. а с другой - человека, который рассматривался как особого рода природное тело, наделенное нетелесной душой. Представители немецкой классики впервые осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. И только глядя на него как на продукт культуры, можно разгадать целый ряд философских загадок. Также немецкая классика идет дальше рационализма Нового времени (Декарта, Лейбница, которые считали, что о сущности мира мы узнаем, лишь погрузившись в глубины самого разума, поскольку чувственное многообразие природных тел скрывает от нас основу бытия). В немецкой классике речь идет о разумно организованной действительности, где сущность мира открывается нам непосредственно. И чем дальше продвигается мысль немецких философов, тем яснее то, что речь идет не о первозданной природе, а о мире культуры, организованном в соответствии с законами Истины, Добра и Красоты (метафизика, этика и эстетика - три части философии Канта, которые посвящены открытию этих законов). Немецкие философы выводят этот мир культуры из деятельности человеческого духа, и мыслящий субъект, таким образом, оказывается основой мироздания. Деятельность людей толкуется ими только как духовная деятельность, а потому на самые фундаментальные вопросы представители классической немецкой философии отвечают с позиции сначала субъективного (Кант), и лишь затем объективного идеализма (Гегель).

Другая особенность этой философии заключается в том, что, обратившись к исследованию субъекта, к исследованию его деятельных способностей, немецкие философы покидают уровень популярного изложения философии. "Вплоть до появления кантовской философии, - пишет в этой связи Гегель, - публика еще шла в ногу с философией; до появления кантовского философского учения философия возбуждала к себе всеобщий интерес. Она была доступна и ее желали знать; знание ее входило вообще в представление об образованном человеке. Ею поэтому занимались практики, государственные люди. Теперь, когда выступил путаный идеализм кантовской философии, у них опускаются крылья. Таким образом, уже с выступлением Канта положено было начало этому отделению от обычного способа сознания".

Таким образом, одна из особенностей классической немецкой философии проявилась в том, что она была обречена на общественный неуспех. Иначе говоря, она не могла стать популярной. И это по той простой причине, что не может быть популярной серьезная наука. Всякая популяризация науки ведет к тому, что поступаются сначала научной формой ради простоты изложения, а затем самим содержанием - ради простоты восприятия. Что касается немецкой классики, то здесь была поставлена противоположная задача. Кант и Фихте в особенности стремились превратить философию в науку. Именно с этим связаны приемы дедукции (логического выведения и обоснования) и конструкции (метафизические и диалектические), которые они использовали для построения философской теории.

Перечислим некоторые из положительных моментов немецкой классической философии. Философия Канта завершает рациональную философию (начатую Декартом). В его философии нашло свое выражение теоретическое отражение и понимания в просвещенческом духе человеческой свободы и равенства в период до французской революции. В немецкой классической философии можно видеть зачатки "философии активной стороны" у Фихте, основы новой натурфилософии у Шеллинга (его же концепцию "динамического процесса" в природе, близкую к материалистической диалектике), диалектическую концепцию Гегеля (переосмыслившую старое понимание диалектики, как способа спора и обсуждения проблем в сторону ее научного построения, где диалектика становится методом познания развивающейся действительности). Начиная с Гердера, немецкая философия вводит историзм, идею развития в исследование общества и природы и тем самым отвергает неисторические и механистические концепции предшествующей просвещенческой эпохи (идея развития становиться главной в диалектике Гегеля).

Послекантовская философия проводит также серьезную критику агностицизма (теории о непознаваемости действительности) и всей предшествующей рационалистической и эмпирической традиции.

Преобладание идеализма в немецкой классике связано с развитием всей философии после Декарта. В противоположность онтологической позиции древней и средневековой философии, как недостаточно обоснованной, Декарт подчеркнул идею о том, что наиболее существенным моментом, с которого философия должна начать, является достоверность самого познающего Я, субъекта. В рамках этой традиции ряд философов Нового времени делают больший упор на субъекта (человека), чем на объект (мир, природу), а вопросу о характере познания отдают предпочтение перед вопросом о характере бытия (гносеологии перед онтологией). В философии Канта также проявляется подобное привилегированное положение субъекта и теории познания (субъективизм, начавшийся с работ Декарта, доводится Кантом до логического конца и его поэтому можно считать последним последовательным субъективным идеалистом, с чем связано то, что в последующей фазе развития немецкой философии (Шеллинг, Гегель) наблюдается переход к онтологической позиции).

Также можно сказать, что характерной чертой немецкого идеализма был пантеизм (он характерен для Фихте, Шеллинга классического периода и Гегеля). Толчок развитию пантеизма дали Кант своей критикой метафизических идей (бог, душа, идея мировой целостности), а также дискуссия, разгоревшаяся в конце 18 века вокруг философии Спинозы (вызванная книгой Ф. Якоби "Об учении Спинозы", представляющей атеистическую интерпретацию его философии).

В социальном плане немецкая философия - свидетельство идейного пробуждения "третьего сословия" (бюргерства, буржуазии) Германии и развитие социальных и либерально-политических идей Нового времени и Просвещения (в этом плане Кант и Гегель дают одни из лучших толкований "гражданского общества" и "правового государства").

15.философия Канта

Теория познания И. Канта: основные понятия и принципы

Одним из величайших умов человечества, основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724-1804). Не только в философии, но и 8 конкретной науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем.

Человек, этика и право- вот главные темы философского учения Канта.

Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия человека, души, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу знания. Они-то и придают знанию характер необходимости и всеобщности. Но они же суть и непереходимые границы достоверного знания. Отвергая догматический прием познания, Кант считал, что вместо него нужно взять за основу иной - метод критического философствования, состоящий в исследовании приемов самого разума, в расчленении общей человеческой способности познания и в исследовании того, как далеко могут простираться его границы. Кант различай воспринимаемые человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта: мир познается нами только в своих явленных формах.

В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике: противоречие рассматривалось им как необходимый момент познания. Но диалектика для него - лишь гносеологический принцип, она субъективна, так как отражает противоречия не самих вещей, а только противоречия мыслительной деятельности. Именно потому, что в ней противопоставляются содержание знаний и их логическая форма, предметом диалектики становятся сами эти формы.

В логическом аспекте теории познания Кант ввел идею и термин «синтетическая сипа суждения», позволяющую осуществлять синтез рассудка и данных чувственного восприятия, опыта.

Кант ввел воображение в теорию познания, назвав это коперниканским переворотом в философии. Наши знания - не мертвый слепок вещей и их связей. Это духовная конструкция, возведенная воображением из материала чувственных восприятий и каркаса доопытных (априорных) логических категорий. Помощь воображения человек используег в каждом звене своих рассуждений. К своей характеристике человека Кант добавляет: это существо, наделенное продуктивной способностью воображения.

В своей теории познания Кант часто рассматривает и собственно антропологические проблемы. Он выделяет в познании такой феномен духа, как трансцендентальная апперцепция, т.е. единство сознания, составляющее условие возможности всякого познания. Это единство есть не результат опыта, а условие его возможности, форма познании, коренящаяся в самой познавательной способности. Кант отличал трансцендентальную апперцепцию от единства, характеризующего эмпирическое Я и состоящего в отнесении сложного комплекса состояний сознания к нашему Я как его центру, что необходимо для обьединения всего многообразия, данного в опыте и образующего содержание всех переживаний Я. Это гениальная идея великого мыслителя.

Согласно Канту, мы познаем только явления - мир вещей самих по себе нам недоступен. При попытке постигнуть сущность вещей наш разум впадает в противоречия.

Скрупулезно разрабатывая свою концепцию о «вещах в себе», Кант имел в виду, что в жизни индивида, в нашем отношении к миру и человеку есть такие глубины тайн, такие сферы, где наука бессильна. По Канту, человек живет в двух мирах. С одной стороны, он часть мира явлений, где все детерминировано, где характер человека определяет его склонности, страсти и условия, в которых он действует. Но с другой, помимо этой эмпирической реальности у человека есть иной, сверхчувственный мир «вещей в себе», где бессильны привходящие, случайные, непостижимые и непредвидимые ни импульсы у самого человека, ни стечение обстоятельств, ни диктующий свою волю нравственный долг.

16. фиософия гегеля

Соотношение системы и метода в философии Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) глубоко и всесторонне переработал идеи своих предшественников и создал целостную систему идеалистической диалектики. В отличие от Шеллинга, широка использовавшего в своей философской системе элементы иррационализма, диалектика Гегеля носит ярко выраженный рационалистический характер, задумана как наука, основанная на логике, определенной системе понятий, разуме. Альфой и омегой гегелевской философии, ее общим пафосом является провозглашение разумности мира, его рациональности: «что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно». Абсолютное тождество бытия и мышления - главный системообразующий принцип в философии Гегеля, который последовательно развивается, конкретизируется при рассмотрении логики, природы, мышления (духа).

В качестве первоосновы мира выступает «Абсолют» (синонимы: «мировой разум», «мировой дух», «абсолютная идея») - некая без личностная, вневременная, творческая сила, заключающая в себе необходимость развития природы, общества и познания. Она внутренне (имманентно) присуща бесконечным проявлениям материального и духовного, объективного и субъективного, составляет их скрытую сущность и обуславливает все более полное проявление их тождества в процессе развития. Абсолютная идея есть субстанция, составляющая сущность и первооснову всех вещей. Развитие понимается как процесс самопознания абсолютной идеи самой себя. Если отождествить «Абсолют» со всеобщей закономерностью, гармонией мира, то развитие означает рост самопознания природы, реализуемого через мышление человека - высшей ступени развития.

Самая общая схема мирового движения заключается в том, что абсолютная идея в результате саморазвития отчуждает себя в природу, а затем, воплощаясь в человеке. его мышлении, осознает себя, обретает волю и другие личностные качества. Эта тройственная трансформация (триада) последовательно рассматривается Гегелем в его основных трудах; «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа».

В «Науке логики» описывается логическое развитие идеи как восхождение к все более конкретным категориям: бытие, ничто, становление, качество, количество, мера; сущность, явление, действительность; понятие, объект, идея, завершающаяся абсолютной идеей. В «Философии природы», соответственно, в механике, физике, физиологии рассматривается инобытие абсолютной идеи. И, наконец, в «Философии духа» прослеживается возвращение «Абсолюта» к себе в формах психической деятельности индивида: субъективного духа (антропология, феноменология, психология), объективного духа (право, мораль, нравственность, государство), абсолютного духа (искусство, религия, философия - высшие формы самосознания духа).

Внутренним источником развития всего сущего, понимаемого как восхождение от абстрактного к конкретному, является противоречие. Основателем первой целостной теории противоречия является Гераклит. Смысл диалектического противоречия был впервые раскрыт Аристотелем, увидевшим в нем существенный момент в определении предмета. Противоречие пронизывает всю философию Гегеля. Любой предмет, понятие, явление, реализуя себя, тем самым исчерпывают себя и переходят в свое иное. Любая категория, являясь результатом противоречия, содержит в себе новое противоречие, ведущее к дальнейшему развитию.

Последовательный анализ развития абсолютной идеи в области логики (чистая мысль), природе и обществе выявляет основные диалектические принципы, законы и категории, которые образуют систему гегелевской диалектики.

17. Особенности развития русской философии

В качестве самостоятельного духовного явления о русской философии может идти речь, начиная с конца XVIII - начала XIX в. В широком смысле русская философия этого периода является продуктом взаимодействия самобытных идей русского православия и воззрения французских философов эпохи Просвещения. В XIX в. русская философия формировалась при заметном влиянии Шеллинга и Гегеля (Веланский, Давыдов), а позднее позитивизма и материализма (Киреевский,Белинский, Герцен, Бакунин). Последний в результате генезиса своих взгядов стал идеологом русского анархизма. Среди последователей материализма и позитивизма - Н.Г. Чернышевский, П. Лавров, М.М. Филиппов. Первая попытка связать марксизм с русской философией была сделана В.Г.Плехановым. В конце XIX в. начинает формироваться русская мистически-религиозная философия. Сначала она получила отражение в произведениях Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского. Последний дал философско-психологический анализ пограничных ситуаций. Принято считать, что он является предтечей экзистенциализма. Первые известные за пределами России представители русской православной философии - В. Соловьев и П. Флоренский. Соловьев сформировался как философ под воздействием Канта и пришел таким образом к оправданию мистического христианства. Благодаря этим философам детальную разработку получили такие этико-религиозные понятия как «соборность», «софийность», «всеединство» и «общее дело». Близко по воззрениям к ним стоял П.Я. Чаадаев.

Религиозный философ Лев Шестов был близок к экзистенциализму. Дальнейшее развитие русской философии связано с тремя основными направлениями: психологическим (рефлексология Бехтерева и Павлова), теософско-мистическим, в лице русского космизма Е. Бловацкой и этическим учением Н.К. Рериха, которое было в наиболее полном виде изложено в его сочинении «Живая этика». Междисциплинарные исследования на стыке философии и методологии естествознания осуществил В.И. Вернадский. Он развил понятие ноосферы, введенное в науку Тейяром де Шарденом.

18философия средневековой руси

Представления о философии в средневековой Руси.

В древнерусских текстах, которые мы находим в памятниках письменности, даже и в самых ранних, присутствуют термины "философ", "философия", "философствовать", анализ которых показывает вкладываемое в них полисемантическое содержание. Под философами разумели: античных мыслителей, писателей, ученых (Платона, Сократа, Демосфена, Вергилия, Галена); представителей патристики, мучеников, исповедников христианства (Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина, Юстина Мученика); просветителей и проповедников (Константина-Кирилла, греческого богослова, произнесшего «Речь философа» перед князем Владимиром); мастеров экзегезы (Климента Смолятича, Максима Грека); деятелей искусства, умевших воплощать мудрость эстетическими средствами (Феофана Грека, Андрея Рублева); способных к необыденному мышлению людей духовного склада вроде князя Владимира Волынского, о котором сообщается в Ипатьевской летописи: „Владимир же разумел притчи и темные слова и разговаривал с епископом много о книгах, ибо был великий книжник и философ, какого не было по всей земле и после него не будет". Последняя фраза имеет этикетное значение, что свидетельствует о высоком статусе звания "философ" на Руси.

Кроме опосредованных представлений о философии через образы ее носителей чрезвычайно важно знать непосредственные о ней суждения, выраженные в определениях философии. Крупнейшим авторитетом в данной области был св. Иоанн Дамаскин, византийский богослов, гимнограф, мыслитель VIII в., "Фома Аквинат Востока". В основополагающем сочинении «Источник знания», состоящем из трех частей, первая - «Философские главы», часто называемая «Диалектикой», - содержит шесть дефиниций философии: „Философия есть познание сущего как такового... познание божественных и человеческих вещей... помышление о смерти произвольной и естественной... уподобление Богу в возможной для человека степени... искусство искусств и наука наук... любовь к мудрости". Затем, следуя перипатетической традиции, Дамаскин дает восходящую к Аристотелю классификацию философии как совокупности всех знаний и ее деление на теоретическую, включающую богословие, фисиологию, математику, и практическую, состоящую из этики, экономики, политики .

Подобные весьма основательные суждения о философии постоянно присутствуют в памятниках древнерусской письменности вплоть до XVII в., причем они подвергались уточнениям, как это пытался сделать Андрей Курбский в новом переводе «Диалектики» с дополнением византийской системы философского знания латинскими нововведениями, и творческой переработке, что осуществил митрополит Даниил, добавив к шести дефинициям отца церкви три своих в трактате «О философии внимай разумно, да не погреши». Известны также определения философии Максима Грека, Симеона Полоцкого, Юрия Крижанича и других мыслителей допетровского периода, дающие в совокупности достаточно серьезные и разнообразные о ней представления, бытовавшие в древнерусской среде

Значительным периодом в истории Западной Европы является эпоха Возрожде­ния (XV-XVI вв.).

В этот период закладываются основы капиталистического производства, создаются города-республики, развивается мореплавание и торговля, откры­ваются новые научные направления, изобретается книгопечатание и т.д.

Своё название эпоха получила из-за возрождения принципов духовной культуры античности. Эпоха была ориентирована на искусство и культ художника. Художник подражает Богу в его творчестве и сам начинает искать основания в самом себе, в душе и теле.

Эпоха Возрождения представлена такими выдающимися мыслителями, как Петрарка, Боккаччо, Николай Коперник, Эразм Роттердамский, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джордано Бруно, Макиавелли, Томмазо Кампанелла, Томас Мор, Николай Кузанский, Галилео Галилей, Мишель Монтень.

Характерные черты картины мира Возрождения:

А) антисхоластический характер (хотя для государства схоластика оставалась официальной философией и ее принципы изучались в большинстве университетов)

А: Социально – экономические изменения к. XV - н. XVI вв. привели к возникновению многочисленного слоя буржуазной интеллигенции. В данный период возникла новая культура, получившая название гуманизма, который означал светскую, а не богословско – схолостическую образованность. Гуманисты противопоставляли светские науки церковной учености.

Особенность ранней буржуазной культуры заключалось в широком использовании античного культурного наследия. Античная культура была ближе и понятнее нарождающейся буржуазии, чем культура феодального общества. Её значение было столь велико, что вся эпоха получила название эпохи Возрождения (Ренессанса), т.е. произошло восстановление многих сторон богатой античной культуры после более чем тысячелетнего забвения.

В) вопросы, связанные с устройством природы, ее структурой, с закономерностями ее развития; о космосе (натурфилософия); главный принцип мировоззрения – пантеизм.

В :Для развития материалистического мировоззрения еще большее значение имело появлениенатурфилософии - учения о природе, свободного от подчинения теологии. Натурфилософия чаще носила пантеистический характер, т.е. она отождествляла Бога с природой, не отрицая его существования. Следствием пантеизма являются гилозоизм (идея всеобщей оживленности природы) и панпсихизм (идея всеобщей одушев­ленности природы).

Гилозоизм - философская концепция, признающая одушевленность всех тел, космоса, материи, природы. Гилозоизм снимал принципиальное различие между неорганической и живой природой.

Гилозоизм был присущ воззрениям Платона и Аристотеля. В эпоху Возрождения гилозоизм под влиянием концепций античных мыслителей используется в качестве аргумента при обосновании единства человека с его сознанием и природой. Появление концепций Гилозоизма в философии Нового времени связано с поисками ответа на вопрос об основаниях и предпосылках становления чувствительности у живых существ и сознания у человека.

Огромное значение для развития новых материалистических взглядов и идей этого периода имели естественнонаучные труды пантеиста Н. Кузанского, математика и астронома Н. Коперника, Дж. Бруно, Л. Да Винчи, Г. Галилея и др.

Николай Кузанский (1401 - 1464), видный церковный деятель, мистик и богослов. Кузанский сближает Бога и природу, творца и творение, приписывая природе божественные атрибуты.

Николай Кузанский представлял процесс познания как достижение бесконечно совершенного. Он высказал идеи применительно к пониманию природы, единство противоположностей, единое и множество, возможность и действительность, бесконечность и конечность в природе. Н. Кузанский обосновал понятие научного метода, проблему творчества.

Николай Коперник (1473 - 1543 ) - великий польский астроном, труды которого произвели переворот в развитии научного знания. Была предложена принципиально новая модель мироздания. Гелиоцентризм Коперника вел к коренному пересмотру всей физической картины мира. Рушилась иерархическая структура мироздания.

Джордано Бруно (1548-1600), его заслуга состоит в развитии философского аспекта теории Коперника. Он отказывается от позиции своего предшественника, согласно которой Солнце представляет собой абсолютный центр Вселенной. Такого центра, по мнению Бруно, вообще нет. Любая планета может быть истолкована как центр Вселенной. Солнце лишь относительный центр,т. е. центр нашей планетной системы. Вселенная не имеет никаких границ, число миров в ней бесконечно. Земля обладает собственным движением, подобным движению небесных тел. Джордано объявляет Вселенную равной Богу. Бог заключен у него в самом материальном мире. Он его деятельное и внутреннее начало. Таким образом, Бруно предстает перед нами как пантеист , восставший против Бога как сверхприродной силы.

Галилео Галилей (1564 - 1642), профессор математики. Его труды имели огромное значение для развития философии эпохи Возрождения. Он считал, что к истине могут вести только научные методы. Научная методология Галилея, опираясь на математику и механику, определила его мировоззрение как механистический материализм. Значение творчества Галилея проявилось еще и в том, что он разработал метод научного исследования. Галилей в XVII в. считается основоположником научного естествознания.

С) тема человекаи его строения, его общих качеств и места в мире - Антропоцентризм.

С: Характерной чертой эпохи является антропоцентризм. Человек становится главным предметом философии, которая вырабатывает новый идеал личности.

Гуманисты эпохи утверждают единство человека и космоса, провозглашается безграничная свобода личности, которая способна преобразовы­вать мир. Гуманизм связан с творческими возможностями человека, он выступает хозяином своей судьбы.

Дезидерий Эразм Роттердамский (1469 - 1536 ) - выдающийся мыслитель, ученый-филолог, философ и богослов. В своей работе «Похвала глупости» Эразм осмеивает понятийный аппарат и логическую структуру схоластических умозрений. Эразм Роттердамский противопоставил свою «философию Христа» с базирующейся на ней системой нравственности . Онтологию и теологию у него сменяет этика.

Единомышленником Эразма был французский мыслитель, гуманист Мишель Монтень.

Мишель Монтень (1533 - 1592). Он не принял условие христианского богословия о греховности сомнения и сделал его одним из принципов своей концепции.

Человек есть существо сомневающееся, ибо ему дано такое свойство как сознание. Монтень – критик аскетической морали. Основной двигатель человеческих поступков он усматривал в стремлении к счастью и удовольствию, хотя без страдания жизнь невозможна. Философ был уверен, что бессмертия души не существует.

В сфере эстетической мысли того времени нет законченных систем. Общая тенденция намечалась в пользу секуляризации искусства и освобождения художника от опеки церкви. Искусство уже не рассматривалось как аллегорическая форма истины. Возродилась античная теория подражания. Объективность искусства сближается с наукой. Примером может служить творчество Леонардо да Винчи.

Д) проблемы идеального государственного устройства общества.

Д: В эпоху Возрождения появились и первые социалистические утопии . В большей и меньшей мере они отражали стихийный протест крестьянских масс и городской бедноты, поднимавшихся на восстания, порой перераставшие в крестьянские войны.

Николоди Бернардо Макиавелли (1469 - 1527 ) Объектом изучения для него стала политическая история: причины возвышения и гибели государств, мотивы человеческих поступков, влияние личности на ход тех или иных событий.

Главными философскими произведениями являются: «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» и «Государь».

Исследуя государство и природу законов, Макиавелли выводит их из разума и опыта, отбрасывая идею Бога. Он полагал, что политические системы рождаются, достигают величия и могущества, а затем приходят в упадок, разлагаются и гибнут. Возникновение общества, государства и морали он объясняет естественным ходом событий. В этих обстоятельствах действует и человек. Поэтому успех его деятельности зависит от того, как он приспособился к условиям общественной среды.

Томас Мор (1478 - 1535) в своей «Утопии» развивает идею платоновского «Государства», будучи убежденным, что от «правителя, как из какого-нибудь источника, распространяется на весь народ все доброе и злое».

Главнейшей опорой государства является справедливость. Жизнь утопийцев организована на принципах республиканской демократии, выборности начальства, отсутствии религиозного преследования.

Томмазо Кампанелла (1568 - 1639 ) считал главной причиной всех бедствий в обществе неравенство людей. Он полагал, что упразднение частной собственности искоренит различие между интересами личности и интересами государства, которым должны управлять философы. Все граждане должны одинаково трудиться и одинаково получать по потребностям продукты труда. Они отвергают войны, но если же нападают на них, они все встают для защиты Отечества, включая и женщин.

Кампанелла разработал систему воспитания и подготовки новых поколений, в которой учитывается природная предрасположенность каждого индивида. Основным моментом в его программе было формирование всемирного единения, союза государств и народов, что должно было обеспечить прекращение братоубийственных войн между народами.

II. Основные черты философия Нового времени (17 – 18 века)

Идеи мыслителей Возрождения были развиты философами Нового времени.

Прогресс науки требовал замены схоластического метода мышления новыми способами познания, обращенными к реальному миру. Возрождались и развивались принципы материализма и элементы диалектики.

Этот период характеризуется бурным развитием естественных наук (мате­матика, физика, механика, химия, физиология), что определялось потребностя­ми становления капиталистического общества и охватывало практически весь XVII век. Эта эпоха представлена именами выдающихся философов Франции, Германии, Англии и Голландии: Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Д.Локк, Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц, Д.Беркли, Д.Юм.

Основные проблемы, которые пытались разрешить философы:

Учение о бытии и учение о познании: субстанция мира и ее свойства;

Соотношение материальной (атомы) и духовной (монады) единиц бытия;

Методы познания, уровни познания;

Причины заблуждений.

Развитие естествознания диктует основную проблему философской рефлексии - проблему построения универсального метода и универсальной науки. Гносеология становится центром философствования. Наука становиться важнейшей деятельностью человека, а научный метод - универсальным, гарантирующим получение истины.

Вокруг вопросов об универсальном методе сложились две конфлик­тующие позиции: эмпиризм (сенсуализм) и рационализм.

Эмпиризм (сенсуализм) Нового времени: основатель - Ф. Бэкон,последователи - Джон Локк, Томас Гоббс.

Сенсуалисты в качестве единственного источника познания признают опыт, а познавательную способность считают сенситивную.

В качестве научного метода Ф. Бэкон предлагаетиндукцию.

Рационализм: основатель - Р. Декарт, последователи - Б. Спиноза, Готфрид Лейбниц.

Рационалисты утверждают, что всеобщее и необходимое знание невозможно получить из опыта. Достоверное знание выводимо только из разума, который является познавательной способностью человека . Универсальным методом рационалисты считали дедукцию. По Декарту, истинным может быть только рассуждение, мысль

Эмпиризм столкнулся с проблемой достоверности опытного знания, а ра­ционализм - с познавательными ошибками.

В Новое время сформировалась позиция субъективного идеализма (Д.Беркли, Д. Юм). Опыт - это чувственные впечатления, человек не зна­ет ничего, кроме данных своего сознания, поэтому познают не объектив­ные вещи, а их субъективные образы.

Философия эпохи Просвещения

XVIII век принято называть веком Просвещения , поскольку мыслители этого времени полагали, что путем образования, просвещения, воспитания можно суще­ственно улучшить нравы и образ жизни людей, само общественное устройство.

Эта философия духовно подготовила общество к Великой французской рево­люции 1789 г., которая разрушила феодально-аристократические устои общества и создала условия для развития новых буржуазных отношений.

Эпоха Просвещения известна такими философами, как Т. Гоббс,Дж. Локк, Вольтер, Ж.Ж.Руссо, Дидро, Гольбах, Гельвеции, Ламетри, Монтескье.

Гоббс в трактате «Левиафан» разработал теорию общественного договора, согласно которой государство возникает из договора людей между собой об ограничении некоторых своих свобод в обмен на права. Без общественного договора люди не способны к мирному сосуществованию из-за естественной вражды друг к другу. Левиафан – морское чудовище – абсолютистская организация, которая обладает силой, ограничивая свободы граждан, делая это как бы в их интересах.

Круг вопросов, которые находили отражение в сочинениях перечисленных философов, в основном представлен проблемами человека и общественного устройства или гносеологической и антропологической проблемами.

В философских размышлениях о природе просветители проводят принципы де­терминизма и механического материализма . Природа понимается как часовой меха­низм. Механистически понимается и человек. Характерным в этом смысле является труд Ж. Ламетри «Человек - машина» и высказывание Д. Дидро, что мозг вырабатыва­ет мысль так же, как печень желчь.

Культурным проектом эпохи стала «Энциклопедия наук, искусств и ремесел» Д. Дидро, где предполагалось собрать все достижения и знания человечества. Все философы- просветители приняли в этом участие.

Литература:

1. Спиркин А.Г. Философия: учебник – 3-е изд. перераб. и доп.-М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. Стр 97-123